Главная » 2 Распространение » Частные методики обучения биологии. Современные методы преподавания биологии

Частные методики обучения биологии. Современные методы преподавания биологии

Методика обучения биологии как наука и учебный предмет

Методика обучения биологии - это частная дидактика, исследующая особенности процесса обучения биологии в общеобразовательной школе. Методика - это не методические рекомендации для школьной практики, а наука, теория которой развивается исходя из задач, поставленных обществом перед школой с учетом целей и задач школьного предмета биологии.

На этапе модернизации школьного образования усложняются и изменяются задачи методической науки. Она сосредоточивает свое внимание на корректировке целей обучения биологии, которые должны быть направлены на воспитание средствами предмета активной, инициативной, творческой личности.

Основная задача МПБ на современном этапе - формирование и развитие на базе биологических знаний личности, умеющей грамотно вести себя в природе и обществе. Кроме того, задачей методики биологии является и то, как наполнить содержание биологического образования социальной деятельностью учащихся, что позволит им применять усвоенные в процессе обучения знания и умения на практике.

Методика обучения биологии - наука о системе процесса обучения и воспитания, обусловленного особенностями школьного предмета.

Цель МОБ как науки - выявление закономерностей процесса обучения биологии в целях его дальнейшего совершенствования, повышения эффективности подготовки учащихся, как высоко сознательных, всесторонне развитых и биологически грамотных членов общества.

Предметом исследования МОБ является теория и практика обучения, воспитания и развития учащихся по данному предмету, т.е. цели и содержание образовательного процесса, методы, средства, формы обучения, воспитания и развития учащихся, диагностика и анализ конечного результата обучения учащихся.

Объект исследования МОБ - учебно-образовательный процесс, связанный с конкретным школьным предметом.

Задачи МОБ:

1. Определение роли предмета биологии в общей системе обучения и воспитания школьников;

2. Разработка предложений по составлению и совершенствованию школьных программ и учебников. а также проверка этих совершенствований на практике в школе;

3. Определение содержания учебного предмета, последовательности его изучения в соответствии с возрастом учащихся и программ для разных классов;

4. Разработка методов и приемов, а также организационных форм обучения школьников, с учетом специфических особенностей биологических наук;

5. Разработка и проверка на практике оснащенности учебного процесса: организация кабинета, уголка живой природы.

Структура МОБ

Предмет ТМОБ делится на общую и частную методики обучения.

Общая МОБ - рассматривает основные вопросы всех школьных биологических курсов: концепции биологического образования, цели, задачи, принципы, методы, средства, формы, модели реализации, содержание и структуру, этапность, непрерывность, историю становления и развития биологического образования в стране и в мире; мировоззренческое и нравственное и экокультурное воспитание в процессе обучения, единство содержания и методов обучения, взаимосвязь между формами учебной работы; целостность и развитие всех элементов системы биологического образования, которая обеспечивает прочность и осознанность знаний, умений и навыков.

Частные методики исследуют специальные для каждого раздела предмета вопросы обучения в зависимости от содержания учебного материала и возраста учащихся. В них представлены методики проведения разных по содержанию уроков, экскурсий внеклассных и внеурочных занятий, система построения и преподавания конкретного раздела биологии.Общая МОБ тесно связана с частными разделами МОБ. Ее теоретические выводы базируются на частнометодических исследованиях. В свою очередь частнометодические исследования руководствуются общеметодическими положениями, применяемыми для каждого раздела биологи.

Теоретическим фундаментом ТМОБ для практического осуществления процесса обучения биологии является ряд таких важных составляющих:

1. Теория развития биологических понятий;

2. Теория развития экологических понятий;

3. Теория развития системы форм обучения;

4. Теория развития методов обучения;

5. Система материальной базы обучения;

6. Система обучения биологии в открытом информационном пространстве;

7. Система многоуровневого образования будущих учителей биологии;

8. Система методической подготовки в педвузе студентов к работе в школе.

Методы научного исследования ТМОБ - являются средством познания изучаемого предмета и способом достижения поставленной цели.

Ведущие методы методики обучения биологии:

Эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент, моделирование, прогнозирование, тестирование, качественный и количественный анализ результатов обучения;

Теоретические: систематизация, интеграция, дифференциация, абстрагирование, идеализация, системный анализ, сравнение, обобщение.

Построение теории обучения биологии в школе требует взаимосочетания теоретического и эмпирического познания.

Принципы обучения биологии - это руководящие идеи, правила деятельности и требования, определяющие характер образовательного процесса. Они служат ориентиром в конструировании содержания и организации обучения.

Общепедагогические принципы: научности и доступности; единства обучения, воспитания и развития; наглядности; связи обучения с жизнью; систематичности и последовательности; системности, фундаментальности; единства теории и практики; вариативности; гуманизации; интеграции и дифференциации; природосообразности;

Специфические: причинности и историзма процессов и явлений живой природы; единства живого; сезонности природных явлений; регионоведения; экологизации и природоохранности; фундаментальности; преемственности содержания и его развития на протяжении всего курса биологии; причинности; историзма;, единства живого;

Общеметодологические: взаимосвязи и взаимообусловленности с обществом; материальности и познаваемости реального мира; первичности природных законов по отношению к законам общественного развития. Указанные принципы служат обоснованием дидактических принципов в методике биологии.

Наука - это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о предметах и явлениях.

Любая наука включает знания о предмете изучения. Ее основная задача глубже и полнее познать предмет изучения.

Главная функция науки - исследование.

Научное исследование - целенаправленное, планомерное, законченное.

Основные признаки науки - наличие цели предмета изучения, методов познания и формы выражения знаний.

Методика обучения биологии - наука о системе процесса обучения и воспитания, обусловленного особенностями школьного предмета биологии.

Поэтому все исследования научно- методического характера проводятся в системе обучения. Подвергаются исследованию составляющие учебного процесса: содержание предмета, формы, методы, средства, учителя и учащиеся.

Связь МОБ с другими науками

МОБ, являясь педагогической наукой, неразрывно связана с дидактикой. Дидактика разрабатывает теорию образования и принципы обучения, общие для всех школьных предметов. Методика обучения биологи, сложившаяся как самостоятельная область педагогики, разрабатывает теоретические и практические проблемы биологического содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, обусловленные спецификой школьного предмета.

МОБ находится в тесной связи с психологией и возрастной физиологией, поскольку в своей основе опирается на возрастные особенности детей. Методика учитывает, что воспитывающее обучение может быть действенным только в том случае, если оно соответствует возрастному развитию учащихся. Все составляющие педагогического процесса должны соответствовать как возрастной, так и социальной группе учащихся. В связи с этим методика предусматривает выбор методов, средств и форм обучения, отбор учебного материала, последовательность его изложения с учетом разного уровня сложности.

Предмет МОБ тесно связан с биологической наукой. Предмет школьной биологии отражает почти все области науки «Биология». Между школьным предметом и биологической наукой существует большое различие.

Цель биологической науки - получить новые знания о природе путем исследования, наблюдений, экспериментальной работы.

Цель школьного предмета «Биология» - сформировать понятия у учащихся о законах, фактах, открытых биологической наукой, которые помогут сформировать общий мировоззренческий уровень, способствовать развитию и воспитанию учащихся, формированию компетентной личности каждого обучаемого.

При этом к числу первоочередных задач настоящего учебного курса следует отнести формирование компетенций преподавателя профильной школы, что предполагает:

Расширение и углубление системы знаний студентов о научно-теоретических основах предмета биологии, изучаемого в школе;

Приобретение практических навыков и умений обоснованного отбора учебного материала по предмету, а также структурирования содержания школьного курса биологии как учебной дисциплины, преподаваемой в профильной школе;

Ориентация на целевое овладение современными методами, средствами и формами организации процесса обучения биологии с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся старших классов;

Студент, получающий педагогическое образование должен:

Понимать роль учебных заведений в обществе, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности;

Знать основные законодательные документы, касающиеся системы народного образования, права и обязанности субъектов учебного процесса (преподавателей, руководителей, учащихся и их родителей);

Понимать концептуальные основы предмета, его место в общей системе знаний и ценностей, а также в базисном учебном плане;

Учитывать в педагогической деятельности индивидуальные различия учащихся, включая возрастные, социальные, психологические и культурные;

Понимать общие принципы проектирования педагогического процесса при обучении биологии, основанных на использовании норм и правил, формулирующих суть понятия «методика обучения биологии»

Обладать знаниями предмета, достаточными для аналитической оценки, выбора и реализации образовательной программы, соответствующей уровню подготовленности учащихся, их потребностям, а также требованиям общества;

Знать научно-теоретические основы курса школьной биологии по глубине фактического материала и по объему, необходимому и достаточному для осуществления обучения в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта биологического образования;

Знать методологические и общетеоретические закономерности отбора, структурирования и вариативного построения содержания курса биологии в старшей школе, его отличительные особенности в условиях профильного обучения на период 2005 - 2010г.г.;

Понимать основные методические подходы к изучению курса биологии в школе;

Знать технику постановки и методику проведения биологического эксперимента в объеме курса биологии в школе;

Владеть методикой решения расчетных, логических и других типов задач в рамках требований, предусмотренных базовым курсом биологии в старшей школе;

Организовывать учебную деятельность учащихся, управлять ею и оценивать ее результаты;

Применять основные методы объективной диагностики знаний учащихся по предмету, вносить коррективы в процесс обучения с учетом данной диагностики;

Использовать компьютер и компьютерные программы для подготовки учебно-методических материалов.

Создавать и поддерживать благоприятную учебную среду, способствующую достижению целей обучения;

Развивать интерес учащихся к предмету и мотивацию обучения, формировать и поддерживать обратную связь.

По завершении изучения курса по данной программе студент в своей деятельности должен уметь:

Применять приобретенные профессиональные умения и навыки для успешного осуществления процесса обучения биологии в школе;

Определять содержание биологического образования, структуру курса биологии в старших классах с учетом типа общеобразовательной школы;

Осуществлять отбор методов и средств обучения и контроля, а также форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся в соответствии с логикой целесообразности их использования в конкретных условиях, которая позволяет добиваться запланированных результатов обучения по курсу биологии в старшей школе;

Технологически грамотно анализировать собственные профессионально-методические действия, корректировать и совершенствовать их на основе достижения конечной цели обучения курсу биологии в старшей (профильной) школе.

Проверка качества усвоения научно-теоретических и методических знаний, а также практических умений и навыков по курсу «Теория и методика обучения биологии» ведется в течение всего учебного года не только в устной, но и в письменной форме. По ряду вопросов, предложенных студентам для самостоятельного изучения, предусмотрено собеседование с преподавателем или написание реферативных работ. Проводится также проверка степени усвоения научно-методической литературы в форме тестирования, выступлений на семинарских занятиях.

Дисциплина «Теория и методика обучения биологии» завершается написанием курсовой работы и устным экзаменом, на котором проверяется усвоение общетеоретической, научно-методической и практической частей материала курса, а также умение иллюстрировать основные теоретические положения примерами, вытекающими из процесса обучения предмету биологии.

общеобразовательный биологический общепедагогический

Литература

1. Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии. Учебное пособие для студентов пед. Вузов. М. Издательский центр «Академия» 2003.272с.

Связь методики обучения биологии с другими науками

Методика обучения биологии, являясь педагогической наукой, неразрывно связана с дидактикой . Это раздел педагогики, изучающий закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений учащихся. Методика обучения биологии разрабатывает теоретические и практические проблемы содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, обусловленные спецификой школьной биологии.

Методика обучения биологии находится в тесной взаимосвязи с психологией , поскольку в своей основе опирается на возрастные особенности детей. Содержание учебного материала по биологии усложняется из класса в класс по мере развития личности ученика.

Методика обучения биологии тесно связана с философией . Она способствует развитию самопознания человека, пониманию места и роли научных открытий в системе общего развития человеческой культуры, позволяет связать разрозненные фрагменты знаний в единую научную картину мира. Философия является теоретической основой методики, вооружает её научным подходом к многообразным аспектам обучения, воспитания и развития школьников. Связь методики с философией тем более важна, поскольку изучение основ науки биологии о всевозможных проявлениях живой материи на разных уровнях её организации ставит целью формирование и развитие у учащихся материалистического мировоззрения.

Методика обучения биологии связана с биологической наукой. Предмет «Биология» в школе носит синтетический характер. Между школьным предметом и биологической наукой существует большое различие. Цель биологической науки – получить новые знания о природе путем исследования. Цель школьного предмета «Биология» - дать знания учащимся (факты, закономерности), добытые биологической наукой. На уроке школьников знакомят лишь с фундаментальными основами науки, наиважнейшими научными проблемами, чтобы не перегружать их излишней информацией. При этом школьный предмет не является «мини-наукой», это система основополагающих, фундаментальных понятий по биологии, способствующая развитию и воспитанию учащихся.

Методика обучения биологии как учебный предмет имеет первостепенное значение для подготовки учителя биологии средней школы. В процессе обучения формируются профессиональные знания и навыки студентов, они овладевают умением преподавать.

Учебный предмет содержит не все знания, накопленные наукой в ходе исследований, а лишь их основы. Они специально отобраны с учетом задач обучения, возраста и подготовки учащихся. В отличие от науки основная функция учебного предмета – образовательная. Учебный предмет интегрирует все то, что является продуктивным, пересматривает отдельные проблемы.


Вузовский учебный предмет по своей структуре и содержанию достаточно близок к науке. Он включает научные данные, рассматривает различные подходы к решению отдельных проблем, отмечает удачные и неудачные результаты в поиске истины. Этот учебный курс знакомит с методологией и методами научного поиска.

Большое место в вузовском предмете отводится истории научных открытий с персонифицированным подходом.

Учебный предмет «Методика обучения биологии» в процессе теоретический и практической подготовки студентов дает возможность не только раскрыть содержание и структуру школьного курса биологии, но и ознакомить их с особенностями организации современного образовательного процесса по биологии в разных типах школ общего образования, сформировать устойчивые умения и навыки использования методов и средств обучения биологии, освоить требования обязательного минимума (государственный образовательный стандарт) содержания базового и полного среднего общего биологического образования, познакомить с разнообразием форм и методов, с инновационными подходами в обучении биологии и с материальной базой этой дисциплины в школе.

Профессиональная подготовка будущего специалиста строится в соответствии с профессиограммой учителя, которая характеризует его основные функции (информационную, развивающую, ориентационную, мобилизационную, конструктивную, коммуникативную, организационную и исследовательскую), представляющие собой модель квалификационной подготовки специалиста.

Учебный предмет обычно реализует систему организационных форм обучения – взаимодействие обучаемых и обучающего на лекциях, лабораторно-практических занятиях, в процессе полевой и педагогической практик. На лекциях происходит знакомство с учебной дисциплиной, закладываются основы научных знаний, дают общее представление о методологии, знакомят с главными идеями, основными научными теориями, с практической стороной изучаемого предмета и перспективой его развития. Практические и лабораторные занятия призваны углубить, расширить и детализировать эти знания. Овладение учебным материалом на практических занятиях по сравнению с лекциями осуществляется на более высоком уровне – на уровне репродукции, умений и навыков.

Самостоятельная работа является важной формой обучения, завершающим этапом всех других видов учебной работы. Самостоятельная работа расширяет и обогащает знания и умения, она имеет индивидуальную направленность, соответствующую творческим способностям студента. Самостоятельная работа развивает творческие качества личности и способствует формированию разносторонних специалистов.

Литература:

1. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: Учеб. для студ. пед. ин-тов. 4-е изд. М., 1983.

2. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания. М., 1985.

3. Конюшко В.С., Павлюченко С.Е., Чубаро С.В. Методика обучения биологии. Мн., 2004.

4. Пономарев И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии: учеб. пособие для студ. пед. вузов. М., 2003.


Методика обучения биологии – наука о системе процесса обучения и воспитания, обусловленного особенностями школьного предмета.
Методика обучения биологии базируется на общих для всех школьных предметов педагогических положениях применительно к изучению биологического материала. Вместе с тем она интегрирует специальные, психолого-педагогические, мировоззренческие, культурологические и другие профессионально-педагогические знания, умения и отношения.
Среди основных задач методики обучения биологии как науки можно выделить следующие:

Определение роли предмета биологии в общей системе обучения и воспитания школьников;

Разработка предложений по составлению и совершенствованию школьных программ и учебников и проверка этих предложений на практике в школе;

Определение содержания учебного предмета, последовательности его изучения в соответствии с возрастом учеников и программы для разных классов;

Разработка методов и приемов, а также организационных форм обучения школьников с учетом специфических особенностей биологических наук;

Разработка и проверка на практике оснащенности учебного процесса: организации кабинета, уголка живой природы, школьного учебно-опытного участка, наличия объектов живой природы, учебных наглядных пособий, рабочего инвентаря и др.

Объект исследования методики обучения биологии – учебно-воспитательный процесс, связанный с предметом «Биология». Наука включает знания о предмете изучения. Предметом исследования методики являются цели и содержание образовательного процесса, методы, средства и формы обучения, воспитания и развития учащихся.

Методы обучения биологии следующие: 1)эмпирические – наблюдение, педагогический эксперимент, моделирование, прогнозирование, тестирование, качественный и количественный анализ педагогических достижений; 2) теоретического познания – систематизация, интеграция, дифференциация, абстрагирование, идеализация, системный анализ, сравнение, обобщение. Построение теории обучения биологии в школе требует взаимосочетания эмпирического и теоретического познания.
Методика преподавания биологии в системе педагогических наук.

Методика обучения биологии, являясь педагогической наукой, неразрывно связана с дидактикой. Методика обучения биологии разрабатывает теоретические и практические проблемы содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, обусловленные спецификой школьной биологии.
Методика обучения биологии находится в тесной взаимосвязи с психологией, поскольку в своей основе опирается на возрастные особенности детей. Содержание учебного материала по биологии усложняется из класса в класс по мере развития личности ученика.
Методика обучения биологии тесно связана с философией. Она способствует развитию самопознания человека, пониманию места и роли научных открытий в системе общего развития человеческой культуры, позволяет связать разрозненные фрагменты знаний в единую научную картину мира.

Методика обучения биологии связана с биологической наукой. Предмет «Биология» в школе носит синтетический характер. Между школьным предметом и биологической наукой существует большое различие. Цель биологической науки – получить новые знания о природе путем исследования. Цель школьного предмета «Биология» - дать знания учащимся (факты, закономерности), добытые биологической наукой.

В учебнике дано теоретическое обоснование общеметодических положений и практические рекомендации будущим учителям для преподавания всех биологических курсов. Рассматриваются планирование, методика подготовки и проведения уроков. Содержание биологических курсов и методы их преподавания изложены на основании и в единстве с современной теорией развития понятйй. Учебник написан в соответствии с программой по курсу методики естествознания для педагогических институтов.

ПРЕДИСЛОВИЕ
Студенты педагогических институтов и университетов должны быть знакомы с научно-теоретическими и практически ценными достижениями методики преподавания биологии как научной дисциплины.
Главное для студентов в подготовке к будущей педагогической деятельности - овладеть пониманием системы воспитывающего обучения, знанием основ процесса преподавания биологии и руководства познавательной деятельностью учащихся. Молодому педагогу необходимо хорошо ориентироваться в многообразии форм, методов и методических приемов, свойственных преподаванию биологии, с тем чтобы умело использовать их в своей работе в разных классах и при разных обстоятельствах. Во время обучения в институте студенту важно осмыслить теоретические основы методики, научиться самостоятельно применять их на практике. Все эти положения рассматриваются в учебнике «Общая методика преподавания биологии».
Учебник предназначен как основное пособие для изучения и сдачи экзамена после лекций по курсу общей методики, а также в качес?ве постоянного руководства при лабораторных занятиях, подготовке к практике в школе и ее проведении, коллоквиумах и семинарах.
С целью применения теоретических положений, изученных на лекциях и по учебнику, для решения методических вопросов в конце каждой главы студентам предлагаются примерные задания. Авторы учебника ставили целью передать студентам знания по общей методике преподавания биологии на современном уровне ее развития и привить им вкус к самостоятельному творческому решению методических вопросов.
При подготовке нового издания учебника учтены замечания и пожелания методистов педагогических институтов СССР на основе практики использования предыдущих изданий в работе со студентами.
Всем товарищам, высказавшим свое мнение о книге, авторы приносят искреннюю благодарность.

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА
Предмет методики преподавания биологии. Методика преподавания биологии - наука о системе процесса обучения и воспитания, обусловленного особенностями школьного предмета. Знание этой системы позволяет учителю управлять процессом воспитывающего обучения биологии.
Методика - педагогическая наука, поэтому она строится соответственно целям и задачам общего образования и воспитания, требуемого социальным строем и определяемого педагогикой. Методика преподавания биологии базируется на общих для всех школьных предметов педагогических положениях применительно к своеобразию изучения биологического материала.
Методика устанавливает рациональные методы и средства передачи учителем учебного материала и сознательного овладения учащимися прочными знаниями биологии и умением применять их в жизни. Вместе с тем методика - не собрание рецептов и наставлений для учитёля, V научная дисциплина, положения которой обоснованы знанием за"5ю!юм^рнОсте11 процесса преподавания биологии.
Методика рассматривает содержание учебного предмета, методы и формы обучения и воспитание. Эти разделы методики находятся в единстве и обусловливают друг друга. Методикой определяются оборудование и средства (пособия) учебной работы. Таким образом, методика отвечает на вопросы: зачем изучать биологию; чему и как учить, на чем и как воспитывать.
Биология как учебный предмет отличается своеобразием форм и методов преподавания.] В нем изучаются конкретные объекты (растения, животные и человек) и сложные явления живой природы и ее развития. Это требует особых форм организации учебной работы (экскурсий, домашних и внеурочных работ учащихся, внеклассных занятий), специальных средств обучения (наглядных пособий) и методов преподавания с пре-
имущественным применением наглядности и практических работ, правильная постановка преподавания биологических курсов нуждается в специальной учебно-материальной базе: оборудованном пособиями кабинете, уголке живой природы и учебно-опытном участке.
Своеобразие материала определяет не только специфику методики преподавания биологии, но и его воспитательные возможности.
Изучение конкретных фактов развития живых организмов, взаимосвязи явлений в природе, закономерностей эволюции органического мира создает естественнонаучный фундамент для формирования диалектико-материалистического мировоззрения. Биологические знания позволяют понять значение окружающей природы, необходимость охращькд воспроизводства ее, научные основы сельского хозяйства, роль гигйёны труда личной и общественной, подготавливают учащихся к жизни и способствуют осуществлению политехнического обучения.
Непосредственное наблюдение объектов живой природы, сравнение и определение их, экспериментирование с ними побуждают к развитию мышления учащихся. К. Д. Ушинский писал: «Я считаю предметы из естественной истории самыми удобными, чтобы приучать детский ум к логичности».
Практические работы в лаборатории, на учебно-опытном участке, в живом уголке, кружке юннатов имеют большое воспитательное значение: они развивают познавательные интересы, организационные, общественные навыки, воспитывают культуру труда и чувство коллективизма. Ознакомление с природой, ее красотами и богатством, в особенности на экскурсиях, воспитывает патриотические и эстетические чувства. Воспитание любви к природе и бережного отношения к ней способствует развитию этических черт личности.
Следовательно, преподавание биологических курсов играет весьма важную роль в системе школьного обучения и воспитания.
Методика преподавания биологии разделяется на общую методику биологии и частные, или специальные, методики: ботаники, зоологии, анатомии, физиологии и гигиены человека и общей биологии.
Учителю биологии необходимо знать не только методику каждого отдельного курса, но и общие положения и закономерности преподавания биологии, взаимосвязи между курсами с учетом присущих им особенностей. Ему нужно ясно представить весь ход воспитывающего обучения по всему циклу биологического образования в школе и осуществлять его научно правильно и планомерно в преподавании каждого курса.
Общая методика преподавания биологии рассматривает вопросы преподавания всех биологических курсов в школе: идеологической направленности обучения, единства содержания и методов преподавания, взаимосвязи между формами учебной работы, преемственности между курсами, целостности, и развития всех элементов воспитывающего обучения, определяющих систему преподавания биологии. Система преподавания обеспечивает прочность и осознанность знаний учащихся,чтоявляется оСновной задачей школы.
Частные методики излагают специальные для каждого курса вопросы преподавания, связанные с особенностями содержания учебного материала и возраста учащихся. В них представлены методики уроков, экскурсий, внеурочных работ, внеклассных занятий, т. е. система преподавания данного курса.
Общая методика преподавания биологии тесно связана со всеми частными биологическими методиками. Ее теоретические выводы базируются на исследованиях частнометодических. А эти последние в свою очередь руководствуются общеметодически м-и положениями, осуществляемыми в преподавании каждого курса. Таким образом, методика как наука едина, в ней неразрывно сочетаются общая и специальные части.
Связь методики преподавания биологии с другими науками. Методика преподавания биологии имеет тесную связь с биологической наукой. Преподавание школьных биологических курсов требует от учителя хорошей эрудиции в области биологических наук, как теоретической - для правильного научного объяснения явлений природы, так и практической, необходимой для распознавания растений и животных в природе, их определения, препарирования, выращивания и экспериментирования с ними.
Содержание школьного предмета должно быть научным. Содержание основ науки биологии и элементарные методы биологических исследований определяют специфику методики преподавания биологии и отличают ее от методик других школьных предметов.
В биологической науке основными методами исследования являются наблюдение, эксперимент и теоретическое обобщение накопленных фактов. При изучении живой природы в школе осуществляется практическое знакомство с элементарными приемами наблюдений и эксперимента в лаборатории и природе, постановка которых должна удовлетворять элементарным требованиям научной достоверности, точности исследований и фиксации результатов. Обобщение, сравнение, осмысливание полученного путем наблюдения и эксперимента материала приучает учащихся к логике элементарного теоретического мышления.
Но между школьным предметом биологии и биологической наукой существует большое различие по цели, объему, структуре, методам и форме изложения. Цель школьного предмета - сообщать учащимся сведения о добытых наукой фактах и закономерностях. На преподавание школьного предмета отводится ограниченное время, и учащимся сообщают твердо установленные научные основы и знакомят с важг нейшими научными проблемами без перегрузки излишней информацией.
Биологическая наука, как, например, ботаника и зоология, в своем развитии разделилась (дифференцировалась) на анатомию, морфологию, систематику, физиологию, экологию и т. д. В школьном же предмете при изучении живых организмов, отдельных органов растений и животных, а также человека элементы этих наук объединяются (интегрируются). Рассмотрение в IX - X классах закономерностей индивидуального it исторического развития организмов на всех уровнях их изучения современной наукой объединяет основы эволюционного учения, цитологии, генетики, селекции, экологии, учения о биосфере. Такое объединение обеспечивает экономию времени в изложении материала и большую доступность изучения явлений, процессов жизни. Методика помогает учителю правильно отбирать наиболее существенные элементы основ науки, типичные объекты изучения и излагать учебный материал в формах и связях, наиболее доступных для понимания и запоминания. Эти отличия сложились исторически в соответствии с педагогическими особенностями школьного обучения детей, с учетом их возрастной психологии. Структура знаний и форма их изложения в школьном предмете иная - педагогическая. Об этом говорил еще К. Д- Ушинский: «Научное и педагогическое изложение науки - две вещи разные, и педагоги всех стран деятельно трудятся над переработкой научных систем в педагогические».
Таким образом, учебный предмет объединяет знания, отобранные из соответствующих наук в системе, определяемой методическими закономерностями обучения и воспитания сообразно общеобразовательным целям школы и возрастным особенностям учащихся.
Биология является основой агрономии и медицины, и в преподавании школьной биологии устанавливается эта связь теории с практикой, осуществляются элементы политехнического обучения. Агрономические знания необходимы учителю в особенности при организации школьного участка и проведении работ на нем, при осуществлении общественно полезного труда учащихся в сельском хозяйстве. Вопросы охраны природы, лесонасаждения и т. п. также связаны со школьным курсом биологии.
ономией ошибочно допускать подмену биологических знаний ротехнической и зоотехнической рецептурой. В практических работах по сельскому хозяйству существенно, чтобы учащиеся осмысливали эти работы, основываясь на биологических знаниях, и осуществляли надлежащий уровень культуры сельскохозяйственного труда.
Поскольку методика определяется не только спецификой биологического содержания, но и возрастными особенностями детей, она опирается на детскую психологию. Воспитывающее обучение может быть действенным только в том случае, если проводится в соответствии с возрастным развитием детей. Содержание учебного материала и методика преподавания усложняются из класса в класс по мере развития личности ребенка. Без этого обучение будет или непосильным, йли слишком элементарным, не соответствующим умственным и психическим возможностям детей. Действительно, учащиеся IV класса 10 - 11 лет сильно отличаются по своим психическим особенностям от учащихся X класса 16 - 17 лет.
Поэтому в IV - VII классах учитель использует на одном уроке несколько различных методов, вызывая смену одних видов учебной деятельности учащихся другими.
В VIII - X классах урок нередко проводится одним-двумя методами преподавания. Учебный же материал усложняется как при рассмотрении фактов, так и в теоретических обобщениях.
Правильность восприятий, представлений и развитие понятий и умений, закрепление знаний должны осуществляться на основе возрастной психологии учащихся.
Методика преподавания биологии, являясь педагогической наукой, тесно связана с педагогикой по линии дидактики, в ее общих для всех предметов принципах и по линии воспитания.
В школе осуществляется воспитывающее обучение: воспитывают содержание изучаемого материала, логика его изложения, методы преподавания, весь процесс обучения во всех его формах; воспитывает и личность учителя, его увлеченность наукой.
Устанавливая непосредственную связь методики с педагогикой по линии дидактики, нужно учитывать и различия между ними. Дидактика - отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования й принципы.обучения, обшие для всех школьных предметов. Методика биологии, давно сложившаяся самостоятельная научная дисциплина, разрабатыдаёт теоретические и практические проблемы содержания, форм и методов обучения и воспитания, обусловленные спецификой школьной биологии. Существуют методики и по всем школьным предметам.
Преподавание основ наук о природе ставит целью воспитание Диалектико-материалистического мировоззрения. Учащиеся постепенно, от класса к классу, с расширением и углублением приобретаемых биологических знаний приходят к пониманию реальности и познаваемости окружающего мира, движения и развития материи. Подлинно научное преподавание биологических предметов строится на основе диалектического материализма
Современная советская методика биологии рассматривает преподавание как единый процесс обучения и воспитания, как целостную систему форм и методов. Вся учебная работа учителя и учащихся находится в постоянном и планомерном развитии.
Постепенно у учащихся развиваются биологические понятия, обусловливающие системность знаний. Развиваются мировоззрение, мышление, умения и навыки. Применяются в развитии и методы обучения и воспитания в постепенном их усложнении, с повышением требований к учебной деятельности учащихся. Целенаправленно развивающийся процесс обучения строится в соответствии с возрастными особенностями развития учащихся.
Советская методика преподавания биологии, так же как и всякая другая наука, развивается по законам диалектики. Диалектический материализм дает возможность вскрыть основные закономерности процесса воспитывающего обучения биологии и установить формы его организации. Знание законов диалектического материализма помогает учителю понять целостность и противоречивость процесса воспитывающего обучения (в количестве и качестве применения методов, наглядности, информации и т. п.) и предусматривать возможные методические ошибки.
Научные основы методики преподавания биологии. Развитие методики как науки шло от методических высказываний в результате личного опыта учителя, от педагогического искусства к научному обобщению, от субъективного творчества к объективной научной"теории, основанной на исследованиях.
Решение проблем методики, как и в каждой науке, вначале шло путем дифференциации. Йз общей методики естествознания выделились частные методики, и стали разрабатываться отдельные вопросы преподавания изолированно друг от друга и вне общей системы биологических курсов. В настоящее время в становлении методики как науки наступил период интеграции, синтеза, обобщения всего накопленного материала.
Имеющийся научный материал собирается по проблемам, анализируется, обобщается, приводится в систему, в единую научную теорию.
В методике за ее почти 200-летнюю историю накоплен большой запас проверенных практикой знаний о рациональном преподавании биологии. Методика имеет свои методы исследования всех проблем обучения и воспитания на материале биологии.


KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ
  • Самоуправление учащихся в школе в аспекте её демократизации.
  • Теория свободного воспитания в России на рубеже XlX – xXв (Толстой).
  • Детские и молодёжные движения в России.
  • Задачи педагогики как науки.
  • Основные категории педагогики: образование, обучение, воспитание.
  • Исторический и общественный характер воспитания.
  • Экологическое воспитание учащихся, его содержание, задачи, методы и формы.
  • Понятие о содержании образования, факторы и критерии их отбора.
  • Организация контрольно-оценочной деятельности учащихся.
  • Педагогические условия применения индивидуальных эталонов оценки. Воспитательная роль оценки.
  • Предмет педагогики, её отрасли. Роль педагогических дисциплин в ряду общественных наук. Связь педагогики с философией, психологией, социологией.
  • Сущность и содержание процесса воспитания. Понятия: воспитание, самовоспитание, перевоспитание. Реализм цели воспитания.
  • Цели, задачи и содержание нравственного воспитания. Связь с трудовым, эстетическим и правовым воспитанием. Перечень нравственных качеств личности в трудах Сухомлинского.
  • Общение как основа педагогической деятельности. Стили педагогического общения.
  • Коллектив как средство воздействия на личность. Основоположник теории коллективизма – Макаренко, её популярность за рубежом.
  • Закон жизни коллектива, принципы, этапы (стадии) формирования детского коллектива.
  • Педагогические способности, их психологическая структура и виды.
  • Закономерности и принципы воспитания, их характеристика.
  • Общая характеристика методов научно-педагогического исследования, педагогический опыт, как арсенал научных и практических решений.
  • Психология
  • Психологические компоненты и условия усвоения знаний.
  • Психологические причины неуспеваемости.
  • Особенности личности и мышления неуспевающего учащегося.
  • Соотношение обучения и развития.
  • Принципы развивающего обучения.
  • 1. Обучение на высоком уровне трудности;
  • Психологическая сущность проблемного и программного обучения.
  • Психологические особенности подростка.
  • Мотивы учения. Пути и способы формирования положительной мотивации.
  • Психологическая природа табакокурения, алкоголизма и наркомании, их причины и пути профилактики.
  • Малые группы, их виды и уровни развития.
  • Контроль и оценка знаний учащихся, их роль в обучении и формировании личности. Критерии оценок, значение их соблюдения.
  • Возрастные кризисы, их проявления и причины возникновения.
  • Трудные подростки. Причины их возникновения и психологические особенности работы с ними.
  • Уровень притязаний, самооценка личности, их виды, влияние на формирование личности.
  • Понятие о возрасте. Возрастные периодизации, их критерии.
  • Психологическая подготовка к супружеской и семейной жизни, как важнейшая задача воспитания. Её основные цели и направление работы.
  • Большие социальные группы, их виды и характеристика.
  • Стили руководства классом их анализ и оценка.
  • Конфликты, их типы и виды. Способы поведения в конфликтных ситуациях и пути выхода из них.
  • Биологические и социальные факторы в психическом развитии человека, их учёт при обучении и воспитании.
  • Методика преподавания биологии
  • Практические методы обучения биологи. Их роль в процессе обучения и воспитания.
  • Экологическое воспитание в процессе обучения биологии и его задачи.
  • Характеристика словесных методов обучения биологии.
  • Классификация биологических понятий в школьном курсе обучения биологии.
  • Выбор методов и приёмов в обучении биологии, их сочетание, взаимосвязь и значение.
  • Характеристика наглядных методов, их роль в обучении биологии и воспитательном процессе.
  • Принцип межпредметных связей и его использование в обучении биологоии.
  • Современные виды обучения биологии: развивающее, проблемное, программированное, модульное, мультимедийное.
  • Экскурсия как форма обучения биологии, её учебно-воспитательное значение. Виды, тематика и структура экскурсий. Подготовка учителя к проведению экскурсий.
  • Структура урока. Современный подход к реализации урока.
  • Методы самостоятельной работы учащихся под руководством учителя. Общая характеристика методов самостоятельной работы. Работа с учебником, эксперимент.
  • Урок – основная форма обучения биологии, его основные функции.
  • Внеклассная работа по биологии. Формы и виды внеклассной работы. Содержание и организация в школе внеклассной работы.
  • Методика преподавания биологии

      Современная концепция биологического образования и её особенности.

    Биология – совокупн. наук о жив. природе, огромном многообразии вымерших и ныне насел. Землю живых сущ., их строен. и функциях, происхожд., распростр. и развитии, связях др. с др. и с неживой природой. Со­времен. образованный чел. должен ориентироваться в ок­руж. его живой природе, иметь пред­ставления о растениях, животных, грибах, бактериях, вирусах, и о собст­в. орг. А также о ценности жизни, об истории разв. жив. при­роды, экосистемном характере жизни, о биосфере, роли жив. орг. в природе, знач. био. разнообразия для жизни на Земле и роли чел. в биосфере.

    Биология устанавливает общие и частные закономерности, присущие жизни во всех её проявлениях (обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, приспособляемость, рост, раздражимость, подвижность и др.).

    Важно учитывать принцип научности во взаимосвязи с принципом доступности.

    В XIX в. школьное естествознание ограничивалось описательной морфологией и систематикой растений и животных, но уже в конце прошлого столетия А.Я. Герд под влиянием учения Ч.Дарвина об историческом развитии организмов сделал попытку включить в школьную программу идею об эволюции растительного и животного мира

    Отбор учебного материала - одна из наиболее важных задач методики обучения биологии, она решается при активном участии учителей и ученых - педагогов и биологов. Сложность в отборе содержания постоянно возрастает в связи с необычайно быстрым ростом научной (теоретической и прикладной) информации в разных ее областях, поэтому новые знания об устройстве органического мира, его закономерностях и значении должны найти отражение в общем биологическом образовании.

    Основные компоненты:

    1 компонент структуры содерж. био. образования – формирование биологических знаний . Задача – отбор содержания урока, темы, раздела, курса.

    2 комп. примене­ния науч­ных знаний в практических целях (могут быть связаны с производст­вом, отдыхом, бытом).

    3 комп . – формирование оценочных суждений, норм пове­дения, от­ношения к природе, обществу и человеку .

      Пропидефтичесий (нач.шк.) – получ. естественнонаучных знаний способств. фор­мир. целостного представл. о:

      Основной (5-9кл.) – осн. био. знания являющие­ся фундаментом для продолжения обр. в старших кл.

      Профильный (10-11кл.) – раскрывает важнейшие законы жизни, инди­видуального и исторического развития орг.

    В старшей школе реализуется принцип дифференциации обра­зования, право выбрать один из профилей обучения: Гуманитарный ; Биологический ; Физико -математический и т.д.

    Цели и задачи обучения - это социально обусловленное явление, которое сопровождается обновлением содержания обучения. Цели обучения показывают, почему нужно учить именно этому предмету, а не другому, определяют, какие функции выполняет данный учебный предмет в общем образовании, и служат моделью ожидаемого результата в образовании школьников.

    Основные цели школьного биологического образования на современном этапе развития средней школы свидетельствуют о важной роли биологии в развитии учащихся, в воспитании их как всесторонне развитых и творческих личностей, в понимании своей ответственности перед обществом за сохранение жизни на Земле, в подготовке к выбору будущей профессии с учетом личных интересов, склонностей и способностей.

    Цели биообразования

      Овладение научными компонентами знаний, составляющими основу цело­стного и научного мировоззрения.

      Осознание жизни, как наиважнейшей ценности, умение строить свои от­ношения с природой и обществом, на основе уважения ко всему жи­вому, как уникальной и бесценной части биосферы.

      Овлад. знаниями методов, понятий, теорий, моделей, стилей мышления, и практич. применением био. закономерн

    Как в учебнике

    Биологическая грамотность стала социально необходимой. С учетом вышесказанного перед школьным биологическим образованием выдвигаются новые задачи :

      Формир. научного миропонимания , здорового обр. жизни, гигиенич. норм и правил, эко. и генетич. грамотности ;

      Подготовка шк. к трудовой деят. в области : меди­цины, сель/хоз., биотехнологий, рац. приро­доп. и охраны природы ;

      Развитие личности учащ. : памяти, наблюдательности, устойчи­вого познаватель­ного интереса, творческих способностей, теоретиче­ского мышления, стремления к самооб­разованию, применение знаний биологии на практике

    Как в учебнике



    Предыдущая статья: Следующая статья:

    © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта