знакомство с суффиксами прилагательных (-н-, -нн-, -енн-, -онн-, -ан-, -ян-, -ин-);
отработка навыков правописания одной и двух Н в суффиксах прилагательных, пополнение лексикона учащихся, развитие творческих способностей;
воспитание интереса к изучению русского языка, стремления ценить родной язык.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: дидактический, раздаточный материал, схемы-опоры, тетради.
Ход урока
Проверка домашнего задания.
Лингвистическая задача.
- Прочитайте слова, правильно поставив ударение: алычовый- грушевый.
Как знание правила « Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных » по вам?
Образуйте от этих существительных прилагательные. Поставьте ударения, выделите суффиксы. Камыш, ключ, ёж, нож, спаржа, сторож, холст, кумач.
III . Работа с предложением. Утро было солнечн ое безветренное, но неж арко е.
Каким вы представили себе утро?
Объясните подчёркнутые орфограммы
Продолжаем знакомиться с правописанием имен прилагательных. Сегодня на уроке мы поговорим о суффиксах прилагательных -н-, -нн-,
-енн-, -онн-, -ан-, -ян-, -ин-. Цель сегодняшнего урока: научиться правильно писать данные суффиксы.
V . Подготовка к восприятию нового материала.
Сначала повторим способы образования прилагательных.
Примеры записаны на доске:
совестлив ый – совесть,
талантлив ый – талант,
доверчив ый – доверять,
задумчив ый – задуматься,
пищев ой – пища,
– Определите часть речи данных слов. (Прилагательные. )
– Укажите, от каких частей речи образованы данные прилагательные? (От существительных. )
– Каким способом образованы все эти прилагательные? (Суффиксальный. )
– Назовите суффиксы, выделите их и объясните значение.(-лив- – склонный к какому-либо действию, склонный к чему-либо, наличие чего-нибудь в значительной степени; -чив- – указывает на склонность к соответствующему действию; -ев-, -ов- – относящийся к чему-либо. )
VI . Объяснение нового материала.
Прилагательные также могут образовываться от существительных и глаголов при помощи суффиксов -н-, -нн-, -енн-, -онн-, -ан-, -ян-, -ин-, значение которых “относящийся к чему-либо (кому-либо), характеризующийся чем-либо, сделанный из чего-либо”.
Запишем тему урока. Конспектируем теоретические положения параграфа на доске (учитель, схемы-опоры) и в тетради (учащиеся), графические обозначения обязательны.
I. -Н-
1. –ан-, -ян-, -ин-
кожан ый
серебрян ый
гусин ый
2. Ветреный, ветряная.
ветрен ый день
ветрян ая мельница
ветрен ый человек
ветрян ая оспа
3. Юн ый, зелен ый, син ий, румян ый, свин ой. (н входит в корень слова).
II. –НН-
1. Сон + н + ый = сонн
ый (Н + Н)
лимонный, туманный.
2. -онн-, -енн-
станционн
ый, утренн
ий.
3. Слова:
стеклянн
ый
оловянн
ый
деревянн
ый.
4. Слова
на -ованный-, -еванный-
асфальтированн
ый
заклеванн
ый
III. -Н– и -НН– в кратких прилагательных.
длинн
ая дорога – дорога длинн
а
ветрен
ый человек – девочка ветрен
а
V II . Закрепление.
1. Чтение теории в учебнике, орфограмма № 38 (чтение вслух, про себя, рассказывание материала друг другу в паре).
2. Рассказывание теории по опорным схемам (или по записям учителя) у доски.
3. Показать учащимся мнемонический прием запоминания правила.
ан ян ин онн енн н + н
н н н нн нн нн
4. Нахождение исключений в тексте.
1. Пряный вечер. Гаснут зори.
По траве ползет туман.
У плетня на косогоре
Забелел твой сарафан.
2. Мир тебе, полевая солома,
Мир тебе, деревянный дом!
3. Цветите, юные! И здоровейте телом!
У вас иная жизнь, у вас иной напев.
4. Поэты- все единой крови.
5. Распределительный диктант . (В три столбика: -пре-,-при-; -кос-,-каса-; Н и НН в суф. прил.)
Прибедняться, эскадронный, жетонный, превозмочь, земляной, неприкосновенный, неукоснительно, соприкосновение, приголубить, пенсионный, костяной, пресмешной, капканный, придумать, соприкасаться, коснись, змеиный, ветреный, авиационный.
(Можно использовать орфографический словарь. )
6. Диктант с заменой (работа с раздаточным материалом в группах: от данных существительных образовать прилагательные при помощи указанных суффиксов, опознавательные признаки орфограммы выделить).
1-я группа: сущ. + -ан-, -ян- = прил.
Глина, серебро, нефть, дерево, стекло, олово, кожа, песок, лен.
2-я группа: сущ. + -нн- = прил.
Комар, лев, орел, петух, соловей, лошадь, лебедь, оса.
3-я группа: сущ. + -енн- = прил.
Тыква, ремесло, обед, торжество, солома, клюква.
4-я группа: сущ. + -н- = прил.
Туман, машина, карман, чугун.
7. Самостоятельная работа с раздаточным материалом в группах.
1-я группа (сильные уч-ся).
– Вспомните растения, в названиях которых есть суффикс -ин -.
– Определите, почему эти растения так названы.
Журавлин ый нос, львин ый зев, гусин ые лапки, анютин ы глазки, гусин ый лук, петушин ый гребешок, мышин ый горошек, кукушкин ы слезки, кукушкин ы сапожки, курин ая слепота…
2-я группа (средние уч-ся).
– Как называются такие словосочетания? (Фразеологизмы. )
Бездонная бочка, мышиная возня, бесструнная балалайка, длинный язык, длинная песня, с воробьиный нос, за каменной стеной.
3-я группа (слабые уч-ся).
– Определите лексическое значение прилагательных в словосочетании.
– На чем основан перенос в словосочетании?
Деревянная изба, деревянный стол, деревянное лицо.
Туманное утро, туманный взор, туманный разговор.
Орлиные перья, орлиный нос, орлиное сердце.
Ослиные уши, ослиное упрямство.
VI II . Итоги урока.
1. Индивидуальный устный опрос.
– С какими суффиксами прилагательных вы познакомились на уроке?
– В чем сложность правописания этих суффиксов?
– Расскажите о правописании Н в суффиксах прилагательных по опорным схемам.
– Какова была цель сегодняшнего урока?
– Подумайте и скажите, научились ли вы правильно писать изученные суффиксы?
IX . Домашнее задание.
1. Параграф 56, упражнение 325
Урок проводится по учебнику для 6-х классов общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение». Авторы учебника: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба.
В проведении урока помогает показ слайдов компьютерной презентации (Приложение 1 ).
1 слайд (по щелчку) .
Тема урока: «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных».
Цели урока:
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Мы продолжаем знакомиться с суффиксальным способом образования слов.
(Ребята пытаются вывести правило написания н-нн в суффиксах прилагательных.)
2 слайд (по щелчку) .
3. Затем предлагаю ребятам познакомиться с алгоритмом. Главное в работе над алгоритмом – убедить учащихся набраться терпения и ничего не пропускать, приучаться к последовательности действий. Учащиеся записывают в тетрадях по ходу объяснения, в каких суффиксах пишется н -нн .
3 слайд (по щелчку) .
4. Ребята, мы с вами рассмотрели правописание н-нн в суффиксах полных прилагательных. А сколько же н пишется в суффиксах кратких прилагательных?
Учащиеся узнают, что краткая форма как полная: ценн ая вещь – ценн а, ветрен ая погода –ветрен а.
Обращаю внимание ребят на правописание слов ветреная – ветряная . Правописание этих слов зависит от значения. Попутно знакомлю и с другими такими словами:
масляный – масленый, соляной – солёный.
Выполняем упражнение 319 по учебнику на странице 128.
Определите, какие гласные в суффиксах нужно писать в следующих случаях:
ветр..ная (погода), ветр..ные (дни), ветр…ное (утро), ветр..ная (особа), ветр..ный (юноша), ветр..ная (мельница), ветр..ной (двигатель).
4 слайд (по щелчку) .
5. Знакомство с орфограммой № 38 по учебнику стр. 127.
6. Правописание следующих слов нужно запомнить:
зелёный, синий, багряный, пряный, свиной, юный, бараний, фазаний, румяный, тюлений, павлиний.
В них буква н входит в состав корня, поэтому в словах пишется одно н .
(Учащиеся записывают эти слова в тетрадь.)
5 слайд (по щелчку) .
7. Предложенные слова из упражнения 321 выписать в два столбика с одной н и с двумя н в суффиксах прилагательных.
Революционный, орлиный, восторженный, овсяный, шерстяной, обеденный, оловянный, кожаный, деревянный, звериный, торфяной, экскурсионный, письменный, стеклянный, авиационный, песчаный, костяной, обыкновенный.
Объяснить написание пропущенных букв, пользуясь алгоритмом.
6 слайд (по щелчку) .
8. Объясните написание пропущенных букв.
(Записываем только слова, в которых пропущены буквы.)
7 слайд (по щелчку) .
9. Последний этап урока – закрепление. Предлагаю ребятам тест «Проверь себя» - контрольно-тренировочное задание в письменной форме, которое характеризуется быстротой процедуры выполнения и точностью оценки результата и позволяет выявить уровень усвоения правил.
На этом этапе урока учащиеся действуют самостоятельно. Самостоятельная работа на этапе первичного закрепления проверяется сразу после её выполнения. Самым эффективным приёмом, на мой взгляд, является самопроверка или взаимопроверка по предлагаемому ответу к тесту.
Такая работа способствует развитию орфографической зоркости, позволяющей видеть, как написано слово. После проверки учащиеся, допустив ошибки, объясняют алгоритм орфографических действий с этим словом.
Чугунная решётка, ветреный день, багряные закаты, гусиные лапки, машинное отделение, болезненное чувство, диковинное происшествие, старинные часы, юное лицо, ледяная гора, холстинной мешок, петушиные бои, жестяная коробочка, жизненная драма, величественная колонна, лебединая песня.
8 слайд (по щелчку) .
10. Подведение итогов.
11. Домашнее задание: параграф 56, упр. 320. К данным существительным подберите однокоренные прилагательные с суффиксами –н -, -ан -(-ян -) или –енн -.
В слове "студеной" пишется одна буква н. Почему?
Вспомните правило написания Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных:
Пишем НН, если
а) есть приставка, кроме НЕ: скошенный, нескошенный, выкрашенный, израненный;
б) есть зависимое слово: крашенный мамой, сеянный весной, раненный в бою;
в) есть суффикс ОВА, ЕВА: маринованный, асфальтированный;
г) слово образовано от бесприставочного глагола совершенного вида: решнный (от решить что сделать?) , исключение раненый.
Пишем Н, если
слово образовано от бесприставочного глагола несовершенного вида: жареный, бешеный, студный и т. д. (от жарить, бесить, студить что делать?)
P.S. Полные причастия никогда не пишутся с одной Н. С одной Н пишутся только краткие причастия.
Есть параллельные слова: жареный (прилагательное) картофель жаренный (причастие) мамой (зависимое слово) картофель;
крашеный (прилагательное) пол давно (зависимое слово) крашенный (причастие) пол.
Прилагательное студный не имеет параллельного причастия.
P.P.S. Слова стеклянный, оловянный, деревянный исключения совсем из другого правила, правила написания Н и НН в прилагательных, образованных от существительных.
искл: материал- стеклянный, деревянный
или когда от глагола - выбранный
ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В СУФФИКСАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
По учебнику Т.А. Ладыженской
Цели:
Узнать о правописании букв н- нн в именах прилагательных;
Научиться правильно писать буквы н и нн в суффиксах прилагательных;
Научиться доказать свою точку зрения при выборе орфограммы.
Задачи урока:
Познакомить учеников ч условиями написания
н
и
нн
в суффиксах прилагательных;
- Работать над формированием навыков правописания
н
и
нн
в суффиксах прилагательных.
ХОД УРОКА
I. Определение учащимися темы урока
Прочитайте слова, данные в таблице и ответьте на вопросы.
льв ин ый | кож ан ый | утр енн ий |
ястреб ин ый | полотн ян ый | вес енн ий |
сокол ин ый | глин ян ый | обыкнов енн ый |
лебед ин ый | серебр ян ый | солом енн ый |
Слова какой част речи приведены в этой таблице?
Какая часть слова выделена в этих прилагательных?
-Как пишутся эт суффиксы?
Можем ли мы сейчас объяснить правописание этих суффиксов?
Давайте попробуем определить тему урока. (Записываем её в тетрадях.)
Определите цель урока. (Узнать о правописании н и нн в суффиксах прилагательных и научиться их правильно писать.)
II. «Дерево жизни»
«Дерево» прикреплено к доске, на нем на магнитах висят яблоки.
Что вы ожидаете от урока? Возьмите «яблоки», продолжите фразу: «Я хочу научиться…» и прикрепите их на дерево.
III. Получение знаний по новой теме
От какой части речи образованы данные прилагательные? (На экране появляется слайд «Образование прилагательных»)
Каким способом они образованы?
С помощью какие суффиксов образованы данные прилагательные?
Образование прилагательных
(Таблица появляется на экране одновременно с ответами учеников.)
Сможете ли вы теперь объяснить, когда в суффиксах прилагательных пишется одна буква н , а когда нн ?
Ученики отвечают на вопрос, и на экране появляется вывод:
Исключения:
Оловя нн ый
Деревя нн ый
Стекля нн ый
Ветреный (но без+ветренный)
Масленый (но про+масленный)
Почему эти слова назвали исключениями? Запомните правописание этих слов!
На экране появляется следующий слайд:
Образование прилагательных от существительных с основой на –н.
Почему в этих словах пишется две буквы н ?
А теперь давайте сделаем вывод, когда в суффиксах прилагательных пишется буква –н , а когда суффикс –н-.)
(В суффиксах –ан-, -ян-, -ин-, - встречаем букву н , а в прилагательных с основой на –н- -н- ).
IV. Отработка навыка правописания одной и двух букв н в суффиксах прилагательных
(На экране появляется слайд)
Свет луны серебряный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя,
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
(С. Есенин)
Объясните правописание выделенных слов.
(Новый слайд)
V. Образовать прилагательные от существительных и выделить словообразовательные суффиксы.
Лимон- лимон н ый
Солома- солом енн ый
Лебедь- лебед ин ый
Станция- станци онн ый
Серебро- серебр ян ый
Кожа- кож ан ый
VI. Знакомство с прилагательными, не имеющими суффиксов
Изучение памятки «Запомни слова» (памятки есть у каждого ученика на парте)
Зеленый - бараний
Синий - румяный
Свиной - тюлений
Багряный
VII. Подготовка к домашнему заданию
Ученикам предлагается просмотреть слайды и подобрать к ним словосочетание: прилагательное+ существительное. (прил. на изученную тему)
Вот примерные словосочетания, которые подобрал учащиеся:
Журавлиная стая, осенний лес, багряная листва, серебряный иней, звериные следы, лебединая верность .
Учащиеся объясняют правописание подобранных прилагательных и ещё раз делают вывод о правописании н и нн в суффиксах прилагательных.
VII. Подведение итогов
Что надо знать для того, чтобы правильно выбирать написание букв н или нн в прилагательных?
В каких суффиксах пишется две буквы
нн
?
- Назовите слова исключения.
IX. Домашнее задание
Составить предложения с подобранными словосочетаниями.