На время жизни Анны Ахматовой пришлись величайшие войны в истории человечества. Когда началась Первая мировая война, ее муж, Н. Гумилев, добровольцем ушел на фронт. Ахматова понимала весь ужас войны, поэтому ее поэзия в те годы имеет антивоенный характер. Стихотворения «Утешение» и «Молитва» свидетельствуют об этом. Женщинам оставалось только молиться:
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар -
Так молюсь за твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
В стихах Ахматовой о родине сочетаются публицистичность и автобиографизм. Вместе со страной поэт переживала страшные годы. Ее стихи наполняются патриотическими чувствами и общечеловеческим содержанием. Годы революции и гражданской войны не ослабляют патриотизма поэта. Голод и разруха не заставили ее уехать за границу. В стихотворениях «Мне голос был…» и «Не с теми я, кто бросил землю…» отразилось мужество и стойкость Ахматовой:
Он говорил: «Иди сюда.
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда».
…Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
В стихотворении «Не с теми я, кто бросил землю…» снова звучит мотив искушения, но для поэта родина – превыше всего, изгнанничество же унизительно:
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Поэт по доброй воле, болея за судьбу своей страны, разделяет с ней горькую участь:
А здесь, в глухом чаду пожара,
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
В стихотворении «Родина» сначала перечисляются черты показного патриотизма. Поэт говорит, что родную землю мы не носим в ладанках на груди, не сочиняем о ней стихи навзрыд, спокойно спим, не считаем ее раем, более того, живем, не вспоминая о ней. Перечислив отрицательное, поэт переходит к утверждению:
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах,
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Без громких слов о любви к родине Ахматова пишет о родной земле:
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно – своею.
В этом стихотворении Ахматова говорит от лица всего народа, готового защищать и даже отдать жизнь за родную землю. Это и есть истинный патриотизм.
Во время Великой Отечественной войны Ахматова пишет много стихов о родине. В замечательном стихотворении «Мужество» она утверждает, что главной ценностью нации был и есть великий русский язык, русская речь, русское слово:
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Мужество женщины-поэта потрясает. В 30-е годы были арестованы муж и сын, она жила, со дня на день ожидая ареста. В родной стране в 1946 году ее творчество подвергалось резкой и грубой критике, ее назвали «салонной» поэтессой, далекой от народа, ненужной и вредной. Ахматову не печатали вплоть до 60-х годов, а знаменитую поэму «Реквием» издали только в 80-е годы. Сейчас произведения Анны Ахматовой доступны читателям, ее любовная, патриотическая и гражданская лирика вошла в золотой фонд русской поэзии.
Но ложимся в нее
и становимся ею -
оттого и зовем так
свободно - свою...
"Родная земля" 1961г
На протяжении многих лет поэты обращаются к теме Родины, либо восхваляя ее красоту и силу, то, наоборот, относясь с критикой ко всем ее составляющим. Затрагиваю тему Родины в творчестве поэтов и писателей России, нельзя обойти стороной Анну Андреевну Ахматову (Горенко), большинство стихотворений которой посвящены тяжелому времени родной страны, ведь она не покинула ее в этот момент, а продолжила быть верной России, стойко выдержав все испытания. Многие поэты того времени были вынуждены покинуть страну, но Ахматова не могла допустить столь грешной мысли. Она была " не с тему, что бросил землю...".
если проследить по хронологии, можно заметить, как меняется слог Ахматовой, как ее переживание сливаются в одно страстное желание быть чем-то полезной для Родины.
Ее стихотворения полны патриотизма, даже голод и разрух не могут заставить ее отречься от решения поддержать родную страну. Сквозь годы гражданский войны и революций она проходит, ни разу не ударив в грязь лицом. Ахматова достойно несет свое призвание, за что и заслуживает почтение в нынешнее время.
Мужество поэтессы потрясает. В 30е годы, в годы жестких репрессий, под арест попадают ее муж и сын. Да что там говорить, она и сама стойко ожидает свой арест, сталкивая с жестокой критикой.
Своего апогея творчество Ахматовой достигает как раз в годы репрессий. Женщина пишет поэму "Реквием", строки которой насквозь пронизаны болью и отчаянием.
Она пишет от лица тысяч советский вдов. Здесь образ главной героини принимает обобщенный характер, выплескивая всеобщее чувство безнадежной тоски. Идея поэмы возникла у Ахматовой, когда она отстаивала очередь, чтобы передать коробку с продовольствием для сына. В этой поэме все горе разбитой на части России достигает огромных высот. Поэма писалась очень долго, ведь она должна была вместить в себя две разные эпохи российской жизни - царскую и советскую.
Тема Родины в творчестве Ахматовой переживает сложную эволюцию. Сначала она пишет о Царском Селе - месте, где прошло ее детство и юношество. Потом родина перебирается в Ленинград. И уже в годы войны и репрессий Ахматова по-настоящему сближается с народом, чувствует то, что чувствует страна, переводит это все на бумагу и называет Родиной страну, в которой живет ее народ. К концу своей жизни Анна говорит о России, как о русской земле.
В течение своей жизни Ахматова переживает и страдает за Россию. Каждый раз - по-разному, что вносит в ее творчество характерное разнообразие.
Ахматова вошла в литературу как автор любовной лирики. Все ее стихотворения патетичны, они рисуют высокие, торжественные чувства, но стихотворения первых сборников менее возвышенны, в них больше мятущейся чувственности, они выражают сиюминутную страсть. Начиная со сборника «Белая стая», любовное чувство, изображенное Ахматовой, приобретает духовный характер — в ее лирику входит тема эпохи, тема судьбы Родины.
Появление гражданской темы в лирике Ахматовой относится к концу 10-х — 20-м годам XX века. В то время была звездой изысканных салонов и богемной жизни. Однако после Первой мировой войны, революции, расстрела , похорон творчество Ахматовой вышло за рамки любовной лирики. Появляются стихотворения «Мне голос был…» (1917), «Все расхищено, предано, продано…» (1921), «Не с теми я, кто бросил землю…» (1922).
Конечно же, истоки освещения Ахматовой темы России надо искать в ее семье и воспитании. Ахматова была православным человеком, воспитывалась в духе уважения к наследию прошлого. В ранних стихах о Родине Ахматова пока не рисует образ России. У поэта пока нет глубинного понимания народной жизни, но есть стремление к ней, и оно естественно и, следовательно, правдиво. В стихотворениях «Ведь где-то есть простая жизнь…», «Лучше б мне частушки задорно выкликать…» Ахматова использует фольклорные образы, а народная жизнь кажется поэту идеальной.
Тема России в лирике Ахматовой начинает развиваться в лермонтовском ключе. В произведениях «Приду туда, и отлетит томленье…» (1916) и «И мальчик, что играет на волынке…» (1911) сохраняются устойчивые образы-параллели, заимствованные у (Россия — сфинкс, мать, невеста).
В частотном словаре Ахматовой (словарь, в котором подсчитана частота употребления слова в творчестве поэта) слово «Родина» встречается девять раз, слово «край» — пятнадцать, а слово «земля» — восемьдесят. Подтверждением значимости для поэта образа родной земли служит одноименное стихотворение 1961 года.
Это стихотворение можно считать заключительным аккордом к теме Родины. По тону это произведение светлое, несмотря на предощущение близкой смерти и эпиграф из собственного стихотворения («И в мире нет людей бесслезней, надменнее и проще нас»), что подчеркивает твердость и верность ее человеческой и жизненной позиции. Слово «земля» предстает перед читателем во всей своей многозначности: это и грунт («грязь на калошах»), и пыль («хруст на зубах»), и Родина, и ее символ («в заветных ладанках»), и тема творчества («о ней стихи навзрыд не сочиняем»), и естественная среда жизни («о ней не вспоминаем даже»), и страна, которая «не кажется обетованным раем», и первоматерия, с которой тело человека сливается после смерти («но ложимся в нее и становимся ею»). Игра со значениями слова вместе с использованием разных речевых стилей создает впечатление многогранного отношения к жизни: «Оттого и зовем так свободно — своею». Внешне творческая раскованность поэта выражена в том, что каждая строфа написана особым размером (вольным ямбом и трех- и четырехстопным анапестом). Стихотворение «Родная земля» — это слова внутренне абсолютно свободного человека.
Тема России в творчестве Ахматовой сплетается с темой музы: без Родины нет творчества. В стихотворении «Уединение» (1914) Ахматова рисует не столько уход от жизни вообще, сколько отказ от легкого и «сытого» существования. Это обречение себя, поэта, на единство с судьбой России, крестной судьбой.
Ахматова твердо держалась своей патриотической позиции — творить только в России. Когда ей настойчиво предлагали эмигрировать, поэтесса сделала выбор между свободой и Родиной. Свое решение она выразила в стихотворении «Мне голос был…». Это произведение отличается лаконизмом, четкой афористичностью. Внутренний его пафос определяется чувством тесной связи поэта с Родиной. По форме стихотворение представляет собой монолог, сопровожденный авторскими ремарками, предваряющей и заключительной. Такая форма произведения напоминает пьесу, драматическое произведение. Внутренний драматизм стихотворения соответствует драме как роду литературы. Поэт борется с «голосом», который звучит откуда-то утешно и призывно и искушает лирическую героиню благополучием, обещаниями благостной жизни. У «голоса» сильные аргументы: Россию он называет «глухим и грешным краем», обещает успокоить героиню Ахматовой («кровь от рук твоих отмою»). Голос напоминает героине о поражениях и обидах, которые она претерпела, обещает вычеркнуть прошлое из ее жизни. Однако героиня стоит на своем:
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
Даже графически ответ лирической героини противопоставляется предыдущей части. На лексическом уровне это противостояние выражено с помощью союза «но». В таком композиционном построении Ахматова невольно близка .
Гражданская позиция поэта выражена в глубоко философском ключе — как жизненное кредо, философия жизнестроения. Ответ героини сдержан по тону и внешне неэмоционален. Трагедийный накал спрятан внутри. Героиня равнодушно «замыкает слух», отвечает голосу лишь красноречивым жестом. Это похоже на саму Ахматову, сохраняющую человеческое достоинство в любых ситуациях.
Необычна лексика, использованная поэтом в этом произведении. Ахматова использует отвлеченные существительные (не «речь», а «голос»; «боль», «стыд», «слух»), повтор слова «оставь», библейскую лексику («замкнуть слух», «скорбный дух», «черный стыд»). Такой лексический состав стихотворения обусловливает и гражданскую позицию поэта, выраженную в нем: быть верной своему внутреннему миру, не предавать себя, не отказываться от того, что тебе даровал Господь, вопреки всему «глаголом жечь сердца людей».
В связи с темой Родины в лирику Ахматовой входят образы из вечной, всемирной истории: Дидон, Мелхол, Кассандра, Беатриче, Рахиль, Лаура, Клеопатра, боярыня Морозова.
Стихотворение «Лотова жена» (1922-1924) — это мифологическое осмысление ситуации выбора: оставить или не оставить Россию… Гражданская лирика с ее гордым и неколебимым пафосом уступает место библейской теме. В историческом «зеркале» за Лотовой женой мы видим саму Ахматову, готовую «отдать жизнь за единственный взгляд», выбравшую путь страдания, но оставшуюся верной Родине и творчеству. Поэтическое слово становится невозможным, потому что оно обретает возможность действия. Слово — пророк, источник гибели близких людей: «Я гибель накликала милым…»
Утрата душевного равновесия, пустота, страх — это тональность лирики Ахматовой времен революции и гражданской войны: «Горло тесным ужасом сжато…», «Безвольно слабеют колени, и кажется, нечем дышать…».
После выхода в свет книги «Anno Domini МСМХХI» на издание произведений Ахматовой был наложен запрет почти на два десятилетия. Ахматову не печатали, но она продолжала писать.
В 30-60-е годы она создает поэму в память о всех погибших во время репрессий, в память о старой России. «Реквием» — это памятник великому горю, которое Ахматова пережила вместе со своим народом, осознав себя и подругой многих осиротевших матерей, и их покровительницей. Молитвенная тишина поэмы, ее сдержанные, классические интонации прерываются плачами. В «Реквиеме» тема конца эпохи, прощания с миром осмыслена глубоко христиански. Определяющей становится сила материнской любви, поднятой до общечеловеческого звучания.
Ахматова выступает в поэме и как историк: она изображает Россию в «страшные годы ежовщины». Но ее поэма, как и гражданская лирика, стремится к широким категориям. Жизнь поэта — это жизнь России. В грядущем поэт видит прошедшее, а в прошедшем угадывает зреющее будущее. Задача и цель поэта — восстановить вечное время, в котором сильны ценности духа и культуры, совести и человечности.
Тема родины в творчестве А Ахматовой
К теме Родины обращались многие поэты, но не у всех она получила развитие в таком масштабе, как в творчестве А. Ахматовой. Тема Родины стала одной из основных в ее поэзии прежде всего потому, что Ахматова жила в очень сложную, трагическую для России и для самой Ахматовой эпоху. Это также связано с личностью поэта, с тем, что, восприняв судьбу России, как свою, она не уехала из страны, а, выдержав все испытания, осталась до конца верна своей Родине, не изменив при этом и самой себе.
Тема Родины меняется в разные периоды творчества поэта. Проследим эволюцию этой темы в поэзии Ахматовой.
Стихотворения первых сборников Ахматовой - «Вечера» и «Чёток» - написаны в основном на любовную тему. В этих сборниках нет стихов о Родине. Тема Родины впервые появляется у Ахматовой в сборнике «Белая стая».
Сборник «Белая стая» был опубликован в 1917 году, в него вошли стихотворения, написанные в 1912-1916 годах, в период больших потрясений и испытаний для России, в период первой мировой войны. В это время многое меняется и в жизни самой Ахматовой: Гумилев уходит на фронт, Ахматова болеет туберкулезом, Ахматова встречает Б. Анрепа. Перелом в жизни Ахматовой и в жизни страны приводит к существенным изменениям в творчестве поэта. Ахматова уже не может писать стихи только на узко любовную тему. В «Йелой стае» появляется тема Родины. Ахматова воспринимает первую мировую войну как страшную национальную трагедию. «И ранней смерти так ужасен вид, что не могу на Божий мир глядеть я», - пишет она в стихотворении «Майский снег».
Стихи «Белой стаи» строгие и философские, в них ощущается близость неотвратимой катастрофы, предчувствие страшных и трагических событий в жизни России. Ахматова всегда оставалась в стороне от политики, но она выражала отношение к России в своих стихах («Думали: нищие мы...»).
В «Белой стае» возникает тепло жертвенной любви к Родине. Острую боль переживания за судьбу России мы видим в стихотворении «Молитва». Ахматова готова на все ради России, она готова принести в жертву себя, свой «песенный дар», близких, друзей, даже ребенка, только бы «туча над темной Россией стала облаком в славе лучей».
С изменением в тематике стихов меняется и общая стилистика ахматовского слога: стиль Ахматовой становится очень строгим, аскетичным.
В «Белой стае» начинает проявляться национальное самосознание Ахматовой. Теперь Ахматова ощущает свою оторванность от жизни народа. В этом сборнике проявляется стремление поэта слиться с народом:
Лучше б мне частушки задорно выкликать,
А тебе на хриплой гармонике играть.
И ходить на кладбище в поминальный день
И смотреть на белую Божию сирень.
Ахматова знает, что «где-то есть простая жизнь и свет, прозрачный, теплый и веселый...», но она пока не может отказаться от своей жизни, она еще не готова жить одной жизнью с народом:
Но ни на что не променяем пышный
Гранитный город славы и беды,
Широких рек синеющие льды,
Следующий сборник «Подорожник» выходит в 1921 году. Он создается в трагические для России годы. Особенность стихотворений этого сборника заключается в том, что все исторические события: война и революция - осмысляются не в историческо-философском, а в личностно-поэтическом плане. Поэты и писатели XX века либо принимали революцию и воспевали ее, либо уезжали в эмиграцию. Ахматова, одна из немногих, выбрала третий путь. Стихотворения «Петроград», «Не с теми я, кто...», «Мне голос был...» далеки от принятия революции, но они также далеки от политической ненависти. Гражданские стихи Ахматовой относятся не к политике, они связаны с проблемой нравственного и жизненного выбора.
Стихотворение «Ты отступник...» адресовано конкретному человеку, в основе стихотворения конкретная ситуация из личной жизни Ахматовой. Оно связано с эмиграцией Б. Анрепа. В стихотворении звучит горький упрек человеку, предавшему не только свою любимую, но и свою страну. Судьба героини стихотворения сливается с судьбой России. Примечательно, что для Ахматовой теперь Россия связана с народом, народными традициями, православием:
Ты - отступник: за остров зеленый
Отдал, отдал родную страну,
Наши песни, и наши иконы,
И над озером тихим сосну.
Стихотворение «Мне голос был...» уже менее конкретное. Непонятно, чей голос зовет героиню оставить Россию: или внутренний, или «глас свыше» (или считать, что лирическая ситуация стихотворения напоминает о библейской теме «исхода» праведников из грешной земли), или это голос Анрепа и друзей-эмигрантов Ахматовой.
Героиня этого стихотворения поставлена перед нравственным выбором. И она выбирает Россию, принимая ее судьбу как свою:
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не оскорбился (у Ахматовой -"не осквернился») скорбный дух...
Стихотворение 1922 года «Не с теми я, кто...», вошедшее в третий сборник «Anno Domini», опубликованный в 1922 году, содержит еще большие обобщения: Ахматова отделяет себя от всех эмигрантов, от всех, кто «бросил землю». В первых двух строфах стихотворения речь идет о тех, кто уехал, в двух последних - о тех, кто остался. Бросившие землю у Ахматовой вызывают жалость, а не презрение и пренебрежение. Оставшиеся в России воспринимают свою трагическую судьбу «бесслезно», «надменно» и «просто», поэтому они намного выше уехавших.
Стихотворение «Петроград» продолжает эту же тему:
Никто нам не хотел помочь
За то, что, город свой любя,
А не крылатую свободу,
Мы сохранили для себя,
Его дворцы, огонь и воду.
В стихотворении появляется местоимение «мы». Ахматова чувствует связь со всеми патриотами, оставшимися на Родине, она уже не одинока.
В «Anno Domini» появляется неожиданная радость, среди несчастий, горя, смертей Ахматова все-таки видит свет и успокаивается, со смирением принимает она все, что происходит с Россией:
Все расхищено, предано, продано,
Черной смерти мелькает крыло,
Все голодной тоской изглодано,
Отчего же нам стало светло?
В «Anno Domini» усиливается народное начало. Образ героини становится более цельным и гармоничным. Появляется все больше стихотворении, близких фольклору, например « Третий Зачатьевский».
Переулочек, переул...
Горло петелькой затянул.
Тянет свежесть с Москва-реки
В окнах теплятся огоньки...
Ахматова полностью сливается с русским народом в поэме «Реквием», посвященной страданиям всего репрессированного народа. В поэме можно выделить несколько смысловых планов. Первый план представляет личное горе героини - арест сына. Но голос автора сливается с голосом тысяч российских женщин - сестер, жен, вдов репрессированных - это второй план рассмотрения личной ситуации. Ахматова говорит от лица своих «невольных подруг». Ахматова обращается к кровавым страницам истории России со времен стрелецкого бунта. План повествования соотносится с историей России. Евангельский сюжет «Распятие» расширяет рамки «Реквиема» до общечеловеческого масштаба.
«Реквием» - это не только самое личное, но и наиболее всеобщее из произведений Ахматовой. «Реквием» - это истинно народное произведение и по форме (Ахматова использует фольклорные элементы), и по содержанию: в нем говорится о трагедии и скорби всего русского народа.
В годы Великой Отечественной войны Ахматова, ощутив свою жизнь как часть народно-национального бытия, пишет стихотворения, которые отражают душевный настрой сражающейся России.
Интимная лирика полностью исчезает. Все стихотворения наполнены патриотической взволнованностью за судьбу России. В цикл «Ветер войны» входят стихотворения, пронизанные как утверждением силы, воли, мужества народа, так и щемящим чувством матерей, жен, сестер русских солдат. Характерно, что в лирике второй мировой войны господствует местоимение «мы». Стихотворения, посвященные войне, свидетельствуют о торжестве народного начала. Ахматова чувствует, что вся страна - это и Родина. В своих стихотворениях она выражает любовь к России и веру в победу.
Стихотворение «Родная земля» звучит заключительным аккордом в теме Родины. В нем представлены разные значения слова «земля». Это и грунт («грязь на калошах»), и пыль («хруст на зубах»), и нравственная почва, и первоматерия («ложимся в нее и становимся ею»). В позднем творчестве Ахматовой Родиной становится просто русская земля и все, что на ней находится.
Таким образом, тема Родины в творчестве Ахматовой претерпевает сложную эволюцию. Само понятие Родины менялось в поэзии Ахматовой. Сначала Родиной для Ахматовой было Царское Село, конкретное место, где прошли ее детские и юношеские годы. Потом Родиной становится Петербург. В годы великих испытаний и народных бедствий, в период репрессий Сталина и в период Великой Отечественной войны Ахматова сливается с русским народом, ощущает себя его частью, считая своей Родиной всю страну. К концу жизни Ахматова приходит к осознанию Родины как просто русской земли.
В течение всей своей жизни Ахматова не перестает переживать, страдать за Россию. Она с христианским смирением принимает все, что происходит- с Россией, не жалея о том, что не уехала из страны. Ахматова считает, что быть поэтом и творить можно только на Родине.
«Я не переставала писать стихи. Для меня в них - связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».
При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru
Нужна помощь по изучению какой-либы темы?
Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку
с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.
Анна Ахматова "гостила на земле" в трагическую эпоху, - трагическую, прежде всего, для России. Тема Родины претерпевает в творчестве Ахматовой сложную эволюцию.
Само понятие родины менялось в ее поэзии. Сначала родиной было Царское Село, где прошли ее детские и юношеские годы.
"По аллее проводят лошадок,
Длинны волны расчесанных грив,
О пленительный город загадок,
Я печальна, тебя полюбив".
Потом родиной становится Петербург. Здесь проходит молодость. Любовь, встречи с друзьями, поэтические вечера, первая известность - все это связано с Петербургом.
"Был блаженной моей колыбелью
Темный город у грозной реки,
И торжественной брачной постелью,
Над которой держали венки
Молодые твои серафимы,
Город, горькой любовью любимый".
В годы народных бедствий Ахматова сливается с русским народом, считая своей Родиной всю страну. Анна Андреевна восприняла судьбу России, как собственную судьбу. Вместе с Родиной она несла свой крест до конца, не изменила ни ей, ни самой себе. Проследим эволюцию этой темы в поэзии Ахматовой.
Первые сборники стихотворений - "Вечер" и "Четки" - посвящены, в основном, любовной теме. Сборник "Белая стая" включал в себя стихотворения, написанные в 1912-1916 годах, в период больших потрясений и испытаний для России. Первая мировая война принесла большие изменения и в жизнь Ахматовой. Ее муж, поэт Николай Гумилев, уходит на фронт. Анна Андреевна долго и тяжело болеет. Личная драма объединяется в сознании поэта с драмой национальной.
В "Белой стае" тема Родины заявлена с большой силой. Здесь мы не найдем у Ахматовой того, что называют гражданской лирикой, не найдем каких-либо политических оценок. Война и смерть ужасают Ахматову как женщину. Еще Лев Толстой считал, что самый верный взгляд на войну и политику - у женщин, потому что они, казалось бы, наивно прилагают к временному вечные мерки Божественного откровения. Так, княжна Марья в "Войне и мире" пишет в своем письме: "... Он (князь Андрей) оставляет нас для того, чтобы принять участие в этой войне, в которую мы втянуты, Бог знает, как и зачем...
Подумаешь, что человечество забыло законы своего Божественного спасителя, учившего нас любви... "
"Морозное солнце. С парада
Идут и идут войска.
Я полдню январскому рада,
И тревога моя легка.
Здесьпомню каждую ветку
И каждый силуэт.
Сквозь инея белую сетку
Малиновый каплет свет".
Для Анны Ахматовой Россия всегда была связана с народными традициями и православием, какие бы бесы ни пытались погубить душу родной страны. Стихотворение "Мне голос был... " в первоначальной редакции имел две строфы, в которых кратко дана историческая зарисовка, очень важная для понимания смысла дальнейшего диалога:
"Когда в тоске самоубийства
Народ гостей немецких ждал,
И дух суровый византийства
От русской церкви отлетал,
Когда приневская столица
Забыв величие свое,
Как опьяневшая блудница
Героиня этого стихотворения поставлена перед нравственным выбором. Нездешний голос зовет ее, предлагая покинуть грешную Россию. Но она решает остаться, принимая судьбу Родины как крестный путь.
"Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух".
По силе духовной, по мощи самоотречения этому стихотворению нет равных в русской поэзии! Надо признать, что Анна Ахматова совершила подвиг души и просто человеческий подвиг, оставшись в советской России в 1917 году. Ведь она как никто другой понимала суть событий. В другом стихотворении сборника "Подорожник" сказано:
"А здесь уж белая дома крестами метит
И кличет воронов, и вороны летят".
В стихотворении 1922 года, вошедшем в сборник "Anno Domini", Ахматова отделяет себя от всех эмигрантов, от всех, кто "бросил землю". Бежавшие вызывают у Ахматовой жалость, а не презрение. В этом стихотворении повторяется формула "А здесь" и образ стихийного бедствия, охватившего родную землю:
"А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час…
Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас".
Так же, как и М.Ю. Лермонтов в своем знаменитом "Бородино", Ахматова воспела в этом стихотворении силу русского духа, цельность народа.
Стихотворение "Петроград" продолжает эту тему. Здесь А. Ахматова чувствует свою связь со всеми, кто остался на Родине, она уже не одинока. На помощь приходят и образы вечной книги. Вот перед нами строки стихотворения "Лотова жена" из цикла "Библейские стихи":
"Лишь сердце мое никогда не забудет
Отдавшую жизнь за единственный взгляд".
Нетрудно догадаться, почему Ахматова сближает свою судьбу с участью жены Лота, не желавшей покинуть родной город даже тогда, когда родину постигла Божья кара. Эпитет "родной", относящийся к Содому, душераздирающе точен. А "красные башни" уж не ассоциация ли с родными кремлевскими?
Сохраняя цельность души, принимая со смирением тяжкие испытания, Ахматова ощущает внутренний свет. И это настоящее чудо. Свет, например, должен воссиять в самом несчастном евангельском городе Капернауме, где так много было убогих и "нищих духом", то есть смиренных.
"Все расхищено, предано, продано,
Черной смерти мелькало крыло,
Все голодной тоскою изглодано,
Отчего же нам стало светло? "
Ахматова полностью сливается с русским народом в поэме "Requiem", посвященной страданиям репрессированной страны. В поэме можно выделить несколько смысловых планов. Первый план представляет личное горе героини - арест сына. Но голос ее сливается с голосами тысяч женщин-сестер, вдов репрессированных. И это второй план - как расширение личной ситуации.
Ахматова говорит от лица своих "невольных подруг". Она обращается к страницам истории России времен стрелецкого бунта, подобно тому, как А.С. Пушкин в стихотворении "Какая ночь! Мороз трескучий... " в картине кровавой казни, отнесенной к временам опричнины, оплачивал гибель декабристов. Евангельский сюжет "Распятия" расширяет рамки поэмы до общечеловеческого масштаба.
Поэма построена по образцу жанра реквиема, она содержит как бы хоровые и сольные партии, фрагментарность обусловлена сменой голосов воплениц. "Requiem" - не только самое личное, но и наиболее всеобщее из произведений Ахматовой, поэма истинно народная и по содержанию, и по форме. Фольклорные элементы используются для передачи трагедии всего народа.
В годы Великой Отечественной войны Ахматова, ощущая свою жизнь как часть народного бытия, пишет стихи, отражающие духовный настрой сражающейся России. Интимная лирика почти исчезает, стихотворения наполнены тревогой за судьбу Отечества. В цикл "Ветер войны" входят стихотворения, утверждающие силу, волю, мужество народа. И снова лирическая героиня Ахматовой - мать, жена, сестра, провожающая русского солдата.
Заключительным аккордом звучит стихотворение "Родная земля". Тема Родины так же близка обоим поэтам. В стихотворении "Родная земля" (1961 год) дается поэтическое определение понятия "Родина", которое полемически противопоставляется другим возможным трактовкам и толкованиям (стихотворение также своеобразная перекличка с лермонтовской "Родиной", сближает их и ритмика первой строфы). В основе этого определения - образ земли:
"И в мире нет людей бесследней,
Надменнее и проще нас"
"В заветных ладанках не носим на груди
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно - своею".
"Отличительной особенностью стиля Ахматовой является взаимодействие в пределах одного текста разных значений слова, при этом контекст не снимает многозначности, а, напротив, подчеркивает ее".
Так, в приведенном стихотворении соотносятся разные значения слова "земля". Во второй строфе. Которая выделяется концентрацией сходных семантических признаков (прием, характерный для Ахматовой), подчеркиваемой звуковыми повторами, взаимодействуют два значения слова "прах": "пыль, в которую превращают землю, размельчая, раздробляя, рассыпая ее" ("И мы мелем, и месим, и крошим…"), и "останки всех тех, кто покоится в родной земле, в которую предстоит лечь и нам". Взаимодействуют здесь и ассоциативные "приращения смысла" у слов "мелем", "месим", "крошим", "прах", возникающие в тексте и усиливающие семантическую емкость строфы. Образный ряд, основанный на первом значении слова "прах", подчеркнуто снижен и связан с мотивом бренности. Избегая риторики. Ахматова в качестве источника образности обращается к бытовым реалиям и явлениям ("грязь на колошах", "хруст на зубах"), обозначения которых сближены выразительными звуковыми повторами. Образный ряд, построенный на втором значении слова "прах", напротив, характеризуется высоким эмоционально-экспрессивным ореолом и связан с мотивом исторической памяти.
В позднем творчестве Ахматовой Родиной становится просто русская земля и все, что на ней находится. В патриотизме Ахматовой нет ни тени гордыни.
"Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чужих крыл, -
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был".
"Я не переставала писать стихи. Для меня в них - связь моя со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных", - скажет она потом.