Главная » 2 Распространение » Развитие речи у детей: стадии, методы формирования речевых навыков. От чего зависит развитие речи

Развитие речи у детей: стадии, методы формирования речевых навыков. От чего зависит развитие речи

РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ СПОСОБНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Исследование развития речи у детей раннего возраста является важным для современных специалистов в области логопедии, педагогики и специальной психологии.

В специальной литературе многими исследователями неоднократно отмечалась важность изучения вопроса становления речи при ее нормальном развитии, ее этапов.

Среди трудов отечественных ученых следует прежде всего назвать исследования Л.С. Выготского, Д.Б Эльконина, Н.Х. Швачкина, Р.М. Боскис и других.

Как и в норме, так и в патологии, развитие детской речи в раннем возрасте представляет собой сложный и многообразный процесс. Дети не сразу овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов и т.п. Одни языковые группы усваиваются раньше, другие значительно позже. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие еще нет или усвоенными только частично.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие речи детей с ее нарушениями в раннем возрасте (и в любом другом) носит сугубо индивидуальный характер, и зависит это от различного рода факторов, начиная от локализации повреждения, заканчивая той социальной средой, в которой воспитывается ребенок.

Все это требует повышенного внимания, индивидуального подхода к ребенку со стороны специалистов.

Важно не только подобрать методики, необходимые в работе, но и учесть возможности каждого отдельного маленького пациента, т. к. одно и то же задание, примененное к разным детям, может дать абсолютно разные результаты. В одном случае это может привести к положительному результату, прогрессу, в другом - может не привести ни к каким результатам или вызвать процесс регресса.

Так, усвоение ребенком родного языка происходит в соответствии с определенной закономерностью и формируется под влиянием речи взрослых, а так же согласно той социальной ситуации, в которой находится ребенок.

Для правильной диагностики нарушений речи специалисту необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное дальнейшее формирование.

Знание законов развития речи детей в процессе онтогенеза необходимо и для того, чтобы правильно выбрать стратегию коррекционно-педагогического воздействия, направленного на преодоление нарушений речи.

Правильная речь существенно влияет на процесс становления социальной адаптации.

До определенного момента детская речь изобилует неточностями, которые свидетельствуют о недостаточном развитии морфологических элементов. Постепенно смешиваемые элементы слов разграничиваются по типам склонения, спряжения и другим грамматическим категориям и единичные, редко встречающиеся формы начинают использоваться постоянно.

Поэтому усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей, не зависимо от того имеет ли он какое - либо нарушение или нет.

Так, например, в монографии А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи» (1961) подробно изучена последовательность усвоения ребенком частей речи, структур предложений, характер их грамматического оформления. В зависимости от этого он предлагает свою периодизацию.

А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей.

1-й — подготовительный (с момента рождения — до года);

2-й — преддошколъный (от года до 3 лет);

3-й — дошкольный (от 3 до 7 лет);

4-й — школьный (от 7 до 17 лет).

Развитие речи представляет, прежде всего, историю того, как формируется одна из важнейших функций культурного поведения ребенка, лежащая в основе накопления его культурного опыта.

Первые шаги развития речи совершаются именно так, как указывает теория условного рефлекса относительно развития всякой новой формы поведения.

Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей раннего возраста в норме и знать закономерности этого процесса.

Кроме того, нужно четко представлять каждый этап речевого развития ребенка, каждый «качественный скачок», чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе. Ребенку с любой формой поражения речевой функции независимо от того, захватывает ли поражение центральные механизмы речи, или только периферические, или то и другое вместе, предстоит овладеть родным языком сначала как средством общения, а затем как средством мышления. Для этого предстоит пройти сложный путь усвоения языка как системы, в которой все ее составные части и элементы (слова, морфы, фонемы и т.п.) находятся в закономерных отношениях.

Медленно и своеобразно продвигаются дети с нарушениями развития речи в овладении родным языком. На каждом этапе они испытывают определенные трудности в усвоении тех или иных единиц речи.

Особенности накопления первоначального словарного запаса, время появления первых слов у детей с нарушениями развития речи не имеет резкого отличия от нормы. Однако сроки, в течение которых дети продолжают пользоваться отдельными словами, не объединяя их в двухсловное аморфное предложение, сугубо индивидуальны. Полное отсутствие фразовой речи может иметь место и в возрасте 2-3 лет, и в 4-6 лет.

Дети с нарушениями развития речи обладают пониженной способностью, как воспринимать различия в физических характеристиках элементов языка, так и различать значения, которые заключены в лексико-грамматических единицах языка, что, в свою очередь, ограничивает их комбинаторные возможности и способности, необходимые для творческого использования конструктивных элементов родного языка в процессе построения речевого высказывания.

Специфические проявления, свойственные дизонтогенезу речи, могут быть выраженными и во всей полноте, и в меньшей степени, как быстро, так и медленно изживаемы из речевой практики ребенка.

Таким образом, знание законов развития речи детей в процессе онтогенеза необходимо и для того, чтобы правильно построить всю коррекционно-воспитательную работу по преодолению речевой патологии.

Чрезвычайно важно осуществлять лечебно - коррекционную работу в отношении детей раннего возраста (также детей любого возраста) с той или иной речевой патологией. Как правило, речевая патология сопровождается различными неврологическими нарушениями. Особенно часто речевая патология отмечается при детских параличах.

Следует помнить, что вся психолого-педагогическая работа с детьми, имеющими речевую патологию, должна проводиться на фоне положительного настроения маленького пациента. Необходимо, чтобы ребенок был максимально активен и заинтересован в устранении речевых дефектов.

Необходимо использовать зрительный контроль с помощью зеркала, особенно при работе над артикуляционной моторикой. Восстановительная речевая терапия должна проводиться в тесном единстве с общими лечебно-восстановительными мероприятиями. Развитие манипулятивной деятельности рук и формирование речи идут параллельно друг другу.

Важное значение имеет осмысление детьми логико-граматических конструкций: в связи с этим детям можно предлагать воспроизводить доступный им речевой материал. Необходимо воспитывать слуховое внимание, умение осмысленно воспринимать озвученный речевой материал. Не менее важна работа по развитию фонематического слуха.

При выраженности двигательных нарушениях (особенно при церебральных параличах) важное значение в процессе развития речи должно придаваться подавлению патологической рефлекторной активности. В целях подавления патологической активности речевой мускулатуры нужно осуществлять поэтапное формирование доречевой и речевой деятельности.

Необходимость соблюдать это требование становиться особенно настоятельной, когда речь идет о проведении логопедической работы с детьми первых двух лет жизни.

Анализ и оценка речевой деятельности ребенка невозможны, если не иметь конкретных данных о формировании детской речи в норме, так как они обеспечивают квалификацию дефектов речи и выбор рациональных и эффективных путей преодоления и предупреждения отклонений речевого развития ребенка раннего возраста и любого другого возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

    Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998. - С 24 - 32.

    Бюлер К. Теория языка. М.: Прогресс, 1993. - 125 с.

    Бюлер Ш. Диагностика нервнопсихического развития детей раннего возраста. 1935.

    Выготский Л. С. Психология развития человека. - М. Москва 2005. -С 375 - 388.

    Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР,1961. - 471 - 475 с.

    Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопндическое обследование детей 2-4 лет. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сера, 2004. - 125 с.

    О. Е. Громова. Путь к первым словам и фразам. Пособие для родителей. -С 10 - 17.

    Жукова, Н. С. Отклонения в развитии детской речи - М.: Алетейя, 2004. - 150 с.

    Келер Д. Г.

    Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. — СПб Союз, 1999. -С3 -22, 10 - 44.

    Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М., 1969. - С 74 - 83.

    Леонтьев А. Н. Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. — М.-Л., 1948. - С. 132 - 157.

    Логопедия: Учеб. Для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - С 214 - 310.

    Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития //Дефектология.1994. № 2

    Федоренко Л. П. Закономерности усвоения; родной, речи: Учебное: пособие для студентов пед вузов. — М.: Просвещение 1998. -С 132 - 135.

    Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г.В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989. - С 40 - 45.

    Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения издание 2-е П. - М. 1989 - С 6 - 8.

    Штерн В. Язык детей М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 375 с.

    Эдиглер Э. Творение сознания. - СПб., БСК., 2001.- С 69 - 72.

и школьного возраста с нарушением речи

как условие формирования полноценных навыков

устной и письменной речи

Многие логопеды отмечают, что у детей с ОНР, несмотря на проведенный в оптимальные сроки в условиях специального учреждения курс коррекционного обучения, сохраняется неполноценность в формировании навыков устной и письменной речи, которая препятствует успешному обучению

В последнее десятилетие поиск путей совершенствования коррекционно-развивающей работы привёл к сближению логопедии с психолингвистикой – наукой о восприятии и порождении речевого высказывания. Многие авторы (О.Е. Грибова, Л.Н. Ефименкова, С.Н. Шаховская) в качестве основного дефекта детей с общим недоразвитием речи стали называть дефицитарность языковой способности и связывают с ней недостаточную эффективность коррекционно-педагогической работы, т.е. считают, что причиной последнего является неполная адекватность применяемых методик и способов коррекционно-педагогического воздействия характеру дефекта детей с ОНР.

У детей с ОНР оказываются нарушенными сами задатки к развитию языковой способности. Под языковой способностью понимается формирование системы ориентировочных действий в языковом материале направленную на улавливание законов языка – регулярности и продуктивности языковых явлений, т.е. то, что К.Д. Ушинский назвал чутьём языка – удивительную способность человека творить из ограниченного набора языковых единиц неограниченное количество высказываний.

Пути формирования языковой способности широко обсуждаются в современной научной литературе, однозначное мнение насчёт того, когда она появляется, и какие базовые предпосылки её обуславливают, на данный момент отсутствуют.

Однако в ходе речевого онтогенеза многими исследователями выделяется специальный этап, основным содержанием которого является развитие словотворчества ребёнка за счёт комбинации и рекомбинации морфем родного языка. Эти процессы тесно связаны с освоением материальной и понятийной сторон языка, а также с развитием речевой деятельности – умения адекватно комбинировать языковые единицы для выражения некоторого смысла. Именно этот этап рассматривается рядом авторов как этап активного формирования языковой способности. У детей с нормальным речевым развитием формирование системы языка происходит спонтанно, за счёт реализации врождённых программ развития речедвигательного анализатора под контролем речеслухового в условиях речевой среды (если эти составляющие неполноценны, то развивается речевое нарушение) Всем известен период таких творений: мазилка, возилка, кидалка, сказилка, вонялка, топчённая картошка. Богатство и разнообразие этого этапа свидетельствует о хорошем развитии речи ребёнка. Освоение языковых закономерностей есть не механическое выучивание языка, а развёртывание языковой способности, каждая словоформа образована самим ребёнком. Процесс протекает незаметно, так как большинство образований соответствует языковой норме, и только отдельные несообразности, приведенные выше, свидетельствую о наличии процесса (а всегда ли ребенок согласен, когда мы его поправляем?).

Система языка располагается в семантических полях, всё богатство языка, весь словарный запас хранится там, в определённо организованной системе, связанной множеством ассоциативных связей. Речевая деятельность реализуется в механизме семантических полей за счёт активизации оживления ассоциативных связей, действия динамического стереотипа.

У детей с нарушением речи система языка не формируется, прослеживаются нарушения ориентировочной деятельности в языковом материале с самого раннего детства, процесс овладения языковыми операциями начинается позже и длится дольше.

Нарушение функционирования языковой способности у детей с ОНР проявляется в виде:

* Пониженной речевой активности.

* Пониженного внимания к речевому окружению и недостаточно активной наблюдательности.

* Замедленной выработки и патологической инертности речевых стереотипов, плохой переключаемости или, напротив, быстром угасании возникших следов в памяти.

Как следствие, возникают трудности актуализации даже хорошо знакомых слов, не осуществляется перенос усвоенной грамматической формы на другие слова.

* В речевой беспомощности в новых ситуациях и хаотичных действиях при решении вербальных задач.

* В нарушении программирования высказывания, несформированности динамического стереотипа. Недоразвитие динамического стереотипа при моторной алалии является причиной появления нарушения в применении усвоенных средств общения – заикания.

* Снижение языковой способности отражается на недостаточности способности к моделированию, замещению и символизации. Существует целый арсенал приемов обучения наглядному моделированию языковой действительности, которые составляют важный аспект коррекционной работы. Простейший пример – наглядная модель звукового состава слова. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и моделирования, появляется возможность применить модели «в уме», осмыслить и присвоить при их помощи языковой материал, представленный взрослыми.

Однако, признав в качестве основного дефекта детей с ОНР нарушение функционирования языковой способности, коррекционная педагогика столкнулась с проблемой: «Что следует считать механизмом компенсации данного дефекта?»

Всё зависит от подхода к пониманию сущности языковой способности. Существуют нейрофизиологический, психологический, психолингвистический, педагогический подходы.

Выделим и рассмотрим педагогический подход.

С точки зрения педагогического подхода языковая способность рассматривается как особого рода интеллектуальная и речевая деятельность, проявляющаяся в творческом использовании языковых средств. Исследователи: Н.В. Микляева, Т.В. Туманова, О.Е. Грибова, Т.А. Носкова, З.А. Репина, А.Г. Зикеев подчеркивают: – особенности овладения детьми с речевыми нарушениями лексико-семантическими закономерностями языка свидетельствуют о необходимости проведения в системе коррекционных учрежденийспециальной работы. Эти авторы в работе над языком указывают на необходимость формирования и расширения словарного запаса не только как процесс количественного и качественного обогащения, но в большей степени как процесс мыслительной деятельности, направленный на образование лексико-грамматических представлений и обобщений.

Количественное накопление словаря (в особенности на начальном этапе обучения) происходит на основе подбора слов по их тематической или ситуационной близости. Такое построение обеспечивает системность в расчленении окружающей ребёнка действительности, создаёт оптимальные условия для мыслительной деятельности и запоминания лексического материала: (пример: словарно-тематические блоки как основная форма организации материала на логопедических занятиях в детском саду, такую же форму организации материала желательно сохранить на начальном этапе обучения в школе).

Пополнение словаря в дальнейшем, достигается также путём отбора лексики на основе структурно-семантического принципа (по общему корню, приставке, суффиксу) и образования на базе этих слов соответствующих лексико-грамматических обобщений.

О.Е. Грибова и Т.А. Носкова в работе «Формирование словообразовательных навыков у учащихся в условиях логопедического пункта» указывают:

У ряда детей с первичной речевой патологией, особенно системного характера (ОНР), несформированность речевой деятельности обусловлена низким уровнем языковой способности, что приводит к проблемам комбинирования даже освоенными языковыми единицами в самостоятельной речи. Процессы словотворчества протекают не столь активно, а в тяжёлых случаях отсутствуют вовсе. В результате у детей сдерживаются процессы развития словарного запаса. Это приводит не только к сужению словарного запаса, а к трудностям его формирования. В дальнейшем недостаточность словообразовательных процессов обуславливает появление значительных проблем при освоении орфографии родного языка.

Таким образом, у учащихся начальных классов, имеющих общее недоразвитие речи или недостатки чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, высока степень вероятности появления вторичной дизорфографии. Заучивание формулировок правил и бесконечное написание диктантов, подстановочные упражнения (по типу «вставьте букву») в этих случаях не помогут, поскольку не предполагают воздействия на нарушенное звено. Задача логопедической работы – формирование тех видов деятельности, которые пострадали вследствие первичной языковой недостаточности. Авторы представили различный материал по формированию представлений о морфологическом составе слова и его семантике. Например, в работе с «Волшебным сундучком» детям задается семантическая программа производного слова, к которой они подбирают соответствующую модель, сравнивается их морфемный состав, выявляется сходство и отличие, уточняется значение слова. О необходимости разработки специального направления логопедической работы по формированию языковых операций пишет в своей работе по аналогичной теме «Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с ОНР» Т.В. Туманова. Ту же тему она продолжает в материалах экспериментального исследования, которое называется «Особенности подбора проверочных слов младшими школьниками с ОНР». Выводы исследования таковы: «младшие школьники с ОНР не готовы к усвоению механизмов проверки слов на основании традиционных педагогических методик, с этой точки зрения крайне актуальной представляется задача формирования словообразовательных возможностей у детей, начиная со старшего дошкольного возраста, традиционную логопедическую работу необходимо дополнять методикой, позволяющей сформировать систему словообразовательных отношений существующих в языке» С.Ю. Горбунова предлагает методику вербального прогнозирования, обеспечивающую формирование полноценного чтения у детей с нарушениями речи. Автор пришла к следующему заключению: «Практика обучения чтению школьников с речевыми нарушениями свидетельствует о недостаточности формирования навыков и умений в рамках традиционного подхода, предлагающего в основном формирование фонематического восприятия, навыков звукобуквенного анализа, послогового анализа, зрительного гнозиса – так как только это не повышает эффективности овладения процессом чтения. Чтение, по современным представлениям, – особый вид речемыслительной деятельности, базирующийся не только на зрительном восприятии информации, но и ее семантическом декодировании. Таким навыкам и умениям необходимо специально обучать учащихся с речевой патологией» Разработанная ею программа обучения младших школьников прогностическим операциям состоит из 2 этапов. На первом этапе дети обучаются языку знаков, знаковым операциям. С помощью различных значков, цифр, букв их учат устанавливать некую закономерность, алгоритм. Второй этап предполагает развитие словообразовательных навыков, развитие навыков грамматической сочетаемости слов, развитие валентностей, расширение полей значения слов. Развивается предвосхищение, прогнозирование какое слово должно быть в контексте, какое сочетание наиболее полно отражает смысл. Чем больше значений слов ребенок знает, тем выше уровень овладения чтением, чем больше образует ассоциативных сочетаний с другими словами, тем совершеннее операция прогнозирования больше полнота чтения.

Н.В. Микляева разработала методику развития языковой способности у детей с ОНР, посещающих младшую и среднюю группу специального детского сада. Методика предполагает совместную деятельность педагогов и родителей по формированию установок на ориентировку в языковом материале, развертыванию способов ориентировки, развитию «чувства слова». Рассмотрим, как решается эта задача – сначала работа направлена на улавливание впечатления от созвучий, используется ритмизированный речевой материал: стихи, потешки – ребенок договаривает окончания стихотворных строк, продолжает знакомые стихотворения; затем дети угадывают зашифрованную песенку, в которой к каждому слову добавлены лишнее слово или слог; далее лишний слог добавляется к слогу в слове в игре «Угадай слово»; потом вводятся задания на выделение слов с одинаковыми кусочками (морфемами), также предлагается угадать в каком слове спряталось слово «снег»: снеговик, сугроб, снегурочка, зима, снежинка; далее вводятся задания на понимание значений несуществующих слов «Покажи, где калуша. калушата, калушонок», «Что больше сяпка или сяпочка? »

Здесь уместной будет следующая историческая справка.

Еще в древнем «Наставлении мамкам, нянькам и детным болярыням», составленном неким Евфранием, рекомендуется приставлять к младенцам «не уросливых или же наперечь клекотливых бестолок, а рецы певныя, плавныя, игривыя – дабы младенца тетешкали, оттого узды языка отворяются». Тетешкать – значит подкидывать, подбрасывать, покачивать, пощипывать, похлопывать, поглаживать с приговорками, прибаутками, присказками, потешками. Здесь же он пишет, что узды языка у «мужеска пола тяжче» имея в виду более раннее появление речи у девочек.

Материал представляет несомненный интерес, так как соответствует концепции раннего вмешательства при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями развития.

Д.п.н. профессор А.Г. Зикеев в пособии «Работа над лексикой в начальных классах специальных школ» раскрывает пути работы над лексикой, способы семантизации, формы работы по словообразованию и словоизменению.

Д.п.н. профессор З.А. Репина разработала методику развития словаря через расширение семантического поля слова, которая позволяет преодолеть слабость языковой наблюдательности, бедность языковых представлений и обобщений на основе активизации и обогащения словаря через обучение различным способам словообразования, развитие функции словоизменения, расширение полей значения слов различных частей речи.

В качестве научно-методического обоснования предлагаемой методики логопедической работы необходимо привести материал из исследований Ястребовой А.В., представленный в учебно-методическом пособии «Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы». М., 1997 г. «Как показывает изучение опыта логопедической работы в общеобразовательной школе, особую трудность в коррекционном обучении детей с ОНР учителя-логопеды испытывают при работе над значением слов. Представляется, что причин тут несколько.

Во-первых, речь идёт об отсутствии у многих логопедов достаточно полного представления о разнообразных проявлениях столь сложного системного дефекта, каким является общее недоразвитие речи. Так, характеризуя уровень развития лексических средств языка детей с ОНР, большинство учителей-логопедов (особенно не имеющих специального дефектологического образования) отмечают главным образом его ограниченность. Однако, как доказано в ходе специальных исследований, ограниченность словаря – это только количественная характеристика лексического запаса учащихся, который, кстати, заметно возрастает в процессе обучения.

Вторая особенность словарного запаса детей с общим недоразвитием речи, являющаяся одним из существенных (диагностических) признаков данной речевой аномалии, проявляется в виде трудностей овладения семантикой (значением) слов. Следствием этого являются многочисленные ошибки в употреблении слов: замена и смешение по акустическому сходству и функциональному назначению; неправомерное расширение или сужение значения слов; называние целого предмета вместо его части и т.п. Эти ошибки составляют качественную характеристику лексического запаса детей с ОНР.

Кроме того, некоторые учителя-логопеды недостаточно акцентируют внимание на специальных приёмах коррекции лексических средств языка у данной группы учащихся. Последнее приводит к тому, что на 2 этапе логопедических занятий проводится работа преимущественно по обогащению словарного запаса детей, причём в основном теми же методами, которые используются учителем в классе. Тем самым создаётся определённое противоречие в деятельности учителя-логопеда: с одной стороны, работа над словом осуществляется на всех этапах коррекционного обучения, с другой – трудности владения словом остаются у многих учащихся и после завершения обучения.

Именно поэтому мы считаем необходимым ещё раз подчеркнуть, что основным содержанием этого аспекта коррекционного обучения должна быть работа по усвоению значения слова, расширению стоящей за словом системы связей, то есть как предметной стороны слова, так и его понятийных и других смысловых связей в контексте значений, которые закреплены за ним в системе языка. Практическое усвоение лексических значений слов на логопедических занятиях реализуется в процессе овладения различными видами высказываний. Только в этих случаях значение слов в различных смысловых вариантах усваивается системно». (А.В. Ястребова.1997)

На основании анализа изложенного различными авторами взгляда на проблему, представляется возможным, предположить, что одним из путей решения рассматриваемой проблемы может послужить следующий материал.

Наталья Маркова
Формирование речевых умений у детей младшего дошкольного возраста

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД № 587

Составитель :

Наталья Васильевна

г. Екатеринбург

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Младший дошкольный возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов. В отношении развития речи он является основополагающим. Тема раннего развития детей очень популярна , и проблема развития речи продолжает оставаться наиболее актуальной и требует самого серьезного к себе отношения. В процессе индивидуального развития речь тесно связана с движениями, в первую очередь, пальцев рук. Дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для развития речи.

Важным фактором в формировании речи является развитие мелкой моторики рук. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые стихотворные упражнения (например «Сорока-белобока кашу варила…» , «Ладушки-ладушки» и т. п., не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания : застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д. Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи : во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, а также ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, что позволяет при наличии дефектов звукопроизношения быстрее их исправить.

Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

Очень важной частью по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры» .

«Капуста»

Мы капусту рубим (дети делают резкие движения прямыми кистями сверху вниз) .

Мы морковку трем (пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя) .

Мы капусту солим (имитируют посыпание соли из щепотки) .

Мы капусту жмем (интенсивно сжимают и разжимают пальцы) .

В кадку все утрамбовали (потирают кулак о кулак) .

Сверху грузиком прижали (ставят кулак на кулак) .

«Компот»

Будем мы варить компот (левую ладошку держат «ковшиком» , указательным пальцем правой руки мешают)

Фруктов нужно много. Вот :

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок (загибают пальчики по одному, начиная с большого) .

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ (опять «варят» и «мешают» ).

«Зайчик»

Жил-был зайчик (хлопают в ладоши)

Длинные ушки (указательный и средний показывают ушки)

Отморозил зайчик (сжимают и разжимают пальцы)

Носик на опушке (трут нос)

Отморозил носик (сжимают пальцы)

Отморозил хвостик (гладят хвостик)

И поехал греться (крутят руль)

К ребятишкам в гости.

«Вышла курочка»

Вышла курочка гулять (пальчики шагают)

Свежей травки пощипать (щиплют всеми пальцами)

А за ней ребятки –желтые цыплятки (бегут всеми пальчиками)

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко (хлопают в ладоши)

Не ходите далеко! (грозят пальчиками)

Лапками гребите (гребут пальцами как граблями)

Зернышки ищите (собирают зерна) .

Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо» , «влево» , «вверх» , «вниз» и т. д.

Очень важны эти игры для развития творчества детей . Если ребенок усвоит какую-нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песен.

Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда вырастет, ребенку понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые прочие действия.

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие , хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, развивая мелкую моторику у ребенка, и тем самым стимулируя соответствующие отделы головного мозга, а точнее его центры, отвечающих за движения пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу, педагог активизирует и соседние отделы, отвечающие за речь.

Если у ребенка хорошо сформирована мелкая моторика руки, то и речь развивается правильно, а интенсивное развитие речи в раннем возрасте , по мнению Д. П. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.)

В. Сухомлинский писал : «Что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействия руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».

Литература.

1. Галкина Г. Г., Дубинина Т. И. Пальцы помогают говорить. Москва, 2007г.

2. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь детей . Лань, Санкт-Петербург, 1996г.

МБОУ “Большеменгерская СОШ” Атнинского муниципального района РТ

Доклад

на тему: « РАЗВИТИЯ РЕЧИ, ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»

Учитель начальных классов: Лотфуллина Ландыш Фарисовна

«Речь – это канал развития интеллекта…

Чем раньше будет усвоен язык, тем легче

И полнее будут усваиваться знания»

Н.И.Жинкин

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возрастной и школьный период. С самого начала речь возникает как социальное явление, как средство общения. Несколько позднее речь становится также средством познания окружающего мира, планирования действий.развиваясь, ребенок пользуется все более сложными языковыми единицами.Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования, словоизменения и словосочетания, многообразными синтаксическими конструкциями. Эти средства языка он использует для передачи своих усложняющих знаний, для общения с окружающими людьми в процессе деятельности. Развитие речи ребенка не стихийный процесс. Он требует постоянного педагогического руководства.

Для успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей, необходимо создание определенных условий.

Вторе условие – это создание речевой среды. От того, какая у него речевая среда, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи. Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир.

Овладение речью - это способ познания действительности. Богатство, точность, содержательность речи зависят от обогащения сознания ребенка различными средствами и понятиями, от жизненного опыта школьника, от объема и динамичности его знаний. Другими словами, речь развиваясь, нуждается не только в языковом нои в фактическом материале. Школьник хорошо расскажет или напишет только о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материал по теме рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное. Это также является условием речевого развития учащихся.

Первое требование –содержательность речи. Лишь тогда рассказ ученика будет хорош, интересен, полезен и ему самому, и другим, когда он будет построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нем будут передаваться обдуманные мысли, искренние переживания.

Второе требование – логичности, последовательности, четкости построения речи. Хорошее знание того, о чем школьник говорит или пишет, помогает ему не пропустить чего-либо существенного, логично не переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же по несколько раз.

Следующее требование – это точность речи. Под точностью речи понимают умение говорящего пишущего не просто передать факты, наблюдения, Чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства. Точность требует богатства языковых средств, их разнообразия, умения выбрать в разных случаях слова синонимы, наиболее подходящие к содержанию рассказываемого.

Речь только тогда воздействует на читателя и слушателя с нужной силой, когда она выразительна. Выразительность речи – это умение ярко, убедительно сжато передавать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, настроением рассказа.

Ясность речи – это доступность тем людям, кому она обращена.

Говорящий должен учитывать интеллектуальные возможности, духовные интересы слушающего. Речи вредит излишняя, перегруженность терминами.

Чрезвычайно важно также произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчетливое проговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии – произносительных норм литературного языка, умение говорить и читать выразительно, достаточно громко, владеть интонациями, паузами, логическими ударениями. И выразительность. И ясность речи предполагают также ее чистоту – отсутствие лишних слов, просторечий и выражений.

Исходя из этого, можно сформулировать общие задачи учителя в развитии речи учащихся:

Обеспечить хорошую речевую среду для учащихся

Обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи

Обеспечить правильное усвоение учащимися достаточно лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, образование форм, обеспечить формирование конкретных умений в области развития речи

Вести специальную работу по развитию речи, связывая ее с уроками русского языка, чтения, изучаемым на них материалом

Создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.

1.Каждый учитель современной школы уже с первых дней обучения ребенка стремиться научить его хорошо и правильно выражать свои мысли, ярко говорить и писать.

Я начала осуществление этой цели с дневника наблюдения,в котором отмечала проблемы, возникающие в речи учащихся.

Из своих наблюдений я выделила наиболее серьезные, это такие:

Нарушение звукопроизношения

Трудности в выражении своих мыслей

Непонимание вопроса и не соответствие ответа на него

Бедность словарного запаса

Отсюда и возникла необходимость в более углубленном изучении темы по развитию речи. Так как развитие речи это долгий процесс. Свою работу построила по принципу от простого к сложному, последовательно с учетом индивидуальных особенностей детей.

Определила несколько направлений:

Развитие артикуляционного аппарата

Развитие слуховой памяти

Обогащение и активизация словаря

Развитие связной речи

Если ребенок различает слабо звуки на слух, искаженно сам их произносит или заменяет на другие, то он,конечно, не сможет четко представлять себе само слово.

И поэтому первоначальной задачей я определила: развитие речевого аппарата, для устранения нарушений в звукопроизношений.

В каждый урок обучения грамоте я включила речевые разминки, которые состоят из нескольких этапов, включающие разные упражнения:

Дыхательные

Артикуляционные

Дифферинцированные упражнения

Дикционнные

При выполнении дыхательных упражнений ставлю следующие задачи:

Выработать умение делать вход

Развивать умение правильно выдыхать

Научить руководить своим дыханием

Задачей второго этапа речевой разминки состоит в том, я чтобы разогреть мышцы языка, губ, щек, обеспечить им наибольшую подвижность при говорении.

Для этого включила упражнения для развития артикуляции, например «лопаточка», чашечка», футбол»

Третий этап речевой разминки основывается на чтении гласных букв или сочетаний, слогов и слов.

Вся работа с ними посвящается автоматизации одного из звуков,имеющих акустико=артикуляционное сходство и одному виду развития голоса идыхания.

В зависимости от задания,гласные или слоги читаются с различной силой голоса, с различным акцентированием и темпом.

Слова подбираются с учетом наличия букв, обозначающих оппозиционные звуки. Где предполагается

-чтение слов, сходныхпо звучанию иначертанию, но различных по значению

-чтение слов образованных способом наращивания

=чтение однокоренных слов с разными и одинаковыми приставками

Для обеспечения произнесения и запоминания использую разные шуточные рифмы,чистоговорки.

Четвертый этап речевой разминки, определял следующие задачи:

-дать образец четкого произношения в разном темпе

-научить управлять своим языком

Используются скороговорки, так они обычно содержат максимальное количество трудных мест для произношения, но благодаря многократному повторению, можно добиться чистоты выговора.

Кроме того необходимо чередовать легкие скороговорки с трудными.После четкой артикуляции звуков и медленного правильного чтения они заучиваются.Каждой разминке уделяется 5-7 минут вначале урока.

2.Дальнейшее наблюдение за речью детей, выявили трудности удержания в памяти воспринимаемых на слух групп слов. Они успевали запомнить только первое и последнее услышанное слово, не могли запомнить все элементы предложения, поэтому отвечали невпопад, терялись во время беседы с несколькими собеседниками, говорящими в быстром темпе. Не могли вспомнить названия предметов, действий, дат, прилагательных. Нередко заменяли их другими словами, относящимися прямо или косвенно к искомым словам.

Все эти проблемы говорили о нарушении слуховой памяти у детей.Основным в преодолении этой проблемы является не тоько фонематический слух, но и

Зрительная память

Прогнозирование и планирование воспринимаемой речи с опорой на зрительное висприятие предметов

Восстановление представлений о качествах предмета или действия

Соотношение предмета с категорией, к которой он относится, удержание в памяти разной степени сложности чисел.

Для расширения объема слухоречевой памяти я использую упражнения с предметными картинками.

Для тренировки слуховой пямятислова воспринимаются на слух, а затем воспроизводитьяся в том же порядке, или вводится изменение на повторе. А дети должны вспомнить услышанное и указать на изменени.

Особое значение имеют упражнения на составление кратких предложений, по схеме(кто? Что делает?Где?куда?) в последовательности от простого к сложному. Цель их ограничить многоречивость, приучить к контролю, планированию высказывания по простой сюжетной картинке, после чего идет переход к составлению несложных текстов по серии картинок.

3.Работа над словарем – это основа всей работы по развитию речи. Не обладая достаточным запасом слов, ученик не может построить предложение, выразить свою мысль.

Работа эта состоит в его уточнении, обогащении и активации.

Словарная работа спланирована так,чтобы в ней сочетались все эти виды работы на словами. Включила толкование слов, используя словари,составление словосочетаний, предложений, подбор однокоренных слов, синонимов, амонимов, работу с пословицами, поговорками.

По мере изучения слов составляю блоки по темам. На уроках закрепления предлагаю такие задания

Объяснить значение слов

По описанию определить, что это за слово

Объединить по несколько слов и составить предложения

Составить рассказ на тему.

Для обогащения словаря, дополнительно знакомлю с другими словами, не входящими в программунапример, (знакомясь со словом –воробей- дается представление о других птицах.Или да. Домашнее задание, самим найти новые слова к определенной теме и рассказать в классе.

4.Одним из важных видов словарной работы на уроках является, активизация словаря.

Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы раз в процессе рассказа.

В.А.Добролюбов отмечал, что школьников необходимо учить умению раскрыть смысл слова, правильно понимать его значение.Понимание слова зависит от многих причин, прежде всегоот степени нужности этого слова ребенку. У ребенка должен быть мотив, по которому он стремиться познать смысл слова, чтобы понять прочитанное, узнать как называется заинтересовавший его предмет или новое явление. Когда у школьника есть соответствующая мотивация, он готов к тому, чтобы усвоить данное слово, использовать его в своей речи.

И начала я эту работу с первых дней обучения, так как обучение грамоте – первая необходимая ступенька. В этот период необходимо обогатить речь учащихся н только количественно, но и качественно.Свою работу построила таким образом.

Сначала изучила и проанализировала тексты и иллюстрации, подобрала упражнения по уточнению и обогащению словаря, которые знакомят детей с простыми случаями многозначности, омонимами, синонимами, антонимами,Выбрала из текстов слова и выражения, над которыми надо поработать.Подобрала разные стихотворения, дидактический материал, располагающий богатыми возможностями для уточнения и расширения словаря учащихся.

Систематическая работа по развитию речи на всех уроках дает положительные результаты.

-речь детей стала четкой, понятной,

-дети связно выражают свои мысли

-умеют внимательно иосознанно слушать, корректировать свое высказывание и других.

-словарный запас стал более активным

-меньше допускается ошибок на замену, пропуск и искажение слов

Ученики постоянно участвуют в конкурсах стихов к любому празднику и занимают только призовые места.

Знакомство с новым словом.

1.Отгадывание ребуса(загадки)

Назвать новое словарное слово? /улица/

2.Дать характеристику используя схему:

/в слове 3 слога, первый слог ударный, безударная гласная и)

4.Что такое улица?

5.Подбрать к нему однокоренные слова

/улочка, уличный,переулок, проулок/

6.Какая может быть улица?

Составить и записать несколько словосочетаний.

/широкая улица, чистая улица, оживленная улица/

7.Составить предложение с одним из словосочетаний.

8.Когда так говорят:

Будет и на нашей улице праздник.

Зеленя улица.

Закрепление изученных словарных слов.

Работа с блоком «Животные»

За-ц, к-рова, м-дведь, л-сица, с-бака

1.Объяснить правописание изученных слов.

/можно проверить с помощью сигнальных карточек/

2.К какому из этих слов можно сказать плутовка, птичница. Почему ?

Про кого говорят : верный друг человека? Почему?

Название кого из них образуется от того, что он любит е c ть?

Объясните слово заяц, корова.

/Это дикое животное, живет в лесу. У него длинные уши, быстрые ноги. Ест траву и кору деревьев. Его враги волк и лиса.

Это домашнее животное. Живет с человеком. Дает молоко, из которого делают сметану, творог, масло. Питается травой./

3.Составьте с этими словами предложение, используя их ласковое звучание.

/Собачка Жучка лежит у крыльца. Под кустом сидит маленький зайчонок. На прогулку вышла медведица с маленьким медвежонком./

Можно выполнить задание:

Дополнить предложения, используя эти слова.

/Быстроногий … спасается от лисы.

Косолапый …. хозяин леса.

Рыжая ….посетила наш курятник/

4.Придумать небольшой рассказ на тему «В деревне»

Какие слова вы будете использовать? Корова, собака Почему?

Упражнения для увеличения объема слухоречевой памяти.

1.Послушайте ряд слов, а затем постарайтесь воспроизвести вслух в том же порядке (дом, дерево, солнце, ветер)

Мама, брат, дядя, сестра, жена

Май, лето, среда, весна,сентябрь

- Какую группу слов было легче запомнить?Почему?

2.Послушайте пары слов:

Курица-яйцо, молоко-корова, замок-ключ, зима-снег, кофе-чай, мама-дочь.

А теперь я называю первое слово пары, а вы называете второе.

Запомнить и воспроизвести ряды из трех слов

сирень-ваза-цветы

Окно-крыша-дом

Дети-мама-папа

Стул-стол-кресло

Молоко-трава-корова

Рельсы – шпалы-поезд

3.Послушйте текст внимательно.

Мама попросила сын сходить в магазин и сделать покупки:

В булочной -хлеб, пирожное, печенье

В мясном -котлеты, сосиски, колбасу

В овощном -огурцы, помидоры, капусту

Что нужно было купить в каждом отделе?

Приемы работы над предложением

1.Сократить предложение.

Учитель произносит предложение -дети осмысливают его. Предложение повторяется -учащиеся запоминают. После предложение сокращается до минимального количества слов.

Оля читает бабушке интересную книгу.

Оля читает бабушке книгу.

Оля читает бабушке.

Оля читает книгу.

Оля читает.

Что изменилось, когда предложение сокращалось?

2.Переставь слова

Учитель произносит предложение и предлагает изменить порядок слов. В результате работы выясняется, что и как изменяется.

/Сегодня утром Маша пошла в школу.

Маша сегодня утром пошла в школу.

Утром сегодня пошла Маша в школу.

Пошла Маша сегодня утром в школу.

В школу пошла сегодня утром Маша.

3. Упражнение: «Послушай, запомни, ответь: Все ли верно?»

Выпал снег, Алеша вышел позагорать.

Мальчики поехали в лес на лыжах, чтобы собирать землянику.

Мужику взял пилу и пошел в лес рубить дерево.

Данное упражнение нацелено на внимание к тексту, сознательно освоение читаемого, умение точно в соответствии с замыслом построить высказывание.

4. Дополни предложение.

Предлагается увеличить его, последовательно прибавляя по одному, два слова.

Сережа учит.

Сережа учит уроки.

Брат Сережа учит уроки.

Упражнение формирует умение быстро схватывать смысл, запомнить, построить высказывание.

5. Закончи предложение

Девочка шла…

Мальчик покрасил..

Летом мы решили…

Усложненный вариант:

Дети встретили старушку, которая…

Я хочу, чтобы…

Там было так темно, что…

Эти упражнения учат слушать и понимать собеседника, уметь понимать сложные конструкции и употреблять их в речи.

6. Задай вопрос и ответь.

Учитель просит детей поставить вопрос по содержанию высказывания и ответить на него.

Воробей поселился в скворечне.

(Кто поселился в скворечне?

Что сделал воробей? Где поселился воробей?)

7. Исправь ошибки.

На березах сидят снегири.

Они занесены снегом.

8. Составь рассказ по его началу

Утром Лена пошла к морю. Девочка увидела в белой пене волн птичку. Ее заплеснуло волной…

Лексические упражнения.

Назови одним словом.

Белочка,птичка,червячок.-….(животные)

Дерево, трава, цветок-..(растения)

Подбери слова с противоположным значением.

Большой-…(маленький)

Ночной-…(дневной)

Как вы понимаете выражение?

Кружится, вертится, как белка в колесе.

Так лисята учатся ловить добычу (охотиться)

Найти в тексте однокоренные слова.

К слову зверята подберите слова и выражения с близким значением..

(лесные обитатели, лесные жители, зверьки)

Подготовительные задания.

1. Прочитай стихотворение. Сделай к нему словесный рисунок.

На солнцепеке на опушке,

Лисичка выставила ушки.

Что ж не бойся спать косой

Бок о бок с этой лисой.

-Что означают слова- на солнцепеке, лисичка, косой?

-Составьте предложения с каждым значением.

-Прочитайте предложения,изменяя слово лиса по смыслу.

(По лесу бежит лиса. У ….красивый мех.Мы приближаемся к …..Хотим рассмотреть… получше. Но за … трудно наблюдать. Хитрая плутовка быстро скрылась из виду. Недаром о … сложено так много сказок.

-Какими словами можно заменить в тексте слово лиса, чтобы не было повторений ?

-Найдите слово в тексте, которое использует автор, заменяя им слово лиса?

(хитрая плутовка)

Почему так называют?

по обобщению педагогического опыта инновационной

деятельности воспитателя

МДОУ «Детский сад № 98 комбинированного вида»

Мануховой Галины Николаевны

«Развитие речевых способностей детей дошкольного возраста через познавательную творческую деятельность»

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Практическая деятельность по теме «Развитие речевых способностей дошкольного возраста через познавательную творческую деятельность» ведётся с 2011 года. Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования к развитию личности, мотивации способностей детей в различных видах деятельности .

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества.

Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоение выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.

Формирование возможностей речевого общения дошкольников предполагает включение в жизнь ребёнка в детском саду специально спроектированных ситуаций общения (индивидуальных и коллективных), в которых воспитатель ставит определённые задачи развития речи, а ребёнок участвует в свободном общении. В этих ситуациях расширяется словарь, накапливаются способы выражения замысла, создаются условия для совершенствования понимания речи. При организации совместных специальных игр ребёнку обеспечены возможность выбора языковых средств, индивидуального «речевого вклада» в решение общей задачи - в таких играх у детей развивается способность выражать собственные мысли, намерения и эмоции в постоянно меняющихся ситуациях общения.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира и именно через общение с другими людьми человек реализует себя, как личность.

Судить о начале развития личности ребёнка без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.

На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей. С повышением внимания к развитию личности ребёнка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, в работе с детьми используются и лучшие образцы народной педагогики – это применение сказок. Сказка как сокровищница русского народа находит своё применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения. Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, юмор, образность языка - особенность сказки.

Актуальность работы заключается и в том, что с каждым годом увеличивается число дошкольников с общим недоразвитием речи. Данная форма речевой аномалии характеризуется тем, что при нормальном слухе и интеллекте у детей задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики , лексики, грамматики. Чистая и правильная речь ребёнка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. Чем богаче словарный запас дошкольника, тем легче ему высказать свои мысли, установить содержательные и полноценные отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Ведущая педагогическая идея овладеть родным языком как средством и способом общения и познания.

Опыт работы направлен на развитие речи детей дошкольного возраста. Главная цель - это формирование функций речи, побуждающих ребёнка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению формирования речи, диалога и, как, следствие этого, монолога. Достижение обозначенной цели предполагает решение следующих задач:

· освоения языка как средства общения;

· уважение к личности каждого ребёнка;

· проявление инициативы в высказываниях;

· формирование бережного отношения к родному языку;

· обобщение имеющегося личного опыта в форме устного высказывания;

· овладение средствами и способами построения развёрнутого текста;

· закрепление и развитие у детей е навыков речевого общения, речевой коммуникации;

· формирование навыков построения связных монологических высказываний;

· развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;

· целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций).

Основными условиями для успешного развития речи дошкольника являются:

Интересно организовывать жизнь ребёнка;

Побуждать постоянно ребёнка говорить;

Создавать соответствующую обстановку, среду (у хорошо говорящих родителей не всегда говорят дети);

Не забывать про одарённых детей, речью мы определяем судьбу ребёнка, из всех талантов самый главный талант - общение;

Давать детям одинаковые стартовые возможности.

Развитие речи охватывает следующие блоки.

1. Развитие словаря.

Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.

5. Поручения и задания. Существует ещё один методический приём, тоже связанный с разговором, которому придается большое воспитательное значение, это методически продуманные поручения, которые даются детям.

Ребёнку даётся определённое поручение. Желательно, чтобы такое поручение имело практическое, ребёнком осознаваемое значение. При этом он должен:

1) внимательно выслушать, что ему говорят;

3) запомнить сказанное;

4) выполнить поручение;

5) дать словесный ответ о выполненном;

6) в итоге оказать помощь.

Таким образом, к активности привлекаются внимание, интеллект, память, моторика, речь.

Поручение старшим детям должны носить практический характер: они могут быть разнообразны, должны постепенно усложняться и по возможности завершаться точным речевым отчётом.

6. Чтение . На определённой ступени художественное чтение как таковое отмежевывается от рассказа и выступает как самостоятельный фактор в деле освоения ребенком живой русской речи. Выразительное художественное чтение доводит до сознания детей все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что дети начинают активно пользоваться этим богатством. Это возможно только при условии, если художественный образ и слово преподносятся детям в своей живой, ненарушенной целости.

7. Дидактические игры . Взаимоотношение между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог – участники одной игры.

Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребёнка, а для взрослого – это способ обучения. Цель дидактических игр – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Дидактическая игра – это формирование устойчивого интереса к учению и снятие напряжения, связанного с процессом адаптации ребёнка к школьному режиму. Она формирует психическое новообразование, учебную деятельность, общеучебные умения, навыки самостоятельной учебной работы.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

Игры с предметами (игрушками, природным материалом);

Настольно печатные;

Словесные.

Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребёнка.

8. Использование информационно-коммуникативных технологий . Интернет можно рассматривать как часть информационно-коммуникативной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Наш детский сад подключен к сети интернет. Это позволяет использовать образовательные ресурсы интернета для поиска источников, текстов, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, конспектов НОД и другие.

9. Заучивание стихотворений. Ребёнок с рождения начинает интересоваться миром звуков, отзываться на него, рано проявлять выраженную чуткость к восприятию ритма. Законы ритма он постигает легче и быстрее, чем мир форм и цветов. Вот почему песни и стихи в соответствующем, отборе всегда производят впечатление на детей.

Хорошее стихотворение – та же музыка. Самые маленькие дети постигают его ритм, способны наслаждаться созвучием его строф, красотой построения. Эти музыкальные слуховые восприятия, связанные иногда лишь частично с пониманием влитого в них содержания.

10. Индивидуальная работа. Учитывая уровень достижения детей, педагог определяет содержание работы с ним. Подбор заданий, отличающихся при общей познавательной цели и общем содержании разной степенью трудности, способствует поддержанию устойчивого интереса детей разного уровня сформированности знаний, умений и навыков на протяжении всего занятия. В тоже время, детям высокого уровня развития может быть предложен материал с усложнением, а детям более низкого уровня развития – упрощённый материал. Для них планируется повторяемость операций, большое внимание уделяется закреплению пройденного материала.

Анализ результативности.

Сравнивая результаты практической деятельности на основе диагностики детей можно сказать, что проводимая работа в этом направлении свидетельствует о том, что в течение последних двух лет произошли качественные изменения. Результаты диагностики показали, что в начале учебного года (сентябрь 2011 год) 38% детей имели низкий уровень по всем четырём направлениям, 42% - средний уровень и только 20% - высокий. К концу следующего года обучения (май 2013 год) диагностические срезы показали следующее: 36% - высокий уровень, 56% - средний и 8% - низкий.

Таким образом, судя по показателям, развития речевого творчества через познавательное развитие имеет огромное значение в обучении детей дошкольного возраста. В процессе образовательной деятельности и свободной речевой деятельности у детей развивается нестандартность мышления, свобода, раскрепощённость, индивидуальность, у дошкольников формируется любовь к родному русскому языку, рождается чувство уважения к своему народу, к своей Родине.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Прежде чем приступить к работе над вышеназванной темой, была проведена диагностика, которая включала обследование, как воспитанников, так и родителей. Результаты показали отсутствие системы речевого развития, низкий уровень знаний, недостаточность материально-технической и методической базы. Дети детского сада имели достаточно низкий уровень словарного запаса, грамматики, даже звуковая культура не соответствовала норме на данном этапе. Большинство современных семей при анкетировании и беседе имеют низкий уровень по составлению творческих рассказов, язык очень беден, а средство выразительности вообще отсутствуют. Предложения в рассказе примитивные.

Основные трудности в использовании данного опыта заключаются в том, что родители почти не занимаются с детьми, мало читают, не пересказывают, поэтому речевое творчество у детей отсутствует.

Опыт по «Развитию речевых способностей детей дошкольного возраста через познавательную творческую деятельность». перенимается педагогами МДОУ «Детский сад № 98 комбинированного вида» и может быть распространен среди дошкольных образовательных учреждений.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта