Предмет русский язык
Класс 9 б
Тема. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении.(Слайд 1.)
Тип урока: комбинированный урок.
Задачи урока: .(Слайд 2.)
1.Образовательная:
углубить понятие учащихся о сложноподчинённом предложении и средствах связи главного предложения с придаточным;
формировать умение выделять в сложноподчинённых предложениях указательные слова;
с помощью вопроса к ним определять синтаксическую роль придаточной части;
составлять схемы сложноподчинённых предложений с указательными словами, с составными союзами;
2.Воспитательная:
воспитывать языковое чутьё;
внимание к происходящим процессам.
3.Развивающая:
расширять и углублять предметную компетенцию учащихся;
Оборудование: учебник, таблицы, раздаточный материал.
План урока:
Этап урока | Время (мин.) |
||
Организационный момент | Нацелить учащихся на урок | ||
Проверка домашнего задания | Актуализировать имеющиеся у учащихся знания о сложноподчинённом предложении | ||
Подготовительная беседа | Актуализация имеющихся у учащихся знаний о сложноподчинённом предложении | ||
Знакомство с новым материалом | Указать на то, что учащиеся должны запомнить; дать дополнительные сведения о структуре сложноподчинённого предложения | ||
Практическая работа | Научить систематизировать полученные знания | ||
Работа по развитию речи | Развить речевые умения учащихся | ||
Самостоятельная работа | Отработка умения расставлять знаки препинания в сложноподчинённом предложении; схематически изображать структуру СПП. | ||
Рефлексия. Подведение итогов урока | Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке | ||
Сообщение домашнего задания | Разъяснить содержание домашнего задания |
ХОД УРОКА
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Проверка домашнего задания
Первый ученик рассказывает о том, как отличить союзы от союзных слов, учащиеся рецензируют монологическую речь отвечающего.
Второй ученик читает сложноподчинённые предложения из упр. 96, указывает, в каких предложениях для связи придаточного с главным употреблены союзы, а в каких - союзные слова.
Третий ученик читает сжатое изложение «Почему этимология вызывает интерес», указывает сложноподчинённые предложения, учащиеся рецензируют ответ, указывают грамматические и речевые недочёты.
Обратите внимание, ребята, на памятку «Как совершенствовать написанное» на с. 193.
2.«Лови ошибку» .(Слайд 3.)
Беззаботный, бесснежный, безкрайний, бесхарактерный, безшумный, раскопать, изцарапать, расшевелить, разжечь, разчертить, исчерпать, исдать, сдать.
2.Практическая работа: конструирование безличных предложений .(Слайд 4.)
Работа с предложениями, записанными на доске.
Весна начиналась прибавкой света. В лесу были слышны птичьи голоса. На снегу были заметны сорочьи и грачиные следы. На опушке были вырублены все старые деревья. Площадку решили использовать для вольеров. Для их строительства умельцы найдутся.
Перестройте предложения так, чтобы они из двусоставных превратились в безличные предложения.
Укажите, чем выражен главный член в безличных предложениях.
Объясните лексическое значение слова вольеров.
Словарная работа по словарю иностранных слов, определить значение и род существительного вольеров.
Вольер (и вольера) (фр. vоliеге) - открытая или закрытая площадка, огороженная сеткой, часто с примыкающим к ней убежищем (клеткой, домиком, навесом); предназначена для содержания пушных зверей, кроликов, собак, птиц и диких животных.
Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя
Сложное предложение всегда интонационно закончено. Как следует произносить сложноподчинённые предложения? Обычно между главным и придаточным предложениями соблюдают паузу, а на указательном слове (если оно есть) в главном предложении делают логическое ударение. Указательные слова в главном предложении обычно отвечают на те же вопросы, имеют то же синтаксическое значение, что и придаточные предложения. Основная функция указательных слов - быть предвестниками придаточных предложений. Поэтому в большинстве случаев указательное слово может подсказать вам, к какому типу относится придаточное предложение. Какова же роль указательного слова в подчинённом предложении?
Работа над темой урока .(Слайд 5.)
Объяснение учителя
Роль указательных слов в организации СПП неодинакова.
Во-первых, они могут быть конструктивно необходимы (предложение с данной придаточной частью без них не может быть построено). Например: Я тот, кого никто не любит . Включение необходимых для строения предложения союзных слов обязательно для структурной схемы таких
[тот] , (кого...)
Во-вторых, союзные слова могут быть факультативны, их роль в предложим в таком случае усилительно-выделительная (союзные слова можно опустить без потери смысла): Он запомнил того человека, который был в гостях Петрова.
[того + сущ.], (который...)
Указательные слова являются членами главного предложения.
2.Ознакомление с таблицей, сопровождаемое комментариями учителя (запись на доске) .(Слайд 6.)
Способ выражения указательных слов
Разряд | Перечень слов | Примеры |
1.Указательные местоимения и местоимённые наречия | Тот, этот, такой, там, туда, оттуда, тогда, так, настолько, столько, потому, оттого и др. | Так вот тот что он обещал ей сделать через десять лет (К. Г. Паустовский). Нет величия там, где нет простоты, добра и правды (Л. Н. Толстой). |
2.Определителные местоимения и местоимённые наречия | Весь, все, каждый, всякий, везде, всюду, всегда и др. | В 1.Весь день, что мы провели в Загорске, я помню по минутам (А.А. Федосеев). 2.Везде , где мы побывали, нам видны следы запустения (В.Солоухин ). |
3. Отрицательные местоимения и местоимённые наречия | Никто, ничто, нигде, никогда и др. | Я не знаю никого ,кто бы мог заменить старого графа (Н. С. Лесков). |
4.Неопределённые местоимения и местоимённые наречия | Кто – то, что – то,где-то, когда-то и др. | По какой – то причине, о которой мы не догадывались, в доме все говорили шёпотом и ходили чуть слышно (Н. С. Лесков). |
5.Существительные и цельные сочетания существительных с указательными местоимениями | При условии (что, если, когда),в то время (когда, как), в том случае (когда, если), по той причине (что), с той целью (чтобы), до такой степени (что) | А это удаётся в том случае , если сам он относится к словам неравнодушно и непривычно (С. Я. Маршак). |
3. Ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока .(Слайд 7.)
Прочитайте материал на с.62 – 67 учебника.
Какова роль указательных союзов в главном предложении сложноподчинённого предложения?
Какой частью речи являются указательные союзы?
В чём отличие сложноподчинённых предложений с двойными союзами и сложноподчинённых предложений с составными союзами?
Систематизация, обобщение знаний и умений учащихся
1. Наблюдение над языковым материалом: стилистический эксперимент .(Слайд 8.)
Задание. Объясните расстановку знаков препинания. Проведите эксперимент: замените предложенные союзные слова словом который ; опустите указательные слова. Почему авторы употребили эти союзные слова, а не который и использовали указательные слова?
Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба (А. С. Пушкин). 2. И по его щекам поползли вниз блестящие капельки, какие бывают на окнах во время дождя (А. П. Чехов). 3. Она до сих пор не может забыть ту минуту, когда на неё в первый раз надели шёлковое платье и поцеловали у ней ручку (И. С. Тургенев). 4. Мы бежали к старой скирде камыша, что стояла на берегу, на курганчике (Г. Н. Троеполъский). 5. За ним [Аденауэром] закрепилось малопочтенное звание «рыцаря холодной войны», кое он разделял с бывшим государственным секретарём США Даллесом (Из газет).
Предмет русский язык
Класс 9 б
Тема. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении.(Слайд 1.)
Тип урока: комбинированный урок.
Задачи урока: .(Слайд 2.)
1.Образовательная:
углубить понятие учащихся о сложноподчинённом предложении и средствах связи главного предложения с придаточным;
формировать умение выделять в сложноподчинённых предложениях указательные слова;
с помощью вопроса к ним определять синтаксическую роль придаточной части;
составлять схемы сложноподчинённых предложений с указательными словами, с составными союзами;
2.Воспитательная:
воспитывать языковое чутьё;
внимание к происходящим процессам.
3.Развивающая:
расширять и углублять предметную компетенцию учащихся;
Оборудование: учебник, таблицы, раздаточный материал.
План урока:
Этап урока | Время (мин.) |
||
Организационный момент | Нацелить учащихся на урок | ||
Проверка домашнего задания | Актуализировать имеющиеся у учащихся знания о сложноподчинённом предложении | ||
Подготовительная беседа | Актуализация имеющихся у учащихся знаний о сложноподчинённом предложении | ||
Знакомство с новым материалом | Указать на то, что учащиеся должны запомнить; дать дополнительные сведения о структуре сложноподчинённого предложения | ||
Практическая работа | Научить систематизировать полученные знания | ||
Работа по развитию речи | Развить речевые умения учащихся | ||
Самостоятельная работа | Отработка умения расставлять знаки препинания в сложноподчинённом предложении; схематически изображать структуру СПП. | ||
Рефлексия. Подведение итогов урока | Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке | ||
Сообщение домашнего задания | Разъяснить содержание домашнего задания |
ХОД УРОКА
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Проверка домашнего задания
Первый ученик рассказывает о том, как отличить союзы от союзных слов, учащиеся рецензируют монологическую речь отвечающего.
Второй ученик читает сложноподчинённые предложения из упр. 96, указывает, в каких предложениях для связи придаточного с главным употреблены союзы, а в каких - союзные слова.
Третий ученик читает сжатое изложение «Почему этимология вызывает интерес», указывает сложноподчинённые предложения, учащиеся рецензируют ответ, указывают грамматические и речевые недочёты.
Обратите внимание, ребята, на памятку «Как совершенствовать написанное» на с. 193.
2.«Лови ошибку» .(Слайд 3.)
Беззаботный, бесснежный, безкрайний, бесхарактерный, безшумный, раскопать, изцарапать, расшевелить, разжечь, разчертить, исчерпать, исдать, сдать.
2.Практическая работа: конструирование безличных предложений .(Слайд 4.)
Работа с предложениями, записанными на доске.
Весна начиналась прибавкой света. В лесу были слышны птичьи голоса. На снегу были заметны сорочьи и грачиные следы. На опушке были вырублены все старые деревья. Площадку решили использовать для вольеров. Для их строительства умельцы найдутся.
Перестройте предложения так, чтобы они из двусоставных превратились в безличные предложения.
Укажите, чем выражен главный член в безличных предложениях.
Объясните лексическое значение слова вольеров.
Словарная работа по словарю иностранных слов, определить значение и род существительного вольеров.
Вольер (и вольера) (фр. vоliеге) - открытая или закрытая площадка, огороженная сеткой, часто с примыкающим к ней убежищем (клеткой, домиком, навесом); предназначена для содержания пушных зверей, кроликов, собак, птиц и диких животных.
Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя
Сложное предложение всегда интонационно закончено. Как следует произносить сложноподчинённые предложения? Обычно между главным и придаточным предложениями соблюдают паузу, а на указательном слове (если оно есть) в главном предложении делают логическое ударение. Указательные слова в главном предложении обычно отвечают на те же вопросы, имеют то же синтаксическое значение, что и придаточные предложения. Основная функция указательных слов - быть предвестниками придаточных предложений. Поэтому в большинстве случаев указательное слово может подсказать вам, к какому типу относится придаточное предложение. Какова же роль указательного слова в подчинённом предложении?
Работа над темой урока .(Слайд 5.)
Объяснение учителя
Роль указательных слов в организации СПП неодинакова.
Во-первых, они могут быть конструктивно необходимы (предложение с данной придаточной частью без них не может быть построено). Например: Я тот, кого никто не любит . Включение необходимых для строения предложения союзных слов обязательно для структурной схемы таких
[тот] , (кого...)
Во-вторых, союзные слова могут быть факультативны, их роль в предложим в таком случае усилительно-выделительная (союзные слова можно опустить без потери смысла): Он запомнил того человека, который был в гостях Петрова.
[того + сущ.], (который...)
Указательные слова являются членами главного предложения.
2.Ознакомление с таблицей, сопровождаемое комментариями учителя (запись на доске) .(Слайд 6.)
Способ выражения указательных слов
Разряд | Перечень слов | Примеры |
1.Указательные местоимения и местоимённые наречия | Тот, этот, такой, там, туда, оттуда, тогда, так, настолько, столько, потому, оттого и др. | Так вот тот что он обещал ей сделать через десять лет (К. Г. Паустовский). Нет величия там, где нет простоты, добра и правды (Л. Н. Толстой). |
2.Определителные местоимения и местоимённые наречия | Весь, все, каждый, всякий, везде, всюду, всегда и др. | В 1.Весь день, что мы провели в Загорске, я помню по минутам (А.А. Федосеев). 2.Везде , где мы побывали, нам видны следы запустения (В.Солоухин ). |
3. Отрицательные местоимения и местоимённые наречия | Никто, ничто, нигде, никогда и др. | Я не знаю никого ,кто бы мог заменить старого графа (Н. С. Лесков). |
4.Неопределённые местоимения и местоимённые наречия | Кто – то, что – то,где-то, когда-то и др. | По какой – то причине, о которой мы не догадывались, в доме все говорили шёпотом и ходили чуть слышно (Н. С. Лесков). |
5.Существительные и цельные сочетания существительных с указательными местоимениями | При условии (что, если, когда),в то время (когда, как), в том случае (когда, если), по той причине (что), с той целью (чтобы), до такой степени (что) | А это удаётся в том случае , если сам он относится к словам неравнодушно и непривычно (С. Я. Маршак). |
3. Ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока .(Слайд 7.)
Прочитайте материал на с.62 – 67 учебника.
Какова роль указательных союзов в главном предложении сложноподчинённого предложения?
Какой частью речи являются указательные союзы?
В чём отличие сложноподчинённых предложений с двойными союзами и сложноподчинённых предложений с составными союзами?
Систематизация, обобщение знаний и умений учащихся
1. Наблюдение над языковым материалом: стилистический эксперимент .(Слайд 8.)
Задание. Объясните расстановку знаков препинания. Проведите эксперимент: замените предложенные союзные слова словом который ; опустите указательные слова. Почему авторы употребили эти союзные слова, а не который и использовали указательные слова?
Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба (А. С. Пушкин). 2. И по его щекам поползли вниз блестящие капельки, какие бывают на окнах во время дождя (А. П. Чехов). 3. Она до сих пор не может забыть ту минуту, когда на неё в первый раз надели шёлковое платье и поцеловали у ней ручку (И. С. Тургенев). 4. Мы бежали к старой скирде камыша, что стояла на берегу, на курганчике (Г. Н. Троеполъский). 5. За ним [Аденауэром] закрепилось малопочтенное звание «рыцаря холодной войны», кое он разделял с бывшим государственным секретарём США Даллесом (Из газет).
Придаточное Придаточное Придаточное
предл. предл. предл.
4. Главное предл. 5. Главное предл.
Придаточное Придаточное
предл. предл.
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели : Формирование умения обучающихся научить выделять в СПП предложениях указательные слова.
Задачи : познакомиться со сложноподчиненными предложениями с указательными словами; уметь находить их в предложении; составлять по схемам предложения; составлять схемы к предложениям;
Тип урока - комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).
Оборудование урока:
Компьютер,
Проектор,
1. Организационный момент. Запись отсутствующих.
2. Работа с таблицей.
3. Схематический диктант.
1) Солнце ещё согревало верхушки сосен, когда мы дошли до места.
2) Чтобы дождаться такого вечера, нужно было прожить сто лет.
3) Деревня, куда привезли Бима, прямо-таки удивила его.
4) Когда они остались вдвоем, Ростов в первый раз убедился, что ему неловко было смотреть в глаза Борису.
3. Объяснение темы урока. (слайд 2)
Указательные слова не только помогают выяснить вид придаточного, но и служат для связи главного и придаточного.
4. Работа с учебником (с. 62-67)
Беседа по вопросам:
А) С какой целью используются указательные слова в спп?
Б) Какой частью речи являются указательные слова?
В) На что они указывают?
Г) Каким образом могут расчленяться подчинительные союзы?
Запомните! (слайд 3)
5. Выборочный диктант.
Выписать только номера предложений с указательными словами.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Пока весь класс занят записью пословиц, 2 ученика работают у доски:
1 – фонетический разбор слова поют
2 – выполнение интерактивного теста
6. Взаимодиктант на основе упр.104 (упражнение 78) (слайд 4- 5)
ПРИМЕЧАНИЕ:
В это время у доски работают два ученика:
1) Родина нам мать, а чужая сторона – мачеха. (Пословица) (синтаксический разбор)
2) выполнение интерактивного теста
7. Работа со схемами. (слайд 6)
Каждому ряду дается схема, по которой ученики должны составить 2 предложения. В это время 2 ученика выполняют такую же работу у доски.
8. При помощи команды “Перо” восстановить текст. (слайд 7,8)
Чтобы вычленить в сложном предложении придаточное, необходимо, во-первых, найти ___________________, во-вторых, отыскать ________________ (______________), в-третьих, поставить _________________. Придаточное предложение может пояснять ________, ___________,__________________
9. Установить соответствие между предложением и схемой. Почему невозможно точно выполнить это задание? Что необходимо добавить в схемы? (слайд 9)
9. Творческие задания.
Перестроить простые предложения в сложноподчиненные, заменяя выделенные члены придаточным предложением. (слайд 10)
1) Учащиеся пришли в ботанический сад посмотреть на цветущий бамбук .
2) С наступлением летних каникул наша семья переехала на дачу.
3) Лось почувствовал близость опасности.
4) Несмотря на любовь к животным , мальчик пристрастился к охоте.
Перестроить сложноподчиненные предложения в простые, заменяя придаточные второстепенными членами. (слайд 11)
1) Туристы вынуждены были остановиться на ночлег, так как наступила ночь.
2) В летописях имеются отрывочные сведения о том, как возникли некоторые города
В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом? (слайд 12)
2) Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами.
3) Но ведь есть же на белом свете те далекие края, к которым так стремятся перелетные птицы!
4) Горький запах полыни, который смешивался с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе.
10. Употребите указательные слова в нужной форме или исключите их. (слайд 13-22)