Главная » 2 Распространение » Тема и идея очарованный странник лескова. Шпаргалка: «Очарованный странник» Н.С

Тема и идея очарованный странник лескова. Шпаргалка: «Очарованный странник» Н.С

Л. Суворова

Тема нравственного совершенствования человека
в русской литературе Х I Х века
на примере повести Н.С.Лескова "Очарованный странник"

Люди искусства и философы утверждают, что становление человека происходит через его нравственное совершенствование. Природа, в частности животный мир, не знает ни морали, ни страданий совести, ни стремления к высотам духа. Там работают механизмы эволюционного отбора особей – выживает сильнейший, лучше приспособленный к суровым условиям жизни.

Человек, как утверждал Платон, тоже биологическое животное: так же хотим утолить голод, спать, так же устаем и заботимся о продолжении рода. Но Всевышний, сотворив человека по «образу и подобию», подарил ему возможность нравственного совершенствования, что приблизило бы его, человека, к самому Творцу.

Жизнь Ивана Флягина показательна в плане нравственного совершенствования человека.

На судне, плывшем по Ладожскому озеру, пассажиры затеяли разговор. Поводом послужила реплика одного путешествующего о том, что высланный за грубость из семинарии «молодец» самовольно повесился. Разговор подхватили, пожалев юношу, потому что за самоубийц «даже и молиться никто не может». Но за несчастного вступился пассажир, по виду напоминавший «доброго русского богатыря». Чуть позже пассажиры уже слушали историю пятидесятитрехлетнего Ивана Флягина, черноризца.

Был он «молитвенным» сыном своей родительницы, которую почти не знал, потому что рано осиротел. Отец его был кучером из дворовых людей графа К. Именно приучил сына к коням, успев передать многие хитрости в приручении и выхаживании лошадей.

Крепостное право отменили, и Голован, Иван Флягин, был представлен самому себе и русской вольнице. Он не был ни купцом, ни крестьянином, ни чиновником. По сути это русский человек, который ищет истину; он всегда в пути.

В критической литературе неоднократно писали, что будто бы Флягин жесток и своенравен. Но Флягин другой.
Его «жестокость» подтверждают только два факта: неумышленное убийство монаха и не совсем милосердное наказание кошки Зозиньки, которой он отрубил кончик хвоста. Убийство монаха, конечно, грех. Но Голован оправдывал себя так называемым «форейторским озорством»: едешь по дороге – не спи, не плошай. Полностью оправдать Ивана в этом случае нельзя, но понять можно. Если представить, что дорога – это есть и символ жизни, то по-другому трактуешь поступок Флягина. Жизнь жестока. Если ты выпустил поводья из рук, то это может закончиться для тебя плачевно. Побеждает более «озорной», который зорче видит вокруг, который ловчее управляет своими лошадьми – судьбой.

А в отношении наказания кошки Зозиньки более точными будут слова о «справедливом возмездии». Ведь съела же эта пушистая хищница голубенка. Вот Иван и отомстил зверюге. Эпизод с кошкой характеризует Голована все-таки как человека с сердцем и совестью. Пусть в дни Страшного суда на чашу весов будут положены против Ивана эти два факта. Но вторая чаша – «за» - все же перевесит. Вот факты.

Повез Иван как-то графа с графиней да косолапую графиньку к «новоявленным мощам» на исцеление. Кони понесли. Хватило у конэсера силы, умения и ловкости удержать их почти над самой пропастью. «Передовые» кони, правда, упали в пасть природы, а коренные с экипажем и людьми были спасены. Думал он тогда, наверное, о людях, за жизнь которых отвечал как профессионал. Молодец, Иван!

Был отличной нянькой для девочки , хотя своей семьи никогда не имел. Были, правда, и у Флягина дети: Наташки да Кольки, рожденные от него татарскими женщинами. Ну а если бы бог послал ему хорошую женщину христианской веры, смог бы он стать и любящим мужем, и нежным отцом.

Он был единственным человеком, который понял и пожалел странного магнетизера – бывшего барина , опустившегося на дно жизни и ставшего беспробудным пьяницей. Не пожалел своей «шкуры», чтобы добыть для нового хозяина-ремонтера славную лошадь. Поролся с Савакиреем и выиграл. И сделал это не за деньги, а по причине собственной большой сердечной привязанности к человеку. Ну какие еще Базаров или Рахметов так отдадут себя в «жертву»?

Живет себе человек. Не имеет даже паспорта, но живет полной жизнью. Какое отношение все поступки Ивана имеют к нравственному совершенствованию? Самое прямое.

Философский словарь разделяет понятия мораль и нравственность . Мораль – это нормы поведения, принятые в том или ином социальном кругу. «Что позволено Юпитеру, не позволено быку». Нормы поведения светского общества не позволили когда-то Онегину перешагнуть через собственную спесь, высокомерие и чванство! Эти нормы «не опустили» пистолет Печорина, который убил глупого позера.

Иван не вписан ни в какой социально-общественный слой. Он живет как обыкновенный человек. И внутренним регулятором его поступков является его совесть. Какую дорогу выбрать, в какую сторону пойти: налево или направо? Над ним только солнце днем, звезды ночью. Помочь старикам, которые не в силах были отпустить единственного сына в армию, или равнодушно пройти мимо – это решал сам Иван. Он руководствовался нравственностью, подаренной родителями, воспитанной им самим.

Однокоренными со словом нравственность являются слова нрав, норов. Чтобы стать полезным и приятным для людей, надо научиться укрощать свой норов. Это понял Иван.

Татары по своей азиатской хитрости подщетинили Флягина – он пришелся им по душе . Десять долгих лет Иван пробыл в Рынь-песках, но не сорвал зло на степных людях. Вынашивал лишь думку о побеге. Он только однажды бесхитростно обманул их при побеге, но помыслы его были чисты в отличие, например, от многочисленных эмиссаров да жидовина, которые приходили к татарам с потаенными коварными замыслами.

Иван украл для цыгана коня . Цыган, продав последнего, несправедливо оценил долю подельника. Сам бы цыган, наверное, уничтожил обманувшего его человека, а Флягин только посетовал и укорил черноволосую бестию. И ушел с миром.

Не всякий способен быть таким добродушным, незлобивым.

Может быть, самым трудным моментом в жизни героя был тот, где он взял на себя ответственность и святой грех – выполнил просьбу Грушеньки. Нелегко ему дался тот поступок. Но он понял, что Груше еще тяжелее будет жить в качестве «стыдной женщины».

На Страшном суде на чашу весов «за» встанут старики, и душа Груши в виде легкокрылой девочки, и актриса, за честь которой вступился Иван, и генерал, который стал свидетелем героического поступка солдата Ивана. Мог Иван Северьяныч Флягин быть чиновником, продающим за десять рублей паспорта, мог опуститься до уровня пропойцы-магнетизера. Не стал, не опустился. Может быть, ему душа матери помогала? Он сумел укротить жизнь и выбрать путь единственно верный – путь совершенствования своего нрава.

Символами его души, праведности нрава являются и кони – «красоты совершенство», и вольница степей, и гармония – бескорыстный дар спасенных им людей. В копилку «мудрых мыслей» можно взять советы Ивана: «… перво-наперво стань на колени… Как на них падешь, душа сейчас так и порхнет вверх, … изнуряй себя постом… Дьявол опасается такого человека». И тогда дорога ко Христу прямее станет.

Иван Флягин - человек, который сотворил себя сам. Он хоть и жестокий по ситуации, но и добрый, жалостливый, «должностной и верный». Он никогда никого не обманывал, он далеко не «премного-малозначащий» и уж никогда не станет «препустейшим-пустым». Он поднялся из «подвала» жизни, он жил по совести, он соединял людей с добром, как соединил берега для переправы.

Он стал духовником. Настоящий духовник не тот, кто получил церковное образование, как, например, Филарет, пришедший во сне попику. Духовник не тот человек, который не совершает грешных дел, а тот, кто проходит через земные круги ада и остается человеком. Именно он будет молиться за повесившегося семинариста и просить у небесного воинства прощения и пощады. Причем Иван взял эту миссию на себя добровольно.

Мы прощаемся со славным, не похожим ни на одного героя русской литературы человеком. Он еще не стар. И нацелен на дальнейший путь. Его конечная цель – служение обществу: «Мне за народ очень помереть хочется… Я тогда клобучок сниму, а амуничку надену».

Вспомнили пассажиры судка про попика, «прегорчающего пьяницу», который «ведал и исправлял дела самоубийц» после смерти. Сам владыко Филарет хотел наказать его. Но к Филарету во сне пришел не кто иной, как Сергий Радонежский – святой русский духовник.

Не в русском ли мужике Иване Северьяновиче Флягине поселился дух «пресвятого отче Сергие»? Буду стоять на своем, добытом в тяжелых раздумьях: да. Тяжела жизнь, искушений много. Но есть и победители, которые сумели преодолеть крутую лестницу нравственного совершенствования. Один из них – герой повести Н. Лескова – «очарованный странник» с русским именем Иван.

(1873)
В этом произведении, может быть наиболее оригинально, у Лескова отражено то затейливое миропонимание, которое свойственно русскому человеку. Фигура странника Ивана Северьяновича Флягина, с одной стороны, связана с традицией русского фольклора и древней литературы, с образами скитальцев, искателей счастливой доли, а с другой — напоминает повествователю Илью Муромца, образы былинных богатырей. И в жанровом отношении повесть похожа на хождения, весьма распространенные в древнерусской литературе.
Герой сам повествует о своей жизни. Он родился крепостным, многого достиг, потерял и от многого добровольно отказался. Поисками правды, справедливости, счастья, красоты на всю жизнь был очарован этот человек. И стремлением к ним одухотворены все повороты его прихотливой судьбы. Он «всю жизнь свою погибал, и никак не мог погибнуть». Неуемная сила духа, богатырское озорство, пытливый поиск истины, неистребимая любовь к жизни влекут его по дорогам родины.
Писатель вовсе не идеализирует своего героя. В ранней молодости, служа форейтором помещика, он совершает страшный грех, убив монаха. Явившись герою во сне, убитый предрекает ему путь тяжкого духовного поиска, испытаний, наказаний за прегрешения. И много позже герой отнюдь не становится безгрешным. Страстная душа и беспокойное сердце вовлекают его все в новые приключения. «Я на своем веку много неповинных душ погубил», — признается он. Вспомним, например, трагическую историю цыганки Груши, убийство которой сам рассказчик оценивает как смертный грех. Драмо-комические, по выражению слушателя-повествователя, приключения Флягина всегда сопряжены с выяснением духовных и нравственных вопросов. Итогом его пути должно стать обретение истинного смысла бытия, осознание своего места и предназначения в жизни, духовное прозрение.
«Мне за народ очень помереть хочется», — говорит герой повести в самом ее конце, предчувствуя новые испытания для родины и для себя. И это определенный и важный итог его поисков. Чувством любви к православному отечеству, тоски по родной земле пронизан весь его увлекательный и странный рассказ о жизни в татарском улусе, куда его забросила прихотливая судьба: «тут глубине тоски дна нет... зришь сам не знаешь куда, и вдруг перед тобой отколь ни возьмется обозначится монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь».
Писатель не впадает в слащавость, не идеализирует и не превозносит героя. Он каждый раз поступает так, как подсказывают ему здравый смысл, чувство самосохранения, ведет себя вполне естественно. И позже герой живет повседневными интересами, движим страстями, ошибается, заблуждается, кается. Но всегда как святыню хранит в душе имя, данное ему при рождении, веру, завещанную предками, сберегает в сердце Святую Русь как неотделимую часть и основание личности. В странствиях и испытаниях ему открылась красота русской земли, глубина и широта души ее народа, прекрасная загадочность бытия человека на земле.
Галереей своих праведников и странников, талантливых русских самородков Лесков существенно обогатил представления о народном национальном характере.

Лекция, реферат. Повесть «Очарованный странник» - анализ произведения - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.












В XIX веке была актуальна тема поиска Бога в жизни человека, праведного пути. Лесков развил и переосмыслил тему праведничества, дав литературе несколько самобытных образов. Праведник - человек, постигающий истину, а точнее правду жизни. Название повести «Очарованный странник» символично: "очарованный" - околдованный, завороженный, "странник" - человек, который проходит пути, но не в физических величинах, а в духовных.

История создания 

В 1872 году Лесков путешествовал по Ладожскому озеру, посещал Корелы, острова Коневец и Валаам. После путешествия писатель и задумывается над написанием рассказа о простом русском человеке, страннике. Лесков пишет рассказ «Черноземный Телемак» - это первое название произведения. В 1873 году писатель получил отказ от публикации рассказа в журнале «Русский вестник». В этом же году произведение было опубликовано в «Русском мире" под названием «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения. Рассказ. Посвящается Сергею Егоровичу Кушелеву». В следующем самостоятельном издании в 1874 году посвящение было убрано.

Анализ произведения

Описание произведения 

Герой проходит пути жизни и он околдован ею. В произведении повествуется об Иване Флягине - простом русском мужике, увлекающемся лошадьми. В пути с ним случаются трагедии, в частности, он совершает убийство. Уходит в монастырь, но хочет защищать Родину, потому что «за народ очень помереть хочется». Его «истина» - самопожертвование.

Главный герой

Ивану Флягину, читатель встречает его в конце его жертвенного пути, в монашеской одежде, около 50 лет. Похож на богатыря, который стережет русскую землю. Все герои Лескова, и Флягин не исключение - люди невысокого звания, но высочайшей духовной красоты. Он - человек увлекающийся, любит лошадей до такой степени, что готов продать родных за них. Обстоятельства жизни ставили его в разные, порой немыслимые положения: он был разбойником и сидел в няньках. Иван - герой «сомнительной святости», как метко было замечено Горьким. Он мучает кошку и совершает убийство человека - убивает девушку, которую любит, потому что больше не хочет страдать. Но он же идет на войну вместо сына незнакомых людей, а в конце и вовсе отправляется в монастыре.

Герой рассказывает о себе самом - это рассказ в рассказе. Такая композиция называется рамочной. Иван Флягин - типичный представитель русского народа, благодаря которому раскрывается суть нации. Герой Лескова, так же как многие герои произведений Толстого и Достоевского, проходя жизненный путь, постигает диалектику души. В начале читатель видит беспечного парня, который не задумывается о своих поступках, к примеру, тогда, когда совершает убийство старика-монаха. В конце же он предстает перед нами как мудрый духовник с нелегким жизненным опытом.

Повесть «Очарованный странник» - история искания героем пути и места в жизни духовности. Герою удалось обрести нравственный идеал, он победил в себе грех. Ведут теперь Флягина по дороге жизни чувство прекрасного, очарования миром, самоотречения, жертвенности: «мне за народ помереть хочется». Перед читателем появляется личность высокая, нравственно стойкая, обретшая смысл в простой истине - жить ради других.

Горький писал о произведениях Лескова, что «дурачки русские… неразумно лезут в густейшую грязь земной жизни». Но помнит читатель и о библейской истине: не стоит село без праведника. Именно Иваны Флягины позволяют человечеству не терять надежду на то, что победит в человеке Бог и будет посрамлен Дьявол с его искушениями. Повесть Лескова оставила заметный вклад в русской литературе, изучается в школьной программе, известна на других языках мира.

В творчестве Н.С Лескова отразилась историческая сторона русской действительности, но еще более – русский дух, сокровенная самобытность, пронизывающая все произведения писателя. В повести «Очарованный странник» Лесков выступает как создатель пестрой галереи народных характеров, как певец праведников, самоотверженных и высоконравственных людей, видящих в своей деятельности великую добротворящую силу.

Уже в самом названии повести намечены две основные темы произведения: тема «очарования» и тема «странничества». Сама фигура странника связана с художественной традицией русского фольклора и древней литературы, с образами калик перехожих. Поэтому «Очарованный странник» в значительной степени восходит и к жанру хождений, одному из наиболее распространенных жанров древнерусской литературы. Повествование в хождениях велось от первого лица и представляло собой неторопливое, величавое и, в то же время, пристрастное описание путешествия.

Всю свою жизнь русский человек Иван Северьянович искал постижения «красоты совершенной». Он находил ее то в лошадях, то в женщинах и, наконец, в образе своей великой Родины, за которую он в конце пути «ополчался» воевать.

С Флягиным мы встречаемся во время путешествия рассказчика по Ладожскому озеру. Рассказчик отмечает сходство Ивана Северьяновича с былинным героем Ильей Муромцем: «Это был огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового света…он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца…» Мне кажется, что сравнение героя с богатырем – это своеобразный ключ к понимаю как самого этого образа, так и смысла названия повести.

Иван Флягин свято верит в незыблемую силу предопределения и всю жизнь ищет свое место среди людей. Путь странника Флягина – это путь поиска гармонии между стихийной силой личности и требованиями самой жизни. В странничестве героя заложен глубокий смысл. Мотив дороги в повести становится ведущим. Каждый этап жизненного пути Флягина становится новым шагом в его нравственном развитии.

По молодости лет в Иване сказывалось озорство и азарт. Он любил лошадей и быструю езду. Сам того не желая, Флягин губит старого монаха, заснувшего на возу с сеном. При этом молодой Иван не особенно тяготится происшедшим несчастьем, но монах то и дело является ему во снах. Он донимает героя вопросами, предсказывает его жизненные испытания, которые тому еще предстоит пережить. Душой Иван чувствует, что когда-нибудь ему придется искупить этот грех, но он отмахивается от подобных мыслей, считая, что время замаливать грехи еще не пришло.

Однажды герой спасает своих хозяев от неминуемой гибели при поездке в Воронеж, когда их повозка чуть не срывается в пропасть. Особый этап в жизни героя – это воспитание девочки. Здесь показано, что за внешней грубостью Флягина скрыта огромная доброта. Впервые Иван понимает душу другого человека, он испытывает сострадание и привязанность. Когда Флягин сталкивается с матерью девочки, в нем борются противоречивые чувства. Но он принимает решение отдать ребенка матери. В своих поступках герой руководствуется не личными, корыстными симпатиями, а поступает соразмерно чувству долга, совести.

Затем герой попадает в плен на десять лет. Здесь ему открываются новые чувства: тоска по родине и надежда на возвращение. Иван не может слиться с чужой жизнью, принять ее всерьез, поэтому он всегда стремится к побегу. В плену его угнетает бедность впечатлений. Русская жизнь для героя неизмеримо полнее и богаче духовно. Воспоминание возвращает Флягина к праздникам и будням, к родной природе. И случай убежать ему предоставляется.

Герой добрался до родной земли, но Святая Русь, к которой он так стремился, встретила его плетьми. Чуть не погибает Флягин от пьянства, но случайность спасает героя и переворачивает всю его жизнь, дает ей новое направление. Встреча с Груней духовно возвеличивает Флягина. Здесь наиболее полно выражена тема «очарования». Именно так можно охарактеризовать то состояние, которое переживает герой. Ради любимой Иван Северьянович решается на убийство: он помогает Груне свести счеты с жизнью. Затем герой идет путем послушания. Он меняется с человеком, которого он даже не знает, судьбой. Герой пожалел убитых горем стариков, сыну которых грозила рекрутчина.

Иван Северьянович духовно вырос, неся личную ответственность за свою жизнь перед Богом и людьми. В конце повести Флягин становится монахом. Но монашество не будет для него тихой пристанью, завершением пути. Герой готов пойти на войну: «за народ очень помереть хочется».

Неодолимо привлекает в этом кротком и удивительном человеке то, как ощущает он прекрасное, как очарован он красотой мира. Это очарование миром проявляется и в захватывающем его чувстве восхищения, для которого у этого простого человека находятся такие пронзительные слова.

Лесков изображает героя как много пережившего и перестрадавшего человека. В нем заключен не только личный, но и огромный народно-исторический опыт суждений о мире. Таким образом, в повести «Очарованный странник» тема странничества заключена в раскрытии образа «очарованного странника» земли русской Ивана Северьяновича Флягина.


(По повести "Очарованный странник" Николая Лескова)

Версия для печати

В конце своего жизненного пути Николай Семёнович Лесков писал: «Я вижу яркий маяк и знаю, чего держаться». Это признание было поистине выстрадано писателем, прожившим сложную жизнь, полную тревог и ошибок, исканий и потерь. И главный герой его повести «Очарованный странник», Иван Северьяныч Флягин, словно повторяет судьбу автора. Максим Горький считал, что Лесков обладает особым художественным талантом «неутомимого охотника за своеобразным, оригинальным человеком». Таковым и является его герой - человек особенный, исключительный, странной и необычной судьбы, с детства «предназначенный» для монастыря, постоянно помнящий об этом, но, однако, не способный преодолеть чар мирской жизни и расстаться с нею.

Всю свою творческую жизнь Лесков тяготел к народной теме и обнаруживал редкое знание народной жизни, поэтому в его повести представитель народа становится основным героем. «Очарованный странник» - хроника жизни простого человека. В ней нет какого-то центрального события, к которому стягивались бы остальные, разнообразные эпизоды здесь свободно следуют друг за другом. Сюжет повести, действительно, пёстр: приключения следуют за приключениями, как в сказке или былине. Но характер героя всегда даётся в реалистическом ключе. И, сопоставляя Флягина с Дон Кихотом и Чичиковым, Лесков отвергает идею чисто приключенческого сюжета. «Почему же лицо самого героя должно непременно стушевываться? – говорит писатель. – Почему не идти рядом и среде и герою?» Жанр «Очарованного странника» Лесков определяет как рассказ, хотя большинство литературоведов считают его повестью. Сам же писатель не видит резких границ между ними. Свои повести и рассказы он часто называет очерками. Для него главнейшим принципом является художественность, «искусность» произведения, а не определение его жанра. Поэтому в «Очарованном страннике» читатель может найти и увлекательнейший сюжет, и великолепные картины среднерусской природы, и колоритную речь людей различных сословий, профессий и национальностей.

События произведения, о которых повествует автор, типичны для того времени. Типичен и Иван Северьянович – народный богатырь крепостнической эпохи. Именно как русского богатыря Лесков и представляет читателю своего героя: «… он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца». Флягин обладает необычайной физической силой, он смелый и мужественный, бескорыстный и отзывчивый к чужому горю. Пройдя через суровые испытания, герой Лескова сохраняет чистоту и искренность чувств, доходящую до наивности. Талантливость Ивана Северьяныча связана с обострённым восприятием красоты. Он интенсивно ощущает прекрасное и в природе, и в песне, и в пляске, и в слове. Речь его поражает своей поэтичностью. Рассказывает странник о себе «с полною откровенностью, изменять которой он, очевидно, был вовсе не способен». Дела свои Иван Северьяныч согласует лишь с собственной совестью. «Я себя не продавал ни за большие деньги, ни за малые, и не продам», - говорит он. Поступая по совести, герой часто расходится с нормами общепринятой морали и готов зачислить себя в «большие грешники». Но хотя по его вине погибает монах, хотя он убивает татарского князя и сталкивает в воду горячо любимую им Грушеньку, всем содержанием повести Лесков утверждает, что в «житейской трагикомедии» Иван Северьянович – самый лучший и честный актёр. Образ его вовсе не идеален. С душевной теплотой и тонкостью чувства в нём уживаются грубость, драчливость, пьянство, моральная недоразвитость. Подравшись с офицером, он затем пытается выпросить у него несколько пощёчин. «Для моей совести», - объясняет Флягин. Ивану Северьянычу, как и многим героям Лескова, свойственны сомнения в религии. «Не понимаю, отчего же мне от всех этих молитв никакой пользы нет, и, по малости сказать, хотя не неверую, а смущаюсь», - говорит он. Да и в монастыре Флягин оказывается только потому, что ему «деться было некуда».

Именно там, в монастыре, приходит он в состояние «страха за народ свой» и готовности «помереть за него». Но опасность Иван Северьяныч видит только со стороны внешних врагов, не помышляя о протесте против врагов внутренних, хотя нотки иронии по отношению к ним иногда проскальзывают у него: « Наши князья…слабодушные и не мужественные, и сила их самая ничтожная». Лесков показывает нам крепостного мужика стойкой и яркой личностью, а господ-дворян – людьми неблагородными и «безнатурными».

Как всякий народный богатырь, Иван Северьяныч горячо любит родину. Это проявляется в смертной тоске по родной стороне, когда десять лет ему приходится пробыть в татарских степях. К пожилым годам патриотизм его становится шире и сознательнее. Его томит предчувствие грядущей войны, и он мечтает принять в ней участие и умереть за землю русскую. Последние слова, завершающие диалог героя со слушателями, звучат значительно, почти торжественно:

Разве вы и сами собираетесь идти воевать?

А как же-с? Непременно-с: мне за народ очень помереть хочется.

Как же вы: в клобуке и в рясе пойдёте воевать?

Нет-с; я тогда клобучок сниму, а амуничку надену.

«Очарованный странник» был любимым героем Лескова. В этом образе писателю удалось передать всю силу и красоту русского народного характера. По словам Горького, Лесков был вооружён « не книжным, а подлинным знанием народной жизни. Он прекрасно чувствовал то неуловимое, что называется «душою народа». Поэтому таким ярким, светлым и значительным вышел у него Иван Северьяныч – русский богатырь.

Текст сочинения перенесён на наш новый сайт -



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта