Главная » 2 Распространение » Этический кодекс психолога в образовании. Этика и принципы проведения консультации психолога

Этический кодекс психолога в образовании. Этика и принципы проведения консультации психолога

Этическим кодексом называется свод моральных правил поведения, на базе которых строится взаимоотношения и деятельность людей в той или иной сфере их общения. В основе этического кодекса лежат нравственные нормы, выражающие собой категории добра, то есть такие общие принципы, выработанные в истории человеческой культуры и цивилизации, следование которым составляет благо для людей, приносит им пользу, делает их счастливыми. Противоположными являются категории, связанные со злом, ориентир на которые делает людей, напротив, несчастными, наносит им вред.

Этический кодекс основывается на нормах морали, а не права. Это означает, что нарушающий этот кодекс человек не подлежит суду в соответствии с законом, не может получить наказания, привлекающее применение к нему мер принуждения. Поэтому можно говорить об этическом кодексе как о неотъемлемой составляющей информационной культуры психолога.

Юридический же кодекс опирается на нормы права, разрешает насильственные действия в отношении тех лиц, которые его нарушают, осуждены судом, а также тех, в отношении которых возбуждены уголовные дела органами правосудия.

В работу психологической службы и в управление деятельностью психологов, входящих в ее структуры, этический кодекс вводится потому, что далеко не все проблемы, с которыми сталкивается психолог в системе образования, могут иметь однозначное и точное правовое решение, быть расписаны и представлены в форме юридических норм, регламентирующих действия психолога в той или иной социальной ситуации. Ему часто приходится действовать и принимать решения на основе интуиции, что не допускается в юридической практике. Зачастую чувства и интуиция подсказывают психологу наиболее правильное решение или предохраняет от принятия скороспелого и потенциально ошибочного решения.

Конкретное содержание этического кодекса, лежащего в основе профессиональной деятельности людей зависит от следующих факторов: философия, религия, культура, обычаи, традиции, идеологическая практика, выступающие как сферы или атрибуты человеческой деятельности, а также от специфики профессиональной деятельности, о которой идет речь.

Рассмотрим этический кодекс практического психолога на примере профессиональной деятельности психолога в образовании, так как эта одна из тех немногих отраслей, где в нашей стране деятельности психолога достаточно распространена.

Итак, в настоящее время в различных странах, где развернута и давно функционирует психологическая служба в образовании, выработаны свои этические кодексы психологов. Вариант такого кодекса, который кратко излагается далее, основан на анализе и обобщении некоторых подобных документов, в частности тех, которые выработаны в США, Германии, Испании. Он дополнен положениями, отражающими состояние системы образования в Российской Федерации на момент написания этого учебника. Отметим также, что представленный этический кодекс непосредственно пересекается с принципами профессиональной деятельности, рассмотренными нами выше, и в полной мере относится к различным сферам деятельности психолога с несколько другой трактовкой положений данного этического кодекса.

Все моральные нормы, включаемые в этический кодекс профессионального психолога, можно разделить по сферам деятельности, в которых они реализуются. Это:

    позиция, из которой исходит психолог при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы детей; действия психолога в тех случаях жизни, когда интересы развития ребенка кем – либо нарушаются

    действия психолога в том случае, когда он сам не в состоянии удовлетворительно помочь ребенку или вынужден применять на практике не вполне проверенные и апробированные методики;

    отношения, складывающиеся между психологом, родителями, учителями в ситуациях, касающихся разглашения данных психодиагностических обследований; действия психолога в тех случаях, когда решается судьба ребенка.

Ниже приводится примерный этический кодекс, регламентирующий с моральной стороны действия психолога в системе образования в различных ситуациях:

    Профессиональная деятельность психолога в системе образования характеризуется особой ответственностью перед детьми.

    В случае, когда личные интересы ребенка вступают в противоречия с интересами учебно-воспитательного учреждения, других людей, взрослых и детей, психолог обязан выполнять свои функции с максимальной беспристрастностью.

    Работа психолога строится на основе принципа профессиональной независимости и автономии. Его решения по вопросам профессионального психологического характера является окончательным и не может быть отменено администрацией учебно-воспитательного учреждения, вышестоящими управленческими организациями.

    Отменить решение психолога вправе только специальная комиссия, состоящая из высококвалифицированных психологов и наделенная соответствующими властными полномочиями.

    В работе с детьми психолог руководствуется принципами честности и искренности.

    Для того чтобы быть в силах помочь детям, психолог сом нуждается в доверии и соответствующих правах. Он в свою очередь несет персональную ответственность за правильное использование данных ему прав.

    Работа психолога в системе образования направлена на достижения исключительно гуманных целей, предполагающих снятие ограничений на пути свободного интеллектуального и личностного развития каждого ребенка.

    Психолог строит свою работу на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности ребенка, уважает и активно защищает его основополагающие человеческие права, определяемые Всеобщей декларацией прав человека.

    Психолог выступает одним из основных защитников интересов ребенка перед обществом, всеми людьми

    Психолог должен быть осторожен и осмотрителен в выборе психодиагностических и психокоррекционных методов, а также своих выводах и рекомендациях.

    Психолог не должен принимать участие в том, сто как-то ограничивает развитие ребенка, его человеческую свободу, физическую и психологическую неприкосновенность. Наиболее тяжкое нарушение профессиональной этике психолога представляет его личное содействие или непосредственное участие в делах, наносящих ребенку вред. Лица, однажды замеченные в подобных нарушениях, навсегда лишаются права работать с детьми, пользование дипломом или иным документом, подтверждающим квалификацию профессионального психолога, а в определяемых законом случаях подлежит суду.

    Психолог обязан информировать тех, кому он подчинен, а также свои профессиональные объединения о замеченных им нарушениях прав ребенка другими лицами, о случаях негуманного обращения с детьми.

    Психолог должен противодействовать любым политическим, идеологическим, социальным, экономическим и другим влияниям, способным привести к нарушению прав ребенка.

    Психолог обязан оказывать лишь такие услуги, для которых он имеет необходимое образование и квалификацию.

    В случае вынужденного применения психодиагностических или психотерапевтических (психокоррекционных) методик, не нашедших достаточной апробации или не полностью отвечающих общенаучным стандартам, психолог обязан предупреждать об этом заинтересованных лиц и быть особенно осторожным в своих выводах и рекомендациях

    Психолог не имеет права передавать психодиагностические, психотерапевтические или психокоррекционные методики для пользования некомпетентным лицам.

    Психолог обязан препятствовать использованию методов психодиагностики и психологического воздействия профессионально неподготовленными людьми, предупреждать об этом тех, кто по незнанию пользуется услугами таких людей.

    Дети подросткового и старшего школьного возраста имеют право на индивидуальную консультацию психолога в отсутствие третьих лиц, включая учителей, родителей или заменяющих их людей.

    Психолог не должен препятствовать тому, чтобы обследование или консультирование взрослого ребенка по его желанию проводилось в присутствии других лиц, за исключением особых случаев, связанных с проведением медико-психологической или судебно-психологической экспертизы, определенных законом.

    Данные индивидуального психологического обследования детей подросткового и юношеского возраста психолог имеет право сообщать или передавать третьим лицам лишь при согласии на это самих детей. При этом ребенок имеет право знать, что и кому о нем говорится или передается.

    Учителям, родителям, заменяющим их лицам, администрации учебно-воспитательных учреждений допускается сообщение только таких данных о детях, которые этими лицами не могут быть использованы во вред ребенку.

    Пользуясь средствами массовой информации и другими доступными средствами ее получения или распространения, психологи обязаны предупреждать людей о возможных отрицательных последствиях их обращения за помощью психологического характера к некомпетентным лицам и указывать, где и у кого эти люди могут получить необходимую профессиональную психологическую помощь.

    Психолог не должен позволять вовлекать себя в такие дела или виды деятельности, где его роль и функции оказываются двусмысленными, способными нанести ущерб детям.

    Психолог не должен давать таких обещаний клиентам, которые не в состоянии выполнить.

    Если обследование ребенка или психологическое вмешательство осуществляется по требованию другого лица: представителя органа образования, врача, судьи и т. п., - то психолог обязан известить об этом родителей ребенка или лиц, их заменяющих.

    Психолог несет персональную ответственность за хранение в тайне информации о детях, которых он обследует.

    При приеме на работу в учебно-воспитательное учреждение психолог должен оговорить, что в пределах своей профессиональной компетенции он будет действовать независимо, а также ознакомить администрацию того учреждения, в котором ему предстоит трудиться, других заинтересованных лиц, с содержанием настоящего этического кодекса. Он должен обратить внимание всех лиц, которые будут связанны с ним в профессиональной работе, на необходимость хранить тайну и соблюдать профессиональную этику. Психолог при этом должен предупредить, что профессиональное вмешательство в его работу может осуществляться только вышестоящим органом психологической службы, наделенным соответствующими полномочиями. Он также должен оговорить невозможность для себя выполнение неэтичных требований со стороны других лиц.

    Нарушение положений этического кодекса профессиональным психологом рассматривается судом чести ассоциации практических психологов, а при необходимости – более высокопрофессиональной организацией, включенной в структуру психологической службы системы образования.

Профессиональная деятельность психолога в информационных сетях.

Психология, особенно практическая и прикладная на сегодняшний день – одна из перспективных областей внедрения новых информационных технологий. Это имеет реальное подтверждение на практике. Действительно, в нашем обществе отмечается бурное развитие психологической теории и социально-психологической практики: создаются специализированные институты, кафедры, осуществляются психодиагностические исследования, проводятся эксперименты, формируется новая область внедрения теории – психологическая практика, организуется социально-психологическое консультирование, расширяют психологические функции службы социальной адаптации и социальной реабилитации и т.д. В связи с этими происходит психологической информации и, соответственно, появляются проблемы организации информационных потоков. Эти проблемы принимают все более широкий размах, что создает ситуацию информационного кризиса: с одной стороны – растет количество источников психологической информации; с другой стороны – специалисты испытывают в ней недостаток, по той причине, что способы ее тиражирования, распространения, аналитико-синтетической переработки, экспертной оценки остаются на чрезвычайно низком уровне.

Информатизация социально-психологической сферы протекает в стихийной форме, что углубляет противоречия в этом процессе. Как уже замечено в литературе в отношении информатизации в различных сферах, практика конструирования и распространения компьютерных систем во всем мире опередила создание теории их осмысленного разумного применения.

Деятельность психолога является таким видом, которому присущи все виды информационной деятельности: сбор, систематизация, обработка, хранение, анализ информации, собранной методами психодиагностического исследования. Психолог осуществляет информационные функции. Он организует психологическую информацию, получает ее, анализирует, переводит во внутренний план своей деятельности. В условиях перехода общества в информационный этап своего развития, деятельность психолога все в большей мере определяется уровнем его информационной культуры. Информационная культура – это развитые потребности в информации как источнике профессиональной рефлексии, способность максимально использовать информационные ресурсы для реализации себя как профессионала.

Процесс информатизации социальной сферы как сферы деятельности психолога таков, что многие организационно-методические вопросы рассматриваются на уровне проблем, требующих теоретического решения. Такой проблемой является сущность информатизации социально-психологической сферы. В настоящее время, психологи и социальные работники осваивают, с немалыми трудностями, компьютерное делопроизводство. В исследованиях же и в практической деятельности обходятся тем, что превращают письменные варианты тестовых методик в компьютерные и решают некоторые процедурные вопросы. Между тем, уже сегодня необходимо заинтересоваться вопросом о возможностях высокой техники качественно повышать научный уровень социального психолога в изучении психологической реальности. Это потребует создания принципиально новых технологических средств как для социально-психологической практики, так и для обучения профессионалов.

Настоящим профессионалом, отвечающим требованиям современного информационного общества, формирующейся информационной культуры психолог станет только в том случае, если уровень его подготовки к работе в информационных системах будет выше уровня простого пользователя. Поэтому при подготовке психологов к профессиональной деятельности, обучающие программные средства должны соответствовать задаче глубокого проникновения в психологическую реальность в целях ее изучения и преобразования. В создании таких средств должны быть задействованы психологи, социальные инженеры, программисты.

Деятельность психолога во многом напоминает работу врача, священника или юриста: этим специалистам люди доверяют свои тайны и проблемы. Доверие к психологу во многом зависит от уверенности в том, что все, что узнает психолог о клиенте, будет использовано во благо клиента, а не во вред ему. Гарантией этого является этический кодекс, который предписывает определенные принципы или правила поведения психолога-профессионала. Кроме того, кодекс позволяет разрешить ситуации, в которых сталкиваются интересы государства, общества и клиента. Поэтому очень важно, чтобы в кодексе было прописано, в каких случаях приоритетными являются интересы клиента, а в каких - интересы общества или государства. Еще одной задачей этического кодекса является ограждение общества от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний. Тем самым кодекс должен защитить психологов и психологию от дискредитации. В качестве примера рассмотрим этический кодекс психолога образования, разработанный и принятый психологической службой Ярославской области . Основой данного кодекса являются этические принципы, определяющие основные ценностные приоритеты деятельности психолога.

Основными этическими принципами являются:

  • 1. Принцип ответственности.
  • 2. Принцип компетентности.
  • 3. Принцип конфиденциальности.
  • 4. Принцип этической и юридической правомочности.
  • 5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии.
  • 6. Принцип благополучия клиента.
  • 7. Принцип профессиональной кооперации.
  • 8. Принцип информированности клиента о целях и результатах обследования.
  • 9. Принцип морально-позитивного эффекта профессиональных действий психолога.

Рассмотрим кратко каждый из принципов.

  • 1. Принцип социальной ответственности означает, что психолог должен действовать во благо общества, уменьшая человеческие страдания и не допуская, чтобы результаты психологической деятельности использовались во вред отдельным людям или группам людей.
  • 2. Принцип компетентности требует, чтобы психолог использовал только диагностические или коррекционно-развивающие методы, соответствующие уровню своей компетентности. При этом психолог должен постоянно расширять границы своей компетентности, повышая свою квалификацию и знакомясь с последними достижениями психологии.
  • 3. Принцип конфиденциальности предписывает, что информация, полученная психологом от клиента, не подлежит разглашению. В случае необходимости она должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против клиента. В некоторых случаях (в процессе профессиональной аттестации психолога), если информация запрашивается специалистами, она должна быть представлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми.

В научных публикациях или докладах психологическая информация представляется только в обобщенном или закодированном виде.

  • 4. Принцип этической и юридической правомочности составлен для того, чтобы психолог помнил, что его деятельность должна соответствовать действующему законодательству и этическим нормам данного кодекса. Нормы данного кодекса распространяются только на профессиональные отношения психологов с их клиентами, родственниками, педагогами и общественностью, но не затрагивают личную жизнь психолога.
  • 5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии означает, что, во-первых, в сообщениях для непрофессионалов следует избегать информации о таких диагностических методиках, результаты которых могут быть искажены в случае предварительного знакомства с ними. Во-вторых, психолог в лекциях и беседах должен объективно отражать свои возможности, не создавая неоправданных ожиданий от психолога и психологии.
  • 6. Принцип благополучия клиента - ведущий принцип кодекса. Он предписывает ориентироваться на права своих клиентов и руководствоваться принципом «Не навреди». Независимо от своего эмоционального и физического состояния психолог должен быть доброжелательным, тактичным, внимательным и вежливым по отношению к клиенту.
  • 7. Принцип профессиональной кооперации требует, чтобы психолог проявлял уважение к своим коллегам - другим специалистам и методам их работы, независимо от теоретических и методических предпочтений. Критика или претензии к стилю или методам работы коллеги могут быть выражены только в кругу специалистов - психологов.
  • 8. Принцип информированности клиента о целях и результатах обследования предписывает психологу сообщать клиенту о целях предстоящей психологической работы, чтобы он мог принять решение об участии в ней. В случае, если психологическая работа предстоит с детьми до 16 лет, согласие на участие в ней ребенка должны дать родители или лица, их заменяющие. При этом клиент должен знать, что он в любой момент, на любом этапе может отказаться от участия в психологической работе. Таким образом, психологическая помощь оказывается только на основе добровольного согласия клиента. При формулировке результатов психолог должен делать упор на способности и возможности клиента, а не на его ограничения и недостатки.
  • 9. Принцип морально-позитивного эффекта профессиональных действий психолога означает, что психолог должен предвидеть последствия своих публичных выступлений или выступлений в средствах массовой информации. Он должен стараться уменьшить нежелательные последствия своей профессиональной деятельности и предотвращать неадекватное использование психологических знаний и методик непрофессионалами.

Вопросы и задания для самопроверки

  • 1. Назовите причины принятия и использования этического кодекса психолога.
  • 2. Какие нежелательные ситуации призваны предотвратить перечисленные в этическом кодексе принципы?

Основная литература

1. Психологическая служба образования: нормативно-правовой аспект / под ред. Н. П. Ансимовой, И. В. Кузнецовой. - Ярославль, 1999.

Дополнительная литература

  • 2. Божович, Е. Д. Психологическая служба в структуре педагогического процесса / Е. Д. Божович // Вопр. психологии. - 1983. - № 6.
  • 3. Положение о школьной психологической службе / И. В. Дубровина, А. М. Прихожан // Вопр. психологии. - 1985. - № 2.
  • 4. Кодекс профессиональной этики психологов общества психологов ВНР // Вопр. психологии. - 1983. - № 6.

Каждому из нас в какие-то трудные периоды жизни требуется помощь. Помощь друзей, близких, родных...

А многие люди, не справляясь с трудными ситуациями в одиночку или вместе с окружающими, или попросту решившие улучшить свою жизнь, обращаются к специалистам, работающим в сфере психологической помощи людям, и сталкиваются с непрофессионализмом, шарлатанством, вытягиванием денег. Несомненно, встреча с такими «лжепсихологами» накладывает отпечаток на восприятие людьми консультаций психологов и представителей этой профессии как таковых. Говоря обывательским языком – ровняют «всех под одну гребенку».

В области психологии, как и в области медицины, педагогики, и любой другой науки, есть Специалисты, с большой буквы этого слова, а есть те, кто нечестными способами старается прильнуть к интересующему их тому или иному профессиональному сообществу.

Выбор психолога – ответственное и сложное дело. Ошибки этих специалистов не всегда явно бросаются в глаза, но имеют огромное влияние на жизнь человека, пришедшего на консультацию психолога .

Не так легко найти профессионала, для которого психологическая помощь – это призвание. Не так легко доверить незнакомому все самое сокровенное, что есть в душе, и обратиться к неизвестному специалисту.

Однако, для оказания продуктивной психологической помощи консультант нуждается в доверии клиентов , приходящим к нему на прием.

И это доверие может быть достигнуто только при соблюдении Этического Кодекса .

Кодекс призван защищать права людей, которые приходят на прием психолога. Его главная задача – оградить клиентов от бесконтрольного и неквалифицированного использования возможностей психологии, обеспечить высокое качество психологической помощи.

К сожалению, в нашей стране с ним знакомы не только далеко не все клиенты, но и не все консультанты. Также весьма затруднено применение соответствующих санкций к специалистам, которые нарушают Кодекс.

Я в процессе работы с клиентом строго следую Этическому Кодексу, и призываю к этому всех специалистов, работающих с людьми.

Ниже я приведу выдержки из Этического Кодекса Российского Психологического Общества (Санкт-Петербург, РФ, 2003 г.).

Данный Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах человека» и действующим Российским законодательством.

1. Требования к Психологу.

«Психолог» – это лицо, имеющее высшее образование по специальностям «психология» или «клиническая психология», а также лица, которым в официальном порядке присвоены степени кандидата наук по отраслям и специальностям психологии. Только это обеспечивает правомерность оказания психологической помощи.

2. Требования к Клиенту.

Клиент – это человек, принимающий добровольное участие в исследованиях психологии или лично пришедший на прием психолога.

3. Принцип ненанесения ущерба Клиенту.

Психологическая помощь не должна наносить вред здоровью, состоянию или социальному положению клиента. Консультант не должен вступать в какие бы то ни было личные отношения со своими клиентами.

4. Принцип компетентности Консультанта.

Консультант во время сессии оказывает лишь то воздействие, для которого он имеет необходимую квалификацию и образование, руководствуется только научными и профессиональными стандартами работы.

5. Принцип беспристрастности Консультанта.

Не допускается предвзятое отношение Консультанта к Клиенту и оценивание его личности.

6. Принцип конфиденциальности психологической помощи.

Вся информация, полученная на приеме Психолога, не подлежит сознательному или случайному разглашению.

7. Принцип осведомленного согласия.

Консультант и клиент должны быть извещены об этических принципах и правилах психологической помощи, и принимают в ней добровольное участие.

Контракт для индивидуальной консультации психолога

Контракт – это соглашение между клиентом и консультантом, в котором формулируются основные правила, по которым проходят консультации психолога, описан формат консультаций, и ожидания участников контракта. Я уверена, что консультация психолога проходит эффективней при наличии контракта, и помощь оказывается плодотворней, так как Клиент осознает и свою ответственность за результаты психологической помощи, а не только ответственность консультанта, и начинает точнее видеть свои цели и векторы желаемых изменений. Во время работы с клиентом я не хочу тратить время на психологические игры. Клиент, благодаря контракту, знает, какую помощь получит и чувствует себя защищенным.

Безусловно, с каждым клиентом я заключаю индивидуальный контракт, так как каждому человеку на консультации психолога нужна индивидуальная помощь. Но есть основные принципы, по которым я работаю, и мои клиенты могут ознакомиться с ними до прихода ко мне на индивидуальный прием, заранее.

1. Конфиденциальность.

Мы (Клиент и Консультант) будем сохранять в тайне сведения, полученные на приеме, и не будем выносить любую информацию о консультации за пределы психологического кабинета.

Я (Консультант) не буду разглашать подробности сессии (Фамилию, Имя, Отчество Клиента, причину обращения и подробности беседы). Я (Клиент) не буду распространять практики и методики, полученные во время сессии, и буду использовать их только для индивидуальной помощи себе.

2. Границы.

2.1. Мы (Консультант и Клиент) будем назначать заранее (за неделю) даты сессий. Перенос встреч будем осуществлять минимум за 3 дня. Я (Клиент) оплачу сессию в полном объеме, если пропущу ее без предупреждения; и оплачу половину стоимости консультации, если перенесу ее меньше, чем за 24 часа.

Если Я (Клиент), опоздаю, то оплачу сессию в полном объеме, а продолжительность консультации сократится на время моего опоздания.

2.2. Во время сессии Мы (Клиент и Консультант) будем работать с запросом Клиента, при этом Я (Клиент) имею право отказаться от обсуждения некоторых тем, к обсуждению которых Я не готов(а).

2.3. При нанесении ущерба помещению или имуществу, находящемуся в нем, Я (Клиент) возмещу причиненный ущерб.

3. Безопасность на приеме психолога.

Я (Клиент) не буду применять на приеме психолога физические методы воздействия к другим и себе. Я (Клиент) не буду приходить на сессию в случае болезни, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Я (Консультант) гарантирую безопасность сессии, отсутствие посторонних людей на сессии, безоценочное и некритичное отношение к Клиенту.

4. Негатив на приеме психолога.

Я (Клиент) не буду демонстрировать любое гневное поведение (крик, оскорбления, неконструктивную критику); не буду негативно обсуждать консультанта и процесс консультирования за пределами кабинета.

Я (Клиент) имею право, и даже должен, говорить о негативе свободно и открыто, сразу как это возникает на приеме психолога, а не между сессиями. Я (Клиент) не буду носить в себе негатив, не буду его копить.

Все негативные мысли и недовольства Я (Клиент) буду трансформировать в вопросы или просьбы, и только таким образом выражать на приеме.

5. Наша философия.

На приеме Мы (Консультант и Клиент) будем придерживаться 5 основных принципов:

  • Каждый человек безусловно хороший как личность по определению (позиция Я – ОК, ТЫ – ОК). Независимо от того, как я отношусь к себе, на консультации психолога Я – ОК.
  • Каждый человек способен осознавать свои мысли, чувства и поведение и нести ответственность за них, меняя их, если необходимо, независимо от провоцирующих обстоятельств. (Это так, несмотря на то, что большинству людей это трудно без участия специалиста).
  • Каждый человек способен думать. Кто-то этим принципом злоупотребляет, интерпретируя слова и действия других, придавая им свой особый собственный смысл, или что-то недоговаривает, надеясь, что другие догадаются, а кто-то, наоборот, игнорирует эту способность, например, когда имеет возможность и не помогает другому человеку потому, что его не попросили. Важно соблюдать баланс – ничего не умалчивать, договариваться по важным вопросам, все прояснять, но и не быть навязчивым или черствым.
  • Каждый человек способен измениться. (Самостоятельно, или с помощью специалиста).
  • Принцип сотрудничества на приеме психолога: мы равны психологически (при этом у нас может быть разная компетенция); у нас нет никаких силовых игр, игр власти и манипуляций; у нас нет никаких тайн, мы прямо заявляем о своих потребностях, недовольстве, нехватке; у нас нет игр «в спасение» – мы не помогаем друг другу из ложной заботы, чувства вины или стыда, но в то же время, если мы можем помочь, мы делаем это.

6. Продолжительность индивидуальной консультации психолога – ровно 50 минут. Я (Клиент) не буду задерживаться на приеме, и всегда буду помнить, что время приема ограничено. В случае, когда необходимо увеличить длительность сессии (при первой встрече или для проведения какой-либо практики), Мы (Клиент и Консультант) будем обговаривать это заранее.

7. Оплата.

В случае моего опоздания Я (Клиент) оплачу прием психолога в полном объеме, а его продолжительность сократится на время моего опоздания.

Я (Клиент) буду оплачивать сессию в самом начале. (При длительном консультировании (более 2-х встреч) я буду производить оплату вперед – то есть на встрече оплачивать и последующую сессию).

Я (Клиент) плачу на приеме психолога за диагностику, выяснение причин возникновения затруднительной ситуации, получение знаний о возможном развитии ситуации в будущем, приобретение важных психологических знаний, необходимых для решения проблемы, за то, что учусь справляться со всеми затруднительными ситуациями самостоятельно. Я (Клиент) осознаю, что Консультант не решает за меня все проблемы, а учит меня справляться с ними самостоятельно; и что на результаты работы напрямую влияют моя ответственность и активность.

Я (Консультант) буду в полном объеме использовать все свои профессиональные умения и навыки.

8. Я (Консультант) беру на себя ответственность:

  • придерживаться контракта;
  • максимально использовать все свои профессиональные умения и знания.

Я (Клиент) беру на себя ответственность:

  • придерживаться контракта;
  • быть активным и включенным на сессии, нести ответственность за полученные результаты;
  • выполнять, при наличии, все домашние задания консультанта.

9. Между сессиями Я (клиент) буду звонить консультанту только по организационным вопросам (перенос и отмена встреч, уточнение места проведения консультирования); психологическую помощь я буду получать только во время консультации.

Принцип А. Компетентность.

Психологи прилагают все усилия для повышения стандартов и определения границ компетентности своей работы. Они занимаются только той деятельностью и используют только те методы, по которым они имеют документально подтверждаемую квалификацию и личный опыт. Психологи осознают тот факт, что компетентность, необходимая для обучения, обслуживания или изучения групп людей, часто во многом зависит от характеристик самих этих групп. В тех сферах деятельности, в которых еще не выработаны профессиональные стандарты и нормы, психологи проявляют повышенную ответственность и делают все возможное для защиты благополучия тех, с кем они работают. Они повышают свою квалификацию применительно к областям своей деятельности и вовремя распознают необходимость дополнительного обучения. Психологи с вниманием относятся к научным, профессиональным, техническим и административным материалам, стараясь найти им должное применение.

Принцип В. Порядочность.

Психологи стараются соблюдать порядочность в науке, обучении и практике психологии. В своей деятельности психологи честны, доброжелательны и уважительны к другим. В сообщениях о своей квалификации, работе, исследованиях и обучении психологи не должны делать ложных, ошибочных или неправдивых заявлений. Психологи должны хорошо осознавать свои личностные ценности, нужды, убеждения и те ограничения, которые все это может накладывать на их деятельность. Для большей эффективности своей работы психологи стараются прояснить свои профессиональные роли для других и вести себя в соответствии с этими ролями. Психологи стараются избегать неправильных и потенциально опасных двусмысленных отношений.

Принцип С. Профессиональная и научная ответственность.

Психологи поддерживают профессиональные стандарты работы, несут ответственность за свою профессиональную и научную деятельность, стараясь использовать свои методы дифференцировано, в зависимости от нужд разных групп, с которыми имеют дело. Психологи кооперируются с другими профессионалами и социальными институтами для лучшего удовлетворения интересов пациентов, клиентов или других реципиентов их служб. Моральные стандарты и нормы психолога являются личным делом в той же степени, как и других людей, за исключением тех случаев, когда эти нормы могут скомпрометировать профессиональную ответственность или уменьшить общественное доверие психологии и психологам. Психологам не безразлична этическая сторона научных и профессиональных исканий их коллег. При необходимости психологи консультируются с коллегами, чтобы предотвратить или избежать неэтичных действий.

Принцип D. Уважение к правам человека.

Психологи относятся с должным уважением к основным правам, чести и достоинству всех людей. Они уважают права людей на внутренний мир, конфиденциальность, самоопределение и автономность, но отдают себе отчет в том, что их законные обязанности могут входить в противоречие с реализацией этих прав. Психологи осознают культурные, индивидуальные и ролевые различия, включая связанные с возрастом, полом, расой, национальностью, вероисповеданием, сексуальной ориентацией, болезнями, языком и социоэкономическим статусом. Психологи стараются уменьшить влияние этих факторов на свою работу и сознательно не участвуют в какой-либо дискриминационной практике.

Принцип Е. Забота о благополучии других.

Психологи заботятся о благополучии тех, с кем они вступают во взаимодействие. В своих профессиональных действиях психологи учитывают благополучие и права своих пациентов, клиентов, студентов, супервизоров, участников исследований и других увлеченных лиц. В случаях, когда обязанности психологов вступают в противоречие с этическими нормами, психологи стараются разрешать эти конфликты, руководствуясь непричинением вреда. Психологи никогда не забывают о той власти над другими людьми, которую реально дает психология, или которая приписывается этой профессии, и они не пытаются воспользоваться этой властью в личных целях как в профессиональной деятельности, так и вне ее.

Принцип F. Социальная ответственность.

Психологи осознают свою профессиональную и научную ответственность перед обществом, в котором они работают и живут. Они стараются популяризовать психологические знания для повышения благосостояния общества. Психологи делают все возможное, чтобы уменьшить человеческие страдания. Проводя исследование, они заботятся, прежде всего, о благополучии людей и об углублении психологических знаний. Психологи стараются избегать неправильного использования результатов их работы. Психологи, в соответствии с законом, стараются развивать социальную политику в таком направлении, чтобы она служила интересам их пациентов, клиентов и общественности.

В частности, понятие «клиент» объясняется как условное обозначение человека, который является объектом исследо­вания, консультирования, специального обучения, тренинга, лечения, проходя­щего профотбор, аттестацию, или испытуемого, исследуемого в интересах на­уки о человеке.

В этическом кодексе психологического общества представлены главные этические принципы и правила деятельности психолога:

    принцип ненанесения ущерба Клиенту;

    принцип компетентности психолога;

    принцип беспристрастности Психолога;

    принцип конфиденциальности деятельности психолога;

    принцип осведомленного согласия.

Каждый из названных принципов в Этическом кодексе раскрывается и обосновывается определенными правилами. Данные принципы необходимо знать и ими руководствоваться в профессиональной деятельности. Рассмотрим их.

1. Принцип ненанесения ущерба Клиенту требует от Психолога такой организации сво­ей работы, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили Клиенту вреда его здоровью, состоянию или социальному положению. Данный принцип предусматривает следующие правила.

Правило взаимоуважения психолога и Клиента.

Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией РФ. Работа с Клиентом допускается только после получения согласия Клиента в ней участвовать, после извещения его о цели работы с ним, о применяемых методах и способах использования полученной информации. В случае если Клиент не в состоянии сам принимать решение о своем участии в экспе­рименте, такое решение должно быть принято его законными представителями.

Правило безопасности для Клиента применяемых методик.

Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опас­ными для здоровья, состояния Клиента, не предоставляют его в результатах исследо­вания в ложном, искаженном свете, не дают сведений о тех его психологических свой­ствах и особенностях, которые не имеют отношения к конкретным, согласованным задачам психологического исследования.

Правило предупреждения опасных действий Заказчика относительно Клиента.

Психолог формулирует свои рекомендации, организует хранение, использование и публикацию результатов исследования таким образом, чтобы исключить их приме­нение вне тех задач, которые были согласованы между Психологом и Заказчиком, и которые могли бы ухудшить положение Клиента. Психолог информирует Клиента о характере передаваемой Заказчику информации и делает это только после получе­ния согласия Клиента.

2. Принцип компетентности психолога. Согласно данному принципу Психолог может оказывать лишь те услуги, для которых он имеет необходимую квалификацию и образование. В своей работе он руководствуется научными и профессиональными стандартами и применяет апроби­рованные и проверенные методики. Психолог должен придерживаться принципа научной добросовестности и проверять полученные результаты. Психолог может взяться за выполнение только такой работы, которая дает возможность соблюдения вышеперечисленных обязательств. Данный принцип раскрывается следующими правилами.

2.1.Правило сотрудничества Психолога и Заказчика.

Психолог обязан уведомить Заказчика о реальных возможностях современной психо­логической науки в области поставленных Заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности и границах своих возможностей. Психолог должен сообщить Заказ­чику о принципах и правилах психологической деятельности и получить согласие Заказчика руководствоваться ими в процессе работы. Психологи не могут предлагать специальные процедуры, методики или другие средства, которыми они не владеют или эффективность которых подвергается профессиональному или научному сомне­нию.

2.2. Правило профессионального общения Психолога и Клиента.

Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психолого-педагогического воздействия на уровне, достаточном, чтобы поддержи­вать у Клиента чувство симпатии и доверия, удовлетворения от общения с Психоло­гом. Взаимоотношения психолога с клиентом или пациентом имеют особый характер в силу необходимости установления доверия между ними. Психолог вправе отказать­ся от принятия на себя профессиональных обязательств или прекратить их выполне­ние в случае прекращения доверительных отношений.

2.3. Правило обоснованности результатов исследования Психолога.

Психолог формулирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке, подтверждая свои выводы предъявлением первичных мате­риалов исследования, их математико-статистической обработкой и положительным заключением компетентных коллег. При решении любых психологических задач проводится исследование, всегда опирающееся на предварительный анализ лите­ратурных данных по поставленному вопросу.

ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГОВ-КОНСУЛЬТАНТОВ
В ОБЛАСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И СЕМЕЙНОГО
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Этический Кодекс психологов-консультантов в области индивидуального и семейного психологического консультирования (далее по тексту “психолог-консультант”) призван:

– оградить общество от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний;

– защитить психологов-консультантов и психологию от дискредитации и манипуляций.

Этические нормы устанавливают обязательные правила профессиональной психологической деятельности психолога-консультанта. Этические нормы не исчерпывают всех ситуаций профессиональной деятельности психолога-консультанта.

Данный Этический Кодекс распространяется только на тот вид психологической деятельности, который относится к индивидуальному и семейному психологическому консультированию.

Под индивидуальным психологическим консультированием понимается оказание профессиональной психологической помощи человеку (семье) посредством организации такого взаимодействия консультанта и клиента, построенного на базе научно-обоснованных концептуальных и процессуальных моделях, при котором происходит трансформация страдания клиента в усиление его способности к развитию и осознанному выбору, а также разрешению личностных проблем и преодолению жизненных кризисов.

При принятии решений о профессиональном поведении, в дополнение к существующему законодательству, психологи-консультанты должны руководствоваться данным Этическим Кодексом. Если отдельные нормы поведения Этического Кодекса отличны от норм действующего законодательства, психологи-консультанты в профессиональной деятельности выбирают соответствие более высоким стандартам.

За нарушение Этического Кодекса психолог-консультант может лишиться сертификата СПбПО, а также к нему могут быть применены такие санкции, как общественное порицание и исключение из членов СПбПО. В случае серьезных нарушений Этического Кодекса СПбПО может ходатайствовать о привлечении психолога-консультанта к суду. Для утверждения норм Этического Кодекса и в соответствии с ними СПбПО может выступать в суде в качестве общественного обвинителя или защитника.

ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

1. Общие нормы

1.1. Границы компетентности

(а) Психологи-консультанты занимаются профессиональной деятельностью только в границах своей компетентности, которая определяется образованием, формами повышения квалификации и соответствующим профессиональным опытом.

(в) Психологи-консультанты осуществляют профессиональную деятельность в новых областях или используют новые методики только после их соответствующего изучения, прохождения обучения, супервизорства и (или) консультирования у компетентных в этих областях или методиках специалистов.

(c) В областях деятельности, в которых еще не выработаны приемлемые стандарты подготовки, психологи-консультанты делают все возможное для повышения компетентности своей работы и защиты клиентов от возможного вреда и т.п.

(d) Психолог-консультант, принимая решение, связанное с профессиональной деятельностью, должен учитывать свою квалификацию и опыт работы с клиентами, обладающими определенными индивидуальными отличиями (возраст, пол, национальность, вероисповедание, сексуальная ориентация, разновидность психологической проблемы, физического или психического расстройства, язык или социо-экономический статус и т.п.).

(е) Психологи-консультанты наделяют своих подчиненных, супервизируемых и ассистентов только той ответственностью, с которой те могут справиться на основе их компетенции (образования, опыта, подготовки и т.п.), независимо от того будут ли они действовать самостоятельно или под наблюдением.

1.2. Описание и/или объяснение результатов психологической работы

(а) В работе с клиентами-непрофессионалами психологи-консультанты используют понятные для них термины и объяснения.

(в) Если по каким-либо причинам (контракт о неразглашении полученных результатов, незаконность сообщения результатов определенным группам лиц) психологи-консультанты не могут сообщать информацию тем, кому она нужна и к кому относится, то они должны заранее их предупредить о невозможности пользования этой информацией.

1.3. Уважение права других оставаться другими

В своей профессиональной деятельности психологи-консультанты с уважением относится к правам других людей на установки, мнения, моральные нормы и т.п., отличные от их собственных.

1.4. Недискриминация

В своей профессиональной деятельности психологи-консультанты всячески избегают какой-либо дискриминации на основе возраста, пола, национальности, вероисповедания, сексуальной ориентации, того или иного физического или психического расстройства, языка, социо- экономического статуса или иного признака, оговоренного в законе.

1.5. Посягательства на честь и достоинство клиентов

Психологи-консультанты не имеют права осуществлять действия, которые могут оскорбить или унизить честь и достоинство клиентов.

1.6. Отношение к личным проблемам

(а) Психологи-консультанты хорошо представляют, что их личные проблемы могут влиять на эффективность профессиональной деятельности. Поэтому они избегают тех областей своей профессиональной деятельности, в которой эти проблемы могут отразиться особо остро и нанести какой-либо вред включенным в эту деятельность клиентам.

(в) Психологи-консультанты обязаны делать все возможное для распознавания на как можно более ранних этапах формирования и/или наличия своих личностных проблем, которые могут явиться препятствием в осуществлении их профессиональной деятельности.

(с) Для устранения обнаруженных внутриличностных препятствий в осуществлении своей профессиональной деятельности психологи-консультанты обращаются за профессиональной помощью к коллегам и определяют на это время ограничения, налагаемые на свою профессиональную деятельность.

1.7. Ненанесение вреда

Психологи делают все возможное, чтобы предотвратить или уменьшить нежелательные последствия от своей профессиональной деятельности, а также избавить и защитить клиентов от подобных последствий.

1.8. Неправильное использование психологических знаний

Признавая силу психологических знаний, психологи-консультанты делают все возможное для предотвращения чьего-либо личного, финансового, социального, организационного и политического влияния с целью принуждения к неправильному использованию психологических знаний.

1.9. Неправильное использование психологов-консультантов результатов их работы

(а) Психологи-консультанты не участвуют в деятельности, результаты которой могут быть использованы для дискредитации психологии.

(в) Если психологам-консультантам становится известно о неправильном использовании результатов их работы, они делают все возможное для устранения и/или исправления допущенных ошибок.

1.10. Бартер с клиентами

Психологи, как правило, воздерживаются от получения подарков и услуг от клиентов взамен на оказанную им помощь, поскольку такая практика является серьезным источником конфликтов, эксплуатации и девальвации профессиональных отношений. Психолог-консультант может участвовать в бартере только в тех случаях, когда это не мешает профессиональной деятельности и не приводит к манипуляции.

1.11. Денежное вознаграждение

Вопросы денежного вознаграждения в качестве оплаты своего труда психологи-консультанты решают на самых ранних стадиях психологического взаимодействия с клиентом, но в любом случае до момента психологического вмешательства (интервенции).

1.12. Ведение профессиональном и научной документации Психологи-консультанты должным образом документируют свою профессиональную работу с целью обобщения и распространения своего опыта, облегчения дальнейшей деятельности, а также для возможности предъявить свою работу в других инстанциях.

2. Публичные выступления и публикации

Публичные выступления и публикации включают в себя брошюры, газетные и научные статьи, резюме, интервью в СМИ, лекции и устные выступления, платную или бесплатную рекламу, а также любые материалы, распространяемые электронным путем (Интернет, электронные конференции и т.п.).

2.1. Избегание ложных или неверных утверждений

(а) Психологи-консультанты в публичных выступлениях и публикациях не допускают ложных и/или неверных высказываний и не пользуются непроверенной информацией,

(в) Для подтверждения своего профессионального статуса психологи-консультанты используют только те документы, которые официально признаются государством и психологическим сообществом.

2.2. Свидетельства и подтверждения

Психологи-консультанты не используют и не апеллируют к свидетельствам и подтверждениям клиентов, работа с которыми не закончена.

3. Тестирование, оценка и вмешательство

3.1. Оценка и диагноз

(а) Психологи-консультанты осуществляют оценивание, диагностические работы и вмешательство только в рамках, определенных профессиональными отношениями.

(в) Психологические заключения, отчеты, рекомендации и диагнозы строятся только на информации, полученной посредством валидного психологического инструментария.

33. Использование психологического инструментария

(а) Используя любой психологический инструментарий, психологи-консультанты должны быть уверены, что данный инструментарий адекватен решению поставленных задач, а его использование учитывает границы применимости.

(в) Психологи-консультанты, пользующиеся инструментарием, знают границы достоверности, валидизации, стандартизации и другие особенности применения инструментария.

(c) Психологи-консультанты не допускают неквалифицированного использования психологического инструментария.

(d) Когда стоит вопрос о диагнозе, оценке и прогнозе в отношении клиента, психологи-консультанты обращают особое внимание на ограничения в применении инструментария и интерпретации полученных с его помощью данных,

(e) Психологи-консультанты делают все возможное для определения ситуаций, в которых психологические техники или инструментарий могут быть использованы неадекватно или на их использование должны быть наложены соответствующие ограничения.

3.4. Интерпретация данных

При интерпретации данных, в том числе и при автоматизированных интерпретациях, психологи-консультанты стараются учитывать факторы, зависящие как от данного инструментария, так и от конкретного испытуемого, что может повлиять на психологическое заключение или достоверность интерпретаций. Психологи-консультанты отмечают любые значимые факторы, которые влияют на достоверность или ограничения интерпретаций.

3.5. Создание тестовых оценок и интерпретаций

Психологи-консультанты, распространяющие психологический инструментарий среди других профессионалов, должны точно указать цели, нормы, валидность, достоверность, применимость процедур и необходимую квалификацию для пользования данным инструментарием и несут ответственность за правильное применение и интерпретацию результатов, не зависимо от того, проводили ли они подсчет и интерпретацию сами или это делалось автоматизировано.

3.6. Объяснение полученных результатов

Результаты обследования должны быть объяснены клиентам на доступном им языке, не зависимо от того, кем проводилось исследование - психологом-консультантом, ассистентом или в автоматическом режиме.

3.7. Обеспечение безопасности психологического инструментария

Психологи-консультанты делают все возможное для сохранения целостности и безопасности психологического инструментария в соответствии с законом, взятыми обязательствами и стандартами данного Этического кодекса.

4.Процедурные нормы

4.1. Информирование клиента

(а) При установлении профессиональных отношений между психологом-консультантом и клиентом необходимо как можно раньше обсудить то, что будет происходить во время сессии(ий), как будет соблюдаться конфиденциальность и как будут решаться финансовые вопросы.

(в) Если в работе психолога-консультанта участвует супервизор, то этот факт оговаривается в предыдущем обсуждении, с указанием фамилии, имени и отчества супервизора, если он несет ответственность за данный случай.

(с) Психологи-консультанты во избежание какого-либо непонимания предпринимают все, чтобы ответить на все вопросы клиентов о предстоящем консультировании.

4.2. Осознанное согласие

(а) Психологи-консультанты должны получить осознанное согласие на консультирование, пользуясь понятным для участников консультирования языком. Содержание даваемого согласия будет зависеть от многих обстоятельств; однако, осознанное согласие в общем виде отражает, что клиент:

(1) способен дать согласие; (2) получил значимую информацию относительно всех процедур; (3) дал свое согласие на основе свободного волеизъявления и без нажима со стороны; (4) данное согласие правильно оформлено.

(в) В тех случаях, когда клиент официально не может дать осознанное согласие, психологи-консультанты получают осознанное разрешение от тех, кто в соответствии с законом несет за клиента ответственность.

(с) Дополнительно, психологи-консультанты: (1) информируют недееспособных клиентов о проводимых вмешательствах, сообразуясь с их психическим состоянием и особенностями; (2) стараются получить их одобрение и (3) учитывают личностные пристрастия и интересы.

4.3. Взаимоотношения с парой и с семьей

(а) В тех случаях, когда психологи-консультанты оказывают услугу сразу нескольким людям, между которыми существуют близкие и/или родственные отношения (муж и жена, родители и дети, вступающие в брак и т.п.), психологи-консультанты в самом начале стараются прояснить: (1) кто из них является клиентом и (2) какие отношения будут у психолога-консультанта с каждым из участников консультации.

(в) Как только психолог-консультант сталкивается с выполнением потенциально противоречивых ролей (например, семейного консультанта мужа и жены и свидетеля одной из этих сторон на бракоразводном процессе). он должен сделать выбор в направлении одной из них.

4.4. Осуществление работы с клиентами, курируемыми другими психологами

При принятии решений об оказании услуг тем, кто уже получает поддержку в отношении психического здоровья, психологи-консультанты тщательно взвешивают лечебные вопросы и их влияние на благополучие клиента. Психологи-консультанты выясняют у клиентов или тех, кто официально представляет их права, информацию, направленную на уменьшение риска непонимания или конфликта с теми, кто уже оказывает психологические услуги, и для того, чтобы не нарушить терапевтического процесса.

4.5. Консультации и взаимодействие с коллегами

Психологи-консультанты организуют необходимые консультации и взаимодействие с коллегами, исходя из интересов своих клиентов и с их согласия.

4.6. Прерывание помощи

(а) Психологи-консультанты планируют возможность продолжения работы с клиентами в случаях неожиданного прекращения своих услуг, вызванных болезнью, потерей работоспособности, переездом или финансовыми ограничениями, о чем заранее уведомляют клиента.

(в) Если отношения между клиентом и психологом-консультантом определяются контрактом или договором о найме, то последние в случае окончания срока действия контракта или договора предпринимают меры для последующего оказания помощи клиентам.

4.7. Окончание профессиональных отношений

(а) Психологи-консультанты не бросают клиентов.

(в) Психологи-консультанты прекращают свое вмешательство, когда становиться ясно, что клиент не нуждается больше в его услугах и/или дальнейшая работа не приносит результата, а ее продолжение может нанести вред клиенту.

(с) Перед прекращением терапии психолог-консультант выясняет актуальное состояние клиента и проводит соответствующую подготовку по прекращению работы или предпринимает усилия по передаче клиента другим специалистам.

5. Неформальные отношения

5.1. Внепрофессиональные отношения с клиентами

(а) В ситуациях, когда психологи-консультанты не могут избежать внепрофессиональных отношений с клиентами, они должны быть особенно осторожны н внимательны и учитывать силу своего влияния.

(в) Психологи-консультанты должны стремиться избегать внепрофессиональных контактов с клиентами в ситуациях, способных нанести им вред.

(с) Если же в силу обстоятельств психолог-консультант не может предотвратить вред от внепрофессиональных отношений, то проблема должна решаться, исходя из интересов слабой стороны, и в полном соответствии с Этическим кодексом.

5.2. Сексуальные отношения

(а) Психологи-консультанты уважают сексуальную неприкосновенность всех людей и стараются не допускать се нарушения.

(б) Психологи-консультанты не вступают в сексуальные отношения с клиентами, студентами или супервизируемыми.

5.3. Консультирование бывших сексуальных партнеров

Психологи-консультанты не берут к себе в качестве клиентов тех, с кем находились в сексуальных отношениях.

6. Конфиденциальность

6.1. Обсуждение ограничений конфиденциальности

(а) Психологи-консультанты обсуждают с клиентами и/или организациями. с которыми они устанавливают профессиональные отношения:

(1) вопросы конфиденциальности; (2) необходимые ограничения на возможное использование информации, полученной во время работы.

(в) Обсуждение вопросов конфиденциальности должно проходить на самых ранних этапах психологической работы.

(с) Полученные с согласия клиента любые виды записи сессии охраняются от неправильного их использования клиентами.

6.2. Сохранение конфиденциальности

Психологи-консультанты охраняют права на конфиденциальность всех клиентов, с которыми им пришлось работать.

6.3. Минимизация вторжения во внутренний мир

(а) Для минимизации вторжения во внутренний мир клиента психологи-консультанты в письменные и устные отчеты, заключения и т.п. включают только ту информацию, ради которой и осуществлялось профессиональное взаимодействие.

(в) Психологи-консультанты обсуждают конфиденциальную информацию, полученную от клиентов, студентов, участников экспериментов, супервизоров только в соответствии с научными или профессиональными задачами и только с теми, кто ясно представляет границы обсуждения этой информации.

6.4. Обеспечение сохранности и неприкосновенности собранной информации

Психологи-консультанты несут ответственность за необходимый уровень конфиденциальности при сборе, обработке, переносе и сохранении письменной, автоматизированной или существующей в ином виде информации. Психологи-консультанты сохраняют и используют собранную ими конфиденциальную информацию в соответствии с законом и Этическим Кодексом.

6.5. Разглашение информации

(а) Психологи-консультанты раскрывают конфиденциальную информацию без согласия клиента только в случаях, предусмотренных законом, а также, если это направлено на: (1) обеспечение необходимой профессиональной помощи клиентам; (2) проведение необходимых профессиональных консультаций; (3) защиту клиентов.

(в) Психологи-консультанты могут разглашать конфиденциальную информацию при наличии соответствующего разрешения от клиента.

(с) При консультации с коллегами, психологи не делятся конфиденциальной информацией, которая могла бы привести к идентификации клиента, за исключением случаев, когда на разглашение конфиденциальной информации было получено разрешение или разглашение не возбранялось. Психологи-консультанты предоставляют только ту информацию, которая необходима для проведения консультации.

6.6. Конфиденциальная информация базе данных

(а) При введении конфиденциальной информации в базу данных или в систему записей, которые доступны людям, в отношении которых с клиентами не оговаривался доступ к конфиденциальной информации, психологи-консультанты должны использовать кодирование или другие технические приемы для предотвращения вторжения в личные данные.

(в) Предоставляя записи третьим лицам, психолог-консультант должен позаботиться о том, чтобы в них отсутствовала информация, позволяющая идентифицировать участников этих записей.

(с) Если с носителей информации невозможно стереть идентифицирующую участников информацию, психолог-консультант должен получить от идентифицируемых участников разрешение на предоставление этой информации третьим лицам, в ином случае данные носители информации не подлежат передаче третьим лицам.

6.7. Использование конфиденциальной информации в обучении, публикациях и публичных выступлеинях

(а) В публикациях, лекциях или других публичных выступлениях психологи-консультанты не разглашают конфиденциальную информацию, в которой возможна идентификация клиентов, если только на это не было получено их письменное или устное согласие.

(в) Во время научного или профессионального общения психологи-консультанты должны настолько изменить конфиденциальную информацию об обсуждаемых лицах, чтобы они не могли быть идентифицированы третьими лицами, а обсуждение не нанесло им вреда, если они узнают сами себя.

6.8. Защита записей и данных

Психолог-консультант должен быть заранее готов к защите конфиденциальной информации на случай потери своей работоспособности или смерти, а также изъятия или кражи записей и данных.

7. Решение этических вопросов

7.1. Знание Этического Кодекса

Психологи-консультанты должны быть знакомы с данным Этическим Кодексом и другими положениями, затрагивающими этические вопросы, и представлять применимость этих норм к своей работе. Незнание, непонимание или заблуждение относительно этических норм не может быть оправданием неэтичного поведения.

7.2. Возникновение этических вопросов

В тех случаях, когда психолог-консультант самостоятельно не может разрешить этические вопросы в отношении своих действий в какой-либо ситуации, он обращается за помощью к другим психологам, более искушенным в этических вопросах, а также к психологическим общественным объединениям или государственным организациям.

7.3. Противоречия между этическими нормами и служебными обязанностями

Если служебные обязанности психолога-консультанта входят в противоречие с Этическим Кодексом, он должен как можно раньше выявить суть противоречия и устранить его в пользу профессиональных этических норм.

7.4. Неформальное устранение этических нарушений

В тех случаях, когда психологам-консультантам становится известно об этических нарушениях другого психолога-консультанта, они обращают его внимание на эти нарушения и ограничиваются этим, если подобное обращение привело к приемлемому разрешению ситуации.

7.5. Сообщение об этических нарушениях

Если этическое нарушение не может быть устранено неформальным путем или оно не было устранено в приемлемой форме, психологи-консультанты предпринимают действия, направленные на подключение психологической общественности с целью пресечения этих нарушений.

7.6. Сотрудничество в решении этических вопросов

В решении этических вопросов психологи-консультанты сотрудничают прежде всего с Сертификационным Советом в области индивидуального и семейного психологического консультирования Санкт-Петербургского Психологического общества.

7.7. Необоснованные претензии

Психологи-консультанты не допускают разбирательств по поводу этических претензий, которые недостаточно обоснованы, анонимны или преследуют цель дискредитации другого психолога-консультанта.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта