Главная » 2 Распространение » Упражнения для развития голоса. Возможно ли самостоятельно развить голос, и как это сделать без посещения уроков

Упражнения для развития голоса. Возможно ли самостоятельно развить голос, и как это сделать без посещения уроков

Существует ряд профессий, требующих чёткой дикции и звонкой речи, а в результате систематических перегрузок голосовых связок, голос становится сиплым и охриплым. В таких случаях требуется укрепление голосовых связок, путем выполнения различных упражнений и вспомогательных средств. Как укрепить голосовые связки при помощи гимнастики и упражнений, попробуем выяснить в данной статье.

Почему пропадает голос?

Причиной потери голоса могут стать различные факторы. Как правило, от охриплости страдают люди, чья профессия связана с постоянной нагрузкой на голосовые связки, это дикторы, преподаватели, певцы и актёры. В силу своей деятельности им приходится натруждать связки, что приводит к нарушению их работы. Но помимо профессиональных нарушений, потерять голос можно и в результате иных причин:

В зависимости от того какая причина стала толчком для развития патологии назначается последующее лечение.

Упражнения для связок

Если потеря голоса связана с их перенагрузкой на связки, решить проблему можно путём правильного подбора упражнений. Для того чтобы развить звонкость голоса и убрать осиплость можно выполнять следующий комплекс упражнений:

  • занять позицию лёжа, сделать глубокий вдох, а на выдохе поочередно произносить звуки «с», «з» и «ш». Важно, чтобы произношение было протяжным и медленным;
  • аналогичное упражнение повторять со звуком «м», главное, чтобы произношение звука было ровным, а голос грудным на протяжении всего упражнения;
  • глубокий вдох и произношение звуков «а-а-а-о-о-о-у-у-у» в этот момент необходимо делать постукивания по грудной клетке;
  • при лёгком постукивании по верхней губе, следует произносить протяжный слог «бы-бы-бы»;
  • аналогичное упражнение предыдущему, только стучать пальцами следует по нижней губе, и произносить слог «вы-вы-вы»;
  • далее следуют более сложные упражнения в виде распевки. На одной ноте следует исполнять следующие слоги “ма-ми-мо-ми-ма”, а также “да-дэ-ди-до-ду”;
  • увеличивая размер октавы, нужно произносить: слоги “лё” и “ля”, чередуя их
  • представьте, что полощите горло, нужно произносить тот же звук, что и при полоскании, только запрокидовать голову при этом не следует, а лишь поворачивать её со стороны в сторону;
  • также важны хроматические распевки. Для этих целей, лучше всего подходит мотив песни «Подмосковные вечера». Только мотив не нужно петь в голос, а лишь мычать через нос знакомые ноты, при этом, постукивая пальцем по левой ноздре и параллельно вертя головой с лева на право.

Дыхательная гимнастика

Помимо дикционных упражнений, важно выполнять дыхательную гимнастику, для этого можно использовать следующие упражнения:

  • вдох носом и выдох также им только тремя подходами, то есть распределяя воздух на три небольших
    выдоха;
  • следует зажечь свечу и находясь от неё на расстоянии в 10 сантиметров, дуть как бы пытаясь задуть, но при этом пламя должно лишь немного отклоняться, но не тухнуть;
  • дышать по собачьему. Вспомните, когда собака хочет пить и ей жарко, она вытаскивает язык и дышит часто и прерывисто. Тоже самое следует повторять, дублируя поведение животного;
  • глубокий вдох носом и шипящий, а потом свистящий (чередуется) выдох ртом;
  • Каждое из представленных упражнений, следует выполнять не менее чем 10 раз каждое.

Перед тем как приступить к выполнению гимнастики, следует быть готовым выполнять её правильно. Для этого, следует придерживаться следующих правил:

  • все упражнения следует выполнять перед зеркалом и только в хорошем настроении;
  • для того, чтобы результат был закреплён и голос вас радовал своим звонким звучанием не прерывно, гимнастика должна стать частью распевки, а скороговорки и произношения сложных слов должно стать обыденным делом;
  • хотя бы вначале проводить гимнастику лучше под контролем профессионала, так как неправильное выполнение того или иного упражнения может не только не помочь, но и навредить в тренировке голоса. Позже, когда азы гимнастики будут освоены, проводить занятия можно самостоятельно;
    постоянные такие упражнения полезны не только для функции голосовых связок, но и для мимики лица. Систематическое выполнение гарантирует улучшение состояния кожи лица и разглаживанию мимических морщин;
  • чтобы эффект был лучшим, следует в комплексе выполнять распевку, дыхательную гимнастику и точечный массаж;
  • на фоне выполнения восстановительных процедур, следует придерживаться определённого режима питания. Следует исключить: острое, солёное, кислое, а также слишком горячие и, наоборот, холодные блюда. Все они дополнительно раздражают голосовые связки и приводят к ухудшению состояния;
  • не следует выполнять гимнастику и распевку перед сном.

Народные методы

Вместе с выполнением гимнастики, когда нужно срочно вернуть утраченный голос, можно воспользоваться проверенными народными методами, многими из них пользуются певцы перед своими выступлениями. К таким рецептам относят:


Потеря голоса частая проблема, к сожалению, для многих. Если ваш труд связан с постоянными нагрузками на голосовые связки, выполнение описанных упражнений, а также народные рецепты помогут значительно быстрее справиться с осиплостью голоса. Но если проблема не связана с профессиональной деятельностью, пропажа голоса может свидетельствовать о различных патологиях, в том числе и довольно серьёзных. Поэтому, не следует заниматься самолечением, а лучше проконсультироваться с врачом, который сможет назначить нужное и правильное лечение.




Красота голоса зависит от природного тембра. К сожалению, изменить тембр, которым наделила природа, невозможно. Но каждому вокалисту под силу развить и поставить голос. Как развить голос самостоятельно - вы узнаете из нашей статьи.

  • заниматься дыхательной гимнастикой;
  • выполнять упражнения на артикуляцию;
  • уделять много времени пению;
  • заниматься спортом;
  • отказаться от курения.

Ставим голос дома

Дыхательные упражнения

  1. В положении стоя одну руку положите на грудную клетку, а вторую на живот. Совершите вдох носом, при этом надувая живот и увеличивая объем грудной клетки. Выдохните при помощи рта. Данное упражнение повторите в течение 2 минут.
  2. Сделайте небольшой вдох через нос и задержите дыхание на 5 секунд. Выдыхайте через нос как можно дольше. Повторите упражнение в течение минуты.
  3. Совершите небольшой вдох через рот, на выдохе пропойте поочередно гласные буквы. Т. е. сначала на выдохе вы поете букву "А", затем "Е" и т. д. до буквы "Я".
  4. При помощи носа совершите большой вдох. На одном выдохе произнесите цифры от 1 до 5. Продолжайте упражнение, прибавляя по цифре.

Артикуляционные упражнения

  1. Для начала необходимо сделать разминку: достаньте языком до носа, затем до подбородка. Повторите упражнение 5-6 раз. Сделайте "полоскание" при помощи щек, попеременно то надувая, то сдувая щеки. Пожуйте нижнюю и верхнюю губу в течение 30 секунд. Сделайте круговые движения нижней челюстью. В этом пункте подойдут любые упражнения из артикуляционной гимнастики. Следите, чтобы вы размяли язык, щеки и губы.
  2. Подготовьте несколько скороговорок и ежедневно начитывайте их. Важно произносить всю фразу на одном выдохе. Такие упражнения помогут изменить качество звучания голоса.
  3. Произнесите длинный звук "м" закрытым ртом: начинайте произношение тихим голосом, постепенно прибавляя звук, а затем снова идите на уменьшение громкости.
  4. Теперь произнесите длинный звук "р": расслабленным языком дотроньтесь до верхнего неба. Громкость звука постепенно увеличивайте.
  5. Вдохните воздуха через нос, а на выдохе резко произнесите "ха". Продолжайте упражнение в течение минуты.

Что влияет на развитие голоса

  • Курение. Никотин отрицательно сказывается на работе голосовых связок: голос становится грубым, при этом диапазон пения сокращается;
  • Перепад температур. Не разговаривайте на открытом воздухе в сильный мороз, особенно на бегу. В противном случае есть риск посадить голос. После бани не рекомендуется петь и громко разговаривать;
  • Соблюдение правильной осанки поможет голосу звучать ярче и звонче;
  • Занимайтесь плаваньем: это поможет держать мышцы в тонусе, которые задействованы во время пения. Для этой же цели приучите себя к утренней зарядке и побольше ходите пешком;
  • Исключите из рациона семечки, чипсы, сухари. Пищу следует употреблять в теплом виде;
  • Развивайте слух: приучите себя слушать классическую и инструментальную музыку;
  • Каждый день читайте по несколько страниц любой книги вслух.

Статьи и новости музыкального мира.

Существуют различные методики постановки голоса разными певческими школами. Но прежде чем обратиться к конкретным рекомендациям. Которые пригодятся не только профессионалам, но и любителям, то есть всем кто любит петь , давайте задумаемся над тем, что такое пение , певческий голос и как научиться петь красиво, как поставить голос в домашних условиях .

Пение – один из способов общения и самовыражения человека, естественный и простой, доступный почти каждому.

Как научиться петь красиво? И самостоятельно поставить голос?

Если природа подарила человеку хороший голос , ему хочется петь точно также, как тому, у кого от природы данные бегуна, хочется бегать.

Пение имеет отношение не только к эстетической и эмоциональной сферам, но и к работе комплекса мышц, связанных с дыханием , бессознательно организованной творческим эмоциональным настроем. Итак, процессом пения руководит эмоция. Из этого следует, что профессионал должен уметь создавать её и сохранять во время пения.

У людей, поющих голосами, «поставленными от природы», связи звуковедения устанавливаются бессознательно, но правильно и легко, а само дыхание организовано верно. В таких случаях единственное, что обязан сделать педагог, - это помочь певцу осознать, что происходит в его прекрасном инструменте во время пения, чтобы он мог сберечь голос и восстановить естественные связи, если их нарушит какая-то случайность.

Но в большинстве случаев певческие школы предлагают воспринимать пение не как способ выражения мыслей и чувств, а как средство для мысленного направления на каждую ноту . Заботясь о ноте, певец теряет естественное чувство кантилены (напевной плавной мелодии ) и осмысленность фразы и думает не о том, почему и для чего поёт , а о том попал ли звук на нужную ноту.

Увлечённость пением вызывает бессознательное стремление к синтезу, то есть к объединению мышц, участвующих в нём, к организации координирующего центра.

Анализирование своих ощущений во время пения ослабляет и нарушает связи звуковедения, потому что анализ – разъединение. А иногда внимание певца сосредотачивается на какой-нибудь одной группе мышц, например при выполнении команд: «В маску! В маску!», «На зубы!», «В купол» и т.п., и это нарушает связи звуковедения.

Если глубокие внутренние связи не нарушены певцом – голос звучит. Но к несчастью, можно потерять и глубокие внутренние связи, а с ними и чувство радостно поющего тела.

Необходимость глубоких внутренних связей в большинстве случаев осознаётся певцами. Именно их создаёт и сберегает певческий эмоциональный настрой , но до тех пор, пока ему не мешают или мешают не слишком активно. При грубо же вмешательстве связи рвутся в каком-то звене, и голос перестаёт звучать. Вот почему так легко теряют голоса даже представители знаменитой итальянской школы.

Голос поёт и говорит мелодию. А мелодия – это движение. Произвести движение может только то, что само подвижно. Мяч полетел – его бросила рука, ветка качнулась – её толкнул ветер. Следовательно, из работы над голосом логически исключаются так называемые «маски» и «зубы». Они абсолютно неподвижны и потому не могут вести мелодию. Подвижны органы дыхания , их мускулатура и мускулатура внешняя, с ними связанная. Вот что может в человеке говорить, кричать и петь!

Пение – единственная разновидность музыки, в которой инструмент – часть тела музыканта , и при том одна из наиболее важных и наименее управляемых: органы дыхания . Мы не видим движений, которые происходят внутри них, эти движения по темпу, стилю и ритму зависят от эмоциональных состояний

Учиться петь – это учиться управлять дыханием и певческим эмоциональным настроем. Ведь если дыхание подчиняется эмоциям, эмоции тоже могут подчиняться дыханию. И можно автоматически создавать вдох взволнованных и спокойных состояний и подчинять ему пение, речь и самочувствие.

У актёров и певцов есть профессиональный термин – «опора». Все согласны, что «опёртый» звук – хорошо, «неопёртый» - плохо и что «опёртый звук возможен только там, где есть « опёртый» вдох, хотя, чем отличается «опёртый» вдох от «неопёртого», неизвестно.

А между тем, всё просто.

«Опёртый» голос – это звонкий голос. А что такое «опёртый» вдох? Прикоснуться к плечу партнёра - ещё не значит опереться на него. Опереться – значит перенести на чужое плечо часть тяжести своего тела, почувствовать, что мускулатура плеча стала сопротивляться нажиму вашей руки. Следовательно, «опёртый» вдох – это вдох предельной глубины. Воздух, взятый во время такого вдоха, не может идти дальше. Он «опёрся», говоря попросту, упёрся в стенки органов дыхания. Мускулатура, окружающая их, стала сопротивляться нажиму воздуха, и мы чувствуем это. И если вдох сделан правильно, вам сразу захочется кричать или петь!

Вдох – движение воздуха внутрь тела. Сознательно сделать вдох – это мысленно установить связь с дном лёгких. Направление гортани диагонально по отношению к лёгким, следовательно, ей удобно петь, если Вы сделали, сознательно или бессознательно, вдох «опёртый» в спину. Лёгкие расширяются к основанию не в груди, а в спине. Следовательно, этот вдох легко задержать, хотя объём его велик.

Звучание – выдох, колеблющий голосовые связки. Следовательно, чтобы сохранить во время звучания чувство «опоры», надо оставить воздух там, откуда Вы его «взяли». Сквозное действие певца – задерживать правильно сделанный вдох. А выдох уходит сам: выдох – это звук.

Не думайте о дороге, по которой вы поведёте этот вдох. Думайте о месте, в которое он мгновенно приходит, потому что если вы думаете о дороге, там возникают напряжения. (Кстати,большинство профзаболеваний голоса являются результатом грубого нарушения условий давления в системе трахеи и бронхов.) Не ищите этот вдох умом, ищите движением и эмоциональным настроем. Чаще всего наклоном во время вдоха. Затаите его и пойте, никуда не направляя звук.

Существует мнение, что «запирать » дыхание вредно, чуть ли не опасно. Да, вдох искажающий форму лёгких, задерживать, да и делать вредно. Вдох , наполняющий лёгкие, не искажая, может вернуть и голос, и здоровье.

Если вы хотите узнать как научиться петь красиво, и поставить голос самостоятельно используйте упражнения для развития певческих навыков.

Следовательно, если Вы сознательно произвели правильный вдох и задерживаете его, всё остальное сделает ваша певческая интуиция. Можно помогать ей движением и мыслью.

Прежде всего, какие связи возникают в теле певца? Источник звука – голосовые связки. Чтобы прозвучать, они должны сомкнуться – встречное движение на уровне шеи. Воздушная струя, которая колеблет их, чтобы они звучали, идёт из двух бронхов в одну трахею – встречное движение на уровне груди. Оба эти движения неуправляемы. Но лёгкие, как на фундаменте, лежат на диафрагме и подчиняются ей, а она – им.

Если, чтобы прозвучать, две голосовые связки смыкаются, а две воздушные струи встречаются, следовательно, диафрагма должна во время звучания объединять лёгкие. Как? С помощью вдоха, который заполняя лёгкие воздухом, не разъединяет их. И так как диафрагма самый сильный мускул среди всех, связанных с дыханием, ей подчиняется и смыкание голосовых связок в гортани, и встречное движение воздушных струй в груди. Заполнить лёгкие, не разъединяя их, может только один вдох – вдох в спину.

Вспомните строевую песню в армии, хоровую за столом и песню коллективного труда, например нашу «Дубинушку». Во всех случаях песня поднимает настроение, освобождает от привычной сдержанности и объединяет людей, которых не могут объединить слова. Но не бывает вокализирующих солдат, бурлаков, и даже самая пьяная компания старается выговорить слова. И это понятно: желая выразить мысли и чувства, люди ищут, прежде всего, слова и поют их, когда эмоциональный настрой выше среднего или его хотят поднять. Следовательно, для человека, поющего естественно, пение - это протяжная речь повышенной эмоциональности.

…профессиональному певцу нет смысла представлять себе пение как вокализ со словами, да ещё с постановкой голоса. Ведь тогда оно – действие заумное и сложное. И слова мешают петь. А каково слушать певца, которому слова мешают петь? Если для Вас пение протяжная речь, то это действие эмоциональное и простое, и слова помогают петь, организуя кантилену. Надо только произнести, потому что хорошо произнесённое наполовину спето.

Принято думать, что протяжность звука зависит от работы внутренней мускулатуры (диафрагмы, брюшного пресса), а произнесение слов – от мускулатуры внешней (губы, челюсти). Певец, поверивший в это, стоит перед выбором: лучше тянуть или лучше произносить? Его внимание раздваивается: кантилена – внимание на брюшной пресс и диафрагму, дикция на движение челюстей и губ. Активная артикуляция – по существу гримаса, которая разрушает внешний облик певца . Кроме того, челюсть – кость. Она тяжёлая. Гортань – хрящ. Он лёгкий. Каково гортани петь, когда над ней активно лязгают челюсти? И сколько времени она может это выдержать? Представьте себе Венеру, отвалившую челюсть, или Аполлона, сделавшего «мопса». Как они будут выглядеть? Не лучше ли вспомнить образное народное выражение, звучащее похвалой певцу, - «нутром поёт»? И не думайте, что петь нутром – значит петь особо выразительно. Нет! Народ говорил как слышал: поёт нутром, - значит, тело звучит как музыкальный инструмент. Звучит дудка и звучит грудь. Они подвижны и активны. А « маска», «купол», «зубы» - неподвижная надстройка над тем, что поёт. Поэтому думайте, что произносите слова всё той же диафрагмой. И не насилуйте её. Она всё знает. Достаточно только подумать о том, что она произносит слова, и потянуть сказанное. Протяжность расширит ваш диапазон, продемонстрирует ваш тембр и превратит речь в одну из разновидностей музыки – мелодию с текстом. Ещё одним важным вопросом наряду с вопросом "Как научиться петь?" является вопрос "Как не потерять голос?" .

Музыка имеет три измерения – высоту , тембр и силу . Певец должен помогать голосовым складкам смыкаться, чтобы точной была высота каждой ноты, освобождая тембр от посторонних звуков. А вот о силе думать нельзя, форсировка её не создаст. Надо думать о звонкости – звонкий голос хорошо летит в зал. Что касается диапазона, то очевидно, что на верхних нотах активно должны работать брюшной пресс и диафрагма , а на низких – грудные группы мышц . Мы ответили на вопрос как научиться петь красиво, как поставить голос самостоятельно , теперь дело за Вами!

Красивый голос, мелодично выводящий удивительную мелодию, и слушатели, затаившие дыхания от восторга – кто не мечтал об этом? Но сделать так, чтобы мечта стала реальностью, удается далеко не всем, при том что ученые утверждают, что певческий талант в той или иной степени есть у каждого человека, просто не каждый его развивает. Как сделать голос более сильным и мелодичным? Тут, пожалуй, пригодятся советы преподавателей вокала.

Как улучшить голос для пения? Самое простое и очевидное решение – заниматься с преподавателем вокала. Даже если вы планируете учиться петь самостоятельно – одно-два вводных занятия не помешают, по крайней мере, специалист услышит ваш голос, обозначит ошибки и слабые стороны, и вы уже будете понимать, куда нужно двигаться.
Но, как показывает практика, прекрасно поющих самородков и самоучек встречается огромное количество, следовательно, можно научиться петь самому.

Что для этого нужно делать? Чтобы улучшить голос, нужно петь. Это очевидно.

Начинайте с самого простого: подпевайте любимому исполнителю, ставьте запись – и вперед! Для начала выбирайте из числа любимых исполнителей, как минимум, того, что с вами одного пола, и желательно, со схожим тембром голоса. Такое «совместное» пение, если заниматься им регулярно, способно значительно улучшить голос.

Следующим этапом будет караоке – к счастью, это развлечение сейчас совершенно доступно: все необходимое оборудование стоит недорого, а найти «минуса» можно практически к любой песне. Начинайте с тех композиций, которые вы любите и хорошо знаете, и не беритесь для начала за слишком сложные.

Освоив пение под фонограмму, можно перейти к еще более сложному этапу - пению а капелла (без музыкального сопровождения), так вы услышите все свои ошибки и недочеты, сможете работать над звучанием. Не перенапрягайте связки, когда поете, вам должно быть удобно и легко брать каждую ноту, и ни в коем случае не кричите, такие «упражнения» неизбежно приведут вас к хрипоте и потере голоса. Пойте так, как позволяют возможности голоса – не спешите, от раза к разу они будут увеличиваться. Каждую репетицию начинайте с тихого пения, постепенно увеличивая громкость и диапазон.

  • не простужаться;
  • не «давать концерты» на холоде;
  • не кричать (совмещать вокальную карьеру и стиль жизни футбольного болельщика довольно сложно);
  • не курить;
  • не разговаривать много. Голосу необходим отдых, хотя бы по часу дважды в день нужно побыть в полной тишине.
Не стоит так же и петь, приняв порцию алкоголя – под его воздействием связки разогреваются и голос звучит лучше, но в последствии алкоголь сушит связки, что в долгосрочной перспективе ухудшит голос. Не лучший друг для вашего голоса и кофе, его лучше вовсе исключить.
  • семечки, чипсы и сухарики;
  • шоколад;
  • холодное мороженое;
  • острые и горячие блюда (слишком высокие и низкие температуры снижают эластичность голосовых связок);
  • продукты с красителями;
  • жирная и сладкая пища (сахар и жир осядут на связках).
А вот воду пить можно и даже много. Также на пользу пойдут сочные фрукты с большим содержанием воды – персики, виноград, арбузы, груши и т.д.

Перед тем как начать петь, обязательно сделайте дыхательную гимнастику. Но когда поете – не думайте о дыхании.

Не нужно тянуть или напрягать шею во время пения, напряжение передастся на гортань, и звук получится сдавленным. Совершенно свободными должны быть и плечи – только так получатся глубокие и объемные низкие ноты.

Чтобы слышать, как вы поете - записывайте голос и прослушивайте запись, так вы сможете работать над ошибками.

Попробуйте делать упражнения, чтобы улучшить голос для пения.

  1. Сделайте вдох, а на выдохе произносите каждый из звуков – пока хватает дыхания «и», «э», «а», «о», «у» - именно в этом порядке. Последовательность важна – начинаем со звука самой высокой частоты. Достаточно сделать упражнение три раза – три глубоких выдоха на каждый звук.
  2. Чтобы активизировать область груди и живота, трижды произносим звук «м» (так же долго – насколько это возможно). Первый раз – довольно тихо, второй – уже громче, третий – громко, насколько это возможно.
Для развития музыкальности и слуха важно не только, что вы поете, но и то, что вы слушаете. Старайтесь слушать как можно больше музыки. Чтобы улавливать оттенки и полутона, довольно простенькую (хоть и симпатичную) попсу в плеере лучше заменить классическими произведениями.

ФОТО Getty Images

Для начала – вдохновляющий пример известной американской актрисы Мэрил Стрип. На одном из телешоу ее попросили прочесть скучнейшие короткие тексты с разными интонациями. Актриса заставила рецепт звучать сексуально, дорожную сводку прочла от лица женщины, у которой начались роды, а статью из Википедии – голосом скучающего подростка.

Управление голосом

1. Быстро и плавно вдохните и тяните «а-а-а» на приемлемой для вас высоте , медленно и равномерно выталкивая воздух в течение 10 секунд. Прислушивайтесь к звучанию, следите, чтобы оно было устойчивым до конца. Повторяйте упражнение по 5 минут два раза в день, увеличивая время по возможности без напряжения гортани до 20–30 секунд. Экономьте дыхание, оставляйте достаточный запас воздуха.

2. Тяните «а-а-а», но на этот раз меняйте звучность. Начинайте тихо и постепенно наращивайте силу звука до пределов хорошей слышимости, а затем снижайте ее до полного замирания. Делайте так несколько минут ежедневно, пока звук не станет устойчивым и послушным.

3. Читайте громко вслух отрывки из художественных произведений. Следите за своим дыханием. Можете ли вы произносить фразы до конца? Хватает ли на это запаса воздуха? Занимайтесь чтением вслух до тех пор, пока не добьетесь достаточного напора воздушного потока при произнесении наиболее выразительных слов.

Удерживаем внимание

Слишком быстрая речь выдает внутреннее напряжение и нервозность говорящего и может вызвать дискомфорт у слушающего. Необходимо дать слушателю время понять, что вы говорите. Слишком медленная и вялая речь, наоборот, приводит к потере внимания собеседника. Следующие два упражнения помогут скорректировать темп речи.

  1. Читайте вслух отрывки текста партнеру в различном темпе: максимально быстро, максимально медленно, средним темпом – варьируйте темп голоса от максимума до минимума. При этом партнер дает вам обратную связь: как воспринимается ваш голос в том или ином случае. Выберите наиболее удачные с точки зрения восприятия голосовые паттерны и по 10 минут в день читайте текст, варьируя темп. Запишите свою речь на диктофон и сверьте свое восприятие с восприятием партнера.
  2. Произносите речь или текст, варьируя расстановку и длину пауз. Ваш партнер оценивает эффект произносимой речи и помогает корректировать ее в соответствии с задачами, которые вы для себя определили.

Информация и интонация

  • Говорите в регистре от максимально высокого до максимально низкого. Партнер дает обратную связь и помогает выработать наиболее приятную высоту голоса.
  • Если у вас слишком высокий голос, ежедневно читайте вслух, расслабив мышцы гортани, пока не выработаете более низкий голос и использование его не станет для вас привычным.

Но самая главная речевая характеристика, объединяющая все голосовые особенности, – интонация. Именно она несет больше половины аудиальной информации. Произнесете вслух какую-нибудь фразу, например «Однажды в студеную зимнюю пору», и научитесь при помощи интонации передавать состояние любопытства, заинтересованности, равнодушия, умиротворенности, гнева, отвращения, тревоги. Используйте для самоконтроля диктофон или партнера. Учтите, что окончательность и непреложность суждения характеризуется быстрым повышением или понижением интонации. Чем более резко падает интонация, тем больше категоричности. Медленно поднимающиеся и неглубокие интонации выражают неопределенность, недоумение, сомнение. Глубокие эмоции всегда требуют менее отрывистой и более плавной смены интонаций. Подозрение, беспокойство, угроза могут быть выражены понижением голоса.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта