ГОТОВИМСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ЕГЭ (задания А13 и В1)
Е. П. Холодова, преподаватель русского языка и литературы СПбГУ
Переход слов одной части речи в другую
Этот способ образования новых слов является неморфологическим, поэтому необходимость «опознания» таких слов относится скорее к заданию А11, в котором требуется указать правильную морфологическую характеристику предложенного слова. Одна из трудностей при выполнении данного задания обусловлена тем, что абитуриенту очень трудно «смириться» с тем, что, например, слово «путём» может «оказаться» не именем существительным, а предлогом. Разумеется, данное задание позволяет проверить прежде всего ваше знание частей речи.
Однако причины ошибочных ответов нередко связаны именно с незнанием того, что слова могут образовываться путем перехода из одной части речи в другую. При этом, употребляясь в роли другой части речи, слово приобретает иное общее значение, теряет ряд своих грамматических признаков, но приобретает новые. Например, ехали шагом (слово шагом, являясь наречием, не изменяется).
Рядовой случай – прилагательное, обозначает признак. Рядовой из соседней части – , обозначает лицо.
Первый год учебы – числительное, обозначает порядок при счете. Иванов – первый (лучший) ученик – прилагательное, обозначает признак.
Он шел впереди – наречие, обозначает признак действия. Впереди колонны шел знаменосец – предлог, служит для выражения пространственных отношений.
Гость встал, благодаря хозяйку за обед – деепричастие, называет добавочное действие. Благодаря заботливому уходу больной быстро поправился – предлог, служит для выражения причинных отношений.
Что он показал? – местоимение, указывает на предмет. Он сказал, что устал – подчинительный союз, связывает части сложного .
Мне нужна одна ручка, а не две – числительное, называет количество. Одна ты мне дорога (только ты) – частица, ограничительное значение.
Чтобы лучше разобраться, как происходит образование нового (то есть данного вам) слова, следует составить словообразовательную пару, то есть найти слово, от которого непосредственно образовано данное. Например: глупость от глупый (глупость — глупый); влево от левый (влево — левый).
Словообразовательная цепочка – это ряд однокоренных слов, которые последовательно образуются друг от друга. Словообразовательная цепочка может состоять из трех и более однокоренных слов: боль — бол Е Ть — боле Зн Ь — болезн Енн Ый.
Составление таких цепочек помогает выяснить последовательность образования слова и правильность его морфемного состава. Именно цепочка позволяет выявить значение каждой морфемы и её верные границы.
Неисполнительность — исполнительность — исполнительн(ый) — исполнитель — исполни(ть) — полн(ый) Переоснащение — оснащение — оснастить — снасти Примирительница — примиритель — примирить — мирить — мир.
Анализируя морфемный состав слов и устанавливая способ образования, вы должны не забывать о таком явлении, как чередование звуков. Такая замена одного звука другим в пределах одной морфемы отражается на письме и называется чередованием.
Это явление лежит в основе многих орфографических правил, поэтому вам следует быть особенно внимательными, когда вы сталкиваетесь с чередованием, анализируя морфемный состав слова. Чередование – явление, которое происходит и при образовании форм одного слова, и при образовании новых слов. Напомним некоторые чередования:
Свет — свеча — освещение (тчщ) ситец — ситчик (цч) любить — люблю (ббл) воздух — воздушный (хш) водить — вожу — вождение (джжд) бросить — брошу (сш).
Чередоваться могут не только согласные, но и гласные:
Загорать — загар (оа) вытирать — вытер (ие) вырасти — вырос — выращивать (ао, стсщ).
В корнях, приставках и суффиксах нередко происходит чередование о и е с нулем звука. Такие гласные иногда называют беглыми, потому что они то появляются, то исчезают в морфемах:
рот — рта (о0) огурец — огурца (е0) глазок — глазка (о0) кусочек — кусочка (е0) оторвать — отрыв (о0).
Следует опознавать чередования, обусловленные наличием в современном языке старославянских и исконно русских элементов:
золото — златокудрый (олола) город — градостроитель (орора) молоко — млечный (ололе) берег — прибрежный (ерере).
Грамматические нормы. Глагол, прилагательное, местоимение. Собирательные и количественные числительные, склонение числительных. Об этом смотрите в разделе
Слова некоторых частей речи исторически образовались путем перехода слов из одной части речи в другую.
Мы уже называли образование существительных путем перехода в них прилагательных и причастий (мороженое, заведующий) — субстантивацию. Если существительное, образованное субстантивацией прилагательного, не имеют никаких отличий в морфемной структуре от этих прилагательных, то существительное, образованное субстантивацией причастия, с точки зрения своего морфемного состава отличаются от соответствующего причастия: в существительном суффикс -ущ / -ющ, -ащ / -ящ не является формообразующими (существительное не является формой глагола) и входит в основу. Поэтому в лингвистике существует описание образования подобных слов суффиксацией: заведу-ющ-ий ¬ заведовать, заведующий — ‘тот, кто заведует’.
Переходом из других частей речи образованы многие наречия. Так, можно отметить наречия, образованные переосмыслением
— существительных (дома, весной),
— прилагательных (попусту, в открытую),
— деепричастий (сидя, лёжа),
— числительных (вдвое).
Необходимо понимать, что переход слова из одной части речи в другую — процесс исторический. С точки зрения современном состояния языка (с синхронической точки зрения) все эти слова образованы при помощи суффикса или приставки и суффикса, омонимичного окончанию существительного, прилагательного или числительного, а также формообразующему суффиксу деепричастной формы глагола, например: зим-ой ¬ зима , леж-а ¬ лежа ть, по-пуст-у ¬ пуст ой.
Процесс перехода активен при образовании служебных слов. Так, например, можно назвать следующие группы предлогов, образованные переходом из других частей речи:
— отыменные: ввиду, в виде, в течение, за счет, по поводу,
— отглагольные: благодаря, включая, исключая, начиная, спустя,
— наречные: вблизи, вокруг, напротив, вдаль.
При этом разграничение предлога и наречия возможно только в контексте и зависит от реального наличия или отсутствия стоящего следом существительного: Я оглянулся вокруг (наречие) — Я обошел вокруг дома (предлог). Разграничение производного предлога и деепричастия опирается на различие в их значении — производный отглагольный предлог выражает значение отношения, например: Благодаря хозяевам вечер удался на славу (предлог) — Мы уходили, благодаря хозяев за гостеприимство (деепричастие).
Что касается отыменных предлогов, то степень их отхода от самостоятельных слов различна. В ряде случаев предлоги абсолютно обособились и утратили смысловую связь с базовым существительным, например: ввиду, в течение, путем, насчет, по мере; в современном языке эти предлоги следует считать непроизводными. В других случаях смысловые связи живы: в качестве, в сфере, с помощью, в пользу. Такие предлоги называют предложными сочетаниями, поскольку они сохраняют некоторые синтаксические свойства существительного: избирательную сочетаемость (в роли кого — в функции чего), возможность принимать определение (выступить в сомнительной роли умиротворителя). В этих случаях мы имеем дело с живым процессом «опредложивания» именных сочетаний.
С точки зрения современного состояния языка можно выделить следующие способы образования предлогов:
1) суффиксальный — от глаголов: исключа-я ¬ исключа ть,
2) приставочно-суффиксальный — от существительных: во-врем-я ¬ врем я,
3) сложение — от предлогов: из-за ¬ из + за .
Материал, касающийся образования слов одной части речи от слов другой части речи, наглядно показывает необходимость и пути разграничения исторической и синхронической производности.
Е. И. Литневская. Русский язык: краткий теоретический курс - М., 2000 г.
Главные методы словообразования
Новыепроизводные слова в российском языке образуются 4-мя основными методами :
1) морфологический метод
(при помощи слово-образовательных морфем - приставок, суффиксов и др.);
2) лексико-синтаксический метод
(сращение (слияние) словосочетания в одно слово);
3) морфолого-синтаксический метод
(переход из одной части речи в другую);
4) лексико-семантический метод (распад неоднозначного слова на омонимы).
1. Морфологический метод (образование новых слов при помощи словообразовательных морфем) - самый распространённый в современном российском языке. При морфологическом методе образования в производной базе есть возможность выделить производящую базу (базу слова, от которого образовано производное слово) и словообразовательную морфему (приставку, суффикс, постфикс, соединительную морфему).
Главные разновидности морфологического метода словообразования
Метод словообразования
1. Приставочный
Влить ← лить; неглубокий ← глубочайший; кавардак ← порядок; назавтра ← завтра
2. Суффиксальный
Прыгнуть ← прыгать; киевлянин ← Киев; жарко ← жаркий
3. Нулевая суффиксация
РассказØ ← поведать; зеленьØ ← зелёный*
4. Приставочно-суффиксальный
Безвери ← вера; пришкольный ← школа
5. Постфиксальный
Купаться ← купать; развлекаться ← мвеселить; что-то ← что; где-либо ← где
6. Сложение
Лесостепь ← лес, степь; овощехранилище ← овощ, хранилище
* Нулевой суффикс принято обозначать знаком Ø, т.е. важное отсутствие суффикса при словообразовании методом нулевой суффиксации.
См. дополнительно:
2. Сращение словосочетания в одно слово (лексико-синтаксический метод) - это метод словообразования, при котором происходит соединение, слияние 2-ух либо более слов в одно в отсутствие каких-то конфигураций в их морфемном составе и в отсутствие роли соединительных гласных: быстрорастворимый, вечнозелёный.
Образованные этим методом слова во всех собственных формах целиком тождественны синонимичному словосочетанию: быстрорастворимый кофе - кофе, стремительно растворимый в воде .
См. дополнительно:
3. Переход из одной части речи в другую (морфолого-синтаксический метод) - это образование новых слов в итоге перехода из одной части речи в другую.
Разновидности морфолого-синтаксического метода метода словообразования
Вид перехода
Переход слов других частей речи в существи-тельные
Заводская столовая , вкусное мороженое
Переход слов других частей речи (обычно причастий) в прилагатель-ные
Блестящие возможности, изыс-канный вкус
Переход слов других частей речи в местоиме-ния
Достигнуты определённые успехи, о данном событии
Переход слов других частей речи в наречия
Возлагать на фортуну
(существительное с предлогом) - идти наудачу
(наречие), по вашему
совету (местоимение) - сделаю по-вашему
(наречие)
Переход слов других частей речи в служебные слова
Благодаря подругу (деепричастие) - бла-годаря подруге (предлог), поглядеть вокруг (наречие) - вокруг пруда (предлог)
Переход слов других частей речи в междометия
Батюшки! караул! (имена существительные перебегают в междометия ), пли! (форма пове-лительного наклонения глагола перебегает в междометие )
Принадлежность подобного слова той либо другой части речи определяется только в контексте (словосочетании, предложении).
В современном российском языке в большинстве случаев прилагательные и причастия перебегают в существительные (субстантивация): учащийся, командующий, мороженое, гостиная .
См. дополнительно:
4. Распад неоднозначного слова на омонимы (лексико-семантический метод) - это таковой метод словообразования, при котором новые слова появляются в итоге конфигураций значений уже имеющихся слов. Со временем различные значения неоднозначного слова могут потерять смысловую связь вместе и превра-титься в самостоятельные слова-омонимы. К примеру:
1 гигант, вступивший в борьбу с неприятелями;
2 большой водонагреватель;
3 серебристо-белый твёрдый металл;
1 пористый остов неких видов беспозвоночных животных, отлично поглощающий воду и употребляющийся для мытья;
2 пористое, упругое изделие из резины, поролона, служащее для мытья;
1 область, управляемая князем-феодалом в древней Руси;
2 судьба, участь.
5. Анализ примеров.
силач ← сила (суффиксальный метод).
шагнуть ← шагать (суффиксальный метод).
невдали ← вдали (приставочный метод).
по-флотски ← флотский (приставочно-суффиксальный метод).
мореход ← море, плавать (сложение с суффиксацией).
долгоиграющий ← длительно играющий (сращение).
гостиная (сущ.) ← гостиный (прил.) - переход из одной части речи в другую.
Источники:
Дополнительно на сайт:
Словарный состав русского языка постоянно изменяется, пополняется новыми словами. Одним из способов пополнения частей речи и образования новых классов слов является процесс перехода слов из одной части речи в другую.
Конве?рсия (лат. conversiō «обращение», «превращение») - способ словообразования, образование нового слова путём перехода основы в другую парадигму словоизменения
Под переходом понимается сложный процесс изменений признаков слова, который приводит к перемещению слова из одной части речи в другую или к перемещению слова из одного морфологического разряда в другой в пределах одной части речи.
Следствием процессов переходности является синкретизм.
Синкретизм – постоянное объединение в одной форме несколько значений или компонентов значения, разделенных между разными формами.
Синкретичными называются такие слова, которые совмещают в своей грамматической структуре (в категориальном значении, морфологических и синтаксических свойствах) в той или иной степени признаки двух или более частей речи.
В русском языке выделяется два пути образования синкретичных слов (два типа переходности):
· групповой, приводящий к образованию новых классов слов (новых частей речи),
· индивидуальный, касающийся отдельных слов и приводящий к пополнению существующих частей речи или существующих разрядов слов.
Первый путь – это длительный путь развития, путь исторического формирования на базе взаимодействия двух или более исходных частей речи новых классов слов (новых частей речи) или новых разрядов слов.
Так сформировались
· имя числительное,
· причастие, деепричастие,
· формы прошедшего времени глагола с суффиксом -л-,
· имена собственные – фамилии на -ов, -ин (Солнцев, Пушкин) и др.
Второй путь – это путь индивидуального перехода слова из одной части речи или из одного разряда слов в другую часть речи или в другой разряд слов. Количество таких слов может быть самым разным, но в любом случае исходная часть речи или исходный разряд слов не исчезает из языка, так как при этом типе трансформации происходит раздвоение, расщепление исходной лексемы на две, по-разному функционирующие в языке; в одной из них появляются и развиваются признаки иной части речи, а другая чаще остается без изменения и продолжает функционировать в исходной части речи.
В русском языке слова любой части речи могут подвергнуться процессу индивидуальной переходности. Выделяются следующие процессы:
· Субстантивация (переход в существительные) прилагательных и причастий.
v в форме мужского рода, прилагательные и причастия приобретают значение «лицо - носитель признака, названного прилагательным или причастием». (Ухаживать за больным ребенком.Больной уже встал с постели).
v В форме женского рода субстантивированные прилагательные обозначают, как правило, помещение, где что-нибудь находится, происходит:(приемная, проходная, операционная, парикмахерская, шашлычная и т. п.)
v В форме среднего рода субстантивированные прилагательные и причастия называют
O обобщенный, отвлеченный носитель признака(прошлое, будущее, новое, прекрасное, отживающее, предстоящее;
O названия кушаний, лекарств (съестное, сладкое, заливное, мороженое, снотворное),
O представителей различных видов и классов растительного и животного мира (млекопитающее, земноводное, цитрусовое).
O Субстантивированные прилагательные в форме мн. ч. представляют собой слова pluraliatantum, обозначающие преимущественно различные виды денег и платежей(командировочные, премиальные, суточные и т. п.; ср. также позывные).
Грамматический механизм субстантивации основан на том, что родо-падежно-числовая парадигма прилагательного или причастия сокращается: от нее остается лишь часть - система словоформ одного рода (в ед. числе) или только мн. числа.
Субстантивироваться могут и другие части речи:
· наречия (дорога в никуда; Сегодня рушится тысячелетнее прежде.Маяковский),
· междометия (Далече грянуло ура.Пушкин)
· любые другие словоформы и их сочетания при передаче произносимых кем-либо слов (работать через «не могу»).
Во всех таких употреблениях субстантивированные слова и их сочетания выступают как несклоняемые существительные среднего рода. Сущность этого явления, в отличие от субстантивации прилагательных и причастий, - чисто синтаксическая; оно сводится к постановке того или иного слова, словоформы, сочетания слов в синтаксическую позицию существительного.
2. Адъективация (переход в прилагательные) причастий. Сущность этого явления - семантическая: потеря причастием глагольных признаков вследствие его семантического отрыва от соответствующего глагола, например: выдающийся, блестящий в сочетаниях типа выдающиеся, блестящие способности; выдающийся, блестящий ученый; убитый, растерянный, потерянный, потрепанный и т. п. в сочетании со словами типа вид, взгляд, лицо. Такие причастия отрываются от глагольной парадигмы и становятся самостоятельным словом - прилагательным при сохранении адъективного типа склонения.
3. Адвербиализация (переход в наречия).
· деепричастия, теряя глагольные признаки и отрываясь от глагольной парадигмы, подобно причастиям при адъективации, например: шутя (Он сделает это шутя - «очень легко, без напряжения»), лежа (Читать лежа вредно).
· формы косвенных падежей и предложно-падежные формы существительных, например формы твор. п. в наречиях типа осенью, зимой, летом, вечером, временами, шагом, рысью, формы вин.п. с предлогами в наречиях вбок, вверх, вниз, вдаль, в одиночку, наполовину, наудачу и т. п. При этом, отрываясь от парадигмы существительного, такие формы становятся неизменяемыми словами, а флексии и предлоги исходных падежных и предложно-падежных форм функционально преобразуются: флексии становятся суффиксами наречий, а предлоги - префиксами.
4. Прономинализация (переход в местоимения) - явление чисто семантическое.
· Существительные –
v «вещь» (Бал - вещь хорошая, неволя-то горька.Грибоедов),
v «дело» (Отпуск - хорошее дело),
v «человек» (при указании на лицо:Он человек неплохой и т. п.),
· Прилагательные
v «известный, определенный» в значении «некоторый, кое-какой» (в известном смысле, на определенном этапе и т. п.).
v Данный (как указ.местоим.)
v Последний («этот, только что упомянутый»)
· причастия,
v Данный (как указ.Местоим.)
v следующий («тот, который сейчас будет упомянут»),
v указанный и др.
Все они приобретают функцию указания на предмет или признак.
Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:
Тема: Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие (слайд 1).
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока : познакомить с одним из способов образования новых частей речи на основе углубления понятия о самостоятельных частях речи;
Задачи урока :
образовательные: научиться правильно определять, к какой части речи относится слово, уметь доказать;
развивающие : развивать логическое мышление, умение сравнивать, анализировать свои ошибки и ошибки товарищей, корректировать свою работу;
воспитательные: воспитывать чувство языка, воспитывать сознательность, внимание к происходящим в языке процессам, интерес к русскому языку в целом.
Оборудование: презентация.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Беседа о деепричастии как части речи.
Что такое деепричастие?
Какие признаки имеет деепричастие?
Какие признаки глагола? А какие признаки наречия?
С помощью каких суффиксов образованы деепричастия несовершенного вида?
С помощью каких суффиксов образованы деепричастия совершенного вида?
- Образуйте от следующих слов деепричастия:
Что образует деепричастие с зависимыми словами?
Что называется деепричастным оборотом?
Какими членами предложения являются деепричастия и деепричастные обороты?
Как на письме выделяются деепричастные обороты? Одиночные деепричастия.
С какими видами орфограмм вы познакомились при изучении темы «Деепричастие»?
Расскажите о правописании не с деепричастиями.
Сопоставьте написание не с глаголами и с деепричастиями. Аргументируйте свои ответы примерами.
Расскажите о правописании не с глаголами, деепричастиями, с краткими и полными причастиями.
Изучение нового материала.
Синтаксический разбор предложения у доски выполнит________
Продолжая держаться лапой за ушибленное место, он стремительно кинулся через речку, схватил маленького братишку за шиворот и, ещё вскрикивая сквозь зубы, переволок его через глубокое место.
Выпишите деепричастия и выделите в них суффиксы.
Какие суффиксы у деепричастий? Какого вида эти деепричастия?
Найдите деепричастные обороты.
Подобрать слова к схемам (слайды 3,4).
Слова разных частей речи в составе предложения взаимодействуют, и оказалось, что некоторые из них в результате различных процессов стали словами другой части речи. Можно говорить о двух случаях переходности в отношении частей речи: переходных явлениях в пределах одной части речи и переходе слов из одной части речи в другую. В последнем случае в языке возникают грамматические омонимы, сохраняющие одинаковое звучание и написание, но различающиеся структурными, семантическими и грамматическими характеристиками. Сегодня мы будем говорить о переходе слов из одной части речи в другую.
Сделайте морфемный разбор этих слов. Определите часть речи (слайд 5).
Белила, жгут, надел, пила, попугай, рой, знать, запевала, стекло, гнёт, стих, три, печь.
белила – существительное (белая краска различного состава) - б елила – глагол (прош. вр., ж.р.);
жгут - существительное (средство временной остановки кровотечения из крупных сосудов) - жгут – глагол (наст. вр.,3 лицо);
надел – глагол ( прош. вр., м.р.) - н адел - существительное (земельный участок, предоставляемый феодальным в пользование крестьянам за различные повинности);
пила - существительное (инструмент) - пила – глагол (прош. вр., ж.р.);
попугай – существительное (птица) - попугай – повелительное наклонение глагола;
рой – существительное (пчелиный) - рой - повелительное наклонение глагола;
знать – н.ф. глагола - знать - существительное (аристократия - наследственный привилегированный слой общества);
стекло – существительное - стекло – глагол (прош. вр., ср.р.);
гнёт – существительное (тяжесть, притеснение) - гнёт - глагол(наст. вр., 3 лицо);
печь (имя существительное) - печь (глагол (н.ф.);
стих (стихотворение) - стих (форма прошедшего времени от глагола стихнуть);
три (имя числительное) - три (повелительное наклонение от глагола тереть).
Как называются эти слова?
п/о омонимы. Омонимы – это
Омоформы , омонимичные формы слов; слова, совпадающие в своём звучании лишь в отдельных формах (той же части речи или разных частей речи).
Но есть и другие явления.
мороженое мясо – прич. - вкусное мороженое – сущ.
больной ребёнок – больной уже в кровати
военный врач – военный в отставке
русский народ - русский вошел в кабинет
зайдите в учительскую (прил.) комнату - з айдите в учительскую (сущ.).
трудящися (прич.) массы - все трудящиеся (сущ.);
столовая (прил.) комната - светлая столовая (сущ.).
провожающие стояли на перроне – провожающие люди
Как называются эти слова?
п/о омонимы. Омонимы – это слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению.
Просклоняем 1 словосочетание.
мороженое мясо – прич. - вкусное мороженое – сущ.
И.п. мороженое мясо – мороженое,
Р.п. нет мороженого мяса – нет мороженого,
Д.п. мороженому мясу - мороженому
В.п. мороженое мясо – мороженое
Т.п. с мороженым мясом – с мороженым
П.п. о мороженом мясе – о мороженом
Упражнение №267
Упражнение №270
Итог урока
С каким способом образования слов вы познакомились на этом уроке? Приведите примеры перехода слов из одной части речи в другую.
Домашнее задание (слайд 6)
§145 («Теория»)
Упражнение №269 («Практика»).
РЕЗЕРВ
Определите, к какой части речи относится выделенное слово (слайд 7)