Главная » 2 Распространение » Курсовая работа: Проблема агрессивности подростков из неблагополучных семей. Проблема агрессии

Курсовая работа: Проблема агрессивности подростков из неблагополучных семей. Проблема агрессии

Под агрессией понимается совокупность поведенческих реакций, имеющих отрицательную эмоциональную окраску по отношению к партнеру, сопровождающуюся грубостью, порицанием, с целью его подчинения своей воле.

Проблема подростковой агрессивности в современном обществе является очень актуальной. Лишившись традиционных внешних сдерживающих факторов и общественных институтов тоталитарного общества подростки и юноши получили кажущуюся моральную свободу.

Задачи воспитания входящего в жизнь поколения почти целиком легли сейчас на плечи родителей. Однако они в условиях полудикого рыночного общества в основном поглощены проблемами физического выживания семьи и им просто некогда уделять достаточно внимания своим детям.

Почти бесконтрольное распространение по всем каналам средств массовой информации низкопробной, сомнительной и морально ущербной продукции, насыщенной сценами насилия и агрессии, формирует в неокрепших душах подростков идеал супермена, постоянно имеющего соперников и смертельных врагов, с которыми необходимо вести беспощадную борьбу. Способы этой борьбы - исключительно физические. Агрессивность в таких "произведениях культуры" рассматривается уже как положительное качество, необходимое "хорошему парню" или девушке в их нелегкой жизни.

Кроме того, проблема агрессивности мало изучена теоретически.

Эта проблема имеет давнюю историю. Многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой агрессии, но к одному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы как: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.

Нужно разделять агрессию и агрессивность. Агрессия - это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность - относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.

В отечественной психологии агрессивный подросток рассматривается,

прежде всего, как обычный ребенок. Черты, качества агрессивности он приобретает под влиянием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающей его среде.

Одним из сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период не только происходит коренная перестройка раннее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения. Подростковый период онтогенеза - это остро протекающий переход к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции развития.

В отечественной психологии показано, что человек не рождается эгоистом или альтруистом, скромным или хвастливым. Он становится таким. Лишь в процессе развития человека как личности возникают как социально полезные, так и социально вредные черты.

Подросток жаждет не просто внимания, но понимания, доверия взрослых. Он стремится играть определенную роль не только среди сверстников, но и среди взрослых. Среди взрослых утвердилась позиция, препятствующая развитию социальной позиции подростка - он ребенок и должен слушаться. В результате между взрослыми и подростками растет психологический барьер, который многие подростки пытаются решить, прибегая к агрессивным формам поведения.

Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении.

Самое раннее и наиболее известное теоретическое положение, имеющее отношение к агрессии, - это положение, согласно которому агрессивное поведение по своей природе инстинктивное. Согласно этому подходу, агрессия возникает потому, что люди генетически «запрограммированы» на подобные действия. Эту точку зрения разделяли ученые психоаналитического и этологического подходов.

Благодаря трудам З. Фрейда агрессия и агрессивность были превращены в объект научного анализа. Источником агрессивного поведения в психоаналитической трактовке выступает танатос - инстинктивное влечение к смерти и разрушению. Эта концепция сложилась в поздних работах З. Фрейда, а первоначально он придерживался иных взглядов. В своих ранних работах он утверждал, что все человеческое проистекает из эроса, или инстинкта жизни, энергия которого направлена на сохранение, упрочнение и воспроизведение жизни. В этом контексте агрессия рассматривалась просто как реакция на блокирование либидонозных импульсов. Первоначально агрессия как таковая не трактовалась Фрейдом как неотъемлемая часть жизни.

Для А. Адлера агрессивность является неотъемлемым качеством сознания, организующим его деятельность. Универсальным свойством живой материи Адлер считает соревновательность, борьбу за первенство, стремление к превосходству. Однако эти базовые влечения становятся аутентичными только в контексте правильно понятого социального интереса. Агрессивное сознание порождает различные формы агрессивного поведения - от открытого до символичного. Агрессивность, вплетаясь в контекст культуры, приобретает символические формы, связанные с причинением боли и унижением. Всякая ответная реакция является естественной сознательной или бессознательной реакцией человека на принуждение, вытекающей из желания индивида ощущать себя субъектом, а не объектом.

Агрессивные подростки, при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости.

Было проведено много исследований агрессии в межличностных взаимодействиях. Так, в работе Н.Г. Самсоновой, показано, что для юношей агрессия - возрастная норма, которая носит демонстративный характер. У девушек же совсем другая ситуация. Девушки в условиях конфликта ориентированы на отношенческую сторону взаимодействия, чем на решение задачи. Для них важно не поссориться и сохранить отношения, т.к. агрессия чаще всего выступает как деструктивное поведение и ведет к нарушению совместных действий и отношений.

Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т. д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т. д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта социально опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать социально опасные и не одобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности». Однако само по себе деструктивное поведение «злонамеренностью» не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.

Проблема агрессивного поведения уже длительное время привлекает к себе внимание ученых во многих странах мира. В Европе и Америке регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. Широкое изучение этой проблемы является реакцией на беспрецедентный рост агрессии и насилия в двадцатом веке. В отечественной психологии в последнее время наблюдается значительный рост количества работ, связанных с разработкой теоретических аспектов изучения агрессивности, в области изучения детской агрессивности. Практически не затронуты области, изучающие специфику агрессивного поведения различных социальных групп России, и факторы, влияющие на это, особенно социальные.

Конечно, агрессия изучается не только в психологии: ею занимаются биологи, этологи, социологи, юристы, используя свои специфические методы и подходы. Проблема агрессивности нашла свое отражение в работах многих философов и мыслителей, таких как Сатир, Шопенгауэр, Кьеркегер, Ницше и др.

В общественных науках чаще используют термин “агрессия”, рассматривая насилие либо как синоним агрессии, либо как одно из проявлений агрессии. Термином “агрессия” обозначают напористое, доминирующее, вредоносное поведение, объединяя различные по формам и результатам акты поведения, как злые шутки, сплетни, враждебные действия, причинение физического вреда вплоть до убийства и самоубийства. Таким образом в психологии имеет место большое разнообразие точек зрения на определение термина “агрессивность”, и подходов к его объяснению и изучению. Наиболее адекватным можно считать следующее определение: “Агрессия - это любая форма поведения, направленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения”. В данном определении затрагиваются следующие особенности агрессивного поведения человека:

Агрессия как форма социального поведения, включающего прямое или опосредованное взаимодействие как минимум двух людей;

Негативные эмоции, мотивы, установки не всегда сопровождают акты агрессии;

Используется также мотивационный критерий, и критерий последействий.

Выделяются следующие теоретических подхода: 1) этологический, 2) психоаналитический, 3) фрустрационный, 4) бихевиористический.

Этологический подход

Основоположник этой теории К. Лоренц, который утверждал, что агрессивный инстинкт много значит в процессе эволюции адаптации и выживания человека. Но стремительное развитие научно-технической мысли и прогресс обогнали естественно текущее биологическое и психологическое созревание человека и привели к замедлению развития тормозных механизмов в агрессии, что неизбежно влечет периодическое внешнее выражение агрессии, иначе внутреннее “напряжение будет накапливаться и создавать давление внутри организма, пока не приведет к вспышке неконтролируемого поведения - психогидравлическая модель. Данная модель базируется на неоправданном переносе результатов исследований, полученных на животных, на человеческое поведение. Что касается способов управления агрессией, считается, что человек никогда не сможет справиться со своей агрессивностью, она непременно должна быть отреагирована в виде конкуренции, различного рода состязаний, физических упражнений.

Теория влечений (психоэнергетическая модель)

Одним из основоположников этой теории является З. Фрейд. Он считал, что в человеке существует два наиболее ложных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт смерти. Первый рассматривается как стремления, связанные с созидательными тенденциями в поведении человека: любовью, заботой, близостью. Второй несет в себе энергию разрушения. Это - злоба, ненависть, агрессивность . Возникновение и дальнейшее становление агрессивности Фрейд связывает со стадиями детского развития. Фиксация на определенной стадии развития может привести к формированию черт характера, способствующих проявлению агрессивности. Многие психоаналитики отошли от фрейдовской концепции и стали рассматривать не только биологическую, но и социальную форму агрессивности. Например, согласно А. Адлеру, агрессивность является неотъемлемым качеством сознания, организующим его деятельность. Адлер рассматривает различные проявления агрессивности поведения. Другой представитель психоанализа Э. Фротт рассматривал два совершенно разных вида агрессии [Фр]. Это оборонительная “доброкачественная” агрессия, которая служит делу выживания человека. Другой вид представляет “злокачественная” агрессия - это деструктивность и жестокость, которые свойственны только человеку и определяются различными психологическими и социальными факторами. Хорни и Сапивен полагают агрессивность мерой защиты от внешнего мира, вносящего дискомфорт.

Фрустрационная теория (математическая модель)

В рамках данной теории агрессивное поведение рассматривается как ситуативный процесс. Основоположником этой теории считается Дж. Доппард.

Согласно его воззрениям, агрессия - это не автоматически возникающие в организме человека влечения, а реакция на фрустрацию. Со временем эта точка зрения претерпела некоторые изменения: агрессивность рассматривается как одна из возможных форм поведения в случае фрустрации наряду с регрессией, стереотипности и негативистским поведением. В сложной ситуации человек чаще склонен делать то, что хорошо знает, прибегать к привычным формам поведения. Значительные изменения в первоначальную схему внес Л. Берковиц: 1) фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных действиях, но она стимулирует готовность к ним; 2) даже в состоянии готовности агрессия не возникает без надлежащих условий; 3) выход из фрустрации с помощью агрессии воспитывает у индивида привычку к ним. Стимулы, ассоциированные с агрессией, усиливают ее. Берковиц вводит новую дополнительную, характеризующую возможные переживания - гнев-эмоциональное возбуждение в ответ на фрустрацию. В рамках данной теории существовал другой подход. В 30-е г. С. Розенцвейг выделил три типа причин, вызывающих фруструацию:

1) лишение - отсутствие необходимых средств для достижения цели;

2) потери - утрата предметов, ранее удовлетворяющих потребности;

3) конфликт - одновременное существование несовместимых друг с другом побуждений.

Фрустрация с наибольшей вероятностью может вызвать агрессию, когда она сравнительно интенсивна, присутствуют так называемые “посылы к агрессии”, когда фруструация кажется внезапной или воспринимается как произвол, либо когда она когнитивно привязывается к агрессии.

Теория социального научения (бихевиоральная модель)

Агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего способа действий и социальное поведение. Существенное внимание здесь уделяется влиянию первичных посредников социализации; фактором социального подкрепления. В данном подходе рассматривается влияние наказания на агрессивность (Басс, Бандура). Эффективность наказания как способа устранения агрессивного поведения зависит от места агрессии в иерархии поведенческих реакций, интенсивности и времени наказания и т.д. Наблюдение и подкрепление агрессии со временем развивает у человека высокую степень агрессивности как личностной черты. Точно также наблюдение и подкрепление неагрессивного поведения развивает низкую степень агрессивности.

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

В современной психологии проблеме агрессивности у подростков уделяется большое внимание. Существуют различные теории, которые объясняют происхождение агрессивности, причины агрессивного поведения, способы ее профилактики и коррекции.

Под агрессивностью понимают свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций. Деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу (25). А.В. Петровский считает, что агрессия - это индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей. Часто агрессия сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и обиды. Существует враждебная агрессия, характеризующаяся целенаправленно осознанными намерениями нанесения вреда другому, и инструментальная агрессия , где цель действия субъекта нейтральна, а агрессия используется как средство её достижения. Агрессивные действия могут направляться человеком на самого себя, принимая форму аутоаргессии (например, суицидное поведение). Некоторые проявления агрессии и аутоагрессии могут служить признаком развивающихся патопсихологических изменений личности, таких, как возбудимая психопатия, эпилепсия и т.д. (16).

В трудах известного отечественного психолога, автора многих работ по проблеме агрессивности А. А. Реана, дается следующее понимание агрессии. Агрессия – осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе или животному. Э. Фромм добавляет к этому понятию и принесение ущерба вообще всякому неживому объекту (18).

Д. Майерс определяет агрессию как физическое или вербальное поведение, направленное на причинение кому-либо вреда. Источник враждебной агрессии – это злость. Её единственная цель – причинить вред. В случае инструментальной агрессии может достигаться любая, в том числе и позитивная цель (14). Ж.Ж. Руссо видит причину агрессии в обществе, а не в человеческой природе. Т.Гоббс рассматривает социальные ограничения как необходимые для обуздания животных проявлений человеческой натуры, нуждающейся в строгом контроле. Взгляды Гоббса на то, что агрессивные проявления являются врожденными и потому неизбежными разделяли в свое время З.Фрейд и К.Лоренц.

Зильман выделяет агрессию “обусловленную раздражителем” (действия, направленные на устранение неприятной ситуации) и “обусловленную поведением” (действия, предпринимаемые с целью достижения внешних выгод).



Исследователи Додж и Койи ввели понятия “реактивная” и “проактивная” агрессия. Первая связана с осуществлением действий в ответ на реальную или ожидаемую угрозу, вторая – направленная на достижение позитивного результата (18).

Тем не менее, наибольшее распространение в психологии имеет деление агрессии на враждебную и инструментальную.

Анализируя причины враждебной и инструментальной агрессии, психологи выдвигают три важные теоретические концепции:

1) существуют врожденные агрессивные побуждения,

2) агрессия – естественная реакция на фрустрацию,

3) агрессивное поведение является результатом научения.

Теория инстинктивной агрессии. Психоаналитики, в том числе З.Фрейд, полагают, что источник человеческой агрессии – перенесение индивидуумом энергии примитивного влечения к смерти с самого себя на внешние объекты. Агрессивность – это дезорганизующая, разрушительная сила. М.Кляйн и М.Майлер настаивают на преобладании разрушительных влечений в период раннего детства (11). Взаимоотношения между младенцем и его матерью построены на амбивалентных чувствах любви и ненависти, и преодоление их является важным этапом в жизни ребенка. К. Лоренц, изучавший поведение животных, рассматривал агрессию скорее как адаптивное, а не как саморазрушительное поведение (14). Тем не менее, взгляды этих ученых сходятся на том, что агрессивная энергия имеет инстинктивную природу. Если энергия не находит разрядки, то она накапливается до тех пор, пока не взрывается или, пока подходящий стимул не выпустит ее наружу. Л.Сонди трактует агрессивную природу человека как конфликт между добром и злом – “Авелем” и “Каином”. Основные тенденции психики человека преломляются, по его мнению, в конфликте между этико-моральным компонентом сознания и поведением человека (24).

Исследования психологов в середине – конце ХХ века привели к тому, что мнение об агрессивности как об инстинкте претерпели некоторые изменения, но биологической природе агрессии по-прежнему уделяется внимание. Агрессия представляет собой сложный поведенческий комплекс, и потому невозможно говорить о существовании в мозге четко локализуемого “центра агрессии”. Однако обнаружены участки нервной системы, отвечающие за проявление агрессии. Химический состав крови – еще один фактор, влияющий на чувствительность нервной системы к стимуляции агрессии. Например, человека, находящегося в состоянии алкогольного опьянения, легче спровоцировать на агрессивное поведение. Алкоголь усиливает агрессивность, снижая уровень вменяемости личности и контроля над поведением, а также ослабляя способность учитывать последствия совершаемых действий. Большое количество преступлений подростков происходит именно в стадии алкогольного опьянения. На агрессивность влияет также и генетическая предрасположенность. Наследственность воздействует на чувствительность нервной системы к возбудителям агрессии (14). Темперамент человека, определяющий лабильность и реактивность нервной системы, является врожденным. Проявляясь в раннем детстве, темперамент обычно не меняется в течение жизни. Часто у импульсивного и бесстрашного ребенка возникают нарушения поведения в подростковом возрасте.

Как показывает практика, у многих агрессивных детей, чьи родители обращаются за помощью, имеются в наличии родовые травмы или нарушения в течение беременности, приведшие к гипоксии мозга и, как следствие, к нарушениям в поведении ребенка в сторону повышения импульсивности и агрессивности. Часто агрессивные дети были рождены путем кесарева сечения (около 20% случаев).

Все эти показатели позволяют сделать вывод о том, что существуют весомые биологические, генетические и биохимические факторы, способствующие возникновению агрессии.

Теория агрессии как реакции на фрустрацию. В рамках этой теории, считается, что фрустрация препятствует достижению цели и усиливается, когда наша целеустремленность имеет очень сильную мотивацию, и возникает блокировка этого целенаправленного поведения. Фрустрация – психическое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми препятствиями, возникающими на пути к достижению цели. Проявляется она в виде эмоций: гнева, раздражения, тревожности, страха, чувства вины и т.д. Энергия агрессии не обязательно разряжается на первопричине. Постепенно человек учится подавлять гнев и вымещать его опосредованно, особенно когда несдержанность может повлечь за собой неодобрение или наказание со стороны окружающих. В таких случаях фрустрация обуславливает смещение агрессивного побуждения на кого-то другого или на самого фрустрированного. Например, родители, имеющие неприятности на работе и испытывающие от этого дискомфорт, часто срывают свою агрессию дома на детях (14).

Л. Берковиц предполагает, что фрустрация вызывает озлобление и эмоциональную готовность реагировать агрессивно. Озлобление нарастает при наличии стимулов, ассоциированных с агрессией (например, оружие в 70% случаев сопровождает открытое выражение агрессии у преступников, совершивших убийства) (14).

Таким образом, теории агрессии, базирующиеся на понятии “фрустрация” и “инстинкт”, предполагают, что враждебные импульсы имеют глубинную природу, а эмоции человека выталкивают их на поверхность. Другого мнения придерживаются социальные психологи, объясняющие агрессивность с точки зрения теории социального научения.

Теория социального научения . Согласно этой теории, мы учимся социальному поведению посредством наблюдения и подражания, а также под воздействием вознаграждений и наказаний. А. Бандура убежден, что мы учимся агрессии не только потому, что это выгодно, но и перенимаем ее как модель поведения, наблюдая за другими людьми (1). Если ребенок с детства наблюдает агрессивную манеру поведения родителей, то часто проявляет ее в разговоре и игре. На открытое поведение подростка влияют как личностные факторы (вера, ожидание, самовосприятие), так и действия окружения (поощрения, наказания) (29). Повседневная жизнь часто демонстрирует нам агрессивную модель поведения в семье, субкультуре и средствах массовой информации. Если родители добиваются от подростков послушания с помощью окриков, шлепков и других жестких методов, то дают им уроки агрессии, как метода решения проблем. Часто такие родители сами подвергались физическим наказаниям со стороны своих родителей.

СМИ также часто провоцируют подростков на агрессию. В последнее время на телевидении возросло количество передач, пропагандирующих насилие, силовую модель поведения, агрессию как лучшее средство постоять за себя. Подростки, стремящиеся быть уверенными в себе, принимают такую модель как норму. Тем временем их поведение в реальной ситуации взаимоотношений с родителями, друзьями и незнакомыми часто принимает формы жестокого насилия. По данным исследований, проводимым в США в конце ХХ века, факт регулярного просмотра телепередач со сценами насилия восьмилетними детьми явился предвестником серьезных уголовных преступлений, совершенных ими к 30 годам. Степень совершения тяжких преступлений среди тех, кто редко в детстве смотрел подобные передачи, составляет 18%, а среди тех, кто часто – 48%. Таким образом, видна явная зависимость между агрессивным поведением и влиянием на него СМИ (14).

Социальные детерминанты агрессивного поведения многочисленны. Обследования несовершеннолетних правонарушителей, проведенные И. Стрэкинару, показали, что в качестве факторов, влияющих на противоправное поведение, в 55% случаев выступают социальные воздействия, в 30% - органические поражения головного мозга, в 15% - генетические факторы (25).

Анализ данных исследований позволяет сделать вывод о важности работы с социальным окружением как с источником агрессивного примера поведения для подростков.

Современные теории и взгляды на агрессивность . Интересную концепцию агрессивности развивают ученые В.С. Ротенберг и С.М. Бондаренко. Они исходят из теории поисковой активности – деятельности, направленной на изменение неприемлемой ситуации, или на изменение отношения к ней, или на сохранение благоприятной ситуации, вопреки воздействию угрожающих ей факторов и обстоятельств. Поисковая активность имеет врожденный характер, хотя и формируется в процессе жизнедеятельности. Отклоняющееся поведение подростков, включая немотивированные приступы жестокости, в ряде случаев может быть проявлением неправильно ориентированной поисковой активности. И если изменить направление поисковой активности, то можно снизить агрессивность (23). Немецкий психотерапевт Г. Альмон полагает, что всякий человек рождается с потенциалом конструктивной агрессивности, то есть со стремлением освоить и изменить окружающий мир, творчески реализовать себя. При дефектном воспитании конструктивная агрессивность преобразуется в деструктивную, так как вне зависимости от знака – положительного или отрицательного – потенциал агрессии должен найти выход для сохранения физического и психического здоровья (25).

В.В. Лебединский придерживается мнения, что периоды выраженной агрессивности у подростков, нарушающие его гармоничные отношения с окружающими, наблюдаемые в процессе нормального развития, в основном совпадают с переживанием возрастных аффективных и личностных кризисов. В случаях аффективных нарушений агрессия становится привычной формой поведения подростка (20).

Авторы известного теста на определение уровня агрессии А. Басс и А. Дарки разграничивают понятия враждебность и агрессивность. Враждебность – реакция отношения, которой сопутствуют негативные чувства и негативная оценка людей и событий. Если враждебные намерения вербализуются, то приобретают форму негативных и уничижительных высказываний. Агрессия - ответ, содержащий стимулы, способные причинить вред другому. Враждебность в свою очередь делится на негодование (обиду) и подозрение, агрессия имеет пять видов: физическая, косвенная, вербальная агрессия, негативизм и раздражение (25).

Психолог Г. Миллер выдвигает теорию смещенной агрессии. В ее основе лежит представление о переносе агрессии на другой объект, разрядке агрессивного импульса на человека, атаковать которого менее опасно (хотя он и не является истинным источником возникновения агрессивного побуждения) (18). Г. Паренс также говорит о том, что подростки стараются управлять своим чувством враждебности. Это проявляется в фактах замещения объекта агрессии с близкого человека на менее любимых, авторитетных и значимых (15).

Анализируя литературу по проблеме агрессивности, можно сделать вывод, что большинство современных авторов так или иначе рассматривают агрессивность как враждебную и инструментальную. Среди большого количества теорий можно выделить три основные - инстинктивная; фрустрационная и теория социального научения.

Причинами, побуждающими агрессивные реакции, являются:

Постоянное агрессивное поведение родителей, которым подражает подросток, “заражаясь” их агрессивностью. К этому приводит то, что система саморегуляции младшего подростка строится по типу эмоциональной саморегуляции родителей;

Проявление нелюбви к ребенку, формирование у него ощущения опасности и враждебности окружающего мира;

Длительные и частые фрустрации, источником которых являются родители или какие-либо обстоятельства (неуспешность в обучении, конфликты со сверстниками, стрессы и т.д.).

Унижения и оскорбления подростка со стороны родителей или сверстников.

Кроме того, важно помнить, что инструментальная агрессия несет в себе положительный заряд, она позволяет человеку достигать поставленных целей, может проявляться в настойчивости и решительности, способствует динамике и переменам, которые не обязательно носят отрицательный характер.

Пожалуй, не найдется ни одного человека, который не осознавал бы, насколько в нашем обществе распространено насилие. Почти каждый день в сводках новостей сообщается о том, что кого-то застрелили, удушили, зарезали, о происходящих в мире войнах и убийствах. Не так давно в нашей местной газет было написано, как молодая женщина ворвалась в школу и открыла по учащимся стрельбу – несколько детей ранено, один убит; другое сообщение: в пригороде Нью-Йорка разгневанный отец убил судью, который выступал на процессе против его дочери; жители Милуоки потрясены убийством двух женщин.

По всему миру, во всех слоях общества мы видим насилие. Тут и кровавые столкновения между бандами в беднейших районах Лос-Анджелеса, и перестрелки в Детройте и Майами, и ограбления в нью-йоркском Центральном парке, и взрывы бомб в Северной Ирландии, и убийство премьер-министра в Стокгольме. Пресса наполнена сводками о сражениях между христианами и мусульманами в опустошенном Бейруте, о евреях, воюющих с палестинцами на оккупированных территориях, о гражданских войнах, то и дело вспыхивающих в Африке. Акты насилия, с виду беспричинные, происходят почти повсюду, снова и снова, день за днем и неделя за неделей.

Это приметы лишь крайних случаев агрессии. А знаете ли вы, как много американских мужей и жен дерутся друг с другом и сколько родителей избивают своих детей? Лет пятнадцать назад социологи Мюррей Страус, Ричард Джеллес и Сьюзен Стейнметц попытались определить частоту насилия в американских семьях, интервьюируя супружеские пары. Помимо прочего, исследователи расспрашивали этих мужчин и женщин о конфликтах, которые возникают в их семьях, и о том, каким образом они разрешаются. Полученные данные могут вас удивить.

«Отправьтесь на любую улицу любого американского города. По меньшей мере в одной из шести семей постоянно вспыхивают скандалы, во время которых супруги наносят друг другу удары. В каждых трех из пяти семей родители то и дело бьют своих детей. В каждом втором доме в Америке по меньшей мере раз в год совершаются насильственные действия» (Straus, Gelles & Steinmetz, 1980, p. 3).

Эти факты вызывают в обществе беспокойство не только из-за страданий, причиняемых агрессией. Довольно часто оказывается, что распространение насилия трудно предотвратить. Страус, Джеллес и Стейнметц выявили следующую закономерность: любой отдельный акт агрессии может продуцировать агрессию в дальнейшем. По их наблюдениям, чем чаще родители дерутся друг с другом, тем больше вероятность, что один из них или оба бьют своих детей. Кроме того, многие агрессивные родители передают свою агрессивность и детям. Это неудивительно: ведь то, как дети воспитываются и какой опыт переживаний они получают в семье, конечно же, влияет па их склонность к насилию.

Однако не всякая агрессия обусловлена дефектами в воспитании. Насилие возникает но множеству причин и может проявляться в самых разнообразных действиях. Некоторые исследователи полагают, что растущая в нашем обществе готовность прибегать к агрессии, скорее всего, связана с увеличивающимся числом людей, считающих себя вправе мстить тем, кто, по их мнению, поступил с ними несправедливо. Гневные реакции выражаются как в грубости и словесных оскорблениях, так и в росте количества преступлений, связанных с насилием, и массовых убийств. Другие авторы часть вины за широкое распространение агрессии относят на счет переизбытка сцен насилия, демонстрируемых с кино- и телеэкранов. Действительно, на зрителей с неиссякаемым изобилием буквально выплескиваются потоки сцен, связанных с драками и убийствами. Согласно статистическим данным, средний американец к восемнадцати годам уже имеет возможность только по телевизору наблюдать 32 тысячи убийств и 40 тысяч попыток убийства. Было подсчитано, что в середине 80-х годов больше половины главных персонажей телефильмов подвергались угрозе физического насилия в среднем от пяти до шести раз в течение часа. Может ли все это не повлиять на телезрителя?

Некоторые критики доказывают, что телевидение рисует нереалистическую картину американского общества. Преступления на телеэкранах значительно более жестоки и агрессивны, чем в реальном мире, и у телезрителя может сформироваться представление о жизни в современном обществе как о более опасной и брутальной по сравнению с действительностью. Если некоторые люди заимствуют с телеэкранов такое ложное представление о жизни, не повлияет ли это на то, как они будут обращаться с другими людьми? Телевидение представляет опасность не только в этом плане. Что можно сказать о бедности и возрастающей разнице между уровнями жизни богатых и бедных? Несомненно, есть немало людей, которых возмущает, что они не имеют возможности радоваться тем вещам, которые другие имеют, никак этого не заслужив.

Мы можем долго продолжать перечень возможных причин агрессии. Насилие возникает разными путями, и многие из них будут исследованы в этой книге. Кроме того, мы рассмотрим, что может быть сделано для того, чтобы уменьшить уровень агрессивности в нашем обществе. Возможно ли уменьшить вероятность того, что люди, которым не дали достичь их целей, будут атаковать окружающих? Можно ли научить родителей и детей разрешать их проблемы, не прибегая к насилию?

Специалистами предложены разнообразные методы уменьшения или контроля агрессии, и они будут детально обсуждены в последующих главах.

Некоторые исследователи больше обращают внимание на внешние причины агрессии, утверждая, что общество должно снижать уровень фрустрации своих членов и уменьшать количество сцен насилия, изображаемых в кино и на телевидении. Другие делают акцент на внутренние источники агрессии, утверждая, что сдерживаемый человеком агрессивный драйв может разрядиться через воображаемые действия или даже посредством спортивных состязаний или других форм соревнования. Третьи, наконец, отдают предпочтение контролю внутреннего побуждения к насилию с помощью лекарственных препаратов, в то время как многие психологи и психотерапевты настаивают на использовании техник поведенческого тренинга или оказании людям помощи в осознании подавленных чувств возмущения, обиды, негодования.

С другой стороны, всегда находится немало пессимистов, которые утверждают, что нельзя возлагать больших надежд на какие бы то ни было программы улучшения существующего положения дел, так как люди появляются на свет с врожденной склонностью к ненависти и насилию.

Я писал эту книгу с надеждой, что знание человеческой психологии может способствовать снижению агрессии. Если бы мы больше знали о том, что побуждает людей к агрессивным действиям, какие факторы облегчают (или затрудняют) намеренное причинение ущерба другим людям и какими бывают последствия агрессии для агрессора и для его жертвы, мы смогли бы многое сделать для того, чтобы наше обращение друг с другом стало более гуманным.

В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному.

Выделим основные определения агрессии:

Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению .

Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу .

Агрессия – реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы .

Агрессия – физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи .

Агрессия – злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение .

Рассмотрев все основные теоретические концепции агрессии, мы примем за рабочее следующее обoбщающее определение этого явления:

Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения .

Это определение подчеркивает, что агрессия - это модель поведения, а не эмоция или мотив.

Необходимо различать пoнятия «агрессия» и «агрессивность».

Агрессия- это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность – относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное.

Р. Бэрон и Д. Ричардсон в своем фундаментальном труде «Агрессия» выделяют четыре основных детерминанты агрессии: социальные, внешние, индивидуальные и биологические .

При характеристике агрессии, чаще всего, используют два основных понятия – агрессивнoе поведение (агрессивные формы поведения) и агрессивность. Кажущаяся близость этих терминов нередко затрудняет правильное понимание природы самой агрессии.

В жизни случается так, что описывая какого-нибудь человека, мы говорим: это агрессивная персона. Тем самым мы стараемся подчеркнуть наличие вполне определенного качества, присущего ему – агрессивности. В то же время мы с удивлением должны констатировать факт агрессивного поведения человека, которoго было невозможно заподозрить в агрессивности. Таким образом, сама жизнь подсказывает нам наличие двух разных феноменов – агрессивности как качества личности и агрессивного поведения как целенаправленного действия.



Дабы понять дилемму агрессивного поведения молодых людей и выработать пути её решения, для начала, необходимо понять, oтчего и под воздействием каких причин она возникает. Так сказать отыскать первопричины этого явления.

К. Лоренц считал, что кроме врожденного инстинкта борьбы, все живые существа наделены возможностью подавлять свои стремления и эта возможность проявляется в зависимости от способности наносить серьезные повреждения своим жертвам. Он рассматривал агрессию, как неизбежное следствие врожденных сил. Считал, что она генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Подобным способом, формирование агрессивных действий, представляется совместной функцией:

· количества накопленной агрессивной энергии;

· наличия стимулов, облегчающих разрядку агрессии.

Однако, чем большее количество агрессивной энергии имеется в данный период, тем меньший стимул необходим для того, чтобы агрессия выплеснулась вовне, т.е. агресcивное поведение может выплеснуться спонтанно

Лоренц так же утверждал, что любовь и дружеские отношения могут оказаться несовместимыми с выражением открытой агрессии и могут блокировать ее проявления.

Под агрессией, по Фромму, понимаются любые действия, понимаются всевозможные воздействия, какие наноcят? либо решили нанести вред другому человеку, группе людей или животному .

Агрессивное поведение – «это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения», пишут Р.Бэрон и Д.Ричардсон, подчеркивая при этом не эмоциональный аcпект, а поведенческий аспект проявления агрессии .

Агрессивные действия выступают в качестве:

· средства достижения какой-либо цели;

· способа психологической разрядки;

· способа удовлетворения потребноcти в самореализации и самоутверждении.

Выделяют следующие виды агрессивных реакций:

Физическая агрессия (нападение);

Косвенная агрессия (злобные сплетни, шутки, взрывы ярости);

Склонность к раздражению (готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении);

Негативизм (оппозиционная манера поведения, от пассивного сопротивления до активной борьбы);

Обида (зависть и ненависть к окружающим вызванные действительными и вымышленными сведениями);

Вербальная агрессия (выражение негативных чувств как через форму - ссора, крик, визг, - так и через содержание - угроза, проклятие, ругань) .

А Э. Фромм выделяет пять основных типов человеческой агрессии: доброкачественную, злокачественную, инструментальную, псевдоагрессию (непреднамеренная, игровая, самоутверждение), оборонительную (нападение, бегство, сопротивление). Он различает агрессию биологически адаптативную, содействующую поддержанию существования, высококачественную, и злокачественную, никак не сопряженную с сохранением существования .

Первая закономерность и острая проблема подросткового возраста – это перестройка взаимоотношенийс родителями, переход от детской связи к отношениям, базирующихся на обоюдном уважении и равенстве. Подростковый возраст называют переходным.

Второй момент – окончание детства и переход в мир взрослых связан с развитием в сознание подростка критического рефлектирующего мышления в рассудочной форме. Это и есть определяющее соcтояние подростка в психике. Оно и создает основное ведущее противоречие в жизни подростка.

Третья особенность и ценнейшее психологическое приобретение подростка – открытие своего внутреннего мира, в этот период возникают проблемы самоcознания и самоопределения.

Специфика агрессии в подроcтковом возрасте. Психические нарушения имеют определенные этапы развития, проходя через которые они достигают наибольшей степени выраженности. Любые психопатологические феномены, синдромы включают начальные проявления, развернутую стадию, этап завершения, период остаточных симптомов. Во время подросткового кризиса скорость этого болезненного цикла увеличивается, в результате чего какой-то из этапов может быть либо очень корoтким, либо не обнаруживаться вообще.

Поэтому очень часто агрессивное поведение подростка является для его близких, знакомых, сверстников и очевидцев совершенно неожиданным, ничем не объяснимым.

Говоря о подростковой агрессии, следует сказать, что агрессивность мальчиков и девочек старшего школьного возрaста различается по неким корневым основам. В большинстве случаев, данные основы такие же, как и у совершеннолетних представителей определённого пола.

Мальчики-подростки испытывают агрессию в таковых межличностных отношениях как учёба, спорт, индивидуальная угроза, ситуация алкогольного опьянения. У них ярче проявлено умение к абстрагированию, существенно обширнее область заинтересованностей, однако, наравне с данными, они беззащитнее в реальных жизненных ситуациях.

У девочек-подростков – наиболее высоко сформирована словесно-речевая деятельность, умение к состраданию и переживанию. Они более восприимчивы к критике в свой адрес, чем к критическим оценкам их интеллектуальных способностей и наиболее бурно реагируют на недооценивание их в духовных данных, неблагодарность, психологическое ущемление.

Однако любое поведение – это поведение конкретного человека. И оно определяется не только ситуацией, в которой он находится, людьми, с которыми он взаимодействует, но и его индивидуальными особенностями. Именно они характеризуют его со стoроны психологических качеств, зная которые можно спрогнозировать возможное поведение.

В конце концов, решение, как поступить, всегда остается за человеком, а не за качеством.

В связи с этим необходимо помнить, что попытки показать ребенку, что его поведение оставляет желать лучшего с помощью физического наказания могут дать противоположный результат: наказывающие таким образом родители становятся примером агрессивного поведения.

Но так же нейтральная позиция родителей тоже может способствовать дальнейшему росту агрессии.

Тем не менее, возможны и другие методы родительского реагирования на агрессию: обсуждение возникшей проблемы.

Ведь, экспериментально доказано в других исследованиях, агрессивные дети отличаются от неагрессивных, в первую очередь, слабым знанием альтернативных способов разрешения конфликтов.

По этому, наиболее адекватное поведение взрослых в той или иной ситуации - это осуждение агрессии ребенка, но без строгих наказаний в случае проступка.

Становление эмоционально – волевой сферы, с которой тесно связано формирование личности –сложный и длительный процесс, характеризующий психическое развитие. Оно протекает под непосредственным воздействием со стороны окружающих, в первую очередь взрослых, воспитывающих ребенка.

Тревожность подростка часто нарушает его нормальную жизнь, нередко выступает причиной нарушения социальных связей с окружающими. Подобную тревожность испытывают часто школьники, которые хорошо учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине. Такие дети обычно не вызывают жалоб со стороны учителей и родителей и сами не обращаются к психологу.

Отечественная психология исходит из положения о том, что интерес подростка к своему внутреннему миру, размышления о себе, о своих взаимоотношениях с другими, о месте в коллективе возникает на основе интереса его к другим людям и, прежде всего к сверстникам. Развитие же интереса к другому в свою очередь обусловливается новыми формами общения подростков между собой. Оно строится на взаимоинтересных занятиях, совместных обсуждениях. Устанавливаются более глубокие личные взаимоотношения, связанные с разнообразными чувствами (симпатии, дружбы, зарождающейся любви и др.).

Наиболее характерными для раннего подросткового периода являются реакции протеста, имитации или компенсации, что тоже сопровождается подростковой агрессивностью. Эти реакции иногда возникают в кругу семьи или в школе, в связи с неблагоприятно сложившейся ситуацией, имеют определенную направленность против тех лиц, которые, по его мнению, как-либо виноваты в ее возникновении. Эта реакция может быть вызвана чрезвычайным требованиями к ребенку, непосильный для него учебный или другой нагрузкой. Причинами ее возникновения может быть конфликт между родителями, несправедливое по его мнению, наказания и т.д., самоизоляция в коллективе школьников. Часто такие подростки замкнуты, ни с кем не дружат, вступают в конфликты с товарищами и взрослыми.

Наблюдая поведение сверстника и анализируя отдельные его поступки, подросток пытается разобраться в психологических особенностях личности другого. Интерес к своему сверстнику в процессе общения с ним, размышление о его психологических свойствах заставляет подростка присмотреться и к себе, проанализировать свое поведение, сравнить себя с ним. В постепенном процессе познания собственных качеств у подростка сохраняется та же последовательность, что и при познании качеств другого, т. е. вначале выделяются внешние, физические характеристики, затем качества, связанные с выполнением каких-либо видов деятельности и, наконец, личностные качества, более скрытые особенности внутреннего мира.

Учителям так же следует своевременно выявлять учащихся предрасположенных к агрессии. Немалая значимость в данной работе отводится психологам, социальным педагогам, классным руководителям.

Применяя в своей работе различные методики, рисуночные тесты, мониторинг, можно во время выявлять агрессивных учащихся ещё на раннем этапе и создавать коррекционную и профилактическую работу.

Итак, сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой стороны, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта