Имена существительные весьма широко представлены в русском языке. Они могут выступать в качестве главных и второстепенных членов предложения. Используя падежи имен существительных, говорящий и пишущий может связывать эти части речи с другими в контексте предложения. С падежами напрямую связана другая категория существительного - его склонение. От правильного определения которого, кстати, зависит орфографическая корректность написанного.
Падеж имен существительных - такая грамматическая категория, которая указывает на отношение данной части речи к другим словам в предложении. Связи эти могут реализовываться не только с помощью падежных форм - помогают в этом предлоги, а также интонационная окрашенность и даже порядок слов.
В современном русском языке существует всего 6 падежных форм.
Наименование падежа | Вопросы падежей имен существительных | |
Именительный | ||
Родительный | Кого? Чего? | |
Дательный | Кому? Чему? | |
Винительный | Кого? Что? | |
Творительный | ||
Предложный | О ком? О чем? |
Когда-то в древнерусском языке существовал еще один, седьмой, звательный падеж. Но он утратил свое значение в ходе развития языковой культуры. Отголоски звательного падежа остались в просторечиях. Раньше он был сопоставим с именительным и обозначал обращение: отче, человече. На современном этапе развития русского языка он реализуется в таких разговорных обращениях: Петь, Вась, Тань и т. д.
Помимо грамматического значения, падежи имен существительных обладают лексическим. Разберем их.
Именительный падеж . Это основная форма имени существительного. Употребляется в академической литературе (словарные статьи). В данном падеже всегда стоит подлежащее, также слово в им. п. может быть составной частью сказуемого.
Пример: Розы распустились в срок . Подлежащее розы стоит в именительном падеже.
Другой пример: Это дерево - береза. Подлежащее дерево (Им. п., сказуемое береза - именная часть составного именного сказуемого, стоит в Им. п.).
Родительный падеж . Может связывать существительные с различными частями речи. Так, если родительный падеж связывает два существительных, то он будет обозначать:
Родительный падеж применяется при сравнительной степени прилагательных: сильнее (кого?) быка. При количественном числительном: тысяча (чего?) рублей.
Что касается глагола и глагольных форм, то применяется этот падеж в следующих случаях:
Используется родительный падеж при сообщении точной даты. Например: Она родилась шестого (чего?) марта тысяча девятьсот восемьдесят второго года .
Другие падежи имен существительных не так богаты лексическими значениями и грамматическими связями. Так, дательный падеж связывается с глаголами и некоторыми существительными (отглагольными). Имеет значение побочного объекта: помогать родителям (сравним: помогать по дому - прямой объект).
Винительный падеж указывает на то, что перед нами прямое дополнение: пишу поэму .
У существительного в творительном падеже будут следующие значения:
Предложный падеж - особенный, это явствует из его названия. Он всегда требует постановки предлога. Может обозначать:
Чтобы писать орфографически грамотно, нужно знать не только падежи. Склонение имен существительных имеет первостепенную роль. В русском языке три типа склонения, каждое из них требует определенных окончаний. Чтобы определить принадлежность к одному из них имен существительных, падеж, род нужно знать в первую очередь.
Такие существительные как родина, земля, рамка, относятся к первому склонению. Их объединяет принадлежность к женскому роду и окончания -а/-я. Также в эти склонения попали малочисленные существительные мужского рода: Витя, дедушка, папа . Кроме рода, их объединяют окончания -а/-я.
Гораздо обширнее группа существительных мужского рода типа: зять, волк, диван . У них нулевое окончание. Относятся такие слова ко второму склонению. В эту же группу включены существительные среднего рода, имеющие флексию -о/-е: море, здание, преступление.
Если перед вами существительное женского рода, оканчивающееся на мягкий знак (нулевое окончание), оно будет относиться к третьему склонению: рожь, молодежь, дочь, брошь.
Могут существительные иметь адъективное склонение, то есть изменяются по падежам они подобно прилагательным и причастиям. Сюда относятся те, которые совершили переход из этих частей речи в существительное: гостиная, встречающие .
Чтобы определить, какие падежи имен существительных употреблены в предложении, необходимо найти то слово, к которому относится существительное и задать вопрос.
К примеру, определим падежи и склонения имен существительных в предложении: Мотоциклист ехал по ровной местности.
Подлежащее мотоциклист не относится ни к какому другому слову, потому что это главный член предложения, следовательно, стоит в именительном падеже. Определяем склонение: нулевое окончание и мужской род обозначают, что слово это 2 склонения. Существительное с предлогом по местности зависит от слова ехал . Задаем вопрос: ехал (где?) по местности . Это вопрос предложного падежа. Местность - женский род, оканчивается на ь , поэтому склонение третье.
Чтобы определить, с каким окончанием требуется написать имя существительное, род, число, падеж и склонение знать обязательно. Склонение бывает твердым и мягким: слово может оканчиваться на мягкий или твердый согласный. Например: лампа - твердый тип; кастрюля - мягкий.
Приведем примеры склонения имен существительных единственного числа и обратим внимание на окончания в некоторых формах.
Первое склонение
Твердый тип | Мягкий тип | ||
Именительный | Провокаци-я |
||
Родительный | Провокаци-и |
||
Дательный | Провокаци-и |
||
Винительный | Провокаци-ю |
||
Творительный | Провокаци-ей |
||
Предложный | О првокаци-и |
Следует обратить внимание на дательный и предложный падежи. Они требуют постановки окончания -е. В существительном на -ия, наоборот, в этих падежах следует писать окончание -и.
Второе склонение
Мужской род | Средний род |
||||
Твердый тип | Твердый тип | Мягкий тип | |||
Именительный | |||||
Родительный | |||||
Дательный | |||||
Винительный | |||||
Творительный | |||||
Предложный |
Здесь обращаем внимание на предложный падеж: он требует окончания -е. Если существительное оканчивается на -ий/-ие, то в этом падеже необходимо писать -и.
Третье склонение
Обращаем внимание на падежи родительный, дательный и предложный: они требуют окончания -и. Также следует помнить, что после шипящих в единственном числе в этом склонении требуется писать мягкий знак. Во множественном числе он не нужен.
Разберем падежи имен существительных множественного числа.
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
|||
Твердый тип | Мягкий тип | Мужской род | Средний род | ||
Именительный | Кастрюли | ||||
Родительный | Кастрюль | ||||
Дательный | Картинам | Кастрюлям | |||
Винительный | Кастрюли | ||||
Творительный | Картинами | Кастрюлями | Бараками | ||
Предложный | О картинах | О кастрюлях | О бараках |
Существительные в дательном, творительном и предложном падежах имеют идентичные окончания.
Окончания -и/-ы или -а/-я имеют существительные во множественном числе. Первые могут быть у всех трех склонений, вторые - у некоторых существительных второго склонения: директора, сторожа, профессора.
Чтобы различить лексические значения существительных, поставленных в форме множественного числа, используются разные окончания: лист, но листья (у дерева) и листы (у книги).
Такие существительные, как договоры, выборы, инженеры, офицеры, конструкторы требуется писать только с окончанием -ы. Иная флексия - нарушение нормы.
В русском языке есть уникальная группа существительных. При изменении по падежам они имеют окончания различных склонений. В группу входят те слова, что оканчиваются на -мя (к примеру, время, стремя ), а также слово путь .
Единственное число | Множественное число |
|||
Именительный | стремена | |||
Родительный | стремени | |||
Дательный | стремени | стременам | ||
Винительный | стремена | |||
Творительный | стременем | стременами | ||
Предложный | о стремени | о стременах |
Подобно существительным 3 склонения, эти слова в единственном числе, падежах родительном, дательном и предложном требуют окончания -и.
Еще одна особая группа существительных - неизменяемые. Они не ставятся в форму числа и падежа. У них всегда одна форма: без кимоно (Р. п.) - о кимоно (П. п.); новое кимоно (ед. ч.) - купленные кимоно (мн. ч.).
Как определить в таком случае, как грамматически выражено имя существительное? Число, падеж смотрим по слову, к которому оно относится. Прмеры:
1. Пешеходы спешили по новому шоссе.
2. Проложены новые шоссе.
В первом предложении определяем число и падеж по прилагательному новому (ед. ч., Д. п.). Во втором - также по прилагательному новые (мн. ч., Им.п.).
Неизменяемые существительные - это, как правило, иноязычные слова, как нарицательные (ситро, кафе ), так и собственные (Баку, Гюго ). Также неизменяемы сложносокращенные слова (аббревиатуры). Например: ЭВМ, АЭС .
Грамматика русского языка – это одна из самых важных частей языка. Грамматика позволяет нам говорить уверенно, правильно и без ошибок . Зачастую речь людей, не знающих грамматику, звучит очень забавно, ведь все слова при этом звучат нелепо и несвязно. Например, ведь всем доводилось слышать как какой-нибудь иностранец пытается общаться на русском языке. Откровенно говоря, у них ничего не получается и они выглядят нелепо. Для того чтобы не выглядеть как они необходимо знать грамматику.
Имя существительное – это одна из самых главных самостоятельных частей речи, которая является практический самой часто встречающейся частью речи. Она обладает такими непостоянными признаками, как число, падеж. Падежная парадигма – это изменение существительного в зависимости от смысла, которым он обладает в предложении. В этой статье вы узнаете, как определять падежи у существительных , что такое косвенные падежи, как правильно задавать им вопросы, а также про сами падежи и их вопросы.
Единственным правилом правильного изменения существительных является правильная постановка окончания в связи с заданными вопросом. Для носителей языка это является легким занятием, но иностранцам требуется запоминать окончания и правильно их определять.
Также существует 3 вида склонения у существительных.
Изменение существительных разных склонений .
Вопрос | 1 склонение (множественное число) | 2 склонение (множественное число) | 3 склонение (множественное число) | |
Именительный пад. | кто?, что? | покрышка(покрышки), мамы(мамы) | космолет(космолеты) | лошадь(лошади) |
Родительный пад. | кого?, чего? | покрышки(покрышек), мамы(мам) | космолета(космолетов) | лошади(лошадей) |
Дательный пад. | кому?, чему? | покрышке(покрышкам), маме(мамам) | космолету(космолетам) | лошади(лошадям) |
Винительный пад. | кого?, что? | покрышку(покрышки), маму(мам) | космолет(космолеты) | лошадь(лошадей) |
Творческий пад. | кем?, чем? | покрышкой(покрышками), мамой(мамами) | космолетом(космолетами) | лошадью(лошадьми) |
Предложный пад. | о ком?, о чем? | о покрышке(о покрышках), о маме(о мамах) | о космолете(о космолетах) | о лошади(о лошадях) |
В русском языке существует такое понятие, как косвенные падежи – это все падежи, кроме именительного.
Все они имеют свой смысл :
Существует много путей определения падежа существительного. Самым быстрым, легким и эффективным путем на сегодняшний день является использование определителей. Разные падежи возможно определить, употребляя следующие определители.
Использование определителей помогает легче изменять существительные по падежам. Для этого достаточно поставить это слово перед существительным, а затем задать вопрос и поставить правильное окончание. Для каждого падежа достаточно запомнить по одному слову.
Кроме того, для определения падежа большое значение имеет вопрос. Таблица дает представление о том, какие предлоги употребляются с падежными формами имен существительных в русском языке.
Падежи являются фундаментом грамматики русского языка и все обязаны наизусть знать каждый из них. Но запомнить все их очень легко, двух дней зубрежки хватит, чтобы запомнить их на всю жизнь. Удачи!
Изучение падежей и их различий.
Русский язык считается одним из наиболее сложных языков мира. Конечно, любому тяжело учить неродной лексикон. Но, именно из-за трансформирования слов по падежам, славянский диалект становится слишком тяжелым для понимания. Да и многие носители родного наречия часто путаются в данном вопросе, поэтому далее мы попытаемся в нем разобраться.
Изменение существительных по падежам — называется склонением.
Склонение – это и есть наше преображение слов на концовке. А необходимо оно для того, чтобы слова между собой надлежащим образом скреплялись. Этаким путем и получаются высказывания в русском лексиконе.
Существительное – это тот компонент фразы, которая подразумевает субъект. Как живой, так и неживой. Поэтому дает ответы на поставленные вопросы: кто? И что?
Охватывает весьма обширные понятия:
Существуют шесть разных падежей:
Для восприятия и быстрейшего усваивания сведений зачастую пускают в ход таблицы. В них прекрасно показаны, какие вопросы используют.
Во множественном числе также, для лучшего восприятия, используется таблица, которая отличается, правда, только окончанием.
Вроде бы, смотришь на таблицы и примеры, и становится все понятно. И думаешь, а что же тут сложного? А на деле оказывается, что многие допускают ошибки. Несмотря на то, что знают материал. И, как правило, это весьма распространенные ошибки, которые требуют отдельного внимания.
Выделяют 2 основные ошибки, которые связаны:
Особое внимание требуют предлоги:
ВАЖНО: Данные предлоги задействуют в дательном падеже.
Например, маневрировать согласно (чему?) закону. Или, благодаря (чему?) дружбе с семьей Федоровых.
Также следует выделить еще ряд высказываний, которые часто используют в ошибочном падеже:
С таким вопросами сталкивается каждый школьник. Да и взрослые частенько встают пред подобным выбором. И не удивительно, что часто данные аспекты путают. Ведь вопросы однотипные и окончания неодушевленных слов одни и те же, а вот окончания одушевленных существительных совершенно разные.
Как отличается именительный падеж от винительного падежа: инструкция.
Ниже читайте инструкцию.
Вроде бы все нюансы рассмотрели, и пошло небольшое прояснение. Но не тут то было! Русский язык придумал еще некоторые ловушки – это существительные, которые не склоняются. И вот здесь у иностранцев случается шок.
Если совсем кратко, то это иностранные слова (практически). Но чтобы стало немного понятнее, ниже приведем список.
Правила правилами, а на примере значительно легче воспринимается. Чтобы было проще визуально, также прибегнем к помощи таблицы.
В принципе, нет ничего сложного. Если добротно разобраться и вникнуть. И не только приезжим с других стран бывает тяжело, но и нашим деткам. Поэтому, чтобы информация быстрее усваивалась, сейчас чего только не придумали. А вот мы в школьные годы учили, клали книжку под подушку. И, главное, действовало! Прочитал перед сном, поспал всю ночь на книжке и уже все запомнил.
Этот стишок все родители могут повторить хором. Ведь, запомнился он, как «дважды два». А главное, детям он легок в восприятии.
Многие из нас еще со школьной скамьи помнят, что называется склонением. Но воспроизвести все нюансы, связанные с ним, будет под силу далеко не каждому. А ведь знание правил, связанных со поможет не совершать нам орфографических ошибок в дальнейшем.
Практически каждая самостоятельная (за исключением наречий и деепричастий) может изменяться по своим правилам. лицам и числам, спрягаются, а именные части речи склоняются. Что же это значит? Склонение слов - это способность существительных, прилагательных, числительных и причастий изменяться по:
Известный многим свод русских правил «Грамматика-80» по-другому объясняет, что называется склонением. Он предлагает определять его как изменение класса слов по падежам. Какой из терминов ближе и что называется склонением, каждый волен выбирать сам.
Исходя из определения склонения в русском языке, нам нужно вспомнить, что такое падеж. Им называют грамматическую форму, связывающую любое со словами других частей речи. Падеж показывает, как именно согласуются между собой части речи.
Долгое время падежная система была подвержена изменениям. В древнерусском языке насчитывали не шесть, как в наше время, а семь падежей. Еще один называли звательным. На сегодняшний день он уже упразднен, и теперь их осталось 6.
Мы вспомнили падежную систему, которую изучает русский язык. Склонение же зависит еще и от категории числа. Их в нашем языке всего два - единственное и множественное. Почти все имена существительные имеют обе формы. Но, как и в любом правиле, здесь есть исключения. Некоторые слова употребляются только в одной-единственной форме. Пример тех, у которых есть только единственное число: солнце (ну, это логично, оно существует в одном экземпляре), молоко, листва, шоссе (оно иноязычное).
Но русский язык настолько разнообразен, что имеет в своем арсенале слова, употребляющиеся лишь во множественном числе. Пример: ножницы, брюки, очки, часы, люди.
Склонения в русском языке могут осуществляться в формах ед. ч и множ. ч. Например:
Ед. ч. Мн.ч.
И.п. книга, книги.
Р.п. книги, книг.
Д.п. книге, книгам.
В.п. книгу, книги.
Т.п. книгой, книгами.
П.п. о книге, о книгах.
Система склонения в русском языке, как известно, состоит из трех групп. Каждая из них имеет свои особенности. Первое склонение обладает следующими особыми признаками:
Образец 1 склонения (примеры):
И.п. юноша, девушка, плакса.
Р.п. юноши, девушки, плаксы.
Д.п. юноше, девушке, плаксе.
В.п. юношу, девушку, плаксу.
Т.п. юношей, девушкой, плаксой.
П.п. о юноше, о девушке, о плаксе.
Эта группа отличается от предыдущей окончаниями и категорией рода. В нее входят:
Образец 2 склонения:
И.п. стол, счастье.
Р.п. стола, счастья.
Д.п. столу, счастью.
В.п. стол, счастье.
Т.п. столом, счастьем.
П.п. о столе, счастье.
Эта группа существительных самая особенная. К ней относятся лишь слова женского рода и только с нулевым окончанием: мышь, печь, жизнь, явь.
Необходимо помнить важное правило, касающееся третьего склонения: когда слово оканчивается на один из шипящих звуков, в нем обязательно пишется (дочЬ, ночЬ, печЬ). Не стоит путать их с существительными второго склонения на шипящую (луч, плащ, клещ). Они относятся к мужскому роду, а потому не требуют написания мягкого знака на конце.
Образец 3 склонения:
И.п. жизнь, вещь.
Р.п. жизни, вещи.
Д.п. жизни, вещи.
В.п. жизнь, вещь.
Т.п. жизнью, вещью.
П.п. о жизни, вещи.
Подводя итоги вышесказанного, мы смогли собрать воедино склонение существительных. Таблица демонстрирует все более наглядно. Изучите ее внимательно.
Теперь мы знаем, что называют склонением и какие слова относятся к каждому из них. Но далеко не весь лексический состав нашего языка подчиняется этим правилам. Есть такие существительные, которые вобрали в себя окончания как первого, так и второго склонения. Их называют разносклоняемыми.
Каковы особенности таких имен существительных? Во-первых, почти все они оканчиваются на -мя: время, имя, бремя, стремя и другие. И слово путь также относят к этой группе.
Во-вторых, правила склонения разносклоняемых существительных таковы, что при изменении этих слов по падежам во всех формах будет суффикс -ен (кроме И.п. и В.п.): времени, стремени, семени.
В-третьих, склоняя эти слова, мы сможем заметить, что в родительном, дательном и предложном падежах они взяли окончание -и у 3 скл., а в творительном появилось окончание -ем, как во 2 склонении.
И.п имя, путь.
Р.п. имени, пути.
Д.п. имени, пути.
В.п. имя, путь.
Т.п. именем, путем.
П.п. об имени, о пути.
Наша речь стремительно пополняется новыми словами иноязычного происхождения. Они не имеют форм склонения в русском языке и потому называются несклоняемыми.
К такой группе относятся:
С этой темой связано правильное написание букв и и е на конце имен существительных. Соблюдая правила склонения, мы смогли выявить, что окончание е пишут в словах:
Букву И в окончании напишем, если это слово:
Прочитав эти простые правила, вы будете знать, что называется склонением. Не стоит путать его со словоизменением других частей речи, как, например, спряжение у глаголов.
Изучать его нужно обязательно, поскольку от теоретических знаний зависит наша практическая грамотность. Из нашей статьи мы можем сделать следующие выводы:
Падеж - это форма образования и функция слова, наделение слов определенными синтаксическими ролями в предложении, связующее звено между отдельными частями речи предложения. Другое определение падежа - это склонение слов, частей речи, характеризующееся изменением их окончаний.
Владение в совершенстве умением склонять разные части речи по падежам является отличительной чертой человека грамотного, образованного. Нередко школьная программа, детально разъясняющая падежи русского языка, забывается через несколько лет, что приводит к грубейшим ошибкам в составлении правильной структуры предложения, отчего члены предложения становятся не согласованными между собой.
Чтобы понять, о чем идет речь, необходимо рассмотреть пример, показывающий некорректное использование падежной формы слова.
Во втором предложении присутствует ошибка, указывающая на то, что падежи существительных в русском языке благополучно позабыты, поэтому слово «вкуса» имеет неправильное склонение.
Правильным же вариантом было бы написание предложения следующим образом:
Сколько падежей в русском языке, столько и форм изменения окончаний слов, определяющих правильное употребление не только падежной формы, но и числа, рода.
Интересно, какой процент взрослых людей, не связанных с писательской, редакционной, образовательной или научной деятельностью, помнит, сколько падежей в русском языке?
Неутешительные результаты Тотального диктанта, проведенного в этом году, оставляют желать лучшего, показывая недостаточный уровень грамотности большей части населения. Всего лишь 2% всех участников написали его без единой ошибки, получив заслуженную «пятерку».
Наибольшее количество ошибок было выявлено в расстановке пунктуационных знаков, а не в правильности орфографического написания слов, что делает результаты не такими уж и плачевными. С правильностью написания слов люди особых проблем не испытывают.
А для корректного склонения их в предложении стоит вспомнить названия падежей, а также, на какие вопросы отвечает слово в каждой конкретно падежной форме. Кстати, число падежей в русском языке равно шести.
Именительный падеж чаще всего характеризует подлежащее или другие главные части предложения. Он единственный всегда употребляется без предлогов.
Родительный падеж характеризует принадлежность или родство, иногда другие взаимоотношения.
Дательный падеж определяет точку, символизирующую окончание действия.
Винительный падеж является обозначением непосредственного объекта действия.
Творительный падеж обозначает инструмент, с помощью которого совершается действие.
Предложный падеж употребляется только с предлогами, обозначает место действия или указывает на объект. Некоторые лингвисты склонны разделять предложный падеж на два вида:
Но в современной образовательной науке все же принято выделять шесть основных падежей.
Существуют падежи русского языка прилагательных и имен существительных. Склонение слов применяется как для единственного, так и для множественного числа.
Существительное - это часть речи, обозначающая название объектов, выступающая в предложении в качестве подлежащего или дополнения, отвечающая на вопрос «кто?» или «что?».
Многообразие способов склонения слов делает сложным для восприятия иностранцами многогранный и богатый русский язык. Падежи имен существительных склоняют слово, изменяя его окончание.
Падежные формы существительных могут изменять окончания, отвечая на вопросы:
Падежи | Вопросы | Примеры изменения окончаний | Предлоги |
Именительный | Мальчик(), мяч() | ||
Родительный | Кого? Чего? | Мальчик(а), мяч(а) | |
Дательный | Кому? Чему? | Мальчик(у), мяч(у) | |
Винительный | Кого? Что? | Мальчик(а), мяч() | На, за, через, про |
Творительный | Мальчик(ом), мяч(ом) | За, под, над, перед, с |
|
Предложный | О ком? О чем? | Мальчик(е), мяч(е) | О, на, в, об, при, обо |
Существуют имена существительные, употребляемые в любом падеже без склонения окончаний и не образующие множественного числа. Это слова:
Имена прилагательные - самостоятельная часть речи, обозначающая признаки и характеристики объекта, отвечающая на вопросы «какая?», «какой?», «какие?». В предложении выступает в роли определения, иногда сказуемого.
Так же как существительное, склоняется по падежам путем изменения окончаний. Примеры приведены в таблице.
Падежи | Вопросы |
| Предлоги |
Именительный | |||
Родительный | Кого? Чего? | Добр(ого) | От, без, у, до, возле, для, вокруг |
Дательный | Кому? Чему? | Добр(ому) | |
Винительный | Кого? Что? | Добр(ого) | На, за, через, про |
Творительный | За, под, над, перед, с |
||
Предложный | О ком? О чем? | О, на, в, об, при, обо |
Падежи русского языка способны изменять все имена прилагательные, если они не представлены в краткой форме, отвечая на вопрос «каков?». Данные прилагательные в предложении выступают в роли сказуемого и не склоняются. Например: Он умен.
Имена существительные и прилагательные могут быть в единственном и множественном числе, что также отражают падежи русского языка.
Множественное число образуется путем изменения окончания, склонения слов в зависимости от вопроса, на который отвечает падежная форма, с помощью таких же предлогов или без них.
Падежи | Вопросы | Примеры изменения окончаний имен существительных | Примеры изменения окончаний имен прилагательных | Предлоги |
Именительный | Мальчик(и), мяч(и) | Добр(ые), красн(ые) | ||
Родительный | Кого? Чего? | Мальчик(ов), мяч(ей) | Добр(ых), красн(ых) | От, без, у, до, возле, для, вокруг |
Дательный | Кому? Чему? | Мальчик(ам), мяч(ам) | Добр(ым), красн(ым) | |
Винительный | Кого? Что? | Мальчик(ов), мяч(и) | Добр(ых), красн(ые) | На, за, через, про |
Творительный | Мальчик(ами), мяч(ами) | Добр(ыми), красн(ыми) | За, под, над, перед, с |
|
Предложный | О ком? О чем? | Мальчик(ах), мяч(ах) | Добр(ых), красн(ых) | О, на, в, об, при, обо |
У некоторых людей вызывают затруднение и некую путаницу два падежа с одинаковыми, казалось бы, вопросами, на которые отвечает склоняемое слово: родительный падеж и вопрос «кого?», и винительный падеж с вопросом «кого?».
Для легкости понимания следует запомнить, что в родительном падеже склоняемое слово отвечает на следующие вопросы:
То есть падеж указывает на принадлежность объекта, делая акцент на само событие, а не на предмет.
В винительном же падеже эти же словосочетания звучали бы следующим образом:
Падеж указывает непосредственно на объект, вокруг которого совершается действие.
Умение правильно склонять различные части речи по падежам, числу, роду является отличительной чертой человека умного, грамотного, высоко оценивающего русский язык и его основные правила. Стремление к познанию, повторению и совершенствованию знаний является отличительной чертой высокоинтеллектуальной личности, способной к самоорганизации.