Главная » 2 Распространение и сезон сбора » Василий Иванович Раков: биография.

Василий Иванович Раков: биография.



Р аков Василий Иванович – командир эскадрильи 57-го бомбардировочного авиационного полка (ВВС Балтийского флота) майор; командир 12-го гвардейского пикирующего бомбардировочного авиационного полка (8-я минно-торпедная авиационная дивизия, ВВС Балтийского флота), гвардии подполковник.

Родился 26 января (8 февраля) 1909 года в городе Санкт-Петербург. Русский. Детство и юность провёл в деревне Большое Кузнечково ныне Кувшиновского района Тверской области. В 1926 году окончил школу, в 1928 году – школу ФЗУ. Работал на лесозаводе.

В армии с декабря 1928 года. В 1929 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1930 году – Качинскую военную авиационную школу лётчиков, в 1931 году – Севастопольскую военную авиационную школу морских лётчиков. Служил в морской авиации (на Балтийском флоте), прошёл путь от лётчика до командира авиаотряда. В 1938 году окончил Липецкие высшие авиационные курсы усовершенствования. Командовал авиаэскадрильей (ВВС Балтийского флота).

Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов в должности командира эскадрильи 57-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (ВВС Балтийского флота). Утром 30 ноября 1939 года эскадрилья под его командованием нанесла удар по финской военной базе Сантахамина, расположенной на острове восточнее Хельсинки. После того, как во время одного из боевых вылетов был сбит бомбардировщик СБ младшего лейтенанта Курова, В.И.Раков организовал поиски экипажа. После их нахождения на льду Финского залива вылетел к ним на У-2, сумел приземлиться в сложных ледовых условиях и обеспечил посадку летающей лодки МБР-2, которая вывезла лётчиков. В.И.Раков неоднократно возглавлял группы для нанесения бомбовых ударов по скоплению вражеских войск и кораблям противника. Лично совершил несколько десятков боевых вылетов на бомбардировщике СБ.

За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 февраля 1940 года майору Ракову Василию Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 278).

После окончания советско-финляндской войны командовал полком (Ладожская военная флотилия), в апреле-декабре 1940 года – авиабригадой на Черноморском флоте. В январе 1942 года досрочно окончил Военно-морскую академию.

Участник Великой Отечественной войны с февраля 1942 года в должности командира 2-й морской авиационной бригады (ВВС Черноморского флота). В мае-июле 1942 – заместитель командира 3-й особой Севастопольской авиагруппы. До последнего дня участвовал в обороне Севастополя, был ранен.

В 1942-1943 годах готовил лётчиков в эвакуированном военно-морском училище имени С.А.Леванеского (посёлок Безенчук Куйбышевской области).

С мая 1943 года вновь на фронте в должности командира авиаэскадрильи 73-го (с января 1944 года – 12-го гвардейского) пикирующего бомбардировочного авиационного полка. В феврале-мае 1944 года – помощник командира 9-й штурмовой авиационной дивизии, в мае 1944-феврале 1945 – командир 12-го гвардейского пикирующего бомбардировочного авиационного полка. Воевал на Балтийском флоте, участвовал в обороне и снятии блокады Ленинграда, освобождении Карельского перешейка и Прибалтики. 16 июля 1944 года В.И.Раков вывел группу пикирующих бомбардировщиков своего полка вместе с группой 51-го минно-торпедного авиационного полка на цель – крейсер «Ниобе» в финском порту Котка. Совместным ударом пикирующих бомбардировщиков и топмачтовиков крейсер был уничтожен.

За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 года гвардии подполковник награждён второй медалью «Золотая Звезда» (№ 21/II).

Всего за годы войны совершил более 170 боевых вылетов на бомбардировщике Пе-2 и штурмовике Ил-2, участвовал в потоплении 12 кораблей и судов противника.

В феврале-апреле 1945 года – помощник командира дивизии пикирующих бомбардировщиков (ВВС Тихоокеанского флота). В 1946 году окончил ускоренный курс Военной академии Генштаба. В 1946-1948 годах командовал минно-торпедной дивизией (на Тихоокеанском флоте).

С ноября 1948 – на преподавательской работе в Военно-морской академии. В 1951 году заочно окончил Военный институт иностранных языков, в совершенстве овладел английским языком. Был заместителем начальника кафедры морской авиации (1948-1950), тактики ВВС (1950-1952), начальником кафедры тактики ВВС (1952-1959), кафедры авиации ВМФ (1959-1960), авиатехники, самолётовождения и боевого применения авиационного оружия (1960-1963), авиационной техники и оружия (1963-1970) на командном факультете академии. В 1970-1971 годах – профессор-консультант Учёного совета Военно-морской академии. За время работы в академии В.И.Раковым подготовлены десятки кандидатов и докторов наук, преподавателей высокой квалификации. С августа 1971 года генерал-майор авиации В.И.Раков – в запасе.

Жил в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Умер 28 декабря 1996 года. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Генерал-майор авиации (1958), доктор военно-морских наук (1967), профессор (1969). Награждён 2 орденами Ленина (1940, 1954), 3 орденами Красного Знамени (1943, 1944, 1949), орденами Отечественной войны 1-й степени (1985), Красной Звезды (1944), медалями, иностранными наградами. Почётный гражданин Санкт-Петербурга (1996).

Бронзовый бюст В.И.Ракова установлен в Санкт-Петербурге.

Сочинения:
Крылья над морем. Л., 1974;
Над морем и сушей. Л., 1984;
В авиации – моя жизнь. Л., 1988.

"С КУРСА НЕ СВОРАЧИВАТЬ..."

Во время Великой Отечественной войны Василий Иванович Раков водил на боевые задания тяжелые, нагруженные бомбами самолеты своей эскадрильи и днем и ночью.

Особенно ему запомнился первый боевой вылет.

Нам оказана высокая боевая честь, - сказал он летчикам, - уничтожить вражеский аэродром. Лететь нам далеко. Погода нелетная. Смелость и безошибочный расчет в действиях - вот что нам необходимо.

Брезжит рассвет. Над аэродромом низкая облачность, начался снегопад. Взлетела зеленая ракета. Взвихрив снег, поднялось первое звено. Следом второе, третье...

Видимость была настолько плохой, что Раков порою не различал машин своего первого звена. Они то появлялись, то скрывались в облаках и густом тумане. Снег пошел сильнее. Самолетам пришлось снизиться и лететь на высоте 30 - 40 метров. Особенно опасным оказался полет над заливом, где облака сливались с водой. Требовалось большое мастерство, чтобы держать высоту и не врезаться в залив. Это был риск смелый, но обоснованный.

Самолеты пересекли залив и, прижатые снежными облаками, бреющим полетом прошли над лесом. В районе цели облачность немного поднялась. Набрав высоту, Раков увидел аэродром: знакомый по карте островок, а на нем - мачты радиостанций, ангары, здания. Загорается красная лампочка, за ней - зеленая. Когда вспыхнет белая - "так держать!" - никакие отклонения от боевого курса невозможны. Вот уже и белые лампочки горят перед всеми командирами боевых машин. Раков первым сбросил груз и, развернувшись, стал наблюдать за работой своих ведомых. Он видит, как, столб огня, дыма и обломков подымается над ангаром - прямое попадание! В черном дыме взлетает на воздух и второй ангар. Рушится мачта радиостанции. Взрывы следуют один за другим. Накрыть! бомбами и главные сооружения аэродрома.

Враг, как и предполагал Раков, был застигнут врасплох. Он не ожидал налета в такую непогоду. Зенитки стали вести огонь уже вслед уходившим советским самолетам после того, как на земле отгрохотали разрывы бомб. Сомкнутым строем, без потерь возвращались балтийцы домой.

Капитан Раков служил для летчиков примером мужества и стойкости. Однажды он получил особенно сложное задание: совершить глубокий рейд и разбомбить один из крупных приморских объектов. Раков прошел над морскими зимними просторами, точно вышел на цель и обрушился на врага. Но отважных летчиков встретил шквал огня. Они набрали высоту. Снаряды густо ложились вокруг них. Однако цель уже дана штурманом, и Раков по-прежнему держит боевой курс. Строго выдержать курс, скорость и высоту - непременное условие прицельного бомбометания. Вдруг левый мотор его машины резко затрясло. "Подбит, - подумал он, - только бы не пожар! Ведь бомбы еще не сброшены, а цель осталась позади". Вот тут и сказался летный характер. Раков выключает левый мотор и под сильным огнем зениток на высоте 300 - 400 метров вновь ложится на боевой курс и идет на цель. Командир должен точно сбросить свой груз; Ведь по его расчетам будут бомбить остальные! Штурман сбрасывает наконец бомбы на вражеский корабль. Вслед за Раковым бомбит его эскадрилья. Теперь можно возвращаться!

К машине командира пристраиваются остальные, Но летчикам, чтобы не обогнать командира, приходится идти на неполных оборотах. Раков с беспокойством смотрит на, часы. До аэродрома еще далеко. Если машины будут держаться за ним, они до вечера не успеют вернуться. А посадка в темноте на их маленьком аэродроме опасна. После короткого раздумья командир отдает по радио приказ: "Всем самолетам оставить меня и идти на аэродром. Я дойду один". Самолеты проходят вперед, но стараются не терять командира из виду - им трудно оставить его над неприятельской территорией с подбитым мотором. Но командир еще раз подтверждает свой приказ: "Всем идти на аэродром". Самолеты скрываются. Машина Ракова идет одна в густых облаках. Кабина покрывается льдом. И только через полтора часа полета летчик совершил посадку.

В заимная выручка и товарищеская поддержка - неписаный воинский закон, свято соблюдавшийся летчиками.

Как-то в бою была серьезно повреждена одна из машин. Ее не оставили. Шли сомкнуто, молча, как бы поддерживая на своих крыльях подбитого. Попавший в беду летчик видел этот железный товарищеский строй, видел рядом Ракова и шел из последних сил. Так и вернулись на аэродром.

Был случай, когда во время воздушного боя горящий самолет младшего лейтенанта Курочкина, преследуемый вражескими истребителями, исчез. Раков вывел самолеты из боя. Но что с Курочкиным? Прошли томительные минуты. И вот радист передал ему записку: "Задание выполнено. Самолет горит. Сбил два неприятельских самолета. Курочкин". Значит, не погиб смелый летчик! И командир решает начать его поиски. Но найти его удалось не сразу. Сначала в ледяной безбрежной пустыне обнаружили полусгоревший, дымившийся самолет, а затем - и экипаж Курочкина. Три человека стояли около разводья и махали шлемами. Раков спустился, присмотрелся и увидел, что тяжелый самолет посадить нельзя. Тогда он сбросил вымпел: "Ждите. Скоро буду" - и улетел. Через некоторое время он вернулся на учебном самолете и спас товарищей.

...С вои глубокие знания, боевой опыт, новаторские приемы в тактике бомбардировочной авиации он со свойственным ему педагогическим даром передавал молодым пилотам. Раков отличался особым умением воспитывать в них отвагу, решительность и хладнокровие - качества, столь необходимые в боевой обстановке.

Учеников Василия Ивановича можно было встретить на всех фронтах. Но особенно много летчиков он обучил в дни Великой Отечественной войны на Балтике. Зачастую они сражались рядом, крыло к крылу со своим учителем.

Его храбрость, настойчивость и воля к победе при выполнении боевых заданий служили образцом для подчиненных... Требовалось нанести бомбовый удар по железнодорожной станции, где скопилось много техники противника. Погода была скверная. На выполнение этого трудного задания вылетела группа самолетов во главе с Раковым. Гвардейцы пробились сквозь завесу зенитного огня. Раков первым подошел к станции и с поразительной точностью сбросил на цель бомбовый груз, Уверенно действовали и его ведомые. Горели эшелоны, была объята огнем станция. Но и в машину командира попал снаряд. Она стала плохо управляема и вот-вот могла свалиться в штопор. Большим напряжением воли и сил Раков удерживал ее и продолжал руководить действиями летчиков. И только после того, как убедился, что железнодорожная станция разрушена, а воинские эшелоны разбиты, ушел от цели.

В 1943 году Раков успешно бомбил вражеские артиллерийские батареи, взрывал склады с боеприпасами и горючим, пускал под откос воинские эшелоны, выводил из строя железнодорожные станции и мосты.

Однако чаще всего эскадрилья майора Ракова вылетала на уничтожение вражеских дальнобойных артиллерийских батарей, обстреливавших Ленинград. Эти батареи противник тщательно маскировал. Когда наши самолеты поднимались в воздух, фашисты прекращали огонь. Это облегчало положение города, но усложняло задачу летчиков. Иной раз приходилось делать два-три захода на цель, прежде чем удавалось обнаружить ее и сбросить бомбы.

Однажды перед ним была поставлена такая задача: группе в составе двух звеньев в условиях плохой видимости, при недостаточной для атаки с пикирования высоте облачности нанести внезапный бомбовый удар по вражескому командному пункту.

Учитывая обстановку, Раков подготовил два варианта атаки цели: с крутого и пологого пикирования. Второй вариант не обеспечивал снайперского попадания бомб в цель, поэтому командир основной расчет для себя делал на атаку с крутого пикирования. Риск был велик, но цель стоила того.

Подвесьте мне три пятисотки, остальным - по две! - приказал он техническому составу.

Когда шестерка самолетов поднялась в воздух, Раков убедился в сложности обстановки.

Второй вариант! - передал он по радио ведомым. Сам же решил атаковать цель с крутого пикирования.

Противник тщательно маскировался. Ведущий знал, что командный пункт находился под землей. Автомашины к нему близко не подъезжали, а останавливались вдали, в укрытии. Далее к КП вели тропинки, а потом и они резко обрывались.

Не обманете, тут у вас маскировочная сеть, - подумал Раков, когда с трудом разглядел такую картину. Именно на этот белый участок, лишенный всяких следов, он и направил свой самолет.

Рассчитав момент ввода в пикирование, командир эскадрильи энергично отжал штурвал. Самолет почти отвесно пошел к земле. На прицеливание были затрачены буквально мгновения.

В самую точку положили! - возбужденно доложил штурман Давыдов, когда самолет был выведен из пикирования у самой земли.

Ведомые, следуя указанию командира, последовательно атаковали цель с пологого пикирования. Задание командования было выполнено.

В январе 1944 года началась подготовка к наступлению. На долю летчиков выпала задача помочь наземным частям преодолеть сопротивление врага и разгромить его у стен Ленинграда.

В.И. Раков со своими летчиками участвовал в ожесточенных боях в районе Синявина, Мги, Красногвардейска, Кингисеппа. На ПЕ-2 он неоднократно летал на бомбежку артиллерийских батарей, варварски обстреливавших Ленинград. Экипажи пикировщиков под его командованием смело расчищали путь наступавшей пехоте. С земли часто передавали: "Молодцы! Действуете отлично".

В руках Ракова ПЕ-2 из бомбардировщика нередко превращался в штурмовик. Наши сухопутные войска в районе Ропши, Волосова и Елизаветина не раз наблюдали, как пилотируемый Раковым самолет устремлялся в пике, летчик сбрасывал бомбовый груз, а затем на бреющем полете обстреливал гитлеровцев из пулемета.

Очень трудным оказался налет на железнодорожный мост за Нарвой. К пикировщикам с земли отовсюду тянулись белесые трассы. Но с боевого курса сворачивать уже было нельзя. Раков и на этот раз остался верен своему правилу и сбросил бомбы на цель, лишь снизившись до предела.

Позднее летевшие сзади командира пилоты рассказывали ему:

Одна ваша бомба упала на мост, другая - у самых устоев на полотне дороги. Взрывы взметнулись очень высоко. Мы подумали, что вы взорвались. Но смотрим - летите!

Однако пикировщик Ракова был настолько искалечен, что штурман ожидал команды покинуть самолет. Только хладнокровие, выносливость, мастерское управление помогли Ракову дотянуть до своей территории и посадить самолет на своем аэродроме.

В июне 1944 года В.И. Раков был назначен командиром гвардейского авиационного полка пикирующих бомбардировщиков. Вооруженный богатым опытом, он с присущей ему энергией взялся за повышение боевой выучки летчиков.

Об одном из наиболее выдающихся подвигов В.И. Ракова в официальном документе того времени говорится: "16.7.44 г. гвардии подполковник Раков, преодолевая сильный заградительный огонь зенитной артиллерии, с группой самолетов пробился к цели в военно-морскую базу Котка и точным бомбовым ударом с пикирования потопил вражеский броненосец береговой обороны".

Фашисты, когда им пришлось туго на побережье Финского залива; решили ввести в действие крейсер противовоздушной обороны "Ниобе" . Своей артиллерией он должен был поддержать потрепанные в боях сухопутные части. Но поправить дела на фронте с помощью броненосца гитлеровцам не удалось. Раков долго охотился за "Ниобе". И вот стало известно, что корабль прибыл в военно-морскую базу. Наконец-то! В приподнятом настроении, с твердой решимостью во что бы то ни стало потопить броненосец, Раков вылетел во главе 28 пикирующих бомбардировщиков. Одновременно с их вылетом группа "лавочкиных" блокировала соседний с базой вражеский аэродром, чтобы авиация гитлеровцев не могла помешать бомбовому удару по кораблю.

Ракову была известна система огневой защиты вражеского порта, над которым он не раз летал. Он предвидел, что встретит труднопреодолимую стену заградительного огня, и заранее подготовился к этому. Машины поднялись в воздух. Передовое звено гвардейцев повел сам Василий Иванович. Ему предстояло первому сбросить бомбы и сбросить так, чтобы накрыть броненосец, иначе могли бы оказаться безрезультатными все последующие атаки пикировщиков.

Вскоре показалась знакомая панорама порта. Командир по радио приказал: "Приготовиться к атаке!" Самолеты легли на боевой курс. Враг открыл бешеный орудийный и автоматный огонь со всех береговых батарей, прикрывавших базу. Ожесточенная стрельба велась и зенитными орудиями броненосца. К самолетам протянулись огненные трассы. Черные шапки разрывов повисли в небе. Но тщетны были усилия врага! Прорвав огневую завесу, Раков уверенно повел гвардейцев прямо на цель. С первого захода звено Ракова накрыло броненосец бомбами, и он перестал стрелять. Второе звено летчиков, которых вел в атаку гвардии майор Пономаренко, метким попаданием двух бомб окончательно решило судьбу корабля. "Ниобе" загорелся, через несколько минут последовал сильнейший взрыв. Окутанный дымом и объятый пламенем броненосец накренился и начал тонуть. Около 300 гитлеровцев вместе с кораблем нашли себе могилу на дне моря.

При выполнении этого задания отличились также гвардейцы, которых вели в бой гвардии капитан Усенко и командиры звеньев Аносов и Калашников.

О славных делах В.И. Ракова и его летчиков советский народ не раз узнавал затем из сводок Совинформбюро.

Так, 19 сентября 1944 года летчики под командованием Ракова нанесли массированный удар по одной из военно-морских баз, по военным кораблям и транспортам, занимавшимся перевозками в Прибалтике. В то время гитлеровское командование стремилось всеми силами удержать порты в Прибалтике, через которые еще могла осуществляться связь между Германией и группировкой войск в Латвии и Эстонии.

Самолеты, ведомые гвардии полковником Раковым, уже на подходе к цели встретили сильное сопротивление. Помимо зенитного огня район прикрывался вражеской авиацией. Однако балтийские соколы прорвались к судам, стоявшим на базе, и нанесли точный бомбовый удар. В результате этого налета гитлеровцы потеряли три транспорта и три подводные лодки. Кроме того, были серьезно повреждены два транспорта, разрушены многие портовые сооружения - склады, пирсы и плавучий док. В разыгравшихся при этом воздушных боях наши истребители сбили 19 самолетов противника...

За годы войны совершил более 170 боевых вылетов на бомбардировщике Пе-2 и штурмовике Ил-2, участвовал в потоплении 12 кораблей и судов противника.

Раков Василий Иванович – командир эскадрильи 57-го бомбардировочного авиационного полка (ВВС Балтийского флота), майор; командир 12-го гвардейского пикирующего бомбардировочного авиационного полка (8-я минно-торпедная авиационная дивизия, ВВС Балтийского флота). Генерал-майор авиации, доктор военно-морских наук, профессор. Дважды Герой Советского Союза.

Родился 26 января (8 февраля) 1909 года в городе Санкт-Петербург. Русский. Детство и юность провёл в деревне Большое Кузнечково ныне Кувшиновского района Тверской области. В 1926 году окончил школу, в 1928 году – школу ФЗУ. Работал на лесозаводе.

В Красной армии с декабря 1928 года. В 1929 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1930 году – Качинскую военную авиационную школу лётчиков, в 1931 году – Севастопольскую военную авиационную школу морских лётчиков. Служил в морской авиации (на Балтийском флоте), прошёл путь от лётчика до командира авиаотряда. В 1938 году окончил Липецкие высшие авиационные курсы усовершенствования.

Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов в должности командира эскадрильи 57-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (ВВС Балтийского флота). Утром 30 ноября 1939 года эскадрилья под его командованием нанесла удар по финской военной базе Сантахамина, расположенной на острове восточнее Хельсинки. После того, как во время одного из боевых вылетов был сбит бомбардировщик СБ младшего лейтенанта Курова, В.И.Раков организовал поиски экипажа. После их нахождения на льду Финского залива вылетел к ним на У-2, сумел приземлиться в сложных ледовых условиях и обеспечил посадку летающей лодки МБР-2, которая вывезла лётчиков.

В.И.Раков неоднократно возглавлял группы для нанесения бомбовых ударов по скоплению вражеских войск и кораблям противника. Лично совершил несколько десятков боевых вылетов на бомбардировщике СБ.

За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 февраля 1940 года майору Ракову Василию Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В январе 1942 года досрочно окончил Военно-морскую академию.

Участник Великой Отечественной войны с февраля 1942 года в должности командира 2-й морской авиационной бригады (ВВС Черноморского флота). В мае-июле 1942 – заместитель командира 3-й особой Севастопольской авиагруппы. До последнего дня участвовал в обороне Севастополя, был ранен.

В 1942-1943 годах готовил лётчиков в эвакуированном военно-морском училище имени С.А.Леванеского (посёлок Безенчук Куйбышевской области).

С мая 1943 года вновь на фронте в должности командира авиаэскадрильи 73-го пикирующего бомбардировочного авиационного полка. В феврале-мае 1944 года – помощник командира 9-й штурмовой авиационной дивизии, в мае 1944-феврале 1945 – командир 12-го гвардейского пикирующего бомбардировочного авиационного полка. Воевал на Балтийском флоте, участвовал в обороне и снятии блокады Ленинграда, освобождении Карельского перешейка и Прибалтики. 16 июля 1944 года В.И.Раков вывел группу пикирующих бомбардировщиков своего полка вместе с группой 51-го минно-торпедного авиационного полка на цель – крейсер «Ниобе» в финском порту Котка. Совместным ударом пикирующих бомбардировщиков и топмачтовиков крейсер был уничтожен.

За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 года гвардии подполковник Раков Василий Иванович награждён второй медалью «Золотая Звезда».

Всего за годы войны совершил более 170 боевых вылетов на бомбардировщике Пе-2 и штурмовике Ил-2, участвовал в потоплении 12 кораблей и судов противника.

О славных делах В.И. Ракова и его летчиков советский народ не раз узнавал затем из сводок Совинформбюро. Так, 19 сентября 1944 года летчики под командованием Ракова нанесли массированный удар по одной из военно-морских баз, по военным кораблям и транспортам, занимавшимся перевозками в Прибалтике. В то время гитлеровское командование стремилось всеми силами удержать порты в Прибалтике, через которые еще могла осуществляться связь между Германией и группировкой войск в Латвии и Эстонии. Самолеты, ведомые гвардии полковником Раковым, уже на подходе к цели встретили сильное сопротивление. Помимо зенитного огня район прикрывался вражеской авиацией. Однако балтийские соколы прорвались к судам, стоявшим на базе, и нанесли точный бомбовый удар. В результате этого налета гитлеровцы потеряли три транспорта и три подводные лодки. Кроме того, были серьезно повреждены два транспорта, разрушены многие портовые сооружения - склады, пирсы и плавучий док. В разыгравшихся при этом воздушных боях наши истребители сбили 19 самолетов противника...

В феврале-апреле 1945 года В.И. Раков – помощник командира дивизии пикирующих бомбардировщиков (ВВС Тихоокеанского флота). В 1946 году окончил ускоренный курс Военной академии Генштаба. В 1946-1948 годах командовал минно-торпедной дивизией (на Тихоокеанском флоте).

С ноября 1948 – на преподавательской работе в Военно-морской академии. В 1951 году заочно окончил Военный институт иностранных языков, в совершенстве овладел английским языком. Был заместителем начальника кафедры морской авиации, тактики ВВС, начальником кафедры тактики ВВС, кафедры авиации ВМФ, авиатехники, самолётовождения и боевого применения авиационного оружия, авиационной техники и оружия на командном факультете академии. В 1970-1971 годах – профессор-консультант Учёного совета Военно-морской академии. За время работы в академии В.И.Раковым подготовлены десятки кандидатов и докторов наук, преподавателей высокой квалификации. С августа 1971 года генерал-майор авиации В.И.Раков – в запасе.

СССР Род войск Годы службы Звание

: неверное или отсутствующее изображение

Сражения/войны Награды и премии

Василий Иванович Раков ( -) - лётчик, дважды Герой Советского Союза , генерал-майор авиации (1949). Автор книг: «Крылья над морем», «Над морем и сушей», «В авиации - моя жизнь».

Биография

Родился в семье служащего. Детство и юность провёл в деревне Большое Кузнечково, ныне Кувшинского района Тверской области . Окончил среднюю школу и школу ФЗУ.

он любил появляться над ними из-за леса, со стороны глубокого тыла, и самое имя его вошло в лозунг балтийских лётчиков: «Будем гада всякого бомбить не хуже Ракова».

- Соболев Л. Третье поколение (Из фронтовых записей), ч. II // . - М .: Высшая школа, 1983. - 472 с.

7 февраля 1940 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 278).

Бронзовый бюст установлен на Аллее Героев Московского парка Победы в Санкт-Петербурге.

Источники

. Сайт «Герои Страны ».

  • Использованы материалы «Советской военной энциклопедии » .
  • Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов . - М .: Воениздат , 1988. - Т. 2 /Любов - Ящук/. - 863 с. - 100 000 экз. - ISBN 5-203-00536-2 .

Напишите отзыв о статье "Раков, Василий Иванович"

Отрывок, характеризующий Раков, Василий Иванович

«Ежели она подойдет прежде к своей кузине, а потом к другой даме, то она будет моей женой», сказал совершенно неожиданно сам себе князь Андрей, глядя на нее. Она подошла прежде к кузине.
«Какой вздор иногда приходит в голову! подумал князь Андрей; но верно только то, что эта девушка так мила, так особенна, что она не протанцует здесь месяца и выйдет замуж… Это здесь редкость», думал он, когда Наташа, поправляя откинувшуюся у корсажа розу, усаживалась подле него.
В конце котильона старый граф подошел в своем синем фраке к танцующим. Он пригласил к себе князя Андрея и спросил у дочери, весело ли ей? Наташа не ответила и только улыбнулась такой улыбкой, которая с упреком говорила: «как можно было спрашивать об этом?»
– Так весело, как никогда в жизни! – сказала она, и князь Андрей заметил, как быстро поднялись было ее худые руки, чтобы обнять отца и тотчас же опустились. Наташа была так счастлива, как никогда еще в жизни. Она была на той высшей ступени счастия, когда человек делается вполне доверчив и не верит в возможность зла, несчастия и горя.

Пьер на этом бале в первый раз почувствовал себя оскорбленным тем положением, которое занимала его жена в высших сферах. Он был угрюм и рассеян. Поперек лба его была широкая складка, и он, стоя у окна, смотрел через очки, никого не видя.
Наташа, направляясь к ужину, прошла мимо его.
Мрачное, несчастное лицо Пьера поразило ее. Она остановилась против него. Ей хотелось помочь ему, передать ему излишек своего счастия.
– Как весело, граф, – сказала она, – не правда ли?
Пьер рассеянно улыбнулся, очевидно не понимая того, что ему говорили.
– Да, я очень рад, – сказал он.
«Как могут они быть недовольны чем то, думала Наташа. Особенно такой хороший, как этот Безухов?» На глаза Наташи все бывшие на бале были одинаково добрые, милые, прекрасные люди, любящие друг друга: никто не мог обидеть друг друга, и потому все должны были быть счастливы.

На другой день князь Андрей вспомнил вчерашний бал, но не на долго остановился на нем мыслями. «Да, очень блестящий был бал. И еще… да, Ростова очень мила. Что то в ней есть свежее, особенное, не петербургское, отличающее ее». Вот всё, что он думал о вчерашнем бале, и напившись чаю, сел за работу.
Но от усталости или бессонницы (день был нехороший для занятий, и князь Андрей ничего не мог делать) он всё критиковал сам свою работу, как это часто с ним бывало, и рад был, когда услыхал, что кто то приехал.
Приехавший был Бицкий, служивший в различных комиссиях, бывавший во всех обществах Петербурга, страстный поклонник новых идей и Сперанского и озабоченный вестовщик Петербурга, один из тех людей, которые выбирают направление как платье – по моде, но которые по этому то кажутся самыми горячими партизанами направлений. Он озабоченно, едва успев снять шляпу, вбежал к князю Андрею и тотчас же начал говорить. Он только что узнал подробности заседания государственного совета нынешнего утра, открытого государем, и с восторгом рассказывал о том. Речь государя была необычайна. Это была одна из тех речей, которые произносятся только конституционными монархами. «Государь прямо сказал, что совет и сенат суть государственные сословия; он сказал, что правление должно иметь основанием не произвол, а твердые начала. Государь сказал, что финансы должны быть преобразованы и отчеты быть публичны», рассказывал Бицкий, ударяя на известные слова и значительно раскрывая глаза.
– Да, нынешнее событие есть эра, величайшая эра в нашей истории, – заключил он.
Князь Андрей слушал рассказ об открытии государственного совета, которого он ожидал с таким нетерпением и которому приписывал такую важность, и удивлялся, что событие это теперь, когда оно совершилось, не только не трогало его, но представлялось ему более чем ничтожным. Он с тихой насмешкой слушал восторженный рассказ Бицкого. Самая простая мысль приходила ему в голову: «Какое дело мне и Бицкому, какое дело нам до того, что государю угодно было сказать в совете! Разве всё это может сделать меня счастливее и лучше?»
И это простое рассуждение вдруг уничтожило для князя Андрея весь прежний интерес совершаемых преобразований. В этот же день князь Андрей должен был обедать у Сперанского «en petit comite«, [в маленьком собрании,] как ему сказал хозяин, приглашая его. Обед этот в семейном и дружеском кругу человека, которым он так восхищался, прежде очень интересовал князя Андрея, тем более что до сих пор он не видал Сперанского в его домашнем быту; но теперь ему не хотелось ехать.

8. 2. 1909 - 28. 12. 1996

Раков Василий Иванович - командир эскадрильи 57-го бомбардировочного авиационного полка (ВВС Балтийского флота) майор; командир 12-го гвардейского пикирующего бомбардировочного авиационного полка (8-я минно-торпедная авиационная дивизия, ВВС Балтийского флота), гвардии подполковник.

Родился 26 января (8 февраля) 1909 года в городе Санкт-Петербург. Русский. Детство и юность провёл в деревне Большое Кузнечково ныне Кувшиновского района Тверской области. В 1926 году окончил школу, в 1928 году - школу ФЗУ. Работал на лесозаводе.

В армии с декабря 1928 года. В 1929 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1930 году - Качинскую военную авиационную школу лётчиков, в 1931 году - Севастопольскую военную авиационную школу морских лётчиков. Служил в морской авиации (на Балтийском флоте), прошёл путь от лётчика до командира авиаотряда. В 1938 году окончил Липецкие высшие авиационные курсы усовершенствования. Командовал авиаэскадрильей (ВВС Балтийского флота).

Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов в должности командира эскадрильи 57-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (ВВС Балтийского флота). Утром 30 ноября 1939 года эскадрилья под его командованием нанесла удар по финской военной базе Сантахамина, расположенной на острове восточнее Хельсинки. После того, как во время одного из боевых вылетов был сбит бомбардировщик СБ младшего лейтенанта Курова, В.И.Раков организовал поиски экипажа. После их нахождения на льду Финского залива вылетел к ним на У-2, сумел приземлиться в сложных ледовых условиях и обеспечил посадку летающей лодки МБР-2, которая вывезла лётчиков. В.И.Раков неоднократно возглавлял группы для нанесения бомбовых ударов по скоплению вражеских войск и кораблям противника. Лично совершил несколько десятков боевых вылетов на бомбардировщике СБ.

За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 февраля 1940 года майору Ракову Василию Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 278).

После окончания советско-финляндской войны командовал полком (Ладожская военная флотилия), в апреле-декабре 1940 года - авиабригадой на Черноморском флоте. В январе 1942 года досрочно окончил Военно-морскую академию.

Участник Великой Отечественной войны с февраля 1942 года в должности командира 2-й морской авиационной бригады (ВВС Черноморского флота). В мае-июле 1942 - заместитель командира 3-й особой Севастопольской авиагруппы. До последнего дня участвовал в обороне Севастополя, был ранен.

В 1942-1943 годах готовил лётчиков в эвакуированном военно-морском училище имени С.А.Леванеского (посёлок Безенчук Куйбышевской области).

С мая 1943 года вновь на фронте в должности командира авиаэскадрильи 73-го (с января 1944 года - 12-го гвардейского) пикирующего бомбардировочного авиационного полка. В феврале-мае 1944 года - помощник командира 9-й штурмовой авиационной дивизии, в мае 1944-феврале 1945 - командир 12-го гвардейского пикирующего бомбардировочного авиационного полка. Воевал на Балтийском флоте, участвовал в обороне и снятии блокады Ленинграда, освобождении Карельского перешейка и Прибалтики. 16 июля 1944 года В.И.Раков вывел группу пикирующих бомбардировщиков своего полка вместе с группой 51-го минно-торпедного авиационного полка на цель - крейсер «Ниобе» в финском порту Котка. Совместным ударом пикирующих бомбардировщиков и топмачтовиков крейсер был уничтожен.

За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 года гвардии подполковник Раков Василий Иванович награждён второй медалью «Золотая Звезда» (№ 21/II).

Всего за годы войны совершил более 170 боевых вылетов на бомбардировщике Пе-2 и штурмовике Ил-2, участвовал в потоплении 12 кораблей и судов противника.

В феврале-апреле 1945 года - помощник командира дивизии пикирующих бомбардировщиков (ВВС Тихоокеанского флота). В 1946 году окончил ускоренный курс Военной академии Генштаба. В 1946-1948 годах командовал минно-торпедной дивизией (на Тихоокеанском флоте).

С ноября 1948 - на преподавательской работе в Военно-морской академии. В 1951 году заочно окончил Военный институт иностранных языков, в совершенстве овладел английским языком. Был заместителем начальника кафедры морской авиации (1948-1950), тактики ВВС (1950-1952), начальником кафедры тактики ВВС (1952-1959), кафедры авиации ВМФ (1959-1960), авиатехники, самолётовождения и боевого применения авиационного оружия (1960-1963), авиационной техники и оружия (1963-1970) на командном факультете академии. В 1970-1971 годах - профессор-консультант Учёного совета Военно-морской академии. За время работы в академии В.И.Раковым подготовлены десятки кандидатов и докторов наук, преподавателей высокой квалификации. С августа 1971 года генерал-майор авиации В.И.Раков - в запасе.

Жил в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Умер 28 декабря 1996 года. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Генерал-майор авиации (1958), доктор военно-морских наук (1967), профессор (1969). Награждён 2 орденами Ленина (1940, 1954), 3 орденами Красного Знамени (1943, 1944, 1949), орденами Отечественной войны 1-й степени (1985), Красной Звезды (1944), медалями, иностранными наградами. Почётный гражданин Санкт-Петербурга (1996).

Бронзовый бюст В.И.Ракова установлен в Санкт-Петербурге.

Родился 8 aевраля 1909 года в деревне Большое Кузнечково, ныне Кувшиновского района Калининской области, в семье служащего. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. С 1928 года в Военно-Морском Флоте. В 1929 году окончил военно-теоретическую школу лётчиков, в 1931 году военную школу морских лётчиков.

Участник Советско-Финляндской войны 1939-1940 годов. За мужество и отвагу, проявленные при выполнении боевых заданий, командиру эскадрильи 57-го бомбардировочного авиационного полка (ВВС Балтийского флота) майору В. И. Ракову 7 февраля 1940 года было присвоено звание Героя Советского Союза. Затем учился в Военно-Морской академии, которую окончил в 1942 году.

В Великую Отечественную войну командовал морской авиабригадой, 3-й особой Севастопольской авиагруппой, был помощником командира 9-й ШАД и командиром 12-го ГвПБАП.

К июлю 1944 года командир 12-го Гвардейского бомбардировочного авиационного полка (8-я минно-торпедная авиационная дивизия, ВВС Балтийского флота) Гвардии подполковник В. И. Раков совершил 68 боевых вылетов, принимал участие в потоплении броненосца береговой обороны противника. 22 июля 1944 года награждён второй медалью "Золотая Звезда". К концу войны выполнил 170 успешных болевых вылетов, участвовал в потоплении 12 кораблей противника, включая крейсер ПВО "Ниобе".

После войны командовал авиационным соединением, в 1946 году окончил Военную академию Генерального штаба. Доктор военно-морских наук (1967 год). До 1971 года на преподавательской работе в Военно-Морской академии. С 1971 года генерал-майор авиации В. И. Раков - в запасе. Жил в Ленинграде.

Награждён орденами: Ленина (дважды), Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями. Бронзовый бюст установлен в Ленинграде. Автор книг: "Крылья над морем", "Над морем и сушей", "В авиации - моя жизнь".

* * *

Василию Ивановичу Ракову ещё при жизни в Ленинграде был поставлен памятник. Таков уж порядок - на родине награждённого двумя "Золотыми Звёздами" устанавливается его бронзовый бюст. А родина Ракова - Ленинград. Популярность Ракова среди балтийских лётчиков была очень высока. Но не лёгким путём пришёл он к славе.

Собирая материалы о воспитанниках советской системы профтехобразования, журналисту С. А. Андрееву пришлось прочитать не одну сотню книг о Героях, выпущенных центральными и местными издательствами. Работая с книгой ленинградцев Ф. Самойлова и В. Лоншина "Аллея Героев", он узнал, что 2 выпускника школ ФЗУ Ленинграда - В. М. Голубев и В. И. Раков - удостоены звания Героя Советского Союза дважды и в ознаменование их ратных подвигов в Московском парке Победы установлены бронзовые бюсты. У московского книголюба Владимира Николаевича Кирпичкова, рабочего Лосиноостровского завода строительных материалов и конструкций, создавшего уникальное собрание литературы о Героях Советского Союза, ему посчастливилось раздобыть домашний адрес В. И. Ракова, с которым он переписывался. Через несколько дней прославленному лётчику было отправлено письмо, в котором выражалась просьба рассказать о своём жизненном пути. Вскоре от Василия Ивановича пришёл ответ:

"Да, действительно, свой трудовой и жизненный путь я начал именно с ФЗУ, поступив в него в начале осени 1926 года. Называлось оно ФЗУ Древтреста и помещалось в Ленинграде на Васильевском острове, на 11-й линии, дом 66. Сейчас там помещается (вернее, осталась) только фабрика, но уже другого профиля.

О самой учёбе в ФЗУ у меня сохранились самые, благодарные воспоминания, так как оно позволило мне повысить свои знания и впоследствии успешно сдать экзамены в Военную школу лётчиков. Директором ФЗУ был Богданов. Последняя встреча с ним у меня была в марте 1940 года на райпартконференции. Встреча тёплая. Он с восторгом представил меня окружавшим его знакомым делегатам как выпускника ФЗУ. Должен упомянуть ещё фамилию Смородинова, секретаря парторганизации, члена партии с дореволюционным стажем, участника Гражданской войны. Секретарем комсомольской ячейки был недавний выпускник этого ФЗУ, член Василеостровского райкома комсомола Багров. Это те люди, которые давали мне путёвку в жизнь. С этими товарищами мои встречи на жизненном пути закончились в 1928 году".

Осенью 1917 года, когда Василию пошёл 8-й год, родители отдали его в гимназию. Но носить серую гимназическую шинель и фуражку ему не пришлось. Да и в гимназии, вскоре ставшей трудовой школой, проучился он недолго. Очень уж тяжёлой становилась в Петрограде жизнь; нечего было делать отцу в торговом порту. Торговля с заграницей прекратилась. И, как многие, семья Раковых подалась в деревню, откуда родом были отец и мать.

Есть в биографии Василия Ивановича Ракова одна неточность: числят его своим уроженцем как Ленинград, так и Калининская область, и об этом свидетельствуют разночтения в документах о Герое. Странно? Да нет. До революции трудовой люд, пришедший на заработки из деревни в город, продолжал числиться в крестьянах. "Крестьянин Тверской губернии, деревни Большое Кузнечково", - значилось в паспорте отца Ракова, хотя он уже давно жил в Петербурге и работал рабочим в торговом порту. Крестьянином той же губернии и той же деревни полагалось числить и сына. В 1909 году, через 4 дня после рождения, его повезли в деревню. Там он был крещён, наречён Василием и записан в церковную книгу. Затем мать вместе с ним вернулась в Петербург.

Возвратившись в деревню, отец Василия, питерский рабочий, стал работать заведующим отделом народного образования в своей волости, затем председателем исполкома. Василий учился в сельской школе. В 1923 году, едва ему исполнилось 14 лет, он вступил в ячейку комсомола; потом стал её секретарём.

В 1925 году Раковы вернулись в Ленинград. Василий поступил в школу ФЗУ. После окончания школы работал на лесозаводе.

В конце лета 1928 года Василий Раков получает путёвку комсомола в Военно - теоретическую школу Военно - Воздушных Сил РККА.

По её окончании его направляют из Ленинграда в 1-ю Военную школу лётчиков на Каче, а затем в Военную школу морских лётчиков, находившуюся в Севастополе.

Пройдя в течение 4-х месяцев на самолёте МР-1 те же упражнения, что и в Качинской школе, но над морем, весной 1931 года он получил назначение в Ленинград, на Балтику, и начал службу младшим лётчиком 62-го отдельного авиаотряда.

Быстро летели годы службы. Отряд, в котором служил Василий, "бомбил" и "стрелял", строем летал ночью и в облаках. Служба шла своим чередом. Ещё совсем недавно молодой лётчик набирался опыта, становился мастером лётной боевой работы. В 1936 году В. И. Раков окончил Высшие авиационные курсы усовершенствования ВВС РККА в Липецке. В этой школе обучались в основном командиры отрядов, которые представлялись к назначению командирами эскадрилий. Школа давала знания, необходимые будущим комэскам.

После окончания школы Василий Раков был назначен командиром эскадрильи 57-го бомбардировочного полка ВВС Краснознамённого Балтийского флота, в составе которого участвовал в войне с белофиннами в 1939-1940 годах. О боевой работе лётчика в те дни газета "Ленинградская правда" рассказывала:

"...12 бомбардировщиков под командованием Ракова были снаряжены для нанесения удара по базе и морскому аэродрому. Низко над землёй висела тяжёлая гряда облаков, шёл снег, была плохая видимость. Самолёты взлетели на рассвете и на высоте 30 - 40 метров собрались и строем пошли к цели. Машины, шедшие в одном звене с Раковым, то появлялись, то снова скрывались в облаках и тумане. Условия полёта особенно осложнились над заливом. Облака сливались с водой, и требовалась большая точность, чтобы держать высоту, не врезаться в залив. Самолёты пересекли залив, а дальше, над сушей, вошли в полосу густых снежных зарядов и продолжали полёт низко над лесом.

На пути к цели облачность поднялась. Раков набрал высоту, стараясь держаться над кромкой облаков. Он издали увидел островок, знакомый по карте. В секунды, оставшиеся до удара, он рассмотрел мачты радиостанций, ангары и спуски гидросамолётов. Достигнув цели, он сбросил бомбы и, развернувшись со снижением, наблюдал за разрывами. Первый взрыв произошёл перед ангаром, второй - в середине ангара. Главные сооружения были накрыты двумя звеньями, а сзади шли новые самолёты, бомбы которых попали в средний и крайний ангары. Пока не отбомбили все звенья, Раков продолжал летать в районе цели, наблюдая за очагами взрывов и пожаров. Его расчёт на плохую погоду и в связи с этим на внезапность налёта оправдался полностью. Враг спохватился, когда на земле отгрохотали разрывы бомб зенитки стреляли вслед уже уходившим самолётам..."

В декабре 1939 года эскадрилья капитана В. И. Ракова уничтожила самолёты противника на аэродроме Сантахамина. При выполнении этого задания бомбардировщик, который вёл командир, был повреждён зенитно-пулемётным огнём. Вышел из строя левый мотор, но всё же Василий Раков не свернул с боевого курса. Проявив мужество и хладнокровие, лётчик нанёс точный бомбовый удар по вражескому аэродрому и только после этого повернул домой со своей эскадрильей.

14 января 1940 года командир 57-го авиационного полка подписал представление к награде Василия Ракова, а 7 февраля 1940 года Указом Президиума Верховного Совета СССР капитану В. И. Ракову было присвоено звание Героя Советского Союза.

После окончания войны с белофиннами В. И. Раков был помощником командира 57-го бомбардировочного авиаполка, в 1940 году командовал 62-й авиабригадой Краснознамённого Балтийского флота.

Великая Отечественная война застала В. И. Ракова слушателем Военно - Морской академии, которую он окончил в феврале 1942 года.

22 Февраля 1942 года, накануне Дня Советской Армии и Военно-Морского Флота, - рассказывал Василий Иванович, - я получил приказ, которого с нетерпением ждал. Наконец мне предстояло участвовать в боях. Меня назначили командиром 2-й морской авиационной бригады Черноморского флота... Учёба закончилась, я отправился на действующий флот.

Вскоре после ухода наших войск из Керчи он получил новое назначение - заместителем командующего Севастопольской авиационной группой.

Получив это назначение, Раков перелетел в Севастополь с частью гидросамолётов, входящих во 2-ю морскую авиационную бригаду.

Несмотря на свою должность, он по - прежнему старался летать, едва только выдавалась возможность.

Немецкие войска, рассчитывая захватить Севастополь к 1 ноября 1941 года, пытались с ходу овладеть городом. С 5 по 21 ноября 1941 года на подступах к Севастополю шли кровопролитные бои, но, все попытки врага прорваться к городу разбились о стойкость его защитников. К исходу 21 ноября противник, понеся огромные потери, вынужден был перейти к обороне. Лишь получив подкрепление, противник смог начать второе наступление на Севастополь 17 декабря 1941 года.

В декабрьских боях защитники города проявили несгибаемое мужество и беспримерный героизм.

После 5-месячного перерыва немецкое командование приняло решение во что бы то ни стало овладеть Севастополем. С этой целью была создана сильная группировка войск, насчитывающая более 200 000 солдат и офицеров. Героизм защитников Севастополя достиг апогея, но силы были слишком неравными. По решению Советского командования 4 июля 1942 года город был оставлен советскими войсками, но отдельные отряды сражались ещё до 9 июля. 250 дней продолжалась героическая оборона города.

Из Севастополя Раков улетел на одном из последних самолётов. Уходили черноморцы с одной думой - о возвращении и мести.

Василию Ракову воевать на Чёрном море больше не пришлось. Он был направлен в родные места - в Ленинград. Беззаветное служение Родине, высокое сознание долга, мужество и лётное мастерство позволили ему быстро выдвинуться в ряды лучших бомбардировщиков Балтики. Василий Иванович Раков проявил себя требовательным, взыскательным, но всегда уравновешенным, справедливым и культурным военачальником. Он терпеть не мог грубостей во взаимоотношениях с подчинёнными.



Пикирующий бомбардировщик Пе-2 В. И. Ракова, 1944 год.

Свыше 170 боевых вылетов совершил за годы Великой Отечественной войны Василий Раков. Его стремительный "Петляков" не раз появлялся над вражескими кораблями, базами, батареями. Там, где побывал Василий Раков, точно по цели ложились сброшенные им бомбы. Раков кропотливо изучал опыт войны, учил лётчиков Гвардейского полка, во главе которого поставила его Родина. Вот некоторые примеры боевой работы лётчика, которые взяты из наградных документов:

"9 октября 1943 года группа самолётов, ведомая Гвардии подполковником Раковым, произвела бомбовый удар по железнодорожному мосту в гор. Кингисепп. Отмечено прямое попадание в мост. Результат удара подтверждён фотоснимком.

1 февраля 1944 года в результате бомбоудара уничтожен железнодорожный эшелон и жилой дом на ст. Салдино. Результат подтверждён фотоснимком.

22 июня 1944 года группа, ведомая Гвардии подполковником Раковым, уничтожила тяжёлое оружие противника на острове Койвисто. Результат удара подтверждён фотоснимком.

20 июня 1944 года в результате бомбоудара по кораблям противника в районе острова Кирко-мансаари потоплен 1 ТР, 1 ТЩ, взорван склад с боеприпасами".

В любое время дня и ночи, в любую погоду Василий Иванович водил свой бомбардировочный полк на боевые задания. Нелётной погоды для него не существовало. Морской лётчик, он потопил 12 вражеских кораблей. С таким же мастерством бомбил железнодорожные эшелоны противника, его автоколонны, артиллерийские батареи. Однажды, во время бомбёжки железнодорожной станции, на которой скопилось много эшелонов с боевой техникой врага, в машину ведущего группы Василия Ракова попал зенитный снаряд. Но и на подбитом самолёте он выполнил боевое задание.


В начале 1944 года полк Ракова получил нелёгкое задание - разрушить железнодорожный мост, по которому враг подвозил к Ленинграду подкрепления. Каждый метр воздушного пространства над мостом простреливался зенитными установками. И всё же Раков с товарищами выполнили боевую задачу: мост был уничтожен...

В июле 1944 года воздушная разведка Краснознамённого Балтийского флота доложила о появлениив Финском заливе немецкого крейсера противовоздушной обороны "Ниобе". Балтийские лётчики засекли его проход по финским шхерам и прибытие в порт Котка, где укрывались лёгкие маневренные корабли противника. Ранее этот крейсер, переоборудованный из бывшего голландского броненосца береговой обороны "Гельдерланд", не участвовал в операциях Германских военно - морских сил. Его появление у берегов Финляндии было вызвано наступлением войск Ленинградского фронта и успешными действиями морской пехоты и авиации Балтийского флота в Выборгском заливе.

Двое суток штаб ВВС флота разрабатывал план операции по уничтожению "Ниобе" непосредственно в порту Котка. Сам корабль был хорошо защищён средствами противовоздушной обороны. Балтийским лётчикам предстояло преодолеть и противодействие 12 стационарных зенитных батарей в районе финской военно - морской базы. Учитывая силу вражеского заградительного огня, командующий ВВС КБФ Генерал М. И. Самохин принял решение привлечь к участию в налёте в общей сложности 142 самолёта.


16 июля 1944 года по крейсеру "Ниобе" был нанесён массированный комбинированный удар с воздуха. Два эшелона штурмовиков, по 6 Ил-2 в каждом, ведомые старшим лейтенантом Поповым и капитаном Борисовым, атаковали зенитные батареи в районе Котки и на близлежащих островах Халансаари и Титинэн. Штурмовики подавили 4 батареи. Затем на цель вышли 22 пикирующих бомбардировщика в сопровождении 18 истребителей Як-9.

Самолёты Пе-2 вёл Герой Советского Союза Гвардии подполковник Василий Иванович Раков. Он летел в первой группе из 11 бомбардировщиков. Эта группа, совершив противозенитный маневр, произвела удар по крейсеру. Четыре бомбы, по 250 килограммов каждая, попали в "Ниобе", ещё 12 взорвались рядом с кораблем. Несколько бомб, сброшенных пикировщиками другой группы, также поразили цель. После этого "Ниобе" полузатонул с большим креном на левый борт. Топмачтовики, ведомые подполковником И. Н. Пономаренко, с шестью 1000-кг бомбами добили повреждённый корабль. Для его уничтожения балтийским лётчикам потребовалось всего 8 минут.

Через несколько дней Указом Президиума Верховного Совета СССР командиру 12-го Гвардейского пикировочного бомбардировочного авиационного полка Гвардии подполковник В. И. Раков был удостоен второй медали "Золотая Звезда".

Имея богатый практический боевой опыт и хорошие организаторские способности, Раков взялся за сколачивание лётных кадров и поднятие боевой выучки лётчиков 12-го Гвардейского авиационного полка.

За время его командования с 18 июня 1944 года в полку было подготовлено 17 молодых экипажей, за короткий промежуток времени произведено 360 боевых вылетов на бомбоудары по кораблям и артиллерийским батареям противника.

Он - участник ожесточённых боёв под Ленинградом, в районе Синявино, Мги, Красногвардейска, Кингисеппа. На своём Пе-2 он неоднократно летал на бомбёжку немецких артиллерийских батарей, варварски обстреливающих Ленинград. В руках Ракова Пе-2 часто превращался из бомбардировщика в штурмовик. Наши наземные войска в районе Ропши, Волосова, Елизаветино не раз с затаённым дыханием наблюдали, как пилотируемый им бомбардировщик срывался в стремительное пике и с высоты 150-200 метров штурмовал скопление живой силы и техники немцев.

О высоком лётном и боевом мастерстве Ракова свидетельствует и такой факт. Во время выполнения боевого задания он вёл 70 самолётов на Лиепаю. Узнав о приближении наших самолётов, немецкая авиация тоже поднялась в воздух, однако помешать бомбардировке не успела. Пикировщики сбросили свой груз на корабли и причалы. Но на обратном пути вражеские истребители встретили группу Ракова. Завязалась ожесточённая схватка. Бой длился 20 минут, а за это время противник потерял 22 машины. Воздушная схватка стихла, но зенитная артиллерия врага продолжала бить. Её огонь достиг неистовой силы. Именно в этом бою машину Ракова вдруг сильно тряхнуло, под левым крылом блеснул огонь.

Самолёт горит! - тревожно доложил штурман.

Густая белая полоса тянулась за крылом. "Белая, - отметил про себя Раков, - а дым бывает чёрным. Значит, ещё не пожар, вырываются лишь пары бензина, видимо, из повреждённого бензопровода. Но пары могут вспыхнуть в любую минуту". Предупреждая это, он выключил левый мотор. Попробовал вести самолёт с креном направо, чтобы уменьшить течь, но самолёт терял высоту, и её уже не удавалось набрать снова.

Раков напряжённо вглядывался в землю. Под ним тянулись линии окопов. Оттуда стреляли. "Перетянем или нет?" - тревожно работал мозг. Почти сразу за передовой показалось пустое поле... Раков направил свой самолёт к нему и с трудом совершил посадку. Надо было вылезать, искать способ связаться со своими. Но только в эти мгновения Василий Иванович почувствовал, какого напряжения стоил полёт на подбитой машине.

Спасибо, товарищ полковник, - сказал Василию Ивановичу штурман.

Раков удивленно посмотрел на него:

За что спасибо?

С другим бы разбились...

За выдающиеся боевые заслуги, высокое лётное мастерство, нанесение врагу большого ущерба, мужество и отвагу В. И. Раков был награждён двумя орденами Красного Знамени.

В послевоенные годы В. И. Раков окончил Академию Генерального штаба. После учёбы несколько лет служил на Тихоокеанском флоте. Потом с Тихого океана вернулся в родной Ленинград. Многие годы преподавал в Военно-Морской академии. В 1971 году профессор, доктор военно-морских наук В. И. Раков ушёл в отставку.

Долгий жизненный путь прошёл ленинградец Василий Раков, от фабрично - заводского училища до научного работника, от курсанта военного училища до Генерала, кавалера двух "Золотых Звёзд"...

Время делает своё дело, - писал ветеран войны, - но пережитое не померкнет в сознании... Стареют ветераны великой войны, но дела их не могут быть и не будут забыты.

Мужество, горячая любовь и преданность Родине, ставшие смыслом и делом всей жизни Василия Ивановича Ракова, всегда будут священными для нашей молодёжи.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта