Главная » 2 Распространение » Технология проблемно-диалогового обучения на уроках географии. Технология диалогового обучения на уроках географии.docx - Технология диалогового обучения на уроках географии Диалоговое обучение на уроках географии презентация

Технология проблемно-диалогового обучения на уроках географии. Технология диалогового обучения на уроках географии.docx - Технология диалогового обучения на уроках географии Диалоговое обучение на уроках географии презентация

Выступление на РМО г.Энгельса

учителя географии МБОУ «СОШ № 42»

Федотовой И.И.

Эффективное использование проблемно-диалогической технологии

на уроках географии

Если вы мне расскажите, я это быстро забуду,

если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду,

а если вы вовлечете меня в дело, я буду это знать и запомню.

Жан Жак Руссо

Вхождение России в мировое образовательное пространство сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Прежние стандарты ставили перед школой задачу вооружить учеников знаниями, умениями, навыками; ФГОС поставили новую задачу – сформировать способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, умение организовать этот процесс. Эти требования невозможно реализовать без применения новых педагогических технологий. В процессе изучения курса школьники включаются в различные виды деятельности по работе с отдельными источниками географической информации: картографической, статистической, текстовой, СМИ, Интернетом. Особая роль отводится картографическим произведениям и другим изображениям с применением компьютерных технологий. Предусматривается широкое использование алгоритмизации в виде планов характеристики географических объектов, процессов и явлений, логических схем, структурных моделей.

На этапе введения знаний используется технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет организовать исследовательскую работу учащихся на уроке и самостоятельное открытие знаний. Данная технология разработана на основе исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И. Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.). Автором технологии является Мельникова Елена Леонидовна. Технология полно и последовательно реализована в развивающей Образовательной системе «Школа 2100».

Использование проблемно-диалоговой технологии позволяет обучающимся вступать во взаимодействие не только с учителем, но и с другим учеником, работать сообща, при этом овладевая разнообразными речевыми средствами в различных ситуациях общения.

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.

При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:

1. умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);

2. самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);

3. творческого мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).

Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. Слово «диалогическое» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. При построении диалогового урока надо учитывать, что диалог – это форма общения. Диалоговый урок не получится, если присутствуют факторы, тормозящие диалог:

2. отсутствие внимания учителя к ребёнку (улыбка, обращение по имени, физический и зрительный контакт);

3. закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы или вопросы, на которые вообще отвечать не нужно;

4. неумение учителя быть хорошим слушателем (слушание часто бывает критическим: недослушивание, перебивание, негативная оценка услышанного).

Необходимыми условиями организации учебного диалога являются: а) снятие факторов, тормозящих общение педагога с детьми; б) восприимчивость к чужому мнению, стремление не оценить, а услышать и принять мнение ребёнка; в) владение педагогом технологией организации предметного диалога.

Подготовка к проблемно-диалоговым урокам является для меня творческим процессом, в ходе которого я нахожусь в постоянном поиске наиболее эффективных методов и приёмов введения новых знаний.

Начинаю урок с постановки проблемы. Постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее одним из трех способов: 1) учитель сам заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему; 2) ученики осознают противоречие и формулируют проблему; 3) учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы.

На уроке открытия новых знаний я использую три наиболее эффективных метода постановки учебной проблемы:

  • подводящий к теме диалог;
  • сообщение темы с дальнейшей мотивацией на диалог
  • побуждающий от проблемной ситуации диалог;

Их сходство заключается в том, что все названные методы обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала. Различие методов - в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте.

Рассмотрим эти методы подробнее.

Фрагмент урока географии в 9 классе по теме «Население России»

Подводящий к теме диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которые активизируют и, соответственно, развивают логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы пошагово подвожу учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.

Фрагмент урока географии в 6 классе по теме «Ориентирование»

Учитель

Ученик

Тема сегодняшнего урока актуальна, её изучение играет большую роль в жизни человека. Когда-то погибали целые экспедиции, и наоборот знание и умение это делать помогали людям в трудную минуту.

Зачитывает текст:

Ребята отправились в поход за грибами по незнакомой им местности. Чтобы не заблудиться, они взяли с собой компас, по которому определили, что их путь лежал на северо-восток.

Возвращаясь домой, они обнаружили, что компас утерян.

Какая проблема возникла у ребят?

Какие умения они должны проявить?

Умение находить стороны горизонта называется ориентированием.

- Как вы догадались тема сегодняшнего урока «Ориентирование на местности».

Слово «ориентироваться» происходит от латинского «ориенс» - восток, поэтому буквально это значит определить своё положение по отношению к востоку. Но главное направление для ориентирования – направление север – юг.

Ориентироваться на местности можно разными способами. Откройте атласы на стр. 8-9 , назовите эти способы.

Какие из этих способов вы предложили ребятам для возвращения домой?

Слушают

В каком направлении идти домой.

Умение находить стороны горизонта без компаса.

Рассматривают разные способы ориентирования, называют их.

По кроне деревьев.

По лишайнику на стволе дерева.

По годичным кольцам спиленного дерева.

По муравейнику.

По Солнцу.

Сообщение темы с мотивирующим приемом - суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог - представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы. На этапе поиска решения побуждаю учеников выдвинуть и проверить гипотезы, обеспечиваю «открытие» знаний путем проб и ошибок. В ходе диалога использую отдельные стимулирующие реплики, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. Используется метод на любом этапе урока.

Таким образом, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге, а также с помощью мотивирующего приёма помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию «открытию» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

Современные возможности урока (компьютер и мультимедийный проектор) позволяют мне сделать их более интересными и запоминающимися. Благодаря зрительному восприятию, детям легче удерживать логическую цепочку знаний, которые необходимы для осознания создавшегося противоречия, для обозначения проблемы, для открытия новых знаний. Каждый появляющийся новый слайд либо служит для активизации внимания и мышления учащихся, либо побуждает к выполнению заданий, или идет как подтверждение правильных ответов и выводов, проверки самостоятельной работы по эталону. Организация проблемных диалогов с использованием презентаций оживляет работу учащихся, позволяет в процесс открытия новых знаний включить практически каждого ребенка. Алгоритм подготовки учителя к проведению урока.

При проведении уроков по нашему курсу учителя очень часто сталкиваются с проблемой нехватки времени. Материал темы достаточно обширен, поэтому его не удается «открыть» полностью вместе со школьниками, используя технологию проблемного диалога. В результате не остается времени ни на этап самостоятельного применения знаний, ни на подведение итога. В основе этой проблемы лежит стремление учителя «открыть» с учениками все знания. Напротив, некоторые сложные положения проще объяснить самому учителю, оставив более легкие «открытия» для учеников. Важно, чтобы на каждом уроке хотя бы часть знаний ученики «открывали» сами.

Вторая и главная причина нехватки времени – неумение пользоваться принципом минимакса. Согласно этому принципу школьники на уроке могут узнать много нового (максимум), но должны узнать лишь важнейшие знания (минимум).

Задача учащихся:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Мне кажется, современный урок должен, прежде всего, научить ребенка учиться, общаться и помочь осознать себя. Для этого ученику на уроке необходимо быть полноправным действующим лицом. Современный урок – это урок, на котором царит деловая творческая обстановка, где ребята охотно вступают в диалог с учителем и друг с другом. Это урок, насыщенный многообразием учебных ситуаций, и каждая из них вызывает у учащихся вопросы и удивление. Современный урок – это педагогическое произведение, учитель вносит в него свое творчество, свой методический почерк.

Конечно, организация проблемного диалога на уроке и во внеурочной деятельности должна быть связана с рефлексией, так как ученик должен научиться фиксировать результаты своей учебной и внеурочной деятельности. Только в этом случае можно говорить о высокой эффективности использования технологии проблемно-диалогического обучения.

Рефлексию на уроке организую различными способами:

  • через подведение итогов урока по вопросам (Что узнал? Чему научился? Что понял? В чем испытываете затруднения? Что мне больше всего понравилось на уроке? Что мне не удалось выполнить и почему? Добился ли я своей цели? Каковы мои главные результаты? Какие задания вызвали наибольший интерес и почему?);

Не следует думать, что организация диалогового обучения ограничивается лишь созданием раскованного общения с учениками, свободным обменом мнениями. Учителю необходимо учитывать ряд организационных моментов:

1. Организация учебного пространства кабинета. Традиционная расстановка парт при диалоговой технологии неуместна. Обучающиеся должны общаться лицом к лицу. Поэтому такая форма работы, как групповая, является наиболее оптимальной.

2. Содержание учебного диалога. Учитель должен продумать тематику диалога; формулировку вопросов и заданий; материал диалога, который должен решать задачи урока; учет временных ограничений; состав групп, психологическую атмосферу в группе, так как каждый участник диалога должен стать участником, а не зрителем. Сначала научиться вступать в диалог с собственным «Я», затем взаимодействовать с другими («Я и другой»).

Для учителя, диалог на уроке - это, прежде всего, уникальный способ соприкоснуться с личными проблемами и размышлениями ученика. Для обучающихся - это ощущение и понимание равенства со своим собеседником, что обозначает не равенство в знании, а равные права на ответственность за постановку и решение своего вопроса. Поэтому диалогичность - совместный поиск истины, форма и способ отношений, где главное не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы, причем в рамках законов речевого поведения: взаимоуважения, взаимопонимания и сотворчества.

Таким образом, создаются условия, способствующие развитию универсальных учебных действий школьника, таких как:

  • регулятивные (организовывать свою деятельность, решать проблемы);
  • познавательные (извлекать информацию, делать логические выводы);
  • коммуникативные (вести диалог, взаимодействовать с людьми);
  • личностные (давать нравственную оценку ситуации, осуществлять нравственный выбор).

Я использую технологию проблемно-диалогического обучения много лет и с полной уверенностью могу сказать, что она является результативной. В ходе использования проблемно-диалогической технологии достигаю следующих предметных и метапредметных результатов:

  • формирование прочных и глубоких знаний;
  • формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных универсальных учебных действий;
  • приобретение навыков самостоятельной работы.

Подводя итог, хочется сказать, что использование технологии проблемно-диалогического обучения позволяет обучающимся самостоятельно открывать знания, поэтому проблемно-диалогическое обучение можно назвать универсальной педагогической технологией, обеспечивающей развитие каждого обучающегося, ключом к успеху и творчеству, позволяющим учителю каждый урок сделать интересным.

Литература:

  1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2012 г.
  2. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения: методы, формы, средства обучения – М.: Школа 2010, 2009 г.
  3. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации ФГОС: Пособие для учителя. – М.: ФГАОУ АПКиППРО, 2013 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования науки

Республики Казахстан

На тему: «АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»

Учитель географии

средней школы№6

Осадчук Л. А.

Введение

Общество по меткому выражению главы нашего государства Н.А. Назарбаева погрузилось в состояние анемии. Перед образованием встала сложная задача - определить систему ценностей, идеалов, отвечающих новой исторической эпохе.

С сентября 2001 года мы работаем по новым казахстанским программам и учебникам. Государственный стандарт образования требует повышения качества знаний. Как достичь высоких результатов? Дать ответ на этот вопрос не легко. Прежде всего существенную роль играет урок. Всецело разделяю точку зрения педагога М.Н. Скаткина, который говорит: «Урок клеточка педагогического процесса. В нем как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке».

Именно на уроке учитель и ученик проявляют совместную активную познавательную деятельность в отношении к предмету, друг другу. Из предметов школьного расписания география - наука богатая. Если речь заходит об информации которой мы располагаем, то никакая другая дисциплина нам не конкурент.Как много значит при подготовке отобрать главное, существенное! Как важны знания педагогики, методики, психологии! Мое педагогическое кредо - видеть в своем ученике личность - индивидуальную, неповторимую со всеми достоинствами и недостатками. Человек, как правило так устроен, что сначала создает проблемы, а затем успешно их преодолевает. Не случайно многие из нас, учителей являемся сторонниками развивающего обучения(Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдава)Ведь этот подход возбуждает у ребят противоречие между знанием и незнанием и вызывает потребность в активном восприятии и осмыслении нового учебного материала. Для успешной реализации основных положений новых образовательных технологий мною были глубоко изучены теория развивающего обучения Л.С. Выготского, а также образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. и личностно-ориентированное развивающее обучения (И.С.Якиманской) Пересмотрев стереотипы мышления, самокритично, с чувством собственного достоинства осваиваю новые педагогические технологии, стараюсь умело использовать их в повседневной педагогической практике.

С целью активизации познавательной деятельности обучающихся стараюсь в совместной деятельности с учащимися реализовать методическую проблему: «Активизация познавательной деятельности через интерактивные формы обучения на уроках географии.». Для этого применяю инновационный подход в обучении. В повседневной учительской практике применяю различные методики: «личностно-ориентированное обучение», « элементы критического мышления через применения дебатной технологии », интерактивные методики.

Теория развивающего обучения позволяет не просто формировать знание основ наук, но прежде всего осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, строить для каждого собственную траекторию «продвижения» по материалу, отвечающему его потребностям и психологическим особенностям. Исходя из основных положений теории развивающего обучения следует, что развивает ученика не само знание, а специальное его конструирование. Чем лучше обучающие условия, тем оптимальнее развивается ученик, раскрывается его субъективный опыт. Учитель является носителем способов проработки научного материала. Одним из таких способов является конструирование уроков с использованием новых технологий. Твердо уверена в том, что поиски технологии создания успеха приведут нас к очень простым педагогическим правилам:

  • поддерживать доброжелательное отношение к ребенку в течение его деятельности;
  • авансировать, подбадривать, огласить его достоинства, которые позволяют достичь успеха;
  • подчеркивать исключительные персональные качества личности;
  • задавать высокий уровень мотивации;
  • снять страх перед предстоящей работой;
  • предложить скрытую инструкцию, облегчающую первые шаги предстоящих усилий;
  • выразить свою уверенность в том, что успех станет обязательным исходом задуманного;
  • по окончании деятельности положительно оценить отдельные стороны исполнения. Охарактеризовать их особенность.

Такое пошаговое формирование обычно всегда дает высокую результативность в работе.

К сожалению, сегодня многие считают географию в школе второстепенным предметом. Так может в этом есть доля вины и самих учителей-географов, которые проводят не интересные уроки по одной и той же надоевшей всем схеме: опрос, нудный рассказ и задание на дом.

Но все мы должны понимать, что география - один из самых интересных, нужных и важных школьных предметов, об этом говорят так же опросы, проводимые среди учащихся школ.

Каким же образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал интересным, значимым и для педагога и для учащихся? Я предлагаю интерактивные формы обучение. Мне оно помогает поддерживать хороших результатов учеников в учебной и внеурочной деятельности, личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности, обеспечивая снижение нагрузки учащихся и повышения качества знания.

Вот уже (5 лет как я использую в своей практике инновационные технологии, которые позволяют активизировать усвоение учащимися знаний и умений, развивают каждого ученика как творческую личность со своим созерцанием и ощущением окружающего мира.

Опыт проведения нестандартных уроков резко повысил результативность и качество обучения. Это и хорошие оценки, которые получают выпускники на ЕНТ, участие школьников в географических олимпиадах, научно-практических конференциях, на аттестации школы, во внеурочной деятельности, да и в повседневной учебной деятельности. Новые информационные технологии, широко входящие в жизнь общества, с одной стороны, требуют от общеобразовательной школы скорейшего их внедрения в процесс обучения, в т. ч. в курсе географии, с другой стороны, позволяют значительно расширить рамки учебного прогресса, интенсивно влияя на все стороны личности ученика, включая эмоционально-ценностные составляющие психики

Аналитическая часть

Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Изменились цели общего высшего образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области. Создаются новые концепции образования, стандарты, в которых описано не только содержание, но и требования к результатам обучения, основанные на деятельностном подходе. Известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый.

В методике географии накопилось достаточное количество проблем, которые нуждаются в постановке специальных исследований. Среди них такие, как определение в содержании предмета соотношения фактов и теоретических положений, проблема интеграции разветвленной системы географических знаний, реализация в содержании предмета страноведческого подхода, обновление методов, средств и форм организации обучения.

Последняя проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования подрастающего поколения требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения. Нельзя опираться только на широко распространенные в практике обучения объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы.

Современный дидактический принцип личностноориентированного обучения требует учета психофизиологических особенностей обучаемых, использования системно-деятельностного подхода, особой работы по организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, которая обеспечивает достижение четко спланированы результат

В законе Республики Казахстан «Об образовании, в «Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года», в Послании Президента Республики Казахстан от 18.02.05. «Казахстан должен войти в число эффективно развивающихся стран мира. Создавая высшие стандарты для своих граждан. Страна, не умеющая развивать знания, в 21 веке обречена на провал. Мы должны сформировать кадровый задел для высокотехнологических и подъемных производств будущего». Поэтому сегодня, как никогда, возрастает роль и значение современной системы образования, в которой должны стать компетентный подход к качественному обучению, ориентированному на результат.

Современная педагогика богата большим количеством передовых методик и технологий преподавания, но ни одна методика, какая бы хорошая и необычная она не была, не дает результата до тех пор, пока само обучение не будет нужно детям самим. Поэтому, анализируя свою работу за прошедшие годы, я пришла к выводу, что прежде чем дать знания, необходимо вызвать у детей потребность в этих знаниях и в обучении в целом. Все, наверное, согласятся с тем, что воспитательный аспект урока является не менее важным, чем и учебный; а также с тем, что эти два аспекта между собой взаимосвязаны. Как ребенок привыкнет выполнять свою работу, коей является учение? Будет ли она его увлекать? Заставлять думать, критически переосмысливать? Все это и многое другое зависит от того, какие условия на уроке созданы для детей. Динамика развития отечественной образовательной системы диктует пересмотр привычных форм и содержания обучения. Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных форм. Интерактивный это способный взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученик технология коммуникативно-диалоговой деятельности (В.С. Библер, С.Ю. Курганов «Диалог культур») требует от учителя творческого подхода к организации учебного процесса, владения приемами эвристической беседы, умений вести дискуссию с учениками и создать условия для возникновения дискуссии между учениками. У школьной географии есть большие возможности для применения коммуникативно-диалоговой технологии. В темах каждого курса немало проблем, вопросов для организации учебного спора: «Карта-правильное или кривое зеркало?», «Ветер – враг или друг человека?», «Надо ли осушать болота Западной Сибири?», «Есть ли перспективы развития атомной энергетики?» и др. Применять этот вид технологии мне помогает богатый методический аппарат многих учебников географии. Поэтому мне как учителю надо только обратить внимание на богатые возможности организации специальной работы учащихся с различными компонентами учебной книги. Естественно, что необходимо специально обучать учеников правилам ведения дискуссии на уроке.

Еще в афинской и римской школах подростков учили убеждать, вести полемику, вступать в диалог. Под диалогом понимались переговоры, свободный обмен мнениями. Вступая в полемику со старшими, юноша должен был не только владеть правилами риторики, но и обладать навыками общения, сочетая чувство самоуважения и самоконтроля с умением слушать других, находить в каждой ситуации нужное решение, убедительный тезис.

В ходе диалогового обучения на уроках учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках я организую индивидуальную, парную и групповую работу, применяю исследовательские проекты, ролевые игры, работу с документами и различными источниками информации, использую творческие работы. В данном случае ученики становятся активными субъектами образовательного процесса взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивать саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Учитель обеспечивает диалоговое общение в процессе добывания новых знаний между учителем и учащимися, между учащимися (например продолжения начатой работы на уроке в форме подготовки научных проектов, защищая которые, ученик учится отстаивать свою точку зрения, показывает уровень исследовательской культуры, умение выступать перед коллективом, аргументировано отстаивать идею проекта и т.д).

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности с вполне конкретными и прогнозируемыми целями.

Одна из таких целей – создание комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Одной из форм интерактивного обучения которое я применяю на своих уроках является семинар-практикум, которые я применяю на уроках в 10 классах при изучении стран «Большой Семерки» Суть его в том, что часть учащихся на уроке объединены в группы, и каждая группа получает задание на ограниченное время. По истечении которого группа отчитывается о своей работе в той или иной форме. Наиболее эффективной является «публичная защита»: один представитель группы выходит к доске, рассказывает классу (той части, что не занята в других группах) о задаче и о том, как группа её решала, отвечает на вопросы. Моя задача - организовать неформальную защиту, чтобы задаваемые вопросы были значимы и интересны.

Проектное обучение является не прямым, и здесь ценны не только результаты, но в большей мере сам процесс. Проект может быть индивидуальным, но обычно каждый проект есть результат скоординированных совместных действий группы учащихся. В полной форме работа над проектом проходит 5 стадий, где я сама:

1) помогаю ученикам в поиске источников;

2) являюсь источником информации;

3) координирую весь процесс;

4) поддерживаю и поощряю учеников;

5)поддерживаю непрерывную обратную связь.

Проектное обучение активизирует истинное умение учеников, потому что оно:

А) личностно ориентировано;

Б) самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере её выполнения;

В) поддерживает педагогические цели на всех уровнях;

Г) приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своегособственного труда.

Метод проектов моим ученикам он очень нравится и их работы с каждым разом становятся все более, совершенны, в них наблюдается не только творческая работа. Но и рост самостоятельно добываемых знаний,примером применение методов проектов может послужить работа моих учащихся Орешкина Георгия и Капезова Данияра «Экологическое состояния озера Шортанколь».Этот проект в 2007году занял 1 место в областном конкурсе НОУ «Экология и дети» и 3 место в региональной республиканской научной конференции

На своих уроках я использую элементы технологии перспективно-опережающего обучения. Она одна из развивающих технологий, которую можно применять в средней и старшей школе в преподавании разных дисциплин. Уровень знаний повышает критерии стандарта и программы, позволяет учителю более полно учитывать особенности учащихся, а учащимся - возможность заниматься на более высоком уровне сложности, если им это интересно. Великим ученым ребенок может и не быть, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире ему научиться необходимо”.

Великим ученым ребенок может и не быть, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире ему научиться необходимо”.

Предмет географии изучается в школьном курсе с 6 по 11 классы. Объем материала огромный, но с каждым годом происходит уплотнение материала, изменение сетки часов. Многое из того, что учащимся необходимо знать, остается за рамками программы или же изучается вскользь. Именно поэтому теория опережающего обучения очень полезна.. Начиная с 6 класса, учащиеся изучают дополнительную литературу по предмету для расширения и углубления знаний. Школьники с интересом принимают участие в поиске новых данных по заданной теме, прививается интерес к предмету. Эти самостоятельно добытые знания учеников очень хорошо можно увидеть во время внеклассных мероприятий по предмету. На основе элементов этой технологии я провожу уроки изучения нового материала с помощью консультантов и групповой формы работы. Такую работу практикую в 7-11 классах.

Например, при изучении темы «Природные зоны Евразии» в 7 классе я разбила класс на отдельные группы, у каждой группы было опережающее задание. Заранее с консультантами были оговорены задачи и регламент ответов. Консультанты выступили в роли лидеров групп, распределяли обязанности внутри группы, и оценивали работу товарищей. В результате длительной подготовки и изучения дополнительной литературы урок прошел очень интересно. За короткое время урока был разобран, и обобщен огромный материал самими же учениками, получены хорошие оценки.

Элементы опережающего обучения использую также на уроках обобщения и закрепления через игру при завершении отдельных блоков или разделов.

Игра - одно из древнейших средств воспитания и обучения детей. Давно установлено, что игры в сочетании с другими методическими приемами и формами обучения могут повышать эффективность преподавания. На уроках географии использую ролевые игры, когда в процессе их участники разыгрывают определенные жизненные ситуации, и при этом играют реальных участников этих ситуаций.

Например, уроки-путешествия на изученный материк или страну, уроки-конференции. На уроке в 7 классе при изучении темы «Население Северной Америки» несколько учеников играли роли коренных жителей материка. В ходе урока класс общаясь с «местным населением» многое узнал о их укладе жизни, традициях, обычаях, историческом прошлом. Естественно для учеников, выступающих в роли коренных жителей, было дано опережающее задание. Урок прошел очень интересно и увлекательно.

Эффективны и операционные игры, где вводятся дополнительные правила, с которыми ее участникам приходится считаться, например: игра «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Самые, самые…»,»Дуэль», «Поле чудес», «Мозговой штурм или блиц-опрос» Например игру «Поле чудес» я провожу в 7 классах при изучении темы:»Природные зоны», где учащимся заранее дается задание составить кроссворд на тему »Животные материка…»Авторы лучших кроссвордов приглашаются на игру. Правила такие же как и в телевизионной передаче «Поле чудес». Составленные учащимися кроссворды можно использовать и в дальнейшей работе «Географический КВН»,

Например урок КВН по теме:»Природные зоны Казахстана»

Я разбиваю на две команды класс. Каждая команда в течении 5 минут придумывает девиз, название и выбирает капитана. Затем я провожу разбивку «какая это зона?»Зачитываю отрывки о зонах (если весна будет дождливая, и вся эта природная зона покроется высокой сочной травой, а овраги и балки заростут густым по пояс человеку ковылем) Команды хором отвечают(по 2 природной зоны каждой команде).

1 балл- за каждый ответ

3 главное задание (до 15 баллов) команды получают список вопросов.На обсуждение дается 5 минут. Обе команды получают одинаковы вопросы, но иллюстрации разные.

Вопросы: а) В какой природной зоне растут эти растения? Что вы о них знаете?

Б) В какой природной зоне обитают эти животные? Что вы о них знаете?

В) Какая природная зона изображена на иллюстрации? Почему вы так думаете?

4 задание конкурс капитанов:

1На скорость написать названия всех природных зон страны,а напротив каждой зоны- название почвы.(6 баллов)

2Чем полупустыня отличается от пустыни?(1балл)

3Что общего у лесостепной зоны и степной?(2балла)

5 задание «Кто быстрее?»(5баллов)

Надо написать на доске как можно больше названий растений и животных природной зоны. Участие принимают все члены команды поочередно. При одном выходе можно написать только одно название.

5Подведение итогов(Выигравшая команда получает 5)

Подобные уроки позволяют в игровой форме повторить изученный материал, развить умения выделять различные признаки природных явлений. Закрепляют знания учащиимися понятий.

Если бы я обратилась к вам сейчас с вопросом: «Как сделать урок интересным, наглядным, динамичным?», думаю, каждый из вас дал бы не одну рекомендацию. Существует много способов. Хочу остановиться на том, который может применять учитель, имеющий в своем расположении компьютер.

Интерактивность (или открытость к общению) обретает в наши дни особое значение. Интерактивными сегодня называются средства и устройства, которые обеспечивают непрерывное диалоговое взаимодействие компьютера с пользователем. Сейчас в условиях информатизации учебного процесса и гигантского роста информационных потоков для общеобразовательной школы поставлена задача, научить учащихся самостоятельно и оперативно добывать необходимую информацию, уметь её быстро анализировать и моделировать. В процесс школьного обучения вводятся новые средства: видеопрограммы, аудиокурсы, электронные обучающие программы. Особо необходимо выделить идею создания электронного учебника. Этот учебник создается на базе специальных программных средств для ПЭВМ. Возможности электронного учебника практически безграничны. Наряду с текстом, всевозможными графиками, таблицами, заданиями для практических работ, электронный учебник включает в себя экс-пертную систему, автоматически, незаметно для ученика настраиваемую учебную программу под индивидуальные особенности каждого школьника. Кроме того, ученик сам может выбрать для себя наиболее приемлемый путь овладения материалом, вплоть до полного отказа от услуг «электронного учителя», используя машину лишь как средство тестирования.

Информационно коммуникативные технологии оказывают заметнее влияние на содержание, формы и методы обучения, используемые мной на современном этапе

Таким образом, появление компьютера в образовательной деятельности, явилось катализатором тех тенденций, которые показали информационную суть процесса обучения. Возможность активного использования компьютерных технологий появляется все больше и больше с каждым годом. В нашей школе работает прекрасный компьютерный кабинет (13 компьютеров, объединенных в локальную сеть), у обучающихся дома также все больше появляются компьютеров, что позволяет руководить самостоятельной деятельностью обучающихся. По моему заданию и с моей помощью обучающиеся выполняют довольно сложные задания по оформлению исследовательских работ, составлению проспектов, презентации путешествия, слайд-проектов, В своей педагогической деятельности уже три года использую электронные учебники по географии для 6,7,8,9,10 классов, разработанные республиканским мультимедиа центром, которые имеются в кабинете географии.

Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. Электронное учебное пособие активизирует учебно-познавательную деятельность и позволяет осуществлять дифференцированный подход к каждому ученику, что дает возможность самостоятельно без помощи учителя изучать предлагаемый материал, расширять свой кругозор. Внедрение в учебный процесс современных информационных компьютерных технологий обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.

Я разработала и провела уроки с использование электронных учебников в 10 классе по теме “Население мира”, “Природные ресурсы мира”, “Мировое хозяйство”, “География отраслей Мирового хозяйства

Мультимедийные технологии превратили учебную наглядность из статистической в динамическую, т. к. появилась возможность отслеживать изучаемые процессы во времени.

Осознавая, что использование мультимедиа средств на уроке, не сможет решить все проблемы образования, (действенный инструмент в неумелых руках приобретает обратные свойства, начинает мешать, отягощать и запутывать) я четко продумываю цель каждого урока, и какие средства для ее реализации будут более эффективны. В своей работе провожу уроки, полностью задействовав информационные возможности. Для чего освоила программы и совместно с учителем информатики научила этому своих учеников. На уроках используются программы Microsoft: Word; приложения Power Point; Excel; Adobe PhotoShop.

Создание презентации с помощью компьютерной программы Microsoft Power Point по теме “Почвы Казахстана” позволило повысить мотивационную деятельность на уроках по данной теме и изучить ее, как и ряд других тем виде блочных уроков. Презентация, созданная с помощью данной программы, при необходимости может меняться, дополняться или переделываться.

Использование таких программ позволяет мне расширять кругозор обучаемых, активизировать их познавательную деятельность, получить как можно больше информации за меньшее время, а самое главное - уметь самостоятельно находить нужную информацию.

Творческая работа на уроках географии занимает особое место. Каждому культурному и образованному человеку важны географические знания, особенно знания о своей стране, своем крае. В настоящее время наряду с выполнением программных работ по географии в практике преподавания я стала использовать творческие работы учащихся. Эти работы все чаще обучаемые выполняют в электронном виде. С помощью компьютерных технологий обучаемые выполнили в 8 классе творчески работы по темам: “Описание одного из народов, населяющих РК, его традиции, обычаи, современные проблемы”, “Мое географическое открытие”, “Стихийные бедствия планеты Земля” и др., проектные работы по теме “Хозяйство поселка Троицкий сегодня и завтра”, “Демографические проблемы и пути их решения”. Творческие работы обучаемых позволяют судить о их кругозоре по различным темам, ориентируя обучаемых на работу с дополнительными источникам географических знаний. И снова на помощь приходит информационный ресурс. Исследовательские работы позволяют мне развивать устойчивый интерес к географии для создания ориентационной и мотивационной основы осознанного выбора профессии. Все чаще я обращаюсь к методу проектов.

Дифференцированно задаю задания в зависимости от склонностей и интересов учащихся.. При объяснении нового материала на уроке комментирую информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами. А при закреплении пройденного материала часто предлагаю учащимся работу с текстом электронного учебника, практикумы, интерактивные тесты. При этом, используются групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности. Применяю ИКТ при подготовке и проведении нетрадиционных форм урока. Например, мультимедийная школьная – лекция по теме “Там за морем Африка”.

Особое место в познавательной деятельности уделяю урокам–путешествиям. Разве может быть география географией без путешествия. Каждый человек рожден мечтателем путешественником, в детстве, читая книги Ж.Верна мы стремимся ступить ногой на неизвестный, но манящий тайнами берег. Мир дальних стран зовет за собой, однако в реальной жизни не каждому удается, стать участником открытий и тогда их сердца с грустью отзываются на прочитанные строки Р.Рождественского:

“Я жалею о том, что не видел лица всей Земли…”

И вот тогда телекоммуникативные и информационные технологии помогают, нам отправится хоть на край света. И обучаемые превращаются в пытливых искателей знаний.

Язык географии – карта. География без номенклатуры – это не география. И снова нам на помощь приходит компьютер, откуда всегда можно спроектировать на экран любую карту.

Среди них особую роль занимает использование на уроках географии интерактивных карт. Они эффективно дополняют имеющиеся комплекты учебно-методических материалов и порой успешно конкурируют с ними благодаря своим техническим возможностям.

Изображение - это лишь один из инструментов передачи информации. Во время работы с интерактивной картой ученик воспринимает информацию одновременно и зрительно, и на слух. Такое сочетание получаемой информации создает благоприятные условия для понимания и усвоения изучаемого материала.

Мой опыт применения интерактивных карт в учебном процессе подчеркнул несомненные достоинства этого вида обучения, особенно при изучении материала, требующего большого количества наглядных пособий.

Более эффективное в сравнении с имеющейся практикой использование карты на уроках географии осуществляю при соблюдении следующих условий:

учащиеся привлекаются к отбору и структурированию учебной информации;

учащимся предоставляется возможность выступать в качестве лекторов на уроке.

Во время ведения урока я не устраняю ученика из учебного процесса. Интерактивный диалог, когда я отвечаю на вопросы учащихся, является важной составляющей успеха.

Я провожу три основных вида работы с электронной картой:

работа со слоями карты;

работа с дополнительным материалом;

использование дополнительных возможностей программы (выполнение рисунков, надписей и др.).

Работа со слоями карты

Наиболее полезной функцией электронных карт является возможность комбинирования их слоев. Это позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности. Например, на карту строения земной коры можно наложить слой с рельефом и сделать вывод о соответствии крупных форм рельефа определенным структурам земной коры. Прием наложения карт актуален и при изучении отраслей хозяйства. Сопоставляя карты «Электроэнергетика Казахстана»», «Топливные ресурсы» и «Плотность населения», ученики выявляют закономерности размещения электростанций разных типов по территории нашей страны.

Комбинируя слои карты, во-первых, можно снимать с нее информацию, которая неактуальна на данном уроке. Во-вторых, с помощью разного сочетания слоев на основе базовой карты можно создать целый набор специализированных карт, например, карты без названий (для организации индивидуальных ответов у доски и проведения географических диктантов); частично подписанные карты (к примеру, с названиями только объектов суши); контурные карты.

Работа с дополнительным материалом

Еще одной важной характеристикой электронных карт является наличие информационного блока. Этот блок отражает специфику карты, заостряя внимание на наиболее значимых особенностях географических объектов и территорий. Например, информационный блок к физической карте полушарий содержит сведения о крупнейших реках, озерах, формах рельефа Земли и т. д.

Большинство дополнительных материалов снабжено иллюстрациями. Это увеличивает наглядность пособия, а также дает возможность разнообразить формы работы на уроке. Например, на основе фотографий географических объектов и пунктов легенды можно обсуждать смысл каждого условного знака карты, давать развернутое описание объекта, сравнивать объекты.

Сопоставление фрагментов карты и космических снимков позволяет учащимся лучше понять, что такое карта, а также хорошо иллюстрирует искажения, возникающие при переносе поверхности шарообразной Земли на плоскость (обсуждение этой проблемы можно построить на основе сравнения формы Австралии на карте и на спутниковой фотографии).

Использование дополнительных возможностей программы

Функция рисования значительно расширяет область применения электронных карт на уроке, увеличивает их наглядность. Появляется возможность выделять объект или группу объектов, на которые необходимо обратить внимание, добавлять на карту информацию (например, о направлениях ветров для объяснения схемы течений в океане) и т. д.

Функцию рисования можно задействовать при выполнении творческих заданий (например, по восстановлению формы объектов, относящихся к слоям, снятым с карты).

Возможность наносить на карту подписи облегчает процедуру организации географических диктантов (работ, посвященных проверке знания номенклатуры), позволяет ставить перед учениками задания на классификацию или сортировку объектов (например, расположить горы в порядке уменьшения их преобладающей высоты). .

Еще одной формой обучения являются «Дебаты»

М. Монахов дает следующее определение дебатам как "…педагогической технологии - продуманной во всех деталях модели совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечиванием условий для учащихся и учителей". Если следовать данному определению, дебаты, безусловно, являются технологией, причем технологией и образовательной, и педагогической, так как содержат большой воспитательный компонент.Применяя на ураках дебатную технологию я наблюдаю повышение уровня успеваемости, позитивные изменения личностных качеств и поведения участвующих в данной программе. Мной отмечается расширение общего кругозора у ребят. На уроках ответы учащихся отличаются всесторонним подходом, глубоким анализом, не заключаются лишь в воспроизведение прочитанного и заученного материала, имеет место более творческий подход при подготовке домашнего задания. Все это, конечно же, способствует более глубокому пониманию темы, всего изучаемого предмета. Также мной отмечается уверенность при публичных выступлениях; проявление лидерских способностей; учащиеся занимают более высокий статус в группе.

Программа "Дебаты" помогает учащимся реализовать свои интеллектуальные способности, учит их более свободно мыслить и активно жить. Это поможет им в дальнейшем занять достойное место в обществе. Введение программы "Дебаты" в вариативную часть учебного плана школы будет способствовать качественному совершенствованию личности школьника, формированию нового диалогического, гуманистического и аналитического мышления; повышению целостности педагогического процесса; применение дебатной технологии соответствует идеям обновления среднего образования на основе воспитания динамично развивающейся и социально-активной личности.

В школьной практике дебатная технология используется, как правило, учителями-тренерами. Возможности использования дебатной технологии намного шире. Принципиальным отличием дебатной технологии является ориентация не на знания, а на приобретение учеником позитивного опыта самостоятельной работы. Владение и оперирование различными приемами и методами техники дебатирования позволяет более свободно ориентироваться в любой ситуации и находить эффективные решения и выходы. Гибкость мышления позволяет избежать стереотипности в мыслях и действях. Между тем именно открытость и гибкость представлений являются неотъемлемой чертой интеллекта нашего времени. Кроме того, при применении дебатной педагогической технологии охватывается большой объем материала. В связи с этим учителями все больше и больше используются дебатные технологии при построении урока.

«Дебаты» являются эффективным средством обучения, новой педагогической технологией которая используется

На уроке, как элемент урока

Форма аттестации и тестирования учащихся

В научно- исследовательской деятельности учащихся для развития навыков работы с информацией

В воспитательной работе

Для развития лидерских качеств, умения работать индивидуально и в команде. Основные элементы дебатов

Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы относительно предложенного тезиса, чтобы убедить нейтральную третью сторону и судей в их правильности.

Тема. Тема должна быть актуальной, затрагивать значимые проблемы, быть пригодной для спора, то есть иметь альтернативные варианты. Тема дебатов должна формулироваться в виде утверждения (например, «Негативное воздействие деятельности человека на природу» при изучении в 7 классе темы:»Взаимосвязь между природой и обществом»)

Утверждающая сторона пытается убедить судей в правильности

своих позиций относительно формулировки темы.

Отрицающая сторона пытается убедить судью в том, что позиция утверждающей стороны неверна, поскольку ее аргументация имеет недостатки.

Аргументы.

Каждая команда с целью доказательства создает систему аргументов, с помощью которых пытается убедить судью в том, что ее позиция является наиболее правильной.

Поддержка и доказательства.

Вместе с аргументами участники дебатов должны представить свидетельства поддержки (цитаты, факты и т. д.), доказывающие их позицию.

Перекрестные вопросы.

Наибольшее количество видов дебатов предоставляет каждому участнику возможность отвечать на вопросы оппонента.

Я использую и отдельные элементы технологии дебатов, при этом изменяю некоторые правила дебатов.

Например:

Сокращается регламент выступлений;

увеличивается число игроков в командах;

допускаются вопросы из класса;

Организуются «группы поддержки», к помощи которых команды могут обращаться во время тайм-аутов;

осуществляется ролевая игра, то есть учащиеся исполняют какую-либо роль;

создаётся «группа экспертов», которая может либо осуществлять функции судейства, либо подводить итог игры, демонстрируя столкновения позиций, или вырабатывать компромиссное решение, что часто бывает необходимо для реализации учебных целей;

Круглый стол- это одна из наиболее распространённых форм дебатов, в которой «на равных» участвуют до10-20 участников, и в ходе её происходит обмен мнениями между участниками.

«Аквариум»- выделяется среди моделей дебатов тем, что содержание его тесно определено противоречиям, разногласиям, а подчас и конфликтам в коллективе учащихся и педагогов по некоторому вопросу.Механизм проведения «техники аквариума»:

Участники дискуссии делятся на две группы (а может быть, и на три), которые располагаются в классе по кругу.

Члены каждой группы выбирают представителя или председателя, который будет в процессе дискуссии отстаивать её позицию.

Все участники заранее знакомятся с обсуждаемой темой, поэтому имеют возможность уже до начала дискуссии обменяться мнениями. (Можно предложить тему в начале дискуссии, тогда члены «аквариума» должны в течение 15-20 минут обсудить её и выработать общую точку зрения.)

Представители групп собираются в центре кругов и получают возможность высказать мнение группы, отстаивая её позиции. Остальные участники «аквариума», не высказывая своего мнения, могут лишь передавать в ходе обсуждения записки, где выражают свои соображения.

Представители групп могут взять перерыв, чтобы проконсультироваться с остальными её членами.

«Аквариумное» обсуждение заканчивается по истечении отведенного времени или после принятия решения.

Примером может служить дебаты

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Учитель географии МОБУ СОШ № 15 МО Кореновский район Дунина Т.С. Технология проблемно-диалогового обучения Проблемно-диалоговое обучение, Ложкина И.П.

2 слайд

Описание слайда:

Проблемно-диалоговое обучение, Ложкина И.П. Технология проблемно-диалогического обучения постановка проблемы поиск решения это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования этап формирования нового знания. Постановка проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога Нельзя не понимать то, до чего додумался сам

3 слайд

Описание слайда:

Диалог Проблемно-диалоговое обучение, Ложкина И.П. побуждающий подводящий состоит из отдельных стимулирующих реплик представляет собой систему вопросов и заданий постановка проблемы постановка проблемы поиск решения поиск решения ученики осознают противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и формулируют проблему учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы учитель выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию

4 слайд

Описание слайда:

Побуждающий диалог Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию учебной проблемы прием 1о фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? о теориях: Что вас удивило? Сколько существует точек зрения? прием 2Сколько в нашем классе мнений? прием 3Вы сначала как думали? А как на самом деле? прием 4Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? прием 5Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее? прием 6Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? Выбрать подходящее: Какой возникает вопрос? Какова будет тема урока?

5 слайд

Описание слайда:

Проблемно-диалоговое обучение, Ложкина И.П. 7 класс. Побуждающий от проблемной ситуации диалог Анализ Учитель Ученики вопрос «на ошибку» предъявление научного факта наглядностью побуждение к осознанию противоречия побуждение к проблеме тема – Как вы думаете, где могут образовываться пустыни? – Обратимся к атласу. Запишите в тетради крупнейшие пустыни мира. – Где расположена каждая из этих пустынь? – Вы как думали сначала? – А как на самом деле? – Какая же тема урока? Фиксирует тему на доске. – В местах, где очень жарко, где мало влаги, в глубине материка, где господствуют континентальные ВМ(Житейское представление.) Сахара,Намиби т.д. – Сахара – в глубине континента, там высокие температуры, небольшое количество осадков.Намиб– Западное побережье Африки, которое омывается водами Атлантического океана.(Проблемная ситуация.) – Пустыни могут образовываться только в глубине материка. – Пустыни могут образовываться и на побережье, вблизи океана. (Осознание противоречия.) – Образование пустынь.(Тема.)

6 слайд

Описание слайда:

Проблемно-диалоговое обучение, Ложкина И.П. 11 класс. Побуждающий от проблемной ситуации диалог Анализ Учитель Ученики предъявление первой группы фактов предъявление второго факта побуждение к проблеме тема – Мы заканчиваем изучение Японии. Тему урока вы определите сами, но для этого сравним некоторые факты по России и Японии. – Кто победил во Второй мировой войне? – У кого больше природных ресурсов? – Сравните форму правления этих стран. – А кто сейчас экономический лидер мира? – Какой возникает вопрос? – В экономике даже термин такой существует … – Значит, какая сегодня тема урока? Фиксирует тему на доске. – СССР победил, Япония проиграла. – У России есть все природные ресурсы, у Японии их почти нет. – В России федеративная республика, в Японии –монархия. – Япония! (Проблемная ситуация.) – Почему Япония добилась успеха? – Японское экономическое чудо. – Причины японского экономического чуда.(Тема.)

7 слайд

Описание слайда:

Подводящий диалог на этапе поиска решения Проблемно-диалоговое обучение, Ложкина И.П. Анализ Учитель Ученики подводящий без проблемы Диалог вывод – Т.к. над морем воздух более плотный, тяжелый – он давит на водную поверхность. К схеме добавляет стрелку – Что вас удивляет в этой схеме? – Как вы ответите на этот вопрос? К схеме добавляет стрелку – Как можно назвать такое движение воздуха? – Дайте определение этого понятия. – Воздух движется к Земле, как же он движется дальше? – Воздух, опускаясь к Земле, начинает растекаться в разные стороны и движется из области повышенного давления в область пониженного давления. – Ветер. – Ветер – это горизонтальное движение воздуха вдоль земной поверхности из области повышенного давления в область пониженного давления.(Открытие нового знания).

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

При использовании технологии проблемного диалога учитель не даёт готовых знаний – новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными. Учащиеся самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда, от преодоления сложностей и найденных решений, догадок, озарений. Проблемно-диалоговое обучение, Ложкина И.П.

11 слайд

Современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации жизнедеятельности школьного сообщества. Отсюда очевидна целесообразность использования в практике обучения и воспитания школьников инновационных образовательных технологий. Динамичное развитие общества требует формирования в человеке не столько социально типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребёнку стать и оставаться самим собой в постоянно изменяющемся социуме. Технология интерактивного обучения даёт мне возможность нестандартно организовывать УВП, обеспечивать мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке.

Интерактивные: от англ. (inter - “между”; act – “действие”) таким образом дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учится взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностноориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, создателя условий для инициативы учащихся.

Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.

Выбор данной технологии был не случайным. По своему замыслу, целям, принципам, содержательному и организационному аспектам интерактивные методы мне очень близки.Еще в начале своей педагогической деятельности я делила ребят на группы, работая в группах они выполняли определенные задания, за что я ставила оценки. Как правило, довольны были все, ребята, особенно слабые, за полученную оценку и я- так как идет накопляемость оценок.

Современный учитель всегда думает, как лучше и эффективнее донести ученикам содержание предмета, провести контроль знаний. Традиционные формы и методы обучения не всегда приводят к желаемому результату. Познакомившись с технологией интерактивного обучения представленной Г.О. Аствацатуровым «Технология проектирования современного урока и творчество учителя»2002г, работу на уроке стала строить более грамотно. Активные методы направлены не на сообщение обучающимся готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на организацию их для самостоятельного получения знаний, освоения умений в процессе активной совместной познавательной деятельности – интерактивное обучение.

Основные критерии при отборе тем для интерактивного обучения – современность, научность, интерес.

Основные методы работы – проблемный и исследовательский. А интерактивные формы позволяют вовлечь в познавательную деятельность почти всех учащихся, а также проследить процесс саморазвития как группы так и отдельного ученика.

Интерактивное обучение способствует решению комплекса задач:

Повысить интенсификацию урока;

Развивать самостоятельность учащихся, их самоуправление;

Способствовать углубленному усвоению программного материала;

Отработать комплекс практических умений и навыков.

Конечные цели можно определить как:

Образовательная –получить знания за более короткие сроки путем перераспределения материала отдельных тем,

Воспитательная - способствовать сплочению коллектива, выравниванию знаний учащихся;

Развивающая - отработать практические навыки, умения.

Особенно хотелось бы сказать о воспитательном значении, т. к. урок, как правило, имеет преимущественно индивидуальный характер, учебное задание в классе, дома, каждый выполняет самостоятельно, отчитывается только за себя. Общение, разговоры на уроке, запрещаются. Коллективная работа позволяет на уроке наладить обмен знаниями, поднять активность ребят, раскрыть их возможности, которые не могли бы раскрыться в индивидуальной работе.

Техника интерактивного обучения привлекает не тягостным, основанном на интересе и приносящем удовлетворение всем участникам педагогического процесса, обучением. Здесь существенно меняется роль учителя. Ученики сами работают над задачей, а учитель корректирует их работу, помогает, направляет. Работая в группе, учащиеся в ходе обсуждения вносят каждый свой посильный интеллектуальный вклад в общую копилку. Идет обмен знаниями, идеями. Меняется психологическая атмосфера. В группе даже «отстающие» ученики не комплексуют, тоже начинают активно участвовать в обсуждении и решении поставленных задач. Эта форма работы может использоваться на разных типах уроков:при изучении нового материала в течение всего урока, только в начале урока, на уроке- практикуме с элементами творческих, поисковых заданий.

Поэтапное обучение учащихся и овладение ими технологии.

Урок природоведения в 5 классе. Тема: «Мир звёзд».

Упражнение «Своя опора».

Свой рассказ о температуре, цвете и яркости звёзд сопровождаю составлением схемы, рисунками, символами (использую разные виды «опор»). Дети слушают, участвуют в диалоге, привлекаются к составлению схемы, «расшифровке» символов. На магнитной доске закрепляется схема и модель:

3 000º 6 000º 10 000º 35 000º

По следующему вопросу «Размеры звёзд» предлагаю ребятам выполнить самостоятельную работу по тексту учебника, составить свою опору. Материал о размере звёзд они могут представить в любой форме: словесной, графической, условно-символической. Работать можно индивидуально, в парах, объединяться в микрогруппы.

Одна из групп составила оригинальную опору:

Нестандартность подхода к изучению материала – прочитать и нарисовать прочитанное, выразить в символах и знаках – мотивирует к учебной деятельности на уроках в 6-7 классах. В 7-8 классах – составление опорного конспекта (интеллект-карты) по отдельным вопросам темы или элементы- сжатие информации. В 9-11 классах – проектная деятельность, самостоятельная или групповая работа. Публичное выступление- защита проекта, презентация, отстаивание своего мнения.

Организация работы. Группы создаются по 5-6 человек, это занимает минимум времени. Группы могут получить одно и тоже задание. Затем, дается возможность каждой группе высказаться, дополнить или опровергнуть информацию. Например: География России. 8 класс. Тема урока «Озеро Байкал. Проблемы Байкала».Группы получили задание-описать природу озера. Выделить проблемы и предложить пути решения. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, распределяют обязанности. Группы докладывают о результатах своих поисков, в конце урока подводим итог и выбираем самый понравившийся проект решения проблем.

Эффективность учебно - воспитательного процесса определяют различные показатели,среди которых значительное место занимает активность учащихся на уроке, их заинтересованность в изучении того или иного предмета. Наиболее актуальна эта проблема для учителей, работающих в старших классах. Старшеклассники часто, по мере определения ими своей будущей профессии, изменяют свое отношение к изучаемым предметам. Они заинтересованы в получении глубоких прочных знаний в первую очередь по профилирующим предметам тех вузов, в которые они решили поступать. Поэтому наряду с повышением активности учащихся на уроках по одним предметам усиливается пассивность и безразличие к другим. Опыт показывает, что в большинстве случаев к этим «другим» относится и география. Актуальность применения интерактивных форм обучения особенно подходит для старшей школы, где большие объемы учебного материала, высокие требования к подготовке учащихся. Например: урок в 11 классе тема «Субрегионы Африки».Группы получают разные задания, работающие на общий результат - путем анализа карт атласа и текста учебника, подготовить информацию и представить ее в форме таблицы, лидеры отчитываются перед классом. В конце урока ребята отвечают на вопросы учителя- ответы оценивает группа, работавшая над данной проблемой. Так повышается внимание учеников в течении всего урока.

А с появившейся возможностью использования в нашей школе современного оборудования, мультимедийные проекторы, интерактивной доски, компьютеров, уроки в интерактивной форме стали еще интереснее, современнее, на более высоком уровне. Это позволяет не только учителю наглядно представлять материал, в виде презентаций, слайд- шоу, но и ребятам составлять свои проекты и презентации в электронном виде Такие уроки способствуют тому, что ученики осваивают материал на уроке, минимум времени тратят на домашние задания, что очень важно при загруженности старшеклассников. Повышается интерес к предмету, география становиться легким предметом, который ребята все чаще выбирают для сдачи экзамена за курс основной школы, и успешно справляются на экзаменах.

На районном семинаре замдиректоров по воспитательной работе « Новые технологии в профильном обучении» я проводила урок с применением различных элементов интерактивного обучения.

Урок в 11 (профильном) классе по теме «Экономика Китая: достижения и проблемы».

Класс поделен на разноуровневые группы «А», «В», «С» - в таких группах работаем постоянно,(в течение года некоторые учащиеся перешли из группы»А» в «В», из «В» в «С»). Группы получили дифференцированные задания, работающие на общий результат- охарактеризовать особенности экономических реформ, достижений и проблем в Китае-, пут ем представления наглядной интеллект-карты.

1этап работы- работа «с кейсами», который включает решение конкретной задачи в виде самостоятельной работы с текстом,выбора главной информации из предложенной (обязательно дополнительная лит-ра)

2 этап работы – «мозговой штурм» в рамках малой группы

3 этап- творческая работа – сжатие информации представление ее в виде опорного конспекта(интеллект- карты).

Требование к ОК - возможность «озвучить» ОК другой группой,

Эстетическое оформление.

4 этап – публичное выступление с презентацией ОК. Защита- ответить на вопросы.

5этап –подведение итогов, выбор лучшей работы, слайд-шоу.

Повторительно- обобщающие уроки с помощью интерактивного метода превращаются в увлекательные познавательные интеллектуальные игры.

Результатом своей работы считаю, позитивную динамику «качества знаний», успешную сдачу ЕГЭ по географии учащимися 11 класса, увеличение числа участников и призеров олимпиад по географии различного уровня.

Уверена, что применение интерактивных методов позволяет мне сделать информационную базу урока подлинно развивающей, поставить в центр образовательного процесса ученика как субъект познания.

Современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации жизнедеятельности школьного сообщества. Отсюда очевидна целесообразность использования в практике обучения и воспитания школьников инновационных образовательных технологий. Динамичное развитие общества требует формирования в человеке не столько социально типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребёнку стать и оставаться самим собой в постоянно изменяющемся социуме.

«Обычно легче изменить индивидов, собранных в группу,

чем изменить любого из них в отдельности».

В правильности слов американского психолога Курта Левина я убедилась, на протяжении нескольких лет осваивая интерактивные методы обучения. Выбор данной технологии был не случайным. По своему замыслу, целям, принципам, содержательному и организационному аспектам интерактивные методы очень близки к АСО (адаптивной системе обучения), элементы которой я ввела в свою педагогическую практику в 1996 году. Став участницей образовательной программы для общественно-активных школ (ОАШ), организованной российско-американским центром «Сотрудничество» в городе Красноярске в 1999 году, я освоила методику использования элементов эффективного тренинга на уроках и во внеурочной деятельности.

Технология интерактивного обучения даёт мне возможность нестандартно организовывать УВП, обеспечивать мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке. Интерактивные методы направлены на становление активной, субъектной позиции в учебной (и иной) деятельности, на развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии.

Методика интерактивного обучения в малых группах позволяет

  • решать конкретно-познавательные, коммуникативно-развивающие и нравственно-воспитательные задачи;
  • создать творческую соревновательную атмосферу среди учащихся, научить их уважать ценности и правила работы, принятые группой.

Данная технология помогла мне решить очень важные педагогические задачи:

  • Мои уроки географии и природоведения дети любят и с удовольствием их посещают.
  • Академическими знаниями по предмету школьники овладевают на достаточно высоком уровне.
  • Свободная форма общения на уроках формирует у ребят положительную Я-концепцию, воспитывает социально-успешную личность.

Приоритетной формой работы на моих уроках является коллективная: в статических, динамических, вариационных парах, групповая и межгрупповая.

Уверена, что коллективная деятельность оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребёнка . Снимается официальная атмосфера класса, чувство скованности; идёт обучающее общение. В ходе диалога, полилога развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления.

Потребность в общении есть неотъемлемый компонент внутреннего содержания личности.

«Самая большая на Земле роскошь – это роскошь человеческого общения» (А. Сент-Экзюпери)

Именно поэтому на своих уроках стремлюсь максимально использовать феномен группового влияния на индивидуальные способности личности.

На уроке каждая группа учащихся получает пакет с вопросами и дополнительным материалом («Работа», «Отдых», «Питание и здоровье», «Американский дом»). Ребята прочитывают, обдумывают, обрабатывают информацию; выбирают форму её подачи всему классу и, наконец, представляют.

Учащиеся – большие выдумщики, фантазёры, каких только форм представления информации они не придумывают: разговор о работе и деньгах проходил в «офисе» одной из американских фирм между «коллегами»; в «молодёжном кафе» встретились друзья: беседа шла о том, как они проводят свой досуг; в «американский дом» пришёл корреспондент одной из русских газет и взял интервью у «хозяев дома»; популярная «телепередача» была посвящена питанию и здоровью американцев. Это может быть и научная конференция, экзамен в школе и т.д. Школьные портфели превращаются в «телевизоры», «видеокамеры», рюкзаки туристов; свёрнутая в трубочку тетрадь – в «микрофон».

В заключение урока – интерактивное упражнение «Портрет». Ребята на листах ватмана рисуют «среднего американца» и составляют его словесный портрет, включающий информацию, полученную на уроке.

«Вход в тему». Слово учителя: «Пигмеи! Об их существовании вроде бы знают все. А вот о том, как они живут, имеют представление очень немногие.

Группа «учёных-этнографов» из нашего класса заинтересовалась жизнью этого удивительного народа, маленьких людей, обитающих в непроходимых лесах Африки. Им довелось побывать в гостях у пигмеев, увидеть их жизнь изнутри».

5 учащихся класса будут играть роль учёных-этнографов. Остальные ребята разделены на две группы (лучше по желанию): слушатели-оптимисты и слушатели-пессимисты. Именно они примут участие в разрешении делового конфликта. «Учёные» после выступлений присоединяются к одной из групп.

I часть конференции. Выступления «учёных-этнографов».

  • Кто такие пигмеи?
  • Как живут пигмеи?
  • Чем занимаются мужчины-пигмеи?
  • Чем занимаются женщины-пигмеи?
  • Кому поклоняются пигмеи?

Материал должен быть интересным, занимательным, достаточным для решения познавательного конфликта.

II часть конференции. Познавательный конфликт.

Учитель выступает в роли организатора дискуссии, следит за тем, чтобы деловой конфликт не перерос в эмоциональный. Выслушав всех учащихся, предлагает их вниманию рассказ об эксперименте, проведённом в 70-е годы в Заире. Цель: убедить учащихся в том, что каждый народ за тысячелетия привык жить по-своему, поэтому приобщать «дикарей» к цивилизованному миру надо с большой осторожностью. Да и нужно ли им это? Ведущий передачи «В поисках приключений» Михаил Кожухов закончил одну из своих передач такими словами: «Вот так они и живут! Попробуйте убедить меня в том, что их жизнь беднее и менее яркая, чем наша».

Уроки из серии «Земля – планета людей» стремлюсь сделать динамичными, увлекательными, «живыми». Информация учебника о населении материков достаточно однообразна и откровенно скучна. Поэтому для расширения информационно-образовательного поля беру себе в «союзники» СМИ – журналы «Вокруг света», «Эхо планеты», «География в школе», «Чудеса и приключения», газеты «Аргументы и факты», «Собеседник», телепередачи «В поисках приключений», «Непутёвые заметки», использую и имеющуюся в школе медиатеку.

Разработанные мною уроки позволяют школьникам погрузиться в многообразие культурных миров, подняться на более высокий уровень духовности, гуманистических качеств личности.

Интерактивные формы обучения – это постоянное общение, сотрудничество, это работа мысли. Здесь нет равнодушных и безучастных. Учебная деятельность осуществляется по формуле «научишься сам, когда научишь другого», обучение, развитие и воспитание органически сливаются. На своих уроках активно использую элементы эффективного тренинга: ролевые, деловые, имитационные игры, театрализацию, «мозговой штурм», упражнения.

Деловая игра. Театрализация.

Деловые и ролевые игры – хорошая форма для коллективного познания. Они моделируют реальные жизненные ситуации, «взрослую» деятельность; опираются на опыт детей, способствуют его обогащению и развитию. Именно такое деловое общение позволит учащимся в будущем строить конструктивные партнёрские отношения.

Урок природоведения в 5 классе. Тема: «Горные породы».

Мировоззренческую идею «горные породы как объекты красоты и охраны» учащимся помогает постичь заранее подготовленная инсценировка «Приоткрой малахитовую шкатулку» по мотивам сказов П.П. Бажова. Главные действующие лица: Медной горы хозяйка, Данила-мастер, братцы (или сестрицы) Чароитовый, Нефритовый, Лазоревый.

Вопрос «горные породы как объекты изучения и пользы» учащиеся осваивают в ходе деловой игры «НИЛ» (научно-исследовательская лаборатория) . Каждая группа – научная лаборатория. Лаборатория №1 – «Гранит», лаборатория №2 – «Каменный уголь» и т.д. Учащиеся изучают свойства горной породы по образцу, заполняют систематизирующую таблицу, готовят «научный отчёт», в случае затруднений могут обратиться за помощью к «старшему научному сотруднику» — учителю.

Результаты работы убеждают ребят в исключительном разнообразии горных пород, их практической ценности.

Интерактивные упражнения.

Ур ок природоведения в 5 классе. Тема: «Наше удивительное Солнце».

Упражнение «Коллаж». Интереснейший материал для этого упражнения я взяла из журнала «Наука и жизнь» 70-х годов издания.

Класс делится на группы: «Древние греки», «Древние китайцы», «Древние австралийцы», «Народы древней Африки».

  1. Прочитайте текст.
  2. Нарисуйте то, что представили себе.
  3. Вырежьте рисунок и приклейте на лист ватмана на доске.
  4. Расскажите о том, как древний народ представлял себе Солнце.
  5. Сделайте вывод о том, как древние люди относились к Солнцу. Как вы относитесь к Солнцу?

Оборудование: лист ватмана, бумага, фломастеры, ножницы, клей, карты-задания, карточки с дополнительным материалом.

Урок природоведения в 5 классе. Тема: «Мир звёзд».

Упражнение «Своя опора».

Свой рассказ о температуре, цвете и яркости звёзд сопровождаю составлением схемы, рисунками, символами (использую разные виды «опор»). Дети слушают, участвуют в диалоге, привлекаются к составлению схемы, «расшифровке» символов. На магнитной доске закрепляется схема и модель:

Оставьте свой комментарий, спасибо!



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта