Главная » 2 Распространение » Конспект занятий по измерению длин. Задачи ознакомления дошкольников с основными величинами и способами их сравнения

Конспект занятий по измерению длин. Задачи ознакомления дошкольников с основными величинами и способами их сравнения

Программа «От рождения до школы»
Возраст Подготовительная группа
Основная образоват. область «Познавательное развитие»
Интеграция с др. областями «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»
Форма проведения Совместная деятельность детей и взрослых
Цель Развитие познавательных и математических способностей
Воспитательные задачи Воспитывать дисциплинированность, умение слушать воспитателя, продолжать формировать умение быстро выполнять задания.
Развивающие задачи Развивать внимание, сообразительность, логическое мышление, воображение.
Образовательные задачи — Закрепить представления об измерении длины с помощью мерки и умение практически измерять длину отрезка заданной меркой;
— познакомить с см и м как общепринятыми единицами измерения длины, формировать умение использовать линейку для измерения длин отрезков;
— закрепить представления о сравнении групп предметов с помощью составления пар, сложении и вычитании, взаимосвязи целого и частей, составе числа 6.
Планируемый результат Научить использовать линейку для измерения длин отрезков.
Методы и приемы Словесный: объяснение, разъяснение;
Наглядный: показ;
Практический: упражнения, выполнение заданий.
Наглядные средства обучения Демонстрационный:белая полоска бумаги-40 см, полоски-мерки: красная-10 см, синяя-8 см; метр(портняжный, складной, рулетка и т. д.); модель см; линейка.
Раздаточный: белая полоска бумаги-20 см;полоски-мерки: красная-5 см, синяя-4 см; линейка; листки с тремя отрезками 5 см, 2 см, 4 см.; звездочки.
Организация детей

Индивидуальная работа Напомнить Никите, как правильно пользоваться линейкой.
Словарная работа Сантиметр, метр, пядь, сажень, локоть, отрезок, длиннее, короче, «целое» и «сумма», шире, уже.
Предварительная работа Беседа об единицах измерения, о способах измерения длины.
Структура 1. Начало НОД: 1 мин.
2. Эксперимент: 5 мин.
3. Работа с раздаточным материалом: 6 мин.
4. Физминутка: 1 мин.
5. Измерение длин: 6 мин.
6. Физминутка:2 мин.
7. Повторение: 6 мин.
8. Итог занятия: 3 мин.

Ход НОД

I. Начало НОД -1 мин.
II. Эксперимент -5 мин.
III. Работа с раздаточным материалом.
IV. Физминутка
V. Измерение длин линейкой
VI. Физминутка
VII. Повторение
VIII. Итог занятия

Здравствуйте, ребята! Сегодня занятие буду вести я, Динара Ляуфировна. Сейчас попрошу вас сесть правильно и слушать меня внимательно. Договорились? За каждый правильный ответ, буду давать вот такие звездочки (показываю). Дополнительные звездочки будут за хорошее поведение. У кого звездочек будет больше, тот получит главный приз. Он здесь (показываю коробочку в подарочной упаковке. Затем я убираю коробку в шкаф, чтобы дети не отвлекались).
Ребята, сегодня мы вами научимся с вами измерять длину с помощью линейки, узнаем, что такое см и м.

А) Сейчас я хочу к себе позвать самого высокого мальчика и самую низкую девочку (имена).
Ребята, посмотрите на полу две полосы. Посмотрите внимательно и скажите, как вы думаете, какая полоска длиннее? (Индивидуально спрашиваю у неск. детей).
Правильно, они одинаковые по длине.
Сейчас проведем эксперимент.
Максим пройдет по этой полосе, Ксюша-по этой(показываю). Этот ряд будет считать, сколько шагов прошел Максим. Этот ряд будет считать, сколько прошла Ксюша. Сколько шагов получилось у Максима? А сколько шагов у Ксюши? У Максима больше шагов или у Ксюши?
А теперь подумайте, полоски одной длины, а количество шагов разное, почему же так получилось? Как ты думаешь, Никита? А ты как думаешь, Диляра?
Таким образом, сделаем с вами вывод: чем шире шаги, тем меньше кол-во шагов. У Максима были шаги шире, у него получилось меньше кол-во шагов. А у Ксюши шаги уже, поэтому у нее кол-во шагов получилось больше. Молодцы, ребята! Ксюше и Максиму вручаю звездочки за хорошую работу. Спасибо! Можете сесть за свои места.
(Затем даю звездочки детям, которые отвечали).
Б) Следующее задание такое.
На ваших столах лежат белая(20см),синяя(4см), красная(5 см) полоски. Сравните, пожалуйста, синюю и красную полоски. Какая полоска длиннее: красная или синяя? А каким способом вы измеряли, наложением или приложением? Очень хорошо. А сейчас измерьте с помощью красной полоски белую полоску. Сколько красных полосок вместилось в белую? Вера, сколько полосок у тебя вместилось? Хорошо. У всех так получилось? Замечательно! Запомните эту цифру.
Сейчас измерьте с помощью синей полоски белую. Сколько полосок вместилось? У всех одинаковое кол-во?
Каких полосок вместилось больше: красных или синих? Полина, как у тебя получилось?
Сделаем вывод: у нас получилось, что чем больше размер мерки, тем меньше результат измерения, т.е. красных полосок вместилось меньше, т. к. она длиннее. Молодцы, Ребята! (В ходе задания, выполняю его на доске. Подхожу к каждому ребенку, помогаю. За правильные ответы даю звездочки).

На прошлом занятии, вы познакомились с некоторыми мерками для измерения длины. Давайте вспомним, какими еще мерками можно измерять длины отрезков? (звездочки за правильный ответ).
Как вы думаете, одинаковый ли результат будет получаться при измерении у всех людей? Все верно, ребята.
Чтобы не было споров, люди договорились пользоваться мерками, которые не связаны с размерами человеческого тела, — они всегда одинаковые. Сегодня мы познакомимся с двумя такими мерками – метром и сантиметром.
(Демонстрирую модель метра и сантиметра).
Теперь отметьте зеленым карандашом(или простым) 1 см на своих линейках(показываю на доске на демонстр. линейке. объясняю, как правильно пользоваться линейкой).
Как вы думаете, какой из мерок удобнее измерять расстояние в комнате?
Первый ряд измеряет длину стола, второй-длину доски, третий-длину ковра(помогаю каждому ряду. У каждого ряда спрашиваю, сколько у них получилось. За правильные ответы даю звездочки). А теперь посмотрите задание №1. Какой меркой измеряет длину доски мальчик на картинке? Правильно, метром. А какой меркой удобнее измерять длину дорожки, по которой проползла улитка? Сантиметром. Сколько маленьких отрезков по 1 см уложилось в этой дорожке? Давайте проверим. Ясмина, сосчитай, пожалуйста. Хорошо. Дима, у тебя как получилось? У всех получилось 4 отрезка по 1 см? Молодцы, ребята.
На линейке отложены отрезки по 1 см. Числа 1,2,3 и т. д. показывают, сколько см отложено. Например, на моем отрезке шесть отрезков, значит здесь 6 см (показываю на доске на демонстр. линейке).
Давайте узнаем, сколько см проползла улитка? Денис, как правильно нужно приложить линейку? Никита, нужно держать линейку вот так(индивид. подход к детям).
Итак, ребята, сколько см проползла улитка? Молодцы, правильно, 5 см проползла улитка.
Ребята, мы очень долго занимались и нам нужно немного отдохнуть. Все выходим на коврик и встаем на четвереньки. Давайте мы с вами представим, что мы очень медленные улитки. Вы же знаете, что улитка очень долго ползет.
Кто так медленно ползет,
На себе свой дом везет?
Проползет еще немножко,
Высунет и спрячет рожки.
По листу, по ветке гибко
Очень медленно ползет улитка.
Молодцы! Теперь садимся за свои места и продолжаем занятие.
На ваших вас дожидаются ваши линейки. Сейчас они нам понадобятся. Посмотрите задание №2. Что же тут изображено? Верно. Это отрезки. Наша с вами небольшая задача, измерить их длину. Мне нужны помощники. На доске есть отрезки. Они точно такой же длины, что и в вашей тетради (вызываю к доске одного из детей).
(д.)будет измерять, а вы с своих тетрадях. Потом проверим (индивид. подход).
Давайте проверим. Сколько см получилось у тебя, Карина? А у тебя, Кирилл? Хорошо. А давайте сейчас узнаем, сколько см получилось у (ребенок у доски)? Значит, мы правильно измерили все три отрезка(звездочки).
Сейчас мы с вами проведем маленький эксперимент.
Какие геометрические фигуры нарисованы на доске?
Правильно. Точно такие же фигуры у вас в тетрадях.
Давайте вспомним, где у нас находятся стороны этих фигур? (каждую фигуру рассматриваем).
Как вы думаете, равны ли стороны этих фигур? Например, у треугольника стороны равны? А у квадрата? У прямоугольника?
Сейчас мы с вами узнаем.
(Разбиваю фигуры, которые на доске по деталям. Каждую отдельно. Прикладываю детали друг к другу). Посмотрите, ребята, каждая деталь имеет разную длину. Что же это значит? Это значит, что, например, у треугольника стороны разные. А что вы скажите о квадрате? Прямоугольнике?
Измерьте в своих тетрадях стороны геом. фигур и запишите результаты в клетку.
(даю время, помогаю).
Все справились с этим заданием? Хорошо.
Ребята, посмотрите задание №4. Как думаете, что нам нужно сделать? Что это такое?
Правильно, это равенства и их нужно правильно составить.
Для начала нам нужно измерить длину каждого отрезка.
Измерьте длину самого большого отрезка и результат запишите в верхнем «окошечке».
Какие равенства можно составить? (индивидуально спрашиваю у неск. детей. за правильный ответ-звездочка. Ответы записывают. Я показываю на доске).
Мы очень хорошо поработали. Думаю, мы заслуживаем отдыха.
Мы поставили пластинку
И выходим на разминку.
На зарядку, на зарядку,
На зарядку становись!
Начинаем бег на месте,
Финиш – метров через двести!
Раз-два, раз-два,
Раз-два, раз-два!
Хватит, хватит!
Прибежали!
Потянулись, подышали!
Еще чуть-чуть позанимаемся, и отдохнете подольше.
Сейчас посмотрите задание № 5. Смотрите, какие красивые картинки. Как вы думаете, что здесь нужно сделать? Здесь есть знаки > < =. Все правильно, нужно сравнить. Артем, скажи нам, пожалуйста, на первой картинке что изображено? Правильно. Где мячиков больше, где меньше? Значит, какой знак мы поставим? (показываю на доске знаки) Правильно. О следующей картинке нам скажет Егор. Скажи, пожалуйста, что изображено и какой знак нужно поставить? Почему? Будь внимателен. Правильно. Все согласны? Хорошо. И последняя картинка. Ростислав, скажи, пожалуйста, какой знак нужно поставить? Все правильно. Ребята, вы справились с этим заданием.
Задание №6 вы выполните с Ольгой Сергеевной после сна. А потом я проверю, как вы его выполнили.
(В случае если не уложусь во времени).

Ребята, сегодня мы с вами познакомились с новыми мерками. Давайте вспомним, какие это мерки? Правильно, метр и сантиметр. Для чего нам нужна такая мерка, как метр? А для чего нужен сантиметр? Никита, напомни нам, пожалуйста, как нужно правильно пользоваться линейкой? Молодцы!
Чтобы вы не забывали об этих мерках, измерьте дома длину стола, кровати, длину ваших книжек, которые у вас есть дома.
Я очень рада, что вы так внимательно меня слушали, вели себя хорошо, были такими активными. Как и обещала, самому активному и послушному, главный приз.
(определяем самого активного, умного и послушного. Остальным поощрительные призы).
Вы все очень умные, активные, послушные, но, как видите, (имя ребенка) был шустрее, быстрее всех.
Для вас я тоже приготовила поощрительные призы.
Всем спасибо и до новых встреч!

Конспект НОД по математики в старшей группе

по теме: «Единицы измерения длины»

Цель: познакомить детей с единицей измерения длины- метр.

Задачи:

Образовательные:

Показать, что в метре 100 см;

Упражнять в измерении предметов разнообразными измерительными приборами;

Познакомить с измерительным прибором-рулеткой.

Развивающие:

Продолжать развивать мелкую моторику рук;

Развитие мышления, пространственного воображения, внимания.

Воспитывающие:

- воспитывать интерес к получению новых знаний.

Методические приемы:

Дидактическая игра «учимся измерять длину и высоту»; измерение с помощью гибкого сантиметра длины по кривой; упражнение на развитие мелкой моторики.

Материалы:

Рулетка, линейка, гибкий сантиметр, полоски картона по количеству человек (условная мерка), кубики, отрез ткани, деревянный метр.

Ход работы:

1.Вводная часть.

Воспитатель:

Ребята, у моей хорошей знакомой Маши скоро день Рождения. Она решила сшить себе новое платье. Как называется человек, который шьёт одежду? Давайте представим, что я – портной. А вы хотите быть моими помощниками? С чего портной начинает свою работу? (снимает мерки и отмеряет нужную длину ткани). Нам нужно выбрать, чем мы будем мерить длину.

Чем мы можем измерить длину? (условными мерками)

Что такое условная мерка? Что может быть условной меркой?

Давайте вспомним, как можно измерить длину или ширину при помощи условной мерки. Возьмите со стола любые условные мерки. Предлагаю 1 команде измерить длину стола, а второй – ширину стола.

С чего мы начинаем мерить?

(Прикладываем мерку к самому краю стола, придерживаем пальцем).

Что мы используем для удобства измерения? (Для удобства отмечаем кубиками сколько раз уложилась мерка).

Проверим, что у вас получилось.

У всех результат одинаковый? (нет) А почему?

Потому что у всех разные мерки, поэтому разные результаты измерения.

Давайте с вами вспомнит м/ф «38 попугаев». Кто вспомнит, что делали в нём животные?

Кем или чем животные мерили удава? (попугаем, мартышкой, слонёнком).

Какой длины бал удав, когда его мерил слонёнок? (2)

А мартышка? (5)

А в попугаях длина удава? (38)

Кто из животных был самым крупным? (Слон). А в слонах удав - 2раза.

Кто был самым маленьким? (Попугай). А в попугаях удав – 38 раз.

У них результаты были какими? (разными)

Так какую же мерку нам выбрать, чтобы измерения были одинаковыми и точными? Чем измерить ткань?

2. Основная часть.

Пока мы с вами будем придумывать, я хочу вам немного рассказать о старинных единицах измерения длины. В древности для измерения длин использовались те измерительные приборы, которые всегда были при себе. В самом начале для измерения длины, как и при счете, люди пользовались руками, пальцами. Самой распространённой единицей длины был «локоть» т. е. расстояние от локтя до конца среднего пальца. (Покажите мне ваш локоть и средний палец.)

Этой единицей многие народы пользовались на протяжении тысячелетий. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку.

Кроме «локтя» применялись и другие единицы: сажень, ладонь, шаг. Расстояние, на которое надо было вбить в землю колья при постройке хижины, человек измерял шагами. «Шаг» - это одна из старинных мерок, которой пользуются и по сей день. »

Какие мерки вы запомнили?

Предлагаю вам попробовать измерить ковер шагами, а затем стол – ладонью.

Сравниваем результаты – опять результаты разные.

Подходят нам старинные мерки длины? (нет)

Гимнастика для глаз.

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной. (Моргают глазами.)

Ну-ка, лучик, повернись,

На глаза мне покажись. (Делают круговые движения глазами.)

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду. (Отводят взгляд влево.)

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду. (Отводят взгляд вправо.)

Теперь вы сами убедились, какая получается путаница, неразбериха, когда люди пользуются разными мерками. Поэтому было решено принять для всех стран общие единицы мерок, чтобы результаты измерений были точными.

Самой маленькой единицей измерения стал сантиметр.

Перед вами лежат различные предметы (линейка, деревянный метр). Как вы думаете для чего нужны эти предметы? Что общего вы в них видите?

У них есть шкала. Отрезок от 0 до 1 – это и есть сантиметр.

В каких случаях используют линейку?

А все ли удобно мерить линейкой? Например, длину ковра?

Поможет нам линейка измерить длину ткани для Маши? (неудобно, слишком маленькая)

Для измерения очень длинных предметов используется вот такая мерка – метр. (в нем 100 см)

Где можно использовать метр?

С помощью метра можно измерить длину и высоту стола, стула, рост куклы, длину ковра.

Как вы думаете, поможет нам метр отмерить нужную длину ткани? (да)

Воспитатель вместе детьми измеряет отрез ткани, в нём – 3 метра. Это то, что нужно Маше. Мы помогли ей? (да)

Спасибо, ребята.

(Показать другие предметы - мягкий сантиметр, рулетка)

Оказывается, что для измерения длины используются и другие измерительные приборы.

Как вы думаете, когда используют мягкий сантиметр? Почему в этих случаях не подходит линейка или твёрдый метр? (дать детям потрогать твёрдый метр и мягкий сантиметр)

(с помощью сантиметра можно измерить длину по кривой- окружность головы, объем талии или дерева). Измеряем окружность головы детей.

Это - рулетка. Где её используют? Видели ли вы раньше такой прибор? Где?

(на строительстве, при ремонтных работах)

Хочу вас предупредить, что детям пользоваться рулеткой опасно, так как о её металлические острые края можно сильно пораниться или поранить кого-нибудь. Рулеткой можно измерить длину всех сторон ковра.

3. Заключительная часть.

Хорошая работа, ребята. Маше помогли. А что нового узнали? Что научились делать? Что получилось, а что нет?

Меня порадовала ваша работа на уроке. Вы были очень внимательные и с удовольствием узнавали новое.


Фрагмент занятия № 1

Задачи: Учить узнавать и называть плоские геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал. Развивать мышление, внимание. Воспитывать наблюдательность, сосредоточенность.

Демонстрационный материал: Таблица, на которой нарисованы прямоугольник и квадрат; модели квадрата и двух прямоугольников, две стороны первого и второго прямоугольников равны стороне квадрата, а две другие стороны первого прямоугольника короче стороны квадрата, а второго – длиннее; таблица, на которой нарисованы прямоугольник, квадрат.

Раздаточный материал: У каждого ребёнка карточка, на которой нарисованы прямоугольник, квадрат.

Организация детей:

Ход:

Детям показывают таблицу на которой нарисованы квадрат и прямоугольник. Педагог, указывая на квадрат, спрашивает:

Какая это геометрическая фигура? (Это квадрат.)

Что вы знаете о квадрате? (У квадрата все стороны равны)

А сколько сторон у квадрата? (У квадрата четыре стороны)

А сейчас мы познакомимся ещё с одной геометрической фигурой- прямоугольником. Сегодня мы будем учиться различать прямоугольник и квадрат.

Давайте обведём пальцами фигуры по направлению слева направо, поворачивайте назад и ведите сверху вниз.

Детей привлекают к совместному действию в воздухе, некоторым предлагает обвести контур фигур.

Воспитатель объясняет детям, что у прямоугольника две стороны длиннее, две короче, а у квадрата все стороны равны. Также объясняет, что и у прямоугольника и у квадрата четыре угла и можно их называть четырёх- угольниками. Воспитатель задаёт вопросы:

Чем отличаются прямоугольник от квадрата? (У прямоугольника две стороны длиннее, две короче.)

Все ли стороны равны у квадрата? (Да, у квадрата все стороны равны.)

А у прямоугольника? (Нет, у прямоугольника две стороны длиннее, две короче.)

А как можно, одним словом назвать прямоугольник и квадрат? (Четырёхугольник.)

Итог: Молодцы, ребята, вы хорошо позанимались.

А с какой геометрической фигурой мы познакомились? (С прямоугольником.)

А сколько сторон у прямоугольника? (У прямоугольника четыре стороны.)

Все ли стороны у прямоугольника равны? (Нет, у прямоугольника две стороны длиннее, две короче.)

А сколько сторон у квадрата? (У квадрата четыре стороны.)

Как их можно ещё назвать? (Четырёхугольниками.)

Почему? (У квадрата и прямоугольника четыре угла.)

А чем они отличаются? (У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника две стороны длиннее, две короче.

Фрагмент занятия № 2

Задачи: Учить находить и называть плоские геометрические фигуры независимо от их цвета, размера и пространственного расположения.

Учить классифицировать фигуры по разным признакам (цвету, форме, размеру). Развивать активность и самостоятельность мышления. Воспитывать внимание, умение быть наблюдательным.

Демонстрационный материал: Фланелеграф, к нему модели геометрических фигур: 3 круга, 3 квадрата, 3 треугольника (фигуры каждого вида разных цветов и размеров).

Раздаточный материал: Карточки с двумя свободными полосками и конверты с набором моделей фигур разного вида; кругов, квадратов, треугольников; среди них 5 маленьких и 4 большие фигуры.

Организация детей:

Ход:

На фланелеграфе размещены вперемешку квадраты, треугольники и круги.

Дети посмотрите на фланелеграф.

Что это? (Геометрические фигуры.)

Назовите их (Квадраты, треугольники, круги.)

Что вы знаете о квадрате? (У квадрата четыре стороны.)

Что вы знаете о треугольнике? (У треугольника 3 угла и 3 стороны.)

Что вы знаете о круге? (У круга нет углов, нет сторон.)

Выйдите трое к фланелеграфу, найдите и покажите геометрическую фигуру, назовите её цвет и размер. Воспитатель обращает внимание ребят на то, что фигур много они разного цвета и размера, размещены в беспорядке, предлагает «навести порядок». По очереди вызывает троих детей и предлагает каждому из них разложить в ряд фигуры одного вида.

А какие ты фигуры отобрал? (Треугольники.)

А какого они цвета? (Синего, красного, зелёного.)

Почему фигуры разного цвета и размера ты поместил в один ряд? (Потому что они одинаковой формы.)

Чем они отличаются? (Цветом, размером.)

Чем похожи? (Формой.)

А теперь наберите фигуры по цвету.

Какие фигуры ты отобрал по цвету? (Квадраты.)

А какого они цвета? (Зелёного.)

А какого они размера? (Большого, среднего, маленького.)

Чем отличаются? (Квадраты одного цвета, но разного размера.)

А ты набери фигуры по размеру.

Какие фигуры ты отобрал по размеру? (Круги.)

А какого они размера? (Большие.)

А какого цвета? (Синего, красного, зелёного.)

Чем отличаются? (Круги одного размера, но разных цветов.)

Итог: Воспитатель хвалит детей, которые занимались у фланелеграфа.

А какие геометрические фигуры вы сегодня отбирали? (Квадраты, треугольники, круги.)

А по каким признакам отбирали? (По форме, по цвету, по размеру.)

А какого они были цвета? (Синего, красного, зелёного.)

А какого они были размера? (Большого, среднего, маленького.)

Правильно ли ребята поместили в ряд фигуры по форме, по цвету и по размеру? – Спрашивает воспитатель у детей, сидящих за столами.

Да, правильно.

Фрагмент занятия № 3

Задачи: Познакомить со свойствами плоских геометрических фигур.

Закрепить умение определять пространственные направления «вверху», «внизу», «слева», «справа». Закрепить умение определять форму предметов и моделировать их из геометрических фигур. Развивать пространственное воображение, речь. Воспитывать умение применять знания в соответствии с обстоятельствами.

Организация детей: Занимается вся группа. Дети сидят за столами.

Раздаточный материал: Листы бумаги с нарисованными в углах кругом, квадратом, треугольником, прямоугольником, карандаш простой.

Ход: (Работа с раздаточным материалом).

Воспитатель предлагает детям назвать предметы, имеющие в строении изображенную им геометрическую фигуру, затем дорисовывать то, что ему интересно, не повторять работ товарищей.

Какая у тебя геометрическая фигура нарисована? (Круг.)

А где, круг нарисован на листе? (В верхнем правом углу.)

А что ты знаешь про круг? (У круга нет углов, нет сторон.)

А что ты дорисовал к кругу? (Ещё два круга.)

Что у тебя получилось? (Снеговик.)

А у тебя какая геометрическая фигура? (Квадрат.)

Где, на листе нарисован квадрат? (В верхнем левом углу.)

Что ты знаешь про квадрат? (У квадрата четыре угла и все стороны равны.)

А что ты дорисовал к квадрату? (Треугольник.)

Что у тебя получилось? (Домик.)

А у тебя какая геометрическая фигура? (Прямоугольник.)

Где, на листе нарисован прямоугольник? (В нижнем левом углу.)

Что ты знаешь про прямоугольник? (У прямоугольника две стороны длиннее, две короче.)

А что ты дорисовал к прямоугольнику? (Ещё один маленький прямоугольник и два круга.)

И что у тебя получилось? (Машина.)

А какая у тебя геометрическая фигура? (Треугольник.)

А где, нарисован на листе треугольник? (В нижнем правом углу.)

Что ты знаешь про треугольник? (У треугольника 3 угла и 3 стороны.)

А ты что дорисовал к треугольнику? (Ещё два треугольника.)

И что у тебя получилось? (Ёлка.)

Итог: Воспитатель обходит каждого ребёнка, расспрашивает о нарисованном, если сделали не правильно объясняет, как надо сделать.

А какие геометрические фигуры были нарисованы на листе?

Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

А что вы к ним сегодня дорисовали? (Круги, треугольники, квадраты, прямоугольники.)

Что у вас получилось? (Снеговик, домик, машина, ёлка.)

А где были расположены на листе фигуры? (Вверху, внизу, справа, слева.)

Фрагмент занятия № 4

Задачи: Развивать умение сравнивать и обобщать плоские геометрические фигуры по их существенным признакам. Развивать память, мышление, внимание, речь. Воспитывать умение сосредотачиваться на занятии.

Демонстрационный материал: Фланелеграф, модели плоских геометрических фигур больших размеров, фишки.

Организация детей: Занимается вся группа. Дети сидят за партами.

Ход:

Дети сегодня мы научимся с вами сравнивать и обобщать плоские геометрические фигуры по их существенным признакам. Воспитатель выкладывает на фланелеграфе круг и квадрат и спрашивает детей:

Что это за геометрические фигуры? (Круг и квадрат.)

Что вы знаете о квадрате? (У квадрата четыре стороны, четыре угла.)

Что вы знаете о круге? (У круга нет углов, нет сторон). Сравните их.

Воспитатель выкладывает квадрат и прямоугольник:

Что это за геометрические фигуры? (Квадрат и прямоугольник.)

Что вы знаете об этих фигурах? (У квадрата четыре стороны, четыре угла и у прямоугольника четыре стороны, четыре угла.)

Чем похожи эти фигуры? (Углами, сторонами.)

Чем отличаются? (У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника две стороны длиннее, две короче.)

Как их можно назвать одним словом? (Четырёхугольники.)

Воспитатель выкладывает квадрат и треугольник:

Назовите эти фигуры. (Квадрат и треугольник.)

Что ты о них знаешь? (У квадрата четыре стороны, четыре угла, а у треугольника три стороны и три угла.)

Чем похожи эти фигуры? (У них есть стороны и углы.)

Чем отличаются? (Сторонами и углами.)

Воспитатель выкладывает круг и овал:

Назови эти фигуры. (Круг и овал.)

Что вы о них знаете? (У круга нет углов, нет сторон и у овала нет углов и нет сторон.)

Воспитатель даёт фишки тем детям, которые сумели правильно сравнивать и обобщать плоские геометрические фигуры по их существенным признакам.

Итог: Воспитатель вместе с детьми подсчитывает фишки у кого больше и хвалит детей за правильные ответы.

Какие геометрические фигуры мы сегодня сравнивали и обобщали? (Круг и квадрат, квадрат и прямоугольник, квадрат и треугольник, круг и овал.)

Фрагмент занятия № 5

Задачи: Развивать умение классифицировать геометрические фигуры по указанному признаку. Развивать память, мышление, внимание. Воспитывать наблюдательность, сосредоточенность.

Раздаточный материал: Модели геометрических фигур (квадрата, круга, прямоугольника) разного цвета и размера на каждого ребёнка.

Организация детей: Дети сидят за столами лицом к воспитателю. Занимается подгруппа.

Ход:

Дети перед вами геометрические фигуры квадрата, круга и прямоугольника разных цветов и размеров. Попробуйте разложить их на три группы по цвету, по размеру и по форме.

Какие фигуры ты разложил? (Квадраты.)

По какому признаку ты их разложил? (Все квадраты одинакового цвета.)

А что ты знаешь про квадрат? (У квадрата четыре одинаковые стороны и четыре угла.)

А ты, по какому признаку разложил фигуры? (По размеру.)

А какие фигуры разложил? (Прямоугольники. Они все одинакового размера.)

Что ты знаешь про прямоугольник? (У прямоугольника четыре угла и четыре стороны, две стороны длиннее, две короче)

А как ещё можно назвать прямоугольник? (Четырёхугольник.)

По какому признаку ты разложил фигуры? (По форме.)

А какие фигуры разложил? (Круги. Они все одинаковой формы.)

Что ты знаешь про круг? (У круга нет углов, нет сторон.)

Итог: Воспитатель обходит детей и смотрит, правильно ли разложены фигуры по указанному признаку. Хвалит тех, кто справился с заданием

А какие фигуры сегодня вы раскладывали на группы? (Квадраты, круги, прямоугольники.)

Что вы знаете про квадрат? (У квадрата четыре одинаковые стороны и четыре угла.)

Что вы знаете про прямоугольник? (У прямоугольника четыре угла и четыре стороны, две стороны длиннее, две короче)

Что вы знаете про круг? (У круга нет углов, нет сторон.)

Фрагмент занятия № 6

Задачи: Познакомить с названиями и свойствами объемных тел: куба, шара, цилиндра, призмы, конуса (шар неустойчив, куб устойчив, цилиндр может стоять, но может и катиться, призма может стоять, конус катится по кругу.). Развивать глазомер, слуховое внимание, быстроту мышления. Воспитывать умение быстро думать, слушать внимательно.

Наглядный материал : модели объемных фигур (куба, шара, цилиндра, призмы, конуса), пластилин, дощечка – подкладка, поднос с мелкими игрушками.

Организация детей: Дети сидят за столами лицом к воспитателю. Занимается вся группа.

Ход:

Воспитатель показывает шар и куб. – Давайте сравним эти две геометрические фигуры. Дети каждую модуль ощупывают, обводят контур.

Воспитатель вызывает 2 детей.

– Попробуйте покатить эти две геометрические фигуры. (Шар хорошо катится, а куб не катится.)

Попробуйте поставить шар и куб. Какая фигура устойчивее, какая- подвижнее? (куб стоит устойчиво, а шар подвижен)

Воспитатель показывает шар и цилиндр. (Вызывает еще 2 детей.)

Давайте, сравним другие фигуры.

Попробуйте покатить эти две геометрические фигуры (Шар хорошо катится и цилиндр хорошо катится.)

Попробуйте поставить шар и цилиндр. Какая фигура устойчивее, какая – подвижнее? (Шар подвижен, цилиндр устойчив, если его поставить, а если положить, то подвижен.)

Воспитатель показывает цилиндр и куб. (Вызывает ещё 2 детей.)

Давайте, сравним ещё две фигуры.

Попробуйте покатить эти фигуры. (Цилиндр катится, а куб не катится.)

Попробуйте поставить эти две фигуры. Какая фигура устойчивее, какая- подвижнее? (Куб стоит устойчиво, цилиндр стоит устойчиво, а лежа катится.)

Воспитатель показывает призму и конус. (Вызывает ещё 2 детей.)

Давайте, сравним эти фигуры.

Попробуйте покатить эти фигуры. (Конус катится, а призма не катится.)

Попробуйте поставить эти две фигуры. Какая фигура устойчивее, какая- подвижнее? (Призма стоит устойчиво, а конус подвижен и он катится по кругу.)

Итог: Воспитатель предлагает детям вылепить из пластилина шар большего размера, чем шар – образец, куб меньшего размера, чем куб – образец, цилиндр, равный образцу, призму и конус какого хотят размера.

Фрагмент занятия № 7

Задачи: Развивать умение подбирать предметы по форме в соответствии с геометрическим образцом (кругом, овалом, квадратом, прямоугольником, треугольником, шаром, кубом, цилиндром, конусом.) Развивать память, речь, внимание. Воспитывать мышление, сообразительность.

Раздаточный материал: Атрибуты для игры в магазин: касса, разные товары, игрушки и вещи разной формы похожие на модели геометрических фигур, карточки- чеки, на которых нарисовано определенное количество фигур.

Организация детей: Играет подгруппа детей. Воспитатель и дети находятся в игровой зоне группы.

Ход:

Воспитатель проводит игру «Магазин без продавца». На себя берет роль кассира. Кассир дает ребенку карточку - чек. Ребенок – покупатель выбирает предметы соответствующей формы, и отсчитывают их столько, сколько фигур на карточке.

Что ты купил? (Салфетку.) - А какой он формы? (Квадрат.)

Что ты знаешь про квадрат? (У квадрата есть стороны, и есть углы.)

Сколько сторон у квадрата? (У квадрата четыре стороны.)

Сколько углов у квадрата? (У квадрата четыре угла.)

Как можно ещё назвать квадрат? (Четырёхугольник.)

- Что ты купил? (Книгу)- А какой он формы? (Прямоугольной). Расскажи о нём. (У прямоугольника есть стороны, и есть углы.)

Сколько сторон у прямоугольника? (У прямоугольника четыре стороны.)

Сколько углов у прямоугольника? (У прямоугольника четыре угла.)

Все ли углы и стороны одинаковы? (Нет, две стороны длиннее, две стороны короче.)

Как можно ещё назвать прямоугольник? (Четырёхугольник.)

- Что ты купил? (Тарелку.) - А какой он формы? (Круглой.)

Что ты знаешь о круге? (Это геометрическая фигура.)

- У круга есть углы и стороны? (Нет, у круга нет углов и нет сторон.)

Что ты купил? (Рамку.) - А какой он формы? (Овальной). Расскажи о нём. (Овал похож на круг, но немного вытянут.)

- У овала есть углы и стороны? (Нет, у овала нет углов и нет сторон.)

Что ты купил? (Косынку.) - А какой он формы? (Треугольной.).

Сколько сторон у треугольника? (У треугольника три стороны.)

Сколько углов у треугольника? (У треугольника три угла.)

Что ты купил? (Мяч.). А какой он формы? (Шара.)

Что ты о нём знаешь? (Шар - объемная геометрическая фигура)

- У шара есть углы и стороны? (Нет у шара нет углов, нет сторон.)

Что ты купил? (Кубик-рубик.) А какой он формы? (Куба.)

У куба есть углы и стороны? (У куба есть углы и сторон.)

Сколько у куба углов? (У куба восемь углов.)

Какой формы грани куба? (Квадратной.)

Что ты купил? (Колпак.) А какой он формы? (Конуса)

Что ты о нём знаешь? (Конус похож на треугольник, но объемной формы.)

Что ты купил? (Стакан.) - А какой он формы? (Цилиндра.)

- Какой формы основание цилиндра? (Прямоугольной.)

Есть ли у цилиндра углы? (У цилиндра есть углы.)

Итог: Воспитатель проводит игру со всеми ребятами. Каждый ребенок

рассказывает, сколько и какой формы предметов он купил. Он получает покупку, если правильно подберет и опишет форму своего товара.

А какие геометрические фигуры вы сегодня повторяли?

Круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, шар, куб, цилиндр, конус.

Фрагмент занятия № 8

Задачи: Развивать умения моделировать геометрические фигуры из счётных палочек и при помощи шнурка (резинки). Развивать мышление, логику. Воспитывать наблюдательность, внимание.

Раздаточный материал: для детей: наборы счётных палочек, набор геометрических фигур, шнурки (резинки).

Организация детей: Занимается вся группа. Дети сидят за столами.

Ход:

Воспитатель спрашивает у детей, показывая им геометрические фигуры.

Какие геометрические фигуры вы здесь видите? (Квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал.)

Что вы о них знаете? (У прямоугольника две стороны длиннее, две короче,

у квадрата все стороны равны, у треугольника три стороны, три угла, у круга и овала нет углов, нет сторон.)

А теперь давайте с помощью счётных палочек смоделируем геометрические фигуры.

Какой формы у вас получился телевизор? (Телевизор получился квадратной или прямоугольной формы.)

Похожи ли ваши телевизоры? Чем? (У всех телевизоров 4 стороны и 4 угла.)

Как ещё можно назвать эти фигуры? (Четырехугольники.)

Воспитатель предлагает составить из палочек квадрат со сторонами равными 1 палочке.

Сколько палочек вам понадобилось? (4 палочки.)

Составьте треугольник, стороны которого равны 1 палочке.

Что вы знаете про треугольник? (У треугольника три угла и три стороны.)

Сколько палочек вам понадобилось (3 палочки.)

Составьте из палочек прямоугольник, со сторонами 2 палочки и 3 палочки.

Молодцы ребята с помощью счётных палочек вы правильно составили геометрические фигуры.

А теперь попробуйте составить с помощью шнурка (резинки) геометрическую фигуру.

Сделайте из шнурка (резинки) круг и овал.

Получилось? Молодцы.

Что вы знаете про круг, про овал? (У круга и овала нет углов и нет сторон, овал похож на круг, но немного вытянут.)

Можно ли составить круг и овал и из палочек? (Нет нельзя.)

Почему? (Палочки прямые из них круг и овал не получается.)

Чем похожи круг и овал? (Тем, что у них нет углов и нет сторон.)

Итог: Воспитатель проверяет правильность выполнения задания.

Молодцы, все правильно справились с заданием.

Фрагмент занятия № 9

Задачи: Учить составлять геометрические фигуры из других геометрических фигур. Развивать пространственное воображение, активизацию словаря, формирование речи. Воспитывать умение слушать внимательно воспитателя.

Демонстрационный материал: модели прямоугольных равносторонних треугольников, квадратов, прямоугольников.

Раздаточный материал: У каждого ребёнка по четыре треугольника, два квадрата и два прямоугольника из бумаги.

Организация детей: Занимается вся группа. Дети сидят за столами.

Ход: (работа с раздаточным материалом).

Воспитатель показывает детям прямоугольник и спрашивает: - Что это за геометрическая фигура? (Прямоугольник.)

Что вы знаете про прямоугольник? (У прямоугольника четыре угла, четыре стороны, две длиннее, две короче.)

Можно ещё сказать, что у прямоугольника четыре угла и четыре стороны, что противоположные стороны прямоугольника равны.

Сложите из двух прямоугольников один прямоугольник.

Сложите из двух прямоугольников квадрат. Что вы знаете о квадрате? (У квадрата четыре угла и четыре равные стороны.)

Из каких фигур ещё можно сложить квадрат? (Из треугольников.)

Сложите из двух треугольников квадрат.

Сложите из двух треугольников треугольник. Что вы знаете о треугольнике? (У треугольника три стороны и три угла.)

Сложите из четырех треугольников квадрат.

Сложите из своих фигур любую картинку. Что у вас получилось? (Домик, лодка, елка, …..)

Итог: Воспитатель обходит детей и помогает тем, кто затрудняется в выполнении задания. Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием.

Из каких фигур мы делали квадрат, прямоугольник, треугольник? (Из прямоугольников, треугольников, квадратов.)

Фрагмента занятия № 10

Задачи: Учить использовать геометрические фигуры в качестве заместителей окружающих предметов, используя сходство по форме. Развивать мышление, логику. Воспитывать наблюдательность, внимание, сосредоточенность.

Демонстрационный материал: Корзина с овощами: капустой, морковкой, огурцом, помидором, луком.

Раздаточный материал: наборы геометрических фигур на всех детей (большой белый круг, оранжевый треугольник, красный круг среднего размера, зелёный овал, маленький желтый круг), корзинки, нарисованные на листе бумаги.

Организация детей: Играет подгруппа детей.

Ход:

Дети посмотрите, какой урожай я собрала. Воспитатель достаёт из корзины овощи и кладёт их на стол. (Кладёт капусту.)

Что это? Какой он формы? (Это капуста, она круглой формы.)

А что вы знаете про круг? (У круга нет углов, нет сторон.)

(Кладёт морковку.) – Что это? На какую геометрическую фигуру похожа? (Морковка, она похожа на треугольник.)

Что вы знаете про треугольник? (У треугольника три угла, три стороны.)

(Кладёт помидор.) - Что это? Какой он формы? (Это помидор, он круглой формы.)

(Кладёт огурец.) - Что это? Какой он формы? (Это огурец, он овальной формы.)

Что вы знаете про овал? (У овала нет углов, нет сторон. Он похож на круг, но немного вытянут.)

(Кладёт лук.) - Что это? Какой он формы? (Это лук, он круглой формы.)

Ребята, а как одним словом можно назвать все эти предметы? (Овощи.)

Воспитатель предлагает детям взять картинки с нарисованной корзиной и собрать свой урожай овощей, заменяя их геометрическими фигурами.

Какой геометрической фигурой вы заменили капусту? (Большим белым кругом.)

Какой геометрической фигурой вы заменили морковку? (Оранжевым треугольником.)

Какой геометрической фигурой вы заменили помидор? (Красным кругом среднего размера.)

Какой геометрической фигурой вы заменили огурец? (Зелёным овалом.)

Какой геометрической фигурой вы заменили лук? (Маленьким жёлтым кругом.)

Итог: Воспитатель поверяет правильность выполнения задания. - Молодцы, вы все правильно справились с заданием.


МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С МЕТРОМ И САНТИМЕТРОМ

Киричек Ксения Александровна
Ставропольский педагогический институт
кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и информатики


Аннотация
В статье рассматривается методика ознакомления дошкольников с общепринятыми мерками метром и сантиметром на протяжении нескольких занятий. Предлагаются методические рекомендации по организации образовательной деятельности для открытия нового знания о функциях линейки и получения начального опыты измерения линейных размеров с помощью линейки.

TECHNIQUE OF ACQUAINTANCE OF PRESCHOOL CHILDREN WITH METERS AND CENTIMETERS

Kirichek Ksenia Aleksandrovna
Stavropol Pedagogical Institute
candidate of pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Mathematics and Informatics


Abstract
This article discusses the technique of acquaintance of preschool children with meters and centimeters on the several lessons. Methodical recommendations about the organization of educational activities for the opening of new knowledge about the functions of the straightedge and get the initial experiments linear measurements with a ruler.

Знакомство дошкольников с математическими понятиями метр и сантиметр относится к разделу «Величина» «Формирования элементарных математических представлений» образовательной области «Познавательное развитие». Формирование представлений о величине является важным условием всестороннего развития ребенка, и служит необходимой основой для его дальнейшего обогащения знаниями об окружающем мире, успешного овладения системой общих знаний и математических понятий в школе.

Согласно одним из программ, разработанным в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, например, «Детский сад – Дом радости» (Крылова Н.М.) , «Мир открытий» (под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой) , знакомство детей с понятием метр и сантиметр осуществляется в подготовительной к школе группе. Пропедевтикой ознакомления с метром и сантиметром являются темы «Длиннее, короче», «Измерение длины условной меркой». При проведении НОД рекомендуется использовать: практический, наглядный, словесные методы; приёмы приложения, наложения, сравнения «на глаз»; способы измерения при помощи условной мерки, линейки. При этом происходит обогащения словаря такими словами как: мерка, пядь, локоть, сажень, метр, сантиметр.

Детям можно предложить игру «Забавные человечки». В задании закрепляется прием сравнения предметов по длине, уточняются понятия выше, ниже, дальше, ближе и приём сравнения по высоте «на глаз» и путём наложения. Для реализации игры необходимо смоделировать ситуацию. В городе недалеко друг от друга жили неразлучные друзья: Петя, Толя, Миша, Ваня. Предложить выяснить кто из друзей самый высокий, кто самый низкий; сравнить по длине дорожки к домикам друзей и их домики по высоте.

Затем можно провести практическую работу: измерить шагами расстояние между игрушками на ковре; измерить стол при помощи пяди; измерить отрез ткани при помощи «локтя» и т.п. В результате проделанной работы сделать вывод: результат измерений получается разный у детей и воспитателя. Поэтому для сравнения величин необходима единая мерка. Иначе бы продавцу выгодно было бы иметь локоть маленький, а покупателю – большой. Для того чтобы не было разногласия, люди и договорились использовать единые мерки, которые не связаны с размерами человеческого тела. Воспитатель знакомит детей с такими едиными мерками как метр и сантиметр, демонстрирует их модели. Вместе с воспитателем дети выясняют, чем удобней измерять метром или сантиметром величину предметов в групповой комнате, затем пробуют измерить шкаф, стол, полки игрового уголка и т.п. Далее выясняют, чем удобнее измерить дорожку, по которой проползла улитка и т.п.

Осуществить практическую работу с линейкой. Воспитатель показывает линейку, где отложены отрезки по одному сантиметру и объясняет, что числа 1, 2, 3, и т.д. показывают, сколько сантиметров отложено. Объясняет, как правильно надо приложить линейку, чтобы измерить длину отрезка.

Провести работу в учебных тетрадях на закрепление материала: измерить линейкой длину отрезка, измерить стороны многоугольника, измерить отрезок и его части и т.п.

Следует отметить, что такой подход позволяет знакомить детей с новым учебным материалом на основе деятельностного метода, когда новое знание не даётся в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельной деятельности: выявления существенных признаков, анализа, синтеза, сравнения. Воспитатель лишь подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их исследовательские и поисковые действия.

Обучающие задачи по теме «Величина» изложены в соответствии с программой «Воспитание и обучение в детском саду».

Вторая младшая группа

1) выделение одного признака протяженности в предмете. Сравнение двух контрастных по размеру предметов по длине, ширине, высоте, использование в речи абсолютной оценки сравнения – длинный-короткий (одинаковые по длине) и т. п.;

2)сравнение предметов по одному параметру протяженности приемами наложения и приложения, освоение приемов подравнивания, использование в речи относительной оценки сравнения длиннее-короче и т.п.

Средняя группа

1) выделение в предмете двух признаков протяженности и сравнение предметов по двум признакам;

2) построение сериационных рядов по размеру в возрастающей или убывающей последовательности от 3 до 5 предметов. В речи сравнительная оценка - эта полоска широкая, эта - поуже, эта – еще уже, эта – самая узкая (превосходные степени прилагательных).

Старшая группа

1) построение сериационных рядов до 10 предметов;

2) освоение глазомерных действий на слабоконтрастных по размеру предметах;

3) сравнение предметов по размеру с помощью предмета-посредника , равному по величине одному из сравниваемых предметов.

Подготовительная группа

1) счёт по заданной мере (счет группами );

2) деление предметов на 2, 4 и 8 равных части;

3) измерение длины, ширины, высоты предмета с помощью условной мерки ;

4) измерение объемов жидких и сыпучих тел;

5) развитие барического чувства (веса тела).

Методические замечания

1. Средства обучения:

Комплектация наглядного материала по теме«Величина» см. Лит. Доп.6.

С возрастом контрастность предметов по признакам протяженности, массе и объёму снижаются;

Универсальное дидактическое пособие «Цветные числа» (Палочки Кюизенера). Здесь число моделируется цветом и размером.

2. Приемы тактильно-двигательного обследования величины со словесным сопровождением :

Выделение длины – горизонтальное движение пальцем от левого края предмета до правого или разведение рук (вот длина ленты);

выделение ширины – разбегающееся движение пальцев от середины предмета до верхнего и нижнего его краев или движение пальца вдоль ширины предмета, разведение рук (вот ширина доски);

Выделение высоты – вертикальное движение пальцем от основания предмета до его вершины или указание рукой от пола (вот высота стола);

Глубины – сверху-вниз по вертикали;

Толщины – по окружности сечения;

- замечание о признаке «толщина». Исходя из того, что толщина ассоциируется с диаметром, а диаметр есть у округлых предметов, то для формирования представлений о толщине необходимо брать предметы округлой формы, лучше всего цилиндрической. О предметах формы прямоугольного параллелепипеда говорят, что они имеют длину, ширину, высоту, т.е. толщину не имеют;

Выделение массы – взвешивание «на руку».

3. Приемы сравнения по величине:

По признакам размера: приложение (наложение) предметов, подравнивание, выделение лишней (недостающей) части предмета;

По массе: поза «весов», покачивание, соответствующие массам предметов опускание (поднимание) рук;

4. Большее внимание необходимо уделять установлению обратных отношений по величине: если один предмет длиннее другого, то второй короче первого и т.д.

Методические приемы работы по всем возрастным группам.

Обучающие приёмы работы представлены в форме конспектов фрагментов занятий по всем задачам возрастных групп.

Вторая младшая группа

Задача 1

Фрагмент занятия «Ленточки в коробке»

Цель : выделять длину ленты, сравнивать две контрастных по длине ленты, использовать в речи абсолютную оценку сравнения – длинный-короткий .

Материал: коробочка и свернутые на карандашах разноцветные ленточки L=1,5м и L=0,8м.

В: что это?

Д: ленточки.

В: потянем за ленточки. Какие ленточки?

Д: красная и синяя, большая и маленькая.

В: (демонстрирует длину лент) у Тани длинная , вот ее длина. У Марины короткая , вот ее длина.

Продолжение: ленты сворачивают и т.д.

Аналогичные занятия «Переправа», «Пройдем по дорожкам», «Завяжем куклам бантики».

Фрагмент занятия «Переправа»

Цель : выделять ширину полоски, сравнивать две контрастных по ширине полоски, использовать в речи абсолютную оценку сравнения широкий узкий.

Материал: ткань голубого цвета шириной 25 см – река, мостики – полоски одинаковые по длине, но разные по ширине.

В: по какому мосту машина проедет?

Д: по зеленому, большому.

В: (демонстрирует ширину полосок) зеленый мостик – широкий , вот его ширина. Желтый мостик – узкий , вот его ширина.

Д: по широкому мосту машина проезжает, а по узкому – нет:места не хватает.

Аналогичные занятия «Ворота», «Ручеек».

Фрагмент занятия «Елочки и домики»

Цель : выделять высоту предметов, сравнивать два предмета по высоте, использовать в речи абсолютную оценку сравнения высокий - низкий.

Материал: домики и елочки двух размеров – высокие и низкие.

В: чем домики (елочки) отличаются друг от друга?

Д: большой и маленький.

В: (демонстрирует высоту домиков) этот домик - высокий . Этот домик - низкий . Выберите высокую елочку, покажите её высоту и поставьте к высокому домику, а низкую – к низкому домику. Обратите внимание, что все елочки у высокого дома одинаковые по высоте.

Аналогичные занятия «Цветы в вазах», «Матрешки в домиках».

Задача 2

Фрагмент занятия. Цель: сравнивать предметы по длине приемами наложения и приложения, учить подравнивать, использовать в речи относительную оценку сравнения -длиннее-короче .

Материал: фланелеграф с резинкой - ориентиром по левой стороне, полоски разного цвета, отличающиеся по длине на 5 – 6 см – дорожки, изображения лошадок.

В: лошадки побегут по дорожкам так, чтобы с длинным хвостиком бежала по длинной дорожке, с коротким – по короткой дорожке.

Д: предлагают.

В: проверим. Прикладывает полоски друг под другом, подравнивая их по левому краю (по резинке). Зеленая полоска короче оранжевой, т.к. у нее не хватает кончика, а оранжевая длиннее зеленой, т.к. ее кончик выступает .

Закрепление – дети сравнивают по длине и цвету ленточки, палочки и т.п., подбирают предметы одинаковые по длине : подберём куклам ленточки одинаковые по длине и по цвету и завяжем бантики.

Фрагмент занятия. Цель: сравнивать предметы по ширине приемами наложения и приложения, учить подравнивать, использовать слова шире – уже.

Материал: фланелеграф с резинкой - ориентиром по низу, разноцветные дощечки одинаковые по длине, но отличающиеся по ширине на 4 - 2 см, изображение мишки и ежика.

В: поможем мишке забраться на широкую, а ежику на узкую ступеньку.

Д: на глаз определяют нужную, выделяют параметр ширины.

В: проверяет приложением, подравнивая по основанию. Мишкина ступенька шире , чем у ежика - у нее сверху краешек выступает, а у ежика уже , чем у мишки – краешка не хватает.

Закрепление – дети сравнивают по ширине и цвету ленточки, полоски и т.п., подбирают предметы одинаковые по ширине .

Фрагмент занятия. Цель: сравнивать предметы по высоте приемами наложения и приложения, учить подравнивать, использовать слова выше – ниже .

Материал: домики на подставках, различающиеся по высоте на 3 – 5 см в разных местах комнаты.

В: какой из них ниже? Какой выше? Как проверить?

Д: приставляем друг к другу – примериваем, (если домики выложены на фланелеграфе, то их подравнивают по основанию как при сравнении по высоте).

В: первый выше , у него выступает крыша, другой ниже , у него не хватает до первого.

Закрепление – дети сравнивают по высоте и цвету матрешки, ёлочки, пирамидки, вазы и т.п., подбирают предметы одинаковые по высоте .

Средняя группа

Задача 1

Фрагмент занятия. Цель: выделять два признака протяженности в предмете и сравнивать предметы по этим признакам.

Материал: два прямоугольника, один больше другого по длине и ширине.

В: чем фигуры похожи? Чем отличаются?

Д: прямоугольники. Синий и желтый, большой и маленький.

В: покажите длину и ширину каждого.

В: сравните их по длине.

Д: прикладывают. Синий длиннее желтого, желтый короче синего.

В: сравните их по ширине.

Д: прикладывают. Синий шире желтого, желтый уже синего.

В: а теперь сразу сравним прямоугольники по длине и ширине. Синий длиннее и шире желтого, а желтый короче и уже синего.

На последующих занятиях размеры предметов варьируются: детская книжка длиннее, но тоньше книги для взрослых, а взрослая короче, но толще детской.

Задача 2

Фрагмент занятия «Длинная лесенка»

Цель : строить ряд по длине из трех элементов.

Материал: фланелеграф с резинкой по левой стороне, 3 разноцветные полоски.

В: Мишутка решил построить лесенку. Поможем ему. Что это? Сколько?

Д: три полосочки, называют цвет.

Д: будем строить лесенку от самой длинной до самой короткой ступеньки снизу вверх. Правило построения лесенки : из полосочек выбираем самую длинную и кладем ее вниз, подравнивая с левого края по резинке. Из оставшихся выбираем самую длинную, прикладываем ее сверху и подравниваем. Последнюю полосочку положим сверху. Называет полосочки в убывающем порядке: длинная, короче, самая короткая . В возрастающем порядке: короткая, длиннее, самая длинная .

Построение рядов по ширине до 5 предметов «Широкая лесенка». Методика аналогична. Материал: 3 – 5 полосок одинаковых по длине, но разных по ширине.

Построение рядов по высоте до 5 предметов - складывание матрешки. Все матрешки разбираются и ставятся в ряд по высоте. Начинают складывать матрешки с самой маленькой, помещая ее в ту, что побольше.

Ряды по цвету и размеру : из кругов одного цвета, но разных по размеру и интенсивности окраски собирают гусеницу, снеговика, прочитывают узоры по степени окрашивания (первый круг большой – темно-зеленый, второй поменьше – зеленый, третий еще меньше – светло-зеленый, последний – самый маленький и самый светлый).

Приём обучения складыванию пирамидки : рассыпают пирамидку (5-8 колец), называют размер каждого кольца и раскладывают на столе Нанизывают с большого кольца до самого маленького, называя цвет и размер. Проверяют: проводят пальчиком по пирамидке вниз и вверх - пирамидка собранна правильно.

Старшая группа

Задача 1

Продолжать учить строить ряды до 10 предметов с усложнениями :

Увеличивается количество элементов ряда (см. методику средней группы);

Построение парных рядов: «Подбери лыжи лыжникам» - каждому члену семьи подбери по паре лыж и палок, сбор парных пирамидок и т.д.;

- ошибки в рядах: допускают незакрытый и закрытый пропуск элементов в ряду (чего не стало?), меняют элементы местами (что изменилось?); дети восстанавливают нарушенную последовательность;

Знакомство со свойством относительности между элементами ряда:

В: построй «длинную лесенку» из трех ступенек от самой длинной до самой короткой сверху вниз. Сравни длину средней и верхней полосок, средней и нижней. Почему среднюю сначала назвали короткой, а потом длинной?

Д: средняя полоска по сравнению с длинной верхней будет короче, а по сравнению с короткой нижней – длиннее.

Знакомство со свойством транзитивности : после попарного сравнения всех полосок ряда сравнивают крайнюю полоску со всеми остальными (назови сразу все полоски которых нижняя короче);

Показываем, что все полоски в ряду отличаются на одну и ту же величину:

В: на сколько отличаются полоски по длине друг от друга? Выбери нужную полоску и приложи к нижней, чтобы они вместе по длине были как средняя полоска. Аналогично прикладывают к каждой полоске ряда и прочитывают. Вывод: все полоски отличаются друг от друга на длину одной и той же полоски.

Установление разностных отношений сначала между двумя предметами ряда:

Д: сравнивают по длине красную и синюю полоски, красная короче синей, синяя длиннее красной.

В: подберите из предложенных полосок такую по длине, чтобы, приложив ее к красной справа, они вместе составляли полоску такую же по длине, как и синяя (дети на глаз подбирают желтую полоску).

В: красная короче синей на длину желтой полоски .

Затем аналогично сравнивают 3 – 5 полосок ряда: упражнение «Сложи цветной коврик». Выкладывают в ряд 5 полосок: розовая, красная, фиолетовая, бордовая, оранжевая. Прикладывают, уравнивая по полоске оранжевого цвета второй набор таких же полосок.

В старшей группе дети должны уметь строить ряды до 10 предметов по длине, ширине и высоте.

Задача 3

Освоение глазомерных действий (сравнение «на глаз») является сенсорной задачей со второй младшей группы до подготовительной. Контрастность в размерах сравниваемых предметов постепенно снижается. Обязательна проверкаглазомерных действий приложением сравниваемого предмета к образцу.

В младшей - средней группах сравнивают на глаз предмет и образец, расположенные на близком расстоянии друг от друга (выбери на ковре такую же по высоте ёлочку как у тебя в руках).

В средней - старшей группах образец располагается на достаточном расстоянии от предмета (как на столе воспитателя).

В старшей - подготовительной группе образец находится вне поля зрения ребёнка (как на столе в спальне). Сравнение по представлению известных или ранее сравниваемых предметов (что выше дерево или беседка на участке?).

Задача 4

Обучение сравнению предметов по размеру с помощью условной мерки, равной по величине одному из сравниваемых предметов является подготовкой дошкольников к измерению, так как впервые вводится предмет-посредник (прием опосредованного сравнения). Поэтому воспитатель создает проблемную ситуацию невозможности применения приемов приложения и наложения (приемов непосредственного сравнения). Пример: две группы детей строят башни из конструктора и проверяют, одинаковые ли они по высоте. Воспитатель предлагает верёвочки 3-5 штук. Дети выбирают веревочку (посредник) такую же по длине, как высота первой башни, прикладывают верёвочку ко второй башне и делают вывод: первая башня такая же по высоте как длина верёвки, а вторая башня выше, чем веревочка. Значит вторая башня выше первой.

Подготовительная группа

Задача 1

Материал: 4 группы разных по качеству игрушек, по три игрушки в группе.

В: Сколько машин? Зайчиков?, и т.д. Сколько игрушек каждого вида? (их поровну по 3). Сколько всего игрушек? Сколько групп игрушек?

Вывод: игрушек по 3, их 4 группы, всего 12.

Фрагмент занятия. Цель: счет групп, практическое деление множества по содержанию.

Материал: 8 матрешек, 4 машины.

В: Рассадите матрешек на машины по 2 на каждую. Сколько нужно машин?

Д: берут по 2 матрешки и добавляют машины по необходимости.

Вывод: чтобы рассадить 8 матрёшек по 2 на каждую, потребуется 4 машины.

Фрагмент занятия. Цель: счет групп, практическое деление множества на части.

Материал: 8 матрешек, 4 машины.

В: Восемь матрешек рассадите на четыре машины поровну на каждую. Сколько матрешек на каждой машине?

Д: рассаживают по 1 матрешке; затем еще по 1.

Вывод: чтобы рассадить 8 матрёшек на 4 машины, нужно на каждую машину посадить 2 матрешки.

Задача 2

Значение обучения делению на равные части:

Уяснить отношения между целым и его частями - часть меньше целого, а целое больше любой его части. В совокупности части составляют целое;

Познакомить с прямой и обратной пропорциональными зависимостями между величиной целого, величиной его части и числом частей.

Вся работа делится на три этапа:

- подготовительный: у чить делить предметы на части, показать, что половинка (четвертушка, осьмушка) получается при делении на 2(4, 8) равные части , показать практическое значение деления.

Например: на занятиях по изодеятельности детей учат делить на 2(4) равные части плоские симметричные предметы (начиная с квадрата), путем сгибания без разрезания.

Сгибать надо так, чтобы совпадали углы, стороны, отутюживается линия сгиба, предмет разгибается. Вопросы: Сколько частей? Равны ли части? (проверяем с помощью наложения) Что больше: часть или целое?

- обучающий : учить делить геометрические фигуры на 2(4, 8) части равные части путем сгибания с последующем разрезанием и сравнивать целые и части между собой. Вопросы такие же, как на 1-м этапе. Учить называть половину - одна вторая часть целой фигуры и т. п.

Учить детей делить объемные предметы на равные части (палочку, «колбаску» из пластилина и д.р.). Существуют два приема деления 1) на глаз 2) с помощью мерки-посредника: берут полоску бумаги, прикладывают ее к объемному предмету, отрезают в том месте, где закончился предмет, сгибают ее пополам, прикладывают к объемному предмету, и разрезют этот предмет по линии сгиба полоски.

- развивающий: детей знакомят с прямой и обратной пропорциональной зависимостями.

Прямая пропорциональная зависимость . Воспитатель делит большой квадрат на 2 части, а дети на 2 части маленький квадрат. Сравнивают по величине полученные части. Вывод: чем больше целое, тем больше величина части, если делили на одинаковое число частей .

Обратная пропорциональная зависимость . Воспитатель и дети делят квадраты одинаковые по размеру: воспитатель на 2 части, дети на 4. Вывод: чем на большее число частей разделили целое, тем меньше величина части, если делили одинаковые по размеру предметы .

Задача 3

Предшествующая работа : проведение сюжетно-дидактических игр «Магазин – «Ткани»», «Ателье».

Фрагмент занятия. Цель: показать практическое значение измерения, познакомить с алгоритмом измерения длины, предупредить ошибки, учить пользоваться предметами – заместителями для счета мерок (кружками).

Материал: стол, клеенка, палочка-мерка, кружки двух цветов.

В: сегодня будем разводить краску на столе, и чтобы его не испачкать вырежем клеенку, такую же по длине и ширине как длина и ширина крышки стола. Что надо сделать? Для чего мне потребуется палочка?

Д: надо померить.

В: нужно измерить длину и ширину стола палочкой. Демонстрирует действия измерения и сообщает алгоритм измерения протяжённостей:

Начинаем измерять слева направо от края по всей длине стола. Прикладываем палочку и ее конец отмечаем мелом (карандашом, пальцем);

Не снимая палочку, откладываем над ней один красный кружок, который говорит о том, что палочка отложена один раз;

Снимаем палочку, ее конец совмещаем со сделанной отметкой, откладываем еще один кружок и т.д.;

Подсчитываем кружки и называем результат измерения.

Д: измеряют ширину стола, откладывая синие круги, вслух повторяют алгоритм.

В: забирает кружки красного и синего цвета и спрашивает: зачем они нужны ?

Д: чтобы измерить клеенку.

В: приносит клеенку. Как проверить такого же она размера как размер крышки стола?

Д: постелить на стол. Отвечают на вопросы: что мы делали? (измеряли). Что измеряли? (длину стола). Чем измеряли? (палочкой). Что мы получили? (число, которое показывает, сколько раз мерка уложилась по длине стола.)

Фрагмент занятия. Цель: закрепить алгоритм измерения протяженностей, учить считать мерки, предупреждать ошибки, учить приемам округления результата.

Материал: лента, палочка, полоска, веревка.

В: предлагает измерить длину ленты и выбрать мерку.

В: сегодня мы не будем откладывать кружки, а будем считать мерочки.

Д: откладывают мерку и называют один раз, раз и еще раз, всего 2 раза, 2 раза и еще раз – всего 3 раза и т.д.

Прием округления:

В: если мерка уложилась по длине больше своей половины, то она защитывается, в противном случае нет.

Ошибки: измеряют не от начала предмета, не делают отметку конца мерки, сдвигают мерку, измеряют не в горизонтальном направлении, забывают считать мерки. Воспитатель предупреждает ошибки: сам ошибается и просит его исправить, организует взаимоконтроль и самоконтроль.

Фрагмент занятия. Цель: усвоение прямой пропорциональной зависимости

Материал: две различные по высоте нарисованные на доске елочки, полоска.

Два ребенка измеряют елочки.

В: почему получились разные результаты, хотя измеряли одной полоской? Вывод: чем больше измеряемый предмет, тем больше полученное число, если измеряли одной и той же меркой.

Фрагмент занятия. Цель: усвоение обратной пропорциональной зависимости между величиной измеряемого предмета, величиной мерки и числом мерок.

Материал: нарисованная на доске елочка, две различные по длине полоски.

Два ребенка измеряют елочку.

В: измеряли одну и ту же елочку, но получили разные результаты. Почему?

Вывод: чем больше размер мерки, тем меньше полученное число, если измеряли один и тот же предмет.

Закрепляют измерительные навыки протяжённостей в сюжетно-дидактических играх, на занятиях по изобразительной деятельности и конструированию, в быту, на прогулках.

Задача 4

Фрагмент занятия. Цель: познакомить с измерением объёма крупы.

Материал: чашка с 5 – 6 столовыми ложками крупы (рис, пшено, гречка), мерка - столовая ложка.

В: повар попросила помочь сварить кашу. Для этого надо измерить объем крупы в чашке. Чем можно измерить крупу?

Д: ложкой, чашкой, тарелкой и т. п.

алгоритм измерения сыпучих тел:

Насыпаем крупу в ложку и разравниваем карандашом поверхность крупы;

Высыпаем крупу ложкой на лист горкой и т.д.;

Подсчитываем число горок и ссыпаем крупу в чашку.

Д: отвечают на вопросы: что делали? (Измеряли). Что измеряли? (объем риса в чашке). Чем измеряли? (ложкой). Что получили? (называют число) Что оно показывает? (сколько ложек риса в чашке).

На следующих занятиях:

Формы сосудов и объемы крупы в сосудах варьируют;

Наполняют ложку, высыпают крупу в чашку, откладывая каждый раз фишку и подсчитывая их ; позже - подсчитывают количество пересыпанных ложек;

Выполняют упражнения на усвоение прямой и обратной пропорциональной зависимостей между объемом крупы, величиной мерки и числом.

Фрагмент занятия. Цель: сравнение объемов крупы в сосудах разной формы, понимание законов сохранения вещества.

Материал: 2 сосуда – широкий и узкий с одинаковым объемом крупы, стаканы.

В: поровну ли крупы в сосудах? Как проверить? Предлагает измерить.

Д: пересыпают крупу в стаканы. Подсчитывают количество стаканов в каждом сосуде (поровну).

Вывод: нельзя сравнить объем крупы в разных сосудах, пока не измеришь ее одной и той же меркой.

Д: ссыпают крупу в сосуды. Вновь сравнивают объемы крупы.

Фрагмент занятия. Цель: познакомить с измерением жидкости.

Материал: две банки объемом 1 литр одна пустая, а другая с подкрашенной водой, 4 стакана-мерки.

В: демонстрирует действия и сообщает алгоритм измерения жидкостей:

Наполняем стаканы, не доливая до верха 0,5см;

Подсчитываем количество стаканов;

Переливаем воду из стаканов в банку;

Вывод: в банке 4 стакана воды.

Д: отвечают на вопросы (см. фрагмент 1).

На следующих занятиях:

Формы сосудов и объемы жидкости в сосудах варьируют;

Используются 1 стакан для измерения, откладывая каждый раз фишку и подсчитывая их ; позже - подсчитывают количество перелитых стаканов;

Выполняют упражнения на усвоение прямой и обратной пропорциональной зависимостей между объемом сосуда, величиной мерки и числом.

Задача 5

Работу по развитию барического чувства - чувства веса желательно проводить со второй младшей группы до подготовительной.

Младшая группа: в ситуациях повседневной жизни, в процессе общения и игр вводятся в активный словарь детей слова «тяжелый, легкий», «тяжелее, легче». Поясняется значение этих слов. Используются такие ситуации, как передвижение мебели, катание на качелях, игра в кораблики (кораблики – бруски разной тяжести).

Средняя группа: сравнение двух контрастных по массе предметов приемом на руку – встают «как весы» и наклоняются в сторону руки с тяжелым предметом. Материал: игрушки, набитые песком с разницей от 0,3 до 0,2кг.

Старшая группа: сравнивают от трех до пяти предметов по массе с разницей 0,1 – 0,05кг. При построении ряда называют легкий, тяжелее, еще тяжелее, еще тяжелее, самый тяжелый . Учат упорядочивать с помощью метода попарного взвешивания.

Например, надо упорядочить 3 шарика по массе: красный, желтый, зеленый. Пусть нам нужно расположить шары от самого легкого, до самого тяжелого слева направо. Ставим задачу: из всех шаров выбрать самый легкий. Для этого мы берем 2 любых шара и сравниваем их по массе; из них выбираем тот, который легче; оставляем его в руках, а второй откладываем в сторону, берем 3-й шар и сравниваем с тем, который в руке. Снова из 2-х шаров выбираем тот, который легче и кладем его первым слева – «самый легкий шар»; далее из оставшихся шаров снова выбираем самый легкий. Который легче, кладем вторым, оставшийся кладем последним, он – «самый тяжелый». Т.е. каждый раз из оставшихся предметов ищем самый легкий.

Подготовительная группа : измерение массы.

Фрагмент занятия. Цель: показать процесс взвешивания продуктов на чашечных весах, уравновешивание грузов, знакомство с единицей массы 1кг.

Материал: чашечные весы, предметы для взвешивания, набор гирь.

В: кладет на одну чашку весов пачку сахара и уравновешивает ее гирей 1 кг, Д: добавляют еще 1 пачку, уравновешивают гирей. Определяют массу 2 пачек сахара.

В: снимает гири и кладет на их место пакет муки массой 2 кг. Равны ли

массы продуктов? Чему равна масса муки? Как это показать с помощью гирь?

Сравниваются разные по массе предметы, отмечают, что весы неуравновешенны. Уравнивают массы, добавляя гири, устанавливая равновесие весов. Закрепляют навык измерения на весах в сюжетно-дидактических играх «Магазин», «Зернохранилище», «Кондитерская фабрика».

6. Значение формирования представлений о величине и её измерении - определите самостоятельно.

Вопросы для самоконтроля:

2. Каковы особенности восприятия размеров и массы предмета до­школьниками?

3. Каковы задачи обучения по теме «Величина» программы «Воспитание и обучение в детском саду» в разных возрастных группах? В чем их усложнение?

4. Какие требования должны предъявляться к подбору средств обучения для накопления опыта различения и сравнения величин предметов?

5. Какие приемы применяют при обучении детей:

Обследованию длины, ширины, высоты, массы предметов;

Непосредственному сравнению, упорядочива­нию и уравниванию предметов по тем же признакам величины;

Глазомерным действиям?

6. Каковы особенности выполнения классификационных и сериационных действий детьми дошкольного возраста и их роль в умственном и математическом развитии ребенка?

7. Что называют: опосредованным сравнением величин, измерением, объектом измерения, условной меркой, результатом измерения? В чем заключается алгоритм измерения протяженности?

8. Каковы этапы обучения измерению протяженностей условными мерками?

9. Как реализовать задачи обучения на каждом этапе?

10. Как познакомить дошкольника с алгоритмами измерения объемов жидких и сыпучих тел и массы предмета?

11. Нужно ли знакомить дошкольников с общепринятыми мерами длины, объема и массы?

12. Какова взаимосвязь понятия числа и деятельности измерения с учетом психолого-педагогических исследований?

13. Каковы преемственные связи в обучении дошкольников и младших школьников измерению величин?

14. В чем значение обучения измерению для умственного развития детей и подготовке их к школе?

Литература:

1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М., ВЛАДОС, 2004. С. 192 – 230.

2. Богуславская 3. М. Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М. - 1984.

3. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка., - М. -1988.

4. Детство: Программа развития и воспитания в детском саду./ Под редакцией Т.И.Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М.Гурович. Издательство «Акцидент», 1995. С. 288.

5. Ерофеева Т. И. и др. Математика для дошкольников., - М. -1992.

6. Журнал «Дошкольное воспитание». 1989 № 1,6,10, 1994 №10, 1996 № 2 (игровая проблемная ситуация выбора ёлочки с помощью условной мерки).

7. Игрушки и пособия для детского сада. / Под ред. В.М. Изгаршевой – М., 1987. С. 48-63.

8. Корнеева Г. А. Формирование у детей дошкольного возраста

понятия о величине предмета и способах ее измерения.-М., 1984.

9. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях /Под редакцией В. В. Даниловой Гл. 2., - М. - 1987.

10. Математика от трех до шести: учебно-методическое пособие для вос­питателей детских садов. /Сост. 3. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе., - С-П. -1995.

11. Метлина Л. С. Математика в детском саду. (Любое издание).

12. Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. С. 147 - 170

13. Новикова В.П. Математика в детском саду. Младший дошкольный возраст.- М. Мозаика – Синтез. 2000.

14. Новикова В.П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст.- М. Мозаика – Синтез. 2000.

15. Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст.- М. Мозаика – Синтез. 2000.

16. Новикова В.П. Математика в детском саду. Подготовительная группа.- М. Мозаика – Синтез. 2000.

17. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.В. Игралочка: Практический курс математике для дошкольников.М.,1995.

18. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. математика для дошкольников: Раз-ступенька, два-ступенька. М.,1996.

19. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию математических представлений во второй младшей группе детского сада. Планы занятий. – Мозаика-Синтез, 2006.

20. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию математических представлений в средней группе детского сада. Планы занятий. – Мозаика-Синтез, 2006.

21. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим со­держанием. - М, - 1993.

22. Тарунтаева Т. В. Развитие элементарных математических представ­лений у дошкольников, - М. - 1980.

23. Формирование элементарных математических представлений у до­школьников. Гл. 13., - М. - 1988. С.197 – 230.

24. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду М., Academ, 1998.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта