Главная » 2 Распространение » Метод как способ социальной деятельности. Методология и методы социальной работы

Метод как способ социальной деятельности. Методология и методы социальной работы

Подразделяется на два вида:

  • самоконтроль — применение санкций, совершаемое самим человеком, направленное на себя;
  • внешний контроль — совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов.

Внешний контроль бывает:

  • неформальный — основан на одобрении или осуждении родственников, друзей, коллег, знакомых, а также общественного мнения, которое выражается через обычаи и традиции либо средства массовой информации;
  • формальный — основан на одобрении или осуждении официальных органов власти и администрации.

В современном обществе, в сложном социуме, в многомиллионной стране невозможно поддерживать порядок и стабильность неформальными методами, так как неформальный контроль ограничен небольшой группой людей, поэтому он называется локальным. Напротив, формальный контроль действует на всей территории страны. Его осуществляют агенты формального контроля — специально обученные и получающие заработную плату за выполнение контрольных функций лица, носители социальных статусов и ролей — судьи, сотрудники правоохранительных органов, социальные работники, служители церкви и т.д. В традиционном обществе социальный контроль держался на неписаных правилах. Например, в традиционной сельской общине писаных норм не существовало; в единую систему социального контроля органично вплеталась церковь.

В современном обществе основой социального контроля выступают зафиксированные в документах нормы — инструкции, указы, постановления, законы. Формальный контроль осуществляют такие институты современного общества, как суды, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует нас через экзаменационные оценки, правительство — посредством системы налогообложения и социальной помощи населению, государство — через милицию, секретную службу, государственные каналы телевидения, органы печати и радио.

В зависимости от применяемых санкций методы контроля бывают:

  • прямые жесткие; инструмент — политические репрессии;
  • косвенные жесткие; инструмент — экономические санкции международного сообщества;
  • прямые мягкие; инструмент — действие конституции и уголовного кодекса;
  • косвенные мягкие; инструмент — средства массовой информации.

В организациях осуществляется контроль:

  • общий (если менеджер дает подчиненному задание и не контролирует ход его выполнения);
  • детальный (если менеджер вмешивается в каждое действие, поправляет и т.п.); такой контроль еще называют надзором.

Надзор производится не только на микроуровне, но и на макроуровне.

На макроуровне субъектом, осуществляющим надзор, выступает государство — полицейские участки, служба осведомителей, тюремные надзиратели, конвойные войска, суды, цензура.

Организация и общество в целом могут быть перегружены огромным количеством норм. В таких случаях население отказывается выполнять нормы, а власти не способны проконтролировать каждую мелочь. Однако давно замечено: чем хуже исполняются законы, тем больше их издается. От нормативных перегрузок население защищается их неисполнением. Если большинству людей, на которых рассчитана данная конкретная норма, удается обойти ее, можно считать, что норма мертва.

Люди обязательно не будут соблюдать нормы или обойдут закон:

  • если эта норма им невыгодна, противоречит их интересам, причиняет больше вреда, чем пользы;
  • если нет строгого и безусловного для всех граждан механизма контроля исполнения закона.

Взаимовыгодные приказы, законы, постановления и вообще социальные нормы удобны тем, что исполняются добровольно и не требуют содержания дополнительного штата контролеров.

Каждая норма должна покрываться соответствующим числом санкций и агентов контроля.

Ответственность перед исполнением закона возникает у граждан при условии, если они:

  • равны перед законом, несмотря на статусные различия;
  • заинтересованы в действии данного закона.

Американский социолог австрийского происхождения П. Бергер предложил концепцию социального контроля, суть которой сводится к следующему (рис. 1). Человек стоит в центре расходящихся концентрических кругов, представляющих разные виды, типы и формы социального контроля. Каждый круг — новая система контроля.

Круг 1 — внешний - политико-юридическая система, представленная мощным аппаратом государства. Помимо нашей воли государство:

  • взимает налоги;
  • призывает на военную службу;
  • заставляет повиноваться своим правилам и установкам;
  • если сочтет необходимым, лишит свободы и даже жизни.

Круг 2 — мораль, обычаи и нравы. За нашей нравственностью следят все:

  • полиция нравов — может посадить за решетку;
  • родители, родственники — употребляют неформальные санкции типа осуждения;
  • друзья — не простят предательства или подлости и могут расстаться с вами.

Круг 3 — профессиональная система. На работе человек скован: массой ограничений, инструкций, профессиональных обязанностей, деловых обязательств, оказывающих контролирующее воздействие. Аморальность наказывается увольнением с работы, эксцентричность — потерей шансов найти новое место.

Рис. 1. Иллюстрация к концепции П. Бергера

Контроль профессиональной системы имеет огромное значение, так как профессия и должность решают, что индивиду можно, а что нельзя во внепроизводственной жизни, какие организации примут его в свои члены, каков будет круг его знакомых, в каком районе он позволит себе жить и т.п.

Круг 4 — социальная среда , а именно: дальние и близкие, незнакомые и знакомые люди. Окружение предъявляет к человеку свои требования, неписаные законы, например: манеру одеваться и говорить, эстетические вкусы, политические и религиозные убеждения, даже манеру вести себя за столом (невоспитанного человека не пригласят в гости или откажут от дома те, кто ценит хорошие манеры).

Круг 5 — ближайший к индивиду - частная жизнь. Круг семьи и личных друзей тоже образует систему социального контроля. Социальное давление на индивида здесь не ослабевает, а напротив, возрастает. Именно в этом круге индивид устанавливает наиболее важные социальные связи. Неодобрение, утрата престижа, осмеяние или презрение в кругу близких имеют гораздо больший психологический вес, чем те же санкции, исходящие от чужих или незнакомых людей.

Ядром частной жизни являются интимные отношения мужа и жены. Именно в интимных отношениях человек ищет поддержку самым важным чувствам, составляющим Я-образ. Ставить на карту эти связи — значит рисковать утратой самого себя.

Таким образом, человек должен: уступать, подчиняться, угождать в силу своего положения всем — от федеральной налоговой службы до собственной жены (мужа).

Общество всей своей громадой подавляет индивида.

Жить в обществе и быть свободным от него невозможно.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Технический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего Профессионального Образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» в г. Нерюнгри

Контрольная работа

По дисциплине «Социология»

На тему: «Методы социального анализа»

г. Нерюнгри

Введение

1. Методы социологии

2. Опрос, в виде анкетирования и интервьюирования

3. Наблюдение

4. Анализ документов

5. Контент-анализ

6. Эксперимент

7. Социологический тест

8. Социометрический опрос (социометрия)

Заключение

Список литературы

Введение

Совершенно очевидно, что достоверность фактов и выводов, полученных исследователем, зависит от того, каким способом последний пришел к данным фактам и выводам, т. е. от использованного им метода. В повседневной жизни мы также описываем факты, оцениваем их правдоподобие, выводим гипотетические закономерности или опровергаем выводы других людей. Однако в науке все эти повседневные методы получения нового знания подвергаются куда более тщательной разработке. Методология науки -- это дисциплина, изучающая и технические, «процедурные» вопросы организации исследования, и более общие вопросы обоснованности используемых методов, достоверности наблюдений, критериев подтверждения или опровержения научных теории. Оценка существующих теорий и гипотез в социальных науках, как и в науках естественных, предполагает введение определенных критериев эмпирической проверяемости и истинности теоретических высказываний, а также разработку и применение соответствующих этим критериям методов исследования.

К количественным методам сбора социологической информации относят способы получения информации об изучаемом объекте, которые позволяют выявить его количественные характеристики. Речь идет, прежде всего, о контент-анализе, наблюдении, социометрии, совокупности опросных методов, а так же социологическом эксперименте. В своей работе я остановлюсь конкретно на опросных методах исследования.

1. Методы социологии

Социология, как самостоятельная отрасль научного знания, использует для изучения своего предмета совокупность специфических методов. Все методы социологии можно подразделить на теоретические и эмпирические.

В качестве инструмента теоретического исследования в социологии, как и в философии, используется рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) - процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения. Исходным материалом для производства нового научного знания служат уже существующие теории, идеи различных ученых, которые синтезируются с собственными научными воззрениями исследователя при помощи различных логических схем, на основе той или иной теоретической парадигмы. В процессе исследований социологи, как правило, используют такие теоретические методы, как системный, структурно-функциональный, синергетический, методы логической интерпретации, моделирования и ряд других.

Особую группу методов, широко применяющихся в социологических исследованиях, составляют методы математической статистики. Они позволяют осуществлять анализ и интерпретацию первичной социологической информации, а также верифицировать уже полученные данные.

Наряду с теоретическими методами, социология использует методы эмпирические. Исходным материалом эмпирического исследования служат различные мнения, суждения, социальные факты, смысловые индикаторы, явления или процессы, которые социолог пытается получить и систематизировать с использованием специальных методов сбора и обработки первичной социологической информации.

Методы социологии - это совокупность основных познавательных приемов, с помощью которых приходят к научным истинам. Социология использует две группы методов.

Эмпирические методы подразделяются на количественные (классические) и качественные. Некоторые методы имеют свои разновидности, как в количественном, так и в качественном подходе.

К числу количественных методов сбора социологической информации относятся, в первую очередь:

· опрос, в виде анкетирования и интервьюирования;

· наблюдение;

· анализ документов;

· контент-анализ;

· эксперимент;

· социологический тест;

· социометрический опрос (социометрия).

2. Опрос, в виде анкетирования и интервьюирования

Опросы - метод сбора социальной информации об объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения социолога (интервьюера) и того, кого опрашивают (респондента) путем регистрации ответов респондента. Методы опроса делятся на интервью и анкетный опрос.

Имеется множество разновидностей интервью. По технике проведения различаются свободные, фокусированные и формализованные интервью.

· Свободные интервью - это продолжительные беседы с респондентом без строгой детализации вопросов.

· Формализованное (стандартизированное) интервью предполагает детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, определенную последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов.

· Фокусированное (клиническое) интервью - выявление относительно узкого круга реакций опрашиваемого.

Беседа - это один из методов опроса, представляющий собой относительно свободный диалог между исследователем и исследуемым (исследуемыми) на определенную тему, т.е. метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. В беседе можно выявить отношения обследуемого лица к людям, собственному поведению, событиям; определить культурный уровень, особенности нравственного и правового сознания, уровень развития интеллекта и т.п.

Во время беседы следует произвести благоприятное впечатление на собеседника, пробудить интерес к тем вопросам, которые обсуждаются, желание отвечать на них.

Благоприятный для беседы климат создают:

Ясные, сжатые и содержательные вступительные фразы и объяснения;

Проявление уважения к личности собеседника, внимание к его мнению и интересам (нужно дать это почувствовать);

Положительные замечания (у любого человека есть положительные качества);

Искусное проявление экспрессии (тон, тембр голоса, интонации, мимика и т.п.), которая призвана подтвердить убежденность человека в том, о чем идет речь, его заинтересованность в затрагиваемых вопросах.

Таким образом, опрос можно проводить в устной форме - интервью и в письменной форме - анкетирование. Но смысл одинаков: получить ответы респондентов на определенные, заранее сформулированные: вопросы. Причем каждый вопрос анкеты надо рассматривать как специфический измерительный инструмент для фиксации определенной информации.

Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов производится интервьюером или его ассистентом, возможно, на пленку.

Особенностью анкетного опроса является использование анкеты, заполняемой респондентом (сам читает анкету и фиксирует ответы). Анкетный опрос может быть очным, при котором интервьюер раздает анкеты и присутствовал при их заполнении и заочным который в свою очередь может быть почтовым (анкеты рассылаются по почте и через некоторое время возвращаются исследователям), прессовым (анкета публикуется на страницах газет или журналов) и телефонным (опрос происходит по телефону). Особым видам опроса является экспертный опрос, т.е. опрос в ходе которого респондентом является эксперт (специалист в определенной области деятельности).

3. Наблюдение

Наблюдение - метод прямой регистрации событий очевидцем в процессе их протекания. Чаще всего этот метод применяется тогда, когда информация, необходимая социологу, не может быть получена никакими иными способами, например, при изучении поведения людей на митингах или во время массовых зрелищ (например, соревнований по футболу).

Выделяют две основные разновидности наблюдения: включенное и невключенное. Если социолог изучает поведение забастовщиков, уличной толпы, подростковой группировки или бригады рабочих со стороны (в специальном бланке регистрирует все типы действий, реакции, формы общения и т.д.), то он проводит невключенное наблюдение. Правило невлюченного наблюдения: нужно стремиться видеть, не будучи видимым и не становясь участником наблюдаемого события. Если же социолог встал в ряды забастовщиков, присоединился к толпе, участвует в подростковой группировке или если устроился работать на предприятие (участие может быть анонимным или не анонимным), то он проводит включенное наблюдение.

Характерными чертами научного наблюдения, в отличие от обыденного, является систематичность, планомерность. Главной особенностью метода наблюдения является то, что происходит непосредственная связь с объектом, также одной из особенностей метода является невозможность повторного наблюдения.

4. Анализ документов

Это метод сбора первичной информации, главным источником которой выступают документы. Документы - это печатные, рукописные и т.п. материалы, которые создаются для хранения информации.

Виды документов различаются:

· По способу хранения информации.

· По характеру источника (официальные, неофициальные).

Анализ документов имеет проблему достоверности информации и надежности документов. Она решается в ходе отбора документов для определенных исследований, и в ходе внутреннего и внешнего анализа содержания документов. Внешний анализ - изучение обстоятельств возникновения документов. Внутренний анализ - изучение особенностей содержания, стиля документа.

Виды анализа:

· качественный (углубленное логическое и стилистическое изучение документа). Он ориентирован на прослеживание, воссоздании индивида в истории автора. Он применяется для анализа уникальных личных документов и примыкает к направлению понимающей социологии;

· качественно-количественный (контент-анализ). Суть данного метода заключается в том, чтобы воссоздать социальную реальность по некоторым показателям, которые можно выявить в тексте. Это подсчет того, как представленные в некотором информационном массиве смысловые единицы характеризуют внетекстовую реальность. Данный метод применяется для анализа больших массивов документов.

5. Контент-анализ

Контент-анализ (от англ. contens содержание) -- метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах. Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте. Может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании политической направленности газеты), параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (напр., в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации), вспомогательный или контрольный (напр., при классификации ответов на открытые вопросы анкет).

Не все документы могут стать объектом контент-анализа. Необходимо, чтобы исследуемое содержание позволило задать однозначное правило для надежного фиксирования нужных характеристик (принцип формализации), а также, чтобы интересующие исследователя элементы содержания встречались с достаточной частотой (принцип статистической значимости). Чаще всего в качестве объектов исследования контент-анализа выступают сообщения печати, радио, телевидения, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения и т.д., а также данные свободных интервью и открытые вопросы анкет. Основные направления применения контент-анализа: выявление того, что существовало до текста и что тем или иным образом получило в нем отражение (текст как индикатор определенных сторон изучаемого объекта -- окружающей действительности, автора или адресата); определение того, что существует только в тексте как таковом (различные характеристики формы -- язык, структура, жанр сообщения, ритм и тон речи); выявление того, что будет существовать после текста, т.е. после его восприятия адресатом (оценка различных эффектов воздействия).

В разработке и практическом применении контент-анализа выделяют несколько стадий. После того, как сформулированы тема, задачи и гипотезы исследования, определяются категории анализа -- наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам. Система категорий играет роль вопросов в анкете и указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте.

В практике отечественного контент-анализа сложилась довольно устойчивая система категорий -- знак, цели, ценности, тема, герой, автор, жанр и др. Все более широко распространяется контент-анализ сообщений средств массовой информации, основанный на парадигматическом подходе, в соответствии с которым изучаемые признаки текстов (содержание проблемы, причины ее возникновения, проблемообразующий субъект, степень напряженности проблемы, пути ее решения и др.) рассматриваются как определенным образом организованная структура.

6. Эксперимент

Эксперимент (от лат. Experimentum-проба, опыт) - это общий метод получения в контрольных и управляемых условиях новых знаний, в первую очередь о причинно-следственных отношениях между явлениями и процессами.

Социальный эксперимент - способ получения информации о социальном объекте в результате воздействия на него некоторых факторов. Эксперимент предусматривает непосредственное вмешательство исследователя в реальный ход событий. Важно запомнить, что в ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению «поведения» тех факторов, которые оказывают объекта новые черты и качества.

Выделяют следующие виды эксперимента: экономический, правовой, педагогической, социально-психологический и т. д. Подготовка и проведение любого эксперимента - дело достаточно трудоемкое и требующее специальных знаний и методических навыков.

Метод эксперимента направлен на получение информации, основывающийся на изучении поведения объекта исследования под воздействием заранее заданных и контролируемых факторов, искусственно введенных в исследуемый объект или окружающую его среду.

При проведении эксперимента важно учитывать, что он предполагает нарушение естественных связей изучаемого объекта, в результате чего может измениться и его сущность.

Эффективность эксперимента как метода сбора социологической информации значительно повышается, если его сочетать с другими методами, особенно такими, как анализ документов, который обычно предшествует эксперименту, и различными видами опроса.

7. Социологический тест

Социологический тест - система отобранных социологическими методами высказываний, предъявляемых респондентам с целью получения надежной информации об интересующих признаках.

В прикладной социологии процедура тестирования заимствована у психологов. С помощью тестов измеряют личность и групповые свойства. В последнее время тесты применяются в различных областях знания (от педагогики до космонавтики). В социологических исследованиях тесты - разновидность опросов.

8. Социометрический опрос (социометрия)

опрос социометрический анкетный интервью

Цель социометрического опроса - получение данных о межличностных отношениях в малых социальных группах с помощью так называемых социометрических критериев.

Обработанная и проанализированная социометрическая информация дает возможность диагностировать в обследованных группах точки психологической напряженности, определять их причины и своевременно влиять на структуру коллективов, изменяя их состав так, чтобы взаимоотношения индивидов базировались на чувствах симпатии, взаимной совместимости, исключающей антагонистические конфликты в процессе совместной деятельности.

Заключение

Социология в нашей стране - сравнительно молодая наука. Было время, когда наряду с кибернетикой и генетикой социологию считали буржуазной наукой. Социологические исследования не поощрялись, ибо считалось: все то правда, что содержится в партийных документах. Попутно можно заметить, что в настоящее время мы ударились в другую крайность: каждый студент и каждый преподаватель - неспециалист считает себя законченным социологом и считают ненужным знание социологической теории, методологии и методики проведения социологических исследований, ограничиваясь составлением примитивных анкет. Между тем, изучение социологии для будущих специалистов представляет теоретический и практический интерес. Особенность социологического метода, исследования заключается в двух принципиальных моментах: первое -- он позволяет формализовать метод сбора социальной информации. То, на что другие гуманитарные дисциплины тратят долгие годы труда и средств, социолог может сделать за несколько дней, и при этом получить относительно дешевую и объективную информацию. Второе -- социологический метод исследования позволяет путем понятийного фиксирования явления в процессе его развития, проверить полученные концептуальные построения, хотя и относительно его прошлого этапа, т. е. фиксирования как постфактум. Но это позволяет довольно успешно прогнозировать, а соответственно, и планировать свою деятельность и даже проектировать некоторые социальные процессы.

Список литературы

1. Радугин А.А., Радугин К.А., Социология.

2. Экономическая социология? Радаев В.В.

3. Электронный ресурс: http://www.xreferat.ru//.

4. Социологический словарь.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Специфика метода опроса в социологии. Достоинства и недостатки наблюдения. Анкетирование и интервьюирование как разновидности опроса. Анализ документов как широко применяемый метод сбора первичной информации. Социологическое исследование аудитории радио.

    контрольная работа , добавлен 03.06.2009

    История социальной рекламы, ее основные функции, виды, цели и задачи. Социологический опрос как метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте и исследование отношения реципиента к социальной рекламе. Проведение анкетного опроса.

    реферат , добавлен 22.03.2016

    Классификация методов и техник эмпирических социологических исследований. Методы сбора первичной информации. Анкетирование как вид опроса. Виды интервью, наблюдения, анализа документов. Несоциологические методы, применяемые в социологическом исследовании.

    практическая работа , добавлен 10.08.2009

    Сущность опроса как метода сбора социологической информации. Структура анкеты и типы вопросов, используемых в ней. Основные разновидности анкетирования, типы опроса. Интервьюирование и его основные типы. Особенности применения опроса в оперативных целях.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2012

    Программа социологического исследования. Основные методы сбора социологической информации: анализа документов, наблюдения, опроса, экспертной оценки и эксперимента. Обработка результатов исследования. Разделы статистики политической и общественной жизни.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2014

    Познавательные возможности опроса. Отличия анкетирования от интервьюирования. Анализ понятия "социальное наблюдение". Особенности применения методов сбора первичной информации. Экспертные оценки полученных при этом результатов. Виды анализа документов.

    презентация , добавлен 15.04.2015

    Специфика социологического опроса как диалога социальных общностей. Становление познавательных возможностей метода опроса Статистическая традиция метода опроса. Качественная традиция. Взаимосвязь количественного и качественного подходов в методе опроса.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2009

    Познавательные возможности опроса и его классификация. Социологическое наблюдение и эксперимент, экспертные оценки, анализ документов, микросоциологические исследования и фокус-группы. Особенности применения методов сбора первичной социальной информации.

    контрольная работа , добавлен 17.11.2010

    Понятие контент-анализа в социологии, общая характеристика метода. Методология и технология интервью. Сущность анкетирования, типы анкетных вопросов. Социологическое наблюдение: особенности применения. Основные положения социологического эксперимента.

    курсовая работа , добавлен 13.02.2011

    Функции института образования в обществе и их образовательные модели. Специфика использования метода анкетного опроса как инструмента диагностики проблем в образовательной системе Республики Беларусь. Отношение студентов к образованию в Беларуси.

Социальные методы - это способы воздействия на социальные интересы персонала организаций в целях активизации его деятельности, придания ей творческого и истинно заинтересованного характера. Особенностью этих методов является их общность. В удовлетворении интересов этой группы заинтересована основная масса работников или весь персонал. Поэтому социальные методы, с другой стороны, - это воздействие субъекта управления на общие интересы персонала фирм. Задача менеджмента при этом заключается в выявлении степени общности интересов персонала и выработке действенных способов их удовлетворения.

Существует комплекс методов по решению этой внутрифирменной задачи - это социальные исследования, планирование и регулирование (рис. 16).

Социальные исследования - это методы изучения социальных интересов персонала. Их результатом являются выявленные конкретные потребности работников в определенных социальных благах (например, жилье, укрепление здоровья, спортивные и культурные запросы, повышение квалификации и переподготовка персонала и др.). На основе такого изучения разрабатывается программа удовлетворения этих потребностей.

Социальное планирование - это метод планового решения социальных проблем коллективов по улучшению условий труда, производственного быта, духовного и физического развития, жилья, охраны здоровья, коммунально-бытовых условий, квалификации работников, структуры персонала, выявляемых в процессе социальных исследований. Реализуется это путем разработки внутрифирменного плана удовлетворения выявленных потребностей с учетом экономических возможностей фирмы. Как правило, такой план составляется на один год и (или) 4-5 лет.

Рис. 16. Виды социальных методов управления

Социальное регулирование представляет собой процесс реализации планов и программ удовлетворения социальных потребностей персонала. Успешное их осуществление способствует единению персонала, сближению его интересов и интересов руководства фирмы, развитию корпоративного духа, т.е. такого состояния, когда и руководители, и рядовые работники глубоко заинтересованы в экономической результативности деятельности фирмы.

Необходимо подчеркнуть, что социальное регулирование трудовых коллективов осуществляется с помощью и других методов. Среди них: способы повышения социально-производственной активности (внутри- и межфирменный обмен опытом в различных формах с учетом соблюдения коммерческих тайн); методы социальной преемственности (процедуры принятия новых работников в состав фирмы, проведение дней фирмы в честь знаменательных дат и событий, организация конкурсов профессионального мастерства, процедуры проводов работников с большим стажем работы в фирме на заслуженный отдых и др.); методы социального нормирования (установление правил этикета, традиций, внутреннего распорядка работы фирмы, мер дисциплинарного воздействия к не соблюдающим концепцию управления фирмой).

Методика исследований в социальной работе

ВВЕДЕНИЕ

Модуль 1. Методика исследований в социальной работе

Тема 1. Социальные методики, их сущность

Тема 2. Типы методик в социальной работе

Тема 3. Методы социальной работы

Контрольная точка 1

Модуль 2. Программа социологического исследования

Тема 4. Специфика социологического подхода в социальной работе

Тема 5. Программа социологического исследования

Тема 6. Сбор социологической информации, ее анализ и интерпретация

Контрольная точка 2

Модуль 3. Социологические исследования в социальной работе

Тема 7. Основные методы исследования

7.1. Метод анализа документов

7.2. Метод наблюдения

7.3. Метод опроса

7.4. Метод экспертной оценки

7.5. Метод эксперимента

7.6. Обработка результатов исследования

Тема 8. Системный анализ объекта социологического исследования

Контрольная точка 3

Модуль 4.

Тема 9. Определение генеральной и выборочной совокупностей

Модуль 5.

Тема 10. Социальная статистика и ее виды

10.1 Суть социальной статистики

10.2 Отрасли социальной статистики

Приложение 1. Отчет о проведенном социологическом исследовании «Отношение преподавателей ТПУ к девиациям в среде студентов ТПУ»


ВВЕДЕНИЕ

Современное понимание основ социального развития исходит из того, что социальная политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальная работа вошла в число видов социальной деятельности, направленной на оказание помощи людям, содействия им в их затруднениях. Содержание социальной работы можно определить как специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственной и негосударственной помощи человеку, семье или группе лиц, направленной на повышение их уровня жизни.

Данный курс рассматривает один из аспектов социальной работы – методику исследований в социальной работе. Представлены виды социальных исследований и методики их проведения. Особое внимание уделено социологическим методам исследования проблем социальной работы. Предложены способы обработки результатов исследования, интерпретации данных и практического применения выводов исследования. Отдельно в курсе рассмотрен статистический метод и его применение в социальной работе. Подробно изложены виды социальной статистики и варианты их графического оформления.



В целом, курс призван научить студентов получать первичную социальную информацию, интерпретировать ее, делать соответствующие выводы, а также использовать полученную информацию по назначению.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Модуль 1. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Тема 1. Социальные методики, их сущность

Профессиональная деятельность социального работника представляет собой осуществление ряда функций. Прежде всего, это научно–познавательная, исследовательско–аналитическая функция, для реализации которой необходимо знать методику исследования социальной реальности. Известен ряд этапов исследовательского процесса, направленного на социальную реальность:

1. Процесс исследования социальной реальности, социальных феноменов начинается с определения предмета познания, его внешних границ.

2. Постановка исходных проблем – вопросов, с помощью которых исследователь (исследовательский коллектив) определяет наиболее актуальные аспекты предмета исследования.

3. Выяснение причинно – следственных факторов, повлиявших на возникновение проблемной ситуации.

4. Формулировка рабочих гипотез исследования

5. Проведение основных исследовательских мероприятий, использование соответствующих методов (социологических методов исследования, методов статистического анализа).

6. Анализ полученной информации.

Социальная методика обычно трактуется как способ применения теоретических выводов при решении практических задач.

Термин “социальные методики” используют для обозначения совокупности приемов, методов, способов и воздействий, применяемых для решения социальных проблем.

Выделяется две формы социальных методик:

· программы, содержащие процедуры и операции (т. е. способы и средства деятельности);

· сама деятельность, построенную в соответствии с программой.

Многообразие социального мира, социальной жизни детерминировало разнообразие социальных методик. Это обусловило необходимость классификации социальных методик. Классификация социальных методик может быть осуществлена по различным основаниям. Она базируется на дифференциации применяемых знаний, способов, методов, объектов, поскольку к каждому из них можно применить определенные способы воздействия в целях их оптимального функционирования и развития.

Можно выделить социальные методики глобального характера, социальные методики применительно к обществу в целом, различным сферам общественной жизни, социальной структуре, социальным институтам, процессам и явлениям.

Специалисты социальной работы выделяют методики поиска стратегии управления, социального моделирования, диагностирования, прогнозирования.

Можно выделить информационно - внедренческие, обучающие, инновационные методики прошлого опыта.

По характеру решаемых задач различают методики универсальные и частные. Целесообразно также выделить методики социального развития отдельных стран, регионов, территорий и т. д.

Социальные методики существенно отличаются друг от друга по своему содержанию. Определим кратко содержание наиболее важных социальных методик, что поможет более подробно рассмотреть специфику методик в социальной работе.

С точки зрения масштабности выделяются глобальные социальные методики. Они связаны с решением общечеловеческих проблем. Речь идет о таких знаниях, методах, способах, которые способствуют уяснению и решению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы. Их внедрение прями или косвенно касается жизни людей, их жизнедеятельности, социальной защищенности.

Инновационные социальные методики представляют собой такие методы и приемы инновационной деятельности, которые направлены на осуществление нововведений в обществе, на реализацию инициатив, вызывающих качественные изменения в разных сферах социальной жизни, приводящих к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

В отличие от инновационных методы воздействия на социальные процессы, предусмотренные рутинными социальными методиками, отличаются малой наукоемкостью, отражают вчерашний день социального воздействия и не стимулируют социальный объект, социальную систему к переменам изменениям.

Региональные социальные методики направлены на изучение и реализацию закономерностей территориальной организации социальной жизни и планомерных ее изменений.

Одной из разновидностей универсальных методик является методика глобального моделирования (исследование и решение вопросов сохранения мира, природы, обеспечения населения Земли продовольствием, энергией, материальными средствами и т.д.).

Интеллектуальные социальные методики направлены на развитие и стимулирования мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей.

Исторические методики предполагают осмысление исторического опыта, исторического знания как условия политического, духовного, социального диагностирования.

Демографические методики нацелены на изучение механизма воспроизводства населения и выработку способов изменения его численности, состава, размещения и т. д.

Социальные методики согласия представляют собой методы, пути достижения согласия большинства населения в решении наиболее актуальных вопросов общественной жизни, их взаимного действия.

К этому типу примыкают социальные методики разрешения конфликтов , в частности социально - этнических.

Политические методики как вид социальных методик представляют собой методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществление политической деятельности.

Среди управленческих методик особую важность имеют административно-управленческие методики как способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект. Этот вид методик напрямую связан с осуществлением задач социальной работы.

Психологические методики - это способы воздействия на психологические процессы, качества, явления и отношения, методы воздействия на установки, характер, реакцию, волю личности, межличностные взаимодействия.

Психофизиологические методики направлены на изменение параметров процессов, происходящих внутри человека при возмущающих факторах. Данные методики используют при оказании медико-социальных услуг.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Особенности методологических проблем социальной работы.

2. Объект и предмет социальной работы.

3. Раскройте структуру категорий социальной работы?

4. Каковы принципы социальной работы?

Метод – способ рационального исследования и преобразования действительности и кратчайшего пути достижения цели. По отношению к социальной работе можно говорить о двух группах методов: методы социальной работы как научного знания и как практической деятельности. Классификация методов в теории социальной работы не имеет единого вида. Многие методы, используемые в социальной работе, являются междисциплинарными, что определяется универсальным характером данного вида знания. По степени общности можно выделить следующие группы методов:

1. Всеобщие (философские) методы определяют всеобщий путь, способ познания и преобразования общества, мышления (гносеологический, диалектический способы познания).

2. Общенаучные методы определяют некоторые аспекты процесса познания и преобразования мира (анализ, синтез, индукция, дедукция, наблюдение, опрос, эксперимент, аналогия, моделирование.)

3. Частные, специальные методы – специальные способы познания и преобразования отдельных областей реального мира. В современных условиях к данной группе методов относят метод “социальной биографии”, семейной биографии, комплексное психосоциальное моделирование.

В практической социальной работе также существует многообразие методов. Например, специфика деятельности формирует экономические, правовые, политические, социально-психологические, медико-социальные, административно-управленческие и др. группы методов. Методы социальной работы во многом обуславливаются спецификой объекта, на которую направлена деятельность социального работника, а также – специализацией социального работника, структурой социальных и других служб. Иногда методы социальной работы включаются в более общее понятиесоциальные технологии” – способы применения теоретических выводов науки в решении тех или иных задач, совокупность приемов и воздействий, применяемые для достижения поставленных целей и задач в социальной сфере.

Методы социальной работы в системе органов социальной защиты. В процессе деятельности органов социальной защиты выделяют социально-экономические, организационно-распорядительные и психолого-педагогические методы. К социально-экономическим методам социальной работы относят все способы, с помощью которых специалисты социальной работы оказывают воздействие на материальные, моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности клиента. К данной группе принадлежат натуральная и денежная помощь, установление льгот, единовременных пособий, патронаж, бытовое обслуживание, моральное поощрение и т. п.


Организационно-распорядительные методы лежат в основе управленческого воздействия организационной структуры социальных служб, опираются на регламентирующие, нормативно-правовые акты. Организационные методы закрепляют права и полномочия, обязанности, ответственность различных звеньев в органах управления социальными службами. Распорядительные методы позволяют осуществлять оперативное вмешательство, уточнение и решение эпизодических задач. Основные методы данной группы: регламентирование, нормирование и инструктирование.

Регламентирование – способ организационного воздействия, заключающийся в разработке и введение в действие организационных положений, обязанностей для исполнения в органах управления социальных служб (приказы, типовые положения, должностные инструкции).

Нормирование – установление нормативов с границами по верхнему и нижнему пределу, которые служат ориентировкой в деятельности социального работника (нормативы численности обслуживаемых клиентов, нормативы времени обслуживания и т.д.).

Инструктирование – наиболее мягкий способ организационного воздействия, суть которого в разъяснении задач, возможностей, трудностей и последствий неправильных действий клиента, предостережение его от возможных ошибок (консультирование, информирование) .

Психолого-педагогические методы связаны с косвенным воздействием и влиянием на клиента через механизм социально-психологической и педагогической регуляции его социального самочувствия и поведения. Главным методом в этой группе является убеждение в различной форме (разъяснение, совет, аргументация, рекомендации, положительный пример).

Методы, представленные в данной классификации, ориентированы на создание условий для решения задач социальной работы в процессе ее организации, позиция клиента при этом подходе – пассивная: он испытывает воздействие на себя со стороны системы социальной работы.

Методы социальной работы с позиции взаимодействия клиента и социального работника. Решение основных задач социальной работы непосредственно связано с необходимостью организации ситуации взаимодействия социального работника с клиентом. Способы организации взаимодействия и социально-психологические механизмы, лежащие в его основе существенно различаются от того, кто является клиентом: индивид, группа или общность. Соответственно, речь может идти о методе индивидуальной, групповой и общинной социальной работы.

Метод индивидуальной социальной работы (кейсуорк) предложен М. Ричмонд и тесно связан с развитием психоанализа в начале XX столетия. Его суть – в решении проблемы с целью предоставления опоры и побуждения клиента разобраться в проблеме и справиться с жизненной ситуацией. Основной упор делается на адаптацию клиента к социальной ситуации. Данный метод особенно актуален в США, опирается на выбор психологического подхода к пониманию личности. (Например, при психоаналитическом подходе основной упор делается на анализ интрапсихической динамики клиента и оказании помощи в разрешении внутриличностных проблем; при бихевиоральном – концентрация внимания на дезадаптивных моделях поведения и их коррекции и т. д.).

Но независимо от психологического подхода к пониманию личности можно выделить общие элементы, составляющие метод:

1. установление первичной коммуникации (эмоциональный и интеллектуальный контакт);

2. изучение и анализ проблемной ситуации;

3. определение целей и задач совместной работы;

4. видоизменение взаимоотношений индивида с социальным окружением и/или самим собой;

5. оценка прогресса и результат совместной работы.

Разные индивидуальные подходы предполагают разные виды помощи: беседы, консультирование, привлечение специалистов и т.п. Для эффективности данного метода важно учитывать есть ли установка на необходимость оказания именно индивидуальной помощи, обладает ли специалист необходимым уровнем психолого-педагогической подготовки, возрастные, личностные, индивидуальные особенности клиента.

Метод индивидуальной социальной работы особенно оправдан в определении перспектив, в адаптации к реальности, преодолении стрессов, приобретении коммуникативных умений, в самопознании и самопринятии.

Метод групповой социальной работы активно разрабатывается в 70-е гг. Особое значение для разработки метода сыграли результаты исследований теории малых групп (Я. Коломинский, Р. Кричевский, К. Рудестам и др.). К важнейшим выводам можно отнести следующие положения:

· малая группа способствует выходу из роли “только слушателя”;

· в малой группе становится реальным познание собственной точки зрения, собственного жизненного опыта, личных возможностей;

· в малой группе возможна обратная связь, т. е. выяснение того, как индивид воздействует на других своим поведением и словом;

· малая группа может стать инструментом накопления личного опыта, способом управления и проверки достигнутого.

Цель метода групповой работы – оказание помощи клиенту через передачу группового опыта для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения. Реализация этой цели может быть достигнута за счет либо организации групповой деятельности и социальной активности членов группы в достижении общезначимых целей, либо расширения сферы индивидуального опыта и самосознания в интенсивном общении, либо включения группы в продуктивную творческую деятельность.

Реализация метода групповой социальной работы зависит от целей и задач группы. В практике социальной работы выделяют различные группы. Например, категорию социокультурных групп составляют группы восстановления, группы восстановления умений, образовательные группы, группы самопомощи. Помимо этого существуют еще терапевтические группы, деятельность которых направлена на разрешение психосоматических и экзистенциальных проблем.

В зависимости от целей группы позиция социального работника может быть различной. Если группа ориентирована на достижение каких либо общезначимых в широком правовом и гражданском контексте целей (например, открытие спортивной площадки в микрорайоне), то социальный работник выполняет роль организатора и координатора внешних связей группы. Если цель группы – расширение сферы самосознания и индивидуального опыта за счет интенсивного и рефлексивного общения (например, тренинг коммуникативных навыков), то в этом случае социальный работник посредник внутригруппового взаимодействия.

Метод групповой социальной работы не имеет некоего “застывшего” вида, в настоящее время появляются новые оригинальные формы, такие как метод семейной терапии в США.

Метод общинной социальной работы основан на взаимодействии социальных служб или социального работника с представителями различных общественных групп и организаций на местном, региональном или общегосударственном уровне. “Община” (коммьюнити) – сложная социально-экономическая, культурно-историческая система групповой общности людей. Коммьюнити выполняет целый ряд функций по отношению к ее членам: социализации, взаимоподдержки, производства и распределения благ, социального контроля, т. е. Всего того, что направлено на развитие жизненного сценария общины и личности. Приоритетные задачи общинной социальной работы:

1. развитие социальных связей в местной общине и организация системы взаимопомощи и кооперации определенной общности людей;

2. разработка, внедрение и оценка эффективности различных социальных программ и планов деятельности различных организаций, связанных с вопросами социального благосостояния населения.

Реализация этих задач направлена на достижение главной цели – активизация развития общности и улучшение модели ее жизнедеятельности.

Основные принципы реализации метода общинной социальной работы: доступность сервиса; активное сотрудничество потребителей и сервиса помощи; межведомственный подход; поддержка и развитие новых инициатив; децентрализация контроля за бюджетом; подвижность.

Формы реализации метода общинной социальной работы различны и особенно широко представлены в европейских моделях социальной работы (социальное планирование в Швеции, создание ассоциаций жильцов в Великобритании и т. д.).

Для реализации данного метода социальному работнику приходится выполнять целый спектр ролей: адвоката, брокера, эксперта, социального ориентира, что в свою очередь требует широкой теоретической и практической подготовки. Особенно актуальны умения организации и проведения социологических исследований и социально-психологические методы работы. Зачастую решение проблем общины требует комплексного вмешательства специалистов – врачей, юристов, психологов и т. п.

Взаимосвязь факторов, влияющих на поведение личности, требует комплексного использования всех групп методов социальной работы, тем более что многие методы в практической плоскости пересекаются, и применение одного из них требует одновременного применения других.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта