Несмотря на то, что в курсе русского языка на тему «Спряжения глаголов» отводится несколько часов, многие учащиеся испытывают трудности в усвоении данной темы. Они не знают, к какому типу отнести тот или иной глагол, испытывают неловкость при встрече с разноспрягаемыми глаголами. Ещё смутно представляют алгоритм, позволяющий определить первое или второе спряжение. Ниже мы разберём спряжение глаголов, предоставим ряд определяющих данное деление правил, а также разберём несколько примеров таких спряжений.
Слово «спряжение» вошло в русский язык примерно с 17 века, являясь производной от основы «спрягать» в значении «объединять», «соединять вместе».
В лингвистике русского языка под «спряжением» понимается изменение глаголов по лицам и числам (в некоторых случаях ещё по временам и родам). Доминирующая ныне в русском языке система спряжений является результатом существенного упрощения системы спряжений древнерусского языка. В нём категории вида и времени не были разделены полностью, имели несколько парадигм числа – единственное, множественное, двойственное, время имело четыре формы прошедшего времени и две будущего etc.
Спряжение как форма глагольного изменения в парадигматике языка противопоставляется склонению.
В сегодняшнем русском языке существуют два вида спряжений – первое (I) и второе (II)
Для удобства лучше начать изложение материала со второго типа спряжений. Во втором типе представлены глаголы-исключения, не попадающие под первый тип спряжения. Потому если вы определили, что глагол не относится ко второму типу спряжения, то такой глагол в абсолютном большинстве случаев относится к первому типу. Исключения составляют лишь несколько разноспрягаемых глаголов, которые можно отнести одновременно к первому и второму типу.
Ко второму спряжению относятся все глаголы, оканчивающиеся на «-ить », кроме пяти глаголов «брить», «зиждеться», «носить», «стелить», «хвалить». Последние относятся к первому типу спряжения.
Также ко второму спряжению относятся семь глаголов с окончанием на «-еть » — «смотреть», «вертеть», «видеть», «зависеть», «ненавидеть», «обидеть», «терпеть». Все другие глаголы с окончанием на «еть» относятся к первому спряжению.
Кроме того, ко второму спряжению относятся четыре глагола с окончанием на «-ать » — «гнать», «дышать», «держать», «слышать». Все другие глаголы с окончанием на «-ать» относятся к первому спряжению.
Для лёгкого запоминания перечисленных исключений даже существует стишок:
Примеры глаголов второго спряжения
К первому спряжению относятся все остальные глаголы, оканчивающиеся на «-ать », «-оть », «-уть », «-ть ».
При ударном окончании спряжение у глаголов определяется по неопределённой форме . Такая форма отвечает на вопрос «что делать?», «что сделать?». Поставьте глагол в неопределённую форму, и идентифицируйте первое или второе спряжение.
При безударном личном окончании у глагола необходимо:
В русском языке при определении спряжения глагола, начальную форму надо брать того же вида, что и личная форма.
Например:
Глагол «рисует» (начальная форма «рисовать». Глагол заканчивается на «-ать», потому это первое спряжение);
Глагол «пилит» (начальная форма «пилить», заканчивается на «-ить», значит это второе спряжение);
Выполним спряжение указанных глаголов, то есть изменим их по лицам и числам. Для определения лица глагола поставим перед ним личное местоимение.
Глагол «рисует »
Я рисую Мы рисуем
Ты рисуешь Вы рисуете
Он рисует Они рисуют
Глагол «пилит »
Я пилю Мы пилим
Ты пилишь Вы пишете
Он пилит Они пилят
Давайте выясним, какую гласную нужно писать в безударных личных окончаниях глаголов.
Для этого существуют два способа:
Спрягаемый глагол поставить в 3 лицо множественного числа
Ут, -ют – первое спряжение – буква «Е».
В личном окончании будет обязательная гласная «е» (они рисуют – первое спряжение — рисуЕт).
Ат, -ят – второе спряжение – буква «И»
В личном окончании всегда будет гласная «и» (они красят – второе спряжение – красИт).
Второй способ состоит в постановке глагола в неопределённую форму, отвечающую на вопросы «что делать?» «что сделать»?
Если этот глагол заканчивается не на «-ить» — значит он первого спряжения, и в личной форме глагола нужно писать «е»
Если глагол заканчивается на «-ить» (что делать – пилить) значит он второго спряжения, и нужно писать «и».
Хвал_и – (что делать? – хвалить) – второе спряжение – в личной форме будем писать «и» — хвали т.
Также в русском языке имеются разноспрягаемые глаголы, которые могут спрягаться как по первому, так и по второму типу спряжения (например, чтить, хотеть, бежать etc.). А также иметь специфическую систему окончания (дать, есть и etc.).
К примеру, глагол «хотеть» в единственном числе 3 лица относят к первому типу спряжения («хочет»), а во множественном лице третьего лица – ко второму типу (они хотят).
Подобные глаголы не относятся ни к одному из представленных спряжений, и являются исключениями в спряжении глаголов в русском языке.
Выше мы разобрали спряжение глаголов, перечислили ряд правил в русском языке, согласно которых происходит классификация типов спряжения глаголов. И привели ряд примеров таких спряжений. Используйте указанный в статье алгоритм для определения первого или прямого спряжения, что даст вам возможность избежать ошибок при написании текстов.
Вконтакте
Что такое спряжение? Ответ простой – это изменение глагольных форм по непостоянным признакам, которыми являются лицо (1-3) и число (единств. или множ.). Лицо подсказывает, кем совершается действие. Существует три категории лица.
Пример: рисуешь, нужно подобрать к нему подходящее местоимение, здесь подходит — ты. Отсюда видно, что рисуешь стоит в ед. ч., обладает признаками второго лица. Можно сделать заключение, что спряжение глаголов в русском языке — это их изменение по непостоянным признакам.
Особенности спряжения глаголов в русском языке. Таблицы.
Флексии, появляющиеся во время спряжения, называются личными.
Внимание! Таблицу, представленную выше, важно очень хорошо запомнить.
Чтобы каждая проверочная работа по морфологии не вызывала приступов паники, и при сдаче ЕГЭ можно было чувствовать себя уверенно, нужно хорошо усвоить основные принципы и правила русской орфографии.
Например: Смех слышится. Пишем И (2 спр.). Грядки полют. Глагол первого спряж. дает букву Ю. Процесс изменения глаголов влияет на орфографию , именно оно решает, какой суффикс будет у причастия.
Если флексия находится под ударением, то сомнений в правильности написания быть не может. Какие бывают окончания глаголов обоих спряжений в русском языке вы узнаете из таблицы:
Если ударением выделяется иная морфема, кроме флексии, то помощь в соотнесении лексемы и группы окажет инфинитив, а точнее, то буквосочетание, расположенное в конце слова.
Глаголы второго спряжения, согласно установленным языковым правилам, оканчиваются на –ит, кроме глаголов брить, стелить, зиждиться. Дополняют группу исключения из 1 спр. (смотреть, видеть, обидеть, зависеть, дышать, ненавидеть, слышать, гнать, держать, вертеть, терпеть).
Все глаголы, не попавшие во вторую группу, относятся к первой, включая брить, стелить, зиждиться.
Глаголы 2 спряжения включают подобные примеры: готовить , спешить .
Важно! Четко усвоить исключения для 1 -го и 2-го спряжений.
Сопряжение глаголов
Русский язык считается самым сложным из-за большого количества исключений. Это и буквосочетания, и особенности написания отдельных частей речи. Наибольшую трудность для учащихся, да и для взрослых людей вызывает написание окончаний имен существительных и глаголов.
Не только дети, но и взрослые затрудняются в написании букв е/и в окончаниях глаголов в настоящем и будущем времени. С личными окончаниями данной части речи знакомятся учащиеся в четвертом классе. В это время дети узнают о том, как глаголы спрягаются.
Спряжением называют изменение глагола в настоящем и будущем времени по числам и лицам. При этом меняются окончания. Во многих случаях проблем с написанием не возникает, если эта часть слова ударная. А как поступить, если на окончание ударение не падает?
Чтобы не ошибиться в выборе нужной буквы в окончании , нужно знать некоторые правила:
Важно! Такое определение спряжения относится только к глаголам с безударными окончаниями.
Но с этого момента и начинаются трудности. Дело в том, что в любом языке есть немало исключений, которые не подчиняются установленным законам языка. Такие курьезы относятся и к глаголам настоящего и будущего времени. Знания конкретных окончаний I и II спряжения не всегда приводят к правильному результату. Все дело в словах, не подчиняющихся определенным правилам, которые имеются в обоих спряжения.
По правилам русского языка, слова-действия, оканчивающиеся в инфинитиве на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть, являются глаголами первого спряжения. Например, таять, полоть, нырять, играть и так далее. Но некоторые из них, оканчивающихся на -еть, -ать, не желают подчиняться и переходят во второе спряжения. В то время как брить, стелить - тоже исключения из правила, они пишутся с гласной «е» в личных окончаниях и являются представителями первого спряжения.
Не меньше трудностей вызывают у школьников написание гласных букв «е» или «и» в окончаниях исключений, относящихся ко 2 спряжению. Есть несколько слов, которые не желают починяться принятым правилам языка.
Глаголы-исключения:
Давайте приведем примеры изменения:
Кроме того, не имеет значения, есть в слове приставка или нет (гнать - перегнать, держать - выдержать, ветреть - повертеть), все равно такие глаголы исключения относятся ко II спряжению.
Все слова-исключения нужно выучить и применять при написании текстов. Конечно, взрослые люди могут найти свои способы заучивания. А школьники лучше запоминают, если применяется рифмовка.
Стишков, связанных с запоминанием слов-исключений, существует большое количество. Каждый может выбрать свой вариант.
Как мы уже говорили, запомнить правило непросто, если учить отдельно глаголы-исключения так, как они даются в правилах русского языка.
Учителя всегда стараются облегчить заучивание любых правил различными способами. Это касается и глаголов. Вот удобные приемы:
На практике доказано, что рифмованные строчки, соединенные с движением, запоминаются быстрее и надолго. Достаточно только начать читать стишок, как дети вспоминают последовательность слов и применяют их при написании.
Хочется предложить такой вариант.
Ко второму спряжению относятся, без сомнения, все глаголы, что на -ить (исключаем брить, стелить).
А еще такие:
Гоним, держим, смотрим, видим.
Дышим, слышим, ненавидим.
И зависим, и вертим, и обидим, и стерпим.
Слова рифмовкой связаны в каждом предложении . Читая, дети подкрепляют слова движением:
И таким способом в действие приводится каждый глагол. Конечно, движения могут быть иными, но суть остается одна - заучивается рифмовка быстро и прочно.
Умение писать грамотно нужно прививать с рождения. Каждый русский человек должен гордиться своим происхождением. А писать с ошибками на своем родном языке стыдно.
Спряжение – основная категория глагола как части речи. В языкознании существует два понимания термина «спряжение глаголов». Спряжением глагола в широком смысле является его изменение по числам, лицам, наклонениям и временам. Спряжение в узком смысле – изменения глагола по лицам и числам. Необходимо уметь правильно определять спряжение каждого глагола, поскольку от этого напрямую зависит уровень грамотности. Нередко нужно точно выяснить тип спряжения глагола, чтобы правильно написать слово в конкретной форме.
Если окончание глагола находится под ударением, нужно поставить глагол в форму множественно числа третьего лица. Гласные в окончании слова сигнализируют о принадлежности глагола к 1 или 2 спряжению.
Глаголы 1 спряжения имеют окончания –ут (-ют), 2 спряжения – -ат (-ят).
Например, к 1 спряжению относятся глаголы читают, поют, цветут, а ко 2 – висят, горят, лежат.
Очень важно запомнить: определить спряжение по окончанию глагола множественного числа третьего лица можно только в том случае, если на окончание падает ударение.
Если на окончание глагола ударение не падает, слово нужно перевести в неопределённую форму. Например: дышат – дышать. Начальная форма отвечает на вопрос «что делать», не имеет основных категорий. Она сохраняет только признак вида, а также по ней определяют возвратный ли глагол, переходный он или непереходный. Начальную (неопределённую) форму принято называть инфинитивом.
Глаголы, имеющие безударное окончание в начальной форме –ить, относятся ко 2 спряжению.
Остальные глаголы относятся к 1 спряжению. Также нужно запомнить ряд глаголов, являющихся исключениями из правил.
К глаголам 1 спряжения относятся следующие слова-исключения: бить, брить, вить, гнить, жить, зиждиться, зыбить, лить, пить, почить, стелить, шить, -шибить (ушибить, ошибиться), а также все глаголы, которые от них образованы.
Ещё в школе все познакомились с лёгкой считалкой, позволяющей быстро запомнить 11 глаголов, которые являются наиболее распространёнными словами-исключениями из правила. Они не оканчиваются на –ить, но тоже относятся ко 2 спряжению. В данном случае они перечислены по алфавиту: вертеть, видеть, гнать, держать, дышать, зависеть, ненавидеть, обидеть, слышать, смотреть, терпеть. Эти слова необходимо запомнить
Глаголы, имеющие ударную приставку «вы» требуют особого внимания. Для точного определения спряжения, приставку нужно отбросить. В тех случаях, когда окончания оказываются под ударением, по ним выясняют спряжение. Если окончание безударно, глагол ставят в неопределённую форму. Безусловно, приставку отбрасывают только тогда, когда слово употребляется без неё.
Существует группа разноспрягаемых глаголов смешанного типа: бежать, хотеть, чтить и все производные формы от данных слов. Они спрягаются по разным моделям, это необходимо запомнить.
Глаголы «бежать», «чтить», находящиеся в форме первого, второго лица, единственного числа нужно склонять как глаголы 2 спряжения. По модели 1 спряжения данные глаголы спрягаются в форме множественного числа, третьего лица. Возможны альтернативные формы чтут и чтят.
По модели 2 спряжения надо склонять глагол «хотеть» во множественном числе, а в единственном числе – как глагол 1 спряжения.
Архаичные окончания у глаголов «дать» и «есть».
Достаточно запомнить правила и выучить все слова-исключения, чтобы правильно определить спряжение глагола и грамотно излагать свои мысли, не допуская ошибок.
В далеком прошлом в русском языке часто употреблялось слово "глаголить" (говорить). "Глагол" же означало "то, что говорится", то есть "речь, слово и т.п.", сейчас он называет любое действие и отвечает на вопросы: Что
Как правильно отвечать на вопросы о спряжении глаголов, интересуются не только младшие школьники, но и выпускники, а также их родители. Поэтому стоит разобраться в этом непростом грамматическом явлении с самого начала. Уже из вопросов ясно, что глагол изменяется в зависимости от того, кто производит действие. Такое изменение называется спряжением. Что значит проспрягать глаголы — знают даже младшие школьники.
Что значит спряжение? Спряжение — это основной признак глагола, его способность изменяться по лицам и числам. Знание правила поможет безошибочно определить, какую букву следует писать в безударном окончании.
"Число" - это просто: "один" — единственное, "несколько или много" — множественное. Глаголы или обозначают действия, производимые одним лицом или предметом (единств. число), или же действия двух или более лиц или предметов (множеств. число).
Единств. число | Множеств. число | ||
Что делаю/сделаю? Что буду делать? | перевожу, переведу, буду переводить | Что делаем/сделаем? Что буду делать? | переводим, переведем, будем переводить |
Что делаешь/сделаешь? Что будешь делать? | переводишь, переведешь, будешь переводить | Что делаете/сделаете? Что будете делать? | переводите, переведете, будете переводить |
Что делает/сделает? Что будет делать? | переводит, переведет, будет переводить | Что делают/сделают? Что будут делать? | переводят, переведут, будут переводить |
Что делалсделал? Что делала/сделала? Что делало/сделало? | переводил, перевел, переводила, перевела, переводило, перевело | Что делали/сделали? | переводили, перевели |
Если внимательно изучить следующие примеры, можно сделать интересный вывод.
жен. род, ед. число | жен. род, мн. число | муж. род, ед. число | муж. род, мн. число | средн. род, ед. число | средн. род, мн. число |
|
Настоящее вр. | Лампа разбивается | Лампы разбиваются | Бокал разбивается. | Бокалы разбиваются | Сердце разбивается | Сердца разбиваются |
Прошедшее вр. | Лампа разбилась | Лампы разбились | Бокал разбился. | Бокалы разбились | Сердце разбилось | Сердца разбились |
Будущее время | Лампа разобьется | Лампы разобьются | Бокал разобьется. | Бокалы разобьются | Сердце разобьется | Сердца разобьются |
Как видим, только в единственном числе и только в прошедшем времени зависит от рода. В настоящем и будущем временах с существительными разного рода используется один и тот же глагол.
Что значит проспрягать глаголы ? Спряжение — это изменение глаголов по лицам и числам. С числом все более или менее понятно, что же такое лицо как грамматическая категория? В русском языке 3 лица:
Лицо показывает отношение между участником действия и собственно действием:
Выделяют два спряжения глагола:
Как из любого другого, из правила спряжения глаголов есть исключения:
Вот и найден ответ на вопрос "Что значит проспрягать глаголы?"
Спряжение | I спряжен. | II спряжен. | ||
Лицо/число | еддинств. ч | множеств. ч. | единств. ч. | множеств. ч. |
1 | Мы бреем. Мы стелем. | Я ненавиж-у. Я смотр-ю. Я терпл-ю. Я завиш-у. | Мы слыш-им. Мы вид-им. Мы обид-им. Мы держ-им. Мы гон-им. Мы ненавид-им. Мы смотр-им. Мы дыш-им. Мы верт-им. Мы терп-им. Мы завис-им. |
|
2 | Ты бреешь. Ты стелешь. | Вы бреете. Вы стелете. | Ты завис-ишь. Ты вид-ишь. Ты обид-ишь. Ты терп-ишь. Ты гон-ишь. Ты ненавид-ишь. Ты смотр-ишь. Ты дыш-ишь. Ты верт-ишь. Ты держ-ишь. Ты слыш-ишь. | Вы завис-ите. Вы вид-ите. Вы обид-ите. Вы терп-ите. Вы гон-ите. Вы ненавид-ите. Вы смотр-ите. Вы дыш-ите. Вы верт-ите. Вы держ-ите. Вы слыш-ите. |
3 | Он/она стелет. Он/она бреет. | Они стелет. Они бреют. | Он/она дыш-ит. Он/она завит-ит. Он/она обид-ит. Он/она смотр-ит. Он/она гон-ит. Он/она ненавид-ит. Он/она держ-ит. Он/она вид-ит. Он/она верт-ит. Он/она терп-ит. Он/она слыш-ит. | Они дыш-ат. Они завис-ят. Они обид-ят. Они смотр-ят. Они гон-ят. Они ненавид-ят. Они держ-ат. Они вид-ят. Они верт-ят. Они терп-ят. Они слыш-ат. |
Чтобы закрепить и проверить знания по теме "спряжение глаголов", можно выполнить несложные задания: