Главная » 2 Распространение » Игровые методы и приемы на этапе автоматизации звуков. Самые распространенные ошибки при автоматизации звуков

Игровые методы и приемы на этапе автоматизации звуков. Самые распространенные ошибки при автоматизации звуков

наступает время ввести новый звук в речь ребенка. В онтогенезе, при нормальном развитии речи ребенкакаждый новый звук проходит этот этап:«Скажи ШШШ» - «ШШШ», - шипит ребенок.«Скажи ШШШапка» - «ШШШШ… Сапка», - упс!Не получилось… Должно пройти некоторое время и множество тренировок, чтобы ребенокмог безошибочно произнести «шапка». Почему так происходит?

Ответ на этот вопрос дал академик И. П. Павлов, изучавший условно-рефлекторные связи, формирующиеся не только у животных («собачки Павлова»), но и в коре головного мозга человека. Любое автоматизированное движение мышц (что рук и ног, что языка и губ) – сначала выполняется с участием сознания (перенести вес на одну ногу, другую согнуть в колене, выдвинуть ее вперед…), многократное повторение одного и того же движения позволяет выполнять это движение бессознательно, не затрачивая на это массу энергии. Это называется «динамический стереотип», «автоматизм».

Нарушение звукопроизношения (фонетическое нарушение) может проявляться как в пропуске звука («ука»), так и в его замене другим, часто более простым, звуком («лука»). В первом случае автоматизация звукапроходит несколько легче – т.к. в коре головного мозга отсутствуют некоторые условно-рефлекторные связи, их нужно просто создать. В случае искаженного произношения или замены звука условные связи уже существуют, и их необходимо затормозить, одновременно подкрепляя новый динамический стереотип правильного произношения. Поэтому автоматизацияидет дольше.

Постановка и автоматизация звуков являются основой коррекционной работы при , и .

В процессе автоматизации звук последовательно проходит несколько этапов, и нарушать эту последовательность ни в коем случае нельзя. Если еще не устоялось произношение звука в словах на медленном темпе, с возможными подсказками – ребенок однозначно не сможет произнести ни стишок, ни скороговорку.В легких случаях (физиологическая возрастная дислалия) каждый этап может занимать по 3-5 минут: «зарычал», 5 слогов произнес, по 5 слов на каждое сочетание сказал – можно сразу рассказывать стихи. НО – все эти слоги и слова всё же произнесены, взрослый убедился, что во всех возможных сочетаниях звук получается, все этапы присутствуют.

Последовательность автоматизации звуков.

1. Автоматизация изолированного звука.

2. Автоматизация звука в слогах.

7. Автоматизация звука в самостоятельной речи.

1. Автоматизацияизолированного звука.

Сначала звук необходимо закрепитьизолированно, т.е. отдельно от всех других звуков (поскольку в потоке речи звуки испытывают взаимные влияния – сравните произношение звука С в словах «сыр» и «сумка»). Как при постановке, так и на начальных этапах автоматизации обязательно используются дополнительные анализаторы – зрительный,тактильный…«Для образования новых речевых связей используются наиболее эффективные в данном случае анализаторы. Нередко нормально слышащие дети неправильно произносят некоторые звуки потому, чтоне различают ихна слух. Тогдана первых порах преимущественнопользуются зрительным анализатором, т.е. показывают ребенкуартикуляцию звука и одновременно произносят звук.Таким образом, на основе зрительных раздражителей, которыми ребенок до этого в речи малоили совсем не пользовался, образуются новые, правильные зрительно-двигательные и связанные с ними слухо-речевые рефлексы» (М.Е. Хватцев «Логопедия: работа с дошкольниками»).Т.е. сидим перед зеркалом, чтобы ребенок видел лицо взрослого и свое лицо, и контролируем правильность артикуляции. Разумеется, автоматизировать звук изолированно нужно в игровой форме: « Как шипит змея? А чья змея шипит дольше – твоя или моя? ШШШШШ».Недостаточно простопроизнести звук для того, чтобы малыш нам правильно его повторил – в некоторых случаях нужно подробно объяснить, как поставить органы артикуляции для того или иного звука, в других случаях лучше пользоватьсяаналогиями («сделай из зубов заборчик»), или же имитируем движения рукой(вверх или вниз, язык широкий или узкий). И некоторое время необходимо напоминать ребенкутеми же жестами и словами (которые называются «раздражители»), как произнести этот трудный звук.

«Чем сложнее динамический стереотип (слово, звук), тем труднее он усваивается. Когда же он усвоен, то достаточно действия одного из его раздражителей, чтобы он полностью снова возник. Старый, неподкрепляемый стереотип некоторое время удерживается в коре мозга, затем постепенно уступает место новому, подкрепляемому.

Так, если звук Ш вызывался такими раздражителями, как произнесение воспитателем этого звука, показ артикуляции перед зеркалом и имитация движения языка рукой, то впоследствиидостаточно только такого движения руки, чтобы ребенок произнесэтот звук. Но когда один из группы новых раздражителей стереотипа некоторое время не применяется, а затем вновь пробуется, то возникает старый стереотип. Таким образом, разные динамические стереотипы (правильные и неправильные слова и звуки) как бы наслаиваются один на другой и взаимно соперничают. Следовательно, для закрепления нового слова или звука требуется систематическая тренировка их» (М.Е. Хватцев «Логопедия: работа с дошкольниками»).Вот почему логопеды настаивают на ежедневном выполнении домашних заданий – так устроен человеческий мозг.

2. Автоматизация звука в слогах.

После того, как ребенок достаточно свободно выполняет нужные артикуляционные движения, и звук получается правильно, приступаем к автоматизации в слогах.Учитывая, что слог не имеет для ребенка никакого смысла – заранее придумайте, как его увлечь этим делом – соединением двух звуков в одно целое.

Автоматизациюв слогах можно начинать как с прямых (согласный +гласный) так и с обратных (гласный + согласный) слогов. Это будет зависеть от того, какой звук вводится в речь, от способа постановки и от возможностей ребенка.

Следует учитывать, что гласные О и У дают соседнему с ними согласному дополнительную лабиализацию (огубление). Поэтомусначала отрабатывают слоги типа СА, СЭ, СЫ и только потом СО и СУ. Кстати,твердые согласные отрабатываются в слогах с гласными А, Э, Ы, О, У, а мягкие – в слогах СЯ, СЕ, СИ, СЁ, СЮ. А вот слоги со стечением согласных(ШКА, ПША…) либо отдельно вообще не отрабатывают, т.к. хватает автоматизации в словах, либо(в случае общего недоразвития речи) слоги со стечением отрабатываются после слов с открытыми слогами.

7. Автоматизация звука в самостоятельной речи.

Самостоятельная речь – заключительный этап автоматизации. Здесь тоже необходимо соблюдать некоторые правила.

Некоторое время ребенок не может одновременно думать о двух вещах сразу – что сказать и как сказать. Он прибегает домой и начинает взахлеб рассказывать о каком-либо событии. Событие, разумеется, важнее, чем какие-то там звуки. Достаточно трудно заставить ребенка включить самоконтроль за звуками в такой ситуации. И даже если вам это удастся – поверьте, вы испортите малышу всю радость от общения. Поэтому лучше сначала самостоятельной речью считать только вами созданные, немного искусственные ситуации: «расскажи, что было в садике?». И если там не было ничего особо эмоционально значимого для ребенка, он спокойно начнет отвечать на ваши наводящие вопросы, а вы сможете не спеша исправлять его произношение. Поначалу следить за звукопроизношением будет только родитель – у него вырабатываетсят.н. «сторожевой рефлекс», когда взрослый приучается следить за двумя вещами сразу: поддерживать беседу и отмечать все неправильности произношения.Чтобы ребенок научился использовать новый правильный звук, нужно после каждой ошибки дать ребенку образец слова и настоять на правильном повторении слова. «Мама, купи мне масынку» - «МаШШШинку» - «Да, маШШШинку» - «Молодец!». Обычно спустя недели две ребенок начинает сам отслеживать,где прозвучало неправильно и сам исправляется. Тогда от взрослых требуется закреплять новый стереотип одобрением и похвалой.Считается, что на всю автоматизацию нового звука – от слогов до самостоятельной речи – как на замену одной привычки другой уходит в среднем 35-45 дней. Учтите, что эти сроки относятся только к Дислалии , при более серьезных нарушениях (Дизартрии, Ринолалии ) сроки автоматизации обычно увеличиваются, кроме того при более сложных нарушениях автоматизация звуков имеет свои особенности (речь с движениями, правильное дыхание…).

Вне зависимости от этапанужно помнить несколько моментов:

Звук, слог, слово, стишоксначала показывает взрослый, и только потом произносит ребенок. В идеале ребенок не долженна этапе автоматизации звука ошибаться ни разу – чтобы старый стереотип не мешал закреплению нового. Поэтому от взрослого требуется огромное внимание, чтобы успевать раньше ребенка показать или подсказать правильный звук. «При обучении произношению необходимо следить, чтобы условный раздражитель (произнесение или показ артикуляции педагогом) предшествовал произнесению звука ребенком. В противном случае, когда мы поправляем уже неверно произнесенное, старые неправильные связи еще больше закрепляются и задерживают появление правильного звука. Длительное применение такого порочного приема может превратитьположительный раздражитель в тормозной: ребенку надоедаютназойливые поправки педагога, и он отказывается произносить требуемый звук. Если же ошибка допущена, приходится пользоваться и таким приемом»(М.Е. Хватцев «Логопедия: работа с дошкольниками»).

Обязательно нужно закреплять новый звук не только на занятиях у логопеда, но и дома, в процессе домашней работы, ипо возможности в детском саду (если у васв детском саду грамотные, понимающие воспитатели, попросите их следить за речью вашего малыша, подбирать стихи для праздников с учетом речевых возможностей ребенка). Если же дошкольник пользуется новым звуком только на занятии, то формируется так называемый «синдром кабинетной речи», когда во время занятия все звуки произносятся отлично, а как только малыш выходит за порог- как будтоникогда ничему и не учился!То есть сложился стереотип – «в кабинете говорюхорошо, а в жизни как привык».

Следите за качеством предъявляемого материала – в словахне должно быть двух оппозиционных звуков. Например, если мы автоматизируем звук Р, который ранее ребенок произносил как Л, ни в коем случае не должно быть слов, где одновременно встречаются оба эти звука: роль, зеркало…«Конфликтующими» звуками могут оказаться практически любые пары:С – Ш, С – Сь, С – Ц, С – Т, С – Щ, С – Ч, С – З. Поэтомудля каждого ребенка нужно делатьотдельную подборку. Если же попалось такое слово или фраза – не настаивайте на правильном произношении обоих звуков. Оппозиционные звуки необходимо будет дифференцировать, и для этого существуют специальные приемы.

Первое время нужно новый звук произносить несколько утрированно (чуть дольше, сильнее, чем другие звуки). Это необходимо для того, чтобы слуховой анализатор зафиксировал новое звучание как образец, и в дальнейшем, когда новый звук «подровняется» под другие, сверял его звучание с образцом. Не пугайтесь, что новый звук такой «громкий» - это временно, в потоке речи органы артикуляции вынуждены будут равномерно распределять усилия на все звуки.

- «И.П. Павлов установил, что в состоянии голода, утомления, сильных переживаний резко ослабевает торможение и усиливается возбуждение. В таком состоянии у детей, если новые речевые стереотипы еще не автоматизированы, снова появляются старые (картавость, шепелявость, заикание). В подобных случаях необходимо поддерживать новые речевые рефлексы подсказом, напоминанием и т.п.логопедические занятия при таком состоянии ребенка проводить нельзя».

В логопедических занятиях, и в автоматизации звуков очень важна мотивация ребенка, т.е. насколько важно это для него, нужно ли это ему самому и зачем. Конечно, иногда встречаются замечательные дети, которые сами просят родителей сходить к логопеду. Но это уникальные случаи. Чаще инициатива исходит от родителей – это МЫ понимаем, зачем нужно правильно говорить, а малышу это пока неведомо, его жизнь и так хороша.Без должной мотивации логопедические занятия могут растянуться на неопределенный срок.Мотивация – это не «позанимаешься хорошо, я тебе конфету дам», а«ты ведь хочешь хорошо учиться в школе \ читать стихи на празднике \ быть взрослым…»и много других вариантов, которые подходят именно вашему ребенку. Поэтому оченьважно отношение окружающих, не только мамы и папы, к занятиям ребенка.«Чтобы предупредить угасание звука, следует чаще подсказывать правильное произношение его, подкреплять его живым примером окружающих. В этих случаях нередко помогают другие раздражители, так или иначе связанные с этим звуком, например, напоминание о необходимости говорить правильно, установка окружающих на ясную речь ребенка, их требовательность в отношении произношения, наконец, установка самогоребенка на определенного собеседника».

На первых порах надо поддерживать новые звуки всеми средствами, а не предоставлять малышу произносить их без подкрепления и контроля. В этом отношении большую опасность представляют домашние задания, которые не контролируются старшими. Даже если ребенок ходит в школу и сам читает – нельзя позволять ему самому читать слова «с листа», нужно чтобы взрослый прочитал ему слово, после чего ребенок может это повторить.Точно так же необходимо, чтобы взрослый слушал и отслеживал правильность произношения. Подчас это правило относится и к взрослым занимающимся – им тоже нужен «слушатель».

Большое спасибо Бадертдиновой Гульназ Юнусовне, логопеду МБДОУ "ЦРР" Детский сад № 89 республика Татарстан из г. Нижнекамск, которая
помогла в наборе словарного материала.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Этап автоматизации зуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах. Параллельно продолжается работа, начатая в подготовительном периоде, по развитию навыков звукового анализа, умения определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному.

3 слайд

Описание слайда:

При тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка.

4 слайд

Описание слайда:

Я часто сталкиваюсь с необходимостью разнообразить приёмы своей работы и удерживать внимание детей в процессе занятия. Для малышей логопедические занятия по автоматизации звуков бывают зачастую трудны, однообразны, а к тому же у детей с нарушениями речи внимание неустойчиво и они быстро устают. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.

5 слайд

Описание слайда:

Цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи и легче, доступнее всего это происходит в игре, игровых упражнениях – ведущем виде деятельности детей-дошкольников. Коррекционно-образовательные цели: Упражнять правильное произношение автоматизированного звука в слогах, словах, чистоговорках, предложениях, в связной речи, в скороговорках. Совершенствовать лексико-грамматические категории. Развивать связную речь и мышление. Коррекционно-развивающие цели: Развивать общую, мелкую моторику, артикуляционный аппарат. Снимать мышечные зажимы, создавать благоприятный психологический настрой. Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза, умение ориентироваться в пространстве.

6 слайд

Описание слайда:

Игровые методы пробуждают в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения; - расширяют и обогащают диапазон игровых умений и навыков; - повышают познавательную активность и работоспособность детей; - активизируют процессы восприятия, внимания, памяти; - плавно регулируют поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры; - увеличивают объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.

7 слайд

Описание слайда:

Чтобы научиться хорошо, правильно говорить звук, нужно дружить со своим язычком, тогда он будет послушным, и будет чётко проговаривать все звуки. Для подготовки артикуляционного аппарата детей к правильному произношению звуков подходят артикуляционные упражнения: «Качели», «Маляр», «Часики», «Лошадка», «Грибок» и др.

8 слайд

Описание слайда:

Когда звук уже хорошо, правильно звучит у ребёнка изолированно, можно закрепить его в длительном произношении. Игра «Звуковая дорожка»

9 слайд

Описание слайда:

При автоматизации звука в слогах. Упражнение “Игра на пианино”, когда, имитируя игру на пианино, ребёнок проговаривает заданный слог 5 раз: РА-РА-РА-РА-РА, РО-РО-РО-РО-РО РУ-РУ-РУ-РУ-РУ РЭ-РЭ-РЭ-РЭ-РЭ РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ

10 слайд

Описание слайда:

При автоматизация звука в словах и предложениях, детям очень нравятся игры: «Доскажи словечко в рифму» Ра-ра-ра – начинается ИГРА, Ра-ра-ра – высокая ГОРА, Ро-ро-ро – я нашел ПЕРО, Ро-ро-ро – железное ВЕДРО, Ру-ру-ру – скачет КЕНГУРУ, Ру-ру- ру – продолжаем мы ИГРУ.

11 слайд

Автоматизация звука – это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука. Для того чтобы звук автоматизировать его прежде необходимо научиться произносить изолировано, то есть отдельно от других звуков. Поставленный изолированный звук очень хрупкий, так как у ребенка или взрослого произносящего тот или иной звук неправильно сложилась привычка дефектного произношения. Автоматизируя звук в речи, вы избавляетесь от негативного стереотипа и закрепляете новый правильный.

ВАЖНО!!!

Ошибки при автоматизации звуков часто допускают родители, пытающиеся самостоятельно исправить неправильное произношение у своего ребенка10 ошибок и 10 правил автоматизации звуков:

1 ошибка . Звук начинают автоматизировать, когда ребенок произносит его изолировано не четко.

Правило 1: Звук можно начитать автоматизировать только тогда, когда ребенок может произносить его изолировано четко при много кратном повторении.

2 ошибка . Звук автоматизируют без подготовительных упражнений.

Правило 2: Перед выполнением упражнений на автоматизацию звука необходимо выполнить упражнения для правильного артикуляционного уклада или артикуляционную гимнастику. Эти упражнения укрепляют и разогревают речевые мышцы, формируют правильный артикуляционный уклад, делают движения мышц языка, щек и губ точными.

3 ошибка . Автоматизируют несколько звуков, которые ребенок путает в речи.

Правило 3: Нельзя одновременно автоматизировать звуки, которые ребенок путает в речи, а так же звуки принадлежащие к одной группе. Так, как у таких детей нарушен фонематический (речевой) слух. Работу по автоматизации звука у ребенка с нарушенным фонематическим слухом необходимо разделить иначе ребенок постоянно будет пытаться произнести один звук вместо другого.

Нельзя у ребенка с нарушенным фонематическим слухом автоматизировать одновременно:

· звуки из групп шипящих и свистящих (С, З, Ц, Ш, Щ, Ч);

· губно-зубные звуки (В, Ф);

· сонорные звуки (Р, Л);

· заднеязычные звуки (К, Г, Х).

При нарушенном речевом слухе можно автоматизировать одновременно:

· звуки из группы свистящих и звуки из группы заднеязычных;

· звуки из группы шипящих и звуки из группы сонорных;

· звуки Д, Т и сонорные звуки.

4 ошибка . Звук автоматизируют в словах, скороговорках и предложениях, а так же используются сложные слова (например: трансформатор, эквилибрист).

Правило 4: В работе над автоматизацией звука необходимо придерживаться строгой последовательности, сначала звук автоматизируется в более легких артикуляционных позициях, затем в более сложных.

Последовательность автоматизации звуков:

Автоматизация звука в слогах:

· открытых слогах (ША, ШО, ШУ);

· закрытых слогах (АШ, ОШ, УШ);

· в интервокальной позиции (АША, ОШО, УШУ).

Автоматизация звука в словах:

· в начале слова (шапка, шея);

· в конце слова (камыш, финиш);

· с средине слова (ошибка, машина);

· в словах со стечением согласных (бабушка, матрешка).

Автоматизация звука в предложениях (Малыши шагают в школу).

Автоматизация звука в стихотворениях.

Автоматизация звука в скороговорках.

Автоматизация звука в самостоятельной речи.

5 ошибка . Ребенка просят повторять слова, слоги и предложения без показа артикуляции.

Правило 5: Автоматизировать звук по подражанию. В работе над автоматизацией звука, а особенно в самом начале необходимо чтобы ребенок повторял следом за взрослым, и смотрел как ему показывают правильную артикуляцию. Для того чтобы ребенок научился сам контролировать свое произношение автоматизируйте звук перед зеркалом. А так же на начальных порах необходимо, утрированно выделять звук (например: Ш-Ш-Ш-Ша, Ш-Ш-Ш-Шапка).

6 ошибка . Звук автоматизируется на одном и том же материале.

Правило 6: Как только ребенок научился справляться с одним видом заданий, необходимо сразу же переходить к другому более сложному . Особенно никогда не следует долго засиживаться на переходе от изолированного произношения к автоматизации звука. Работа над изолированным произношением не должна превышать 4 занятий.

7 ошибка . Звук автоматизируется при неправильном речевом выдохе.

Правило 7: Перед тем как автоматизировать звук необходимо поставить правильный речевой выдох. При нарушенном речевом выдохе, не какие звуки вы ребенку не автоматизируете. Проверить речевой выдох можно здесь.

8 ошибка . Звук автоматизируют без показа наглядного материала.

Правило 8: Для автоматизации звука использовать наглядность . Чтобы процесс автоматизации звука не был скучной, рутинной работой, показывайте ребенку картинки, используйте разные игровые ситуации, придумывайте сказки, используйте сюжетные картинки, рисуйте и раскрашивайте слова с заданным звуком.

9 ошибка . Звук автоматизируется от времени к времени, периодически.

Правило 9: Как и в любых занятиях для того, чтобы добиться положительного результата, необходима систематичность . Занимайтесь систематично по 15-20 мин ежедневно. Исправляйте произношение ребенка в повседневной жизни и напоминайте ему, что он должен следить за своей речью.

10 ошибка . Звуки в речи автоматизируется, но не проводиться работа над их дифференциацией.

Правило 10: У многих детей нарушен фонематический слух, поэтому работая над автоматизацией звуков необходимо работать над их различением в речи (дифференциацией) . У детей с ФФНР не возможно автоматизировать звук не научив его различать среди других звуков.

Игры для автоматизации звуков:

Колокольчик – ребенок называет картинки с автоматизируемым звуком. Если ребенок произносит слово не правильно – взрослый звенит в колокольчик.

Поезд – ребенок читает сам или произносит за взрослым слоги.

Эхо ребенок повторяет за взрослым слова, слоги или предложения громко или тихо.

Волшебная веревочка – ребенок наматывает веревочку на пальчик и одновременно без остановки произносит слоги и слова.

Кнопочки – проговаривая слоги или слова с автоматизированным звуком, ребенок одновременно нажимает на нарисованные кнопочки, нарисованные на листе бумаги, сколько нарисовано кнопочек, столько раз нужно повторить.

Шарик – произнося слоги или слова, ребенок перекладывает из одной руки в другую теннисный мячик.

Веселый мяч – произносить слоги и слова под ритм, отбивая мяч об пол, или бросать его друг другу.

Лабиринт – проводя пальчиком по лабиринту, ребенок произносит предложения, чистоговорки, скороговорки.

Узоры – ребенок выкладывает или рисует разные фигурки. Каждая фигурка обозначает слог или слово.

Часы – ребенок проговаривает слог или слово столько раз, сколько показывает стрелка на часах.

Пирамидка – нанизывая колечки пирамидки на стержень, ребенок произносит слоговые ряды или слова.

Бусы – нанизывая бусы на веревочку, ребенок проговаривает слог, слово или предложение. Каждая бусина обозначает отдельный слог или слово.

Палочки или счеты – ребенок проговаривает заданный слог или слово столько раз сколько отложено палочек или косточек на счетах.

Улиточка ребенок проговаривает слоги, слова, предложения проводя пальчиком по домику улитки.

Большой маленький – ребенок выкладывает поочередно дорожку из больших и маленьких фигурок, одновременно проговаривая слоги или слова. Выкладывая большую фигурку – ребенок говорить громко, выкладывая маленькую – говорит тихо.

Желаем Вам успехов и терпения в обучении вашего ребёнка правильной речи!

С физиологической точки зрения этап автоматизации зву­ка представляет собой закрепление условно-рефлекторных ре-чедвигательных связей на различном речевом материале. По­ставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться. Автома­тизировать звук - это значит ввести его в слоги, слова, пред­ложения, связную речь. У детей с дефектами звукопроизно-шения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д. Автоматизация звука требует ак­тивного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильно­го артикуляционного уклада. Она осуществляется по прин­ципу от легкого к трудному, от простого к сложному.

Прежде всего включение звука в слоги. Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом.

Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слогов, что об­легчает их автоматизацию.

Автоматизация щелевых звуков начинается с прямых от­крытых слогов, затем продолжается в обратных и закрытых слогах. При закреплении смычных звуков и аффрикат пос­ледовательность иная: сначала автоматизация в обратных сло­гах, затем - в прямых открытых. Позже отрабатывается про­изношение звука в слогах со стечением согласных!

На ЭТОМ ""Этапе большое место занимает работа по имита­ции слогов с отрабатываемым звуком: сначала слогов без

стечений, затем - со стечением согласных. Например, при автоматизации звука с предлагается повторить слоги: са, сы, со, су, сэ, ас, ус, ыс, ос, эс, вые, сол, воет, оск и др.

Предлагаются упражнения на произношение слогов с пе­реносом ударения: саса, саса.

Автоматизация в словах сначала осуществляется с опо­рой на слоги (са - сад). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук- в конце и середине слова. Вначале звук автоматизируется в словах простой звукослоговой структуры, затем - в словах со стечением согласных.

На следующем этапе звук автоматизируется в словосоче­таниях, чистоговорках, в предложениях, связной речи. Вначале предлагаются предложения с умеренным включе­нием звука, в дальнейшем автоматизация проводится на ре­чевом материале, насыщенном данным звуком.

Во вспомогательной школе этап автоматизации звуков очень длительный, что обусловлено психофизиологически-ми особенностями умственно отсталых детей.

На этом этапе проводится работа и над сложными фор­мами звукового анализа и синтеза, по формированию уме­ния выделять звук из слова, определять его место по отно­шению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта работа способствует эффективности процесса автоматизации. Умение четко и быстро определять звуко­вую структуру слова является необходимым для правильного и быстрого протекания этапа автоматизации. Автоматиза­ция звуков очень трудна для умственно отсталых детей, в том числе и потому, что они плохо представляют себе место звука в слове. А если ребенок нечетко представляет себе место звука в слове, то он не может своевременно подгото­вить артикуляторные органы к правильному произнесению звука (в условиях его коррекции), особенно когда звук нахо­дится в середине или конце слова.


В процессе автоматизации звуков проводится работа над просодической стороной речи: над ударением при автомати­зации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над инто­нацией при закреплении произношения звука в предложе­нии, связной речи.

Наряду с развитием фонетико-фонематической стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогаще­ние словаря, его систематизация, формирование грамма-


тического строя речи (см. раздел "Коррекция нарушений лексико-грамматической стороны речи"). Эта работа тесно связана с уроками русского языка.

Особенностью этапа автоматизации во вспомогательной школе является тщательное планирование уроков, распре­деление тем. В системе уроков по автоматизации звуков предусматривается постепенное усложнение заданий и рече­вого материала.

Например, на этапе автоматизации звука с в слогах и сло­вах предусматривается следующая тематика занятий (1 класс):

1. Автоматизация звука с в прямых открытых слогах: са,
сы, сэ, со, су.

2. Автоматизация звука с в обратных слогах: ас, ос, ыс,
ис, ус
и др.

3. Автоматизация звука с в закрытых слогах (звук в начале
слога): сол, сот, сак и др.

4. Автоматизация звука с в закрытых слогах (звук в конце
слога): лос, тос, кос и др.

5. Автоматизация звука с в слогах со стечением соглас­
ных: ста, ска, ист, ост, уск и др.

6. Автоматизация звука с в простых односложных словах
(звук в начале слова): сад, сыр, сок, сук, сух и др.

7. Автоматизация звука с в простых односложных словах
(звук в конце слова): лес, лис, вес, нос.

8. Автоматизация звука с в односложных словах со сте­
чением согласных: стая, стол, стул, лист, ест, куст, мост.

9. Автоматизация звука с в простых двусложных словах
(звук в начале слова): сани, сыро, сухо и др.

10. Автоматизация звука с в простых двусложных словах
(звук в середине, конце слова): оса, косы, весы, овес и др.

11. Автоматизация звука с в двусложных словах со стечени­
ем согласных: сумка, свекла, стакан, стайка, каска и др.

12. Автоматизация звука с в трехсложных словах без сте­
чения согласных: сапоги, сухари, самолет и др.

13. Автоматизация звука с в трехсложных словах со стече­
нием согласных: скамейка, ступени, капуста и др.

Аналогичным образом проводится автоматизация звука с в четырехсложных словах.

Ура! Вот и звук родился!

Ребёнок научился изолированно произносить звук, а значит можно и нужно переходить к следующему этапу — автоматизации звука , то есть к обучению ребёнка правильному произношению поставленного звука в связной речи.

На отдельном произношении звуков не следует задерживаться долго, поскольку наша речь представляет собой поток непрерывных изменений, и движения губ и языка при произнесении согласных не являются стандартными, а зависят от того, в составе какого комплекса движений (то есть в каких звукосочетаниях) он и осуществляются. Этим и определяется важность возможно более быстрого включения вновь воспитываемого звука в наиболее типичных для него звукосочетаниях.

Произношение звуков нужно обязательно закрепить в речи ребёнка. Иначе в повседневной речи он по-прежнему будет произносить свой старый звук. А ещё правильнее провести дифференциацию с раннее произносимым, даже искажённым звуком (например научиться отличать правильный звук «Р» от горлового произношения звука). Дети привыкают к «старому» звуку не только артикуляционно, но и на слух.

Автоматизировать и дифференцировать звуки можно одновременно!

Однако не надо впадать и в другую крайность — переходить к этапу автоматизации преждевременно, то есть до получения правильного изолированного звучания звука.

Часто на практике встречаются случаи, когда овладев правильным произношением звуков, их не употребляют в своей самостоятельной речи или имеют «кабинетную речь» (только в кабинете у логопеда говорят правильно).

Помощь со стороны родителей, воспитателей на этом этапе просто незаменима. Необходим полный контроль всей речи ребёнка в обычных жизненных ситуациях.

Неправильно произносимый звук нужно каждый раз поправлять. Именно этим и будет обеспечена полная , причём в самый короткий срок, чтобы избавить родителей от необходимости водить к логопеду. Ведь по мере взросления привычка говорить закрепляется и может иметь природу второй привычки.

Начинать лучше заниматься постановкой, а потом и автоматизацией звуков не позднее 5 лет, чтобы у ребёнка не вырабатывался «стаж неправильной речи».

Но нужно и учитывать звуковую культуру в каждом возрасте ребёнка. Звуки «приходят» к ребёнку поэтапо. В каждом возрастном периоде ожидаем определённые звуки.

Появление звуков в речи:

  • 3-4 года — свистящие звуки «с» «сь», «з»,»зь», «ц»
  • 4-5 лет — шипящие звуки «ш»,»ж» «ч» «щ».
  • 5-6 лет — сонорные звуки «л», «ль», «р», «рь».

Можно оценить как идёт развитие речи в каждом возрастном периоде. Если ребёнок отстаёт в развитии звукопроизношения, можно принимать соответствующие меры — начать заниматься в непринуждённой для ребёнка форме, в игре!

Этапы автоматизации звуков

Большинство логопедов знают из практики, каким длительным и утомительным бывает процесс автоматизации звуков у детей. Сколько нужно труда, терпения, каким разнообразным должен быть речевой материал, чтобы увлечь детей, повысить интерес к логопедическим занятиям.

Закрепление звука происходит поэтапно:

  1. Закрепление в слогах.
  2. Закрепление в словах.
  3. Закрепление во фразах, предложениях.
  4. Закрепление в повседневной речи ребёнка.

Приемы успешной автоматизации звуков

Закрепление звука даёт боле высокую ступень автоматизации, связанную с отвлечением от произношения на следующие раздражители:

- «Зрительный » (для разгрузки аудиоканала ребёнка используем картинки, схемы, предметы, мнемотаблицы, игрушки, алгоритмы, таблицы.…)

- «Тактильно-мышечный » (используем ощущение через пальчики наших рук через письмо, моделирование буквы, пальчиковые игры в сочетании со стихами, стихи в сочетании с движениями общей моторики и координации движений.

- «Биоэнергопластика » (произнесение словесного материала с использованием движений обеих рук одновременно)

- «Театральный » (интонирование слогов, слов, фраз — произносим с удивлением, вопросительно, стесняясь, с грустью, с восклицанием….)

- «Приём закрытые глаза » (произносим словесный материал с закрытыми глазами, концентрируя своё внимание на артикуляции, на фонематическом слухе. Можно произносить материал ребёнку в тот момент, когда он закрывает глаза).

- «Максимальное привлечение анализаторов к автоматизации звуков ». Ни для кого не секрет, что чем больше анализаторов участвует в процессе обучения, коррекции, тем успешней будет результат. Ребёнок видит, слышит, чувствует, осязает…

Самый главный секрет автоматизации звуков – это позитивные эмоции и неподдельный интерес к занятиям у взрослого и ребёнка!

А когда есть интерес, появляется огромное желание добиться результата, который не заставит себя ждать!



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта