Удачный оргмомент концентрирует внимание на учителе, потом на предмете, на теме и задачах урока. Сколько бы мы ни говорили об объективизации процесса обучения (а любая педагогическая образовательная технология нацеливает на то, что процесс обучения является не столько искусством, сколько ремеслом, доступном каждому после соответствующей тренировки), дети воспринимают учебный материал через преподавателя, опосредованно, и в том объеме и под тем углом зрения, которым педагог владеет.
Все многообразие возможных сценариев поведения и слов учителя в начале урока можно свести к двум условно выделенным группам: организация сосредоточенности учащихся на уровне произвольного и непроизвольного интереса. Психологи говорят о произвольном внимании, когда человек осознает важность события, необходимость конкретного действия, самостоятельно формирует сценарий своего поведения, оно формируется и самостоятельно и через внешние указания: читаем стр.34, выполняем упражнение 35, смотрим на картинку, что изображено?... Непроизвольное возникает спонтанно, когда решается трудная, но посильная задача, учитель делится жизненным опытом, яркое, эмоциональное описание событий в рассказе, выход на непосредственно знакомые ученику предметы или события, касающиеся его жизни…
Организационный момент занятия на основе произвольного внимания можно опосредовать фразами: «Так, народ, все сели, замолчали, слушаем новую тему»; «все садимся, мои хорошие»; «так, садимся, показываем домашнее задание» (пройтись по классу, посмотреть); «садитесь, начинаем слушать и записывать»;» садимся, начинаем занятие»… если педагог ориентируется, прежде всего, на осознанное и ответственное отношение к учебе. В высокомотивированном классе этого достаточно, но не всегда…
Способов провести оргмомент результативно на основе непроизвольного интереса – множество. Но условия возникновения непроизвольного внимания преподаватель должен умело «смастерить».
Проверенный временем советский способ – громко хлопнуть журналом об стол, и командирским голосом что-либо приказать «Встали!», «Закрыли рты!», «Хватит болтать!», «Приготовились к уроку!». На самом деле хватит любой из этих фраз, произнесенных с соответствующим настроем. Но партнерские отношения на уроке в таком случае исключены. Другой способ, диктаторский, но весьма успешный: зайдя в класс, с ходу (от двери) очень громким «жёстким» голосом, с середины предложения объявлять тему урока. У детей мгновенный паралич – урок уже начался, а они не готовы… все быстро по местам и сосредоточились на том, что говорит учитель. А он повторяет сказанное еще раз – уже спокойно, ставит цели занятия, дальше – повторение пройденного материала. Способ затратный, требующих больших усилий и времени, зато окупается сторицей: урок начинаем со стихотворения (можно по теме, но подойдут и просто красивые звучны стихи). Педагог читает текст с выражением, детям знакома такая форма работы, они знают, как тяжело иногда учить стихи. Вы достигаете как минимум трех результатов: первичное внимание собрано на вас, удивленно-уважительная заинтересованность свидетельствует, что авторитет ваш (здесь и сейчас) усилился, и учащихся легче вовлечь в творческую внеклассную работу (участие в спектакле, экскурсии, конкурсе газет, подготовка школьного праздника). Четвертый по списку способ больше подходит для предметников-гуманитариев (или классных руководителей): начать урок с эмоционально насыщенного описания какого-либо случая, сценки из жизни. Ученики, вникая постепенно, настороженно слушают и недоумевают: вроде история, а нам про поездку в поезде… Возникает чувство противоречия –«должна быть история. Пусть будет!» Внимание собрано, цель достигнута. Можно переводить рассказ на тему урока. Если начинать урок с оглашения оценок за предыдущую контрольную работу, с «разбора полетов», то не рассчитывайте на произвольное внимание у детей: секундный интерес – как у меня? – сменяется рассредоточением и непроизвольным переключением на что-либо более приятное: плюнуть в соседа жеваной бумажкой из трубочки – продолжить жить переменкой.
Детская психика такова, что неосознаваемая увлеченность (даже у старшеклассников) дает большую результативность, чем произвольная, осознаваемая сосредоточенность под лозунгами «я должен», «мне надо». Если преподаватель умеет переключать внимание школьников с произвольного на непроизвольное и обратно, его урок всегда будет достигать поставленных целей.
В статье названы самые распространенные приемы организации первичного внимания для старшеклассников. Младшая и средняя школа охотнее «покупаются» на обычны слова «давайте начнем наш урок с …» (проверки д/з, письменного опроса, доклада, презентации…) Здесь подкупают ребят слова и интонация объединения с учителем «наш урок, наша тема, наша контрольная работа». А есть педагоги-артисты, которые голосом волшебника спрашивают: «А вы знаете, какую тему мы будем изучать сегодня? Нет? О, она очень интересная и важная…»
Методы построения оргмомента лучше менять, не повторяя их часто в одном и том же классе. Опытный педагог «чувствует» класс в начале урока практически сразу, но и заготовки никогда не повредят. А удачное начало урока – уже половина успеха.
Большой опыт преподавательской деятельности "у станка"позволяет сформулировать еще одну педагогическую заповедь в отношениях с учениками: "было и прошло", "кто старое помянет..." Помните, что каждый день, каждый урок - это новая страница в жизни вашей и учеников. Память на злые выходки, неадекватное поведение, сознательное нарушение учебной дисциплины - играет злую шутку, настраивая учителя на продолжение конфликта (на уровне взгляда, жеста идет негативная информация от вас к ученику и возвращается сторицей). Зная об основных , можно (и нужно) корректировать свое и ученическое поведение, не допуская затягивания психологически травмирующей ситуации.
Многие начинающие учителя, студенты-практиканты педагогических вузов испытывают страх перед ученической аудиторией, неуверенность в своих коммуникативных возможностях и сомнения в своей способности установить контакт с классом и позиционировать себя как учителя. Если молодому педагогу не удастся мобилизоваться и собраться с духом, даже методически верно составленный урок может оказаться под угрозой срыва. А робость и нерешительность учителя ученики могут истолковать как недостаточный профессионализм и отсутствие необходимой компетентности.
Готовиться к первому уроку необходимо с первого дня учёбы в педагогическом вузе. Очень важна психологическая подготовка, необходимо участвовать в разнообразных научных конференциях, где студенты могут понаблюдать и отработать приёмы работы с аудиторией. Чтобы справиться со страхом публичных выступлений, полезно участвовать в студенческой самодеятельности, КВН, конкурсах и даже просто задавать вопросы преподавателю во время лекции.
Уверенности обычно придаёт наличие следующих составляющих хорошего урока:
Итак, вы привели себя в порядок, повторили ещё раз тему урока, ознакомились с дополнительной литературой, продумали и подготовили отличный план-конспект урока, всё отрепетировали и стоите на пороге классной комнаты, вооружённый знаниями, энтузиазмом и указкой. Что делать дальше, как вести себя, на что обратить внимание?
Большинство из репетиторов училось в педагогическом ВУЗе, где им преподавали педагогику, психологию и методику. Но учеба и практика – два разных дела, и готовясь к своему первому уроку, кажется, что тебя научили только теории, но не тому, что тебе понадобится на практике. Как начать урок? Как преподнести материал? Как провести занятие, чтобы оно было запоминающимся и эффективным? И методом проб и ошибок приходится самому искать ответы.
В этой статье я хочу затронуть не только педагогическую, но и психологическую часть проведения занятия, и все здесь написанное будет верно для учеников от 12 лет, так как с младшим возрастом я не занимаюсь.
Проверяю , и делаю выводы – обучаемый должен увидеть и исправить свои ошибки (сам! пусть шевелит мозгами! ), а для себя отмечаю, какую тему можно считать пройденной, а что еще нужно повторить.
Теперь – начинаем. И начинаем с постановки целей . Ученик должен знать, зачем он пришел на урок! Рассказали ему, почему его день сегодня пройдет не зря, и теперь… надо вспомнить произношение и значение слов, которые мы проходили? Освежить в памяти грамматику? Отработать звуки, которые у ученика не получаются? У нас есть отличный выход – фонетическая зарядка ! Разогреваем органы речи и вспоминаем, как красиво говорить по-английски.
Приведу пример: изучили Present Simple и Present Continuous, и надо уяснить разницу между ними. Смотрим небольшое видео, ученик повторяет сказанные героями фразы и поясняет выбор того или иного времени (ссылка на видео). Так мы убиваем сразу несколько зайцев: речевой аппарат разогревается, грамматику повторяем, и интерес к языку возрастает – в школе и университете очень мало учащихся видят какие-то наглядные пособия, кроме учебника.
Человек хорошо запоминает, что было в начале и конце, поэтому важно, чтобы начало занятия было интересное и ученик знал, что мы пришли не просто заниматься – а приобретать определенные знания, отрабатывать навыки или закреплять умения.
Если в структуре занятия запланировано аудирование (вспомогательное средство для введения новой грамматической темы/ закрепления пройденной лексики/ тренировки восприятия речи на слух/ тренировки части “Аудирование” на ЕГЭ), то начало занятия – оптимальное время для его проведения. Почему? Потому что мозг ученика еще толком не напрягся – его не загрузили новой темой – значит, восприятие на слух лучше всего пройдет именно в первой части урока. (Сомневаетесь – поставьте эксперимент – дайте слушание в разных частях занятия – и спросите обучаемого, когда ему было проще!)
Здесь я ввожу либо новую лексику , либо новую грамматику . Стараюсь не брать на одном занятии и то и другое, потому что это очень сложно для ученика, особенно уровня ниже Intermediate (а таких учеников подавляющее большинство). До этого уровня почти все темы новые для обучаемого, и многие из них отличаются от родного нам русского языка.
Всю остальную часть урока посвящаю закреплению нового материала.
NB : Если предвидится трудная грамматическая тема и занятие идет больше 60 минут, примерно после 50 минут урока можно сделать небольшую паузу – сыграть на гитаре, предложить чай с тортом, а ученикам постарше – алкогольные напитки. Шутка =) Но паузу нужно сделать, чтобы ученик немного отдохнул и после с новыми силами глотал пилюлю английского. Посмотрите видео, послушайте песню любимого исполнителя ученика (опять же вписывающуюся в план занятия), прочитайте веселую статью или поговорите на интересную вам обоим тему.
Отдохнули? Еще есть время для отработки навыков! Чтение, письмо или слушание. Но текст для аудирования на этом этапе занятия не должен вносить ничего нового (много непонятных слов и грамматических конструкций), а лишь отрабатывать изученное на этом занятии или ранее. Лучше будет, если эта часть урока была связана с пройденным материалом.
Внимание ученика здесь уже медленно начинает угасать, и вряд ли вы сможете втиснуть в его уставший мозг какую-то новую информацию.
К концу урока и вы и ученик устали друг от друга и от английского. Как и у любого хорошего фильма, у урока должна быть красивая и запоминающаяся концовка.
В интернете есть куча игровых материалов, посвященных грамматическим и лексическим темам (например, ). Их я и стараюсь использовать в конце занятия. Например, когда идет изучение темы союзов, вводящих придаточные определительные (defining relative clauses), пишу слова, пройденные с учеником недавно, на карточках, разрезаю их, кладу на стол чистой стороной вверх, и каждый по очереди тянет слово, которое должен объяснить, не называя самих слов, но используя при этом предложения, начинающиеся с союзов who , which , that , when , where andwhose.
А это уже готовые карточки из пособия New English File Pre-Intermediate:
Более подробно об играх на занятии Вы можете прочитать .
И в самом конце я прошу ученика самого подвести итоги – что он узнал, и что далось легко, а что требует большей отработки. Обязательно задавайте вопросы! Мы с вами уже хорошо знаем язык и забыли начальный этап изучения, когда тема казалась сложной, а учитель никак не мог понять, как такой простой материал вызывает столько проблем? Плюс, попадаются ученики, которые с одинаковым выражением лица сидят все занятие, и понять, что он понял, а что нет, можно, лишь задав прямой специальный вопрос.
Итак, ученик сам рассказал, чего он достиг на занятии. Если он неправильно понял цель урока или вообще затрудняется сказать, чем вы занимались, это хороший повод для самоанализа – значит, неправильно что-то спланировали или объяснили.
На этом все, осталось дать домашнее задание, закрепляющее пройденный материал, и распрощаться до следующего занятия.
Конец XX - начало XXI в. ознаменовались реформой российского образования, или, проще, реформой школы. Можно сказать, что во второй половине XX в. наша система образования прошла три этапа:
I этап. Школа знаний
Ее расцвет пришелся на конец 1950-х - начало 1960-х
гг. Успехи науки и техники: вывод космических
аппаратов на околоземную орбиту, «укрощение»
термоядерной реакции - создавали иллюзию, что
школа должна давать знания (базу) для
последующего бурного роста науки. Однако скоро
выяснилось, что наука быстро идет вперед,
особенно развитие знаний на стыке
фундаментальных наук (биофизика, биохимия,
кибернетика и т.д.). Школа же оказалась не в
состоянии следовать в фарватере этого движения,
возможности школы оставались прежними.
II этап. Школа умений
Пришла на смену школе знаний в 1970-1980-х гг.
Знания, умения, навыки (ЗУН) - вот знамя новаторов
того времени. Обогащение школы знаний навыками и
умениями учеников должно было адаптировать
школу к развивающемуся технологическому
обществу и создать базу для подготовки
научно-инженерных кадров. Но прошло какое-то
время, и выяснилось, что школа ЗУН - это слишком
узко. Объем знаний продолжал стремительно расти,
приобретенные умения и навыки быстро устаревали
и оставались невостребованными обществом.
Возникла потребность перемен.
III этап. Школа развития личности
Родилась в 90-е гг. XX в., в период коренных реформ в
нашем государстве, которые не могли не затронуть
систему образования. В это время начала
осуществляться идея адаптивной школы (личностно
орентированной), накапливающей и передающей опыт
оценочной, эмоциональной и творческой
деятельности. Теперь школа не столько становится
источником информации, сколько учит учиться.
Учитель уже не просто проводник знаний, а
личность, обучающая способам творческой
деятельности, направленной на самостоятельное
приобретение и усвоение новых знаний.
Школа знаний - Школа ЗУН - Школа развития
личности
- таков вектор развития нашей
школы, которое осуществляется не за счет
отрицания предшествующего этапа, а путем его
освоения и обогащения.
Современный урок, открытый в том числе, ценен не
только получаемой учащимися информацией, но и
обучением их способам деятельности для
получения информации. Учитель на уроке должен
стремиться передать способ творческой
деятельности или стимулировать детей к созданию
такового самостоятельно, пускай и в начальной,
примитивной форме.
Несмотря на значительные изменения в жизни
современной школы, урок по-прежнему является
главной формой обучения и воспитания. Границы
урока остались почти неизмененными, а вот
содержание обогащается различными новациями. В
связи с этим хотелось бы рассмотреть открытый
урок
как форму урока, отражающую весь
положительный опыт учителя и учеников в
изложении и усвоении учебного материала.
Открытый урок, на наш взгляд, должен отражать
владение классической структурой урока на фоне
активного применения собственных, авторских
наработок, как в смысле его построения, так и в
отборе учебного материала, в технологии его
подачи.
Ведущую роль при этом играет форма организации
познавательной деятельности учащихся, степень
готовности их усвоить новации учителя (как ранее
апробированные и уже хорошо усвоенные, так и
примененные в порядке эксперимента впервые в
данном классе на данном уроке). В любом случае
именно уровень взаимопонимания учителя и
ученика на уроке свидетельствует об
актуальности новых методик, используемых
учителем, о его творческом потенциале.
1. Открытый урок для членов
методического объединения.
2. Открытый урок для коллег в школе.
Здесь
возможна демонстрация классического урока в
рамках учебы молодых учителей или для обмена
опытом работы в сфере применения новых
педагогических технологий.
3. Открытый урок учителя-методиста
для учителей округа с целью демонстрации
возможностей по овладению инновационной
деятельностью.
4. Открытый урок, проводимый учителем в
присутствии администрации школы и экспертов
с целью аттестации на более высокую
квалификационную категорию.
5. Открытый урок на конкурсе «Учитель
года»
на региональном или федеральном
уровне.
Именно четвертая модель открытого урока
рассматривается авторами как наиболее
характерная и содержательная. Думается, что эта
модель открытого урока представляет собой
наибольший интерес, так как включает в себя всю
совокупность наработанного учителем опыта -
начиная с блестящего владения классической
моделью урока до демонстрации усвоения
учащимися авторских методик и наработок учителя.
Безусловно, каждый открытый урок должен
сопровождаться самоанализом и самоконтролем.
Рассмотрим вышесказанное на примере.
Готовясь к открытому уроку, учитель может пойти
двумя путями. Либо разработать и показать один из
уроков традиционной системы (урок изучения
нового материала, урок обобщения и
систематизации знаний и т.д.), насытив его всеми
возможными методическими находками; либо
использовать комплекс различных типов уроков с
целью наилучшим образом показать возможности
учащихся и свое мастерство. Все эти типы уроков,
соединенные в рамках открытого урока, дадут
представление о возможностях педагога.
Соединение в открытом уроке уроков разного типа
основывается на логике процесса освоения знаний.
Классические этапы урока, предложенные
профессором Т.И. Шамовой и активно
используемые ныне в педагогической практике,
учитель может превратить в собственный план
открытого урока.
Например:
1. Организация начала урока.
2. Проверка домашнего задания. Возможно
использование трех вариантов проверки или их
комбинаций.
3. Работа с новым учебным материалом
(подготовка к усвоению нового, изучение нового).
4. Домашнее задание.
5. Подведение итогов урока.
Рассмотрим это более подробно.
I ЭТАП
. Организация начала урока
Организационный момент открытого (как, впрочем, и
любого другого) урока предполагает приветствие
учащихся учителем, сообщение темы предстоящего
урока или блока уроков (имеются в виду спаренные
уроки), предварительная, лаконичная и ясная
формулировка целей и задач урока. Своими
действиями учитель должен подвести детей к
осознанию цели урока как заранее
запрограммированного учителем результата,
который должен быть достигнут путем их
сотрудничества в конце урока.
II ЭТАП
. Проверка домашнего задания
1. Монолог: пересказ текста учеником,
подготовленный рассказ по модулю, изложение
учебного материала путем повествования от
частного к общему.
2. Тестирование или составление технологической
карты.
3. Фронтальный опрос, составление словаря
исторических терминов или хронологической
таблицы.
Домашнее задание должно быть строго
дифференцированным, учитывающим индивидуальные
особенности детей. Для учащихся разных уровней
успеваемости даются групповые и индивидуальные
задания соответствующих уровней сложности.
Логическим переходом от проверки домашнего
задания к изучению новой темы может быть доклад
или сообщение учащегося, подготовленное заранее
по заданию учителя и являющееся логическим
мостиком при переходе от предыдущей темы к
последующей. Специфика этой формы домашнего
задания состоит в обучении учащихся
самостоятельному отбору материала из
дополнительных источников информации и умению
грамотно и красноречиво донести его до своих
одноклассников, которые ведут
конспект
доклада.
Таким образом учащиеся обучаются
конспектированию, рациональной работе со своей
тетрадью, а также умению составлять и ставить
(что не одно и то же) вопросы докладчику по теме
выступления, тренируя тем самым сразу два
важнейших вида общеучебных умений:
информационные и коммуникативные. Следует
отметить, что подчеркнуть составление вопросов к
докладчику по теме услышанного - одна из
наиболее сложных форм работы с учебным
материалом, ведь это вырабатывает у учащихся
навыки письменного изложения основных мыслей
доклада в виде тезисов и учит выделять главное.
Это подготовит их к успешной сдаче предстоящего
в недалеком будущем Единого государственного
экзамена. Лучшие конспекты и вопросы оцениваются
сразу же по окончании этой работы.
Кроме этого подготовка подобного доклада может
предоставить ученику дополнительный шанс
улучшить учебные результаты по предмету,
исправить плохие отметки, что, конечно же,
является положительным мотивом к обучению в
целом.
III ЭТАП
. Получение новых знаний
Здесь возможно использование трех известных
методов обучения:
Наиболее интересным воплощением композиции методов является совместная разработка темы учителем и учащимися. На примере темы «Экономическое развитие России в XVII в.» рассмотрим действия учащихся на уроке.
1 . Создание плана. В ходе анализа и обсуждения предметного материала в группах формулируется свой план изучения данной темы. Он выглядит примерно так:
Аграрное (сельскохозяйственное) производство:
Ремесленное (промышленное) производство:
Торговое и денежное дело:
Работая с учебником, ученики наполняют схему конкретным содержанием. Итогом этого этапа коллективной работы учащихся могут быть следующие тезисы:
АГРАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Земледелие
Расширение пахотных земель, распространение
земледелия на Север, в Поволжье, на Урал и в
Сибирь. Увеличение урожайности зерновых.
Животноводство
Выведение молочных пород скота: холмогорская,
ярославка. Коневодство в ногайских степях и в
Калмыкии, разведение романовской породы овец в
Поволжье.
Садоводство
Разведение «капустных огородцев».
Агротехника
Трехпольный севооборот с применением навозных
удобрений при сохранении на окраинах переложной
системы.
Орудия труда
Применение сохи различной модификации:
трехзубая соха, соха-косуля. Использование
железных сошников, бороны с железными зубьями.
РЕМЕСЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Рост ремесленного производства на заказ и на
рынок.
Формирование товарного ремесленного
производства.
Выделение районов ремесленной специализации: в
Туле, Серпухове - добыча и обработка железной
руды; в Ярославле, Казани - кожевенное
производство; в Костроме - мыловарение; в
Иванове - производство ткани.
В Москве насчитывается более 250 ремесленных
профессий.
Мануфактурное производство
Строительство металлургической мануфактуры
А. Виниуса под Тулой в 30-х гг. XVII в.
Печатный и Монетный дворы в Москве.
Ницынский завод на Урале.
Судостроительные верфи в Воронеже.
ТОРГОВЛЯ
Внутренняя торговля
Начало формирования единого всероссийского
рынка. Появление ярмарок: Макарьевской,
Ирбитской, Нежинской и др.
Внешняя торговля
Торговля с Западной Европой через Архангельск и
с Востоком через Астрахань.
Строительство Немецкой слободы в Москве.
1667 г. - введение пошлин для иностранных купцов.
3.
Составление рассказа-монолога по
изучаемому материалу на базе сформулированных
тезисов.
4.
Обобщение и систематизация новых
знаний. На основании выявленных в тексте фактов
дети дают обобщенную характеристику тенденций
развития российской экономики в начале XVII в.
IV ЭТАП
. Домашнее задание
Домашнее задание дается на основе
дифференцированного подхода. Для детей с
проектируемым репродуктивным уровнем усвоения
знаний предлагается пересказ материала, монолог,
ответы на вопросы. Конструктивный уровень
предполагает подготовку монолога по
отработанному плану.
И, наконец, домашнее задание творческого уровня:
Следует помнить, что каждый ребенок через
особенности личностного восприятия, используя
собственную систему усвоения знаний,
приобретенную или созданную им самим, осваивает
учебный материал следующими путями:
1. В хронологической последовательности.
2. Путем сравнения и обобщения (составление
сравнительных таблиц).
3. Созданием собственного плана и тезисов.
4. В виде реферата или эссе - как научной или
эмоционально-образной формы восприятия
материала.
Подобная организация работы детей на уроке и
дома позволяет решать целый ряд творческих
дидактических задач:
формирование умения находить главное и необходимое в материале в данный конкретный момент;
V ЭТАП
. Подведение итогов урока
В ходе подведения итогов урока следует особо
внимательно отнестись к оцениванию ответов
учащихся. Выставляемая ребенку отметка должна
относиться и к его дальнейшей творческой
деятельности по данному предмету, и потому она
(отметка) должна носить эмоционально
положительный характер и быть строго
дифференцированной. Так, например,
ребенку-отличнику следует ставить оценку «5» за
высказывание новаторских идей, нового взгляда на
исторический факт, причем эти идеи должны быть
соответственно оформлены.
Учащимся со средними и хорошими способностями
можно ставить оценку «5» за интересные идеи и
неожиданную интерпретацию фактов, требуя от них
и помогая оформить мысль.
Оценивая более слабые ответы, следует все же
хорошо отозваться о способностях этой группы
учащихся, осторожно указав на
неудовлетворительные стороны ответов,
предоставив возможность более удачного
выступления на следующем уроке.
Мы убеждены, что только путем создания на уроке
эмоционально положительной воспитывающей среды
можно стимулировать мотивацию каждого ребенка к
обучению.
Закончив открытый урок, учитель обязан дать
целостный системный его анализ и показать
перспективу своей дальнейшей работы по данному
курсу.
М. АЛЕКСЕЕВА
,
заслуженный учитель РФ,
директор школы № 128;
Н. МЕДНИКОВ
,
учитель истории
Шевелева Е. Г.,
Учитель математики
Как провести качественный урок.
План урока
План конкретного урока - это личное дело учителя, у него есть право самостоятельно отработать свою модель плана, удобную и полезную именно ему.
Но пять моментов в плане должны быть отражены обя зательно:
План урока - это план на тот или иной раздел темы, по этому считается, что учитель может пользоваться преж ними, но скорректированными планами. Требование состав лять планы на каждый урок в каждом классе (даже на одну тему), тем более в двух экземплярах, по единой (не редко усложненной) схеме ведет лишь к перегрузке учи теля.
В первую очередь учителю необходимо эффективно организовать подготовку к уроку. Если учитель планирует не отдельные уроки, а тему целиком, то в этом случае значительно экономит свое время на подготовку, улучшив ее качество.
Можно предложить следующую технологию подготовки темы (по А.Гину). Необходимо подготовить столько листов бумаги, сколько уроков в теме. Спланировать обзорно все уроки параллельно.
Примерная последовательность действий:
Тема в целом запланирована. На листах с соответствующими уроками появились надписи. Теперь очередь за планированием отдельных уроков. Этапы урока могут быть реализованы различными приемами или их комбинацией.
Пример таблицы «Конструктора урока»:
Основные функциональные блоки | |||||
Разделы урока | |||||
А. Начало урока | Интеллектуальная разминка или простой опрос (по базовым вопросам) | «Светофор» | Щадящий опрос | Идеальный опрос | Обсуждение выполнения д/з |
Б. Объяснение нового материала | Привлекательная цель | Удивляй! | Пресс-конференция | Вопрос к тексту | Доклад |
В. Закрепление, тренировка, отработка умений | Лови ошибку | Пресс-конференция | УМШ | Деловая игра «НИЛ» | Тренировочная контрольная работа |
Г. Повторение | Своя опора | Свободная опора | Свои примеры | Опрос-итог | Обсуждаем д/з |
Д. Контроль | Опрос по цепочке | «Светофор» | Тихий опрос | Программируемый опрос | Фактологический диктант |
Е. Домашнее задание | Задание массивом | Три уровня домашнего задания | Особое задание | Идеальное задание | Творчество работает на будущее |
Ж. Конец урока | Опрос-итог | Отсроченная догадка | Роль «психолог» | Роль «подводящий итог» | Обсуждаем д/з |
Пользуясь таблицей «Конструктор урока» как универсальной шпаргалкой, учитель в соответствии со своими целями составляет формулу (схему, структуру) конкретного урока. У каждого учителя может быть свой конструктор. Творчество учителя – норма здорового общества. Приемы педтехники – инструмент творчества. Перечисленные выше техники можно разобрать в книге А.Гина «Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность, Обратная связь. Идеальность».
Технологическую карту можно определить как форму планирования педагогом учебного процесса, совмещенного в себе традиционное тематическое планирование с поурочным. Ее существенной характеристикой является представление учебного процесса на уровне технологии – на уровне проектирования и конструирования, включая описание действий учителя и учащихся. Описание учебного процесса на таком уровне позволяет рассмотреть технологическую карту как основу управления учебно-познавательной деятельностью учащихся и учителем и самими учениками.
Планирование контроля с помощью карты, которая составляется на всю тему, и еще до начала изучения темы учитель составляет тексты контрольных работ. Учитель выделяет все учебные единицы (термины, факты, понятия, правила, законы), затем определяет на каком уровне будет изучена каждая из учебных единиц.
Контролю подвергается каждая учебная единица.
При выявлении учащихся, испытывающих затруднения в овладении знаниями на уровне стандарта, учитель организует им помощь здесь же, на уроке.
На основе технологической карты меняется и характер взаимодействия руководителя школы и учителя. Для этого руководитель школы вместе с учителем осуществляют структурирование учебного материала, разрабатывают разнообразные варианты усвоения учащимися учебной темы, определяют контрольные уроки, на которых может присутствовать руководитель школы. В случае необходимости, используя технологическую карту руководитель школы может оказать методическую помощь учителю, выявить причины низкой результативности деятельности учителя.
Технологическая карта предусматривает планирование усвоения знаний учащимися, формирование и развитие у них специальных и общих умений и навыков на определенном уровне.
Можно привести несколько примеров карт.
Пример 1
Технологическая карта № n Класс
По теме: (тема раздела)
Номер урока по теме | ||
| ||
Цели урока | ||
Вид учебных занятий | ||
Актуализация темы | ||
Изучение нового материала | ||
Закрепление и применение знаний | ||
Контроль учителя | ||
Домашнее задание |
Пример 2.
(по Т.И.Шамовой, Т.М.Давыденко)
Номер урока в курсе | |||
Номер урока в теме | |||
Тема урока | |||
Что должен знать учащийся | |||
Что должен уметь учащихся (специальные умения) | |||
Закрепление и развитие общих учебных умений | |||
Виды учебных занятий | |||
Демонстрации | |||
Контроль учителя | |||
Контроль администрации |
Пример 3.
Номер урока | ||
Тема урока | ||
Что должны знать учащиеся | ||
Что должны уметь учащихся | ||
Вид учебных занятий | ||
Актуализация темы урока | Под руководством учителя | |
Самостоятельно | ||
Изучение нового материала | Под руководством учителя | |
Самостоятельно | ||
Закрепление и применение | Под руководством учителя | |
Самостоятельно | ||
Контроль знаний, умений | ||
Обобщение и систематизация | ||
Оборудование | ||
Домашнее задание |
Выбор и использование технологической карты – право каждого учителя по своему усмотрению.
Подводя итог можно выделить следующее:
Группы целей урока.
Рождение любого урока начинается с осознания его целей. Именно они определяют систему действий учителя на предстоящем уроке. Основная логика урока и его ключевые моменты продумываются заранее как способ реализации поставленных целей.
Вообще говоря, под целями урока понимаются те результаты, которых предполагает достичь учитель в процессе совместной деятельности с учащимися при их обучении, воспитании и развитии.
При подготовке урока необходимо определить цели урока:
Предметные цели могут начинаться с:
Цели, ориентированные на развитие
Личности ребенка:
1. Цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету:
2. Цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности:
3. Цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры:
4. Цели, ориентированные на развитие у школьников исследовательской культуры:
5. Цели, связанные с развитием у школьников организационно- деятельностной культуры (культуры самоуправления учением):
6. Цели, связанные с развитием информационной культуры учащихся:
7. Цели, связанные с развитием коммуникативной культуры учащихся:
8. Цели, ориентированные на развитие рефлексивной культуры школьников:
Учебное занятие и его связь
С другими формами обучения
Предметная цель учебного занятия | Тип учебного занятия | Другие формы |
| Учебное занятие по изучению и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности. |
|
Организовать деятельность учащихся по закреплению знаний и умений… | Учебное занятие закрепления новых знаний и способов деятельности. | Семинар;
|
Организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний, умений и навыков по теме… | Учебное занятие комплексного применения знаний и способов деятельности. |
|
Обеспечить систематизацию и обобщение знаний по теме… | Учебное занятие обобщения и систематизации знаний и способов деятельности. |
|
Обеспечить проверку, оценку и коррекцию знаний и умений учащихся | Учебное занятие проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности. |
|
Памятка поддержания дисциплины на уроке
«Справедливый учитель – это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников».
Примерная схема самоанализа урока
Показатели оценки качества и эффективности учебных
Занятий
(по материалам Т.И. Шамовой и В.П. Симонова)
№ п/п | Блок | Показатели | Оценка в баллах (max 4) |
Личные Качества учителя |
| ||
| |||
| |||
| |||
| |||
Особенности учебной деятельности учащихся |
| ||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
Эффективность преподавания |
| ||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
Цели и результаты проведенного занятия |
| ||
| |||
| |||
| |||
|
Педагогический аспект урока может быть рассмотрен через следующие компоненты:
МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Основная учебная цель урока :
Цель сформулирована учителем в общем виде или в действиях учащихся;
Достижение цели на уроке: на различных этапах, на уровне ознакомления и осмысления, на уровне репродукции и т.д. ;
Достижение на уроке предметной цели;
Достижение на уроке развивающей цели.
Структура урока, ее обоснованность;
Целесообразность распределения времени, хронометрирование урока;
Целесообразность и характер проверки домашнего задания;
Характер представления нового материала учителем;
Характер восприятия нового материала учащимися, степень их самостоятельности;
Развитие у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков;
Оценочная деятельность учителя и самооценка учащихся;
Характер домашнего задания, способы информирования о домашнем задании;
Результативность урока.
Заданий различного характера, инструкций, алгоритмов, опор (схем, моделей, иллюстраций и др.);
Адекватность используемых средств основной цели урока;
Эффективность использования средств в данном классе;
Грамотное использование и сочетание различных средств обучения.
Адекватность данного приема цели и задачам урока;
Обоснованность использования данного приема;
Эффективность использования данных приемов.
Индивидуальная,
Групповая,
Парная,
Фронтальная,
Дифференцированные формы работы
Предупреждение неуспеваемости
1. Важным условием предупреждения неуспеваемости по математике является систематическое, последовательное изучение каждым учеником класса программного материала:
2. Следующим условием является овладение каждым учеником необходимыми приемами самостоятельной работы.
Приёмы организации учебной деятельности учащихся
1. Методы работы с учебником математики.
Хорошо организованная и систематически проводимая работа по учебнику является одним из решающих условий усвоения учащимися знаний и навыков по математике.
Чтению учебников математике надо специально обучать.
Необходимо обучать пользоваться не только текстом и иллюстрациями учебника, но и его оглавлением, записями и таблицами, помещенными на форзацах, аннотацией, предметным указателем. Правильное использование этим вспомогательным аппаратом учебника значительно ускоряет поиск нужного материала в учебнике.
2. Общий прием работы с учебником.
1. Найти задание по оглавлению.
2. Обдумать заголовок. Т.е. ответить на вопросы:
4. Выделить все непонятные слова и выражения, выяснить их значение (в учебнике, справочнике, у учителя, родителей, товарищей).
5. Задать по ходу чтения вопросы. Например такие:
И ответить на них.
6. Выделить (выписать, подчеркнуть) основные понятия.
7. Выделить основные свойства этих понятий (правила, теоремы, формулы).
8. Изучить определения понятий.
9. Изучить их основные свойства (правила, теоремы, рисунок).
10. Разобрать и понять иллюстрации (чертёж, схему, рисунок).
11. Разобрать примеры в тексте и придумать свои.
12. Провести самостоятельно обоснование свойств понятий (вывод формулы или правила, доказательство теоремы).
13. Составить схемы, чертежи, рисунки, таблицы и т. П., используя свои обозначения.
14. Запомнить материал, используя приемы запоминания (пересказ по плану, чертежу или схеме, пересказ трудных мест, мнемонические правила).
15. Ответить на конкретные вопросы в тексте.
16. Придумать и задать себе такие вопросы.
17. Если не все понятно, отметить неясное и обратиться к учителю (родителям, товарищам).
3. Общая организация домашней работы.
1. Осознать цели домашней работы и их важность.
2. Ознакомиться с заданиями, определить, в какой последовательности их лучше выполнять (чередуя устные и письменные, легкие и трудные).
3. Вспомнить, что изучали на уроке, просмотреть записи в тетрадях.
5. Выполнить письменные задания.
4. Что надо знать о теории.
5. Алгоритм решения задачи.
1.Уясни содержание задачи, установи, что неизвестно, и что дано и в чем состоит условие.
2. Изобрази схематически содержание задачи, разбив её на части по смыслу.
3. Установи зависимость между данными величинами и искомыми.
4. Вырази числовые данные всех неизвестных величин через известные, и обозначенную величину на основе установленных между этими величинами закономерностей.
5. На основе сравниваемых величин составь уравнение или систему решений.
6. Проверь решение задачи известным тебе способом (составлением обратной задачи, решением данной задачи другим способом и др.)
6. Как решить задачу по геометрии.
7.Как доказать теорему.
Доказать какое-либо утверждение – значит перейти с помощью логических рассуждений от его условия к заключению.
Для этого:
контрольных работ
Контрольная работа может быть рассчитана на 30-45 минут
Список литературы:
«Управление учебным процессом в школе на основе технологических карт учителя», (методические рекомендации руководителям школ и учителям), Москва,1994