Главная » 2 Распространение » Английский язык для ребенка 4 лет. С чего начать обучение английскому языку самых маленьких

Английский язык для ребенка 4 лет. С чего начать обучение английскому языку самых маленьких


>"7 1
Права человека

Учебник для вузов

Комиссия при Президенте Российской Федерации

Институт государства и права РАН

Права Чправаеловека

Учебник для вузов

Ответственный редактор -

член-корреспондент РАН,

доктор юридических наук

Б. А. Лукашева

Издательство НОРМА

(Издательская группа НОРМА-ИНФРА М) Москва, 2001

П68

Права человека. Учебник для вузов / Ответственный ре­дактор - член-корр. РАН, доктор юридических наук ^ Е. А. Лукашева. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001. - 573 с.

"Права человека"" - первый в отечественной юридической лите­ратуре учебник по данному предмету. Авторский коллектив стремился показать всю сложность и многогранность прав человека, их сущность, генезис, социальные корни, назначение, соотношение с правовым и соци­альным государством. В работе раскрываются исторические этапы форми­рования системы прав и свобод человека, развития механизмов их защи­ты, сопоставляется отечественный и зарубежный опыт в данной сфере Большое внимание уделено природе правового статуса человека и гражда­нина, структуре прав человека, их взаимодействию с правом, политикой и нравственностью, взаимодополняемости внутригосударственной и между­народной форм их обеспечения и защиты

Учебник ставит целью дать систематизированные знания о правах человека как движущей пружине общественного прогресса и свободы сту­дентам, аспирантам, преподавателям юридических и других вузов, изуча­ющим право, юристам - научным и практическим работникам, а также всем тем, кто интересуется гуманитарными проблемами истории и современности




^ 15ВЫ 5-89123-352-5 (НОРМА) 15ВЫ 5-16-000023-2 (ИНФРА М)

Васильева Т. А^ кандидат юридических наук - гл. IV;

Карташкин В. А, доктор юридических наук, профессор - гл. XIV- XVII;

Колесова Н. С., кандидат юридических наук - § 5, 6 гл. V, § 5 гл. XIII;

Колотова Н. В, кандидат юридических наук - § 7, 8 гл. V, § 4

Ледях И. А., кандидат юридических наук - гл. X, § 1, 2, 3, 4 гл. XIII, гл. XVIII;

Лукашева Е. А, член-корреспондент РАН, доктор юридических наук - введение, гл. I, III, § 1, 2, 3, 4 гл. V, гл. VI-VIII, § 1, 2, 3 гл. IX,

Нерсесянц В. С, член-корреспондент РАН, доктор юридических наук, профессор - гл. II;

Савицкий В. М., доктор юридических наук, профессор - гл. XI; Салищева Н. Г, кандидат юридических наук - гл. XII.

^ Ответственный редактор - член-корреспондент РАН, доктор юри­дических наук Е. А. Лукашева.

Предисловие................................ XI

Введение. Предмет и задачи теории прав человека. . 1

Раздел первый Права человека, государство, общество

Глава I. Права человека: понятие и сущность...... 12

§ 1. Понятие и генезис прав человека............ 12

§ 2. Права человека н цивилизация.............. 28

Глава II. Права человека в истории

политико-правовой мысли............. 35

§ 1. Древняя Греция........................ 37

§ 2. Древний Рим.......................... 48

§ 3. Средние века.......................... 57

§ 4. Новое время.......................... 61

§ 5. Дореволюционная Россия................. 79

Глава III. Правовой статус человека и гражданина. . 91

§ 1. Понятие и структура правового статуса. ........ 91

§ 2. Права человека и права гражданина.......... 96

§ 3. Основания ограничения прав н свобод человека

и гражданина.......................... 102

Глава IV. Гражданство........................ 105

§ 1. Гражданство и его специфика.............. 105

§ 2. Приобретение н утрата гражданства.......... 110

§ 3. Двойное гражданство, мпогогражданство

и безгражданство...................... 118

§ 4. Иностранцы.......................... 126

Глава V. Структура прав человека и гражданина.... 132

§ 1. Права и свободы человека и гражданина....... 132

§ 2. Основные и иные права человека и гражданина. . 133

§ 3. "Поколения" прав человека................ 136

§ 4. Права индивида и коллективные права........ 140

§ 5. Личные (гражданские) права и свободы....... 142

§ 6. Политические права и свободы.............. 151

§ 7. Экономические и социальные права.......... 159

§ 8. Культурные права...................... 170

Глава VI. Права человека и правовое государство... 173

§ 1. Основные признаки правового государства..... 173 § 2. Права человека и формирование правового

государства в России.................... 183

Глава VII. Права человека и социальное

государство...................... 197

§ 1. Причины и условия формирования социального

государства........................... 197

§ 2. Пути сформирования социального государства в условиях реформирования экономических отношений в России..................... 211

Глава VIII. Человек и государство............... 214

§ 1. Либеральная доктрина: от человека к государству. 214

§ 2. Марксистская доктрина: от государства к человеку. 223

Глава IX. Права человека, политика, мораль....... 234

§ 1. Приоритет прав человека по отношению

к политике........................... 234

§ 2. Права человека как критерий нравственного

измерения политики и государственной власти. . . 238 § 3. Права человека - консолидирующий принцип

нравственной и правовой ориентации

российского общества.................... 256

§ 4. Права человека как сфера взаимодополнения

права и морали........................ 265

^ Раздел второй

Система юридических механизмов защиты прав и свобод человека

Глава X. Конституционный контроль............. 277

§ 1. Развитие системы конституционного контроля

в Российской Федерации.................. 277

§ 2. Конституционный Суд РФ: компетенция, принципы

и формы защиты прав и свобод человека

и гражданина.......................... 286

§ 3. Юридическая сила решений Конституционного

Суда............................... 301

Глава XI. Судебная защита прав и свобод человека

и гражданина........................ 305

§ 1. Суд как гарант прав личности.............. 305

§ 2. Право на судебную защиту................ 316

VIII


Содержание

§ 3. Защита прав обвиняемого и потерпевшего

в уголовном суде....................... 331

§ 4. Защита нрав сторон в гражданском

судопроизводстве....................... 358

§ 5. Защита по суду от произвола чиновников...... 366

Глава XII. Административно-правовые формы защиты

прав и свобод человека и гражданина... 378

§ 1. Законодательные гарантии прав и свобод человека

и гражданина в сфере исполнительной власти.... 379

§ 2. Защита прав и свобод граждан при применении

мер административного принуждения......... 395

§ 3. Административный порядок обжалования решений и действий (бездействия) органов исполнительной власти и их должностных лиц.............. 398

§ 4. Роль государственного надзора и контроля

в защите прав человека н гражданина......... 402

Глава XIII. Механизмы защиты прав и свобод

человека и гражданина в зарубежных государствах.................... 410

§ 1. Конституционный контроль - принципы и формы

защиты прав человека.................... 410

§ 2. Институт парламентского Уполномоченного по

правам человека (омбудсмана) .............. 430

§ 3. Право на петицию...................... 435

§ 4. Процедура "хабеас корпус" ................ 439

§ 5. Административная юстиция................ 441

Раздел третий Международная защита прав человека

Глава XIV. Права человека и развитие

международного права............... 459

§ 1. Права человека в истории международных

отношений............................ 459

§ 2. Устав ООН и Международный Билль о правах

человека............................. 464

§ 3. Права человека как отрасль современного

международного права................... 486

Глава XV. Контрольные функции Организации Объединенных Наций в области прав человека........................ 495

§ 1. Роль н компетенция главных и вспомогательных

органов ООН......................... 496

§ 2. Функции контрольных органов, учрежденных

международными конвенциями по правам человека. 505 § 3. Механизм рассмотрения индивидуальных жалоб. . 509

Глава XVI. Региональное сотрудничество государств

в области прав человека............ 514

§ 1. Европейская система защиты прав человека..... 514

§ 2. Межамериканская конвенция но правам человека. 518 § 3. Африканская хартия нрав человека

п нрав пародов......................... 521

Глава XVII. Ответственность за нарушения прав

человека......................... 523

§ 1. Международные преступления н правонарушения. . 523 § 2. Правосубъектпость индивида н его ответствен]юсть

за преступные нарушения международного права. . . 527 § 3. Создание н компетенция Международного

уголовного суда........................ 530

Глава XVIII. Права человека

и гуманитарное право.............. 534

§ 1. Понятие, сфера действия п источники

международного гуманитарного нрава......... 534

§ 2. Основные принципы международного гуманитарного

права............................... 543

§ 3. Особый статус права на жизнь в условиях

вооруженного конфликта.................. 547

§ 4. Юридические основания н принципы уголовной

ответственности за нарушения международного

гуманитарного нрава..................... 549


Предисловие

Настоящее издание является первым российским учебни­ком по истории, теории и практике становления и развития прав человека. В нем излагаются основные вопросы, которые обычно освещаются в спецкурсах по внутригосударственному и международно-правовому регулированию прав человека и гражданина. К ним относятся такие проблемы, как понятие п сущность прав человека, правовой статус личности, граждан­ство, структура прав человека и гражданина, система юриди­ческих механизмов защиты прав и свобод человека (конститу­ционный контроль, судебная защита, административно-право­вые формы защиты), международная защита прав человека и Др.

Эти вопросы излагаются на основе как монографических разработок российских и иностранных ученых, так и анализа действующего зарубежного п российского законодательства, а также международных соглашений по правам человека.

Отличительной особенностью учебника является то, что в нем показывается взаимосвязь и взаимозависимость междуна­родного и внутригосударственного права, их влияние на поло­жение личности в современном мире. Учебник подготовлен в Год прав человека в Российской Федерации и 50-летнюю го­довщину принятия Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей дек­ларации прав человека. Его издание предусмотрено Распоря­жением Президента Российской Федерации от 4 апреля 1998 г. "О мероприятиях, связанных с проведением Года прав челове­ка в Российской Федерации",

Учебник подготовлен Комиссией по правам человека при Президенте Российской Федерации п коллективом ученых Института государства п права РАН. Он предназначен для сту­дентов п преподавателей средних и высших учебных завсде-

XII


Предисловие

пни, научных и практических работников, специализирующих­ся и различных отраслях права.

Учебник издан при поддержке Администрации Президен­та Российской Федерации и Программы Тасчз Европейской Комиссии, которым авторы выражают искреннюю признатель­ность.

^ Принятые сокращения:

Ведомости РФ - Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Фе­дерации

ВВС (РФ, РСФСР, СССР) - Ведомости Верховного Совета (Российской Федерации, РСФСР, СССР)

САПП - Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации

СЗ РФ - Собрание законодательства Российской Феде­рации

СП СССР - Собрание постановлений Правительства СССР


^ Введение Предмет и задачи теории прав человека

Предметом данной науки является одна из высших ценно­стей человеческой цивилизации, охватывающая самые различ­ные аспекты индивидуального и общественного бытия, - нра­ва человека.

Права человека - это определенные нормативно струк­турированные свойства и особенности бытия личности, кото­рые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необ­ходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотноше­ний с обществом, государством, другими индивидами.

Права человека неотчуждаемы. Никто не может лишить человека его естественных прирожденных прав - на жизнь, на личную неприкосновенность, свободный выбор способов своей жизнедеятельности, свободу совести, мнений, убеждений, авто­номию в сфере частной жизни и других прав. Современный мир невозможно представить без прав человека, которые осно­ваны на принципах свободы, равенства, справедливости и носят универсальный характер.

Права человека как явление знаковое, всеохватывающее изучаются всей наукой о государстве и праве. И это понятно, так как человек является предметом исследования гуманитар­ных наук в различных аспектах его сущности и деятельности. Юридическая наука призвана изучать человека в его государ­ственно-правовых связях и опосредованиях. И в этом смысле юристы изучают не просто абстрактные государственные и пра­вовые формы, а явления и процессы, прочно вплетенные в чело­веческую жизнь, в которых раскрываются свойства индивида, его связи и зависимости и которые составляют суть бытия че­ловека. Все сложнейшие государственно-правовые явления в конечном счете кристаллизуются в правах человека, выступаю­щих основой, центральным звеном государственной и правовой жизни.

Введение-

Права человека - это ценностный ориентир, позволяю­щий применять "человеческое измерение" не только к государ­ству, праву, закону, законности, правовому порядку, но п к граж­данскому обществу, поскольку степень зрелости и развитости последнего зависит в значительной мере от состояния дел с нравами человека, от объема этих прав п их реализации. Права человека дают ему возможность не только участвовать в уп­равлении государством, но п дистанцироваться от пего, самооп­ределяться в сфере частной жизни, выборе убеждений, отноше­нии к религии, собственности. Поглощение гражданского об­щества государством, огосударствление всех сфер жизни про­исходят там, где права человека либо отсутствуют, либо носят декоративный характер.

Становление п развитие прав человека позволяют раскрыть тип цивилизации, се этап, поскольку отношения человека и го­сударства - важнейший признак, характеризующий природу той или иной цивилизации, а государство - как правовое или пеправовое.

Политико-правовая мысль, возникшая в условиях тех уни­кальных регионов мира, где зародилась демократия п высокая духовная культура (Афины, Рим), и объявившая человека "ме­рилом всех вещей", дала толчок европейской цивилизации, ос­нованной на персоноцентристской парадигме: от человека к государству. Наряду с этим в традиционных обществах (древ­некитайской, индусской, азиатской цивилизациях) господство­вал системоцентристскпй подход, где государство подчиняло своей воле всех подданных, превратив человека в послушного исполнителя.

Поэтому права человека возникают и развиваются в раз­личных регионах мира разновременно в соответствии с ха­рактером культуры, философии, религии, общественным ми­ровоззрением, моралью, определяющими характер той или иной цивилизации. Универсальный характер они приобре­тают в развитых странах европейского региона, в которых в XVII -XVIII вв. свершились буржуазные революции иод лозунгами свободы, равенства, справедливости. Однако и в таких странах права человека утверждались и утверждают­ся непросто, поскольку каждый период общественного раз­вития создает свои проблемы и человечеству еще неизвестна

Предмет и задачи теории Иран человека

ситуация, не требующая усилий для поддержания и защиты прав человека.

Теория прав человека как паука призвана изучать приро­ду и сущность этого явления, его генезис, социальные, фило­софские, политические, этические, религиозные предпосылки, в контекст которых включается данный феномен. Важнейшее место в пауке о правах человека отводится исследованию вза­имодействия прав человека и государства. Правовое демокра­тическое государство признает приоритет прав человека, огра­ничивая этими правами свои властные функции. Поэтому под­линная природа государства раскрывается через права чело­века, место и роль индивида в обществе, его взаимоотношения с государством.

В теории прав человека необходимо исследовать их разви­тие п обогащение, появление новых "поколений" прав человека и причины, обусловившие такой процесс. Важно раскрыть струк­туру прав человека, определяемую спецификой сферы его дея­тельности: личной (гражданской), политической, социальной, экономической и культурной. Это вытекает непосредственно из понятия правового статуса человека (с учетом, его расшире­ния), взаимосвязи нрав и обязанностей в данной структуре, а равно из предпосылок, определяющих известные различия в правовом статусе в зависимости от того, выступает ли индивид в качестве человека или в качестве гражданина.

Интересен вопрос о природе гражданства как особой по­литико-правовой связи человека с государством. В современ­ном мире происходит расширение правового статуса человека и гражданина в результате развития норм не только нацио­нального, но и международного законодательства. Этот про­цесс взаимного обогащения законодательства - важная зако­номерность, поднимающая планку прав человека, повышающая их уровень.

Наука о правах человека рассматривает их не только как явление юридическое; она раскрывает связь этих прав с поли­тикой, нравственностью, философией, религией, поскольку пра­ва человека - это сложное многомерное образование. В раз­личные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо эти­ческое, либо философское звучание.

Введение

Учитывая значимость нрав человека в обеспечении нор­мальной жизнедеятельности общества, следует обратить осо­бое внимание на механизмы п процедуры их защиты, раскрыть ее конституционные, судебные, административно-правовые способы, показать особенности правоохраппых механизмов в зарубежных странах, их становление в российском государ­стве.

Внутригосударственные механизмы защиты прав и свобод человека н гражданина дополняются международно-правовы­ми формами их обеспечения. Поэтому важно изучать систему международно-правовой защиты прав человека, ее развитие, со­четание универсальных и региональных механизмов, осуществ­ляющих такую срункцию.

Все эти сложные проблемы составляют предмет теории прав человека. Они требуют глубокого изучения н освоения, посколь­ку без этого невозможна культура гуманитарного мышления, "человеческое измерение" всех процессов, происходящих внут­ри общества и в современном мире в целом.

При изучении теории прав человека неизбежно ее пересе­чение с иными юридическими науками - теорией государ­ства и права, историей государства и права, историей полити­ческих и правовых учений, всеми отраслевыми юридическими науками - конституционным, гражданским, уголовным, адми­нистративным правом и др., процессуальными отраслями зна­ний - уголовной, гражданской, административной. Так, про­блемы правового статуса личности, правоспособности, дееспо­собности изучаются в общей теории права, в отраслевых юри­дических науках (отраслевой правовой статус); становление и развитие прав человека - в истории государства п нрава (за­рубежной и отечественной), в истории политических учений. В теории государства рассматриваются проблемы взаимоотно­шения человека и государства, концентрирующиеся в правах человека. Природа государства вообще, правового и социаль­ного государства, в частности, - также предмет общей тео­рии государства; в то же время се изучение - важнейший компонент теории прав человека, позволяющий раскрыть их природу и сущность.

Отраслевые юридические науки изучают конституционные, гражданские, земельные, аграрные, экологические и иные права

Предмет н задачи теории прав человека


индивидов, в единстве своем образующие правовой статус чело­века и гражданина.

Конституционное, уголовно-процессуалыюе, гражданско-процсссуалыюе, административно-процессуальное право изучают процедуры и механизмы защиты прав человека, способы восста­новления нарушенных прав. Как уже отмечалось, теория прав человека также отводит большое место рассмотрению данных вопросов.

Международное право исследует систему международно-правовых актов по правам человека, структуру и назначение органов, осуществляющих международно-правовую защиту этих прав.

Поэтому особенностью теории прав человека является се тесная взаимосвязь и пересечение со всеми иными юридичес­кими науками. В этой связи может возникнуть вопрос: нуж­на ли самостоятельная наука - теория прав человека, или возможно и достаточно рассмотреть связанные с правами че­ловека проблемы в иных (традиционных для отечественно­го правоведения) науках? Нам представляется, что есть ряд факторов, определяющих необходимость выделения самосто­ятельной науки и учебной дисциплины - теории прав чело­века.

1. Особая значимость прав человека в жизни общества, в развитии нормальных связен и взаимодействий между индиви­дами и социальными группами, между личностью и государ­ством требует определить общие закономерности этих явлений, позволяющие координировать и упорядочивать общественные отношения.

Теория прав человека должна сформулировать тс основ­ные принципы, которые являются ценностными ориентирами в современном мире. Такие принципы формировались истори­чески, обогащались, совершенствовались; сегодня они являются неотъемлемой частью человеческой культуры.

Эти принципы закреплены в Основном законе Российской Федерации, вобравшем в себя опыт развития прав человека в Демократических зарубежных государствах, а также междуна­родно-правовые аспекты защиты прав человека, нашедшие воп­лощение во Всеобщей декларации прав человека, Международ­ном пакте о гражданских н политических правах, Междуна-


Введение

родном пакте об экономических, социальных и культурных правах, в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и ряде других актов:

права человека принадлежат ему от рождения, поэтому они являются естественными, неотъемлемыми и неотчуждаемыми;

права человека универсальны, основаны на принципе ра­венства; они гарантированы каждому, кто находится под юрис­дикцией данного государства;

права человека - высшая ценность, а их уважение, соблю­дение и защита - обязанность государства;

нрава человека - средство контроля за властью, ограни­читель всевластия государства, которое не должно переступать границ свободы, очерченных нравами человека;

обеспечение прав и свобод несовместимо с дискриминаци­ей по какому-либо признаку;

осуществление прав и свобод человека не должно нару­шать права и свободы других лиц;

основные права и свободы должны быть едины на всей тер­ритории государства;

личные, политические, экономические, социальные и куль­турные права и свободы равноценны; в единой системе этих прав нет иерархии;

коллективные права неотделимы от прав индивида; они не должны противоречить индивидуальным нравам, ограничивать правовой статус личности;

права человека регулируются Законом;

права и свободы человека могут быть ограничены Законом на основании обстоятельств, указанных в конституциях и важ­нейших международно-правовых актах: угрозы государствен­ной и общественной безопасности, основам конституционного строя, здоровью и нравственности населения, правам и закон­ным интересам других лиц. Временные ограничения прав и свобод человека возможны в условиях чрезвычайного или во­енного положения. Они должны быть соразмерны и пропорци­ональны ситуации, определяющей необходимость таких ограни­чений, п устраняться по мерс нормализации обстановки, изме­нения причин, вызвавших их.

2. Для России крайне важны понятия прав человека. В общественном сознании, в культуре страны - как дорсволю-

ционнон, гак и послереволюционной - права человека не за­нимали сколь-пнбудь значительного места. Идеи реформации и просвещения, связанные с демократией и правами человека, были восприняты лишь либеральными русскими юристами - П.И. Новгородцсвым, Б.А. Кистяковским, В.М. Гессеном и др. Даже в среде интеллигенции они не получили достаточно серь­езного распространения. Ы. Бердяев отметил, что в России ре­цепция идеи демократии была оторвана от идеи прав человека и гражданина, поэтому автономия личности и се неотъемлемые нрава были чужды и сознанию, и всему укладу российского общества. Манифест 17 октября 1905 г. и "дарованные" насе­лению гражданские свободы не привели к существенным изме­нениям в этой области.

Октябрьская революция изначально отреклась от идеи равенства, свободы и универсальности прав человека, устано­вив в этой сфере жесткий классовый подход. Вся последую­щая история Советского государства неотделима от грубых массовых нарушений нрав человека. Характерно, что само по себе понятие "права человека", идеи естествеппоправовой док­трины об их неотъемлемой и неотчуждаемой природе реши­тельно отвергались. Господствовала теория октроированных, дарованных прав, которыми государство наделяет своих граж­дан. Политические и личные права и свободы носили чисто декоративный характер; человек был лишен автономии и лич­ной неприкосновенности, его участие в политической жизни было откровенно формальным, механизмы защиты прав и сво­бод человека ненадежны, значение судебной защиты принижа­лось.

Недооценка, а то и полное игнорирование прав человека нашли выражение в советской учебной и научной литературе, в частности в учебниках по теории государства и права. Харак­терно, что в них отсутствовали разделы или главы, посвящен­ные правам человека, правовому статусу личности, ее взаимоот­ношению с государством. Права и обязанности человека как субъекта права рассматривались в главах, исследовавших пра­воотношения, причем последние характеризовались как "осо­бый вид идеологических отношений". Однако в таком контек­сте речь шла о гражданах, государственных организациях, юри­дических лицах, общественных организациях, Союзе ССР, со-

Введение

юзных и автономных республиках. Права человека растворя­лись в абстрактном юридическом понятии одного из "субъек­тов права" - гражданина. К тому же субъективным правом считалось только полномочие, возникающее в конкретном пра­воотношении, а конституционные и иные основные права ха­рактеризовались как "предпосылка" правоотношении, элемент правосубъектности. При таком подходе не могло быть и речи о неотъемлемой, неотчуждаемой природе прав человека, об их приоритете в жизни общества, о прямом действии конституци­онных прав и свобод.

Впервые главы "Государство, право, личность", "Социали­стическое государство и личность" появились в курсе "Мар­ксистско-ленинская общая теория государства и права" (Т. 1. 1970; Т. 3. 1972). Следует подчеркнуть, что для советской юридической литературы весьма непривычными были форму­лировки - "государство, право н свобода личности"; "права и обязанности граждан как необходимое условие их свобо­ды" и др. Разумеется, в соответствии с марксистско-ленин­ской традицией личность признавалась свободной только в социалистическом обществе, однако сама по себе связь прав личности со свободой предполагала новый подход к их ис­следованию, выводила их за пределы конкретных правоотно­шений.

При этом в ряде учебников по теории государства и права, вышедших уже в 80-с годы, сохранялся прежний подход, а в учебнике "Теория государства н права" 1982 г. в главе о пра­воотношениях даже отсутствовал параграф "Субъекты права"; вопрос о субъектах права был включен в "Структуру (элемен­ты) правоотношений".

Вопросы международно-правовой защиты прав человека рассматривались в учебной литературе по международному праву в связи с деятельностью ООН; излагались они абстраги­рование от советской реальности в сфере прав человека.

Такой подход к ключевой проблеме юридической науки деформировал всю структуру правовых знаний, подчеркивал материалистский характер государства по отношению к чело­веку, концентрировал внимание только на формально-юриди­ческой стороне его субъективных прав. Для нескольких поко­лений советских юристов понятия прав человека как сферы его

Предмет и.задачи теории прав человека

свободы, как ограничителя безмерных властных притязаний государства, как универсального фактора, обеспечивающего равенство и справедливость общественных отношений, автоно­мию индивида, попросту не существовало. Подобные деформа­ции и пробелы в правовом образовании не преодолены полнос­тью и сегодня. Поэтому так важно дать в учебном процессе систему знаний о правах человека во всей их значимости и мпогомерпостп, действии в национальной н международной сис­темах права.

3. Права человека в современном мире - мощный пласт общечеловеческой культуры. Без его освоения невозможно оце­нивать всю систему сложных политических, социально-психо­логических, социальных, экономических, международных отно­шений. Ранее уже отмечалось, что права человека - высшая ценность и как таковая она является критерием "человеческо­го измерения" противоречивых процессов, происходящих се­годня как в России, так и в мире. Только овладение культурой прав человека дает ориентир личности в оценке существую­щих политических режимов, гуманитарной и социальной дея­тельности государств, правовой н нравственной культуры поли­тических лидеров, правосознания народа. Понимание прирож­денного характера прав и свобод, принадлежащих человеку, освобождает его от чрезмерной зависимости от государства, позволяет ему отстаивать свои права от каких бы то ни было посягательств.

Сегодня в России все еще отсутствует подлинное уваже­ние к человеку и его правам. И это понятно, поскольку дефор­мация правосознания, происходившая десятилетия, глубоко уко­ренившееся пренебрежение к правам и свободам создают слож­ную ситуацию незащищенности индивида, его неуверенность в предсказуемости действий властей. В этой связи первостепен­ной задачей является обучение культуре прав человека, кото­рое должно распространяться и па должностных лиц, и па всех людей, проживающих на территории страны. Статья 2 Консти­туции РФ провозгласила: "Человек, его права и свободы явля­ются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Принцип, содержащийся в данной статье, к сожалению, еще да­лек о г воплощения. Права человека не заняли достойного мсс-

10


Введение

та в пашей жизни, их нарушение носит массовый характер (си­стематические невыплаты зарплаты и пенсий, нарушение прав беженцев и вынужденных переселенцев, нарушение нрав воен­нослужащих, возрастающая безработица и др.). В России не гарантирован прожиточный минимум, призванный обеспечить достойное существование человека, значительная часть населе­ния оказалась за чертой бедности.

Преодоление этой ситуации зависит не только от государ­ства, которое не располагает сегодня ип падежными механиз­мами защиты прав человека, ни достаточными экономическими ресурсами, ни подлинной волей к устранению этой ситуации. Нужны усилия и правозащитных организаций, и каждого чело­века, направленные на борьбу против нарушении прав личнос­ти, на установление юридической ответственности за такие дей­ствия. А для этого надо обладать знаниями о правах человека и об их роли в обеспечении нормальной жизнедеятельности людей и общества в целом.

Права человека призваны оказать воздействие на консоли­дацию общества, преодоление политического противостояния, поскольку по своей природе они консспсуальны и основаны на принципе - "моя свобода не должна наносить ущерба свобо­де других". Из этого вытекает и их нравственная природа, ос­нованная на категориях добра и всеобщего блага. Это еще бо­лее повышает ценность прав человека, поскольку они должны содействовать нравственному совершенствованию общества, формированию солидарности, без которых невозможны реаль­но ощутимые преобразования и реформы.

Та тяжелая ситуация с правами человека, которая созда­лась в нынешней России, - закономерный результат и ее пред­шествующего исторического опыта, и тех ошибок и просчетов, которые были допущены в последние годы. Выдающийся юрист П.И. Новгородцев, предвидя пагубные последствия революции 1917 г., равно как и неизбежность крушения системы, установ­ленной после ее осуществления, в работе "Восстановление свя­тынь" писал: "Русскому человеку в грядущие годы потребуют­ся героические, подвижнические усилия для того, чтобы жигь и действовать в разрушенной и откинутой на несколько веков стране. Ему придется жить не только среди величайших мате­риальных опустошений своей родины, но и среди ужасного раз-


Предмет п »адачи теории прав человека 11

вала всех ее культурных, общественных и бытовых основ". Поэтому "нужно понять, что для создания новой России нужны новые духовные силы, нужны воспрянувшие к новому свету души" 1 .

Знания о правах человека, изложенные в настоящем учеб­нике, дают представление о важнейшем элементе современной, и в частности правовой, культуры. Они ставят целью не только воспитывать людей, формировать правильные представления о правах человека как необходимом условии его свободы и ра­венства, но и создавать правовое общество, в котором права человека являются священными и неотъемлемыми, а уважение п защита прав человека - важнейшим свойством всего уклада государственной и общественной жизни.

Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991. С. 576 - 577.

Сегодня я хочу рассказать вам о том, как научить английскому ваших маленьких детей, начиная с 3-х лет. Вы можете удивиться и даже возмутиться:

  • Как?! Лишить свое родное дитя детства и возможности лишний раз поиграть уже с таких малых лет?
  • Да такая малютка просто неспособна так рано приниматься за другой язык, ведь она еще плохо знает свой родной!
Учим детей английскому с 3-х лет

Помогите вашему ребенку

И вот, что я скажу вам уважаемые взрослые:
Вы слишком жестоки к вашим собственным детям! Спросите — почему?

  1. Будучи взрослыми, переносите на своего малыша вашу косность и лень: вот попробуй вас чему-то поучить сейчас, когда вам приятней посмотреть «ящик», вкусно покушать, поспать, попить пивка, посплетничать. В отличие от вас, ваш ребенок любознателен, ему не нравится кушать и спать, он любит учиться!
  2. Лишаете ребенка тех возможностей, что подарила ему природа: именно с 3 до 5 лет у детей самая цепкая память, и он усваивает в этот период больше информации, чем потом за всю жизнь.

Трехлетки очень любознательны. Вам только кажется, что сосредоточено возящийся в песочнице малыш ничего не слышит. В один прекрасный день он, подобно попугаю, вдруг выдает весь запас нужных и ненужных слов, который он впитывал как губка за играми и другими серьезными детским делами.

Способности детей к языкам

Вот это свойство детей — запоминать, играя и, казалось бы, никого не слыша, надо использовать. Нужно превратить ваши первые уроки английского в такую же игру:

  • ребенку просто интересно играть с вами, он не знает, что вы его, оказывается, учите;
  • сосредоточенный на самой игре, он между делом запомнит все английские фразы сказанные ему.

Начинайте обучение с названия всего того, что окружает малыша в его 3 года:

  • домашних предметов — игрушка (toy), тарелка (plate), стол (table), яблоко (apple) и др.;
  • частей тела — рука (hand), нос (nose), рот (mouth), голова (head), глаза (eyes);
  • того, что он видит на улице — машина (car), кошка (cat), птица (bird), солнце (sun).

Учите не одни лишь слова, а сразу составляйте из них простенькие фразы:

  • Дай мне чашку, пожалуйста — Give me a cup, please
  • Хочешь яблоко? — You want an apple?
  • Пойдем гулять! — Go for a walk!

В современном мире знание английского языка уже давно перешло в категорию обязательных навыков. Если еще несколько лет назад привычно было приступать к изучению английского в начальных классах школы, то теперь родители стараются познакомить ребенка с иностранным языком как можно раньше. Студии и группы для малышей, занятия с репетиторами на дому, книжки и мультфильмы на английском, обучающие программы: как не растеряться в обилии возможностей и ресурсов, а выбрать то, что действительно пойдет на пользу вашему ребенку? Давайте попробуем разобраться.

Чем раньше, тем лучше?

Сегодня уже никто не сомневается в том, что обучение иностранному языку с дошкольного возраста — это не дань моде. Раннее изучение языка благотворно влияет на общее эмоциональное и нравственное развитие ребенка, способствует улучшению внимания, памяти и воображения.

«Золотой серединой» для того, чтобы начинать изучение иностранного языка, можно считать возраст от 3 до 6 лет . Именно в этот период у малыша уже есть более или менее устойчивое понимание системы родного языка, и он способен концентрировать внимание, чтобы усваивать новую информацию в достаточном объеме.

Первые шаги в мир английского языка: выбираем форму обучения

Если вы не знаете, выбрать групповую форму обучения или индивидуальную, присмотритесь для начала к своему ребенку, постарайтесь проанализировать его интересы и склонности: любит ли он играть в подвижные игры или предпочитает проводить время, рисуя, собирая конструктор? Любителям шумных компаний замечательно подойдет групповой формат занятий, более застенчивым и склонным играть самостоятельно детям привычнее будет заниматься наедине с репетитором.

Изучая английский язык, малыш 4-х лет знакомится в первую очередь с окружающим миром (нередко именно на таких занятиях ребенок впервые узнает цвета и цифры, открывает для себя свойства многих предметов), а также развивает творческие и коммуникативные способности, память, восприятие и мышление, учится дисциплине. На групповых занятиях, помимо изучения английского языка, улучшаются навыки общения и взаимодействия в коллективе, дети учатся сотрудничать и соревноваться.

Какую форму обучения вы бы ни выбрали - посещение группы или индивидуальные занятия с преподавателем - помните, основным способом знакомства четырехлетнего малыша с языком должна стать игра. Обучение языку через игру прививает интерес, а не становится навязанной и нудной обязанностью.

Чтобы выяснить, какую школу или курсы для ребенка выбрать, необходимо посетить хотя бы несколько из них. Конечно, очень соблазнительно выбрать учебу поближе к дому. Но главным определяющим фактором должно стать качество, чтобы не получилось, что деньги потрачены зря, а у ребенка совсем нет интереса к языку.

На что нужно обратить внимание при выборе курсов английского для детей 4 лет?

Опыт работы

Сейчас открывается много курсов, которые предлагают дополнительные скидки, но вы же не хотите, чтобы ваш ребенок обучался у непрофессионалов? При выборе курсов английского для детей , поинтересуйтесь, как долго существует школа, есть ли уже «выпускники», по успехам которых вы могли бы судить. Если школа работает хотя бы 5 лет в этой сфере, это признак того, что в ней есть сложившийся штат педагогов, и разработана программа обучения английскому языку малышей, с которой вы, кстати, могли бы ознакомиться.


Оформление и материалы

Парты, ручки и тетрадки совсем не подходят для обучения ребенка четырех лет. Мягкий ковер, место, где можно поиграть, игрушки и плакаты, разноцветные кубики и плакаты с яркими и крупными элементами игры (алфавитом, числами), а также материалы для творчества - то, что должно вызвать интерес у ребенка и не создавать впечатление, что изучение языка - это скучно и неинтересно. Так атмосфера и окружение не позволят ему ощутить себя узником урока - «ну когда же, когда это закончится, и я смогу погулять?».

Количество детей в группе

Хорошо, когда внимание преподавателя распределяется равномерно. Оптимальное количество - от четырех до шести человек в группе: тогда педагог сможет уделить внимание каждому малышу, а также обеспечить их безопасное пребывание на занятии.

Возможность присутствовать на занятии

Прежде чем принимать окончательное решение о выборе школы, поинтересуйтесь о возможности посетить одно из занятий. Вы сможете лично убедиться в том, что ваш ребенок попал в «хорошие руки». Даже если вы не специалист по методикам преподавания английского малышам 4-х лет, вы можете руководствоваться следующим вопросом, чтобы понять нужность и полезность конкретного упражнения: что дает ребенку выполняемое упражнение?

Например, если преподаватель предлагает ребенку спеть песенку, как именно это проходит? Малыши, ерзая на стульчиках, повторяют за преподавателем непонятные слова, или, к примеру, все ребята в хороводе выполняют разминку, называя каждое действие («I can run, I can hop, I can clap, I can stop»). Для того, чтобы слова или фразы остались в памяти малыша, важно подкреплять их образами или действиями.

Занятия с репетитором

Основной плюс занятий с репетитором в том, что они позволяют создать для ребенка более естественную языковую среду в привычных для него условиях. Также, если малыш застенчив, возможно, ему будет легче начать усваивать английский язык, занимаясь индивидуально с преподавателем.

Следует ли говорить о том, что самым важным критерием при выборе репетитора должен стать психологический контакт с ребенком. Занятия обучающим английским должны приносить, в первую очередь, удовольствие, пробуждать интерес и любовь к занятиям и познанию чего-то нового. Избегайте чрезмерно строгих педагогов: согласитесь, боязнь ошибок - это не самое лучшее приобретение после курса занятий обучающим английским.

Если вы решили пригласить репетитора на дом, прежде всего, узнайте, есть ли у него опыт работы с маленькими детьми. Дома у вас всегда есть возможность «проконтролировать», как проходит занятие и как на него реагирует ваш малыш. Тем не менее, не стоит злоупотреблять этой возможностью и вмешиваться в процесс просто из любопытства - дайте педагогу и вашему ребенку возможность поладить и найти общий язык.

Оптимальная продолжительность занятия для ребенка четырех лет - 45 минут, так как во время занятия один на один с репетитором, малышу сложно сконцентрировать внимание более чем на 20 минут.

Изучаем язык самостоятельно


Если у родителей есть хотя бы базовые знания языка, то мама или папа могут стать лучшим проводником в мир английского. Кто, как не родители, знают своего ребенка и то, что ему нравится больше всего. Все, что вам понадобится, - это терпение, доброжелательность и чуткость по отношению к вашему ребенку.

Важно, чтобы изучение языка вошло в привычку. Начните понемногу вводить английский в бытовых ситуациях, например, при купании или умывании или во время сбора на прогулку. Чтобы у ребенка было понимание, что вы ему говорите, сопровождайте свои слова объяснениями, жестами или картинками. В таком случае, 10 минут общения на английском дома могут принести больше пользы, чем подготовленные занятия по часу.

Помните: ни в коем случае нельзя давить и навязывать! Только комфортное погружение в языковую среду может принести хорошие результаты и не вызвать отторжения. Будьте последовательны и терпеливы, не нервничайте, если у малыша не все получается с первого раза.

Учитесь, играя. Лучше всего ребенок справится с изучением английского, играя. Есть большое множество примеров игр, обучающих английскому для малышей 4 лет. Вы можете брать их за основу и импровизировать: подключать те виды деятельности, которые нравятся вашему чаду больше всего. Например, раскрашивать каждое животное или машинку, называя цвета один за другим. Можно разобрать игрушку на кусочки, положить в коробку, собрать обратно, поздороваться с лягушкой, спросить, какого она цвета, как она прыгает. Лягушка хочет спеть песню? Придумать небольшую песенку-рифмовку.

Ставьте маленькие задачи и радуйтесь, когда малыш их выполняет. К примеру, вы хотите начать изучать тему «животные». У вас дома должны быть игрушки-зверушки. Попробуйте называть животных по-английски: («This is …»). Затем положите игрушки в большую коробку и просите дать вам конкретную зверушку («Give me …» , «Where is …»). Вы и ваш малыш сами не заметите, как вместе с названиями животных ребенок сначала освоит правильные реакции на ваши просьбы, а вслед за этим научится подражать и произносить их сам. За один день не стоит давать малышу больше, чем 3-5 новых слов, а также не забывайте постоянно возвращаться к уже изученным словам и фразам.

Нужно создавать условия для того, чтобы ребенок мог повторять усвоенную информацию. Может быть, у вас в доме появится герой - кукла или мишка, с которым ребенок будет тренировать английские фразы. Слушайте с ним песенки и смотрите мультики на английском, чтобы включать его в языковую среду. В больших городах проходит масса мероприятий на английском языке: мастер-классы, театральные представления - подберите что-нибудь интересное для вас и вашего ребенка.

Не забывайте про возрастные особенности!

Если вы занимаетесь с ребенком самостоятельно или помогаете ему при выполнении домашних заданий, не забывайте придерживаться основных принципов, которые учитывают возрастные особенности:

Постепенность

Очень часто, отдав малыша в группу или начав заниматься с репетитором, родители ожидают быстрых и значительных результатов. Но в четырехлетнем возрасте ребенку трудно выучить список слов без контекста. Лучше ставить для него маленькие цели и достигать их.

Систематичность

Любое стоящее приобретение требует приложения систематических усилий. Поэтому, если ваш ребенок стал заниматься английским языком, важно выработать у него привычки.

Поддержка и похвала

Не надо ругать ребенка, если он что-то забыл, или не может сразу запомнить. Помните, что в раннем возрасте малышам главное получать удовольствие от обучения, поэтому не скупитесь на похвалу.

Чему реально может научиться 4-летний ребенок:

  • словам по темам «Числительные», «Цвета», «Животные», «Одежда», «Игрушки», «Еда», «Части тела»;
  • прилагательным (большой-маленький, высокий-низкий, счастливый-грустный);
  • некоторым глаголам (брать, давать, бежать, прыгать, хлопать, открывать/закрывать и т.д.);
  • простым фразам в контексте бытовых ситуаций («Hello! How are you?», «Where is…?», «What is …?», «Give me … » и т.д.);
  • основам хорошего произношения.

Дарья Попова

Если вы начинаете разговаривать с ребенком на английском до 3 лет, то вопрос о «содержании» первого английского опыта отпадает само собой. Вы просто начинаете говорить с ребенком на английском, показываете английский мультик или читаете книгу на английском для детей – и увлекаете ребенка в обыгрывание.

Однако после 3 лет, когда родная речь уже так сильна, что ребенок уже не настолько податлив в такие путешествия к неизведанным речевым берегам и уже появляется отчетливая потребность «Мама, я хочу, чтобы было понятно, что ты говоришь», появляется вопрос – а как познакомить ребенка с английским , чтобы это было максимально интересно, понятно и доступно.

География и английский для детей после 3 лет

Начать можно с того, чтобы показать ребенку глобус или карту и рассказать про то, что синим обозначают воду, другими цветами – землю. На Земле есть разные страны. В них можно ездить на поездах и летать на самолетах. Найти Россию, родной город отметить точечкой, а затем предложить путешествие по другим странам.

Только вот незадача – в этих странах не говорят по-русски. Вот мы с тобой говорим по-русски. Что это такое? Это стол. А это что такое? Это книга. А когда мы прилетаем в другую страну там таких слов не знают, там все будут называть по-другому. В каждой стране есть свой язык. В Испании – испанский, во Франции – французский, в Японии – японский и т.п.

В очень и очень многих странах люди говорят на английском языке. На английском говорят:

  • в Великобритании (еще эту страну называют Англией)
  • в Америке (США)
  • в Канаде
  • в Австралии
  • в Новой Зеландии

И в других странах люди хорошо знают этот язык. А ты бы хотел(-а) научится говорить по-английски? Давай попробуем выучить сегодня несколько слов.

Для этого отправимся на Родину английского языка – в Великобританию. Но она очень и очень далеко от нас. На самолете туда лететь несколько часов. Что же нам делать? Какой транспорт быстрее всех на свете? Даже быстрее самолета? Ракета! Давай полетим на волшебной ракете, а чтобы она нас доставила в Англию, управлять мы ей будем по-английски!

Get into the rocket (Сели в ракету) – для этого сложите руки домиком над головой.

Put on your helmet (Одеваем шлем) – руками изображаем, как мы надели шлем на голову.

Buckle up! (Пристегиваемся) – пристегиваем «невидимые» ремни.

Five, four, three, two, one, blast off! – 5,4,3,2,1, пуск!

Поднимаем ребенка, кружим в воздухе и приземляемся в Англии (ну, например, на диване).

Английские слова говорите громко и отчетливо, а перевод еле слышно. Эту игру вы будете повторять потом еще много раз, и переводом ее стоит сопроводить один-два первых раза, затем потребность в переводе отпадает.

Английский для детей в Великобритании

В Англии ребенок встречает своего первого английского друга. Подумайте, может быть, среди ваших игрушек уже живет английский персонаж. Это может быть:

  • Винни Пух
  • кукла Алиса (которая в стране чудес)
  • Peppa Pig
  • котятки, которые потеряли перчатки
  • Humpty-Dumpty (Шалтай Болтай)…

Английская детская литература и мультипликация оставляют тут полет для вашего творчества.

Я остановлюсь на детской потешке, известной по переводу Маршака.

— Где ты была сегодня, киска?
— У королевы у английской.
— Что ты видала при дворе?
— Видала мышку на ковре.

Pussy-cat, pussy-cat,
Where have you been?
I’ve been to London
To look at the Queen.
Pussy-cat, pussy-cat,
What did you there?
I frightened a little mouse
Under her chair.

Берем игрушку кошки и знакомимся с ней по-английски.

— What’s your name?

— My name is Pussy Cat! What’s your name?

— I’m Masha.

— Nice to meet you, Masha! Let’s play.

Опять же в первое знакомство переводим каждую фразу, побуждаем ребенка повторить за вами слова Hello, представиться по-английски I’m… , согласиться с предложением поиграть ok. Помогайте ребенку жестами. При слове Hello приветственно машем рукой, I’m – Показываем на себя. Показываем знак ok (сложно этот жест дается, но тем и интересен).

Показываем мультик по потешке:

Обратите внимание ребенка на персонажей мультика cat (кошка), mouse (мышка), the Queen (королева). Изобразите их с помощью жестов. Кошку – покажите ноготки-царапки и выполните резкие царапающие движения перед собой. Мышку – приложите кулачки к голове, показывая мышкины ушки. Королеву изобразите, показывая корону с помощью руки.

Теперь снова прослушайте песенку, попросив ребенка быть внимательным, и когда он услышит cat – показывать кошку, когда mouse – мышку и т.п. Максимально помогайте ребенку своим примером, чтобы ему было легко!

А теперь пора поиграть в кошки-мышки.

Мышка ловит кошку. Меняемся ролями. Побуждаем ребенка повторять стишок вместе с вами. Рифмовку сопровождаем уже знакомыми жестами. Повторяем, пока не надоест.

Настало время поиграть в Королеву.

Спросите, что носит королева на голове. Корону. Чтобы научится ходить с короной на голове, короли и королевы сначала носят книги на голове. Давай потренируемся.

Настало время прощаться с Pussy Cat.

Говорим Good bye! И снова летим на ракете.

Если ребенок уже порядком устал, то вы можете вернуться обратно в Россию (проведите тогда игру по-русски), а завтра продолжить свое путешествие.

Английский для детей в Америке

Теперь мы летим в Соединенные Штаты Америки или в Америку. Там мы можем встретить:

  • Микки Мауса
  • Спайдермена
  • других персонажей из американских мультиков

Скорее всего, у вас есть такие игрушки, не так ли? Знакомимся с американским другом.

В Америке строят очень высокие здания, которые называются небоскребы или skyscrapers.

Возьмите или обычные кубики и постройте из них очень высокий небоскреб. Можно заинтересовать ребенка, предложив построить небоскреб с него ростом.

А усложнить задание можно, если нарисовать модель небоскреба из цветных блоков, последовательность которых ребенку нужно повторить, при этом цвета называются по-английски. Blue, green, yellow, red etc.

Построили небоскреб, попрощались с персонажем и полетели на ракете в Канаду.

Английский для детей в Канаде

В Канаде мы познакомимся с кленовым листочком. Здорово, если в магазинах вашего города можно купить кленовый сироп и угоститься им во время занятия.

Подул ветерок и кленовый листочек упал ребенку на носик, приземлился на руку, на колено и т.п. Называйте части тела по-английски и показывайте их на себе, а ребенок листочком должен прикоснуться к соответствующей части тела у себя.

The maple leaf fell down on the nose.

The wind is blowing. (дуем)

The leaf is flying (кружимся)

And the maple leaf fell down on the arm.

Затем листочек рассказывает вам, как в Канаде любят играть в хоккей.

Подумайте, что вместо клюшки вы можете использовать у вас дома. Подойдет бадминтонная ракетка и мячик, например, покажите ребенку, как водить мячик ракеткой и попробуйте забить гол в ворота-стул.

Обратите внимание, что английское слово Hockey похоже на русское хоккей. Попросите ребенка догадаться, как перевести английские виды спорта football, basketball, baseball, hockey, volleyball, badminton, tennis. Покажите, как изобразить пантомимой каждый из этих видов спорта, потом называйте его, а ребенок должен показать, как в него играть.

Прощаемся с канадским другом и отправляемся на ракете в Австралию.

Английский для детей в Австралии

В Австралии мы знакомимся с кенгуру. Можно распечатать картинки, если нет таких игрушек.

С кенгуру мы учимся прыгать. Когда вы говорите jump – ребенок прыгает. Когда говорите stop – ребенок должен остановиться. Jump, jump, stop. Jump, jump, jump, stop. Stop, jump etc.

И наконец, настало время отправляться на ракете домой. Прощаемся с кенгуру и летим в Россию.

Дополнительно вы можете заранее подготовить картинки с изображением флагов стран и по прибытию в страну рассматривать их и повторять цвета флагов – red, white, blue.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта