Главная » 3 Как собирать » 8 воздушная армия. Советская авиация в битве за Сталинград

8 воздушная армия. Советская авиация в битве за Сталинград

8-я Воздушная Армия

Первые «Мустанги» (Р-51 В) поступили в ноябре 1943 года в 354-ю истребительную группу 9-й тактической воздушной армии. Это вызвало неудовольствие у руководства 8-й воздушной армии, где подобные машины были нужнее. Чтобы смягчить конфликт, 354-ю группу передали в распоряжение командования 8-й воздушной армии до 6 июня 1944 года. Благодаря этому обстоятельству, 9-я воздушная армия также смогла похвастаться несколькими знаменитыми асами.

Самолеты 354-й группы носили типичный камуфляж и элементы быстрой идентификации - белые коки винта с 12-дюймовой полосой перед выхлопным коллектором, а также комплект белых полос на крыльях и хвостовом оперении. Дополнительно самолеты несли буквенные обозначения (по схеме RAF), выполненные белой краской. Это обстоятельство касалось всех Р-51 8-й воздушной армии. Лишь самолеты без камуфляжа вместо белых букв несли буквы черного цвета. Особенностью самолетов был серийный номер, перенесенный из-под хвоста на киль. Номер делали по трафарету желтой (черной на самолетах без камуфляжа) краской. Номер состоял из пяти, шести или семи цифр. Первая цифра всегда обозначала последнюю цифру года, в которой данный экземпляр был заказан.

Р-51D из 6. FS(C), 2. ACG, весна 1945 года, Индия. Обратите внимание на восклицательный так на киле.

P-51D-20-NA из 45S. FS, 506. FG в ожидании подлета В-29, Иводзима. До этого самолет принадлежал 72. FS, 21. FG и имел номер 257. На носу видны остатки прежних цветных обозначений, на хвосте диагональные полосы голубого цвета.

Р-51D из 47. FS, 15. FG во время заправки в Сайпане перед вылетом на Иводзиму. На борту виден тактический номер.

Вехой в истории цветной системы обозначений самолетов USAAF можно считать 15 февраля 1944 года, когда 56-я истребительная группа объявила красный цвет цветом группы. Однако пилоты 4-й истребительной группы не согласились с этим, посчитав, что их группа, как самая старая группа 8-й воздушной армии, имеет право первой выбрать себе цвет. В результате, красный стал цветом 4-й группы, а 56-я группа выкрасила носы своих истребителей Р-47 в цвета эскадрилий: 61-я - красный, 62-я - желтый, 63-я - голубой. Позднее выяснилось, что Р-47 и Р-51 заметно различаются между собой, поэтому 56-я истребительная группа получила право использовать красную краску. В результате в 8-й воздушной армии красный стал цветом двух истребительных групп.

С 4 декабря 1943 года все тактические обозначения на Р-51, включая элементы быстрой идентификации, делались флуоресцентными красками. До той поры флуоресцентной краской наносили только опознавательные знаки.

Р-51D-2Q-NA из 462. FS, 506. FG, 20. AF, Иводзима. Обратите внимание на желтый фон под последними тремя цифрами серийного номера - это остаток прежней окраски самолета.

Из книги Итоги Второй мировой войны. Выводы побеждённых автора Специалисты Немецкие Военные

Воздушная война в Германии Цель - уничтожить экономический потенциал противника и этим самым лишить его армию всего необходимого - была впервые достигнута на практике в гражданской войне в Соединенных Штатах Америки. В первую мировую войну эту же цель имела и блокада

Из книги Свастика в небе [Борьба и поражение германских военно-воздушных сил, 1939–1945 гг.] автора Бартц Карл

Военная экономика и воздушная война С середины 1943 года на военную промышленность Германии и военную экономику в целом стали оказывать большое влияние участившиеся налеты авиации противника. Главное место в программе строительства немецкой авиации с давних пор

Из книги Балканы 1991-2000 ВВС НАТО против Югославии автора Сергеев П. Н.

Глава 12 ВОЗДУШНАЯ МОЩЬ СОЮЗНИКОВ Чем дольше продолжалась война, тем большей и большей тенью нависала над Германией американская воздушная мощь. В 1939 году, перед самым началом войны, Соединенные Штаты имели приблизительно 500 самолетов армейской и морской авиации, а общая

Из книги Кожедуб автора Бодрихин Николай Георгиевич

Из книги Р-51 «Mustang» Часть 2 автора Иванов С. В.

Из книги Летчики на войне автора Чечельницкий Григорий Абрамович

8-я Воздушная Армия Первые «Мустанги» (Р-51 В) поступили в ноябре 1943 года в 354-ю истребительную группу 9-й тактической воздушной армии. Это вызвало неудовольствие у руководства 8-й воздушной армии, где подобные машины были нужнее. Чтобы смягчить конфликт, 354-ю группу передали в

Из книги Авианосцы, том 2 [с иллюстрациями] автора Полмар Норман

354-я истребительная группа, 9-я воздушная армия - аэродром Бокстед (с 23 июня 1944 года разные базы во Франции) В течение долгого времени группа находилась в оперативном подчинении 8-й воздушной армии, поэтому ее описание помещено здесь. В состав группы входили 353-я (FT), 355-я (GQ) и

Из книги Авиация и космонавтика 2013 10 автора

15-я воздушная армия - Италия Вся английская истребительная авиация в Италии была собрана в составе 306-го истребительного крыла. Четыре группы крыла летали на Р-51В и D. Ни один «Мустанг» крыла не имел камуфляжа. На Средиземноморском ТВД все одномоторные самолеты союзников

Из книги Смерш vs Абвер. Секретные операции и легендарные разведчики автора Жмакин Максим

5-я воздушная армия- Филиппины, Окинава Р-51 с каплевидным фонарем состояли на вооружении двух истребительных групп 5-й воздушной армии: 3-й авиагруппы и 71-й группы тактической разведки. Самолеты поступили в конце 1944 года. Ни одна машина не имела камуфляжа.Перед высадкой на

Из книги Воздушная война над СССР. 1941 автора Корнюхин Геннадий Васильевич

Глава вторая. Армия пополняется, армия учится Весной и ранним летом 1943 г. среди офицеров воздушной армии все чаще и чаще слышалось: «Нашего полку прибыло». И может быть, тогда самым трудным для командования был вопрос о том, где разместить новые летные части: аэродромов

Из книги Гитлеровская машина шпионажа. Военная и политическая разведка Третьего рейха. 1933–1945 автора Йоргенсен Кристер

Воздушная война над Вьетнамом С момента Тонкинского инцидента осенью прошлого года американский флот держал в Южно-Китайском море Оперативное Соединение 77, состоящее из 3 ударных авианосцев и кораблей сопровождения. В ответ на налеты Вьетконга на американские базы в

Из книги Неизвестный Лавочкин автора Якубович Николай Васильевич

Великая воздушная гонка Владислав Морозов Из Англии в АвстралиюРазвитие авиации в первые десятилетия XX века происходило в точности по законам всех остальных экстремальных видов спорта, а порой носило откровенно авантюрный характер. Сначала энтузиасты строили в

Из книги автора

Глава 4. Воздушная советская разведка Воздушная разведка занимала важное место среди остальных видов разведок и осуществлялась в тесном контакте с ними. К началу войны существовали армейская и корпусная авиаразведки. Первую составляли отдельные разведывательные

Из книги автора

Глава 3. Воздушная война в Заполярье

Из книги автора

«Небесное око»: воздушная разведка Как уже было упомянуто ранее, Первая мировая война привела к появлению самого эффективного средства наблюдения за противником - самолета. За период между двумя войнами эти поначалу неуклюжие крылатые машины стали более надежными и






Цифры в таблицах выше если разобраться, откровенно унылые.
Тоннаж бомб сброшенных НБА хронически превосходит дневную авиацию (бомбардировщики и штурмовики) при в три раза меньших своих потерях.
От заявок на потери противника "брехун Рудель" просто отдыхает - 8 ВА ежемесячно отчитывалась об уничтожении примерно двух танковых дивизий противника с несколькими штурмовыми дивизионами в придачу.
Уровень оверклейма если вспомнить соответствующие цифры Растренина с откровенно ничтожными противотанковыми возможностями Ил-2 даже сложно прогнозировать. По авиации противника ситуация видимо была не намного лучшей коли на данном направлении две воздушные армии откровенно кошмарили всего лишь три немецкие истребительные группы - в августе ШАП мог уйти на переформирование после трех суток участия в боевых действиях.
Конкретно в цифрах за два месяца потеряно по всем причинам 206 штурмовиков, 83 дневных бомбардировщика и 388 истребителей. Сброшено днем 1879,149 тонн бомб и 5398 непонятно толи килограмм, толи двухкилограммовых шт. ампул АЖ с жидкостью КС и совершено "на атаку" 3871 боевой вылет. Однако вылеты на разведку с боевой загрузкой тоже присутствовали, и достаточно часто для разведвылетов привлекались бомбардировщики и штурмовики. На разведку за эти два месяца было совершено 1978 вылетов, я думаю разумным процентом участия в них ША и БА были бы 30-35%.
Итого примем количество боевых вылетов дневной бомбардировочной и штурмовой авиации порядка 4500.

Из данных цифр получается что средняя боевая загрузка на вылет с учетом разведки примерно 418 кг, при распределении бомбовой нагрузки исключительно "на атаку" цифра растет до 485 кг. Плюс добавляются от 5,398 до 10,418 тонн ампул с жидкостью КС, которые загрузку радикально не увеличивают.
Потери самолетов ША и БА составляли примерно 16 боевых вылетов на машину.

8-я Воздушная Армия

Первые «Мустанги» (Р-51 В) посту­пили в ноябре 1943 года в 354-ю истре­бительную группу 9-й тактической воздушной армии. Это вызвало неудо­вольствие у руководства 8-й воздуш­ной армии, где подобные машины были нужнее. Чтобы смягчить конф­ликт, 354-ю группу передали в распо­ряжение командования 8-й воздушной армии до 6 июня 1944 года. Благодаря этому обстоятельству, 9-я воздушная армия также смогла похвастаться не­сколькими знаменитыми асами.

Самолеты 354-й группы носили типичный камуфляж и элементы быс­трой идентификации - белые коки вин­та с 12-дюймовой полосой перед вых­лопным коллектором, а также комп­лект белых полос на крыльях и хвос­товом оперении. Дополнительно само­леты несли буквенные обозначения (по схеме RAF ), выполненные белой крас­кой. Это обстоятельство касалось всех Р-51 8-й воздушной армии. Лишь само­леты без камуфляжа вместо белых букв несли буквы черного цвета. Особеннос­тью самолетов был серийный номер, пе­ренесенный из-под хвоста на киль. Но­мер делали по трафарету желтой (черной на самолетах без камуфляжа) краской. Номер состоял из пяти, шести или семи цифр. Первая цифра всегда обозначала последнюю цифру года, в которой дан­ный экземпляр был заказан.

Вехой в истории цветной системы обозначений самолетов USAAF мож­но считать 15 февраля 1944 года, ког­да 56-я истребительная группа объяви­ла красный цвет цветом группы. Од­нако пилоты 4-й истребительной груп­пы не согласились с этим, посчитав, что их группа, как самая старая груп­па 8-й воздушной армии, имеет право первой выбрать себе цвет. В результа­те, красный стал цветом 4-й группы, а 56-я группа выкрасила носы своих ис­требителей Р-47 в цвета эскадрилий: 61-я - красный, 62-я - желтый, 63-я -голубой. Позднее выяснилось, что Р-47 и Р-51 заметно различаются между собой, поэтому 56-я истребительная группа получила право использовать красную краску. В результате в 8-й воз­душной армии красный стал цветом двух истребительных групп.

С 4 декабря 1943 года все тактичес­кие обозначения на Р-51, включая эле­менты быстрой идентификации, дела­лись флуоресцентными красками. До той поры флуоресцентной краской на­носили только опознавательные знаки.

4-я истребительная группа, 65-е истребительное крыло, 2-я авиационная дивизия (аэродром Дебден)

Группа оснащалась истребителями Р-51 В со 2 марта 1944 года, а с июня 1944 года - P -51 D . В состав группы вхо­дили 304-я (QP ), 335-я (WD ) и 336-я (VF ) эскадрильи. Двухбуквенные обо­значения эскадрилий были белыми на камуфляже и черными на металлической поверхности. В 1945 году черные литеры на самолетах 334-й и 335-й эс­кадрилий получили тонкий красный кант. С октября 1944 года в цвет эскад­рильи выкрасили рули направления: 334-я - красный, 335-я - белый с тон­кой черной каймой, 336-я - голубой. Принадлежность к группе указывал красный кок и нос фюзеляжа шириной 12 дюймов (305 мм). На практике по­лоса на носу достигала первого вых­лопного патрубка. С декабря полоса стала шириной 24 дюйма (61 см), а в январе 1945 года нижнюю часть поло­сы вытянули так, что она по параболе уходила под крылья, достигая участка между внутренними крышками глав­ного шасси. Исключение составляла машина первого аса 4-1 группы Доми­ника С. Джентила. На его P -51 D капот покрывал рисунок в виде 14 рядов красно-белых клеток, а у кабины по­мещалась эмблема группы.

В конце 1944 года на P -51 D 335-й эскадрильи в красный цвет выкрасили раму фонаря кабины. В 336-й эскадри­льи раму выкрасили в голубой цвет. В голубой цвет часто выкрашивали противобликовую панель перед фонарем. В 334-й эскадрилье руль направления покрасили в красный цвет, а серийный номер целиком втиснули на неподвиж­ной части киля.

Еще до высадки десанта в Норман­дии самолеты, поступавшие с заводов без камуфляжа, частично окрашива­лись зеленой краской (Dark Green или Olive Drab ). Краской покрывали верх­нюю сторону фюзеляжа, верхние сто­роны крыльев и хвостового оперения, а также киль целиком. Накануне десан­та на камуфлированные Р-51 начали накладывать полосы быстрой иденти­фикации. Там, где белые полосы наез­жали на буквы, обозначающие эскад­рилью, полосу разрывали. Реже поло­су дорисовывали, оставляя вокруг бук­вы тонкий темный кант.

20-я истребительная группа, 67-е истребительное крыло 1-я авиационная дивизия – аэродром Кингсклифф

20 июня 1944 года группа получи­ла «Мустанги». Большинство машин принадлежало модификации P -51 D , хотя имелось некоторое количество машин Р-51 В или С. Группа состояла из 55-й (KI ), 77-й (LC ) и 79-й (МС) ис­требительных эскадрилий. Все самоле­ты группы оставались без камуфляжа. На рулях направления в эскадрильях не применяли цветных меток. Вместо этого применялась система, прежде практиковавшаяся на Р-38. На Килях изображали большие черные геомет­рические фигуры. 55-ю эскадрилью обозначал треугольник, 77-ю - круг, а 79-ю - квадрат. Внутри фигур имелась буква, обозначавшая самолет эскадри­льи. Буква была или белая или цвета металла. Квадраты и треугольники закрывали серийный номер самолета. На некоторых самолетах не закрытые фигурой цифры серийного номера ос­тавляли как есть, на других их счища­ли. Знаком группы был бело-черный нос самолета. Передняя часть кока винта толщиной 15 дюймов (около 38 см) была белой, далее шло черное поле шириной 11 дюймов (28 см) и белая полоса шириной 5 дюймов (127 мм). Позднее знак дополнили 13 черно-бе­лыми полосами шириной 5 дюймов каждая. Полосы не закрывали противобликовую панель перед кабиной. Рисунок завершала черная 5-дюймовая полоса, которая под прямым углом соединялась с ближайшей к кабине черной полосой, шла горизонтально примерно до середины рисунка, а по­том по параболе уходила вниз под кок винта. Иногда белые полосы не нано­сили, оставляя просветы цвета дюра­люминия. На некоторых самолетах металл виднелся и на передней части кока винта. В августе 1944 года, когда с самолетов начали убирать полосы, на­несенные перед высадкой в Нормандии, верхние поверхности самолетов получи­ли темно-зеленый камуфляж. Камуфляж наносили пульверизатором, поэтому его нижняя граница была размыта.

55-я истребительная группа, 66-е истребительное крыло, 3-я авиационная дивизия – аэродром Уормингфорд

Группа получила P -51 D 19 июня 1944 года. В состав группы входили 38-я (CG ), 338-я (CL ) и 343-я (CV ) истре­бительные эскадрильи. Характерной деталью самолетов 66-го истребитель­ного крыла были разноцветные клет­ки. Клетка 55-й группы была желто-зеленой. Ее наносили на передней час­ти капота от кока винта до первого выхлопного патрубка. Кок нес три по­лосы равной ширины: зеленую, желтую, зеленую. В конце года появились цветные метки на рулях направления. У 38-й эскадрильи руль стал красным (с марта 1945 года), у 338-й - зеленый, а у 343-й - желтый. У 343-й эскадрильи за клетчатым рисунком делалась зеле­ная полоса шириной 5-6 дюймов. На зеленом руле направления помещались желтые цифры серийного номера. В августе 1944 года, когда с самолетов начали удалять полосы, 343-я эскадри­лья разработала собственный камуф­ляж. Противобликовую панель про­должили по параболе на борта фюзе­ляжа в сторону хвоста так, что вся зад­няя часть фюзеляжа оказалась выкра­шенной краской Dark Olive Drab . Той же краской покрыли верхние стороны хвостового оперения. Границу между оливковым цветом и чистым дюралем подчеркнули красной каймой. Крылья, капот двигателя, передняя часть возду­хозаборника радиатора и нижние по­верхности хвостового оперения, рама кабины и мачту антенны оставили цве­та дюраля. Полосы быстрой идентифи­кации на верхней стороне хвостового оперения были белые, а на нижней сто­роне - черные. Такую окраску самолеты несли до ноября 1944 года, в даль­нейшем от нее отказались.

С января 1945 года противобликовую панель обвели красной каймой шириной 5 дюймов. Кайма шла вдоль края панели, мимо фонаря кабины, потом резко уходила вниз, где соеди­нялась с линией, пущенной вдоль дру­гого борта. На рулях направления и килях часто изображали красный си­луэт коня, вставшего на дыбы.

56-я истребительная группа, 65-е истребительное крыло, 2-я авиационная дивизия – аэродром Бокстед

56-я группа была единственной группой 8-го воздушного флота, летав­шей на «Тандерболтах» до конца вой­ны. «Мустанги» Р-51Н часть получи­ла лишь в 1946 году, вернувшись в Со­единенные Штаты.

78-я истребительная группа, 66-е истребительное крыло, 3-я авиационная дивизия – аэродром Даксфорд

Группа получила «Мустанги» в са­мом конце 1944 года. В состав группы входили 82-я (MX ), 83-я (HL ) и 84-я (WZ ) истребительные эскадрильи. Все Р-51 группы не имели камуфляжа. На некоторых самолетах 83-й эскадрильи в январе 1945 года можно было заме­тить остатки черно-белых полос быст­рой идентификации на фюзеляже. С другой стороны, ни один самолет не имел цветных полос быстрой иденти­фикации. Дополнительным элементом обозначения в группе были цветные рули направления: красный в 82-й эс­кадрилье, белый (часто с красным кан­том) в 83-й эскадрилье и черный в 84-й эскадрилье.

Самолеты группы несли на капоте семь рядов черно-белых клеток. На боках капота добавлялся восьмой и девятый ряд, а в нижней части фюзе­ляжа прибавлялся десятый ряд. Грани­цу клетчатой поверхности подчеркива­ла красная кайма. Кок винта пополам был выкрашен в белый и черный цвет. 83-я эскадрилья дополняла буквенные обозначения на фюзеляже тонким красным кантом. На концах крыльев многих самолетов помещалось от од­ного до трех рядов клеток. В 84-й эс­кадрилье серийные номера вписыва­лись в неподвижную часть киля.

339-я истребительная группа, 66-е истребительное крыло 3-я авиационная дивизия – аэродром Фаулмер

Группа передислоцировалась в Англию в апреле 1944 года уже распо­лагая «Мустангами» Р-51 В без камуф­ляжа. В состав группы входили следу­ющие эскадрильи: 503-я (D 7), 504-я (5 Q ) и 505-я (6 N ). С ноября 1944 года рули направления получили цветные метки: в 503-й эскадрилье - красные, в 504-й - зеленые, в 505-й - желтые. При­знак самолетов группы - кок с тремя полосами равной ширины (белой, красной и белой), а также капот на уча­стке между коком и первым выхлоп­ным патрубком с двумя рядами крас­но-белых клеток.

352-я истребительная группа, 67-е истребительное крыло, 1-я авиационная дивизия - аэродром Бодни (во Франции Ашэ и Шэвр)

Самолеты «Мустанг» прибыли в 352-ю группу весной 1944 года. Подав­ляющее большинство машин не имело камуфляжа. Первоначально призна­ком группы был голубой кок винта и 12-дюймовая полоса на носу фюзеля­жа. Уже в конце апреля 1944 года ши­рину полосы увеличили, залив голубой краской противобликовую панель. На виде сбоку полоса доходила до шесто­го патрубка и под углом 135 градусов уходила к носу самолета. По той же схеме обозначались и немногие камуф­лированные «Мустанги» группы.

Самолеты несли на бортах двухбуквенные обозначения, а с ноября 1944 года также получили цветные рули направления. Для 328-й эскадри­льи это были буквы РЕ и красный цвет, для 486-й - PZ и желтый, а для 487-й -110 голубой. На красном и голубом фоне цифры серийного номера нано­сили белой краской.

Когда самолеты получили черно-бе­лые полосы, буквы перенесли на хвост или капот (реже). В этом положении бук­вы оставались до конца войны. В 328-й эскадрилье буквы дополняли сперва бе­лым, а затем красным кантом.

353-я истребительная группа, 66-е истребительное крыло, 3-я авиационная дивизия – аэродром Рейдан

D 2 ноября 1944 года. Все машины были цвета дюраля. Группа состояла из 350-й (LH , цвет руля направления желтый), 351-й (YJ , руль не окрашен) и 352-й (SX , черный) эскадрилий. До­полнительно в 350-й и 352-й эскадри­льях буквы кода имели желтый кант. На черном руле направления цифры серийного номера были желтого цве­та. Иногда, когда руль перекрашива­ли, цифры закрывали полосками из бумаги или изоленты. Тогда номер рас­полагался на серебристом фоне дюра­ля. Иногда номер наносили вручную темно-синей краской по желтому фону. Признаками группы был кок с четырь­мя полосами равной ширины (черная, желтая, черная, желтая) и три ряда жел­то-черных клеток общей шириной 18 дюймов. В декабре добавили еще пять рядов клеток, которые закрывали про­тивобликовую панель.

354-я истребительная группа, 9-я воздушная армия – аэродром Бокстед (с 23 июня 1944 года разные базы во Франции)

В течение долгого времени группа находилась в оперативном подчинении 8-й воздушной армии, поэтому ее опи­сание помещено здесь. В состав груп­пы входили 353-я (FT ), 355-я (GQ ) и 356-я (AJ ) эскадрильи. Весной 1944 года 353-я и 355-я эскадрильи получи­ли «носовые» элементы быстрой иден­тификации - желтую и голубую поло­су, соответственно. В 356-й эскадрилье нос самолетов долго оставался белым. Когда в декабре 1944 года в часть на­чали поступать P -51 D , 356-я эскадри­лья также получила цветное обозначе­ние: белый кок и голубая 12-дюймовая полоса за ним. На полосе в один ряд располагался ряд белых пятиконечных звезд. Остальные эскадрильи также изменили свои обозначения. У 353-й эскадрилье на желтой полосе добави­лись синие треугольники, которые рас­полагались так, что желтый фон рас­пался на такие же треугольники, но повернутые навстречу синим. В 355-й эскадрилье 12-дюймовую полосу по­крыли белыми квадратиками, получив четыре ряда клеток. Характерной осо­бенностью машин группы было отсут­ствие на них полос быстрой идентифи­кации. Уже в августе 1944 года полосы имелись лишь на небольшом числе машин, да и то, только на хвостовом оперении. Вероятно, пилоты группы были убеждены, что свою функцию полосы не исполняют. Еще в июне 1944 года, когда все самолеты несли черно-белые полосы, пилот «Тандерболта» из другой части сбил «Мустанг» ведуще­го аса группы Глена Иглстона. К счас­тью, это случилось над Англией и Иглстон не пострадал.

В ноябре 354-ю группу пересадили на «Тандерболты». В конце января 1945 года группе вернули «Мустанги». Система обозначений претерпела изме­нения. Носы самолета от кончика кока до первого патрубка целиком выкра­шивали в цвет эскадрильи: 353-я - жел­тый, 355-я - голубой, а 356-я - красный.

355-я истребительная группа. 65-е истребительное крыло, 2-я авиационная дивизия – аэродром Стипл-Морден

Группа получила Р-51В в апреле 1944 года. Машины несли камуфляж и все положенные элементы быстрой идентификации. Группа состояла из следующих эскадрилий: 354-й (WR ), 357-й (OS ) и 358-й (YF ). На командир­ских самолетах в верхнем углу руля направления помещали небольшую белую букву «С». Самолеты, прибы­вавшие в часть неокрашенными, спер­ва получали камуфляж, в котором ис­пользовали английские краски Dark Green и Medium Sea Grey . Позднее нижние поверхности камуфлировать перестали. Следует обратить внимание на то, что полосы быстрой идентифи­кации на машинах с неокрашенным днищем были белые на зеленых повер­хностях и черные на поверхностях нео­крашенных. Еще позже перестали ка­муфлировать и верхнюю сторону само­лета (это касалось главным образом Р-5 ID , поступившим в июле 1944 года).

Зеленый камуфляж имел резкую волни­стую границу на бортах фюзеляжа. При­знаками группы были белый кок и 12-дюймовая полоса на носу. Так обозна­чались как камуфлированные самолеты, так и самолеты без камуфляжа. С нояб­ря 1944 года самолеты получили цветные метки на руле направления: 354-я эскад­рилья - красные, 357-я - белые, а 358-я -желтые. В цвета эскадрилий также пере­красили полосы на носу фюзеляжа, ос­тавив белым только кок винта.

С января 1945 года на нескольких P -51 D появились новые обозначения. Белой краской покрыли всю нижнюю часть капота до середины борта. Пе­ред первым патрубком граница по па­раболе уходила вверх. Границу бело­го поля подчеркнули толстой красной полосой. Кок оставался белым. Есть предположение, что таким образом обозначались командирские машины.

356-я истребительная группа, 67-е истребительное крыло, 1-я авиационная дивизия – аэродром Мортлешам-Хит

Группа получила Р-51 D 20 ноября 1944 года. Все самолеты не имели камуфляжа. В состав группы входили три эскадрильи: 359-я (ОС), 360-я (И) и 361-я (QI ).

Система обозначений в этой груп­пе была одной из самых сложных, как для описания, так и для исполнения. Начнем от кока винта. Его передняя часть до лопастей была красная с че­тырьмя голубыми полосами. Задняя часть кока была целиком голубой. Да­лее часть борта и вся верхняя сторона капота до кабины были красными. Граница проходила от фонаря в сто­рону носа. В районе шестого патрубка граница уходила вниз, а за первым пат­рубком возвращалась на прежний уро­вень. На расстоянии 12 дюймов (305 мм) от кока граница становилась го­ризонтальной. Всю площадь покрыва­ли десять рядов ромбов с длинной диа­гональю равной 12 дюймам. С самого начала самолеты имели цветные рули направления: 359-я эскадрилья - желтые, 360-я - красные, 361-я - голубые. С янва­ря 1945 года в цвет эскадрильи красили также кок и раму фонаря.

357-я истребительная группа, 66-е истребительное крыло, 3-я авиационная дивизия – аэродром Лейстон

Самолеты Р-51В поступили на ос­нащение группы в конце ноября 1943 года, a P -51 D появились в мае 1944 года. Группа состояла из трех эскадри­лий: 362-й (G 4), 363-й (В6) и 364-й (С5).

357-я эскадрилья получила «Мус­танги» первой из всех частей 8-й воз­душной армии. Машины имели завод­ской камуфляж и все элементы быст­рой идентификации, а также белые литеры. С весны 1944 года начали по­ступать неокрашенные самолеты, од­нако многие пилоты требовали нанес­ти на машины камуфляж. Требование это было исполнено, применялись как обычные краски Dark Green и Medium Sea Grey , так и более редкие Dark Olive Drab , Natural Grey , Azure Blue и Middle Green в разных сочетаниях. Опознава­тельные знаки, буквенные обозначения и полосы быстрой идентификации на­носились поверх камуфляжа заново.

Признаком группы служил кок, имевший три полосы: красную, желтую и красную. На передней части капота в два ряда лежали клетки тех же цветов.

После того, как на самолеты нанесли черно-белые полосы, фрагменты букв, попавших на полосу, закрашива­ли черной краской. В августе полосы начали закрашивать. В этот период часть машин получила половинчатый камуф­ляж на верхней стороне фюзеляжа и кры­льев, при этом хвостовое оперение по­крывалось камуфляжем целиком.

В ноябре самолеты получили цветные метки на рулях направления: 363-я эскад­рилья красную, 365-я - желтую, а 362-я - без меток. В декабре от всех видов камуфляжа окончательно отказались.

359-я истребительная группа, 67-е истребительное крыло, 1-я авиационная дивизия – аэродром Ист-Резем

Группа получала Р-51В с мая 1944 года, а Р-51 D начали поступать в июле. Три эскадрильи: 368-я (CV ), 369-я (IV ) и 370-я (CS ). В ноябре ввели цветные метки на руле направления: 368-я эс­кадрилья - желтый, 369-я - красный, 370-я - голубой.

С весны 1944 года признаком груп­пы был зеленый кок винта и 12-дюй­мовая полоса того же цвета на носу фюзеляжа. В конце года зеленая поло­са стала шире: плавно она проходила мимо шестого патрубка вниз и по дуге шла к передней кромке крыла.

До 8 мая 1944 года на коках винта дорисовывали белую спиральную ли­нию. Оттенок зеленой краски был по­добран так, чтобы контрастировать с Dark Olive Drab .

В 1945 году темно-зеленую противобликовую панель перед кабиной за­менили на черную.

361-я истребительная группа, 65-е истребительное крыло, 2-я авиационная дивизия – аэродромы Боттисхем, Литтл-Уолден, Сен-Дизье, Шевр

Первые Р-51В поступили в группу в мае 1944 года. Большинство самоле­тов было уже без камуфляжа. Три эс­кадрильи: 374-я (В7), 375-я (Е2) и 376-я (Е9). С июня триммер руля направле­ния выкрасили в цвет эскадрильи, а с ноября цветным стал весь руль направ­ления: 374-я - красный, 375-я - голубой (также рама фонаря и концы крыльев), а 376-я - желтый.

Признаками группы служили жел­тый кок и 12-дюймовая полоса на носу фюзеляжа. С июля 1944 года ширину полосы увеличили по образцу 352-й истребительной группы с той только разницей, что между фонарем и верх­ней частью капота двигателя остался фрагмент противобликовой полосы. Во время высадки в Нормандии само­леты без камуфляжа внешний край на­ружной белой полосы подчеркнули черной линией.

Черно-белые полосы а верхних поверхностях позднее закрашивали зе­леной краской Dark Green или Olive Drab . На некоторых машинах всю вер­хнюю сторону покрыли зеленым ка­муфляжем с характерной волнистой границей, особенно хорошо заметной на киле.

364-я истребительная группа, 67-е истребительное крыло, 1-я авиационная дивизия – аэродром Хонингтон

Группа летала на P -51 D , поступив­ших 28 июля 1944 года. Все машины были без камуфляжа с полным набором элементов быстрой идентификации.

Литеры, обозначающие эскадри­лью, располагались нетипично, за опознавательным знаком. Литеры на­носили белой краской поверх черной геометрической фигуры, которая так­же обозначала эскадрилью: 383-я эс­кадрилья - круг (N2), 384-я - квадрат (5 Y ), 385-я - треугольник (5Е).

Признаком группы был белый кок и 12-дюймовая белая полоса с голубы­ми горизонтальными штрихами на носу фюзеляжа.

479-я истребительная группа, 65-е истребительное крыло, 2-я авиационная дивизия – аэродром Уоттисхем

Группа получила «Мустанги» Р-51 D 13 сентября 1944 года. Самолеты были без камуфляжа. Как обознача­лись самолеты группы неизвестно. Есть данные только по кодовым и цве­товым обозначениям эскадрилий: 434-я (L 2, красный), 435-я (J 2, желтый), 436-я (9В, черно-белая клетка).

Разведывательный отряд

Отряд состоял из самолетов, выде­ленных из состава эскадрилий 8-го воз­душного флота. Поэтому машины не­сли соответствующие своей эскадрилье кодовые обозначения.

1-й разведывательный отряд вклю­чал самолеты 385-й истребительной эскадрильи 364-й истребительной группы (5Е). Буква, обозначавшая са­молет в составе эскадрильи, помеща­лась на киле. Киль имел тонкий крас­ный кант. Кок красный, за ним следо­вала белая 12-дюймовая полоса.

2-й разведывательный отряд включал самолеты 354-й истреби­тельной эскадрильи 355-й истреби­тельной группы (WR ). Над буквами WR проходила горизонтальная чер­ная полоса, а верхняя половина по­лосы на носу фюзеляжа перекраши­валась в зеленый цвет.

3-й разведывательный отряд вклю­чал самолеты 354-й истребительной эскадрильи 55-й истребительной груп­пы (CL ). На носу помещалось обозна­чение 55-й группы. На руле направле­ния находилась бело-красная клетка.

Передние кромки хвостового оперения выкрашены в красный цвет.

7-я группа фоторазведки (Photographic Recon Group - PRG )

С января 1945 года группа оснаща­лась самолетами F -6 D . Кок винта си­ний, на высоте выхлопных патрубков вдоль всего капота проходила красная полоса шириной около 30 см.

8-я ВОЗДУШНАЯ АРМИЯ сформи-рована 13 июня 1942 г. на основании приказа НКО СССР от 9 июня 1942 г. на базе управления и частей ВВС Юго-За-падного фронта в составе 206, 220, 235, 268-й и 269-й истребительных, 226-й и 228-й штурмовых, 270, 271-й и 272-й бом-бардировочных дивизий.
Боевой путь армии начался в оборо-нительных сражениях войск Юго-За-падного фронта на полтавском , купянском, валуйско-россошанском направле-ниях.
12 июля 1942 г. армия была включе-на в состав Сталинградского фронта, с 15 сентября — Юго-Восточного фронта, с 30 сентября — Сталинградского фрон-та 2-го формирования (с 1 января 1943 г. — Южный фронт 2-го формиро-вания, с 20 октября — 4-й Украинский фронт). В июле — ноябре 1942 г. армия при-нимала участие в Сталинградской стра-тегической оборонительной операции (17 июля— 18 ноября), поддерживала сухопутные войска, вела упорные воз-душные бои с превосходящими силами вражеской авиации. В ноябре — декабре во взаимодействии со 2, 16-й и 17-й воз-душными армиями поддерживала дей-ствия войск фронтов в ходе контрнаступлении под Сталинградом (19 нояб-ря 1943 г. — 2 февраля 1943 г.), участво-вала в воздушной блокаде окруженной группировки противника, осуществляла авиационную поддержку советских войск при разгроме котельниковской группировки.
В 1943 г. армия действовала на рос-товском направлении, при прорыве обо-роны противника на реке Миус, осво-бождении Донбасса, г. Мелитополь и южной части Левобережной Украины, в ходе ликвидации никопольской груп-пировки войск противника.
В начале 1944 г. армия обеспечивала перегруппировку и сосредоточение войск фронта у Сиваша и Перекопа. За-тем содействовала его войскам в ходе Крымской стратегической операции (8 апреля — 12 мая), при форсировании Сиваша и прорыве перекопского обо-ронительного рубежа, при наступлении в глубь Крымского полуострова, штур-ме Сапун-горы, освобождении Севасто-поля, ликвидации войск противника, блокированных на мысе Херсонес, на-носила удары по его кораблям на Чер-ном море.
13 мая 1944 г. армия выведена в ре-зерв Ставки ВГК.
В июле — августе 1944 г. в составе 1-го Украинского фронта (с 6 июля по 4 августа) армия участвовала в Львовско-Сандомирской стратегической наступательной операции (13 июля — 29 августа).
Войдя в состав вновь сформирован-ного 4-го Украинского фронта 2-го формирования, армия поддерживала его войска до конца войны: при преодоле-нии Карпат и освобождении Закарпат-ской Украины, Чехословакии и южных районов Польши, в Моравска-Остравской операции (10 марта —5 мая 1945 г.)
Боевой путь армия закончила участи-ем в Пражской стратегической опера-ции (6-11 мая 1945 г.) и освобождении столицы Чехословакии.
За время Великой Отечественной войны авиация армии совершила свыше 220 тыс. самолето-вылетов, участвовала в 6 воздушных операциях.
За успешное выполнение заданий командования тысячи воинов награжде-ны орденами и медалями, 203 летчикам присвоено звание Героя Советского Со-юза, А. В. Алелюхин, В. С. Ефремов и В. Д. Лавриненков удостоены этого зва-ния дважды.
Командующие армией: генерал-май-ор авиации, с марта 1943 г. — генерал-лейтенант авиации, с мая 1944 г. — гене-рал-полковник авиации Хрюкин Т. Т. (июнь 1942 г. — июль 1944 г.); генерал-лейтенант авиации Жданов В. Н. (с ав-густа 1944 г. — до конца войны).
Начальники штаба армии: генерал-майор авиации Шкурин Я. С. (июнь — август 1942 г.); полковник Селезнев Н. Г. (август 1942 г. — февраль 1943 г.); пол ковник Белов И. М. (февраль 1943 г. — июнь 1944 г.); генерал-майор авиации Изотов В. И. (июнь 1944 г. — до конца войны).

Атакуя никопольский плацдарм
В начале ноября войска 4-го Украинского фронта вышли к низовьям Днепра и захватили в Крыму плацдарм на южном берегу Сиваша. Почти вся территория Северной Таврии была освобождена. Противник оставался лишь в районе Никополя и на выступе большой излучины реки. Оттуда германское командование планировало нанести удар в южном направлении, чтобы восстановить сухопутные коммуникации 17-й армии, спасти ее от разгрома и сохранить за собой Крым.
Гитлеровцы, сосредоточив в районе выступа и на никопольском плацдарме группировку войск из 20 дивизий, начали упорно сопротивляться. Огромное напряжение испытывала в эти дни авиация 8-й воздушной армии, оказывая поддержку наземным войскам. В ноябре частями и соединениями армии было произведено 9600 боевых вылетов, уничтожено около 310 танков, свыше 1400 автомашин, 70 батарей полевой артиллерии и минометов{60}.
Авиаторы действовали мастерски. Пятерка Ил-2 947-го штурмового полка под командованием старшего лейтенанта В. Г. Карачуна в районе Верхн. Рогачик внезапной атакой уничтожила 5 танков и 10 автомашин. Пара штурмовиков, возглавляемая командиром эскадрильи 74-го гвардейского полка гвардии капитаном В. Д. Жихаревым, обнаружила 10 тяжелых танков "тигр". Два из них в ходе атаки были сожжены. Ожесточенные схватки завязывались над полом боя. 28 ноября десятка Як-1 15-го истребительного полка, ведомая командиром эскадрильи капитаном Л. Н. Слизенем, вступила в схватку с 15 бомбардировщиками Ю-87. Капитан Слизень сбил два "юнкерса", по одному уничтожили его ведомые капитан В. И. Сувиров и лейтенант И. С. Сосегов. 29 ноября три группы 74-го и 75-го гвардейских штурмовых полков, ведомые гвардии майором И. Г. Суклышкиным, капитаном Г. X. Филимоновым и лейтенантом Д. В. Каприным, под прикрытием 12 истребителей Як-1 в бою с 40 самолетами гитлеровцев сбили пять "юнкерсов" и "мессершмитт".
Весьма активно действовали ночные бомбардировщики По-2. Они держали врага под постоянным напряжением, регулярно бомбили переправы через Днепр, железнодорожные станции, а также гитлеровские части, находившиеся в обороне, изматывая их.
Несмотря на крайне неблагоприятные метеоусловия (в декабре было всего два летных дня и три ночи), штурмовики 1-й гвардейской дивизии и 7-го корпуса мелкими группами штурмовали позиции врага в передовой полосе, оказывая непосредственную поддержку наступающим войскам. Меткие, снайперские удары наносили пикирующие бомбардировщики 6-й гвардейской бомбардировочной дивизии по плацдарму и на переправах.
Только 19 и 20 декабря 100 бомбардировщиков, 510 штурмовиков и 540 истребителей атаковали противника. Было подбито и уничтожено до 85 танков, подавлено 40 батарей полевой и 47 батарей зенитной артиллерии. В декабре части и соединения армии совершили 4270 боевых вылетов, провели 65 воздушных боев и сбили 63 самолета{61}.
Противник сосредоточил на никопольском плацдарме большое количество зенитной артиллерии. Штурмовикам и истребителям приходилось действовать в зонах сплошного зенитного огня, из-за чего они несли значительные потери. Но, несмотря на это, летчики 1-й гвардейской штурмовой дивизии гвардии майоры А. И. Бородин, В. Д. Жихарев, капитан М. Т. Степанищсв, старший лейтенант Б. С. Окрестин делали по 5-7 заходов на цель, снижаясь до бреющего полета.
На некоторых самолетах Ил-2 для борьбы с танками были установлены 37-мм пушки. Благодаря этому только 14 января штурмовики 7-го авиакорпуса уничтожили и повредили 21 немецкий танк. Капитаны А. М. Судаков и 3. С. Хиталишвили поразили по танку, три танка уничтожила группа штурмовиков, ведомая капитаном С. Н. Беловым. При этом большую роль играл передовой командный пункт командующего 8-й воздушной армией, развернутый в непосредственной близости к переднему краю обороны. Оттуда генерал Хрюкин управлял действиями авиации над полем боя, вызывая группы штурмовиков и нацеливая их на поражение наиболее важных объектов. Истребители прикрытия в такие моменты также вступали в воздушные схватки. При выполнении этой задачи особенно отличились майор И. Ф. Попов, старшие лейтенанты И. В. Федоров, В. Д. Шишкин из 812-го истребительного полка и капитан С. А. Лебедев из 43-го истребительного полка. Успешно нанесли удар по аэродрому три группы "яков" 274-го истребительного полка, ведомые командиром эскадрильи капитаном В. В. Климовым, заместителем командира эскадрильи старшим лейтенантом К. П. Комардинкиным и командиром звена лейтенантом В. Ф. Василенко. Они уничтожили четыре бомбардировщика и два истребителя на земле, а два Ме-109 в воздушном бою.
Группа истребителей 43-го полка, ведомая командиром эскадрильи старшим лейтенантом С. И. Маковским, несмотря на шквальный зенитный огонь, сделала три захода и с малой высоты обстреляла стоянки самолетов. Но в ходе штурмовки был подбит истребитель лейтенанта И. Г. Кузнецова, который произвел вынужденную посадку на территории, занятой противником. Видя, что товарищу грозит беда, Маковский принял решение выручить его. Благополучно приземлившись, он взял Кузнецова на борт истребителя и совершил взлет. В трудный момент большую помощь оказал своим боевым друзьям лейтенант Н. А. Андрющенко. Он прикрывал с воздуха место посадки и своим огнем не подпускал гитлеровцев к самолету Маковского. Этот подвиг стал еще одним примером боевой дружбы, готовности пожертвовать собой для спасения жизни товарищей. С. И. Маковскому было присвоено звание Героя Советского Союза, а И. Г. Кузнецов и Н. А. Андрющенко удостоены орденов.
Такой же подвиг совершен гвардии младшим лейтенантом Г. М. Надточиевым. Во время штурмовки был подбит самолет заместителя командира эскадрильи гвардии лейтенанта В. И. Протчева, который приземлился в расположении противника. Видя это, Надточеев посадил свой самолет рядом, забрал на борт Протчева и его воздушного стрелка и благополучно взлетел. В этом подвиге летчика проявились не только его смелость и находчивость, но и верность войсковому товариществу. За мужество и отвагу Г. М. Надточееву было присвоено звание Героя Советского Союза.
Изо дня в день, используя все имеющиеся силы, 8-я воздушная армия прикрывала с воздуха войска 51-й армии на южном берегу Сиваша и переправы через Сиваш. Эту задачу успешно выполняли истребители 9-й гвардейской дивизии и 3-го корпуса. О прикрытии Сиваша с воздуха бывший командир 16-го гвардейского истребительного полка А. И. Покрышкин вспоминал как о первом специальном задании. В его распоряжение была выделена армейская радиолокационная станция "Пегматит", которая вела дальнее обнаружение самолетов противника и заблаговременно оповещала о налетах вражеских бомбардировщиков. Это позволило отказаться от непрерывного патрулирования истребителей, зато в нужный момент поднимать большие группы истребителей и направлять их навстречу врагу.
Истребители успешно отражали налеты противника. В результате на наши войска и на переправы через Сиваш бомбы не падали. Большую помощь частям, находящимся за Сивашем, оказывали экипажи По-2, которые доставляли боеприпасы, продовольствие и вывозили раненых. Самолеты только 2-й гвардейской ночной бомбардировочной дивизии сделали 664 вылета, перевезли 188 т грузов и эвакуировали с плацдарма 800 раненых{62}.
Потеряв сухопутную связь со своей группировкой в Крыму, противник начал активно использовать транспортные самолеты на трассе Одесса - Крым. Однако наши истребители быстро разведали эту трассу и начали перехватывать немецкие самолеты над морем. При встрече с истребителями гитлеровские летчики прижимались к воде, но и это их не спасало, большинство из них шли ко дну. Стремясь как-то улучшить свое положение, противник сделал попытку форсировать Днепр в районе Херсон, Садовая. Наступление было отбито войсками 2-й гвардейской армии при активной поддержке авиации. 180 самолетов 8-й воздушной армии нанесли массированный удар по немецко-фашистским частям, пытавшимся высадиться на левый берег Днепра.
С 30 января по 29 февраля 8-я воздушная армия участвовала в Никопольско-Криворожской наступательной операции. 3-я гвардейская, 5-я ударная и 28-я армии 4-го Украинского фронта должны были содействовать 3-му Украинскому фронту в разгроме никопольской группировки врага. Советские войска незначительно превосходили противника в людях, в три раза в артиллерии и в два раза в авиации.
Наступление 3-го Украинского фронта началось утром 30 января, на следующий день пошли вперед войска 4-го Украинского фронта. 8-я воздушная армия в тесном взаимодействии с 17-й воздушной армией поддерживала наступающих, которые к 8 февраля полностью очистили от гитлеровцев весь левый берег Днепра и освободили Никополь. В ходе этих боев штурмовики 1-й гвардейской дивизии и 7-го корпуса, истребители 6-й гвардейской дивизии и 3-го корпуса активно поддерживали наземные войска. С 1 но 8 февраля ими было произведено 1647 боевых вылетов, а всего в феврале 6093 самолето-вылета.
В ходе этих боев отличились многие авиаторы. Вот лишь некоторые факты. Две группы по четыре Ил-2 в каждой под командованием заместителя командира эскадрильи 74-го гвардейского штурмового полка гвардии лейтенанта А. Ф. Коломойца нанесли удар по войскам противника на переправе через Днепр. Штурмовики разрушили мост и уничтожили три батареи зенитной артиллерии. В тот же день эти группы атаковали до двух батальонов противника восточнее Малой Лепетихи. Было сожжено два танка и уничтожено до 800 гитлеровцев. Позже А. Ф. Коломойцу было присвоено звание Героя Советского Союза. Отличилась и пара штурмовиков, возглавляемая штурманом 76-го гвардейского полка гвардии старшим лейтенантом М. Т. Степанищевым. Она разрушила переправу через Днепр в районе Сергеевки и нанесла удар по отступающим колоннам противника.
Командующий 5-й ударной армией генерал-полковник В. Д. Цветаев прислал в эти дни генералу Т. Т. Хрюкину телеграмму: "Вверенные Вам штурмовики с поставленной задачей справились отлично. Разделяя боевые успехи, прошу летчикам от лица службы объявить благодарность"{63}.
Дерзкие удары по аэродромам противника наносили истребители. В первых числах февраля пара 402-го полка во главе с младшим лейтенантом Ш. М. Абдрашитовым обнаружила на одном из аэродромов скопление до 200 транспортных самолетов гитлеровцев. Для штурмовки были посланы две группы истребителей, которые возглавили командир эскадрильи лейтенант В. А. Егорович и его заместитель старший лейтенант О. П. Макаров. Летчики сбили два Ме-109 в воздухе, а затем подожгли несколько самолетов на аэродроме. По два "юнкерса" уничтожили лейтенанты Ш. М. Абдрашитов, С. В. Иванов и но одному майор А. У. Еремин, капитан Г. С. Балашов, лейтенанты А. И. Волчков, Н. Д. Дугин, В. А. Егорович и М. Е. Пивоваров.
Как всегда, успешно действовали ночные бомбардировщики. Они бомбили вражеские позиции, склады боеприпасов и горючего, а порой наносили точные удары даже по отдельным домам, где, но сведениям разведки, находились штабы, офицерские клубы и казино.
Важную роль играла авиация в ходе разгрома отступающих вражеских частей. Экипажи 61-го гвардейского бомбардировочного полка шесть раз разрушали переправы через Днепр у Большой и Малой Лепетихи, уничтожив большое количество войск и техники противника. В связи с этим на имя командира 2-й гвардейской ночной бомбардировочной дивизии была получена телеграмма командующего фронтом такого содержания: "Несмотря на трудные метеоусловия и ограниченное количество годных аэродромов, части 2-й гвардейской НБАД поставленные боевые задачи по уничтожению отходящих войск и военной техники противника выполнили отлично. За успешные боевые действия по уничтожению переправ, боевой техники и войск противника на никопольском плацдарме отличившимся летчикам, техникам и обслуживающим тыловым частям объявляю благодарность и призываю к полному уничтожению войск противника..."{64}.
В чрезвычайно тяжелых условиях весенней распутицы пришлось действовать тыловым частям армии. Несмотря на это, в январе - феврале было доставлено на аэродромы 1700 т боеприпасов и около 9000 т горючего. За декабрь и февраль поднято и эвакуировало 350 самолетов, совершивших вынужденные посадки вне аэродромов, а еще 300 восстановлено и отремонтировано инженерно-авиационной службой. Благодаря этому количество исправных самолетов поддерживалось на высоком уровне, хотя потери в армии были значительными. Из-за плохих метеоусловий экипажам приходилось летать на малых высотах, поэтому они зачастую попадали в зону интенсивного огня вражеской зенитной артиллерии.
Подводя итоги действий авиаторов в ходе этих боев, командующий 8-й воздушной армией генерал Т. Т. Хрюкин писал: "Войска нашего фронта ликвидировали последний оплот врага на левом берегу Днепра. Расчеты германского командования использовать никопольский плацдарм для прорыва и освобождения запертых в Крыму и обреченных на уничтожение фашистских дивизий провалились. Весь левый берег Днепра полностью очищен от немецко-фашистских захватчиков... Эта новая блестящая победа советского оружия достигнута умелыми, героическими действиями наших наземных войск и авиации... В небе Приднепровья безраздельно господствовали и господствуют летчики советской авиации. Они громили, сокрушали оборонительные узлы гитлеровцев, их опорные пункты, технику, переправы через Днепр, истребляли живую силу противника, дезорганизовывали его ближайшие тылы..."
В боях на Южном и 4-м Украинском фронтах при освобождении Донбасса и Левобережной Украины летчики 8-й воздушной армии в течение 1943 г. совершили свыше 69,5 тыс. самолето-вылетов, провели более 1200 воздушных боев и сбили свыше тысячи самолетов противника{65}. Многие авиационные соединения и части армии получили почетные наименования Донских, Таганрогских, Мариупольских, Сталинских, Мелитопольских и Никопольских.

Глава III. В Крыму
Накануне операции
С середины февраля 1944 г., после ликвидации никопольской группировки гитлеровцев, войска 4-го Украинского фронта, в состав которого входила 8-я воздушная армия, начали подготовку операции по освобождению Крыма. В состав армии к данному этапу времени входили 7-й штурмовой корпус генерал-майора авиации В. М. Филина (206-я и 289-я дивизии), 3-й истребительный корпус генерал-майора авиации Е. Я. Савицкого (278-я и 265-я дивизии), 1-я гвардейская штурмовая авиационная Сталинградская Краснознаменная дивизия полковника С. Д. Пруткова, 6-я гвардейская истребительная авиационная Донская дивизия полковника Б. А. Сиднева (позднее полковника И. И. Гейбо), 6-я гвардейская бомбардировочная авиационная Таганрогская дивизия полковника Г. А. Чучева, 2-я гвардейская ночная бомбардировочная авиационная Сталинградская дивизия генерал-майора авиации П. О. Кузнецова и несколько отдельных полков различного назначения. Четыре района авиационного базирования включали в себя 24 батальона. Кроме того, в армии были санитарный полк и авиаремонтные части. Всего в армии насчитывалось 644 боевых самолета, в том числе 297 истребителей, 153 штурмовика, 116 ночных бомбардировщиков, 61 пикирующий бомбардировщик и 17 дальних разведчиков{66}.
В феврале 1944 г. армия перебазировалась на аэродромы Северной Таврии, и в частях началась напряженная подготовка к новым боям. Прибывало пополнение. Количество молодых летчиков, штурманов и воздушных стрелков-радистов достигало в частях половины личного состава. Тепло и радушно встречали в полках новичков. Бывалые фронтовики делились с ними боевым опытом, рассказывали о традициях и славных делах тех, кто сражался под Сталинградом и в небе Донбасса. Все это оставляло неизгладимый след в сердцах молодых авиаторов.
Во время занятий, вывозных полетов и учений молодые авиаторы постигали искусство маневра, смелой атаки и своевременного открытия огня. Благодаря целенаправленной и напряженной работе к началу операции весь прибывший летный состав был введен в строй.
В это же время в части начали поступать прямо с заводов новые самолеты Як-3 и Ла-5, которые по многим летно-техническим данным превосходили истребители противника. Экипажи быстро осваивали эти машины, готовясь полнее использовать их огневые и тактические возможности в воздушных боях.
Партийно-политическая работа проводилась под лозунгами: "Освободим родной Крым", "Устроим фашистам второй Сталинград", "Воскресим традиции наших отцов и дедов в борьбе за Крым". В авиационных частях царил высокий боевой подъем. Личный состав с энтузиазмом готовился к решительным боям. В марте в 8-й воздушной армии было принято в партию 375 человек (из них 170 человек кандидатами в члены ВКП(б).
Большое значение для поднятия боевого духа личного состава имели письма, посылаемые в тыл родителям отличившихся воинов, а также патриотические ответы, которые приходили на фронт. Вот что писало командование отцу и матери летчика-истребителя гвардии младшего лейтенанта Ю. П. Никифорова: "Дорогие Петр Аввакумович и Ефросинья Андреевна! Ваш сын в нашей части не так давно. Но, влившись в гвардейскую семью, он приложил все усилия, чтобы стать достойным офицером, хорошим летчиком. Он прошел суровую школу в боях за ликвидацию вражеского плацдарма в районе Никополя и показал себя смелым воином, достойным сыном хороших родителей. Его любят товарищи за смелость, выдержанность на земле, его уважают за ненависть к врагам, за то, что он в бою не бросит товарища, за смелость и находчивость в воздухе...
От всего коллектива наше гвардейское спасибо за воспитание смелого, скромного, способного защищать честь русского оружия воина. Желаем счастья, доброго здоровья и долгих лет жизни". Это письмо было прочитано перед строем полка и для младшего лейтенанта Ю. Никифорова стало достойной наградой за его ратный труд.
Патриотический ответ был получен от матери гвардии старшего лейтенанта И. И. Сошникова, также отличившегося в боях, о чем командование сообщило на его родину.
"Дорогие сыночки! - писала Александра Ивановна Сошникова. - Получила от вас дорогое письмо, которое тронуло меня до слез. Много у вас трудов и забот, но вы помните своих матерей. Прочитала я о мужестве своего сына, сердце мое наполнилось гордостью за него и за всех вас, бьющих проклятых гитлеровцев. Вас, героев, такими воспитали не только мы - матери, но и наша великая Родина и Коммунистическая партия. Хотя вы и дороги нам, матерям, а если потребуется для Родины, не жалейте своей жизни. Вот вам мой наказ. Мы, матери, не щадя своих сил, помогаем и будем помогать победить фашистов, которые хотели отнять наше счастье. От всего сердца благодарю вас за пожелания. Вам желаю быстрее победить врагов и возвратиться здоровыми и веселыми и жить радостно и свободно!"
Командование 74-го гвардейского штурмового полка направило письмо родителям гвардии старшего лейтенанта Б. С. Окрестина, в котором было рассказано о его боевых подвигах, отмеченных двумя орденами Красного Знамени, орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалью "За оборону Сталинграда". Ответ семьи Окрестиных был также зачитан на общем полковом собрании.
Готовясь к предстоящему сражению, командный состав обобщал и осмысливал опыт проведенных боев. В поселке Аскания-Нова, где размещался штаб армии, часто собирались командиры полков, дивизий, корпусов, начальники районов аэродромного базирования, офицеры штабов для подготовки к предстоящей операции. С 10 но 13 марта состоялись сборы командиров полков, на которых были изучены проблемы повышения эффективности ударов на поле боя в условиях сильного противодействия истребителей и зенитной артиллерии противника. Командующий армией генерал-лейтенант авиации Т. Т. Хрюкин сделал обзор новых тактических приемов, которые предстояло применить в наступательной операции. С докладом о боевом применении штурмовиков выступил помощник командующего армией по воздушно-стрелковой службе полковник А. М. Янчук. В содокладах главного штурмана армии генерал-майора авиации И. П. Селиванова и его заместителя майора В. М. Лавского были всесторонне разработаны вопросы обеспечения безопасности полетов, точного самолетовождения и бомбометания. Много внимания на сборах было уделено взаимодействию с наземными войсками, в первую очередь с артиллерией. Были распределены цели, указано время ударов, планировалось подавление артиллерийским опием зениток противника во время пролета штурмовиков и бомбардировщиков.
Особенно трудной была организация оперативного и тактического взаимодействия с частями, которые планировалось ввести в прорыв для разгрома и преследования отходящего противника. Многочисленные вопросы тщательно изучались, согласовывались с командованием наземных войск и в виде плановых таблиц взаимодействия доводились до командиров авиационных частей и соединений армии. Большую и напряженную работу при этом выполняли офицеры оперативного отдела штаба армии во главе с полковником Н. П. Жильцовым.
Для управления авиацией над полем боя командующим был назначен главный авианаводчик фронта, через которого все распоряжения и указания должны были передаваться по радио с использованием радиопозывного "Громада".
В это же время были проведены четыре армейских сбора командиров и начальников штабов соединений, которые стали большой школой обобщения и изучения боевого опыта. Генерал-майор авиации И. М. Белов, возглавивший штаб армии, умело организовывал и проводил с руководящим составом штабов соединений учения, на которых скрупулезно изучался противостоящий противник, его тактика, оборона, дислокация войск, возможности средств ПВО, подсчитывались и оценивались возможности своих войск, отрабатывались необходимые документы, вопросы боевого и специального обеспечения в предстоящей операции. 20-22 марта в Аскании-Нова состоялись сборы командиров корпусов, дивизий, начальников районов аэродромного базирования, где был изучен район полетов в Крыму, отработаны вопросы планирования, организации взаимодействия родов авиации и наземных войск, летных и тыловых частей армии. Много времени отводилось изучению противника. С докладом "Вооруженные силы Германии и их состояние на Восточном фронте" выступил помощник начальника разведотдела армий майор А. А. Голобородько. А в конце сборов командиры и начальники штабов осмотрели выставку "Боевой путь 8-й воздушной армии".
В полках и дивизиях в подготовительный период были проведены учения с летным составом, на которых отрабатывалась тактика действий авиации над полем боя. После учений командиры и ведущие групп выезжали на передовые позиции, где наглядно знакомились с обороной противника. Визуально на местности они оценивали возможности безопасного и эффективного подхода к целям и выхода из атак. Такое общение летчиков и пехотинцев имело важное значение для укрепления их боевого содружества и взаимной поддержки. В ходе операции было много примеров, когда в воздушном бою летчику приходилось покидать самолет и приземляться с парашютом на нейтральной полосе. Нужно было видеть, какие жаркие схватки разгорались за его спасение. Пехотинцы бросались в атаку, чтобы оттеснить противника и выручить авиатора, попавшего в беду.
Стремясь обеспечить четкое руководство авиацией и надежное взаимодействие с наземными войсками в предстоящей операции, командование армии делало все необходимое, чтобы развернуть систему управления и связи как в районе аэродромного базирования, так и над полем боя. В наземные войска были направлены авиационные наводчики, разработаны сигналы опознавания своих войск, кодированные карты целей и таблицы радиосигналов для связи экипажей с землей. В условиях бездорожья, частых дождей и туманов ни на один день не прекращалась работа по переброске техники и развертыванию дополнительных линий связи. Силами и средствами 8-го отдельного полка связи и 340-й отдельной телеграфно-строительной роты были организованы надежные проводные и радиолинии, обеспечивающие связь штаба армии в Аскании-Нова с аэродромами объединения.
Для защиты переправы через Сиваш в районе острова Русского развертывался армейский пункт управления воздушным боем. На командных пунктах 51-й и 2-й гвардейской армий были организованы передовые командные пункты 8-й воздушной армии, в стрелковых корпусах и 19-м танковом корпусе находились радиостанции наведения 8-го отдельного полка связи. Самоотверженно трудились техники, механики, мотористы, оружейники инженерно-авиационной службы, возглавляемой главным инженером армий генерал-майором И. И. Бондаренко. Особого признания заслуживала работа девушек. Они с любовью готовили самолеты к боевым вылетам, проявляя при этом присущую им аккуратность, четкость и чистоту в работе, а также глубокие знания и техническую сноровку. Летчики верили, что самолеты, на которых им предстояло вылетать, подготовлены безупречно и ни мотор, ни оружие не откажут в бою. На 1 февраля 1944 г. в частях армии трудилось 3550 девушек.
Огромную работу предстояло выполнить личному составу тыла армии, возглавляемого генералом П. П. Малышевым. На одну заправку самолетов армии требовалось свыше 500 т горючего, 158 т бомб, около 20 тыс. патронов. А всего нужно было подготовить не менее 6-7 заправок и 7-8 боекомплектов. Одновременно с этим в полосе наступления пришлось создавать 33 аэродрома, Пригодные для эксплуатации в условиях весенней распутицы, 12 из них готовилось в передовой полосе под артиллерийским и минометным огнем противника.
Генерал Т. Т. Хрюкин большое внимание уделял материально-техническому обеспечению предстоящих боевых действий. Вместе с начальником штаба, начальником тыла армии и другими офицерами он лично рассчитывал, сколько и какие средства потребуются в ходе операции, корректировал планы поставки и графики прибытия эшелонов с топливом, боеприпасами, техническим и интендантским имуществом.
В подготовительный период штаб армии особое внимание уделил организации и ведению воздушной разведки. Только с 1 марта по 8 апреля на эти цели было выполнено 633 вылета. Фотографирование на всю глубину оборонительной полосы противника позволило представить полную картину его обороны на Крымском перешейке, вскрыть группировку вражеских наземных войск и авиации, их состав и дислокацию. по результатам аэрофотосъемки разведотделом под руководством полковника И. И. Сидорова были нанесены на топографические карты схемы оборонительных сооружений противника, которые, поступив в войска, оказали неоценимую помощь при подготовке к наступлению. Одновременно были сфотографированы все аэродромы противника и подготовлены точные данные о его авиационной группировке, насчитывавшей 90 истребителей, 140 бомбардировщиков и 30 разведчиков. Все коммуникации гитлеровцев находились под непрерывным наблюдением с воздуха, несмотря на ожесточенное противодействие.
9 марта на фотографирование оборонительных сооружений противника вылетел экипаж командира эскадрильи 8-го отдельного дальнеразведывательного полка майора Л. М. Червякова под прикрытием истребителей. Над целью гитлеровцы навязали воздушный бой нашим истребителям, а в этот момент шесть "мессершмиттов" обрушились на разведчика и сбили его. Ответственное задание осталось невыполненным. Понимая сложившуюся обстановку, командир звена лейтенант В. М. Вишенков обратился к командованию с просьбой разрешить ему произвести разведку. На этот раз благодаря мужеству и мастерству экипажа фотографирование удалось выполнить.
В подготовительный период 8-я воздушная армия отражала налеты вражеской авиации и прикрывала войска на поле боя. Противник за февраль и март произвел 3500 самолето-пролетов, нанося удары но советским частям на поле боя и штурмуя переправы на Сиваше. Гитлеровцы понимали, какое важное значение имеет плацдарм, а поэтому неоднократно пытались при активной поддержке авиации потеснить части 51-й армии. Но плацдарм продолжал существовать. Связь с ним осуществлялась комбинированным способом: на мыс Джангара - паромами и надувными лодками и по деревянному мосту, наведенному от северного берега до острова Русского, а от острова до крымского берега - по насыпной гати. Фактически это был единственный надежный путь, по которому осуществлялось снабжение и пополнение войск, расположенных на плацдарме.
Прикрытие войск на Перекопе и Сиваше, особенно переправы через Сиваш, являлось важнейшей боевой задачей 8-й воздушной армии. Для своевременного обнаружения самолетов противника была развернута радиолокационная станция дальнего обнаружения. Этот радиолокатор позволял за 15-20 минут предупредить дежурные эскадрильи истребителей, а истребителей, патрулирующих в зоне ожидания, направить навстречу вражеским самолетам. С помощью радиолокатора точность наведения резко возросла. Своевременное появление наших истребителей заставляло "юнкерсов" беспорядочно сбрасывать бомбы, что спасало переправу от прицельных ударов и тяжелых разрушений. Гитлеровцы прибегали к разным ухищрениям, пытались незаметно на малой высоте подкрадываться к цели (на малых высотах полета дальность действия радиолокатора заметно уменьшалась). Но в этих случаях передовые радиостанции наведения, размещенные на плацдарме, обеспечивали своевременное оповещение и наведение истребителей.
Только за январь и март радиолокаторами было засечено 1614 целей и осуществлено 135 наведений истребителей, в результате чего сбито 134 вражеских самолета. О том, насколько четко работала система радиообнаружения и радионаведения, свидетельствует такой факт. 9 января 1944 г. в 10.40 радиолокатор "Пегматит-17" обнаружил группу вражеских самолетов, направлявшихся в район острова Русского. В 10.42 уже были подняты истребители, перехватившие противника до подхода его к переправе. В воздушном бою было уничтожено два Ю-87 и один Ме-109.
Отражение налетов авиации противника истребители осуществляли в тесном взаимодействии с зенитной артиллерией фронта. Армейский пункт управления воздушным боем, развернутый в районе переправы на остров Русский, имел прямую связь с командным пунктом артиллерийской дивизии ПВО, что позволяло координировать огонь зенитных батарей с действиями истребителей.
На плацдарме был развернут передовой командный пункт командующего 8-й воздушной армией. Открытая местность позволяла просматривать позиции противника на большом расстоянии. Несмотря на то что ПКП командарма подвергался обстрелам артиллерией и бомбардировке самолетами, офицеры штаба и связисты не покидали рабочих мест.
Для блокирования противника в Крыму 8-я воздушная армия тесно взаимодействовала с авиацией Черноморского флота, а из тактического арсенала летчики широко применяли метод "свободной охоты". Когда была разведана трасса полетов гитлеровцев из Крыма в Одессу, командование приняло решение устроить на Кинбурнской косе засаду.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта