Правильная интонация: что это?
Интонация - отличительный признак устной речи
Интонация: что это?
5. Значение интонации для формирования выразительной речи.
6, основные элементы интонации
Интонация – это изменение основного тона, интенсивности и длительности звучащего предложения, которое способствует членению потока речи на отдельные отрезки – синтагмы, и имеющиее кроме синтаксического значения также эмоциональное значение. При помощи интонации говорящий выражает свои чувства, пожелания, волеизъявления и т.п.
Обычно под интонацией понимают целый ряд средств организаций звучащей речи, это прежде всего мелодика, динамика (сила) звучения отдельных слов, темп речи, тембр речи и паузы. Все они существуют в своей совокупности и единстве, и таким образом, в целом, интонация относится к суперсегментмым элементам, имеющим отношение или к целому предложению, или к его отрезкам – синтагмам.
Интонация индивидуальна, у каждого говорящего свой средний тон речи, который в зависимости от ситуации может или повышаться или понижаться, но в общем в языке имеются общие закономерности при применении интонации, которые позволяют выделить основные интонационные конструкции (ИК) . В современном русском языке как правило выделяется семь основных интонационных конструкций.
Каждый тип ИК имеет свой интонационный центр (ИЦ) , т.е. слог, на который падает основное синтагментное или фразовое ударение, на этом слоге мелодия предложения или понижается или повышается, в некоторых случаях может произойти и довольно сложное комбинированное движение мелодии от понижения к повышению и наоборот. Кроме того, как правило, выделяется и, так называемая, предцентровая часть , произносимая обычно на среднем тоне говорящего и, так нызываемая, постцентровая часть , которая в зависимости от ситуации может произноситься или с постепенно нисходящей мелодией, или, наоборот, на более высоком тоне, чем предцентровая часть.
Значение интонации для формирования выразительной речи
Когда мы говорим, то ставим перед собой определенные задачи: убедить собеседника в чем-то, сообщить что-либо, спросить о чем-то. Для того чтобы лучше донести до слушателя свои мысли, необходимо позаботиться о логической выразительности речи .
Интонация всегда признавалась важнейшим элементом устной вербальной коммуникации , средством формирования любого слова и сочетания слов в высказывании, средством уточнения его коммуникативного смысла и эмоционально-экспрессивных оттенков. Компонентами интонации являются мелодика, фразовое ударение, темп, тембр и пауза, которые, взаимодействуя между собой, выполняют в речи различные функции, важнейшими из которых являются коммуникативная, смыслоразличительная и эмоционально-экспрессивная (Бондарко Л.В., 1991; Зиндер Л.Р., 1979; Светозарова Н.Д., 1982).
Правильное использование интонации в речи позволяет не только точно передать смысл высказывания, но и активно эмоционально-эстетически воздействовать на слушателя. С помощью интонации говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части. Противопоставляют высказывание по цели (вопрос, повествование, волеизъявление), выражают и воспринимают субъективное отношение к высказанному (Брызгунова Е.А., 1963).
Понятие интонации составляют последовательные изменения высоты тона (мелодии), силы голоса (интенсивность звучания), внутрифразовх пауз (логических и смысловых), темпа (ускоренный или замедленный) в произнесении слов и фраз, ритма (сочетания сильных и слабых, долгих и коротких слогов), тембра (эстетической окраски) звука.
Логическая выразительность - важнейшее условие любого вида речи. Сюда входят следующие аспекты. Мелодика - чередование повышения и понижения голоса в зависимости от смысла высказывания (вопрос, утверждение, восклицание). Каждая фраза имеет свой мелодический рисунок.
Логическое ударение - выделение главного по смыслу слова во фразе. Выделяется - это значит произносится с большей силой и длительностью, чем остальные слова в предложении. Логическим центром может быть любое слово в предложении в зависимости от того, что хочет подчеркнуть говорящий.
Логическая пауза - деление фразы на смысловые отрезки. Каждый речевой такт отделяется от другого остановками различной длительности и наполненности, которые в текстах упражнений обозначаются символами, совпадающими, как правило, со знаками препинания, а именно:
Пауза короткая по длительности для добора воздуха - знак «запятая» < , >;
пауза между речевыми тактами - знак «косая черта» < / >;
пауза между предложениями более длительная - знак «две косые черты» < // >;
пауза для обозначения смысловых и сюжетных кусков - знак «три косые черты» < /// >.
Важно не только понять значение пауз, но, самое главное, приучить се-бя делать фактические остановки. Ритм речи определяется в значительной степени ритмом дыхания. Дыхательные движения носят ритмический, равномерный характер, с правильным чередованием фаз дыхательного цикла по продолжительности и глуби-не. При этом вдох короче выдоха, что важно для речи и голосообразования и собственно говорения. Изменение ритма дыхания влечет за собой изменения ритма разговорной речи. Ритм дыхания диктует предел возможного удлинения выдоха, этот предел обусловлен индивидуальной жизненной емкостью легких.
Интеллектуальная корректировка, заданность структуры высказывания в целом обычно не позволяют говорящему разрывать вдохом слова, словосочетания, связанные сильной семантико-синтаксической связью.
Таким образом, ритм дыхания не сам по себе, а во взаимодействии с интеллектуальным фактором определяет и регулируетритм речи . Индивидуальные колебания естественных ритмов дыхания у различных людей определяют разнообразие ритмов разговорной речи.
«Буквы, слоги и слова, - пишет К.С. Станиславский, - это музыкальные ноты в речи, из которых создаются такты, арии, целые симфонии. Неда-ром же хорошую речь называют "музыкальной"». Призывая к соблюдению темпоритма в речи , он рекомендует: «Образуйте из фраз целые речевые такты, регулируйте ритмическое соотношение целых фраз между собой, любите правильные и четкие акцентуации (ударения. - И. П.), типичные для переживаемых чувств».
Работа над интонацией проводится на материале звуков, слов, предложений, небольших текстов, стихотворений.
Какой бывает интонация в русском языке. Виды интонации.
Средство фонетической организации речи (интонация) делится на три типа:
Для первого вида характерно ровное и, соответственно, спокойное произношение речи. Рассказ протекает плавно, периодически слегка повышая голос (интонационная вершина) и понижая его (интонационное понижение). Такой метод, как правило, не используется постоянно. Оратору или актеру в любом случае приходится использовать второй и третий вид фонетической ораганизации. Для вопросительной интонации характерно повышение тона голоса в начале, и его понижение ближе к концу фразы. В целом, название четко отображает суть данного вида.
Для восклицательной интонации более характерно противоположное положение вещей: тон повышается ближе к концу высказывания. Ярко выраженный эмоциональный окрас легко привлекает внимание публики. Очевидно, что ни один из способов не используется самостоятельно.
Актерам, как и ораторам, свойственен переход или поэтапное чередование одного типа с другим. Правильная интонация должна вырабатываться во время занятий с педагогами. Также достичь развития можно и в домашних условиях. Для этого можно использовать такой способ, как чтение вслух. При этом, нужно обращать внимание на знаки препинания, расставленные в конце предложения. Постижениеоснов ораторского искусства невозможно без выработки правильной интонации.
Роль интонации в актерском мастерстве очевидна, равно как и в ораторском искусстве. Правильность выделения слов в речи, их звучание и действие на публику, уже давно изучены, неоспорима. Попробуем разобраться более подробно в том, что такое интонация, какая бывает, где используется и т.д.
Средство фонетической организации речи (интонация) делится на три типа:
Для первого вида характерно ровное и, соответственно, спокойное произношение речи. Рассказ протекает плавно, периодически слегка повышая голос (интонационная вершина) и понижая его (интонационное понижение). Такой метод, как правило, не используется постоянно. Оратору или актеру в любом случае приходится использовать второй и третий вид фонетической ораганизации. Для вопросительной интонации характерно повышение тона голоса в начале, и его понижение ближе к концу фразы. В целом, название четко отображает суть данного вида.
Для восклицательной интонации более характерно противоположное положение вещей: тон повышается ближе к концу высказывания. Ярко выраженный эмоциональный окрас легко привлекает внимание публики. Очевидно, что ни один из способов не используется самостоятельно.
Актерам, как и ораторам, свойственен переход или поэтапное чередование одного типа с другим. Правильная интонация должна вырабатываться во время занятий с педагогами. Также достичь развития можно и в домашних условиях. Для этого можно использовать такой способ, как чтение вслух. При этом, нужно обращать внимание на знаки препинания, расставленные в конце предложения. Постижение невозможно без выработки правильной интонации.
Немаловажное значение имеет и темп рассказа. А точнее – скорость воспроизведения монолога. Быстрый темп характерен для взволнованной речи. А вот медленный – для торжественной. Плавный переход от одной скорости к другой часто применяется в различных сферах. Конечно, интонация в русском языке невозможна без интенсивности (силы голоса). Это возможность либо придать рассказу эмоциональный окрас, либо наоборот – сбавить обороты. Первый случай наблюдается при высказывании таких эмоций, как испуг или радость. А вот снижение силы голоса характерно для выражения горестных чувств, утраты близких и т.п. Правильная интонация не возможна без логических пауз, которые просто необходимы для осмысления публикой сказанного оратором или актером. И последнее, чтобы качественно выражать свои эмоции различными средствами и видами интонации – важна хорошая дикция. Без нее невозможно ни одно выступление. Вообще, предполагает множество составляющих, как теоретическую подготовку, так и практику. Конечно, речь должна отличаться логической выразительностью, но не менее важна выразительность эмоциональная. Мысль, которую оратор не прочувствовал, не тронет зрителя, как бы не была отработана техническая интонация голоса.
Только при условии должной мыслительной оценки, выражения личного отношения к произносимому тексту можно заинтересовать слушателя. Ведь в этом случае отчетливо проявляются такие компоненты интонации, как эмоциональные ударения и продуманные паузы, обусловленные и настроением, и чувствами говорящего.
Несомненно, что пунктуация и интонация крепко взаимосвязаны. Стоит забыть о знаках препинания, как речь сразу становится монотонной, превращается в безжизненный серый монолит, который может лишь заставить слушателя зевать. А ведь основные функции интонации направлены на повышение интереса к рассказу, его дроблению на смысловые куски (т.н. синтагмы). Некоторые специалисты противопоставляют интонацию просодии. Обычному обывателю достаточно знать, что в отличие от оперирующей фразами интонации, просодия опирается на слоги. К основным элементам интонации обычно относятся: 1. Ударения. 2. Паузы. 3. Тембр. 4. Мелодика. 5. Темп. Однако в действительности все элементы интонации существуют в единстве. Только наука может для своих целей рассматривать отдельные компоненты. Стоит указать негативные примеры интонации. Так к типичным ошибкам обычно относятся как монотонность речи, так и слишком высокий (низкий) тон всего текста выступления, восходящая интонация в конце повествовательных предложений и недостаточная выразительность речи. Над подобными недочетами нужно упорно работать каждый день, особенно, если предвидятся постоянные выступления.
Школьные учебники выделяют такие виды предложений по интонации: невосклицательное и восклицательное. Для второго вида присуще выражение сильного чувства.
Многие ошибочно считают, что по интонации предложения бывают вопросительными, восклицательными и повествовательными. Однако это разделение проводится не по интонационному признаку, а по цели высказывания оратора. Известный исследователь великого и могучего языка Всеволодский-Гернгросс в своих работах на вопрос о том, какие бывают интонации, выделяет не менее 16 видов интонации. Среди них: пригласительная и сопоставительная, повелительная и звательная, убедительная и перечислительная, просительная и утвердительная, и др. Описывая определение интонации, этот ученый отмечает, что она является самой эфемерной составляющей красочной устной речи. При этом важнейшими акустическими характеристиками интонации являются мелодика, длительность и интенсивность.
МБОУ «Болугурская СОШ»
Амгинского улуса (РС)
Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
Р о л ь и н т о н а ц и и
в выразительном чтении
Выполнили:
Ученицы 8 класса Болугурской СОШ
Кузьмина Дуня, Тимофеева Света
Руководитель: Седалищева М.Л.,
учитель русского языка и литературы
Введение……………………………………………………………………………………………
Что такое интонация?........................................................................
Элементы интонации……………………………………………………………………..
Типы интонации……………………………………………………………………………..
Функции интонации………………………………………………………………………..
Практическая часть…………………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………………………….
Использованная литература……………………………………………………………..
Цель: показать основополагающую роль интонации в выразительном чтении.
Задачи:
- познакомиться с понятием интонации, как о сложном единстве ударения, мелодики, ритма, темпа и тембра;
- научиться правильной интонации, т.е. передавать свои эмоции и чувства через выразительное чтение, прислушиваться к обыденной речи, к речи преподавателей, конферансов различных мероприятий;
- четко представлять себе смысл речи, идею текста.
Актуальность:
Многие выступления остаются в памяти не только потому, что они глубоки по мысли и интересны по содержанию, но и потому, что выступающие понимают роль интонации и используют силу и мощь интонации в своей речи.
Мы тоже должны применять знания по интонации в выразительном чтении, чтобы добиться наибольшего эффекта.
Введение
Известный мастер художественного слова Антон Шварц писал: «Только в том случае, если отношение родилось в результате эмоционального восприятия материала, исполнение может быть художественно оправданным».
Чтение, книга – это мощное средство образования, воспитания и развития: умственного, языкового, речевого, нравственного, культурного, эстетического, информационного, интеллектуального, чувственного. Наша задача - полноценное эмоциональное восприятие художественной литературы. Этому содействуют разные виды активной творческой деятельности, в первую очередь выразительное чтение.
Выразительное чтение побуждает нас пристальнее вглядываться в человека, глубже понимать окружающий мир. Все это возможно лишь тогда, когда чтец донесет до слушателя все те чувства и переживания, которые испытывал поэт, то волнение, которое охватывало его душу.
Но, к сожалению, мало внимания уделяется этому навыку, о чем говорят результаты нашего эксперимента, который был проведен в нашей школе:
Характеристика выразительного чтения знакомого лирического стихотворения в 5-6 и 7 – 8 классах
Не умеют правильно управлять дыханием - 7 учащихся;
Выбирать нужную интонацию - 6 учащихся;
Правильно ставить паузы - 5 учащихся;
Выбирать нужный темп - 7 учащихся
А также был проведен опрос, где принимало 23 учащихся. Проанализировав ответы учащихся, получились такие результаты:
25% считают, что это, значит, не спешить, читать медленно, делая паузы между словами;
Из ответов учащихся можно сделать вывод, что лишь небольшое количество детей характеризует выразительное чтение правильно и показывает, что навык выразительного чтения у учащихся развит на невысоком уровне.
Для того, чтобы научиться выразительно читать, необходимо овладеть определенными навыками и умениями. Они базируются на анализе текста и интонационных средствах речевой выразительности. Основным умением является умение определять основную задачу. Это умение включает в себя ряд умений, вычленение которых позволяет определить логическую последовательность их формирования. К ним относятся:
Умение понимать мысли героев, сопереживать им, определять свое отношение к событиям;
Умение правильно управлять дыханием;
Умение правильно использовать свойства голоса;
Умение выбирать нужную интонацию;
Умение правильно устанавливать логическое и фразовое ударение;
Умение подбирать нужный темп и ритм чтения;
Умение использовать мимику и жесты.
Для своей исследовательской работы мы выбрали умение выбирать нужную интонацию. Возникает вопрос: Можно ли научиться интонации, которая точно отражала бы содержание высказывания? На этот вопрос психологи отвечают отрицательно: «Это то же самое, что обучать плакать, смеяться, горевать, радоваться и т.д. Интонации речи в определенной жизненной ситуации приходит сама собой, о ней не нужно думать, ни заботиться… Но есть способы найти интонацию, когда поставлена задача прочитать какой-либо текст.
Что же такое интонация?
Под интонацией понимают сложный комплекс совместно действующих элементов звучащей речи. В любом высказывании или части его (предложении) можно различать следующие компоненты:
Силу, определяющую динамику речи и выражаемую в ударениях;
Направление, определяющее мелодику речи и выражаемое в движении голоса по звукам разной высоты;
Скорость, определяющую темп и ритм речи и выражаемую в длительности звучания и остановках (паузах);
Тембр (оттенок), определяющий характер звучания (эмоциональную окраску речи). Все эти компоненты – звуковая оболочка речи, её звучание материальное воплощение содержания, смысла речи.
Элементы интонации:
Мелодика служит не только для организации фразы, но и для смыслового различения. Высказывания, состоящие из одних и тех же слов, могут иметь разные грамматические (синтаксические) значения в зависимости от мелодической их стороны, т.е. с помощью повышения и понижения основного тона голоса выражаются различные цели высказывания: сообщение, побуждение к действию, вопрос, восклицание, просьба, порицание и т.д. Например, Молчите! (энергичное, краткое произнесение ударного гласного и резкий спад тона выражает категорический приказ) и Молчи-и-те?! (продление ударного гласного в сочетании с восхождением голосового тона выражает угрозу; интонация в таком случае взаимодействует с ударением).
Темп – это скорость речи. Быстрый темп свойствен обычно взволнованной речи, а медленный темп – торжественной.
Паузы – это перерывы в речи различной длительности Паузы служат не только для расчленения речи на фразы и такты, но и для выражения эмоции говорящего. В сочетании с движением голосового тона паузы нередко служат для различения смысла высказываний. Например, Как удивили её / слова брата (удивлена была она) и Как удивили / её слова / брата (удивлён был брат).
Функции интонации:
Грамматическая;
Разделительная;
Экспрессивная
Грамматическая функция интонации заключается в том, что превращает цепочку слов в предложение, высказывание;
Разделительная функция состоит в расчленении высказывания, что позволяет говорящему вложить во фразу логический смысл;
Экспрессивная функция – это передача тем, кто слушает (эмоции, переживания)
Типы интонации:
Для повествовательной интонации характерно спокойное, ровное произношение всего высказывания. Например: Поздняя осень. Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели… (Н. Некрасов).
Вопросительная интонация выражается повышением тона в начале и понижением его к концу высказывания. Например, Куда ты идёшь?, Какой у неё голос?
Восклицательная интонация, наоборот, выражается повышением тона к концу предложения. Например: Какой у неё голос!, Как она танцует! Настоящая весна!
Демонстрация отрывков из стихотворений А.С.Пушкина
Буря мглою небо кроет, (тревожно, печально )
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.
Подруга дней моих суровых, (легко, ласково )
Голубка дряхлая моя,
Одна в глуши лесов сосновых,
Давно-давно ты ждешь меня.
Под голубыми небесами, (восторженно, радостно )
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет…
Стихотворение А.С.Пушкина «Зимний вечер»
Буря мглою небо кроет, (тревожно, печально)
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Отрывки из сочинений учащихся
Юлия Кожурова, 8 класс: « Я хочу говорить с интонацией, как ведущие телевизионных программ...»;
Катя Афанасьева, 8 класс: «… Я стараюсь использовать интонацию, когда читаю стихи. Я люблю читать стихи, особенно А.С.Пушкина. Научилась интонации у учителя, прислушиваюсь к ее словам и учусь»;
Тома Иванова, 8 класс: «Думаю, что я хорошо читаю, потому что я очень стараюсь соблюдать все правила интонации»;
Нарыйа Окорокова, 8 класс: « Люблю слушать, как говорят конферансы и преподаватели
Заключение
Действительно, художественное слово в письменном тексте обладает множеством значений, которые, как сеть, окружают его и часто скрывают от читателя авторское чувство. Слово звучащее, произнесенное активно, подчеркивает эмоциональную направленность речи. Голос, как живая вода, превращает написанное слово в поступок, действие.
Мы заметили, что при подготовке к выступлению в конференциях, при чтении на уроках некоторые не используют интонацию. А те, которые понимают значение и используют интонацию, добиваются лучших результатов: слушающие более близко воспринимают их выступление.
Использованная литература
Крестинская, Т.П., Петров, С.В. Как пользоваться словом: - М.: Просвещение; Ленинград: 1968.
Михальская, А.К. Основы риторики: М.: Дрофа; 2001.
Иванова, С.Ф. Говори: М.:Школа-Пресс; 1997.
Самсонова, Л.Н., Самсонов, Н.Г. Русское слово: - Якутск; 2007.
Гольдин В.Е. Речь и этикет: - М.: Просвещение; 1983.
Попова М.К. Русский речевой этикет: Якутск; 1994.
Мезенко, А.М. Языкознание; Минск; 2000.
Вербицкая, Л.А. Давайте говорить правильно: - М.: 1993.
Михневич, А.Е. Ораторское искусство лектора: - М.: 1994.
Надо учесть имеющихся в опыте чтеца жизненных обстоятельств, мыслей и чувств, соотнесение их с теми, что переданы в произведении;
К восприятию прочитанного текста можно организовать экскурсию на природу, рассматривание репродукций картин, прослушивание записей мастеров художественного слова