Цели:
- правильное произношение звука Э в слогах, словах и предложениях;
- знакомство с буквой Э»
- упражнять детей в произношении слов сложной слоговой структуры;
- развивать звуко – буквенный анализ;
Скачать конспект
- учить детей печатать букву Э;
- находить правильный образ буквы Э среди других, конструировать из элементов;
- закреплять умение делать анализ предложения;
- уточнять и расширять словарь.
Оборудование:
- предметные картинки, в названиях которых присутствует звук Э;
- макет поезда тремя вагонами (с двумя, тремя, четырьмя окошками); наборы для
составления схем; схема предложения; веревочки разной длины; образец
написания буквы Э; «чудо – дерево» с буквами; разрезные азбуки; тетради;
карточки с написанными буквами Э,карандаши.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
- Сядет тот, кто назовет гласные звуки.
- Вспомните слова в которых гласный звук находится в начале слова.
II. Развитие артикуляционной моторики.
для губ:
«Трубочка»;
«Бублик»;
«Заборчик»;
«Заборчик – Трубочка»;
для языка:
«Лопатка»;
«Иголочка»;
«Чашечка»;
III. Работа по развитию дыхания и голоса.
«Пионы». Понюхаем цветущие пионы: вдох через нос – выдох через нос;
вдох через нос – выдох через рот.
Голосовые упражнения: протяжно пропеть звуки: а –а –а, о –о – о, у –у – у,
и – и – и.
IV. Знакомство со звуком Э.
1. Выделение звука Э из слов.
- К нам в гости пришла медведица, ее зовут Эмма.
- Произнесите это слово.
- Какой первый звук вы слышите?
2. Произнесение звука Э хором и индивидуально.
3. Уточнение артикуляции и характеристика звука Э (гласный звук, обозначаем
красной фишкой)
V. Автоматизация звука Э в слогах.
1. Повторение слогов: гдэ – бдэ – птэ – ктэ, птэ – бдэ – гдэ – ктэ.
2. Звуковой анализ и синтез слогов ЭК, КЭ.
Игра « Живые звуки». Дети произносят слоги поочередно, проводят звуковой анализ: называют первый звук, второй звук; после этого двое детей выбирают каким звуком будут и становятся в правильной последовательности, каждый называя свой звук; остальные дети проверяют правильность
VI. Автоматизация звука Э в словах.
1.- Послушайте слова и повторите: ЭЙ, ЭТОТ, ЭТАЖ, ЭДИК, ЭЛЛА, ЭЛЬЗА.
- Какой первый звук в каждом слове?
2.–Назовите картинки, которые выставлены на доске: ЭКРАН, ЭКСКАВАТОР, ЭКСКУРСОВОД, ЭСКАЛАТОР, ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ, ЭКЛЕР,ЭСКИМО, ЭЛЕКТРИЧКА, ЭЛЕКТРОВОЗ. (Логопед помогает назвать незнакомые слова).
- Какой первый звука в каждом слове?
3.-Деление слов на слоги.
Игра «Поезд». Картинки распределяются по вагонам в соответствии с количеством слогов в слове (предварительно отхлопав каждое слово)
ЭКРАН, ЭСКИМО, ЭЛЕКТРИЧКА, ЭКСКАВАТОР.
VII. Физкультминутка.
Игра «Запретное движение».
- Дети,сейчас я буду давать разные команды, а вы их будете выполнять, но «запретными движением» будет команда «руки вниз». (Руки на пояс, вверх, вниз, к плечам, вниз, присели, помахали, руки на голову, вниз и т.д.). Выигрывает самый внимательный.
VIII. Знакомство с буквой Э.
- Поможем медведицы Эмме подготовиться к школе, познакомим ее с новой буквой Э.
Логопед показывает образ буквы на картинке и читает стих:
«Это – Э с открытым ртом и большущим языком».
IX. Письмо буквы Э пальцем в воздухе, конструирование из веревочек.
X. Печатание буквы Э в тетрадях по точкам.
XI. Найти правильные буквы Э, обвести их красным карандашом (карточки лежат на столах у каждого ребенка).
XII. Найти букву Э на «Чудо – дереве» (сосчитать).
XIII. Звуко – буквенный анализ слова ЭХО.
1. Звуковой анализ слова, выкладывание схемы. (Один ребенок выполняет у доски, остальные на своих местах)
2. Составление слова из букв разрезной азбуки.
XIV. Составление предложения со словом ЭХО по предложенной схеме.
ДЕТИ СЛЫШАЛИ ЭХО.
XV. Итог занятия и оценка деятельности детей.
- С какими звуками познакомились?
- Дайте характеристику звука Э.
- Какие слова запомнили со звуком Э.
Коррекционно-развивающие задачи.
Учить ребенка выделять из ряда слово, отличающееся от остальных по слоговой структуре.
Учить различать одушевленные и неодушевленные предметы, учить задавать соответствующие вопросы: кто это? что это?
Научить ребенка четко произносить звук [Э].
Упражнять ребенка в произнесении слов сложной слоговой структуры.
Научить ребенка отражать вопросительную и повествовательную интонации на письме при помощи точки и вопросительного знака.
Задание 1 . Взрослый произносит ряд слой, а ребенок слушает внимательно и называет слово, которое отличается от остальных по своей слоговой структуре:
мак - бак - так - банан; сом - ком - индюк - дом; лимон - вагон -кот - бутон; мак - рак - веник - бак.
Задание 2. Знакомство со звуком [Э]. Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке:
Живет без тела,
Говорит без языка.
Никто его не видит,
А всякий слышит. (Эхо)
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Э]:
Губки в улыбке;
Зубки сближены;
Широкий кончик языка касается нижних зубов, спинка языка приподнята;
Горлышко «работает».
Символ звука [Э]: девочка укоризненно говорит котенку: «ЭЭЭ...»
Характеристика звука [Э]: звук [Э] - гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха). Обозначение: красный кружок.
Задание 3 . Фонетическое упражнение.
Что говорят рыбаки, когда рыба срывается с крючка? «Ээ...х!»
Задание 4 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Э}»:
э, а, э, у, о, э...; эх, ах, ух, эх...; Эмма, Анна, Эдик, эхо, Оля.
Задание 5 . Повторить за взрослым серию слогов:
птэ-ктэ-бдэ-гдэ; ктэ-бдэ-гдэ-птэ.
Задание 6. Найти лишнее слово в ряду (по наличию или отсутствию звука [Э]):
автобус, эхо, апельсин, арбуз; это, эхо, Эдик, усики.
Задание 7 . Вспомнить имена людей, начинающиеся на звук [Э] (Элла, Эдик, Эдуард, Элеонора, Эмма).
Задание 8. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Э].
Задание 9 . Проговорить с ребенком по слогам сложные по слоговой структуре слова, объясняя ему значение этих слов. Разделить слова на слоги. Найти самое длинное и самое короткое слово. По возможности, составить с каждым словом предложение:
эквилибрист, эскадра, электросварщик, электровоз, электроутюг, экскурсовод, электромонтер, экипаж, электроприбор, эвкалипт, элеватор.
Задание 10 . Объяснить ребенку, что все одушевленные предметы отвечают на вопрос: кто это?, а неодушевленные предметы - на вопрос:что это? Учить задавать вопросы к одушевленным и неодушевленным предметам.
Продолжить ряд:
Кто это? Это девочка, кошка, собака...
Что это? Это машина, стол, куртка...
Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по признаку одушевленности или неодушевленности предметов):
машина, самолет, стол, дедушка; ворона, соловей, стул, корова.
Задание 11. Знакомство с буквой Э.
Буква Э открыла рот:
То ль зевает, то ль поет.
О.Гофман
На что еще похожа буква Э?
Буква Э из пальцев: большой и указательный пальцы правой руки образуют полукруг, а указательный палец левой руки - «язычок» буквы Э.
Игры с буквой.
Задание 12. Самостоятельный звуко-слоговой анализ слова Эдик: составление схемы из кружков; выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение, списывание.
Чтение предложений с соблюдением вопросительной и повествовательной интонации. Запись предложений под диктовку с помощью взрослого с отражением вопросительной и повествовательной интонации на письме (употребление точки и вопросительного знака).
Это кто? Это кот. Это кто? Это Эдик. Это кто тут? Это муха.
Тема : «В гостях у звука [Э]».
Задачи:
· познакомить детей с новой буквой Э, новым звуком [Э], его классификация;
· развивать умение выделять на слух слова с заданным звуком;
· закреплять умение составлять слова, их звуковые схемы , делить слова на слоги, определять количество слогов, звуков, букв в слове;
· упражнять в решении кроссвордов, развивать логическое мышление;
·
воспитывать
чувство
товарищества,
взаимовыручку, желание помочь другу.
Оборудование : касса букв большого формата, индивидуальные кассы букв для каждого ребёнка, тарелки с фасолью, наборы разноцветных квадратов для составления звуковой схемы слова красного, синего, зелёного цвета, ребусы, карточки для индивидуальной работы, карандаш, иллюстрации.
Ход
I . Организационный момент.
(На столе разложены игрушки )
Ребята, посмотрите на стол, выберите любую игрушку, которую вы захотите, возьмите её и станьте в круг. (дети выполняют задание)
-Задание: назвать выбранную игрушку, назвать первый звук в этом слове, охарактеризовать его.
II . Вступительная часть.
Ребята, сейчас у нас вами занятие обучению грамоте. Что мы учим на этом занятии? (звуки и буквы )
Чем отличаются звуки от букв?
Какими бывают звуки?
Приведите пример гласных звуков. (А О У Ы И)
Какие звуки называют согласными?
Какими бывают согласные звуки? (ЗВОНКИМИ И ГЛУХИМИ)
Игровое упражнение «Назови парный звук»
Цель: закрепить знание парных согласных звуков.
Ход: В-ль называет звонкий согласный звук, а дети в ответ называют глухой согласный.
Б – П З - С В - Ф Г - К Ж - Ш Д – Т
III . Основная часть.
1.Знакомство с новым звуком.
Я хочу рассказать вам историю об одном мальчике, которого звали Эрик. Послушайте, пожалуйста:
Эрик с дедушкой гуляли в лесу.
Эрик громко крикнул: «э-э-э», а из леса кто-то тихо ответил: «э-э-э».
Кто там кричит? - спросил Эрик.
Это эхо,- сказал дедушка.
Ребята, а как крикнул Эрик? (Дети громко отвечают: «э-э-э».)
А как ответили ему из леса? (Дети тихо отвечают: «э-э-э».)
Сегодня мы с вами выучим новый звук [Э] .
Как вы думаете, этот звук гласный или согласный? (гласный)
Почему вы так думаете?
2.Артикуляция звука [Э].
Язычок услыхал, как кричит Эрик. Он открыл домик довольно широко, сам улегся на пол, выгнулся дугой и стал за дедушкой повторять: «э-э-э». Воздух из домика-горлышка выходит свободно и не встречает на своём пути никаких преград.
Как повторял Язычок? (Дети повторяют звук [Э] .)
3.Игровое упражнение «Услышь звук»
Цель: закреплять умение выделять на слух слова с заданным звуком.
Ход: В-ль называет разные слова, а дети хлопают в ладоши, когда слышат слово со звуком [Э].
(читаю слова: стол, дом, эхо, двор, ковёр, экскаватор, котёнок, жук, эскимо, халат, эскалатор, стул, книга, эстафета, эвкалипт, магазин, игра, эскимос, экскурсия)
4.Знакомство с буквой Э.
Ребята, вы знаете, что звук – это то, что мы произносим. А ведь каждый звук обозначается определённой буквой. Посмотрите (показываю букву):
Э
Это - Э:
С открытым ртом
И большущим языком.
(Г. Юдин)
5. Написание буквы в воздухе
.
- Сейчас приготовьте свои указательные пальцы. Мы
напишем букву Э в воздухе. (Я стою спиной к детям, поднимаю вверх правую руку
и указательным пальцем пишу в воздухе букву, комментирую свои действия: ставим
точку, ведём линию полукругом слева направо,
вниз, закругляем, влево,
останавливаемся, в середине проводим ровную линию. Дети повторяют за мной.)
6.Пальчиковая гимнастика.
Большой палец встал один,
Указательный - за ним,
Средний будит безымянный,
Тот поднял мизинчик малый.
Встали все - «Ура!», «Ура!»
На работу им пора.
.
Методические указания:
Разгибаем
пальчики, начиная с большого
Расставить пальчики пошире
Произвольно
пошевелить пальцами.
7. Выкладывание буквы Э из фасоли
.
- Возьмите фасоль и выложите из неё перед собой на
столе букву Э. (по окончании работы дети убирают фасоль на место).
Ребята, к нам в гости пришла Белоснежка. Она просит у нас помощи. Гномы решили с ней поиграть и придумали для неё различные задания, каждое задание они положили в отдельный конверт. Посмотрите, сколько их (показываю конверты). Белоснежка одной очень трудно выполнить все эти задания. Давайте мы ей поможем.
Конверт 1, задание 1.
Игровое упражнение «Составь картинку»
Цель: закреплять умение составлять целую картинку из частей, действуя коллективно, находить место определённой буквы в слове, делить слово на слоги, выполнять задание слаженно, дружно.
Ход: на столе разложены разрезанные картинки. Дети делятся на две команды, и каждая составляет свою картинку из частей (экскаватор и электричка). По окончании каждое слово необходимо поделить на слоги, определить их количество и выделить ударный.
Конверт 2, задание 2.
Игровое упражнение «Разгадай кроссворд».
Цель : развивать умение разгадывать кроссворды, заменяя рисунки словами, развивать логическое мышление, сообразительность.
Ход : В-ль вывешивает на магнитной доске по очереди кроссворды, дети составляют зашифрованные там слова. Каждое составленное слово делится на слоги.
Бабочка
Экран
Гроза
Эскимос
Зрительная гимнастика
Раз – налево,
Два – направо,
Три – наверх,
Четыре – вниз,
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир. (Дети выполняют упражнения глазами).
Конверт3, задание 3.
Работа в разрезных азбуках.
1. На палочке, в бумажке,
В шоколадной рубашке,
В руки просится само.
Что же это?., (эскимо)
Отгадать загадку. Составить слово в кассе, составить звуковую схему.
Звуков 6, букв 6.
2. В тёмном бору, за любою сосною
Прячется дивное диво лесное
Крикну:"Ау!" и оно отзовётся,
Я засмеюсь, и оно засмеётся. (эхо)
Отгадать загадку. Составить слово в кассе, составить звуковую схему.
Звуков 3, букв 3.
Конверт 4, задание 4.
Игровое задание «Подели на слоги».
Цель: Закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.
Ход: В-ль раздаёт индивидуальные картинки, на которых изображён предмет и под ним 5 квадратов одинакового размера. Детям нужно поделить слово на слоги и закрасить внизу столько квадратиков, сколько слогов в данном слове).. При подведении итога разобрать несколько вариантов задания.
Молодцы, ребята, помогли Белоснежке решить все задания. Теперь она отправится домой, и когда гномы вернутся вечером с работы, она сможет все эти задания им рассказать и показать.
III . Итог.
Ребята, с каким новым звуком мы сегодня
познакомились?
- Какой это звук?
Русских слов на букву Э
мало в нашем словаре:
эй, и эх, и эта.
А экватор, эстафета,
электричество, экран
к нам пришли из дальних стран.
Но язык наш к ним привык,
стал богаче наш язык.
Рефлексия:
· дети, которым понравилось сегодняшнее занятие, поднимают зелёный квадрат
· дети, которым занятие понравилось не очень, поднимают синий квадрат
· дети, которым занятие не понравилось, поднимают красный квадрат.