Главная » 2 Распространение » Александрийский столп… Что хотел сказать нам Пушкин? Я памятник себе воздвиг нерукотворный (Пушкин).

Александрийский столп… Что хотел сказать нам Пушкин? Я памятник себе воздвиг нерукотворный (Пушкин).

За год до своей смерти, как бы подводя итог своей поэтической деятельности, Пушкин написал стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» . По своей теме и построению оно близко к одноимённому стихотворению Державина, который в свою очередь взял в качестве формального образца оду древнеримского поэта Горация «Памятник» . У Пушкина, как у Державина, в стихотворении пять строф, написанных по одинаковому плану. Но мысли Пушкина и Державина о своём творчестве, оценка его основного смысла и значения глубоко различны.
Уже в первой строфе Пушкин подчёркивает народность своего творчества.
Поэт «воздвиг» себе «нерукотворный памятник» , который выше «Александрийского столпа» , т. е. колонны, поставленной в честь Александра I на Дворцовой площади в Петербурге.
Далее Пушкин говорит о своём историческом бессмертии и пророчески предсказывает будущую широкую известность своей поэзии среди всех народов России. Это полностью осуществилось в Советском Союзе, когда произведения великого русского поэта, переведённые на многочисленные языки свободных братских народов, проникли во все уголки нашей великой многонациональной страны и сделали имя Пушкина родным и близким всем народностям, её населяющим.
В IV строфе содержится основная мысль всего стихотворения - оценка Пушкиным идейного смысла своего творчества.
Пушкин утверждает, что право на признание и любовь народа он заслужил, во-первых, высокой человечностью своего творчества («чувства добрые я лирой пробуждал») ; во-вторых, своей борьбой за свободу («в мой жестокий век восславил я свободу» , а в варианте этой строки он называл себя последователем революционера Радищева: «вслед Радищеву восславил я свободу») ; в-третьих, защитой декабристов («и милость к падшим призывал») .
В последней строфе, обращаясь к своей музе, Пушкин призывает её, «обиды не страшась, не требуя венца» , принимать равнодушно хвалу и клевету и следовать собственному призванию.
Стихотворение, в соответствии с темой, написано в жанре греко-римской оды. В связи с этим и подбор слов, и интонация отличаются торжественностью, возвышенностью. Этому содействуют введённые поэтом славянизмы: воздвиг, главою, тленья, пиит, сущий в ней язык, (т. е. народ) , велению и другие. По интонации «Памятник» представляет собой торжественную речь народного поэта-гражданина, утверждающего своё право на историческое бессмертие.

«Вознёсся выше он главою непокорной Александрийского столпа...»

Известно, что Пушкин подарил нам Петербург, Медный всадник, Адмиралтейскую иглу и ещё чего-то. Говорят, что «Александрийский столп» придумал он же. И в «Памятник» вставил. Но я не уверена.

Во-первых, Александрийских столпов было несколько.

Первый, сохранившийся и по ныне Александрийский столп (она же колонна Помпея), на которую наша, петербургская, похожа один к одному. Но вряд ли Пушкин имел в виду её. Колонна Помпея ниже нашего Александрийского столпа почти в полтора раза, так что «вознёсся выше он» как-то не получается. Чего с маленькой сравнивать, если есть большая?

Скорее Пушкин имел в виду другой Александрийский столп - Фаросский маяк, давно разрушенное седьмое чудо света, внешне совсем не похожее на петербургскую колонну. Фаросский маяк высотой был 150-180 метров (в три раза выше петербургского) и был международным символом высоты, хоть и более не существующим. Типа грозный как Зевс и волосатый как ноги царицы Савской.

Далее, у стихотворения «Я памятник себе воздвиг...» имеется эпиграф «Exegi monumentum», который отсылает нас к оде Горация. Там сравнение идёт с пирамидами (у Державина тоже – «выше пирамид»). Таким образом, у Пушкина в переводе (вернее, в «подражании» – как тогда называлось) Александрийский столп соответствует пирамидам Горация и Державина. Пушкин просто заменил одно из семи чудес света на другое, равноценное. Отсюда видно, что из двух Александрийских столпов Пушкин всё-таки имел в виду не колонну Помпея, а Александрийский столп - Фаросский маяк.

Но, может быть, он имел в виду не ихний монумент, Александрийский, а наш, питерский?

Жуковский, во всяком случае, такую версию рассмотрел, испугался и, как всегда, перестраховался: в посмертном издании стихотворения заменил «Александрийского столпа» на «Наполеонова столпа», тем самым отнеся нас напрямую к Александровской колонне, которая посередине Дворцовой. А Пушкин, может, и не её имел в виду.

Или всё-таки Жуковский прав? Всё-таки он Пушкина знал лучше нас.

Насколько правомерна цепочка: Александровская колонна -> Александровский столб -> Александрийский столп?

Для начала отметим разницу: Александрийский указывает на город Александрию, Александровский – на царя Александра I, выигравшего войну с Наполеоном. Пушкин случайно перепутать не мог.

Во времена постройки и при открытии памятник назывался только Александровской колонной. Однако уже в начале 40-х в Петербурге появилась поговорка: «столб столба столбу»: имеется в виду Александровский столб, установленный Николаем I-м Александру I-му (столб – I – I). Таким образом, столбом Александровскую колонну стали называть сразу же и в шутку, и это не связано с Пушкином. Просто ажиотаж вокруг нового памятника как символа русской истории, о чём писал Жуковский, прошёл, пошли шуточки.

Так что превращение Александровская колонна -> Александровский столб произошло быстро. А дальше?

Полистала тех, кто писал о Петербурге в то время: Гоголь, Гнедич, Грибоедов, Герцен, Григорьев, Бестужев и проч. – два тома. Ничего, либо «колонна». У Жуковского тоже «колонна». Вот и М.Ф.Мурьянов отмечает, что ни в каких каталогах достопримечательностей Петербурга того времени «Александрийский столп» не фигурирует.

Так что пока три версии:

Версия 1. Александровская колонна возведена в 1834 г. Стихотворение «Памятник» написано в 1836. Таким образом, с 1834 по 1836 годы Александровская колонна была переименована народом в Александровский столб (известно), а потом вдруг в Александрийский столп, и Пушкин это название подхватил. Бредовая версия, на мой взгляд, и совершенно недоказуемая. Во всяком случае, до начала 20-го века, никаких Александрийских столпов нигде не упоминается.

Версия 2. Пушкин имел в виду нашу колонну на Дворцовой площади. С чего вдруг? В любом случае, тоже недоказуемо. И почему-то никто этого нового, клёвого названия не заметил ещё сто лет.

Версия 3. Пушкин не имел в виду памятник на Дворцовой, а просто пошёл по стопам Горация-Державина и взял одно из чудес света – самое высокое на свете, выше которого и вознёсся. Но Жуковский, опытный и всегда осторожный, на всякий пожарный перестраховался, проигнорировал разницу между Александрийский и Александровский, и истолковал именно так, обозвав Александрийский столп (Фаросский маяк) – Наполеоновым столпом. Мол, не выше Александровой славы вознёсся Пушкин, а выше Наполеоновой. А потом эту версию подхватили... пушкинисты. Причём не сразу, а в 1899 году, когда праздновали 100-летие Пушкина и читали «Памятник» на каждом углу. Именно после этого в путеводителях по Петербургу впервые начинает упоминаться Александрийский столп. Тут и стали говорить, что это наша Александровская колонна, и что Пушкин ей другое название придумал, «народное».

Думаю, что так и было, как в третьей версии. Если чего с Пушкиным не так, то это пушкинисты, конечно. Да и Жуковский хорош.

Что не мешает мне хотеть, чтобы Александрийский столп – синоним Александровской колонны, был придуман Пушкиным. А он и был им придуман, потому что «народ говОрит, история втОрит» (пословица моя – птитца ).

Столб... столба... столбу...
(С) народ

А лександрийский столп (Александровский, Александринский) - памятник Александру I, победителю Наполеона
в войне 1812-1814 годов. Колонна, возведенная по проекту Огюста Монферрана, была установлена 30 августа 1834 года. Ее венчает фигура Ангела, выполненная скульптором Борисом Ивановичем Орловским.

Александрийский столб - это не только архитектурный шедевр в стиле ампир, но и выдающееся достижение инженерной мысли. Самая высокая колонна в мире, сделанная из монолитного гранита. Её вес составляет 704 тонны. Высота памятника - 47,5 метров, гранитного монолита - 25,88 метра. Она выше колонны Помпея в Александрии, в Риме и, что особенно приятно, Вандомской колонны в Париже - памятника Наполеону (она есть )

Начну с краткой истории ее создания

Идею сооружения монумента подал знаменитый архитектор Карл Росси. Планируя пространство Дворцовой площади, он полагал, что в центре площади нужно расположить памятник. Точка установки колонны со стороны выглядит точным центром Дворцовой площади. Но на самом деле она расположена в 100 метрах от Зимнего дворца и почти в 140 метрах от арки здания Главного штаба.

Строительство памятника было поручено Монферрану. Сам он его видел несколько иначе, с конной группой внизу и с множеством архитектурных деталей, но его поправили)))

Для гранитного монолита — основной части колонны — была использована скала, которую наметил скульптор в предыдущие его поездки в Финляндию. Добыча и предварительная обработка производились в 1830—1832 годах в Пютерлакской каменоломне, которая находилась в Выборгской губернии (современный город Пютерлахти, Финляндия).

Эти работы проводились по методу С. К. Суханова, руководили производством мастера С. В. Колодкин и В. А. Яковлев.Д ля обтёски монолита потребовалось пол года. Над этим ежедневно трудились 250 человек. Руководителем работ Монферраном был назначен каменных дел мастер Эжен Паскаль.

После того, как каменотёсы, обследовав скалу, подтвердили пригодность материала, от неё была отсечена призма, значительно превосходившая своими размерами будущую колонну. Были использованы гигантские приспособления: громадные рычаги и ворота для того, чтобы сдвинуть глыбу с места и опрокинуть её на мягкую и упругую подстилку из елового лапника.

После отделения заготовки, из этой же скалы были вырублены громадные камни для фундамента памятника, самые большие из которых весили около 25 тыс. пудов (более 400 тонн). Их доставка в Санкт-Петербург производилась водным путём, для этого была задействована барка особой конструкции.

Монолит же был оболванен на месте и подготовлен к транспортировке. Вопросами перевозки занимался корабельный инженер полковник К.А. Глазырин, который сконструировал и построил специальный бот, получивший имя «Святой Николай», грузоподъёмностью до 65 тыс. пудов (почти 1065 тонн).

При погрузке произошла авария - веса колонны не выдержали брусья, по которым она должна была вкатиться на судно, и она едва не рухнула в воду. Монолит загружали 600 солдат, за четыре часа совершивших марш-бросок длиной 36 вёрст из соседней крепости.

Для выполнения погрузочных работ был сооружён специальный мол. Погрузка производилась с деревянной платформы на его окончании, совпадающей по высоте с бортом судна.

Преодолев все трудности, колонну погрузили на борт, и монолит отправился в Кронштадт на барже, буксируемой двумя пароходами, чтобы оттуда отправиться к Дворцовой набережной Санкт-Петербурга.

Прибытие центральной части колонны в Санкт-Петербург состоялось 1 июля 1832 года. За все вышеперечисленные работы отвечал подрядчик, купеческий сын В. А. Яковлев.

С 1829 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге начались работы по подготовке и строительству фундамента и пьедестала колонны. Руководил работами О. Монферран.

Сначала была проведена геологическая разведка местности, в результате которой недалеко от центра площади на глубине 17 футов (5,2 м) был обнаружен подходящий песчаный материк.

Подряд на сооружение фундамента был отдан купцу Василию Яковлеву. До конца 1829 года рабочие успели вырыть котлован. При укреплении основания для Александровской колонны рабочие наткнулись на сваи, которыми был укреплён грунт ещё в 1760-х годах. Вышло так, что Монферран повторил вслед за Растрелли решение о месте для памятника, угодив в ту же самую точку!

В декабре 1829 года место для колонны было утверждено, и под основание было забито 1250 сосновых шестиметровых свай. Затем сваи были срезаны под ватерпас, образовав площадку под фундамент, по оригинальному методу: дно котлована залили водой, и сваи срезали по уровню водного зеркала, что обеспечило горизонтальность площадки. Ранее с применением похожей технологии был заложен фундамент Исаакиевского собора.

Фундамент памятника был сооружён из каменных гранитных блоков полуметровой толщины. Он был выведен до горизонта площади тёсовой кладкой. В его центр была заложена бронзовая шкатулка с0 105 монетами, отчеканенными в честь победы 1812 года. Туда же поместили отчеканенную по проекту Монферрана платиновую медаль с изображением Александровской колонны и датой "1830 год", а также закладную доску со следующим текстом:

""В лето от Рождества Христова 1831-е начато сооружение памятника, воздвигаемого Императору Александру благодарною Россиею на гранитном основании, положенном в 19-й день ноября 1830 года. В Санкт-Петербурге при сооружении сего памятника председательствовал граф Ю. Литта. Заседали: князь П. Волконский, А. Оленин, граф П. Кутайсов, И. Гладков, Л. Карбоньер, А. Васильчиков. Сооружение производилось по начертанию того же архитектора Августина де Монтферанда". ".

Работы были закончены в октябре 1830 года.

После закладки фундамента, на него был водружён громадный четырёхсоттонный монолит, привезённый из Пютерлакской каменоломни, который служит основанием пьедестала.

Инженерная задача установки столь крупного монолита была решена О. Монферраном следующим образом: монолит закатили на катках через наклонную плоскость на платформу, построенную вблизи от фундамента. И камень свалили на кучу песка, предварительно насыпанную рядом с платформой.

"При этом так сильно вздрогнула земля, что очевидцы — прохожие, бывшие на площади в тот момент, почувствовали как бы подземный удар ". Затем его передвинули на катках.

Позже О. Монферран вспоминал; "Так как работы производились зимою, то я велел смешать цемент с водкою и прибавить десятую часть мыла. В силу того, что камень первоначально сел неправильно, его пришлось несколько раз передвигать, что было сделано с помощью только двух кабестанов и с особенною лёгкостью, конечно, благодаря мылу, которое я приказал подмешать в раствор..."


Альбом с рисунками Монферрана.

К июлю 1832 года монолит колонны был на подходе, а пьедестал уже завершён. Настало время приступить к выполнению самой сложной задачи — установке колонны на пьедестал.

На базе разработок генерал-лейтенанта А. А. Бетанкура по установке колонн Исаакиевского собора в декабре 1830 года была сконструирована оригинальная подъёмная система. В неё входили: строительные леса в 22 сажени (47 метров) высотой, 60 кабестанов и система блоков.

30 августа 1832 года посмотреть на это событие собрались массы народа: они заняли всю площадь, а кроме этого окна и крыша Здания Главного штаба были заняты зрителями. На поднятие приехал государь и вся императорская семья.

Для приведения колонны в вертикальное положение на Дворцовой площади потребовалось привлечь силы 2000 солдат и 400 рабочих, которые за 1 час 45 минут установили монолит.

После установки народ закричал "Ура!" А восхищенный император произнес: "Монферран, Вы себя обессмертили!"

Гранитный столб и стоящий на нем бронзовый ангел держатся исключительно за счёт собственного веса. Если подойти к колонне совсем близко и, задрав голову, посмотреть вверх, захватывает дух - колонна покачивается.

После установки колонны оставалось закрепить на пьедестале барельефные плиты и элементы декора, а также выполнить окончательную обработку и полировку колонны.

Колонна была увенчана бронзовой капителью дорического ордера с прямоугольной абакой из кирпичной кладки с бронзовой облицовкой. На ней был установлен бронзовый цилиндрический пьедестал с полушаровым верхом.

Параллельно со строительством колонны, в сентябре 1830 года О. Монферран работал над статуей, предполагаемой к размещению над ней и, согласно пожеланию Николая I, обращённой к Зимнему дворцу. В первоначальном проекте колонну завершал крест, обвиваемый змеёй для декорации крепежа. Кроме того, скульпторами Академии художеств предлагались несколько вариантов композиций фигур ангелов и добродетелей с крестом. Существовал вариант с установкой фигуры святого князя Александра Невского, но первым вариантом который был утвержден являлся крест на шаре без ангела, в таком виде колонна даже присутствует на некоторых старых гравюрах..

Но в итоге к исполнению была принята фигура ангела с крестом, выполненная скульптором Б. И. Орловским с выразительной и понятной всем символикой, — «Сим победиши!».

Орловскому пришлось несколько раз переделывать скульптуру Ангела, прежде чем она понравилась Николаю I. Император пожелал, чтобы лицу Ангела придали сходство с Александром I , а морда змеи, попранной крестом Ангела, должна была непременно походить на лицо Наполеона. Если и напотинает, то отдаленно.

Первоначально Александровскую колонну обрамляла временная деревянная ограда со светильниками в виде античных треножников и гипсовыми львиными масками. Столярную работу из изготовке ограды выполнил "резной мастер" Василий Захаров. Вместо временной ограды в конце 1834 года было решено поставить постоянную металлическую "с трёхглавыми орлами под фонарями", проект которой Монферраном был составлен заранее.


Парад при открытии Александровской колонны в 1834 году. С картины Ладурнёра.

Для размещения почётный гостей Монферраном была сооружена специальная трибуна перед Зимним дворцом в виде трёхпролётной арки. Она была украшена так, чтобы архитектурно соединиться с Зимним дворцом.

Перед трибуной и колонной прошел парад войск.

Надо сказать, что кажущийся теперь совершенным, монумент порой вызывал у современников критику. Монферрана, например, упрекали в том, что он якобы потратил предназначенный для колонны мрамор на строительство собственного дома, а для памятника использовал дешевый гранит. Фигура Ангела напоминала петербуржцам часового и вдохновила поэта на следующие насмешливые строки:

"В России дышит все военным ремеслом:
И Ангел делает на караул крестом".

Но молва не пощадила и самого императора. Подражая своей бабке, Екатерине II , начертавшей на пьедестале Медного всадника "Петру I - Екатерина II", Николай Павлович в официальных бумагах называл новый монумент "Столб Николая I Александру I", что сразу же дало жизнь каламбуру: "Столб столба столбу" .

В честь этого события была отчеканена юбилейная монета номиналом 1 рубль и полтора рубля

Грандиозное сооружение внушало петербуржцам восхищение и трепет с момента основания, но предки наши всерьез боялись, что Александровская колонна рухнет, и старались обходить ее стороной.

Чтобы развеять обывательские страхи, архитектор Огюст Монферран, благо жил неподалеку, на Мойке, стал ежедневно совершать моцион вокруг своего детища, демонстрируя полную уверенность в собственной безопасности и правильности расчетов. Прошли годы, войны и революции, колонна стоит, архитектор не ошибся.

15 декабря 1889 года случилась почти мистическая история - министр иностранных дел Ламсдорф сообщил в своём дневнике, что с наступлением темноты, когда зажигаются фонари, на монументе появляется светящаяся буква "N".

По Петербургу стали ползти слухи, что это предзнаменование нового царствования в новом году, но на следующий день граф разобрался в причинах явления. На стёклах фонарей было вытравлено название их изготовителя: "Simens". При работе светильников со стороны Исаакиевского собора на колонне отражалась эта буква.

С ней связано много баек и легенд))) были даже

В 1925 году было решено неуместным наличие на главной площади Ленинграда фигуры ангела. Была предпринята попытка укрыть его колпаком, что собрало на Дворцовую площадь достаточно большое количество прохожих. Над колонной повис воздушный шар. Однако, когда он подлетал к ней на необходимое расстояние, тут же дул ветер и отгонял шар. К вечеру попытки укрыть ангела прекратили.

Есть легенда, что в то время, вместо ангела всерьез планировали поставить памятник Ленину. Выглядело бы это примерно так))) Ленина не поставили, так как не могли определиться в какую сторону Ильичу руку протягивать...

Колонна прекрасна и зимой и летом. И прекрасно вписалась в Дворцовую площадь.

Есть еще одна интересная легенда. Это случилось 12 апреля 1961 года, после того как по радио прозвучало торжественное сообщение ТАСС о запуске первого пилотируемого космического корабля. На улицах всеобщее ликование, настоящая эйфория в масштабе страны!

Уже на следующий день после полета у ног ангела, венчающего Александрийский столб, появилась лакончиная надпись: "Юрий Гагарин! Ура!"

Какой именно вандал смог таким способом выразить свое восхищение первым космонавтом и как ему удалось забраться на такую головокружительную высоту, так и останется загадкой.

Вечером и ночью колонна не менее прекрасна.

Основа инфы (С) Вики, walkspb.ru и др. инет. Старые фото и гравюры (С) альбомы Монферрана (Государственная публичная библиотека) и интернет. Современные фото частично мои, частично с инета.

Александровская колонна – примечательный архитектурный объект Дворцовой площади в Петербурге, один из символов города. Памятник в стиле ампир построен в 1834 году и посвящен победе над Наполеоном. Водружением колонны завершились работы по обустройству Дворцовой площади. В параде в честь этого события участвовало стотысячное русское войско.

Колонна — памятник Александру 1 в Санкт-Петербурге, подобно Александрийскому маяку, символизирует наивысший уровень достижения отдельно взятым человеком или народом своей цели. То, что кажется невозможным, достигается усилием воли.

Описание достопримечательности

В высоту Александрийский столп в Санкт-Петербурге достигает 47,5 м. Его диаметр 3,66 м. Общий вес конструкции 704 тонны, отдельно колонны — 600 кг, фигуры — 37 тонн. Изготовлен монумент из розового гранита, фигура ангела и барельефы на пьедестале – из бронзы. Гранитный монолит для колонны добыли близ , в каменоломне Пютерлакс. На специально построенном для его транспортировки корабле гранит был доставлен в Питер.

Колонну венчает ангел, в левой руке держащий крест и попирающий им змия. Это символ покоя и мира, который Россия принесла в Европу победой над Наполеоном. Правая рука ангела поднята к небу, а взгляд его направлен на землю. Высота скульптуры — 4,26 м, креста — 6,4 м. Долгое время фигура ангела на Александровской колонне держалась еще и стальным прутом. Опору позже удалили. Выяснилось, что ангел устойчив за счет собственного веса.

Александровская колонна: история создания

Построил Александрийскую колонну архитектор Огюст Монферран. Он победил в конкурсе, объявленном Николаем Первым, братом Александра. Хотя идея памятника посреди Дворцовой площади в Петербурге принадлежит знаменитому архитектору Карлу Росси.

Поначалу Монферран предлагал установить на площади величественный обелиск победы. По замыслу архитектора, он должен быть в высоту более 25 метров. По периметру памятника Монферран планировал разместить барельефы с изображением батальных сцен. А венчать обелиск должна была фигура царя-победителя на коне, с богиней победы, надевающей на императора лавровый венок.

Архитектор хотел, чтобы этот обелиск в Петербурге высотой превосходил все известные к тому времени в мире. Но требовалось нечто еще более величественное и символичное. Император Николай Первый отвергал все доводы архитектора в пользу его проекта и сказал, что видит памятник в виде колонны.

«Сокровища, дарованные нам Пушкиным, действительно велики и неоцененны. Первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет всё, что может поумнеть.» (Александр Николаевич Островский «Застольная речь о Пушкине», произнесённая в 1880г. по случаю открытия памятника Пушкину)

Как мудро и проницательно великий русский драматург выразил суть пушкинского гения: «Пушкиным восхищались и умнели, восхищаются и умнеют… Поэт ведет за собой публику в незнакомую ей страну изящного, в какой-то рай, в тонкой и благоуханной атмосфере которого возвышается душа, улучшаются помыслы, утончаются чувства».

Каждое произведение Александра Сергеевича содержит «какую-то тайну» (о чём и писал Ф.М. Достоевский), интересную информацию, которая при вдумчивом и внимательном прочтении обязательно раскроется и позволит «восхититься Пушкиным и поумнеть».

Глядя на портрет поэта, написанный Ильёй Глазуновым, невольно приходят на память строки из знаменитого и хорошо знакомого всем стихотворения «Памятник».

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа!

Александрийский столп… Именно так многие из нас называют Александровскую колонну – один из самых загадочных архитектурных памятников Петербурга. Почему же поэт не использовал официальное название и практически переименовал колонну?

Все исследователи творчества А.С. Пушкина, как бы ни рознились их взгляды, будут едины в одном: в поэзии и прозе Пушкина нет ни одной случайной фразы, каждое слово предельно значимо, нет ни одного, употреблённого ради благозвучия или рифмы.

Стихотворение «Памятник» всегда восхищало читателей каким-то очевидным, но в то же время скрытым глубоким смыслом. Используя эпитет Александрийский столп, а не Александровский, поэт, безусловно, приглашает читателей к размышлению.

У стен Кремля – живописный Александровский сад, в Кремле - роскошный Александровский зал; Александровский парк – один из старейших в Петербурге, знаменитый Александровский дворец в Царском селе (г. Пушкин)… Все эти названия содержат в себе чёткое указание на ключевое слово «источник» - имя Александр.

Свой «памятник нерукотворный» Александр(!) Сергеевич Пушкин не стал соотносить с именем Александр. Давая Александровской колонне, на первый взгляд, похожее, но иное в смысловом отношении определение, поэт привлекает внимание читателя к чему-то совершенно другому, но очень важному для понимания.

Александровский и Александрийский – не синонимы, это не взаимозаменяемые слова. Александровская колонна, как было уже сказано выше, имеет отношение к собственному имени человека; Александрийский столп связан с конкретным географическим названием.

Петербург… и в его историческом центре - Александрийский столп… Какая может быть связь? Ответ на этот вопрос может дать географическое положение города на Неве.

Географические координаты Ст –Петербурга: 60° (59° 54′ 65) северной широты и 30° (30° 17′ 84)° восточной долготы. Тридцатый градус восточной долготы - это знаменитый Пулковский меридиан, проходящий через центр Круглого зала главного здания Пулковской обсерватории. До начала 20 века он использовался в качестве нулевого меридиана для отсчёта географической долготы на картах Российской Империи.

Интересно, что 30° восточной долготы (Пулковский меридиан) практически совпадает с меридианом Великой пирамиды (31.08’3,7°), именно здесь расположена пирамида Хеопса. Удивительным совпадением (?) является и тот факт, что на этом же меридиане помимо Ст-Петербурга находятся города, игравшие важнейшую роль в развитии современной цивилизации: Великий Новгород (31.275475°), Киев (30.5238°) Стамбул (Константинополь) (28.94966°) и Александрия (29.95527°).

Именно здесь, в Александрии, расположенной всё на том же меридиане - 30° (29.95527°) восточной долготы – находится колонна Помпея, поразительно похожая на знаменитую колонну – Александрийский столп в Санкт - Петербурге, с той лишь разницей, что Александрийский столп (47,5 м) превосходит колонну Помпея в Александрии (30 м) почти в два раза и выглядит несравненно величественнее…

И так незаметно потянулась нить путеводного клубочка, и очень захотелось узнать (перефразируя цитату А.Н.Островского) «в какую незнакомую ей страну поэт ведет публику…»

Вспомним великолепное замечание А.Н. Островского: «Всякий говорит, что ему то или другое произведение нравится, но редкий сознаёт и признается, что он поумнел от него.»



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта