Главная » 2 Распространение » В чем выражается механизм рационализации. Защитные механизмы по Фрейду с примерами

В чем выражается механизм рационализации. Защитные механизмы по Фрейду с примерами

Описание

Рационализация может противоречить логике и фактам, но это не обязательно. Её иррациональность заключается только в том, что объявленный мотив деятельности не является подлинным.

Связь с типами личности

Считается, что рационализация особенно характерна для шизоидных личностей.

Литература

  • Мак-Вильямс, Нэнси . Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе = Psychoanalytic diagnosis: Understanding personality structure in the clinical process. - Москва: Класс, 1998. - 480 с. - ISBN 5-86375-098-7

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Рационализация (психология)" в других словарях:

    - (лат. rationalis разумный) приведение чего либо к рациональному, разумному виду. Рационализация (философия) смена метода познания на рационализм. Рационализация производства поиск более оптимальных способов… … Википедия

    психология труда - наука, изучающая психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду. С позиций П. т. рабочее и свободное время индивида тесно взаимосвязаны, так же как условия труда и воспроизводства… … Большая психологическая энциклопедия

    Психология труда раздел психологии, который рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Существует мнение, что следует разделять описание этой науки в широком и узком… … Википедия

    Область психологии, изучающая закономерности проявления и формирования в труде различных психологических механизмов. Выделяются следующие основные направления исследований: рационализация труда и отдыха, динамика работоспособности, формирование… … Психологический словарь

    Наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… … Энциклопедия Кольера

    Психология труда - – раздел психологии, изучающий психологические аспекты трудовой деятельности. * * * отрасль психологической науки, изучающая особенности и закономерности различных видов трудовой деятельности и отношения человека к труду, деятельность индивида в… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    У этого термина существуют и другие значения, см. Проекция. Проекция (лат. projectio бросание вперед) психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как… … Википедия

    Статьи на тему Психоанализ Концепции Метапсихология Психосексуальное развитие Психосоциальное развитие Сознание Предсознание Бессознательное Психический аппарат Оно Я Сверх Я Либидо Вытеснение Анализ сновидений Защитный механизм Перенос … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Идентификация. Эта статья о сравнительно пассивном защитном механизме. О защитном механизме, включающем в себя бессознательное манипулирование см. Проективная идентификация.… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Регрессия. Регрессия (лат. Regressus обратное движение) защитный механизм, являющийся формой психологического приспособления в ситуации конфликта или тревоги, когда человек бессознательно… … Википедия

Что такое Рационализация? Значение и толкование слова ratsionalizatsija, определение термина

1) Рационализация - (от лат. ratio-nalis - разумный) - англ. rationalization; нем. Rationalisierung. 1. Совершенствование, улучшение, введение более целесообразной организации ч.-л. 2. Защитный механизм, функцией к-рого является сокрытие от сознания самого субъекта истинных мотивов его действий, мыслей и чувств. 3. По М. Вебеpу - важнейшая характеристика капиталист, общества, процесс проникновения рационального начала во все сферы его материальной и духовной культуры, включая образ жизни и мыслей, хозяйственную этику, производство, бухгалтерию, технику, право и т. д.

2) Рационализация - (rationalization). Понятие, использованное Вебером в отношении процесса, посредством которого способы точного анализа и организации, основанные на абстрактных правилах и процедурах, начинают доминировать и в социальной жизни.

3) Рационализация - - В специфическом социологическом смысле этот термин предложен Вебером в качестве основного понятия для описания основной тенденции изменения западного общества. Он объединяет множество взаимосвязанных процессов, в ходе которых рациональность утверждается в качестве основного принципа во всех сферах общественной жизни, а рациональное действие вытесняет иррациональные (аффективное и традиционное) (См. действие социальное) Современное капиталистическое общество характеризуется рациональной религией (протестантизм), рациональным правом и управлением (рациональная бюрократия) , рациональным денежным обращением, максимально рациональным поведением в хозяйственной сфере, позволяющим добиться предельной экономической эффективности. Эта тенденция проникает во все сферы межчеловеческих взаимоотношений и культуры (музыку, живопись) и рассматривается Вебером как неизбежная "судьба Запада " . Рациональность "западного типа" Вебер связывал с особенностями иудаистски-христианской формой религиозности, задаваемой ею "картиной мира". По мере углубления процесса рационализации происходит "разволшебствление" мира, разрушение религиозной "картины мира", этой фундаментальной предпосылки западного типа рациональности.

4) Рационализация - – переход от спонтанных, субъективных традиционных способов поведения к организации деятельности согласно рационально установленным требованиям.

5) Рационализация - - по М.Веберу - важнейшая характеристика капиталистического общества, процесс проникновения рационального начала во все сферы его материальной и духовной культуры, включая образ жизни и мыслей, хозяйственную этику, производство, бухгалтерию, технику, право и т.д. Культурная Р. нацелена на создание непротиворечивых и целесообразных ценностей и норм в обществе; производственная Р. представляет собой совокупность мероприятий по совершенствованию организации производственных процессов с целью повышения эффективности производства. Согласно концепции рациональности - эффективной деятельности по достижению поставленных целей, - экономические акторы (действующие лица) стремятся максимально повысить собственную экономическую отдачу. В качестве методологического инструментария Р. Вебер ввел категорию социального действия и указал четыре идеальных типа поведения: 1) целерациональное - направленное к достижению ясно осознаваемых целей при использовании адекватных средств (критерием рациональности является успех); 2) ценностно-рациональное, осуществляемое через сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную и какую-либо другую ценность (независимо от успеха); 3) аффективное, особенно-эмоциональное, - через актуальные аффекты и чувства; 4) традиционное, осуществляемое через привычку. Социальным действием, по Веберу, называется человеческое поведение в том случае и постольку, если и поскольку действующий индивид или действующие индивиды связывают с ним субъективный смысл. Хозяйственная деятельность индивида только в том случае становится социальным действием, если при распоряжении определенными экономическими благами во внимание принимаются другие индивиды и действие протекает с ориентацией на них. Р., по Веберу, есть результат соединения ряда исторических факторов, предопределивших развитие Европы за последние 300-400 лет. Это - античная наука, особенно математика, приобретшая характер новой, экспериментальной науки, внутренне связанной с техникой; рациональное римское право; рациональный способ ведения хозяйства, возникший благодаря отделению рабочей силы от средств производства; протестантизм, создавший мировоззренческие предпосылки для осуществления рационального способа ведения хозяйства и позволивший синтезировать все остальные факторы. Что же означает возрастание роли Р. с точки зрения структуры общества в целом? Рационализируется способ ведения хозяйства, рационализируется управление - в области экономики, политики, науки, культуры, во всех сферах социальной жизни; рационализируется образ мышления людей и образ жизни в целом. Все это сопровождается возрастанием социальной роли науки, представляющей собой, по Веберу, наиболее чистое воплощение принципа рациональности. Наука проникает прежде всего в производство, затем - в управление, затем - в быт, - и в этом Вебер видит одно из свидетельств универсальной Р. современного общества. Г.Н. Соколова

6) Рационализация - (rationalization) - 1. Общая тенденция всех институтов и большинства сфер жизни современных капиталистических обществ трансформироваться посредством применения рациональности. По Веберу, например, такой процесс является главным и лежит в основе преобразования экономических, политических и правовых институтов западных обществ (особенно в распространении бюрократии и "систематических форм бухгалтерии и права "). Кроме того, его результаты очевидны в других секторах: науке и обучении, музыке и религиозных организациях. Вебер сделал оговорки о последствиях этого, по-видимому, неумолимого процесса, который он иногда сравнивает с созданием "стальной клетки", все более ограничивающей индивидуальность. Тщательное вычисление "инструментальной рациональности", вероятно, состоит в противоречии с "независимой рациональностью " , то есть рациональностью результатов, оцениваемых с точки зрения более широких человеческих целей. В то же время в мире, "разочарованном" рациональностью, не существует "строго научная" основа для обобщенной концепции человеческих интересов или потребностей. Люди обладают свободой деятельности и должны в конечном счете делать собственный выбор (см. также Ценностная свобода и ценностная нейтральность) . Другие теоретики разделяли более оптимистичный взгляд на результаты процесса рационализации. Хабермас, например, утверждал: "человеческие интересы " будут идентифицироваться в условиях подлинно демократического критического дискурса (см. также Критически-культурный дискурс) . В целом, однако, социологи в большей мере остались агностиками (см. также Формальная и независимая рациональность) . 2. Любое оправдание деятельности после ее совершения, стремящееся представить ее в благоприятном свете, объяснив понятной причиной, хотя для такой "рациональной" реконструкции недостает правдоподобия (ср. Защитные механизмы) . По мнению Парето, многие социальные исследования, включая большинство социологических и политических теоретических построений, содержали рационализацию в этом смысле и не имели подлинно объективной основы (см. Остатки и деривации) . Несмотря на выделение необходимости отличать рациональность от нерациональности, Парето не испытывал иллюзий относительно возможности первой когда-либо стать руководящим принципом социальной и политической жизни. Хотя Парето обычно считается пессимистом в отношении прогресса, он олицетворял многие направления мысли в политической социологии на протяжении 19-го столетия (см. Теория элит; Неомакиавеллисты) .

Рационализация

(от лат. ratio-nalis - разумный) - англ. rationalization; нем. Rationalisierung. 1. Совершенствование, улучшение, введение более целесообразной организации ч.-л. 2. Защитный механизм, функцией к-рого является сокрытие от сознания самого субъекта истинных мотивов его действий, мыслей и чувств. 3. По М. Вебеpу - важнейшая характеристика капиталист, общества, процесс проникновения рационального начала во все сферы его материальной и духовной культуры, включая образ жизни и мыслей, хозяйственную этику, производство, бухгалтерию, технику, право и т. д.

(rationalization). Понятие, использованное Вебером в отношении процесса, посредством которого способы точного анализа и организации, основанные на абстрактных правилах и процедурах, начинают доминировать и в социальной жизни.

В специфическом социологическом смысле этот термин предложен Вебером в качестве основного понятия для описания основной тенденции изменения западного общества. Он объединяет множество взаимосвязанных процессов, в ходе которых рациональность утверждается в качестве основного принципа во всех сферах общественной жизни, а рациональное действие вытесняет иррациональные (аффективное и традиционное) (См. действие социальное) Современное капиталистическое общество характеризуется рациональной религией (протестантизм), рациональным правом и управлением (рациональная бюрократия) , рациональным денежным обращением, максимально рациональным поведением в хозяйственной сфере, позволяющим добиться предельной экономической эффективности. Эта тенденция проникает во все сферы межчеловеческих взаимоотношений и культуры (музыку, живопись) и рассматривается Вебером как неизбежная "судьба Запада " . Рациональность "западного типа" Вебер связывал с особенностями иудаистски-христианской формой религиозности, задаваемой ею "картиной мира". По мере углубления процесса рационализации происходит "разволшебствление" мира, разрушение религиозной "картины мира", этой фундаментальной предпосылки западного типа рациональности.

– переход от спонтанных, субъективных традиционных способов поведения к организации деятельности согласно рационально установленным требованиям.

По М.Веберу - важнейшая характеристика капиталистического общества, процесс проникновения рационального начала во все сферы его материальной и духовной культуры, включая образ жизни и мыслей, хозяйственную этику, производство, бухгалтерию, технику, право и т.д. Культурная Р. нацелена на создание непротиворечивых и целесообразных ценностей и норм в обществе; производственная Р. представляет собой совокупность мероприятий по совершенствованию организации производственных процессов с целью повышения эффективности производства. Согласно концепции рациональности - эффективной деятельности по достижению поставленных целей, - экономические акторы (действующие лица) стремятся максимально повысить собственную экономическую отдачу. В качестве методологического инструментария Р. Вебер ввел категорию социального действия и указал четыре идеальных типа поведения: 1) целерациональное - направленное к достижению ясно осознаваемых целей при использовании адекватных средств (критерием рациональности является успех); 2) ценностно-рациональное, осуществляемое через сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную и какую-либо другую ценность (независимо от успеха); 3) аффективное, особенно-эмоциональное, - через актуальные аффекты и чувства; 4) традиционное, осуществляемое через привычку. Социальным действием, по Веберу, называется человеческое поведение в том случае и постольку, если и поскольку действующий индивид или действующие индивиды связывают с ним субъективный смысл. Хозяйственная деятельность индивида только в том случае становится социальным действием, если при распоряжении определенными экономическими благами во внимание принимаются другие индивиды и действие протекает с ориентацией на них. Р., по Веберу, есть результат соединения ряда исторических факторов, предопределивших развитие Европы за последние 300-400 лет. Это - античная наука, особенно математика, приобретшая характер новой, экспериментальной науки, внутренне связанной с техникой; рациональное римское право; рациональный способ ведения хозяйства, возникший благодаря отделению рабочей силы от средств производства; протестантизм, создавший мировоззренческие предпосылки для осуществления рационального способа ведения хозяйства и позволивший синтезировать все остальные факторы. Что же означает возрастание роли Р. с точки зрения структуры общества в целом? Рационализируется способ ведения хозяйства, рационализируется управление - в области экономики, политики, науки, культуры, во всех сферах социальной жизни; рационализируется образ мышления людей и образ жизни в целом. Все это сопровождается возрастанием социальной роли науки, представляющей собой, по Веберу, наиболее чистое воплощение принципа рациональности. Наука проникает прежде всего в производство, затем - в управление, затем - в быт, - и в этом Вебер видит одно из свидетельств универсальной Р. современного общества. Г.Н. Соколова

(rationalization) - 1. Общая тенденция всех институтов и большинства сфер жизни современных капиталистических обществ трансформироваться посредством применения рациональности. По Веберу, например, такой процесс является главным и лежит в основе преобразования экономических, политических и правовых институтов западных обществ (особенно в распространении бюрократии и "систематических форм бухгалтерии и права "). Кроме того, его результаты очевидны в других секторах: науке и обучении, музыке и религиозных организациях. Вебер сделал оговорки о последствиях этого, по-видимому, неумолимого процесса, который он иногда сравнивает с созданием "стальной клетки", все более ограничивающей индивидуальность. Тщательное вычисление "инструментальной рациональности", вероятно, состоит в противоречии с "независимой рациональностью " , то есть рациональностью результатов, оцениваемых с точки зрения более широких человеческих целей. В то же время в мире, "разочарованном" рациональностью, не существует "строго научная" основа для обобщенной концепции человеческих интересов или потребностей. Люди обладают свободой деятельности и должны в конечном счете делать собственный выбор (см. также Ценностная свобода и ценностная нейтральность) . Другие теоретики разделяли более оптимистичный взгляд на результаты процесса рационализации. Хабермас, например, утверждал: "человеческие интересы " будут идентифицироваться в условиях подлинно демократического критического дискурса (см. также Критически-культурный дискурс) . В целом, однако, социологи в большей мере остались агностиками (см. также Формальная и независимая рациональность) . 2. Любое оправдание деятельности после ее совершения, стремящееся представить ее в благоприятном свете, объяснив понятной причиной, хотя для такой "рациональной" реконструкции недостает правдоподобия (ср. Защитные механизмы) . По мнению Парето, многие социальные исследования, включая большинство социологических и политических теоретических построений, содержали рационализацию в этом смысле и не имели подлинно объективной основы (см. Остатки и деривации) . Несмотря на выделение необходимости отличать рациональность от нерациональности, Парето не испытывал иллюзий относительно возможности первой когда-либо стать руководящим принципом социальной и политической жизни. Хотя Парето обычно считается пессимистом в отношении прогресса, он олицетворял многие направления мысли в политической социологии на протяжении 19-го столетия (см. Теория элит; Неомакиавеллисты) .

Рационализация – это выработанный в ходе столкновения с психоэмоциональными перегрузками способ объяснения механизмов реагирования внешнего и внутреннего мира с рационально-обусловленной позиции. Наиболее актуальными моментами служат ситуации отсутствия сознательного компонента, когда ситуация имеет бессознательную или неконтролируемую природу. Относится к защитному механизму, обусловленному использованием мышлением лишь части воспринимаемой из реальности информации, и подгона результата анализа, чтобы поведение выступало контролируемым и соответствующим действительности актом.

Рационализация – это защитный механизм, реализующий попытку объяснить необъясненное непонятное или не принимаемое поведение или же оправдать проступок, ошибку, в стремлении сохранить и позитивное самовосприятие. Коррелирует возникновение такого типа защиты с акцентуацией и индивидуалистичных черт личности. Тем не менее, являясь наиболее распространенной, по численным показателям встречаемости, формой защиты от , рационализация использовалась каждым, протекая в легкой или углубленной форме. Базовым стремлением к предсказуемости эмоциональных и действенных реакций, к стабильности окружающей системы, а также значимостью социальной желательности обусловлено возникновение рационализации, как наиболее социально приемлемого и эволюционно актуального способа защиты психики.

Рационализация в психологии

Рационализация в психологии это термин, введенный З.Фрейдом, а впоследствии и целая концепция, разработкой которой занималась А.Фрейд. Направлена рационализация на избегание , путем объяснения случившихся событий с точки зрения сознательного выбора, тогда как в реальности действия и выбор осуществлялись не контролирующей частью сознания, а под руководством бессознательных .

Рационализация – защитный механизм, позволяющий скрыть неприятные или неугодные мысли и чувства не только от общества, но также от самого себя. Являясь наиболее распространенным механизмом защиты психики от фрустрирующих моментов, рационализация не имеет ничего общего с намеренным обманом или попытками оправдаться. Весь механизм действия происходит вне контроля сознания, но может носить логическое обоснование и иметь под собой вполне существенные аргументы. Однако в построении рационализаторских концепций наличествует лишь малая доля истины, а остальное замещается фантазией и подменой понятий, что несет в себе угрозу для личности человека.

Мир рационализатора прост, строен, предсказуем, сам человек уверен, с и сохраненным . При таком подходе нарушена живая связь с реальностью и недоступны новые источники получения опыта, который часто приходит через болезненные ощущения. Обедняется сама личность человека, из которой вырезаются все негативные (относительно убеждений человека), но возможно вполне полезные (эволюционно) навыки, чувства и желания.

Рационализация в психологии это достаточно широкое по спектру проявления понятие – от защитного механизма психики нормального человека (не влияющего существенно на ход жизни и развития) до симптоматики психиатрической клиники, как одного из видов бреда (когда доказательная база, опирающаяся на логические построения направлена на поддержание бредовой концепции пациента).

Сложность в работе с данным типом психической реакции зависит от стадии рационализаторских убеждений. В одних случаях бывает достаточно легко показать человеку надуманность приводимых им доводов, после чего наступает работа с травматическими переживаниями, скрывающимися за не истинным объяснениями ситуации. А бывают случаи, когда логическое оспаривание и приведение любых фактов не дает никакого результата. В этом варианте моменты рационализации тесно сопряжены с непосредственной безопасностью Я человека или же стоят на страже глубокого травматического опыта. При наличии столь сильного сопротивления не имеет смысла силой ломать защиту, так как есть высокая вероятность, что психика не обладает в данной временной точке необходимыми ресурсами для интеграции опыта, который придется пережить в случае убирания защитной заслонки. В данном контексте имеет смыл сначала поработать над поиском ресурсов и подбираться к травматичной области аккуратно, ориентируясь на готовность клиента к контакту с собственным переживаниями.

Способы рационализации имеют два проявления – человек либо оправдывает себя, либо ищет объяснения в факторах, не имеющих отношения к его персоне (обстоятельства, действия других). Какое бы направление (относительно внутреннего мира или внешних факторов) не носила рационализация, стоит, прислушиваясь к действительности уловить тот момент, когда данный механизм приобретает серьезные объемы и становится непробиваем при простом разговоре и указании фактов. Также следует обратить внимание на длительное использование рационализации для обезболивания в месте повторяющихся случаев или относительно всего мира, как способ существования. В таких случаях стоит заглянуть к психотерапевтам, основная работа которых при снятии рационализации сводится к умению показать, что реальный мир не так ужасен, а истинные поступки и желания не приведут к глобальным катаклизмам. Что можно жить счастливым человеком, имея недостатки, негативные , агрессивные мысли – стоит лишь посмотреть, что так живут многие и найти свой собственный способ организации окружающего пространства так, чтобы мир или сам человек себе не был противен.

Рационализация в психологии – примеры из жизни

Рационализация в жизни выглядит как поиск смыслов и объяснений даже в тех моментах, когда стоит довериться ситуации, рискнуть или сделать упор на чувствование. Это один из способов избегания тревоги и сохранения мнимого чувства комфорта. Один из общих примеров будет выглядеть как поиск смысла в путешествии с непонятными людьми в незнакомую страну, когда речь идет о расширении кругозора, своего общения и эмоционального опыта. Тревога от предвкушения нового заставляет искать, как человеку это пригодится для его работы или совершенствования навыка. При отсутствии рационализации тревоги и признании факта ее наличия человек скорее проанализирует возможные риски, подготовится к особо волнующим моментам или откажется от мероприятия, если на данный момент не под силу совладать со всеми возможными трудностями.

Также рационализация может проявляться в объяснении собственного поведения, противоречащего нормам этики или морали. Например, пройдя мимо лежащего на тротуаре, мы объясняем это тем, что, скорее всего это алкоголик, а когда берем взятку, оправдываемся тем, что так поступают все и вообще без этих денег не купить новые сапоги, а уже зима. Стремление в объяснении собственных неудач внешними факторами направлено на перекладывание ответственности за неудачу на внешние факторы и тем самым сохранение чувства достоинства и самооценки. Можно выстроить целую систему доказательств того, что выговор был получен из-за плохого настроения шефа, а также что все поступившие на бюджет дали взятку или имеют блат. В таких историях человек выглядит невинной жертвой ужасного окружающего мира, а не лентяем, который завалил сроки проекта или не готовился к экзаменам.

Даже при внешне положительном поступке мы можем столкнуться с рационализацией, если спросим у человека истинные мотивы. В том случае, если они окажутся негативными или порицаемыми или же вступают в конфликт с внутренними представлениями о себе, человек выдаст крупицу правды и стройную рационализацию.

Данный механизм мешает замечать реальность, анализировать ее и делать выводы, набираясь опыта для дальнейшей жизни. Живя в иллюзорном мире собственной благополучности и предсказуемости мира, человек неизбежно сталкивается с событиями, которые оказываются сильнее этого механизма защиты и тогда удар оказывается сокрушительным, ведь навыка преодоления негатива не выработалось. И когда рушатся защитные стены, оказывается, что нужно учиться принимать себя несовершенного, а порой ужасного, смиряться с тем, что некоторые свои реакции и поступки вы сможете объяснить через длительное время раскопок на психотерапии и учиться жить в непредсказуемом мире, где у вас отсутствует контроль над всем происходящим.

rationalization). Понятие, использованное Вебером в отношении процесса, посредством которого способы точного анализа и организации, основанные на абстрактных правилах и процедурах, начинают доминировать и в социальной жизни.

Отличное определение

Неполное определение

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

rationalization) - 1. Общая тенденция всех институтов и большинства сфер жизни современных капиталистических обществ трансформироваться посредством применения рациональности. По Веберу, например, такой процесс является главным и лежит в основе преобразования экономических, политических и правовых институтов западных обществ (особенно в распространении бюрократии и "систематических форм бухгалтерии и права"). Кроме того, его результаты очевидны в других секторах: науке и обучении, музыке и религиозных организациях.

Вебер сделал оговорки о последствиях этого, по-видимому, неумолимого процесса, который он иногда сравнивает с созданием "стальной клетки", все более ограничивающей индивидуальность. Тщательное вычисление "инструментальной рациональности", вероятно, состоит в противоречии с "независимой рациональностью", то есть рациональностью результатов, оцениваемых с точки зрения более широких человеческих целей. В то же время в мире, "разочарованном" рациональностью, не существует "строго научная" основа для обобщенной концепции человеческих интересов или потребностей. Люди обладают свободой деятельности и должны в конечном счете делать собственный выбор (см. также Ценностная свобода и ценностная нейтральность). Другие теоретики разделяли более оптимистичный взгляд на результаты процесса рационализации. Хабермас, например, утверждал: "человеческие интересы" будут идентифицироваться в условиях подлинно демократического критического дискурса (см. также Критически-культурный дискурс). В целом, однако, социологи в большей мере остались агностиками (см. также Формальная и независимая рациональность). 2. Любое оправдание деятельности после ее совершения, стремящееся представить ее в благоприятном свете, объяснив понятной причиной, хотя для такой "рациональной" реконструкции недостает правдоподобия (ср. Защитные механизмы).

Неполное определение ↓

Рационализация – это защита, связанная с осознанием и использованием в мышлении только той части воспринимаемой информации, благодаря которой собственное поведение предстает как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам (Грановская). Э. Фромм заметил, что рационализация есть способ "остаться в стаде" и чувствовать себя личностью.

Рационализация это процедура, посредством которой субъект стремится дать логически связанное и морально приемлемое объяснение той или иной установки, чувства, поведения. Выбор аргументов для рационализации это преимущественно подсознательный процесс. Реальные мотивы (самооправдание и защитная аргументация) – остаются неосознанными, индивид изобретает мотивировку. В качестве самооправдывающих аргументов используют различные «идеалы» и «принципы», высокие общественно ценные мотивы и цели. Субъект, который оказался несостоятельным что-то сделать, часто объясняет свой неуспех внешними обстоятельствами, недоброжелательным отношением других людей, а не собственным бессилием. А когда человек не достигает взаимности в отношениях с другими людьми, то наделяет их отрицательными чертами. Такое объяснение (рационализация) помогает временно избежать снижения самооценки и содействует защите образа "Я".

Рационализация основана на особенностях мышления принимать решения путем "фильтрации" информации в соответствие с основными правилами между "должен" и "нельзя" и получением нужного в данный момент заключения для оправдания своего поступка (наличие доводов, доказательств, оправданий, необходимости именно такой, а не иной формы поведения). В последующем индивид, как правило, не пытается пересматривать эти отношения.

Механизм рационализации близок к интеллектуализации, но в первом случае весь подбор фактов личностью направлен на доказательство утверждения или отрицания цели, в то время как во втором – ее ценности. Рационализация в большей степени связана с мотивацией, интеллектуализация – логико-перцептивным компонентом психологической защиты. Механизм рационализации опирается на такие механизмы защиты как проекция и вытеснение (проективная рационализация, атрибутивная и вытесняющая).

Виды рационализации :

· индивидуальная (защита себя) и групповая (защита группы, с которой себя идентифицирует субъект – этническое сознание, культура);

· актуальная – в момент действия и некоторое время по окончанию действия фрустратора;

· предвосхищающая – при ожидании возможной фрустрации;

· прямая – защитная аргументация, оправдывающая себя и преувеличивающая роль фрустратора;


· непрямая – объектами мысли становятся те предметы и вопросы, которые не имеют прямого отношения к фрустрации. Они начинают получать символическое значение. А следовательно, на формирование этого вида рационализации оказывает влияние механизм вытеснения или подавления. Таким образом, данный вид рационализации не освобождает от фрустрации.

Способы рационализации :

· дискредитация цели («Лиса и виноград» - не дотянуться – виноград зеленый),

· дискредитация жертвы («сама виновата» - опирается на механизм атрибуции и проекции – он бы на моем месте поступил так же),

· преувеличение роли обстоятельств,

· утверждение вреда во благо,

· самодискредитация (принижение себя – спасает от вторичной фрустрации – я сам себя ругаю, и поэтому меня жалеют, так же может быть способом бегства от социальной ответственности),

· переоценивание имеющегося,

· самообман:

ü в ситуации выбора, когда мы его совершаем, то вторая возможность сохраняет свою ценность, для разрешения когнитивного диссонанса индивид начинает утверждать, что не имел подлинной возможности свободного выбора (отрицание возможности выбора);

ü в ситуации нанесения вреда другому (утверждение вреда во благо) оперирует к тому, что это происходит на благо жертвы – субботняя порка для профилактики.

Рационализация играет позитивную роль, когда человек живет в ситуациях, вызывающих отрицательные переживания и, тем самым, давая возможность лучше адаптироваться к ним. Однако, частое использование этого механизма психологической защиты ведет к неадекватной оценке возникающих проблем, основанных на сериях обманчивых самооправданий.

Если человек не может найти достойное интеллектуальное обоснование своих действий, оправдывавшего его поступки, то это проявляется в оговорках, описках, неверных жестах. Они как бы своей случайностью избавляют личность от поиска достойных объяснений и доказательств.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта