Главная » 3 Как собирать » Царь перед николаем 2. Главные заблуждения о Николае II

Царь перед николаем 2. Главные заблуждения о Николае II

Проходит время и ушедшая эпоха становится историей. Семья последнего императора династии Романовых – Николая II.

История интересна и многогранна, на протяжении веков многое изменяется. Если сейчас окружающий нас мир мы воспринимаем как обыденность, то дворцы, замки, терема, усадьбы, кареты, предметы быта того времени для нас уже далекая история и порой – предмет изучения археологов. Обычную чернильницу, перо, счеты уже не встретить в современной школе. Но всего лишь столетие назад образование было другим.

«Будущие монархи»

Все представители императорской фамилии, будущие монархи, получали прекрасное образование. Обучение начиналось в раннем возрасте, в первую очередь, учили грамоте, арифметике, иностранным языкам, затем было изучение других дисциплин. Для юношей обязательна была военная подготовка, также учили их и танцам, и изящной словесности, и всему, что обязан был знать хорошо воспитанный молодой человек. Как правило, обучение проходило на религиозной основе. Преподавателей для монарших особ выбирали тщательно, они должны были давать не только знания, но и прививать духовно-нравственные представления и навыки: аккуратность, исполнительность, уважение к старшим. Правители дома Романовых вызывали искреннее восхищение у подданных, служили примером для всех.

Семья императора Николая II

«ОТМА»

Положительный пример в воспитании и обучении детей мы можем увидеть на примере семьи последнего императора династии Романовых, Николая II. В его семье было четыре дочери и сын. Дочерей условно делили на две пары: старшая пара – Ольга и Татьяна, и младшая – Мария и Анастасия. Сестры составили из своих букв коллективное имя – ОТМА, взяв заглавные буквы своих имен, и так подписывали письма, приглашения. Цесаревич Алексей был самым младшим ребенком и любимцем всей семьи.

ОТМА в профиль. 1914 г.

Императрица Александра Фёдоровна воспитывала детей согласно религиозным традициям, дети ежедневно читали утренние и вечерние молитвы, Евангелие, среди преподаваемых дисциплин был Закон Божий.

Протоиерей А. Васильев и цесаревич Алексей

«Жена государя»

Традиционно жена государя могла не заниматься воспитанием дочерей. Однако, Александра Фёдоровна строго отбирала педагогов для своих детей, присутствовала на уроках, формировала круг интересов дочерей и их расписание – девочки никогда не тратили время впустую, почти не появлялись на балах, а на светских мероприятиях находились недолго.

Император Николай II и императрица Александра Фёдоровна (в центре) и их дети

Занятия детей были построены достаточно в строгом режиме. Они вставали в 8 часов, пили чай и занимались до 11 часов. Учителя приезжали из Петрограда. В Царском Селе жили только Гиббс и Жильяр.


Сидней Гиббс и великая княжна Анастасия

Иногда после уроков, перед завтраком, совершалась недолгая прогулка. После завтрака – занятия музыкой и рукоделием.

Анастасия вяжет в Сиреневой гостиной

«Классные комнаты великих княжон»

В классной комнате старших великих княжон Ольги и Татьяны стены были оклеены матовыми обоями оливкового цвета, пол закрыт бобриковым ковром цвета морской волны. Вся мебель изготовлена из ясеня. Большой учебный стол находился посередине комнаты и освещался шестирожковой люстрой, которую можно было опускать. На одной из полочек стоял бюст И.В. Гоголя. На боковой стене висело расписание уроков. В шкафах хранились книги, в основном религиозного и патриотического содержания, а также учебники. В библиотеке девочек было много книг на английском языке. Преподаватели вели журнал, куда записывались домашние задания и выставлялись оценки по пятибалльной шкале.


Классная комната великих княжон Ольги и Татьяны в Александровском дворце

В классной комнате младших княжон Марии и Анастасии стены покрашены белой краской. Мебель – ясеневая. В комнате хранились чучела птиц, детские книги русских и французских авторов. Особенно много было книг известной детской писательницы Л. А. Чарской. На стенах – религиозные рисунки и акварели, расписание уроков, пара детских объявлений шутливого характера. Поскольку девочки были еще маленькими, то в классной комнате хранились и куклы с их туалетами. За перегородкой – игрушечная мебель, игры.

«Классная комната цесаревича Алексея»

На втором этаже находилась и классная комната цесаревича Алексея. Ее стены были покрашены белой мастичной краской. Мебель, как и везде, была из простого крашеного ясеневого дерева. На полушкафах, тянущихся вдоль стен, находились учебные пособия, счеты, карта разрастания России при Романовых, учебная коллекция уральских минералов и пород, микроскоп. В шкафах хранились книги учебного и военного содержания. Особенно много было книг по истории дома Романовых, изданных к 300-летию династии. Кроме этого, в них хранилось собрание диапозитивов по истории России, репродукции художников, альбомы и различные подарки. На двери – расписание уроков и завет Суворова.


Классная комната цесаревича Алексея в Александровском дворце

«Музыкальная комната»

На «детской половине» находилась также комната, которую использовали как учительскую и одновременно как музыкальную комнату. Большую роль в образовательном процессе играли «собственные» библиотеки девочек. Сейчас эти книги хранятся в Москве в Российской государственной библиотеке. Особое место при царской семье занимали преподаватели цесаревича. Из них наиболее известен швейцарец Пьер Жильяр, он был с царской семьей и в Екатеринбурге, где ему чудом удалось уцелеть и во многом, благодаря именно ему, мы знаем о последних днях царской семьи.


Музыкальная комната

«Расписание на неделю»

Основной костяк педагогов сложился еще при преподавании гимназических дисциплин царским дочерям. Например, в 1908/09 учебном году им преподавались:

  • русский язык (Петров, 9 уроков в неделю);

  • английский язык (Гиббс, 6 уроков в неделю);

  • французский язык (Жильяр, 8 уроков в неделю);

  • арифметика (Соболев, 6 уроков в неделю);

  • история и география (Иванов, 2 урока в неделю).

Таким образом, в неделю приходился 31 урок, то есть при пятидневном режиме занятий – по 6 уроков в день. Преподаватели обычно, как и врачи, подбирались по рекомендациям. Говоря об изучении иностранных языков, необходимо заметить, что наследника достаточно поздно начали обучать им. С одной стороны, это связывалось с его постоянными недомоганиями и длительными реабилитационными периодами, а с другой, царская семья сознательно откладывала обучение наследника иностранным языкам.

Цесаревич Алексей с учителем русского языка П. Петровым. Петергоф

«Обучение наследника иностранным языкам»

Николай II и Александра Федоровна считали, что у Алексея должен был, прежде всего, выработаться чистый русский выговор. Первый урок французского языка П. Жильяр дал цесаревичу 2 октября 1912 г. в Спале, но в связи с болезнью занятия прервались. Относительно регулярные занятия с цесаревичем начались со второй половины 1913 г. Педагогические способности преподавателей французского и английского языков высоко оценивала Вырубова: «Первыми учителями были швейцарец мсье Жильяр и англичанин мистер Гиббс. Лучший выбор едва ли был возможен. Совершенно чудесным казалось, как изменился мальчик под влиянием этих двух людей, как улучшились его манеры и как хорошо он стал обращаться с людьми».


П. Жильяр с великими княжнами Ольгой и Татьяной. Ливадия. 1911 г.

«Расписание на день цесаревича Алексея»

По мере взросления цесаревича Алексея учебная нагрузка постепенно увеличивалась. В отличие от своего прадеда, которого поднимали в 6 часов утра, цесаревича будили в 8 часов утра:

    45 минут ему давали на молитву и приведение себя в порядок;

    с 8.45 до 9.15 подавали утренний чай, который он пил в одиночестве. Девочки и родители пили утренний чай отдельно;

    с 9.20 до 10.50 было два первых урока (первый урок – 40 минут, второй – 50 минут) с переменой в 10 минут;

    большая перемена с прогулкой продолжалась 1 час 20 минут (10.50–12.10);

    затем еще был один 40-минутный урок (12.10–12.50);

    чуть более часа отводилось на завтрак (12.50–14.00). Как правило, на завтрак вся семья первый раз собиралась за одним столом, если только в этот день не было официальных мероприятий.

    После завтрака полтора часа 10-летний цесаревич отдыхал (14–14.30);

    затем опять следовала прогулка, занятия и игры на свежем воздухе (14.30–16.40). В это время у него был шанс пообщаться с отцом, который гулял по парку, или матерью.

    Затем следовал четвертый урок, продолжавшийся 55 минут (16.45–17.40).

    На обед цесаревичу отпускалось 45 минут (17.45–18.30). Обедал он один или с сестрами. Родители обедали значительно позже.

    После обеда цесаревич полтора часа готовил уроки (18.30–19.00);

    обязательной частью «рабочего дня» цесаревича был получасовой массаж (19.00–19.30);

    после массажа следовали игры и легкий ужин (19.30–20.30);

    потом цесаревич готовился ко сну (20.30–21.00), молился и ложился спать (21.00–21.30).


Цесаревич Алексей с учителями: П. Жильяр, Дворцовый комендант В. Воейков, С. Гиббс, П. Петров

«Обучение в условиях войны»

В 1914 году началась Первая мировая война. Занятия продолжались шесть дней в неделю, по 4 урока в день. Всего было 22 урока в неделю. Особый упор делался на изучение языков. По количеству часов они распределялись следующим образом: французский язык – 6 уроков в неделю; русский язык – 5 уроков в неделю; английский язык – 4 урока. Остальные предметы: Закон Божий – 3 урока; арифметика – 3 урока и география – 2 урока в неделю.

Эпилог

Как мы видим, распорядок дня был насыщенным, практически не было свободного времени даже на игры. Цесаревич Алексей часто восклицал: «Когда буду царем, не будет бедных и несчастных! Я хочу, чтобы все были счастливы». И если бы не революция 1917 года, то стоит с уверенностью отметить, что Цесаревич Алексей приложил бы все усилия, чтобы воплотить эти слова в жизнь.



    Поддержите Православных Добровольцев!

    Ваше пожертвование - единственный источник дохода нашего с Вами сайта. Каждый рубль будет немалой помощью в нашем с Вами деле.

    Поддержите Православных Добровольцев прямо сейчас!

Николай II и его семья

Расстрел Николая Второго и членов его семьи — одно из многочисленных преступлений жуткого ХХ века. Русский император Николай II разделил участь иных самодержцев — Карла I Английского, Людовика XVI Французского. Но того и другого казнили по приговору суда, и их родственников не тронули. Николая большевики уничтожили вместе с женой и детьми, поплатились жизнью даже верные слуги. Чем была вызвана такая звериная жесткость, кто был её инициатором, историки гадают до сих пор

Человек, которому не везло

Правитель должен быть не столько мудрым, справедливым, милосердным, сколько везучим. Потому что всего учесть невозможно и многие важнейшие решения принимаются, гадая. А это пан или пропал, фифти-фифти. Николай Второй на троне был не хуже и не лучше предшественников, но в судьбоносных для России вопросах, выбирая тот или иной путь её развития, ошибался, попросту не угадывал. Не по злобе, не по глупости, или по непрофессионализму, а исключительно по закону «орёл-решка»

«Это значит обречь на смерть сотни тысяч русских людей - Император колебался.- Я сидел против него, внимательно следя за выражением его бледного лица, на котором я мог читать ужасную внутреннюю борьбу, которая происходила в нем в эти минуты. Наконец, государь, как бы с трудом выговаривая слова, сказал мне: «Вы правы. Нам ничего другого не остается делать, как ожидать нападения. Передайте начальнику Генерального штаба мое приказание о мобилизации» (министр иностранных дел Сергей Дмитриевич Сазонов о начале Первой мировой войны)

Мог царь выбрать иное решение? Мог. Россия не была готова к войне. И, в конце концов, война началась локальным конфликтом Австрии и Сербии. Первая объявила второй войну 28 июля. У России не было необходимости вмешиваться кардинально, но 29 июля Россия начала частичную мобилизацию в четырех западных округах. 30 июля Германия предъявила России ультиматум с требованием прекратить всякие военные приготовления. Министр Сазонов убедил Николая Второго продолжать. 30 июля в 17 часов Россия начала всеобщую мобилизацию. В полночь с 31 июля на 1 августа посол Германии сообщил Сазонову, что, если 1 августа в 12 часов дня Россия не демобилизуется, Германия тоже объявит мобилизацию. Сазонов спросил, означает ли это войну. Нет — ответил посол, — но мы к ней очень близки. Россия не остановила мобилизацию. 1 августа мобилизацию начала Германия .

1 августа, вечером, германский посол снова пришёл к Сазонову. Он спросил, намерено ли русское правительство дать благоприятный ответ на вчерашнюю ноту о прекращении мобилизации. Сазонов ответил отрицательно. Граф Пурталес выказывал признаки всё возрастающего волнения. Он вынул из кармана сложенную бумагу и ещё раз повторил свой вопрос. Сазонов снова ответил отказом. Пурталес в третий раз задал тот же самый вопрос. «Я не могу дать вам иной ответ», - снова повторил Сазонов. «В таком случае, - произнёс Пурталес, задыхаясь от волнения, - я должен вручить вам эту ноту». С этими словами он передал Сазонову бумагу. Это была нота с объявлением войны. Началась русско-германская война (История дипломатии, том 2)

Краткая биография Николая Второго

  • 1868, 6 мая - в Царском Селе
  • 1878, 22 ноября - родился брат Николая, великий князь Михаил Александрович
  • 1881, 1 марта - смерть императора Александра II
  • 1881, 2 марта - Великий князь Николай Александрович объявлен наследником престола с присвоением титула «цесаревич»
  • 1894, 20 октября - смерть императора Александра III, вступление на престол Николая Второго
  • 1895, 17 января - произнесение Николаем II речи в Николаевском зале Зимнего дворца. Заявление о преемственности политического курса
  • 1896, 14 мая - коронация в Москве.
  • 1896, 18 мая - Ходынская катастрофа. В давке на Ходынском поле во время праздника коронации погибло более 1300 человек

Празднества по случаю коронации продолжились вечером в Кремлёвском дворце, а затем балом на приёме у французского посла. Многие ожидали, что если бал не будет отменён, то, по крайней мере, состоится без государя. По словам Сергея Александровича, хотя Николаю II и советовали не приезжать на бал, царь высказался, что хотя Ходынская катастрофа - это величайшее несчастье, однако не должно омрачать праздника коронации. По другой версии, окружение уговорило царя посетить бал во французском посольстве из-за внешнеполитических соображений (Википедия).

  • 1898, август - предложение Николая II о созыве конференции и обсуждения на ней возможностей «положить предел росту вооружений» и «охранить» всеобщий мир
  • 1898, 15 марта - занятие Россией Ляодунского полуострова.
  • 1899, 3 февраля - подписание Николаем II Манифеста о Финляндии и опубликование «Основных положений о составлении, рассмотрении и обнародовании законов, издаваемых для империи со включением Великого княжества Финляндского».
  • 1899, 18 мая - начало работы «мирной» конференции в Гааге, инициированной Николаем Вторым. На конференции обсуждались вопросы ограничения вооружений и обеспечения прочного мира; в ее работе приняли участие представители 26 стран
  • 1900, 12 июня - указ об отмене ссылки в Сибирь на поселение
  • 1900, июль - август - участие русских войск в подавлении «боксерского восстания» в Китае. Занятие Россией всей Маньчжурии - от границы империи до Ляодунского полуострова
  • 1904, 27 января - начало
  • 1905, 9 января - Кровавое воскресенье в Петербурге. Начало

Дневник Николая Второго

6-го января. Четверг.
До 9 час. поехали в город. День был серый и тихий при 8° мороза. Переодевались у себя в Зимнем. В 10? пошел в залы здороваться с войсками. До 11 час. тронулись к церкви. Служба продолжалась полтора часа. Вышли к Иордани в пальто. Во время салюта одно из орудий моей 1-и конной батареи выстрелило картечью с Васильев [ского] остр. и обдало ею ближайшую к Иордани местность и часть дворца. Один городовой был ранен. На помосте нашли несколько пуль; знамя Морского корпуса было пробито.
После завтрака принимали послов и посланников в Золотой гостиной. В 4 часа уехали в Царское. Погулял. Занимался. Обедали вдвоем и легли спать рано.
7-го января. Пятница.
Погода была тихая, солнечная с чудным инеем на деревьях. Утром у меня происходило совещание с д. Алексеем и некоторыми министрами по делу об аргентинских и чилийских судах{1}. Он завтракал с нами. Принимал девять человек.
Пошли вдвоем приложиться к иконе Знамения Божьей Матери. Много читал. Вечер провели вдвоем.
8-го января. Суббота.
Ясный морозный день. Было много дела и докладов. Завтракал Фредерикс. Долго гулял. Со вчерашнего дня в Петербурге забастовали все заводы и фабрики. Из окрестностей вызваны войска для усиления гарнизона. Рабочие до сих пор вели себя спокойно. Количество их определяется в 120.000 ч. Во главе рабочего союза какой-то священник - социалист Гапон. Мирский приезжал вечером для доклада о принятых мерах.
9-го января. Воскресенье.
Тяжелый день! В Петербурге произошли серьезные беспорядки вследствие желания рабочих дойти до Зимнего дворца. Войска должны были стрелять в разных местах города, было много убитых и раненых. Господи, как больно и тяжело! Мамa приехала к нам из города прямо к обедне. Завтракали со всеми. Гулял с Мишей. Мамa осталась у нас на ночь.
10-го января. Понедельник.
Сегодня особых происшествий в городе не было. Были доклады. Завтракал дядя Алексей. Принял депутацию уральских казаков, приехавших с икрою. Гулял. Пили чай у Мамa. Для объединения действий по прекращению беспорядков в Петербурге решил назначить ген.-м. Трепова генерал-губернатором столицы и губернии. Вечером у меня состоялось совещание по этому поводу с ним, Мирским и Гессе. Обедал Дабич (деж.).
11-го января. Вторник.
Днем особых беспорядков в городе не было. Имел обычные доклады. После завтрака принял контр-адм. Небогатова, назначенного командующим дополнительным отрядом эскадры Тихого океана. Гулял. Был нехолодный серый день. Много занимался. Вечер провели все вместе, читал вслух.

  • 1905, 11 января — Николай II подписал указ об учреждении Петербургского генерал-губернаторства. В ведение генерал-губернатора передавались Петербург и губерния; ему были подчинены все гражданские учреждения и предоставлено право самостоятельно вызывать войска. В тот же день на должность генерал-губернатора был назначен бывший московский обер-полицеймейстер Д. Ф. Трепов
  • 1905, 19 января - прием в Царском Селе Николаем II депутации рабочих Петербурга. Из собственных средств на помощь членам семей убитых и раненых 9 января царем было выделено 50 тысяч рублей
  • 1905, 17 апреля - подписание Манифеста «Об утверждении начал веротерпимости»
  • 1905, 23 августа - заключение Портсмутского мира, положившего конец Русско-японской войне
  • 1905, 17 октября - подписание Манифеста о политических свободах, учреждении Государственной думы
  • 1914, 1 августа — начало I мировой войны
  • 1915, 23 августа - принятие Николаем II обязанностей Верховного главнокомандующего
  • 1916, 26 и 30 ноября - Государственный совет и съезд объединенного дворянства присоединились к требованию депутатов Государственной думы устранить влияние «темных безответственных сил» и создать правительство, готовое опираться на большинство в обеих палатах Госдумы
  • 1916, 17 декабря — убийство Распутина
  • 1917, конец февраля — Николай II решил в среду ехать в Ставку, расположенную в Могилеве

Дворцовый комендант генерал Воейков спросил, почему император принял такое решение, когда на фронте относительно спокойно, тогда как в столице спокойствия мало и его присутствие в Петрограде было бы весьма важно. Император ответил, что в Ставке его ждет начальник штаба Верховного главнокомандующего генерал Алексеев и желает обсудить какие-то вопросы.... Между тем председатель Государственной думы Михаил Владимирович Родзянко просил императора об аудиенции: «В тот страшный час, который переживает родина, я считаю своим верноподданнейшим долгом как председателя Государственной думы доложить Вам по всей полноте об угрожающей Российскому государству опасности». Император его принял, но отверг совет не распускать Думу и сформировать «министерство доверия», которое бы пользовалось поддержкой всего общества. Родзянко тщетно призывал императора: «Час, решающий судьбу Вашу и родины, настал. Завтра может быть уже поздно» (Л. Млечин «Крупская»)

  • 1917, 22 февраля — императорский поезд отбыл из Царского Села в Ставку
  • 1917, 23 февраля — Началась
  • 1917, 28 февраля - принятие Временным комитетом Государственной думы окончательного решения о необходимости отречения царя в пользу наследника престола при регентстве великого князя Михаила Александровича; отъезд Николая II из Ставки в Петроград.
  • 1917, 1 марта - прибытие царского поезда в Псков.
  • 1917, 2 марта - подписание Манифеста об отречении от престола за себя и за цесаревича Алексея Николаевича в пользу брата - великого князя Михаила Александровича.
  • 1917, 3 марта - отказ великого князя Михаила Александровича принять престол

Семья Николая Второго. Кратко

  • 1889, январь - первое знакомство на придворном балу в Петербурге с будущей женой, принцессой Гессенской Алисой
  • 1894, 8 апреля - помолвка Николая Александровича и Алисы Гессенской в Кобурге (Германия)
  • 1894, 21 октября - миропомазание невесты Николая Второго и наречение ее «благоверной великой княжной Александрой Федоровной»
  • 1894, 14 ноября - свадьба императора Николая II и Александры Федоровны

Предо мной стояла высокого роста стройная Дама лет 50 в простом сереньком костюме сестры и в белой косынке. Государыня ласково поздоровалась со мной и расспросила меня, где я ранен, в каком деле и на каком фронте. Чуть-чуть волнуясь, я ответил на все Ее вопросы, не спуская глаз с Ее лица. Почти классически правильное, лицо это в молодости, несомненно, было красиво, очень красиво, но красота эта, очевидно, была холодной и безстрастной. И теперь еще, постаревшее от времени и с мелкими морщинками около глаз и уголков губ, лицо это было очень интересно, но слишком строго и слишком задумчиво. Я так и подумал: какое правильное, умное, строгое и энергичное лицо (воспоминания об императрице прапорщика пулеметной команды 10-го Кубанского пластунского батальона С. П. Павлов. Будучи раненым в январе 1916 года он попал в Собственный Ее Величества лазарет в Царском Селе)

  • 1895, 3 ноября - рождение дочери, великой княжны Ольги Николаевны
  • 1897, 29 мая - рождение дочери, великой княжны Татьяны Николаевны
  • 1899, 14 июня - рождение дочери, великой княжны Марии Николаевны
  • 1901, 5 июня - рождение дочери, великой княжны Анастасии Николаевны
  • 1904, 30 июля - рождение сына, наследника престола цесаревича и великого князя Алексея Николаевича

Дневник Николая II: «Незабвенный великий для нас день, в который так явно посетила нас милость Божия, - записал в дневнике Николай II. - У Аликс родился сын, которого при молитве нарекли Алексеем… Нет слов, чтобы уметь достаточно благодарить Бога за ниспосланное Им утешение в эту годину трудных испытаний!»
Германский кайзер Вильгельм II телеграфировал Николаю II: «Дорогой Ники, как мило, что ты предложил мне быть крестным отцом твоего мальчика! Хорошо то, чего долго ждут, - говорит немецкая поговорка, пусть так и будет с этим дорогим малюткой! Пусть он вырастет храбрым солдатом, мудрым и сильным государственным деятелем, пусть благословение Божие всегда хранит его тело и душу. Пусть он всю жизнь будет тем же солнечным лучиком для вас обоих, как сейчас, во время испытаний!»

  • 1904, август — на сороковой день после рождения у Алексея обнаружилась гемофилия. Дворцовый комендант генерал Воейков: «Для царственных родителей жизнь потеряла смысл. Мы боялись улыбаться в их присутствии. Мы вели себя во дворце как в доме, в котором кто-то умер»
  • 1905, 1 ноября - знакомство Николая II и Александры Федоровны с Григорием Распутиным. Распутин каким-то образом положительно влиял на самочувствие цесаревича, потому благоволили ему Николай Второй и императрица

Расстрел царской семьи. Кратко

  • 1917, 3–8марта - пребывание Николая II в Ставке (Могилев)
  • 1917, 6 марта - решение Временного правительства об аресте Николая II
  • 1917, 9 марта — после блужданий по России Николай II вернулся в Царское Село
  • 1917, 9 марта-31 июля - Николай II вместе с семьей живут под домашним арестом в Царском Селе
  • 1917, 16-18 июля — Июльские дни — мощные стихийные народные антиправительственные выступления в Петрограде
  • 1917, 1 августа — Николай Второй с семьей выехал в ссылку в Тобольск, куда его отправило Временное правительство после Июльских дней
  • 1917, 19 декабря — образованный после . Солдатский комитет Тобольска запретил Николаю Второму посещать церковь
  • 1917, декабрь — Солдатский комитете постановил снять у царя погоны, что было воспринято им как унижение
  • 1918, 13 февраля — комиссар Карелин постановил оплачивать из казны только солдатский паёк, отопление и освещение, а всё остальное — за счёт заключённых, причём пользование личными капиталами было ограничено 600 рублей в месяц
  • 1918, 19 февраля — разрушена ночью кирками ледяная горка, построенная в саду для катания царских детей. Предлогом для этого было то, что с горки можно было «смотреть через забор»
  • 1918, 7 марта — запрет на посещение церкви снят
  • 1918, 26 апреля — Николай Второй и его семья отправились из Тобольска в Екатеринбург

Николай 2-й (18 мая 1868 г. - 17 июля 1918г.) - последний российский император, сын Александра 3-го . Он получил блестящее образование (обучался истории, литературе, экономике, юриспруденции, военному делу, в совершенстве овладел тремя языками: французским, немецким, английским) и рано взошел на престол (в 26 лет) из-за смерти отца.

Дополним краткую биографию Николая 2-го историей его семьи. 14 ноября 1894 г. немецкая принцесса Алиса Гессенская (Александра Федоровна) стала женой Николая 2-го. Вскоре у них родилась первая дочь Ольга (3 ноября 1895 г.). Всего в царской семье было пятеро детей. Одна за другой рождались дочери: Татьяна (29 мая 1897 г.), Мария (14 июня 1899 г.) и Анастасия (5 июня 1901 г.). Все ожидали наследника, который должен был занять престол после отца. 12 августа 1904 г. у Николая родился долгожданный сын, назвали его Алексеем. В трехлетнем возрасте врачи обнаружили у него тяжелую наследственную болезнь - гемофилию (несвертываемость крови). Тем не менее он был единственным наследником и подготавливался к правлению.

26 мая 1896 г. состоялась коронация Николая 2-го и его супруги. В праздничные дни произошло ужасное событие, получившее название Ходынка, в результате которого в давке погибло 1282 человека.

Во время правления Николая 2-го в России наблюдался быстрый экономический подъем. Усилился аграрный сектор - страна стала главным в Европе экспортером сельскохозяйственной продукции, была введена устойчивая золотая валюта. Активно развивалась индустрия: росли города, строились предприятия, железные дороги. Николай 2-й был реформатором, для рабочих он ввел нормированный день, обеспечил их страховкой, провел реформы армии и флота. Император поддерживал развитие культуры и науки в России.

Но, несмотря на значительные улучшения, в стране происходили народные волнения. В январе 1905 г. произошла , стимулом к которой стало . В результате 17 октября 1905 г. был принят . В нем говорилось о гражданских свободах. Был создан парламент, в который входила Государственная дума и Государственный совет. 3 (16) июня 1907 г. состоялся Третье-июньский переворот, который изменил правила выборов в Думу.

В 1914 г. началась , в результате чего состояние внутри страны ухудшилось. Неудачи в сражениях подрывали авторитет царя Николая 2-го. В феврале 1917 г. в Петрограде поднялось восстание, достигшее грандиозных масштабов. 2 марта 1917 г., опасаясь массового кровопролития, Николай 2-й подписал акт отречения от престола.

9 марта 1917 г. Временное правительство арестовало всю и отправило в Царское село. В августе их перевезли в Тобольск, а в апреле 1918 г. - в последнее место назначения - Екатеринбург. В ночь с 16 на 17 июля Романовых отвели в подвальное помещение, зачитали смертный приговор и произвели расстрел. После проведения тщательного расследования определили, что никому из царской семьи не удалось спастись.

Правление Николая II (кратко)

Правление Николая II (кратко)

Николай Второй – сын Александра Третьего был последним императором Российской империи и правил с восемнадцатого мая 1868 года до семнадцатого июля 1918 года. Смог получить замечательное образование, в совершенстве владел несколькими иностранными языками, а также смог дослужиться до звания полковника армии России, фельдмаршала и адмирала флота британской армии. Николаю пришлось вступить на престол после внезапной кончины отца. На тот момент юноше было двадцать шесть лет.

С самого детства Николая подготавливали к роли будущего правителя. В 1894 году спустя месяц после кончины отца он женится на немецкой принцессе Алисе Гессенской, известной впоследствии как Александра Фёдоровна. Через два года состоялась официальная коронация, которая проходила в трауре, ведь из-за огромной давки, желающих воочию посмотреть на нового императора погибло множество народу.

Император имел пять детей (четыре дочки и сына). Несмотря на то, что врачи обнаружили у Алексея (сына) гемофилию, его так как и отца готовили править Российской империей.

В период правления Николая Второго Россия пребывала в стадии экономического вознесения, однако политическая ситуация внутри страны обострялась с каждым днём. Именно несостоятельность императора в роли правителя привела к внутренним волнениям. В итоге, после разгона митинга рабочих девятого января 1905 года (это событие также известно как «Кровавое воскресенье») держава запылала революционными настроениями. Состоялась революция 1905-1907 годов. Итогом этих событий становится прозвище в народе царя, которого люди окрестили Николай «Кровавый».

В 1914 году начинается Первая Мировая война, негативным образом повлиявшая на состояние России и усугубившая и без того нестабильную политическую ситуацию. Неудачные военные операции Николая Второго приводят к тому, что в 1917 году в Петрограде начинается восстание, результатом которого было отречение царя от престола.

В начале весны 1917 года вся царская семья была взята под арест, а позже направлена в ссылку. Расстрел всей семьи произошёл в ночь с шестнадцатого на семнадцатое июля.

Вот основные реформы периода правления Николая Второго:

· Управленческая: сформирована Государственная дума, а народ получил гражданские права.

· Военная реформа, проведённая после поражения в войне с Японией.

· Аграрная реформа: земля была закреплена за частными крестьянами, а не за общинами.

Интервью с Хенриком Глембоцким - сотрудником кафедры истории Восточной Европы исторического факультета Ягеллонского университета

Polonia Christiana: 100 лет назад революционные власти арестовали последнего российского царя Николая II, спустя несколько месяцев он вместе со всей своей семьей погиб от рук большевиков. Многие россияне считают его мучеником или даже святым, другие обвиняют его в том, что он привел огромную империю к краху и отдал власть революционерам. Какова ваша оценка последнего царя и его царствования?

Хенрик Глембоцкий (Henryk Głębocki): В моей оценке, естественно, отразится польский опыт взаимоотношений с Российской империей. Долгое время фигуру Николая II рассматривали через призму революционной катастрофы его страны, то есть в негативном свете. В этом контексте часто цитировались записи из «Дневника царя Николая II», который издали в Польше еще перед Второй мировой войной, чтобы проиллюстрировать распространенное мнение об ограниченных умственных способностях этого правителя, его слабохарактерности и узости мышления.

Следует, однако, отметить, что в то время ведение дневника было для наследника престола или члена царствующего дома элементом образования. Примером может послужить дневник Александра II, деда Николая II, который он вел с самого детства. В этом документе отчетливо видно, как он оттачивал свои языковые способности и учился умственной дисциплине. Поэтому мы видим записи, посвященные незначительным вещам: погоде, очередным встречам, парадам и так далее. За четверть века работы в российских и постсоветских архивах я видел немало такого рода дневников. В похожем духе вел свои записи Николай II. Однако в 1917 году царь чувствовал, что грядет трагедия, понимая последствия своего отречения. 15 марта 1917 года он пишет в дневнике: «В час ночи уехал из Пскова с тяжелым чувством пережитого. Кругом измена, трусость и обман».

- Что это доказывает?

— Я думаю, он чувствовал, что отречение, которое вскоре должно было привести к свержению монархии, будет подобно извлечению оси из сложного механизма империи, главным элементом которой выступало самодержавие. В 1917 году всего за несколько месяцев вся сложная структура государства буквально развалилась на части.

Николай II определенно не был глупым человеком, но у его окружения было к нему много претензий. Его считали слишком чувствительным и нерешительным человеком, обвиняли в слабохарактерности, в том, что он не умеет быстро принимать решения, поддается влиянию окружения: любимой жены и очередных министров.

С другой стороны, последний царь часто питал предубеждение к разным людям, а в итоге вступал с ними в конфликты. Например, он спорил с министром финансов Сергеем Витте, которого Николай II ненавидел, но который был очень способным политиком и проводил в России консервативные реформы, или с Петром Столыпиным — одним из самых выдающихся российских реформаторов. Они оба хотели спасти монархию и империю, но царь не смог наладить с ними отношения, поверив в аргументы их политических противников.

Важной чертой личности Николая II была его религиозность, которая сочеталась с убежденностью в том, что православие взаимосвязано с самодержавием и гарантирует империи устойчивость. Он верил в дарованную провидением миссию монарха, который продолжает политическую и культурную традицию династии, хранит свою империю и подданных, верил в связь царя с народом.

- Еще можно сказать, что в характере Николая II было много привлекательных черт.

— Последний царь был, несомненно, хорошим главой семейства, как и его отец Александр III. В свою очередь, этого нельзя сказать о его чрезмерно влюбчивом деде — Александре II. Историки иногда называют Николая II «самым семейственным царем». Он интересовался религией, наукой, культурой, много путешествовал с семьей и обожал заниматься фотосъемкой, поэтому сохранилось столько прекрасных снимков последних Романовых. В общении с другими людьми он вел себя естественно.

Николай II искренне верил в идею консервативной российской монархии, которая опирается на православную веру и институт ничем не ограниченного самодержавия. Поэтому он, как и его предшественники, питал неприязнь к парламентским институтам (они считались «чужеродным западным продуктом»), появления которых хотела политическая оппозиция. К сожалению, многие черты, которые делали царя хорошим человеком в частной жизни, мешали ему эффективно управлять огромным и сложным механизмом российской империи. Порой казалось, что эта задача ему не по силам. Он осознавал это сам, особенно в момент вступления на престол, и делился своими сомнениями. Нерешительность и ошибочные решения ослабляли авторитет власти. Все началось с трагедии, которая случилась в Москве во время его коронации: из-за давки и паники на Ходынском поле погибло много народа. В тот же день молодой царь позволил себя уговорить и отправился на бал во французское посольство. Многие россияне не могли ему этого простить.

Контекст

Как Николай II финнов разозлил

Yle 18.02.2017

Наследник российского престола Николай III

Deutsche Welle 06.02.2017

Что Николай II подарил финнам?

Helsingin Sanomat 25.07.2016

Российская империя, в особенности до революции 1905 года и появления конституционных институтов, была страной, которая ограничивала элементарные общественные, гражданские, национальные и религиозные свободы. При двух последних Романовых, Александре III и Николае II официальной политической идеей стала русификация, жертвой которой пали не только поляки, но и прежде лояльные народы — грузины, прибалтийские немцы. Недовольство усилилось из-за возвращения к этой политике перед Первой мировой войной. Оно нашло выход в 1917 году в лозунгах о правах народов, которым Временное правительство предоставило автономию. После большевистского переворота они начали по очереди провозглашать независимость. Недовольство разных народов во время войны использовали Германия и Австро-Венгрия: они поддерживали силы, стремившиеся расколоть империю, в том числе поляков.

Вы согласны с тезисом, что Николай II был царем, который просто «не дорос» до тех обязанностей, которые легли на его плечи после преждевременной кончины отца?

— Все гораздо сложнее. Претензии к Николаю II были практически у всех. Либеральные и революционные партии ненавидели его за приверженность институту самодержавия. Те, кто рассчитывал на уступки с его стороны, возможно, иначе взглянули бы на «мягкость» его характера, если бы он в конце концов на что-то решился, например, пошел на сотрудничество с Думой после ее создания. Однако Николай II был воспитан в ненависти к такого рода институтам, он дважды распускал Думу и ограничил ее в правах. Он, как представители консервативных кругов, полагал, что конституционная форма правления и парламент противоречат миссии царя и российской традиции.

Если бы Николай II согласился на сотрудничество с силами, которые стремились реформировать Россию в консервативном духе (их представителем был, например, Столыпин), то, возможно, он смог бы вернуть государству стабильность.

Но властитель постоянно менял мнение в зависимости от ситуации или от подсказок своих советников. Главным фактором, который запустил расшатывание империи, пробудил скрытую в ее общественной системе силу анархии и разрушения, активизировал зарождавшиеся в течение нескольких поколений процессы, стала война. Примечательно, что такие прозорливые политики, как Витте, отговаривали царя от участия в этом конфликте, который мог спровоцировать кризис и революцию, как после проигранной в 1905 году войны с Японией.

Черты характера, семейная трагедия (неизлечимая болезнь наследника престола цесаревича Алексея), политические колебания — все это использовали противники Николая II (в том числе в придворных кругах) и оппозиция, которая распространяла «черную легенду» о царе и его супруге. Предлогом стала фигура влиятельного Григория Распутина. Правдивые и лживые рассказы на эту тему подрывали авторитет монархии и оказывали особенно разрушительное воздействие во время Первой мировой войны, когда царь принял на себя звание верховного главнокомандующего.

В свою очередь, если мы взглянем на последний год жизни Николая II, уже после отречения, мы увидим, что он проявил достойные восхищения качества, сохранил присутствие духа, заботился о своей семье. Во многом благодаря этому последнего царя и всю его семью вознесли на алтарь в Православной церкви вначале за рубежом, а потом и в России. Интересно, что «рейтинги» самых любимых правителей в России возглавляли и продолжают возглавлять люди, которые не чуждались насилия и даже преступлений, но зато увеличивали размеры империи, обеспечивая ей сильную позицию в мире. Это такие цари, как Петр Великий, Екатерина II или Николай I. А правители, которые старались реформировать страну, как Александр I и особенно Александр III, подвергались самой сильной критике.

Мультимедиа

400 лет назад Романовы взошли на царский престол

ИноСМИ 07.03.2013

Крестный ход памяти последнего российского царя и его семьи

ИноСМИ 18.07.2011

Николая II, который пал жертвой коммунизма, почитают сейчас в России в двух ипостасях. С одной стороны — это православный мученик (страстотерпец), который погиб вместе со своей семьей за веру. Одновременно появилось неофициальное определение «царь-искупитель». Такое граничащее с ересью определение означает, что своей жертвой, которой стала мученическая смерть, царь искупил грех народа, позволившего соблазнить себя безбожной идеологией коммунизма.

Как получилось, что в России настолько стремительно произошли события, которые полностью изменили государство? Началось все с того, что 15 марта 1917 года Николай II отрекся от престола, а 21 марта его арестовали.

— Часть историков скажет, что это стечение обстоятельства: обильные снегопады, которые парализовали движение; задержки с поставками зерна, из-за которых появились очереди за хлебом; далее — выступления голодных женщин, которых не хотели разгонять казаки. Объединенная оппозиция, в которую входили либералы и социал-демократы, смогла поднять голову и перехватить инициативу. Вся революция фактически ограничилась событиями в столице империи. Часть командующих давила на царя, требуя передать трон кому-нибудь более популярному ради продолжения войны. Однако все развивалось стремительно. Даже сейчас сложно понять, как все это могло произойти так быстро. Поэтому так часто говорят о каких-то заговорах или организованном перевороте.

Между тем во всех спорах о причинах краха российской монархии и событиях, которые запустило отречение Николая II, от нашего внимания ускользают явления долгосрочного порядка, которые подготовили почву для революции. Одно из них — это постепенное снижение авторитета монархии и царя, в котором он был повинен сам. Это явление усилилось на фоне военной катастрофы. К этому следует добавить целый набор нерешенных социальных и политических вопросов начала XX века. Россия была одной из наиболее динамично развивающихся стран мира. Стремительный экономический рост при полуфеодальной системе, которая сохранялась в царской империи, и которую защищал царь, создавал напряженность. Она находила проявление в лозунгах оппозиции и революционных партий, но не отражалась на общественных настроениях вплоть до первых поражений на фронтах.

Зло, в том числе социальное, порождает новое зло. Те, кто пытались искоренить это зло и людские страдания насильственным путем и узурпировать роль «спасителей» человечества, вели страну через революцию к еще большим страданиям. О такой ловушке предупреждал пророк тоталитарной угрозы XX века, великий российский писатель Федор Достоевский, говоря об опасности человеческого тщеславия. Российская революция «пожрала своих детей»: не только большевиков, но и представителей либеральной и социал-демократической интеллигенции, которые поначалу верили в ее силу. Выразительное свидетельство этого разочарования можно найти, в частности, на страницах дневников Зинаиды Гиппиус и Ивана Бунина.

Русская революция высвободила накопившуюся социальную напряженность. В 1917 году многие крестьяне еще помнили крепостное право, барщину, бесчеловечное отношение хозяев. Вера в «черный передел», то есть справедливое перераспределение земли, желание отобрать имущество у помещиков дали о себе знать в 1917 году. Большевики цинично использовали эти настроения и запустили популистские лозунги «земля — крестьянам», «грабь награбленное», не подготовив никаких реформ.

Отдельная тема — это реакция на российскую революцию мира, который был занят военной резней. Немцы, после того, как им не удалось убедить Романовых выйти из войны, финансировали большевиков, чтобы спровоцировать революцию и ликвидировать восточный фронт. Британцы, в свою очередь, опасаясь протестов в собственной стране, отказались в 1917 году спасать семью Николая II, которая просто хотела уехать к своим родственникам в Великобританию.

Ричард Пайпс (Richard Pipes) пишет в своей книге «Краткая история российской революции»: «Когда руководство страны наделяет себя правом убивать собственных граждан не за их действия, а потому, что считает их смерть необходимой, оно вступает в мир, где работают совсем иные моральные законы, переступает черту, за которой начинается геноцид». Вы согласны с идеей, что смерть Николая II, его семьи и всех членов семьи Романовых была нужна большевикам?

— Политический смысл этого преступления кажется ясным: они хотели уничтожить представителей правящей династии. Так следует понимать убийство цесаревича Алексея. Весной и летом 1918 года большевики убивали всех Романовых, которые попадали к ним в руки. В то же время они не сообщали об этих преступлениях, опасаясь не столько того, что их осудят в мире, сколько своего союзника — главы германской монархии.

Смерть Николая II и его семьи, а также начатый в августе 1918 года «красный террор» ярче, чем сам большевистский переворот, символизируют рождение тоталитарного режима, который не считался с жизнью отдельных людей или общественных групп. Иллюстрацией Большого террора служат национальные операции НКВД, в том числе «польская операция» 1937-38 годов, они показывают, что большевики всегда находили причину для истребления неудобных групп населения. Смерть Романова была не только предзнаменованием массового террора, но и самым ярким символом того, чем на самом деле был зарождавшийся в тот момент большевистский режим.

- Благодарю за беседу.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта