Главная » 2 Распространение и сезон сбора » Правильная артикуляция. Препятствие для артикуляции

Правильная артикуляция. Препятствие для артикуляции

Звуки В и Ф - происходят при о ди наковом положении рта. Верхняя губа п рип однята, верхние зубы обнажены, нижняя губа сопри ка сается с верхними зубами.
При артикуляции звука Ф силь н ый поток воздуха, подаваемый движ ен ием диафрагмы, стремится проникнуть в узкое отверстие между ве рхними зубами и нижней губой.
При звуке В нижняя губа сл ег ка прижимается к зубам. Выдыхаемый воздух проц е живается, напоминая звук виолончели. По чистоте п рои зношения, звук В - один из самых тру дн ых. Вначале струя воздуха должна быть незначительна, чтобы к В не п ри мешался звук Ф и В не потерял зву ч ность.


Артикуляция звука Л - внач ал е язык подтянут к нёбу, а кончик упи ра ется в верхние зубы там же, где образуется Т. Сильный п ото к воздуха, попадая на переднюю часть я зы ка, образует звук. Гортань при этом открывается. Проделайте нес ко лько раз, не отнимая языка. Когда ме сто образование языка ясно ощутите, произнесите Л с отры во м языка.
Звук Р - получается от быстрого к ол ебания или вибрации передней части яз ы ка. Если кончик языка мало подвижен, толст, сильно прои зн есите несколько раз звук Д и ср аз у же звук Р. Получится: д-ррр.
Звук Ч - губы мягко ра скр ыты. Нижняя губа не прижимается к зубам. Расс то яние между зубами очень узкое, передняя часть языка приб ли жается к зубной части нёба. Для произ н есения чистого Ч большое значение имеет сила выдоха. Сильным ко ро тким движением диафраг м ы дайте наибольшее количество воздуха, не затягивая выдоха. При длите льн ом выдохе Ч звучит как Щ.
Звук Ц - язык артикулирует к в ер хним зубам. Нижняя губа не прижата к зубам. И на че будет шепелявость. Сильный и короткий выдох, нап р авлен на нижнюю губу и подбородок. При дл ит ельном выдохе Ц превратится в С.
Чтобы Ц и Ч были корот ки ми, надо сразу после выбрасывания звука закрыть рот.


Звук С - язык легко припо дн ят к зубам. Раскрытые губы, ниж ня я губа слегка отстает от нижних зубов, чтобы не было шепелявости. Пр отя жный и сильный выдох, поток во зд уха направлен на подбородок. Следите, чтобы кончик яз ык а не был между зубами.
Звук Ш - зубы обнажены, губы ра ск рыты, расстояние между зубами незн ач ительное. Язык свободен, нигде не прижат, артикулирует к зубной ч ас ти нёба. Струя воздуха н апр авлена на нижние зубы, отчего они ощущают холод. Если нижняя губа пр иж ата к зубам, или нижняя челюсть бу де т впереди верхней, это вызовет шепелявость.
Звук Щ - поло
ж ение рта - как и при Ш, но передняя часть я зы ка артикулирует ближе к зубной части нёба. Требуется очень протяжный и си л ьный выдох.


Звук З - полож ен ие рта - как при С. Звук З питается неболь ши м количеством воздуха. Воздушная струя еле ощутимо падает вниз. Кончик я зы ка приводится в легкое колебание. Если я зы к перестанет вибрировать, к звуку З может присоед ини ться С. Поэтому, чтобы звук З был чистым, ну ж но произнести его коротко и тотчас же закрыть рот.
Звук Ж - зубы об на жены, губы мягко раскрыты, расстояние между з уб ами небольшое, язык приподнят, но не соприкасается с нёбом и зубами. Ко ли чество выдыхаемого воздуха незна чит ельно, ощущается его колебание на языке.
Согласные звуки Т, Д, П, Б, К и Г образуются к ор отким движением воздуха. Эти звуки не льз я протянуть, не прибавив к ним какой-ли бо гласной.
В звуках Х, Л, Р, Ж, Ш, Щ, Н, М, В, Ф, З, С, к ро ме силы, есть и продолжительн ос ть звучания. Эти звуки вырабатываются как на нижнем, так и на ве рхнем дыхании.
Звуки Ч и Ц , если их пр отя нуть, обращаются в Щ и С. Для легкости и че тко сти произношения звуков Ц и Ч следует их повторять как можно ч а ще, соединяя со звуками:

П-Ч, Т-Ч, К- Ч, Ф-Ч, С-Ч, Х-Ч, Ш-Ч, Ц-Ч, Ч-Ч.
П-Ц, Т-Ц, К-Ц, Ф-Ц, С-Ц,
Х- Ц, Ш-Ц, Ц-Ц, Ч-Ц

После того, как усв ое ны все твердые согласные, приступаем к работе над мя гкими согласными. Некоторые согласные звуки произн ос ятся только твердо (Ц, Ш, Ж), другие только м ягк о (Щ, Ч). Все остальные - мягко или твердо, все зави си т от гласной, которая следует за ними. Когда прои зн осим мягкие согласные столб воздуха, который их пит ае т, гораздо слабее. Особое внимание надо обратить на ДЬ и ТЬ , т ак как к ДЬ зачастую примешива ет ся звук З, а к ТЬ - звук Ц. Нужно более шире от кры вать рот. Кончик языка направлен к пер ед ней части нёба.


ЛЬ - размягчен ны й язык, отодвигается вглубь рта, его к он чик соприкасается с нёбом. Поток воздуха не стремится к кончику я зы ка, а стелется по его бо кам.
РЬ - язык вибр иру ет ниже, чем при твердом Р, бли ж е к верхним зубам. Иногда бывает, что язык плохо колеблется. В таком сл уч ае тренируйте: д-рь, д-р ь-д- рь… Затем переходите к чистому РЬ. Следите, чтобы вместо РЬ не появл я лось РИ.

Гласные звуки, как более простые по артикуляции, усваиваются детьми сравнительно рано и легко. Недостатки произношения их редки. Поэтому мы даем описание нормальных артикуляций всех гласных, что поможет воспитателю в случае надобности исправить тот или иной дефект. Методика же дана только для более часто наблюдающихся случаев.

Нормальная артикуляция гласных звуков

Губы свободно раздвинуты. Расстояние между верхними и нижними резцами - приблизительно с большой палец ребенка, поставленный ребром. Широкий язык плашмя лежит на дне рта, кончиком почти касаясь нижних зубов.
Артикуляция звука о . Зубы слегка округло выдвинуты вперед. Расстояние между резцами меньше, чем при а (ширина указательного пальца ребенка). Язык широкий, несколько оттянут назад, задняя часть его немного приподнята.
Артикуляция звука у . Губы значительно выдвинуты вперед, образуют небольшое овальное отверстие. Расстояние между зубами небольшое. Язык еще более, чем при о , оттянут назад, кончик его далеко отодвинут от нижних резцов, а задняя часть языка значительно поднята.
Артикуляция звука э . Губы слегка раскрыты и растянуты в стороны. Вертикальное расстояние между зубами несколько меньше, чем при а . Язык широкий, кончик языка касается нижних зубов, а средняя часть заметно выгнута вверх.
Артикуляция звука и . Губы раскрыты в форме легкой улыбки и прижаты к зубам. Расстояние между резцами маленькое. Широкий язык круто выгорблен к середине нёба, образуя с ним щель; кончик языка упирается в нижние резцы.
Артикуляция звука ы . Губы свободно раскрыты в соответствии с раскрытием рта. Расстояние между резцами почти такое же, как при и . Кончик языка значительно оттянут назад, а весь язык, особенно его задняя часть, поднят к нёбу (но не касается его).
Мягкое нёбо при произношении всех гласных поднято.

Устранение недостатков произношения звуков и, ы

Звук и иногда произносится почти как э или е (эгла - игла, пела - пила); звук ы уподобляется звуку и . Дети на слух различают гласные и и э (е) на таком примерно речевом материале: петь - пить, бел - бил, пил - пел, села - сила, дитя - дети, тени - тина.
Для слуховой дифференцировки ы - и : был - бил, пил - пыль, Дима - дым, выл - вил, лыжи - лижи, мыло - мила, мышка - миска, пила - пыль.
и .
«Лошадки». Дети в упряжке бегают и ржут: ииии.. .иии...
и и э (е) . Воспитатель поправляет.
Стишки, потешки, в которых часто перемежаются звуки и, э (е) :
У Кирюшки петушок
Петь умеет хорошо.
Ну, а как? А вот так:
«Ки-рюш-ка!»
Он с Кирюшкиной ладошки
Ест и зернышки и крошки.
Он немножко поклюет
И «спасибо» запоет.
Ну, а как? А вот так:
«Ки-рюш-ка!»
Убежит Кирюшка в сад,
Петушок зовет назад.
Ну, а как? А вот так:
«Ки-рюш-ка».
Это стихотворение можно инсценировать: рассказчик - все дети, спрашивает же воспитатель или один из ребят.
Игры и тексты для обучения звуку ы .
«Телефон». Дети передают друг другу поочередно звуки и-ы .
Стишки, потешки, в тексте которых часто встречается звук ы рядом с и :

Чище мойся - воды не бойся.

Серый зайка умывается,
Видно в гости собирается.
Вымыл носик, Вымыл хвостик,
Вымыл ухо, Вытер сухо.

Не жалела мама мыла,
Мама Милу мылом мыла.

У пней, погляди-ка,
Растет земляника.
За каждой корягой
По тысяче ягод:
Которые - спелы,
Которые - белы,
Которые - сладки,
Которые - гадки.

Полезна игра в «Театр». По фотографиям-открыткам детских головок или куклам отгадываются звуки.

Приемы индивидуальных занятий в трудных случаях

Для устранения замены и звуком э (е) пользуются такими приемами:
1) делают гимнастику языка - поднимание и опускание средней части спинки языка;
2) то же повторяют с соответствующим произнесением при слегка оскаленных зубах, поочередно: эиэиэи... , затем и-и-и-..., пи-би-ки-ги .
Если ы произносится как и (рил - рыл, сипал - сыпал), кончик языка отодвигают от передних зубов, а среднюю часть спинки языка опускают (шпателем) несколько ниже.
В случае вообще неотчетливого произнесения гласных (мало раскрывается рот, ребенок говорит сквозь зубы, не вполне правильно лежит язык, недостаточно растягиваются, выпячиваются, поднимаются и раскрываются губы) после гимнастики языка, губ произносят отдельно каждый звук и потом комбинации их (слитно на одном выдохе): аоуэиы, иоуаэы , потом бабобу-бэбибю и т. п.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Языкознание.

ТЕМА 1

ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ

Фонетика – это наука, изучающая звуки речи, звуковые законы, слог, ударение, интонацию.

Фонология изучает звуки речи с точки зрения их функций. Фонология – часть фонетики.

1. Звуки речи как природная материя языка.

2. Принципы классификации звуков речи.

3. Слог и его виды

4. Ударение и его виды. Проклитики и энклитики.

5. Интонация

6. Взаимодействие звуков в речевом потоке.

7. Орфоэпия

8. Фонетические и исторические чередования

9. Фонемы и системы фонем

1.ЗВУК РЕЧИ – это кратчайшая не членимая единица языка, выделяемая при последовательном звуковом членении слова.

Звуки речи имеют акустическую, артикуляционную и функциональную стороны.

АКУСТИКА ЗВУКОВ РЕЧИ.

Звуки речи представляют собой колебательные движения воздушной среды. Такие колебательные движения возникают в результате колебаний органов речи. Органы речи колеблются и непрерывно образуют упругие волны, состоящие из последовательного сгущения и разрежения воздуха. Эти волны достигают нашего уха и мы слышим звук.

Звуки речи отличаются друг от друга высотой, силой, длительностью и тембром. Высота звука речи зависит от частоты колебаний. Чем выше частота колебаний, тем выше звук. За единицу высоты звука принят герц (1 колебание в сек). Например, высота звуков о и у – 400Гц.

Человек способен воспринимать звуки от 16 Гц до 20 000Гц. Звуки ниже 16Гц (инфразвуки) и звуки выше 20 000Гц (ультразвук) человек не слышит, хотя некоторые животные слышат их (мыши, собаки, дельфины). У каждого человека своя высота звуков речи. Изменение высоты звуков в процессе речи является основой интонации. Во многих языках изменением высоты звука выделяется ударный слог. Сила звука зависит от размаха колебаний: чем больше размах, тем сильнее звук. В речи мы пользуемся звуками разной силы, что зависит от условий общения. Безударные гласные менее сильные, чем ударные. С точки зрения восприятия слухом сила звука называется громкостью.

ДЛИТЛЬНОСТЬ звука – это его продолжительность во времени. Длительность звуков речи измеряется в миллисекундах, т е миллионных долях секунды. В некоторых языках (английский, немецкий, французский, чешский). Различаются долгие и краткие ударные гласные. В русском языке ударные гласные длиннее безударных. Например, в слове сад долгота звука а – 150 м/с.



В зависимости от характера колебаний, звуки делятся на музыкальные (тоны) и немузыкальные (шумы).

Тон возникает в результате ритмичных колебаний органов речи (например, голосовых связок), шумы – в результате не ритмичных колебаний (например, губ). Только из тона (голоса) состоят гласные звуки. Из тона и шумов – звонкие согласные. Только из шума – глухие согласные.

Звук речи состоит из основного тона и обертонов. Основной тон является самым сильным, обертоны – несколько его выше. Соотношение основного тона и обертонов создает тембр звука, его индивидуальную окраску.

АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКОВ РЕЧИ

Звуки речи образуются в результате определенной работы речевого аппарата. Для того чтобы произнести звук речи, органы речи должны совершить определенную работу и занять определенные положения. Движения и положения органов речи, необходимые для произнесения какого-либо звука называется артикуляцией этого звука. Выделяют 3 фазы артикуляции:

1) Приступ (в этот момент органы речи из спокойного состояния переходят в положение, необходимое для произнесения какого-либо звука.)

2) Выдержка (это сохранение положения, необходимого для произнесения звука).

3) Отступ (это перевод органов речи в спокойное состояние или в приступ к произнесению следующего звука).

У каждого языка органы речи занимают разные положения и совершают разные движения. Вся совокупность движений и положений органов речи, необходимых для образования звуков какого-либо языка, называется артикуляционной базой этого языка.

У каждого языка своя артикуляционная база. Например, для русской артикуляционной базы не характерно использование задней части мягкого нёба и глотки. Поэтому в русском языке нет «картавых» согласных (типа английского r), глоточных и гортанных согласных (которые есть в грузинском языке)

Артикуляционная база языка постепенно изменяется, поэтому изменяется и система звуков языка. Например, в древнерусском языке были носовые гласные (о-носовое и э-носовое)

1. ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ ЗВУКОВ РЕЧИ

Во всех языках мира есть 2 типа звуков: гласные и согласные. Их различие заключается в том, какую роль они играют при образовании слогов, и в том, как они образуются.

Гласные звуки являются вершиной слога (сонантом), образуют слог. Согласные сопутствуют гласным (являются консонантом). Сопутствуют гласным и слога не образуют.

Однако, в некоторых языках слогообразующими могут быть также и сонорные согласные «r» и «l». Например, в чешском языке v!k (в русском языке – волк). Кружочек показывает звукообразующий слог.

При образовании гласных, речевой канал открыт, напряжение разлито по всему произносительному аппарату, слабая воздушная струя не встречает преграды. При образовании согласных напряжение сфокусировано, в месте образование преграды, которую воздушная струя преодолевает, взрывая или проходя сквозь щель, в результате чего образуются шумы, составляющие характеристику согласного.

КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ

Основанием для классификации гласных является работа губ, ряд и работа языка. По работе губ гласные бывают лабиализованные (огубленные) и нелабиализованные (неогубленные). Лабиализованными являются звуки [о], [у]. нелабиализованные – все остальные.

ЗЕМСКИЙ 1ч пар.73.

При классификации гласных дополнительно учитывается назализация, напряженность и долгота. В ряде языков существуют назальные (носовые) гласные, при произнесении которых воздушная струя проходит не только через ротовую полость, но и через полость носа. Такие гласные есть во французском и польском языках, были в старославянском.

Во многих языках ударные гласные могут быть краткими и долгими, в результате чего образуются пары гласных по длительности. Pas – pas, vapa – vapaa, ship – sheep, man – men. Кроме долгих гласных в языках мира существуют дифтонги – это гласные со сложной артикуляцией, произносимые в 1 слог, и выступающие как единый звук речи. Дифтонги бывают восходящими и нисходящими. В восходящем дифтонге сильным является 2ой элемент. Nuova – bueno. В нисходящих дифтонгах сильным является первый элемент. baum – mein , home.

Русский язык очень красивый и многогранный, но огромную роль играют не только слова,
но и само произношение - как человек говорит, насколько правильно и точно выражать свои мысли.

Сегодня начинаем небольшую серию замечательных уроков по развитию техники речи.

Урок первый — Артикуляция, в котором мы узнаем, как добиться отчетливой и красивой речи и натренировать артикуляционный аппарат.

Практические упражнения

Расслабление челюсти.

Сжимаем левую руку в кулак, подставляем кулак под челюсть и пытаемся открыть рот. После нескольких неудачных попыток убираем кулак и челюсть падает вниз.

Указательными и большими пальцами обеих рук поднимаем и опускаем челюсть, двигаем ее взад и вперед без помощи челюстных мышц.

Разминка для губ.

Покусываем верхнюю губу. Покусываем нижнюю губу. Покусываем обе губы.

С силой втягиваем губы в себя, расслабляя «делаем» улыбку и показываем зубы, вытягиваем губы трубочкой вперед. Делаем в двух темпах, быстро и медленно.

Верхняя губа наверх, нижняя свободна. Нижняя губа вниз, верхняя свободна. Главное сохранить неподвижность всего лица. Верхняя губа наверх, нижняя вниз.

Делаем «сброс». Расслабляем губы и изображаем работающий двигатель трактора.

Вытягиваем губы трубочкой вперед и расплываемся в улыбке, но не показываем. Делаем в двух темпах, быстро и медленно.

Делаем «сброс». Расслабляем губы и изображаем работающий двигатель трактора.

Разминка языка.

Аккуратно покусываем кончик языка. Аккуратно покусываем середину языка. Достаем языком до подбородка и аккуратно покусываем корень языка.

«Чистим» зубы языком. Важно чистить зубы везде, и снизу и сверху и в труднодоступных местах. Язык должен быть очень активен.

Язык бьется попеременно то об одну, то о другую внутреннюю сторону щеки.

Делаем упражнение «болталка». Очень быстро высовываем и прячем язык назад.

Садимся, кладем руки на колени, корпус опускаем вперед, высовываем язык и активно трясем головой.

Практические упражнения для развития артикуляции смотрим в видео, а ниже, как всегда, немного теории (для особо любознательных:)

Артикуляция - это образование звуков с помощью речевого аппарата. Чтобы речь была ясной, четкой, красивой, надо добиться правильного произношения каждой согласной и гласной в отдельности.

Для начала в общих чертах ознакомимся с устройством речевого аппарата. Полость рта спереди и с боков ограничена зубами, сверху нёбом, снизу - языком. Эти органы речевого аппарата и участвуют в образовании членораздельных звуков.

Сзади твердого нёба слизистая оболочка формирует складку - мягкое нёбо. Его бока срастаются со стенками глотки, а нижняя часть остается свободной и переходит в язычок.
Пространство между мягким нёбом и корнем языка называется зевом. За зевом идет полость глотки, разделяющаяся на пищевод и гортань или верхнюю часть дыхательного горла.
На первом кольце дыхательного горла лежит перстневидный хрящ, который как бы служит основанием гортани и остается неподвижным, но к нему прикрепляются мышцы, управляющие движением других хрящей.
На узкой, обращенной вперед части перстневидного хряща лежит подвижный щитовидный хрящ.
По обе стороны задней расширенной части находятся два меленьких черпаловидных хряща.
Голосовые связки натянуты между щитовидным и черпаловидными хрящами таким образом, что между связками остается голосовая щель.

Щитовидный хрящ может подниматься и опускаться, а черпаловидные - смыкаться и раздвигаться. Благодаря этому голосовые связки натягиваются и расслабляются.
Высота тона зависит от напряжения и длины голосовых связок (у женщин голос выше, так как у них связки короче, чем у мужчин).
За гортанью следует дыхательное горло или трахея, бронхи и легкие. Бронхи, войдя в легкие, делятся на веточки, заканчивающиеся пузырьками - альвеолами.
Легкие представляют собой два полуконуса, лежащие в грудной полости.
Легкие ограничены снизу диафрагмой - мышечным колоколом, отделяющую грудную полость от брюшной.


Артикуляция гласных звуков

Когда мы произносим гласные звуки, выдох должен быть совершенно беззвучным и теплым.

Артикуляция звука У - рот складываем трубочкой. Воздух выдыхаем в узкое кольцо губ.

Звук Ы - губы раскрываем, зубы раздвигаем на расстояние мизинца, нижняя челюсть немного впереди (неправильный прикус), выдыхаемый воздух не должен стлаться по стенкам гортани (это даст неприятный призвук), а выходить в середину отверстия между зубами.

Артикуляция звука И - расстояние между зубами - кончик мизинца, верхняя челюсть над нижней (правильный прикус). Во время выдоха следим, чтоб воздух шел прямо в отверстие между зубами, не ударяясь в верхние зубы, иначе будет свист.

Звук О - рот в кольцо, более широкое, чем на У. Воздух выходит теплой, широкой струёй.

Прежде чем приступить к артикуляции звуков А и Э, следует научиться широко открывать гортань. Для этого плотно закроем губы, зажмем пальцами нос и произнесем несколько раз звук М (м-м-м).
Ясно ощущается поднятие нёбной занавески, расширение гортани и если обхватить горло рукой, то чувствуется выпирание зева вперед.
Проделывайте эту гимнастику в течении двух недель по двадцать раз каждый день, затем постарайтесь зевнуть по-настоящему, сохраняя тоже положение.

Звук Э - губы раскрываем горизонтально, расстояние между зубами - большой палец, гортань открыта широко, нёбная занавеска приподнята. Выдох направляем в середину зубов, воздух не должен стелиться по полости рта. Артикуляция звука А - гортань открыта широко, нёбная занавеска поднята, рот - большое кольцо, нижние зубы закрыты губой. Выдох очень теплый.

Когда усвоена артикуляция гласных звуков в отдельности, начинаем сочетать звуки:

У - У - Ы - Ы

У - У - И - И

У - У - О - О

У - У - Э - Э

У - У - А - А

Следим за равномерностью, плавностью движения диафрагмы (нельзя выдыхать толчками) и за точностью открытия рта и разжимания зубов. Нужно обратить в привычку правильное движение диафрагмы.
С каждым днем делайте упражнение быстрее и быстрее. Требуется довести подвижность губ и диафрагмы до непринужденной легкости.



Артикуляция согласных звуков

Согласные звуки, также как и гласные, должны быть поставлены на правильном выдохе. Уже одно это поможет исправить легкие дефекты речи.
Надо ясно представлять, какие части речевого аппарата (язык, зубы, губы) участвуют в артикуляции и какой силы поток воздуха нужен для произношения согласной.
Согласный звук надо произносить ярче и сильней, чем в разговорной речи.

Механизм вбирания воздуха при произношении гласных, остается таким же и для согласных. При выдыхании следите, чтоб воздух не задевал связок (при сильном выдохе) и не стлался по полости рта (при слабом выдохе).

Звук П - образуется при размыкании губ. Закройте рот, возьмите воздух, пользуясь нижним дыханием, подведите его к сомкнутым губам и разорвите их силой воздушного потока.

Артикуляция звука Б - звук также образуется при размыкании губ. Крепко сомкните губы и сильным выдохом выбросьте их наружу. Не примешивайте какой-либо гласный звук.

Звук Т - образуется с помощью языка. Внимательно следите, чтобы воздух был направлен только на язык, не задевая связок, в противном случае это даст неприятный сиплый призвук. Над звуком Т нужно работать долго и упорно. Это уничтожает вялость языка, развивает его упругость, силу.

Звук Д - также образуется движением языка. Кончик языка, упираясь в то же место, где образуется Т, как бы приклеивается к нёбу. Потоком воздуха язык отрывается вниз.

Звук Х - образуется при сближении задней спинки языка с мягким нёбом. Если произносить звук Х на сильном выдохе, он будет резкий, неприятный. Если же с легким выдохом провести его через гортань, получится тихий, мягкий звук.

Звук К - происходит при смыкании тех же органов речи, у маленького языка. С помощью сильного короткого выдоха воздух моментально выбрасывается из гортани.

Звук Г - также происходит при смыкании задней спинки языка с мягким нёбом, но ниже. Подражая грудному ребенку, произнесите "аг-г-гу". Вы ясно ощутите то место, откуда исходит звук. При произнесении звука Г следите, чтобы звук был чистый, без примеси К или Х.

Артикуляция звука Н - язык сильно прижимаем к нёбу. Кончик языка упирается в верхние зубы, которые слегка открыты. Губы образуют горизонтальную щель. Легкую струю воздуха направляйте на кончик языка, но не в нос. Зажмите пальцами ноздри и зафиксируйте положение речевого аппарата на звуке Н. Затем произносите Н с открытым носом, не усиливая и не ослабляя звука, иначе Н будет с примесью гнусавости.

Звук М - произносите М, зажав ноздри. Ясно чувствуется расширение гортани, слабая струя воздуха направляется в губы, слегка разрывая их. Зафиксируйте положение рта и направление воздуха, и затем произнесите М с открытым носом, не ослабляя губ и не усиливая звука, чтобы звук не стал гнусавым.

Звуки В и Ф - происходят при одинаковом положении рта. Верхняя губа приподнята, верхние зубы обнажены, нижняя губа соприкасается с верхними зубами.

При артикуляции звука Ф сильный поток воздуха, подаваемый движением диафрагмы, стремится проникнуть в узкое отверстие между верхними зубами и нижней губой.

При звуке В нижняя губа слегка прижимается к зубам. Выдыхаемый воздух процеживается, напоминая звук виолончели. По чистоте произношения, звук В - один из самых трудных. Вначале струя воздуха должна быть незначительна, чтобы к В не примешался звук Ф и В не потерял звучность.

Артикуляция звука Л - вначале язык подтянут к нёбу, а кончик упирается в верхние зубы там же, где образуется Т. Сильный поток воздуха, попадая на переднюю часть языка, образует звук. Гортань при этом открывается. Проделайте несколько раз, не отнимая языка. Когда место образование языка ясно ощутите, произнесите Л с отрывом языка.

Звук Р - получается от быстрого колебания или вибрации передней части языка. Если кончик языка мало подвижен, толст, сильно произнесите несколько раз звук Д и сразу же звук Р. Получится: д-ррр.

Звук Ч - губы мягко раскрыты. Нижняя губа не прижимается к зубам. Расстояние между зубами очень узкое, передняя часть языка приближается к зубной части нёба. Для произнесения чистого Ч большое значение имеет сила выдоха. Сильным коротким движением диафрагмы дайте наибольшее количество воздуха, не затягивая выдоха. При длительном выдохе Ч звучит как Щ.

Звук Ц - язык артикулирует к верхним зубам. Нижняя губа не прижата к зубам. Иначе будет шепелявость. Сильный и короткий выдох, направлен на нижнюю губу и подбородок. При длительном выдохе Ц превратится в С.

Чтобы Ц и Ч были короткими, надо сразу после выбрасывания звука закрыть рот.

Звук С - язык легко приподнят к зубам. Раскрытые губы, нижняя губа слегка отстает от нижних зубов, чтобы не было шепелявости. Протяжный и сильный выдох, поток воздуха направлен на подбородок. Следите, чтобы кончик языка не был между зубами.

Звук Ш - зубы обнажены, губы раскрыты, расстояние между зубами незначительное. Язык свободен, нигде не прижат, артикулирует к зубной части нёба. Струя воздуха направлена на нижние зубы, отчего они ощущают холод. Если нижняя губа прижата к зубам, или нижняя челюсть будет впереди верхней, это вызовет шепелявость.

Звук Щ - положение рта - как и при Ш, но передняя часть языка артикулирует ближе к зубной части нёба. Требуется очень протяжный и сильный выдох.

Звук З - положение рта - как при С. Звук З питается небольшим количеством воздуха. Воздушная струя еле ощутимо падает вниз. Кончик языка приводится в легкое колебание. Если язык перестанет вибрировать, к звуку З может присоединиться С. Поэтому, чтобы звук З был чистым, нужно произнести его коротко и тотчас же закрыть рот.

Звук Ж - зубы обнажены, губы мягко раскрыты, расстояние между зубами небольшое, язык приподнят, но не соприкасается с нёбом и зубами. Количество выдыхаемого воздуха незначительно, ощущается его колебание на языке.

Согласные звуки Т, Д, П, Б, К и Г образуются коротким движением воздуха. Эти звуки нельзя протянуть, не прибавив к ним какой-либо гласной.

В звуках Х, Л, Р, Ж, Ш, Щ, Н, М, В, Ф, З, С, кроме силы, есть и продолжительность звучания. Эти звуки вырабатываются как на нижнем, так и на верхнем дыхании.

Звуки Ч и Ц, если их протянуть, обращаются в Щ и С. Для легкости и четкости произношения звуков Ц и Ч следует их повторять как можно чаще, соединяя со звуками:

П-Ч, Т-Ч, К-Ч, Ф-Ч, С-Ч, Х-Ч, Ш-Ч, Ц-Ч, Ч-Ч.

П-Ц, Т-Ц, К-Ц, Ф-Ц, С-Ц, Х-Ц, Ш-Ц, Ц-Ц, Ч-Ц

После того, как усвоены все твердые согласные, приступаем к работе над мягкими согласными. Некоторые согласные звуки произносятся только твердо (Ц, Ш, Ж), другие только мягко (Щ, Ч).
Все остальные - мягко или твердо, все зависит от гласной, которая следует за ними. Когда произносим мягкие согласные столб воздуха, который их питает, гораздо слабее.

Особое внимание надо обратить на ДЬ и ТЬ , так как к ДЬ зачастую примешивается звук З, а к ТЬ - звук Ц. Нужно более шире открывать рот. Кончик языка направлен к передней части нёба.

ЛЬ - размягченный язык, отодвигается вглубь рта, его кончик соприкасается с нёбом. Поток воздуха не стремится к кончику языка, а стелется по его бокам.

РЬ - язык вибрирует ниже, чем при твердом Р, ближе к верхним зубам. Иногда бывает, что язык плохо колеблется. В таком случае тренируйте: д-рь, д-рь-д-рь… Затем переходите к чистому РЬ. Следите, чтобы вместо РЬ не появлялось РИ.
avernus.ru

Небольшой мастер-класс от преподавателя курсов Искусство речи в Санкт-Петербургской школе телевидения Юлии Вяловой.


Удачи и успехов Вам!!!

Литературное произношение в русском языке

контрольная работа

7. Артикуляция каждого звука в русском языке

Все сегментные единицы фонетической системы, звуки, традиционно разделяются на гласные и согласные. Это деление является универсальным для всех языков. В зависимости от роли, которую играют гласные и согласные в фонетической системе того или иного языка, все языки мира делятся на вокальные (итал., исп, япон.), консонантные (русск.) и смешанные (нем.) языки.

Согласные звуки отличаются от гласных особенностями артикуляции, акустическими характеристиками и функционально.

Артикуляционное различие: гласные образуются без наличия преграды, воздушная струя достаточно свободно проходит через ротовую или носовую полость. При образовании согласных обязательно наличие того или иного вида преграды, поэтому В.А. Богородицкий называл гласные «ртораскрывателями», а согласные - «ртосмыкателями». При образовании согласных, как отмечал И.А. Бодуэн де Куртенэ, напряжение возникает только в одной части произносительного аппарата, оно локализовано; при произношении гласных - напряжение присутствует на протяжении всего звука, т.е. гласным свойственна нелокализованная артикуляция.

Акустическое различие: гласные образуются с помощью тона голоса (гармонические, периодические колебания), а при образовании согласных обязательно наличие шума (негармонических колебаний).

Функциональное различие: гласные - слогообразующие звуки, согласные редко образуют слог, в основном они примыкают к гласному. Кроме того, согласные являются информационно нагруженными единицами, именно они передают лексическое значение слова (прътъкъл, звъкъвъй); гласные считаются информационно избыточными, они в большей степени связаны с грамматическим значением слова.

Однако четкой оппозиции между этими группами звуков нет. Так, например, сонорные согласные ранее были полугласными, переходными звуками, глайдами, поэтому они тоже могут быть слогообразующими. Сонорный J, занимающий серединное положение между согласными и гласными, в слабой позиции является полугласным звуком.

При образовании гласных важным является горизонтальное и вертикальное положение языка, участие губ, объем и форма ротовой полости. В зависимости от подъема языка и нижней челюсти по вертикали гласные в русском языке делятся на три группы: верхнего (И, Ы, У), среднего (Е, О), нижнего (А) подъема. По сте- пени продвижения языка по горизонтали различают гласные переднего ряда (И, Е), среднего, или смешанного (Ы, А) и заднего ряда (О, У). Активное участие губ свойственно лабиализованным гласным (О, У). Остальные гласные - нелабиализованные (А, И, Ы, Е).

Находящиеся в безударных позициях гласные неверхнего подъема редуцируются и меняют свои артикуляционные характеристики. Так, гласный [Л] первого предударного слога после твердых согласных характеризуется как звук средне-нижнего подъема средне-заднего ряда; гласный второй степени редукции, выступающий в других безударных слогах, характеризуется как гласный среднего ряда среднего подъема - [ъ]. В положении после мягких согласных в первом предударном слоге выступает гласный переднего ряда верхнего подъема - [ие], а в других безударных слогах - гласный средне-верхнего подъема переднего ряда - [ь].

Согласные

Одним из главных артикуляционных признаков согласных является наличие преграды, т.е. фокуса образования, или места, где возникает напряжение речевых органов (П, Т). Если преграда находится в одном месте, согласные называются однофокусными (это большинство согласных - Т, Д, П, Б, С, З, В, Ф, Г, К, Х, Л, Н, Р, М, J). Согласные с двумя преградами (в передней и задней части спинки 10 языка) называются двухфокусными (Ж, Ш, Ш:,Ч). Наличие второй преграды создает специфический, шипящий тембр звука.

По характеру преграды, т.е. по способу образования согласных, выделяют три типа преград (смычка - плотное сжатие активного и пассивного органа, щель - сближение активного и пассивного органа, вибрация - смыкание и размыкание органов речи) и соответственно - три группы согласных: смычные - Б, Б, Г, Г, Д, Д, К, К, Л, Л, М, М, Н, Н, П, П, Т, Т, Ц, Ч; щелевые - В, В, Ж, З, З, С, С, Ф, Ф, Х, Х, J, Ш, Ш:; дрожащие - Р, Р. При характеристике согласных важным является не только вид преграды, но и способ её преодоления, поэтому смычные согласные подразделяются на три группы: а) эксплозивные, или взрывные (резкое размыкание, разрыв смычки) - Б, Б, П, П, К, К, Г, Г, Т, Т, Д, Д; б) аффрикаты (смычка постепенно переходит в щель) - Ц, Ч; в) смычно- проходные (при сохранении смычки воздух проходит иным путем - через носовую полость - М, М, Н, Н (носовые) - или между языком и внутренними сторона- ми щек - Л, Л (боковые). Некоторые лингвисты относят звуки Л, Л к щелевым согласным, другие считают их разновидностью аппроксимантов, т.е. полугласных, глайдов.

Взрывные согласные в конце слова и перед последующим взрывным выступают обычно как имплозивные, т.е. в виде хлопка (лоб, подпорка).

Щелевые согласные по форме щели подразделяются на круглощелевые, у которых язык приобретает форму желобка (С, З), и плоскощелевые (В, Ф, Ш, Ж, Х,). Плоскощелевыми согласными являются также все мягкие щелевые согласные, так как подъем средней части спинки языка к нёбу образует всегда плоскую щель (В, Ф, С, З, Ш:, Х, J).

По месту образования, т.е. в зависимости от того, какой орган является активным в образовании согласного, выделяют губные и язычные согласные. Губные, в свою очередь, подразделяются на губно-губные, или билабиальные - при активной нижней губе и пассивной - верхней (М, М, П, П, Б, Б), и губно-зубные, или лабиодентальные - при активной нижней губе и пассивных верхних зубах (В, В, Ф, Ф).

Язычные согласные делятся на переднеязычные (преграда образуется передней частью спинки языка и твердым нёбом), среднеязычные (J - активной является средняя часть спинки языка, поднимающаяся к твердому нёбу), заднеязычные (задняя часть спинки языка поднимается к мягкому нёбу - К, К, Г, Г, Х, Х). Переднеязычные по пассивному органу подразделяются на зубные (передняя часть языка образует преграду с нижними или верхними зубами - Т, Т, Д, Д, С, С, З, З, Н, Н, Л, Л, Ц) и нёбные (язык поднимается к твердому небу - Ш, Ш:, Ж, Ч, Р, Р). По положению кончика языка выделяют: а) дорсальные (Д, Д, Т, Т, Ц, Н, Н, З, З, С, С) - преграда образуется спинкой языка при опущенном к нижним зубам кончике языка; б) апикальные (Л, Л, Р, Ч, Ш:) - кончик языка поднимается к верхним зубам и альвеолам; в) какуминальные (Р, Ж, Ш) - кончик языка поднимается и слегка загибается назад к твердому нёбу. Заднеязычные согласные подразделяются по пассивному органу на задненёбные (К, Г, Х) и средненёбные (К, Г, Х).

По участию голоса и шума все согласные делятся на сонорные согласные, при образовании которых преобладает голос (Р, Р, Л, Л, М, М, Н, Н, J), и шумные, при образовании которых преобладает шум (все остальные согласные). Шумные согласные подразделяются на звонкие согласные, в образовании которых участвует голос (Б, Б, В, В, Г, Г, Д, Д, Ж, З, З), и глухие, в образовании ко- торых участвует только шум (П, П, Ф, Ф, Т, Т, Ш, Ш:, К, К, С, С, Ц, Ч, Х, Х). Звонкие и глухие согласные образуют пары: Б - П, Г - К, З - С, Ж - Ш, Д - Т, В - Ф. Не имеют пары по звонкости-глухости в русском литературном языке шумные глухие согласные Ц, Ч, Х, Х, Ш:. Необходимо отметить, что сонорные согласные в позиции конца слова, особенно после шумных глухих согласных, могут произноситься с частичным оглушением (метр, театр, пар).

Согласные в русском языке характеризуются и так называемой дополнительной артикуляцией - палатализацией и веляризацией согласных. Палатализация связана с подъемом средней части спинки языка к твёрдому нёбу и с продвижением спинки языка вперед. Веляризация связана с незначительным подъемом задней части спинки языка к мягкому нёбу. По этому признаку выделяются две группы согласных - твердые (веляризованные) и мягкие (палатализованные). Эти две группы согласных также образуют ряды согласных, где каждый твердый согласный имеет парный мягкий согласный (Б - Б, Т - Т, Л - Л и др.). Не имеют пары по данному признаку твердые Ж, Ш, Ц и мягкие Ч, Ш: . Вне корреляции стоит согласный J, у которого палатализация не является дополнительной артикуляцией, а связана с основным признаком - местом образования.

Как отмечают некоторые лингвисты, палатализация в современном русском языке является не столько дополнительной артикуляцией, сколько основной, так как она влияет на весь уклад речевых органов: круглощелевые С, З, например, коррелируют с плоскощелевыми С, З; какуминальный Р коррелирует с апикальным Р и т. п.

Делись добром;)



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта