Поэтов XVI века , член поэтической группировки «Плеяда» и ближайший друг её руководителя Ронсара .
Дю Белле - враг слащаво-любовного рифмоплетства придворных поэтов. В полемической части «Защиты» он объявляет войну всей средневековой поэзии, нападая на слепых подражателей античным поэтам, злоупотребляющих латынью . Он высказывается за серьёзное изучение образцов классической литературы и приближение французской поэзии к простоте народного творчества. Но эти тенденции к «народности» не получили развития вследствие придворно-аристократического характера творчества «Плеяды». Основным стимулом стали книжные, главным образом итальянские влияния. Это влияние и сказалось в сильной степени на трактате Дю Белле. Существует даже указание на заимствование всей полемической части «Защиты» из итальянского источника.
Творчество Дю Белле как поэта зачастую находится в полном противоречии с его теориями. Приверженец «объективной» поэзии, он наиболее субъективный поэт всей группы; восставая против латыни и подражательства, он оставил два тома латинских стихов и много подражал иностранным образцам. Эти противоречия, впрочем, свойственны всей «Плеяде» в целом.
Начнем со старшего. Жоашен дю Белле родился в 1522 г., прожил классические для поэта тридцать восемь лет и умер в 1560-м.
Попробуем представить себе время Дю Белле.
В 1525 г. войска Карла V взяли в плен французского короля Франциска I . И это был лишь один из эпизодов кровавой войны за первенство в Европе, борьбы, бросившей тень на всю жизнь поэта.
Это, кроме того, еще и время научных исканий и взрывов диких суеверий, двойного фанатизма - яростных католиков и непримиримых гугенотов. Франция воюет почти беспрерывно - то с Карлом, то с англичанами. Империя Габсбургов пугает мир своей мощью. Карл V, родившийся во Фландрии и царствовавший в Мадриде, правил Германией и Мексикой, Голландией и Италией. Французы тогда впервые заговорили об "европейском равновесье". Франциск предложил союз турецкому султану. Он договаривается и с мусульманами, и с немецкими протестантами, что не мешает ему жечь на кострах доморощенных еретиков.
Идеи Возрождения, пришедшие из Италии, потрясают просвещенных французов. Вельможи читают "Одиссею" и рассказывают об открытиях Коперника, а студенты смущают своих возлюбленных стихами Петрарки. Король выписывает из Италии великого Тициана, который пишет портрет просвещенного монарха. Король основывает Коллеж де Франс - первую высшую светскую школу. Он покровительствует философии, филологам, поэтам, художникам. Он произносит речи о значении книгопечатания. При этом он сжигает на костре одного из лучших печатников Франции , филолога Доле. Выступают первые ученики Игнатия Лойолы, воинствующие иезуиты. Кальвинисты протестуют против фанатизма католиков, но сами отнюдь не брезгают их методами. В католическом Париже преподает медицину испанский врач Сервет, он изучает систему кровообращения. От преследования церкви он уезжает в Женеву, где Кальвин организовал протестантскую республику. Конечно, Кальвин порицает инквизицию, но научное обоснование мира беспокоит его, пожалуй, больше, чем даже самого папу... И свободолюбивые гугеноты торжественно сжигают на костре медика Сервета. И еще важно: быстрыми темпами растет новый класс - буржуазия. Такова обстановка, в которой работают поэты "Плеяды", мир, в котором живет Дю Белле.
Выходец из бедной ветви знаменитого рода епископов, губернаторов, дипломатов, полководцев, он рано осиротел, был слаб здоровьем. Юношей он едет в Пуатье, чтобы в университете изучать право. Там он и встретился с Ронсаром. По преданию, они случайно познакомились в пригородном трактире . И с первой встречи подружились навек. В 1547 г. 25-летний Дю Белле бросает юриспруденцию, перебирается в Париж, поступает в коллеж Кокре, где учится его друг Ронсар. Оба они живут в интернате, увлекаются итальянской поэзией, бродят по узеньким улицам Латинского квартала, влюбляются в девушек, которых неизменно сравнивают с петрарковой Лаурой.
Два года спустя Дю Белле издает сборник стихов "Олива" - так называет поэт предмет своей любви. В книге много прекрасных сонетов. Почти одновременно появляется и прославление французского языка.
А через три года он отрекается от своей первой книги, то есть от петраркизма:
Слова возвышенны и ярки,
Хочу любить я без оглядки.
Нам надоели бумажные страсти -
Дайте жить с живой женой !
Что, по-моему, только лишний раз доказывает, сколь узок и одновременно вечен ряд поэтических тем.
К 1553 г. Дю Белле - уже совершенно больной человек. Туберкулез терзает его еще с отрочества, а бедность - едва ли не с рожденья.
В это время он посещает Рим в качестве секретаря по финансовым делам в составе миссии Генриха II, возглавляемой родственником поэта, кардиналом Жаном Дю Белле. Габсбурги и Франция боролись за несчастную, растерзанную Италию.
Четыре года провел поэт в Италии. Его поразила жизнь, продолжающаяся в античных руинах. В те годы Рим был не только развалинами былой славы: еще работал неистовый Микеланджело, исполнялись литургии, архитекторы создавали дворцы, сочетая гармонию "золотого века" с первыми прихотями сумасбродного барокко.
И еще Рим открыл ему лицо порока. В сонетах он все это описал: интриги и шулерство кардиналов и дипломатов, бесстыдство куртизанок, смесь полуголых девок с рясами, ладана с винным угаром, четок с выкладками банкиров. Описал - и затосковал по родине, и сбежал во Францию, и создал поэтическую книгу "Сожаления" - дневник наблюдений, раздумий, признаний. Книгу живой любви к живой и замужней женщине, римлянке Фаустине, о нелегкой и бурной их любви. И, тем не менее, не любовь - главное в итоговой книге Дю Белле. Он понимал, что Ронсар о любви пишет лучше, и потому писал о жизни, о себе, о времени.
Наскоками постигавшая, но и отпускавшая его глухота (даже недуг у них был с Ронсаром общий !) в 1599 г. вернулась окончательно. Замучили и другие болезни. Поэт слег. Когда же вдруг наступило облегчение, он поднялся с постели и весело встретил Новый год в доме своего друга Бизэ. Вернувшись домой, он сел за стол, чтобы поработать над стихами. Утром 1 января 1560 г. его нашли мертвым.
А через три года после смерти поэта началась новая война между католиками и гугенотами и... закончилась эпоха Возрождения.
Вот несколько сонетов Дю Белле в переводе Вильгельма Левика из числа тех, что сделали его имя бессмертным.
Над ним смеется тот, кто вьется возле трона,
Вельможа от стихов не видит барыша,
Но я не откажусь от песенной строки,
Потом он мечется, он ищет, ловит, ждет,
То к папе на поклон, то письма, то доклады,
Те просят, те кричат, те требуют совета,
А я таю свой гнев, насилую природу,
Мой каждый шаг стеснен - безропотно молчу.
Нет боли тягостней, чем скрытая в кости!
Жоашен дю Белле , Иоахим дю Беллэ (фр. Joachim Du Bellay ; 1522 (1525 - по другим данным), замок Тюрмельер вблизи Лире, Анжу (Франция) - 1 января 1560, Париж) - один из выдающихся французских поэтов XVI века, член поэтической группировки «Плеяда» и ближайший друг её руководителя Ронсара.
Родился в дворянской семье, рано потерял родителей и занимался самообразованием.
Принадлежал к католическому духовенству и занимал очень высокие посты. После встречи с Ронсаром (1547 год) отказался от церковной карьеры и всецело отдался поэзии. В 1547-49 гг. учится вместе с Ронсаром и Ж.А. де Баифом дю Белле в коллеже Кокре. Активно занимается поэзией.
В апреле 1553 года получает место секретаря у своего двоюродного брата – кардинала Жана дю Белле, назначенного послом в Риме, и вместе с ним уезжает в Италию, где остается до августа 1557 года. После возвращения опубликовал в 1558 году сразу несколько сборников.
Умер в 1560 году, похоронен в часовне Собора Парижской Богоматери
Дю Белле много способствовал обогащению французского литературного языка и созданию таких новых жанров, как ода, элегия, эпопея. Ему принадлежит также первая по времени французская сатира против придворных поэтов «Придворный поэт».
Как поэт Дю Белле подражал Петрарке, главные темы своего сборника «Олива» («L’Olive») он заимствовал у итальянских поэтов. Сам Дю Белле долго жил в Италии и написал там лучшую свою поэму «Antiquités de Rome» и стихи «Les Regrets», особенно характерные для его интимной лирики. В 1552 году опубликовал перевод 4-й книги «Энеиды» (перевод 6-й был издан посмертно в 1560). После 1553 года Дю Белле, порвав с петраркизмом, переходит к реалистической лирике.
В 1549 году написал трактат «Защита и прославление французского языка» («La défense et l’illustration de la langue française»), который был впоследствии пополнен фрагментами из предисловия к сборнику «Олива». В этом трактате были развиты основные теоретические положения новой группы писателей. Хотя основные эстетические принципы этого направления и приписываются Ронсару, но Дю Белле считается главным полемистом «Плеяды», одним из реформаторов французского языка и поэзии. Во многом ему следовал его друг Жан Тайль.
Дю Белле - враг слащаво-любовного рифмоплетства придворных поэтов. В полемической части «Защиты» он объявляет войну всей средневековой поэзии, нападая на слепых подражателей античным поэтам, злоупотребляющих латынью. Он высказывается за серьезное изучение образцов классической литературы и приближение французской поэзии к простоте народного творчества. Но эти тенденции к «народности» не получили развития вследствие придворно-аристократического характера творчества «Плеяды». Основным стимулом стали книжные, главным образом итальянские влияния. Это влияние и сказалось в сильной степени на трактате Дю Белле. Существует даже указание на заимствование всей полемической части «Защиты» из итальянского источника.
Творчество Дю Белле как поэта зачастую находится в полном противоречии с его теориями. Приверженец «объективной» поэзии, он наиболее субъективный поэт всей группы; восставая против латыни и подражательства, он оставил два тома латинских стихов и много подражал иностранным образцам. Эти противоречия, впрочем, свойственны всей «Плеяде» в целом.
Библиография
1547 – Дю Белле знакомится с Ронсаром , который сыграл большую роль в его жизни. Он становится учеником «Плеяды» – поэтической школы эпохи Возрождения, реализовавшей идеологические принципы гуманизма во французской поэзии середины XVI в. «Плеяда» состояла из семи французских поэтов, главную роль ней играл Пьер Ронсар.
1547-1549 – вместе с Ронсаром и Ж.-А.де Баифом Дю Белле учится в коллеже Кокре.
1549 – Дю Белле пишет манифест новой школы – трактат «Защита и прославление французского языка» (La défense et l’illustration de la langue française), пополненный впоследствии положениями из предисловия Дю Белле к его сборнику «Олива» (L’Olive). В этом трактате и были развиты основные теоретические положения «Плеяды». Хотя основные эстетические принципы этого направления и приписываются Ронсару, но Дю Белле считается главным полемистом «Плеяды» и одним из реформаторов французского языка и поэзии. В трактате были сформулированы задачи, стоящие перед французской литературой, намечены пути жанрового и языкового обогащения поэзии – путём прямого подражания поэтам древности и Италии (Ф.Петрарка , Л.Ариосто, П.Бембо).
В этом же году выходит первый стихотворный сборник Дю Белле «Олива» (Olive), включающий несколько од и 50 сонетов, написанных под сильным влиянием итальянских поэтов. В следующем году книга была переиздана в значительно расширенном виде. Вскоре выходит сборник од «Лирические стихи» (Vers lyriques). Эти сборники обогатили французскую поэзию новыми жанрами и темами, подняли ее общественное и общенациональное значение. Однако сознательная установка на подражание, платонизм означали в известной мере разрыв с национальными поэтическими традициями.
1552 – Дю Белле публикует перевод четвертой книги «Энеиды» Вергилия (перевод шестой книги издан посмертно в 1560).
После 1553г. Дю Белле, порвав с петраркизмом, переходит к реалистической лирике.
Апрель 1553 – Дю Белле получает место секретаря у своего двоюродного брата – кардинала Жана Дю Белле, назначенного послом в Риме, и вместе с ним уезжает в Италию .
1556-1559 – выходит серия «Речей» (Discours), большей частью имеющая политическую направленность.
Август 1557 – Дю Белле возвращается во Францию.
1558 – выходит сборник сонетов «Сожаления» (Les Regrets), отражающий римские впечатления Дю Белле (прежде всего от папского двора) и сильнейшую ностальгию по Франции. Тогда же выходят сборники «Древности Рима» (Antiquitez de Rome) и «Сельские игры» (Divers Jeux rustiques), созданные в римский период, а также сборник стихотворений на латинском языке «Поэмата» (Poemata).
1559 – выходит сатира «Придворный поэт» (Pote courtisan), в которой остроумно высмеивается стихоплет, озабоченный лишь карьерой при дворе.
4. Агриппа д" Обинье
Для достойного описания жизни-романа этого человека потребовалось бы перо Александра Дюма, ибо, если жизнь Ронсара - роман лирический, то жизнь д" Обинье - самый что ни на есть приключенческий.
Попробуем изобразить ее лишь в самых общих чертах.
1560 год. Восьмилетний мальчик Агриппа д" Обинье вместе с отцом, ревностным воином-гугенотом и книжником проезжает верхом через городскую площадь, с которой еще не убраны головы казненных протестантов-заговорщиков. Старик разражается проклятиями в адрес их палачей. Едва выбравшись из толпы, окружившей его отряд, он заставил сына поклясться до последнего вздоха сражаться за их дело.
Дело всей жизни д" Обинье-поэта - "Трагические поэмы". Он работал над их созданием тридцать девять лет (1577-1616). Вот что вкратце можно о них сказать.
Первая часть - "Беды" рисует печальную картину королевства, разоренного религиозными войнами.
Вторая часть - "Монархи" дает сатирическую галерею образов правителей Франции. Эта вещь во французской литературе беспрецедентна по конкретной направленности сатиры, по решимости назвать вещи своими именами, по бесстрашию обличения сильных мира сего.
Третья часть - "Золотая палата" - рассказ о неправедных, жестоких католических судьях.
Четвертая часть - "Огни" - историческая хроника гонений за веру от Яна Гуса до самого себя.
Пятая часть - "Мечи" - рисует Францию как царство сатаны, посланного Богом в наказание за дела католиков.
Шестая часть - "Возмездие" - и седьмая часть - "Суд" - пронизаны пафосом веры в справедливое возмездие вероотступникам на земле и в вечности.
Весь цикл проникнут библейской древностью, античной мифологией и высоким трагизмом. Это - подлинный шедевр заката Ренессанса.
Помимо названного, перу д" Обинье принадлежит плутовской роман "Приключения барона Фенеста", написанный под воздействием "Дон Кихота" и представляющий собой прежде всего сатиру на придворные нравы. Этот роман, восходящий к новеллистике начала века и к творению Рабле, считается значительным явлением французской прозы.
Другая прозаическая вещь - "Жизнеописание Агриппы д" Обинье, написанное им самим для его детей", вероятно, и помешала Дюма использовать биографию Агриппы для романа. Ведь лучше самого д" Обинье не мог написать о нем никто , даже король бестселлера Дюма-отец. (К слову сказать, в точно такой же ситуации Дюма использовал автобиографию Челлини при создании романа "Асканио" - и... проиграл итальянцу в творческом поединке... Может быть, поэтому он удержался от аналогичной дуэли с французом. Впрочем, Дюма сочинил несметное множество романов, и вполне возможно, что мне просто неизвестна его книга о д" Обинье.)
Творчество Агриппы д" Обинье в целом - одно из вершинных явлений, подготавливающих барокко в эпоху Ренессанса. Трагическая муза его дала французской (и не только!) литературе высокую патетичность гражданской лирики и мощь визионерского полета мысли. Присутствие музы д" Обинье ощущается и в космических видениях Джона Мильтона, и в яростных "Ямбах" Огюста Барбье, и в творчестве Виктора Гюго . А Бодлер просто поставил эпиграфом к первому изданию "Цветов Зла" строки из поэмы старого гугенота.
В заключение привожу несколько сонетов и маленький фрагмент из "Мечей" Агриппы д" Обинье.
*** (Пер. Ал. Ревича)
Ронсар! Ты щедрым был, ты столько дал другим,
Ее племянницу, любовью одержим,
Конечно, я профан, увы, лишенный знанья
Восходу я служу, а ты вечерним зорям,
Мила иному смерть нежданная в бою,
Мила другому смерть в постели, не таю,
Но не прельстит меня нимало смерть солдата:
Хочу я умереть в объятиях Дианы,
(Пер. Ю. Денисова)
Ваш пес в опале, сир. Под ним холодный пол,
На вашей службе он вынослив был, как вол,
За ловкость, молодость вы так его любили.
Он брошен. Перед ним все двери вдруг закрыты.
Фрагмент из поэмы "Мечи"
(Перевод Ал. Ревича)
Нерон в былые дни нередко тешил Рим
Один из выдающихся французских поэтов XVI века, член поэтической группировки «Плеяда» и ближайший друг её руководителя Ронсара
Жоашен дю Белле (Joachim du Bellay) родился в 1522 году в дворянской семье во Франции (France). Он рано остался без родителей, и воспитание его взял на себя его старший брат Рене дю Белле (René du Bellay). Впрочем, Рене не слишком увлеченно занимался своим младшим братом, а потому большинство детства Жоашен был предоставлен самому себе.
В возрасте 23 лет он начал изучать право в Пуатье (Poitiers); в то время и в дальнейшем он пользовался помощью и протекцией своего влиятельного родственника – кардинала Жана дю Белле (Cardinal Jean du Bellay).
В Пуатье дю Белле свел знакомство со многими поэтами-современниками, в том числе и с Жаком Пелетье дю Мансом (Jacques Peletier du Mans).
Примерно в 1547 году он повстречался во время путешествия с Пьером Ронсаром (Pierre de Ronsard), и двое молодых людей сдружились. Встречу эту можно назвать отправной точкой французской школы поэзии Ренессанса.
Дю Белле прибыл вместе с Ронсаром в Париж (Paris) и присоединился к студентам колледжа Collège de Coqueret, а вскоре вокруг Ронсара и дю Белле уже образовалась группа талантливых поэтов. Это объединение вошло в историю под названием "Плеяда" ("La Pléiade").
С самого начала деятельность "Плеяды" отличало возвеличивание и прославление литературы Франции в целом – так, деятели "Плеяды" защищали родной язык, не осуждая, впрочем, и латынь. Общей установкой объединения был отказ от традиционных поэтических форм. Поэзия была провозглашена высшей формой существования языка. Вскоре дю Белле вместе с Ронсаром создали французскую оду, а все их усилия были направлены на доведение поэтического слова до высочайшей степени совершенства.
Начиная с конца 1540-х, дю Белле публиковал свои сборники стихов, а также переводы и стихи на латыни. Кстати, именно дю Белле стал пионером оды, элегии и эпопеи во французской литературе. Кроме того, он же стал и автором первой по времени французской сатиры.
Вообще, в "Плеяде" именно дю Белле считался одним из главных реформаторов.
Был он большим противником "слащавой" придворной поэзии, он ненавидел слепое подражание античным поэтам. Был он также большим сторонником максимального приближения современной поэзии к народному творчеству.
Существует мнение, что творчество дю Белле сильно противоречит провозглашаемым им теориям – так, несмотря на то, что он нещадно критиковал злоупотребляющих латынью поэтов-современников, сам он написал два тома стихов на той же латыни.
Литературное наследие Жоашена дю Белле – поэтические сборники "Олива" ("L"Olive"), "Лирические стихи" ("Vers lyriques"), "Сожаления" ("Regrets"), "Поэмата" ("Poemata"), "Сельские игры" ("Divers jeux rustiques") и несколько других.
Жоашен дю Белле, здоровье которого всегда было весьма слабым, умер в возрасте 38 лет, 1 января 1560 года, в Париже.