Главная » 2 Распространение » Связная речь в подгот гр первоцветы. План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Ознакомление с окружающим "Первоцветы"

Связная речь в подгот гр первоцветы. План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Ознакомление с окружающим "Первоцветы"

Тема: «Первоцветы».

Тема: «Первоцветы».

Цель: уточнить и расширить представления о первых цветах весны; учить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы; стремиться вызвать чувство благодарности природе за то, что она дарит нам чудные цветы; воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к природе.

Ход занятия

Ребята, сегодня, в этот радостный весенний день мы поговорим о цветах. И не просто о цветах, а о первоцветах.

Как вы понимаете это слово? (Ответы детей).

Правильно, это цветы, которые весной расцветают первыми в лесу и на лугу. Первые весенние цветы! Как мы радуемся им! Каждый цветок волнует нас своею скромностью, красотой, восхищает чистотой и тонким ароматом. Какие первые цветы Гномик увидел в лесу? (Подснежники, хохлатку, ландыш, фиалку, пролеску.)

Подснежник. Его синие цветочки, словно звездочки, разбросаны по снегу. Первый, второй, а вот и целая семейка. Они нежные, душистые, первые разведчики весны. Самые первые, самые смелые. Кажется, что именно их, крохотных, не боящихся холода, пугается зима и постепенно уходит.

Подснежник

Выглянул подснежник

В полутьме лесной –

Маленький разведчик,

Посланный весной;

Пусть еще над лесом

Властвуют снега,

Пусть лежат под снегом

Сонные луга;

Пусть на спящей речке

Неподвижен лед, -

Раз пришел разведчик,

И весна придет.

(Е. Серова)

По-зимнему голы ветви деревьев, нет в лесу тени, и всё солнышко достается подснежникам.

В разгар цветения подснежников любая ясная ночь может кончиться заморозком, и утром на молодые травы ляжет бледный иней, а маленькие лужицы затянет тонким льдом, но цветущим подснежникам такой мороз не страшен. Они лишь поникнут слегка, а синь лепестков, кажется, еще гуще станет от ночного холода.

Звучит грамзапись «Подснежник». Дети представляют себя подснежниками, смело пробиваются через тонкий ледок, тянутся к солнцу и свету, удивляются проснувшемуся лесу, здороваются со всеми жителями и радуются весне.

Вам понравилось быть подснежниками? Что вы чувствовали?

Чуть позднее в лесу зацветают хохлатки. Местами их столько, что даже подснежникам не хватает места. Все они похожи друг на друга. Лишь изредка среди сиреневых хохлаток встречаются ярко-красные. Вот она, природа-волшебница! Украсила лес цветочным ковром.

Щедрая весна ступает своими теплыми ногами и дарит разные подарки. Лесу - ковер из подснежников и хохлаток, лугу - пестрый ковер из луговых цветов.

Какие цветы увидел Гномик на луговом ковре? (Мать-и-мачеху,лютик луговой, луговую герань, одуванчик и др.)

Чуть запахло весной, на проталинках появляются кучки бледных стебельков-головастиков, они прижимаются друг к другу, словно испуганные ребята. Может, чтобы им было теплее? Но по-цветочному они одеты хорошо: с ног до головы - в пушистых листиках-чешуйках.

В каждой семейке мать-и-мачехи по четыре, а то и по шесть стебельков братишек. Удивителен этот цветок! Утром с солнышком раскрывается, а к вечеру прячет свою красоту, закрывается. Одна сторона листа - мать -теплая, другая - мачеха - холодная.

От цветения каких цветов ковер на лугу кажется золотым? (От одуванчиков.)

На что похож одуванчик? (На солнышко, на золотой шарик, на звездочку, на брошь и т. д.)

В камышах гнездятся цапли,

Дремлет сонная река,

Солнце расплескало капли

На речные берега.

Стали капельки цветами,

Озарили все вокруг!

В новом желтом сарафане

Одуванчиковый луг.

Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке - одуванчик на восток смотрит, поднимается в зенит - одуванчик поднимет головку кверху, приближается к закату - одуванчик не спускает с заката взгляда.

(С. Красиков)

Одуванчик - один из самых лучших медоносов, к нему любят прилетать в гости не только пчелы и шмели, но и бабочки. Одуванчиковый мед - густой и ароматный.

Утром на солнечной поляне без часов узнаешь время - одуванчики раскрываются в 5-6 часов утра, а к 2-3 часам дня уже гаснут желтые огоньки.

(Д. Зуев)

А вот и лютик луговой. Словно атласом покрыты его лепестки. Хрупкий, нежный цветок с нежными тычинками, покрытыми бархатом.

Какие цветы увидел Гномик в саду? (Тюльпаны, гиацинты, нарциссы, ландыши, примулы, сирень, пионы и т.д.)

Дидактическая игра «Весенние цветы на клумбах».

Подарок весны

Шла лесами, шла лугами

Весна в пестром сарафане,

В золотом венке,

С цветком в руке.

В косах - ленты атласные –

Белые и красные,

Синие, голубые,

Желтые, золотые.

Кого весна встречала,

Всех привечала,

Со всеми говорила

И по ленточке дарила:

Бору еловому

Дала ленточку новую.

Под старым валежником

Расцвели подснежники –

Засинели, как озера,

Посветлели чащи бора.

Возле мелких лужиц –

Звездочки калужниц,

Засияли, зацвели,

Полетели к ним шмели.

Да вот беда!

Осталась у Весны

Ленточка одна.

Попросили ленту

Зеленые кусты,

И на них раскрылись

Дивные цветы:

Гроздья тяжелые,

Махровые, лиловые;

В каждом палисаднике

Сирень расцвела –

Не узнать весною

Нашего села!

К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они очень скоро погибнут.

Сквозь иглы темной хвои

Веселый лился свет.

Я шла лесной тропою

И вдруг нашла букет.

Букет лесных фиалок

Лежал на мшистом пне.

И стало мне их жалко,

И грустно стало мне.

Цветы уже увяли,

Поникли лепестки.

Зачем же их сорвали,

Сломали стебельки?

Казалось мне, я слышу

Фиалок слабый стон,

Он делался все тише,

Но сердце ранил он.

Ребята, почему фиалки стонали? Если бы они умели говорить, что бы они нам сказали?

Что мы можем им пообещать?

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти - и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».


Наталья Сумина

«Берегите первоцветы »

Программное содержание :

*Познание - Расширять представления о первоцветах , бережном отношении человека к природе.

*Коммуникация - развивать умение поддерживать беседу, поощрять попытки высказывать свою точку зрения.

*Социализация - продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнера.

*Музыка - продолжать формировать умение детей согласовывать движения со словами текста, развивать чувство ритма под музыку.

*Труд - продолжать закреплять умение делать игрушки, сувениры из бросового материала (пластиковые ложки) и других материалов, прочно соединяя части.

*Безопасность – закреплять умение безопасного пользования ножницами.

Ход :

Протянуло лучики солнце золотое,

Засияло радостно небо голубое.

Вся природа ожила, щедро улыбнулась.

Птички весело запели и Земля проснулась.

Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении? (ответы детей) .

Назовите, пожалуйста, какие изменения происходят в природе с приходом весны. (ответы детей) .

Я хочу вам рассказать сегодня о самых первых цветах , которые в народе называют первоцветами или подснежниками , потому что их с каждым годом становиться всё меньше и меньше. Так как за зиму люди настолько скучают по первой зелени , что весной, увидев первые цветы , они их срывают, не задумываясь о том, что на этом месте такой цветок может больше не вырасти. Большинство первоцветов занесены в Красную книгу. Ежегодно проводится так называемая операция «Первоцвет » . Много об этой проблеме пишут в газетах. Часто о первоцветах говорят по телевидению.

Предлагаю ребятам игру «Собери цветок» (работа в парах с разрезными картинками) .

1 картинка «Подснежник» - показ слайда или иллюстрации растения.

Выглянул подснежник в полутьме лесной,

Маленький разведчик, посланный весной. Пусть еще над лесом властвуют снега,

Пусть лежат под снегом сонные луга;

Пусть на спящей речке неподвижен лед, -

Раз пришел разведчик, И весна придет!

Подснежник - лесное растение. Подснежник получил свое название за способность растения пробиваться из земли и зацветать с первыми теплыми весенними лучами солнца, когда чуть подтает снег. Подснежники растут под пологом деревьев и кустарников , в полутени, но предпочитают открытые места. Зимостойки.

Предлагаю собрать вторую картинку «Мать- и- мачеха» - показ слайда.

«Растение это – всем нужно!» -

Сказал, очень гордо мне дед.

«Для тех, кто случайно простужен,

Лекарства безвреднее – нет!

Местами ещё лежит снег, а там где пригревает солнце на окраинах полей, по берегам оврагов и рек , появляются золотые корзиночки мать и мачехи. Мать и мачеха нектаром славится, первый взяток пчёлы несут в улей с неё. А знаете, ли вы, почему этому растению дано такое странное прозвище мать и мачеха? А вот почему : нижняя часть его листа, покрыта нежными пушистыми волосками, на ощупь она кажется мягкой и тёплой, это мать. А верхняя часть листа, жёсткая и холодная, это мачеха. Вот и назвали растение мать и мачеха.

Предлагаю собрать третью картинку «Ландыш» - показ слайда.

Как горошинки резные

На высокой ножке,

Ландыши цветут лесные

Прямо у дорожки.

Красотою, как магнит,

Манит всех прохожих.

Ландыш очень ядовит,

Будь с ним осторожен.

Ландыш - лекарственное, декоративное растение. В качестве лекарственного сырья заготовляют распустившиеся цветки и листья. Все части растения, особенно его ягоды ядовиты для человека. Цветки ландыша применяются в парфюмерии.

Ребята, с какими первоцветами вы познакомились ? (ответы детей)

А сейчас, я предлагаю вам отдохнуть.

Музыкально-ритмическая композиция Ю. Чичкова "Волшебный цветок".

Есть на свете цветок алый-алый, Дети присели, склонив голову и опустив руки над головой.

Яркий, пламенный, будто заря, Дети медленно поднимаются, поднимая руки над головой.

Самый солнечный и небывалый Повороты с поднятыми руками.

Припев :

Может там, "Пружинки" в правую сторону затем в левую сторону, руки в стороны.

За седьмым перевалом,

Вспыхнет свежий, как ветра глоток,

Самый сказочный и небывалый, Руки вверх, прогибаются назад.

Самый волшебный цветок.

Самый сказочный и небывалый, Дети расходятся из круга.

Самый волшебный цветок.

Ля-ля-ля. "Пружинки" на месте : на носочках в одну сторону, затем в другую

Пам-пам, пам-пам-пам.

Ля-ля-ля. Дети возвращаются в круг, наклоняются, руки закрывают голову.

Чтение экологической сказки :

В одной, не очень богатой семье было двое детей, сын Тимоша и дочь Василиса. Мама с папой много времени проводили на работе, по хозяйству управлялись дети сами : воду носили, печку топили, в огороде поливали, саженцы сажали, никогда не унывали и друг другу помогали. Родители своих детей не баловали, но очень их любили. Приближалось день рождения любимой мамочки и Тимоша с Василисой решили пойти в лес за красивым букетом в подарок. Взяли лукошко и отправились в путь. Была ранняя весна, и цветов нигде не было. Но вот, на проталинках дети увидели необычной красоты цветы, такие нежные и чистые. Обрадовались, и хотели было сорвать их, но услышали : «Мы подснежники лесные, на проталинках растем. Если вы сорвете нас, мы завянем и умрем». Ребятам стало жалко губить такие великолепные цветы, и они сказали : «Не бойтесь, мы вас не тронем, растите на радость всем, всем. А мы для своей мамочки придумаем другой подарок». Так и ушли Тимоша с Василисой ни с чем.

Ребята, как вы думаете, правильно поступили дети? И почему?

Давайте поможем им. Какой подарок можно приготовить для мамы (ответы детей) .

Предлагаю сделать подснежник из пластиковых ложечек.

Для этого необходимо : 3 пластиковых ложки, белый пластилин,

ватную палочку, гофрированную зеленую бумагу, ножницы, клей карандаш.

Гимнастика для пальчиков «Цветы»

Дети рассказывают стихотворение :

Эти подснежники, чистые, нежные мы приготовили сами.

Конечно, могли бы сходить мы в лес за живыми цветами.

Но мы решили не рвать цветы, без них в лесу не будет красоты.

А вдруг, печальней птицы будут петь? В лесу на них приятнее смотреть!

Давайте, ребята, еще раз подумаем : а стоит ли покупать букетики первоцветов ? А не подтолкнём мы этим на еще больший сбор цветов? Что бы нам еще сделать, чтобы защитить первоцветы ?

Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,

Если вместе я и ты, если мы сорвём цветы,

Опустеют все поляны и не будет красоты!

Берегите цветы ! Спасибо, за внимание!

Ирина Лесс
Конспект занятия для подготовительной группы «Первоцветы»

Тема : Первоцветы .

Цель : закрепить знания детей о характерных признаках весны, о первых весенних цветах и научить применять свои знания в предметно- практической деятельности.

Задачи : 1) уточнить и закрепить знания о первых весенних цветах ; 2) продолжать учить определять количество слогов в слове; 3) развитие общей и мелкой моторики; 4) продолжать учить детей делать умозаключения и выводы; 5) воспитывать умение воспринимать и оценивать окружающий мир, бережное отношение к природе.

Оборудование : доска, предметные картинки, счётные палочки, раздаточный материал по развитию моторики.

Лексико- грамматический материал : изменение имён существительных по числам и падежам; словообразование.

План занятия .

1. Оргмомент.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Упражнение «Раздели на слоги» .

4. Игра «Назови ласково» .

6. Физминутка.

7. Игра «1,2,5» .

8. Игра «Скажи правильно» .

9. Итог занятия .

Ход занятия

1. Оргмомент.

в.: Здравствуйте, ребята! Какое сейчас время года?

Д.: Весна.

в.: А почему вы так думаете? Назовите признаки весны.

Д.: Снег тает, солнце греет, деревья зеленеют… А ещё появляются первые весенние цветы .

в.: А как одним словом можно назвать все первые весенние цветы ?

Д.: Первоцветы (при затруднении помочь детям)

в.: А какие вы знаете первоцветы ? Назовите и на доске указкой покажите цветок.

Д.: Нарцисс, мать-и-мачеха, подснежник, тюльпан и т. д.

в.: А если мы соберём все цветы вместе, то у нас получится?.

Д.: Букет.

в.: Дети, а как мы собираем букет? Мы рвём цветы с корнем? Нет, мы их аккуратно срезаем.

2. Пальчиковая гимнастика.

в.: Дети, цветок можно сделать и самим, и для этого вам не понадобится ничего, кроме собственных пальчиков. Давайте попробуем? Сначала сделаю я, вы посмотрите, а потом мы попробуем вместе.

Наши алые цветки

Распускают лепестки

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки

Головой качают,

Тихо засыпают.

3. Упражнение «Раздели на слоги»

в.: А теперь давайте разделим на слоги названия первоцветов . Сколько слогов в слове подснежник, тюльпан, нарцисс, пролесок? (Сначала контроль рукой, а затем выкладывание из палочек) .

4. Игра «Назови ласково»

в.: Сейчас мы поиграем в игру «Назови ласково» . Я вам называю слово, а вы говорите мне его ласково. Например, солнце-солнышко (тюльпан, подснежник, фиалка, мимоза, прострел) .

5. Задание на развитие мелкой моторики.

6. Физминутка.

Мы наденем все сапожки, и сухими будут ножки

Будем ножки поднимать и по лужице шагать

Топ, топ, топ, топ, и по лужице шагать

Ваня первый побежал , хлоп - и в лужицу упал.

7. Игра «1,2,5» .

в.: Молодцы! Со всеми заданиями справляетесь. А теперь давайте поиграем в «1,2,5» . Пример : 1 тюльпан, 2 тюльпана, 5 тюльпанов (нарцисс, подснежник, фиалка, мимоза, пролесок) .

8. Игра «Скажи правильно» .

в.: Ребята, помогите мне. Кто-то перепутал все слова в предложении. Послушайте внимательно и скажите мне, как будет правильно.

Первый цветок подснежник весенний.

Лепестки цветок у есть.

Дождь солнышко цветок для и нужен.

Собрать цветы букет в.

9. Итог занятия .

в.: Сегодня мы с вами познакомились с первоцветами и знаем , почему они так называются.

Снова к нам пришла весна

Очень добрая она

Подарила нам цветы

Небывалой красоты.

Публикации по теме:

Задачи: Формировать представления об изменениях в природе, происходящих весной. Уточнить и расширять представления о весенних цветах.

Конспект комплексного занятия по родной природе и аппликации Тема: «Весенние первоцветы» Конспект комплексного занятия по родной природе и аппликации Тема: «Весенние первоцветы» Старшая группа Воспитатель: Остапенко.

Цель: вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом.

Цель: Расширять знания детей о первоцветах. Задачи: - ознакомление с разнообразием первоцветов; - находить связь между цветущими растениями.

Конспект организованной художественно-творческой деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Первоцветы» Конспект организованной художественно-творческой деятельности с детьми подготовительной к школе группе. Тема: «Первоцветы» Автор занятия:.

Конспект занятия НОД Художественно-эстетическое развитие «Берегите первоцветы» средняя группа Тема Продуктивная деятельность Название «Берегите первоцветы» Образовательная область Художественно-эстетическое развитие Возраст детей.

Конспект занятия по экологии «Первоцветы» в старшей группе Цель: дать детям представление о первоцветах, научить определять их по описанию, находить связь между цветущими растениями и насекомыми,.

Олеся Трубникова
Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе по теме «Первоцветы»

Конспект

НОД по экологическому воспитанию

в подготовительной группе

по теме : «Первоцветы »

Образовательная область : познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Цель : формирование у детей основ экологической культуры .

Программные задачи.

Учить различать и правильно называть первоцветы Южного Урала , занесенные в красную книгу. Выделять характерные их признаки и особенности приспособления к условиям обитания.

Закрепить знание детьми значения «Красной книги» .

Формировать представления о единстве и взаимосвязи всего живого на Земле.

Развивать связную речь, активизировать словарный запас.

Воспитывать желание охранять и оберегать цветы.

Интегрируемые образовательные области : коммуникация, познание, художественная литература, социализация, безопасность, речевое развитие.

Словарная работа : Красная книга, угроза исчезновения, первоцветы (адонис, прострел, ландыш, мать-и мачеха) .

Предварительная работа : знакомство с иллюстрированными энциклопедиями «Царство растений» , «Животный мир» , НОД по экологическому воспитанию , рисование по теме , чтение природоведческой литературы, беседы об обитателях нашего края, беседы о правилах поведения в природе, игры экологического характера , изготовление ширмы «Правила поведения в природе» , сезонные экскурсии-практикумы в лесопарковую зону.

Материал : схемы (растения, карточки с изображением опасных и полезных ситуаций, иллюстрации (слайды) редких и исчезнувших растений, Красная книга, презентация.

Ожидаемые результаты.

Дети больше узнают о жизни растений из «Красной книги» .

Сформируется эмоционально-положительное, ответственное отношение к природе родного края.

Дети, родители и педагоги сблизятся еще больше, принимая участие в создании нашей Красной книги.

Ход НОД

Здравствуйте,ребята!Предлагаю вам пройти за мной.

Ребята,посмотрите на экран. Что так бережно держат руки?

Правильно.

(Cлайд.) Наша планета самая красивая во Вселенной.

Все мы – люди, звери, птицы, растения – живём на планете Земля. Это наш общий дом.

Обратите внимание на этот уголок нашей планеты. Почему он кажется мне пустым?

Кого здесь не хватает?

Возьмите по картинке и оживите этот уголок природы.

В лесу живут…

В небе мы должны видеть ….

А в воде должны ….

За миллионы лет все виды растений и животных приспособились друг к другу. И мы знаем, что человек – это часть природы. Люди порой безрассудно вырубали леса, осушали болота, распахивали степи. Они не задумывались над тем, что при этом грубо нарушали равновесие в природе, делая благо одному, причиняли вред другому.

Задумались учёные, как остановить это безобразие? Как не допустить исчезновения живых существ? Чтобы этого не случилось, составили Всемирную Красную книгу (слайд) .

Которая, к сожалению, с каждым годом становится всё толще и толще.

В эту книгу занесены и птицы и представители водного мира и животные и растения.

(Расклеивание магнитов Красной книги на макете)

Как вы думаете, почему Красную книгу назвали - Красной, а не зеленой и не синей?

Что символизирует красный цвет в светофоре?

Правильно, потому что красный цвет - это цвет опасности и предупреждения, а животные и растения, которые внесены в нее, как раз находятся в опасности - исчезнуть навсегда. (Слайд мигающей книги)

С приходом весны пробуждается природа. Появляются первые цветы .

Назовите те, которые вам известны.

А может вы знаете,как их можно назвать одним словом?ПЕРвыеЦВЕТы ?Перво… .

Большинство первоцветов занесены в Красную книгу.

Правильно, потому, что они первые появляются после долгой зимы и людями не терпится их сорвать.

Презентация (Слайд 1)

Посмотрите внимательно на эти первоцветы . Может какие то вы знаете и можете назвать? Это прострел, он как- будто простреливает весенний снег, чтобы появится первым . Это адонис. Это ландыш. Это мать-и-мачеха, помните, почему это растение так назвали?

Правильно, потому что её большой лист с одной стороны ворсистый и тёплый, как любовь матери, а с другой гладкий и холодный, как характер мачехи в сказках.

Первоцветы вырастают ,когда дуют холодные ветра, когда земля ещё не прогрелась.

У всех первоцветов короткий стебель , как вы думаете почему? Чего ранней весной не хватает первоцветам ? Правильно, потому, что им не хватает тепла и света.

Что делают люди, когда им холодно? Одеваются.

А как природа позаботилась об этих растениях, чтобы они не замёрзли?

Посмотрите на стебель и листья прострела, чем они покрыты? (ворсинками)

Он стоит словно в шубке, которая его согревает. А как адонис приспособился к холоду?

У него очень много мелких листочков, которые полностью покрывают стебель, тоже как шубка.

А как тонкий стебель ландыша укрывается от холода?

Его большие листья полностью закрывают его и он спрятался, как будто в домике.

А как мать –и – мачеха приспособилась к холоду?

Нижняя часть листа, покрыта тёплыми мягкими ворсинками, которые согревают растение.

В этих растениях человека привлекает сам цветок.

У какого из этих растений самые крупные цветы? Про какой из них говорят – «У него белые цветки? Продолжите моё предложение. Желтые цветы у ….

У кого из них много цветов на стебле?

На что похожи цветки прострела и ландыша?

Мы с вами, ребята пойдём в лес, где растут первоцветы . Но сначала, я вам предлагаю вспомнить правила поведения в лесу и поиграть в игру «Разрешено, запрещено»

Посмотрите внимательно на картинку и расскажите своим друзьям что там нарисовано, и дайте правильный ответ - разрешено это делать или запрещено.

(Игра «Разрешено,запрещено)

Ну вот мы с вами и вспомнили правила, а теперь отправляемся в лес.

Физминутка

(музыка)

По лесу дружно мы гуляем,

На первоцвет не наступаем ,

По сигналу колокольчика встречаемся у адониса.

На двух ногах попрыгай ты,

На первоцвет не наступи

По сигналу колокольчика встречаемся у мать-и мачехи.

Легко на носочках ты пробеги,

Первоцвет не погуби .

По сигналу колокольчика встречаемся у прострела.

Предлагаю одному из вас превратиться в нежный первоцвет , а вот какой, мы сейчас узнаем.

(На голову ребёнка одевается ободок с изображением первоцвета )

Что за цветок ты, мы не скажем,

Но про тебя мы подробно расскажем

Послушай своих друзей.

Давайте опишем этот первоцвет , не говоря его название.

В этом нам поможет схема.

Я вижу, что вы хорошо запомнили названия и внешний вид этих первоцветов .

Теперь вы знаете, что эти цветы надо беречь, но знать и про другие растения нашего края, которые нуждаются в защите.

Поэтому в этой книге, которая останется у вас, много пустых страниц.

Предлагаю вместе оформить первую страницу , которая раскроет содержание данной книги.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Подведение итогов :

Все поставленные задачи были выполнены. Дети больше узнали о жизни растений из «Красной книги» Южного Урала.

Сформировано эмоционально-положительное, ответственное отношение к природе родного края.

У детей сформировались представления о единстве и взаимосвязи всего живого на Земле. Дошкольники познакомились с Красной книгой. Уяснили значимость «Красной книги» .

У детей начало формироваться гуманное и ответственное отношение ко всему живому; чувства милосердия; интереса к природе и проблемам её охраны; правильного поведения в природной среде.

Публикации по теме:

Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Экскурсия в весенний парк» Занятие по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Экскурсия в весенний парк» Цель: учить наблюдать изменения в живой и неживой.

Конспект интегративно - образовательной деятельности по экологическому воспитанию в подготовительной группе Как живут наши пернатые друзья зимой» Цель: обобщить знания детей, полученные при наблюдении за птицами в зимний период года. Задачи: 1.

Конспект НОД по экологическому воспитанию совместно с родителями в подготовительной группе «Наш край - природная кладовая» Цель: Формирование представления о растительной и животной среде нашего края. Задачи: Воспитательные: - Воспитывать ответственное и бережное.

Конспект НОД по экологическому воспитанию в Крыму «Морское путешествие» (вторая младшая группа) Конспект НОД по экологическому воспитанию в Крыму (II младшая группа)

Наталья Дементьева
Конспект НОД в подготовительной группе «Первоцветы»

Цель : организовать образовательную деятельность детей, направленную на развитие познавательного интереса детей к природе в процессе ознакомления с первоцветами .

Задачи :

Познакомить детей с первоцветами : подснежником, пролеской, крокусами, мать-и-мачехой, медуницей, примулой;

Закрепить знание о первоцветах : подснежниках, пролеске, крокусах, мать- и-мачехе, медунице, примуле;

Способствовать обогащению и активации словаря по теме занятия;

Воспитание бережного отношения к природе.

Демонстрационный материал : конверт с изображением грустного цветочка, знаки "Не рви цветы", "Не топчи цветы", "Не разводи в лесу костер".

Оборудование : проектор, экран для просмотра презентации «Первоцветы » .

Обогащение словаря : Галантус, пролески, крокус, мать-и-мачеха, медуница, примула.

Ход занятия

1. Мотивационно-организационный этап

Воспитатель : Ребята, нам сегодня принесли письмо (открываем, а там картинка грустного цветка) .

Как Вы думаете, почему цветок грустит?

Хотите узнать, что в письме?

«Ребята, началась весна и в лесу расцвели первоцветы . Но люди рвут первые цветы и топчут , а нам цветам от этого очень грустно. И подпись первоцветы ».

Поможем первоцветам ?

Как мы можем помочь первоцветам ? Что нам для этого нужно делать? (Не рвать цветы, не топтать цветы) .

А как Вы знаете, что такое первоцветы (Ответы детей)

А какие первоцветы растут у нас в лесах (Ответы детей)

Хотите узнать (Ответы детей)

Воспитатель : Первоцветы приглашают нас в гости и хотят, чтобы вы выучили не которые правила, которые помогут первоцветам .

Показ презентации «Первоцветы »

Воспитатель : Едва сбежит звенящими ручейками с пригорков растаявший снег, появятся черные и коричневые проталинки и сразу появляются первоцветы . Первоцветы – это удивительные растения, которые приспособились цвести тогда, когда в лесу на деревьях еще нет листвы, и каждый теплый солнечный лучик доходит до самой земли.

Весенним солнечным деньком

В забытом парке городском,

В густых кустах орешника

Проснулись три подснежника.

Раскрыли скромные свои

Бутоны нежной синевы

И робко прошептали :

«Скажите, нас тут ждали?»

Л. Терехова

Пробьются сквозь валежники

Росточками мечты

Жемчужные подснежники –

Молочные цветы.

Ал. Савостьянов, «Жемчужные подснежники»

Воспитатель : Подснежник появляется прямо из-под снега, поэтому ему дали такое название. Но настоящим подснежником является только Галантус. Это первый из весенних цветов , который распускается в теплые дни февраля. Его цветки - колокольчики молочно-белого цвета. А название происходит от латинского слова Galanthus – молочный цветок, отражающий его нежнейший белый цвет. Подснежник начинает свое цветение при теплой зиме и ранней весне уже в феврале. Распускается подснежник только на день, а когда солнце заходит и становится прохладно, цветок опускается ближе к снегу. Утром опять цветок подснежника заново открывается и ощущается великолепный аромат.

Под ногой в лесу трещит,

И хрустит валежник.

Ищем мы цветок весны,

Голубой…подснежник.

Воспитатель : В начале апреля в лиственных лесах, под деревьями можно найти одно из самых милых весенних растений голубую пролеску. Пролеску иногда называют голубым подснежником, из-за внешнего сходства с последним, а еще потому, что появляется она, как только сойдет снег. На самом деле это разные растения. Эти голубые или синие цветочки так же не пугают весенние морозы. По народному предсказанию, этот цветок возник из кусочков неба, упавших на землю. Латинское название го – «сцилла» , что в переводе означает морской лук, наверное потому, что цвет его напоминает синеву моря. У многих народов существует поверье, что этот цветок исцеляет больных. Он считается цветком весёлого настроения. Появляется он одним из первых . Стебелёк его тонок и хрупок, а сам цветок вызывает нежные и трогательные чувства. Этот цветок пролеска.

По земле весна гуляет,

Снег в сугробах быстро тает,

Травка новая растёт,

Крокус снова расцветёт.

Крокус маленький цветок,

Словно звёздочки сынок,

Лепестки свои раскроет,

Снегом вешним их умоет.

Носом жёлтеньким чихнёт,

Запах пчёлок привлечёт.

Крокус первый из цветов ,

Что весной цвести готов,

Из земли листочки тянет,

На морозе он не вянет.

Анна Кулагина-Фурсина

Воспитатель : А этот весенний цветок называется крокус. Крокусы начинают цвести уже ранней весной. Яркие невысокие цветки крокуса появляются вместе с первым весенним теплом . Цветут крокусы недолго, всего 5-7 дней. Существуют виды крокусов, которые предпочитают цвести осенью.

Полянкой крокусов, прекраснейших созданий,

Цветов нежнейших, вестников весны,

Украсил тот художник созидая,

Свои проникновенные, весенние холсты.

Воспитатель : Отгадайте загадку, что это за цветок?

Золотым лучом согрет

Вырос солнышка портрет!

Но у желтого цветочка

Временно листочков нет

(Мать-и-мачеха)

Жёлтый глаз из-под земли

Первым дарят нам они .

Как их правильно назвать,

Если им земля, как мать?

(Мать-и-мачеха)

Воспитатель : Что вы знаете о мать-и-мачехе? Как вы думаете, почему цветок имеет такое название? (Ответы детей)

Мать-и-мачеха

У апреля первенцы-цветы

Всюду на лужайках расцвели.

К солнцу поднимают стебельки

Желтые цветочки от земли.

Лепестки похожи на лучи,

К вечеру сожмутся в кулачки.

Утром в небе солнышко взойдет,

Цветик кулачок свой разожмёт.

Лишь головку к солнцу приподнял –

Сам похож на солнышко он стал.

Маленькие солнышки Земли

Мать-и-мачехой в народе нарекли.

Воспитатель : В пасмурную, дождливую погоду цветы мать-и-мачехи закрываются. Закрываются они и к ночи. Утром же, в солнечную пору корзинки мать-и-мачехи открываются вновь. Растет на обочинах дорог и в лесу. Верхняя сторона листа гладкая и прохладная («мачеха» ). Нижняя, белесая от многочисленных волосков, мягкая и теплая – соответственно, «мать» . Является лекарственным растением.

Это прозвище не даром,

У красивого цветка,

Капля сочного нектара,

И душиста, и сладка,

От простуды излечиться

Вам поможет медуница.

В лес пойдёте, не забудьте

Медунице поклонится.

Е. Кожевников.

Медуница, весеница!

Неба синего сестрица.

Как нежны твои листочки!

Как сладки твои цветочки!

Воспитатель : Медуница – лесной цветок. Растёт медуница в лиственных и смешанных лесах – среди кустарников на опушке. Цветёт в начале весны в апреле, мая в неодетом лесу. Называют его так, потому что в нем много нектара, которым питаются пчелы и другие насекомые. Цветки мелкие, красивые, вначале розовато-красные, потом становятся фиолетово-синие. Медуница – это лекарственное растение.

Чуть первый жаворонка привет

Раздался с неба чист и звонок,

Уж самый ранний первоцвет

Из золотых блеснул пелёнок.

Адам Мицкевич

Воспитатель : Этот цветок – примула. Примулу в народе их называют "баранчиками" - молодые листочки, волнистые, похожи на спинки ягнят; а ещё "ключиками" - цветки собраны в соцветие, напоминающие связку ключей. Растет примула в лесах, на сухих опушках. Растение лекарственное.

Воспитатель : Давайте повторим названия первоцветов , с которыми мы познакомились. У каждого цветка номер. Я загадываю загадку, а вы говорите номер и название цветка.

Снег не весь еще сошел,

Обогрелся чуть песок,

А на нем уже расцвел

Желтый маленький цветок.

Я гадаю, что за цвет -

Одуванчик или нет?

Если он, то очень странно,

Почему цветёт так рано? (Мать-и-мачеха)

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький. (Подснежник)

Какие цветы похожи на подснежники, но только они голубые? (пролески)

Мы в лесок пойдем, там цветок найдем

Сладкое название, синий огонек

Что же это за цветок. (Медуница)

К акой красивый, озорной.

Р астёт, из снега вылез.

О н смелый очень, он лесной.

К ак он морозы вынес?

У стал под снегом замерзать,

С корей на солнце - луч поймать

Первоцвет весенний , ключик от весны,

Не тебе ли снятся, золотые сны. (Примула)

8 слайд, 9 слайд, 10 слайд

Д/и «Что лишнее?» Посмотрите на слайд и скажите, какой цветок лишний и почему? (2 слайда)

8 слайд – лишняя роза – садовый цветок

9 слайд - лишний колокольчик – летний цветок

Воспитатель : Вот Вы и познакомились с первоцветами , которые растут в наших лесах. Но как же люди могут помочь цветам (Ответы детей)

Воспитатель : У меня есть знаки подсказки, как Вы думаете, какие правила они обозначают?

Показ знаков "Не рви цветы", "Не топчи цветы", "Не разводи в лесу костер".

Воспитатель : «Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок, Если все : и я, и ты, Если мы сорвем цветы – Опустеют все поляны, И не будет красоты!»

Динамическая пауза.

Физкультминутка «Подснежник»

На лесной проталинке,

Спит цветочек маленький (сидят на корточках)

Вот проснулся, потянулся (встают, потягиваются)

И подставил лепестки (руки на пояс, повороты в стороны)

Под солнечные лучики.

Воспитатель : Ребята. А вы хотите попробовать самостоятельно сделать букетик первоцветов (Ответы детей)

Как Вы думаете из чего их можно сделать? (Ответы детей)

Мы с Вами сделаем цветы из бумаги. Показ готовых букетиков

Если цветочки желтые, на какие цветы они похожи? (мать-и-мачеха и примула, а синие и розовые? (на медуницу, голубые и белые? (подснежники, пролески)

Выбирайте ту цветную бумагу, которая Вам понадобится для изготовления цветов.

Воспитатель показывает, как выполнить кустик.

Потом дети самостоятельно вырезают и наклеивают цветы.

Какой ты делаешь первоцвет ?

3. Рефлексивный этап

Воспитатель : Какие цветы Вы сделали? Как еще их можно назвать одним словом? (первоцветы )

Вы довольны своей работой? Что было трудным? (Ответы детей)

Кому покажите свой цветок? Вы можете научить других, делать такие цветы?

Кому Вы подарите цветочек? (Ответы детей)

Интересно ли вам узнать о других первоцветах , которые растут в России и других странах? Где можно узнать? (В энциклопедиях)

Мне было с вами очень интересно.

Литература и ресурсы (иллюстрации) :

1. Литературные – загадки, стихи : «Весенним солнечным деньком» Л. Терехова, «Мать-и –мачеха» Антосыч, «Если я сорву цветок» Т. Собакин, «Жемчужные подснежники» А. Савостьянов, «Крокус» В. Павлова, «Крокус маленький цветок.» стихи для детей Анна Кулагина-Фурсина, стихи Е. Кожевников;



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта