Для печати иллюстраций.
КЛИШЕ, нескл., ср. 1. Рельефное изображение на металле, дереве, пластмассе или линолеуме для полиграфического воспроизведения иллюстраций, чертежей (спец.). Изготовить к. Штриховое к. 2. перен. Шаблонная фраза, ходячее выражение, речевой штамп.
Клише
— нескл., ср. (фр. clichй). 1. Рисунок, чертеж (в обратном виде), сделанный на металлической, деревянной или каменной доске для печатания (тип.). В настоящее время клише обыкновенно........
Толковый словарь Ушакова
Клише Ср. Нескл.
— 1. Печатная форма из металла, дерева и т.п. с рельефной копией рисунка, чертежа, плана и т.п. для воспроизведения их в печати (в полиграфии). 2. перен. Ходячее, избитое выражение, избитая фраза.
Толковый словарь Ефремовой
Клише
— неизм.; ср. [франц. cliché] Полигр. Печатная форма для воспроизведения иллюстраций способом высокой печати. Цинковое к. Снять к. с гравюры. // Ходячее, избитое выражение.
Толковый словарь Кузнецова
Приступы-клише
— (франц. cliche) в психиатрии рецидивы психоза, однотипные по своим проявлениям.
Большой медицинский словарь
Клише
— (франц. cliche) - иллюстрационная печатная форма высокой печати. Похарактеру рисунка подразделяются на штриховые (с рисунков пером, счертежей и т. п.) и растровые (с фотографий,........
Большой энциклопедический словарь
Клише
— - иллюстрационная печатная форма высокой печати. Кроме того - стереотипное выражение, штамп, воспроизводимое в типичных речевых ситуациях.
Исторический словарь
Клише
— - речевой штамп, шаблонное, стереотипное выражение, напр., "в связи с вышеизложенным", "цена вопроса", "решение проблемы от и до".
Психологическая энциклопедия
Приступы Клише
— (фр. cliche - негатив). Проявления психоза - рецидивы, эпизоды, совершенно однотипные по своей клинической картине. Например, рецидивы при некоторых формах шизофрении, периодически........
Психологическая энциклопедия
При́ступы-клише́
— (франц. cliché)
в психиатрии - рецидивы психоза, однотипные по своим проявлениям.
Медицинская энциклопедия
Клише
— клише́
печатная форма высокой печати (или часть формы), предназначенная в основном для воспроизведения иллюстраций с изобразительных оригиналов. Основные разновидности........
Энциклопедия техники
Клише
клише , нескл. , ср. (франц. cliché).
1. Рисунок, чертеж (в обратном виде), сделанный на металлической, деревянной или каменной доске для печатания (тип. ). В настоящее время клише обыкновенно приготовляются фототехническим путем на цинке.
2. перен. Шаблонное выражение, избитая мысль (книж. ).
Клише
(франц. cliche). Речевой стереотип, готовый оборот, используемый в качестве легко воспроизводимого в определенных условиях и контекстах стандарта. В отличие от штампа, представляющего собой избитое выражение с потускневшим лексическим значением и стертой экспрессивностью, клише образует конструктивную единицу, сохраняющую свою семантику, а во многих случаях и выразительность. "В системе современного литературного русского языка слова, по большей части, функционируют не как произвольно и неожиданно сталкиваемые и сцепляемые компоненты речи, а занимая устойчивые места в традиционных формулах. Большинство людей говорит и пишет с помощью готовых формул, клише" (В. В. Виноградов). Положительные стороны клише: соответствие психологическим стереотипам как отражению в сознании часто повторяющихся явлений действительности; легкая воспроизводимость готовых речевых формул; автоматизация процесса воспроизведения; облегчение процесса коммуникации; экономия усилий, мыслительной энергии и времени как для говорящего (пишущего), так и для слушающего (читающего).
Клише
печатная форма с рельефными печатающими элементами (буквы, рисунок, чертеж и т. д.) для полиграфического воспроизведения текста и иллюстраций. Разведывательные органы противника и антисоветские зарубежные организации изготовляют клише с текстами антисоветского содержания фабричным способом и переправляют их в СССР нелегальным путем для использования эмиссарами, агентами и враждебными элементами внутри страны. Антисоветские элементы внутри страны изготовляют клише чаше всего кустарным способом.
Клише
1. Любая часто повторяющаяся речевая формула, имеющая всегда одно значение и несущая одну и ту же информацию.
2. Стереотипные слова и фразы. Наиболее распространенный способ перевода - это подбор соответствующего русского клише.
3. Речевой стереотип, готовый оборот, используемый в качестве легковоспроизводимого в определенных условиях и контекстах стандарта. Клише, в отличие от штампа, образует конструктивную единицу, сохраняющую свою семантику, а во многих случаях и выразительность.
4. Стереотипное выражение, механически воспроизводимое в типичных ситуациях, бытовых контекстах, в данном литературном или публицистическом направлении. Стереотипные выражения, подлежащие воспроизведению в стандартных ситуациях и представляющие собой законченное высказывание, называются ситуационными клише .
Клише
КЛИШЕ , нескл., ср.
1. Рельефное изображение на металле, дереве, пластмассе или линолеуме для полиграфического воспроизведения иллюстраций, чертежей (спец.). Изготовить к. Штриховое к.
2. перен. Шаблонная фраза, ходячее выражение, речевой штамп.
Клише
Клише
(франц. Clich é) - в графических искусствах - копия вырезанного на дереве или металле изображения, служащая для размножения его отпечатков. Так, в типографском деле К. называется копия со штампа большой заглавной буквы, виньетки, целого слова, фразы или страницы, набранных типографским шрифтом, с доски политипажного рисунка и проч., изготовляемая посредством отливки из легкоплавкого металла (клиширования). Самый простой способ получить такое К., если не имеется готовой углубленной медной формы для его отливки (матрицы), состоит в следующем: в плоскую, сделанную из твердой бумаги или картона коробку с загнутыми краями наливают легкоплавкий металл, обыкновенно употребляемый для литья шрифта, и когда этот металл, начиная остывать, превращается в полужидкую, кашеобразную массу, в него сильно нажимают рукой оригинал, предварительно прикрепленный к одному из концов деревянного штабика. Если оригинал резан из твердого металла, то можно также получить его оттиск в более мягком металле посредством ударов молотка. Сделанную тем или другим образом копию, воспроизводящую оригинал не выпукло, а углубленно и в обратном виде, тщательно натирают порошком болуса или графита и поступают с ней так же, как с оригиналом, т. е. оттискивают ее в полужидком легкоплавком металле, и таким образом получают точное воспроизведение оригинала уже в прямом виде, которое, будучи освобождено от окружающих ненужных частей металла и насажено на деревянную ножку или припаяно к оловянной подставке надлежащей высоты, может быть употребляемо вместе с обыкновенным типографским набором. Этот первоначальный способ изготовления К. значительно облегчен изобретением особой клишировальной машины. Еще более удобно стало получать типографские К. после изобретения стереотипии (см.) и применения к делу гальванопластики (гальванопластическое К., гальвано) и, наконец, целлулоида. В фотографическом производстве название К. дается светописным снимкам на стекле, так наз. негативом и позитивом. В художественном гравировании на меди и на стали название К. присвоено копиям с гравированных досок, изготовляемым при помощи гальванопластики и заменяющим их при печатании эстампов, в том случае, когда надо получить большое количество оттисков и сберечь оригинальную доску от порчи, неизбежной при многократных набиваниях ее краской и прокатывании между валами печатного станка. В настоящее время почти ни одна доска, мало-мальски хорошо гравированная бюренистом или аквафортистом, не поступает в руки печатника, а воспроизводится в нескольких гальванопластических К., с которых, после покрытия их тончайшим слоем гальванопластической же стали, и делаются оттиски в потребном числе экземпляров; сама же подлинная доска сохраняется на случай будущего употребления. Равным образом, и политипажные гравюры, в большинстве случаев, печатаются не с оригинальных деревянных досок, но с металлических К., изготовленных по ним гальванопластически, причем применение к их производству фотографии дает возможность по произволу уменьшать размеры политипажей и через то превращать работу гравера в чрезвычайно тонкую, почти микроскопическую.
Ответов на вопрос о том, что такое клише, несколько, так как слово это многозначное. Все толкования, однако, происходят от лексемы, заимствованной из французского языка - clicher, что переводится как «стереотип, копия».
В языковых справочниках информация о том, что такое клише, подается в соответствии с двумя основными сферами употребления этого слова. Первое, непосредственное, значение - рельефный рисунок на материале (дереве, пластмассе, металле и др.), с которого можно делать графический отпечаток. Такое изображение создавали посредством гравировки, резьбы, гальванопластики и других, менее распространенных способов получения выпуклого, выступающего на плоскости рисунка или чертежа. Позже такие формы стали изготовлять путем цинкографии. Специально изготовленная форма, с которой можно делать оттиск, - вот что такое клише печати. Клише использовали для печатания иллюстраций, а также многотиражных печатных изданий.
Второе значение слова клише переносное. Так называют слова или целые фразы, отличающиеся банальным, общеизвестным смыслом. Вот что такое речевое клише. Стереотипные выражения нередко именуют речевыми штампами. И здесь тоже используется в переносном смысле вполне техническая лексема: штамп - это инструмент заданной формы, при помощи которого делают оттиск, в основном, на документах. В этом словосочетании, как и в понятиях «избитая формула», «шаблонное мышление», язык улавливает главную функциональную особенность слов, обозначающих некий застывший стандарт, и использует ее в метафоре для придания яркой лексической окраски.
Подробней рассмотрим, что такое клише в речи. Среди типовых образцов выделяются модели речевого использования в конкретных, определенных ситуациях и группах. Свои клише существуют как в официальной, так и в неофициальной среде.
Например, идеологическим клише называют шаблонные языковые формулы, которыми пользуются политические деятели, журналисты, описывающие политику и госдеятельность. Такие фразы нередко встречаются в программах партий и политических групп. Основная задача подобных клише - дать лаконичное определение и оценку политическим событиям и лицам. Близко к ним примыкают пропагандистские клише, которые употребляют с целью манипуляции с общественным сознанием.
В недавнюю советскую эпоху бытовали известные каждому клише: «дело Ленина живет и побеждает», «генеральная линия партии» и тому подобные. В отношении Америки и Европы использовались хлесткие конструкции вроде «приспешники НАТО», «наймиты капитала» и «тлетворное влияние Запада». В пору, когда страна в лице тогдашнего лидера Никиты Хрущева осудила сталинскую парадигму правления, появились новые клише - «культ личности», «Хрущевская оттепель». Затем случилась перестройка, государство сориентировалось на «западные ценности» и зазвучали новые клише: «демократический маяк», «желтая пресса», «голосование рублем» и т. п.
Это устоявшиеся темы и мотивы, характерные более всего для образцов устного творчества. Герой, которого все вокруг считают дурачком и недотепой, становится победителем благодаря смекалке, мужеству и терпению. Самая прекрасная героиня непременно будет женой победителя. Богачи - до абсурда скаредны и глупы. Те, в чьих руках сосредоточена власть и управление, обычно инертны и трусливы, а в конце посрамлены. Таковы клишированные мотивы фольклора. В пример можно привести и концовки народных сказок: «Жили-были…»; «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»; «И стали они жить-поживать да добра наживать».
В творческой среде клише воспринимаются негативно и высмеиваются. Это неудивительно: искусство базируется на творческом воображении и создании чего-то нового. Но нередко искусство пользуется стандартными сюжетными формами для создания ожидаемого зрителями или читателями эффекта. К примеру, сюжетный ход, когда в финале беззащитные герои спасаются, а отрицательные погибают, является несомненным (и оправданным с точки зрения массовой аудитории) художественным клише.
Полезную службу стандартные словесные формулы могут сослужить при составлении текста или построении устного ответа на экзамене.
Предположим, мы выделили проблему в определенной сфере науки, культуры или социологии и хотим указать на ее актуальность. Тогда можно воспользоваться такими речевыми штампами: «Данная проблема является важной (злободневной, острой, значительной) в условиях современной рыночной экономики (на фоне необходимости сохранения традиционных ценностей; в контексте создания правового государства; преодоления нравственного кризиса и т. д.).
Формулируя основную мысль, можно употребить такие клише, как «я считаю…», «я уверен, что…», «согласитесь, что …».
Если мы решим обосновать свою точку зрения, воспользовавшись цитатой автора, который высказался по этой проблеме, то можем взять на вооружение следующие формулировки: «Мое мнение совпадает с идеей высказывания такого-то мыслителя (политолога, экономиста, искусствоведа) в том, что…»; «на мой взгляд, очень точно (емко, красноречиво, выразительно) сказал об этом такой-то автор…»; «нельзя не согласиться с утверждением такого-то автора в том, что…»; «прав был такой-то автор, утверждая, что…».
В завершение мы должны подытожить сказанное. Будем пользоваться такими, например, клише: «Подводя итог, замечу, что…»; «Можно сделать вывод…»; «Из всего сказанного следует, что…».
Итак, у слова «клише» есть два значения. Основное - это форма для типографской печати, а переносное - стандартная языковая формулировка, избитое изречение, стереотипный сюжетный ход, мотив, тема.
Штампы - словосочетания, которые из-за массового бездумного употребления потеряли свою индивидуальность и смысловую нагрузку. Такие слова и выражения постоянно используются в СМИ, в интернете, в быту и в бизнесе и т.д. Штампы и клише делают письменную и устную речь неинформативной.
Обычно, штампы состоят из двух-трёх слов, а их смысл можно выразить одним словом (одержать победу - победить ).
Клише - скопированные готовые обороты, часто никогда не употребляемые в «живой» речи, забюрократизированные, тормозящие процесс чтения.
Пример: требуется доказать, встреча на высшем уровне, наш собственный корреспондент сообщает.
Штампы и клише часто используют по привычке, не задумываясь над их смыслом. Иногда с первого прочтения кажется, что смысл штампа понятен. Но, что именно хотел сказать автор, так и остаётся неясным («Мы решили не продливать с ними контракт в свете последних новостей, поскольку у них совсем неутешительные результаты в годовых отчётах» ). Улавливается только общая интонация, а конкретики нет. Человек не получает точной информации, он начинает додумывать.
Вот пример реального текста с сайта, который практически полностью состоит из штампов и клише: «Мы стремимся быть лучшими из лучших , поэтому в своей работе используем только качественные материалы и применяем современные технологии . Грамотный, профессиональный, индивидуальный подход к реализации проекта, а также правильность и четкость действий всех специалистов компании позволяют нам выполнять все строительные работы на самом высоком уровне и в срок» (штампы и клише выделены курсивом).
Задача текста на сайте - привлечь потенциального клиента. Если текст наполнен штампами и клише, которые не несут конкретики, пользователь не получит нужной ему информации (только набор стандарнтых фраз) и не совершит то действие, которое от него ждут. Текст теряет свою ценность, а сайт - доверие пользователей и позиции в поисковиках.
Такие «замыленые» глазу слова и выражения не несут конкретики. Клише и штампы не передают читателям полезную (нужную, значимую) информацию, ничем не выделяют компанию (бренд, товар, услугу) на фоне других.
Масим Ильяхов, создатель сервиса «Главред» (рис. 1) говорит, что «устойчивые выражения опасны тем, что они неинформативны. Находите их, убирайте и раскрывайте потерянный смысл»; «Корпоративные штампы плохи тем, что читатель воспринимает их как шум». Он приводит несколько наглядных примеров .
Рис. 1. Сервис Главред.ру
Из-за частого употребления штампов и клише в текстах появляются стилистические ошибки. Примеры: «Мы имеем отсутствие хорошо налаженного производства» или «Почему вы не пользуетесь услугами эскалатора?» и т.д.
Поисковые системы способны выявлять устойчивые слова и выражения на сайте. В результате позиции сайта (который содержит штампы) в поисковой выдаче падают.
Иногда, чтобы «оживить» текст, стараются описывать события ярко, вычурно. Пытаясь всеми силами избежать употребления клише и штампов, используют другие сложные слова и обороты. В итоге текст не упрощается, а наоборот, усложняется.
2. Если у вас будет время и желание, просмотрите хотя бы первые 10-12 страниц книги Норы Галь «Слово живое и мёртвое: от "Маленького принца" до "Корабля дураков"» .
3. Вместо штампов вставляйте конткрет факты и цифры и фактов.
Вместо «У нас прозрачная система тарифов» напишите «У нас два тарифа: для фирм и индивидуальных предпринимателей» ; вместо «Предлагаем полный спектр услуг в области веб-дизайна» - «Создаём сайты и интернет-магазины» и т.д. Замените «избитые» слова и выражения точными цифрами и фактами. Например, вместо слов «у нас самые низкие цены» указывайте конкретные цифры, чтобы можно было сравнить. Вместо «нами довольны клиенты» размещайте реальные отзывы ваших покупателей. Вместо «самый широкий ассортимент» расскажите о ваших товарах/услугах и т.д.
4. Старайтесь заменять словосочетание одним простым словом (без промедления - сразу; от мала до велика - все; в общих чертах - в общем). Тоже относится к забюрократизированным устоявшимся выражениям. Например: «чулочно-носочные изделия» , «сувенирные изделия» заменяйте на: «чулки и носки », «сувениры» и т.д.
5. Замените отглагольные существительные с окончаниями -ение , -ани е (гарантирование, обеспечение, создание, размещение, осведомление, привлечение, тестирование, рассмотрение, получение, содействие) на глаголы завершённого действия с окончаниями –ать , -ит ь, -уть (гарантировать, обеспечить, создать, разместить, осведомить, привлечь, тестировать, рассмотреть, получить, содействовать и т.д.).