Главная » 2 Распространение » На что способен человек? Особенности поведения в экстремальных ситуациях.

На что способен человек? Особенности поведения в экстремальных ситуациях.

Шестая планетная оболочка

Сверхвозможности человека

Говоря о новых возможностях человека, нельзя не упомянуть о, так называемых, свервозможностях мозга. Н.Бехтерева по этому поводу пишет: "О сверхвозможностях мозга мы знаем давно. Это, прежде всего, врожденные свойства мозга, определяющие наличие в человеческом обществе тех, кто способен находить максимум правильных решений в условиях дефицита введенной в сознание информации. Крайние случаи. Люди такого рода оцениваются обществом как обладатели талантов и даже гении! Ярким примером сверхвозможностей мозга являются разные творения гениев, так называемый скоростной счет, почти мгновенное видение событий целой жизни в экстремальных ситуациях и многое другое. Известна возможность обучения отдельных лиц множеству живых и мертвых языков, хотя обычно 3-4 иностранных языка являются почти пределом, а 2-3 - оптимальным и достаточным количеством. В жизни не только таланта, но и так называемого обычного человека временами возникают состояния озарения, и иногда в результате этих озарений в копилку знаний человечества ложится много золота".

Очевидно, что именно расширение сознания содействует появлению новых способностей у человека. Поэтому это и есть эволюционный путь человечества, который в будущем будет открывать все новые и новые сверхвозможности человеческого организма, что и выражает проявление его интегральной структуры, т.е. все более и более будут обнаруживаться волновые свойства человеческой матрицы. Можно привести ряд примеров, которые показывают, что волновая структура человека точно так же, как корпускулярная способна воспринимать окружающий мир и "отражать" информацию, как в мозге (корпускулярный уровень), так и в волновых структурах.

Например, известно, что многие люди, пережившие клиническую смерть, описывают свое состояние вне собственного тела. В момент клинической смерти они видят со стороны не только себя, но и то, что находится рядом. По результатам исследования Н.Бехтеревой, у нескольких процентов рожениц тоже бывает состояние, как если бы "душа" выходит наружу. Рожающие женщины ощущают себя вне тела, наблюдая со стороны за происходящим, причем при этом не испытывают боль. Понятно, что в этот момент происходит переключение сознания с корпускулярного уровня на волновой. Более того, зрительные образы, которые формируются в это время в мозге, вызываются взаимным влиянием (или стимуляцией) самого волнового поля. Что происходит согласно принципу корпускулярно-волнового дуализма, о котором говорилось ранее, состоящего в том, что все изменения, происходящие на корпускулярном уровне отражаются на волновом, и наоборот.

Этот же вывод подтверждают и исследования швейцарского профессора Олафа Бланка. После наблюдений за состоянием своих пациентов в госпитале Женевского университета Бланк пришел к выводу, что феномен, известный как "выход души из тела" во время клинической смерти, может быть вызван электростимуляцией мозга. В момент обработки током зоны мозга, ответственной за синтез зрительной информации, происходят нарушения восприятия, и больные испытывают чувство необыкновенной легкости, полета, душа как бы парит под потолком, наблюдая со стороны за всем, что творится вокруг.

Но наиболее показательным для волновой природы человека и его интегральной структуры является феномен "альтернативного зрения". Я приведу небольшой отрывок из статьи Н.Бехтеревой (Журнал "Наука и жизнь", N7, 2001 г.). "Но вот сейчас, уже совсем под конец жизни, сижу вместе с Ларисой за большим "заседательским" столом. На мне - подаренное сыном ярко-красное шерстяное мохеровое пончо. "Лариса, какого цвета моя одежда?" - "Красная, - спокойно отвечает Лариса и на мое ошеломленное молчание начинает сомневаться, - а может быть, синяя?" - Под пончо у меня темно-синее платье. - "Да, - говорит далее Лариса, - я еще не всегда могу четко определить цвет и форму, надо еще потренироваться". Позади несколько месяцев очень напряженного труда Ларисы и ее учителей... Все они учили Ларису видеть. Я присутствовала почти на каждом сеансе обучения видению абсолютно слепой Ларисы, лишившейся глаз в восьмилетнем возрасте - а сейчас ей 26! Слепая девочка - девушка адаптировалась к жизни... Она, наверное, очень старалась, ведь злая судьба, казалось, не оставила ей выбора". Читая эти строки, испытываешь пронзительное чувство восхищения и гордости за человека, сумевшего побороть свой недуг.

Но уникальность этого феномена в том, что "альтернативное зрение" вообще присуще каждому человеку. В.М. Бронников разработал методику, по которой можно обучить "видеть" без помощи глаз. В 2002 г. в Институте мозга человека РАН были проведены исследования по изучению альтернативного видения зрячих и слабо видящих лиц и ряда проявлений мозговой активности. В исследовании принимали участие 7 учащихся старших классов средней школы, прошедших обучение по методу В.М. Бронникова. Приведу результаты исследования.

Визуальное наблюдение. Все 7 человек легко читали в маске, плотно закрывающей глаза, практически любой предъявленный текст, лишь иногда на незнакомых словах имели место короткие паузы, также испытуемые свободно передвигались в помещении, обходя препятствия (кресла, стулья)... Испытуемая К.З. в "слепой" маске из термопласта уверенно, без задержки называла знаки, а также описывала картинки на экране компьютера, о существовании которых она не была предупреждена. По результатам экспозиции отмечено 100%-ное опознание предъявлений в файлах, а также совпадение записей двух протоколов. Протоколы подписаны участниками исследования и хранятся в архиве Института мозга человека РАН...

С целью проверки повторяемости результатов и статистической оценки различий, было решено вести дальнейшие исследования таким образом, чтобы в одном сеансе имела бы место работа испытуемого и без маски (условие I), и в маске (условие II). С испытуемым В.Б. были проведены два таких сеанса. В первом сеансе испытуемый выполнял 120 проб без маски, затем 240 проб с маской и еще 120 проб без маски. Во втором сеансе последовательность работы с маской и без маски была обратной.

При визуальном наблюдении за поведением исследуемых лиц действительно создается убедительное впечатление о наличии у них способности видения при закрытых глазах, т.е. наличии альтернативного видения. Исследование с испытуемой К.З. в лаборатории С.В. Медведева показало, что человек в состоянии видеть изображения на экране с полностью закрытыми маской глазами. Использование изготовленной в лаборатории маски и двойного слепого контроля существенно уменьшает возможность подтасовки результатов испытуемыми или их учителями. Возможность подтасовки, кроме того, маловероятна, если принять во внимание, что контингент испытуемых составляли в основном подростки, причем некоторые - с серьезными дефектами зрения. Таким образом, следует сделать вывод о существовании феномена "альтернативного видения".

Физик С. Давитая предложил оценивать формирование альтернативного зрения как феномен прямого видения, подчеркивая тем самым, что речь идет о возможности непосредственного поступления информации в мозг, минуя органы чувств. И это лишний раз подчеркивает, что информация об окружающем мире поступает человеку не только благодаря органам чувств. Феномен "альтернативного зрения" прямым образом связан с волновой структурой человека. Информация об окружающем мире, отражаясь непосредственно в волновых структурах, передается на корпускулярный уровень (в мозг), стимулируя зрительные образы в соответствующих участках мозга.

Этот уникальный феномен свидетельствует о том, что в эволюции человека нынешние сверхспособности станут обычными заурядными свойствами каждого человека в будущем. Таким образом, можно сделать вывод, что и альтернативное видение, и феномен выхода "души" из тела во время клинической смерти имеют одну природу, и находит свое объяснение в природе волновой структуры человека.

Еще один пример о сверспособностях из статьи Н. Бехтеревой. Более тридцати лет назад, стимулируя одно из подкорковых ядер, нейрофизиолог В.М. Смирнов увидел, как больной буквально на глазах стал раза в два "умнее": в два с лишним раза возросли его способности к запоминанию. До стимуляции определенной точки мозга больной запоминал 7+2 (то есть в пределах нормы) слов. А сразу после стимуляции - 15 и больше. Это была искусственным образом вызванная сверхвозможность человеческого мозга. Стимуляция была короткая, феномен "не застрял", но, тем не менее, дал ответ на вопрос, что и как обеспечивает сверхвозможности. Стало понятно, что в обеспечении интеллектуальных сверхвозможностей важнейшую роль играет активация определенных, а вероятно, и многих мозговых структур. Как пишет Н.Бехтерева: "Мы все тогда так боялись возможной платы мозга за сверхвозможности, так внезапно раскрытые. Ведь они были здесь раскрыты не в реальных условиях озарения, а полууправляемо, инструментально".

Не могу не привести еще в качестве примера уникальные свехспособности человека-полиглота Вилли Мельникова, который знает 103(!) иностранных языка, и с которым знакома лично. После тяжелого ранения в голову и контузии во время войны в Афганистане возросла не только его способность к иностранным языкам, но и открылись совершенно новые творческие возможности. Как он сам определяет, новый язык только тогда считается изученным, когда начинает писать на этом языке стихи.

Составляющие свервозможностей

А теперь поговорим о том, как может реализоваться феномен "сверхспособности" в организме человека. Поскольку нас больше интересуют объективные показатели феномена, воспользуемся исследованиями электрической активности мозга. Известно, что на электроэнцефалограммах мозга человека выделяют несколько основных ритмов мозговой активности.

1. дельта-ритм (от 0.5 до 4 Гц, А - 50-500 мкВ) регистрируется во время глубокого сна, не сопровождается сновидениями, это ритм бессознательного состояния;
2. тэта-ритм (от 5 до 7 Гц, А - 10-30 мкВ) соответствует сну со сновидениями, а также гипнотическим и трансовым состояниям сознания, это ритм подсознания;
3. альфа-ритм (от 8 до 13 Гц, А - до 100 мкВ) наблюдается в состояниях глубокого покоя, спокойного бодрствования, длительной монотонной деятельности, это ритм спокойного сознания;
4. бета-ритм (от 15 до 35 Гц, А - 5-30 мкВ) наблюдается во время активной работы мозга. Каждая участвующая в работе нервная клетка разряжается в соответствии со своей специфической функцией в своем собственном ритме. В результате активность становится совершенно асинхронной и регистрируется в виде быстрых волн высокой частоты и малой амплитуды. Частота этих волн варьирует в пределах от 13 до 26 Гц, а амплитуда уменьшается по мере того, как усиливается мозговая деятельность. Это ритм активного сознания.
5. гамма-ритм (от 35 до 100 Гц, А - 15 мкВ), наблюдается при решении задач, требующих максимального сосредоточенного внимания, этот ритм связывают с состоянием творческого подъема, эмоционального возбуждения (некоторые исследователи предлагают исключить понятие гамма-ритм и использовать выражение "высокочастотный бета-ритм").

Основные ритмы расположены по возрастанию частоты колебаний, начиная с наиболее медленного дельта-ритма и заканчивая высокочастотным гамма-ритмом. Состояние сознания в каждом случае, как видно из таблицы, изменяется от состояния глубокого покоя до активного и сверхактивного. Как видно, прослеживается однозначная корреляция между активностью мозга и частотой колебания. Можно сделать вывод, что эволюция индивидуального сознания осуществляется за счет увеличения частоты колебаний мозговой активности. Показательна в этом случае и амплитуда. Амплитуда медленных колебаний существенно больше, чем быстрых. Таким образом, интерполируя вышеперечисленные корреляции мозг в будущем должен научиться продуцировать быстрые колебания с высокой амплитудой, что и подтверждают исследования мозга слепой девушки во время обучения альтернативному зрению. Описывая исследование биопотенциалов мозга Ларисы, Н.Бехтерева указывает на доминирование бета-ритма и единичных и групповых острых волн. Как предполагает сама Бехтерева, в данном случае правомерно говорить об использовании мозгом Ларисы в условиях ее жизненной сверхзадачи не только обычных возбудительных процессов, но и гипервозбуждения, что и отражается в ЭЭГ. Анализ сверхмедленных потенциалов также подчеркнул высокую динамичность, глубину и интенсивность физиологических перестроек в мозге Ларисы.

Следовательно, эволюция мозга, связанная с увеличением частоты колебаний мозговой активности, потребует от человека максимального сосредоточенного внимания на фоне гипервозбуждения, т.е. в состоянии высокого творческого подъема и эмоционального возбуждения. Однако здесь есть свое "но". Дело в том, что подобное состояние связано с эпилептиформной активностью, а проще говоря, характерно для больных эпилепсией в наиболее тяжелой форме. Т.е. при объективном исследовании удалось показать, что в электроэнцефалограмме (ЭЭГ) обучение альтернативному видению проявляет условно-патологические механизмы, работающие на сверхнорму. Это значит, что если человек пожелает обучаться альтернативному видению, то вполне возможно, что вместо этого он просто станет эпилептиком.
Патология, в данном случае эпилепсия, проявляется тогда, когда возникшая на некотором участке мозга электрическая активность высокой амплитуды вовлекает в синхронную активность практически весь мозг в результате резонансных явлений. Препятствием к распространению подобных резонансных явлений служат защитные механизмы, обусловленные сверхмедленными физиологическими процессами, которые связывают с эмоциональной составляющей. Хотя такая форма защиты, также может иметь свое патологическое лицо - усиливаясь, защита препятствует развитию эмоций, вплоть до появления состояний, определяемых как эмоциональная тупость. Как видно, обучение альтернативному видению является очень тонким процессом, граничащим с обеих сторон с разными формами патологий.

Но, что еще следует подчеркнуть, реализация обучения возможно только в том случае, если человеком владеет не любопытство, а настоящая внутренняя потребность. Потому что только в этом случае доступны истинные глубокие внутренние переживания, формирующие переменную составляющую U-поля, которая в свою очередь порождает переменную составляющую S-поля, что в совокупности порождает устойчивый паттерн альтернативного видения. Тормозные механизмы этого процесса (т.е. чтобы процесс не перешел в патологию) находятся как на волновом, так и на корпускулярном уровне, в частности, и в мозге.

Почему я так подробно останавливаюсь на описании механизма обучения, потому что развитие сверхспособностей возможно в исключительных условиях, фактически, на грани человеческих возможностей, или в клинических случаях на грани жизни и смерти. Сверхвозможности у "обычных" людей проявляются при необходимости решения сверхзадач. При этом мозг оказывается в состоянии использовать и условно-патологические механизмы в целях оптимизации своей работы, в частности, и гиперактивации, которая естественна только при достаточной защите, не дающей превратиться могущественному помощнику в эпилептический разряд. Да, за все приходится платить, и я опять с грустью думаю о том, что задача сделать человека счастливым не входила в план сотворения мира. У Ларисы развилось альтернативное видение, потому что у нее не было иного выхода. У Вилли Мельникова открылись феноменальные способности к иностранным языкам, потому что не было другого способа преодолеть сильнейшие головные боли после контузии.

Закончить анализ этого подуровня хочу словами Вернадского: "...Все человечество, вместе взятое, представляет ничтожную массу вещества планеты. Мощь его связана не с его материей, но с его мозгом, с его разумом и направленным этим разумом его трудом... Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни..."

Каузальный подуровень (40 ступень)

Каузальный подуровень шестого уровня определяет новые возможности человека в управлении природными и социальными системами. Мы уже говорили о том, что нахождение более общих системных закономерностей снимают ограничения, накладываемые интердективными законами. А в рамках появившихся сверхвозможностей человека его управленческие притязания станут сопоставимы с планетным, межпланетным (и более) масштабом. Рассмотрим, с чем связан механизм подобного преобразования.

Как указывалось выше, каждая конкретная закономерность складывается из совокупности взаимодействий определенного типа в рамках некоторой системы, и вместе с этим имеет частный характер в системе более общих закономерностей. Например, специфические законы общественно-экономической формации конкретизируют социальные закономерности применительно к данным политическим, экономическим, социально-психологическим особенностям, а общесоциальные законы вырастают из еще более универсальных законов, рассматриваемых теорией систем, в сочетании с определяющими характеристиками социальной формы движения (Назаретян А.П.,1991,с.148). Выход на уровень надсистемы позволяет изменять определенные параметры системы и ее фундаментальные константы, что в свою очередь изменяют и действующие в ней законы.

Деятельность целенаправленного человечества постоянно создает новые условия, при которых неуправляемые переменные становятся управляемыми, т.е. одни и те же объективные закономерности (социальные, биологические) проявляют себя иначе и приводят к иным результатам, нежели при прежних условиях. Это означает, что, контролируя условия протекания процесса в более широком диапазоне, можно целенаправленно изменять реализацию объективных закономерностей. Таким образом, интеллектуальный субъект, контролирующий процессы в масштабе, сопоставимом с масштабом интегральной системы, тем самым определяет и содержание законов, которые в ней складываются: опираясь на более универсальные сети зависимостей, изменяя (расширяя) совокупность детерминирующих факторов, он преобразует законы более частного порядка. Такое допущение предполагает перспективу контроля над достаточно глубокими физическими процессами. В пределе это означает, что человечество обретает способность изменять характер физических законов чуть ли не в галактических масштабах.

Но в любом случае, возможность изменять физические законы, пусть даже только на нашей планете, станет реальностью только тогда, когда количественные расчеты по изменению энтропии и негэнтропии в предполагаемых действиях станут непременным условием при принятии каких-либо решений. В настоящее время эту функцию пытается выполнять определенная система общечеловеческих ценностей. Поэтому, если подобные превентивные действия позволят человечеству заранее предотвратить необратимое возрастание энтропии в окружающей среде, которое может привести к необратимой катастрофе, то можно говорить и о реальности дальнейшего существования человечества.

Осознание человеком собственного места в планетарном масштабе дает ему основание принимать правильные решения, при участии в мероприятиях, которые могут затронуть интересы всей биосферы, учитывая все последствия принимаемых решений. В этом случае грамотные прагматические оценки обретают статус также и высоконравственных оценок, где понятие нравственности определяет смещение собственнических интересов в сторону интересов надсистемы, т.е. всего общества. Понятно, как понятие нравственности смыкается с понятием защиты интересов надсистемы. Таким образом, на этом подуровне определяющим критерием ментальных конструкций, претендующих на роль всемирной информационной модели, является их нравственность, т.е. способность информационных моделей не только к опережающему моделированию, но и ее способность предвидеть катастрофичные последствия в процессе выработки решений. Это позволяет заключить, что достаточно высокий уровень интеллектуального развития превращает мораль со своей стороны в критический инструмент проверки на целесообразность действий.

Формирование собственной системы ценностей

Контрольный подуровень (41 ступень)

Для контрольного подуровня основными критериями, которые определяют целесообразность действия развивающихся систем, становится система моральных ценностей, которая органично встраивается в информационную модель. Поэтому критерием контрольного уровня называется образование критического инструмента проверки на целесообразность в виде морали и нравственности (при достаточно высоком уровне интеллектуального развития) в качестве антиэнтропийной функции. И это должна быть такая система нормативных регуляторов, которая учитывает количественное изменение энтропии и негэнтропии в надсистеме.

Система ценностей социума, строится на нравственных началах каждого его индивидуума. Следовательно, эволюция нравственных социальных систем будет определяться эволюцией каждого человека в отдельности, поскольку через внутреннее преобразование отдельных личностей возможно нравственное преобразование всего общества. Поэтому немаловажную роль в эволюции планеты играет формирование собственной системы ценностей.

Поскольку эволюционные преобразования состоят в том, чтобы структурировать энергию U и S полей, т.е. переводить ее в низкоэнтропийное состояние, то задача каждого человека накапливать негэнтропию в собственных волновых структурах. Мы рассматриваем 49 ступеней в эволюции планеты, каждой из которых соответствует своя оболочка интегральной структуры (ИСМ). Человек, являясь частью ИСМ, также обладает 49-ю оболочками. Накопление негэнтропии на каждой из них есть задача чрезвычайно сложная, поэтому в течение одной жизни это осуществить не возможно, вот и приходится воплощаться снова и снова в разных человеческих телах, т.к. только на корпускулярном уровне существует возможность накопления негэнтропии. Воплощение человека в физическое тело с конкретной целью накопить негэнтропию определенного уровня определяет его априорные цели, или его функцию целеполагания. Но, как мы уже выяснили, априорные цели развития чаще всего определить практически не возможно. В этом случае их заменяют некие внутренние идеалы, к которым человек неосознанно стремится в течение всей своей жизни.

Помимо абстрактных идеалов человек также обладает собственной ценностной системой. И если идеалами человека обеспечивает ИСМ, вернее, холономный уровень развития человека, то личную систему ценностей, в основном, каждый вырабатывает сам, и определяется она обычно его контрольным уровнем. Поэтому, говоря о нравственных ценностях, нужно понимать, чем они отличаются от идеалов. Фактически, идеалы едины по своей сути и могут вырисовываться или конкретизироваться в течение всей человеческой жизни, но вот система ценностей не бывает единственной, она вполне может меняться в зависимости от обстоятельств. Конкретная определенная система ценностей вырабатывается контрольным подуровнем человека и обычно помогает в течение какого-то промежутка времени. Чаще всего моральные ценности не являются общезначимыми, иначе говоря, добродетели, которые становятся настоящими ценностями для одного человека, могут оставить вполне равнодушным другого. Они способны определить главное направление жизненного пути человека в течение периодов, исчисляющихся годами или десятилетиями. Поэтому от холономных идеалов ценностная система отличается гораздо большей конкретностью.

Как и любая другая автономная система, система ценностей может проходить длительный путь в эволюционном развитии каждого человека, что выражается в периодической смене одной системы на другую. Смена моральных ценностей воспринимается человеком как кардинальная перемена судьбы. Новые идеалы, возникающие взамен старых, лишь уточняют направление развития человека, И старый, отживший идеал кажется недостаточно ясным или слишком грубым, но никогда не противоположным нынешнему. А вот системы ценностей могут иногда буквально выворачиваться наизнанку, что часто сопровождается сильным стрессом и временной потерей почвы под ногами, но ее нужно искать, и порой новые ценности обнаруживаются в совсем неожиданном месте. В этом случае необходимо помнить, что холономный подуровень является естественной защитой для контрольного подуровня. Говоря метафорически, настоящий идеал дает человеку ориентацию в пространстве, а настоящая ценность создает ощущение твердой почвы под ногами и чувство реального прохождения пути.

И опять на передний план эволюционного прогресса выступает "его величество" конфликт, если человек осознанно противится выполнению экзистенциальных (холономных) целей. Теперь природа внутренних конфликтов состоит в том, что холономные цели, выраженные экзистенциальными ценностями, вытесняются в подсознание, когда человеку становится ясно, что он не способен их достичь. Как правило, эта вытесненная часть сильно противоречит и плохо согласуется с той, что отражена в сознании. Если ценности находятся в неосознанном состоянии, на уровне инстинктов, то действуют они так же, как действуют подавленные инстинкты. А любое подавленное содержание неизбежно провоцируют ложные установки. Теперь эти вытесненное элементы возвращаются в сознание в искаженном виде. Поскольку идеалы, предъявляя определенные требования по выполнению конкретных задач, заставляют человека все время работать над собственным совершенствованием, т.к. только устраняя недостатки в собственной натуре, человек способен выйти на новый уровень развития. Но вместо этого подсознание услужливо подсовывает человеку установку, что недостатков никаких нет. В этом случае происходит прорыв на каузальный уровень, и все вытесненные недостатки проявятся на событийном уровне через внешние конфликты.

Такие конфликты лучше всего рассматривать как зеркало, которое предоставляет человеку возможность увидеть себя со стороны. Внутренние проблемы высвечиваются в столкновениях с другими людьми, и чем больше человек не желает видеть в себе недостатков, тем чаще происходят конфликты. Полезно научиться постоянно относить на собственный счет раздражение и неудовольствие предметом внешнего созерцания, помня, что видимые несовершенства внешнего мира суть не более чем символическое отражение недоработок внутреннего, так что когда нас раздражает неряшливость детей, на самом деле это перенесенная реакция на собственную безалаберность. И опять благодаря конфликтам человек способен эволюционировать. Умение правильно осознать возникший конфликт, увидеть его истинную причину, лежащую внутри собственного искаженного видения "себя любимого", помогает правильно формировать и собственную систему ценностей. Процесс воспитания, направленный на внутренний мир ребенка, помогающий ему разобраться в собственных переживаниях, является единственным путем, способствующему правильному восприятию мира. Опять возвращаемся к исходному тезису: мы познаем мир через себя и посредством себя.

Вопросы, которые здесь подняты, с моей точки зрения, являются наиболее актуальными, т.к. показывают, что проблемы обучения и нравственного воспитания находятся в другой плоскости, чем мы себе представляем. Об этом можно и нужно много говорить, убеждая в том, что собственный мир человека, его сущностные переживания неотделимы от внешнего мира, взаимосвязаны с ним, определяются его законами. Я очень кратко касаюсь многих проблем, поскольку не хочется, чтобы объем текста превышал разумные пределы. И здесь тоже приходится себя обрывать, хотя разговор только начат.

Холономный подуровень (42 ступень)

Формирование интеллектуального субъекта, способного контролировать процессы, происходящие в надсистеме, приводят к мысли о том, что исключаются абсолютные естественные пределы возможностям интеллектуального управления природными процессами любого масштаба. Более того, согласно общесистемным закономерностям, превращение интеллекта в активный метагалактический фактор теоретически неизбежно. Благодаря наличию эффективного механизма, посредством которого преодолеваются запреты, налагаемые объективными законами, преобразование интеллекта особенно отчетливо реализуется в технологической деятельности человека. Но вместе с тем нельзя считать, что этот процесс является неизбежным, т.к. в любой момент он может прерваться в связи с гибелью человечества. Нельзя преуменьшать общесистемные закономерности, заложенные изначально в эволюционное развитие. Возможно, бесконтрольное возрастание энтропии приведет к уничтожению только человечества, сохраняя биосферу в более или менее целостном состоянии. Будет ли это ядерная война или новые неизлечимые заболевания, вызванные нарушением экологии, например, можно же допустить, что дальнейшее загрязнение окружающей среды вызовет трансформацию вирусов СПИДа, которые станут передаваться воздушно-капельным путем, и тогда гибель всего человечества будет неизбежно. Тогда в связи с тем, что погибнет только человечество, освободится ментальный (четвертый) уровень творения, который должен будет заполниться развивающимся интеллектом на новой биологической основе. Можно даже предположить, какой биологический вид сможет занять освободившуюся трофическую "ментальную" нишу. Читая об удивительных способностях крыс в сфере выживания, с использованием зачатков индивидуального сознания, вполне можно допустить, что в развитии следующей цивилизации будут участвовать крысы. Даже тот факт, что после испытаний ядерного оружия в Тихом океане на одном из атоллов из всей живности в живых остались только крысы, говорит в пользу того, что после третьей мировой войны вполне возможно, будет создаваться именно крысиное "человечество". Не трудно теперь понять, что легенды о высокоразвитой цивилизации, связанной с Атлантидой, также могут иметь реальную основу, т.к. ее исчезновение было обусловлено, вероятнее всего, возрастанием энтропии в окружающей среде. Хотя это могло быть связано не обязательно с загрязнением физической среды, а скажем с возрастанием энтропии на ментальном уровне творения. Здесь как раз речь идет о том, что возрастание энтропии на любом из земных уровней приводит к самоуничтожению любых самоорганизующихся систем. После уничтожения Атлантиды ментальный уровень начал заполняться на основе новых биологических существ, связанных с отрядом приматов, из чего вскоре возникло новое человечество, относящееся к Homo sapiens. Не плохо было бы, в этом случае, считать исчезновение Атлантиды одним из лучших предупреждений нам, т.е. всему нынешнему человечеству. И если кого-то возмущает тот факт, что христианский Бог мог запросто утопить греховное, с Его точки зрения, человечество, то проблема здесь не в том, чтобы сохранить человечество, а в том, чтобы сохранить хотя бы планету. Потому что в противном случае не будет ни человечества, ни животного и растительного мира, ни планеты вообще.

Таким образом, понятия нравственности и морали, отвечающие за возрастание и убывание энтропии в надсистеме, становятся одними из основных антиэнтропийных функций самоорганизующихся систем. Поэтому, например, высокая антиэнтропийная направленность, заложенная в заповедях Иисуса Христа, делает, провозглашенную им, систему ценностей универсальной. Только благодаря своей антиэнтропийности, она просуществовала 2 тысячи лет, и будет еще существовать столько, сколько любые другие физические законы. Сейчас не составляет труда доказать логическим путем рациональность любой из приведенных в Евангелии заповедей, основываясь на предложенной концепции действующих закономерностей. А действие антиэнтропийного механизма в каждой из них практически становится очевидной. Христос преподавал свою систему ценностей, не основываясь ни на каких физических закономерностях, их просто не было в то время, поэтому его заповеди необходимо было принимать исключительно на веру. Но сейчас-то мы уже можем понять, что мораль и нравственность - это суть категории знания, а не веры. Как бы вы ответили на вопрос: "Верите ли вы в то, что у вас болит зуб"? Если человек ясно осознает, что у него болит зуб, то вопрос о вере просто не возникнет. Мы верим или не верим только в том случае, если мы не обладаем конкретным знанием. Так вопрос веры в Бога определяется лишь потому, что мы не знаем, существует Он на самом деле или нет. Но если появится логичная информационная модель, в которой наличие Бога является непременным атрибутом, которая при этом способна логично описать все взаимозависимости окружающего мира, то вопрос о вере отпадает сам собой.

Не смотря на то, что мы определили контрольный уровень планеты как эволюционный этап общественного сознания, но понятно, что вначале осваивать его станут только некоторые отдельные личности. Так на предыдущем уровне мы установили, что умение создавать вихревые потоки ментальной энергии позволяют человеку управлять причинами событий в пределах собственной судьбы. То теперь способность объединять множество потоков в единое поле позволит влиять на ход событий всего социума, например, целого народа.

Управление потоками внешней энергии, создающих причины тех или иных событий, изменяет в корне наши представления о реальности мира, поскольку такому управлению становятся доступны действия, выходящие за пределы известных причинно-следственных связей. Именно поэтому практически исключаются естественные абсолютные пределы возможностям интеллектуального управления природными процессами любого масштаба, что в свою очередь и породило в народе понятие о "чуде". Хотя еще Блаженный Августин в III веке н. э. говорил: "Чудо - явление, не противоречащее законам природы. Чудо - явление, противоречащее нашим представлениям о законах природы".

Осознать истины такого уровня, научиться управлять причинно-следственными связями, влияющими на исторический ход социума, могут люди, которые в своем развитии достигли контрольного уровня творения. Благодаря этому таких людей стали называть пророками, а контрольный уровень поэтому можно называть также уровнем пророков, также как каузальный уровень был назван уровнем гениев. В этом случае мы можем называть пророком человека, который локализовал в своем сознании или, другими словами, имеет в своей информационной модели, не только установленные причинно-следственные связи, но и умение их использовать, меняя любую ситуацию в нужном русле. Поэтому будем считать, что любой человек, достигнув шестого уровня, становится пророком. К примеру, Иисус Христос. Вы только вдумайтесь, какую же надо иметь личностную энергию, чтобы изменить судьбу мира на ближайшие две тысячи лет! Можно назвать и еще несколько прославленных личностей, сумевших изменить судьбу мира: Гермес Трисмегист, Будда, Магомет и др.

Подводный А. 1992, с.54
Подводный А. 1992, с.84
Юнг К.Г. 1994, с.132
Подводный А. 1992, с.79
Назаретян А.П.,1991,с.184

Человек - существо непостижимое. Бывает, живет себе среднестатистической жизнью, но вот происходит какое-то событие, которое сильно встряхивает, и все меняется. У человека проявляются определенные сверхспособности. Сегодня зарегистрировано множество примеров, которые показывают возможности человека, которые могут проявиться в экстремальных условиях или при некоторых врожденных заболеваниях. Конечно, эти способности можно развить самостоятельно. Обо всем этом мы и поговорим в этой статье.

Что такое сверхспособности человека?

Существует довольно много способностей, которые можно отнести к приставке “сверх”. Причем большинству людей они не доступны. Итак, что можно отнести к этой категории:

  • Ясновидение. Эта способность подразумевает видеть то, что невозможно для обычного человеческого глаза.
  • Телепатия. Возможность слышать или видеть образами мысли другого человека.
  • Ясночувствование. При помощи этой способности человек может считывать информацию с общего информационного поля не только нашей планеты, но и всей Вселенной. Сюда же относится и развитая интуиция .
  • Яснообоняние. Человек, обладающий этой способностью, может остро чувствовать все запахи, причем люди могут получить не только способность острого обоняния, но и совершенного вкуса.
  • Яснознание. Эта способность немного похожа на ясновидение, но яснознание предполагает четкое знание, которое просто всплывает в голове, когда это нужно. Знание может абсолютно любым.
  • Психометрия. Интересная способность, предполагающая возможность узнавать информацию о человеке по фотографии или ее считывание с любых предметов.
  • Телекинез. При помощи мыслей передвижение любых предметов.

Конечно, это далеко не все сверхспособности, которыми может обладать человек. Некоторые могут получать , другие обладают феноменальной памятью или способностью производить сложные вычисления в голове. Хотя некоторые ученые вовсе не считают эти способности невозможными, ведь по их мнению в далеком прошлом каждый человек обладал ими.

Древние цивилизации, которые канули в лету, достигли своих высот благодаря особым человеческим возможностям. А сейчас некоторая часть нашего мозга просто спит и только тренировками ее можно разбудить и заставить работать на 100%.

Может ли человек развить в себе сверхспособности?

Далее можно продолжить самостоятельную работу и обучиться визуализации. На этом этапе вы сможете обрести контроль над своими чувствами, научиться ощущать мир не только через обычные органы, но и посредством сверхчувств. Только после этого можно приступать к тренировки определенной сверхспособности человека. Упражнений для поднятия потенциала довольно много, поэтому следует выбрать то, которое наиболее подходит для новичка.

Однако самым простым способом будет найти для себя опытного учителя. Он сможет правильно раскрыть способности, а также уберечь ваш путь от некоторых ошибок, которые возможны, если обучение происходит самостоятельно. Также он сможет увидеть негативные программы , которые уже есть на вашем тонком теле, и поможет избавиться от них (а это является важным для дальнейшего духовного развития).

Следует отметить, что у многих людей их сверхспособности были подавлены в детстве взрослыми, которые просто не знали, как развить этот дар ребенка . Сегодня рекомендуется внимательно присматриваться к растущему человечку и всячески способствовать его развитию, так как такие способности помогут ему в будущем стать полноценной личностью.

Экстремальные условия и сверхспособности

Очень много зафиксированных случаев, когда у людей появляются сверхспособности после какой-то трагической случайности или в экстремальных условиях. После этого они либо остаются, либо пропадают. Например, зафиксирован случай, когда летчик после аварии смог продержаться в тундре с переломами ног, а температура его тела при этом опустилась до 33,2 градусов.

Также были случаи, когда человек выживал после попадания в него молнии, сильного облучения или, обретая большую силу, в схватке с сильным животным или стихией. Считается, что в таких случаях тело и мозг человека включается на полную мощность, таким образом совершая невозможные ранее действия.

Многие люди, попавшие в критическую ситуацию, говорили после о некоем замедлении или растяжении времени, что давало возможность уйти от опасности. Можно сказать, что человек вполне способен управлять пространственно-временным континуумом, но сознательно делать этого, к сожалению, не может. Пожалуй, всему человечеству придется приложить еще немало усилий, чтобы научиться повелевать своим телом и возможностями.

Яркие примеры людей со сверхспособностями

В истории прошлых веков, а также в современной сохранилось немало упоминаний о людях, которые имели разные феноменальные и экстрасенсорные способности. Пожалуй, наиболее известный, это предсказатель древности - Нострадамус, который описал множество событий современности и недалекого прошлого, а также болгарская предсказательница Ванга.

В ученой среде встречается немало “уникумов”, например, академик Иоффе держал все таблицы логарифмов в своей памяти. Сергей Гарибян, наш современник, в ходе научного эксперимента выявил, что он обладает феноменальной памятью, так как запомнил более тысячи предложений на различных языках, которых совсем не знал.

Как видим, особые способности человека - это вовсе не миф, а нечто реальное. Конечно, многие обыватели скептически относятся к экстрасенсорным способностям, однако нельзя отрицать тот факт, что многие люди ими обладают, а также способны управлять. Например, биоэнергетики и экстрасенсы, которые способны исцелить человека от физических и духовных болезней . Просто нужно немного упорства и желания, чтобы получить способности, но это есть не у всех.

В Аргентине после землетрясения юная девушка подняла ПЯТИТОННУЮ бетонную плиту, чтобы вызволить из-под неё любимого человека. Потом эту плиту не могли поднять 10 здоровенных мужиков.
На Крайнем Севере лётчик чинил самолёт. Вдруг кто-то толкнул его в плечо, оглянулся - белый медведь! От страха он (лётчик) с места вскочил на крыло.
Женщина 68 лет в Калужской области во время пожара вынесла из избы сундук, который потом не смогли сдвинуть с места пятеро пожарных, один из них надорвался и долго материл «бабку-ведьму».
Эти истории похожи на сказки, но я на 99% уверена, что они невыдуманные. Потому что, изучая нереальный на первый взгляд феномен «включения супервозможностей под воздействием стресса», я пообщалась с вполне реальной героиней, которая ну ничем не уступает ни лётчику-прыгуну, ни бабушке-трансформеру.
С пятиклассницейНаташей Плахотнюкя познакомилась в конце прошлого лета в украинском городе Винница, о ней там шумел весь город, при этом люди многозначительно хмурили брови: не обошлось без потусторонней силы. А как ещё?
Тонконогая щуплая девчонка вытащила из реки «изрядно тонущего» дяденьку весом почти 100 кг, физически это ж нереально!
«Я не думала, возможно это или нет, - пожимала плечами Наташа, - увидела, что в нашей речке, метрах в 20 от берега, тонет дядя Саша. Кинулась в воду. Несколько метров плыла под водой - чтоб быстрее. Он сам не грёб, был скользкий и тяжёлый. Я приподняла его голову над водой, схватила за правую руку и потащила к берегу. Приходилось грести только ногами, было очень тяжело.
Доволокла до мели - и почти потеряла сознание. Три дня после этого ноги и руки жутко болели, я ходить не могла, видимо, очень сильно перенапряглась, но, когда спасала, ничего такого не чувствовала, меня как бы неведомая сила вела! Потом ради шутки пыталась по речке друзей «проволочь», они в 3 раза легче дяди Саши, так ничего не получилось!»
Почему в моменты опасности у нас включаются суперспособности и можно ли их активировать по мере ежедневной потребности в обычной жизни? Например, опаздываешь на троллейбус - и вдруг как побежишь!
«Потому что любой организм запрограммирован на выживание. В первую очередь - своё. Иногда - другого организма, всё-таки человек - «животное социальное». Но дело не только в этом», - объясняетАлександр Балыкин, спортивный психолог, гендиректор Академии развития способностей «Гармония».
Представьте акулу!
- Попробую не занудствовать и объяснить популярно. Организм человека старается выжить любой ценой. Поэтому в экстремальной ситуации включаются парадоксальные программы! Не у всех - у ряда людей, наоборот, от шока всё немеет и парализует. Причина различий - в свойст­вах нерв­ной системы, а также в приобретённых в процессе жизни установках, которые являются тормозом в раскрытии супер­способностей (примеры таких установок: «Что бы ты ни делал, всё равно останешься бедным», «Бесполезно что-либо говорить - всё равно эти люди ничего не поймут» и пр.).
Искусственно смоделировать ситуацию, в которой организм повысит свои возможности за счёт скрытых ресурсов, выложившись на 100%, можно двумя способами: 1-й - это создать реальную угрозу выживанию или угрозу получения боли, но это я бы не советовал, 2-й - смоделировать угрозу в собственном воображении. Поясню. Австралий­ский пловец, чемпион мира и призёр Олимпийских игр Стив Холланд, установивший в своё время 12 мировых рекордов, развивал и поддерживал максимальную скорость, представляя, что за ним гонится гигантская акула. Но свои секреты раскрывают далеко не все спортсмены - большинство из них суеверны и засекречивают работающие методы.
Хотя я могу припомнить случай, когда у одного из боксёров мне удалось раскрыть допресурс с помощью «волшебной фразы». Мотивом для занятий боксом у этого парня было желание отомстить отцу, который бил маму (ему было 7 лет, когда он поставил перед собой эту цель). Занимаясь боксом, он забыл, ради чего занялся этим спортом.
Но «забытая» цель, найденная мною с помощью спецметодики, помогла ему стать чемпионом Европы - для этого тренеру надо было в финале шепнуть воспитаннику, указав на противника: «Представь себе, что этот негодяй обидел твою маму!» Сказанная фраза активировала скрытый стресс-ресурс (больших потрясений в жизни, чем причинение кем-то боли его матери, у парня не было!), и бац - победа!»
Гуд-бай, неудачники!
«Специально моделировать ситуации, чтобы ваш организм регулярно выкладывался на 100%, я бы не советовал, вы просто себя сожжёте, - продолжает А. Балыкин. - Впрочем, некоторые спорттехнологии я готов рассекретить, но применять их нужно редко и в экстремальных случаях».
Несколько экстрасенсов, с которыми я пообщалась, в один голос утверждали: в стрессовых ситуациях возрастают не силы индивида, а изменяется его влияние на свойства предметов. В случае с бабушкой и сундуком - просто-напросто... сундук стал легче. Но почему-то верится в такую версию сложнее.
Как стать суперменом
1.Не представляйте себя победителем, иначе вашему мозгу незачем будет напрягаться, чтобы подстегнуть тело.
2.Представляйте самое наи­худшее, что может последовать за поражением. Тогда мозг включит режим «экстремального выживания».
3.Устраните из своего окружения стимулы, которые понижают ресурс: людей, которые сомневаются в ваших силах, тех, кто уже в чём-то проиграл.
4.Засыпая, вспоминайте позитивные образы прошлого - так организм лучше отдохнёт.
5.Перед «состязанием» найдите то, что может привести ваш мозг к активации. «Я, например (говорит психолог Александр Балыкин), когда занимался боксом, выходил на ринг, представляя, что мой соперник обидел мою любимую девушку. И разрывал его».
6.Не переборщите с воображением «картин страшного суда» - может наступить депрессия.
Ольга Костенко-Попова

Невероятные способности человека (Видео)

Организм человека имеет большой запас возможностей. Установлено, человеческий позвоночник в экстремальных условиях способен выдерживать нагрузку в десять тонн! Запасом прочности, которым человека наделила Природа, он пользуется крайне редко, один, два раза за всю свою жизнь, а порой этот запас может быть и вовсе невостребованным. Запас прочности – гарантия выживания людей, биологическая защита, и используется только тогда, когда речь заходит о жизни и смерти. Страх и чувство самосохранения в экстремальных ситуациях «разрешает» человеческому организму использовать полностью этот запас, но большинство людей используют свой неприкосновенный запас крайне редко.
Но использовав хот раз весь запас своих возможностей, человек потом на протяжении всей своей жизни не перестает удивляться, как это ему удалось. Находясь в смертельной опасности, когда угроза жизни колоссальная, и смерть, кажется, неминуема, организм человека способен творить чудеса. Существует множество тому примеров.

На зимней дороге произошла автокатастрофа, которая повлекла за собой человеческие жертвы. Чтобы спасти своего травмированного сорокалетнего сына, семидесятилетняя женщина взвалила его себе на спину и с такой ношей прошла тринадцать километров по глубокому снегу, ни разу не останавливаясь и не опуская своей драгоценной ноши. Когда спасатели на снегоходе добирались к месту аварии, ориентируясь по следам женщины, то на всем пути видели лишь одни ее следы.

Санкт-Петербург – 2-х летний ребенок выпал из окна седьмого этажа, его мать еле успела ухватить своего малыша одной рукой; другой рукой она схватилась за кирпич карниза. При этом, держалась не всей кистью руки, а лишь указательным и средним пальцами, зато «мертвой хваткой». Когда женщину снимали, то спасителям стоило больших усилий разжать ее пальцы. После еще на протяжении нескольких часов успокаивали и уговаривали женщину, чтобы та отпустила ручку своего ребенка.

Довольно пожилой человек, когда за ним стал гнаться разъяренный бык, буквально перелетел через 2-х метровый забор, хоть никогда спортсменом не был.

Полярный летчик чинил свой самолет и вдруг увидал за своей спиной белого медведя, который легко толкнул своей лапой летчика в плечо, как бы приглашая того оглянуться. В следующий миг летчик оказался стоящим на крыле самолета, находящегося на высоте около двух метров, над поверхностью земли. Позднее летчик так и не смог объяснить, как у него это получилось.

Под колесами легковой машины оказался ребенок, и его мать, ради спасения малыша, поднимает автомобиль, словно машина не имеет веса.

Во время полета под педаль в кабине самолета попал болт, – заклинивший управление. Чтобы спасти свою жизнь и самолет, пилот так нажал на педаль, что срезал, как былинку, болт.

В газете «Неделя» публиковалось интервью с летчиком И.М. Чисовым, самолет которого во время воздушного боя был сбит «мессершмиттом» в январе 1942 года над Вязьмой. «…самолет начал падать «брюхом» вверх. Надо было покидать машину. Астролюк, через который можно выбраться, оказался внизу под моей головой (а сам я – вверх ногами). Ну, и высота стала сказываться: шланги, ведущие к кислородным аппаратам, были перебиты. И защелку крышки люка заклинило!
Если бы мне кто-то раньше сказал, что астролюк можно выбить ударом кулака, ни в жизнь бы не поверил; но я его открыл как раз таким способом (до сих пор не пойму, как это удалось), – рассказывал И.М. Чисов.

В доме произошел пожар, и старушка – «божий одуванчик», спасая свое нажитое за всю жизнь добро, выволокла со второго этажа горящего дома огромный сундук. После того как пожар был потушен, два молодых, здоровых парня с трудом занесли этот сундук на его прежнее место.

1997 год — двое изрядно подвыпивших беларуса залезли в вольер с зубрами в Беловежской пуще; им хотелось погладить зубриху. То ли ей не понравился алкогольный запах, то ли она была настроена не на лирическую волну, она не приняла нежностей своих поклонников. Буквально спустя несколько минут их знакомства, один из них сидел на заборе, а другой, менее проворный, был слегка поддет рогом. Хмель мгновенно прошел, одна надежда была на ноги. По другую сторону 3-х метрового забора он оказался в мгновение ока. А потому как свидетелей их рекорда не было, то сверхскоростной бег и прыжок через препятствие не попали в «Книгу рекордов Гиннеса».

1998 год — в газете «Аргументы и факты» говорилось о случае, произошедшем с плотником из таежной деревни Баженовка, Кемеровской области. Плотник шел по тайге и наткнулся на спящего медведя. Испуг его был настолько велик, что он схватил валявшееся рядом какое-то бревно и помчался с ним до своего жилья километра три. Лишь во дворе дома плотник бросил бревно и отдышался. Позднее, когда он захотел убрать со двора это бревно, то не смог даже его приподнять. До сих пор плотник не может понять, зачем ему понадобилось это бревно, ведь без него он мог бы бежать куда быстрей.

Скрытые возможности человека проявляются не только в стрессовой ситуации. Но и в результате длительных тренировок, к примеру, у спортсменов. Раньше спортсмены даже не могли предположить, что им покорится высота в 2 м 35 см, что в длину можно прыгнуть на 8 м 90 см, что можно поднять штангу в 500 кг за три движения: рывок, толчок, жим. 1985 год, август — 23-х летний легкоатлет киевлянин Рудольф Поварницын преодолел планку в 240 см в прыжке в высоту.
А буквально через несколько дней другой легкоатлет Игорь Паклин покорил высоту 241 см. Копьеметатели преодолели 95-и метровую отметку. 2005 год, июнь — 22-летний ямайский бегун Асафа Пауэлл установил новый мировой рекорд в беге на 100 метров – 9,77 сек. Теперь спортсмены мечтают прыгнуть в высоту более 241 см, прыгнуть в длину за 9 м. Поднять полтонны за два движения. За всю свою жизнь большинство смертных так и не воспользуются своими скрытыми возможностями, но каждому из нас приятно осознавать, что где-то в глубине тебя таятся огромные силы, что у тебя заложена колоссальная память, которые в момент смертельной опасности могут спасти тебе жизнь.

Работоспособность мышечных клеток – поистине удивительна, но и она подчиняется строгим законам физиологии. Дисбаланс между накапливающейся в клетках-миоцитах молочной кислотой в результате усиленной работы и ее выведением (разрушением) приводит к снижению работоспособности мышцы, не говоря уже о нервно-мышечном блоке, который также служит своеобразным «предохранительным клапаном» при перегрузке опорно-двигательного аппарата.
Система рычагов конечностей обеспечивает далеко не полную свободу перемещений их друг относительно друга. Практически только плечевые суставы и суставы проксимальных фаланг верхних конечностей человека имеют шаровидную форму и обладают возможностью обеспечивать вращательные движения. Остальные суставы, затянутые в корсет мышечного аппарата и аппарата связок, гораздо менее подвижны, не говоря уже о суставах позвоночного столба.
Разумеется, специальные тренировки позволяют спортсменам-гимнастам и акробатам достигать поразительной гибкости опорно-суставного аппарата и проделывать изумительные по красоте и стремительности движения, но это достигается годами упорной работы над собой при использовании всего арсенала спортивного тренинга. Понятно, что обычному «среднему» человеку такое не под силу, тем более в считанные минуты или секунды критической ситуации.
Разумеется, физическое состояние опорно-двигательной системы, ее тренированность, способность к «взрывному» характеру реакций играют важнейшую роль в критической ситуации, но не менее важным фактором является срабатывание инстинктивной корково-подкорковой программы движений, следующих за принятием решения.
На схеме 10 показана организация двигательного акта при любой ответной реакции на сигнал внешней среды. Сигнал поступает в ЦНС по сенсорным каналам и запускает вначале систему оценки или биологической значимости сигнала. В моторных зонах коры возникает программа двигательного акта, затем эфферентные сигналы от пирамидных клеток Беца поступают по нисходящим пирамидным трактам в передние рога соответствующего сегмента спинного мозга, где активируют мотонейроны, приводящие к передаче моторных сигналов непосредственно к мышцам, реализующим конкретный двигательный акт.

Схема 10
Организация, регуляция и контроль движений

В то же время проприорецепторы мышц, сухожилий, связок активируются самим сокращением мышц и изменением положения конечности (сустава) в пространстве.
Сигналы от мышечно-суставного аппарата по восходящим трактам поступают в подкорковые структуры, а затем в зрительные зоны коры, куда одновременно приходят сигналы с органов зрения, контролирующих двигательный акт.
Аналогичная картина происходит и с сигналами, поступающими от проприорецепторов мышц к мозжечку, который координирует перемещение конечности в пространстве. Вестибулярный аппарат так же принимает самое непосредственное участие в организации и контроле за исполнением двигательного акта.
Вполне понятно, что на организацию даже сравнительно простого движения (например, верхней конечности, берущей карандаш) требуется время, в течение которого афферентные и эфферентные сигналы проходят по аксонам нейронов, переключаются в многочисленных синапсах, конвергируют, возбуждают массу релейных и вставочных клеток и т.д.
Организму было бы трудно выжить в условиях экстремальных ситуаций, если бы при возникновении очередной или каждой из них он был вынужден заново формировать и просчитывать все этапы развития ответной реакции.
Но за миллионы лет эволюции организмы сумели выработать не только тот комплекс ответных реакций, который базируется на инстинктах, но и создать (особенно у позвоночных животных, млекопитающих и приматов) более совершенные механизмы восприятия и оперативной обработки сигналов, выстраивающих адекватную ответную реакцию организма в минимально возможные промежутки времени.
Выдающийся физиолог нашего времени, ученик И.П. Павлова – П.К. Анохин детально разработал механизм оперативных функциональных систем, формирующихся в ЦНС при решении каждой конкретной задачи для целостного организма. На схеме 11 мы приводим несколько упрощенную схему построения функциональной системы (по П.К. Анохину).

Схема 11
Структура функциональной системы


Из приведенной схемы следует, что афферентный сигнал через сенсорные системы попадает вначале в подкорковые структуры ЦНС, а затем в кору больших полушарий, в соответствующие проекционные зоны. В этих зонах, а также в связанных с ними подкорковых структурах формируется аппарат афферентного анализа и синтеза, представляющий собой нейронные ансамбли, в которых анализируется качественная сторона сигнала, его сила (амплитуда), биологическая значимость, степень новизны и другие важные для организма характеристики. Формируется своеобразный информационный пакет, который затем передается в аппарат акцептора результата действия. Дело в том, что мозг хранит в своих блоках памяти если не все, то во всяком случае основные ситуации и картины всего, что имело биологически важное значение для организма. Здесь же хранится информация и о тех ответных реакциях организма (результатах), которые возникали в ответ на воздействие факторов внешней среды.
Аппарат акцептора результата действия также представляет собой определенные группы или комбинации групп нейронов и нейронных ансамблей в корково-подкорковых структурах мозга.
Именно здесь происходит более детальный анализ поступившего сигнала и формируется блок принятия решения, программа ответной реакции организма.
Затем включается исполнительный блок (механизм) и, как следствие, конечный результат действия.
Результат действия немедленно оценивается всей системой и вносятся соответствующие коррекции, что и закладывается в блоки памяти мозга.
При этом необходимо отметить, что в формировании различных функциональных систем могут быть задействованы одни и те же нейроны или нейрональные ансамбли. После срабатывания функциональной системы и оценки результата действия, функциональная система готова к созданию следующего паттерна или следующей системы, в которую снова могут быть включены те же самые нейроны и нейрональные группы, которые перед этим участвовали в решении предыдущей задачи. Если необходимо, мозг может извлекать из блоков памяти результаты других предшествовавших ответных реакций, комбинировать информацию и выстраивать иные, более сложные или более простые системы.
Мы остановились здесь столь подробно на механизме формирования функциональных систем лишь потому, что из анализа всего экспериментального и медико-биологического материала, накопленного при исследовании различных функциональных систем, следует один весьма важный для специалиста, изучающего человека в экстремальных ситуациях, вывод : функциональные системы, формирующиеся в ЦНС при решении любой (в том числе и экстремальной!) ситуации, могут быть скорректированы специальными приемами, позволяющими в более сжатые промежутки времени использовать уже имеющуюся в ЦНС информацию о других, сходных данной, ситуациях и, соответственно, выстроить более адекватную схему ответной реакции.
Блок принятия решения, выдающий пакет импульсов на исполнительную (моторную) систему, не является чем-то жестко задетерминированным, он также может поддаваться определенной коррекции и даже срабатывать с некоторым опережением, давая организму больше шансов на положительный конечный результат, который и является в конечном счете главным системообразующим фактором .
Литература по исследованию моделей функциональных систем – весьма обширна. И здесь можно обратиться к весьма нетривиальным моделям и исследованиям школы К.В. Судакова, что несомненно даст новый импульс к разработке проблемы человеческого фактора в экстремальных ситуациях.
На схеме 12 показана возможность развития событий и включения действующих факторов в формирование функциональной системы, реализующей в конечном счете реальные, резервные, а в исключительных случаях и запредельные возможности человека в экстремальной ситуации. Отработка, коррекция механизмов формирования такой функциональной системы должны заключаться в том, чтобы в максимально короткий промежуток времени реальные возможности ответной реакции человека были «смещены» к включению резервных возможностей или даже запредельных возможностей организма.

Схема 12
Человек в экстремальной ситуации


Из приведенной схемы следует, что факторы времени, неожиданности и риска являются наиболее существенными для человека в экстремальной ситуации. В реальных случаях факторов может быть и больше, например, в данный блок можно включить психологический статус человека, состояние тренированности опорно-двигательной системы, ее реактивность и т.д.
Но решающими все же являются именно эти три фактора. Функциональная система, возникающая в ЦНС человека при решении данной конкретной ситуации, несомненно, в режиме дефицита времени должна выбрать наиболее оптимальный вариант, а это возможно не только при наличии собственного опыта, основанного на успешном решении предыдущих ситуаций, но и создании оптимальных условий для построения адекватной функциональной системы. Повышение уровня адекватности может быть достигнуто специальными приемами, о которых будет сказано в дальнейшем.
Теперь, уже с позиций формирования в ЦНС функциональных систем, вернемся к реальным возможностям современного человека.
Большой спорт, несомненно, проявляет пограничные, почти запредельные в определенных моментах возможности человеческого организма. Мировые и олимпийские рекорды растут по абсолютным показателям год от года, но одновременно «спрессовываются», показывая все меньший и меньший разрыв в чередующихся во времени рекордов. Счет уже идет на миллисекунды, граммы, сантиметры.
Будет интересным привести здесь следующие показатели абсолютных мировых рекордов по некоторым видам спорта.


В тех же видах Леонид Тарасенко в 1990 г. показал результат 216 кг (рывок) и 203 кг (толчок). Интересно отметить, что в тренировочных подходах этим выдающимся тяжелоатлетом был показан феноменальный результат в рывке: Тарасенко поднял на грудь штангу весом в 266 кг.
Широко известны цирковые трюки русских богатырей Ивана Поддубного, Заикина, Дикуля, когда например, атлет, в положении лежа на спине, выдерживал вес платформы, на которую поднимались до двух десятков людей или въезжал грузовик. Можно представить, какие нагрузки приходятся на опорно-двигательный аппарат человека во время работы с подобными тяжестями, в каком режиме работают мышцы у бегуна на короткую дистанцию или выносливость и работоспособность сердечнососудистой, дыхательной, мышечной систем у бегуна на марафонские дистанции.
Наблюдая соревнования по спортивной и художественной гимнастике можно поражаться высочайшей координации движений спортсменов на снарядах или в произвольных упражнениях. При этом необходимо помнить, что все это происходит в условиях психологического стресса, создаваемого самой атмосферой соревнований, особенно если это соревнования на первенство мира или Олимпийские игры. Несомненно, повышенный уровень адреналина и кортикостероидов в крови позволяет мобилизовать волю, стремление к победе, выплеснуть весь эмоциональный заряд и мастерство, отточенное годами упорных тренировок. Но «адреналиновый допинг» создает условия для формирования у спортсменов экстремальных состояний, достигающих пиковых значений во время соревнований. При этом, необходимо учитывать и тот факт, что ежедневные многолетние тренировки, оттачивающие уровень мастерства спортсмена, заставляют человека отказываться от многих привычных стереотипов жизни, что также требует дополнительных усилий со стороны психики и при определенных условиях может привести к срыву, депрессии и даже уходу из большого спорта. Не случайно, что во всех видах спорта со спортсменами команд мирового и олимпийского уровня обязательно работают психологи, помогающие преодолевать указанные затруднения.
Таким образом из анализа вышеприведенного материала можно сделать вывод, что физические и физиологические возможности организма человека достаточно высоки, но далеко не безграничны. Адаптационно-защитные механизмы адекватно срабатывают в определенном функциональном «коридоре», вне пределов которого реакции могут не соответствовать реалиям выхода из экстремальной ситуации и сохранения жизни.
Тем не менее, резервные возможности организма человека позволяют путем тренировок опорно-двигательного аппарата и соответствующего психологического тренинга значительно расширить диапазон адаптивных реакций и, соответственно, более адекватно отреагировать на неожиданно возникшую критическую ситуацию.
Арсенал методик и методологий современного тренинга может (по выбору) включать традиционные европейские школы, восточные школы, использовать методики, основанные на научных разработках или специфических особенностях Хатха-йоги, Тибетской медицины и других древнейших способах защиты от воздействия экстремальных факторов. Здесь многое зависит от исходных возможностей человека, уровня его культуры, способно стей и т.д. Но важно уяснить следующее: любая, даже самая экстравагантная теория без практики и систематической, настойчивой работы над собой не даст результатов. Отсюда вполне понятно, что выйти из критической ситуации можно только заранее подготовившись к ней морально и физически. Но еще лучше – правильно и, главное, вовремя оценить надвигающуюся опасность и попытаться избежать ее. А для этого также необходим тренинг не только опорно-двигательной системы, но и органов чувств, тех самых механизмов, которые, формируя функциональную систему в ЦНС, создают в аппарате акцептора результатов действия оптимальную модель ответной реакции человека. Создают и адекватно разворачивают ее в реальной экстремальной ситуации.

Резюме к содержанию раздела

Адаптационно-защитные реакции человека на разнообразные, в том числе и экстремальные факторы внешней среды формировались в течение длительного периода эволюции.
Опорно-двигательная система человека, органы чувств, аппарат ЦНС, сердечнососудистая система и эндокринные железы участвуют в осуществлении любой ответной реакции на сигналы внешней среды. Возможности этих систем могут меняться в зависимости от того, насколько необычным, чрезвычайным является внешний сигнал (или пакет сигналов) для человека в каждой конкретной ситуации.
Диапазон обычных, резервных или запредельных возможностей человека определяется, с одной стороны, всей конструкцией сомы и психического статуса человека, а с другой – способностью организма в результате определенных тренировок сдвинуть вышеприведенную триаду от обычных к резервным или даже запредельным возможностям организма.
Экстремальные ситуации могут быть пролонгированы, но могут развиваться в ограниченные интервалы времени, когда на размышления не остается порой даже нескольких секунд жизни. Отсюда следует вывод о необходимости систематического тренинга опорно-двигательной системы, сенсорного аппарата, отработки навыков и приемов, позволяющих в ЦНС сформировать функциональные системы, быстро и адекватно реагирующие на возникновение чрезвычайной ситуации, принять единственно правильное решение и реализовать его в максимально короткий срок.
В этом и заключается стратегия и тактика выживания в экстремальных ситуациях.

2. Факторы экстремума

Экстремальные (чрезвычайные) ситуации преследуют не только человека, но и жизнь, как явление, с самого начала ее возникновения на Земле.
Грозные и непонятные вначале явления природы – пожары, извержения вулканов, грозы, наводнения и землетрясения – все это вселяло ужас в сознание первобытного человека. К этому следует еще добавить встречи с агрессивными проявлениями зверей и людей, уже в те далекие времена проявлявших звериные инстинкты в борьбе за добычу, за ареал обитания, за место под солнцем.
Постепенно, по мере формирования человеческих сообществ и ноосферы в целом, к уже вышеперечисленным факторам добавлялись новые, вызванные освоением человеком все более совершенных орудий, труда и механизмов и наконец созданием на Земле мощных технологий и производств.
К естественным экстремальным факторам среды добавились техногенные факторы, вызванные деятельностью человека. При этом следует подчеркнуть, что факторы последнего рода стали со временем оказывать на биосферу и на человека гораздо более сильные, подчас разрушительные воздействия, чем естественные природные факторы. Возникло понятие не просто катастроф, но катастроф техногенных, суммарный эффект которых особенно за минувшее столетие поставил под угрозу существования и ноосферу и все живое на планете Земля.
Здесь уместно будет дать определение сущности экстремальной ситуации и катастрофы, чтобы в дальнейшем классифицировать модели, на которых будут продемонстрированы механизмы развития экстремальных и катастрофических ситуаций.
Чрезвычайной называется ситуация, возникающая в локальном или обширном очаге (объеме пространства) под воздействием факторов естественного или искусственного, антропогенного характера, оказывающих дестабилизирующее, разрушительное воздействие на природу, живые системы или объекты, созданные человеком.
При этом особая роль в возникновении экстремальной ситуации принадлежит фактору времени , поскольку данная ситуация может нарастать в течение длительного интервала времени и это дает шансы на успешное решение проблемы, либо экстремальная ситуация возникает и разворачивается в ограниченный промежуток времени и человеку часто приходится иметь дело с последствиями такой ситуации.
Фактор неожиданности также играет большую роль в экстремальной ситуации, поскольку ожидаемое событие позволяет принять более адекватные меры или вовсе избежать его.
Катастрофой принято считать событие чрезвычайного характера, вызванное явлением природы или в результате деятельности человека и повлекшие за собой обширные разрушения объектов природы, цивилизации, гибель людей, флоры, фауны и, как следствие, нарушение экосистем биосферы.
Например, по современной классификации к катастрофам относят события, приведшие к поражению 10 и более человек, от 10 до 25 человек с травмами различной тяжести и от 15 до 50 и более человек, нуждающихся в последующем лечении (ВОЗ, МЗ РСФСР, 1990).
Разумеется, комбинации вышеприведенных факторов в различных ситуациях могут быть чрезвычайно разнообразными, равно, как и последствия, но важно четко представлять, что в любом случае роль человеческого фактора (пассивная или активная) является важнейшей составляющей механизма возникновения и формирования чрезвычайной ситуации или катастрофы. При классификации чрезвычайной ситуации или катастрофы важнейшими критериями являются сфера возникновения и развития события, его масштабы и последствия. Количественные критерии при оценке масштабов катастроф в различных странах несколько различаются, но в целом они идентичны, поскольку в базисе объединяют социально-экономический фактор, экологический фактор и медико-санитарный фактор.
В табл. 1 даны основные дестабилизирующие факторы естественного и техногенного характера. Но вполне очевидно, что эти факторы в реальных случаях могут образовывать и различные комбинации. Поэтому на схеме обозначены связи между отдельными блоками чрезвычайных ситуаций.

Таблица 1
Структура и классификация чрезвычайных ситуаций (по качественному признаку)


Постановлением Правительства Российской Федерации (№ 1094, от 13 сентября 1996 г.) была дана классификация и утверждены масштабы чрезвычайных ситуаций (схема 13).

Схема 13
Классификация чрезвычайных ситуаций (по совокупности признаков)


Если сравнить таблицу 1 и схему 13, то можно увидеть, что в определении различных по масштабам чрезвычайных ситуаций (федеральных, региональных, территориальных, трансграничных) лежат качественные и количественные критерии. При этом следует отметить, что несмотря на приведенное многообразие в классификации чрезвычайных ситуаций, их все же можно разделить на две основные группы: вызванные естественными факторами и спровоцированные искусственными (антропогенными или техногенными).
Собственно, фазы зарождения, возникновения, развития и угасания чрезвычайной ситуации можно сравнить с периодами болезни: латентный (скрытый), продромальный (проявление первых симптомов), разгар болезни и ее исход. Аналогия не случайна. И чрезвычайная ситуация, и болезнь – динамические процессы, развивающиеся постепенно, по определенным стадиям и детерминированные причинно-следственными связями (схема 14).

Схема 14
Человеческий фактор в чрезвычайной ситуации


Из анализа связей между функциональными блоками на приведенной схеме можно сделать заключение, что участие человека в чрезвычайной ситуации может инициироваться уже на стадии ее зарождения (латентный период). Человек может быть непосредственной причиной ситуации или оказаться случайным звеном ее, но именно на стадии зарождения ситуации или даже задолго до нее человек может прогнозировать саму возможность будущей чрезвычайной ситуации, в силу своего опыта, профессионализма, интуиции и т.д. Вполне очевидно, что в этом случае гораздо больше шансов избежать ситуации или предотвратить ее.
Если же чрезвычайная ситуация не прогнозируема или развивается независимо от участия в ней человека, то в любом случае следующей фазой является ее проявление в виде комплекса факторов или одиночного фактора, который может быть воспринят сенсорными системами человека и запустить в действие механизм ориентировочной реакции. Именно на этом этапе происходит оценка ситуации, степени угрозы для здоровья и жизни человека или группы людей, воздействия на окружающие объекты и возможного характера последующих событий.
Опыт показывает, что и на этой стадии человек при адекватной реакции и соответствующем опыте может активно вмешиваться в ход события и в оптимальном благоприятном стечении обстоятельств либо прерывать ситуацию, либо избежать участия в следующей, самой напряженной и, как правило, драматичной стадии – фазе активного участия в развитии событий.
И здесь роль человеческого фактора проявляется со всей остротой и собственно, определяет исход – позитивный или негативного характера.
Еще раз напомним, что если человек является невольным участником чрезвычайной ситуации (например, сход лавины), то здесь его роль сводится лишь к тому, чтобы правильно вести себя, даже в том случае, если он оказался под снегом, или на поверхности скатывающейся массы снега. Разумеется сам ход события он остановить или изменить не может, но его активное участие в событии как раз и заключается в адекватной оценке ситуации, своих физических возможностей и последовательности действий по мере развития событий.
Если же он оказался невольным участником техногенной чрезвычайной ситуации, или даже инициатором ее, то в данном случае он должен четко представлять себе ту последовательность действий, которая может (и должна!) быть единственно правильной, чтобы можно было либо контролировать ситуацию (полностью или частично), либо ликвидировать ее, либо оказаться вне ее, если дальнейшие действия не изменят ход развивающихся событий.
Исход чрезвычайной ситуации (и для человека, и для объектов, вовлеченных в ситуацию) зависит от специфики ситуации, от ее масштабов, скорости развития, от действий людей и технических средств, привлеченных для ликвидации, от программы и решений на каждом конкретном этапе события.
Программа ликвидации самой ситуации и ее последствий отрабатывается на реальных моделях и зависит от профессионализма людей, вовлеченных в чрезвычайную ситуацию, т.е. во многом – от человеческого фактора.
1 июля 1995 г. Правительство Российской Федерации Постановлением № 675 ввело для всех предприятий, организаций, юридических лиц различных форм собственности обязательную разработку декларации промышленной безопасности, отражающей специфику и масштабы опасностей на промышленных объектах и необходимые мероприятия, направленные на обеспечение безопасности и готовности к действиям в опасных ситуациях техногенного характера.
Анализ техногенных чрезвычайных ситуаций показывает, что в большинстве случаев причиной такой ситуации или даже катастрофы (Чернобыльская АЭС) служит человек, прямо или опосредованно, в силу недостаточного профессионализма, а порой и про сто – преступной безответственности, запускающий цепь событий, инициирующих развитие экстремальной ситуации.


Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта