Главная » 2 Распространение и сезон сбора » Родители гиперактивных детей как вы справляетесь. Как справиться с гиперактивным ребенком

Родители гиперактивных детей как вы справляетесь. Как справиться с гиперактивным ребенком

В настоящее время все чаще говорят о гиперактивности детей. Многие люди не до конца понимают, что означает это термин, и применяют его ко всем подвижным и активным детям. Однако гиперактивность – это не просто повышенная активность малыша, это нарушение поведенческих реакций ребенка, связанных с нарушением работы мозга.

Какой он гиперактивный ребенок? Что делать родителям такого ребенка? Ведь им предстоит столкнуться с массой проблем, научиться корректировать поведение своего чада, помочь ему адаптироваться в школе, а это обычно очень непросто.

Сам термин «гиперактивность» означает сильно повышенную активность и возбудимость человека. Гиперактивность наиболее часто встречается у детей, так как они хуже контролируют свои эмоции.

При гиперактивности обычно не уравновешена нервная система. У ребенка возникают поведенческие расстройства, требующие коррекции. В современном мире все больше детей страдают этим расстройством.

Обычно гиперактивный ребенок имеет такие нарушения:

  • Не может длительно концентрировать внимание на каком-либо действии. Это особенно часто приносит проблемы в школе.

Ведь ребенку трудно высидеть урок, слушать учителя, выполнять задания. Такие дети забывчивы, рассеяны. Даже надолго усидеть перед телевизором проблематично для таких детей.

  • Повышенная эмоциональность и импульсивность.

Гиперактивные дети часто не могут контролировать свои эмоции, выплескивая их на окружающих, совершают неожиданные импульсивные действия.

  • Двигательная активность сверх меры.

Многие дети особенно в дошкольном и начальном школьном возрасте бывают довольно подвижны. Однако гиперактивные дети выделяются даже на их фоне. Он не могут усидеть на месте, буквально приплясывают, если их усадили. В движении находятся их кисти рук, ноги, бегают глазки, меняется мимика.

Если у ребенка имеется одно или два и приведенных выше нарушений, то, скорее всего, это просто возрастные особенности поведения. С возрастом ребенок научится лучше контролировать свои эмоции, его поведение выровняется. Однако если у малыша все перечисленные нарушения, то это повод проконсультироваться со специалистом.

Важно вовремя заподозрить и диагностировать это нарушение, чем потом пожинать плоды непонимания своего чада.

С медицинской точки зрения гиперактивность – гипердинамический синдром – это диагноз. Установить его может врач невролог или невропатолог. Чаще всего этот диагноз связан с минимальной мозговой дисфункцией и нарушениями функции ЦНС.

В следующем видео о том, что такое гиперактивность, вам расскажет доктор Комаровский:

Когда проявляется

Считается, что наиболее ярко синдром гипердинамической активности проявляется в дошкольном (4-5 лет) и начальном школьном возрасте (6-8 лет). Ребенок попадает в детский коллектив и не выдерживает современного темпа обучения.

Сразу проявляются все признаки его гиперактивности: с ребенком не справляется воспитатель или учитель, он не усваивает программу обучения и прочие проблемы его поведенческих нарушений.

Однако первые признаки гипердинамического синдрома можно обнаружить еще в младенческом возрасте. Такие детки очень подвижны и эмоциональны: выпутываются из пеленок, падают, стоит лишь на мгновенье отвернуться, плохо спят, их сон поверхностный, беспокойный, а могут всю ночь прокричать без причины.

По мере взросления поведение гиперактивных детей продолжает «радовать» родителей: выбираются из манежей и колясок, часто падают, везде влезают, все опрокидывают.

Малыши уже в 1-2 года активные и чрезмерно подвижные, мамы едва успевают за ними. Их не интересуют игры, где нужно думать, складывать, строить. Гиперактивному малышу трудно дослушать сказку, досмотреть мультфильм, он не может сидеть на месте.

Что делать родителям, если они заподозрили в ребенке синдром гиперактивности?

Норма или патология. Ложная гиперактивность

Очень часто гиперактивность путают с нормальным поведением ребенка, ведь большинство детей в возрасте 3-7 лет довольно активны и импульсивны, трудно контролируют эмоции. Если ребенок неусидчивый, часто отвлекается, то говорят, что он гиперактивный. Однако для детей младших классов недостаток концентрации внимания и невозможность долго усидеть на месте обычно является нормой. Поэтому гипердинамический синдром бывает непросто диагностировать.

Если ребенок помимо дефицита внимание и повышенной активности имеет проблемы с установлением отношений со сверстниками, невнимателен к чувствам других, не учится на своих ошибках, не умеет приспосабливаться к обстановке, то эти признаки указывают на патологию – синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ).

С точки зрения неврологии этот диагноз является довольно серьезным и ребенку необходимо лечение, чем раньше, тем лучше.

Диагностика

Если родители заподозрили у своего ребенка СДВГ, то необходимо обратиться за консультацией к детскому неврологу. Врач назначит соответствующее обследование, которое необходимо пройти. Ведь под симптомами гипердинамического синдрома могут скрываться и более серьезные патологии.
Диагностика включает в себя три этапа:

  1. Врач собирает данные о поведении и реакциях ребенка , об особенностях протекания беременности и родов, перенесенных заболеваниях, наследственных патологиях членов семьи.
  2. Проводит специальные тесты и оценивает результаты и количество затраченного времени, а также реакцию и особенности поведения ребенка при этом. Обычно такие тесты проводят для детей 5-6 лет.
  3. Электроэнцефалограмма . Это обследование позволяет оценить состояние мозга ребенка. Оно безболезненно и неопасно.

После получения всех результатов врач – невролог ставит диагноз и дает свое заключение.

Признаки

Основные признаки, помогающие распознать гиперактивность ребенка:

  1. Ребенок обладает повышенной беспричинной двигательной активностью . Он все время крутится, прыгает, бегает, везде лезет, даже если знает, что нельзя. У него отсутствует процесс торможения в ЦНС. Он просто не может себя сдерживать.
  2. Не может усидеть на месте , если его усадить, то он крутится, встает, ерзает, не может сидеть спокойно.
  3. При разговоре часто перебивает собеседника, не выслушивает вопрос до конца, говорит не по теме, не задумывается.
  4. Не может тихо сидеть . Даже играя, он шумит, пищит, делает неосознанные движения.
  5. Не может выстоять очередь, капризничает, нервничает.
  6. Имеет проблемы при контакте со сверстниками . Вмешивается в чужие игры, пристает к детям, не умеет дружить.
  7. Не считается с чувствами и потребностями других людей.
  8. Ребенок очень эмоционален, не имеет возможности контролировать ни положительные, ни отрицательные эмоции . Часто устраивает скандалы и истерики.
  9. Сон ребенка неспокойный , днем часто вообще не спит. Во сне ворочается, сворачивается калачиком.
  10. Быстро теряет интерес к занятиям , перескакивая с одного на другое и не доводя до конца.
  11. Ребенок рассеянный и невнимательный , не может сконцентрировать внимание, часто делает из-за этого ошибки.

Родители гиперактивных детей сталкиваются с трудностями с ранних лет. Ребенок не слушается родителей, необходимо все время его контролировать, постоянно находится рядом.

Подробнее о признаках этого синдрома вы можете узнать, посмотрев видео:

Причины

Основными причинами, которые могут вызывать нарушение функций нервной системы ребенка, а, следовательно, и синдром гиперактивности, специалисты считают следующие ситуации:

  • Наследственность (генетическая предрасположенность)
  • Повреждения клеток мозга во внутриутробном периоде или во время родовой деятельности.

Это могут быть гипоксия плода, инфекции, родовые травмы.

  • Нарушения, вызванные в результате неблагоприятной обстановки в семье, ненормальными условиями обитания, неправильного воспитательного процесса, заболеваниями и травмами после рождения.

По статистически данным гиперактивностью чаще страдают дети мужского пола . На пять мальчиков только одной девочке ставят такой диагноз.

Классификация синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

Выделяют такие разновидности синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ):

  1. Гипердинамический синдром без дефицита внимания.
  2. Синдром дефицита внимания присутствует, однако без гиперактивности (обычно бывает у детей женского пола — это девочки спокойные, рассеянные, тихони).
  3. Сочетание синдрома дефицита внимания и гипрединамичности.

СДВГ может быть первичным, возникшим во внутриутробном периоде, и вторичным (приобретенным), полученным после рождения в результате травмы или заболевания.

Также различают простую форму заболевания и осложненную. При осложненной форме СДВГ к симптомам добавляются другие признаки: нервный тик, заикание, энурез, головные боли.

Лечение

К лечению СДВГ необходимо подходит комплексно. Применяют некоторые процедуры, медикаменты, диеты, но основной упор делается на психологическую коррекцию и правильный подход в воспитании гиперактивного ребенка.

В странах Европы и в США для лечения СДВГ широко применяют психостимулирующие препараты. Они довольно эффективны, но имеют много побочных реакций. Основные из них – нарушения пищеварения, головные боли, бессонница, задержка роста. В России СДВГ лечат ноотропными препаратами, которые положительно влияют на функции мозга (Холитилин, Энцефабол, Кортексин).

Эти средства более эффективны при дефиците внимания.
При упоре на гипердинамический синдром применяют препараты, влияющие на тормозные реакции центральной нервной системы (Фентибут, Пантогам).

Назначать лекарственные препараты может только врач! Прием лекарств проводится под наблюдение специалиста. Кроме того возможно применение процедур, связанных со стимуляцией мозга слабыми импульсами электрического тока.

Важно и питание ребенка. Так при несбалансированной диете метаболизм детей нарушается, что может провоцировать раздражительность и капризность. Растущий организм требует белок, витамины и минералы. В рационе должны присутствовать продукты с высоким уровнем Омега3-жиров, оказывающие полезное действие на ЦНС. А вот количество сладостей и углеводов лучше уменьшить. Лучше давать ребенку ягоды и фрукты. Можно оставить в рационе немного черного шоколада.

Обязательна при лечении психологическая коррекция поведения ребенка. Психолог помогает ребенку лучше разобраться в своих действиях, а также даст советы родителям по построению отношений с таким ребенком и методам его воспитания и обучения.

Большая часть детей «перерастает» это заболевание, если у них не было осложнений и оказано своевременное лечение. В некоторых случаях СДВГ переходит и во взрослую жизнь, особенно при неоказании своевременной адекватной помощи ребенку.

Больше информации о лечении синдрома вы можете узнать из видео:

Особенности общения с такими детьми

Воспитывать гиперактивного ребенка бывает не просто. Даже при сильной любви к своему чаду, родители не всегда могут выдерживать все его проделки, часто срываются и кричат. А бывает, что вообще перестают заниматься его воспитанием, решив «что вырастет, то вырастет».

Не редко родители пытаются привить такому малышу строгую дисциплину, жестоко пресекая все его выходки и непослушание. Ребенка наказывают за малейшую провинность. Однако такое воспитание только усугубляет проблемы поведения ребенка. Он становится более замкнутым, неуверенным, непослушным.

Перегибать в отношении детей с СДВГ нельзя, чтобы к уже имеющимся нарушениям не добавить новые проблемы (заикание, недержание мочи и прочие). К каждому ребенку с СДВГ необходимо найти свой подход, учитывая его неврологические особенности.

Что делать родителям, воспитателям и учителям

Ребенку с гипердинамическим синдромом требуется много родительского внимания. Необходимо стараться его выслушивать, помогать выполнять задания, развивать его усидчивость и взаимодействие с окружающим миром. Ему нужны похвалы и награды, одобрение и поддержка, больше родительской любви . Родители прежде, чем наказать ребенка, должны учесть, что он вполне нормальный по интеллекту, но у него проблемы с регулированием своей моторной деятельности. Поэтому он не специально совершает то, что ему запретили, а просто не может себя остановить.

Необходимо правильно организовать режим дня. Придумать свои ритуалы. Больше гулять на улице. Желательно записать ребенка на спортивную секцию. Хорошо подойдут плаванье, гимнастика, бег, верховая езда, спортивные танцы. Необходимо и дома устроить спортивный уголок, чтобы ребенку было, где выплеснуть энергию.

Отдавая ребенка в детский сад, необходимо заранее выбрать подходящий, где есть группы с возможностью играть, дети активно двигаются, выполняют задания и отвечают по желанию. Поговорите с воспитателем об особенностях малыша.

Если из-за поведения ребенка возникает конфликт в саду, то лучше забрать его оттуда. Нельзя обвинять кроху, что в этом виноват он, скажите, что просто ему не подошла эта группа.

Учеба в школе также имеет свои сложности. Обсудите, что делать учителю, чтобы не травмировать гиперактивного ребенка, помочь ему адаптироваться в классе. При выполнении домашних заданий следует подготовиться заранее, не отвлекаться. Занятия должны быть короткими, но эффективными, чтобы ребенок не потерял внимание. В

ажно делать уроки регулярно, в одно и то же время. Необходимо понаблюдать за ребенком и определить наиболее подходящее время: после еды или после физической нагрузки.
При наказании гиперактивного ребенка не стоит выбирать те, которые не дают ему двигаться: ставить в угол, сажать на специальный стул.

Положительные качества гиперактивных детей

Несмотря на все неприятные поведенческие особенности детей с гипердинамическим синдромом, они имею и много положительных качеств, развитию которых родители должны уделить особое внимание.

  • Гиперактивный ребенок обладает креативным творческим мышлением.

Он может выдавать массу интересных идей, а если хватит терпения, то и заниматься творчеством. Такой ребенок легко отвлекается, но имеет своеобразный взгляд на окружающий мир.

  • Гиперактивные дети обычно энтузиасты. Они не бывают скучными.

Интересуются многими вещами и являются, как правило, яркими личностями.

  • Такие дети энергичны и деятельны, но часто непредсказуемы.

Если у них есть мотив, то они выполняют все быстрее, чем обычные дети.

  • Ребенок с СДВГ очень гибкий, изворотливый, и может найти выход там, где другие не заметят, решить задачу необычным способом.

Интеллект детей с СДВГ никак не нарушен. Очень часто они имеют высокие художественные и интеллектуальные способности.

Конкретные способы общения и взаимодействия с такими детьми приводятся в следующем видео:

Психологи отмечают, что ели у ребенка имеются признаки гиперактивности, то следует начать их устранение, чем раньше, тем лучше. Такой подход помогает избежать трудностей, возникающих из-за поведенческих нарушений ребенка, стрессов и разочарований со стороны его родителей и окружающих людей, да и самого малыша. Поэтому при установленном диагнозе СДВГ не следует пренебрегать помощью врача – специалиста и психолога, чтобы не потерять время.

Психологи отмечают, что правильно организованный распорядок дня, благоприятная обстановка в семье помогает ребенку в лечении СДВГ. Кроме того советы психолога такие:

  1. Обеспечьте ребенку спокойную, стабильную, нераздражающую обстановку. Это поможет снизить накопление и выброс сильных эмоций.
  2. У него должны сформироваться необходимые рефлексы, которые помогут четко соблюдать распорядок дня. Например, лечь спать после того, как мама прочтет сказку или споет песенку.
  3. Для сброса лишней двигательной активности необходимо организовать ребенку занятия в спортивных секциях.
  4. Не заставляйте гиперактивного ребенка долго заниматься утомительной работой, сидеть на одном месте. Периодически позволяйте активные действия для выхода лишней энергии.

Устранить проблемы, связанные с гиперактивностью у детей вполне выполнимая задача. Главное давать ребенку возможность выплеснуть лишнюю энергию, заинтересовывать учебным процессом, развивать творческие способности, а главное учитывать особенности ребенка при оценке его действий.

Мульфильмы для профилактики гиперактивности.

Следующие мультфильмы помогут вашему ребенку больше понять о своем состоянии, обсуждая сюжет и героев со своим ребенком вы сможете помочь ему бороться с этой проблемой.

Итак список мультфильмов:

  • «Непоседа, Мякиш и Нетак»
  • «Маша больше не лентяйка»
  • «Вот какой рассеянный»
  • «Крылья, ноги, и хвосты»
  • «Петя Пяточкин»
  • «Обезьянки»
  • «Непослушный медвежонок»
  • «Нехочуха»
  • «Осьминожки»
  • «Непослушный котенок»
  • «Непоседа»

Гиперактивный ребенок.

Ваш ребенок непоседа? Он не может просидеть спокойно и минуты? Все домашние очень быстро устают от общения с ним, а воспитатели или учителя постоянно жалуются на его поведение? Возможно, что у Вас гиперактивный ребенок.

Симптомы гиперактивности. Как же проявляется гиперактивное поведение? Гиперактивный ребенок суетлив, он очень много двигается, ему сложно сидеть. Такой ребенок постоянно вертится на месте, может быть чрезмерно говорливым, раздражать своей манерой поведения. Довольно часто такие детки бывают агрессивны, вызывают множество конфликтов и споров, так как они плохо контролируют свои побуждения и достаточно импульсивны. Часто у гиперактивного крохи плохая координация движений или недостаточный мышечный контроль, он постоянно роняет или ломает вещи, проливает жидкости; он довольно неуклюж. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, из-за чего он постоянно отвлекается. Он задает множество вопросов и редко дожидается на них ответов. Если такому ребенку задают вопрос, то он отвечает быстро, не дождавшись конца вопроса. Он не может спокойно дождаться своей очереди, вмешивается в чужие разговоры, игры.

Такое поведение может быть следствием как перцептивных и неврологических двигательных расстройств, так и психологических проблем. К примеру, боязливые, раздражительные, тревожные дети могут производить впечатление гиперактивных.

Некоторые исследователи предполагают, что гиперактивность имеет генетическую основу, так как зачастую гиперактивные детки рождаются в семьях, в которых такой диагноз ставили маме или папе, или другому близкому родственнику. Существуют предположения, что такой диагноз является следствием преперенательных осложнений, тяжелых патологических родов.

Первые признаки гиперактивности, как правило, проявляются еще в раннем дошкольном возрасте. Чаще гиперактивность встречается среди мальчиков.
При неблагоприятном взаимодействии с гиперактивным ребенком, такие нарушения становятся долговременными и могут проявляться вплоть до позднего подросткового периода. У таких подростков повышается степень риска развития антисоциального и агрессивного поведения, более серьезного употребления алкоголя и наркотиков, беспокойства, более частой смены мест работы, супружеских проблем, а также повышенной опасности суицида. Поэтому очень важно как можно раньше диагностировать гиперактивность ребенка и проводить необходимый ряд мероприятий.

Почему это могло произойти?

Осложнения во время беременности и родов (резус – конфликт, инфекционные заболевания, внутриутробная гипоксия, длительные или стремительные роды); болезни самого ребенка (патологии сердца, энцефалит, менингит); генетическая предрасположенность; социальные причины (малообеспеченные семьи, неполные семьи).

Как помочь ребенку?

Работа с такими детьми должна проводиться в комплексе. Необходимо привлекать психологов, психотерапевтов, невропатологов, педагогов и родителей.

Назвать общие конкретные пункты помощи весьма затруднительно.

1. Для начала надо очень внимательно присматреться к гиперактивному ребенку и постараться максимально полно понять его характер, увлечения, привычки. Нет одинаковых детей и нет одинаковых гиперактивных детей. К каждому такому ребенку надо подбирать индивидуальную линию поведения. Например, если у ребенка, который доставляет массу хлопот окружающим своей гиперактивностью, имеются определенные способности, талант, стремления к какому то роду деятельности - надо активно развивать это направление. У ребенка есть слух, хороший голос - отправьте его заниматься пением. Он почувствует, что может себя реализовать и начнет постепенно меняться.

2. Гиперактивные дети гораздо более чувствительны к похвале, чем другие. Находите побольше причин для похвалы такого ребенка. Он должен почувствовать, что он нужен и любим.

3. Практика работы с гиперактивными детьми показывает, что демократические методы воспитания и жесткие методы воспитания, вплоть до физических наказаний, применяемые по отдельности не приносят эффекта. Запреты и замечания должны быть категоричными, но должно быть предложено такому ребенку возможность альтернативная форма поведения. Например: "Нельзя рисовать на парте, но если ты хочешь рисовать, давай дадим тебе лист бумаги". Запретов не должно быть очень много, иначе они потеряют свою эффективность.

4. Надо чаще применять тактильный контакт, например, когда ребенок ложится спать, надо садиться рядом с ним, поглаживать его, произнося при этом тихие и ласковые слова. Это понизит мышечное беспокойство и эмоциональная напряженность ребенка и сделает его менее импульсивным. Тактильный контакт возможно применять и в школьных условиях: посадить гиперактивного ребенка за первую парту, а проходя по классу, педагог в тот момент, когда ребенок начнет отвлекаться, может положить руку ему на плечо. Это включает внимание ребенка.

5. Борясь с импульсивностью ребенка, нельзя действовать только жестко и непреклонно. Нельзя требовать невыполнимой для него задачи: быть внимательным, усидчивым и одновременно сдержанным. Такой ребенок просто физически не может длительное время внимательно слушать воспитателя или учителя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Вы хотите, чтобы такой ребенок был и внимательным и усидчивым и сдержанным? Надо тренировать все эти функции постепенно и по очереди (а не одновременно!). Например, тренируя навык усидчивости, поощряйте ребенка только за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент активного внимания.

6. Не подавляйте у ребенка потребность в двигательной активности, лучше направьте её в нужное русло: занятие плаванием, легкой атлетикой, танцами, футболом.

7. Не забывайте, что гиперактивный ребенок легче работает в начале дня, чем вечером, в начале урока, а не в конце. Постарайтесь находить возможность для индивидуальных занятий, т.к. находясь один на один со взрослым, ребенок не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.

8. Для гиперактивного ребенка надо создавать возможность делить школьный урок на несколько периодов. Например, после выполнения 2-3 заданий, можно поиграть с детьми в какую-либо игру, провести физкультминутку или сделать гимнастику для пальцев. Понятно, что в условиях обычной средней школы, это сделать очень сложно. Надо, по возможности, находить пути индивидуального обучения, в группах с меньшим количеством учеников и с учителями, которые понимали бы проблемы данного ребенка.

9. Школьные программы сейчас очень усложнены и за время урока ученикам приходится сменить род деятельности по нескольку раз. Гиперактивным детям сложнее переключаться с одного вида деятельности на другой, даже если этого требует учитель или воспитатель. Поэтому преподователь в школе может за несколько минут до окончания времени выполнения какого-либо задания может предупредить класс: "Осталось столько-то минут" или использовать не словесные сигналы, а например сигнал таймера, заведенного на определенный отрезок времени. Это позволит гиперактивному ребенку успеть перестроится.

10. Сделайте так, чтобы гиперактивный ребенок написал сам для себя свод необходиых правил или инструкций и поместил бы его на видном месте. Но не забывайте, что любое правило или инструкция должно быть конкретным и содержать не более десяти слов. В противном случае ребенок все равно не услышит взрослого и не запомнит инструкции, а, следовательно, не сможет выполнить задание. Родитель или педагог должен четко предупредить о последствиях несоблюдения правил или инструкций, но при этом давать возможность исправить не преднамеренное нарушение данных правил.

11. Необходимо разработать система поощрений и наказаний для такого ребенка. Она должна быть гибкой, но последовательной. Учитывя гиперактивность ребенка, поощрения должны носить моментальный характер и повторяться примерно через 15- 20 минут. Например, за правильное поведение можно давать жетоны, а потом обменивать их на приз (конфету, игрушку и т.д.).

12. Одно из главных правил поведения взрослого по отношению к гиперактивному ребенку: при любом неожиданном действие ребенка (даже носящим провокационный характер) - оставайтесь спокойными и хладнокровными, как бы это не было трудно. Прежде чем среагировать на неприятную ситуацию, попрубуйте сосчитать до десяти. И избежав эмоциональной вспышки, Вы сможете лучше понять ребенка.

13. Родители гиперактивного ребенка не должны впадать в отчаяние, уидев поведение своего чада. Они не должны винить ребенка или себя. Он такой какой есть. Надо без паники стараться выработать модель поведения с ребенком, посоветовавшись с педагогами, детскими психологами. Встречать ребенка из школы надо в любом случае, не упреками, а нежностью и улыбкой.

14. Родители должны хорошо продумывать все поручения, которые они дают ребенку, и помнить: ребенок будет делать только то, что ему интересно, и будет заниматься этим лишь до тех пор, пока ему не надоест. Как только ребенок устал, его следует переключить на другой вид деятельности.

15. Рабочее место ребенка должно быть тихим и спокойным - не около телевизора, постоянно открывающихся дверей. При выполнении домашнего задания родителям желательно находиться рядом и при необходимости помогать беспокойному сыну или дочке.

16. Если ребенок в чем-то неправ, родителям не следует читать ему нотация, так как длинная речь не будет до конца выслушана и осознана. Лучше заранее установить правила поведения и систему поощрений и наказаний. Как уже отмечалось выше, требования к ребенку должны быть конкретными, четкими и выполнимыми.

17. Нельзя принуждать ребенка просить прощения и давать обещания.

18. Для гиперактивного ребенка надо подбирать такие упражнения и игры, которые способствовали бы развитию только одной функции. Например, игры, направленные на развитие только внимания или игры, которые учат ребенка контролировать свои импульсивные действия.

Проведя работу по тренировке одной слабой функции и получив результаты, можно подбирать игры на тренировку сразу двух функций. Как уже отмечалось, начинать лучше с индивидуальных форм работы, чтобы ребенок мог четко усвоить требования педагога, а затем постепенно вовлекать его в коллективные игры. При этом надо стараться увлечь ребенка, сделать так, чтобы ему было интересно. Когда же у него появится опыт участия в играх и упражнениях, направленных на развитие сразу двух слабых функций (внимание и контроль импульсивности, внимание и контроль двигательной активности и др.), можно переходить к более сложным формам работы по одновременной (в одной и той же игре) отработке всех трех функций.

Самый лучший способ взаимодействия с таким ребенком – сотрудничество. Если Ваш малыш напакостил, поговорите с ним. Попытайтесь вместе определить причины его поступка. Дайте возможность малышу осознать свою неправоту, попросить прощения и разработать дальнейший план действий. В этот план будут входить способы ликвидации последствий «плохого» поступка (если это возможно). Например, если ребенок разбросал вещи или игрушки по квартире, то помогите ему разработать план уборки и т.д. Так же в этот план будут входить меры наказания в случае повтора рецидива. При этом разработкой плана вы должны заниматься вместе, и он обязательно должен быть согласован и утвержден и Вами и ребенком.

Гиперактивному ребенку необходимо признание его важности. Как можно чаще показывайте ребенку свои чувства к нему. Обнимайте его, целуйте, говорите о том, как вы его любите, и как он Вам дорог.

При взаимодействии с таким ребенком необходимо помнить о том, что ему сложно концентрировать внимание на чем-то одном. Его интерес постоянно «скачет» с одного объекта на другой, он не может закончить начатое дело. Поэтому одной из Ваших первых задач стоит задача обучения ребенка завершать начатое дело. Для этого во время любых занятий с одной стороны следите за тем, чтобы в каждом элементе игры или действия было логическое завершение, а с другой – следите за вниманием ребенка. При этом Вы должны быть готовы переключаться вслед за интересами ребенка. Но обязательно возвращайтесь к предыдущему занятию и заканчивайте его. Например, Вы рисовали с малышом картинку, и вдруг он вскочил и подбежал к окну. Подойдите к нему, обнимите. Рассмотрите то, что сейчас есть за окном. Обсудите те моменты, которые заинтересовали малыша. После того, как интерес к окну у ребенка пропадет, вернитесь к окончанию недоделанного рисунка и обязательно завершите его.

У ребенка с такими сложностями, как гиперактивность, обязательно должна быть возможность эмоциональной и физической «разрядки». Такому ребенку просто необходимо бегать, прыгать, кричать и бурно реагировать. Задача взрослых, которые окружают такого кроху – дать ему возможность такой разрядки без ущерба для обучения и отношений с окружающими. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы у Вашего малыша было выделено место и время для таких «разгрузок». Это могут быть более частые прогулки, особенно перед сном или любой спокойной деятельностью; личное место в квартире, которое оснащено всевозможными лесенками и горками или посещение активных кружков, например активный спорт или танцы. При этом главное, чтобы выбранное Вами занятие ребенку нравилось и было интересно.

Большинство молодых людей, когда думают, о будущих детях представляю идеалистические картины: вот ребенок спокойно сидит и занимается своими делами, прилежно учиться и так далее. В действительности так происходит далеко не всегда. Иногда дети кажутся неуправляемыми, с моторчиком, они всегда везде успевают. Для родителей – это настоящее испытание. Они считают своего ребенка диким и непослушным. А на самом деле он всего лишь гиперактивен.

Среди специалистов, психологов и педагогов, встречаются разные мнения о том, считать ли гиперактивность патологией или болезнью, либо вариантом нормы? Нужен ли контроль специалистов? И где та грань между обычным активным ребенком и гиперактивным? И это еще неполный список вопросов, с которыми сталкиваются родители.

Обычно гиперактивных детей видно после годовалого возраста. Они ведут себя неадекватно. И если дома с ними еще можно справиться, то на улице начинается ад: они могут бегать по детской площадке, задирать всех детей, играть всеми игрушками, громко кричать и тому подобное. Окружающие люди, как правило, в шоке от такого поведения. К трем годам обычно все ухудшается, и врачи предлагают пить таблетки. Но многие матери отказываются от этого и решают занять ребенка делом. Но в итоге, ни один кружок не может справиться с гиперактивными детьми.

А все дело в том, что для гиперактивных детей нужно использовать специальные методики. Они включают в себя игры, песни, танцы и так далее. Они позволяют заниматься дома. И это будет хорошей подготовкой к школе. Отличие таких методик в том, что все преподносится в форме игры, а это уже способствует развитию способностей ребенка.

Но помимо методик для обучения, родителям стоит изменить обстановку в доме. Гиперактивные дети требуют особого воспитания. В доме должна быть спокойная обстановка и четкий режим дня. Стоит понимать, что ребенок не виноват в своей повышенной активности (причины такого явления до сих пор не ясны). И поэтому его ни в коем случае ругать за свое поведение.

Как жить с гиперактивным ребенком?

Научите ребенка правильно выражать свои эмоции. Объясняйте ему, что в приступе злости нельзя бить по живым созданиям (животным или людям), но можно пнуть стену или бить палкой по земле.

Учите ребенка концентрировать внимание на одном деле. Начинайте с небольшого промежутка времени и постепенно увеличивайте его. Обязательно похвалите за завершение дела.

Нужно ограничивать гиперактивного ребенка от большого количества людей. Иначе он получить эмоциональный стресс. Защищает его от переутомления.

Не забывает о том, что дети развиваются и поэтому нельзя с них требовать все и сразу. Завышенные требования родителей неизбежно приведут к повышенной возбудимости. А уже это создаст негативные последствия. Распределяйте нагрузку равномерно.

Можно привлечь ребенка к занятиям активными видами спорта. Это позволит ему выработать навык дисциплины, а также выплескивать накопившуюся энергию. Еще одна положительная сторона в физической нагрузке – укрепление здоровья.

Помимо обучения ребенка правильному распределению энергии и эмоции, нужно научить его и правильно расслабляться. В этом могут помочь занятия йогой, совместная релаксацию, да даже отдых под расслабляющую музыку или чтение книги. Вариантов масса, важно подобрать самый подходящий метод именно для вашего ребенка.

Истерики: путь решения

Родителям в пути решения истерик ребенка важно определить их причину. Только тогда можно будет вовремя купировать следующий всплеск эмоции. Отмечайте поведение ребенка до начала истерики. Возможно, он станет скучным или недовольным. Это позволит вам своевременно вмешиваться.

Самое важное в истериках ребенка – сохранять спокойствие. Это не так легко сделать, но это нужно. Потому что дети всегда копируют поведение родителей. И если вы будете спокойны и умиротворены, он будет стараться походить на вас. Иногда дети переносят истерики со старших детей. Поэтому важно корректировать поведение всех членов семьи.

Способов справиться с гиперактивностью и истериками детей существует множество. Поэтому главное выбрать тот метод, которые подходит именно в вашем случае.

Гиперактивного ребенка родные, воспитатели и преподаватели называют настоящим «вечным двигателем». Даже в самом раннем возрасте он время от времени мог выпадать из своей кроватки. А уже в возрасте 5 лет увлечь этого ребенка интересной сказкой или просмотром мультфильма почти невозможно. Когда ребенок начинает ходить в школу, проблем становится только больше. Как появляется такое явление и можно ли его победить?

Что такое гиперактивность

Специалисты характеризуют это понятие как проявление у детей раннего возраста переизбытка активности. Такие дети не могут усидеть на месте и совершают большое количество лишних движений. У детей дошкольного возраста еще не полностью устойчивая нервная система, поэтому такое поведение часто наблюдается именно у них.

У мальчиков гиперактивность наблюдается в разы чаще, чем у девочек. Специалисты считают, что это обусловлено большими размерами мальчиков при рождении, что часто приводит к разного рода повреждениям. У мальчиков по сравнению с девочками позже формируются те отделы мозга, которые регулируют самоконтроль.

Сегодня количество детей с таким нарушением увеличивается. Если верить статистическим данным, то среди дошкольников таких детей насчитывается около 40%. А среди школьников младших классов их около половины. Эти цифры заставляют задуматься и вызывают обеспокоенность у медиков.

Это нарушение проявляется многими симптомами. Вот основные их них.

Недостаток внимания

Ребенок не может длительное время быть сосредоточенным на каком-либо одном деле, которое требует внимания и усилий. Это и чтение книги, и занятие математикой, и даже просмотр мультфильма. Из-за неспособности быть внимательным дети часто получают плохие оценки в школе.

Импульсивность

Дети с таким синдромом часто совершают необдуманные действия, спешат, отвечают на вопрос раньше, чем собеседник его закончит. Они испытывают трудности с планированием дел и не могут дождаться очереди. В результате у них портятся отношения с другими детьми, родителей все чаще начинают вызывать в сад или школу.

Подвижность

Такой ребенок постоянно находится в движении. Наблюдая за ним, можно заметить, что он постоянно бегает и скачет по комнате. Если попросить его сесть, то он будет болтать ногами или размахивать руками. Спокойно ходить ребенок не может. Он или бежит или передвигается вприпрыжку. У него очень оживленное лицо, бегающие глаза.

Изменения настроения

Родители не могут понять, почему у малыша так часто меняется настроение. Трудно предсказать поведение ребенка. Иногда без веской причины может возникнуть всплеск эмоций. В один миг ребенок может стать злым и жестоким, а через короткое время после этого превратиться в милого ребенка.

Плохая память

Когда малыш не может сконцентрировать свое внимание, постоянно совершает необдуманные действия, отвлекается от дел, информацию ему запомнить очень трудно.

Причины появления гиперактивности

В основе синдрома лежит дисфункция мозга, которая приводит к нарушению нормального протекания процессов, связанных с психикой. В результате ребенок страдает от всех вышеперечисленных проблем. Что же провоцирует развитие гиперактивности?

Период беременности

Если женщина во время беременности страдала от токсикоза, у нее повышалось давление, наблюдалась гипоксия плода, это увеличивает шансы родить ребенка гиперактивностью. Также вероятность этого нарушения увеличивается, если будущая мама курит, употребляет алкоголь, наркотики.

Нарушения при родах

К этому нарушению могут привести различные факторы. Шансы возрастают, если ребенок родился недоношенным, роды были стремительными или долгими. Причиной также может стать стимуляция или применение щипцов.

Предрасположенность

Если родители в детстве страдали от этой проблемы, то и ребенок может быть гиперактивным.

Родители гиперактивных детей часто срываются на них из-за такого поведения. Некоторые уже теряют надежду что-либо изменить в ребенке, и просто опускают руки. Есть такие родители, которые стараются воспитать ребенка в большой строгости, прививая ему таким способом дисциплинированность.

Но к таким детям необходим особый подход. При этом у каждого из них есть что общее. Поэтому исправить ситуацию можно попытаться, следуя общим рекомендациям специалистов.

Четко формулируйте задачу

Так как такие дети испытывают большие трудности с концентрацией внимания, родители должны научиться максимально четко ставить задачу перед малышом. Это должны быть короткие фразы, которые содержат все необходимое, чтобы понять смысл. Предложения не должны быть перегруженными и содержать лишнюю информацию.

Будьте последовательными

Не давайте ребенку несколько заданий одновременно. Например, вы просите ребенка, чтобы он убрал игрушки, вымыл руки, а затем шел к столу. Но это приведет к тому, что ребенок или не сделает ни одного вашего задания, или отвлечется где то на пути их выполнения. Поэтому гиперактивному ребенку нужно говорить по очереди, что ему нужно сделать.

Осторожно формулируйте запрет

Слово «нет» для гиперактивного ребенка является поводом для взрыва эмоций. Поэтому его лучше совсем не произносить. Не говорите фразу «Не наступай на лужи». Лучше скажите: «Давай пойдет по сухому тротуару». Таким способом вы сможете избежать многих истерик.

Обозначайте границы времени

Ак как малыши еще очень плохо ориентируются во времени, то, дав задание, вы должны будете сами проследить, как оно выполняется. Если ребенок увлеченно играет или бегает, а вам нужно накормить его, уложить в кровать или отвлечь на другое занятие, предупредите его, что через 10 минут нужно будет выполнить ту или иную задачу.

Направьте энергию ребенка в полезную сторону

Если у вас гиперактивный ребенок, необходимо, чтобы его энергия растрачивалась в течение дня как можно больше. Желательно, чтобы это были полезные дела. Ходите с ребенком на прогулку, пусть он займется спортом, посещайте с ним аттракционы, купите велосипед. Нужно отыскать то, что малышу понравится больше всего. Он станет более спокойным.

Посетите врача

Запишитесь к невропатологу. Он точно определит диагноз и назначит тот препарат, который сможет помочь справиться с гиперактивностью. В большинстве случаев лекарственные средства помогают улучшить внимание, поведение и способность контролировать себя.

Если у вас растет гиперактивный ребенок, вы должны быть терпеливыми. Важно понимать, что такое поведение обусловлено не тем, что он злой или плохой, а нарушением на уровне работы мозга. Не стоит бояться обращения к врачу. Ведь это сможет помочь малышу лучше учиться и общаться с другими детьми. Вы должны любить своего ребенка, невзирая на его поведение. Ведь он заслуживает этого не меньше, чем другие. А иногда и больше в этом нуждается. Ведь ему тоже непросто, когда у него возникают трудности с учебой или общением.

Как справиться с нервным гиперактивным ребенком? — Доктор Комаровский (видео)

Как справиться с детской гиперактивностью?

Ребёнок бегает из комнаты в комнату, всё разбрасывает вокруг себя и не реагирует на замечания родителей … Многие могут подумать – баловень. Нет, гиперактивный малыш. И такой ребёнок, в поддержке родных, нуждается в особенности.

Какой он на самом деле?

Много говорит, не слушает, непоседа … Невнимательный, импульсивный, рассеянный … Неусидчивый, неуклюжий, громкий … Такой ребёнок виден и слышен, как говорится, издалека и легко выявляется в детском коллективе. Затейник всего, что происходит: игры, драки, разбрасывание игрушек, вырывание цветов с корнем.

Так же, малыша можно «узнать» и по резкой смене настроения. Достаточно всего пару минут, чтобы лицезреть и его смех, и слёзы, и капризы. И где бы Вы не находились с ребёнком, в которого встроен «моторчик», он захочет всё потрогать, попробовать, разломить и раскрошить.

И если мама против, он этого «не слышит».

Причины такого поведения.

Специалисты долго изучали и наблюдали за такими детками и пришли к выводу – на ребёнка влияют:

Предрасположенность;

Повреждение головного мозга, когда мама была в положении;

Малыш недоношенный, при рождении имевший очень маленький вес;

Семья у малыша неблагополучная или неполная;

Ребёнка просто балуют, неправильно воспитывают.

Что делать родителям?

В первую очередь, идти с малышом на консультацию к специалисту. Врач посмотрит, поговорит и вывит причину такого поведения. Стало быть, назначит лечение.

Родителям же, можно посоветовать, для начала, создать дома благоприятную, спокойную, радушную обстановку. Малыша ничего не должно раздражать, в семье должна быть гармония. И родители, и воспитатели, и нянечки в саду должны действовать по одной линии поведения: спокойно вести разговор, без эмоций и окриков в сторону ребёнка.

Думать, что чрезмерная нагрузка на «такого» ребёнка, благотворно подействует – ошибочно. Наоборот, такая нагрузка скажется не лучшим образом – всё должно быть в меру.

Малыша надо приучить к:

Дневному сну;

Спокойным прогулкам;

Играм, без крика и слёз;

Выполнению домашнего задания без истерик;

Приёму пищи по расписанию.

И самое главное, все пункты должны выполняться строго, в одно и то же время.

Нельзя! Уговаривать сделать что-то, а если Вы заметили, что чадо переходит все границы дозволенного – отвлеките его от любимого дела.

С таким малышом надо чаще играть в подвижные игры, они помогут ему избавиться от «лишней» энергии. Хорошо, если в игре будут строгие правила, которые нарушать нельзя, тогда он сможет научиться соблюдать их не только в игре, но и в реальной жизни.

Хорошо бы ребёнку, перед сном, делать расслабляющий массаж, который поможет ему успокоиться и подготовиться ко сну.

И самое главное, малыш нуждается в любви, ласке, бережном отношении, и, в понимании. Хочется сказать родителям, это же так просто!

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-01-04

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта