Шипящие согласные звуки - Учебник по Русскому языку 1 класс (Канакина, Горецкий)
Краткое описание:
Очень часто названия звукам речи достается не случайно. Гласные названы так, потому что они голосистые. Новая тема в твоем учебнике русского языка называется «Шипящие согласные звуки». Это звуки [ш] и [ж], [щ’] и [ч’]. И они действительно шипят, не правда ли?! Получается, что такое имя им дали по принципу звукоподражания. В науке о русском языке они относятся к непарным. Но все-таки между собой образуют две пары. Всегда твердые непарные [ш] и [ж] – это одна пара. А всегда мягкие непарные [щ’] и [ч’] — другая. Не только по своему звучанию, но и по своему характеру эти согласные выделяются среди других. Можно сказать, что у них трудный характер. С ними связаны несколько довольно трудных случаев правописания в русской письменной речи. Тебе следует повнимательней присмотреться и прислушаться к шипящим согласным звукам. Изучить их характер, понять их особенности означает успешно справиться с теми правилами, которые нужно будет выучить в дальнейшем.
Ж, Ш – твёрдые согласные звуки.
Ч, Щ- мягкие согласные звуки.
ЖИ – ШИ - пиши с буквой И.
ЧА – ЩА
А на речке камыши
Мимо поля, мимо ржи
Шли колючие ежи.
ма ка
п ран
лан ру
да лы
ши ши
жи
ГРУШИ
ЕРШИ
МАЛЫШИ КАМЫШИ
ШАЛАШИ
ТИШИ
ШИШКИ
ЛАНДЫШИ
ДУШИСТЫЙ
МАШИНА
ШИНЕЛЬ
МУЖИ
ЧИЖИ
УЖИ
ЖИТЬ
ДРУЖИТЬ
КРУЖИТЬ
СТРИЖИ
ЖИВУТ
ЛЫЖИ
СНЕЖИНКА
ПРЕДЛОГИ-
В, НА, ВО, С, ОТ, НАД, ПОД, ПО, ДО, ИЗ, БЕЗ, К, У, О, ОБ, ОКОЛО, ЗА.
Выборочный диктант.
Дремлет озеро в тиши.
Отраженья в нём живут,
Дремлет книзу головой.
Выборочный диктант.
Дремлет озеро в тиши.
Отраженья в нём живут,
Тучи в озере плывут,
Бор сосновый, чуть живой,
Дремлет книзу головой.
Выборочный диктант.
Дремлет озеро в тиши.
Отраженья в нём живут,
Тучи в озере плывут,
Бор сосновый, чуть живой,
Дремлет книзу головой.
Выборочный диктант.
Дремлет озеро в тиши.
Отраженья в нём живут,
Тучи в озере плывут,
Бор сосновый, чуть живой,
Дремлет книзу головой.
Выборочный диктант.
Дремлет озеро в тиши.
Отраженья в нём живут,
Тучи в озере плывут,
Бор сосновый, чуть живой,
Дремлет книзу головой.
Выборочный диктант.
Дремлет озеро в тиши.
Отраженья в нём живут,
Тучи в озере плывут,
Бор сосновый, чуть живой,
Дремлет книзу головой.
Выборочный диктант.
Дремлет озеро в тиши.
Отраженья в нём живут,
Тучи в озере плывут,
Бор сосновый, чуть живой,
Дремлет книзу головой.
Выборочный диктант.
Дремлет озеро в тиши.
Отраженья в нём живут,
Тучи в озере плывут,
Бор сосновый, чуть живой,
Дремлет книзу головой.
предложения.
предложения.
Летучие мы… , проворные стри… , колючие е… , густые камы… , цветные каранда … , длинные у… .
1.Составить и записать из слов
предложения.
Летучие мы… , проворные стри… , колючие е… , густые камы… , цветные каранда … , длинные у… .
1.Составить и записать из слов
предложения.
Летучие мы… , проворные стри… , колючие е… , густые камы… , цветные каранда … , длинные у… .
1.Составить и записать из слов
предложения.
Летучие мы… , проворные стри… , колючие е… , густые камы… , цветные каранда … , длинные у… .
1.Составить и записать из слов
предложения.
Летучие мы… , проворные стри… , колючие е… , густые камы… , цветные каранда … , длинные у… .
1.Составить и записать из слов
предложения.
Летучие мы… , проворные стри… , колючие е… , густые камы… , цветные каранда … , длинные у… .
1.Составить и записать из слов
предложения.
Летучие мы… , проворные стри… , колючие е… , густые камы… , цветные каранда … , длинные у… .
Какие слова здесь спрятались?
БЕЙВОРО
ВАКОРО
КОЯБЛО
ДЫЯГО
КАСОРО
КАСОБА
КОМОЛО
ТАКАПУС
ТАЛОПА
Пригласила восемь чаек: Щёткой дно она мела ,
Выборочный диктант.
Сколько чаек, отвечай? Угощала поскарей.
Выборочный диктант.
Выписать только слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу.
Подогрела чайка чайник, Щука в озере жила,
Пригласила восемь чаек: Щёткой дно она мела,
Приходите все на чай! Щи варила для гостей,
Сколько чаек, отвечай? Угощала поскарей.
Выборочный диктант.
Выписать только слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу.
Подогрела чайка чайник, Щука в озере жила,
Пригласила восемь чаек: Щёткой дно она мела,
Приходите все на чай! Щи варила для гостей,
Сколько чаек, отвечай? Угощала поскарей.
Выборочный диктант.
Выписать только слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу.
Подогрела чайка чайник, Щука в озере жила,
Пригласила восемь чаек: Щёткой дно она мела,
Приходите все на чай! Щи варила для гостей,
Сколько чаек, отвечай? Угощала поскарей.
Выборочный диктант.
Выписать только слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу.
Подогрела чайка чайник, Щука в озере жила,
Пригласила восемь чаек: Щёткой дно она мела,
Приходите все на чай! Щи варила для гостей,
С К О В О Р О Д А
К А С Т Р Ю Л Я
К Р У Ж К А
Б Л Ю Д Ц Е
1. Прочитай.
Весной дождик шальной, захочет - всё смочит, в шутку поплачет, слезами обманет, всех подурачит и перестанет.
(И. Эренбург)
2. Назови предметы.
Некоторым звукам дали интересное название: шипящие. Произнеси звуки [ш], [ч"], [щ"] один за другим. Что тебе напоминают звуки? Может быть, так шипит масло на сковородке, кипит чайник, шуршат сухие листья под ногами, шипит утюг или газированная вода?
Звук [ж] тоже назвали шипящим не случайно: произнеси его сначала громко, потом тише и тише - [жж-жжшш-ш]. А теперь произнеси слова ёж, уж, и вновь ты слышишь в этих словах звук [ш].
(В. Иванова)
3. Прочитай.
У ежа ежата, а у ужа ужата.
Смешные шутки у Саши и Мишутки.
4. Прочитай.
Два щенка щека к щеке
щиплют щётку в уголке.
У четырёх черепашек
по четыре черепашонка.
5. Прочитай. Когда так говорят?
Хорошая работа два века живёт.
Работе время, потехе час.
рабо́та
Слово карандаш пришло к нам из тюркского языка. Оно состояло из двух слов: кара и даш . Слово кара означает «чёрный», а даш означает «камень». Слово карандаш в этом языке понималось как «чёрный камень», графит.
6. Напиши слово карандаш . Подчеркни в нём букву, обозначающую непарный твёрдый шипящий согласный звук.
Шипящие согласные звуки получили такое интересное название неслучайно – они действительно как будто шипят, поскольку произносят их особенным образом. Подробно о них рассказывает наша статья для учащихся 2 класса: на какие группы делятся такие звуки, какие имеют особенности и фонетические характеристики.
Шипящие звуки выделяются среди остальных тем акустическим шумом, которые производят, то есть шипением. Произнести их правильно можно только с разомкнутыми и немного вытянутыми вперед губами, а зубы при этом почти сомкнуты. Таким образом получается щель, проходя через которую, воздух шипит. Так, ярким примером шипящего согласного звука является звук [щ], который четко произносится именно таким образом, без добавления голоса. Все четыре таких звука всегда произносятся на выдохе. При этом с боков звук не проходит: его блокирует язык, прижавшийся к коренным зубам и твердому небу. То есть, для того, чтобы произнести шипящий звук правильно, нужно из языка “сделать” ковшичек .
Можно сказать, что они имеют непростой характер – произносить их сложно не только детям, но и многим взрослым. Чтобы научиться правильно это делать, нужно следить не только за постановкой языка и губ, но и за выдыхаемым воздухом: его струя проходит примерно посередине и должна быть достаточно широкой. Проверить это можно, поднеся ко рту руку.
Если последить за своей артикуляцией, то можно заметить, что все шипящие звуки имеют в своей основе один – [ш]. Так, [ж] появляется, если добавить к нему голос, то есть дрожание голосовых связок. При [щ] поднимается средняя часть языка, а при [ч] к такому поднятию добавляется еще и смычка перед губно-зубной щелью.
Наука о русском языке считает непарными звуки [ч] и [щ], а [ж] и [ш] – парными только по одному признаку. И действительно, так как другие звуки, у которых пара есть, полностью их объединить нельзя. Однако есть два признака, по которому они могут быть объединены в группы – это звонкость/глухота и твердость/мягкость. Так, [ж] и [ш] – звуки только твердые, а [ч] и [щ] – мягкие. При этом неважно, какие гласные стоят после них. Даже если на письме после буквы, обозначающей твердый шипящий, поставить мягкий знак, звук будет произноситься твердо.
Что касается разделения на глухие и звонкие, то в первой категории относятся [ш], [ч] и [щ], а ко второй – только [ж], так как при его произнесении добавляется голос. Таким образом, [ж] и [ш] получаются парными по признаку глухота/звонкость.
Когда-то было по-другому – [ж] и [ш] были мягкими, но уже с 14 века они начали становиться такими же, как и сегодня, то есть твердыми.
Итак, каждый звук имеет свою характеристику. Чтобы закрепить информацию, нужно разобрать все четыре по отдельности, не упоминая в классификации то, что они являются шипящими:
Шипящих звуков в русском языке всего четыре – это [ш], [ж], [ч] и [щ]. Их так назвали из-за особенной манеры произношения. Их фонетические характеристики, то, как они выговариваются, делают эти звуки особенными и сложными.
В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 43 основных звука – 6 гласных и 37 согласных, тогда как число букв – 33. Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 37 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма. В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой, но звуки мягкий и твердый считаются разными, потому и получается согласных звуков больше, чем букв, которыми они обозначаются.
Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие – только из шума.
Звонкие согласные звуки: [б] [б"] [в] [в"] [г] [г"] [д] [д"] [з] [з"] [ж] [л] [л"] [м] [м"] [н] [н"] [р] [р"] [й]
Глухие согласные звуки: [п] [п"] [ф] [ф"] [к] [к"] [т] [т"] [с] [с"] [ш] [х] [х"] [ч"] [щ"]
Многие согласные образуют пары звонких и глухих согласных звуков:
Звонкие [б] [б"] [в] [в"] [г] [г"] [д] [д"] [з] [з"] [ж]
Глухие [п] [п"] [ф] [ф"] [к] [к"] [т] [т"] [с] [с"] [ш]
Не образуют пар следующие звонкие и глухие согласные звуки:
Звонкие [л] [л"] [м] [м"] [н] [н"] [р] [р"] [й]
Глухие [х] [х"] [ч"] [щ"]
Согласные звуки делятся также на твёрдые и мягкие. Они различаются положением языка при произнесении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твердому нёбу.
Большинство согласных образует пары твёрдых и мягких согласных:
Твёрдые [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х]
Мягкие [б"] [в"] [г"] [д"] [з"] [к"] [л"] [м"] [н"] [п"] [р"] [с"] [т"] [ф"] [х"]
Не образуют пар следующие твёрдые и мягкие согласные звуки:
Твёрдые [ж] [ш] [ц]
Мягкие [ч"] [щ"] [ й" ]
Звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’] называются шипящими.
[ж] [ш] [ч"] [щ"]
[з] [з"] [с] [с"] [ц]
Свистящие звуки с-сь, з-зь переднеязычные, щелевые. При артикуляции твердых с-з зубы обнажены, кончик языка касается нижних зубов, спинка языка слегка выгнута, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, отчего в середине образуется желобок. Воздух проходит по этому желобку создавая трением шум.
При произнесении мягких с, з артикуляция та же, но дополнительно спинка языка поднимается к твердому нёбу. При произнесении звуков з-зь связки сомкнуты и вибрируют. Нёбная занавеска поднята.