Учебник для вузов
Комиссия при Президенте Российской Федерации
Институт государства и права РАН
Права Чправаеловека
Учебник для вузов
Ответственный редактор -
член-корреспондент РАН,
доктор юридических наук
Б. А. Лукашева
Издательство НОРМА
(Издательская группа НОРМА-ИНФРА М) Москва, 2001
П68
Права человека.
Учебник для вузов / Ответственный редактор - член-корр. РАН, доктор юридических наук ^
Е. А. Лукашева.
- М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001. - 573 с.
"Права человека"" - первый в отечественной юридической литературе учебник по данному предмету. Авторский коллектив стремился показать всю сложность и многогранность прав человека, их сущность, генезис, социальные корни, назначение, соотношение с правовым и социальным государством. В работе раскрываются исторические этапы формирования системы прав и свобод человека, развития механизмов их защиты, сопоставляется отечественный и зарубежный опыт в данной сфере Большое внимание уделено природе правового статуса человека и гражданина, структуре прав человека, их взаимодействию с правом, политикой и нравственностью, взаимодополняемости внутригосударственной и международной форм их обеспечения и защиты
Учебник ставит целью дать систематизированные знания о правах человека как движущей пружине общественного прогресса и свободы студентам, аспирантам, преподавателям юридических и других вузов, изучающим право, юристам - научным и практическим работникам, а также всем тем, кто интересуется гуманитарными проблемами истории и современности
Васильева Т. А^ кандидат юридических наук - гл. IV;
Карташкин В. А, доктор юридических наук, профессор - гл. XIV- XVII;
Колесова Н. С., кандидат юридических наук - § 5, 6 гл. V, § 5 гл. XIII;
Колотова Н. В, кандидат юридических наук - § 7, 8 гл. V, § 4
Ледях И. А., кандидат юридических наук - гл. X, § 1, 2, 3, 4 гл. XIII, гл. XVIII;
Лукашева Е. А, член-корреспондент РАН, доктор юридических наук - введение, гл. I, III, § 1, 2, 3, 4 гл. V, гл. VI-VIII, § 1, 2, 3 гл. IX,
Нерсесянц В. С, член-корреспондент РАН, доктор юридических наук, профессор - гл. II;
Савицкий В. М., доктор юридических наук, профессор - гл. XI; Салищева Н. Г, кандидат юридических наук - гл. XII.
^ Ответственный редактор - член-корреспондент РАН, доктор юридических наук Е. А. Лукашева.
Предисловие................................ XI
Введение. Предмет и задачи теории прав человека. . 1
Раздел первый Права человека, государство, общество
Глава I. Права человека: понятие и сущность...... 12
§ 1. Понятие и генезис прав человека............ 12
§ 2. Права человека н цивилизация.............. 28
Глава II. Права человека в истории
политико-правовой мысли............. 35
§ 1. Древняя Греция........................ 37
§ 2. Древний Рим.......................... 48
§ 3. Средние века.......................... 57
§ 4. Новое время.......................... 61
§ 5. Дореволюционная Россия................. 79
Глава III. Правовой статус человека и гражданина. . 91
§ 1. Понятие и структура правового статуса. ........ 91
§ 2. Права человека и права гражданина.......... 96
§ 3. Основания ограничения прав н свобод человека
и гражданина.......................... 102
Глава IV. Гражданство........................ 105
§ 1. Гражданство и его специфика.............. 105
§ 2. Приобретение н утрата гражданства.......... 110
§ 3. Двойное гражданство, мпогогражданство
и безгражданство...................... 118
§ 4. Иностранцы.......................... 126
Глава V. Структура прав человека и гражданина.... 132
§ 1. Права и свободы человека и гражданина....... 132
§ 2. Основные и иные права человека и гражданина. . 133
§ 3. "Поколения" прав человека................ 136
§ 4. Права индивида и коллективные права........ 140
§ 5. Личные (гражданские) права и свободы....... 142
§ 6. Политические права и свободы.............. 151
§ 7. Экономические и социальные права.......... 159
§ 8. Культурные права...................... 170
Глава VI. Права человека и правовое государство... 173
§ 1. Основные признаки правового государства..... 173 § 2. Права человека и формирование правового
государства в России.................... 183
Глава VII. Права человека и социальное
государство...................... 197
§ 1. Причины и условия формирования социального
государства........................... 197
§ 2. Пути сформирования социального государства в условиях реформирования экономических отношений в России..................... 211
Глава VIII. Человек и государство............... 214
§ 1. Либеральная доктрина: от человека к государству. 214
§ 2. Марксистская доктрина: от государства к человеку. 223
Глава IX. Права человека, политика, мораль....... 234
§ 1. Приоритет прав человека по отношению
к политике........................... 234
§ 2. Права человека как критерий нравственного
измерения политики и государственной власти. . . 238 § 3. Права человека - консолидирующий принцип
нравственной и правовой ориентации
российского общества.................... 256
§ 4. Права человека как сфера взаимодополнения
права и морали........................ 265
^ Раздел второй
Система юридических механизмов защиты прав и свобод человека
Глава X. Конституционный контроль............. 277
§ 1. Развитие системы конституционного контроля
в Российской Федерации.................. 277
§ 2. Конституционный Суд РФ: компетенция, принципы
и формы защиты прав и свобод человека
и гражданина.......................... 286
§ 3. Юридическая сила решений Конституционного
Суда............................... 301
Глава XI. Судебная защита прав и свобод человека
и гражданина........................ 305
§ 1. Суд как гарант прав личности.............. 305
§ 2. Право на судебную защиту................ 316
VIII
Содержание
§ 3. Защита прав обвиняемого и потерпевшего
в уголовном суде....................... 331
§ 4. Защита нрав сторон в гражданском
судопроизводстве....................... 358
§ 5. Защита по суду от произвола чиновников...... 366
Глава XII. Административно-правовые формы защиты
прав и свобод человека и гражданина... 378
§ 1. Законодательные гарантии прав и свобод человека
и гражданина в сфере исполнительной власти.... 379
§ 2. Защита прав и свобод граждан при применении
мер административного принуждения......... 395
§ 3. Административный порядок обжалования решений и действий (бездействия) органов исполнительной власти и их должностных лиц.............. 398
§ 4. Роль государственного надзора и контроля
в защите прав человека н гражданина......... 402
Глава XIII. Механизмы защиты прав и свобод
человека и гражданина в зарубежных государствах.................... 410
§ 1. Конституционный контроль - принципы и формы
защиты прав человека.................... 410
§ 2. Институт парламентского Уполномоченного по
правам человека (омбудсмана) .............. 430
§ 3. Право на петицию...................... 435
§ 4. Процедура "хабеас корпус" ................ 439
§ 5. Административная юстиция................ 441
Раздел третий Международная защита прав человека
Глава XIV. Права человека и развитие
международного права............... 459
§ 1. Права человека в истории международных
отношений............................ 459
§ 2. Устав ООН и Международный Билль о правах
человека............................. 464
§ 3. Права человека как отрасль современного
международного права................... 486
Глава XV. Контрольные функции Организации Объединенных Наций в области прав человека........................ 495
§ 1. Роль н компетенция главных и вспомогательных
органов ООН......................... 496
§ 2. Функции контрольных органов, учрежденных
международными конвенциями по правам человека. 505 § 3. Механизм рассмотрения индивидуальных жалоб. . 509
Глава XVI. Региональное сотрудничество государств
в области прав человека............ 514
§ 1. Европейская система защиты прав человека..... 514
§ 2. Межамериканская конвенция но правам человека. 518 § 3. Африканская хартия нрав человека
п нрав пародов......................... 521
Глава XVII. Ответственность за нарушения прав
человека......................... 523
§ 1. Международные преступления н правонарушения. . 523 § 2. Правосубъектпость индивида н его ответствен]юсть
за преступные нарушения международного права. . . 527 § 3. Создание н компетенция Международного
уголовного суда........................ 530
Глава XVIII. Права человека
и гуманитарное право.............. 534
§ 1. Понятие, сфера действия п источники
международного гуманитарного нрава......... 534
§ 2. Основные принципы международного гуманитарного
права............................... 543
§ 3. Особый статус права на жизнь в условиях
вооруженного конфликта.................. 547
§ 4. Юридические основания н принципы уголовной
ответственности за нарушения международного
гуманитарного нрава..................... 549
Настоящее издание является первым российским учебником по истории, теории и практике становления и развития прав человека. В нем излагаются основные вопросы, которые обычно освещаются в спецкурсах по внутригосударственному и международно-правовому регулированию прав человека и гражданина. К ним относятся такие проблемы, как понятие п сущность прав человека, правовой статус личности, гражданство, структура прав человека и гражданина, система юридических механизмов защиты прав и свобод человека (конституционный контроль, судебная защита, административно-правовые формы защиты), международная защита прав человека и Др.
Эти вопросы излагаются на основе как монографических разработок российских и иностранных ученых, так и анализа действующего зарубежного п российского законодательства, а также международных соглашений по правам человека.
Отличительной особенностью учебника является то, что в нем показывается взаимосвязь и взаимозависимость международного и внутригосударственного права, их влияние на положение личности в современном мире. Учебник подготовлен в Год прав человека в Российской Федерации и 50-летнюю годовщину принятия Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей декларации прав человека. Его издание предусмотрено Распоряжением Президента Российской Федерации от 4 апреля 1998 г. "О мероприятиях, связанных с проведением Года прав человека в Российской Федерации",
Учебник подготовлен Комиссией по правам человека при Президенте Российской Федерации п коллективом ученых Института государства п права РАН. Он предназначен для студентов п преподавателей средних и высших учебных завсде-
XII
Предисловие
пни, научных и практических работников, специализирующихся и различных отраслях права.
Учебник издан при поддержке Администрации Президента Российской Федерации и Программы Тасчз Европейской Комиссии, которым авторы выражают искреннюю признательность.
^ Принятые сокращения:
Ведомости РФ - Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации
ВВС (РФ, РСФСР, СССР) - Ведомости Верховного Совета (Российской Федерации, РСФСР, СССР)
САПП - Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации
СЗ РФ - Собрание законодательства Российской Федерации
СП СССР - Собрание постановлений Правительства СССР
Предметом данной науки является одна из высших ценностей человеческой цивилизации, охватывающая самые различные аспекты индивидуального и общественного бытия, - нрава человека.
Права человека - это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами.
Права человека неотчуждаемы. Никто не может лишить человека его естественных прирожденных прав - на жизнь, на личную неприкосновенность, свободный выбор способов своей жизнедеятельности, свободу совести, мнений, убеждений, автономию в сфере частной жизни и других прав. Современный мир невозможно представить без прав человека, которые основаны на принципах свободы, равенства, справедливости и носят универсальный характер.
Права человека как явление знаковое, всеохватывающее изучаются всей наукой о государстве и праве. И это понятно, так как человек является предметом исследования гуманитарных наук в различных аспектах его сущности и деятельности. Юридическая наука призвана изучать человека в его государственно-правовых связях и опосредованиях. И в этом смысле юристы изучают не просто абстрактные государственные и правовые формы, а явления и процессы, прочно вплетенные в человеческую жизнь, в которых раскрываются свойства индивида, его связи и зависимости и которые составляют суть бытия человека. Все сложнейшие государственно-правовые явления в конечном счете кристаллизуются в правах человека, выступающих основой, центральным звеном государственной и правовой жизни.
Введение-
Права человека - это ценностный ориентир, позволяющий применять "человеческое измерение" не только к государству, праву, закону, законности, правовому порядку, но п к гражданскому обществу, поскольку степень зрелости и развитости последнего зависит в значительной мере от состояния дел с нравами человека, от объема этих прав п их реализации. Права человека дают ему возможность не только участвовать в управлении государством, но п дистанцироваться от пего, самоопределяться в сфере частной жизни, выборе убеждений, отношении к религии, собственности. Поглощение гражданского общества государством, огосударствление всех сфер жизни происходят там, где права человека либо отсутствуют, либо носят декоративный характер.
Становление п развитие прав человека позволяют раскрыть тип цивилизации, се этап, поскольку отношения человека и государства - важнейший признак, характеризующий природу той или иной цивилизации, а государство - как правовое или пеправовое.
Политико-правовая мысль, возникшая в условиях тех уникальных регионов мира, где зародилась демократия п высокая духовная культура (Афины, Рим), и объявившая человека "мерилом всех вещей", дала толчок европейской цивилизации, основанной на персоноцентристской парадигме: от человека к государству. Наряду с этим в традиционных обществах (древнекитайской, индусской, азиатской цивилизациях) господствовал системоцентристскпй подход, где государство подчиняло своей воле всех подданных, превратив человека в послушного исполнителя.
Поэтому права человека возникают и развиваются в различных регионах мира разновременно в соответствии с характером культуры, философии, религии, общественным мировоззрением, моралью, определяющими характер той или иной цивилизации. Универсальный характер они приобретают в развитых странах европейского региона, в которых в XVII -XVIII вв. свершились буржуазные революции иод лозунгами свободы, равенства, справедливости. Однако и в таких странах права человека утверждались и утверждаются непросто, поскольку каждый период общественного развития создает свои проблемы и человечеству еще неизвестна
Предмет и задачи теории Иран человека
ситуация, не требующая усилий для поддержания и защиты прав человека.
Теория прав человека как паука призвана изучать природу и сущность этого явления, его генезис, социальные, философские, политические, этические, религиозные предпосылки, в контекст которых включается данный феномен. Важнейшее место в пауке о правах человека отводится исследованию взаимодействия прав человека и государства. Правовое демократическое государство признает приоритет прав человека, ограничивая этими правами свои властные функции. Поэтому подлинная природа государства раскрывается через права человека, место и роль индивида в обществе, его взаимоотношения с государством.
В теории прав человека необходимо исследовать их развитие п обогащение, появление новых "поколений" прав человека и причины, обусловившие такой процесс. Важно раскрыть структуру прав человека, определяемую спецификой сферы его деятельности: личной (гражданской), политической, социальной, экономической и культурной. Это вытекает непосредственно из понятия правового статуса человека (с учетом, его расширения), взаимосвязи нрав и обязанностей в данной структуре, а равно из предпосылок, определяющих известные различия в правовом статусе в зависимости от того, выступает ли индивид в качестве человека или в качестве гражданина.
Интересен вопрос о природе гражданства как особой политико-правовой связи человека с государством. В современном мире происходит расширение правового статуса человека и гражданина в результате развития норм не только национального, но и международного законодательства. Этот процесс взаимного обогащения законодательства - важная закономерность, поднимающая планку прав человека, повышающая их уровень.
Наука о правах человека рассматривает их не только как явление юридическое; она раскрывает связь этих прав с политикой, нравственностью, философией, религией, поскольку права человека - это сложное многомерное образование. В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание.
Введение
Учитывая значимость нрав человека в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества, следует обратить особое внимание на механизмы п процедуры их защиты, раскрыть ее конституционные, судебные, административно-правовые способы, показать особенности правоохраппых механизмов в зарубежных странах, их становление в российском государстве.
Внутригосударственные механизмы защиты прав и свобод человека н гражданина дополняются международно-правовыми формами их обеспечения. Поэтому важно изучать систему международно-правовой защиты прав человека, ее развитие, сочетание универсальных и региональных механизмов, осуществляющих такую срункцию.
Все эти сложные проблемы составляют предмет теории прав человека. Они требуют глубокого изучения н освоения, поскольку без этого невозможна культура гуманитарного мышления, "человеческое измерение" всех процессов, происходящих внутри общества и в современном мире в целом.
При изучении теории прав человека неизбежно ее пересечение с иными юридическими науками - теорией государства и права, историей государства и права, историей политических и правовых учений, всеми отраслевыми юридическими науками - конституционным, гражданским, уголовным, административным правом и др., процессуальными отраслями знаний - уголовной, гражданской, административной. Так, проблемы правового статуса личности, правоспособности, дееспособности изучаются в общей теории права, в отраслевых юридических науках (отраслевой правовой статус); становление и развитие прав человека - в истории государства п нрава (зарубежной и отечественной), в истории политических учений. В теории государства рассматриваются проблемы взаимоотношения человека и государства, концентрирующиеся в правах человека. Природа государства вообще, правового и социального государства, в частности, - также предмет общей теории государства; в то же время се изучение - важнейший компонент теории прав человека, позволяющий раскрыть их природу и сущность.
Отраслевые юридические науки изучают конституционные, гражданские, земельные, аграрные, экологические и иные права
Предмет н задачи теории прав человека
индивидов, в единстве своем образующие правовой статус человека и гражданина.
Конституционное, уголовно-процессуалыюе, гражданско-процсссуалыюе, административно-процессуальное право изучают процедуры и механизмы защиты прав человека, способы восстановления нарушенных прав. Как уже отмечалось, теория прав человека также отводит большое место рассмотрению данных вопросов.
Международное право исследует систему международно-правовых актов по правам человека, структуру и назначение органов, осуществляющих международно-правовую защиту этих прав.
Поэтому особенностью теории прав человека является се тесная взаимосвязь и пересечение со всеми иными юридическими науками. В этой связи может возникнуть вопрос: нужна ли самостоятельная наука - теория прав человека, или возможно и достаточно рассмотреть связанные с правами человека проблемы в иных (традиционных для отечественного правоведения) науках? Нам представляется, что есть ряд факторов, определяющих необходимость выделения самостоятельной науки и учебной дисциплины - теории прав человека.
1. Особая значимость прав человека в жизни общества, в развитии нормальных связен и взаимодействий между индивидами и социальными группами, между личностью и государством требует определить общие закономерности этих явлений, позволяющие координировать и упорядочивать общественные отношения.
Теория прав человека должна сформулировать тс основные принципы, которые являются ценностными ориентирами в современном мире. Такие принципы формировались исторически, обогащались, совершенствовались; сегодня они являются неотъемлемой частью человеческой культуры.
Эти принципы закреплены в Основном законе Российской Федерации, вобравшем в себя опыт развития прав человека в Демократических зарубежных государствах, а также международно-правовые аспекты защиты прав человека, нашедшие воплощение во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских н политических правах, Междуна-
родном пакте об экономических, социальных и культурных правах, в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и ряде других актов:
права человека принадлежат ему от рождения, поэтому они являются естественными, неотъемлемыми и неотчуждаемыми;
права человека универсальны, основаны на принципе равенства; они гарантированы каждому, кто находится под юрисдикцией данного государства;
права человека - высшая ценность, а их уважение, соблюдение и защита - обязанность государства;
нрава человека - средство контроля за властью, ограничитель всевластия государства, которое не должно переступать границ свободы, очерченных нравами человека;
обеспечение прав и свобод несовместимо с дискриминацией по какому-либо признаку;
осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц;
основные права и свободы должны быть едины на всей территории государства;
личные, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы равноценны; в единой системе этих прав нет иерархии;
коллективные права неотделимы от прав индивида; они не должны противоречить индивидуальным нравам, ограничивать правовой статус личности;
права человека регулируются Законом;
права и свободы человека могут быть ограничены Законом на основании обстоятельств, указанных в конституциях и важнейших международно-правовых актах: угрозы государственной и общественной безопасности, основам конституционного строя, здоровью и нравственности населения, правам и законным интересам других лиц. Временные ограничения прав и свобод человека возможны в условиях чрезвычайного или военного положения. Они должны быть соразмерны и пропорциональны ситуации, определяющей необходимость таких ограничений, п устраняться по мерс нормализации обстановки, изменения причин, вызвавших их.
2. Для России крайне важны понятия прав человека. В общественном сознании, в культуре страны - как дорсволю-
ционнон, гак и послереволюционной - права человека не занимали сколь-пнбудь значительного места. Идеи реформации и просвещения, связанные с демократией и правами человека, были восприняты лишь либеральными русскими юристами - П.И. Новгородцсвым, Б.А. Кистяковским, В.М. Гессеном и др. Даже в среде интеллигенции они не получили достаточно серьезного распространения. Ы. Бердяев отметил, что в России рецепция идеи демократии была оторвана от идеи прав человека и гражданина, поэтому автономия личности и се неотъемлемые нрава были чужды и сознанию, и всему укладу российского общества. Манифест 17 октября 1905 г. и "дарованные" населению гражданские свободы не привели к существенным изменениям в этой области.
Октябрьская революция изначально отреклась от идеи равенства, свободы и универсальности прав человека, установив в этой сфере жесткий классовый подход. Вся последующая история Советского государства неотделима от грубых массовых нарушений нрав человека. Характерно, что само по себе понятие "права человека", идеи естествеппоправовой доктрины об их неотъемлемой и неотчуждаемой природе решительно отвергались. Господствовала теория октроированных, дарованных прав, которыми государство наделяет своих граждан. Политические и личные права и свободы носили чисто декоративный характер; человек был лишен автономии и личной неприкосновенности, его участие в политической жизни было откровенно формальным, механизмы защиты прав и свобод человека ненадежны, значение судебной защиты принижалось.
Недооценка, а то и полное игнорирование прав человека нашли выражение в советской учебной и научной литературе, в частности в учебниках по теории государства и права. Характерно, что в них отсутствовали разделы или главы, посвященные правам человека, правовому статусу личности, ее взаимоотношению с государством. Права и обязанности человека как субъекта права рассматривались в главах, исследовавших правоотношения, причем последние характеризовались как "особый вид идеологических отношений". Однако в таком контексте речь шла о гражданах, государственных организациях, юридических лицах, общественных организациях, Союзе ССР, со-
Введение
юзных и автономных республиках. Права человека растворялись в абстрактном юридическом понятии одного из "субъектов права" - гражданина. К тому же субъективным правом считалось только полномочие, возникающее в конкретном правоотношении, а конституционные и иные основные права характеризовались как "предпосылка" правоотношении, элемент правосубъектности. При таком подходе не могло быть и речи о неотъемлемой, неотчуждаемой природе прав человека, об их приоритете в жизни общества, о прямом действии конституционных прав и свобод.
Впервые главы "Государство, право, личность", "Социалистическое государство и личность" появились в курсе "Марксистско-ленинская общая теория государства и права" (Т. 1. 1970; Т. 3. 1972). Следует подчеркнуть, что для советской юридической литературы весьма непривычными были формулировки - "государство, право н свобода личности"; "права и обязанности граждан как необходимое условие их свободы" и др. Разумеется, в соответствии с марксистско-ленинской традицией личность признавалась свободной только в социалистическом обществе, однако сама по себе связь прав личности со свободой предполагала новый подход к их исследованию, выводила их за пределы конкретных правоотношений.
При этом в ряде учебников по теории государства и права, вышедших уже в 80-с годы, сохранялся прежний подход, а в учебнике "Теория государства н права" 1982 г. в главе о правоотношениях даже отсутствовал параграф "Субъекты права"; вопрос о субъектах права был включен в "Структуру (элементы) правоотношений".
Вопросы международно-правовой защиты прав человека рассматривались в учебной литературе по международному праву в связи с деятельностью ООН; излагались они абстрагирование от советской реальности в сфере прав человека.
Такой подход к ключевой проблеме юридической науки деформировал всю структуру правовых знаний, подчеркивал материалистский характер государства по отношению к человеку, концентрировал внимание только на формально-юридической стороне его субъективных прав. Для нескольких поколений советских юристов понятия прав человека как сферы его
Предмет и.задачи теории прав человека
свободы, как ограничителя безмерных властных притязаний государства, как универсального фактора, обеспечивающего равенство и справедливость общественных отношений, автономию индивида, попросту не существовало. Подобные деформации и пробелы в правовом образовании не преодолены полностью и сегодня. Поэтому так важно дать в учебном процессе систему знаний о правах человека во всей их значимости и мпогомерпостп, действии в национальной н международной системах права.
3. Права человека в современном мире - мощный пласт общечеловеческой культуры. Без его освоения невозможно оценивать всю систему сложных политических, социально-психологических, социальных, экономических, международных отношений. Ранее уже отмечалось, что права человека - высшая ценность и как таковая она является критерием "человеческого измерения" противоречивых процессов, происходящих сегодня как в России, так и в мире. Только овладение культурой прав человека дает ориентир личности в оценке существующих политических режимов, гуманитарной и социальной деятельности государств, правовой н нравственной культуры политических лидеров, правосознания народа. Понимание прирожденного характера прав и свобод, принадлежащих человеку, освобождает его от чрезмерной зависимости от государства, позволяет ему отстаивать свои права от каких бы то ни было посягательств.
Сегодня в России все еще отсутствует подлинное уважение к человеку и его правам. И это понятно, поскольку деформация правосознания, происходившая десятилетия, глубоко укоренившееся пренебрежение к правам и свободам создают сложную ситуацию незащищенности индивида, его неуверенность в предсказуемости действий властей. В этой связи первостепенной задачей является обучение культуре прав человека, которое должно распространяться и па должностных лиц, и па всех людей, проживающих на территории страны. Статья 2 Конституции РФ провозгласила: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Принцип, содержащийся в данной статье, к сожалению, еще далек о г воплощения. Права человека не заняли достойного мсс-
10
Введение
та в пашей жизни, их нарушение носит массовый характер (систематические невыплаты зарплаты и пенсий, нарушение прав беженцев и вынужденных переселенцев, нарушение нрав военнослужащих, возрастающая безработица и др.). В России не гарантирован прожиточный минимум, призванный обеспечить достойное существование человека, значительная часть населения оказалась за чертой бедности.
Преодоление этой ситуации зависит не только от государства, которое не располагает сегодня ип падежными механизмами защиты прав человека, ни достаточными экономическими ресурсами, ни подлинной волей к устранению этой ситуации. Нужны усилия и правозащитных организаций, и каждого человека, направленные на борьбу против нарушении прав личности, на установление юридической ответственности за такие действия. А для этого надо обладать знаниями о правах человека и об их роли в обеспечении нормальной жизнедеятельности людей и общества в целом.
Права человека призваны оказать воздействие на консолидацию общества, преодоление политического противостояния, поскольку по своей природе они консспсуальны и основаны на принципе - "моя свобода не должна наносить ущерба свободе других". Из этого вытекает и их нравственная природа, основанная на категориях добра и всеобщего блага. Это еще более повышает ценность прав человека, поскольку они должны содействовать нравственному совершенствованию общества, формированию солидарности, без которых невозможны реально ощутимые преобразования и реформы.
Та тяжелая ситуация с правами человека, которая создалась в нынешней России, - закономерный результат и ее предшествующего исторического опыта, и тех ошибок и просчетов, которые были допущены в последние годы. Выдающийся юрист П.И. Новгородцев, предвидя пагубные последствия революции 1917 г., равно как и неизбежность крушения системы, установленной после ее осуществления, в работе "Восстановление святынь" писал: "Русскому человеку в грядущие годы потребуются героические, подвижнические усилия для того, чтобы жигь и действовать в разрушенной и откинутой на несколько веков стране. Ему придется жить не только среди величайших материальных опустошений своей родины, но и среди ужасного раз-
вала всех ее культурных, общественных и бытовых основ". Поэтому "нужно понять, что для создания новой России нужны новые духовные силы, нужны воспрянувшие к новому свету души" 1 .
Знания о правах человека, изложенные в настоящем учебнике, дают представление о важнейшем элементе современной, и в частности правовой, культуры. Они ставят целью не только воспитывать людей, формировать правильные представления о правах человека как необходимом условии его свободы и равенства, но и создавать правовое общество, в котором права человека являются священными и неотъемлемыми, а уважение п защита прав человека - важнейшим свойством всего уклада государственной и общественной жизни.
Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991. С. 576 - 577.
Сегодня я хочу рассказать вам о том, как научить английскому ваших маленьких детей, начиная с 3-х лет. Вы можете удивиться и даже возмутиться:
И вот, что я скажу вам уважаемые взрослые:
Вы слишком жестоки к вашим собственным детям! Спросите — почему?
Трехлетки очень любознательны. Вам только кажется, что сосредоточено возящийся в песочнице малыш ничего не слышит. В один прекрасный день он, подобно попугаю, вдруг выдает весь запас нужных и ненужных слов, который он впитывал как губка за играми и другими серьезными детским делами.
Вот это свойство детей — запоминать, играя и, казалось бы, никого не слыша, надо использовать. Нужно превратить ваши первые уроки английского в такую же игру:
Начинайте обучение с названия всего того, что окружает малыша в его 3 года:
Учите не одни лишь слова, а сразу составляйте из них простенькие фразы:
В современном мире знание английского языка уже давно перешло в категорию обязательных навыков. Если еще несколько лет назад привычно было приступать к изучению английского в начальных классах школы, то теперь родители стараются познакомить ребенка с иностранным языком как можно раньше. Студии и группы для малышей, занятия с репетиторами на дому, книжки и мультфильмы на английском, обучающие программы: как не растеряться в обилии возможностей и ресурсов, а выбрать то, что действительно пойдет на пользу вашему ребенку? Давайте попробуем разобраться.
Сегодня уже никто не сомневается в том, что обучение иностранному языку с дошкольного возраста — это не дань моде. Раннее изучение языка благотворно влияет на общее эмоциональное и нравственное развитие ребенка, способствует улучшению внимания, памяти и воображения.
«Золотой серединой» для того, чтобы начинать изучение иностранного языка, можно считать возраст от 3 до 6 лет . Именно в этот период у малыша уже есть более или менее устойчивое понимание системы родного языка, и он способен концентрировать внимание, чтобы усваивать новую информацию в достаточном объеме.
Если вы не знаете, выбрать групповую форму обучения или индивидуальную, присмотритесь для начала к своему ребенку, постарайтесь проанализировать его интересы и склонности: любит ли он играть в подвижные игры или предпочитает проводить время, рисуя, собирая конструктор? Любителям шумных компаний замечательно подойдет групповой формат занятий, более застенчивым и склонным играть самостоятельно детям привычнее будет заниматься наедине с репетитором.
Изучая английский язык, малыш 4-х лет знакомится в первую очередь с окружающим миром (нередко именно на таких занятиях ребенок впервые узнает цвета и цифры, открывает для себя свойства многих предметов), а также развивает творческие и коммуникативные способности, память, восприятие и мышление, учится дисциплине. На групповых занятиях, помимо изучения английского языка, улучшаются навыки общения и взаимодействия в коллективе, дети учатся сотрудничать и соревноваться.
Какую форму обучения вы бы ни выбрали - посещение группы или индивидуальные занятия с преподавателем - помните, основным способом знакомства четырехлетнего малыша с языком должна стать игра. Обучение языку через игру прививает интерес, а не становится навязанной и нудной обязанностью.
Чтобы выяснить, какую школу или курсы для ребенка выбрать, необходимо посетить хотя бы несколько из них. Конечно, очень соблазнительно выбрать учебу поближе к дому. Но главным определяющим фактором должно стать качество, чтобы не получилось, что деньги потрачены зря, а у ребенка совсем нет интереса к языку.
Сейчас открывается много курсов, которые предлагают дополнительные скидки, но вы же не хотите, чтобы ваш ребенок обучался у непрофессионалов? При выборе курсов английского для детей , поинтересуйтесь, как долго существует школа, есть ли уже «выпускники», по успехам которых вы могли бы судить. Если школа работает хотя бы 5 лет в этой сфере, это признак того, что в ней есть сложившийся штат педагогов, и разработана программа обучения английскому языку малышей, с которой вы, кстати, могли бы ознакомиться.
Парты, ручки и тетрадки совсем не подходят для обучения ребенка четырех лет. Мягкий ковер, место, где можно поиграть, игрушки и плакаты, разноцветные кубики и плакаты с яркими и крупными элементами игры (алфавитом, числами), а также материалы для творчества - то, что должно вызвать интерес у ребенка и не создавать впечатление, что изучение языка - это скучно и неинтересно. Так атмосфера и окружение не позволят ему ощутить себя узником урока - «ну когда же, когда это закончится, и я смогу погулять?».
Хорошо, когда внимание преподавателя распределяется равномерно. Оптимальное количество - от четырех до шести человек в группе: тогда педагог сможет уделить внимание каждому малышу, а также обеспечить их безопасное пребывание на занятии.
Прежде чем принимать окончательное решение о выборе школы, поинтересуйтесь о возможности посетить одно из занятий. Вы сможете лично убедиться в том, что ваш ребенок попал в «хорошие руки». Даже если вы не специалист по методикам преподавания английского малышам 4-х лет, вы можете руководствоваться следующим вопросом, чтобы понять нужность и полезность конкретного упражнения: что дает ребенку выполняемое упражнение?
Например, если преподаватель предлагает ребенку спеть песенку, как именно это проходит? Малыши, ерзая на стульчиках, повторяют за преподавателем непонятные слова, или, к примеру, все ребята в хороводе выполняют разминку, называя каждое действие («I can run, I can hop, I can clap, I can stop»). Для того, чтобы слова или фразы остались в памяти малыша, важно подкреплять их образами или действиями.
Основной плюс занятий с репетитором в том, что они позволяют создать для ребенка более естественную языковую среду в привычных для него условиях. Также, если малыш застенчив, возможно, ему будет легче начать усваивать английский язык, занимаясь индивидуально с преподавателем.
Следует ли говорить о том, что самым важным критерием при выборе репетитора должен стать психологический контакт с ребенком. Занятия обучающим английским должны приносить, в первую очередь, удовольствие, пробуждать интерес и любовь к занятиям и познанию чего-то нового. Избегайте чрезмерно строгих педагогов: согласитесь, боязнь ошибок - это не самое лучшее приобретение после курса занятий обучающим английским.
Если вы решили пригласить репетитора на дом, прежде всего, узнайте, есть ли у него опыт работы с маленькими детьми. Дома у вас всегда есть возможность «проконтролировать», как проходит занятие и как на него реагирует ваш малыш. Тем не менее, не стоит злоупотреблять этой возможностью и вмешиваться в процесс просто из любопытства - дайте педагогу и вашему ребенку возможность поладить и найти общий язык.
Оптимальная продолжительность занятия для ребенка четырех лет - 45 минут, так как во время занятия один на один с репетитором, малышу сложно сконцентрировать внимание более чем на 20 минут.
Если у родителей есть хотя бы базовые знания языка, то мама или папа могут стать лучшим проводником в мир английского. Кто, как не родители, знают своего ребенка и то, что ему нравится больше всего. Все, что вам понадобится, - это терпение, доброжелательность и чуткость по отношению к вашему ребенку.
Важно, чтобы изучение языка вошло в привычку. Начните понемногу вводить английский в бытовых ситуациях, например, при купании или умывании или во время сбора на прогулку. Чтобы у ребенка было понимание, что вы ему говорите, сопровождайте свои слова объяснениями, жестами или картинками. В таком случае, 10 минут общения на английском дома могут принести больше пользы, чем подготовленные занятия по часу.
Помните: ни в коем случае нельзя давить и навязывать! Только комфортное погружение в языковую среду может принести хорошие результаты и не вызвать отторжения. Будьте последовательны и терпеливы, не нервничайте, если у малыша не все получается с первого раза.
Учитесь, играя. Лучше всего ребенок справится с изучением английского, играя. Есть большое множество примеров игр, обучающих английскому для малышей 4 лет. Вы можете брать их за основу и импровизировать: подключать те виды деятельности, которые нравятся вашему чаду больше всего. Например, раскрашивать каждое животное или машинку, называя цвета один за другим. Можно разобрать игрушку на кусочки, положить в коробку, собрать обратно, поздороваться с лягушкой, спросить, какого она цвета, как она прыгает. Лягушка хочет спеть песню? Придумать небольшую песенку-рифмовку.
Ставьте маленькие задачи и радуйтесь, когда малыш их выполняет. К примеру, вы хотите начать изучать тему «животные». У вас дома должны быть игрушки-зверушки. Попробуйте называть животных по-английски: («This is …»). Затем положите игрушки в большую коробку и просите дать вам конкретную зверушку («Give me …» , «Where is …»). Вы и ваш малыш сами не заметите, как вместе с названиями животных ребенок сначала освоит правильные реакции на ваши просьбы, а вслед за этим научится подражать и произносить их сам. За один день не стоит давать малышу больше, чем 3-5 новых слов, а также не забывайте постоянно возвращаться к уже изученным словам и фразам.
Нужно создавать условия для того, чтобы ребенок мог повторять усвоенную информацию. Может быть, у вас в доме появится герой - кукла или мишка, с которым ребенок будет тренировать английские фразы. Слушайте с ним песенки и смотрите мультики на английском, чтобы включать его в языковую среду. В больших городах проходит масса мероприятий на английском языке: мастер-классы, театральные представления - подберите что-нибудь интересное для вас и вашего ребенка.
Если вы занимаетесь с ребенком самостоятельно или помогаете ему при выполнении домашних заданий, не забывайте придерживаться основных принципов, которые учитывают возрастные особенности:
Очень часто, отдав малыша в группу или начав заниматься с репетитором, родители ожидают быстрых и значительных результатов. Но в четырехлетнем возрасте ребенку трудно выучить список слов без контекста. Лучше ставить для него маленькие цели и достигать их.
Любое стоящее приобретение требует приложения систематических усилий. Поэтому, если ваш ребенок стал заниматься английским языком, важно выработать у него привычки.
Не надо ругать ребенка, если он что-то забыл, или не может сразу запомнить. Помните, что в раннем возрасте малышам главное получать удовольствие от обучения, поэтому не скупитесь на похвалу.
Дарья Попова
Если вы начинаете разговаривать с ребенком на английском до 3 лет, то вопрос о «содержании» первого английского опыта отпадает само собой. Вы просто начинаете говорить с ребенком на английском, показываете английский мультик или читаете книгу на английском для детей – и увлекаете ребенка в обыгрывание.
Однако после 3 лет, когда родная речь уже так сильна, что ребенок уже не настолько податлив в такие путешествия к неизведанным речевым берегам и уже появляется отчетливая потребность «Мама, я хочу, чтобы было понятно, что ты говоришь», появляется вопрос – а как познакомить ребенка с английским , чтобы это было максимально интересно, понятно и доступно.
Начать можно с того, чтобы показать ребенку глобус или карту и рассказать про то, что синим обозначают воду, другими цветами – землю. На Земле есть разные страны. В них можно ездить на поездах и летать на самолетах. Найти Россию, родной город отметить точечкой, а затем предложить путешествие по другим странам.
Только вот незадача – в этих странах не говорят по-русски. Вот мы с тобой говорим по-русски. Что это такое? Это стол. А это что такое? Это книга. А когда мы прилетаем в другую страну там таких слов не знают, там все будут называть по-другому. В каждой стране есть свой язык. В Испании – испанский, во Франции – французский, в Японии – японский и т.п.
В очень и очень многих странах люди говорят на английском языке. На английском говорят:
И в других странах люди хорошо знают этот язык. А ты бы хотел(-а) научится говорить по-английски? Давай попробуем выучить сегодня несколько слов.
Для этого отправимся на Родину английского языка – в Великобританию. Но она очень и очень далеко от нас. На самолете туда лететь несколько часов. Что же нам делать? Какой транспорт быстрее всех на свете? Даже быстрее самолета? Ракета! Давай полетим на волшебной ракете, а чтобы она нас доставила в Англию, управлять мы ей будем по-английски!
Get into the rocket (Сели в ракету) – для этого сложите руки домиком над головой.
Put on your helmet (Одеваем шлем) – руками изображаем, как мы надели шлем на голову.
Buckle up! (Пристегиваемся) – пристегиваем «невидимые» ремни.
Five, four, three, two, one, blast off! – 5,4,3,2,1, пуск!
Поднимаем ребенка, кружим в воздухе и приземляемся в Англии (ну, например, на диване).
Английские слова говорите громко и отчетливо, а перевод еле слышно. Эту игру вы будете повторять потом еще много раз, и переводом ее стоит сопроводить один-два первых раза, затем потребность в переводе отпадает.
В Англии ребенок встречает своего первого английского друга. Подумайте, может быть, среди ваших игрушек уже живет английский персонаж. Это может быть:
Английская детская литература и мультипликация оставляют тут полет для вашего творчества.
Я остановлюсь на детской потешке, известной по переводу Маршака.
— Где ты была сегодня, киска?
— У королевы у английской.
— Что ты видала при дворе?
— Видала мышку на ковре.
Pussy-cat, pussy-cat,
Where have you been?
I’ve been to London
To look at the Queen.
Pussy-cat, pussy-cat,
What did you there?
I frightened a little mouse
Under her chair.
Берем игрушку кошки и знакомимся с ней по-английски.
— What’s your name?
— My name is Pussy Cat! What’s your name?
— I’m Masha.
— Nice to meet you, Masha! Let’s play.
Опять же в первое знакомство переводим каждую фразу, побуждаем ребенка повторить за вами слова Hello, представиться по-английски I’m… , согласиться с предложением поиграть ok. Помогайте ребенку жестами. При слове Hello приветственно машем рукой, I’m – Показываем на себя. Показываем знак ok (сложно этот жест дается, но тем и интересен).
Показываем мультик по потешке:
Обратите внимание ребенка на персонажей мультика cat (кошка), mouse (мышка), the Queen (королева). Изобразите их с помощью жестов. Кошку – покажите ноготки-царапки и выполните резкие царапающие движения перед собой. Мышку – приложите кулачки к голове, показывая мышкины ушки. Королеву изобразите, показывая корону с помощью руки.
Теперь снова прослушайте песенку, попросив ребенка быть внимательным, и когда он услышит cat – показывать кошку, когда mouse – мышку и т.п. Максимально помогайте ребенку своим примером, чтобы ему было легко!
А теперь пора поиграть в кошки-мышки.
Мышка ловит кошку. Меняемся ролями. Побуждаем ребенка повторять стишок вместе с вами. Рифмовку сопровождаем уже знакомыми жестами. Повторяем, пока не надоест.
Настало время поиграть в Королеву.
Спросите, что носит королева на голове. Корону. Чтобы научится ходить с короной на голове, короли и королевы сначала носят книги на голове. Давай потренируемся.
Настало время прощаться с Pussy Cat.
Говорим Good bye! И снова летим на ракете.
Если ребенок уже порядком устал, то вы можете вернуться обратно в Россию (проведите тогда игру по-русски), а завтра продолжить свое путешествие.
Теперь мы летим в Соединенные Штаты Америки или в Америку. Там мы можем встретить:
Скорее всего, у вас есть такие игрушки, не так ли? Знакомимся с американским другом.
В Америке строят очень высокие здания, которые называются небоскребы или skyscrapers.
Возьмите или обычные кубики и постройте из них очень высокий небоскреб. Можно заинтересовать ребенка, предложив построить небоскреб с него ростом.
А усложнить задание можно, если нарисовать модель небоскреба из цветных блоков, последовательность которых ребенку нужно повторить, при этом цвета называются по-английски. Blue, green, yellow, red etc.
Построили небоскреб, попрощались с персонажем и полетели на ракете в Канаду.
В Канаде мы познакомимся с кленовым листочком. Здорово, если в магазинах вашего города можно купить кленовый сироп и угоститься им во время занятия.
Подул ветерок и кленовый листочек упал ребенку на носик, приземлился на руку, на колено и т.п. Называйте части тела по-английски и показывайте их на себе, а ребенок листочком должен прикоснуться к соответствующей части тела у себя.
The maple leaf fell down on the nose.
The wind is blowing. (дуем)
The leaf is flying (кружимся)
And the maple leaf fell down on the arm.
Затем листочек рассказывает вам, как в Канаде любят играть в хоккей.
Подумайте, что вместо клюшки вы можете использовать у вас дома. Подойдет бадминтонная ракетка и мячик, например, покажите ребенку, как водить мячик ракеткой и попробуйте забить гол в ворота-стул.
Обратите внимание, что английское слово Hockey похоже на русское хоккей. Попросите ребенка догадаться, как перевести английские виды спорта football, basketball, baseball, hockey, volleyball, badminton, tennis. Покажите, как изобразить пантомимой каждый из этих видов спорта, потом называйте его, а ребенок должен показать, как в него играть.
Прощаемся с канадским другом и отправляемся на ракете в Австралию.
В Австралии мы знакомимся с кенгуру. Можно распечатать картинки, если нет таких игрушек.
С кенгуру мы учимся прыгать. Когда вы говорите jump – ребенок прыгает. Когда говорите stop – ребенок должен остановиться. Jump, jump, stop. Jump, jump, jump, stop. Stop, jump etc.
И наконец, настало время отправляться на ракете домой. Прощаемся с кенгуру и летим в Россию.
Дополнительно вы можете заранее подготовить картинки с изображением флагов стран и по прибытию в страну рассматривать их и повторять цвета флагов – red, white, blue.