Главная » 2 Распространение » Презентация "Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении". Роль указательных слов в подчинении предложений

Презентация "Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении". Роль указательных слов в подчинении предложений

Предмет русский язык

Класс 9 б

Тема. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении.(Слайд 1.)

Тип урока: комбинированный урок.

Задачи урока: .(Слайд 2.)

1.Образовательная:

    углубить понятие учащихся о сложноподчинённом предложении и средствах связи главного предложения с придаточным;

    формировать умение выделять в сложноподчинённых предложениях указательные слова;

    с помощью вопроса к ним определять синтаксическую роль придаточной части;

    составлять схемы сложноподчинённых предложений с указательными словами, с составными союзами;

2.Воспитательная:

    воспитывать языковое чутьё;

    внимание к происходящим процессам.

3.Развивающая:

    расширять и углублять предметную компетенцию учащихся;

Оборудование: учебник, таблицы, раздаточный материал.

План урока:

Этап урока

Время (мин.)

Организационный момент

Нацелить учащихся на урок

Проверка домашнего задания

Актуализировать имеющиеся у учащихся знания о сложноподчинённом предложении

Подготовительная беседа

Актуализация имеющихся у учащихся знаний о сложноподчинённом предложении

Знакомство с новым материалом

Указать на то, что учащиеся должны запомнить;

дать дополнительные сведения о структуре сложноподчинённого предложения

Практическая работа

Научить систематизировать полученные знания

Работа по развитию речи

Развить речевые умения учащихся

Самостоятельная работа

Отработка умения расставлять знаки препинания в сложноподчинённом предложении; схематически изображать структуру СПП.

Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке

Сообщение домашнего задания

Разъяснить содержание домашнего задания

ХОД УРОКА

    Организационный момент

    Актуализация опорных знаний

    Проверка домашнего задания

Первый ученик рассказывает о том, как отличить со­юзы от союзных слов, учащиеся рецензируют монологи­ческую речь отвечающего.

Второй ученик читает сложноподчинённые предложе­ния из упр. 96, указывает, в каких предложениях для связи придаточного с главным употреблены союзы, а в ка­ких - союзные слова.

Третий ученик читает сжатое изложение «Почему эти­мология вызывает интерес», указывает сложноподчинён­ные предложения, учащиеся рецензируют ответ, указыва­ют грамматические и речевые недочёты.

Обратите внимание, ребята, на памятку «Как совершенствовать написанное» на с. 193.

2.«Лови ошибку» .(Слайд 3.)

Беззаботный, бесснежный, безкрайний, бесхарактерный, безшумный, раскопать, изцарапать, расшевелить, разжечь, разчертить, исчерпать, исдать, сдать.

2.Практическая работа: конструирование безличных предложений .(Слайд 4.)

Работа с предложениями, записанными на доске.

Весна начиналась прибавкой света. В лесу были слыш­ны птичьи голоса. На снегу были заметны сорочьи и гра­чиные следы. На опушке были вырублены все старые де­ревья. Площадку решили использовать для вольеров. Для их строительства умельцы найдутся.

      Перестройте предложения так, чтобы они из двусо­ставных превратились в безличные предложения.

      Укажите, чем выражен главный член в безличных предложениях.

      Объясните лексическое значение слова вольеров.

      Словарная ра­бота по словарю иностранных слов, определить значение и род существительного вольеров.

Вольер (и вольера) (фр. vоliеге) - открытая или закры­тая площадка, огороженная сеткой, часто с примыкающим к ней убежищем (клеткой, домиком, навесом); предназна­чена для содержания пушных зверей, кроликов, собак, птиц и диких животных.

    Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

Сложное предложение всегда интонационно закончено. Как следует про­износить сложноподчинённые предложения? Обычно между главным и прида­точным предложениями соблюдают паузу, а на указательном слове (если оно есть) в главном предложении делают логическое ударение. Указательные слова в главном предложении обычно отвечают на те же вопросы, имеют то же синта­ксическое значение, что и придаточные предложения. Основная функция ука­зательных слов - быть предвестниками придаточных предложений. Поэтому в большинстве случаев указательное слово может подсказать вам, к какому типу относится придаточное предложение. Какова же роль указательного слова в подчинённом предложении?

    Работа над темой урока .(Слайд 5.)

    Объяснение учителя

Роль указательных слов в организации СПП неодинакова.

Во-первых, они могут быть конструктивно необходимы (предложение с данной придаточной частью без них не может быть построено). Например: Я тот, кого никто не любит . Включение необходимых для строения предложения союзных слов обязательно для структурной схемы таких

[тот] , (кого...)

Во-вторых, союзные слова могут быть факультативны, их роль в предло­жим в таком случае усилительно-выделительная (союзные слова можно опустить без потери смысла): Он запомнил того человека, который был в гостях Петрова.

[того + сущ.], (который...)

Указательные слова являются членами главного предложения.

2.Ознакомление с таблицей, сопровождаемое комментариями учителя (запись на доске) .(Слайд 6.)

Способ выражения указательных слов

Разряд

Перечень слов

Примеры

1.Указательные местоимения и местоимённые наречия

Тот, этот, такой, там, туда, оттуда, тогда, так, настолько, столько, пото­му, оттого и др.

Так вот тот что он обе­щал ей сделать через десять лет (К. Г. Паустовский).

Нет величия там, где нет просто­ты, добра и правды (Л. Н. Толстой).

2.Определителные местоимения и местоимённые наречия

Весь, все, каждый, вся­кий, везде, всюду, всегда и др.

В 1.Весь день, что мы провели в Загорске, я помню по минутам (А.А. Федосеев). 2.Везде , где мы побывали, нам видны следы запустения (В.Солоухин ).

3. Отрицательные местоимения и местоимённые наречия

Никто, ничто, нигде, ни­когда и др.

Я не знаю никого ,кто бы мог заме­нить старого графа (Н. С. Лесков).

4.Неопределённые местоимения и местоимённые наречия

Кто – то, что – то,где-то, когда-то и др.

По какой – то причине, о которой мы не догадывались, в доме все говорили шёпотом и ходили чуть слышно (Н. С. Лесков).

5.Существительные и цельные сочетания существительных с указательными местоимениями

При условии (что, если, когда),в то время (когда, как), в том случае (когда, если), по той причине (что), с той целью (чтобы), до такой степени (что)

А это удаётся в том случае , если сам он относится к словам нерав­нодушно и непривычно (С. Я. Мар­шак).

3. Ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока .(Слайд 7.)

Прочитайте материал на с.62 – 67 учебника.

    Какова роль указательных союзов в главном предложении сложноподчинённого предложения?

    Какой частью речи являются указательные союзы?

    В чём отличие сложноподчинённых предложений с двой­ными союзами и сложноподчинённых предложений с со­ставными союзами?

    Систематизация, обобщение знаний и умений учащихся

1. Наблюдение над языковым материалом: стилистический эксперимент .(Слайд 8.)

Задание. Объясните расстановку знаков препинания. Проведите экспери­мент: замените предложенные союзные слова словом который ; опустите ука­зательные слова. Почему авторы употребили эти союзные слова, а не который и использовали указательные слова?

    Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба (А. С. Пушкин). 2. И по его щекам поползли вниз блестящие капельки, какие бывают на окнах во время дождя (А. П. Чехов). 3. Она до сих пор не может за­быть ту минуту, когда на неё в первый раз надели шёлковое платье и поцело­вали у ней ручку (И. С. Тургенев). 4. Мы бежали к старой скирде камыша, что стояла на берегу, на курганчике (Г. Н. Троеполъский). 5. За ним [Аденауэром] закрепилось малопочтенное звание «рыцаря холодной войны», кое он разделял с бывшим государственным секретарём США Даллесом (Из газет).

Предмет русский язык

Класс 9 б

Тема. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении.(Слайд 1.)

Тип урока: комбинированный урок.

Задачи урока: .(Слайд 2.)

1.Образовательная:

    углубить понятие учащихся о сложноподчинённом предложении и средствах связи главного предложения с придаточным;

    формировать умение выделять в сложноподчинённых предложениях указательные слова;

    с помощью вопроса к ним определять синтаксическую роль придаточной части;

    составлять схемы сложноподчинённых предложений с указательными словами, с составными союзами;

2.Воспитательная:

    воспитывать языковое чутьё;

    внимание к происходящим процессам.

3.Развивающая:

    расширять и углублять предметную компетенцию учащихся;

Оборудование: учебник, таблицы, раздаточный материал.

План урока:

Этап урока

Время (мин.)

Организационный момент

Нацелить учащихся на урок

Проверка домашнего задания

Актуализировать имеющиеся у учащихся знания о сложноподчинённом предложении

Подготовительная беседа

Актуализация имеющихся у учащихся знаний о сложноподчинённом предложении

Знакомство с новым материалом

Указать на то, что учащиеся должны запомнить;

дать дополнительные сведения о структуре сложноподчинённого предложения

Практическая работа

Научить систематизировать полученные знания

Работа по развитию речи

Развить речевые умения учащихся

Самостоятельная работа

Отработка умения расставлять знаки препинания в сложноподчинённом предложении; схематически изображать структуру СПП.

Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке

Сообщение домашнего задания

Разъяснить содержание домашнего задания

ХОД УРОКА

    Организационный момент

    Актуализация опорных знаний

    Проверка домашнего задания

Первый ученик рассказывает о том, как отличить со­юзы от союзных слов, учащиеся рецензируют монологи­ческую речь отвечающего.

Второй ученик читает сложноподчинённые предложе­ния из упр. 96, указывает, в каких предложениях для связи придаточного с главным употреблены союзы, а в ка­ких - союзные слова.

Третий ученик читает сжатое изложение «Почему эти­мология вызывает интерес», указывает сложноподчинён­ные предложения, учащиеся рецензируют ответ, указыва­ют грамматические и речевые недочёты.

Обратите внимание, ребята, на памятку «Как совершенствовать написанное» на с. 193.

2.«Лови ошибку» .(Слайд 3.)

Беззаботный, бесснежный, безкрайний, бесхарактерный, безшумный, раскопать, изцарапать, расшевелить, разжечь, разчертить, исчерпать, исдать, сдать.

2.Практическая работа: конструирование безличных предложений .(Слайд 4.)

Работа с предложениями, записанными на доске.

Весна начиналась прибавкой света. В лесу были слыш­ны птичьи голоса. На снегу были заметны сорочьи и гра­чиные следы. На опушке были вырублены все старые де­ревья. Площадку решили использовать для вольеров. Для их строительства умельцы найдутся.

      Перестройте предложения так, чтобы они из двусо­ставных превратились в безличные предложения.

      Укажите, чем выражен главный член в безличных предложениях.

      Объясните лексическое значение слова вольеров.

      Словарная ра­бота по словарю иностранных слов, определить значение и род существительного вольеров.

Вольер (и вольера) (фр. vоliеге) - открытая или закры­тая площадка, огороженная сеткой, часто с примыкающим к ней убежищем (клеткой, домиком, навесом); предназна­чена для содержания пушных зверей, кроликов, собак, птиц и диких животных.

    Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности

Слово учителя

Сложное предложение всегда интонационно закончено. Как следует про­износить сложноподчинённые предложения? Обычно между главным и прида­точным предложениями соблюдают паузу, а на указательном слове (если оно есть) в главном предложении делают логическое ударение. Указательные слова в главном предложении обычно отвечают на те же вопросы, имеют то же синта­ксическое значение, что и придаточные предложения. Основная функция ука­зательных слов - быть предвестниками придаточных предложений. Поэтому в большинстве случаев указательное слово может подсказать вам, к какому типу относится придаточное предложение. Какова же роль указательного слова в подчинённом предложении?

    Работа над темой урока .(Слайд 5.)

    Объяснение учителя

Роль указательных слов в организации СПП неодинакова.

Во-первых, они могут быть конструктивно необходимы (предложение с данной придаточной частью без них не может быть построено). Например: Я тот, кого никто не любит . Включение необходимых для строения предложения союзных слов обязательно для структурной схемы таких

[тот] , (кого...)

Во-вторых, союзные слова могут быть факультативны, их роль в предло­жим в таком случае усилительно-выделительная (союзные слова можно опустить без потери смысла): Он запомнил того человека, который был в гостях Петрова.

[того + сущ.], (который...)

Указательные слова являются членами главного предложения.

2.Ознакомление с таблицей, сопровождаемое комментариями учителя (запись на доске) .(Слайд 6.)

Способ выражения указательных слов

Разряд

Перечень слов

Примеры

1.Указательные местоимения и местоимённые наречия

Тот, этот, такой, там, туда, оттуда, тогда, так, настолько, столько, пото­му, оттого и др.

Так вот тот что он обе­щал ей сделать через десять лет (К. Г. Паустовский).

Нет величия там, где нет просто­ты, добра и правды (Л. Н. Толстой).

2.Определителные местоимения и местоимённые наречия

Весь, все, каждый, вся­кий, везде, всюду, всегда и др.

В 1.Весь день, что мы провели в Загорске, я помню по минутам (А.А. Федосеев). 2.Везде , где мы побывали, нам видны следы запустения (В.Солоухин ).

3. Отрицательные местоимения и местоимённые наречия

Никто, ничто, нигде, ни­когда и др.

Я не знаю никого ,кто бы мог заме­нить старого графа (Н. С. Лесков).

4.Неопределённые местоимения и местоимённые наречия

Кто – то, что – то,где-то, когда-то и др.

По какой – то причине, о которой мы не догадывались, в доме все говорили шёпотом и ходили чуть слышно (Н. С. Лесков).

5.Существительные и цельные сочетания существительных с указательными местоимениями

При условии (что, если, когда),в то время (когда, как), в том случае (когда, если), по той причине (что), с той целью (чтобы), до такой степени (что)

А это удаётся в том случае , если сам он относится к словам нерав­нодушно и непривычно (С. Я. Мар­шак).

3. Ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока .(Слайд 7.)

Прочитайте материал на с.62 – 67 учебника.

    Какова роль указательных союзов в главном предложении сложноподчинённого предложения?

    Какой частью речи являются указательные союзы?

    В чём отличие сложноподчинённых предложений с двой­ными союзами и сложноподчинённых предложений с со­ставными союзами?

    Систематизация, обобщение знаний и умений учащихся

1. Наблюдение над языковым материалом: стилистический эксперимент .(Слайд 8.)

Задание. Объясните расстановку знаков препинания. Проведите экспери­мент: замените предложенные союзные слова словом который ; опустите ука­зательные слова. Почему авторы употребили эти союзные слова, а не который и использовали указательные слова?

    Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба (А. С. Пушкин). 2. И по его щекам поползли вниз блестящие капельки, какие бывают на окнах во время дождя (А. П. Чехов). 3. Она до сих пор не может за­быть ту минуту, когда на неё в первый раз надели шёлковое платье и поцело­вали у ней ручку (И. С. Тургенев). 4. Мы бежали к старой скирде камыша, что стояла на берегу, на курганчике (Г. Н. Троеполъский). 5. За ним [Аденауэром] закрепилось малопочтенное звание «рыцаря холодной войны», кое он разделял с бывшим государственным секретарём США Даллесом (Из газет).


Сложноподчиненные предложения с изъяснительным придаточным могут иметь указательные слова в главном: Важно было то, что его никто не заметил (М. Г.). Роль этих слов неодинакова. Они могут использоваться в целях усиления и выделения того, о чем говорится в предложении. В таких случаях указательные слова не являются обязательными: Ипполит Сергеевич сидел в удобном кресле у перил террасы... и слышал все, что говорят сестра и Бенковский
(М. г.).
Такое указательное слово может быть легко опущено.
Ср.: Приятно было иногда вспомнить, что здесь, где-то недалеко, ходит приятель и земляк Володя Травкин (Казак.). - Приятно было иногда вспомнить то, что...
Местоимение в главном может играть не только усилительную роль, но и подчеркивать именно изъяснительное значение придаточного предложения.
Например: Мысль о том, как бы ускорить сплав, не давала ему [Сергею1 покоя (Баб.); Мысль о том, что этого немца следует захватить, пришла Травкину сразу (Казак.).
В данных предложениях при отсутствии местоимения трудно определить значение придаточного предложения: изъяснительное или определительное (мысль - о чем? или какая?).
В других случаях указательные слова в сложноподчиненных предложениях с изъяснительными придаточными обязательны и не могут быть опущены. Например: Все творившееся сегодня в его душе было совсем другим и непохожим на то, что думал о нем Пантелеев (Сим.).
Упражнение 675. Перепишите предложения, раскрывая скобки. Укажите, какие из указательных слов в главном предложении обязательны и какие могут быть опущены.
1. Шум походил на то, как (бы) вся комната наполнилась змеями (Г.). 2. Лермонтов, сгорбившись и застенчиво улыбаясь, заговорил о России, о том, что он любит в ней как раз то, чего не любят другие (Пауст.). 3. То, что сюда приедет командующий, было для него (не) ожиданностью (Сим.). 4.- Так точно, пятнадцать минут назад звонил, предупреждал,- сказал генерал, в душе довольный тем, что с приездом командующего он уже (не) будет один (на) один с Пантелеевым (Сим.). 5. ...Будьте любезны доложить мне, что у вас происходило здесь вчера вечером, сегодня ночью и сегодня утром и почему вы (ни) кому (не) донесли до сих пор о том, что у вас тут происходит? (Сим.). 6. Чувствовалось, что ей нравится и слово «служу» и слово «мобилизовали» и вообще то, что она оказалась в армии (Сим.). 7. Он уже понял, что дело не просто в бестолковом начальнике штаба батальона и его пропавшем командире, дело в том, что сегодняшний день в дивизии генерала Кудинова (с) верху (до) низу не было порядка (Сим.).
Упражнение 676. Перепишите, расставив недостающие знаки препинания. Разберите сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными: укажите, каковы средства связи придаточного с главным (союзы, союзные и указательные слова), к чему относятся придаточные предложения.
1. Никто не знает где она с кем она сейчас (Пауст.). 2. Она поняла что вряд ли скажет ему сейчас то что хотелось сказать минуту назад (Пауст.). 3. Оказалось что тяжелая морская батарея стоит в четырех километрах впереди... (Сим.). 4. Начальник штаба, надеясь что все как-нибудь обойдется, ие доложил всей правды Бабурову (Сим.).
  1. - А мне не надо чтобы вы справлялись с батальоном (Сим.).
  2. Посмотрю какой у вас там порядок (Сим.). 7. Лопатин подумал что этот вопрос относится к нему... (Сим.). 8. Лопатин посмотрел на Пантелеева - ему было интересно как тот поступит (Сим.). 9. Жалко что много храбрых людей до этой привычки так и не доживет (Сим.),
Упражнение 677. Прочтите внимательно. Укажите значения придаточных предложений со словом что.
1. Кот неподвижно сидел на матрасике и делал вид, что спит (Ч.). 2. Эти большие села, что приходится проезжать до Алтая, сыграли огромную роль в истории гражданской войны уральских степей (Фурм.). 3. К вечеру он знал, что Долинник арестован за агитацию среди петлюровских казаков (Н. Остр.). 4. Что вчера казалось ему сверху какой-то игрой, развернулось перед ним сегодня огромным, необозримым полем сражения (Б. Пол.). 5. Нета собака кусает, что лает, а та, что молчит и хвостом виляет (поел.). 6. Нетрудно себе представить, что случилось потом (Кат.).
Упражнение 678. Выпишите сначала предложения с обычным порядком следования главного и придаточного, а затем предложения с обратным порядком расположения частей. Определите, какой порядок свойствен книжной речи и какой - разговорной.
1. Что это не легко, я согласен (А. Остр.). 2. ... Бабуров поманил к себе пальцем какого-то младшего командира, должно быть виновного в том, что машины еще нет на месте, и стал неслышно, но свирепо распекать его (Сим.). 3. Лопатин видел, как под выцветшим голубым ситцем напряглись ее худые лопатки (Сим.). 4. Как всегда, ему показалось, что другие видят его испуг (Сим.). 5. Но кто это говорил, кто докладывал, где человек, который докладывал,- никто не знал (Сим.). 6. Ну, хорошо, а что там сейчас, вам известно? (Сим.). 7. Где разгружались эти эшелоны, куда исчезла эта громада людей, танков, пушек, никто не знал (Сим.).
Упражнение 679. Постройте сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и определительными, пользуясь одинаковыми союзами и союзными словами что, чтобы, где, куда, когда.
Образец. Все знали, что он хороший ученик (изъяснительное); Комната, что выходила на южную сторону, имела очень праздничный вид (определительное).
Упражнение 680. По данным схемам постройте и напишите сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.
1. Главное предл. 2. Главное предл. 3. Главное предл.

Придаточное Придаточное Придаточное
предл. предл. предл.
4. Главное предл. 5. Главное предл.

Придаточное Придаточное
предл. предл.

Еще по теме § 214. Указательные слова в сложноподчиненных предложениях с изъяснительными придаточными:

  1. 33. Сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры. Сложноподчиненные предложенияс придаточными изъяснительными.
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели : Формирование умения обучающихся научить выделять в СПП предложениях указательные слова.

Задачи : познакомиться со сложноподчиненными предложениями с указательными словами; уметь находить их в предложении; составлять по схемам предложения; составлять схемы к предложениям;

Тип урока - комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).

Оборудование урока:

Компьютер,

Проектор,

1. Организационный момент. Запись отсутствующих.

  • Запись темы в тетрадях.
  • Сформулируйте задачи сегодняшнего урока, исходя из темы урока.

2. Работа с таблицей.

3. Схематический диктант.

1) Солнце ещё согревало верхушки сосен, когда мы дошли до места.

2) Чтобы дождаться такого вечера, нужно было прожить сто лет.

3) Деревня, куда привезли Бима, прямо-таки удивила его.

4) Когда они остались вдвоем, Ростов в первый раз убедился, что ему неловко было смотреть в глаза Борису.

3. Объяснение темы урока. (слайд 2)

  1. Тот , кто любит родину, должен служить ей.
    В предложении указательное слово тот выполняет роль подлежащего в главном и придаточное по своему значению сближается с ним.
  2. Тот человек, который любит родину, должен служить ей.
    В предложении тот выполняет роль определения и придаточное по значению соответствует ему.
  3. Я уверен в том , что наши дети мир увидят в золотом расцвете.
    В предложении указательное слово в том выполняет роль дополнения и придаточное по своему виду соответствует ему.
  4. О такой дружбе, которая не выдерживает прикосновения голой правды, не стоит и жалеть.
    В предложении придаточное по своему значению соответствует синтаксической роли указательного слова в составе главного.

Указательные слова не только помогают выяснить вид придаточного, но и служат для связи главного и придаточного.

4. Работа с учебником (с. 62-67)

Беседа по вопросам:

А) С какой целью используются указательные слова в спп?

Б) Какой частью речи являются указательные слова?

В) На что они указывают?

Г) Каким образом могут расчленяться подчинительные союзы?

Запомните! (слайд 3)

5. Выборочный диктант.

Выписать только номера предложений с указательными словами.

  1. Кто ищет, тот всегда найдет.
  2. Горюет Фома, что пустая голова.
  3. Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.
  4. И кафтан греет, когда шубы нет.
  5. Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
  6. Где песня льется, там легче живется.Зеркало не виновато, что рожа кривовата.
  7. Не ведает царь, что делает псарь.
  8. Поселись там , где поют.
  9. И мы видали, как бояре едали.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Пока весь класс занят записью пословиц, 2 ученика работают у доски:

1 – фонетический разбор слова поют

2 – выполнение интерактивного теста

6. Взаимодиктант на основе упр.104 (упражнение 78) (слайд 4- 5)

ПРИМЕЧАНИЕ:

В это время у доски работают два ученика:

1) Родина нам мать, а чужая сторона – мачеха. (Пословица) (синтаксический разбор)

2) выполнение интерактивного теста

7. Работа со схемами. (слайд 6)

Каждому ряду дается схема, по которой ученики должны составить 2 предложения. В это время 2 ученика выполняют такую же работу у доски.

8. При помощи команды “Перо” восстановить текст. (слайд 7,8)

Чтобы вычленить в сложном предложении придаточное, необходимо, во-первых, найти ___________________, во-вторых, отыскать ________________ (______________), в-третьих, поставить _________________. Придаточное предложение может пояснять ________, ___________,__________________

9. Установить соответствие между предложением и схемой. Почему невозможно точно выполнить это задание? Что необходимо добавить в схемы? (слайд 9)

9. Творческие задания.

Перестроить простые предложения в сложноподчиненные, заменяя выделенные члены придаточным предложением. (слайд 10)

1) Учащиеся пришли в ботанический сад посмотреть на цветущий бамбук .

2) С наступлением летних каникул наша семья переехала на дачу.

3) Лось почувствовал близость опасности.

4) Несмотря на любовь к животным , мальчик пристрастился к охоте.

Перестроить сложноподчиненные предложения в простые, заменяя придаточные второстепенными членами. (слайд 11)

1) Туристы вынуждены были остановиться на ночлег, так как наступила ночь.

2) В летописях имеются отрывочные сведения о том, как возникли некоторые города

В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом? (слайд 12)

2) Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами.

3) Но ведь есть же на белом свете те далекие края, к которым так стремятся перелетные птицы!

4) Горький запах полыни, который смешивался с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе.

10. Употребите указательные слова в нужной форме или исключите их. (слайд 13-22)



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта