Это народ живущий на территории Кавказа, преимущественно в России. Основное население северной и южной Осетии. Считаются аланскими потомками. Себя они называют народом дигирон или ирон. Осетины в большинстве своем разговаривают на двух языках.
Всего в мире насчитывается около 700 тыс. представителей осетинов. Больше всего их проживает в РФ, около 530 тыс. человек:
А также в таких странах:
Предками осетинов являются древние скифы, сарматы и аланы. Это одно и то же племя, только в разные века, их называли по-разному. Поселяясь на землях казахов, произошло смешание народностей (это и сыграло большую роль в формировании современных осетин). У них очень похожий язык, некоторые традиции и обряды. Но, как и в большинство народов, на процесс формирования современной народности прошло не мало времени (примерно 30 веков). У скифов и сарматов очень богатая история, первые упоминания датируются еще IV веком до н.э.
Родственные народности с осетинами — это ягнобцы и ясы а также некоторые .
Осетинский язык — это единственный реликт, что сохранился со времен скифов и сарматов. Он делиться на такие категории:
Среди местных диалектов Северной Осетии различают иронский и дигорский диалект. Первые — больше распространённые, а их диалект заложен в литературное письмо. Кроме того на дигорском языке издаются книги. Но между собой эти диалекты сильно отличаются, как фонетически, так и лексически. В Южной Осетии ошибочно закрепилось название этноса, как кударцы. Но на самом деле, это лишь несколько десятков представителей с одноименной фамилией. Среди говоров различают кударо-джавский и чсанский осетинские языки. Кроме того в Южной Осетии признано 3 национальных языка:
Тогда, как на территории РФ распространено только двуязычие. Поэтому даже в диалектах Южной и Северной Осетии много отличия. В первой больше грузинского сходства, а во второй — русского.
Большинство осетин православные, почти 60% всей народности. Многим людям свойственно язычество. И совсем немного человек (всего 3 %) поддерживают ислам.
У коренного населения форма головы продолговатая, волосы темных оттенков, также, как и глаза (но не редко бывают и серыми). Осетины — яркий пример европеоидной расы.
Кулинарные традиции начали вводить кочевые племена аланов. Очень ценится мясо, а также осетинские сыр и пиво. Среди любимых блюд — пироги (насгун, фидгун) и шашлык. Очень часто мясо тушат в сметане. Такие блюда, как калуа и бламык до нашего времени не сохранились в традициях. Но сегодня осетинская кухня вобрала в себя много элементов русской и европейских кухонь.
Осетины в древние века занимались скотоводством, реже ловили рыбу и охотились.
Костюмы в летнее и зимнее время могли отличаться. Но в основном одевали зауженные брюки мужчины, башмаки и бешмет. Женщины же носят платье с воротником, могут на голову одевать платок.
В семье глава старался чтобы его семья была защищена, ни в чем не нуждалась и являлся крепкой опорой для всех. Это сохранилось и по сей день.
Позор для осетин — пьянство за застольем. Также нельзя начинать кушать, пить и выходить з-за стола без разрешения старшин. Кто опаздывает на мероприятие, то садится в самый конец стола.
Гостеприимность и дружелюбие народа видны во всем. Особым доказательством тому есть — проживание иных народов на их землях. А суровые обычаи только закалили дисциплину и характер каждого осетина.
Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»
Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.
~~~~~~~~~~~
«Лица России». Осетины. «Это мои горы», 2006
ОСЕТ‘ИНЫ, ирон, дигорон [самоназвание; сохранились также этнонимы туалаг (двалы, группа Осетин Наро-Мамисонского региона) и хусайраг (хусары, группа Осетин в Южной Осетии)], - народ иранского происхождения, живущий на Кавказе, потомки алан, основное население двух республик Северная Осетия - Алания и Южная Осетия (основное население Северной Осетии, численность около 335 тыс. человек) и Грузии (основное население Южной Осетии, численность 65 тыс. человек); живут также в Кабардино-Балкарии (10 тыс. человек), в Карачаево-Черкесии (4 тыс. человек), Турции и других странах. Численность в России 402 тыс. человек.
По данным Переписи населения 2002 года численность осетин, проживающих на территории России, составляет 515 тысяч человек, по данным переписи 2010г. - 528 тыс. 515 человек. Нынешняя численность осетин - более 600 тысяч человек с учетом многочисленной диаспоры, живущей за пределами своей этнической территории. Северная часть осетин составляет основное население Республики Северная Осетия-Алания с центром в городе Владикавказе и входит в состав Российской Федерации. Южная часть осетинского народа живет на южных склонах Кавказского хребта (около 80 тысяч человек), центр Республики Южная Осетия (2008) в городе Цхинвал.
Основные субэтнические группы: иронцы и дигорцы (на западе Северной Осетии). Говорят на осетинском языке иранской группы индоевропейской семьи. Имеет 2 диалекта: иронский (лёг в основу литературного языка) и дигорский. Письменность (с 19 века) на основе русского алфавита, большинство осетин двуязычны (двуязычие - осетинско-русское, реже - осетинско-грузинское или осетинско-турецкое).
Верующие - православные, есть мусульмане. Большинство верующих осетин считаются православными, принявшими христианство несколькими этапами из Византии, Грузии и России. Часть осетин исповедуют ислам суннитского толка, воспринятый в XVII-XVIII веках от кабардинцев. Но значительная часть осетин фактически является приверженцами традиционных осетинских верований, испытавших значительное влияние христианства на определённых исторических этапах.
Цикл аудиолекций «Народы России» — Осетины
Этноним дигор (ашдигор) впервые упоминается в "Армянской географии" (7 век). В этом же источнике названы двалы. Грузинский историк Леонтий Мровели (11 век) указывает на значение "Большой двальской дороги", проходившей из Грузии через территорию двалов на Северный Кавказ. Осетины - один из древних народов Кавказа. Уже со времён скифских походов в Переднюю Азию они именуются в грузинской хронике овсами (осами, отсюда русское название осетины). Сваны называли их савиар, мегрелы - опсами, абхазы - ауапс, чеченцы и ингуши - ири, балкарцы и карачаевцы - дюгер, кабардинцы - къущхьэ. Формирование осетинского народа связано с аборигенным населением Северного Кавказа (создателями кобанской культуры) и с пришлыми ирано-язычными народами - скифами, сарматами и особенно аланами (с 1 века нашей эры). В результате оседания последних на Центральном Кавказе коренное население восприняло их язык и многие черты культуры.
Сложившийся здесь мощный союз аланов (осы - в грузинских и ясы, сони - в русских средневековых источниках) положил начало образованию осетинской народности. В 13 веке аланское государство было разгромлено монголо-татарами, аланы оттеснены с плодородных равнин к югу, в горные ущелья Центрального Кавказа. На его северных склонах образовались 4 крупных "общества", восходящих к племенному делению (Дигорское, Алагирское, Куртатинское, Тагаурское), на южных - множество более мелких "обществ", находившихся в зависимости от грузинских князей. Немало Осетин-алан ушло в Монголию и особенно в страны Восточной Европы (в Венгрии осела крупная компактная группа потомков алан, которая именует себя ясами, но утратила родной язык).
Уже с 40-х годов 18 века складывались русско-осетинские отношения. Русским правительством была создана "Осетинская духовная комиссия". Члены комиссии организовали осетинское посольство в Петербурге (1749-52), способствовали переселению Осетин в Моздок и моздокские степи для поселения и освоения новых земель. Осетины, испытывая острую нужду в земле, неоднократно обращались через комиссию с просьбой к русскому правительству о переселении их в предгорные районы Северного Кавказа. В 1774 Осетия вошла в состав России. Усилилась консолидация осетинской народности. В конце 18-19 веке началось переселение части Осетин с гор на равнины. Земли, переданные Осетинам российским правительством, закреплялись в основном за осетинской знатью.
После 1917 происходит массовое переселение Осетин на равнину. 20 апреля 1922 была образована Юго-Осетинская АО в составе Грузинской ССР, в 1924 - Северо-Осетинская АО, которая 5 декабря 1936 была преобразована в Северо-Осетинскую АССР в составе РСФСР. В 1990 Верховный Совет республики принял Декларацию о государственном суверенитете Республики Северная Осетия.
На равнине основное традиционное занятие - земледелие (пшеница, кукуруза, просо, ячмень и др.). В горах наряду с земледелием было развито скотоводство (овцы, козы, крупный рогатый скот). Традиционная система земледелия на равнине - трёхполье. Главное орудие в горах - рало с железным сошником, упряжкой с парой быков, на равнине - тяжёлый плуг, в упряжке которого было 8-10 волов. Скотоводство было важнейшим занятием, обеспечивавшим Осетин продуктами питания, сырьём, тягловой силой. Преобладало овцеводство и козоводство, на равнине - крупный рогатый скот, лошади. Были развиты домашние промыслы, ремёсла - производство сукна, овчины, мебели, посуды, резьба по дереву и камню, кузнечное, ювелирное, вышивка и др.
Традиционные поселения в горах (кау) - небольшие, кучевой или рядовой планировки, на равнинах - более крупные, уличной планировки. Основной строительный материал - камень, в лесистых ущельях - дерево. Дома одно- или двухэтажные, первый этаж для скота, крыши плоские, земляные. Внутри стены обмазывались глиной, с появлением печи с дымоходом белились. Пол земляной. Окна небольшие, четырёхугольные. Дома были многокомнатными, рассчитанными на большую семью. Столовая, совмещённая с кухней, имела открытый очаг с надочажной цепью (считались священными, как и центральный опорный столб, поддерживающий перекрытие) и делилась на мужскую и женскую половины. Для гостей устраивалось специальное помещение - кунацкая.
Памятниками традиционной архитектуры являются многоярусные (3-5 ярусов и более) боевые башни, замки (галуаны), жилые двух-, трёхэтажные башни (ганах), разнотипные склеповые сооружения (зоеппадз), языческие святилища (дзуар). В Южной Осетии распространены жилища с закрытой террасой и четырёхскатной крышей, первый этаж из камня, второй - из дерева. Менее зажиточные Осетины жили в турлучных (плетнёвых) и в саманных домах, крытых соломой или камышом.
Традиционная мужская одежда - черкеска с газырями, бешмет, рубаха, шаровары, бурка, шуба из овчины. Головные уборы - папаха из овчины или каракуля, башлык из сукна, козьего пуха, реже верблюжьей шерсти, войлочная шляпа с широкими полями. Обувь - ноговицы, сапоги, чувяки из кожи, сафьяна или сукна. Неизменная принадлежность мужского костюма - кинжал.
Женская повседневная одежда до 19 века по покрою почти идентична мужской; с проникновением элементов русской культуры становится более разнообразной. Праздничное платье, доходившее до пят, кроилось в талию с разрезом спереди и длинными нарукавниками, под ним - шёлковая юбка; носили короткий передник с широким поясом. К платью пришивались серебряные с позолотой украшения (нагрудники), аппликации. Круглая бархатная шапочка (свадебная) покрывалась лёгким ажурным платком.
Традиционная пища близка пище других народов Кавказа. В горах преобладали молочные и мясные блюда, на равнине - мучные и овощные. Из национальных мучных изделий большое распространение имеют пироги с мясом и с сыром, с начинкой из фасоли, тыквы, картофеля, капусты и т.д. Из молочных продуктов и блюд наиболее употребительны сыр, топлёное масло, кефир, различные каши на молоке. Особое место в рационе занимает дзыкка, приготовляемая из свежего сыра, смешанного с мукой. В Южной Осетии излюбленными овощными блюдами стали лобио и аджабсандал, воспринятые у грузин.
Наиболее почитаемым напитком является пиво, изготовлявшееся в горах исключительно из ячменя, а на равнине, кроме того,- из пшеницы и кукурузы. Пиво - древний напиток Осетин, по легенде оно изобретено нартовской героиней Сат‘аной. Его приготовляют обычно к большим семейным и общественным торжествам в огромных медных пивоваренных котлах. Распространена повсеместно арака (самогон) из кукурузы, а в Южной Осетии - различные вина.
Осетинское общество делилось на несколько социальных групп. В быту Осетин сохранились пережитки многих древних институтов. Среди них особенно выделялась кровная месть, распространявшаяся на близких и дальних родственников и тянувшаяся годами. Она возникала из-за земли, оскорбления чести дома или отдельных членов семьи, похищения женщин и т.д. Примирение завершалось выплатой виновной стороной большого количества скота и ценных вещей (оружия, пивоваренного котла и пр.) и устройством "кровного стола" для угощения сторон потерпевших. Обычаи гостеприимства, куначества, побратимства, взаимопомощи, аталычества мало отличались от аналогичных у других народов Северного Кавказа.
В осетинском быту сохранились многие установки родового строя, патриархальные устои. Например, такой принцип, как безусловное подчинение младшего старшему. В больших семьях многие вопросы решались на семейных советах. Главой семьи являлся старший по возрасту. Вместе с тем сохранилось немало элементов и матриархата. Старшие женщины по возрасту являются распорядительницами на семейных и общественных торжествах.
Пережитки родового строя проявлялись в делении на патронимии - малая (мыгкаг) и большая (оервадослтое). Большие семьи сохранялись даже в первые годы советской власти. Все вопросы решались на семейном совете. Права главы семьи были ограничены. Обычно главой был старший по возрасту. Обязанности между женщинами распределяла его жена или старшая женщина. Основной семьёй была малая семья. В ней господствовали патриархальные устои: безусловное подчинение младшего старшему, бесправие женщины. Вместе с тем сохранилось немало элементов матриархата. Особым уважением пользовалась пожилая женщина. Старшая женщина была распорядительницей на семейных и общественных торжествах.
Большинство Осетин исповедовало православие, проникавшее в 6-7 веках из Византии, позже из Грузии, с 18 века из России, меньшинство - ислам (воспринятый в 17-18 веках от кабардинцев); сохранялись языческие верования и обряды. Среди разнообразных жанров фольклора выделяются эпос о нартах, героические песни, предания, плачи. Во 2-й половине 19 - начале 20 века формируется осетинская интеллигенция.
В 1798 издана первая книга на осетинском языке ("Краткий катехизис"). В 40-х годах 19 века русским филологом и этнографом А.М. Шегреном составлены осетинская грамматика и осетинский практический алфавит на русской основе. На нём стала выходить духовная и светская литература, фольклорные тексты, школьные учебники, а также издана "Осетинская лира" ("Ирон фандыр"). До середины 1910-х годов в Осетии имелось более 200 начальных и средних школ, значительное число национальной интеллигенции, развивалась художественная литература, появилась драматургия, проза. В дальнейшем получили развитие образование, культура, искусство, здравоохранение, наука, созданы профессиональные театры, государственные ансамбли, художественные коллективы.
Б.А. Калоев
ОчеркиЧто народу отдашь, то не пропадет
Когда звучат слова «осетин», «осетинка», то почему-то сразу вспоминается картина, на которой изображена молодая и красивая женщина, а рядом с ней мужественный мужчина. Он — в традиционной черкеске с газырями, бешмете, бурке, на голове — папаха из овчины или каракуля. Молодая женщина одета в приталенное платье до пят, отделанное серебряными с позолотой украшениями. На голове у нее круглая бархатная шапочка, покрытая легким ажурным платком. Все строго и все красиво. И еще одна значительная деталь мужского осетинского костюма — кинжал. Это не только оружие, но и важная часть строгой мужской психологии.
Жизнь обычаем держится
Уже со времен скифских походов в Переднюю Азию овсы (осы, отсюда русское название осетины) упоминаются в грузинской хронике. Формировался осетинский народ вместе с аборигенным населением Северного Кавказа (создателями кобанской культуры) и с пришлыми ирано — язычными народами — скифами, сарматами и особенно аланами. Этот процесс начался еще в I веке нашей эры. Мощный союз аланов, сложившийся на Кавказе, дал стимул к образованию осетинской народности.В XIII веке монголо-татары разгромили аланское государство. Аланы были оттеснены с плодородных равнин в горные ущелья Центрального Кавказа. Немало осетин-алан ушло в Монголию, а также в страны Восточной Европы. На северных же склонах Кавказа образовалось четыре крупных сообщества, восходящих к племенному делению: Дигорское, Алагирское, Куртатинское, Тагаурское. В сороковых годах XVIII века устанавливаются русско-осетинские отношения. Процесс сближения происходит быстро, и в 1774 году Осетия уже входит в состав России. Нынешняя численность осетин — более 600 тысяч человек с учетом многочисленной диаспоры, живущей за пределами своей этнической территории. Северная часть осетин составляет основное население республики Северная Осетия-Алания с центром в городе Владикавказе и входит в состав Российской Федерации. Южная часть осетинского народа живет на южных склонах Кавказского хребта (около 80 тысяч человек), центр Южной Осетии — в городе Цхинвал.Особая строгость осетин зиждется на неукоснительном соблюдении обычаев. В фольклоре эта тема прописана очень тщательно:«На свете нет ничего старше обычая».«Жизнь обычаем держится».«Обычай — всему голова».«Обычай не стареет».В осетинском быту сохранились многие установки родового строя, патриархальные устои. Например, такой принцип, как безусловное подчинение младшего старшему. В фольклоре осетинского народа можно найти много суждений, подтверждающих устойчивость фундаментальных принципов рода, семьи:Кто предков своих не почитает, тот и сам недостоин почтения.Кто для своих матери и отца хорош, сильнее того на свете нет.Отцовский долг сын платит.Человек для своего потомства живет.Понять нравы и характер осетинского народа невозможно, не зная, что такое «аегъдау» — кодекс поведения.
Ныхас и фарн предков
Есть у осетин такое понятие «ныхас», буквально разговор. В центре любого осетинского аула имеется такое место, где собираются старики. Оно тоже называется ныхас. Все сложные вопросы решались здесь. На ныхасе осетины занимали места строго по старшинству. Когда возникала необходимость, то старейшина предоставлял право голоса и молодым людям.Благодаря таким выступлениям молодежь училась у стариков ораторскому искусству, а также почтительному отношению к старшим. И, что тоже немаловажно, во время работы ныхаса (это как бы древний парламент) молодые люди постигали нормы житейского права, знакомились с мировоззренческими основами своего народа и нравственными понятиями. Все наиболее сложные проблемы, например конфликты с соседними народами, а также вопросы, связанные с примирением сторон, участвующих в кровной мести, решались на ныхасе.На Северном Кавказе многие народы привержены старому патриархальному укладу жизни, но у осетин ситуация достаточно уникальная. Им удалось сохранить свой язык, культуру, религию, традиции почти в первозданном виде. Самое главное для всех осетин, в том числе и для ныне живущих, содержится в так называемом Фарне предков, Фарне народа. Понятие Фарн можно перевести на русский язык как все благое: счастье, благополучие, достаток, мир, тишина, благодать.
Папаха-мужчине, платок-женщине
В сознании осетина личное и родовое составляли единое целое. Каждый член родового коллектива считал себя ответственным за свой коллектив, а родовой коллектив, в свою очередь, считал себя ответственным за каждого своего члена. Осетины считают, что человека можно оскорбить и опозорить физически и морально. К физическим оскорблениям относится нанесение удара палкой или плетью. По народным понятиям палка существует только для собак, следовательно, ударивший мужчину палкой равняет его с собакой. Таким же унизительным оскорблением считается удар плетью. Ведь обычно плетьми били только бессловесных и бесправных рабов. Осетин чувствовал себя оскорбленным, когда кто-нибудь дотрагивался до его головного убора. Как бы беден ни был горец, шапку он всегда старался иметь хорошую, добротную. Ведь шапка по воззрениям осетин и вообще горцев — принадлежность настоящего мужчины. Соответственно, платок — принадлежность женщины. Когда хотели пристыдить мужчину за трусость, ему говорили, что он не достоин носить шапку. Поэтому пусть сменит ее на платок, и тогда не будет к нему претензий, предъявляемых вообще к мужчине. Так же болезненно реагировал осетин на словесное оскорбление жены, матери или умершего близкого человека. Нравы доклассового общества веками воспитывали в осетине гордость и мстительность. За оскорбление личности и человеческого достоинства осетин жестоко мстил своему врагу. Случаи преднамеренных убийств или нанесения оскорбления членам семьи, рода неминуемо вели к кровной мести. Вражда родов могла продолжаться веками, унося десятки жизней молодых мужчин. При этом даже в самые жестокие времена непримиримой вражды кровники никогда не трогали детей, женщин и стариков. Рано или поздно кровная вражда заканчивалась заключением мира. Порой требовалось огромное дипломатическое и ораторское искусство посредников, чтобы убедить враждующие стороны остановить бессмысленное кровопролитие. В пословицах осетинского народа мы находим такие красноречивые суждения: «Острие меча может растягиваться» (то есть кровная месть тянется долго). «Неизвестно, кто раньше поспеет — кровник-должник или кровник-мститель». «Месть совершается лишь на этом свете».
Путешествие с Нартом Созырко
Что же касается того света, то по представлениям осетин, это не совсем запредельная территория, куда живым вход запрещен. В осетинских сказаниях о нартах-героях есть стихотворный рассказ о том, как нарт по имени Созырко совершает путешествие в инобытие, в страну мертвых. И там, в загробном мире, он активно общается с предками. На русский язык это сказание перевел поэт Рюрик Ивнев. На наш взгляд, это очень поучительная история, в которой без ложного пафоса утверждается мысль, что за земные дела человеку всегда воздается по заслугам, но уже в иной жизни.
Вопрос о том, кто осетины — мусульмане или христиане, и какая религия наиболее распространена в Северной Осетии, можно разрешить только рассмотрев историю этого народа, начиная с древних времен, когда на этой территории жили различные племена и этносы.
Осетины относятся к наиболее древним народностям Кавказа, имеющим специфическую религиозную культуру, достаточно сложную структуру обычаев и верований. На протяжении веков их религия сохраняла языческие корни, а затем под влиянием христианства персонажи языческих божеств у них прочно соединились с православными.
Поэтому ответы на вопросы, кем были осетины до принятия христианства и какие у них были религиозные воззрения, нужно искать в их исторических корнях, которые произошли от скифо-сарматов, основавших здесь государство Алания.
Жителями территории, где сейчас располагается Северная Осетия, были племена сарматов и алан, которые еще в IX-VII вв. до н.э. обосновались здесь, создав достаточно развитую «кобанскую» культуру, языком их общения был иранский. Позднее на эти поселения совершали набеги скифы и сарматы, которые ассимилировались и сформировали новые этнические группы.
Появление сарматского племени аланов случилось в I в. до н.э. и способствовало появлению Аланского государства в V-VI веках, основой правления которого служила военная демократия. В состав его входили не только нынешние осетинские территории, но и большая часть Северного Кавказа.
Столица Алании — городище Татартуп — располагалось недалеко от современного с. Эльхотово. На территории Аланского государства сложились 2 этнические группы:
В VI-VII вв. византийские проповедники появились в Алании, привнося черты православия в их жизнь и религию. Процесс христианизации являлся одной из форм отношений с Византией, которая преследовала свои политические цели. С помощью христианских епископов и священников империя начала расширять сферы влияния и власть на эти земли, действуя через местных вождей с помощью подкупов и подарков, наделяя их различными титулами.
Происходило это с целью уменьшить опасность нападения кочевых племен на границы Византии, которые в те времена населяли степные и горные регионы от Северного Кавказа и Меотиды до Каспийского моря. Поэтому империя старалась провоцировать конфликты между ними, а также пыталась заключить союз со степными народностями, чтобы противостоять Ирану.
Стратегическое положение территорий Аланского государства способствовало интересу империи к ее населению, которых они хотя и считали варварами, но с помощью христианства стремились укрепить с ним взаимоотношения. До середины VII в. независимая Алания была союзником Византии в противостоянии арабскому халифату на Кавказе.
После окончания арабо-хазарских военных действий сильно укрепилось политическое влияние Хазарского каганата, что было тактикой Алании, чтобы не попасть под власть арабских завоевателей.
В конце X в. аланы заключают союз с русами, обеспечив таким образом Киевскому князю Святославу победу над хазарами, что помогло государству освободиться от влияния каганата и арабов. В независимой Алании в X-XII вв. наступает период высшего политического, военного и культурного расцвета.
Большое влияние на христианизацию алан в эти годы оказали дружеские отношения с Грузинским царством, где правил царь Давид IV Строитель и царица Тамара. Они проводили активную просветительскую, миссионерскую и миротворческую политику во всем регионе. Важным моментом в истории упрочения христианства как религиозного мировоззрения осетин явилось появление Аланской митрополии. Грузинские миссионеры, пришедшие на земли осетин, занимались строительством небольших православных церквей, которые позднее стали превращаться в языческие святилища.
В Аланском государстве во 2-й половине XII в. начинается феодальная раздробленность, а затем после набегов татаро-монгол оно прекращает свое существование. В 1204 г. поход крестоносцев и взятие Константинополя привели к падению Византии.
Эпоха правления Золотой орды привела к изоляции осетинского населения, которые сохранилось только в районах горных ущелий, изолированное от остальных народов и государств. В период XII-XIII вв. произошло уменьшение влияния православия в регионе Северного Кавказа, основные массы населения придерживались полуязыческих верований, оставаясь оторванными от цивилизации.
Образуя горные сообщества, осетины долгие годы сохраняли языческую религию. Даже при последующем переселении на равнины они придерживались этих древних воззрений. По описаниям путешественников, посещавших их в прошедшие столетия и интересовавшихся тем, какую религию исповедуют осетины, было отмечено, что они придерживались смешанных религиозных обрядов.
В их религии переплелись православные традиции, почитание Иисуса Христа и Девы Марии с полуязыческими праздниками. Вместе с языческими божествами (Овсади, Аларды и др.) они поклонялись и Чиристи (И.Христос) и Мадии-Майрам (Божья Матерь) и т. д. Аланы отмечали православные праздники (Пасху, Сошествие Святого Духа и др.), строго придерживались постов, ходили на кладбище поминать усопших.
Народная религия осетин создана смешением христианства и язычества, отчасти — магометанства. Причем следование религиозным обрядам не всегда было точное, многое перепуталось и перемешалось, что связано с миссионерскими движениями не только христиан, но и мусульман.
Начиная с XVIII в. наступает следующий этап: христианство приходит из России. Православные миссионеры проповедовали религиозные догмы в самых отдаленных горных поселениях, привозя с собой товары на обмен и деньги для оплаты крещения. Причем горцы умудрялись креститься не только сами, но и домашних животных, чтобы получить больше монет.
Христианство осетин приняло своеобразную форму: они верили в Иисуса Христа, но также и в своих языческих божеств. В построенные еще грузинами храмы осетины не ходили, т.к. служба там велась на грузинском языке. И только в конце XIX в. стали появляться местные священники. После основания в 1880 г. Ардонской духовной семинарии, где обучались осетины, в поселениях на равнинах также начали возводить православные церкви, которые должны были противостоять распространившейся в эти годы мусульманской религии.
Осетины (мусульмане или христиане) жили в горных ущельях небольшими группами, продолжали отмечать свои традиционные праздники и молиться своим языческим божествам.
Сведения о проповедовании и принятии некоторыми семьями Ислама свидетельствуют о его распространении на территории Алании еще в VII-X вв., после арабских походов. По некоторым данным, уже во времена Золотой Орды функционировали минареты, один из которых — Татартупский — был разрушен в 1980-е гг.
Однако в официальной истории осетин принято считать, что мусульманство стали принимать богатые феодалы (дигорцы, тагаурцы, куртатинцы) от кабардинских князей только в XVI-XVII вв. Причем бедные горцы в то время оставались христианами, но постепенно также перенимали исламские идеи. К началу XIX в. большая часть семей были мусульманами, исключение составляли только Алагирское и Туальское сообщества.
Во время Кавказской войны (1817-1864) пропаганда мусульманской религии стала превалировать и исходила со стороны Дагестана: приезд посланцев имама Шамиля помог распространить Исламские идеи еще на 4 горных сообщества.
Во второй половине XIX в. российское правительство, следуя антиисламской политике, вынуждает мусульман поселяться отдельно от христиан для предотвращения дальнейшего усиления влияния этой религии. В исламских селах появились свои имамы, которые получали образование в Дагестане и Кабарде, началось распространение арабской письменности, выпускались религиозные издания. Длившаяся почти 50 лет Кавказская война вызвала частичное переселение горцев и осетин в Турцию.
Активная антимусульманская политика во времена Российской империи продолжилась после революции 1917 г. коммунистическим правительством наравне с пропагандой атеизма. В советское время Ислам подвергался гонениям и запретам.
Начиная с конца 80-х годов XX века наблюдается рост влияния мусульманской религии, что выражается в принятии Ислама осетинами, которые произошли из мусульманских семей.
Родная осетинская религия верует в существование Бога, который управляем миром (Бог богов). Ниже его есть другие божества:
Многочисленные праздники в Осетии отличаются по форме проведения и содержанию, причем во горных селениях они отличаются своими правилами и обычаями. Основные религиозные празднества осетин следующие:
На вопрос о том, являются ли осетины мусульманами или христианами, можно ответить точно, посмотрев статистические данные, которые подтверждают, что 75% осетин являются православными христианами. Остальная часть населения исповедует Ислам и другие религии. Однако древние языческие обычаи практикуются до сих пор и прочно вошли в бытовые и семейные взаимоотношения представителей народа.
Всего в Осетии сейчас представлены 16 религиозных конфессий, среди которых присутствуют также пятидесятники, протестанты, иудеи и др. В последние годы предпринимаются попытки создания «неоязыческой» религии, альтернативной к традиционным верованиям, но опирающейся на родовые обряды и уклад жизни населения.
Северная Осетия является единственной христианской республикой на Северном Кавказе, во Владикавказе размещены епархии Российской православной церкви (РПЦ), которые объединяют верующих этого региона.
Родная религия осетин имеет свою национальную идентичность и может стать основанием для существования Православия в этой стране, которое хранит христианские ценности и наследие аланов. РПЦ во Владикавказе начинает работу над разработкой осетиноязычного богослужения, начав перевод христианских текстов на осетинский язык. Возможно, на родном языке традиции проводить православные богослужения возвратятся в древние церкви, разбросанные в горных поселениях.
Политика правительства Северной Осетии в составе Российской Федерации направлена на проповедование и упрочение православной веры среди осетин (мусульман или христиан).
Осетинский
народ
является результатом смешения древнего иберийского населения
Кавказа и аланов – потомков жителей евразийской степи.
В X-III тысячелетиях до н.э. Европа была заселена иберийскими народами,
носившими Y-гаплогруппу G2. Они были кареглазы (голубоглазые люди появились
позже), имели каштановые волосы и не переваривали молочную пищу. По занятиям они
были козлопасами – мясо козлов они принимали в пищу, а в шкуры козлов одевались.
После вторжения в Европу индоевропейцев, иберийцы, привязанные и до этого к
горным и предгорным районам из-за обитания там коз, так и остались горцами. Ныне
их потомки распространены лишь в Пиринеях и на островах Средиземноморья.
Единственное место, где иберийцы сохранились в больших количествах, это Кавказ.
Как пахотная земля из-за горного рельефа он был никому не нужен, кроме самих
носителей гаплогруппы G2, которые как раз и были привязаны к горным пастбищам.
Именно эта гаплогруппа и преобладает у осетин. Однако преобладает она не только
у них. Наибольшее распространение она имеет у сванов (91%) и шапсугов (81 %). У
осетин её носителями являются 69,6% мужчин.
Многие наши читатели спрашивают, почему осетины
, чей язык
считается потомком аланского, имеют кавказскую гаплогруппу, в то время как
аланы
– потомки скифов и сарматов – должны были иметь
гаплогруппу R1a1. Дело в том, что осетины
являются потомками не
столько аланов, сколько аланок – носительниц митохондриальной гаплогруппы H.
Мужская часть алан была поголовно истреблена Тамерланом, и оставшиеся женщины
вступили в браки с кавказскими автохтонами. Они-то и передали осетинам
Y-гаплогруппу G2.
Как известно, дети говорят на языке матерей. Поэтому осетины
и
сохранили арийский язык. Язык осетин принадлежит к иранской ветви
индоевропейской семьи, точнее – к северо-восточной группе иранских языков, к
которой относят хорезмийский, согдийский и сакский языки, а также языки древних
скифов и сарматов. Правда, сейчас этот язык засорен заимствованиями из адыгских,
нахско-дагестанских и картвельских языков.
Значительно обогатило осетинский язык, особенно его словарный состав, влияние
русского языка. Современный осетинский язык делится на два основных диалекта:
иронский (восточный) и дигорский (западный). По определению лингвистов,
дигорский диалект более архаичен. В основу литературного языка положен иронский
диалект, на котором говорит подавляющее большинство осетин. Дигорский и иронский
диалекты осетинского языка различаются, в основном, в фонетике и лексике, в
меньшей степени в морфологии. В дигорском, например, нет гласного [ы] –
иронскому [ы] в дигорском диалекте соответствуют [у] или [и]: мыд – муд «мёд»,
сырх – сурх «красный»,цыхт – цихт «сыр». Среди совершенно различных в двух
диалектах слов можно назвать гæды – тикис «кошка», тæбæгъ – тефсег «тарелка»,
æвзæр – лæгъуз «плохой», рудзынг – къæразгæ «окно», æмбарын – лæдæрун
«понимать».
Осетинская свадьба
В 1789 году в Осетии была принята письменность на основе церковно-славянского
алфавита. Современная осетинская письменность создана в 1844 году российским
филологом финского происхождения Андреасом Шёгреном. В 1920-е годы для осетин
ввели латинский алфавит, но уже в конце 1930-х северных осетин вновь перевели на
русскую графику, а южным, административно подчинённым Грузинской ССР, навязали
грузинский алфавит, но в 1954 году южные осетины
добились
перехода на алфавит, использовавшийся в Северной Осетии.
Все осетины
говорят по-русски. Обучение в начальной школе
ведётся на осетинском, а после четвёртого класса – на русском с продолжением
изучения осетинского языка. В быту многие семьи пользуются русским языком.
Самоназвание осетин – upoн, а свою страну они называют Иристои пли Ир. Однако
жители Дигорского ущелья и выходцы из него называют себя дигорон. В этих
самоназваниях отразились прежние племенные делениля осетинского народа. В
прошлом жители отдельных ущелий называли себя также особыми названиями (по
названиям ущелий) – алагнрцами, куртатпнцаыи и т. д.
Православное богослужение в
осетинской церкви
Большинство верующих осетин считаются православными, принявшие христианство
несколькими этапами из Византии, Грузии и России. Часть осетин исповедуют ислам
суннитского толка, воспринятый в XVII–XVIII веках от кабардинцев. Многие
осетины
сохраняют элементы традиционных верований. Так, у осетин под
видом Святого Георгия почитается бог войны Уастырджи, а под видом Ильи пророка
почитается бог-громовержец Уацилла.
Джеоргуыба – традиционный праздник,
посвященный святому Уастырджи, празднуют только мужчины.
В прежние времена осетины
жили в сельских поселениях,
называемых кау (хъӕгу). В горной полосе преобладали сравнительно небольшие
селения, часто разбросанные по склонам гор или у берегов рек. Расположение
селений по крутим склонам гор объяснялось тем, что удобные земли, использовались
под пашни и сенокосы.
Постройки возводились из естественного камня, а в ущельях, богатых лесом, жилища
строили из дерева.
Остатки осетинской сторожевой башни
в Южной Осетии
Каменные дома строились в один-два этажа. В двухэтажном доме нижний этаж
предназначался для скота и хозяйственных помещений, верхний – для жилья. Кладка
стен производилась всухую с засыпкой пустот между камнями землей, реже – на
глиняном или известковом растворе. Для междуэтажных перекрытий и дверей
использовалось дерево. Крыша плоская земляная, стены часто выводились выше
крыши, так что получалась площадка, которая использовалась для просушки зерна,
шерсти и для отдыха. Пол делали земляной, реже – деревянный. Стены жилых
помещений внутри обмазывались глиной и белились. Вместо окон в одной из стен
дома делались небольшие отверстия, закрывавшиеся в холодную пору каменными
плитами или досками. Нередко со стороны фасада у двухэтажных домов имелись
балконы или открытые веранды. В условиях существования больших семей дома обычно
бывали многокомнатными.
Осетинский дом-крепость ганах в разрезе
Самая большая комната «хадзар» (хӕдзар) являлась одновременно столовой и кухней. Здесь семья проводила большую часть времени. В центре хадзара находился очаг с открытым дымоходом, отчего стены и потолок покрывались толстым слоем копоти. Над очагом к деревянному брусу в потолке подвешивалась цепь для котла. Очаг и цепь считались священными: около них совершались жертвоприношения и моления. Очаг считался символом единства семьи. У очага устанавливались, подпирая потолочную перекладину, деревянпые столбы, которые богато орнаментировались резьбой. Очаг делил хадзар на две половины – мужскую и женскую. В мужской половине на стенах развешивались оружие, турьи рога, музыкальные инструменты. Здесь находилось полукруглое деревянное, украшенное резьбой кресло, предназначавшееся для главы дома. На женской половине находилась домашняя утварь. Для женатых членов семьи в доме имелись отдельные комнаты – спальни (уат). В домах зажиточных осетин выделялась кунацкая (уӕгӕгдон).
Осетинская деревня
Домашнее питание, начиная с хлеба и кончая напитками, приготовлялось в
осетинской деревне женщиной. Хлеб в горах в отдаленном прошлом выпекался из
просяной и ячменной муки. В XIX в. употребляли ячменный, пшеничный и кукурузпый
хлеб. Кукурузные чуреки выпекали без дрожжей, пшеничный хлеб также был
преимущественно пресным. В настоящее время наиболее употребителен пшеничный
хлеб. Из национальных мучных изделий особенно распространены пироги с мясом и с
сыром, с начинкой из фасоли и тыквы.
Из молочных продуктов и блюд наиболее употребительны сыр, топленое масло, кефир,
молочные супы и различные каши на молоке (особенно кукурузная каша). Из сыра,
смешанного с мукой, готовится национальное блюдо осетин – дзыкка.
Современные осетинки
В
домашних условиях сыр делают старым и простым способом. Он не варится:
свеженадоенное, неснятое молоко, еще теплое или подогретое, процеживается и
заквашивается. Закваска приготовляется из высушенного бараньего или телячьего
желудка. Заквашенное молоко оставляют на один-два часа (пока оно не свернется).
Казеин тщательно размельчается руками, отделяется от сыворотки и сбивается в
ком, после чего просаливается и охлаждается. Когда сыр затвердевает, его кладут
в рассол. Таким же способом осетины
делают творог.
В Дигории получило распространение изготовление кефира. Кефир делается из
свежего молока, которое заквашивают особыми грибками. Осетинский кефир имеет
целебные свойства и весьма полезен для туберкулезных больных.
Национальным напитком у осетин является горское пиво бӕгӕны, изготовляемое из
ячменя и пшеницы. Наряду с пивом южные осетины
производят вино.
Ещё в средние века осетины
, жившие южнее Кавказского хребта,
попали пj
д власть грузинских феодалов. Основная масса
южноосетинских крестьян находилась от них в крепостной зависимости. В горах
Южной Осетии хозяйничали князья Мачабели и эриставы Ксанские. Лучшими землями в
равнинной полосе владели князья Палавандишвили, Херхеулидзе и Павленитвили.
Осетинские земледельческие орудия
С присоединением Грузии к России многие южные осетины
переселились на север.
Подавляющее большинство трудящихся осетин придерживалось моногамии. У феодалов
же полигамия была распространенным явлением. Она бытовала в известной мере и в
среде зажиточного крестьянства, несмотря на борьбу с ней христианского
духовенства. Чаще всего крестьянин вторую жену брал в том случае, когда первая
была бездетна. Помещики, наряду с законными женами, которые были равного с ними
социального происхождения, имели и незаконных жен - номылус (буквально «жена по
имени»). Номылус брались из семей крестьян, поскольку сами крестьяне не могли на
них жениться – не было денег на калым, называвшийся о у осетинов ирӕд. Дети от
номылус считались незаконорожденными и из них образовалось феодально-зависимое
сословие кавдасардов (в Тагаурии) или кумаягов (в Дигории). В остальных районах
Северной и Южной Осетии кавдасарды не составляли определенной социальной группы
и по своему положению почти ничем не отличались от других горцев.
Столица Северной Осетии город Орджоикидзе (нынешний Владикавказ) в советские времена
Традиционной одеждой осетинских мужчин была цухъхъа – осетинская черкеска. Для пошива цухъхъы использовалось темное сукно – черное, коричневое или серое. Под черкеской носили
бешмет из сатиновой или иной темной ткани. Бешмет значительно короче черкески и имеет стоячий строченый воротник. По покрою бешмет, так же как и черкеска,
представляет собою распашную одежду, скроенную в талию. Рукава бешмета в отличие от рукавов черкески – узкие. Шаровары шили из сукна, а для работы на поле – из холстины, очень широкие. Встречались шаровары также и из овечьих шкур. Зимой носили шубу из овчины, сшитую по фигуре со сборами в талии. Иногда носили тулупы. В дорогу надевали бурку.
Зимним головным убором была папаха из овчины или каракуля с суконным или бархатным верхом, а летним – легкая войлочная шляпа с широкими полями. На ноги надевали шерстяные домашней вязки носки, ноговицы и чувяки из сафьяна или сукна
на подкладке. Подошвы чувяк делались из прокопченной воловьей кожи. Зимой для тепла в чувяки подкладывали сено. Голенищами служили ноговицы из сафьяна или из сукна. Очень часто носили сапоги, кавказские или русские. Неизменной
принадлежностью и украшением национального костюма был кинжал. Черкеску украшали газыри.
Мужской хор северо-осетинской
филармонии
Женское праздничное длинное платье (къаба), доходящее до пят, кроилось в талию
со сплошным передним разрезом. Обычно оно шилось из светлых шелковых тканей:
розовых, голубых, кремовых, белых и т. п. Рукава платья очень широкие и длинные,
но иногда делались прямые узкие рукава, скошенные у кисти. В последнем случае на
прямой рукав надевали бархатные или шелковые нарукавники, широкие и длинные,
спускающиеся вниз от локтей примерно на метр. Под платьем носили нижнюю шелковую
юбку иного, чем платье, цвета, которая была видна спереди благодаря сплошному
разрезу платья. К нагруднику из того же, что и нижняя юбка, материала
пришивались позолоченные украшения. Стан стягивался широким поясом (чаще всего
из позолоченной канители), украшенным позолоченной пряжкой. При платье с
нарукавниками спереди под поясом укреплялся короткий передник.
На голову надевали круглую невысокую бархатную шапочку, вышитую золотой
канителью. Поверх шапочки набрасывали легкий тюлевый или связанный из белых
шелковых ниток платок, а часто ограничивались одним платком. На ногах носили
сафьяновые чувяки или фабричные туфли.
Смотрите
осетины фото, осетины
Хетагуров Газданов Коцоев Абаев
Токати Гергиев Дударова Таймазов
Ирон, Дигорон
Всего:
670-700 тыс. человек.
Россия Россия: 528 515 (2010), 514 875 (2002)
Сирия Сирия: 68 600
Южная Осетия Южная Осетия (частично признанное государство) : 45 950 (оценка 2012)/65 223 (перепись 1989)
Турция Турция: 37 000
Грузия Грузия: 36 916 (перепись 2002)
Узбекистан Узбекистан: 8 740
Украина Украина: 4 834 (2001 г.)
Азербайджан Азербайджан: 2 620
Туркмения Туркмения: 2 310
Казахстан Казахстан: 1 326 (2009 г.)
Абхазия Абхазия (частично признанное государство) : 605 (2011 г.)
Киргизия Киргизия: 570
Белоруссия Белоруссия: 554 (2009 г.)
Таджикистан Таджикистан: 396 (2010 г.)
Осетинский, Русский, Турецкий
Христианство, Ислам (согласно одним источникам на начало 2000-х годов доля мусульман среди осетин составляет 30-40 %, согласно другим - мусульман никогда не было больше 12-15%), традиционные осетинские верования
Европеоиды
Иронцы, Дигорцы
Осети́ны (иронск. ир, ирӕттӕ; дигор. дигорӕ, дигорæнттæ) - народ, живущий на Кавказе, потомки алан, основное население республик Северная Осетия - Алания (РФ) и Южная Осетия. Живут также в других районах Российской Федерации, в Грузии, Турции и других странах. Осетинский язык принадлежит к иранской группе (северо-восточная подгруппа) индоевропейской семьи языков. Осетины в основном двуязычны (двуязычие осетинско-русское, реже осетинско-грузинское или осетинско-турецкое).
Общая численность в мире до 700 тыс. человек, из них в России 528,5 тыс. (по переписи 2010).)
Этноним «осетины» является производным от названия «Осетия», который в русском языке появился от грузинского названия Алании и Осетии - «Осети». свою очередь, «Осети» образован от грузинского названия алан и осетин - «оси», «овси» (груз. ოსები) и грузинским топоформантом «-ети» .
Грузинское название «оси» или «овси» происходит от самоназвания части алан - «асы». Также армянское название алан - «осы», русское название алан - «ясы» и название родственного осетинам народа ясов происходят непосредственно от «асы».
Из русского этноним «осетины» попал в другие языки мира.
Среди некоторых осетин существует идея переименования в алан. Переименование неоднократно обсуждалось, и принимались решения в пользу переименования.
Самоназвание дигорцев - дигорон во множественном числе дигорæнттæ или дигорæ. Этноним «дигорон» упоминается в армянской географии VII века в форме «тикор» и «астикор».
Согласно Васо Абаеву, этноним «дигорон» происходит от старого кавказского племенного названия. Он отождествлял корень «диг-» этнонима «дигорон» с «-дыг-» из самоназвания черкесов, «адыгэ». Эта точка зрения была подвергнута критике со стороны Р. Бильмайера и Д. Бекоева, которые возводили этноним к «tygwyr» в иронском диалекте, означающем «сборище, скопление, группа». О. Менчен-Хелфен (англ.)русск. связывал «дигорон» с названием тохаров - «тогар». свою очередь Алемань, соглашаясь с В. Абаевым, считает гипотезы его критиков малоправдоподобными.
Самоназвание иронцев - «ирон», во множественном числе «ирӕттӕ» или «ирон адӕм».
С точки зрения Всеволода Миллера, чья этимология была поддержана Я. Харматтой (англ.)русск., Г. Бейли (англ.)русск., Р. Шмиттом (нем.)русск. и А. Кристолем, этноним «Ирон» восходит к др. иран. «arya» (*aryāna- - «арий», «благородный»). Однако В. Абаев критически высказывался по этому поводу, указывая, что закономерное отражение *aryāna- в осетинском языке выглядит как аллон и предполагал для этнонима «ир» кавказский источник. Развернутую контраргументацию против выводов Абаева дал Т. Камболов.
В свою очередь Дж. Чёнг, соглашаясь с Абаевым в отношении критики этимологии Миллера и развивая позицию Р. Бильмайера, сопоставляет «ир» с древнеиранским «uira» (человек, мужчина), авестийским «vira» (мужчина, воин), согдийским «wyr» (мужчина, муж), ягнобским «vir» и санскритским «vira» (мужчина, герой).
Этноним «туал», «туалтӕ» или «твал», распространенный среди иронцев Наро-Мамисонской котловины, встречается у Плиния в виде «Valli», Армянской географии («Ашхарацуйц») в форме «дуалк», у Ибн Русты как «Tulas» и, по мимо этого, во множестве грузинских источников, идентифицирующих народ «двалов» в расположенной по обе стороны Кавказского хребта области «Двалетия» (находящаяся в Южной Осетии её часть «Урс-Туалта» известна в Грузии, как «Магран-Двалети»). С точки зрения ряда ученых этническая принадлежность этого народа менялась с течением времени. Будучи первоначально автохтонным кавказским народом (как предполагается принадлежащим к нахской или нахско-дагестанской языковой группе) они были постепенно ассимилированы аланами и в дальнейшем - осетинами.
Относительно этимологии «туал» даны разные предположения. Васо Абаев считал его связанным с местным кавказским этно-культурным миром. Агусти Алемань, признавая неизвестность этимологии, возводил сам этноним к грузинской форме и названию схожего народа у Птолемея, а Т. Пахалина связывала его с др.-иран. «t/dwar/la» из индоевропейского корня, означающего «набирать силу, иметь силу». свою очередь, шведский лингвист Г. Шёльд соотносил «туал» с антропонимом - «Dula», именем аланского князя.
Кударцы
Этнографическая группа иронцев - кударцы, происходящая из Кударского ущелья в Южной Осетии, сохраняя общее самоназвание - ирон, также имеют собственное - къуыдайраг (во множественном числе къуыдайрæгтæ или къуыдар). Этноним «къуыдар», предположительно, упоминается в Армянской географии VII века в форме Kowdētk (Кудеты). Сурен Еремян идентифицировал его с топонимом ущелья Кударо в Южной Осетии. Роберт Хьюсен определял в качестве алано-осетинского племени, обитавшего у истоков Риони и известного в Грузии, как Kudaro. Иное понимание представил Константин Цукерман, возводя этноним к грузинскому наименованию готов в переводе на армянский язык - k" ut" k".
Для объяснения этимологии топо- и этнонима Къуыдар были даны разные предположения. В. Хугаев, аналогично выдвинутой ранее А. Т. Агнаевым точке зрения, сопоставляет этноним «къуыдар» с памирским топонимом «Kudar» - названием реки и ущелья, которое при членении на «K’wy + dar» связано, с его точки зрения, в первой части с персидским «kuh ‘гора’», а во второй - персидским «dar ‘дверь’». Юрий Дзиццойты, подвергая критике остальные версии, предложил свое понимание происхождения этнонима от самоназвания древних скифов (из скиф.*skuda/*skuta/*skuδa).
Н. Г. Волкова в работе «Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа» констатирует, что среди осетин отсутствует общее самоназвание, несмотря на наличие общего самосознания и единого представления своего этноса при контакте с иными народами Кавказа. Она утверждает, что в своей собственной среде осетины четко различают две группы: иронцев и дигорцев, а также считает, что общее название для всей территории Осетии в осетинском языке отсутствует. Как отмечает Н. Г. Волкова, хотя иронцами являются все южные осетины, тем не менее осетины Северной Осетии именуют их «кударцами» - название которое у самих осетин Южной Осетии ассоциируется исключительно с теми иронцами, которые являются выходцами из Кударского ущелья. В. Абаев, в свою очередь, писал, что этноним iron, которое исследователи считают одним из важнейших доказательств иранского происхождения осетинского народа, является племенным самоназванием восточных и южных осетин.
Как отмечает Т. Камболов в своей работе по языковой ситуации в Северной Осетии, рядом осетин признается определённая проблема с переводом «осетины, Осетия» на диалекты осетинского языка. Им, в частности, приводится заявление ряда представителей осетинской научной и творческий интеллигенции, утверждавших, что в результате проведения в советское время дискриминационной политики слова «осетинский» и «иронский» стали синонимами и из понятия «осетинский язык» исключалась дигорская составляющая, хотя литературный язык, как они утверждают, формировался и развивался как на иронском, так и на дигорском диалекте.
Общее самоназвание «аллон» сохранилось у осетин только в нартском эпосе и других жанрах национального фольклора. Более старой формой является «аллан», который, в результате закономерного перехода а в о , перешёл в «аллон». Восходит к др. иран. *aryāna- - «арий». Как отмечал Васо Абаев в своих работах «Историко-этимологический словарь осетинского языка» и «Осетинский язык и фольклор»:
«Неверно, что термин алан исчез из осетинского. Он сохранился. Сохранился в фольклоре, в сказках. Там, где в русских сказках людоед говорит о „русском духе“, в осетинских неизменно фигурирует „аллонский (=аланский) дух“, или „дух аллона-биллона“ (аллон-биллоны смаг). Здесь „аллон“ может означать только „осетин“, ибо героев своих, осетинских сказок народ, естественно, мыслит осетинами. Если эти герои в сказках зовутся allon, то очевидно, что это allon было в прошлом самоназванием осетин»
Что касается billon, то он представляет, всего вернее, искусственный ассонирующий вариант к allon (Reimwort), ср. мегр. alani-malani (Капшидзе 193). - sӕ iw u allon, se "nnӕ u billon «один из них - аллон, другой - биллон» (Брит. 86); иногда allon встречается и самостоятельно, без billon: … fӕlӕ wӕm allony smag cӕwy (ЮОПам. III 82).
Осетинский язык относится к северо-восточной подгруппе иранской группы индоиранской ветви индоевропейских языков и является единственным сохранившимся реликтом скифо-сарматского языкового мира. Выделяется два диалекта: дигорский и иронский.
В настоящее время осетины, живущие в Северной Осетии, делятся на две субэтнические группы: иронцев (самоназвание - ирон) и дигорцев (самоназвание - дигорон). Численно преобладают иронцы, иронский диалект положен в основу осетинского литературного языка. Литературную форму имеет и дигорский диалект: на нём, как и на иронском, издаются книги и периодические издания, функционирует драматический театр. Дигорский и иронский диалекты осетинского языка довольно сильно различаются, в основном, в фонетике и лексике.
За осетинами, живущими в Южной Осетии (ЮО), и выходцами из ЮО ошибочно закреплён термин «кударцы» (къуыдайраг), по названию Кударского ущелья в Южной Осетии. Выходцами из этого ущелья являются лишь несколько осетинских фамилий. Фактически же население Южной Осетии говорит на двух говорах иронского диалекта осетинского языка - кударо-джавском (распространён на большей части территории РЮО) и чсанском (распространён на востоке РЮО). южных говорах больше грузинских заимствований, в северных на месте тех же заимствований - русские корни (например, «роза» на севере называется розæ, а на юге уарди). Что касается наречий в Северной Осетии, то следует отметить, что в результате переселения из гор на предгорные равнины говорные различия в иронском диалекте нивелировались с вытеснением других говоров «сокающим» (по произношению фонемы /ц/) куртатинским.
Также существует давняя научная дисскусия в отношении кударо-джавского наречия в Южной Осетии. Хотя по всем основным фонетическим, морфологическим и лексическим признакам он смыкается с иронским и противостоит дигорскому диалекту, некоторые авторы, как Г. С. Ахвледиани, Ю. А. Дзиццойты и И. Гершевич выделяют кударо-джавского наречия в качестве третьего диалекта в осетинском языке (в частности, на основании особой парадигмы будущего времени глагола). И. Гершевич (англ.)русск., кроме того, указывал на близость кударо-джавского с рядом скифских рефлексов, считая этот диалект потомком скифского, в отличие от иронского диалекта, который, по его мнению, является потомком сарматского. свою очередь Ф. Тордарсон (норв.)русск. полагал, что кударо-джавское наречие в некотором отношении представляет собой более архаичный диалект, в отличие от родственных ему северо-иронских. А Я. Харматта (англ.)русск. высказывал мнение о возможной связи некоторых рефлексов в старо-кудароджавском непосредственно с древнеиранскими.
Основой этногенеза осетинского народа послужили объединения аланских племен с участием местного кавказского кобанского населения, отсюда и название республики РСО-Алания. Это подтверждается как по языку и мифологии, так и по археолого-антропологическим данным осетинских захоронений.
Впервые, гипотеза иранского происхождения осетин была выдвинута Яном Потоцким в XVIII в. и развита в первой половине XIX века Юлиусом Клапротом и вскоре подтверждена языковыми исследованиями русского академика Андреаса Шёгрена.
Уже в середине XIX века русский учёный В. Ф. Миллер писал:
По свидетельствам археологии и древних авторов, в прошлом ираноязычные кочевники занимали значительные территории от Дуная и Восточной Прибалтики примерно до Урала, их страна называлась Скифией по названию господствующего народа - скифов. Позднее главенствующую роль в Скифии заняли сарматы или савроматы. Во II веке до нашей эры в своих трудах по географии, Птолемей называет эту территорию Сарматией. Сарматы, как и скифы, были не единым народом, а группой родственных племен.
Гранича с хазарами, аланы являлись серьёзной военной и политической угрозой для каганата. Византия неоднократно разыгрывала «аланскую карту» в своих постоянных имперских амбициях по отношению к Хазарии. Используя географическое расположение единоверцев-алан, навязывала хазарам свои политические планы.
Позднее, хазары были разгромлены Древнерусским государством и окончательно добиты половцами. К началу XIII в. аланы находились с половцами в союзе. 1222 г. на Северный Кавказ вторглись монголы. Аланы в союзе с половцами сразились с монголами, но ни одна сторона не одержала верха над другою.
На курултае 1235 г. в столице Монгольской империи Каракоруме было принято решение о новом, грандиозном походе на Русь и Кавказ. Во главе этого вторжения на запад был поставлен Бату (Батый, в некоторых источниках Саин-хан) - сын Джучи и внук умершего Чингисхана.
В 1237 году, одновременно с Русью, татаро-монголы обрушились на Северо-Западный Кавказ. Осенью 1238 г. началось завоевание Алании. Алания, переживавшая период политической децентрализации и раздробленности, не могла объединить все свои силы перед лицом надвигающейся опасности и оказать организованное сопротивление.
Сохранившаяся аланская церковь в селении Архыз на территории современной Карачаево-Черкессии
Произошедшее в январе 1239 г. падение Магаса - наиболее значительного и укреплённого города Алании для алан было тяжёлым ударом, окончательно решившим исход борьбы в пользу завоевателей.
В результате кампании 1238-1239 гг. значительная часть равнинной Алании оказалась захваченной татаро-монголами, сама Алания как политическое образование перестала существовать. Это была крупнейшая для средневекового Северного Кавказа катастрофа, резко изменившая соотношение политических сил в регионе, перекроившая всю его жизнь и положившая начало новой исторической эпохе позднего Средневековья.
В 1346-1350 гг. на территории Золотой Орды (и на Северном Кавказе) разразилась эпидемия чумы, унёсшая тысячи человеческих жизней, а с 1356 г. в. Орде начались феодальные смуты и междоусобицы, положившие начало её упадку. Это предрешило судьбу золотоордынского государства перед лицом новой грозной опасности, выросшей на востоке в лице среднеазиатского эмира Тамерлана (Тимура).
Затем Тимур вторгся на территорию современной Северной Осетии. Это вторжение зафиксировано в осетинском фольклоре, в дигорской исторической песне «Задалеская Нана» (осет. Задалеская мать): «Кровавый дождь, кровавый дождь над Тапан-Дигорией, над Тапан-Дигорией. От волков Ахсак-Тимура с железными пастями почернели их зелёные поля», - говорится в этой песне. представлении дигорцев Тамерлан трансформировался в существо со сверхъестественными чертами, поднявшееся на небо и ставшее Полярной звездой. По другим преданиям, Тимур связывается с концом света.
Некрополь у селения Даргавс, Северная Осетия. Крупнейший на Северном Кавказе.
Аланское население сохранилось в горах, где оно смешалось с местными автохтонными племенами и передало им свой язык. это же время, вероятно, оформилось деление осетинского народа на ущельные общества: Тагаурское, Куртатинское, Алагирское, Туалгом, Дигорское.
Весной 1750 г. российское правительство и посольство Осетии приступили к официальным переговорам. Они начались на заседании Сената, которое было посвящено специальному обсуждению вопроса о развитии русско-осетинских отношений. На этом заседании Зурабом Магкаевым были поставлены основные задачи, которые им рассматривались как наиболее важные на переговорах. их числе были: присоединение Осетии к России, обеспечение её внешней безопасности, переселение части осетинского населения на предгорные равнины Центрального Кавказа и установление взаимовыгодных торговых отношений. сложившейся к середине XVIII в. международной обстановке российское правительство ещё не могло ради Осетии идти на такие шаги, которые повлекли бы за собой дипломатические осложнения для России. Надеясь подтолкнуть российскую сторону к более решительным действиям, Зураб Магкаев заявил о том, что Осетия готова выставить армию численностью в 30 тысяч воинов для участия в военных действиях против Турции и Ирана - главных соперников России на Кавказе. Кроме геополитических, Россия имела и экономические интересы в Осетии: из-за частых войн, которые вела Россия в первой половине XVIII в., и большого недостатка в таком стратегическом сырье, как свинец, особый интерес у правительства вызывала перспектива промышленной добычи в Осетии свинцовой руды.
Башня Цагараевых (Хъаллоджы масыг) и башня Габисовых (Габысаты масыг). Селение Цымыти, местечко Халгон, Куртатинское ущелье, Северная Осетия.
В конце декабря 1751 г. состоялся официальный приём осетинского посольства Елизаветой Петровной. На нём по заранее предусмотренному протоколу не обсуждались конкретные вопросы, касавшиеся русско-осетинских отношений. Приём больше напоминал торжественный церемониал, посвящённый установлению российско-осетинских дипломатических контактов. На нём произносились торжественные речи. Зураб Магкаев благодарил императрицу за оказанный посольству тёплый приём и высказал надежду на установление тесных взаимоотношений между Осетией и Россией.
В соответствии с новыми соглашениями, достигнутыми после встречи с Елизаветой Петровной, предгорную равнину Центрального Кавказа, бассейны рек Ардон, Фиагдон и Терек российское правительство объявляло землями «вольными и свободными». Переселение на эти земли осетин, рассматривавших их как свою историческую территорию, поддерживалось официальным Петербургом.
После победы России в Русско-турецкой войне 1768-1774 гг., Россия могла открыто заявлять о своих интересах на Кавказе.
Астраханскому губернатору П. Н. Кречетникову в качестве срочной меры было предложено провести переговоры с Осетией по поводу её присоединения к России. свою очередь губернатор поручил кизлярскому и моздокскому комендантам направить в Осетию официальных лиц, которые бы занялись подготовкой русско-осетинских переговоров. Кизлярский комендант направил в Осетию геолого-политическую экспедицию во главе с ротмистром Афанасием Батыревым. На несколько дней Афанасия Батырева опередил посланник моздокского коменданта ротмистр Казыханов, прибывший в Осетию с переводчиком Пицхелауровым.
В Куртатинском ущелье в доме Андрея (Алегуки) Цаликова собрался совет влиятельных старейшин из Алагирского и Куртатинского обществ. На нём обсуждался вопрос о присоединении Осетии к России. На заседании совета присутствовали ротмистр Казыханов и Афанасий Батырев. Накануне Афанасий Батырев успел встретиться с жителями Алагирского ущелья. Он сообщил совету старейшин, собравшемуся у Андрея Цаликова, что «от многих слышал желание, чтоб зделать от России, где прежде было осетинское подворье, крепость и иметь в ней коменданта с командою, где б они многие поселились и, не опасаясь никого, жили».
После заседания совета осетинские старейшины отправились в Моздок на переговоры с губернатором. состав посольства, сформированного советом, входило 20 человек. С собой осетинские послы везли заранее составленное на имя астраханского губернатора «Прошение», состоявшее из «преамбулы» и «положений». преамбуле подчеркивалась приверженность осетинского народа «христианскому закону» и выражалась благодарность России за возрождение христианства. его констатирующей части отмечалась политическая независимость Осетии от какой-либо другой страны, а набеги черкесских князей назывались главной внешней опасностью. Стремление осетин к союзу с Россией формулировалось как надежда на то, что «мы противу желания нашего оставлены не будем и будем под протекциею всемилостивейшей нашей государыни».
Присоединение Осетии к России отвечало национальным интересам Осетии. Оно приближало решение таких важных вопросов, как переселение осетин на предгорные равнины, обеспечение внешней безопасности и установление торговых отношений с Россией. Осетины участвовали во многих войнах России, в составе Терского казачьего войска было немало казаков-осетин
Ранее осетины делились на отдельные общества, обладающие самоуправлением. Большинство обществ Осетии были демократическими - управлялись народным собранием (осет. ныхас). некоторых правили князья.
Осетины считаются православными. Христианство было усвоено аланами из Византии в период с IV-IX вв. Далее возродилось православие в пeриод с 18 по 19 века. Осетины являются приверженцами традиционных осетинских верований, которые имеют дохристианские корни.
Система религиозного мировоззрения осетин была унаследована от далёких предков и в своей основе имеет индоевропейские корни, но в условиях отсутствия духовенства, религиозной организации и письменности, она с течением времени претерпевала значительные изменения
Процесс этногенеза осетин на базе кавказских алан с участием местного кавказоязычного субстрата (племён Кобанской культуры), очевидно, стал основным составляющим и для становления их религиозно-культовых представлений.
Христианские элементы в народной религии осетин частью наследовались и от самих алан, которые в период политического расцвета Алании в X-XI веках активно распространяли на своей территории православие. Эта политика также активно поддерживалась союзной Византией.
В результате монгольского нашествия в XIII веке, эти процессы были прерваны, так и не завершившись. наступивший после крушения Алании период и вплоть до вступления в состав России, осетины изолированно жили в условиях труднодоступных горных ущелий. этих условиях происходил процесс становления религиозной культуры осетин, характеризуемой синкретизмом национальных монотеистических верований с православным христианством.
На нынешнем этапе народная религия осетин имеет вид сложной системы мировоззрения и культов, основанной на древнейшей осетинской мифологии (отражённой в частности в осетинском Нартовском эпосе), которая характеризуется наличием единого Бога (осет. Хуыцау), имеющего эпитеты Великий (Стыр) и Единый (Иунæг).
Им сотворено всё во Вселенной в том числе и нижестоящие небесные силы, покровительствующие различным стихиям, материальному миру и сферам человеческой деятельности и составляющие подвластный ему пантеон: святые покровители (осет. дзуар); небесные ангелы (осет. зæд) и земные духи (осет. дауæг).
В народном календаре осетин имеются праздники, отмечаемые в честь Великого Бога и большинства святых, которые сопровождаются молитвенными пиршествами (осет. куывд) и жертвоприношениями, зачастую проводящимися у посвящённых им святилищ (осет. дзуар).
Святилищами могут быть как определенные культовые сооружения, так и священные рощи, горы, пещеры, развалины древних часовен и церквей. Некоторые из них почитаются в отдельных ущельях или населенных пунктах, а некоторые являются общеосетинскими.
Согласно масштабному опросу исследовательской службы «Среда», проведённому в 2012 году, в категорию «Исповедую традиционную религию предков, поклоняюсь богам и силам природы» в Северной Осетии были отнесены 29 % опрошенных - самый высокий процент в РФ (следующий - всего 13 %).
Большинство осетин относятся к центральному кластеру кавкасионского типа европеоидной расы.
Для осетин характерны тёмные оттенки волос чаще всего коричневые, редко чёрный цвет волос, часто встречаются также русые или рыжие волосы. Форма головы вытянутая, мозговой отдел значительно преобладает над лицевым. Цвет глаз в основном карий, часто встречается также зелёный, серый и голубой.
По данным всероссийской переписи населения 2010 года в России проживало 528,5 тыс. осетин, в том числе:
Осетины составляют большинство населения 77 % Южной Осетии. 46 000 человек.
В Грузии (без Южной Осетии) в 2002 году проживало около 37 тыс. осетин.
В Турции живёт от 30 до 46 тысяч осетин. Осетины Турции и Сирии - потомки мусульман-мухаджиров XIX века, переселившихся в Османскую империю.
Диаспоры осетин есть также во Франции, Канаде (Торонто), США (Флорида, Нью-Йорк).
В Венгрии с XIII века проживает народ ясов, имеющий осетинское происхождение. Современные ясы в значительной мере ассимилированы венграми и полностью перешли на венгерский язык, но в последнее время среди них наблюдается подъём национального самосознания и укрепляются связи между ясами и осетинами.
Первыми подробно описали хозяйственную жизнь, традиционный быт и культуру осетин экспедиции С. Ванявина (1768), А. Батырева (1771, 1774) и И.-А. Гюльденштедта (1770-1772). Уже тогда учёными были отмечены как «кавказские черты» осетин, так и явное несходство их с соседними народами. Этим объясняется особый интерес к научному изучению Осетии.
Важный вклад в изучение осетинского народа внёс крупный русский учёный П. С. Паллас: он установил сходство осетинского языка не только с древнеперсидским, но и славянскими и немецким языками. Так, уже в XVIII веке была замечена принадлежность осетинского языка к индоевропейской языковой ветви.
Французский учёный Жорж Дюмезиль (1898-1986) обнаружил поразительные соответствия между осетинским эпосом и преданиями кельтов.
Работы русских и иностранных учёных наряду с научными экспедициями послужили началом всестороннего изучения Осетии и осетинского народа.
Основными блюдами осетинской кухни являются осетинские пироги (осет. чъиритæ),
Наиболее значительными и интересными памятниками культуры осетинского народа, вне всяких сомнений являются башни, замки, крепости, склеповые некрополи и заградительные стены. Они сооружались во всех без исключения ущельях, населенных осетинами. Эти постройки являлись надежным гарантом свободы родов и фамилий, обеспечивая убежище их хозяевам.
Осетинский традиционный костюм ныне сохранился лишь как элемент праздничных церемоний, особенно свадеб. Женский костюм состоял из рубахи, корсета, светлого платья-черкески с длинным рукавом-лопастью, шапочки в виде усеченного конуса и фаты-вуали. На груди красовались многочисленные пары застежек с изображением птиц. Мужчины носили папахи и черкески. Популярен был бордовый цвет, поверх которого наносилась золотая вышивка. зимнее время верхней одеждой служила бурка.
Коста Хетагуров
Осетинка в национальном костюме (1883)
Осетинки за работой (XIX век)
Осетин Северного Кавказа в костюме XVIII века (Вано Рамонов, XIX век)
Три учительницы-осетинки (XIX век)
Осетинка в традиционной национальной одежде (фото начала XX века)
Осетины в традиционной национальной одежде (фото начала XX века)
Осетины - участники русско-турецкой войны 1877-1878 годов
Сестры Дударовы (1881)
Бега Кочиев
Осетины селения Махческ (1905-1907)
Культура | Литература Музыка Кухня Танцы Искусство Архитектура Нартский эпос Имена |
---|---|
Осетины по странам | Северная Осетия Южная Осетия Осетины в Грузии: Триалетская Осетия, Трусовское ущелье Осетины в Турции |
Отношение к религии | Христианство в Осетии Ислам |
Осетинский язык | Иронский диалект (в том числе Кударо-джавское наречие) Дигорский диалект |
Субэтнические группы | Дигорцы Иронцы (алагирцы, кударцы, куртатинцы, тагаурцы, трусовцы, туальцы, урстуальцы, чсанцы) |
Разное | История Этнонимы Этногенез |
Современные иранские народы | |
---|---|
Юго-западная подгруппа | бахтиары луры персы таджики таты фарсиваны хазарейцы чараймаки |
Северо-западная подгруппа | белуджи гилянцы (галеши) заза курды (езиды) мазендеранцы талыши |
Юго-восточная подгруппа | памирские народы (баджувцы бартангцы ваханцы ишкашимцы мунджанцы рушанцы сарыкольцы хуфцы шугнанцы язгулямцы) пуштуны пашаи |
Северо-восточная подгруппа | осетины ягнобцы |
Этноконфессиональные группы | зороастрийцы: (парсы гебры) ахл-е Хакк |
Народы России с численностью более 100 тысяч человек | |
---|---|
Русские | Татары | Украинцы | Башкиры | Чуваши | Чеченцы | Армяне | Аварцы | Мордва | Казахи | Азербайджанцы | Даргинцы | Удмурты | Марийцы | | Белорусы | Кабардинцы | Кумыки | Якуты | Лезгины | Буряты | Ингуши | Немцы | Узбеки | Тувинцы | Крымские татары | Коми | Карачаевцы | Цыгане | Таджики | Калмыки | Лакцы | Грузины | Евреи | Молдаване | Корейцы | Табасараны | Адыгейцы | Балкарцы | Турки | Ногайцы | Киргизы Шаблон: Просмотр Обсуждение Править |
осетины, осетины в донецке, осетины википедия, осетины и вайнахи, осетины казахстана, осетины какой веры, осетины мусульмане, осетины на донбасе, осетины происхождение, осетины фото