Главная » 2 Распространение и сезон сбора » Появление рюрика на руси и начало его правления. Приход рюрика на русь

Появление рюрика на руси и начало его правления. Приход рюрика на русь

Князь Рюрик является одной из наиболее таинственных фигур в истории Древней Руси. До сих пор его личность вызывает много вопросов, а существование не раз ставилось под сомнение.

Так кем же был Рюрик? Биография, интересные факты и различные версии о его происхождении представлены в этой статье.

Этимология имени

В русских летописях «Рюрик» произносится также, как в кельтской Галии. Если придерживаться этой версии, то это имя восходит к названию племени руриков и связано с рекой Рур. Имена братьев легендарного князя также можно объяснить, опираясь на кельтские языки. В частности, имя Синеуса, вероятно, образовалось от слова sinu, что означает «старший», а Трувор или Тревор переводится как «третий по рождению».

В то же время, сторонники «варяжского» происхождения князя указывают на похожие по произношению слова в древнескандинавском языке, обозначающие понятия «слава» и «царь».

В последующие века это имя использовалось крайне редко. Например, в сфере онкологии известен знаменитый врач Рюрик Мельников, биография которого является примером преданности клятве Гиппократа. Еще одна известная личность с таким именем — Рюрик Ивнев — популярный русский писатель и поэт. Он творил в начале 20 века и находился под влиянием Андрея Белого.

Происхождение Рюрика: версия первая

По поводу того, кем были предки легендарного князя, существует несколько мнений. По одной из них Рюрик, биография которого содержит множество белых пятен, был из родовитой датской семьи Скиольдунгов. В 837-850 годах ее представители владели городом Дореснадом во Фрисландии. Согласно датским источникам, вплоть до 860 года князь по имени Рерик со своей дружиной совершал набеги на земли Франции, Германии, Англии и Швеции. Затем согласно старинной летописи он был «призван из-за моря от немцев» и поселился в Ладоге («городе славян»), откуда и пришел в Новгород.

Версия вторая

Еще одна версия гласит, что Рюрик (биография князя практически собрана по крупицам) был сыном дочери Новгородского старейшины Гостомысла Умилы от бодричского князя Годослава. В 808 году датский король Годфрид захватывает его вотчину и казнит отца будущего правителя Руси. Умиле и Рюрику приходится бежать. Возможно, они находят пристанище на землях франка, где живут, пока беглый княжич становится совершеннолетним. К 860 году новгородский князь Гостомысл, находясь при смерти и не имея наследника по мужской линии, призвал к себе своего внука от средней дочери — Рюрика, который к тому времени уже был опытным военачальником.

В русских источниках, в частности, в Ипатьевской летописи и в трудах В. Ключевского, указывается, что Рюрик искони жил в Ладоге, откуда был призван славянами в Новгород. Эта версия противоречит общепринятой, о «призвания варягов из-за моря», так как согласно ей Рюрик — славянин, проживающий в Ладоге и командовавший наемной варяжской дружиной.

Рюрик: биография после переезда в Новгород

Как бы то ни было, доподлинно известно, что родоначальник первой русской царской династии был приглашен в этот город его старейшинами. Они надеялись, что Рюрик и его братья Синеус и Трувор помогут прекратить междоусобицы, и в Новгороде воцарится мир.

Чтобы упрочить свое положение, через некоторое время после прибытия в город пришлый варяжский князь женился на девушке из местной знатной семьи, Ефанде. Она родила Рюрику сына Игоря и 2-х дочерей. Некоторые ученые отрицают новгородское происхождение Ефанды, указывая, что матерью наследника князя была урманская (т. е. скандинавская) княжна. Если эта версия верна, что Игорь Рюрикович был чистокровным варягом.

Особенности правления

Рюрик, биография которого известна лишь в общих чертах, посадил в городах Руси своих наместников-бояр, оставив себе только Новгород. Последние относились к верхней прослойке княжеской дружины и командовали гриднями и воями. Кроме того, у князя были слуги-отроки. Каждый горожанин мог обратиться к Рюрику с просьбой, принять его в княжескую дружину. У ее членов были все возможности дослужиться до боярина. Таким образом, Рюрик завел довольно демократические порядки при своем дворе, где, прежде всего, ценились личные качества ратников.

Братья

Есть версия, что князья Синеус и Трувор на самом деле не существовали. Некоторые исследователи считают, что древнерусские летописцы не смогли понять перевод иноязычного текста, который повествовал о том, что Рюрик прибыл на Русь с дружиной (тру-вор’ом) и со своим «домом» (сине-хус’ом).

Что касается классической версии, то согласно ей Рюрик отдал старшему брату Синеусу Белоозеро, где жили племена чудь и весь, Трувору — город кривичей Изборск. После того, как они скончались, не оставив наследников, Рюрик присоединил к Новгороду их вотчины и в 864 году объявил его столицей всей Руси.

Игорь, сын Рюрика: биография

На момент смерти первого новгородского князя в 879 году его сыну было около двух лет. Он был слишком мал, чтобы править, поэтому опекуном при нем был поставлен Олег. В некоторых древних источниках указывается, что он был братом Ефанды и родным дядей Игоря. Рюрик и Олег, краткая биография которых может уместиться в пару строк, прибыли в свое время на Русь вместе и князь всецело доверял своему верному ратнику.

Регент при малолетнем Игоре оказался не только храбрым воином, но и мудрым политиком, обладающим хитростью и гибким умом.

Именно последние качества помогли ему завоевать Киев, где правили варяги Аскольд и Дир, так как он их выманил из города и, показав на малютку Игоря, сказал, что править городом должен сын Рюрика, а не простые воины, не принадлежащие княжескому роду.

Затем Олег покорил все славянские племена, которые находились между Новгородом и Киевом. В 912 году регент умер. По легенде это произошло в результате укуса змеи, выползшей из черепа погибшего князя, о чем его в свое время его предупредили волхвы.

После смерти Олега на престол Новгорода воссел Игорь, отцом которого был Рюрик (биография представлена выше). В 25 лет он женился на Ольге, которая родила ему сына Святослава — отца Владимира Святого — Крестителя Руси.

Игорь был храбрым воином, но отличался жадностью и ненасытностью. Он облагал огромной данью подвластные ему народы, и во время одного из походов был схвачен древлянами, возмутившимися его поборами. Они привязали его и вершинам деревьев и разорвали на части.

Генетические исследования

Несколько лет назад были исследованы ДНК 191 потомка Рюрика. Результаты подтвердили версию о скандинавском происхождении первого правителя Руси. Гаплотипы Рюриковичей N1c1 относятся к тем, которые встречаются в Швеции, Финляндии и Норвегии.

Теперь вы знаете, кем был Рюрик Варяжский (биография князя представлена выше), и какую роль он сыграл в истории Древней Руси? Благодаря ему был заложен фундамент Киевской Руси, сокол-балобан стал символом династии, а ее представители сделали немало великих дел для того, чтобы наша страна заняла достойное место на карте Средневековой Европы.

Одним из основателей Русского государства был князь Новгородский Рюрик Варяжский. Примерная дата рождения приходится на 817 год, прожил 62 года. Правил государством с 862 по 879 годы.

Происхождение имени Рюрик уходит своими корнями к Hroerikr, что в переводе с древнего исландского языка обозначает «славный могуществом». Другие историки придерживаются мнения, что Рюрик – производное от девнеславянского рарога (сокола).

Принадлежность князя также является предметом споров исследователей, одни из которых считают его предком западных славян, другие – приписывают родство с нормандцами.

Предположительным годом рождения является 817-й, но может быть и 806-807 гг.. В семье славянина-рарога, принадлежавшего к датскому роду Скьольдунгов Хальвдана, и дочки старейшины из Новгорода Гостомысла Умилы появился на свет будущий правитель.

Отец Рюрика еще до момента появления на свет сына находился в изгнании. Бежав из Ютландии, славянин обрел приют у Карла Великого – мудрого императора. В 826 г. Рюрик был крещен, а крестным отцом стал императорский наследник Людовик I Благочестивый. Именно он великодушно подарил своему крестнику землю в Нидерландах (область Фрисландии).

Рюрик, повзрослев, начал мстить за изгнанного в свое время из Ютландии отца. Ему удалось полностью покорить эту страну и большую часть Дании. Однако, со смертью крестного отважный воин потерял свои права на земли Фрисландии. Этот момент времени становится началом многочисленных набегов в составе своей дружины, вместе с племенами Нормандии на страны Европы. Обладающий непревзойденным талантом полководца Рюрик обретает титул некоронованного короля всех нормандцев.

В период становления русской государственности особой значимости удалось добиться 2-м племенным союзам. Один из них возглавлял Новгород и носил имя Северный. Другой же находился под Киевом и назывался Южным. Славянская жизнь носила общинный характер, действовали законы народного самоуправления. Единый правитель отсутствовал, управление старейшинами было слабым и часто вспыхивали военные конфликты. Постоянно происходило противостояние 2-х союзов на почве торговых интересов. Все перечисленные факторы серьезно подорвали мощь славянских племен, что сделало их уязвимыми для внешней агрессии. Враги знали слабые места Руси и постоянно этим пользовались. Так, с 859 г. славяне начали платить дань завоевателям, «пришедшим с Балтийского моря». Изгнав через пару лет варягов, славяне не объединились между собой и продолжали жить в ссорах. Регулярно на почве раздоров разгорались войны. Долгие размышления привели славян к мысли об отказе от управления народом и старейшинами. Инициатором перемен был Гостомысл, предложивший назначить единого князя. Роль этому единоличному правителю отводилась очень важная – он должен был объединить племена для защиты территорий, вершить суд над несогласными и поддерживать порядок. Дабы избежать очередного скандала, поиск князя осуществлялся среди чужих племен. Поход за море к бывшим завоевателям - варягам носил своей целью просьбу о том, чтобы пришел к ним единый и могучий правитель.

Так, в 862г. на территории Древнего Отечества появились первые Правители – Трувор, Рюрик и Синеус, являвшиеся кровными братьями. Та местность, в которой они поселились, была названа Русь. Именно с этого периода времени принято начинать отсчет эпохи Российской Государственности. Братья поделили территорию. Синеус с дружиной выбрали площадь между весью на Белоозере и чудью. Трувор возглавил племена кривичей, обитавших в Изборске. А Рюрику достались ильменские славяне. Историки не располагают точным местом поселения Рюрика. Некоторыми исследователями областью его правления называется Ладога, другими – Новгород.

Славяне довольно быстро пожалели о правлении варягов. Вадимом «Храбрым» были собраны войска соплеменников на борьбу с чужеродными правителями. По исторической версии, в этом противостоянии погибли 2 брата Рюрика. Князю удалось подавить бунт и казнить смутьяна Вадима. Земли своих братьев Рюрик присоединил к своей территории, установив на всей площади единовластие. Часть финских племен в добровольном порядке присоединилась к славянам, приняли вероисповедание, язык и традиции.

Окруженье Рюрика не отличалось единодушием, были недовольные правлением князя. Например, Дир и Аскольд отправились в г. Константинополь, основали территорию с самодержавием. Получилось территориальное разделение – Рюрик правил севером, а Дир с Аскольдом – югом.

Аскольду и Диру удалось собрать многочисленную армию дружинников для нападения на Византию. В это время греческого императора не было на родине, поэтому сам факт нападения имел эффект неожиданности. Византийцы испытали самый настоящий ужас, ранее они такого не видели. Завоеватели не щадили ни стариков, ни детей. Критическое положение Константинополя спасло только чудо: патриарх Фотий опустил ризу Богоматери в воду, поднялась буря и рассеяла лодки русских. Князья с остатками дружины вернулись на родину. Небесный гнев напугал русских язычников и они решили принять священное крещение. История знала и до того момента случаи, когда славяне принимали христианскую веру.

По языческим обычаям мужчинам разрешалось содержать несколько наложниц и жен. Рюрик не был исключением, одна из нескольких жен – Эфанда родила князю Игоря. Помимо этого наследника, Рюрик имел еще детей – пасынка Аскольда и родную дочь.

Летопись «Повесть Временных лет» гласит о том, что правление Рюрика продолжалось еще 15 лет после смерти братьев. После смерти князя в 879 г. все бразды правления и сын Игорь достались родственнику Рюрика Олегу.

Жизнь Рюрика не дошла до наших современников в деталях и красках, но доподлинно известно одно – это был великий правитель, основоположник всемирно известной династии Рюриковичей. Предки приумножили славу рода, подняли авторитет державной Руси. Память об этих личностях бессмертна и передается от поколения поколению.

Происхождение Рюрика

Этимология имени

Рорик из Дании

Эйрик из Швеции

Рорик из Гаутланда

Западно-славянская версия

Варяги из вагров или пруссов

Мекленбургские генеалогии

Вендский сокол

Иоакимовская летопись

Рюрик в историографии

Наследники

Рюрик (ум. 879) - летописный основатель государственности Руси, варяг, новгородский князь и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.

По одной из версий Рюрика отождествляют с конунгом Рёриком (Hrorek) из ютландского Хедебю (Дания) (ум. до 882). По другой версии, Рюрик - славянское родовое имя, связанное с соколом, который на славянских языках назывался также рарогом. Также существуют попытки доказать легендарность Рюрика.

Рюрик в летописях

Согласно древнерусскому летописному своду XII века «Повести временных лет», в 862 году варяг Рюрик с братьями по приглашению племён чудь, словене, кривичи и весь был призван княжить в Новгород. Это событие, с которого традиционно отсчитывается начало государственности восточных славян, в историографии получило условное название Призвание варягов. Летописец назвал причиной приглашения междоусобицы, охватившие проживающие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена. Рюрик пришёл со всем своим родом и народом русь, этническая принадлежность которого продолжает оставаться дискуссионной.

Летопись сообщает о том, как после смерти братьев власть сосредоточилась в руках старшего из них, Рюрика:

По летописи можно заметить расширение подвластных Рюрику земель. Его власть вскоре после прихода на княжение в Новгород простиралась уже на западно-двинских кривичей (город Полоцк) на западе, финно-угорские племена мери (город Ростов) и мурома (город Муром) на востоке. В поздней Никоновской летописи (1-я половина XVI века) сообщается о смуте в Новгороде, жители которого были недовольны правлением Рюрика. Событие отнесено к 864 году, то есть когда по Ипатьевскому списку ПВЛ Рюрик основал Новгород. Чтобы подавить смуту, Рюрик убил некого Вадима Храброго, о котором известно только то, что сказано в Никоновской летописи:

Историки связывают сообщение Никоновской летописи о восстании новгородцев с более поздними событиями XI века при Ярославе Мудром. Более ранние, чем Никоновская, летописи ничего не говорят о Вадиме Храбром и смуте новгородцев против Рюрика, тем более, что и сам Новгород был построен, согласно археологической датировке, уже после смерти Рюрика вблизи его укреплённой резиденции (городища).

В 879 году, согласно летописи «ПВЛ», Рюрик умирает, оставив малолетнего сына Игоря под опекой своего военачальника и, возможно, родственника Олега.

Древнерусские летописи начали составляться 150-200 лет спустя после смерти Рюрика на основе каких-то устных преданий, византийских хроник и немногих существующих документов. Поэтому в историографии сложились разные точки зрения на летописную версию призвания варягов. В XVIII - первой половине XIX века преобладала теория о скандинавском или финском происхождении князя Рюрика (см. Норманизм), позднее развилась гипотеза о его западнославянском (поморском) происхождении.

Происхождение Рюрика

Вокруг родоначальника первой княжеской династии Руси существует много версий, вплоть до попыток доказать его легендарность. Легендарность Рюрика порождается отсутствием сведений о его происхождении: откуда он пришёл на княжение и к какому народу-племени принадлежал. Тема родины Рюрика тесно связана с этимологией слова русь или русы (см. статью Русь).

Существуют несколько версий происхождения Рюрика, из которых основными являются норманская и западно-славянская.

Норманнская (скандинавская) теория

Исходя из того, что в русских летописях Рюрик назван варягом, а варяги-русь по различным источникам ассоциируются с норманнами или шведами, сторонники норманской концепции считают Рюрика, как и всю его дружину, викингами-варягами, происходящими из Скандинавии.

Этимология имени

Древнескандинавское имя Hrorekr является производным от форм старосканд. «*HrooiR» («слава») и «-rikR» («знатный», также толкование как изменённое заимствование из латинского - rex, правитель). Производные значения были использованы в легендах и мифах разных народов:

  • Hrodric - старо-германский язык
  • Hreric и Hroiricus - старо-английский язык
  • Rorik - восточный старо-норманский, старо-шведский, старо-датский языки
  • Hrirekr - западный старо-норманский язык
  • rorikR, ruRikr, hruRikR - из рунических надписей

Из скандинавского эпоса и хроник известны следующие носители имени Rorik (Hrrekr):

  • Hreiric - сын датского короля V века в эпосе «Беовульф»
  • Рорик - датский король VII века, дед знаменитого принца Гамлета, история которого описана Саксоном Грамматиком и позднее послужила основой для пьесы Шекспира
  • Rudereiks (Рудерих) - король вестготов в Испании в 710-711 гг.
  • Рёрик Ютландский - датский викинг IX века, часто упоминался в хрониках
  • Хрёрек, сын Хринга - норвежский конунг, ослеплённый в начале XI века конунгом Олафом Святым. Известен по саге «Прядь об Эймунде Хрингссоне»

Согласно общепринятым утверждениям филологов-германистов общее с именем Рорик (Рюрик) происхождение имеют современные имена Родерих (Roderich), Родерик (Roderick), Родриго (Rodrigo). В настоящее время имя Rurik имеет хождение в Финляндии, Дании, Швеции и Исландии.

Рорик из Дании

По одной из версий Рюриком являлся викинг Рорик Ютландский (или Фрисландский) из династии Скьёльдунгов, брат (или племянник) изгнанного датского короля Харальда Клака, который в 826 году получил от Людовика Благочестивого в лен владения на побережье Фризии с центром в Дорестаде. Первый раз имя Рорика всплывает в Ксантенских анналах в 845 году в связи с набегом на земли Фризии. В 850 году Рорик воюет в Дании против датского короля Хорика I, а затем грабит Фризию и другие места по Рейну. Король Лотарь I был вынужден уступить Рорику Дорестад и большую часть Фризии, взамен крестив его.

В 855 году Рорик с племянником Готфридом (сыном Харальда Клака) ещё раз пытались вернуть королевскую власть в Дании, когда трон освободился после гибели Хорика I. В 873 году Рорик, «желчь христианства» по словам Ксантенского хрониста, приносит клятву верности Людовику Немецкому. В 882 году император Карл Толстый передал Фризию Готфриду, племяннику Рорика, видимо в связи с кончиной последнего.

Хотя нет никаких, даже косвенных, сведений о походе Рорика Ютландского в земли восточных славян, версия о его причастности к «призванию варягов» поддерживается некоторыми лингвистическими совпадениями. Во Фризии (ныне северо-восточная часть Нидерландов и часть Германии) был в IX веке прибрежный район Wieringen. В современном произношении название звучит примерно как Виэрега, что близко к древнерусским варягам. По археологическим находкам в этом районе делаются предположения о существовании именно здесь базы Рорика.

Также с Фризией связано замечание хрониста XII века Гельмольда про «фризов, которые называются рустры». Приморская провинция Rustringen отмечена на картах XVII века в восточной Фрисландии, на границе современной Германии с Нидерландами.

Эйрик из Швеции

Другая версия скандинавского происхождения Рюрика связывает его с Эйриком Эмундарсоном, конунгом шведской Уппсалы. В сочинении исландского скальда начала XIII века Снорри Стурлусона «Круг земной» рассказано о всенародном сходе (тинге) 1018 года в Уппсале. Один из участников схода заявил: «Торгнир, мой дед по отцу, помнил Эйрика Эмундарсона, конунга Уппсалы, и говорил о нем, что пока он мог, он каждое лето предпринимал поход из своей страны и ходил в различные страны и покорил Финланд и Кирьялаланд, Эйстланд и Курланд и много земель в Аустрленд […] А если ты хочешь вернуть под свою власть те государства в Аустрвеге, которыми там владели твои родичи и предки, тогда все мы хотим следовать в этом за тобой ». Аустрлендом (Восточная земля) и Аустрвеги (Восточные пути) в сагах именовалась Русь.

По вычислениям известного шведского археолога Биргера Нермана, конунг Уппсалы Эйрик (др.-сканд. Eiríkr), сын Эмунда, умер в 882 году, а «покорение Восточных земель » относится к началу его правления - 850−860-м годам, что почти совпадает с датами правления Рюрика. Методика столь точного вычисления дат Нерманом неизвестна. Подробнее о шведских набегах на Прибалтику в середине IX века см. «Житие Ансгара», составленное Римбертом, а также статью Гробиня.

Во времена Эйрика Эмундарсона у норвежского конунга Харальда Прекрасноволосого был сын по имени Хрёрек (сага Снорри Стурлусона о Харальде Прекрасноволосом). Конунг Харальд скончался в провинции Ругаланн (Rygjafylke), передав власть своему сыну Эйрику Кровавая Секира, а о судьбе конунга Хрёрека сага ничего не сообщает.

Рорик из Гаутланда

Согласно шведской «Саге о Рорике и его потомках», изданной только в пересказе Д. М. Михайловича, конунг Рорик был сыном конунга Арнвида из рода Скильвингов, который владел новгородскими землями:

  • У ярла Гауталанда воспитывался Рорик из рода Скильвингов, конунгов Восточного пути. Его отец, Арнвид Незаконнорожденный, был убит в Гардарике людьми, посланными шведским конунгом… Арнвид по праву владел Альдейгьюборгом и собирал дань с Хольмграда, Бьярмии и других земель Восточного пути. Шведский конунг послал корабли с большим войском, его воины бились с людьми Арнвида, и многие пали с обеих сторон в этой битве. Конунг Альдейгьюборга был убит, и с ним погибли почти все его воины. Но и от людей шведского конунга осталось меньше половины. И тогда жители Гардарики, называвшиеся словене, объединились с бьярмами и прочими племенами, разбили их и прогнали за море… Тогда им пришлось вспомнить о том, что в Гауталанде воспитывается враг шведского конунга. Они послали своего человека и тот тайно встретился с Рориком… Посол из Гардарики по имени Лют сказал Рорику: «Мы обещаем опять отдать тебе Альдейгьюборг, если ты сумеешь защитить нас от людей конунга»

Пересказ саги на русском опубликован в популярном издании РАЕН и не используется в академических исследованиях, также не известны научные публикации по этой саге на английском. Проблема возникает при идентификации города Альдегьюборг. Д. М. Михайлович отождествляет его с Ладогой, другие авторы указывают на то, что это название является калькой со Старграда, города вагров на Балтийском побережье.

Данные генетических исследований

Результаты исследования ДНК потомков рода Рюриковичей, принадлежащих ветви Мономашичей, были опубликованы и собраны в Интернет-проекте. Предположительно потомки Рюрика из русских княжеских родов имеют разный генотип, указывающий на разных предков по мужской линии. Сам генетический набор исследуемых лиц относится к распространённому в Восточной Европе (гаплогруппа R1a) и в северной Европе (гаплогруппа N1c1a). Так как принято мнение о происхождении Рюрика из Скандинавии, то авторы проекта отобрали результат с гаплогруппой N1c1a и по имеющимся результатам генетических исследований (в SNP-маркерах) европейских жителей сделали вывод о происхождении корней Рюрика в Руслагене, к северу от Стокгольма. В научных изданиях результаты поиска корней Рюрика не опубликованы. Аналогичная гаплогруппа выявлена теми же исследователями преимущественно у лиц, происходящих из Финляндии (90 %), но обнаружена также у уроженцев Швеции(10 %). Сравнение с гаплотипами жителей Северо-Западной России не проводилось.

Маркером этноса является определённая пропорция гаплогрупп, так как обычно народы имеют несколько гаплогрупп среди популяции, часто с преобладающей гаплогруппой. Гаплогруппу N1c (прежнее обозначение: N3) имеют примерно 16 % жителей центральных областей России (см. Генофонд славян), наиболее распространена она среди потомков финно-угорских племён и часто встречается, наряду с R1a, на севере России. Скандинавским маркером, который в популярной литературе называют иногда гаплогруппой викингов, является гаплогруппа I1a. Среди потомков Рюрика данная гаплогруппа не обнаружена.

Западно-славянская версия

Альтернативой «норманской теории» является версия о происхождении Рюрика из среды поморских западных славян. «Повесть временных лет» прямо говорит о том, что Рюрик, будучи варягом, не являлся при этом ни норманном, ни шведом, ни англом, ни готландцем.

Варяги из вагров или пруссов

Австриец Герберштейн, будучи советником посла в Московском государстве в 1-й половине XVI века, одним из первых европейцев ознакомился с русскими летописями и высказал своё мнение о происхождении варягов и Рюрика. Связывая название варягов со славянским прибалтийским народом вагров, Герберштейн приходит к выводу, что: «русские вызвали своих князей скорее от вагров, или варягов, чем вручили власть иностранцам, разнящимся с ними верою, обычаями и языком ». Скандинавы и немцы называли вагров и всех поморских славян вендами. В синхронных источниках отсутствуют сведения о связи поморских славян с варягами, хотя во 2-й половине X века отмечены морские походы вендов на соседей.

М. В. Ломоносов выводил Рюрика с варягами из прусских земель, опираясь на топонимы и поздние летописи, которые заместили лексему «варяги» псевдоэтнонимом «немцы». Славянское происхождение Рюрика Ломоносов априори принимал как непреложный факт:

…варяги и Рурик с родом своим, пришедшие в Новгород, были колена славенского, говорили языком славенским, происходили из древних россов и были отнюдь не из Скандинавии, но жили на восточно-южных берегах Варяжского моря, между реками Вислою и Двиною… имени Русь в Скандинавии и на северных берегах Варяжского моря нигде не слыхано… В наших летописцах упоминается, что Рурик с Родом своим пришёл из Немец, а инде пишется, что из Пруссии… Между реками Вислою и Двиною впадает в Варяжское море от восточно-южной стороны река, которая вверху, около города Гродна, называется Немень, а к устью своему слывет Руса. Здесь явствует, что варяги-русь жили в восточно-южном берегу Варяжского моря, при реке Русе… И само название пруссы или поруссы показывает, что пруссы жили по руссах или подле руссов.

М. В. Ломоносов. «Возражения на диссертацию Миллера»

Мекленбургские генеалогии

Существует народное предание о Рюрике и его братьях, опубликованное в 30-х годах XIX века французским путешественником и писателем Ксавье Мармье в книге «Северные письма». Он записал его в Северной Германии, у мекленбургских крестьян, бывших бодричей, к тому времени практически полностью онемеченных. В предании повествуется о том, что в VIII веке племенем ободритов управлял король по имени Годлав, отец трёх юношей, первый из которых звался Рюриком Мирным , второй - Сиваром Победоносным , третий - Труваром Верным . Братья решили отправиться в поисках славы в земли на восток. После многих деяний и страшных боёв братья пришли в Руссию, народ которой страдал под бременем долгой тирании, но не осмеливался восстать. Ободритские братья разбудили в местном народе усыплённое мужество, возглавили войско и свергли власть угнетателей. Восстановив мир и порядок в стране, братья решили вернуться к старому отцу, но благодарный народ упросил их не уходить и занять место прежних королей. Так Рюрик получил Новгородское княжество (Nowoghorod), Сивар - Псковское (Pleskow), Трувар - Белозерское (Bile-Jezoro). Поскольку спустя время младшие братья умерли, не оставив законных наследников, Рюрик присоединил их княжества к своему, став основателем правящей династии. Следует отметить, что это единственное упоминание о Рюрике в западном фольклоре, хотя дату возникновения легенды установить невозможно. Предание записано спустя век после опубликования мекленбургской генеалогии Рюрика (см. ниже).

В начале XVIII века появляется ряд генеалогических трудов по династиям северо-немецкой земли Мекленбург, бывшей области расселения славянских племён ободритов или бодричей. В 1716 проректор гимназии Фридрих Томас издал труд к свадьбе мекленбургского герцога Карла Леопольда и русской царевны Екатерины, дочери царя Ивана V. Томас использовал манускрипт 1687 года, написанный нотариусом мекленбургского придворного суда Иоганном Фридрихом фон Хемницем, который, в свою очередь, ссылался на какой-то манускрипт 1418 года.

По немецкой версии король ободритов Витслав, союзник Карла Великого, был убит саксами в 795 году. Его старший сын Траскон (Дражко, Драговит) наследовал корону, а другой сын, Годлиб (или Годелайв, или Годслав), погиб в 808 году при штурме Рерика датским конунгом Готфридом. Все эти данные взяты из Анналов королевства франков. Иоганн Хюбнер, издавший свои генеалогические таблицы в 1708 году, сообщает новые сведения, что сыновья Годлиба Рюрик, Сивар (Синеус в русских летописях) и Трувор отправились в 840 году в Новгород (Nowoghorod).

Попытка привязать Рюрика к Годлибу приводит к неувязке в русской генеалогии. Рюрик должен был родиться не позже 805 года. Тогда он становится отцом князя Игоря в возрасте за 70 лет (по хронологии ПВЛ), что является возможным, но достаточно сомнительным. Впрочем известно, что датировка древнерусских летописей в периоде до середины X века приблизительна, если только не использовались византийские источники.

Вендский сокол

Славянское племя бодричи, или ободриты, также назывались ререгами . Адам Бременский свидетельствует.

  • Славянских народов существует много. Среди них наиболее западные вагры, живущие на границе с трансальбингами. Их город, лежащий у моря Алдинбург. Затем следуют ободриты, которых теперь называют ререгами, а их город Магнополис.

Историк XIX века Гедеонов предположил, что Рюрик - это не собственное имя, а родовое прозвище Ререк, которое носили все представители правящей династии ободритов. Предположение обосновывалось ссылкой на скандинавские саги, где якобы скальд Гутхорм Синдри называет славян-вендов соколами. Цитируемое место относится к саге о Хаконе Добром из цикла «Круг Земной» Снорри Стурлусона. Гутхорм Синдри там говорит о «сокольих далях » в контексте войны во 2-й половине X века конунга Хакона с викингами - «как датчанами, так и вендами ». В скандинавских сагах венды (поморские славяне) стали заниматься морским разбоем с X века, в более ранние времена источники фиксируют только их сухопутные походы. Впоследствии автор «Слова о полку Игореве» называет взрослых Рюриковичей соколами, а княжичей - соколичами, однако такой эпитет с древних времён применялся к людям благородного происхождения.

Герб Рюриковичей некоторыми исследователями (С. А. Гедеонов, О. М. Рапов) трактуется как схематическое изображение пикирующего сокола, хотя другие видели в нём изображение скипетра и даже вил. Современным стилизованным вариантом этого изображения является герб Украины. Подтверждением версии о происхождении имени «Рюрик» от западнославянского обозначения сокола могут служить найденные археологами предметы эпохи первых Рюриковичей с изображением сокола. Однако в таком случае герб Рюриковичей возможно указывает на датское (или смешанное датско-венедское) происхождение Рюрика, так как похожее изображение сокола (или ворона Одина) отчеканено на английских монетах датского конунга Анлафа Гутфритссона (939-941 гг.). Сокол в скандинавских языках не назывался словом близким к имени «Рюрик», поэтому имя могло быть заимствованным.

Мужское имя Рюрик до сих пор встречается у таких западнославянских народов, как поляки, чехи и словаки. Переход формы «ререг»/«рарог» в «рерик» характерен для славянских наречий бодричей. В древанском зафиксировано woatrik вместо «отрок» и rik вместо «рог».

Иоакимовская летопись

Иоакимовская летопись - летописный текст неизвестного происхождения, сохранившийся только в выписках, сделанных В. Н. Татищевым. Летопись названа по имени Иоакима, первого новгородского епископа, которому Татищев приписал авторство, исходя из содержания летописи. Историки относятся к ней с большим недоверием, однако используют как вспомогательный материал.

Согласно Иоакимовской летописи, Рюрик был сыном неизвестного варяжского князя в Финляндии от Умилы, средней дочери славянского старейшины Гостомысла. Летопись не говорит, какого племени был князь в Финляндии, сообщает только, что варяг. Перед смертью Гостомысл, княживший в «Великом граде» и потерявший всех сыновей, дал наказ призвать сыновей Умилы на княжение, в соответствии с советом вещунов.

Так появился Рюрик с двумя братьями в «Великом граде», которому соответствует либо Старая Ладога, либо город бодричей Велиград. На 4-й год княжения Рюрик переселился в «Новый град великий» (можно подразумевать Рюриково Городище или Новгород) к Ильменю. По смерти отца к Рюрику перешли финские земли.

Одна из жён Рюрика быля Ефанда, дочь «урманского » (норвежского) князя, которая родила Ингоря (Игоря Рюриковича). Брат Ефанды, «урманский » князь Олег стал княжить после смерти Рюрика.

Скандинавское происхождение Рюрика косвенно подтверждается одной из версий этимологии слова русь . Согласно ей русь есть славянское произношение финского Ruotsi , то есть шведов в современном финском языке. Как полагают, в IX веке финны называли так всех викингов-варягов, собирающих дань с местного населения, о чём свидетельствует и «Повесть временных лет»: «Тех варягов звали русь, как другие называются свеи [шведы], другие же урмане [норвежцы] и англяне, а иные готы [готландцы] .» Когда Вещий Олег в 882 году отправился на Смоленск и на Киев, то в перечислении племенного состава его войск чудь (древнерусское собирательное название северо-западных финноязычных племён) стоит на первом месте после варягов и перед словенами.

Рюрик в историографии

Впервые имя Рюрика упоминается в «Житие Св. князя Владимира», написанного предположительно около 1070 года монахом Иаковом: «самодержцю всея Рускыя земля Володимеру, вънуку же Иолъжину (княгини Ольги) а правнуку Рюрикову». Самый ранний летописный свод из дошедших до нас, «Повесть временных лет», был написан примерно на 40 лет позже, и там подробно излагалась история варяга Рюрика. Историкам не известны другие независимые источники по князю Рюрику, за исключением попыток связать его с викингом Рориком Ютландским из Западной Европы.

Под сомнение в разное время ставилась и хронология призвания Рюрика, и реальность исторического существования Рюрика и его братьев, и их происхождение, и, особенно, сама политическая идея «призвания варягов» - иностранных властителей. В историографии XIX?XX вв. (особенно советского времени) этот вопрос был излишне идеологизирован. Заявлялось, что версия об иностранном происхождении первых князей - «антинаучная норманнская теория», якобы доказывающая, что славяне не могли самостоятельно создать государство.

По мнению, сложившемуся в современной историографии, легенда о призвании варягов в том виде, в каком появляется в «Повести временных лет», является искажённой. Призвание для княжения варягов-руси, набег которых был только что отражен (ПВЛ: «В лето 6370 изгнаша Варягы за море и не даша имъ дани и почаша сами в соба володати»), некоторым историкам представляется маловероятным. Так, историк Б. А. Рыбаков полагает, что один из набегов увенчался успехом, и предводитель скандинавской дружины захватил власть в Новгороде; летописец же представил дело таким образом, что новгородцы сами пригласили варяжскую власть для того, чтобы править ими. По другому мнению И. Я. Фроянова, в действительности имело место приглашение варяжского конунга с дружиной с целью оказания военной помощи. По мнению историка, после окончания военных действий варяжский конунг Рюрик свергнул словенского князя Вадима Храброго и захватил власть.

Некоторые историки предполагают, что Синеус и Трувор, в летописи обозначенные как братья Рюрика, в действительности не существовали. Так, Синеус не мог быть белоозерским князем с 862 по 864 год, поскольку археологически существование города Белоозера прослеживается только с X века. Б. А. Рыбаков считает, что имя «Синеус» представляет собой искаженное «свой род» (швед. sine hus), а «Трувор» - «верная дружина» (швед. thru varing). Таким образом, Рюрик приходит княжить не со своими двумя братьями, а со своим родом (в который входит, например, Олег) и верной дружиной. Д. С. Лихачёв предполагал, что Рюрик, Синеус и Трувор должны были по замыслу летописца стать «мистическими пращурами» Новгорода, как Кий, Щек и Хорив для Киева.

Наследники

Неизвестно сколько было у Рюрика жён и детей. Летописи сообщают только об одном сыне - Игоре. По Иоакимовской летописи Рюрик имел несколько жён, одной из них и матерью Игоря была «урманская» (то есть норвежская) княжна Ефанда.

Кроме Игоря у Рюрика возможно есть и другие дети, поскольку в русско-византийском договоре 944 года упомянуты племянники Игоря - Игорь и Акун.

Появление государства у восточных славян. К началу IX в. в восточнославянских землях появились сначала племенные союзы, а позднее благодаря их объединению — сильные межплеменные группировки. Вся жизнь вела славян к объединению. Центрами объединения стали Среднее Поднепровье во главе с Киевом и северо-западный район во главе с городами Ладогой и . Это были наиболее развитые во всех отношениях восточнославянские земли. Там и складывалась начальная .

Государство Русь на Днепре. Одним из признаков государственности, как уже говорилось, стало появление княжеской власти, дружин. В IX в. они показали всю свою мощь в отношениях с соседями. Ряд ударов был нанесен по Хазарии, и поляне освободились от уплаты ей дани. К этому же времени относятся нападения русской рати на крымские владения Византии. Именно от тех времен доходят первые известия византийских и восточных авторов о наименовании восточных славян, жителей Поднепровья «росами» , «Русью» . Поэтому мы и будем называть восточных славян так, как их называл остальной мир, как их называли древние летописи,— Русь, руссы, русины.

Удар по крымским владениям Византии — первое известное нам упоминание о государственном образовании Русь. Руссы завоевали все побережье Крыма до Керченского пролива, взяли штурмом город Сурож (нынешний Судак) и разграбили его. Сохранилось легендарное известие о том, что вождь руссов, дабы вылечиться от недуга, принял крещение из рук местного греческого епископа, и болезнь тут же отступила. Факт этот многозначительный. К этому времени большинство стран Европы приняли христианство. Переход от язычества к новой монотеистической вере знаменовал собой наступление для этих стран новой цивилизации, новой духовной жизни, новой культуры, сплочения в рамках государства всего народа. Русь тоже сделала на этом пути первый, довольно робкий шаг, который еще не покачнул устоев славянского язычества.

Через несколько лет Русь предприняла вторую атаку, на этот раз на южный берег Черного моря. Правда, атаковать сам Константинополь русская рать еще не решилась. А в 838 — 839 гг. в Константинополе, а потом во Франкской империи появляется посольство от государства Русь.

Наконец, 18 июня 860 г. произошло событие, которое буквально потрясло тогдашний мир. Константинополь неожиданно подвергся яростной атаке русского войска. Руссы подошли с моря на 200 ладьях. Неделю они осаждали город, но тот выстоял. Взяв огромную дань и заключив почетный мир с Византией, руссы ушли восвояси. Сохранились имена русских князей, возглавлявших поход. Ими были Аскольд и Дир. С этого времени Русь была официально признана великой империей.


Русская боевая ладья.

Через несколько лет греческие священники появились в земле Руссов и крестили их вождя и его дружину. Предположительно это был Аскольд. Так от 60-х гг. IX в. доходит известие о втором крещении руссов.

Киевские рати идут и на север, с тем чтобы подчинить Киеву всю славянскую часть пути «из варяг в греки» и выходы к Балтийскому морю. Славянский Юг начинает активное наступление на славянский Север.

Первые варяжские князья

Варяги. В те же десятилетия в районе озера Ильмень и реки Волхов, на берегах Ладожского озера сформировался другой мощный союз славянских и угрофинских племен, центром которого стали земли приильменских словен. Объединению способствовала борьба словен, кривичей, мери, чуди с варягами, которые незадолго до этого установили контроль над здешним населением. И точно так же, как поляне скинули на юге власть хазар, так на севере союз местных племен прогнал варягов. Однако в дальнейшем между местными племенами начались раздоры. Междоусобицу решили прекратить традиционным для той эпохи способом — пригласить правителя со стороны. Выбор пал на варяжских князей, и они появились на русском северо-западе со своими дружинами.

Кто же такие были варяги ? Этот вопрос уже давно не дает покоя историкам.

Одни считали варягов норманнами, скандинавами, исходя из того, что тогда был период норманнских морских нашествий на европейские страны.


Долгое время господствовала точка зрения, что именно норманны и создали государство в землях славян. А сами славяне были неспособны создать государство, что говорило об их отсталости. Особенно популярны были эти взгляды на Западе в периоды противостояния нашей Родины и ее западных противников. Тех, кто придерживался данной точки зрения, называют норманистами, а их взгляды — норманнской теорией создания Русского государства. Противники этой теории получили название антинорманистов. Позднее ученые доказали, что государственность вызревала у славян задолго до появления варягов.

Но и сегодня существуют норманисты и антинорманисты. Только спор идет уже о другом — кто были варяги по национальности. Норманисты считают их скандинавами (шведами) и полагают, что само название «Русь» скандинавского происхождения. Антинорманисты же доказывают, что никакого отношения к Скандинавии варяги, появившиеся на русском северо-западе в IX в., не имеют. Они были либо балты, либо славяне с южных берегов Балтийского моря. По существу, продолжается спор о судьбах России, славянства, об их исторической самостоятельности.

А что же говорит по этому поводу Нестор-летописец, сведениями которого в первую очередь пользуются и те и другие? Он пишет, что по просьбе различных племен в славянских землях в 862 г. появились варяжские князья. «Те варяги назывались русью»,— отмечает он, точно так же как свои этнические названия имели шведы, норманны, англичане и др. Таким образом, для него «Русь» — это прежде всего национальное определение.

Варяги , по его мнению, «сидят» к востоку от западных народов, по южному берегу Варяжского (Балтийского) моря. «А славянский язык и русский одно есть»,— подчеркивает летописец. Это значит, что те князья, которых пригласили приильменские словене и кривичи, были им родственны. Это объясняет безболезненное и быстрое внедрение пришельцев в их среду, отсутствие в Древней Руси названий, связанных с германскими языками.

Происхождение слова «Русь». Почему названия «Русь», «руссы» появились в IX в. одновременно и на славянском северо-западе, и на юге, в Поднепровье?

С V—VI вв. славяне занимали обширные территории в Центральной и Восточной Европе. Среди них было немало племен с названиями руссы, русины. Их называли также рутенами, рутами, ругами. Потомки этих руссов до сих пор живут в Германии, Венгрии, Румынии. На славянском языке «русый» означает «светлый» . Это типично славянское слово и типично славянское название племен. Переселение части славян, живших первоначально на Дунае, в Поднепровье (о чем рассказывал в своей летописи Нестор), принесло туда это название.

Другие руссы жили в землях, примыкающих к южным берегам Балтийского моря. Там издавна существовали сильные славянские племенные союзы, которые вели суровую борьбу с германскими племенами. В пору создания племенных союзов у восточных славян прибалтийские славяне уже имели свои государственные образования с князьями, дружинами, детально разработанной языческой религией, очень близкой к восточнославянскому язычеству. Отсюда шли постоянные переселения на восток, на берега озера Ильмень. Поэтому летописец позже написал: «Новгородцы — от рода варяжского».

Зато нет никаких данных о существовании имени «Русь» в Скандинавии, как нет данных и о том, что там в IX в. существовала княжеская власть или какое-то государственное образование. Но спор о происхождении варягов продолжается.

Рюрик в Новгороде. Летопись рассказывает, что в 862 г. в славянские и угрофинские земли прибыло три брата-варяга — , Синеус и Трувор. Старший из них — Рюрик сел княжить у ильменских словен. Его первой резиденцией стал город Ладога. Затем он перешел в Новгород, где «срубил» крепость. Второй брат сел в землях племени весь в городе Белоозеро, а третий — в землях кривичей в городе Изборске. В дальнейшем, после смерти братьев, Рюрик объединил под своим началом весь север и северо-запад восточнославянских и угрофинских земель.



Неизвестный художник - Рерих(Рюрик).


Неизветсный художник - Варяжские князья.

Оба государственных центра, образовавшихся в восточнославянских землях, называли себя Русь. В Руси южной утвердилась местная полянская династия, а в северной Руси власть взяли выходцы из славянских земель южной Прибалтики. Соперничество между этими центрами началось сразу же после их образования.

После смерти Рюрика остался его малолетний сын Игорь, но все дела в Новгороде взял в свои руки то ли воевода, то ли родственник Рюрика Олег. Но официальным новгородским князем оставался Игорь. Власть от отца к сыну была передана по наследству. Так получила начало династия Рюриковичей, которая правила в русских землях много сотен лет.

Создание единого государства Русь. Именно Олегу выпала доля объединить два древнерусских государственных центра. В 882 г. он собрал большую рать и предпринял поход на юг. Ударную силу его войска составила варяжская дружина. Вместе с ним шли отряды, представляющие все северо-западные русские земли: здесь были ильменские словене, кривичи, а также их союзники и данники — чудь, меря, весь. Вместе со всеми в княжеской ладье плыл и маленький Игорь.

Олег овладел главным городом кривичей Смоленском, затем взял Любеч. Приплыв к Киеву, он понял, что взять штурмом хорошо укрепленный и многолюдный город ему будет трудно. Кроме того, здесь княжил опытный воин Аскольд, отличившийся в схватках с Византией, хазарами и новыми степными кочевниками — печенегами. И тогда Олег пошел на хитрость. Спрятав воинов в ладьях, он послал к киевскому князю весть о том, что приплыл купеческий караван. Ничего не подозревавший Аскольд пришел на встречу и был убит тут же на берегу.

Олег утвердился в Киеве и сделал этот город своей столицей. Можно думать, что киевские язычники не вступились за своего правителя христианина Аскольда и помогли язычникам Олега овладеть городом. Так идеологические взгляды впервые на Руси повлияли на смену власти.

Итак, новгородский север победил киевский юг. Новгород стал объединителем русских земель в единое государство. Но это была лишь чисто военная победа. В хозяйственном, торговом, культурном смысле Среднее Поднепровье намного обогнало другие славянские земли. В конце IX в. это был исторический центр русских земель, и Олег, сделав Киев своим стольным городом, подтвердил это положение.


Свои военные успехи Олег на этом не завершил. Он продолжал объединение восточнославянских земель. Правитель упорядочил свои отношения с северной Русью, обложил данью подвластные ему территории — «уставил дань» новгородским словенам, кривичам, другим племенам. Он заключил договор и с варягами, который действовал около 150 лет. По нему Русь обязывалась уплачивать варяжскому южнобалтийскому государству по 300 серебряных гривен (гривна — самая крупная денежная единица на Руси) ежегодно за мир на русских северо-западных границах и за регулярную военную помощь варягов Руси.

Затем Олег предпринял походы на древлян, северян, радимичей и обложил их данью мехами. Здесь он столкнулся с Хазарией, чьими данниками были радимичи и северяне. Но военный успех вновь сопутствовал Олегу. Теперь эти восточнославянские племена прекратили свою зависимость от Хазарии и вошли в состав Руси. Данниками Хазарии попрежнему оставались вятичи.

Русь в X веке

Русь в начале X в. Объединив восточнославянские земли, освободив многие из них от дани чужеземцам, Олег придал княжеской власти невиданный доселе авторитет и международный престиж. Теперь он принимает на себя титул великого князя, т. е. князя всех князей. Остальные же властители отдельных племенных княжений становятся его данниками, вассалами, хотя и сохраняют еще права по управлению своими княжествами.

Новое государство Русь не уступало по своим размерам Франкской империи Карла Великого или Византийской империи. Однако многие районы Руси были малозаселены и мало пригодны для жизни. Слишком велика была и разница в уровне развития различных частей государства. Кроме того, оно сразу же стало многонациональным государством, включало в свой состав разные народы. Все это делало его рыхлым и непрочным.

Был известен не только своей объединительной политикой и борьбой с хазарами. С самого своего возникновения Русь ставила перед собой масштабные задачи: овладение устьем Днепра, устьем Дуная, утверждение в Северном Причерноморье и на Балканах, прорыв через хазарские кордоны на восток и подчинение своему контролю Таманского полуострова и Керченского пролива. Некоторые из этих задач были намечены еще антами, а позднее — Полянскими князьями, и теперь возмужавшая Русь вновь пыталась повторить порыв предков.

Частью этой политики стал поход Руси на Византию в 907 г.

В начале лета огромная русская рать на ладьях и конным строем по берегу двинулась на Константинополь. Руссы «повоевали» окрестности города, взяли огромную добычу, а потом вытащили суда на сушу, подняли паруса и под прикрытием ладей, защищавших их от неприятельских стрел, двинулись под самые стены города. Греки ужаснулись при виде необычного зрелища и запросили мира.

По мирному договору греки обязались выплатить Руси денежную контрибуцию, ежегодно уплачивать дань и широко открыть византийский рынок для рус. ских купцов. Те получили даже право беспошлинной торговли в пределах империи, что было делом неслыханным. В знак окончания войны и заключения мира русский великий князь повесил свой щит на воротах города. Таков был обычай многих народов Восточной Европы.

В 911 г. Олег подтвердил свой договор с Византией. В Константинополь прибыло русское посольство, которое заключило с империей первый в истории Восточной Европы письменный договор. В одной из статей шла речь об установлении между Византией и Русью военного союза.

Так государство Русь сразу же заявило о себе как о крупной силе на международной арене.

07.04.2014

Признаки древнего русского государства проявились еще в VIII веке, но начало было положено в IX веке с прямым участием племен славян и окружающих народностей. Территория, где расселялись восточные славяне, была зажата между воинственными варягами, или викингами, на севере и хазарами, которые собирали дань с полян, на юге. Нападки хазар были уже невыносимыми для славянских племен, и они призвали варягов на Русь. Воинственные северные племена успешно отбили славянскую территорию, поляне на юге освободились от хазарского гнета и перестали отдавать им дань, поэтому призвание-варяг на Русь имело практические цели. С этих событий началась зарождаться династия Рюриковичей, зерно которой заложил первый князь-варяг на Руси Рюрик, а также возникло государство со столицей в древнем Киеве.

Славянский народ призвал варягов на Русь

В это же время на севере Руси, город Новгород претендовал на центральное место в процессе государственного образования. Таким образом, начиналось соперничество двух великих древнерусских городов, каждый из которых не уступал другому вправе быть главенствующим в новом зарождающемся государстве. Все первые князья киевской Руси устремились выбирать между собой достойного, но это было очень трудно признать другого лучшим. Каждый из них хотел иметь неограниченную власть, любой из них считал, что именно он первый князь на Руси достоин руководить древнерусским государством.
Особенно эти споры были ярко выражены на севере, где князья вели междоусобные войны за власть. Чтобы раз и навсегда прекратить эти извечные споры, приняли решение на вече позвать чужеземца, который был далек от новгородских споров за власть, и которого можно было бы назвать первый князь Руси.

Единогласно выбрали варяга Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора. Год, когда варягов призвали на Русь для прекращения жестоких битв в Новгороде за власть, стал началом положительных перемен для последующего развития нового государства. Датой этих событий историками определяется как восемьсот шестьдесят второй год, исходя из первых письменных источников.

Эпоха властвования варягов

Братья-варяги со своими дружинами, имея большой боевой опыт, осели на Руси:

  • Рюрик изначально стал руководить в Ладоге, а вскоре и в Новгороде;
  • Синеус правил княжеством в Белоозере;
  • Трувор был князем в Изборске.

Когда братья умерли, первый князь-варяг на Руси Рюрик принудительно взял их княжества в свои владения. Уже совсем скоро этот варяжский стратег подобрал под себя весь северо-западный край. Рюрик создавал хорошо организованную машину для развития государства, а его преемники уже думали о расширении своего влияния и владений. Родственник Рюрика князь Олег напором и хитростью сумел отвоевать Киев у тамошних владык и утвердится в нем.

Важные факторы создания древнерусского государства

Таким образом, приход к власти варяга Рюрика положил начало переменам не только на Руси, но и во всей Европе, повлиявшим на судьбы многих правителей и народов. В то же время желание изобразить варягов основателями славянского государства нецелесообразно, так как здесь сыграли большую роль именно определенные процессы внутри славян, как общества. Нельзя также сказать, что заслуга Рюрика так велика в создании могущественной Руси. Именно важен момент, который побудил призвать варягов на Русь и стал толчком для становления единого древнерусского государства.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта