Дунайская военная флотилия 1-го формирования
сформирована в июне 1940 г. в составе Черноморского флота с главной базой в Измаиле. В состав флотилии входили дивизионы мониторов (5 единиц), бронекатеров (22 единицы), катеров-тральщиков (7 единиц), сторожевых катеров (до 30 единиц), отряда глиссеров (6 единиц), отдельной авиаэскадрильи, отдельного зенитного артиллерийского дивизиона, 6 батарей береговой артиллерии, стрелковой и пулеметной рот. С началом Великой Отечественной войны ей был придан 4-й Черноморский отряд пограничных кораблей НКВД. По предвоенным планам флотилия должна была не допустить прорыва кораблей противника ниже г. Рени, форсирования его войсками Дуная на участке от Галаца до устья реки, отразить совместно с сухопутными войсками удары неприятеля из района Галаца на Джурджулешты.
Для решения этих задач предусматривалось создание 3 групп кораблей: Ренийской, Измаильской и Килийской.
Флотилия вела боевые действия во взаимодействии с войсками Южного фронта на Дунае, Буге, Днепре, у берегов Керченского пролива. В сентябре 1941 г. отошла в Севастополь, а в октябре перешла в Керчь.
Расформирована флотилия в ноябре 1941 г.; корабли были переданы в Азовскую военную флотилию и Керченскую военно-морскую базу.
Командующие флотилией: контр-адмирал Абрамов Н. О. (июнь - сентябрь 1941 г.); капитан 1 ранга, с сентября 1941 г. - контр-адмирал Фролов А. С. (сентябрь - ноябрь 1941 г.)
Военные комиссары флотилии: бригадный комиссар Беленков В. К. (июль - сентябрь 1941 г.); полковой комиссар Дворяненко С. И. (сентябрь - октябрь 1941 г., врид); полковой комиссар Маслов И. В. (октябрь-ноябрь 1941 г.)
Начальник штаба флотилии - капитан 2 ранга Григорьев В. В. (июнь - ноябрь 1941 г)
Дунайская военная флотилия 2-го формирования
сформирована в апреле 1944 г. на основе Азовской военной флотилии. В октябре была подчинена непосредственно наркому Военно-Морского Флота. Базировалась на Одессу, а с августа 1944 г. - на Измаил. Первоначально в составе флотилии были отдельная бригада речных кораблей (монитор, 14 бронекатеров, 12 минометных катеров, 22 катера-тральщика, 15 полуглиссеров), бригада бронекатеров (22 бронекатера, 10 полуглиссеров, 10 катеров «ЗИС»), сектор береговой обороны (22 орудия 120-152-мм), отдельные батальон морской пехоты, зенитный артиллерийский и химический дивизионы. Содействовала 46-й армии в форсировании Днестровского лимана (21-23 августа 1944 г.), осуществила прорыв обороны противника на реке и вошла в дельту Дуная (24-28 августа 1944 г.)
Корабли флотилии прошли с боями по Дунаю свыше 2 тыс. км, высадили 20 тактических десантов, переправили до 900 тыс. человек, свыше 1,5 тыс. танков и самоходно-артиллерийских установок, 7 тыс. орудий и минометов, 450 тыс. т грузов.
За боевые заслуги флотилия награждена орденами Нахимова 1-й степени, Красного Знамени и Кутузова 2-й степени.
Командующие флотилией: контр-адмирал, с сентября 1944 г. - вице-адмирал Горшков С. Г. (апрель - декабрь 1944 г.); контр-адмирал Холостяков Г. Н. (декабрь 1944 г. -д
о конца войны, врио).
Член Военного совета флотилии - капитан 1 ранга Матушкин А. А. (апрель 1944 г. - до конца войны).
Начальник штаба флотилии - капитан 1 ранга Свердлов А. В. (апрель 1944 г. - до конца войны).
/Королевство Югославия
СФРЮ
Сербия и Черногория
Сербия
Речная флотилия Сербии (Дунайская флотилия ) - формирование (флотилия) речных сил на Дунае и его притоках в составе вооружённых сил Республики Сербия , образование которых началось во время Первой мировой войны .
Речные силы Сербии принимали активное участие во Второй мировой войне , Войне в Хорватии , Войне NATO против Югославии .
Исторически Сербия не имела регулярных речных сил на Дунае и притоках до 1919 года. Однако, есть упоминания об участии судов южных славян в борьбе против Османской империи . Австрийские подразделения граничар , укомплектованные сербами, на Дунае использовали небольшие боевые корабли , предназначенные для патрулирования и поддержки действий сухопутных войск . Официально первый боевой корабль Сербия получила 6 августа 1915 года. Им стал построенный в Чукарице сторожевой катер «Ядар», приспособленный для постановки мин и служивший на реке Саве .
В сентябре 1923 году был принят первый закон об армии и флоте, согласно которому морские силы Королевства должны были включать в себя флот, речную флотилию и военно-морскую авиацию. В это время Дунайская флотилия состояла из четырёх мониторов «Вардар» (б. «Босна», первоначально «Темеш»), «Драва» (б. «Эннс»), «Сава» (б. «Бодрог») , «Морава » (б. «Кёрёш»), двух сторожевых катеров V.1 и V.2 и трех буксиров, переоборудованных в минные заградители . В 1920-е гг. проводилось техническое переоснащение верфей флота. Нужды флотилии обеспечивали новая верфь в Нови-Саде, а также верфь в Смедерево , на которой проходили модернизацию мониторы. Корабельный состав Дунайской флотилии до начала Второй мировой войны увеличился незначительно. В 1936 г. она включала в себя те же четыре монитора, королевскую яхту «Драгор», два построенных в 1929 г. сторожевых катера «Граничар» и «Стражар» и три минных загардителя-бывших буксира («Цер», «Триглав» и «Авала»). В 1940 г. Штаб Дунайской речной флотилии подчинялся Штабу ВМС, который, в свою очередь, подчинялся Главному военно-морскому командованию. В составе флотилии находились следующие подразделения: дивизион мониторов, вспомогательные суда, военно-морская база , отряд кораблей Охридского озера . Был разработан план организации военного времени и мобилизационный план, по которому для нужд флотилии реквизировались 25 гражданских судов.
6 апреля Югославия была атакована силами стран Оси и уже 18 апреля подписала акт о капитуляции. Корабли Дунайской флотилии, так и не успевшие принять должного участия в боевых действиях, были частью уничтожены самими югославами, частью в результате действий немецких войск. Впоследствии часть кораблей были включена в состав Дунайской флотилии Независимого государства Хорватия, сателлита Третьего Рейха . Однако югославские партизаны благодаря упорной борьбе не только сумели отбить часть территории, но и даже сформировать свой флот . Начало речным силам югославских партизан было положено 15 сентября когда в Фрушка-Горе был образован 1-й речной отряд. 12 октября 1944 г. было создано Командование речной военной флотилии, которому подчинялись три отряда. Командующим силами стал Кара Димитриевич, его заместителем - бывший командир хорватского вспомогательного тральщика Драгутин Искра, политическим комиссаром был назначен Светозар Милованович. В октябре-ноябре были открыты три речные военные базы в Кладово , Нови-Саде и Шабаце (с января они назывались «военно-морские базы Командования речной военной флотилии»).<
20 марта силы были разделены на Дунайскую флотилию, Савскую флотилию, Минный отряд. Базой Савской флотилии стал Шабац, к концу войны её составе было 15 различных катеров. Базой Дунайской флотилии стал Нови-Сад, к концу войны в её составе было также 15 катеров. В составе Минного отряда к концу войны было три катера. Всего к маю 1945 г. Речная флотилия насчитывала в своем составе 33 катеров (10 сторожевых катеров, 15 моторных лодок, 5 штурмовых катеров и 3 катера, используемых в качестве заградителей и тральщиков) и 1000 человек. Катера Речной флотилии принимали активное участие в боях, занимались военными перевозками, а также решали задачу траления рек.
С 1944 г. речные силы являлись частью Югославского флота . В 1960 г. флотилия была подчинена командованию 1-й армии, но вскоре, в результате очередной реорганизации, вновь стала частью ВМФ. В 1965 г. началось перевооружение сил флотилии; в этот период основой корабельного состава были тральщики проектов 101 и 301, а также десантные суда проекта 401, начали вступать в строй новые тральщики проекта 331 «Нештин».
В начале 1990-х гг. начался процесс распада союзного государства . В 1992 г. прекратила своё существование Социалистическая Федеративная Республика Югославия . Корабли Речной флотилии приняли участие в войнах между государствами бывшей СФРЮ; большая часть речных кораблей осталась под контролем сербских сил, часть была использована хорватами.
В период войны в Хорватии 8 ноября 1991 г. один из тральщиков (308) был послан перехватить чехословацкое судно «Шараш», которое, по имевшимся данным, перевозило оружие хорватам. Тральщик был атакован силами хорватов; в корабль попало несколько ракет, несколько человек были убиты, командир Зоран Маркович - ранен. Корабли оказывали существенную поддержку сухопутным частям огнём своих орудий и пулемётов. Так же сербы использовали речные силы для высадки десантов и высадки диверсионных групп и разведки позиций противника.
Во время операции НАТО против Югославии корабли флотилии обеспечивали противовоздушную оборону мостов и гидротехнических сооружений. Жители Белграда называли их «плавающими островами» - днем они с помощью сетей маскировались под берег, а ночью выходили на боевое дежурство. Было организовано централизованное управление кораблями для сосредоточения максимальных сил на угрожаемых участках.
В настоящее время флотилия подчинена сухопутным силам и включает в себя два отряда кораблей и два понтонных батальона из состава 1-й пехотной бригады, но подчиненной Речной флотилии. Основой корабельного состава являются тральщики типа «Нештин». Задачи, которые решают корабли, включают: военные перевозки, участие в антитеррористических операциях, охрана и обеспечение судоходства, международные миссии.
Базы флотилии находятся в Нови-Саде (главная), Белграде и Шабаце.
Список кораблей и судов содержит неточности и нуждается в дополнении. Особенно это касается катеров и вспомогательных судов времени Второй мировой войны и послевоенного периода. Все источники противоречивы и не дают достоверной информации о кораблях и деталях их службы.
В 1919 г., до подписания мирных договоров и решения по кораблям, в состав речных сил КСХС входили бывшие корабли Австро-Венгерской Дунайской флотилии: мониторы Drina (б. Temes, передан Румынии 15 апреля 1920 г.), Soca (б. Sava, передан Румынии 15 апреля 1920 г.), канонерские лодки Neretva (по разным данным, б. Wels или Barsch, передана Венгрии в 1920 г.), Bregalnica (по одним данным, б. Wels, передана Венгрии в 1920 г.)
Бывший SMS Körös Австро-Венгерской Дунайской флотилии. В 1919 г. вошел в состав флотилии, но официально передан КСХС 15 апреля 1920 г. Затоплен в ночь на 12 апреля 1941 г. на реке Сава. Поднят и вошел в состав речных сил Независимого государства Хорватия под именем Bosna. Погиб на мине в июне 1944 г. на реке Уна.
Бывший SMS Enns Австро-Венгерской Дунайской флотилии. В январе 1919 г. получил новое имя и вошел в состав флотилии, но официально передан КСХС 15 апреля 1920 г. Потоплен 12 апреля 1941 г. немецкой авиацией.
Бывший SMS Bosna Австро-Венгерской Дунайской флотилии. В январе 1919 г. получил новое имя и вошел в состав флотилии, но официально передан КСХС 15 апреля 1920 г. Взорван в ночь на 12 апреля 1941 г. в Белграде.
Есть сведения, что в 1941 г. по мобилизации в состав флотилии вошли 8 буксиров, а также различные катера.
Русский и советский военный флот на нижнем Дунае – долгая история, хотя и с перерывами, тянущаяся с конца XVIII века – со времен русско-турецких войн Екатерины и взятия Измаила. Мы же поговорим о той Дунайской флотилии, что сражалась с гитлеровской Германией и, вынужденная уйти с великой европейской реки, затем вернулась и закончила войну в самом центре Европы – в Вене.
Бронекатер Дунайской флотилии, замаскированный у берега,
Фото: wio.ru
История интересующей нас Дунайской флотилии начинается летом 1940 года, с присоединением Бессарабии к Советскому Союзу. Как это будут называть любители Великой Румынии, Великой Молдавии, Великой Украины или Союза Нерушимого – автору безразлично, факт есть факт. Ну а раз нижний Дунай попал под контроль СССР, мало того – по нему пролегла граница с, не очень-то дружественной Румынией, то, совершенно естественно, там надо было создать военную флотилию. И ее создали. На базе кораблей прежней Днепровской флотилии.
Дело обстояло так. После ликвидации Польши СССР захватил целыми или в слегка затопленном состоянии большую часть польской флотилии на Припяти. Эти корабли, среди которых было несколько мониторов, как раз к лету 1940 г. ввели в строй. Изменение государственных границ сделало Днепровскую флотилию ненужной – и её расформировали. Часть кораблей свели в Пинскую флотилию – на Припяти. Другая часть, ядром которой стали 5 мониторов советской постройки, перешли на Дунай, образовав Дунайскую флотилию с главной базой в Измаиле.
К началу Великой Отечественной войны флотилия состояла из 5 мониторов – однотипные «Железняков», «Жемчужин», «Ростовцев», «Мартынов» и более новый «Ударный».
Монитор «Ударный»
Фото: hobbyport.ru
Монитор «Железняков», парад на Дунае в мае 1945 г.
Фото: heroesship.ru
Их дополняли 22 бронекатера, 5 катеров – минных тральщиков, 6 катеров-полуглиссеров, минный заградитель «Колхозник», штабной корабль «Буг», госпитальное судно «Советская Буковина», несколько буксиров и вспомогательных судов. Флотилии также подчинялись силы береговой обороны – стационарная 130-мм артиллерийская батарея, две подвижных 152-мм батареи, батареи 75-мм и 45-мм орудий, истребительная эскадрилья и рота «речной» пехоты. После начала войны в состав флотилии вошел также дивизон катеров НКВД из 30 единиц, среди которых было несколько «морских охотников». Командовал флотилией контр-адмирал Николай Осипович Абрамов.
Контр-адмирал Н.О. Абрамов
Фото: wikipedia.org
Противостояли советской флотилии корабли румынской Дунайской флотилии – 7 мощных мониторов, построенных на австро-венгерских верфях ещё до Первой мировой. Часть из них досталась Румынии в качестве трофеев после разгрома Австро-Венгрии.
Пересказывать отовсюду описания боевых действий мы не будем – это легко прочитать как в умных специальных книжках, так и в Интернете. Хотя основные вехи надо обозначить. Румыны в первый же день войны попытались форсировать Дунай, но везде были отбиты советскими войсками.
С помощью Дунайской флотилии вооружённые силы СССР успешно провели тактическую десантную операцию на правом берегу Килийского гирла. 25 июня мониторы «Ударный» и «Мартынов» вышли из Кислицкой протоки и высадили десант на мыс Сатул-Ноу напротив Измаила. После того, как румыны при поддержке своих мониторов перешли в контрнаступление, десант усилили батальоном 287-го полка. А ночью с 25 на 26 июня отряд из 4 бронекатеров высадил десант в Килия-Веке – напротив Килии. Таким образом, румын заставили прекратить весьма назойливые прицельные обстрелы Килии и Измаила, а корабли флотилии могли свободно ходить по Дунаю от Измаила до устья. Ренийский отряд кораблей флотилии был вынужден отступить к Измаилу, предварительно поставив на фарватере Дуная мины.
Подробно, хорошим, живым русским языком события первого месяца войны на Дунае показаны в документальной повести Владимира Синенко «Операция Килия-Веке» , изданной ещё в 1975 году.
Под влиянием общей обстановки на фронтах, из Придунавья пришлось уйти – ушла и флотилия, 19 июля прорвавшись из устья Дуная в Одессу. Затем корабли перешли в Николаев для ремонта. После этого мониторы «Жемчужин» и «Ростовцев» отправились на север, на усиление Пинской флотилии – где и погибли. Монитор «Мартынов» с несколькими бронекатерами сражался с немцами между Запорожьем и Никополем, а 18 сентября был взорван экипажем – прорваться в Черное море уже было нельзя. «Ударный» и «Железняков» помогали защищать Очаков. 19 сентября «Ударный» разбомбили немецкие пикирующие бомбардировщики. Уцелевший «Железняков» сражался затем в Азовском море, а в августе 1942 г. прорвался через занятый немцами Керченский пролив в Поти. В ноябре 1941 г. Дунайскую флотилию расформировали – за ненадобностью.
Вскоре после освобождения Одессы 19 апреля 1944 г. Дунайскую флотилию сформировали снова – на базе кораблей Азовской флотилии, к тому моменту утратившей актуальность. Командующим Дунайской флотилией стал контр-адмирал Сергей Горшков – будущий главком ВМФ СССР, военно-морской теоретик и создатель ракетно-ядерного флота.
Адмирал Горшков, командующий Дунайской флотилией, а затем – всем ВМФ СССР
Фото: rus-obr.ru
Единственным крупным кораблем новой Дунайской флотилии был монитор «Железняков». Все корабли были сведены в Керченскую бригаду бронекатеров и 4-ю бригаду речных кораблей («Железняков», бронекатера, катера-тральщики, глиссеры). В сентябре флотилия пополнилась пятью трофейными румынскими мониторами, а также малыми кораблями.
Первой базой новой флотилии стала Одесса. Сначала Дунайская флотилия занимась очисткой от мин Черного моря между Одессой и устьем Днепра. 21-23 августа катера флотилии активно проявили себя в форсировании Днестровского лимана и взятии Аккермана. А уже в период 24-28 августа катера продолжили наступление и вошли в Дунай, взяв города Сулина и Браила. 30 августа корабли флотилии, включая монитор «Железняков» вошли в Измаил, который с тех пор стал ее главной базой. Так завершилась Ясско-Кишиневская операция.
В конце сентября корабли Дунайской флотилии в составе двух бригад, по три монитора в каждой, приняли участие в Белградской наступательной операции – высаживали десанты, обстреливали немецкие позиции, перевозили войска. 16 октября 6 бронекатеров флотилии высадили тактический десант в Смедерево – мощном узле немецкой обороны на Дунае, в 54 км ниже Белграда. В этот же день флотилия выводится из состава Черноморского флота и подчиняется непосредственно наркому ВМФ с оперативным подчинением 3-му Украинскому фронту. Чуть позже бронекатера сражались в боях за Белград.
Позднее Дунайская флотилия в составе 3-го Украинского фронта приняла участие в Будапештской операции. В ночь с 30 ноября на 1 декабря 1944 г. отряд из 10 бронекатеров под командованием капитана 2-го ранга Павла Державина высадил небольшой десант у Герьена, чуть ниже Будапешта. После трехчасового боя, когда десантники закрепились на плацдарме, туда перебросили мощные силы 83-го корпуса, морскую пехоту, а затем – и 4-ю армию. Итогом десанта стал прорыв немецкой обороны и окружение Будапешта. С 12 декабря новым командующим флотилией стал контр-адмирал Г.Н. Холостяков.
Контр-адмирал Г.Н. Холостяков
Фото: lemur59.ru
Отразив последнее немецкое наступление у Балатона, советские войска с 15 марта 1945 г. начали Венскую операцию.
Бронекатер Дунайской флотилии во время Балатонской операции. На корме вместо орудия установлена установка залпового огня «Катюша»
Фото: lemur59.ru
20-21 марта бронекатера высадили десант в Эстергоме, причем Дунай был перекрыт взорванным мостом. Благодаря десанту, вся немецкая группировка в Эстергоме была окружена и уничтожена. 11 апреля десантники с отряда бронекатеров захватили Имперский мост – единственный не взорванный мост в Вене. Боевые операции Дунайской флотилии завершились в Линце.
На переднем крае операций 1944-1945 гг. всегда были бронекатера – небольшие, достаточно неплохо защищённые кораблики с вооружением из башни от танка Т-34 с 76 или 85-мм орудием, несколькими автоматическими пушками и пулеметами. Мониторы, в основном, «работали», обстреливая занятый противником берег. Кроме непосредственных боевых действий, флотилия занималась перевозками войск и грузов, наведением переправ через Дунай. Всего в 1944-45 гг. флотилия перевезла более 900 тысяч солдат.
Боевая работа на Дунае продолжалась ещё несколько лет после войны. Надо было расчищать фарватеры от многочисленных мин, поставленных английской и американской авиацией, а затем и немцами во время отступления. Надо было поднимать со дна затонувшие суда и восстанавливать судоходство.
В дальнейшем флотилия оставалась самостоятельной оперативно-тактической единицей до 1960 года, когда её переформировали в 116-ю бригаду речных кораблей Черноморского флота. Сектор ответственности флотилии при этом сократился до нижнего Дуная в пределах СССР. Сейчас кораблей ВМС Украины на Дунае нет, есть только несколько кораблей и катеров Морской охраны – пограничных сил.
Александр Вельможко
Чехословацкая Дунайская флотилия - условное название речных сил Чехословакии на Дунае и его притоках, подразделения которых были созданы после распада Австро-Венгерской империи . Исторически почти все время входили в состав инженерных частей армии.
Первым чехословацким военно-морским формированием, еще до создания государства Чехословакия - стал Морской отдел, образованный во Владивостоке солдатами чехословацкого корпуса в мае 1918 года. Отделу были приданы русские пароходы «Надежный» и «Смельчак». В начале 1920 года были привлечены два новых судна - «Стрелок», использовавшийся в качестве тральщика, и «Доброволец». Корабли ходили под красно-белым флагом. 3 сентября 1920 года последние солдаты чехословацкого корпуса покинули Владивосток на американском военном транспорте «Хеффрон» (USAT Heffron); 3 корабля были возвращены русским, а один передан японцам, сам же Морской отдел был распущен по возвращении солдат на родину.
Датой рождения чехословацких ВМС можно считать ноябрь 1918 года, когда в только что образованном Министерстве народной обороны было создано самостоятельное Командование морских сил. Ему подчинили Морской батальон , в который вошли моряки бывшего австро-венгерского флота ; две роты были сформированы в 1918 году и приняли участие в боях с венграми в Словакии, еще две роты были созданы в следующем году. Так же были созданы две батареи 90-мм зенитных орудий «Шкода» у устья рек Ипель и Грон .
В 1919 году были сформированы Отряд чехословацкого военного флота на Лабе (с базой в Литомержице) и Отряд чехословацкого военного флота на Дунае (с базой в Братиславе).
В начале 1920 года КМС переформировали в 34-й (корабельный) отдел Министерства народной обороны. На этот момент в наличии на Лабе имелись двенадцать различных катеров, доставшихся от Австро-Венгерской империи . В том же году их перевезли железной дорогой в Словакию, поэтому литомержицкое подразделение стало просто кадровым. Береговые батареи лишили морского статуса - они вошли в состав нового полка зенитной артиллерии. 1 февраля 1922 года Лабская флотилия прекратила своё существование, её личный состав перевели в 1-й инженерный полк в Терезине. Офицеры и мичманы, служившие ещё на Дальнем Востоке, были переведены на Дунай. Там к этой же дате создали отдельный Водный батальон. Он входил в состав инженерных войск, но расценивался как самостоятельное подразделение для действий на реке. Его усилили мостовой ротой из братиславского 4-го инженерного полка . Итак, это подразделение состояло теперь из штаба, корабельной, минной, мостовой и запасной рот. В 1924 году его переименовали в Мостовой батальон.
В 1934 году в Братиславе был создан 6-й инженерный полк, в который из МБ передали часть штаба, корабельную и минную роты. Они вошли в состав Речного батальона (в полку был ещё строительно-электротехнический батальон). Мостовую роту МБ (вместе с приданными ей катерами) разделили между остальными инженерными полками, прежде всего - передали братиславскому 4-му. Статус-кво оставался вплоть до падения Республики Чехословакия в марте 1939 года. Тогда боевые суда унаследовала Словацкая республика , но она собственных военно-морских сил не создавала, а уже через месяц передала корабли Германии .
По условиям мирных договоров Чехословакия не получала корабли бывшей австро-венгерской флотилии : не было большой заинтересованности правительства в развитии и содержании флотилии.
Основные силы речных сил составили катера различного назначения - сторожевые, минные, буксирные. Суда для чехословацкой флотилии строили на верфи в Усти-над-Лабем , заводах «Шкода» (Комарно) и «Прага» (Прага-Либна). Самым крупным кораблем и флагманом флотилии стала канонерская лодка (монитор) «Президент Масарик », разработанная и построенная по примеру бывших австро-венгерских лодок типа «Вельс», имевшая более 200 т водоизмещения и вооруженная четырьмя 66-мм орудиями и восемью пулеметами. До 1939 года заложили еще только два более менее больших судна - 60-тонные минные заградители OMm 35 и OMm 36, из которых успели достроить только первый.
В конце 1946 года в Братиславе был сформирован 14-й отдельный инженерный батальон в составе корабельной и минной рот, на вооружении которых были шесть катеров. Через четыре года его включили в 52-й понтонный полк, в структуре которого сформировали отдельную корабельную роту с взводом боевых судов и взводом речного минирования. И, наконец, в 1957 году речные силы были переформированы в роту речной охраны.
В 1947-51 году в строй вступили 6 катеров различного назначения и 3 минных баржи, а также несколько весельных лодок и катамаранов. Таким был состав послевоенной флотилии Чехословакии.
Для защиты советских границ на Дунае в 1940 г., сразу же после освобождения Бессарабии, началось формирование Дунайской военной флотилии. В ее состав вошла часть кораблей и судов Днепровской флотилии и Черноморского флота.
Так 6 июля в Измаил прибыл 46-й зенитный дивизион (3 4-орудийные 76-мм зенитные батареи на механической тяге этого формировались отдельная рота связи, стрелковая и отдельная 17-я пулеметная рота, разворачивался военно-морской госпиталь на 50 коек.
На 3 августа 1940 г дивизион мониторов («Мартынов», «Жемчужин», «Ростовцев» «Железняков» и «Ударный») а так же минная баржа «Колхозник» из состава Днепровской флотилии перебазировались в Измаил. Из шхерной флотилии КБФ на Дунай ушли: отряд из шести бронекатеров и звено из четырех катеров MO-IV. Кроме этого 4 речных тральщика достраивались на Костромском заводе.
Черноморский флот выделил истребительную эскадрилью из состава 8 авиаполка (базирование на Измаил), эскадрилью МБР-2 из состава 119 авиаполка (временное базирование на Гаджибей), эскадрилью скоростных бомбардировщиков из состава 40 авиаполка (базирование в Бесарабии).
У Днестровского лимана, в районе Жебряны были установлены и опробованы стрельбой 2 3-орудийные 130-мм береговые батареи (Всего 3 3-орудийные 130-мм береговые батареи № 717, № 718 и № 719)
В Килии у Цареградского гирла установили 2 4-орудийпые 45-мм батареи (№ 65 и № 66) и в районе Вилково действовала 1 4-орудийная 75-мм батарея. Одна из двух 152-мм подвижных батарей прибыла в Измаил.
8 августа 1940 г. в Измаил пришла канонерская лодка «Красная Абхазия» (3 130-мм пушки, 1 76-мм и 1 45-мм зенитное орудие).
Кроме этого в штатный состав флотилии входили: отдельная 3-орудийная 122-мм подвижная батарея № 38, две 4-орудийные 152-мм батареи на механической тяге и отдельная 4-орудийная 45-мм противокатерная батарея.
Однако вновь формируемая Дунайская флотилия по своему корабельному составу значительно уступала румынской дивизии, в состав которой входили 7 мониторов с мощным артиллерийским вооружением и противоснарядным бронированием, а также 4 канонерские лодки, бронекатер, три плавучие 152-мм батареи и батареи береговой обороны, имевшие стационарные орудия. Артиллерийское вооружение румынской дивизии более чем в два раза превышала артиллерию нашей Дунайской флотилии, кроме того, румынские корабли обладали большей скоростью хода.
В августе 1940 г. Комитет обороны при Совнаркоме СССР принял решение передать Дунайской военной флотилии три монитора проекта СБ-57, строившиеся в Киеве, и предназначавшиеся для Амурской флотилии. Головной корабль планировалось сдать в конце 1941 г., а два других - в начале 1942 г. Для Амура предполагалось заложить в 1941 г. 3 таких же корабля, и сдать их в 1943- 1944 гг
Таким образом, Дунайская речная военная флотилия Советского Союза имела в своем составе дивизион мониторов, дивизион бронекатеров, дивизион тральщиков, отряд глиссеров и группу вспомогательных судов. В ее составе также были истребительная эскадрилья, зенитный артиллерийский дивизион, стрелковая рота (позднее батальон морской пехоты), пулеметная рота, подвижные и стационарные береговые артиллерийские батареи. С началом военных действий на Дунае в ее состав вошел и дивизион катеров морской пограничной охраны. Командовал Дунайской военной флотилией контр-адмирал Николай Осипович Абрамов.
Анализ тактико-тактических элементов корабельного состава говорит о том, что флотилия создавалась в спешном порядке. Так 6 речных мониторов типа «Активный», которые строились в противовес кораблям польской Пинской флотилии, имели довольно слабое артиллерийское вооружение, а их бронирование было противопульным и, частично, противоосколочным. Эти корабли не могли бороться с румынскими мониторами, обладавшими значительно более мощным артиллерийским вооружением и противоснарядным бронированием.
Соотношение военно-речных сил на Дунае было явно не в нашу пользу. Неприятель имел значительное численное превосходство в мониторах и береговой артиллерии. Вес залпа румынской флотилии в два раза превышал аналогичный показатель советских кораблей.
Операционная зона Дунайской флотилии простиралась более чем на 120 километров вверх от устья реки - до порта Рени. При этом флотилия фактически не имела тыловых баз. Порты левого берега Дуная - Измаил, Рени, Килия, Вилков отделялись от румынского правого берега только Килийским гирлом, имевшим ширину в отдельных местах около 1000 метров. Наиболее отдаленная от румынского побережья Кислицкая протока отстояла от него всего на 3-4 километра. Все базы флотилии просматривались с противоположного берега реки. Поэтому Дунайская флотилия не могла обеспечить необходимой глубины обороны и лишалась возможности скрытно производить перегруппировки своих сил.
Боевые действия на Дунае начались утром 22 июня 1941 г Артиллерия противника внезапно произвела массированный огневой налет на портовые сооружения Измаила и стоявшие там корабли флотилии.
В первые дни войны флотилия укрепляла свои позиции на Дунае и в Килийском гирле, пытаясь не допустить вторжения врага в Южную Бессарабию.
В оборонительных боях Советской Армии на юге в 1941 г. Дунайская военная флотилия с честью выполнила возложенные на нее боевые задачи, оказывая постоянную помощь войскам на Дунае, Южном Буге, Днепре, в районе Тендры, а затем и в Керченском проливе. Противник нес потери в живой силе и технике. Для борьбы с флотилией выделялись дополнительные силы, что ослабляло группировки противника, действовавшие на главных направлениях. Все это имело большое значение в первый период войны и оказывало определенное влияние на ход боевых действий в приморских районах юга.
После эвакуации Керчи, 14 ноября 1941 г., Дунайскую флотилию расформировали. Ее корабли включили в Азовскую флотилию, в составе которой они продолжали действовать до 1944 г.
В течение первой половины 1944 г. Советская Армия разгромила германские группировки войск на правом берегу Днепра, освободила Крым и нанесла сокрушительное поражение гитлеровским армиям на юге Украины. Эти успехи создали предпосылки для осуществления во второй половине 1944 г. еще более крупных стратегических наступательных операций.
В августе 1944 г. на юге создалась благоприятная обстановка для развития наступления Советской Армии при поддержке Черноморского флота. Цель этого наступления - изгнание немцев из пределов Западной Украины, Молдавской ССР и перенесение боевых действий на территорию Румынии.
Освобождение Крыма и Одессы дало возможность перебазировать туда силы Черноморского флота. Появились благоприятные условия для развертывания операций флота на прибрежных коммуникациях противника и против его баз в западной части Черного моря и для активного содействия войскам левого, причерноморского фланга 3-го Украинского фронта.
В апреле 1944 г., в связи с переносом боевых действий в бассейн реки Дунай, решением Ставки Верховного Главнокомандования Дунайская флотилия была воссоздана. Местом формирования и первоначального базирования кораблей флотилии стал Днепро-Бугский лиман, а затем город Одесса.
Контр-адмирал Георгий Никитич Холостяков (командующий Дунайской флотилии с декабря 1944 г.) у берегов Цемесской бухты
К началу Ясско-Кишиневской операции обстановка на юге советско-германского фронта характеризовалась тем, что противник укреплял занимаемые им оборонительные рубежи и создавал новые, стремясь во что бы то ни стало не допустить выхода советских войск к Дунаю и на Балканы. Для обороны ясско-кишиневского плацдарма и румынского побережья Черного моря германское командование создало специальную группу армий «Южная Украина» в составе 6-й и 8-й немецких и 3-й и 4-й румынских армий. Всего в этом районе было сосредоточено около 50 дивизий, из них более 20 немецких.
Правый фланг и тыл вражеской группировки в районе низовьев Дуная обеспечивала румынская речная дивизия.
В конце августа 1944 года в состав Дунайской военной флотилии входили Керченская бригада бронекатеров, 4-я бригада речных кораблей, сектор береговой обороны флотилии, плавучая батарея, 369-й Керченский отдельный батальон морской пехоты, зенитный артиллерийский дивизион, авиационный отряд связи и несколько вспомогательных частей.
Разгром приморской группы войск врага и стремительное наступление левого крыла 3-го Украинского фронта вглубь Румынии и вдоль побережья Черного моря (в направлении Измаил - Галац) создавали для Дунайской флотилии возможность захвата баз и портов противника в нижнем течении Дуная.
флотилии предстояло во взаимодействии с Черноморским флотом и войсками 3-го Украинского фронта, нанести ряд ударов по вражеским опорным пунктам и базам в дельте Дуная, уничтожить речные корабли противника и, нарушив переправы, воспрепятствовать его отходу на западный берег реки.
24 августа основные силы Дунайской флотилии при поддержке кораблей и авиации Черноморского флота с боем ворвались в Килийское гирло Дуная и вышли к Вилково. В этом бою наши корабли, совместно с авиацией, потопили два румынских монитора.
Преодолевая огневое противодействие кораблей румынской речной дивизии и форсируя минные заграждения (поставленные незадолго до нашего наступления американо-английской авиацией), 24 и 25 августа Дунайская военная флотилия высадила десанты в порты Старая Килия и Новая Килия.
25 вгуста советские бронекатера прорвались к Измаилу и, не задерживаясь там, направились в район Галаца. Несколько бронекатеров, войдя в Тульчинский канал, заблокировали Сулинское гирло.
Захват Дунайской флотилией устья Дуная и портов в его нижнем течении и на берегу Черного моря позволил войскам фронта пресечь возможность отхода большей части германских войск и уничтожить их на северном берегу Дуная.
Поражение немецко-румынской армии под Яссами и Кишиневом окончательно расшатало профашистский режим Антонеску в Румынии. Правительство Румынии 24 августа заявило о выходе из войны и приняло советские условия капитуляции.
Немецкое командование, стараясь задержать продвижение Советской Армии во внутренние области Румынии, пыталось собрать разрозненные части, отступавшие под ударами советских войск и организовать оборону на рубеже Сулинского гирла. Командование Черноморским флотом решило захватить Сулину. Для этой цели в районе города Вилково сосредоточились части морской пехоты.
Утром 26 августа 384-й отдельный Николаевский батальон морской пехоты на бронекатерах форсировал Килийское гирло. Бронекатера флотилии по мелководному каналу, соединяющему Килийский и Сулинский каналы, в обход Тульчи подошли к Сулине. Преодолевая сопротивление, моряки при поддержке огня с бронекатеров ворвались на северную окраину города. К вечеру 27 августа порт был полностью занят. Гарнизон, насчитывавший 1400 человек, сложил оружие и сдался в плен. Развивая наступление, части морской пехоты, поддерживаемые огнем нашей флотилии, овладели также городом Тульча. Десант на остров Кислицкий высаженный с двух бронекатеров, обезоружил 300 немецких солдат и офицеров, готовившихся переправляться на левый берег реки Дунай. Вскоре корабли и части флотилии заняли важный порт Галац.
Уцелевшим кораблям румынской Дунайской дивизии пришлось капитулировать. 26 августа советским морякам сдался монитор «Ион К. Братиану». На следующий день - «Бессарабия» и «Буковина». 28 августа - «Ардеал» и 29 - «Александр Лаховари».
29 августа моряки Дунайской флотилии дважды отмечались в приказах Ставки Верховного Главнокомандования.
Овладение опорными пунктами и базами противника на нижнем течении Дуная значительно облегчило продвижение наших сухопутных войск и Черноморского флота к Констанце, Варне и Бургасу. Дунайская военная флотилия получила задачу: активно содействуя советским войскам, продолжать свое движение вверх по Дунаю.
Форсирование устья Дуная и овладение портами в его нижнем течении лишили разгромленные немецко-румынские войска путей отхода через Дунай. Действия флотилии помогли отсечь отступавшие войска противника на рубеже Дуная, а затем уничтожить или пленить их на территории Румынии. Дунайская флотилия обеспечила себе контроль над Дунаем вплоть до Будапешта.
Развивая успешное наступление, Советская Армия продолжала неотступно преследовать разгромленные немецко-фашистские войска, отходившие с боями в Югославию и Венгрию.
После капитуляции румынской речной дивизии на Дунае оставались ещё немецкие корабли, а также венгерская речная флотилия, состоявшая из 47 кораблей различных классов. Среди них имелось 4 канонерские лодки (из состава германской флотилии Железных Ворот), 2 охотника за подводными лодками, 7 десантных барж, 3 минных заградителя (бывших югославских), 9 речных тральщиков, 4 бывших голландских тральщика, 3 морских охотника и 10 вспомогательных судов.
Таким образом, существовала реальная угроза нападения вражеских речных сил на нашу Дунайскую флотилию.
Однако, несмотря на все трудности, моряки-дунайцы продолжали настойчиво продвигаться вверх по реке.
К концу сентября 1944 года наступление советских войск приостановилось на рубеже Тыргу - Муреш - Кымпылунг - Турну - Северин. Армии трех Украинских фронтов приступили к подготовке новых операций с целью освободить Закарпатскую Украину, вывести из войны Венгрию, помочь народам Чехословакии и Югославии, боровшимся против фашистской оккупации. В связи с перегруппировкой войск для решения новых задач Дунайская флотилия получила задание - в короткие сроки перебросить большое количество войск и техники по Дунаю.
В условиях большой минной опасности моряки Дунайской флотилии успешно выполнили важное задание. Корабли и вспомогательные суда флотилии перевезли в разные пункты на Дунае сотни тысяч солдат и офицеров, много боевой техники, тысячи тонн военного имущества.
Капитулировавшие румынские корабли сначала свели в бригаду мониторов с сохранением их прежних национальных экипажей, но 2 сентября командира и начальника штаба бывшей румынской дивизии, а так же командиров и экипажи кораблей арестовали и отправили в концлагерь НКВД. Румынских моряков заменили советскими, и с 10 ноября 1944 года трофейные речные мониторы вошли в состав Дунайской военной флотилии под наименованиями: «Азов» («Ион К. Братиану»), «Мариуполь» («Александр Лаховари»), «Бердянск» («Ардеал»), «Измаил» («Буковина») и «Керчь» («Бессарабия»).
Во время зимнего ремонта 1945 г. «Азов» и «Мариуполь» прошли незначительную модернизацию, заключавшуюся в установке 37-мм универсальных пушек 70-К, и 20-мм автоматов «Эрликон». Артиллерия главного калибра осталась без изменения. Но техническое состояние кораблей оказалось посредственным, и в кампанию 1945 г. только «Азов» смог принять участие в военных действиях.
Во это же время на мониторы «Керчь» и «Измаил» установили по 5 37 мм универсальных пушек 70-К, по 2 20-мм автоматов «Эрликон» и по 4 12,7- мм пулемета ДШК. Артиллерия главного калибра осталась без изменения.
После модернизации корабли приобрели следующие тактико-технические характеристики: монитор «Керчь» - водоизмещение нормальное 720 т, полное 770 т, длина наибольшая 62,0 м, ширина наибольшая 10,45 м, осадка нормальная 1,6 м и осадка наибольшая 1,8 м, 2 вертикальные паровые машины тройного расширения суммарной мощностью 1800 л. с. работали на 2 гребных винта и обеспечивали кораблю наибольшую скорость 12,2 уз., а экономическую - 8 уз., 2 паровых котла системы «Ярроу» отапливались мазутом, наибольший запас которого составлял 60 т, что обеспечивало дальность плавания экономическим ходом 600 миль; монитор «Измаил» - водоизмещение полное 550 т, длина наибольшая 62,15 м, ширина наибольшая 10,5 м, осадка наибольшая 1,68 м, 2 вертикальные паровые машины тройного расширения суммарной мощностью 1600 л. с. работали на 2 гребных винта и обеспечивали наибольшую скорость 11,8 уз. Два паровых котла системы «Ярроу» отапливались мазутом, наибольший запас которого составлял 61,6 т.
Монитор «Керчь» участвовал в боевых действиях Великой Отечественной войны (Венская наступательная операция 16 марта - 15 апреля 1945 года).
Еще два года после окончания войны корабли несли боевую службу на Дунае. 28 февраля 1948 г. их законсервировали и поставили в Кислицах на отстой. 12 января 1949 г. корабли были официально отнесены к подклассу речных мониторов, а 3 июня 1951 г. их исключили из состава флота в связи с возвратом Румынии.