Главная » 2 Распространение » Как мужик двух генералов прокормил анализ кратко. Анализ произведения Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил (Салтыков-Щедрин М

Как мужик двух генералов прокормил анализ кратко. Анализ произведения Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил (Салтыков-Щедрин М

Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове.

Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности».

Упразднили регистратуру за ненадобностью и выпустили генералов на волю. Оставшись за штатом, поселились они в Петербурге, в Подьяческой улице, на разных квартирах; имели каждый свою кухарку и получали пенсию. Только вдруг очутились на необитаемом острове, проснулись и видят: оба под одним одеялом лежат. Разумеется, сначала ничего не поняли и стали разговаривать, как будто ничего с ними и не случилось.

– Странный, ваше превосходительство, мне нынче сон снился, – сказал один генерал, – вижу, будто живу я на необитаемом острове…

Сказал это, да вдруг как вскочит! Вскочил и другой генерал.

– Господи! да что ж это такое! где мы! – вскрикнули оба не своим голосом.

Как один мужик двух генералов прокормил. Мульфильм по сказке Салтыкова-Щедрина

И стали друг друга ощупывать, точно ли не во сне, а наяву с ними случилась такая оказия. Однако, как ни старались уверить себя, что все это не больше как сновидение, пришлось убедиться в печальной действительности.

Перед ними с одной стороны расстилалось море, с другой стороны лежал небольшой клочок земли, за которым стлалось все то же безграничное море. Заплакали генералы в первый раз после того, как закрыли регистратуру.

Стали они друг друга рассматривать и увидели, что они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену.

– Теперь бы кофейку испить хорошо! – молвил один генерал, но вспомнил, какая с ним неслыханная штука случилась, и во второй раз заплакал. – Что же мы будем, однако, делать? – продолжал он сквозь слезы. – Ежели теперича доклад написать – какая польза из этого выйдет?

– Вот что, – отвечал другой генерал, – подите вы, ваше превосходительство, на восток, а я пойду на запад, а к вечеру опять на этом месте сойдемся; может быть, что-нибудь и найдем.

Стали искать, где восток и где запад. Вспомнили, как начальник однажды говорил: «Если хочешь сыскать восток, то встань глазами на север, и в правой руке получишь искомое». Начали искать севера, становились так и сяк, перепробовали все страны света, но так как всю жизнь служили в регистратуре, то ничего не нашли.

– Вот что, ваше превосходительство: вы пойдите направо, а я налево; этак-то лучше будет! – сказал один генерал, который, кроме регистратуры, служил еще в школе военных кантонистов учителем каллиграфии и, следовательно, был поумнее.

Сказано – сделано. Пошел один генерал направо и видит – растут деревья, а на деревьях всякие плоды. Хочет генерал достать хоть одно яблоко, да все так высоко висят, что надобно лезть. Попробовал полезть – ничего не вышло, только рубашку изорвал. Пришел генерал к ручью, видит: рыба там, словно в садке на Фонтанке, так и кишит, и кишит.

«Вот кабы этакой-то рыбки да на Подьяческую!» – подумал генерал и даже в лице изменился от аппетита.

Зашел генерал в лес – а там рябчики свищут, тетерева токуют, зайцы бегают.

– Господи! еды-то! еды-то! – сказал генерал, почувствовав, что его уже начинает тошнить.

Делать нечего, пришлось возвращаться на условленное место с пустыми руками. Приходит, а другой генерал уж дожидается.

– Ну что, ваше превосходительство, промыслил что-нибудь?

– Да вот нашел старый нумер «Московских ведомостей», и больше ничего!

Легли опять спать генералы, да не спится им натощак. То беспокоит их мысль, кто за них будет пенсию получать, то припоминаются виденные днем плоды, рыбы, рябчики, тетерева, зайцы.

– Кто бы мог думать, ваше превосходительство, что человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет? – сказал один генерал.

– Да, – отвечал другой генерал, – признаться, и я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают!

– Стало быть, если, например, кто хочет куропатку съесть, то должен сначала ее изловить, убить, ощипать, изжарить… Только как все это сделать?

– Как все это сделать? – словно эхо, повторил другой генерал.

Замолчали и стали стараться заснуть; но голод решительно отгонял сон. Рябчики, индейки, поросята так и мелькали перед глазами, сочные, слегка подрумяненные, с огурцами, пикулями и другим салатом.

– Теперь я бы, кажется, свой собственный сапог съел! – сказал один генерал.

– Хороши тоже перчатки бывают, когда долго ношены! – вздохнул другой генерал.

Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их.

– С нами крестная сила! – сказали они оба разом. – Ведь этак мы друг друга съедим! И как мы попали сюда! кто тот злодей, который над нами такую штуку сыграл!

– Надо, ваше превосходительство, каким-нибудь разговором развлечься, а то у нас тут убийство будет! – проговорил один генерал.

– Начинайте! – отвечал другой генерал.

– Как, например, думаете вы, отчего солнце прежде восходит, а потом заходит, а не наоборот?

– Странный вы человек, ваше превосходительство: но ведь и вы прежде встаете, идете в департамент, там пишете, а потом ложитесь спать?

– Но отчего же не допустить такую перестановку: сперва ложусь спать, вижу различные сновидения, а потом встаю?

– Гм… да… А я, признаться, как служил в департаменте, всегда так думал: «Вот теперь утро, а потом будет день, а потом подадут ужинать – и спать пора!»

Но упоминание об ужине обоих повергло в уныние и пресекло разговор в самом начале.

– Слышал я от одного доктора, что человек может долгое время своими собственными соками питаться, – начал опять один генерал.

– Как так?

– Да так-с. Собственные свои соки будто бы производят другие соки, эти, в свою очередь, еще производят соки, и так далее, покуда наконец соки совсем не прекратятся…

– Тогда что ж?

– Тогда надобно пищу какую-нибудь принять…

Одним словом, о чем ни начинали генералы разговор, он постоянно сводился на воспоминание об еде, и это еще более раздражало аппетит. Положили: разговоры прекратить, и, вспомнив о найденном нумере «Московских ведомостей», жадно принялись читать его.

– «Вчера, – читал взволнованным голосом один генерал, – у почтенного начальника нашей древней столицы был парадный обед. Стол сервирован был на сто персон с роскошью изумительною. Дары всех стран назначили себе как бы рандеву на этом волшебном празднике. Тут была и «шекснинска стерлядь золотая», и питомец лесов кавказских – фазан, и, столь редкая в нашем севере в феврале месяце, земляника…»

– Тьфу ты, Господи! да неужто ж, ваше превосходительство, не можете найти другого предмета? – воскликнул в отчаянии другой генерал и, взяв у товарища газету, прочел следующее: – «Из Тулы пишут: вчерашнего числа, по случаю поимки в реке Упе осетра (происшествие, которого не запомнят даже старожилы, тем более что в осетре был опознан частный пристав Б.), был в здешнем клубе фестиваль. Виновника торжества внесли на громадном деревянном блюде, обложенного огурчиками и держащего в пасти кусок зелени. Доктор П., бывший в тот же день дежурным старшиною, заботливо наблюдал, дабы все гости получили по куску. Подливка была самая разнообразная и даже почти прихотливая…»

– Позвольте, ваше превосходительство, и вы, кажется, не слишком осторожны в выборе чтения! – прервал первый генерал и, взяв, в свою очередь, газету, прочел: – «Из Вятки пишут: один из здешних старожилов изобрел следующий оригинальный способ приготовления ухи: взяв живого налима, предварительно его высечь; когда же, от огорчения, печень его увеличится…»

Генералы поникли головами. Все, на что бы они ни обратили взоры, – все свидетельствовало об еде. Собственные их мысли злоумышляли против них, ибо как они ни старались отгонять представления о бифштексах, но представления эти пробивали себе путь насильственным образом.

И вдруг генерала, который был учителем каллиграфии, озарило вдохновение…

– А что, ваше превосходительство, – сказал он радостно, – если бы нам найти мужика?

– То есть как же… мужика?

– Ну, да, простого мужика… какие обыкновенно бывают мужики! Он бы нам сейчас и булок бы подал, и рябчиков бы наловил, и рыбы!

– Гм… мужика… но где же его взять, этого мужика, когда его нет?

– Как нет мужика – мужик везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!

Мысль эта до того ободрила генералов, что они вскочили как встрепанные и пустились отыскивать мужика.

Долго они бродили по острову без всякого успеха, но, наконец, острый запах мякинного хлеба и кислой овчины навел их на след. Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы. Негодованию генералов предела не было.

– Спишь, лежебок! – накинулись они на него. – Небось и ухом не ведешь, что тут два генерала вторые сутки с голода умирают! сейчас марш работать!

Встал мужичина; видит, что генералы строгие. Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него.

И зачал он перед ними действовать.

Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое. Потом покопался в земле – и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку – и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец, развел огонь и напек столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: «Не дать ли и тунеядцу частичку?»

Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Иллюстрация

Смотрели генералы на эти мужицкие старания, и сердца у них весело играли. Они уже забыли, что вчера чуть не умерли с голоду, а думали: «Вот как оно хорошо быть генералами – нигде не пропадешь!»

– Довольны ли вы, господа генералы? – спрашивал между тем мужичина-лежебок.

– Довольны, любезный друг, видим твое усердие! – отвечали генералы.

– Не позволите ли теперь отдохнуть?

– Отдохни, дружок, только свей прежде веревочку.

Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял – и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег, а сами легли спать.

Прошел день, прошел другой; мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить. Сделались наши генералы веселые, рыхлые, сытые, белые. Стали говорить, что вот они здесь на всем готовом живут, а в Петербурге между тем пенсии ихние всё накапливаются да накапливаются.

– А как вы думаете, ваше превосходительство, в самом ли деле было вавилонское столпотворение, или это только так, одно иносказание? – говорит, бывало, один генерал другому, позавтракавши.

– Думаю, ваше превосходительство, что было в самом деле, потому что иначе как же объяснить, что на свете существуют разные языки!

– Стало быть, и потоп был?

– И потоп был, потому что, в противном случае, как же было бы объяснить существование допотопных зверей? Тем более, что в «Московских ведомостях» повествуют…

Сыщут нумер, усядутся под тенью, прочтут от доски до доски, как ели в Москве, ели в Туле, ели в Пензе, ели в Рязани – и ничего, не тошнит!

Долго ли, коротко ли, однако генералы соскучились. Чаще и чаще стали они припоминать об оставленных ими в Петербурге кухарках и втихомолку даже поплакивали.

– Что-то теперь делается в Подьяческой, ваше превосходительство? – спрашивал один генерал другого.

– И не говорите, ваше превосходительство! все сердце изныло! – отвечал другой генерал.

– Хорошо-то оно хорошо здесь – слова нет! а все, знаете, как-то неловко барашку без ярочки! да и мундира тоже жалко!

– Еще как жалко-то! Особливо, как четвертого класса, так на одно шитье посмотреть, голова закружится!

И начали они нудить мужика: представь да представь их в Подьяческую! И что ж! оказалось, что мужик знает даже Подьяческую, что он там был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало!

– А ведь мы с Подьяческой генералы! – обрадовались генералы.

– А я, коли видели: висит человек снаружи дома, в ящике на веревке, и стену краской мажет или по крыше словно муха ходит – это он самый я и есть! – отвечал мужик.

И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися! И выстроил он корабль – не корабль, а такую посудину, чтоб можно было океан-море переплыть вплоть до самой Подьяческой.

– Ты смотри, однако, каналья, не утопи нас! – сказали генералы, увидев покачивавшуюся на волнах ладью.

– Будьте покойны, господа генералы, не впервой! – отвечал мужик и стал готовиться к отъезду.

Набрал мужик пуху лебяжьего мягкого и устлал им дно лодочки. Устлавши, уложил на дно генералов и, перекрестившись, поплыл. Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных, сколько они ругали мужичину за его тунеядство – этого ни пером описать, ни в сказке сказать. А мужик все гребет да гребет да кормит генералов селедками.

Вот наконец и Нева-матушка, вот и Екатерининский славный канал, вот и Большая Подьяческая! Всплеснули кухарки руками, увидевши, какие у них генералы стали сытые, белые да веселые! Напились генералы кофею, наелись сдобных булок и надели мундиры. Поехали они в казначейство, и сколько тут денег загребли – того ни в сказке сказать, ни пером описать!

Однако и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!


Писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в 1869 году написал сказку под названием «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Она вошла в его сборник сказок и впервые была опубликована в журнале «Отечественные записки»

Хотя она и называется повестью, но, тем не менее, является сказкой, ведь в «Повести» присутствуют различные сказочные мотивы. Например, начинается она словами: «Жили да были…», что свойственно для русских сказок.

И далее часто встречаются разные «сказочные» выражения, вроде «по щучьему велению» или «ни в сказке сказать, ни пером описать!». И в самом повествовании встречаются события, которые не могли произойти в реальной жизни.

Однако это и не совсем сказка. Ведь герои сказок обыкновенно вымышленные персонажи, вроде Ивана Царевича или Василисы Прекрасной, а здесь герои – вполне реальные генералы и мужик. И сами генералы живут в Санкт-Петербурге, а не в вымышленном тридевятом царстве, и на необитаемом острове, на котором они оказались, находится газета «Московские ведомости».

Попав на необитаемый остров, генералы оказываются в совершенно беспомощном положении, несмотря на то, что там было много различной еды: плодов, рыб птиц.

Ведь генералы сами ничего не умели, и полагали, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают». В лице этих двух генералов Салтыков-Щедрин показывает, каким было большинство богачей того времени: ленивыми, беспомощными и глупыми. Ведь даже в газете «Московские ведомости», которая была главной газетой того времени и в которой писали о самых важных событиях, ни о чём кроме еды, не пишется.

Пробыв на острове некоторое время, генералы решают найти мужика, сказав, что «мужик везде есть, стоит только поискать его!». И действительно, в скором времени они его находят. А он, хоть и был намного сильнее обоих генералов, сразу же начинает им служить им и даже сам себе вьёт верёвку. Ведь и в жизни крестьяне за многие века притеснений настолько привыкли рабски служить своим господам, что уже и не понимали, что можно жить как-то иначе. А генералы, несмотря на все старания мужика, даже не поблагодарили его и называли «тунеядцем». И по возвращении единственной наградой мужику были «рюмка водки да пятак серебра», хотя оба генерала и были богаты.

Это отличная повесть, которая хотя и предназначена для прочтения детьми, но всё же в ней поднимаются серьёзные, недетские темы.

Обновлено: 2017-06-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

План пересказа

1. Два генерала внезапно очутились на необитаемом острове. Их разговоры и бестолковые дела.
2. Генералы нашли мужика, который стал их обслуживать.
3. Мужик строит лодку и доставляет генералов обратно в Петербург.

Пересказ

Два генерала очутились на необитаемом острове. «Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности». Они одеты были в ночные рубашки, а на шее у каждого - по ордену.

Ни один из генералов не может ни определить стороны света, ни сорвать яблоко с дерева, ни поймать рыбу или дичь. Находят они «Московские ведомости». Однако все заметки в газете посвящены званым обедам. А генералов все больше одолевает голод. От голода они набрасываются друг на друга. Генерал, который был учителем каллиграфии, откусывает и съедает орден у своего товарища. Вид крови отрезвляет их.

Спустя несколько дней мужик научился уже «в пригоршне суп варить».

«Веселые, рыхлые, сытые, белые», генералы довольны тем, что в Петербурге им набегает большая пенсия, рассуждают на досуге о Вавилонском столпотворении, читают «Московские ведомости» без отвращения и желудочных колик.

Спустя еще некоторое время генералы требуют доставить их в Петербург. Мужик выстроил корабль, устлал его дно лебяжьим пухом, «и пускаются они в путь». Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных, сколько они ругали мужика за его тунеядство - этого ни пером описать, ни в сказке сказать. А мужик все гребет да гребет, да кормит генералов селедками.

Прибыв в Петербург, генералы пьют кофе, едят сдобные булки, надевают мундиры, получают огромные пенсии. А мужику высылают «рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!»

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературе в 7 классе

Районный семинар

для заместителей директоров

по учебно-воспитательной работе,

16.02.2012

ТЕМА: М.Е.Салтыков-Щедрин – наш современник

(Анализ «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

ЦЕЛИ УРОКА: образовательные

  1. углубить знание учащихся о юморе и сатире, об авторской иронии, гиперболе, гротеске, особенностях сатирического повествования;
  2. на основе языкового анализа данной сказки подвести учащихся к пониманию идейного содержания сказок Салтыкова-Щедрина.

развивающие

  1. сформировать умения самостоятельно работать в группе, аргументировать свою точку зрения;

воспитательная

  1. воспитать читателя с активной гражданской позицией;

ЭПИГРАФ УРОКА: Я писатель. И в этом моё призванье.

Салтыков-Щедрин М.Е.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: учебник-хрестоматия, красочные иллюстрации, экран и проектор, презентация, музыкальное сопровождение.

ТЕХНОЛОГИИ УРОКА: 1. Групповая технология.

2. Информационно-коммуникационная технология.

3. Здоровьесберегающая технология – элементы.

4. Игровая – элементы.

5.Личностно-ориентированная.

6.Проектная.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент

Здравствуйте, дорогие гости! Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста.

  1. Опрос. Эвристическая беседа:

- Сегодня мы с вами подведем итог нашей работы за несколько предыдущих уроков по творчеству замечательного русского писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина. И по результатам плодотворной работы создадим литературный буклет-путеводитель в мастерскую писателя-сатирика из тех материалов, что лежат у вас на столах.

Итак, на этом уроке мы с вами прочитаем и разберём «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», но сказка эта не будет похожа на те, что знакомы нам с детства. Сегодня мы обращаемся к сатирической сказке Салтыкова-Щедрина. Сказки этого автора предназначены для «детей изрядного возраста от 7 до 70 лет».

Давайте вспомним, используя справочный материал, что же такое сказка? В каком разделе литературы она изучается, какими художественными особенностями она обладает, каковы её признаки?

(Сказка – повествовательное произведение устного

Народного творчества о вымышленных лицах и

Событиях.)

Вы совершенно правы, в глубокой древности из уст в уста русский народ передавал вымышленные истории, их то и прозвали сказками. С принятием христианства на Руси их записали на бумагу. Так, сказки стали нравоучительным жанром фольклора, устного народного творчества, о вымышленных событиях и лицах. Однако русские писатели гораздо позднее стали обращаться к этому жанру литературы. Вспомним тех авторов, которые попробовали себя на почве писательства литературной сказки…

(Литературную (авторскую) сказку впервые пробуют писать Василий Андреевич Жуковский «Спящая царевна», Александр Сергеевич Пушкин «Золотой петушок», Пётр Павлович Ершов «Конёк-Горбунок», Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник», «Алёнушкины сказки», Сергей Тимофеевич Аксаков «Аленький цветочек», Михаил Юрьевич Лермонтов «Незабудка» турецкая сказка «Ашиб-Кериб», Михааил Евграфович Салтыков-Щедрин.)

Замечательно, о творчестве последнего мы сегодня и поговорим. Как вы знаете, писательство в России XIX века не было пр о фессией. Многие из литераторов служили. Знаете ли вы, чем з а помнился в Вятке (нынешнем Кирове) чиновник губернского правления? Тем, что никогда не брал взяток, чем существенно о т личался от большинства чиновников.

Имя этого чиновника было Михаил Евграфович Салтыков. По приезде в Вятку он не был еще известным писателем-сатириком. Он был молодым чиновником, которого отправили в ссылку за опубликованную им повесть «Запутанное дело».

А что вы знаете о писателе?

(Он рос в помещичьей среде, с детства наблюдал жизнь крепостных, видел, как крепостное право уродует людей, понимал жестокую несправедливость такого устройства.

В семье будущего писателя пеклись лишь о достатке, о карьере. Щедрин вспоминал: «Между моими няньками, которые пестовали мое детство, не было ни одной сказочницы. Вообще весь наш домашний обиход стоял на вполне реальной почве, и сказо ч ный элемент отсутствовал в нем. Детскому воображению прих о дилось искать пищи самостоятельно, создавать свой собственный сказочный мир, не имевший никакого соприкосновения с наро д ной жизнью и ее преданиями, но зато наполненный всевозмо ж ными фантасмагориями, содержанием для которых служило б о гатство, а еще более - генеральство. Последнее представлялось высшим жизненным благом...»

Что же это были за люди? Отец - Евграф Васильевич Салтыков - был отпрыском старинного, но небогатого дворянского рода. С е мья постепенно беднела, и, чтобы поправить материальное пол о жение, сорокапятилетнему Евграфу Васильевичу была найдена невеста - пятнадцатилетняя Ольга Михайловна Забелина, дочь состоятельного московского купца. Брак был неравным и несча с тливым.

Но подчиненное по отношению к мужу и его сестрам полож е ние Ольги Михайловны прошло вместе с ее молодостью. Очень скоро она стала очень умелой и властной хозяйкой огромного им е ния, которое благодаря ее усилиям перестало разоряться и даже расширилось. Колоритная фигура матери, ее хозяйственность, расчетливость до прижимистости, властность и хитрость в отн о шениях с окружающими отразились во многих произведениях писателя.

Мать, несмотря на властность и жесткость по отношению к сыну, очень любила его и дала ему отличное домашнее образов а ние. К шести годам Михаил легко общается на французском и н е мецком. Быстро выучивается писать по-русски.

С Царскосельским лицеем, где шесть лет учился Салтыков-Щедрин, связаны его первые литературные опыты. В Лицее на каждом курсе объявлялся очередной продолжатель Пушкина. В своем классе им стал Салтыков. По окончании Лицея молодой человек сотрудничает с «Современником», «Отечественными з а писками»: пишет рецензии, стихи. Он решил стать литератором.

После публикации первой повести критического направления Салтыков-Щедрин был сослан в Вятку. После ссылки, через 15 лет Салтыков-Щедрин служит вице-губернатором в Рязани, а п о том в Твери, где он активно содействовал продвижению крест ь янской реформы. Он заявил хозяевам губернии: «Я не дам в обиду мужика! Будет с него, господа, ... Очень слишком даже будет!» Он возбуждает несколько уголовных дел по фактам жестокого обр а щения с крестьянами. Его боятся местные помещики.

В 1862 г. он оставляет службу и переезжает в Петербург, чтобы полностью отдаться литературному и журналистскому делу. Он печатает романы, повести, сказки. О сказках мы и поговорим по д обнее.

Сказки Салтыкова-Щедрина особенные, они предназначены думающему читателю. Сам писатель говорил, что писал их эзоп о вым языком, свойственным, как вы помните, жанру басни. Ро д нят щедринские сказки с баснями юмор, ирония, переходящая в сарказм. В основе сказок Щедрина лежат русские национальные особенности характеров героев и жизненных обстоятельств. С о рвались они, как это свойственно сатирическим произведениям, на злобу дня. Но крупный художник тем и отличается, что он умеет в конкретном случае увидеть и выявить то, что связано с общей жизнью человечества.)

  1. Аналитическая беседа

- Прекрасно, творчество Салтыкова-Щедрина отражает картину целой эпохи. Писатель сатирически с помощью аллегорий, приема переноса мира людей на мир животных, изобразил нескончаемую вереницу чиновников, помещиков, генералов и министров. А какие произведения Михаила Евграфовича мы читали?

(Медведь на воеводстве, Карась-идеалист, Медведь на воеводстве, Дикий помещик, Премудрый пискарь, Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил)

А о чём эти сказки, ребята?

(Они либо о покорном, но талантливом народе, боящемся возразить глупой и невежественной власти, либо о невежественных начальниках)

А чем сказки Салтыкова-Щедрина отличаются от народных сказок?

(Они сатирические, то есть высмеивающие пороки)

Так, сказки Салтыкова-Щедрина высмеивают пороки, людей живших в 19 веке. Правильно?

(да)

Правильно, а в каком веке живем мы с вами?

(в 21 веке)

А понятны ли нам, живущим в 21 веке сказки писателя, жившего 150 лет назад?

(да)

Так почему же нам в 21 веке так близки и понятны сказки Салтыкова-Щедрина?!

(потому что они отражают идеал настоящего героя

Времени-активного сильного)

Можем ли мы назвать Салтыкова-Щедрина нашим современником?! А кто вообще такой современник?

(это тот, кто живёт в одно время с кем-то)

Или же живут его произведения, его мысли живут воедино с нами…

Итак, обратите внимание на наш литературный буклет, тема сегодняшнего урока М.Е.Салтыков-Щедрин – наш современник. «Я писатель. В этом моё призвание».

Давайте попробуем через язык сказок Салтыкова-Щедрина приоткрыть завесу тайны литературного дара писателя.В конце 60-х годов 19 века формируется стиль произведений Щедрина, его «эзоповский язык» , помогающий избегать жесткой цензуры.

Ребята, в наших листках, найдите это понятие. Прочтем. Что оно значит?

Естественно, что жанр сказки был выбран Салтыковым-Щедриным неслучайно. Некоторые писатели, Толстой, Гаршин, также пробовали себя в жанре литературной сказки, однако Салтыков-Щедрин – единственный писатель, которому удалось плодотворно работать в жанре политической сатирической сказки.

Ребята, а в чем особенность сатирической сказки?

(Она высмеивает какой-либо порок)

Так вот, сказки Щедрина - это сказки скорее для взрослых, «для детей изрядного возраста», как сам писатель их называл, ведь не каждый ребёнок может понять и прочувствовать злую насмешку автора над правительственной политикой, скрытую в аллегорических образах.

4. Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Ну а открывает сказочный цикл писателя сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

В сатирическом произведении отрицательное всегда изображается крупным планом. Автор показывает и осмеивает с одной стороны полную неприспособленность генералов к жизни, их привычку пользоваться плодами чужого труда, праздное пустословие важных персон, а с другой стороны, покорность и угодливость мужика.

(просмотр фрагмента мультфильма)

Ребята, понравился вам мультфильм?

(да)

- В том, что перед нами сказка сомнений нет, однако какие сказочные элементы свидельствуют об этом, ну-ка откройте-ка наш буклет, он обязательно вам поможет ?

(Зачин – жили да были;

Присказки – по щучьему велению, по моему хотению;

Музыкальная интонация;

Просторечные слова и поговорки – «С нами крестная сила», «Надобно пищу принять», «сыщут нумер», «Господи, да что же это такое!» ;

Волшебство – генералы чудесным образом оказались на острове, мужик в пригоршне суп варит, откусил генерал второму генералу орден и проглотил;

Сказочная концовка – «…и сколько тут денег загребли – того ни в сказке сказать, ни пером описать!»)

Все так. А вот теперь давайте-ка поразмышляем над вопросом, почему же Михаил Евграфович называет свою сказку повестью?

(Потому что повесть– это жанр прозы, воспроизводящий естественное течение жизни , в сюжете обычно нет интриги, все крутится вокруг одного главного героя, который раскрывается в ряде эпизодов.)

Конечно, делая акцент в названии на слово п овесть , Салтыков-Щедрин хотел лишь указать, что за этими смешными образами генералов и покорного покладистого мужика скрывается естественное течение жизни России середины 19го века , и нет интриги в том, чтобы угадать безвольный, покорный, но безмерно талантливый народ в образе мужика, и невежественных чиновников в образе генералов..

Построена сказка на принципе антитезы. А что это такое?

(Антитеза - противопоставление явлений понятий, контрастных образов)

В чем заключается антитеза «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил?»

(Неприспособленность и глупость генералов противопоставлена смекалке и находчивости мужика.)

Молодцы. Обратимся к тексту сказки. Прочтем начало повести. Миша, пожалуйста.

Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, что в скором времени, по щучьему велению по моему хотению, очутились на необитаемом острове…

Кто герои повести и как их характеризует автор?

(Два генерала, высокопоставленные чины, однако глупы и легкомысленны)

А служили генералы, по велению Салтыкова-Щедрина, в регистратуре. Само понятие «регистратура» появилось неслучайно. Сначала писатель поместил их служить в инспекторский департамент, но впоследствии место службы было обобщено одним понятием «регистратура». Это было сделано и из цензурных соображений, и для того, чтобы показать типичность этих служебных мест и людей, которые в них служат.

А какие люди состоят в регистратуре на службе?

(Интеллектом генералы не блистали: «там (в регистратуре) родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали»)

Верно. Оказавшись на необитаемом острове, генералы блуждают в поисках сторон света и еды. Какой приём слышится в словах автора:

Кто бы мог думать, ваше превосходительство, что человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет? – сказал один генерал.
- Да, - отвечал другой генерал, - признаться я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают!

И Р О Н И Я – насмешливое лукавое иносказание

Совершенно верно, а ещё где в тексте автор иронизирует над героями?

Салтыкова-Щедрина искренно забавит выход из ситуации, найденный одним из генералов с поиском сторон света: разойтись направо и налево, а все потому, что «кроме регистратуры, служил еще в школе военных кантонистов учителем каллиграфии и, следовательно, был поумнее…».

Какую газету находят генералы на острове?

(Московские ведомости)

О каких новостях узнают из неё генералы?

(«Вчера, - читал взволнованным голосом один генерал, - у почтенного начальника нашей древней столицы был парадный обед. Стол сервирован был на сто персон с роскошью изумительною. Дары всех стран назначили себе как бы рандеву на этом волшебном празднике. Тут была и „шекспинска стерлядь золотая“, и питомец лесов кавказских, - фазан, и, столь редкая в нашем севере в феврале месяце, земляника...»)

Какую полезную информацию узнают генералы из Московских ведомостей?

(Даже газета, которую находят генералы на необитаемом острове, и та бессодержательна, подстать генералам.)

Неторопливые блуждания и разговоры генералов неожиданно заканчиваются кровожадной сценой - попыткой генералов съесть друг друга. При описании этой сцены автор использует гротеск: (предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер).

Давайте прочтём её.

…Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их…

Мучения генералов заканчиваются, когда генерала (учителя каллиграфии) осеняет еще одна «гениальная» мысль.Какая?

(найти мужика)

А что, ваше превосходительство, если бы нам найти мужика? …Мужик везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!

Как мы можем обозначить момент появления мужика?

(Появление мужика - кульминационный момент.)

Конечно, это кульминация. В чём проявляется авторская идея с появлением мужика?

(Сцена появления работника подчинена авторской идее - показать и горько усмехнуться при виде рабской покорности мужика, безропотно обслуживающего генералов)

Приведем примеры из текста безропотной покорности талантливого, смекалистого и умелого мужика невежественным и глупым генералам…

Набрал сейчас мужичина конопли, размочил в воде, поколотил, помял - и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег…

…И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися! И выстроил он корабль - не корабль, а такую посудину, чтоб можно было океан-море переплыть вплоть до самой Подьяческой.

Набрал мужик пуху лебяжьего мягкого и устлал им дно лодочки…

Каким представляется вам мужик?

(Смекалистым, находчивым, покорным)

Однако мастерство, находчивость, смекалка мужика не радует Салтыкова-Щедрина. Почему?

…Однако и об мужике не забыли: выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!)

Так, серьёзнейшая политическая проблема и боль автора за свой народ становятся рядом в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» и красной нитью путем аллегорий, гротесков и иносказаний проходят через сказку для детей незаурядного возраста.

5. Тестирование (закрепление)

Ну а теперь время самостоятельной работы. Далеко впереди у нас государственная итоговая аттестация, однако тесты нас нисколько не страшат. 5 заданий вашему вниманию и всего 2 минуты на выполнение. Приступайте.

6. Физкультминутка

Время вышло, положите работы одна на другую в центр стола.

А теперь, прежде чем перейти к самому ответственному этапу урока, немножко отдохнём, внимательно проследите глазками за появляющимися на экране предметами.

7. Кульминационный этап урока (Систематизация знаний по творчеству Салтыкова-Щедрина – составление литературного буклета)

Вот и пришло время собрать наш литературный буклет воедино. Внимание на экран. Здесь 5 загадок, отгадав их и посовещавшись, вы правильно выстроите порядок листов в вашей книге, для начала попробуем составить коллективно по одной книжице, а в случае удачи, создадим такую же для каждого, и она обязательно вам поможет получить отличную оценку.

Звучит музыка.

  1. Тема нашего урока.
    1. Мой вопрос совсем не трудный,
    Он про жанр литературный.
    Волшебство, фольклор, добро
    Отгадайте-ка его…

    2. Жил да был, родился, вырос,
    В школу с армией сходил.
    Записал все на папирус
    И в учебник угодил.

    3. Третий лист узнать несложно:
    Красный цвет, красивый шрифт,
    Там найти Эзопа можно,
    Вам поможет алфавит.


4. У врача приём особый,
Принимает балом мэр,
Салтыков-Щедрин с приёмом
Угодил на жёлтый цвет…

5. Три героя, антитеза,
Да еще три главных среза,
Аллегория, гротеск-
Анализируем здесь текст.

6. Вроде в прошлом жил писатель,
Но таланта почитатель
В наше время без труда
Отыскался на века.

Ну вот буклет и готов… ребята, получился у нас краткий путеводитель по творчеству Салтыкова-Щедрина?

(да)

Поможет он вам в изучении творчества писателя?

(да)

8. Итог урока.

Яркая красочная наша книжечка-помощница. Давайте-ка полистаем и вспомним все о чем сегодня говорили. Как называется наша книга? Какому жанру отдал последние годы жизни Щедрин?

(сатирической сказке)

Однако на уроке мы ставили вопрос «Можно ли назвать Салтыкова-Щедрина нашим современником.» Какой ответ вы даете сегодня?

(Да)

Откроем последний лист нашего литературного буклета. В чем современность произведений Салтыкова-Щедрина?

(потому что каждый гражданин вне зависимости от времени должен переживать

И болеть душой за судьбу своего народа так, как это делал Салтыков-Щедрин)

Книга щедринских сказок - это живая картина российского общества, раздираемого противоречи я ми и по сей день.

9. Домашнее задание

Подготовить сообщение по любой из страниц буклета


Завязка - необъяснимое появление двух легковесных генералов на пустынном острове. Ранее вся их жизнь ограничивалась выполнением служебных обязанностей, связанных с раболепием и непрестанным выражением собственного уважения по отношению к вышестоящим лицам. Оттого, внезапно проснувшись так далеко от привычных мест, они несколько растерялись.

Один - ранее он служил учителем каллиграфии - предложил отправиться на поиски пищи, однако с определением направления случились проблемы. Сумбурно рассуждая, генералы не могли определить сторону света: где запад, где восток. Остров изобилует всем необходимым для пропитания, но вот бывшие служивые сыскать ничего не могут. Единственная находка - «Московские ведомости», где - будто им назло - говорится о роскошных яствах.

Впадая в раздражении и злость, генералы едва не съедают друг друга, однако бывший учитель каллиграфии предлагает новую инициативу - найти мужичка, который о них позаботится. Тут-то - по законам фольклора - они и наталкиваются на некоего лентяя, спящего под деревом. Последний пытается сбежать от них, однако они буквально «вцепляются» в потенциального помощника.

Вскоре мужик так изловчился, что научился даже суп варить. Генералы чувствуют довольство: голод удовлетворен, а в далеком Петербурге копятся их пенсии. Почитывая «Московские ведомости», они начинают скучать по столице и заставляют мужика строить лодку. Последний справляется с заданием и даже устилает дно лебяжьим пухом.

Отправившись обратно, в пути они непрестанно ругали своего работника, распекая его за склонность к лени. До дома все добрались, в результате чего генералы, предварительно приняв трапезу, отправились в казначейство, где получил кучу денег. О мужике они не забыли: в качестве благодарности ему выслали рюмку водки и пятак серебра.

  • «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», анализ
  • «Премудрый пискарь», анализ сказки Салтыкова-Щедрина
  • «Дикий помещик», анализ сказки Салтыкова-Щедрина
  • «История одного города», краткое содержание по главам романа Салтыкова-Щедрина
  • «История одного города», анализ романа Салтыкова-Щедрина


Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта