Главная » 2 Распространение » Яков Брюс - биография, фото, история жизни: Колдун из Сухаревой башни. Яков Брюс - биография, фото, история жизни: Колдун из Сухаревой башни Он сам составил и издал карту звёздного неба и написал научный трактат о законе всемирного тяготения - «Теория дви

Яков Брюс - биография, фото, история жизни: Колдун из Сухаревой башни. Яков Брюс - биография, фото, история жизни: Колдун из Сухаревой башни Он сам составил и издал карту звёздного неба и написал научный трактат о законе всемирного тяготения - «Теория дви

Тайна сама защищает себя. Раскрыть её можно лишь в духе и практике Делания.
(Идрис Шах)

Бывает ли у вас такое чувство, что, куда бы вас ни заносила судьба, она всегда устраивает вам встречи, открывает факты и показывает места, связанные с тем, что является предметом вашего наиживейшего интереса и привязанности? Для меня такие «неслучайные» совпадения нередко бывают связаны с тайными братствами Традиции.

Вот на этой волне, будучи в Москве пару лет назад, случайно сделала для себя два открытия: 1) в соборе Василия Блаженного нашла тайный символ, оставленный Мастерами-Строителями, и 2) узнала кое-что из истории Сретенки, где находилось книжное издание «Эннеагон-Пресс», и где тогда работали мои Друзья.

Оказывается, во времена Петра Первого в районе станции метро Сухаревская находилась Сухарева башня, которую прозвали "Башней колдуна" из-за рода занятий необычайного человека, работавшего там.

Человека звали Якоб (или Яков) Брюс , и был он потомком не кого иного, как короля Роберта Брюса - покровителя шотландских тамплиеров, с именем которого был связан один из наиболее мощных «центров силы» Традиции в Старом Свете - храм Рослин.

Среди прочих наук, Яков Брюс занимался магией, астрологией и алхимией и был первым в России членом братства Строителей. Потомкам он стал известен благодаря работе, содержащей рекомендации по застройке Москвы, основанные на астрологических и геомантических знаниях. (Как считают, впоследствии этот труд был использован Сталиным при застройке центра города и прокладке метро).

Про Башню в Москве ходило множество слухов, а самого ученого, в следствие невежества, называли чернокнижником и колдуном. Однако, поскольку Брюсу покровительствовал сам Петр, его не трогали.

Москвичи верили, что у Якова Брюса была "книга, которая открывала ему все тайны, и он мог посредством этой книги узнать, что находится на любом месте в земле, мог сказать, у кого, что, где спрятано ». Книгу эту, якобы, достать было нельзя: она никому в руки не давалась и находилась в таинственной комнате, куда никто не решался войти. Эта Черная Книга , согласно легенде, некогда принадлежала царю Соломону, а Брюс, не желая, чтобы она после его смерти попала в чужие руки, замуровал ее в стене Сухаревой башни.

До сих пор не могу не улыбаться, читая эти яхонты городского фольклора. Потому что любой человек, хотя бы немного знакомый с алхимией, сразу понимает, что подразумевалось под Черной Книгой, открывающей все тайны. У каждого адепта Великого Делания была «книга» такого рода.

Алхимик Фулканелли в своей книге «Тайна готических соборов» обращает внимание читателей на один из барельефов Собора Парижской Богоматери, где женская фигура, символизирующая алхимию, держит в руках две книги - одна из них закрыта, другая же, обращенная к зрителю, раскрыта.

Как утверждает Фулканелли, книга - иероглиф материи Делания, способной после соответствующей обработки проявлять таящийся в ней дух. «Мы уже указывали, что древние Мудрецы называли своё вещество liber , то есть книгой. У этого минерала специфическая структура: он, подобно слюде, состоит из кристаллических пластинок, которые накладываются друг на друга, как листы в книге». Согласно описаниям Фулканелли, минерал первичной материи, как правило, черного цвета, иногда с небольшими вкраплениями других цветов.

Таким образом, книга олицетворяет первоматерию Великого Делания. Первичная, необработанная материя «раскрывается» в процессе трансмутации, высвобождая скрытый в ней универсальный дух, Квинтэссенцию .

Вот она - отгадка тайны «черной книги» Якова Брюса!

По словам Фулканелли, эту книгу легко обрести, но открыть её без откровения свыше невозможно.

Своя «книга» была у Мастера Делания Николя Фламеля. Вплоть до наших дней многие понимают буквально историю о некоем манускрипте под названием «Книга Иудея Авраама», который Фламель якобы приобрел в лавке древностей в ранней молодости. В течение 20 лет, согласно Википедии, Фламель пытался разгадать тайный смысл книги. Фулканелли полагает, что знаменитый манускрипт, неизвестно откуда взявшийся и куда девавшийся — выдумка великого Адепта, предназначенная для наставления учеников Гермеса. Разумеется, «книга» Фламеля была той же самой «черной книгой», которую пытался раскрыть (неизвестно, успешно или безуспешно) Яков Брюс в московской Сухаревой башне.

Нижеприведенная фотография представляет чрезвычайно интересный аллегорический барельеф, выбитый на
Фотография не моя, но я была в Рослине и видела этот саркофаг, который оставляет очень глубокое впечатление. На нем изображены три фигуры: смерть с косой в царской короне, человек, идущий по направлению к ребенку и протягивающий к нему руку, и сам ребенок, сидящий на стуле.

Надпись на саркофаге гласит Omnia mors regis , что можно прочитать и как «Над всем царит смерть», и как «Смерть все делает царственным». Алхимический подтекст фразы вполне понятен: человек, чья фигура расположена далее, стоит одной ногой на круге с Т-образным рисунком, символизирующим первичную материю, а другой ногой ступает на другой круг, уже полый внутри. Полый круг - образ материи, прошедшей полное разложение и смерть, а затем возрождение, и в результате трансмутации приобретшей свойства философского камня. Хотя в аллегории использованы символы из минерального Делания, они равным образом приложимы и к алхимии духа.

Фигура ребенка («истинно говорю вам, пока не станете как дети малые, не войдете в Царствие Небесное») сидит на стуле, опирающемся на раскрытую книгу, символика которой, после всего вышесказанного, нам должна быть уже вполне понятна.

*****

Еще немного по поводу слова «чернокнижник » и связанных с ним предрассудков, вызванных невежеством. Считается, что слово «алхимия» изначально произошло от арабского названия Египта — Аль-Хем, которое иногда переводят как «чёрная земля», поскольку искусство алхимии пришло именно оттуда. Согласно Традиции, алхимические знания, наряду с другими науками, были переданы человечеству Гермесом Трисмегистом.

Идрис Шах показал родство между словами «чёрный» и «мудрый», происходящими от одного арабского корня ФХМ. В зависимости от контекста и произношения корень ФХМ может также означать «знание». Иначе говоря, подлинное значение слова «чернокнижник» - это человек, искушенный в науке алхимического преобразования, дошедшей от людей знания из Черной Земли.

Статуя, изображающая св. Иакова, покровителя алхимиков, в большой шапке с морской раковиной (символ Великого Делания). В левой руке у него зачехлённая закрытая книга. Вестминстерское аббатство, XIV в.

******
...Завершая круг и возвращаясь к Сухаревой башне, месту силы знаменитого московского чернокнижника Якова Брюса:

В тридцатые годы прошлого века по приказу Сталина башня была полностью разрушена, несмотря на все петиции и протесты общественности. Некоторые предполагают, что Сталин искал книгу Брюса, разбирая по кирпичикам стены, однако, разумеется, ничего там не нашел. Если причиной сноса башни и вправду был поиск тираном Черной Книги, то случай может послужить прекрасной метафорой того, насколько тщетны любые усилия людей мира сего даже подступиться к Тайне.

...И никто не может раскрыть эту книгу, кроме как путем откровения...

Были также мнения, что сносом башни Сталин пытался уничтожить одно из старых "мест силы", поскольку хотел создать свою собственную энергетическую структуру в Москве, работающую на режим власти. Кто знает?

Так или иначе, "место силы" на Сретенке, судя по всему, не только сохранилось, но и продолжает действовать. То, что может казаться моим Друзьям из издательства случайностью, нередко является результатом действия правильно сфокусированной силы, неукоснительно притягивающей подобное к подобному и никогда не оставляющей пустым святое место.

Бывает ли у вас такое чувство, что, куда бы вас ни заносила судьба, она всегда устраивает вам встречи, открывает факты и показывает места, связанные с тем, что является предметом вашего наиживейшего интереса и привязанности? Для меня такие «неслучайные» совпадения нередко бывают связаны с тайными братствами Традиции.

Вот на этой волне, будучи в Москве пару лет назад, случайно сделала для себя два открытия: 1) в соборе Василия Блаженного нашла тайный символ, оставленный Мастерами-Строителями, и 2) узнала кое-что из истории Сретенки, где находилось книжное издание «Эннеагон-Пресс», и где тогда работали мои Друзья.

Оказывается, во времена Петра Первого в районе станции метро Сухаревская находилась Сухарева башня, которую прозвали "Башней колдуна" из-за рода занятий необычайного человека, работавшего там.

Человека звали Якоб (или Яков) Брюс , и был он потомком не кого иного, как короля Роберта Брюса - покровителя шотландских тамплиеров, с именем которого был связан один из наиболее мощных «центров силы» Традиции в Старом Свете - храм Рослин.

Среди прочих наук, Яков Брюс занимался магией, астрологией и алхимией и был первым в России членом братства Строителей. Потомкам он стал известен благодаря работе, содержащей рекомендации по застройке Москвы, основанные на астрологических и геомантических знаниях. (Как считают, впоследствии этот труд был использован Сталиным при застройке центра города и прокладке метро).

Про Башню в Москве ходило множество слухов, а самого ученого, в следствие невежества, называли чернокнижником и колдуном. Однако, поскольку Брюсу покровительствовал сам Петр, его не трогали.

Москвичи верили, что у Якова Брюса была "книга, которая открывала ему все тайны, и он мог посредством этой книги узнать, что находится на любом месте в земле, мог сказать, у кого, что, где спрятано ». Книгу эту, якобы, достать было нельзя: она никому в руки не давалась и находилась в таинственной комнате, куда никто не решался войти. Эта Черная Книга , согласно легенде, некогда принадлежала царю Соломону, а Брюс, не желая, чтобы она после его смерти попала в чужие руки, замуровал ее в стене Сухаревой башни.

До сих пор не могу не улыбаться, читая эти яхонты городского фольклора. Потому что любой человек, хотя бы немного знакомый с алхимией, сразу понимает, что подразумевалось под Черной Книгой, открывающей все тайны. У каждого адепта Великого Делания была «книга» такого рода.

Алхимик Фулканелли в своей книге «Тайна готических соборов» обращает внимание читателей на один из барельефов Собора Парижской Богоматери, где женская фигура, символизирующая алхимию, держит в руках две книги - одна из них закрыта, другая же, обращенная к зрителю, раскрыта.

Как утверждает Фулканелли, книга - иероглиф материи Делания, способной после соответствующей обработки проявлять таящийся в ней дух. «Мы уже указывали, что древние Мудрецы называли своё вещество liber , то есть книгой. У этого минерала специфическая структура: он, подобно слюде, состоит из кристаллических пластинок, которые накладываются друг на друга, как листы в книге». Согласно описаниям Фулканелли, минерал первичной материи, как правило, черного цвета, иногда с небольшими вкраплениями других цветов.

Таким образом, книга олицетворяет первоматерию Великого Делания. Первичная, необработанная материя «раскрывается» в процессе трансмутации, высвобождая скрытый в ней универсальный дух, Квинтэссенцию .

Вот она - отгадка тайны «черной книги» Якова Брюса!

По словам Фулканелли, эту книгу легко обрести, но открыть её без откровения свыше невозможно.

Своя «книга» была у Мастера Делания Николя Фламеля. Вплоть до наших дней многие понимают буквально историю о некоем манускрипте под названием «Книга Иудея Авраама», который Фламель якобы приобрел в лавке древностей в ранней молодости. В течение 20 лет, согласно Википедии, Фламель пытался разгадать тайный смысл книги. Фулканелли полагает, что знаменитый манускрипт, неизвестно откуда взявшийся и куда девавшийся — выдумка великого Адепта, предназначенная для наставления учеников Гермеса. Разумеется, «книга» Фламеля была той же самой «черной книгой», которую пытался раскрыть (неизвестно, успешно или безуспешно) Яков Брюс в московской Сухаревой башне.

Нижеприведенная фотография представляет чрезвычайно интересный аллегорический барельеф, выбитый на ритуальном саркофаге, в котором, по-видимому, происходил ритуал «нового рождения» шотландских рыцарей-тамплиеров в Рослине.
Фотография не моя, но я была в Рослине и видела этот саркофаг, который оставляет очень глубокое впечатление. На нем изображены три фигуры: смерть с косой в царской короне, человек, идущий по направлению к ребенку и протягивающий к нему руку, и сам ребенок, сидящий на стуле.

Надпись на саркофаге гласит Omnia mors regis , что можно прочитать и как «Над всем царит смерть», и как «Смерть все делает царственным». Алхимический подтекст фразы вполне понятен: человек, чья фигура расположена далее, стоит одной ногой на круге с Т-образным рисунком, символизирующим первичную материю, а другой ногой ступает на другой круг, уже полый внутри. Полый круг - образ материи, прошедшей полное разложение и смерть, а затем возрождение, и в результате трансмутации приобретшей свойства философского камня. Хотя в аллегории использованы символы из минерального Делания, они равным образом приложимы и к алхимии духа.

Фигура ребенка («истинно говорю вам, пока не станете как дети малые, не войдете в Царствие Небесное») сидит на стуле, опирающемся на раскрытую книгу, символика которой, после всего вышесказанного, нам должна быть уже вполне понятна.

*****

Еще немного по поводу слова «чернокнижник » и связанных с ним предрассудков, вызванных невежеством. Считается, что слово «алхимия» изначально произошло от арабского названия Египта — Аль-Хем, которое иногда переводят как «чёрная земля», поскольку искусство алхимии пришло именно оттуда. Согласно Традиции, алхимические знания, наряду с другими науками, были переданы человечеству Гермесом Трисмегистом.

Идрис Шах показал родство между словами «чёрный» и «мудрый», происходящими от одного арабского корня ФХМ. В зависимости от контекста и произношения корень ФХМ может также означать «знание». Иначе говоря, подлинное значение слова «чернокнижник» - это человек, искушенный в науке алхимического преобразования, дошедшей от людей знания из Черной Земли.

Статуя, изображающая св. Иакова, покровителя алхимиков, в большой шапке с морской раковиной (символ Великого Делания). В левой руке у него зачехлённая закрытая книга. Вестминстерское аббатство, XIV в.

******
...Завершая круг и возвращаясь к Сухаревой башне, месту силы знаменитого московского чернокнижника Якова Брюса:

В тридцатые годы прошлого века по приказу Сталина башня была полностью разрушена, несмотря на все петиции и протесты общественности. Некоторые предполагают, что Сталин искал книгу Брюса, разбирая по кирпичикам стены, однако, разумеется, ничего там не нашел. Если причиной сноса башни и вправду был поиск тираном Черной Книги, то случай может послужить прекрасной метафорой того, насколько тщетны любые усилия людей мира сего даже подступиться к Тайне.

...И никто не может раскрыть эту книгу, кроме как путем откровения...

Были также мнения, что сносом башни Сталин пытался уничтожить одно из старых "мест силы", поскольку хотел создать свою собственную энергетическую структуру в Москве, работающую на режим власти. Кто знает?

Так или иначе, "место силы" на Сретенке, судя по всему, не только сохранилось, но и продолжает действовать. То, что может казаться моим Друзьям из издательства случайностью, нередко является результатом действия правильно сфокусированной силы, неукоснительно притягивающей подобное к подобному и никогда не оставляющей пустым святое место.

Упоминание о Якове Вилимовиче Брюсе до сих пор будоражит умы ученых, мистиков и кладоискателей. Молва приписывала ему общение с нечистой силой, за что его когда-то прозвали «Русским Фаустом», хотя надо было бы назвать «русским да Винчи» за обширный интерес к различным областям знания и изобретательству.

Один из величайших изобретателей и естествоиспытателей своего времени родился в 1670 году в Москве в семье потомка шотландских и ирландских королей.

Спасаясь от Кромвеля, Брюс старший прибыл в Москву в 1647 году и поступил на военную службу у русского царя.

Яков начал свою карьеру в «потешных» войсках Петра I, а в конце 1690-х стал ближайшим сподвижником царя-преобразователя, и, в частности, именно его заинтересованное участие во многом преобразило русскую армию.

О его заслугах в глазах Петра говорит хотя бы то, что Яков Брюс стал первым кавалером главной награды империи — ордена Андрея Первозванного.

Но Брюс не ограничивался лишь воинской наукой. Обладатель поистине энциклопедических знаний, он занимался и естественными науками, и математикой, и историей, владел огромной библиотекой, коллекционировал произведения искусства и археологические предметы, минералы и кости доисторических животных, гербарии и старинные монеты.

В 1727 году Брюс в чине генерал-фельдмаршала вышел в отставку и, покинув Петербург, поселился около села Глинково под Москвой, начав строить усадьбу Глинки.

Место было выбрано непростое, и усадьба по воле хозяина превратилась в настоящую крепость: Глинки находятся на полуострове между реками Борей и Клязьмой, со всех сторон защищены непроходимыми лесами и болотами. Под самой же усадьбой по приказанию Брюса были заложены обширные подземелья.

Усадьба, впрочем, славилась не только укреплениями и защищенностью. Брюс, интересовавшийся в том числе и последними европейскими тенденциями садово-паркового искусства, создал великолепный усадебный ансамбль, один из самых примечательных в России. А дворец представлял собой яркий образец барочной архитектуры, сочетая в себе итальянские, голландские и русские мотивы. (Эта усадьба сохранилась до сих пор, но сегодня она находится в весьма печальном полуразрушенном состоянии.)

Также в усадьбе были устроены: астрономическая обсерватория, химическая лаборатория и обширные хранилища для библиотеки и уникальной коллекции «куриозитетов».

В гостях у Брюса часто бывал Петр I, и один из флигелей усадьбы до сих пор называется «домиком Петра».

О научных опытах Брюса до сих пор ходят легенды одна красочнее другой. Говорят, что летом Брюс, заморозив усадебный пруд, катался по нему на коньках, что из его окон вылетали «железные птицы», а по усадьбе ходила механическая «Яшкина баба». И ведь многие из этих легенд находят сегодня свое документальное подтверждение!

В Москве Брюсу была отдана Сухаревская башня, о которой, пожалуй, легенд не меньше, чем о Глинках.

Свечной торговец Алексей Морозов как-то в сумерках увидел, что из окон башни вылетают железные птицы и, делая несколько кругов вокруг здания, возвращаются обратно.

На следующую ночь он привел к башне своих домашних и слуг. И в самом деле, одно из окон отворилось, и из него полетели «железные птицы с человеческими головами». И Морозов, и ею близкие бежали от башни в величайшем ужасе, проклиная лютеранского дьяволопоклонника

Документальных свидетельств о летающих брюсовских «драконах» не сохранилось, но в двадцатые годы в его архивах были найдены чертежи летательных аппаратов. Эти бумаги сейчас хранятся в Российской Академии наук. К сожалению, в тридцатые годы часть этих чертежей (после визита немецких летчиков, проходивших практику в СССР) была утрачена.

Подтвердилась и еще одна легенда. Крестьяне Глинок из поколения в поколение пересказывали друг другу легенду о «Яшкиной бабе», «механической кукле, которая умеет говорить и ходить, но не имеет души». Железная горничная якобы прислуживала графу в Сухаревской башне, а после его отставки бегала по Глинкам и пугала крестьян. А когда те начали к ней подходить, то она с ними... кокетничала. В архивах Брюса были найдены чертежи первого русского робота. Но опять же, никаких достоверных данных, что уникальная машина была воплощена в жизнь и действовала, нет.

Но, если вдуматься, то неграмотные крестьяне вряд ли могли все это выдумать — не читали же они брюсовские чертежи?!

Но и на этом тайны и чудеса, связанные с именем Брюса, не заканчиваются. Под усадьбой Глинки были прорыты обширные подземные галереи. Они не только соединяли все здания усадьбы, но имели выходы за несколько километров от неё.

Именно в этих подземельях, по слухам, до сих пор хранятся магические книги и сокровища Брюса.

Как утверждают легенды, Петр Первый неоднократно просил Брюса дать ему почитать Волшебную книгу, спрятанную в потайной комнате Сухаревской башни, которая когда-то принадлежала самому царю Соломону. Но Брюс твердил, что ‘такой книги у него нет, а вот «Философию мистики» на немецком языке, которая тоже «очень чудесная», дать почитать может.

Брюсу не слишком верили, и когда в 1735 году он умер, Екатерина I велела обыскать обсерваторию и его научный архив, хранившийся в Академии наук. Однако Волшебной книги там не было. Но императрица, видимо, имела весьма веские основания считать, что загадочная книга существует, и даже выставила у Сухаревской башни караул, чтобы нехорошие люди не смогли эту книгу найти и прочитать.

Пост у Сухаревой башни был снят только в 1924 году, на восьмом году советской власти!

Интересовался таинственной книгой и Сталин, с чем и было связано решение башню снести. Башню разбирали по кирпичику, стараясь отыскать если уж не таинственную комнату, то хотя бы нишу, где мог скрываться магический фолиант. О результатах докладывали Сталину каждый день, а все найденные раритеты отвозили в Кремль.

Остатки башни были в итоге взорваны. До сих пор многие гадают над этим решением: то ли искомое было найдено, то ли Сталин просто разозлился пустым поискам...

Известно, что Лазарь Каганович, присутствовавший при взрыве башни, считал, что видел в толпе самого Брюса.

Как бы Якова Вилимовича ни обвиняли в колдовстве и мистике, в воспоминаниях современников он остался абсолютным скептиком и обладателем материалистического мировоззрения. Известно, что когда Петр показывал ему нетленные мощи святых угодников в новгородской Софии, Брюс «относил сие к климату, к свойству земли, в которой прежде погребены были, к бальзамированию телес и к воздержанной жизни».

Хотя книга, по всей видимости, так и не была найдена, к строительству сталинской Москвы Брюс все же приложил свою руку. В петровские времена наука переплеталась с тем, что мы называем сейчас мистикой, и Брюс составил не только, первую карту российской территории от Москвы до Малой Азии, но и астрологическую карту Москвы.

Последняя, и документы об этом сохранились, использовалась при построении московского метро. Именно поэтому на кольцевой линии 12 станций, символизирующих 12 знаков Зодиака. Сталин, прокладывая Садовое и Бульварное кольцо, также пользовался астрологическими разработками Брюса.

Также известно, что еще в XVIII веке Брюс утверждал, что нельзя вести плотную застройку на Дмитровке из-за подземных пустот. Современные московские провалы земли это подтвердили. Как и запрет Брюса строить на Воробьевых горах из-за возможности оползней. Новое здание Академии наук стали укреплять сразу же после постройки. Почему в этом случае Сталин не послушал Брюса — тоже понятно. Яков Вилимович отметил на своей карте Воробьевы горы как место, благоприятствующее учебе и науке.

Похоронен был Брюс в ограде кирхи в немецкой слободе. Когда в тридцатые годы кирху на улице Радио стали разбирать, то обнаружили в склепе гроб с телом графа. Опознан был Брюс по фамильному перстню. Останки соратника Петра передали в лабораторию антрополога и скульптора Герасимова, но вскоре они бесследно исчезли. Осталась только одежда Брюса, которая сейчас находится в фондах Государственного Исторического музея. Перстень Брюса тоже бесследно исчез. Говорили, что его забрал Сталин.

В биографии Брюса, как вы уже поняли, загадок гораздо больше, чем отгадок. Примерно так же обстоит дело и с поисками его клада.

Профессор московского университета Ковалев в 1857 году проводил раскопки в Глинках и поиски в Сухаревой башне, но безрезультатно.

В начале двадцатого века, под патронажем Николая Второго пытался искать магическую брюсовскую книгу археолог Алексей Кузьмин. Средства были выделены большие, но археолог, только признавшись своим друзьям, что наконец что-то понял в брюсовских тайнах, внезапно скончался...

Тайны Брюса все еще ждут своего кладоискателя.

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Загадки великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. История войн, загадки сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, загадки СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная история.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

О нём вспоминают нечасто. Да и, вспоминая, по большей части отдают ему должное как поэту и реформатору стихотворного языка. А вот о работах, где он заявил о себе как учёный, говорят лишь в узких кругах. Неудивительно: специалисты до сих пор не могут обосновать феномен Велимира Хлебникова. Этот человек предвидел то, о чём его современники и не догадывались.

Уважаемые читатели, некоторые имена, даты и места действия в нашем материале изменены, потому что многие данные по этой теме ещё не рассекречены. Ряд неточностей в освещении событий допущен намеренно.

Вьетнам в последние годы превращается в популярную и доступную страну для пляжного отдыха. Уже и не представить, что 50 лет назад здесь бушевала сначала гражданская война, а потом американская интервенция. Вообще, Вьетнам большую часть своей истории находился под чьим-либо влиянием - китайским, французским, американо-советским. Мы в данном материале расскажем о последнем, точнее, о том, какую роль в помощи индокитайским братушкам сыграл Советский Союз.

В 1909 году на поэтическом небосклоне Санкт-Петербурга вспыхнула новая яркая звёздочка с экзотическим именем - Черубина де Габриак. Её стихами, опубликованными в гламурном журнале «Аполлон», зачитывались романтичные юноши и девушки. Её несомненный талант признали такие корифеи, как Иннокентий Анненский и Вячеслав Иванов. Светские львы мечтали о свидании с загадочной испанской аристократкой. Вот только наяву эту красавицу никто не видел.

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что резервации индейцев в США - это своего рода потёмкинские деревни. Магазины индейских сувениров, чересчур чистые одеяния, гламурные постройки, лишь похожие на древние индейские хижины… Но индейцы там живут настоящие, и вообще-то интересно наблюдать за их приукрашенным бытом. Однако думается, что индеец со стройки небоскрёба в Нью-Йорке (а там их обычно хватает) более натурален и живёт более естественной и природной жизнью, чем эти неработающие индейцы из гостевых резерваций.

Женщина каменного века, кем она была? Запуганным чумазым существом в звериной шкуре, поддерживающим огонь в пещере, с ребёнком на руках, или своеобразной амазонкой, участвующей в охоте наравне с мужчинами? Исследуя загадочные женские статуэтки, обнаруженные на стоянках первобытных людей, учёные попытались ответить на этот вопрос.

Есть в Крыму удивительный по красоте уголок, которого не найти в туристических справочниках и даже на карте отыскать трудно. Всё потому, что это место было строго засекречено. Десятилетиями из обычных «штатских» людей об урочище Кизилташ знали только жители близлежащих деревень, да и тем путь сюда был заказан.

Каков был внешний облик Иисуса Христа? Любопытно, что в Евангелиях по поводу его внешности не сказано ни слова, несмотря на то что галилейский пророк - центральная фигура притч и сказаний.

Тайны окружают Якова Брюса с самого его рождения: где и когда это произошло достоверно не известно, как и обстоятельства, приведшие его в Москву. По одним данным (Валишевский) он был шведом, по другим - шотландцем, выходцем из королевского рода. В 14 лет он свободно говорил на трех языках, знал математику и астрономию, а в 16 записался в «потешные войска». Именно здесь начался его стремительный взлёт по карьерной лестнице. К тридцати годам Брюс возглавил всю русскую артиллерию и получил чин генерал-фельдцейхмейстера. Пётр доверял Брюсу важнейшие дипломатические переговоры, а впоследствии пожаловал ему титул графа и ввёл в состав «правительствующего » Сената. Яков Брюс стал первым кавалером главной награды Империи - ордена Андрея Первозванного.



Государственную деятельность Брюс успешно сочетал с научной. Например, несмотря на «тяготы и лишения военной службы», во время Азовского похода он умудрился начертить карту юга России от Москвы до Крыма.


В рамках «Великого посольства» именно Брюсу Пётр поручил вербовать для работы в России учёных и преподавателей, закупать книги и инструменты. Брюс не только справился с поставленной задачей, но и, по возвращении, сам с энтузиазмом включился в преподавательскую деятельность.

В 1699 г. в Москве по указу царя начала работать Школа математических и навигацких наук - первое в России учебное заведение, где в числе других дисциплин стала преподаваться астрономия. Для неё в 1692-1695 гг. была специально
выстроена Сухарева башня. Брюс организовал в ней обсерваторию и стал лично обучать будущих мореходов наблюдениям. В это время он издал карту звёздного неба и стал выпускать знаменитые «Брюсовы календари». Брюс
также перевёл книгу Христиана Гюйгенса «Космотеорос», излагавшую систему Коперника и теорию тяготения Ньютона. В русском переводе она называлась «Книгой мирозрения» и долго служила учебником как в школах, так и в
университетах.

При дворе Брюса считали учёным, астрономом и инженером, а в простонародье - колдуном и чернокнижником. Обе точки зрения, по-своему, правы. Для своего времени был достаточно эрудирован, но где почерпнул он свои разносторонние знания - неизвестно. Исследователи научного наследия Брюса его изыскания объявили поверхностными. Мотивировалось это ссылками на чрезмерное увлечение Брюса астрологией. Например, тем, что все его наблюдения за небесными телами использовались исключительно для составления астрологических прогнозов, а упомянутые выше «Брюсовы
календари» напоминали более волшебные сказки, чем научные отчеты. В вину Брюсу ставилось даже то, что, составив неплохую геолого-этнографическую карту Москвы (исчезла в середине прошлого века, но ее описания есть в Академии Наук ), он тут же дополнил ее астрологической.

Механические опыты Брюса современники, вообще, считали сумасбродством: механический человек (робот, по-нашему )… Или летательный аппарат, который существовал не только на бумаге, но и в виде действующей металлической модели (это в те времена, когда самыми смелыми мечтами остальных первопроходцев пятого океана было поднять в воздух пузырь, надутый дымом! ). К слову, чертежи самолета пропали таинственным образом перед Великой Отечественной. Поговаривали, что их похитила немецкая разведка (еще один привет вам от «Аненэрбе» ) и идеи Брюса были использованы специалистами фирмы «Мессершмидт».

Интересовался наследием Брюса и товарищ Сталин. Упомянутую Сухареву башню он приказал не взорвать, как, допустим, Храм Христа-Спасителя, а разбирать по кирпичику и все находки доставлять лично ему. И есть все основания полагать, что он нашел то, что искал… но не будем забегать вперед!

Петербург Брюс невзлюбил. Он был сторонником концентрической градостроительной схемы, однако, Пётр, как и последующие Романовы, будучи любителем прямых линий, повелел возводить город по образцу Амстердама - с прямыми, перпендикулярно пересекающимися, улицами. Не сумев до конца реализовать себя в Северной Пальмире, Брюс обосновался в Москве, благо, здесь для него как раз подвернулось подходящее поле деятельности.

Возведение Петербурга затмило другой исторический факт - реконструкцию Москвы. Именно при Петре её градостроительная концепция приобрела окончательный вариант, согласно которому город развивается и поныне: несколько транспортных колец и радиальные магистрали, лучами разбегающиеся от центра.


Замысел петровских времен на современных картах, после многочисленных лужковских модификаций, разглядеть достаточно сложно. Чтобы упростить себе задачу возьмите «скелет» Москвы - карту метро и вглядитесь повнимательнее в знакомого «паука» по имени «Схема линий московского метрополитена».

Схема линий московского метрополитена - модель гороскопа?


Ничего не напоминает? Одна кольцевая с двенадцатью радиальными отростками… Окружность, разделённая на 12 частей… Циферблат часов… а еще гороскоп, вернее, Зодиакальный круг (но, кажется, мы уже где-то это встречали! ).
Сохранились свидетельства, согласно которым товарищ Сталин рекомендовал, чтобы метро строили по астрологической карте, составленной Брюсом. Поэтому на кольцевой линии всего 12 станций, как знаков Зодиака, а 13-ю «Площадь Суворова» по разным причинам не удается ввести в эксплуатацию до сих пор.

Ошибки нет: во времена Петра Москва подверглась реконструкции и её градостроительный план был выполнен в виде зодиакальной карты звёздного неба. Автором этого плана являлся Яков Брюс - последний архитектор, строивший города по звёздам.

Пасьянс сложился! Я не сомневаюсь, что специалисты в узких областях при желании найдут в моём повествовании какие-нибудь неточности, к которым можно будет придраться. Кроме того, за бортом моего исследования осталась масса сооружений, не вписывающихся в выявленные мною закономерности, например, Карнак во Франции, не говоря, уж, об
астрономически ориентированных постройках Центральной Америки или фигурах острова Пасхи. В отличие от целой массы бездоказательных, но «общепринятых» теорий, которым мы почему-то слепо верим, вообще, без аргументов, я привел в своём исследовании только факты. Факты, известные всем. Факты, которые любой мой читатель может проверить при помощи карты Мира из первого попавшегося учебника географии. Факты, уже 5000 лет торчащие из земли у всех на виду. Факты, описанные до меня сотнями профессиональных исследователей. И - как ни больно это признавать - я и нового-то ничего не открыл. Я всего лишь систематизировал то, что собрали до меня другие и по-новому взглянул на результаты их трудов. Жаль, если вы не увидели того, что увидел я…

Орлов В.В., к.м.н., энтузиаст науки Код Петра Великого

Весной 1723 г. Пётр праздновал очередную годовщину бракосочетания с Екатериной. Яков Вилимович, распоряжаясь торжествами, устроил в Петербурге грандиозную процессию кораблей, поставленных на полозья и запряжённых лошадьми. Кампредон рассказывал: «Царь ехал на 30-пушечном фрегате, вполне оснащённом и с распущенными парусами. Впереди в шлюпке в виде бригантина с трубами и литаврами на носовой части оного ехал распорядитель праздника, главный начальник артиллерии граф Брюс». В 1724 г. во время коронации Екатерины Брюс нёс перед ней императорскую корону, а супруга Брюса была в числе пяти статс-дам, поддерживавших шлейф Екатерины. А в следующем году Брюсу пришлось в последний раз служить своему державному другу — он был главным распорядителем на похоронах Петра I.
Колдун Петра Великого

Екатерина I, утвердившись на русском престоле, не забыла заслуг Брюса, наградила его орденом Александра Невского. Но увидев, как «птенцы гнезда Петрова», прежде дружно служившие русскому государству, начали враждовать, делить почести и сферы влияния при дворе Екатерины, Брюс в 1726 г. предпочёл удалиться в отставку в чине генерал-фельдмаршала. В 1727 г. он купил у А.Г. Долгорукого подмосковное имение Глинки, разбил регулярный парк, выстроил дом с обсерваторией и безвыездно уединился в имении, занимаясь любимыми науками. Он увлёкся медициной и оказывал помощь окрестным жителям, составляя лекарства из трав. Брюс скончался в 1735 г., немного не дожив до 66 лет. Детей у него не было. Испанский посол де Лириа писал о нём:
«Одарённый большими способностями, он хорошо знал своё дело и Русскую землю, а неукоризненным ни в чём поведением он заслужил общую к себе любовь и уважение».


Однако со временем в памяти народной упрочился иной образ Брюса — колдуна и чернокнижника. Повод для подобных подозрений Брюс подал ещё в молодости. В конце XVII в. в Москве была построена Сухарева башня, и москвичи с суеверным страхом стали замечать, что время от времени ночной порой в верхних окнах башни мерцал таинственно свет. Это друг царя Ф.Я. Лефорт собирал «Нептуново общество», увлекавшееся, по слухам, астрологией и магией. В общество входили ещё восемь человек и среди них — сам любознательный царь, неразлучный с ним Меншиков и Яков Брюс.
Тяготение к тайноведению у Брюса было, можно сказать, наследственным. Его предок шотландский король Роберт Брюс в XIV в. основал Орден святого Андрея, объединивший шотландских тамплиеров. По преданию, Яков Брюс после смерти Лефорта возглавил «Нептуново общество». Кроме того, на Сухаревой башне он занимался астрономическими наблюдениями. Репутация «звездочёта» и глубокие научные познания Брюса порождали среди обывателей фантастические легенды. Как рассказывал П.И. Богатырёв в очерках «Московская старина», москвичи уверились, «будто у Брюса была такая книга, которая открывала ему все тайны, и он мог посредством этой книги узнать, что находится на любом месте в земле, мог сказать, у кого что где спрятано… Книгу эту достать нельзя: она никому в руки не даётся и находится в таинственной комнате, куда никто не решается войти».
Основой для подобных преданий могли послужить реальные факты. Чиновники, составлявшие опись кабинета Брюса, нашли там немало необычных книг, например: «Философия мистика на немецком языке», «Небо новое на русском языке» — так обозначено в описи. Была и вовсе загадочная книга, состоявшая из семи деревянных дощечек с вырезанным на них непонятным текстом. Народная же молва утверждала, будто магическая Брюсова книга принадлежала некогда премудрому царю Соломону. И Брюс, не желая, чтобы она после его смерти попала в чужие руки, замуровал её в стене Сухаревой башни. А после того как башня была разрушена, стали поговаривать, что случилось это неспроста и виной всему — могучие и опасные чары, заключавшиеся в Брюсовой книге. Да и саму смерть Брюса порой приписывали его магическим экспериментам.
Во второй половине XIX в. М.Б. Чистяков записал рассказы крестьян из села Чернышино Калужской губернии, принадлежавшего когда-то Брюсу. Крестьяне говорили, что хозяин села был царским «арихметчиком», знал, сколько звёзд на небе и сколько раз колесо повернётся, пока до Киева повозка доедет. Взглянув на рассыпанный перед ним горох, он мог сразу назвать точное количество горошин: «Да мало ль ещё, что знал этот Брюс: он знал все травы этакие тайные и камни чудные, составы разные из них делал, воду даже живую произвёл…»
Решив испробовать чудо оживления и омоложения на себе самом, Брюс будто бы повелел верному слуге разрубить себя на части мечом и потом поливать «живой водой». Но для этого нужен был долгий срок, а тут царь некстати хватился своего «арихметчика». Пришлось слуге во всём сознаться и показать тело господина: «Глядят — тело Брюсово уж совсем срослось и ран не видно; он раскинул руки, как сонный, уже дышит, и румянец играет в лице». Возмутился духом православный царь, сказал с гневом: «Это нечистое дело!» И повелел похоронить чародея в земле на веки вечные.
В качестве мага и чернокнижника Брюс фигурирует и в сочинениях русских романтиков: в повести В.Ф. Одоевского «Саламандра», в незавершённом романе И.И. Лажечникова «Колдун на Сухаревой башне».
Новая реальность XX в. вносила в легенды о Брюсе свои коррективы. Утверждали, будто он не умер, а создал воздушный корабль и улетел на нём неведомо куда. Царь же повелел книги его замуровать в Сухаревой башне, а все снадобья — сжечь. Таким образом разрастался и варьировал целый свод сказаний, в котором Брюс представал чем-то вроде русского Фауста.
В судьбе Брюса действительно есть что-то загадочное. Неясно, где и как сын служилого дворянина, на четырнадцатом году записанный в «потешные», сумел получить такое блестящее образование, которое позволило ему затем овладеть глубокими познаниями в самых различных областях науки? Непроницаемыми для постороннего взгляда остались его внутренний мир и домашняя жизнь, особенно в последние годы, проведённые почти в отшельническом уединении. Брюс несомненно проявлял интерес к тайноведению.
«Судя по некоторым данным, Яков Вилимович обладал скорее скептическим, чем мистическим складом ума, — пишет по этому поводу кандидат филологических наук И. Грачёва. — По свидетельству одного из современников, Брюс не верил ничему сверхъестественному». И когда Пётр показывал ему нетленные мощи святых угодников в новгородской Софии, Брюс «относил сие к климату, к свойству земли, в которой прежде погребены были, к бальзамированию телес и к воздержанной жизни…»
Но по иронии судьбы само имя Брюса впоследствии стало ассоциироваться с чем-то таинственным и сверхъестественным. В начале XX в. кирха в бывшей Немецкой слободе, где похоронили Брюса, была уничтожена, а останки графа передали в лабораторию М.М. Герасимова. Но они бесследно исчезли. Сохранились лишь отреставрированные кафтан и камзол Брюса, они — в фондах Государственного Исторического музея. Зато возникли слухи о привидении Брюса, будто бы посещавшем свой дом в Глинках.
Недавно в бывшей брюсовской усадьбе с помощью местных краеведов открыли музей. Его деятельность несомненно поможет прояснить немало «белых пятен» в биографии одного из самых видных сподвижников Петра I.

Под этим названием известен календарь, составление которого приписывается Брюсу. Самый календарь, ставший образцом для всех
позднейших изданий с предсказаниями, был отгравирован впервые в 1709 г. на меди и состоял из шести отдельных листов. Единственный полный экземпляр этого календаря хранится в Эрмитаже (в собрании гравюр и карт); неполный экземпляр имеется в Публ. библиотеке. На первом листе календаря читаем заглавие:
"Ново сия таблица издана, в ней же предложено вступление Солнца в 12
зодий приближно, такожде восхождения и захождения Солнца, яко на оризонт сей,тако и со оризонта; еще же величество дней и нощей в царствующем граде Москве, яже имеет широту 55 градусов 45 минут; вычтена и тиснению предана обще, яко на едино лето, тако и на прочие годы непременно, повелением его царского величества, во гражданской типографии, под надзрением его превосходительства, господина генерала лейтенанта Якова Вилимовича Брюса, тщанием библиотекаря Василия Киприянова: мая 2-го, 1709 г.".

Первый лист дает сведения исключительно астрономического характера; во втором же, выпущенном через шесть месяцев (1 ноября 1709), помещены святцы, собственно календарь и церковные справки: "Неисходимая пасхалиа по ключевым пасхалным литерам. О празницех яже каждого лета преходят". На третьем листе, создавшем знаменитость всему произведению Киприянова и его ближайшего сотрудника Алексея Ростовцова, читаем: "Презднаменование времени по всякой год по планетам; еще же не точно знаменование времени, но и многих расположенных избранных вещей, которые
деются от каждой сильнейшие и господствующие планеты, через кийждо год по вся четыре времени всего лета. Переведена с латинского диалекта из книги Иоанна Заган; чином же учрежденная и тиснению предана повелением его царского величества во гражданской типографии, в Москве 1710 г., под надзрением его превосходительства господина генерала лейтенанта и кавалера Якова Вилимовича Брюса". А внизу помещено: "Употребление всея таблицы с кругом
солнечным и вруцелетием по 112 лет (то есть с 1710 по 1821 г.), по которым осмотря лето желаемое и круг солнца, по оному обретати имаши господствующую планету и действы через весь год яже изъявлены под каждой планетой. Трудом и
тщанием библиотекаря Василия Киприянова".


По материалам Вяткина. Текст частично отсюда:

Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта