Главная » 2 Распространение и сезон сбора » От каких двух основ образуются формы глагола. Три формы глагола быть

От каких двух основ образуются формы глагола. Три формы глагола быть

Основы и классы глагола

Подавляющее большинство глаголов имеет две основы: настоящего (или простого будущего) времени и инфинитива (с которой совпадает в большинстве случаев основа прошедшего времени).
От основы настоящего времени образуются формы повелительного наклонения, причастие настоящего времени и деепричастие несовершенного вида, например: держ (ат) (основа настоящего времени глагола держать ) → держи (те ), держ-ащ-ий, держ-а ; направля[j]** () (основа глагола направлять )→направляй, направля[j]-ущ-ий, направля[j]-[э]м-ый, направля[j]-[а] (орфографически направляя ) и т д.
Эту основу находят "отсечением" окончания 3-го лица множественного числа: держать держат → держ-; вести ведут - вед- и т. д.
Буквы е, я, ю, стоящие после гласных букв, передают два звука: j (на конце слова или слога передается буквой й ) и соответственно [э], [а], [у]. Поэтому ю в форме 3-го лица множественного числа направляют - это обозначение звуков [j] и [у] и окончание в этой форме -ут, a j - это последний звук основы.
От основы инфинитива образуются формы причастий прошедшего времени и деепричастие совершенного вида: держа (ть ) → державш-ий ;направи (ть ) → направи-вш-ий, направл-енн-ый, направи-в.
Основу инфинитива находят "отсечением" суффикса инфинитива: держать → держа-; направить → направи-; оцепенеть → оцепене- и т. д.
У сравнительно небольшого числа глаголов основы инфинитива и прошедшего времени не совпадают (у таких глаголов, следовательно, три основы). Это глаголы на-чь ,-сти -сть ) и на-ну (если суффикс-ну не имеет значения однократности действия): беречь, нести, класть, сохнуть и т.п. Формы причастий прошедшего времени таких глаголов образуются от основы прошедшего времени: беречь берёг берёг-ш-ий ;нести нёс нёс-ши-й ;класть кла (л ) →клав-ш-ий ;высохнуть высох высох-ш-ий ) и т.п. (об образовании деепричастий от таких глаголов см. "Деепричастие").

Соотношение основ настоящего (простого будущего) времени и инфинитива определяет принадлежность глагола к тому или иному классу. Класс глагола - это группа слов, в пределах которой глаголы имеют одно и то же соотношение основ (и характеризуются определенной системой спрягаемых форм). Различают классы продуктивные (с соотношением основ, свойственным и вновь образующимся глаголам) и непродуктивные (с соотношением основ, сохраняющимся лишь в определенных глаголах и несвойственным вновь образующимся глаголам). Продуктивных классов пять, и они имеют следующее соотношение основ.
Влияние продуктивных классов сказывается не только в том, что по их образцу создаются новые глаголы, появляющиеся в языке (состыковаться, вживлять, пылесосить, задействовать, опредметить, отфутболить, химичить и гл. ) или в речи отдельных авторов (оравнодушеть, охалатиться - Ч.; вымечтать - Цвет.; недолауреатить - Э. Рязанов и т.д.), но и в том, что непродуктивные глаголы постепенно переходят в продуктивные. Так, некогда непродуктивный глагол страдать теперь относится к 1-му продуктивному классу (ср. в текстах его прежние формы: "Я плачу, я стражду, не выплакать горе в слезах" Кук.; "И страждут озими от бешеной забавы. И будит лай собак уснувшие дубравы"- П.). О былой непродуктивности этого глагола говорит и сохранившееся до сих пор причастие страждущий, используемое теперь также в роли прилагательного и существительного. Был раньше непродуктивным и глагол икать (теперь относится, как и страдать, к 1-му продуктивному классу), что видно по его форме в поговорке с холоду ежится, с голоду ичется. А некоторые глаголы, испытав влияние продуктивных классов, сохранили и старые формы непродуктивных моделей: махать (махаю, махаешь и т.д. и машу, машешь и т.д.), тыкать (тыкаю и тычу ), рыскать (рыскаю и рыщу ) и др. (подробнее о них иразличии между их синонимическими формами см. "Категория лица").
Состав продуктивных глаголов подвижен и в том отношении, что глаголы иногда перемещаются из одного продуктивного класса в другой (тоже продуктивный). Об этом свидетельствуют такие употребляющиеся в современном языке, в современной литературе формы, свойственные глаголам 3-го продуктивного класса, как наказуемый (наказывать - 1-й класс), связующий (связывать - 1-й класс), указующий (указывать - 1-й класс), обязуюсь обязуешься и т.д. (обязываться 1-й класс) и т.д., ср.

Традиционно выделяют две основы глагола: основу инфинитива и основу настоящего времени, от которых образуются все формы глагола. Но на самом деле для образования нужных форм глагола необходимы и другие основы. Мы будем выделять 1) основу инфинитива–прошедшего времени, 2) основу настоящего или будущего простого времени. Охарактеризуем каждую из них.

Основа инфинитива–прошедшего времени. Как правило, у глаголов обе эти основы совпадают. Основа инфинитива образуется путем отбрасывания формообразующего суффикса -ть (-ти ); основа прошедшего времени – формообразующего суффикса : чита-ть, чита-л; работа-ть, работа-л . Но у некоторых глаголов основы инфинитива и прошедшего времени расходятся: они не совпадают у глаголов на -чь (береч ьберёг, печь – пёк ) , у некоторых глаголов на -ну (достигнуть – достиг, мокнуть – мок ) , -сти (-сть) (грести – грёб, вести – вёл, плести – плёл ), -еть (запереть – запер ). При несовпадении основ инфинитива и прошедшего времени соответствующие причастия прошедшего времени и деепричастия совершенного вида обычно образуются от основы прошедшего времени: берёг – берёгший, берёгши; кла-л – клавший и т. д. Исключения составляют: шё-л – шедший, брё-л – бредший, цвё-л – цветший, мок – мокнувший.

Основу инфинитива–прошедшего времени имеют глаголы:

2) прошедшее время изъявительного наклонения: победил (-а, -о, -и), знал (-а, -о, -и);

    3) сослагательное наклонение: взял (-а, -о, -и) бы, рассказал (-а, -о, -и) бы ;

    4) компонент будущего аналитического времени: буду (-ешь, -ет, -ем, -ете, -ут ) читать;

    5) компонент аналитической формы повелительного наклонения: давай (те) работать .

    Кроме того, эту основу имеют: причастие прошедшего времени действительного и страдательного залога: читавший (-ая, -ее, -ие), читанный (-ая, -ое, -ые); деепричастие совершенного вида: увидев, промолчав.

Основа настоящего (или будущего простого) времени . Выделяя эту основу, нужно помнить, что часть глаголов имеет основу настоящего времени (это глаголы несовершенного вида), другая часть (глаголы совершенного вида) имеет основу будущего простого времени (поэтому союз «или» в названии этой основы не случаен). Объясняется это тем, что у глаголов совершенного вида отсутствует настоящее время (есть будущее простое), а у глаголов несовершенного вида нет будущего простого, но имеется настоящее время.

Основа настоящего или будущего простого времени определяется путем отбрасывания личного окончания у глаголов 3-го лица мн. ч. Форма 3 л. мн. ч. избирается потому, что в ней реже, чем в других формах, наблюдается чередование согласных. Примеры: говорят – говор’-, читают – чит аj -, нарисуют – нарисуj-.

Основу настоящего или будущего простого времени имеют следующие глаголы :

    личные формы настоящего времени у глаголов несовершенного вида: играю (-ешь, -ет, -ем, -ете, -ют );

    личные формы будущего простого времени у глаголов совершенного вида: разработаю (-ешь, -ет, -ем, -ете, -ют) ;

    формы повелительного наклонения: играй(те) ;

    окказиональные формы повелительного наклонения (глаголы 3 л. мн. ч. с особой интонацией): Идём! Споёмте, друзья! ;

    компонент аналитической формы повелительного наклонения: пусть (пускай) учит (-ат ).

Кроме того, основу этого времени имеют также: причастия настоящего времени действительного и страдательного залога: читающий (-ая, -ее, -ие), читаемый (-ая, -ое, -ые) ; деепричастия несовершенного вида: читая.

4. Классы глаголов

Глаголы с одинаковым соотношением основы инфинитива–прошедшего времени и основы настоящего или будущего простого времени объединяются в морфологические классы (словоизменительные типы). Все классы делятся на продуктивные инепродуктивные . К продуктивным классам относятся глаголы, имеющие такое соотношение основ, по образцу которых создаются новые глаголы. Выделяют 5 продуктивных классов.

Соотношение

Основа инфинитива –

прошедшего времени

Основа настоящего или

будущего простого времени

-а-(-я-) – -аj-(-я j- )

чита-ть – чита-

гуля- ть – гуля-

сопернича- ть – сопернича-

читают – читаj-

гуляют – гуляj-

соперничают – соперничаj-

-е - – -еj-

владе- ть – владе-

уме- ть – уме-

беле- ть – беле-

владеют – владеj

умеют – умеj-

белеют – белеj-

-ова- (-ева-)

-уj- (-юj-)

зимова- ть – зимова-

беседова- ть – беседова-

жева- ть – жева-

зимуют – зимуj-

беседуют – беседуj-

жуют – жуj-

-ну- –- -н-

крикну- ть – крикну-

шагну- ть – шагну-

верну- ть - верну-

крикнут – крикн-

шагнут – шагн -

вернут – верн-

-и- – нуль звука (после мяг­кого согласного или шипящего)

вози- ть – вози-

вороши- ть – вороши -

хвали-ть - хвали-

возят – воз`-

ворошат – ворош-

хвалят – хвал`-

В некоторых грамматиках IV и V классы меняются местами. Глаголы I–IV кл. относятся к I спряжению, V кл. – ко II спряжению.

К глаголам непродуктивных классов относится сравнительно небольшое количество слов – около 400 (без учёта префиксальных образований). Они имеют разнообразные соотношения глагольных основ; в некоторых грамматиках насчитывают более 20 непродуктивных классов. Сюда относятся:

глаголы I спряжения с основой инфинитива на –а писа-ть – пиш-ут, паха-ть – паш-ут ;

глаголы II спряжения с основой инфинитива на –а(-я ), выпадающую в основе настоящего или будущего простого времени: ворча-ть – ворч-ат, стоя-ть – стоj-ат;

глаголы II спряжения с основой инфинитива на букву –е , выпадающую в основе настоящего или будущего простого времени: терпе-ть – терп`-ат, блесте-ть – блест`-ат;

глаголы с суффиксом -ну- в инфинитиве, выпадающим в основе прошедшего времени, и основой настоящего времени с -н -: утихну-ть – утих – утихн-ут. Эти глаголы имеют некоторое сходство с глаголами IV продуктивного класса и соответственно образуют в ряде случаев параллельные формы прошедшего времени (чаще – в форме мужского рода): гас – гаснул, мок – мокнул, пах – пахнул (уст.), вял – вянул, стыл – стынул, избег – избегнул, достиг – достигнул и др.

В числе глаголов непродуктивных классов выделяют изобилующие глаголы, имеющие параллельные основы настоящего времени с чередованием конечных согласных основы и без чередования; первые из них чаще используются в разговорной речи и просторечии, вторые – в литературном языке: алкать – алчут и алкают, брызгать – брызжут и брызгают, внимать – внемлют и внимают, глодать – гложут и глодают, двигать – движут и двигают, капать – каплют и капают, клепать клеплют и клепают, кликать – кличут и кликают, колыхать – колышут и колыхают, кудахтать – кудахчут и кудахтают, махать – машут и махают, метать – метают и мечут, мурлыкать – мурлычут и мурлыкают, плескать – плещут и плескают, полоскать – полощут и полоскают, рыскать – рыщут и рыскают, страдать – сраждут и страдают, тыкать – тычут и тыкают, хныкать – хнычут и хныкают, щипать – щиплют и щипают. Некоторые формы изобилующих глаголов отличаются по семантике; например, глагол двигает имеет следующие значения: передвигает, перемещает, толкая или таща что-л. (двигает книгу по столу ); шевелит (двигает ушами ); заставляет идти вперед (полководец двинул войска ); содействует развитию чего-л. (двигают науку вперед ). Глагол движет имеет значения: приводит в действие, движение (механизм движет пружина ); руководит (им движет честолюбие ).

Кроме глаголов продуктивных и непродуктивных классов выделяют изолированный класс глаголов, имеющих индивидуальное соотношение основ: бежа-ть – бег-ут, бы-ть – буд-ут, бри-ть – бреj-ут, да-ть – дад-ут, ес-ть – ед`-ат, еха-ть – ед-ут, ид-ти – ид-ут, ошиби-ть(ся) – ошиб-ут(ся), созда-ть – создад-ут и под.

основа инфинитива и основа настоящего/простого будущего времени. (Иногда выделяется ещё и основа прошедшего времени, но у большинства глаголов она совпадает с основой инфинитива.) Часть глагольных форм образуется от основы инфинитива, а другая часть - от основы настоящего/простого будущего времени.Эти две основы у многих глаголов различаются.Чтобы выделить основу инфинитива, нужно отделить формообразующий суффикс инфинитива: нес - ти, писа - тъ, говори - ть, чита - ть, рисова - ть.Чтобы выделить основу настоящего/простого будущего времени, нужно от формы настоящего/простого будущего времени отделить личное окончание (обычно берётся форма 3 лица множественного числа) : нес - ут, пиш - ут, говор - ят, читаj - ут, pucyj - ут.Чтобы выделить основу прошедшего времени, нужно от формы прошедшего времени отбросить формообразующий суффикс -л- и окончание (можно использовать любую форму, кроме формы мужского рода единственного числа, так как в ней может быть представлен нулевой суффикс, что затрудняет выделение основы) : нес - л-а, писа - л-а, говори - л-а, чита - л-а, рисов а - л-а.Существуют глаголы, у которых совпадают основы инфинитива и настоящего/простого будущего времени и от них отличается основа прошедшего времени: ид - ти, ид - ут, ш - л-а. Есть глаголы, у которых все три основы различны: промокну - ть, промокн - ут, промок - л-а; тере - тъ, тр - ут, тер - л-а. Есть глаголы, у которых все три основы совпадают: нес - ти, нес - ут, нес - ла.Глагольные формы, которые образуются от основы инфинитива:1. Формы прошедшего времени изъявительного наклонения: нес-л-а, написа-л-а, говорила, читала, рисовал-а.2. Формы условного наклонения: нес-л-а бы, написа-л-а бы, говорила бы, читала бы, рисовала бы. 3. Действительные причастия прошедшего времени: нес-ш-ий, написа-вш-ий, говоривший, читавший, рисовавший4. Страдательные причастия прошедшего времени: унесённый, написанный, нарисова-нн-ып.. 5. Деепричастия совершенного вида: написав, сказав, прочитав, нарисовав. Глагольные формы, которые образуются от основы настоящего/простого будущего времени: 1. Формы настоящего и простого будущего времени изъявительного наклонения: несу, напиш-у, говорю, 4umaj-y (орфографически - читаю) , pucyj-y (рисую) . 2. Формы повелительного наклонения: неси, напиши, говори, чита) (читай) , рису) (рисуй) . 3. Действительные причастия настоящего времени: несущий, пиш-ущ-ий, говорящий, читаj-ущ-ий (читающий) , pucyj-ущ-ий (рисующий) . 4. Страдательные причастия настоящего времени: нес-ом-ый, говор-и.ч-ый, читауэм-ый (читаемый) , pucyj-эм-ый (рисуемый) . 5. Деепричастия несовершенного вида: нес-я, говоря, чита"jа (читая) , pucyj-a (рисуя) .

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 30.У глагола выделяются две основы:

  1. 22. ОСНОВЫ ГЛАГОЛА. ИХ РОЛЬ В ОБРАЗОВАНИИ ГЛАГОЛНЫХ ФОРМ. КЛАССЫ ГЛАГОЛОВ. СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ.

Формы одного и того же глагола в русском языке образуются от двух разных глагольных основ .

Первая основа глагола – это основа инфинитива . Основы инфинитивов выделяются путём отбрасывания суффиксов -ть , -ти и -чь :

нарисова (ть), нес (ти). бере (чь).

От первой основы глагола (например, нарисова -) образуются:

1) формы прошедшего времени изъявительного наклонения:

нарисова-л(-0, -а, -о, -и) ;

2) формы сослагательного наклонения: нарисова-л(-0, -а,-о, -и) бы ;

3) формы причастий прошедшего времени: нарисова-вш(-ий, -ая, -ее, -ие), нарисова-нн(-ый, -ая, -ое, -ые) ;

4) форма деепричастия у глаголов совершенного вида: нарисова-в .

Вторая основа глагола – это основа настоящего (у глаголов несовершенного вида) или будущего (у глаголов совершенного вида) времени .

Вторая основа глаголов определяется путём отбрасывания окончаний -ут (если глагол первого спряжения) или -am (если глагол второго спряжения) у форм третьего лица множественного числа настоящего или будущего времени изъявительного наклонения .

Это значит, что если в инфинитиве глагол отвечает на вопрос что делать? , то вторая основа этого глагола определяется по форме, которая отвечает на вопрос чтоделают? Если же инфинитив отвечает на вопрос что сделать? , то вторая основа глагола определяется по той его форме, которая отвечает на вопрос что сделают?, например:

принести (что сделать?) – (что сделают?) принес -(ут ),

дышать (что делать?) – (что делают?) дыш -(am ),

От второй глагольной основы (например, чита[j] -) образуются:

1) формы настоящего времени (у глаголов несовершенного вида) и будущего времени (у глаголов совершенного вида): чита[j] (-у, -ешь, -ет, -ем. -ете, -ут );

2) формы второго лица повелительного наклонения: читай (-0, -те );

3) у глаголов несовершенного вида формы причастий настоящего времени: чита[j]-ущ (-ий, -ая, -ее, -ие ), чита[j]-ем (-ый, -ая, -ое, -ые );

4) у глаголов несовершенного вида форма деепричастия: чита[j]-а .

Виды звуковых отличий между двумя основами одного глагола

У большинства русских глаголов основы инфинитива и основы настоящего (будущего) времени разные :

бра -ть бер -ут ,

зна -ть зна[j] ут ,

бере -чь берег -ут .

Чаще всего в русском языке встречаются такие типы звуковых соотношений между двумя глагольными основами:

1) основа настоящего (будущего) времени равна основе инфинитива плюс согласный (как правило, [j], реже – другой звук): сдела -ть – сдела[ j] -ут, зелене -ть – зелене[ j] -ут, жи -ть – жив -ут .

Если инфинитив имеет суффикс -чь , то во второй основе появляется -г – или -к -: бере -чь берег -ут , пе -чь пек -ут ;

2) основа настоящего (будущего) времени равна основе инфинитива минус конечный гласный: бели -ть – бел’ -ат, прыгну -ть – прыгн -ут . При этом заднеязычные и свистящие согласные часто чередуются с шипящими: плака -ть – плач -ут, писа -ть – пиш -ут ;

3) основы инфинитива и настоящего (будущего) времени различаются суффиксами: торгова -ть – торгу [j] -ym, организова -ть – организу[ j] -ут ;

4) две основы одного глагола различаются чередующимися звуками:

[и ]/[ej ] (бри ть брею т ), [ы ]/[oj ] (вы ть вою т ), [е ]/[oj ] (пе ть пою т ),

[и ]/[j ] (пи ть пью т ), [а ]/[м ] (жа ть -жм ут ), [а ]/[н ] (мя ть -мн ут ).

Продуктивные и непродуктивные классы русских глаголов

По особенностям звуковых соотношений двух основ глаголы делятся на грамматические классы . В разных грамматиках и учебниках выделяется разное количество таких классов, но среди них насчитывают всего пять продуктивных , то есть таких , по образцу которых в современном русском языке образуются новые глаголы .

Соотношение основ в продуктивных классах глаголов

Глаголы первых четырех продуктивных классов относятся к первому спряжению , а глаголы пятого продуктивного класса ко второму спряжению . Это значит, что в формах настоящего и будущего времени изъявительного наклонения глаголы 1-го, 2-го, 3-го и 4-го классов и глаголы 5-го класса имеют разные лично-числовые окончания , например:

бегать – бегают – глагол первого продуктивного класса, следовательно, он относится к первому спряжению и имеет в формах настоящего времени такие окончания :

любить – любят – глагол пятого продуктивного класса, поэтому он относится ко второму спряжению и имеет в формах настоящего времени такие окончания :

Те глаголы , у которых наблюдается другое соотношение основ инфинитива и настоящего (будущего) времени, относятся к непродуктивным классам . По образцу непродуктивных классов в современном русском языке новых глаголов не образуется . Например, основа инфинитива у глагола плакать такая же, как у глаголов первого продуктивного класса, но основа настоящего времени у этого глагола имеет другую форму (она не оканчивается на -a[j] ): плака (ть ) – плач (ут ). Это глагол непродуктивного класса.

Из-за сходства с основами инфинитивов продуктивных классов некоторые глаголы непродуктивных классов имеют вариантные формы настоящего (будущего) времени :

Мяукать мяукают и мяучат ; полоскать полоскают и полощут ; брызгать брызгают и брызжут и нек. др.

Следовательно, недостаточно знать только форму инфинитива для того, чтобы правильно образовать все формы глагола: нужно всегда учитывать соотношение двух глагольных основ .

Основные термины

Вопросы

1. Как определить основу инфинитива?

2. Какие формы глагола образуются от основы инфинитива?

3. Как определяется вторая основа глагола?

4. Какие формы образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида?

5. Какие глагольные формы образуются от основ будущего времени глаголов совершенного вида?

6. Как называются группы глаголов, которые выделяются по соотношению двух глагольных основ?

7. Какие классы глаголов относятся к продуктивным?

8. Сколько продуктивных классов имеют русские глаголы?

9. Какие глаголы относятся к первому продуктивному классу?

10. Какое соотношение основ наблюдается у глаголов второго продуктивного класса?

11. Какие глаголы относятся к третьему продуктивному классу?

12. Какие глаголы относятся к четвёртому продуктивному классу?

13. Какое соотношение двух основ имеют глаголы пятого продуктивного класса?

14. К какому типу спряжения относятся глаголы 1-го, 2-го, 3-го и 4-го продуктивных классов?

15. Какие лично-числовые окончания имеют глаголы первого спряжения в формах настоящего и будущего времени?

16. К какому спряжению относятся глаголы 5-го продуктивного класса?

17. Какие лично-числовые окончания имеют глаголы второго спряжения?

18. Чем отличаются глаголы непродуктивных классов от глаголов продуктивных классов?

19. Почему некоторые глаголы имеют вариантные формы настоящего или будущего времени?

II. ГРАММАТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ РУССКИХ ГЛАГОЛОВ

2. Семантические отличия между однокоренными глаголами совершенного и несовершенного вида.

3. Понятие видовой пары. Видовые пары многозначных глаголов.

4. Способы образования видовых пар в современном русском языке.

5. Одновидовые глаголы и их группы.

6. Двувидовые глаголы, их особенности.


У глагола выделяются две основы : основа инфинитива и основа настоящего/простого будущего времени. (Иногда выделяется ещё и основа прошедшего времени, но у большинства глаголов она совпадает с основой инфинитива.) Часть глагольных форм образуется от основы инфинитива, а другая часть - от основы настоящего/простого будущего времени. Эти две основы у многих глаголов различаются.

Чтобы выделить основу инфинитива, нужно отделить формообразующий суффикс инфинитива: нес - ти, писа - тъ, говори - ть, чита - ть, рисова - ть.

Чтобы выделить основу настоящего/простого будущего времени, нужно от формы настоящего/простого будущего времени отделить личное окончание (обычно берётся форма 3 ли­ца множественного числа): нес - ут, пиш - ут, говор - ят, читаj - ут, pucyj - ут.

Чтобы выделить основу прошедшего времени, нужно от формы прошедшего времени отбросить формообразующий суффикс -л- и окончание (можно использовать любую форму, кроме формы мужского рода единственного числа, так как в ней может быть представлен нулевой суффикс, что затрудняет выделение основы ): нес - л-а, писа - л-а, гово­ри - л-а, чита - л-а, рисов а - л-а.

Существуют глаголы, у которых совпадают основы инфинитива и настоящего/простого будущего времени и от них отличается основа прошедшего времени: ид - ти, ид - ут, ш - л-а. основы различны: промокну - ть, промокн - ут, промок - л-а; тере - тъ, тр - ут, тер - л-а. Есть глаголы, у которых все три основы совпадают: нес - ти, нес - ут, нес - ла.

Глагольные формы, которые образуются от основы инфинитива Глагольные формы, которые образуются от основы настоящего/простого будущего времени
1.Формы прошедшего времени изъявительного наклонения: нес-л-а, написа-л-а, говорила, читала, рисовал-а. 1.Формы настоящего ипростого будущего времени изъяви­тельного наклонения: несу, напиш-у, говорю, 4 umaj -y (орфографически - читаю), pucyj -y (рисую).
2. Формы условного наклонения: нес-л-а бы, написа-л-а бы, говорила бы, читала бы, рисовала бы. 2. Формы повелительного наклонения: неси, напиши, говори, чита) (читай), рису) (рисуй).
3. Действительные причастия прошедшего времени: нес-ш-ий, написа-вш-ий, говоривший, читавший, рисовавший. 3. Действительные причастия настоящего времени: несущий, пиш-ущ-ий, говорящий, читаj -ущ-ий (читающий), pucyj -ущ-ий (рисующий).
4. Страдательные причастия прошедшего времени: унесённый, написанный, нарисова-нн-ып. 4. Страдательные причастия настоящего времени: нес-ом-ый, говор-и.ч-ый, читауэм-ый (читаемый), pucyj -эм-ый (рисуемый).
5. Деепричастия совершенного вида: написав, сказав, прочитав, нарисовав. 5. Деепричастия несовершен­ного вида: нес-я, говоря, чита" j а (читая), pucyj -a (рисуя).


Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта