Главная » 2 Распространение » Рыцарские девизы на русском. Девизы, надписи, эмблемы на латинском языке

Рыцарские девизы на русском. Девизы, надписи, эмблемы на латинском языке

Образование

Герб рыцаря и девиз. Были ли девизы у средневековых рыцарей?

26 декабря 2014

Эпоха рыцарей всегда привлекала к себе особое внимание. Романтический образ и честные поединки Средневековья продолжают свое существование в литературе, кинематографе, а также в новой субкультуре ролевиков.

Неотъемлемой частью любого рыцаря был герб. На нем изображались различные животные, растения, предметы. Его главной задачей было предоставлять информацию о том рыцаре, который его держит. Что же означал герб рыцаря и девиз, написанный на нем?

Как появились рыцарские гербы

Обычай выбирать себе отличительный знак и помещать его на собственном щите появился еще в древние века. Это помогало распознать своих во время сражения.

У каждого народа были собственные знаки на гербах:

  • франки изображали крест над кругом;
  • англы - мифического дракона, крест с шаром или птицами;
  • датчане - ворон;
  • саксы - льва или розу.

Появление же особой геральдической символики связано с крестовыми рыцарскими походами. Знаки-символы стали особым видом письма. С их помощью можно было узнать рыцаря, закованного в железные латы.

Помещаемые на щит символы должны были говорить о характере и жизненном пути человека. Например, тот, кто впервые отправлялся в крестовый поход, изображал маленьких перелетных птиц. Этим он показывал, что не имеет дома и постоянно странствует.

Крестовые походы также способствовали тому, что щиты стали красить разными цветами, включая голубой. В то время в Европе красителя этого оттенка не было, его привезли с Востока.

Со временем герб рыцаря и девиз стали помещать не только на щит, но и на шлем. Он стал особым знаком отличия, современным аналогом удостоверения личности или визитной карточки.

Роль геральдики во времена рыцарей

Чем больше гербов появлялось, тем больше возрастала необходимость в их систематизации. Стали возникать своды правил для составления гербов. Таким образом появилась новая наука - геральдика. Ее задачей было описывать и изучать рыцарские знаки отличия.

Люди, которые занимались этой наукой, стали называться герольдами. Они жили при дворах вельмож и рыцарей и были тесно связаны с рыцарскими турнирами. Были ли девизы у средневековых рыцарей? Конечно, были. Их помещали на щите и объявляли перед началом поединка.

Развиваясь веками, геральдика становилась все сложней и запутанней. К 15 веку стали появляться специальные трактаты, которые было сложно понять из-за множества символов и знаков, переплетающихся друг с другом.

О турнирах

Рыцарские состязания были еще во времена Карла Великого. Это известно из хроники 844 года историка Нитгарта («Песня о Беовульфе»).

Считается, что первые правила для поединков установил в 11 веке французский рыцарь Готфрид де Прельи. К 12 веку турниры распространились в Англии.

Вклад в их популяризацию внес король Ричард Львиное Сердце. Он разрешил проводить состязания в пяти графствах и сам принимал в них участие. Во время их проведения гербы, девизы и военный клич были всюду.

Для рыцаря участие в турнире играло большую роль. Каждый находил в нем собственную выгоду:

  • похвастаться доспехами и знатным происхождением;
  • заявить всем о своих воинских качествах;
  • заслужить благосклонность дамы сердца;
  • завладеть доспехами и конем противника;
  • получить денежный выкуп за выигранные доспехи.

Для участия в турнире необходимо было доказать свое знатное происхождение. Оно должно было быть подтверждено в двух поколениях со стороны как матери, так и отца. Доказательством служил наследственный герб рыцаря и девиз на щите и шлеме.

Церковь долгое время боролась с проведением турниров, но они продолжались до 16 века. Их запретили в 1559 году, когда из-за случайного обломка копья погиб французский король. Вместе с состязаниями стали не нужны и герольды.

При этом на щитах остались девизы и военный клич. Рыцари века проводили в сражениях, но в итоге на смену им пришел новый вид войск. Рыцарский герб со временем трансформировался в знаки цехов, городов и государств.

Классификация гербов

Уже упоминалось, что геральдика - очень запутанная наука. Она подразделяет на отдельные роды все гербы и девизы. Рыцарство могло иметь любой из них:

Интересным примером является история про герб Арагона. Изначально он был в виде золотого щита. В одной из битв король был поражен отвагой Готфрида Арагонского. После битвы он подошел к воину и, омочив в его ране свои пальцы, провел ими по щиту. Так на золотом гербе рода Арагона стали изображать четыре вертикальных червленых столба.

Что рисовали на щитах

Щит состоял из почетных геральдических фигур: глава, пояс, оконечность, столб, кайма, стропило, перевязи, кресты. Были и второстепенные геральдические фигуры, например столбики, пояски, ромбовые поля.

Наиболее многочисленной группой была негеральдическая. К ней относились естественные, искусственные и фантастические элементы. Это могли быть животные, растения, люди, части тела, оружие, мифические животные, явления природы.

Геральдические девизы

Герб рыцаря и девиз были одним целым. Короткое изречение должно было объяснять идею эмблемы.

Были ли девизы у средневековых рыцарей

Изображение на эмблеме

Девиз к гербу рыцаря

Пустой колчан

Его стрелы в моем сердце

Ласточка, которая перелетает море

Чтоб найти солнце, покидаю отечество

Горностай

Лучше умереть, нежели опозориться

Лев, скованный пастухом

Покорен и страшен

Орел, смотрящий на солнце

Один он достоин моего благоговения

Бутон розы

Меньше показываясь, становится прекраснее

О чем могут поведать гербы

Средневековую геральдику можно сравнить с архитектурой того времени. Поэтому достаточно легко можно определить, к какому государству относится герб.

Например, французы очень любят роскошь, поэтому их символы знати украшены большим количеством драгоценных металлов и мехов. В бургундских эмблемах преобладал красный цвет из-за подражания герцогам Бургундским.

Все страны Западной Европы имели свои особенности в геральдике. Это позволяет узнать о том, как перекраивались границы государств, о завоеванных землях, заключенных или расторгнутых союзах и других важных событиях того времени.

Девизы и надписи
Герб часто включает в себя слово или короткое предложение, известные как девиз. Расположение девиза отчасти вольно по сравнению с расположением щита или клейнода. В Англии его даже не упоминают в гербовой грамоте, и он может изменяться по желанию многократно. Большинство девизов имеет недавнее происхождение. В Шотландии, однако, девиз рассматривается как наследственное дело, почти так же, как щит или клейнод, и таким образом упоминается в грамотах и матрикулах.

Простой девиз «Через» герцогов Тамильтонов изображен выше клейнода в типичной шотландской манере .

Древние боевые кличи
Девиз, вероятно, происходит от так называемого «cri-de-guerre», или боевого клича средневековых командиров, использовавшегося для сплочения их войск и внушения им чувства гордости и храбрости. Таковы, например, девизы великих ирландских семей Батлер и Фицджеральд, которые соответственно объединяли своих воинов криками «Butler a boo» и «Crom a boo». «A boo» - на ирландском гаэльском языке обозначает крик победы, а так как замок Сгоот был основным имением Фицджеральдов, его название появилось в боевом кличе. Шотландские девизы, которые располагаются над клейнодом, очень напоминают манеру древних боевых кличей. Среди наиболее известных следующие: «Иди осторожно» графов Перс, а также «Через» Гамильтонов. Есть и менее известные, но не менее любопытные: «Знай заранее» Ламсденов из Иннергелли или «Достаточно в моей руке» Каннингхэмов из Каннингхамхэда, который расположен под клейнодом, состоящим из руки, держащей верхнюю часть якоря.

Известный боевой клич герцога Аенстера, Crom a boo, позже был внесен в его герб как девиз.

Девиз других ветвей семьи Каннингхэм: «Over fork over», а герб украшен фигурами их знаменитых вил. Говорят, это было сделано в память об одном из членов семьи, который, спасаясь бегством от врагов, выдал себя за работника фермы, который скирдовал солому вместе с другими крестьянами. Загипнотизированный близостью противника, он почти себя выдал, но его товарищ прошептал ему в ухо те самые слова («Скирдуй! Скирдуй!»), которые теперь стали девизом всей семьи. Поразительно, как много существует других подобных весьма красочных историй, которые явно были придуманы для того, чтобы придать обыкновенной геральдической фигуре благородное звучание!
Среди многочисленных ссылок на кровавую историю шотландской короны в геральдике благородных семей этой нации особое место занимает интересная история нашлемника и девиза Киркпатриков. В клейнод помещена рука, держащая окровавленный кинжал, и девиз «I так sicker» («Я удостоверюсь»). Такое необычное сочетание относится к предполагаемому результату междоусобицы между Робертом Благочестивым и Редом Комином. Роберт Благочестивый смог ранить Комина, но дело было завершено приверженцем Благочестивого, Киркпатриком, который сделал смертельный выпад своим кинжалом, тем самым удостоверяя гибель врага.
Девиз Робертсонов из Струана - «Virtutis gloria merces» - переводится как «Слава - награда за смелость». В клейноде этого герба - рука, держащая корону. Композиция этого герба относится к захвату в 1437 году убийц короля Якова I главой клана Доннахайдов - Робертсоном. Нетрадиционная и необъяснимая фигура в гербе - это обнаженный и закованный в цепи человек, лежащий под щитом.


Два клейнода - стрелок и пантера - принадлежат Жиффардам из Чиллингтона

Любопытный случай послужил поводом к созданию другого девиза - «Prenez harleine tirez for» («Прицеливайся и стреляй решительно»), который до сих пор живет в древней семье Жиффард из Чил-лингтона (Стаффордшир), соседствуя с двумя клейнодами, на которых изображены голова пантеры и лучник с колчаном, полным стрел, и натянутым луком Они служат напоминанием о событиях, произошедших в имении Жиффарда, когда сэр Джон Жиффард учил своего маленького сына стрельбе из лука. Пантера, подарок хозяину дома, сбежала и собиралась напасть на жену сэра Джона и ее грудного ребенка Тот приказал старшему сыну, чтобы он прицелился и немедленно выстрелил в нее из лука. Юноша попытался это сделать, но с очевидной дрожью, поэтому сэр Джон прошептал ему слова, которые впоследствии и стали девизом семьи. Юноша прицелился, решительно выстрелил и, согласно легенде, смог застрелить пантеру одним выстрелом.


Гордый девиз испанской семьи Матрике де Лара

Благочестие и утверждение
Многие девизы побуждают и читающего их, и самого носителя придерживаться христианских добродетелей и ценностей или даже, как в девизе великой французской семьи Монморанси - «Dieu aide аи primer baron chrestien», - просить Господа помочь всей семье. Другие подтверждают дворянство родословной, среди таких - «Позвольте Курзону иметь то, что Курзон имел» семьи Курзон из Кедль-стона в Англии и великолепный «Nos поп venimos de reyes, que reyes vienen de nos» великой кастильской семьи Манрике де Лара, который убеждаетчто семья не посещает королей - короли приезжают к ним сами.

Геральдическое утверждение любви между Сигизмондо Малатеста, сеньором Римини, и его дамой, Изоттой дельи Атти

Надписи на щитах
Буквы и слова, использованные в качестве геральдических фигур на щите, не являются редкостью в гербах, но многие герольды считают их использование второсортной геральдикой. Тем не менее буквы и слова часто используются по самым разным и весьма почетным причинам, из которых самой известной является наличие аббревиатуры «SPR» (Senatus Populusque Romanus), восходящей к эпохе Римской Империи. Во времена Возрождения правители Северной Италии часто сочетали гербы своих семей, используя для этого собственные вензели, но наемный генерал Сигизмон-до Малатеста пошел в этом дальше всех. Он разделил свой гербовый щит на четверти, в двух из которых поместил собственные инициалы, а в двух других - инициалы своей возлюбленной, Изотты дельи Атти.

Утверждение независимости - Веспасиус Гонзага, герцог Саббионета, провозглашает свободу своего маленького государства от герцогства Мантуи

Любопытный щит с литерами использовался в качестве отмененного затем герба острова Сааремаа в Эстонии. В первой половине XVI столетия правитель острова, епископ Иоганн IV Кивель, попал в подданство герцога Фридриха III Саксонского, защитника Мартина Лютера. После этого епископ составил для Сааремаа щит с буквами DWGBE, указывавшими на начальные буквы личного девиза герцога Фридриха - «Das Wort Gottes bleibt ewiglich» («Слово Господа длится вечно»).

В подтверждение своей преданности епископ Иоганн IV Кивель использует девиз герцога Фридриха 111 Саксонского в гербе острова Сааремаа

Девизы представляли как бы памятники храбрости, великодушия и вежливости
того или иного рыцаря и служили полезными уроками для его потомства; эти
девизы были как бы сокращением тех рифмованных рассказов, которые сочиняли
трубадуры, странствовавшие из одного замка в другой; эти рифмованные
рассказы они пели под аккомпанемент арфы, лиры и других инструментов
менестрелей; это, конечно, вполне согласовывалось с духом рыцарства.
Девизом часто являлась какая-нибудь пословица, согласная с духом и
наклонностью рыцаря, которому принадлежал герб. Слава и любовь создали
также множество таких девизов.
Девизы относились всегда к каким-либо эмблемам, и от этого они получали еще
большую силу. Например, изображали пустой колчан и ставили к нему девиз:
“Его стрелы в моем сердце”; или изображали бутон розы и к нему девиз:
“Меньше показываясь, становится прекраснее”; ласточку, перелетавшую море, и
к ней надпись: ”Чтобы найти солнце, покидаю отечество”; раковину,
обращенную к солнцу: “Ее красота нисходит с небес”; при изображении
горностая был такой девиз: ”Лучше умереть, чем посрамиться” (девиз
Франциска1, герцога Бретани); для бутона подсолнуха: “Лучами моей звезды
открою мое сердце”; если изображали гранатовое дерево в цвету, то ставили
девиз: “Каждый год новый венец”; раненый лев, изображенный спящим под
бальзамным деревом, на которого каплет целебный сок: “Его слезы меня
исцеляют”; лев, скованный пастухом: “Покорен и страшен”; смотрящий на
солнце орел: “Оно достойно моего благоговения”.
Девиз обыкновенно ставили под щитом; это было как бы воспоминанием о
славных подвигах какого-либо лица, о его героизме, великодушии, милосердии,
или же такой же девиз служил к побуждению проявлять эти доблести. В девизе
как бы объясняется идея герба или, лучше, причина, почему это лицо получило
именно такой герб, а не другой; девиз- это в одно и то же время и плоть, и
дух герба. Девизы часто бывали аллегорические, и потому существовали
девизы, состоявшие только из одной буквы. Главное их достоинство
заключалось именно в том смысле, который можно было придать девизу; вообще,
все девизы отличались краткостью и выразительностью.
Представители какого-либо семейства, обыкновенно старшие в роде, носили над
гербом так называемые cri de guerre или cri d’armes, то есть такое
выражение, какое употреблял на войне какой-либо знатный рыцарь для
возбуждения воинов к бою или к победе; этот известный клик, или клич,
отличал его от других рыцарей. Французы говорят: “Le cri suit la baniere”
(“Клич следует за знаменем”). Это означает, что военный сигнал там, где
знамя, потому что оно являлось средоточием военной силы, центром, к
которому стремились войска, за которым следили все воины и сердцем, и
глазами. Военные клики были известны в глубокой древности; у каждого
рыцаря, у каждого военачальника был свой особенный присвоенный ему клич,
которым он собирал своих воинов и с которым он бросался в самый кровавый
бой. Вот наиболее замечательные из кликов. Готфрид Бульонский во время
крестовых походов говорил: “Dieu le veut!’ (“Так угодно Богу!”)- и это
убеждение руководило как им самим, так и его войском. С этим кликом он вел
своих воинов в бой с неверными; этот клик воодушевлял их, поднимал их дух и
вселял в них мужество и храбрость. Французские короли считали святого
Дионисия своим покровителем, и потому, ведя своих воинов в бой, они
повторяли: “Montjoie et Saint Denis”; Монморанси повторял следующий клик:
“Dieu aide au premier baron Chretien” (“Да поможет Бог первому
христианскому барону”). Бурбоны же приняли клик: “Bourbon Notredame”, или
“Esperance”. У английских королей считался покровителем Святой Георгий, и
потому они говорили сначала: “St.Georges”, - а позднее: “God and my right!”
(“Бог и мое право!”).

В одной из легенд Артуровского цикла сообщается, что гербом герцога
Нортумберлендского был синий лев, а девизом – “Ударом львиной лапы
побеждаю”.
Интересно, что изображения животных и мифических чудовищ на гербах часто
восходят к образцам скифо-сибирского звериного стиля; поэтому очевидно
здесь влияние Великого Переселения народов, но также сыграли роль и более
поздние связи Западной Европы с Востоком. По мнению одного из крупных
специалистов в этой области искусства – Л.А.Лелекова “древние сюжеты и
образы звериного стиля в 10-13 веках наводнили весь средневековый мир и
образовали особый межнациональный изобразительный язык, понятный от Тянь-
Шаня до скандинавских фьордов.
Своеобразному возрождению звериного стиля не менее внешних способствовали
внутренние причины. Новые социально-политические идеи эпохи нуждались в
адекватном выражении.
Понятия господства и подчинения, геральдическая тематика…искали себе
общедоступного и вместе с тем яркого образного преломления”.
Действительно, изображение в гербе дракона, грифона, льва, орла, тура в
сопровождении девизов вроде “Берегись это – я”, “Бойся чёрного быка” и т.п.
должны были характеризовать могущество его носителя, внушать страх не
только безоружному виллану, но и серьезному противнику.

Подскажите девизы средневековых рыцарей!

  1. за родину! за сталина!
  2. ***

    "Представители какого-либо семейства, обыкновенно старшие в роде, носили над
    гербом так называемые cri de guerre или cri darmes, то есть такое
    выражение, какое употреблял на войне какой-либо знатный рыцарь для
    возбуждения воинов к бою или к победе; этот известный клик, или клич,
    отличал его от других рыцарей. Французы говорят: Le cri suit la baniere
    (Клич следует за знаменем). Это означает, что военный сигнал там, где
    знамя, потому что оно являлось средоточием военной силы, центром, к
    которому стремились войска, за которым следили все воины и сердцем, и
    глазами. Военные клики были известны в глубокой древности; у каждого
    рыцаря, у каждого военачальника был свой особенный присвоенный ему клич,
    которым он собирал своих воинов и с которым он бросался в самый кровавый
    бой. Вот наиболее замечательные из кликов. Готфрид Бульонский во время
    крестовых походов говорил: Dieu le veut! (Так угодно Богу!)- и это
    убеждение руководило как им самим, так и его войском. С этим кликом он вел
    своих воинов в бой с неверными; этот клик воодушевлял их, поднимал их дух и
    вселял в них мужество и храбрость. Французские короли считали святого
    Дионисия своим покровителем, и потому, ведя своих воинов в бой, они
    повторяли: Montjoie et Saint Denis; Монморанси повторял следующий клик:
    Dieu aide au premier baron Chretien (Да поможет Бог первому
    христианскому барону). Бурбоны же приняли клик: Bourbon Notredame, или
    Esperance. У английских королей считался покровителем Святой Георгий, и
    потому они говорили сначала: St.Georges, - а позднее: God and my right!
    (Бог и мое право!)."

    "Геральдические девизы. Герб рыцаря и девиз были одним целым. Короткое изречение должно было объяснять идею эмблемы.

    Изображение "Пустой колчан" - Девиз: "Его стрелы в моем сердце"
    Изображение "Ласточка, которая перелетает море" - Девиз: "Чтоб найти солнце, покидаю отечество"
    Изображение "Горностай" - Девиз: "Лучше умереть, нежели опозориться"
    Изображение "Лев, скованный пастухом" - Девиз: "Покорен и страшен"
    Изображение "Орел, смотрящий на солнце" - Девиз: "Один он достоин моего благоговения"
    Изображение "Бутон розы" - Девиз: "Меньше показываясь, становится прекраснее"."

    "Примерный перевод рыцарских девизов:

    1. Служу - Отечеству, отвечаю - Богу.
    2. Достоинство и благородство.
    3. Совесть и дисциплина.
    4. Быть, а не казаться.
    5. Честь, но не почести.
    6. Честь дороже жизни.
    7. Честная смерть, но не позорная жизнь.
    8. Побеждаю, но не мщу.
    9. Скуп в потребностях, щедр на отдачу.
    10. Великодушие и справедливость.
    11. Учтивость и миролюбие.
    12. Блаженство в верности.
    13. Достоинство в служении.
    14. Служить, но не прислуживаться.
    15. Должен -- значит можешь.
    16. Соперничаю, но не завидую.
    17. Любовью ведом, добротой очищаюсь.
    18. Злу возмездие, добру награда.
    19. Слово крепче камня.
    20. Ударом на удар.
    21. Победа или смерть.
    22. Верой и правдой.
    23. Биться шумно, говорить тихо.
    24. Один за всех, все за одного.
    25. Слово серебро, молчание золото"

Избранные места из многолетней истории крестовых походов. Кто надоумил рыцарей отправиться в поход на Иерусалим? Участвовали ли в походах женщины и дети? Чем сейчас заняты крестоносцы?

Идея Петра

Надоумили рыцарей нашивать себе на одежду кресты и воевать в жарких далеких землях за Гроб Господень два человека. Первым, кому эта гениальная идея пришла в голову был бывший военный, ставший монахом-отшельником, Петр Амьенский. Якобы он побывал в Иерусалиме, увидел, как там обижают братьев христиан, вернулся домой и забил тревогу. Ходил Петр по городам, собирал толпы народа и красиво доказывал им, что необходимо вернуть Гроб Господень, освободить христиан, а турок стереть в средневековый радиоактивный пепел. От неимения достойных развлечений, СМИ и интернета граждане слушали Петра, раскрыв рот. Образ юродивого нищего проповедника очень сильно действовал на окружающих и вскоре Петр стал настоящей "звездой". Люди толпами шли к нему, чтобы прикоснуться, взять на память кусочек его одежды или прядь волос, приписывали ему целебные свойства и были готовы выполнить , что он скажет.

За папу!

Дальше в игру вступил папа Урбан II, который сообразил, что Петра и его сторонников можно очень выгодно использовать. По другой версии, было наоборот, то есть сначала до походов додумался папа римский, а потом уже его поддержал Петр Амьенский и начал проводить работу с населением. Официально именно Урбан II считается главным вдохновителем крестовых походов. Прикинув сколько богатств можно будет вынести из Святой земли и поразмыслив над способами увеличения пошатнувшегося рейтинга, папа 27 ноября 1095 года произнес пламенную речь в городе Клермон во Франции о необходимости ввести войска на Святую Землю и силой вырвать ее из цепких лап неверных.

Так хочет Бог

Чтобы люди охотнее собирались в поход, папа пообещал всем участвующим немедленное отпущение всех обычных грехов, а также отпущение смертных грехов со значительной скидкой, прощение всех долгов, 100% гарантию попадания в рай, христианский аналог 72 девственниц, ну и посулил золото и бриллианты, которые можно добыть на Святой Земле. Народу, а также высокопоставленным священникам и государственным деятелям идея понравилась, толпа прокричала несколько раз "Deus vult" ("Так хочет Бог") и стали собираться в поход, который был назначен на 15 августа 1096 года.

Самый неудачный поход

Самые ярые последователи Петра никак не могли дождаться августа 1096 года, им не терпелось начать прорубать путь отцовским мечом к сокровищам Святой Земли и заодно освободить товарищей христиан. Самые бедные и самые грешные самоорганизовались и двинулись по направлению к Гробу Господню. У многих из низ не было ни оружия, ни доспехов. Говорят, что примерно 30 тысяч человек первыми двинулись в поход, большинство из них были нищими крестьянами. Новоявленные крестоносцы брали с собой свои семьи (то есть жены, дети и старики тоже пошли возвращать Гроб Господень), чтобы не тосковать в дороге по родным. Запастись достаточным количеством еды удалось далеко не всем. Дело в том, что в крестоносной суматохе цены на необходимое для похода взлетело до небес, поэтому даже средневековой версией доширака закупиться было очень не просто. Местные жители стран, которые встречали на пути крестьян-крестоносцы, неохотно делились едой, из-за чего происходили вооруженные конфликты. Первое же крупное сражение с противником стоило жизни половине отряда, детей и женщин захватывали в плен и продавали в рабство на азиатских базарах. До места добрались буквально несколько десятков человек. Петр, возглавлявший "крестьянский поход", выжил и присоединился к первому официальному крестовому походу. Кстати, когда крестоносцы шли на Святую землю, то крест у них был нашит на грудь, а когда возвращались, то нашивали на спину.

Детский крестовый поход

Дети не остались в стороне от папской пропаганды, и по всей Европе стали появляться посланцы Бога. Мальчишкам якобы Бог нашептал, что им выпала честь возглавить своих ровесников и отправиться отвоевывать Иерусалим. Слухи о о чудесах, творимых избранными, делали свое дело, и ровесники новоявленных чудотворцев сбегали из дома и собирались в отряды. Истинными вдохновителями этих малолетних крестоносцев были работорговцы, которые надеялись продать большую партию европейских деток на восточных базарах. Собственно, тех, кто не погиб в дороге, погрузили в корабли работорговцев. Многотысячные отряды, которые вел мальчик Николай (ему было не больше 10 лет), обещавший "по морю аки по суху" дойти до Святой земли, растеряв половину в дороге, дошли до итальянского порта Бриндизи, но дальше их не пустил на верную смерть один адекватный местный епископ. Тогда фанатичные детки пошли к папе римскому с просьбой их благословить на священную резню. Папа посоветовал им дождаться совершеннолетия. Даже по меркам средневековья детские крестовые походы были дичью. Кстати, полагают, что участниками похода были не совсем дети, а юноши и подростки, но меньшей дичью факт от этого не становится.

Голод не тетка

Первый крестовый поход, осада сирийской крепости Маары, крестоносцы осаждают ее из последних сил, еда давно закончилась, куда не глянь повсюду пустыня. и вот мусульмане сдаются, правда при условии, что рыцари оставят жителей города в живых. Крестоносцы входят в город в надежде плотно поесть, но, оказывается, что сирийцы тоже давно сидят без припасов. Христиане вконец обезумев от голода и разочарования начинают отлавливать и жарить врагов, которых совсем недавно пообещали пощадить. Хронисты первого крестового похода описывают ужасные сцены каннибализма, а Альберт Аахенский пишет, что в расход пустили даже собак: "Крестоносцы не ограничивались поеданием только убитых турок и сарацин, они ели даже собак".

Тот от меча и погибнет

Пытались крестоносцы пролить свет своей истинной религии не только на мусульман, но и на всех, кто попадался под руку. Папа римский вообще довольно размыто говорил в своей знаменитой речи по поводу врагов. Например, он намекнул на то, что хорошо бы мечом насадить католичество в землях, где исповедуют любую другую религию, а заодно ликвидировать язычников, иудеев, православных. Дескать, Бог это дело одобряет. Так вот в 1096 году крестоносцы отклонились от маршрута и устроили массовые убийства евреев в городах Германии. А с 1198 по 1411 год крестоносцы ходили на языческие славянские и финские племена. В 1240 году рыцари-крестоносцы Ливонского ордена двинулись на Псков и Новгород, однако подчинить Русь папе римскому им, как известно, помешал Александр Невский, разгромив их на Чудском озере в 1242 году.

Современные крестоносцы

Орден Святого Гроба Господнего Иерусалимского до сих пор существует. То есть крестоносцы бродят среди нас. Орден ведет свою историю с 1099 года. Основная цель ордена - поддержка католиков на Святой земле. Например, на средства ордена там строят католические церкви, школы, больницы. В свое время членом ордена был венгерский композитор Лист, первый канцлер ФРГ Адэнауэр, короли и королевы многих европейских стран. У крестоносцев даже есть свой сайт, а штаб-квартира в Риме в дворце Палаццо делла Ровере. Чтобы стать крестоносцем надо получить орден Заслуг перед Иерусалимским орденом Гроба Господня. Он вручается людям с безупречным моральным обликом, занимающимся благотворительностью. Девиз Ордена "Deus vult".



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта