Главная » 2 Распространение и сезон сбора » Позитивное воздействие адреналина. Конфликты и стрессы

Позитивное воздействие адреналина. Конфликты и стрессы


Первая помощь при остром стрессе.

Если же вы оказались в стрессовой ситуации неожиданно (вас кто-то разозлил, обругал начальник или кто-то из домашних заставил понервничать) - у вас начинается острый стресс. Для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе "СТОП!", чтобы резко затормозить развитие острого стресса. Чтобы суметь из состояния острого стресса, чтобы успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи. И тогда в критической ситуации, которая может возникнуть каждую минуту, мы сможем быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе.
Перечислим некоторые советы, которые могут помочь выйти из состояния острого стресса:

1. Противострессовое дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе. Что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.
2. Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить "язык лица и тела" путем расслабления мышц и глубокого дыхания.
3. Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором вы находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете. Медленно, не торопясь, мысленно "переберите" все предметы один за другим в определенной последовательности. Постарайтесь полностью сосредоточиться на этой "инвентаризации". Говорите мысленно самому себе: "Коричневый письменный стол, белые занавески, красная ваза для цветов" и т.д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения, направляя свое внимание на рациональное восприятие окружающей обстановки.
4. Если позволяют обстоятельства, покиньте помещение, в котором у вас возник острый стресс. Перейдите в другое, где никого нет, или выйдите на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями. Разберите мысленно это помещение (если вы вышли на улицу, то окружающие дома, природу)"по косточкам", как описано в пункте 3.
5. Встаньте, ноги на ширине плеч, наклонитесь вперед и расслабьтесь. Голова, плечи и руки свободно свешиваются вниз. Дыхание спокойно. Фиксируйте это положение 1-2 минуты, после чего очень медленно поднимайте голову (так, чтобы она не закружилась).
6. Займитесь какой-нибудь деятельностью - все равно какой: начните стирать белье, мыть посуду или делать уборку. Секрет этого способа прост: любая деятельность, и особенно физический труд, в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода - помогает отвлечься от внутреннего напряжения.
7. Включите успокаивающую музыку, ту, которую вы любите. Постарайтесь вслушаться в нее, сконцентрироваться на ней (локальная концентрация). Помните, что концентрация на чем-то одном способствует полной релаксации, вызывает положительные эмоции.
8. Возьмите калькулятор или бумагу и карандаш и постарайтесь подсчитать, сколько дней вы живете на свете (число полных лет умножьте на 365, добавляя по одному дню на каждый високосный год, и прибавьте количество дней, прошедшее с последнего дня рождения). Такая рациональная деятельность позволит вам переключить вам свое внимание. Постарайтесь вспомнить какой-нибудь особенно примечательный день вашей жизни. Вспомните его в мельчайших деталях, ничего не упуская. Попробуйте подсчитать, каким по счету был этот день вашей жизни.
9. Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом: соседом, товарищем по работе. Если же рядом никого нет, позвоните по телефону своему другу или подруге. Это своего рода отвлекающая деятельность, которая осуществляется "здесь и сейчас" и призвана вытеснить из вашего сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом.
10. Проделайте несколько противострессовых дыхательных упражнений. Теперь, взяв себя в руки, вы спокойно можете продолжить прерванную деятельность.
Каковы эти дыхательные упражнения?

Ауторегуляция дыхания.
В нормальных условиях о дыхании никто не думает и не вспоминает. Но когда по каким-то причинам возникают отклонения от нормы, вдруг становится трудно дышать. Дыхание становится затрудненным и тяжелым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. И наоборот, при сильном испуге, напряженном ожидании чего-то люди невольно задерживают дыхание (затаивают дыхание). Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием использовать его для успокоения, для снятия напряжения - как мышечного, так и психического, таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией. Противострессовые дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении. Обязательно лишь одно условие: позвоночник должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении. Это дает возможность дышать естественно, свободно, без напряжения, полностью растягивать мышцы грудной клетки и живота. Очень важно также правильное положение головы: она должна сидеть на шее прямо и свободно. Расслабленная, прямо сидящая голова в определенной степени вытягивает вверх грудную клетку и другие части тела. Если все в порядке и мышцы расслаблены, то можно упражняться в свободном дыхании, постоянно контролируя его.
Мы не будем подробно рассказывать здесь о том, какие дыхательные упражнения существуют (их легко найти в литературе), но приведем следующие выводы:
1. С помощью глубокого и спокойного ауторегулируемого дыхания можно предупредить перепады настроения.
2. При смехе, вздохах, кашле, разговоре, пении или декламации происходят определенные изменения ритма дыхания по сравнению с так называемым нормальным автоматическим дыханием. Из этого следует, что способ и ритм дыхания можно целенаправленно регулировать с помощью сознательного замедления и углубления.
3. Увеличение продолжительности выдоха способствует успокоению и полной релаксации.
4. Дыхание спокойного и уравновешенного человека существенно отличается от дыхания человека в состоянии стресса. Таким образом, по ритму дыхания можно определить психическое состояние человека.
5. Ритмичное дыхание успокаивает нервы т психику; продолжительность отдельных фаз дыхания не имеет значения - важен ритм.
6. От правильного дыхания в значительной мере зависит здоровье человека, а значит, и продолжительность жизни. И если дыхание является врожденным безусловным рефлексом, то, следовательно его можно сознательно регулировать.
7. Чем медленнее и глубже, спокойнее и ритмичнее мы дышим, чем скорее мы привыкнем к этому способу дыхания, тем скорее он станет составной частью нашей жизни.
Однако, любую болезнь легче предупредить, чем лечить.
В том числе и стресс.

ОСВОБОЖДЕHИЕ ОТ СТРАХА

Для начала выбеpите непpиятный слyчай, стpах или тpавмиpyющее
воспоминание, котоpые вам бы хотелось нейтpализовать.

1. Пpедставьте, что вы находитесь в кинотеатpе. Увидьте себя в
чеpнобелом изобpажении на экpане, выполняющим что-то нейтpальное.
2. Отделитесь от себя и yвидьте себя, смотpящим на экpан.
3. Оставаясь в том же положении, посмотpите на экpан, где идет
чеpнобелый фильм, в котоpом вы испытываете то пеpеживание, котоpое вы хотите "нейтpализовать".
4. Закончив наблюдение за собой как yчастником фильма, когда все
снова yладится, остановите фильм, войдите назад в свое изобpажение на
экpане, сделайте его цветным и пpокpyтите очень быстpо фильм назад.
Итак, y вас бyдет впечатление, что вы смотpите фильм с собственным
изобpажением, в котоpом вpемя идет в обpатном напpавлении.
5. А тепеpь пpовеpьте pезyльтат. Вспомните о слyчившимся. Обpати-
те внимание на то, можете ли вы тепеpь дyмать об этом более спокойно.
Если да, то вы добились pезyльтата. Если нет, вам следyет пpойти еще
pаз чеpез весь пpоцесс или обpатиться за помощью к человекy, владеющимy данным методом.

ИЗМЕНЕНИЕ СВОЕЙ ЛИЧНОСТИ


Основная идея данной технологии: не заниматься постепенным решением проблем, а сразу попытаться простроить желательный вариант личности.
Обасть сборки и конструирования - роли, которые после проверки на экологию могут быть в зависимости от задачи либо внедрены в контекст, либо использованы как необходимый ресурс.
Построение осуществляется с изменением всех Логических Уровней и оценкой экологии.
Процесс осуществляется в 4 шага:
1. Постановка задачи.
2. Конструирование роли.
3. Проверка экологии.
4. Внедрение.
Постановка задачи.
При определении того, что вы хотите получить в результате измненений, вам надо ответить на несколько вопросов. Помните о том, что вы работаете в одном из контекстов. Их всего четыре:
1. Личный.
2. Семейный.
3. Профессиональный.
4. Общественный.
1. Уход от проблем.
"Что вы хотите прекратить или чего избежать?"
Определите, что вам не нравится в данном контексте. Это может быть и поведение, и убеждение и отсутствие умений: то есть проблема может касаться разных Логических Уровней.
- Мне не нравится в себе неуверенность, лень, неспособность отвечать за себя и то, что для меня слишком важно, как меня оценивают другие люди
2. Противоположность проблеме.
"Что противоположно проблемному состоянию?"
Определите, что противоположно заявленной проблеме (проблемам).
- Я бы хотел быть уверенным в себе, собранным, способным отвечать за собственные поступки, учитывающий мнение других, но более ориентированный на собственную оценку.
Здесь произведены замены:
неуверенность - уверенность (поведение);
лень - собранность (поведение);
неспособность отвечать за себя - способность отвечать за собственные поступки (способность);
оценка других людей - учет мнения других, но большая ориентация на собственное мнение (ценности).
3. "А кто уже это сделал?"
"Кто уже в состоянии достичь желаемого состояния, сходного с вашим?"
Найдите людей, которые уже обладают желаемыми качествами.
- На мой взгляд, этими качествами обладает Иван Степаныч, Рабиндранат Тагор и Тарзан
4. Исходя из Миссии.
"Какие качества вам нужны для наиболее успешной реализации (достижения) вашей Миссии?"
Определите вашу Миссию в данном контексте и оцените необходимые качества для ее достижения.
- Моя Миссия - делать других людей счастливыми. И для этого необходимо внимание к другим людям, настойчивость, уверенность в собственных силах и способность что-то делать для других что-то нужное.
5. При помощи логики.
"Какие важные качества, умения, состояния вы хотели бы проявить в желаемом состоянии?"
Прибегните к логическому мышлению и определите, какие качества должны присутствовать в желаемом состоянии.
- Я так же хотел бы иметь такие качества как большую работоспособность, немного наглости, умение быстро обучаться и быстрое переключение от одного вида деятельности к другому. Хотелось, чтобы для я был уверен в том, что могу достичь поставленные цели и считал себя достаточно компетентным для того, чтобы принимать ответственные решения
6. Расширение.
"Какие качества, связанные с вашим желаемым состоянием, вы уже имеете, и каких вы хотели бы сделать больше?"
Определите, что из необходимого у вас уже есть, а что нужно добавить.
- У меня уже есть внимание к другим людям и умение достигать поставленной цели. Но хотелось бы побольше уверенности в собственных силах и просто чувства уверенности в трудных ситуациях.
Здесь показано что, например, уверенность может быть и ценностью (уверенность в собственных силах), и способностью (умение чувствовать себя уверенно) и поведением (чувство уверенности в трудных ситуациях)
7. "Как если бы".
"Если бы у вас уже было полностью полученное желаемое состояние, что бы вы делали или что бы сделали еще?"
А что вы будете делать после того, как достигните желаемого? Каковы ваши планы?
- После того, как я достигну этой цели я хотел бы начать развивать у себя такие качества как профессионализм и постоянство.
Порядок конструирования роли.
1. Миссия.
Определите Вашу миссию в данном контексте.
2. Имя Роли.
Подумайте, какая Роль (Роли) в данном контексте будет наиболее полезна для реализации вашей миссии. Дайте ей имя: "Великий Профессионал", "Настоящая женщина", "Настойчивый".
3. Ценности.
Какие ценности наиболее важны для этой Роли. Простройте иерархию ценностей.
4. Убеждения.
Какие убеждения у этой Роли. Пропишите убеждения для каждой ценности. Если есть какие-то убеждения связанные с другими ценностями, эти ценности должны присутствовать в иерархии ценностей.
5. Цели.
Определите цели вашей Роли.
6. Способности.
Определите необходимые способности и стратегии.
7. Поведение.
Определите наиболее характерное поведение.
8. Окружение.
Определите окружение.
Способов "внедрения" новой роли несколько. Пока только один из способов: "взмах".
Учтите, что этот вариант "взмаха" несколько отличается от классического.
Взмах.
1. Старая роль.
Определите контекст, с которым вы хотите сейчас поработать. Подумайте, какую роль вы играете в этом контексте. Определите для этой роли:
1. Имя.
2. Цели.
3. Ценности.
4. Убеждения.
5. Способности.
6. Поведение.
7. Окружение.
Создайте визуальный образ этой старой роли: он может быть достаточно размыт, главное, чтобы вы внесли туда понимание того, что это "ваша старая роль..."
2. Новая роль.
Определите, какая роль вам больше подойдет в этом контексте. Определите для нее:
1. Имя.
2. Цели.
3. Ценности.
4. Убеждения.
5. Способности.
6. Поведение.
7. Окружение.
Создайте образ этой новой роли. Он может быть достаточно размыт, но в него должны быть вложены те качества, которые вы хотите иметь.
3. Экологическая Проверка.
Войдите внутрь новой роли и проверьте, нравится ли вам там. Если нет - то вам надо немного подредактировать этот образ. Ваше бессознательное сообщает вам о неких противоречиях. Вернитесь на предыдущий шаг и меняйте этот образ (добавляйте или меняйте качества) до тех пор, пока вам внутри не будет комфортно.
4. "Экран".
Представьте перед собой экран, разделенный пополам. В одной половине поместите себя "старого", а в другой - себя нового. Вы сами можете выбрать, с какой половиной экрана у вас более ассоциируется старая роль, а с какой новая.
5. Взмах.
А теперь оттолкните от себя образ "себя старого", а образ себя нового втолкните в себя. Так надо сделать очень быстро 5-7 раз. Только после каждого взмаха отвлекитесь на несколько секунд и создайте картинку заново.
Иногда очень удобно помогать себе рукам. Один образ вы кладете на одну ладонь, а второй - на вторую.
6. Проверка.
Опять представьте экран. Какой образ более устойчив? Должен быть более устойчивым Новый. Старый может съеживаться, рассыпаться, его может быть трудно удерживать или он может отодвигаться сам, без ваших усилий.
7. Привязка к будущему.
Что это изменит в вашей жизни. Посмотрите в своё будущее и попробуйте найти ответ на этот вопрос.


КАК ОСВОБОДИТЬСЯ ОТ СТРАХА


У страха множество лиц, и от него страдают везде. Бывает страх перед трудностями, несчастными случаями, разорением хозяйства, потерей, страх лишиться любимого человека или даже жизни. Страх стал для многих постоянным спутником, они уже не могут представить себе жизнь без страха. Самые частые известные внешние причины страха - неудача, бессмысленность, отрицание, война и одиночество. Но это лишь пусковые механизмы страха. Подлинные причины всегда заключаются в собственной личности, в подсознании, в древних психоаналитических "комплексах", мышлении, создающем ложные связи между событиями прошлого и принимающем их за основу бытия. Расширяется сознание в данной сфере - и страх обыкновенно исчезает.
Из-за страха тот, кто боится, претворяет свои опасения в действительность. Пройти по доске, лежащей на полу, просто. Пройти же по такой же доске, перекинутой через глубокую впадину, трудно, потому что охватывает страх. Только из-за этого предчувствия падения и падают. Правда, нередко страх имеет положительные аспекты: облегчает быструю реакцию там, где это требуется, уменьшает возможность телесных ранений, побуждая избегать опасности. Здесь он противоположность слабости, призыв к осторожности, осмотрительности. Это инстинкт самосохранения. Но у страха больше отрицательных аспектов. Страх субъективно очень неприятное чувство. Его последствия часто вредны для организма: из-за него наносится урон духовным способностям, нарушается пищеварительная функция, бывают перебои сердечной деятельности, может повыситься давление и измениться состав крови, поражаются стенки сосудов и, кроме того, перестает восприниматься радость, развивается букет психосоматических болезней. Он плохой советчик, в особенности когда он - советчик единственный. Из-за страха мы упускаем смысл жизни, отказываемся от шансов.
Первым шагом самолечения может быть признание: "У меня есть страх, но я не есть страх".
Есть люди, целенаправленно вырабатывающие реакцию противодействия страху, например, парашютисты, охотники на крупную дичь, акробаты, актеры. Все они мысленно помногу раз подступаются к ситуации, внушающей страх, оживляют ее и в какой-то мере психологически проходят через этот страх. Когда, наконец, они действительно попадают в опасную или внушающую страх ситуацию, то собранны и могут реагировать быстро и правильно. Очень помогает при этом непременно воображаемая благополучная развязка страшных ситуаций, давая возможность духовно "пережить" их и понять, что, в конце концов, все будет хорошо.
Если убежать при мнимой опасности, страх в следующий раз возрастет. Если преодолеть страх, в следующий раз он будет меньше. Тот, кто готов смотреть на страшащее его, тем самым преодолевает страх. Для самостоятельной аналитической психотерапии своего страха нужно честно и ясно осознать: я блокирован, сознание мое сужено неразрешенным опытом, нерешенной проблемой. В моем сознании есть "слепое" пятно, у меня слишком мало "уверенности в себе"; страх такое же нормальное чувство, как голод или озноб: страх исчезнет, если воспринимать и принимать его как нормальную информацию, как нормальное чувство и требование; принимая его, я мешаю ему расти; когда я прямо гляжу на свой страх, то противостою теневой стороне себя, тому, что я отстраняю, не хочу видеть.
Надо постараться "зайти с тыла" своему врагу. Вот шесть важнейших шагов на пути уменьшения страха (домашняя поведенческая психотерапия).
Первый шаг. Я представляю себе, что не я, а другой находится в ситуации, вызывающей страх. Я могу поступить в этой ситуации правильно, так как это представление, а не реальность. Кроме того, это касается не меня, а другого. Я заставляю этого другого снова и снова переживать мой страх, пока этот страх другого не перестанет меня касаться.
Второй шаг. Я представляю себе, что снова и снова переживаю эту ситуацию и могу это делать спокойно, так как это не действительность, а представление. Я, следовательно, снова и снова в воображении переживаю неприятную ситуацию и свой страх до тех пор, пока представление не перестанет вызывать у меня страх. Значит я готов к третьему шагу.
Третий шаг (функциональная тренировка). Я помещаю себя поблизости от ситуации, вызывающей страх. Если у меня боязнь замкнутого пространства, я отправляюсь в большой дом или магазин, становлюсь поблизости от лифта и смотрю, как другие в нем ездят. Изо дня в день я все ближе и ближе подхожу к моему страху, но с таким расчетом, чтобы ни разу не испытать настоящего страха. Как-то раз лифт оказывается свободным, я могу на секунду войти в него, но не поеду. До того как пришел страх, я уже вышел из лифта. Через некоторое время я обретаю мужество закрыть за собой дверь, сразу же открыть ее и выйти, до того как придет страх. Если мне когда-нибудь это уже не будет страшно, я готов к четвертому шагу.
Четвертый шаг. Я проезжаю в лифте один этаж и тут же выхожу, до того как появится чувство страха. Постепенно привыкая, я все удлиняю свои поездки. Шаг за шагом я побеждаю свой страх, я избавился от него.
Пятый шаг. Я действительно или в своем представлении вхожу в ситуацию, вызывавшую страх, и позволяю ему полностью овладеть мной. Я противопоставляю себя своему страху, прохожу "сквозь" него и выясняю, какая энергия за ним стоит, что мне, собственно говоря, хочет сказать мой страх.
Шестой шаг. Как только я выяснил действительную причину своего страха, спрашиваю: "Какого шага требует от меня мой страх? Что нужно изменить? Готов ли я сделать этот необходимый шаг теперь?" если я готов, то делаю этот шаг и переживаю исчезновение своего страха, потому что он больше не используется как сигнал или симптом.

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА

Метод аутотренинга вполне может быть использован каждым человеком для снятия избыточного психоэмоционального напряжения, для устранения бессонницы, телесного дискомфорта, усталости, вегетативно-сосудистых расстройств. Аутотренинг с успехом используется спортсменами для устранения, например, "предстартовой лихорадки", неуверенности в себе. Его часто применяют многие другие люди, относящиеся к так называемым социально-активным группам населения.
В чем суть аутогенной тренировки?
Впервые, после многолетних исследований и экспериментов, метод был предложен несколько десятилетий назад немецким психотерапевтом Шульцем. Весь комплекс аутогенной тренировки состоит из 6 последовательных компонентов упражнений и начинается с исходной позы, вызывающей максимальную мышечную релаксацию. Называется она "позой кучера". Так сидели раньше кучера, дожидаясь нового седока на стоянке. Корпус наклонен вперед, голова опущена, ноги чуть расставлены, руки свободно лежат на коленях ладонями вниз. Далее следуют последовательно, одно за другим, упражнения, они направлены на нейтрализацию наиболее типичных телесных проявлений психологического стресса.
Первое упражнение: в позе кучера мысленно воспроизвести ощущение тяжести в правой кисти. Когда появится чувство тяжести в руке, как будто она "налита свинцом" - упражнение выполнено.
Второе упражнение: мобилизуя свое воображение, добиться, отнюдь не "виртуального", а реального, чувства тепла в правой кисти. Объективное повышение температуры кожи подтверждено в научных исследованиях.
Третье упражнение: мысленным "лучом внимания" проникнуть в свое сердце, ощутить его, прислушаться к его работе и вызвать чувство ровного, ритмичного, надежного сердцебиения. При ЭКГ-контроле действительно регистрируются благоприятные сдвиги в сердце.
Четвертое упражнение: почувствовать свою грудную клетку, легкие и добиться ощущения плавного, спокойного, свободного дыхания.
Пятое упражнение: направить внимание на зону "солнечного сплетения". Это мощное скопление нервных узлов, автономных вегетативно-регуляторных конгломератов, находящихся в глубине живота приблизительно между пупком и нижним краем грудины. Добиться ощущения глубокого, приятного, равномерного тепла в глубине живота.
Затем переходят к шестому упражнению. Это - вызывание у себя ощущения легкой прохлады на коже лба.
Каждое упражнение занимает, когда удается вызвать искомые ощущения (в течение 1-2 минут), около 5-6 минут.
В заключение аутогенной тренировки, когда организм - в первую очередь, мышечная система - расслаблен, а мозг подготовлен к восприятию внутренней "установки", психологического настроя. "Установку" на уверенность в себе, активизацию памяти, сообразительности, находчивости могут давать себе школьники (лучше после 12 лет), студенты, курсанты перед экзаменом. Аутогенная тренировка может быть полезной начинающим актерам, музыкантам перед выходом на сцену, а также лекторам перед публичным выступлением, парашютистам, возможно даже космонавтам и другим ответственным профессионалам, действующих в напряженных, экстремальных условиях.
Аутогенную тренировку вполне можно освоить самостоятельно. Однако для полной уверенности в методической правильности действий целесообразно посоветоваться с врачом-профессионалом.

Кто из нас не бывал в такой ситуации? «У меня возникла проблема. Я не знаю, что делать! Как найти выход, из сложившейся ситуации? Неприятные мысли постоянно кружатся в голове. Как мне не думать о проблеме? Я чувствую, как накручиваются мои эмоции от незначительного замечания или пустякового недоразумения. Нет сил, вся энергия куда-то ушла. Как болит тело, напряжение в спине, спазмы в голове. Опять болит голова…» Узнали? С вами было такое? Скорее всего, и не раз.

Так вот поговорим о стрессе. Стресс у работающего человека в современной компании может возникнуть по массе причин.

Вот одни из них:

1. Достаточно критичного сознания, которое, в свою очередь таким бывает от:
— мыслей, убеждений («у меня ничто не получится…», «вечно так…», «это только со мной…», «они хотят мне зла…» и т.д. и т.п.);
— пережитого негативного эмоционального опыта когда-то в прошлом.

2. Из-за дефицита времени (его может быть реально мало или не умеет структурировать время), в результате накапливается масса незаконченных дел.

3. Из-за путаницы в отношениях «начальник-подчиненный». Когда у человека три начальника или нет четкой договоренности в обязанностях. Иногда даже руководители некомпетентны, и поэтому нечетко ставят задачи. Сами руководители эмоционально не уравновешенны. Планирования нет, организации нет, а контроль сумасшедший.

4. Из-за дефицита информации. Это очень сильный стресс, так как человек не знает, за что хвататься. Или боится говорить, из-за страха сказать глупость.

Готовых рецептов, как говорится, нет. У каждого есть своя самопомощь, которая не раз уже выручала. Многим советы других не помогут, все индивидуально.

Тем не менее, остановимся на некоторых рекомендациях.

  1. Определить для себя, что проблема успокоения нервов есть, и захотеть ее изменить. Это уже 80 % успеха. Прочтите статью «Что нужно знать о стрессе и дистрессе «, там много полезной информации.
  2. Самое эффективное — сформулировать грамотные установки. Например: «Всякое бывает…», «Все закончится по–доброму и счастливо», «У нас нет проблем, у нас есть только возможности», «Трудности закаляют», «Трудности – это хорошо, это даже интересно» и т.д.
  3. Держаться за свои ценности, за то, что в жизни поддерживает, дает положительные эмоции. Подключаться к тому, что «питает»: духовно – вера в себя, семью, друга, в религию и т.д.; эмоционально – музыка, фильмы, сауна, цветы и т.д.; интеллектуально – книги, тренинги, конференции, выставки и т.д.; физически – массаж, спорт, баня, бассейн, футбол и т.д.
  4. Развивайте и подключайтесь к позитивно значимым в вашей жизни событиям, делам, людям.
  5. Заложенное в человеке от предков – это двойное «Б»: бей или беги. И мы можем ударить, замереть или убежать, что позволит напрячь мышцы и сжечь скопившуюся энергию. Поход в тренажерный зал — великолепное решение этого способа. В фильме «Кабаре» герои орали под мостом, когда проходил поезд. Хорошо, если человек может себе подарить эмоциональный «Танец с саблями». Часто мы не можем себе позволить вылить энергию, так как находимся в присутствии других людей, а они примут нас за истеричных людей. Здесь поможет родной дом — (побить ненужную посуду), лес или парк (поколотить деревья, покричать на них). Можно порыдать, даже побиться кулаками о стену. Только потом необходимо обязательно проанализировать ситуацию, что вызвало такое напряжение?
  6. При анализе ситуации вы узнаете и свое отношение к ней. Скорее всего, отношение можно изменить. Известный прием «зелен виноград» — «Не очень-то и хотелось!» или прием, который называется коротко «Зато»: поиск психологических плюсов, которые несет данная ситуация. Они точно есть, нужно только поискать. «Не получила должность, зато ответственности меньше». Можно построить цепочку из трех эмоций: удивление («Надо же!»), интерес («Интересно надолго ли это?») и радость («Могло быть и хуже»).
  7. Есть еще один способ: изложить на бумаге все, что испытываете, не стесняясь в выражениях, а потом перечитать, и сжечь.
  8. Женщины нередко снимают стресс с помощью шопинга. Причем купить надо не меньше, чем на сумму 300 долларов и выше – приятная мелочь стресс не снимет.
  9. Если захватывают противоречивые эмоции, но ситуация не горит, скажите себе стоп и замрите. Внутри может крутиться куча эмоций – от ненависти до спокойствия. Но постепенно накал сойдет на нет. Ослабеет, как костер, который израсходовал свой ресурс.
  10. Используйте метод резиновой ленты для того, чтобы приучить ваш ум концентрироваться на самых положительных элементах вашей жизни. Наденьте резиновую ленту на запястье. Каждый раз, когда отрицательные мысли приходят вам в голову, дерните за резиновую ленту. Ваш мозг начнет ассоциировать боль с отрицательным мышлением, и вскоре у вас выработается позитивный склад ума.
  11. Научитесь быть спокойны. Человек в среднем проводит менее 30 мин. в месяц в полной тишине и спокойствии. Выработайте привычку сидеть тихо и наслаждаться тишиной хотя бы 10 минут в день. Просто думайте о том, что важно для вас в жизни. Молчание действительно золото.
  12. «Окоп Трумэна». Гарри Трумэн, занимавший пост президента США в годы Второй мировой войны, стойко переносил все тяготы и напряжение военного периода и держался даже лучше, чем некоторые его предшественники в мирное время. Когда репортер задал вопрос, как это ему удавалось, Трумэн ответил: «У меня есть окоп для ума». Он периодически уходил в свой «окоп для ума», где полностью от всего отключался. Вы тоже можете создать себе такого рода убежище, представив себя в каком-нибудь идеальном для вас месте. При желании попасть туда нужно просто закрыть глаза. Как только вам станут необходимы покой и мир, уединитесь в вашем внутреннем убежище.

Всегда помните главный принцип, что качество вашей жизни – это качество вашего общения. Это ваше общение с другими и, что еще важнее, ваше общение с самим собой. Вы получаете то, на чем концентрируетесь. Если вы ищете источники положительных эмоций, вы их и получаете. Это основной закон природы.
Контактируйте только с положительными, сфокусированными людьми, у которых вы можете учиться, и которые не будут истощать вашу энергию жалобами и плохим настроем.
Спите меньше, тратьте меньше, делайте больше, живите дольше и будьте величественнее.



Владельцы патента RU 2336099:

Изобретение относится к области медицины, а именно психологии, психотерапии, и может быть использовано с целью психологической коррекции состояний, сопровождающихся острым или хроническим психоэмоциональным напряжением, стрессом, бессонницей, переутомлением, раздражительностью и как способ психопрофилактики. Способ психологической самопомощи при стрессовых состояниях, заключающийся в прослушивании психокоррекционного по содержанию текста на фоне звучащей релаксирующей музыки, при этом текст состоит из трех частей. Вводная часть обеспечивает: сосредоточение внимания на прослушиваемом тексте, констатацию стрессового состояния слушателя, определение необходимости достижения позитивного результата, концентрацию внимания лица, прослушивающего запись, на окружающей обстановке - зрительную, слуховую и чувствительную фиксацию, позитивный психоэмоциональный настрой на сеанс. Основная саногенная часть обеспечивает: концентрацию внимания на признаках неприятного события или состояния, в том числе зрительных, аудиальных и кинестетических, обращение к положительному жизненному опыту в прошлом и фиксацию на позитивной ситуации, отношении и поведении, определение путей достижения позитивного будущего, формирование позитивного будущего. Заключительная часть обеспечивает выход из сеанса. Способ позволяет повысить доступность психологической помощи при стрессах для широкого круга взрослого населения. 6 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к области медицины, а именно психологии, психотерапии, и может быть использовано с целью психологической коррекции состояний, сопровождающихся острым или хроническим психоэмоциональным напряжением, стрессом, бессонницей, переутомлением, раздражительностью и как способ психопрофилактики.

В 1932 г. немецким психотерапевтом И.Шульцем была предложена методика аутогенной тренировки (метод самовнушения). Этот способ заключается в том, что сначала проводится рациональная психотерапия, разъясняется о действенности самовнушения и изменениях в организме, которые вызываются под действием самовнушения. Разъясняется, что регулярное проведение таких самостоятельных сеансов позволит человеку добиться устранения болезненных симптомов, даются рекомендации режима выполнения и применения аутогенной тренировки. С целью обучения пациент неоднократно приходит к врачу. В процессе тренировок человек должен овладеть шестью упражнениями (на низшей ступени). Овладение каждым из них занимает 10-14 дней, т.о. все обучение занимает 2-3 месяца. После обучения человек самостоятельно применяет методику самопомощи. В модификации данной методики для проведения тренировок в домашних условиях можно применять магнитофонную запись. Аутогенную тренировку применяют для саморегуляции психических и соматовегетативных функций, поэтому применяется в медицине, педагогике, спорте, как психологическая разгрузка на предприятиях и др. областях, как психогигиенический и психопрофилактический метод. Однако эта методика имеет ряд противопоказаний. (Свядощ A.M. Психотерапия: пособие для врачей. - СПб.: издательство «Питер», 2000. - 288 с.).

Недостатком метода аутогенной тренировки является длительность обучения. Кроме того, многие люди не осваивают ее из-за предвзятого отношения, сомнений в эффективности. От пациента требуется усвоение четких инструкций, формул самовнушения. Ощущения, которые должны появляться у человека при внушении, не всегда совпадают с его субъективными ощущениями, что вызывает недоверие. Порой люди не хотят активно заниматься самостоятельной тренировкой, отдавая предпочтение пассивному лечению, т.е. под руководством инструктора.

Известен способ психотерапии - музыкотерапия, заключающийся в том, что музыку используют в качестве лечебного средства. Лечебное действие музыки на организм человека известно с древности, научное объяснение он впервые получил в XVII веке. Экспериментальные исследования этого способа психотерапии были проведены в XIX веке. Метод широко применяется в современной медицине. Лечебное воздействие определяется в четырех направлениях: 1. эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии, 2. развитие коммуникативных функций и способностей, 3. регуляция психовегетативных процессов, 4. повышение эстетических потребностей. Используется пассивный вариант - прослушивание музыки, и активный - игра на музыкальных инструментах, пение. (Карвасарский Б.Д. (общая редакция) Психотерапевтическая энциклопедия. - СПб.: Питер Ком, 1998. - 752 с.

Декер-Фойгт Г. Введение в музыкотерапию. // Пер. с нем. Гофмана О. Питер: СПб., 2003. - 208 с.).

Однако данный способ не всегда эффективен, либо эффект краткосрочен, т.к. он не имеет вербальных внушений психотерапевта, саногенная его эффективность минимальна, либо не достаточна для активации.

Близким к предлагаемому способу является также эриксоновский гипноз, предложенный М.Эриксоном в середине XX столетия, заключающийся в том, что человек под руководством инструктора вызывает у себя путем самовнушения состояние релаксации и сноподобного суженного сознания (транса). В этом состоянии человек самостоятельно или прямыми внушениями инструктора вызывает сноподобные сцены, например сцены, связанные с природой, детством и другие, поскольку инструктором даются семантически неопределенные формулировки, позволяющие пациенту наполнять их субъективно полезным для себя содержанием. Тем самым осуществляется доступ сознательных установок на излечение к бессознательным саногенным ресурсам, формируются новые условные связи. Применяется для снятия эмоциональной напряженности, вызванной стрессом, психотерапевтического лечения различных патологических состояний (Куделин А.С., Геращенко А.В. Гипноз. Практическое руководство. - Ростов н/Д.: «Феникс». 2002. - 352 с., Эриксон М. Мой голос останется с вами: Пер. с англ. - СПб., издательство «Петербург - XXI век». 1995. - 256 с.).

Однако данный метод требует от пациента посещения клиники, работать с психотерапевтом или инструктором вне дома или того помещения, в котором бы человеку хотелось быть, т.е. человек «привязан» к месту нахождения инструктора и времени его работы, поэтому получение помощи психотерапевта порой осуществляется не в момент ее остро ощущаемой потребности человеком, а только в часы работы специалиста, в заранее запланированное время. Проведение групповых сеансов строго структурировано по времени инструктором. Не везде и не всегда такая помощь доступна людям, т.к. требуются высококвалифицированные специалисты в этой области психотерапии. Кроме того, данная методика достаточно дорогостоящая, поэтому многим людям не доступна.

Известно, что в основном успех зависит от того, какую информацию от клиента получит психотерапевт и сможет сформировать представление о модели мира и желаниях пациента, которые последний может не раскрыть полностью, преднамеренно и непреднамеренно. Эффективность методики зависит от способностей психотерапевта, от того, как глубоко он прошел собственную психотерапию, его (психотерапевта) психоэмоционального состояния в момент проведения сеанса. Пациент должен рассказывать психотерапевту не только о своих переживаниях, что не всегда он готов делать. Нежелание рассказывать психотерапевту о своих переживаниях и, главное, о причине переживаний останавливает пациентов от посещения психотерапевта, в том числе боясь огласки. Это порой становится дополнительным источником напряжения, страхов, тревоги и беспокойства. Интерпретации психотерапевта могут не совпадать с воспринимаемой пациентом реальностью, подстройки к пациенту не всегда могут быть успешными, психотерапевту требуется высокая сенсорная чувствительность, чтобы замечать физиологические признаки вхождения в транс, которые у каждого человека индивидуальны.

Таким образом, в результативности применения эриксоновского гипноза огромное значение имеет личностный фактор психотерапевта. К тому же многие люди боятся гипноза, не доверяют врачам, воспринимают это как психологическое насилие, т.е. относятся с предубеждением. На приеме не только врач изучает пациента, но и пациент врача, что также имеет значение для результативности, будет ли пациент ходить на сеансы, формируется межличностная зависимость.

Технический результат, на достижение которого направлено данное изобретение, заключается в повышении доступности психологической помощи при стрессах широкому кругу взрослого населения. Способ помощи характеризуется круглосуточной доступностью, дешевизной, своевременностью, в том числе в экстренных ситуациях. Человеку, нуждающемуся в помощи, не требуется тратить время на обучение, он получает помощь пассивно, в обстановке по выбору самого человека, исключается возможность ошибочных врачебных интерпретаций при подстройке к пациенту. Подстройка производится самостоятельно человеком, принимающим сеанс, не требуется беседа с врачом, поэтому нет напряжения и настороженности, что кто-то узнает об информации, т.е. сохраняется конфиденциальность, что повышает эффективность. Человек самостоятельно наполняет психологическим содержанием то, что он слышит и получает требуемые ему изменения через механизмы саногенеза. Влияние человеческого фактора минимально, т.к. нет страха перед психотерапевтом, психологом. Возможность повторений на усмотрение самого человека и широкого применения (может применяться как индивидуальная методика, так и групповая, на производстве во время перерыва, как реабилитационное и профилактическое психологическое мероприятие) позволяет получать помощь в момент ее необходимости на усмотрение пациента и оказывать профилактическую помощь большому количеству людей одновременно. Цель методики: расширить сознание индивидуума и вывести его из трансового состояния, обусловленного стрессом, или другой причиной. Человек, готовый принять сеанс самопомощи, уже автоматически присоединяется и готов прослушивать и внимать тому, что ему скажут, и ему самому ничего не надо рассказывать, нет напряжения поймут ли его так, как он сам себя понимает, тем более, что в состоянии стресса человек испытывает затруднения высказать то, что он чувствует. Производится самопрограммирование - метод СП. Для получения результата нет необходимости вхождения в глубокий транс, для доступа к внутреннему ресурсному состоянию вполне достаточно той глубины транса, в котором человек уже находится, либо захочет погрузиться. Исключается визуальный контакт с врачом. Нет межличностной зависимости.

Не применяются психофармакологические средства. Не вызывает зависимости.

Результативность предлагаемого способа основывается на саногенных механизмах, имеющихся у любого человека, активация которых производится человеком самостоятельно.

Способ может быть использован: в качестве психологической самопомощи при стрессах, психоэмоциональных напряжениях, в медицине как способ профилактики и лечения легких непсихотических психических расстройств, для психологической помощи, реабилитации, при профилактике расстройств здоровья, при проведении производственных психологических разгрузок.

Указанный результат достигается тем, что в способе психологической самопомощи при стрессовых состояниях, согласно изобретению квалифицированный врач-психотерапевт или психолог произносит психокоррекционный по содержанию текст на фоне звучащей релаксирующей музыки в течение 30 минут.

Темп речи должен совпадать с ритмом спокойного дыхания и содержать паузы (на вдохе). В течение первых 5 минут речь сопровождается звуковым сигналом метронома с частотой от 16 до 20 пиков в минуту, что способствует поддержанию ритмичности и темпа речи, ровному ритму дыхания. Музыку и речь врача записывают на аудионоситель: компьютерную дискету (CD, DVD), аудиокассету и др. Человек самостоятельно включает и прослушивает аудиозапись на свое усмотрение в удобном для него месте нахождения, времени, положении тела. Запись можно прослушивать по телефону. Рекомендуется прослушивать запись один раз в день, регулярно или, в актуальных ситуациях, по желанию самого человека. Количество прослушиваний в целом не ограничено и регулируется индивидуальной необходимостью самим пациентом. Противопоказанием является прослушивание записи, находясь за рулем транспортных средств, при выполнении каких-либо производственных процессов, находясь в общественных местах.

Текст сеанса составляется по матрице, созданной разработчиком изобретения с использованием лингвистических приемов эриксоновского гипноза. Применяются такие технические приемы, как: 1. сосредоточение внимания на голосе субъекта, произносящего фразы внушения, а также на музыке и пиках метронома; 2. используется основной инструмент внушения - голос врача, произносящего вербальные сообщения с использованием интонации, темпа, высоты звука речи. Слова, используемые в матрице, сенсорно не определенные, полимодальные, что способствует пониманию и интерпретации слов в любой репрезентативной системе, а также наполнению содержимым матрицы текста самим человеком, исходя из его индивидуальности.

В структуру матрицы входят следующие части текста:

1. Ввод в сеанс (8 мин).

2. Основная саногенная часть (20 мин).

3. Выход из сеанса (2 мин).

1. Ввод в сеанс осуществляется с учетом необходимости для человека, прослушивающего запись, некоторого времени (3 мин) для сосредоточения внимания на записи, что обеспечивает присоединение человека к голосу врача, звукам музыки и метронома. Данная часть сеанса включает также констатацию состояния, определение необходимости достижения позитивного результата, желаемого пациентом, а также концентрацию внимания лица, прослушивающего запись, на окружающей обстановке (зрительную, слуховую и чувствительную фиксацию) и позитивный психоэмоциональный настрой на сеанс.

2. Основная саногенная часть направлена непосредственно на достижение результата: поиск ресурсов, обращение к внутренним саногенным ресурсам, формирование нового социально, культурально и индивидуально приемлемого ресурсного состояния, прогнозирование результата, принятие ответственности за результат, присоединение к будущему и включает:

Концентрацию внимания на признаках неприятного события или состояния, в том числе зрительных, аудиальных и кинестетических;

Обращение к положительному жизненному опыту в прошлом и фиксацию на позитивной ситуации, отношении и поведении;

Определение путей достижения позитивного будущего,

Формирование позитивного будущего.

3. Выход из сеанса.

Н.П., женщина 23 лет, студентка ВУЗа, обратилась за помощью с жалобами на трудности засыпания, иногда легкие головные боли, снижение концентрации внимания, что мешало продуктивно учиться. Состояние было обусловлено ссорой, а затем разрывом отношений с молодым человеком, который произошел 2 недели назад.

На приеме во время разговора глаза наполнялись слезами, была несколько подавлена, говорила тихим голосом, выглядела уставшей. Бредовых идей не высказывала, обманы восприятия, суицидальные мысли отрицала. Критика была сохранена.

Посещать лечебные сеансы и принимать транквилизаторы отказалась, что объяснила необходимостью посещать учебные занятия и большой занятостью.

Ей было предложено прослушивать аудиокассету с записью программы психологической самопомощи при стрессах перед сном.

При прослушивании аудиозаписи отметила, что по завершении программы в первый же день сразу же уснула. Через пять прослушиваний стала засыпать самостоятельно, но продолжала прослушивать перед сном, поскольку отметила повышение работоспособности, повысилась концентрация внимания, улучшилось настроение, головные боли прошли. В дальнейшем стала использовать аудиозапись для получения эффекта отдыха по возвращении домой после занятий. Стала более активной, уравновешенной, веселой.

К.С., 32 лет, обратился за помощью по телефону. В связи с проблемами на работе стал раздражительным, стал мало спать, рано просыпаться. Такое состояние отмечал в течение недели. Посещение психиатра, психотерапевта или психолога категорически отвергал. Много времени уделял работе над проектом, который необходимо было вовремя сдать заказчику, в противном случае, при невыполнении задания, в соответствии с условиями договора, грозила выплата большой суммы неустойки. Это также не позволяло субъекту тратить время на посещение врача или психолога.

Речь была громкая, несколько ускоренная, возбужденная, интонация с тревожным оттенком. Бредовых идей не высказывал, обманов восприятия и суицидальных мыслей не выявлялось. Критика была сохранена.

Было предложено прослушивать сеансы психологической самопомощи при стрессах по телефону. Всего было принято 10 сеансов ежедневно. Сон нормализовался, раздражительность исчезла. На работе наладил взаимоотношения с сослуживцами. Работа над проектом продолжалась успешно и близилась к завершению в соответствие с графиком выполнения. Речь стала спокойной, исчезла тревожная интонация, стал способен шутить, смеяться, повысились настроение, работоспособность.

1. Способ психологической самопомощи при стрессовых состояниях, заключающийся в прослушивании психокоррекционного по содержанию текста на фоне звучащей релаксирующей музыки, при этом текст состоит из трех частей: вводной, обеспечивающей сосредоточение внимания на прослушиваемом тексте, констатацию стрессового состояния слушателя, определение необходимости достижения позитивного результата, концентрацию внимания лица, прослушивающего запись, на окружающей обстановке - зрительную, слуховую и чувствительную фиксацию, позитивный психоэмоциональный настрой на сеанс; основной саногенной части, обеспечивающей концентрацию внимания на признаках неприятного события или состояния, в том числе зрительных, аудиальных и кинестетических, обращение к положительному жизненному опыту в прошлом и фиксацию на позитивной ситуации, отношении и поведении, определение путей достижения позитивного будущего, формирование позитивного будущего; заключительной, обеспечивающей выход из сеанса.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что прослушивание психокоррекционного по содержанию текста осуществляют в течение 30 мин.

3. Способ по п.2, отличающийся тем, что 30 мин прослушивания психокоррекционного по содержанию текста включает в себя 8 мин вводной части, 20 мин основной части и 2 мин заключительной части.

4. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что в течение первых 5 мин зачитываемый текст сопровождается звуковым сигналом метронома с частотой от 16 до 20 пиков в минуту.

5. Способ по п.1, отличающийся тем, что психокоррекционный по содержанию текст на фоне звучащей релаксирующей музыки записывают на аудионоситель.

6. Способ по п.5, отличающийся тем, что в качестве аудионосителя используют компьютерную дискету или аудиокассету.

7. Способ по п.1, отличающийся тем, что психокоррекционный по содержанию текст прослушивают по телефону.

7. Помощь и самопомощь при состоянии стресса, эмоциональной напряженности

Рассмотрим следующие методы преодоления стресса

Релаксация.

Автоматическая реакция тревоги состоит из трех последовательных фаз:

Импульс;

Адаптация.

Активизируя деятельность нервной системы, релаксация регулирует настроение и степень психического возбуждения, позволяет ослабить или сбросить вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение.

Методы релаксации нужно осваивать заранее, чтобы в критический момент можно было запросто противостоять раздражению и психической усталости. При регулярности занятий релаксационные упражнения постепенно станут привычкой, будут ассоциироваться с приятными впечатлениями, хотя для того чтобы их освоить, необходимо упорство и терпение.

Концентрация.

Неумение сосредоточиться - фактор, тесно связанный со стрессом.

В подобных случаях рекомендуется кратковременная концентрация по команде - на своем слове или на счете. В большинстве случаев выпавшее из памяти слово (или мысль) придет в голову буквально через мгновение. Конечно, нет никаких гарантий, что это обязательно будет всегда удаваться. Но с помощью концентрации на слове или счете можно вспомнить забытое быстрее, чем с помощью усиленного напряжения памяти. С помощью этого простого метода человек в состоянии сделать усилие и преодолеть себя.

Регуляция дыхания.

Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием использовать его для успокоения, для снятия напряжения - как мышечного, так и психического, таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией.

Противострессовые дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении. Обязательно лишь одно условие: позвоночник должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении. Это дает возможность дышать естественно, свободно, без напряжения, полностью растягивать мышцы грудной клетки и живота. Очень важно также правильное положение головы: она должна сидеть на шее прямо и свободно. Расслабленная, прямо сидящая голова в определенной степени вытягивает вверх грудную клетку и другие части тела. Если все в порядке и мышцы расслаблены, то можно упражняться в свободном дыхании, постоянно контролируя его.

С помощью глубокого и спокойного ауторегулируемого дыхания можно предупредить перепады настроения .

Увеличение продолжительности выдоха способствует успокоению и полной релаксации.

Дыхание спокойного и уравновешенного человека существенно отличается от дыхания человека в состоянии стресса. Таким образом, по ритму дыхания можно определить психическое состояние человека.

Ритмичное дыхание успокаивает нервы и психику; продолжительность отдельных фаз дыхания не имеет значения – важен ритм .

Аутогенная тренировка.

Аутогенная тренировка (АТ) является достаточно эффективным приемом коррекции психоэмоционального напряжения. Самовнушение способно оказывать огромное влияние на психические и вегетативные процессы в организме, в том числе - на не поддающиеся произвольной сознательной регуляции.

Как отмечают многие исследователи, применение АТ ограничено особенностями данного метода, основанного на активном участии индивидуума в решении своих проблем. Регулярные занятия аутотренингом требует волевых усилий, высокой концентрации внимания, настойчивости и других качеств, зачастую отсутствующих у невротичных личностей .

Рациональная психотерапия.

Рациональная терапия издавна применяется для уменьшения эмоционального стресса, (в частности в спортивной практике), однако эффективность ее невысока. Это связано, в частности, с невозможностью на сознательном уровне регулировать процессы, связанные с активацией симпатической нервной системы и желез внутренней секреции. Кроме того, как указывают некоторые авторы, попытки повлиять на взволнованного человека при помощи уговоров оказываются безуспешными из-за избирательности восприятия эмоционально значимой информации, ибо находящийся в состоянии эмоционального возбуждения человек из всего информационного потока выбирает, воспринимает, запоминает и учитывает только то, что соответствует его доминирующему эмоциональному состоянию .


Список литературы

1. Актуальные проблемы современной психологии. Материалы международной конференции. - М.: МГУ, 2007. – 418 с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 376 с.

3. Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: Изд-во МГУ, 2004. - 208 с.

4. Карандашева В.Н. Как жить в условиях стресса. - СПб, Питер, 2005.- 156 с

5. Китаев Н.С., Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Наука, 2005. – 298 с.

6. Кричевский Р.А. Если ВЫ - руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - М.: Дело, 2004. – 551 с.

8. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.: Пер. с англ. - М.: Дело, 2004. – 800 с.

9. Психология управления: Курс лекций – М.: ИНФРА-М, 2001 – 170 с.

10. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 518 с.

12. Управление персоналом: Учебник для вузов (под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л.Еремина). - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. - 423 с.

13. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Наука, 2004. – 364 с.


Требует от него выполняемая работа. Кроме того, от обладает адекватной самооценкой своих качеств, что показывает совпадение во многом его самооценки и оценки его сотрудниками. При анализе влияний личности руководителя на морально – психологический климат коллектива необходимо рассмотреть психологическую управляемость коллектива Центра по занятости населения. Характеризуя коллектив, отметим, что...


Как «стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом, формирующиеся под влиянием как объективных и субъективных условий управления, так и индивидуально-психологических особенностей личности руководителя». К числу объективных, внешних условий, формирующий стиль руководства на том или ином конкретном управленческом уровне, можно отнести, как отмечают А. Л. ...

Самостоятельно без помощи и указаний руководителя, рекомендуется делегировать полномочия и создавать условия для коллективного управления . По мнению В. Врума и Ф. Йеттона, в зависимости от ситуации, особенностей коллектива и характеристики самой проблемы можно говорить о пяти стилях управления: 1. Руководитель сам принимает решения на основе имеющейся информации. 2. Руководитель...

Решений; создание особых групповых структур, наделенных правом самостоятельного принятия решений и др. Есть и другие подходы к определению стилей управления и их эффективности. Рассмотрим влияние стилей на деятельность организации. 2. Стили руководства и их влияние на деятельность коллектива Критерием эффективности влияния стиля деятельности руководителя на коллектив считаются: степень...



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта