Главная » 3 Как собирать » Чем знаменит князь святослав. Князь Святослав Игоревич (Храбрый)

Чем знаменит князь святослав. Князь Святослав Игоревич (Храбрый)

Святослав Игоревич (957–972) носил уже славянское имя, но нравом был еще типичный варяг-воин, дружинник. Едва успел он возмужать, как составил себе большую и храбрую дружину и с ней стал искать себе славы и добычи. Он рано вышел из-под влияния матери и "гневался на мать", когда она убеждала его креститься: "Как мне одному переменить веру? Дружина начнет смеяться надо мною", – говорил он. С дружиною он сжился крепко, вел с нею суровую походную жизнь и поэтому двигался необыкновенно легко: "легко ходя, аки пардус (барс)", – по выражению летописи.

Памятник князю Святославу Игоревичу в Запорожье

Еще при жизни матери, оставив на попечении Ольги Киевское княжество , Святослав совершил свои первые блестящие походы. Он пошел на Оку и подчинил вятичей, которые тогда платили дань хазарам; затем обратился на хазар и разгромил Хазарское царство, взяв главные города хазар (Саркел и Итиль). Заодно Святослав победил племена ясов и касогов (черкесов) на р. Кубани и овладел местностью в устьях Кубани и на Азовском побережье под названием Таматарха (позднее Тмутаракань). Наконец, Святослав проникнул на Волгу, разорил землю камских болгар и взял их город Болгар. Словом, Святослав победил и разорил всех восточных соседей Руси, входивших в систему Хазарской державы. Главной силой в Черноморье становилась теперь Русь. Но падение Хазарского государства усиливало кочевых печенегов. В их распоряжение попадали теперь все южнорусские степи, занятые раньше хазарами; и самой Руси скоро пришлось испытать большие беды от этих кочевников.

Возвратясь в Киев после своих завоеваний на Востоке, Святослав Игоревич получил приглашение от греков помочь Византии в ее борьбе с дунайскими болгарами. Собрав большую рать, он завоевал Болгарию и остался там жить в г. Переяславце на Дунае, так как считал Болгарию своей собственностью. "Хочу жить в Переяславце Дунайском, – говорил он: – там середина (центр) моей земли, там собираются всякие блага: от греков золото, ткани, вина и плоды, от чехов и угров – серебро и кони, из Руси меха, воск и мед и рабы". Но ему пришлось на время вернуться из Болгарии в Киев, потому что на Русь в его отсутствие напали печенеги и осадили Киев. Киевляне с княгиней Ольгой и детьми Святослава едва отсиделись от грозного врага и послали к Святославу с упреками и просьбой о помощи. Святослав пришел и прогнал печенегов в степь, но в Киеве не остался. Умиравшая Ольга просила его подождать на Руси до ее кончины. Он исполнил ее желание, но, похоронив мать, сейчас же ушел в Болгарию, оставив князьями на Руси своих сыновей. Однако греки не желали допустить господства русских над болгарами и потребовали удаления Святослава назад на Русь. Святослав отказался покинуть берега Дуная. Началась война , и византийский император Иоанн Цимисхий одолел Святослава. После ряда тяжелых усилий он запер русских в крепости Доростол (теперь Силистрия) и вынудил Святослава заключить мир и очистить Болгарию.

Встреча князя Святослава с императором Иоанном Цимисхием на берегу Дуная. Картина К. Лебедева, ок. 1880

Войско Святослава, истомленное войной, на пути домой было захвачено в днепровских порогах печенегами и Рассеяно, а сам Святослав убит (972). Так печенеги довершили поражение русского князя, начатое греками.

После смерти Святослава Игоревича на Руси между его сыновьями (Ярополком, Олегом и Владимиром) произошли междоусобия, в которых погибли Ярополк и Олег, и Владимир остался единодержавным. Потрясенное усобицами государство являло признаки внутреннего разложения, и Владимиру пришлось потратить много сил, чтобы дисциплинировать варягов , у него служивших, и усмирить отложившиеся племена (вятичей, радимичей). Пошатнулось после неудачи Святослава и внешнее могущество Руси. Владимир вел много войн с разными соседями за пограничные волости, воевал также с камскими болгарами. Втянулся он и в войну с греками, в результате которой принял христианство по греческому обряду. Этим важнейшим событием окончился первый период власти варяжской династии на Руси.

Так образовалось и крепло Киевское княжество, объединившее политически большую часть племен русских славян.

Святослав Храбрый известен из летописей как правитель Руси в 945-972 годах. Он отличился как смелый полководец. Биография Святослава полна интересных фактов, которые мы рассмотрим.

Происхождение

Древнерусские летописи повествуют, что Святослав Храбрый - это сын княгини Ольги и князя Игоря. Нет точной информации о дате его рождения. В одних источниках указан 942 год, в других - 920.

В истории Древней Руси Святослав Храбрый считается первым вождем, имеющим славянское имя. У его прародителей скандинавское происхождение.

В некоторых источниках имя князя упоминается как Сфендославос. Специалисты предполагают, что скандинавское имя Свен слилось со славянским окончанием -слав. Но не все ученые согласны с подобной трактовкой, ведь многие славянские имена имеют приставку Свент-, которая после потери звуков дает славянский слог «свят», что означает «святой».

Детские годы

В исторических летописях первое упоминание о Святославе имеется в 944 году. Это договор князя Игоря с Византией. По сообщению летописных документов, князя Игоря убили в 945 году за сбор огромной дани. Ольга, имевшая малолетнего ребенка, выступила против древлян.

Поход оказался успешным, и Ольга, одержав победу, покорила древлян и стала править ими.

Летописи информируют, что Святослав все детство был с матерью в Киеве. Ольга в 955-957 годах стала христианкой и пыталась крестить сына. Мать рассказывала ему о счастье быть христианином. Святослав не препятствовал другим обращаться, но сам относился с неуважением к христианству и считал, что дружина не поймет его.

Возмужав, князь возгорелся желанием отличиться как полководец. Он был поистине благороден и всегда сначала объявлял войну народам, затем нападал.

Некоторые специалисты считают, что делегация Ольги в Константинополь была предпринята с целью договориться о браке Святослава и царевны из Греции. Получив отказ, мужчина был обижен и твердо решил остаться язычником.

Взрослая жизнь

О взрослой жизни Святослава летопись говорит с 964 года. В это время юноша возмужал. Правление Святослава Игоревича началось с того, что он выгнал всех христианских священников, приехавших по настоянию матери Ольги. Для Святослава, не желавшего принять христианство, это было принципиальным шагом.

Киевский князь собрал дружину воинов и активно участвовал в походах. «Повесть временных лет» говорит, что он не брал с собой котлов и возов, но резал куски мяса и готовил на углях, а спал под открытым небом, клав под голову седло.

Святослав Храбрый походы начал в 964 году, сначала он пошел на вятичей, живущих на Оке и Волге, затем на Хазарию. Ему удалось победить хазар.

Исторические источники сообщают различные сведения о взятии Хазарии. Одни говорят, что сначала Святославу удалось взять город Саркел, затем Итиль. Другие считают, что в ходе большого военного похода Святославу удалось покорить Итиль, а потом и Саркел.

Князь Святослав смог разрушить Хазарский каганат, позднее он закрепил отвоеванные земли за собой. Вместо Саркела была образована Белая Вежа.

После взятия Хазарии в 966 году Святослав взял верх над вятичами вторично и наложил на них дань.

Антиболгарский союз

В 967 году Византия и Болгария вступили в конфликт. Византийский правитель послал делегатов к Святославу с просьбой о походе в Болгарию. Именно так Византия хотела взять Болгарию и ослабить Русь. Калокир, глава делегации, подписал со Святославом антиболгарский союз и выразил желание занять престол в Византии. Взамен он пообещал русскому князю несметные богатства.

В 968 году Святослав вышел на Болгарию, а после военных действий остался в устье Дуная, куда ему присылали греческую дань.

В 968-696 годах Киев атаковали печенеги, и Святослав туда возвратился. В то же время умерла Ольга, Святослав распределил бразды правления между сыновьями. Затем он пошел с походом на Болгарию, сокрушил ее. Болгарам пришлось просить покровительства у Византии, которая медлила оказывать помощь. В итоге болгарский царь подписал со Святославом союз, и позднее Болгария уже воевала вместе с русами против Византии.

Нападение на Византию

После установления партнерства с болгарами, Святослав оставался на Дунае. Так он расширил собственные земли.

В 970 году Святослав напал на византийские территории во Фракии. Он вместе с войском дошел до окрестностей Константинополя, где состоялся итоговый бой. Его результаты историки трактуют по-разному. В одних документах говорится, что были сокрушены союзные войска Святослава, а затем и его силы. В других сообщается, что Святославу удалось одержать победу, но он отошел, собрав дань.

В любом случае, сражения в Византии закончились к лету 970 года, хотя набеги русов не закончились.

Сокрушение Болгарии

В 971 году император Иоанн I Цимисхий выступает против Святослава, отправляет флот на Дунай, чтобы отрезать русов.

Вскоре взята болгарская столица Преслав, царя взяли в плен. Российские воины прорываются в Доростол, там же располагается и Святослав. Смелость Святослава нарастает вместе с опасностями. По свидетельствам византийских историков, русы вели себя отважно. Когда они не могли спастись, сами наносили себе удары в сердце. Их жены вели себя как настоящие амазонки, участвуя в сражениях. Попадая в плен, русские сохраняли самообладание, ночью сжигали погибших братьев и закаляли над ними пленников, а младенцев пускали в воды Дуная.

Иоанн подходит к Доростолу, русы уходят крепость, осаждаемую в течение трех месяцев. Удача оставляет русских. Отечество их очень далеко, соседние народы на стороне греков. Войско Святослава ослабло от ран и голода, в то время как греки ни в чем не имеют нужды.

Святослав собирает дружину. Одни хотят бежать ночью, другие предлагают о мире. Но князь решает испытать судьбу, чтобы не впасть в презрение у соседних народов. Войско вступает в бой. Князь подбадривает воинов и отдает приказ запереть ворота города, чтобы никто не сбежал.

Сражение начинается утром, к полудню греки изнемогают и начинают отступать. Вскоре бой возобновился. Цимисхий был изумлен мужеством врага и надумал прекратить войну. После этого бой продолжается. Греки очень желали гибели Святослава. Витязь Анемас сокрушил князя и сбросил его с коня, но шлем не дал Святославу погибнуть.

Святослав, потерявший многие силы и будучи тяжело раненным в итоговом бою, решает требовать мира. Иоанн Цимисхий обрадован и принимает условия русов, в свою очередь Святослав покидает Болгарию и заключает союз с Византией. После утверждения мира император обеспечивает россиян продуктовыми запасами и провожает. Военные ресурсы Святослава после сражений резко сократились, армия ослабла.

Историки тех времен анализируют войну как успешную для греков, Святослав же не требовал ничего для России. Восточная Болгария присоединяется к Византии, только западным территориям удается сохранить независимость.

Дружбу Святослава и Цимисхия можно оценивать по-разному. Святослав с небольшим войском отошел в свое отечество. А Цимисхий отправил послов к печенегам, которые были недовольны примирением россиян и греков. Возможно, сами греки известили печенегов о возвращении ослабленной русской армии. Печенеги поджидали русских у порогов Днепра.

Гибель

После объявления мира Святослав подошел к Днепру. Воевода его предупредил, что рядом печенеги. Но Святослав не испугался и решил перезимовать на Днепре. Изнурительный голод и нужда сопровождает русов в это время.

Весной Святослав Храбрый отправляется в опасный путь домой. В очередной схватке он был смертельно поражен. На него напал князь печенегов Куря, отсек голову и пил из черепа Святослава. Лишь немногим русским удалось спастись. Так скончался мужественный полководец, обладавший изумительным великодушием. На месте кончины в Запорожье (Украина) поставлен памятник Святославу Игоревичу. На монументе воин изображен с мечом.

Историки считают, что печенежские воины штурмовали Святослава по настоянию византийцев. Византия стремилась к дружбе с печенежскими народами для охраны от русов и венгров. Сокрушение Святослава нужно было грекам. Хотя летопись инициаторами засады называет болгар, а не греков.

«Повесть временных лет» указывает причины кончины Святослава в том, что он не подчинился матери, которая мечтала сделать из сына христианина. В любом случае, пример Сфендослава - это образ гениального полководца и пример великого государя Русской земли, пленившего многих современников силой своего характера. Святослав Игоревич, биография которого нами рассмотрена, и после смерти своим образом еще долгое время ужасал соседние народы.

О внешности

Греческий писатель того времени, Лев Диакон, ярко рисует киевского князя. Сфендослав был сдержанного роста, имел густые брови и голубые глаза, усы, на лысой голове свивал клок волос, что указывало на знатное происхождение. Выражение лица князя было суровым. В ухе красовалась золотая серьга с камнями. Одежды были белыми и чистыми.

Некоторые источники называют князя безбородым, другие - с редкой бородой. Иногда он описывается с одним клоком волос, а также с двумя косами. Нос князя по описаниям того времени, то курносый, то плоский.

Потомки

История знает детей Святослава Игоревича, это:

  • Ярополк, правивший Киевом;
  • Олег, князь древлян;
  • Владимир, крестивший Русь.

Иногда упоминается Сфенг, которого А. В. Соловьев считает не сыном, а внуком Сфендослава.

Итак, политика Святослава Игоревича резко отличалась от правления его матери Ольги. Правитель больше внимания уделял внешним войнам. Он победил Хазарский каганат и предпринял несколько успешных походов против болгар.

Время рождения сына Игоря и Ольги - князя Святослава вызывает вопросы. «Повесть временных лет» не датирует это событие, отмечая лишь, что в 945 - 946 годах Святослав был ещё ребёнком. Когда войска Ольги и древлян стояли напротив друг друга, готовые к битве, сигналом к сражению послужило копье, брошенное Святославом в сторону врага. Но поскольку он тогда ещё был мал, копьё упало впереди его коня. Некоторые древнерусские летописи, в том числе Ипатьевская, отмечают рождение Святослава под 942 годом. Это, впрочем, противоречит другим летописным данным: ведь Игорь родился в конце 870-х годов, Ольга в 880-х - самое позднее в начале 890-х, а поженились они в 903 году. Получается, что только через 40 лет брака у двух пожилых людей родился сын, что выглядит маловероятным. Поэтому учёные пытались как-то объяснить эти противоречия.

К сожалению, и здесь не обошлось без нигилизма. Так, археолог С. П. Толстов писал даже, что «генеалогия Рюриковичей до Святослава шита белыми нитками”, а Л. Н. Гумилёв полагал, что Святослав вовсе не был сыном Игоря (или был сыном другого Игоря, не Рюриковича). Но источники не дают возможности усомниться в прямом родстве Святослава с Игорем и Ольгой. Не только русские летописи, но и иностранные авторы, такие, как Лев Диакон и Константин Багрянородный, называют Святослава сыном Игоря и Ольги.

Найти выход из сложной хронологической ситуации могут помочь дополнительные сведения из некоторых исторических произведений. Согласно «Летописцу Переяславля-Суздальского”, Владимир, умерший в 1015 году, прожил 73 года, то есть родился в 941 - 942 годах, а ведь он не был первенцем Святослава. Немецкий хронист Титмар Мерзебургский также писал о преклонном возрасте Владимира, умершего «отягчённым годами». А по данным В. Н. Татищева, сославшегося в данном случае на Ростовскую и Новгородскую летописи, Святослав родился в 920 году. И наконец, сообщение Константина Багрянородного в его трактате «Об управлении Империей» (составлен в 948 - 952 гг.) о том, что сын Ингора Сфендослав сидел в Немогарде (большинство исследователей видят в этом названии Новгород). По-видимому, Святослав княжил в Новгороде до того, как официально стал князем киевским, то есть до осени 944 года. В таком случае совершенно непонятно, как двухлетний младенец мог княжить в таком крупном центре Руси да ещё и посылать своего представителя на русско-византийские переговоры (при заключении договора 944 года Святослав был представлен отдельным послом). Конечно, можно предположить, что за Святослава правил его кормилец Асмуд, то есть и княжение, и посольство были простыми формальностями, но тогда какой они имели смысл? Княжичи на Руси могли принимать участие во взрослой жизни с семи-восьми лет, но чтобы младенец двух лет был представлен особо на внешнеполитических переговорах и формально был князем во втором по значению русском городе (причём Константин пишет, что Святослав именно «сидел”, княжил, а не просто владел) - такого никогда не бывало ни до, ни после Святослава!

Всё это позволяет сделать вывод, что Святослав родился раньше 942 года, возможно, в начале 920-х годов, то есть на 20 лет ранее датировки Ипатьевской летописи. Ошибку можно объяснить, предположив, что около 942 года родился не Святослав, а кто-то из его сыновей. На ещё одну сторону этой проблемы обратил в своё время внимание великий историк С. М. Соловьёв. По летописям известен рассказ о том, что мать Святополка Окаянного была приведена сыну Святослава Ярополку в жёны отцом, причём первоначально она была монахиней. Если за этой легендой стоит исторический факт, то в 970 году Ярополк уже был женат, что плохо согласуется с датой рождения Святослава в 942-м. Соловьёв объяснил это тем, что князья могли женить и своих малолетних детей, даже если невеста намного старше: «Разница лет при многожёнстве ничего не значила”. Однако само летописное известие лишний раз свидетельствует о сложности рассматриваемой проблемы.

При анализе датировки рождения Святослава бросается в глаза аналогия с таким же поздним рождением Игоря. По летописным данным, Игорь в момент смерти Рюрика был ещё очень мал (по Воскресенской летописи - двух лет от роду). Святослав как бы повторяет эту ситуацию: ему примерно три года (если признать, что Игорь погиб поздней осенью 944 года, то Святославу тоже было два года). При Игоре воспитатель Олег, который фактически является самостоятельным князем вплоть до своей смерти. При Святославе - Ольга, которая также удерживает бразды правления в своих руках очень долго. Может быть, с помощью аналогии с Игорем летописец попытался объяснить фактическую узурпацию власти Ольгой, представив Святослава ребёнком?

Если Святослав родился раньше, то получается, что Ольга просто отстранила сына от верховной власти. Может быть, в этом следует видеть одну из причин его безудержной военной активности?

Интересно, что, принадлежа к варяжской по происхождению династии, Святослав носил чисто славянское имя. У Константина Багрянородного и Льва Диакона имя князя передано как Сфендослав, что доказывает сохранение в то время в славянском языке носовых гласных. Факт первоначального княжения Святослава в Новгороде можно рассматривать, по сути, как самое раннее проявление династической традиции Рюриковичей сажать на новгородский стол старшего сына, наследника или одного из сыновей великого князя. Таким образом, подчёркивалось и единство двух важнейших древнерусских центров и особое положение Новгорода в системе Древнерусского государства. Святослав начал эту традицию, возникшую почти сразу после оформления Киева как древнерусской столицы (Игорь - первый киевский князь из рода Рюриковичей).

Святослав прославился как отважный и доблестный витязь, деливший со своими дружинниками все трудности и лишения. Он не возил с собой шатра, постели, посуды и котлов, не любил дорогой одежды, а вместе с воинами спал под открытым небом, на земле, положив под голову седло, ел полусырое мясо, испечённое на углях. Под стать образу жизни была и внешность князя - могучего богатыря, закалённого в лишениях и грозного на вид. Святослав был смелым и талантливым полководцем - враги боялись его. «Иду на Вы!», то есть иду на вас, - так обычно предупреждал он противника перед началом войны.

Почти всю свою жизнь Святослав провёл в войнах с соседними государствами. В 964 году он двинулся в земли вятичей, плативших дань хазарам. Это был первый удар по могуществу Хазарского каганата. Вятичи жили в междуречье Оки и Волги, этот глухой край отделяли от остальной Руси дремучие, труднопроходимые леса, и поход туда стал первым подвигом Святослава (много позже Владимир Мономах с гордостью писал, что прошёл сквозь землю вятичей). Затем в 965 году Святослав разгромил Хазарский каганат. Он взял важную крепость, защищавшую Хазарию с Дона, - Белую Вежу (Саркел). Саркел был построен для хазар византийцами ещё в конце 830-х годов. Теперь вся Волга оказалась под контролем Руси, и это не могло не обеспокоить византийцев. С богатыми дарами в Киеве появился посланец Константинополя сановник Калокир, который предложил Святославу направить свой удар на Дунайскую Болгарию. В то время она вышла из-под контроля Византии и перестала соблюдать условия мирного договора, ранее заключённого между двумя странами. Святослав, преследовавший свои цели, согласился. Князю показалась заманчивой мысль овладеть Нижним Дунаем. Ведь это был богатый в хозяйственном и торговом отношении край. Если бы он вошёл в состав Руси, то её границы расширились бы и вплотную подошли к рубежам самой Византийской империи.

В 967 году Святослав начал войну с болгарами. Удача сопутствовала ему. По сообщению летописей, русы взяли 80 городов по Дунаю, а Святослав обосновался в дунайском городе Переяславец. Сюда византийцы присылали ему всевозможные дары, в том числе золото и серебро. В 968 году Святославу пришлось отлучиться, чтобы спасти Киев от нашествия печенегов, но потом он вернулся на Дунай. Летопись сохранила его слова: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли - золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же - меха и воск, мёд и рабы». Такая позиция усилила пропасть между Святославом и киевской верхушкой. Киевляне упрекали своего князя: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул...» Вероятно, поэтому и не прислали ему на помощь войска, когда Святослав возвращался после войны с византийцами в Киев.

Но всё-таки Святослава тянуло на Дунай. Вскоре он опять был там, вновь взял Переяславец, вернувшийся за время его отсутствия к болгарам, а затем вспыхнула и война с Византией. Императором тогда являлся армянин по происхождению Иоанн Цимисхий (Цимисхий в переводе на русский язык означает «туфелька»). Он был известен как опытный полководец, но и Святослав не уступал ему в воинском мастерстве. Столкновение двух героев становилось неизбежным. Византийский историк Лев Диакон донёс до нас подлинные слова русского князя: «Сфендослав (Святослав) очень гордился своими победами над мисянами (жители византийской провинции Мисия) ; он уже прочно овладел их страной и весь проникся варварской наглостью и спесью (здесь, конечно, нужно учитывать, что Святослав являлся для византийцев смертельным врагом) . Ромейским послам Сфендослав ответил надменно и дерзко: «Я уйду из этой богатой страны не раньше, чем получу большую денежную дань и выкуп за все захваченные мною в ходе войны города и за всех пленных. Если же ромеи не захотят заплатить то, что я требую, пусть тотчас же покинут Европу, на которую они не имеют права, и убираются в Азию, а иначе пусть и не надеются на заключение мира с тавроскифами (так Лев Диакон называет жителей Руси)».

Император Иоанн, получив такой ответ от скифа, снова отправил к нему послов, поручив им передать следующее: «Мы верим в то, что провидение управляет вселенной, и исповедуем все христианские законы; поэтому мы считаем, что не должны сами разрушать доставшийся нам от отцов неосквернённым и благодаря споспешествованию Бога неколебимый мир. Вот почему мы настоятельно убеждаем и советуем вам, как друзьям, тотчас же, без промедления и оговорок, покинуть страну, которая вам отнюдь не принадлежит. Знайте, что если вы не последуете сему доброму совету, то не мы, а вы окажетесь нарушителями заключённого в давние времена мира. (...) если вы сами не уйдёте из страны, то мы изгоним вас из неё против вашей воли. Полагаю, что ты не забыл о поражении отца твоего Ингоря (Игоря) , который, презрев клятвенный договор, приплыл к столице нашей с огромным войском на 10 тысячах судов, а к Киммерийскому Боспору (Керченский пролив) прибыл едва лишь с десятком лодок, сам став вестником своей беды. Не упоминаю я уж о его дальнейшей жалкой судьбе, когда, отправившись в поход на германцев (вернее, на древлян) , он был взят ими в плен, привязан к стволам деревьев и разорван надвое. Я думаю, что и ты не вернёшься в своё отечество, если вынудишь ромейскую силу выступить против тебя, - ты найдёшь погибель здесь со всем своим войском, и не один факелоносец не прибудет в Скифию, чтобы возвестить о постигшей вас страшной участи». Это послание рассердило Сфендослава, и он, охваченный варварским бешенством и безумием, послал такой ответ: «Я не вижу никакой необходимости для императора ромеев спешить к нам; пусть он не изнуряет свои силы на путешествие в сию страну - мы сами разобьём вскоре свои шатры у ворот Византия (Константинополя) и возведём вокруг города крепкие заслоны, а если он выйдет к нам, если решится противостоять такой беде, мы храбро встретим его и покажем ему на деле, что мы не какие-нибудь ремесленники, добывающие средства к жизни трудами рук своих (византийское войско состояло во многом из крестьян, в то время как в дружине Святослава были воины-профессионалы) , а мужи крови, которые оружием побеждают врага. Зря он по неразумию своему принимает росов за изнеженных баб и тщится запугать нас подобными угрозами, как грудных младенцев, которых стращают всякими пугалами». Получив известие об этих безумных речах, император решил незамедлительно со всем усердием готовиться к войне, дабы предупредить нашествие Сфендослава и преградить ему доступ к столице...»

Известие о приближении дружин Святослава привело в смятение коварных греков. Русы продвигались к Константинополю. Но Цимисхию удалось мобилизовать свои силы, и Святослав отступил. В кровопролитных битвах решалась судьба Балкан. Наконец Святослав оставил столицу Болгарии - Преслав Великий и укрепился в крепости на Дунае Доростоле (ныне Силистра). Здесь в 971 году его войско было окружено стотысячной армией императора византийцев. Воеводы Святослава считали дальнейшую борьбу бессмысленной и предложили князю сдаться. Но он решительно отказался и обратился к своим немногочисленным воинам с призывом: «Не посрамим землю русскую, но ляжем костьми. Мёртвые срама не имут. Станем крепко, я впереди вас пойду!»

О той же битве рассказывает и Лев Диакон: «В то время как государь (император Иоанн) медленно продвигался по направлению к войску росов, от их фаланги отделилось несколько одержимых отчаянной дерзостью храбрецов, которые, устроив засаду, совершили внезапное нападение и убили некоторых воинов из передового отряда ромеев. Увидев их трупы, разбросанные вдоль дороги, император опустил поводья и остановил коня. Гибель соотечественников привела его в негодование, и он приказал выследить совершивших это злодеяние. Телохранители Иоанна, тщательно обыскав окрестные леса и кустарники, схватили этих разбойников и связанными привели к императору. Он тотчас же приказал их умертвить, и телохранители, без промедления обнажив мечи, изрубили всех их до одного на куски. Тогда войска подошли к пространству, лежащему перед Доростолом... тавроскифы плотно сомкнули щиты и копья, придав своим рядам вид стены, и ожидали противника на поле битвы. Император выстроил против них ромеев, расположив одетых в панцири всадников по бокам, а лучников и пращников позади, и, приказав им безостановочно стрелять, повёл фалангу в бой. Воины сошлись врукопашную, завязалась яростная битва, и в первых схватках обе стороны долго сражались с одинаковым успехом. Росы, стяжавшие среди соседних народов славу победителей в боях, считали, что их постигнет ужасное бедствие, если они потерпят постыдное поражение от ромеев, и дрались, напрягая все силы. Ромеев же одолевали стыд и злоба при мысли о том, что они, побеждавшие оружием и мужеством всех противников, отступят как неопытные в битвах новички и потеряют в короткое время свою великую славу, потерпев поражение от народа, сражающегося в пешем строю и вовсе не умеющего ездить верхом. Побуждаемые такими мыслями, оба войска сражались с непревзойдённой храбростью; росы, которыми руководило их врождённое зверство и бешенство, в яростном порыве устремлялись, ревя как одержимые, на ромеев, а ромеи наступали, используя свой опыт и военное искусство. Много воинов пало с обеих сторон, бой шёл с переменным успехом, и до самого вечера нельзя было определить, на чью сторону склоняется победа. Но когда светило стало клониться к западу, император бросил на скифов всю конницу во весь опор; громким голосом призвал он воинов показать на деле природную ромейскую доблесть и вселил в них бодрость духа. Они устремились с необыкновенной силой, трубачи протрубили к сражению, и могучий клич раздался над ромейскими рядами. Скифы, не выдержав такого натиска, обратились в бегство и были оттеснены за стены; они потеряли в этом бою многих своих воинов. А ромеи запели победные гимны и прославляли императора. Он раздавал им награды и устраивал пиры, усиливая их рвение в битвах».

Но, несмотря на «победные гимны», Иоанн понял, что Святослав стоит насмерть. Видя, что ему не удастся сломить сопротивление русских, византийский император пошёл на мир. Лев Диакон так описал встречу Святослава с Цимисхием: «Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на вёслах и грёб вместе с его приближёнными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос - признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамлённым двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближённых только чистотой. Сидя в ладье на скамье для гребцов, он поговорил немного с государем об условиях мира и уехал. Так закончилась война ромеев со скифами».

В результате Русь и Византия заключили новый мирный договор - не во дворце или в канцелярии, а прямо на поле брани. Русы обязались впредь не нападать на Болгарию и византийские земли, а греки обещали беспрепятственно пропустить войско Святослава домой, снабдив его небольшим запасом продовольствия. Восстанавливались и торговые отношения между двумя державами. Текст договора, как и обычно, составлялся в двух экземплярах и скреплялся печатями. Следует думать, что на печати русского князя красовалось изображение двузубца - родового знака Рюриковичей.

Возвращаясь на родину, русское воинство разделилось. Одна его часть, во главе с воеводой Свенельдом, направилась по суше, а Святослав с дружиной поплыл по Дунаю в Чёрное море. Затем вошли в Днепр и двинулись на север. Но весной 972 года на днепровских порогах, где суда приходилось перетаскивать волоком, на русскую дружину напали печенеги. Святослав погиб в бою. А печенежский хан Куря сделал из черепа князя, оковав его золотом, чашу. Из этой чаши он пил вино, надеясь, что к нему перейдут ум и мужество славного полководца.

Князь Святослав Игоревич навеки остался в русской истории как отважный воин и великий полководец, покрывший славой русское оружие и укрепивший международный престиж Руси.

У Святослава было трое сыновей. Ещё при жизни он сделал старшего сына Ярополка своим наследником в Киеве, второго сына Олега - князем древлянским, а младшего Владимира, родившегося от наложницы Малуши, по требованию самих новгородцев, князем Новгорода.

Происхождение Малуши неизвестно. В летописях лишь глухо сообщается, что она была дочерью некоего Малка Любечанина. Сестрой Малуши был Добрыня, далёкий прообраз былинного богатыря Добрыни Никитича. Сама же Малуша являлась рабыней княгини Ольги, а потому Владимира княжна Рогнеда и назвала «робичичем», то есть сыном рабыни (но об этом чуть ниже). В историографии возникла интересная гипотеза о родословной Малуши. Выдвигалось предположение о том, что она на самом деле дочь древлянского князя Мала, ставшая после гибели отца рабыней победительницы - княгини Ольги. Но эта версия наталкивается на такие неразрешимые противоречия, что не может быть признана заслуживающей внимания.

Любопытно, что о матери Владимира, правда, не упоминая имени, говорит и скандинавская «Сага об Олаве Трюггвасоне». У конунга Гардарики Вальдамара была старая, дряхлая мать. Она считалась языческой пророчицей, и многие её предсказания сбывались. В Гардарики был обычай: в первый день йоля (языческий зимний праздник, впоследствии отождествлённый с Рождеством), вечером, мать Владимира выносили в кресле в палату, ставили напротив места князя, и старая пророчица предсказывала будущее. Владимир относился к матери с большим уважением и почтением, спрашивал её, не угрожает ли какая опасность Гардарики. В один из вечеров княгиня предсказала рождение в Норвегии Олава Трюггвасона, впоследствии побывавшего на Руси.

Мотив пророчества распространён в средневековой литературе. Но при всей легендарности этого рассказа (исследователи полагают, что в образе матери Владимира могли отразиться черты мудрой княгини Ольги) он добавляет новые краски начальной русской истории.

После смерти Святослава Ярополк стал уже полноправным князем Киева. Но его правление оказалось недолгим. Воеводой при Ярополке, так же как и при его отце и деде, остался Свенельд. «Повесть временных лет» рассказывает, как однажды сын Свенельда - Лют охотился в лесах недалеко от Киева. В это же время на охоту поехал и князь Олег Святославич. «Кто это посмел охотиться на княжеских землях?” - спросил Олег своего воеводу, увидев вдалеке нескольких всадников. «Лют Свенельдич,” - отвечали ему. Тогда князь решил наказать ослушника. Догнав Люта, Олег в гневе убил его. С тех пор Свенельд затаил злобу на Олега и начал уговаривать Ярополка пойти войной на брата.

В 977 году между Святославичами началась усобица. Ярополк двинулся в поход на Древлянское княжество. В первой же битве Олег потерпел поражение и бежал в город Овруч. Как и многие русские города, Овруч был окружён рвом, через который к городским воротам был перекинут мост. Воины Олега и окрестные жители со всех сторон стекались под стены города, надеясь укрыться от приближавшихся дружин Ярополка. На мосту, ведущем в крепость, столпилось множество людей, они теснили и отталкивали друг друга. В эту давку попал и сам Олег. Он с трудом пробивал себе дорогу среди обезумевших от страха людей и, наконец, был сброшен с коня прямо в ров. Сверху падали на него тела задавленных воинов и трупы коней... Когда Ярополк захватил Овруч, он нашёл в городском рву бездыханное тело брата. Князь сокрушался, что начал войну, но остановить её уже было нельзя.

Владимир, княживший в Новгороде, узнал о случившемся и бежал к родственникам в Скандинавию. В 980 году он вернулся на Русь с большой варяжской дружиной и двинулся на юг, к Киеву. По пути молодой князь решил захватить большой и богатый город Полоцк, где княжил Рoгволод. У Рогволода было два сына и красавица дочь, которую звали Рогнедой. Владимир посватался к Рогнеде, но гордая княжна отказала ему («не хочу розути робичича», сказала она, так как по обычаю жена разувала своего мужа после свадьбы), тем более что на ней собирался жениться Ярополк. Тогда Владимир внезапно напал на Полоцк, захватил город и сжёг его. Рогволод и его сыновья погибли, а Рогнеде поневоле пришлось стать женой победителя. Она родила Владимиру четырёх сыновей, одним из которых был Ярослав Мудрый.

Теперь настал черёд и Ярополка. По совету воеводы Блуда, которого Владимир подкупил, Ярополк бежал из Киева, бросив город на произвол судьбы. Лишённые предводителя киевляне даже не сопротивлялись надвигавшемуся войску. Ворота Киева открылись, и Владимир торжественно сел на княжеском престоле своего отца. Ярополк между тем укрылся в небольшом городке Родень, но силы его были истощены. Когда Владимир подошёл к городу, приближённые Ярополка посоветовали своему князю сдаться без боя. С тяжёлым сердцем отправился Ярополк в ставку брата. И только вошёл он в сени дома Владимира, как два охранявших двери варяга подняли его мечами за пазухи. Окровавленное тело князя безжизненно повисло на острых мечах...

Так началось киевское княжение Владимира.

Российское государство имеет достаточно богатую и неповторимую историю своего формирования.

Положение, которое на данный момент занимает Россия в мире, ее внутреннее устройство, продиктовано именно самобытной историей становления нашего государства, событиями которые происходили на протяжении всего развития России, а главное людьми, великими личностями, которые стояли у истоков каждого важного преобразования в жизни русского общества.

Однако, многим из них в современных учебных исторических пособиях отводятся лишь общие фразы касательно их жизни. Одной из таких личностей является и Святослав Игоревич, великий князь Киевский, прозванный в народе также как Святослав Храбрый.

Рассмотрим основные вехи жизни князя:

  • Рождение, юность;
  • Первые военные шаги. Хазарский каганат;
  • Болгарские походы;
  • Возвращение домой. Смерть Великого князя.

Рождение и юность

Святослав Игоревич был единственным сыном князя Игоря Старого и княгини Ольги. Доподлинно год рождения великого князя Святослава не известен.

Большинство историков, ссылаясь на древние летописи, указывают в качестве такового год 942. Но, в Повести временных лет, впервые имя Святослава Игоревича упоминается лишь в 946 году, когда княгиня Ольга взяла своего сына в поход против древлян, которые годом ранее убили её мужа, князя Игоря.

Согласно Повести временных лет, сражение началось именно с броска копья Святославом в сторону древлян. На тот момент согласно источникам князю Святославу было 4 года. Поход против древлян закончился успехом для русской дружины.

Наставниками Святослава в юности были варяг Асмуд и главный киевский воевода – варяг Свенельд. Первый обучал мальчика охоте, крепко держаться в седле, плавать, укрываться от глаз врагов в любой местности.

Свенельд же обучал юного князя полководческому искусству. Таким образом, первую половину своей недолгой жизни, Святослав провел в бесчисленных походах, при этом какие-либо княжеские привилегии ему были чужды.

Он ночевал под открытым небом, спал на конской попоне с седлом под головой, одежда его ни чем не отличалась от его окружения, что и сохранялось на протяжении всей его жизни. Именно на этом этапе Святослав со своими друзьями и собрал своё будущее войско.

Х век на Руси знаменуется принятием христианства, однако в годы жизни Святослава, христианство еще медленно шагало по стране. Но его мать, княгиня Ольга, принявшая христианств, всевозможными методами пыталась и сына склонить к приходу в новую веру.

При всех попытках своей матери, Святослав твердо стоял на своем, он был – язычником, как и его дружина. В противном случае, в случае принятия христианства, дружина, по убеждениям великого князя, просто не стала бы его уважать.

Первые военные шаги. Хазарский каганат

В 964 году дружина Святослава покидает Киев, и начинается история его воинской славы. Целью похода князя вероятнее всего был разгром Хазарского каганата, но на пути своем, вначале он встречает вятичей, волжских болгар, буртасов и из каждого сражения дружина его выходит с победой.

Лишь в 965 году атаковал великий князь Хазарский каганат, разгромив войско его и разрушив столицу, город Итиль. Поход продолжился и далее, русская дружина взяла хорошо укрепленные крепости Саркел на Дону, Семендер и другие.

Таким образом, этот поход Святослава против Хазарского каганата расширил киевскую власть над всеми восточными славянами, а, кроме того, увеличились и границы Киевского царства до Северного Кавказа.

Болгарские походы

После возвращения князя Святослава в Киев, практически сразу он со своей дружиной отправился в новый военный поход направленный уже против Дунайской Болгарии. Причины столь скорого оставления своих земель историки называют разные.

Однако, наиболее распространенна позиция, основанная на заинтересованности Византии в улаживании возникшего недопонимания с Болгарией и по возможности не своими руками. А также, возможностью ослабления Киевского государства.

Таким образом, вернувшись из военного похода на Хазарию, князь Святослав был встречен греческими послами, уповавшими на русско-византийский договор 944 г., подкрепленный достаточно солидным золотым подношением.

В итоге, молодой князь в 968 году, выдвинулся со своим 10-тысячным войском на Болгарские земли. Там разбив 30-тысячную армию болгар, Святослав захватил город Переслава, который затем переименовал в Переяславец и перенес столицу во вновь завоеванный город.

Вместе с тем именно во время очередного военного похода князя, на Киев нападают печенеги. Святославу приходиться возвратиться с завоеванных территорий и дать отпор агрессорам.

Одновременно с наступлением печенег умирает княгиня Ольга, которая все время походов Святослава, исполняла обязанности правителя государства.

Святослав, обосновав свою невозможность сидеть в Киеве желанием жить на Дунае, по сути разделил управление государством между сыновьями: старшего сына, Ярополка оставил в Киеве, среднего-Олега послал в Овруч, а младшего-Владимира – в Новгород.

Такой поступок князя в дальнейшем скажется на истории страны в виде междоусобиц и напряжению обстановке в стране. Разобравшись с политическими делами государства, Святослав вновь отправился с походом на Болгарию, в котором уже полностью овладел территорией всей страны.

Правитель Болгарии, в надежде получить помощь от Византии, обратился к её императору. Никифор Фока, правитель Византии, наблюдающий за усилением русского государства и обеспокоенный его усилением, просьбу болгарского царя удовлетворил.

Кроме того, император надеялся заключить брак с болгарской царской семьей, дабы упрочить их союз. Но в результате переворота Никифор Фока был убит и на императорский трон взошел Иоанн Цимисхий.

Брачному договору так и не суждено было исполнится, однако Византия все-таки согласилась помочь болгарскому царству.

Вопреки своим обещаниям Византия не спешила помогать Болгарии. В результате чего, новый болгарский царь заключил мирный договор с князем Святославом, обязуясь выступить с ним против Византийской империи.

Возвращение домой. Смерть Великого князя

В 970 году, Великий князь Святослав со своим войском, куда входили болгары, печенеги, венгры, ведет свою численно-превосходящую армию на территорию Византийского государства. В ходе полутора лет шли с попеременным успехом для обоих войск различные сражения.

В конечном счете, весной 971 года произошло решающее сражение, которое закончилось мирным договором. Но, исходя из условий данного договора, ни одна из сторон не могла считать себя победителем в прошедшей войне.

Святослав обязался покинуть территорию Болгарии, в свою очередь византийская сторона должна была обеспечить русскую дружину продовольствием на два месяца.

Вдобавок, по условиям договора торговля между Киевской Русью и Византией возобновлялась. Потерпев неудачу в завоевании Византийского царства, князь Святослав направился домой.

По некоторым данным, именно греки убедили печенег напасть на войско Святослава, дабы избавиться т возможного повторения похода на Византию. В 972 году, в весеннюю оттепель князь попытался вновь пройти по Днепру.

Однако на этот раз, это была окончательная смертельная битва Великого князя Святослава.

По обычаям нападавших печенегов, из черепа князя был сделан кубок, из которого затем пил предводитель печенегов, произнося слова: «Пусть наши дети будут такими, как он!».

Таким образом, и закончилась жизнь Великого князя Киевского Святослава Храброго. Закончилась она в бою, на что и мог надеяться такой славный воин как Святослав, зажигающий в своих дружинниках веру в победу и в великое царство Киевское.

Его незаслуженно относят к категории только князей завоевателей. Ведь если посмотреть на географию его походов, то он целенаправленно и продуманно обеспечивал своему государству выход к каспийскому морю, к восточным торговым путем.

А с другой стороны, Дунай – главная торговая ветвь Европы, также в результате действий Святослава, переходит под знамена русского царства. Но непродолжительная жизнь князя не позволяет ему сохранить результаты своих завоеваний.

Великий князь Святослав Игоревич является не только отменным воином, но и умным и грамотным политиком. Именно он приложил массу усилий и сформировал курс внешней политики Руси. Князь Святослав по сути продолжил и реализовал усилия своих великих предков и предшественников Рюрика, Вещего Олега и Игоря. Он охватил и упрочил силу Руси по таким направлениям, как Поволжье, Кавказ, Крым, Причерноморье, Подунавье, Балканы и Константинополь, - утверждает Александр Самсонов .

Историки полагают, что после встречи с византийским императором, когда был заключен почетный мир, вернувший Русь и Византию к положениям договора 944 года, Святослав ещё некоторое время находился на Дунае. Когда Святослав уходил из Подунавья, Русь сохраняла свои завоевания в Приазовье, Поволжье, удерживала устье Днепра.

На Днепре Святослав оказался только глубокой осенью. У днепровских порогов его уже поджидали печенеги. Согласно официальной версии, греки не собирались отпускать грозного воителя обратно на Русь. Византийский хронист Иоанн Скилица сообщает, что ранее Святослава на Днепр попал мастер политической интриги, епископ Феофил Евхаитский.

Епископ вез дорогие подарки хану Куре и предложение Иоанна I Цимисхия о заключении между печенегами и Византией договора о дружбе и союзе. Византийский владыка просил печенегов более не пересекать Дунай, не нападать на принадлежавшие теперь Константинополю болгарские земли. Согласно греческим источникам, Цимисхий также попросил беспрепятственно пропустить русские войска. Печенеги якобы согласились со всеми условиями, кроме одного - не хотели пропускать русов.

Русам об отказе печенегов ничего не сообщили. Поэтому Святослав шел в полной уверенности, что греки выполнили своё обещание и дорога свободна. Русская летопись утверждает, что о том, что Святослав идёт с малой дружиной и при большом богатстве, печенегам сообщили анти-русски настроенные жители Переяславца. Таким образом, есть три версии: печенеги сами хотели ударить по Святославу, греки только умолчали об этом; греки подкупили печенегов; печенегов известили враждебно настроенные к Святославу болгары.

Тот факт, что Святослав шел на Русь в полном спокойствии и уверенности, подтверждает разделение его армии на две неравные части. Дойдя на ладьях до «Острова Русов» в устье Дуная, князь разделил войско. Основные силы под началом воеводы Свенельда ушли своим ходом по лесам и степям в Киев. Они благополучно дошли. На мощное войско никто не осмелился напасть. Согласно летописи, Свенельд и Святославу предлагал идти на конях, но тот отказался. С князем осталась только малая дружина и, видимо, раненые.

Когда стало ясно, что через пороги не пройти, князь решил зазимовать на Белобережье, местности между современными городами Николаевым и Херсоном. Согласно летописи, зимовка была тяжелой, не хватало продовольствия, люди голодали, умирали от болезней. Считается, что весной должен был прибыть Свенельд со свежими силами. Весной 972 года, так и не дождавшись Свенельда, Святослав снова двинулся вверх по Днепру. На днепровских порогах малая дружина Святослава попала в засаду. Подробности последнего боя Святослава неизвестны. Ясно одно: печенеги превосходили дружинников Святослава в числе, русские воины были изнурены тяжелой зимой. Вся дружина великого князя полегла в этой неравной сече.

Печенежский князь Куря приказал сделать из черепа великого воителя чашу-братину и оковать её золотом. Существовало поверье, что так слава и мудрость великого князя будет передана его победителям. Поднимая кубок, печенежский князь говорил: «Пусть дети наши будут такими, как он!»

Киевский след

Официальная версия о прямодушном воине, которого легко обманули ромеи, подставив под удар печенегов, нелогична. Кругом сплошные вопросы. Зачем князь остался с малой дружиной и выбрал водный путь в ладьях, хотя всегда стремительно летел со своей конницей, которая ушла со Свенельдом? Получается, он и не собирался возвращаться в Киев?! Ждал помощи, которую должен были привести Свенельд, чтобы продолжить войну. Почему Свенельд, без проблем добравшийся до Киева, не послал помощь, не привел войска? Почему помощь не послал Ярополк? Почему Святослав не попытался пройти дальней, но более безопасной дорогой - через Белую Вежу, по Дону?

На странное поведение воеводы Свенельда обратили внимание ещё историки С.М.Соловьев и Д.И.Иловайский, а в XX веке - Б.А.Рыбаков и И.Я.Фроянов. В настоящее время этот странный факт отметил исследователь Л.Прозоров. Поведение воеводы тем более странно, что ему даже не надо было возвращаться в Киев. Согласно новгородской Первой летописи, князь Игорь дал Свенельду в «кормление» земли уличей, многочисленного союза племен, живших в области от Среднего Поднепровья, выше порогов, до Южного Буга и Днестра. Княжеский наместник мог легко набрать в землях серьёзное ополчение.

С.М.Соловьев отметил, что «Свенельд волею или неволею мешкал в Киеве». Д.И.Иловайский писал, что Святослав «поджидал помощи из Киева. Но, очевидно, или в Русской земле в то время дела находились в большом расстройстве, или там не имели точных сведений о положении князя - помощь ниоткуда не приходила». Однако Свенельд же прибыл в Киев и должен был представить князю Ярополку и боярской думе сведения о положении дел у Святослава.

Поэтому многие исследователи сделали вывод, что Свенельд предал Святослава. Он не послал никакой помощи своему князю и стал самым влиятельным вельможей у престола Ярополка, который получил Киев. Возможно, в этом предательстве лежит и исток убийства князем Олегом, вторым сыном Святослава, сына Свенельда - Люта, которого он встретил на охоте в своих владениях. Олег спросил, кто гонит зверя? Услышав в ответ «Свенельдич», Олег тут же его убил. Свенельд, мстя за сына, натравил Ярополка на Олега. Началась первая междоусобная, братоубийственная война.

Свенельд мог быть проводником воли киевской боярско-купеческой верхушки, которая была недовольна переносом столицы Русского государства на Дунай. В своем стремлении основать в Переяславце новую столицу Святослав бросил вызов киевскому боярству и купечеству. Стольный Киев отодвигался на второй план. Открыто противостоять ему они не могли. Но киевская верхушка смогла подчинить своему влиянию молодого Ярополка и затянуть дело с отправкой войск на помощь Святославу, что и стало причиной гибели великого полководца.

Кроме того, Л.Н.Гумилев отметил такой фактор, как возрождение «христианской партии» в киевской верхушке, которую Святослав разгромил и загнал в подполье во время погрома миссии римского епископа Адальберта в 961 году ("Иду на Вы!" Воспитание героя и его первая победа). Тогда княгиня Ольга согласилась принять миссию Адальберта. Римский епископ склонял киевскую элиту к необходимости принятия христианства из рук «самого христианнейшего правителя» в Западной Европе - германского короля Оттона. Ольга с вниманием прислушивалась к посланнику Рима. Возникла угроза принятия «святой веры» киевской верхушкой из рук посланника Рима, что вело к вассалитету правителей Руси по отношению к Риму и германскому императору. В тот период христианство выступало в качестве информационного оружия, порабощавшего сопредельные регионы. Святослав жестко пресек эту диверсию. Сторонники епископа Адальберта были перебиты, возможно, включая и представителей христианской партии в Киеве. Русский князь перехватил нити управления у теряющей разум матери и отстоял концептуальную и идеологическую независимость Руси.

Длительные походы Святослава привели к тому, что самые его верные соратники ушли с ним из Киева. В городе возродилось влияние христианской общины. Христиан было много среди бояр, имеющих большую прибыль от торговли, и купцов. Они не были рады переносу центра державы на Дунай. Иоакимовская летопись сообщает о симпатиях Ярополка к христианам и христианах в его окружении. Этот факт подтверждает и Никоновская летопись.

Гумилев вообще считает Свенельда главой уцелевших христиан в войске Святослава. Святослав устроил казнь христиан в войске, наказав их за недостаточную храбрость в бою. Он также пообещал разрушить все церкви в Киеве и разгромить христианскую общину. Святослав своё слово держал. Христиане это знали. Поэтому в их жизненных интересах было устранить князя и его ближайших сподвижников. Какую роль сыграл в этом заговоре Свенельд, неизвестно. Мы не знаем, был ли он зачинщиком или только присоединился к заговору, решив, что это будет выгодно для него. Возможно, его просто подставили. Могло быть все, что угодно, вплоть до попыток Свенельда переломить ситуацию в пользу Святослава. Сведений нет. Ясно одно, гибель Святослава связана с киевскими интригами. Возможно, что греков и печенегов в этом случае просто назначили главными виновниками гибели Святослава.

Заключение

Деяний Святослава Игоревича хватило бы другому полководцу или государственному деятелю не на одну жизнь. Русский князь остановил идеологическое вторжение Рима в русские земли. Святослав славно завершил дело предыдущих князей - поверг Хазарский каганат, этого чудовищного змея русских былин. Он стер с лица земли хазарскую столицу, открыл для русов Волжский путь и установил контроль над Доном (Белая Вежа).

Святослава пытаются представить в образе обычного боевого вождя, «безрассудного авантюриста», который зря тратил силу Руси. Однако Волжско-хазарский поход был деянием, достойным величайшего полководца, и был жизненно важным для военно-стратегических и экономических интересов Руси. Борьба за Болгарию и попытка утвердиться в Подунавье должны были решить основные стратегические задачи на Руси. Черное море бы окончательно стало «Русским морем».

Решение перенести столицу из Киева в Переяславец, с Днепра на Дунай, также выглядит разумным. Во время исторических переломов столица Руси не раз переносилась: Олег Вещий перенес её с севера на юг - из Новгорода в Киев. Тогда необходимо было сосредоточиться на проблеме объединения славянских племенных союзов и решить проблему защиты южных рубежей, для этого Киев подходил лучше. Андрей Боголюбский решил сделать стольным градом Владимир, покинув погрязший в интригах Киев, где выродившаяся боярско-торгашеская верхушка топила все державные начинания. Пётр перенес столицу на Неву, чтобы закрепить выход России к берегам Балтийского (некогда Варяжского) моря. Большевики перенесли столицу в Москву, так как Петроград был уязвим в военном отношении. Решение о необходимости переноса столицы из Москвы на восток, к примеру, в Новосибирск, назрело (даже перезрело) в настоящее время.

Святослав торил путь на юг, поэтому столица на Дунае должна была закрепить Причерноморье за Русью. Надо отметить, что русский князь не мог не знать, что один из первых городов под названием Киев ранее уже существовал на Дунае. Перенос столицы значительно облегчал освоение и последующую интеграцию новых земель. Намного позднее, в XVIII столетии, России придется решать те же задачи, которые наметил Святослав (Кавказ, Крым, Подунавье). Будут возрождены планы присоединения Балкан и создания новой столицы славянства - Константинополя.

Святослав воевал не ради самой войны, хотя его до сих пор пытаются показать удачливым «варягом». Он решал стратегические сверхзадачи. Святослав шел на юг не ради добычи, золота, он хотел закрепиться в регионе, поладить с местным населением. Святослав наметил приоритетные для русского государства направления - Волга, Дон, Северный Кавказ, Крым и Дунай (Балканы). В сферу интересов Руси вошла Булгария (Поволжье), Северный Кавказ, был открыт путь на Каспий, к Персии, арабам.

Наследникам великого стратега, погрязшим в междоусобицах, сварах и интригах, было уже не до броска на юг и восток. Хотя отдельные элементы программы Святослава пытались выполнить. В частности, Владимир захватил Корсунь. Но в целом планы и плоды побед великого князя были похоронены на долгие века. Только при Иване Грозном Россия вернулась в Поволжье, заняв Казань и Астрахань (в её районе находятся развалины хазарской столицы - Итиля), начала возвращаться на Кавказ, возникли планы подчинения Крыма. Святослава же максимально «упростили», превратили в удачливого военного вожака, рыцаря без страха и упрека. Хотя за деяниями воина легко читаются стратегические планы строительства Великой Руси.

Титаническая мощь и загадочность фигуры Святослава Игоревича была отмечена и в русских былинах. Его образ, как считают учёные, сохранился в эпическом образе самого сильного богатыря земли русской - Святогоре. Сила его была так огромна, что со временем, вещали сказители, перестала носить его мать сыра земля, и вынужден был Святогор-богатырь уйти в горы.

Источники :

Артамонов М.И. История хазар. 1962.

Иловайский Д.И. Начало Руси. М., 2012.

Лев Диакон. История

Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990.

Прозоров Л. Святослав Великий: «Иду на Вы!» М., 2011.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта