Главная » 2 Распространение » Переход одной части речи в другую алгоритм. Словообразовательные выразительные средства языка

Переход одной части речи в другую алгоритм. Словообразовательные выразительные средства языка

ГОТОВИМСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ЕГЭ (задания А13 и В1)

Е. П. Холодова, преподаватель русского языка и литературы СПбГУ

Переход слов одной части речи в другую

Этот способ образования новых слов является неморфологическим, поэтому необходимость «опознания» таких слов относится скорее к заданию А11, в котором требуется указать правильную морфологическую характеристику предложенного слова. Одна из трудностей при выполнении данного задания обусловлена тем, что абитуриенту очень трудно «смириться» с тем, что, например, слово «путём» может «оказаться» не именем существительным, а предлогом. Разумеется, данное задание позволяет проверить прежде всего ваше знание частей речи.

Однако причины ошибочных ответов нередко связаны именно с незнанием того, что слова могут образовываться путем перехода из одной части речи в другую. При этом, употребляясь в роли другой части речи, слово приобретает иное общее значение, теряет ряд своих грамматических признаков, но приобретает новые. Например, ехали шагом (слово шагом, являясь наречием, не изменяется).

Рядовой случай – прилагательное, обозначает признак. Рядовой из соседней части – , обозначает лицо.

Первый год учебы – числительное, обозначает порядок при счете. Иванов – первый (лучший) ученик – прилагательное, обозначает признак.

Он шел впереди – наречие, обозначает признак действия. Впереди колонны шел знаменосец – предлог, служит для выражения пространственных отношений.

Гость встал, благодаря хозяйку за обед – деепричастие, называет добавочное действие. Благодаря заботливому уходу больной быстро поправился – предлог, служит для выражения причинных отношений.

Что он показал? – местоимение, указывает на предмет. Он сказал, что устал – подчинительный союз, связывает части сложного .

Мне нужна одна ручка, а не две – числительное, называет количество. Одна ты мне дорога (только ты) – частица, ограничительное значение.

Чтобы лучше разобраться, как происходит образование нового (то есть данного вам) слова, следует составить словообразовательную пару, то есть найти слово, от которого непосредственно образовано данное. Например: глупость от глупый (глупость — глупый); влево от левый (влево — левый).

Словообразовательная цепочка – это ряд однокоренных слов, которые последовательно образуются друг от друга. Словообразовательная цепочка может состоять из трех и более однокоренных слов: боль — бол Е Ть — боле Зн Ь — болезн Енн Ый.

Составление таких цепочек помогает выяснить последовательность образования слова и правильность его морфемного состава. Именно цепочка позволяет выявить значение каждой морфемы и её верные границы.

Неисполнительность — исполнительность — исполнительн(ый) — исполнитель — исполни(ть) — полн(ый) Переоснащение — оснащение — оснастить — снасти Примирительница — примиритель — примирить — мирить — мир.

Анализируя морфемный состав слов и устанавливая способ образования, вы должны не забывать о таком явлении, как чередование звуков. Такая замена одного звука другим в пределах одной морфемы отражается на письме и называется чередованием.

Это явление лежит в основе многих орфографических правил, поэтому вам следует быть особенно внимательными, когда вы сталкиваетесь с чередованием, анализируя морфемный состав слова. Чередование – явление, которое происходит и при образовании форм одного слова, и при образовании новых слов. Напомним некоторые чередования:

Свет — свеча — освещение (тчщ) ситец — ситчик (цч) любить — люблю (ббл) воздух — воздушный (хш) водить — вожу — вождение (джжд) бросить — брошу (сш).

Чередоваться могут не только согласные, но и гласные:

Загорать — загар (оа) вытирать — вытер (ие) вырасти — вырос — выращивать (ао, стсщ).

В корнях, приставках и суффиксах нередко происходит чередование о и е с нулем звука. Такие гласные иногда называют беглыми, потому что они то появляются, то исчезают в морфемах:

рот — рта (о0) огурец — огурца (е0) глазок — глазка (о0) кусочек — кусочка (е0) оторвать — отрыв (о0).

Следует опознавать чередования, обусловленные наличием в современном языке старославянских и исконно русских элементов:

золото — златокудрый (олола) город — градостроитель (орора) молоко — млечный (ололе) берег — прибрежный (ерере).

Грамматические нормы. Глагол, прилагательное, местоимение. Собирательные и количественные числительные, склонение числительных. Об этом смотрите в разделе

Слова некоторых частей речи исторически образовались путем перехода слов из одной части речи в другую.

Мы уже называли образование существительных путем перехода в них прилагательных и причастий (мороженое, заведующий) — субстантивацию. Если существительное, образованное субстантивацией прилагательного, не имеют никаких отличий в морфемной структуре от этих прилагательных, то существительное, образованное субстантивацией причастия, с точки зрения своего морфемного состава отличаются от соответствующего причастия: в существительном суффикс -ущ / -ющ, -ащ / -ящ не является формообразующими (существительное не является формой глагола) и входит в основу. Поэтому в лингвистике существует описание образования подобных слов суффиксацией: заведу-ющ-ий ¬ заведовать, заведующий — ‘тот, кто заведует’.

Переходом из других частей речи образованы многие наречия. Так, можно отметить наречия, образованные переосмыслением

— существительных (дома, весной),

— прилагательных (попусту, в открытую),

— деепричастий (сидя, лёжа),

— числительных (вдвое).

Необходимо понимать, что переход слова из одной части речи в другую — процесс исторический. С точки зрения современном состояния языка (с синхронической точки зрения) все эти слова образованы при помощи суффикса или приставки и суффикса, омонимичного окончанию существительного, прилагательного или числительного, а также формообразующему суффиксу деепричастной формы глагола, например: зим-ой ¬ зима , леж-а ¬ лежа ть, по-пуст-у ¬ пуст ой.

Процесс перехода активен при образовании служебных слов. Так, например, можно назвать следующие группы предлогов, образованные переходом из других частей речи:

— отыменные: ввиду, в виде, в течение, за счет, по поводу,

— отглагольные: благодаря, включая, исключая, начиная, спустя,

— наречные: вблизи, вокруг, напротив, вдаль.

При этом разграничение предлога и наречия возможно только в контексте и зависит от реального наличия или отсутствия стоящего следом существительного: Я оглянулся вокруг (наречие) — Я обошел вокруг дома (предлог). Разграничение производного предлога и деепричастия опирается на различие в их значении — производный отглагольный предлог выражает значение отношения, например: Благодаря хозяевам вечер удался на славу (предлог) — Мы уходили, благодаря хозяев за гостеприимство (деепричастие).

Что касается отыменных предлогов, то степень их отхода от самостоятельных слов различна. В ряде случаев предлоги абсолютно обособились и утратили смысловую связь с базовым существительным, например: ввиду, в течение, путем, насчет, по мере; в современном языке эти предлоги следует считать непроизводными. В других случаях смысловые связи живы: в качестве, в сфере, с помощью, в пользу. Такие предлоги называют предложными сочетаниями, поскольку они сохраняют некоторые синтаксические свойства существительного: избирательную сочетаемость (в роли кого — в функции чего), возможность принимать определение (выступить в сомнительной роли умиротворителя). В этих случаях мы имеем дело с живым процессом «опредложивания» именных сочетаний.

С точки зрения современного состояния языка можно выделить следующие способы образования предлогов:

1) суффиксальный — от глаголов: исключа-я ¬ исключа ть,

2) приставочно-суффиксальный — от существительных: во-врем-я ¬ врем я,

3) сложение — от предлогов: из-за ¬ из + за .

Материал, касающийся образования слов одной части речи от слов другой части речи, наглядно показывает необходимость и пути разграничения исторической и синхронической производности.

Е. И. Литневская. Русский язык: краткий теоретический курс - М., 2000 г.

Главные методы словообразования

Новыепроизводные слова в российском языке образуются 4-мя основными методами :

1) морфологический метод (при помощи слово-образовательных морфем - приставок, суффиксов и др.);
2) лексико-синтаксический метод (сращение (слияние) словосочетания в одно слово);
3) морфолого-синтаксический метод (переход из одной части речи в другую);

4) лексико-семантический метод (распад неоднозначного слова на омонимы).

1. Морфологический метод (образование новых слов при помощи словообразовательных морфем) - самый распространённый в современном российском языке. При морфологическом методе образования в производной базе есть возможность выделить производящую базу (базу слова, от которого образовано производное слово) и словообразовательную морфему (приставку, суффикс, постфикс, соединительную морфему).

Главные разновидности морфологического метода словообразования

Метод словообразования

1. Приставочный

Влить ← лить; неглубокий ← глубочайший; кавардак ← порядок; назавтра ← завтра

2. Суффиксальный

Прыгнуть ← прыгать; киевлянин ← Киев; жарко ← жаркий

3. Нулевая суффиксация

РассказØ ← поведать; зеленьØ ← зелёный*

4. Приставочно-суффиксальный

Безвери ← вера; пришкольный ← школа

5. Постфиксальный

Купаться ← купать; развлекаться ← мвеселить; что-то ← что; где-либо ← где

6. Сложение

Лесостепь ← лес, степь; овощехранилище ← овощ, хранилище

* Нулевой суффикс принято обозначать знаком Ø, т.е. важное отсутствие суффикса при словообразовании методом нулевой суффиксации.

См. дополнительно:

  • Что такое приставочный метод образования слов?
  • Какой метод образования слов именуется нулевая суффиксация?
  • Что такое суффиксальный метод образования слов?
  • Что такое постфиксальный метод образования слов?
  • Что такое приставочно-суффиксальный метод образования слов?
  • Что такое приставочно-постфиксальный метод образования слов?
  • Что такое суффиксально-постфиксальный метод образования слов?
  • Что такое приставочно-суффиксально-постфиксальный метод образования слов?
  • Что такое сложение как метод образования слов?
  • Какие есть разновидности сложения как метода образования слов?
  • Что такое сложно-приставочный метод образования слов?
  • Что такое сложно-суффиксальный метод образования слов?
  • Как найти метод образования сложного слова?
  • Что такое аббревиация как метод образования слов?
  • Как отличить сложение от сращения?
  • Как отличить сложение от суффиксации?
  • Как отличить сложение от сложения с суффиксацией?
  • 2. Сращение словосочетания в одно слово (лексико-синтаксический метод) - это метод словообразования, при котором происходит соединение, слияние 2-ух либо более слов в одно в отсутствие каких-то конфигураций в их морфемном составе и в отсутствие роли соединительных гласных: быстрорастворимый, вечнозелёный.

    Образованные этим методом слова во всех собственных формах целиком тождественны синонимичному словосочетанию: быстрорастворимый кофе - кофе, стремительно растворимый в воде .

    См. дополнительно:

  • Что такое сращение как метод образования слов?
  • Как отличить сращение от сложения?
  • 3. Переход из одной части речи в другую (морфолого-синтаксический метод) - это образование новых слов в итоге перехода из одной части речи в другую.

    Разновидности морфолого-синтаксического метода метода словообразования

    Вид перехода

    Переход слов других частей речи в существи-тельные

    Заводская столовая , вкусное мороженое

    Переход слов других частей речи (обычно причастий) в прилагатель-ные

    Блестящие возможности, изыс-канный вкус

    Переход слов других частей речи в местоиме-ния

    Достигнуты определённые успехи, о данном событии

    Переход слов других частей речи в наречия

    Возлагать на фортуну (существительное с предлогом) - идти наудачу (наречие), по вашему совету (местоимение) - сделаю по-вашему (наречие)

    Переход слов других частей речи в служебные слова

    Благодаря подругу (деепричастие) - бла-годаря подруге (предлог), поглядеть вокруг (наречие) - вокруг пруда (предлог)

    Переход слов других частей речи в междометия

    Батюшки! караул! (имена существительные перебегают в междометия ), пли! (форма пове-лительного наклонения глагола перебегает в междометие )

    Принадлежность подобного слова той либо другой части речи определяется только в контексте (словосочетании, предложении).

    В современном российском языке в большинстве случаев прилагательные и причастия перебегают в существительные (субстантивация): учащийся, командующий, мороженое, гостиная .

    См. дополнительно:

  • Что такое переход из одной части речи в другую как метод образования слов?
  • Как отличить переход из одной части речи в другую от суффиксации?
  • Как отличить переход из одной части речи в другую от нулевой суффиксации?
  • Как отличить переход из одной части речи в другую от приставочного метода словообразования?
  • Где отыскать упражнения к теме «Образование новых слов путём перехода из одной части речи в другую»?
  • 4. Распад неоднозначного слова на омонимы (лексико-семантический метод) - это таковой метод словообразования, при котором новые слова появляются в итоге конфигураций значений уже имеющихся слов. Со временем различные значения неоднозначного слова могут потерять смысловую связь вместе и превра-титься в самостоятельные слова-омонимы. К примеру:

  • титан -
  • 1 гигант, вступивший в борьбу с неприятелями;

    2 большой водонагреватель;

    3 серебристо-белый твёрдый металл;

  • губка -
  • 1 пористый остов неких видов беспозвоночных животных, отлично поглощающий воду и употребляющийся для мытья;

    2 пористое, упругое изделие из резины, поролона, служащее для мытья;

  • удел -
  • 1 область, управляемая князем-феодалом в древней Руси;

    2 судьба, участь.

    5. Анализ примеров.

  • Существительное силач сила при помощи суффикса -ач . Это суффиксальный метод словообразования. На письме образование слова силач
  • силач ← сила (суффиксальный метод).

  • Глагол шагнуть образован от глагола шагать при помощи суффикса -ну -. Это суффиксальный метод словообразования. При образовании глагола шагнуть производящая база шага - усекается - шаг -а -. На письме образование слова шагнуть есть возможность оформить последующим образом:
  • шагнуть ← шагать (суффиксальный метод).

  • Наречие невдали образовано от наречия вдали при помощи приставки не -. Это приставочный метод словообразования. На письме образование слова невдали есть возможность оформить последующим образом:
  • невдали ← вдали (приставочный метод).

  • Наречие по-флотски флотский при помощи приставки по - и суффикса -и . Это приставочно-суффиксальный метод образования. На письме образование слова по-флотски есть возможность оформить последующим образом:
  • по-флотски ← флотский (приставочно-суффиксальный метод).

  • Существительное мореход образовано от существительного мор е и глагола плава ть путём сложения основ при помощи соединительной гласной е и присоединения суффикса -тель . Это сложение с суффиксацией. На письме образование слова мореход есть возможность оформить последующим образом:
  • мореход ← море, плавать (сложение с суффиксацией).

  • Прилагательное д олгоиграющий образовано в итоге сращения (слияния) причастия играющий и зависимого от него наречия длительно : пластинка , играющая (сколько? как длительно?) длительно , длительно играющая пластинка . На письме образование слова д олгоиграющий есть возможность оформить последующим образом:
  • долгоиграющий ← длительно играющий (сращение).

  • Существительное гостиная образовано от прилагательного гостиная путём перехода из одной части речи в другую. На письме образование слова гостиная есть возможность оформить последующим образом:
  • гостиная (сущ.) ← гостиный (прил.) - переход из одной части речи в другую.

    Источники:

  • Глава «Основные методы словообразования» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс российского языка»
  • Раздел «Основные методы словообразования» в электрическом пособии «Русский язык» на веб-сайте traktat.com
  • Дополнительно на сайт:

  • Как отыскать производящее слово?
  • Как отличать производное слово от производящего?
  • Какие обычные ошибки допускают при словообразовательном анализе слов?
  • Как найти, заходит ли конечный гласный базы глагола в состав корня?
  • Что такое наложение морфем?
  • Словарный состав русского языка постоянно изменяется, пополняется новыми словами. Одним из способов пополнения частей речи и образования новых классов слов является процесс перехода слов из одной части речи в другую.

    Конве?рсия (лат. conversiō «обращение», «превращение») - способ словообразования, образование нового слова путём перехода основы в другую парадигму словоизменения

    Под переходом понимается сложный процесс изменений признаков слова, который приводит к перемещению слова из одной части речи в другую или к перемещению слова из одного морфологического разряда в другой в пределах одной части речи.

    Следствием процессов переходности является синкретизм.

    Синкретизм – постоянное объединение в одной форме несколько значений или компонентов значения, разделенных между разными формами.

    Синкретичными называются такие слова, которые совмещают в своей грамматической структуре (в категориальном значении, морфологических и синтаксических свойствах) в той или иной степени признаки двух или более частей речи.

    В русском языке выделяется два пути образования синкретичных слов (два типа переходности):

    · групповой, приводящий к образованию новых классов слов (новых частей речи),

    · индивидуальный, касающийся отдельных слов и приводящий к пополнению существующих частей речи или существующих разрядов слов.

    Первый путь – это длительный путь развития, путь исторического формирования на базе взаимодействия двух или более исходных частей речи новых классов слов (новых частей речи) или новых разрядов слов.

    Так сформировались

    · имя числительное,

    · причастие, деепричастие,

    · формы прошедшего времени глагола с суффиксом -л-,

    · имена собственные – фамилии на -ов, -ин (Солнцев, Пушкин) и др.

    Второй путь – это путь индивидуального перехода слова из одной части речи или из одного разряда слов в другую часть речи или в другой разряд слов. Количество таких слов может быть самым разным, но в любом случае исходная часть речи или исходный разряд слов не исчезает из языка, так как при этом типе трансформации происходит раздвоение, расщепление исходной лексемы на две, по-разному функционирующие в языке; в одной из них появляются и развиваются признаки иной части речи, а другая чаще остается без изменения и продолжает функционировать в исходной части речи.

    В русском языке слова любой части речи могут подвергнуться процессу индивидуальной переходности. Выделяются следующие процессы:

    · Субстантивация (переход в существительные) прилагательных и причастий.

    v в форме мужского рода, прилагательные и причастия приобретают значение «лицо - носитель признака, названного прилагательным или причастием». (Ухаживать за больным ребенком.Больной уже встал с постели).

    v В форме женского рода субстантивированные прилагательные обозначают, как правило, помещение, где что-нибудь находится, происходит:(приемная, проходная, операционная, парикмахерская, шашлычная и т. п.)

    v В форме среднего рода субстантивированные прилагательные и причастия называют

    O обобщенный, отвлеченный носитель признака(прошлое, будущее, новое, прекрасное, отживающее, предстоящее;

    O названия кушаний, лекарств (съестное, сладкое, заливное, мороженое, снотворное),

    O представителей различных видов и классов растительного и животного мира (млекопитающее, земноводное, цитрусовое).

    O Субстантивированные прилагательные в форме мн. ч. представляют собой слова pluraliatantum, обозначающие преимущественно различные виды денег и платежей(командировочные, премиальные, суточные и т. п.; ср. также позывные).

    Грамматический механизм субстантивации основан на том, что родо-падежно-числовая парадигма прилагательного или причастия сокращается: от нее остается лишь часть - система словоформ одного рода (в ед. числе) или только мн. числа.

    Субстантивироваться могут и другие части речи:

    · наречия (дорога в никуда; Сегодня рушится тысячелетнее прежде.Маяковский),

    · междометия (Далече грянуло ура.Пушкин)

    · любые другие словоформы и их сочетания при передаче произносимых кем-либо слов (работать через «не могу»).

    Во всех таких употреблениях субстантивированные слова и их сочетания выступают как несклоняемые существительные среднего рода. Сущность этого явления, в отличие от субстантивации прилагательных и причастий, - чисто синтаксическая; оно сводится к постановке того или иного слова, словоформы, сочетания слов в синтаксическую позицию существительного.

    2. Адъективация (переход в прилагательные) причастий. Сущность этого явления - семантическая: потеря причастием глагольных признаков вследствие его семантического отрыва от соответствующего глагола, например: выдающийся, блестящий в сочетаниях типа выдающиеся, блестящие способности; выдающийся, блестящий ученый; убитый, растерянный, потерянный, потрепанный и т. п. в сочетании со словами типа вид, взгляд, лицо. Такие причастия отрываются от глагольной парадигмы и становятся самостоятельным словом - прилагательным при сохранении адъективного типа склонения.

    3. Адвербиализация (переход в наречия).

    · деепричастия, теряя глагольные признаки и отрываясь от глагольной парадигмы, подобно причастиям при адъективации, например: шутя (Он сделает это шутя - «очень легко, без напряжения»), лежа (Читать лежа вредно).

    · формы косвенных падежей и предложно-падежные формы существительных, например формы твор. п. в наречиях типа осенью, зимой, летом, вечером, временами, шагом, рысью, формы вин.п. с предлогами в наречиях вбок, вверх, вниз, вдаль, в одиночку, наполовину, наудачу и т. п. При этом, отрываясь от парадигмы существительного, такие формы становятся неизменяемыми словами, а флексии и предлоги исходных падежных и предложно-падежных форм функционально преобразуются: флексии становятся суффиксами наречий, а предлоги - префиксами.

    4. Прономинализация (переход в местоимения) - явление чисто семантическое.

    · Существительные –

    v «вещь» (Бал - вещь хорошая, неволя-то горька.Грибоедов),

    v «дело» (Отпуск - хорошее дело),

    v «человек» (при указании на лицо:Он человек неплохой и т. п.),

    · Прилагательные

    v «известный, определенный» в значении «некоторый, кое-какой» (в известном смысле, на определенном этапе и т. п.).

    v Данный (как указ.местоим.)

    v Последний («этот, только что упомянутый»)

    · причастия,

    v Данный (как указ.Местоим.)

    v следующий («тот, который сейчас будет упомянут»),

    v указанный и др.

    Все они приобретают функцию указания на предмет или признак.

    Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

    Еще по теме 35. Охарактеризуйте процесс перехода одной части речи в другую и проследите за изменением парадигматических свойств (субстантивация, адъективация, адвербиализация, прономинализация).:

    1. 19. Определите отношение современных исследователей к местоименным словам. Какие признаки лежат в основе выделения местоимения как части речи? Каков объём данной части речи?
    2. Порядок и особенности перевода земель и земельных участков из одной категории в другую.
    3. 18. Как определяется наречие в современной морфологии, объем этой части речи? Какие части речи имеют сходство с наречием и почему? Можно ли отнести к наречиям модальные слова и слова категории состояния?
    4. 16. Укажите принципиальные различия качественных и относительных прилагательных. Охарактеризуйте притяжательные прилагательные и определите их место в системе данной части речи.

    Тема: Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие (слайд 1).

    Тип урока: изучение нового материала.

    Цель урока : познакомить с одним из способов образования новых частей речи на основе углубления понятия о самостоятельных частях речи;

    Задачи урока :

      образовательные: научиться правильно определять, к какой части речи относится слово, уметь доказать;

      развивающие : развивать логическое мышление, умение сравнивать, анализировать свои ошибки и ошибки товарищей, корректировать свою работу;

      воспитательные: воспитывать чувство языка, воспитывать сознательность, внимание к происходящим в языке процессам, интерес к русскому языку в целом.

    Оборудование: презентация.

    Ход урока

      Организационный момент.

      Проверка домашнего задания.

      Беседа о деепричастии как части речи.

    Что такое деепричастие?

    Какие признаки имеет деепричастие?

    Какие признаки глагола? А какие признаки наречия?

    С помощью каких суффиксов образованы деепричастия несовершенного вида?

    С помощью каких суффиксов образованы деепричастия совершенного вида?

    - Образуйте от следующих слов деепричастия:

    Что образует деепричастие с зависимыми словами?

    Что называется деепричастным оборотом?

    Какими членами предложения являются деепричастия и деепричастные обороты?

    Как на письме выделяются деепричастные обороты? Одиночные деепричастия.

    С какими видами орфограмм вы познакомились при изучении темы «Деепричастие»?

    Расскажите о правописании не с деепричастиями.

    Сопоставьте написание не с глаголами и с деепричастиями. Аргументируйте свои ответы примерами.

    Расскажите о правописании не с глаголами, деепричастиями, с краткими и полными причастиями.

      Изучение нового материала.

      Синтаксический разбор предложения у доски выполнит________

    Продолжая держаться лапой за ушибленное место, он стремительно кинулся через речку, схватил маленького братишку за шиворот и, ещё вскрикивая сквозь зубы, переволок его через глубокое место.

    Выпишите деепричастия и выделите в них суффиксы.

    Какие суффиксы у деепричастий? Какого вида эти деепричастия?

    Найдите деепричастные обороты.

      Подобрать слова к схемам (слайды 3,4).

    Слова разных частей речи в составе предложения взаимодействуют, и оказалось, что некоторые из них в результате различных процессов стали словами другой части речи. Можно говорить о двух случаях переходности в отношении частей речи: переходных явлениях в пределах одной части речи и переходе слов из одной части речи в другую. В последнем случае в языке возникают грамматические омонимы, сохраняющие одинаковое звучание и написание, но различающиеся структурными, семантическими и грамматическими характеристиками. Сегодня мы будем говорить о переходе слов из одной части речи в другую.

      Сделайте морфемный разбор этих слов. Определите часть речи (слайд 5).

    Белила, жгут, надел, пила, попугай, рой, знать, запевала, стекло, гнёт, стих, три, печь.

    белила существительное (белая краска различного состава) - б елила – глагол (прош. вр., ж.р.);

    жгут - существительное (средство временной остановки кровотечения из крупных сосудов) - жгут – глагол (наст. вр.,3 лицо);

    надел – глагол ( прош. вр., м.р.) - н адел - существительное (земельный участок, предоставляемый феодальным в пользование крестьянам за различные повинности);

    пила - существительное (инструмент) - пила – глагол (прош. вр., ж.р.);

    попугай существительное (птица) - попугай – повелительное наклонение глагола;

    рой существительное (пчелиный) - рой - повелительное наклонение глагола;

    знать – н.ф. глагола - знать - существительное (аристократия - наследственный привилегированный слой общества);

    стекло существительное - стекло – глагол (прош. вр., ср.р.);

    гнёт – существительное (тяжесть, притеснение) - гнёт - глагол(наст. вр., 3 лицо);

    печь (имя существительное) - печь (глагол (н.ф.);

    стих (стихотворение) - стих (форма прошедшего времени от глагола стихнуть);

    три (имя числительное) - три (повелительное наклонение от глагола тереть).

    Как называются эти слова?

    п/о омонимы. Омонимы – это

    Омоформы , омонимичные формы слов; слова, совпадающие в своём звучании лишь в отдельных формах (той же части речи или разных частей речи).

    Но есть и другие явления.

    мороженое мясо – прич. - вкусное мороженое – сущ.

    больной ребёнок – больной уже в кровати

    военный врач – военный в отставке

    русский народ - русский вошел в кабинет

    зайдите в учительскую (прил.) комнату - з айдите в учительскую (сущ.).

    трудящися (прич.) массы - все трудящиеся (сущ.);

    столовая (прил.) комната - светлая столовая (сущ.).

    провожающие стояли на перроне – провожающие люди

    Как называются эти слова?

    п/о омонимы. Омонимы – это слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению.

    Просклоняем 1 словосочетание.

    мороженое мясо – прич. - вкусное мороженое – сущ.

    И.п. мороженое мясо – мороженое,

    Р.п. нет мороженого мяса – нет мороженого,

    Д.п. мороженому мясу - мороженому

    В.п. мороженое мясо – мороженое

    Т.п. с мороженым мясом – с мороженым

    П.п. о мороженом мясе – о мороженом

    Упражнение №267

    Упражнение №270

      Итог урока

    С каким способом образования слов вы познакомились на этом уроке? Приведите примеры перехода слов из одной части речи в другую.

      Домашнее задание (слайд 6)

    §145 («Теория»)

    Упражнение №269 («Практика»).

    РЕЗЕРВ

    Определите, к какой части речи относится выделенное слово (слайд 7)



    Предыдущая статья: Следующая статья:

    © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта