29. Прочитайте.
суп
- зуб
круг
- звук
год
- рот
рукав
- шкаф
гараж
- шалаш
мороз
- вопрос
измороз
ь - изморос
ь
30. Прочитайте. Докажите, что слова в каждой группе - родственные (однокоренные).
31. Прочитайте. В какой строке записаны формы одного и того же слова, а в какой - родственные (однокоренные) слова?
32. Прочитайте.
Береги нос в большой мороз.
Снег глубок - год хорош.
Зимой шубка не шутка.
33. Прочитайте. В каких словах написание выделенных букв надо проверять? Найдите для каждого проверяемого слова проверочное.
Ниточ ка, сказ ка, морков ь, рыб ка, морков ный, рыб ы, лодочка, ног оть, сказоч ка, ног ти, нит ка, лод ка.
Образец. Морков ный - морков ь.
мо рко́вь
34. Рассмотрите рисунки. Произнесите слова-назва ния предметов.
35. Прочитайте. Измените каждое слово так, чтобы на конце был парный по глухости-звонкости согласный звук.
Луга - ..., пауки - ..., поезда - ..., торты - ..., стрижи - ..., острова - ..., дубы - ..., снопы - ..., шарфы - ..., голоса - ..., арбузы - ... .
36. Прочитайте. Объясните написание пропущенных букв и значения выделенных слов.
Поб..жала к..за в огоро..,
Ей навстреч.. попался наро.. .
Как не стыдно тебе, егоза?
И к..за опустила гл..за.
А когда разошёлся наро..,
Поб..жала опять в огоро.. .
(Н. Рубцов)
на ро́д
37. Прочитайте. Устно составьте с каждым словом предложение.
Луг - лук , плод - плот , пруд - прут .
38. Прочитайте. Составьте из данных слов предложения. Запишите два предложения.
39. Прочитайте. Измените каждое слово так, чтобы на конце стоял парный по глухости-звонкости согласный звук.
40. Прочитайте. Спишите.
1. Осенью то мороз, то дождь, то вдруг снег, как зимой, то опять тепло. 2. Осенний мороз не выдавит слёз, а зимние морозы - из глаз слёзы.
вдру́г
41. . Прочитайте.
Русский (н..роды), красный (к..р..ндаши), тракторный (з..воды), ученическая (т..тради), бурый (м..дведи), древний (гор..да), второй (кла..ы), немецкий (..зыки), сильный (м..розы).
Тракторный завод, завод у часов.
42. Прочитайте потешку.
Вот вори(ж, ш)ка нажал на задви(ж, ш)ку,
Вот Полкан зарычал на вори(ж, ш)ку
И немедленно в бу(д, т)ке исче(з, с),
Чтоб вори(ж, ш)ка в неё не зале(з, с).
(В. Орлов)
43. Прочитайте. Измените каждое слово так, чтобы в нём парный по глухости-звонкости согласный звук оказался перед согласным звуком.
Сладок - сладкий, низок - ..., крепок - ..., ловок - ..., робок - ..., мягок - ..., дерзок - ..., редок - ..., меток - ... .
44. Прочитайте. Назовите сказки.
1. Вот и книжка воротилась, воротилася тетрадь. 2. Приходили к Мухе блошки, приносили ей сапожки, а сапожки не простые - в них застёжки золотые. 3. Тут букашки и козявки выползают из-под лавки.
(К. Чуковский)
Образец. Книжка - книжечка.
са по́г
45. Прочитайте. Объясните, как вы будете выбирать букву для каждого слова.
46. Прочитайте. Спишите, изменяя форму каждого слова из скобок.
Много мест, ... (гнёзда, коровы, рыбы, косы, шубы, шляпы, сапоги, крыши, лыжи).
47. Прочитайте. Какую букву следует выбрать из скобок, чтобы правильно написать слово? Объясните свой ответ.
1. Ры(б, п)ка мелка, да уха сла(т, д)ка. 2. Некраси(ф, в) лицом, да хоро(ж, ш) умом. 3. Лу(к, г) с морко(ф, в)кой хоть и с одной гряд(т, д)ки, да неодинаково сла(д, т)ки. 4. Тому великий сты(т, д), кто языком льсти(ф, в). 5. Хле(п, б) - всему голова.
48. Прочитайте. Какие правила надо знать, чтобы правильно написать каждое из данных слов?
герб - гербы
часы - час
плод - плоды
стриж - стрижи
мороз - морозы
карандаш - карандаши
49. Прочитайте.
Волшебная ска..ка, много берё.., вкусный йогур.., сильный дож..ь, у..кие сапо..ки, мя..кая поду..ка, гла..кая доро..ка, перерыв на обе.., тёплая обу..ь, меховая шу..ка, килограмм ябло.. и апельсино.. .
50. Прочитайте.
Был сильный мороз. На льду речки у проруби весело пела птичка. Это водяной воробей - оляпка. Вот оляпка нырнула в прорубь. Она искала пищу. На дне под камушком оляпка нашла водяного жучка. Через минуту птичка выскочила на лёд и запела весёлую песенку. Оляпке не холодно. Её перья покрыты тонким слоем жира.
(В. Бианки)
1. Прочитайте. Озаглавьте текст.
Мороз. Снег укрыл дорожки и тропинки. Пушистые шубки на берёзках и осинках. Пруд давно замёрз. Там ребята катаются на коньках. Мальчики построили ледяную горку. Быстро летят с горы салазки! Девочки слепили снеговика. Глазки сделали из льдинок. Рот и нос - из морковки. В руках метла. Как весело зимой!
2. Прочитайте. Назовите слова из скобок, которые будут проверочными для данных слов.
Свистеть (свистулька, свист, свисток, свистнуть).
Трубка (труба, трубчатый, трубач, трубный).
3. Сделайте письменный звуко-буквенный разбор слова зимой , (см. Памятку 1).
Что такое парные согласные?
Толкование
парные согласные
Согласные, соотносительные по глу-хости-звонкостп: (б п), (бп), (в ф), (вф1 (г-к), (г-к), (д-т), (д-т), (ж-ш), (ж-ш) (з с), (зс); по твердости-мягкости! (б б), (в в), (д д) и т, д.
Русский язык.
Подготовила: Л. Н. Бизикина.
Учитель начальных классов МБОУ «Центр образования №3»
Тема: Особенности произношения звонких и глухих согласных. Парные согласные по звонкости-глухости, мягкости-твердости.
Цели: -выявить особенности произношения звонких и глухих согласных;
- подбирать проверочные слова для согласных на конце слова; -узнавать слова с данной орфограммой в тексте;
- работать над развитием речи.
Ход урока:
I. Оргмомент.
II. Чистописание:
На какие две большие группы делятся все звуки русского языка?
гласные согласные
Как произносятся гласные звуки? (не встречают преград при произношении, произносятся только голосом).
Какие буквы записаны на доске? (гласные) я, о, а, и, у, е, ы, е, э, ю
Запиши их на двух карточках так, чтобы в каждую строчку попали буквы, похожие друг на друга, объединенные одним признаком:
о а у ы э
я и е е ю
Проверка - а) по какому признаку разбили на 2 группы?
Б) прочитай
Все ли записаны буквы, обозначающие мягкость согласных? (нет)
Какая эта буква? (Ь )
III. Новый материал
Сегодня, ребята, темой нашего урока будут согласные звуки и буквы, их обозначающие.
На какие 2 большие группы делятся согласные звуки?
Мягкие Твердые
Как произносятся, образуются согласные звуки? (при образовании согласных звуков во рту воздушной струе встречается преграда, способствующая образованию шума. В результате этого согласные звуки образуются при помощи только этого шума, либо при помощи шума и голоса.)
1) Практическая работа:
Произнесем некоторые звуки
[ н ] [ б ] [ р ] [ 3 ] [ д ]
Как образуются эти звуки? (шум + голос = звонкие гласные)
[ т ] [ х ] [ ш ] [ к ]
Как образуются эти звуки? (шум = глухие согласные)
Ребята, какие согласные доставляют нам беспокойство при написании, мы сомневаемся в их написании?(парные согласные)
б в г д ж з
п ф к т ш с
Почему? (звонкие согласные на конце слова оглушаются и нужно знать, какую букву следует писать.)
2) Работа со словами прут - пруд .
Парные согласные помогают различать слова по смыслу;
Прочитайте транскрипцию слова [ п р у т ]
Какой предмет вы представили? Нарисуйте.
Ответы детей (рисование на доске)
Как нам узнать о каком предмете идет речь-? Что нам поможет разобраться? (предложение)
Составьте предложение к 1 рисунку, ко 2 рисунку
Запись предложений с комментированием.
(У Васи в руке тонкий прут (пруты)
(Зимой наш пруд (пруды) покрылся льдом).
Что же помогло нам убедиться в правильном написании буке на конце слова? (это проверочные слова)
Как мы их подобрали? (изменили слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук).
Сказка " Кто важнее?"* с. 104 "Веселая грамматика".
В королевстве Азбуковедения. на улице Звонких Согласных жили буквы Б. В. Г. Д. Ж. 3. а на улице Глухих Согласных - П. Ф. К. Т. Ш. С. Вот как- то возник у них спор, кто важнее Звонкие согласные говорили: «Нас всегда пишут в конце слова» А глухие в ответ "А нас всегда произносят в конце слова" И. наверное долго бы они спорили, если 6 не гласные, которые сказали: «Если бы не мы. то никто бы не знал что писать в конце слова Вы все важны: глухие - важны для нашей покровительницы Орфоэпии (произношение), а звонкие - для Орфографии (письма).»
Вот так гласные и помирили согласных. До сих пор живут они в дружбе, согласии и взаимопонимании, часто заменяют и подменяют друг друга Но если не решается вопрос, кому выходить на службу, обращаются к гласным
3) Работа с правилом с. 92
4) Домашнее задание с. 92. правило, упр 171
5) Упражнение в подборе проверочных слов
а) Он бывает липким и колючим.
Он бывает мягким и сыпучим
Чистым и душистым.
Белым, серебристым
При этом холодным бывает всегда.
Только теплым и горячим
не бывает никогда! (Снег)
снег - снега - Какой бывает снег?
б) Под ногами снег скрипучий,
Под ногами скользкий… (Лед)
Лед - льды - какой бывает лед?
в) Если нашу елку снегом заметет.
Вместо нашей елки вырастет. (Сугроб)
Сугроб - сугробы - какой бывает сугроб?
г) Не огонь, а жжется. (Мороз)
Мороз - морозы - какой бывает мороз?
д) Летом одевается, зимой раздевается. (Лес)
Лес - леса --какой бывает лес?
Итак, как мы подобрали проверочные слова?
Как называются слова в 1 столбике? Почему? (проверяемые)
Сравните слова 1 столбика. Что вы заметили? (в слове ЛЕС и слышится звук [ С ] пишется буква С, но все равно, написание таких слов нужно проверять, т. к. это орфограмма.)
Что общего в этих словах? (они относятся к теме " Зима".)
6) Мини - сочинение
Составьте и запишите небольшой рассказ о зиме, используя эти слова и другие:
иней
снежные узоры
Работа учащихся () 5 - 7 мин.
Чтение нескольких работ
Что вы чувствуете, какие чувства у вас возникли во время составления текста?
7) Работа с картиной. Жуковский С. Ю. " Свежий снег."
Почему художник написал эту картину?
8) Работа со стихотворением:
Прочитайте стихотворение:
а) про себя
б) вслух
Как видит зиму поэт?
Снег да снежные узоры,
В поле- вьюги разговоры,
Холод, полутьма....
День - коньки, гора, салазки...
Вечер - бабушкины сказки...
Вот она, зима! (А. Круглов)
Объясните, как вы понимаете слова вьюги разговоры,снежные узоры,полутьма
Найдите слова с парными согласными.
Что вы заметили?
На следующем уроке мы с вами будем учиться подбирать проверочные слова к словам с парными согласными в середине слова.
Согласные звонкие и глухие. Оглушение и озвончение согласных
По звучанию и способу образования согласные звуки делятся в русском языке на звонкие и глухие.
Звонкие согласные образуются при участии голосовых связок и состоят из голоса и шума. Глухие согласные образуются без участия голосовых связок и состоят только из шума.
Большинство согласных образуют пары по глухости / звонкости. Таблица:
[б’] - [п’] |
|
[в’] - [ф’] |
|
[г’] - [к’] |
|
[д’] - [т’] |
|
[з’] - [с’] |
|
Некоторые согласные не образуют пар по звонкости / глухости (они бывают, так сказать, «только звонкими» или «только глухими»).
Непарные глухие согласные: [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].
Непарные звонкие согласные: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
В потоке речи в определенных позициях парные звонкие согласные меняются на глухие (оглушаются), а парные глухие - на звонкие (озвончаются).
Звонкие согласные оглушаются в двух позициях:
Хлеб - [хл’э́п].
(Много) цветов - [цв’ито́ф].
2. Перед глухим согласным:
Когти - [ко́кт’и].
Ложка - [ло́шка].
Под полом - [патпо́лам].
Глухие согласные озвончаются в позиции перед парными звонкими:
Просьба - [про́з’ба].
Отбой - [адбо́й"].
С другом - [здру́гам].
Согласные мягкие и твердые. Смягчение твердых согласных
По звучанию и способу образования согласные звуки делятся в русском языке на твердые и мягкие.
Мягкие согласные образуются при участии средней части языка и имеют особое, «мягкое» звучание. Твердые согласные образуются без участия средней части языка и имеют «твердое» звучание.
Большинство согласных образуют пары по твердости / мягкости.
Некоторые согласные не образуют пар по твердости / мягкости (они бывают, так сказать, «только твердыми» или «только мягкими»).
Непарные твердые согласные: [ж], [ш], [ц].
Непарные мягкие согласные: [й’], [ч’], [щ’].
Твердые согласные не могут сочетаться с идущим после них гласным звуком [и], мягкие согласные не могут сочетаться с идущим после них гласным звуком [ы].
Мужик - [мужы́к] (здесь после твердого [ж] звучит [ы]).
Учил - [уч’и́л] (здесь после мягкого [ч’] звучит [и]).
В некоторых случаях в потоке речи происходит смягчение парных твердых согласных.
Твердый [н] может меняться на мягкий [н’] в сочетаниях [н’ч’], [н’щ’].
Блин - блинчик [бл’и́н’ч’ик].
Смена - сменщик [см’э́н’щ’ик].
Твердые [д], [т], [з], [с], [н] могут смягчаться перед мягкими [д’], [т’], [з’], [с’], [н’].
Свист - сви[с’т’]еть.
Лес - ле[с"н"]ик.
Казна - в ка[з"н"]е.
Бант - ба[н"т"]ик.
Индия - И[н"д"]ия.
Уподобление согласных по звучанию и по произношению, выпадение согласных в труднопроизносимых сочетаниях
Помимо смягчения, озвончения и оглушения в потоке речи согласные звуки подвергаются в определенных позициях и другим изменениям. Отметим некоторые из них.
Звуки [з], [с], [д], [т] перед согласными [ж], [ш], [ч"], [щ"] уподобляются им по звучанию и по произношению.
Сшить - [шшы́т’].
Разжечь - [ражжэ́ч’].
Счет - [щ’щ’о́т].
Расщедрился - ра[щ’щ’]е́дрился.
Подчистить - [пач’ч’и́с’т’ит’].
С жуком - [жжуко́м].
Из шерсти - [ишшэ́рс"т"и].
В глаголах на -ться и -тся звуки [т’] и [с’], взаимно уподобляясь по произношению, совпадают в двойном звуке [цц].
Рваться - [рва́цца].
Годится - [гад’и́цца].
В сочетании ТСК звуки [т] и [с], взаимно уподобляясь по произношению, совпадают в звуке [ц].
Арбатский - [арба́цк’ий"].
Пиратский - [п’ира́цк’ий"].
При труднопроизносимом сочетании согласных звуков может происходить выпадение одного из них.
Властный - вла[сн]ый.
Сердце - се[рц]е.
Поздно - по[зн]о.
Солнце - со[нц]е.
Завистливый - зави[с"л"]ивый.
Чувство - чу[ств]о.
Шестьсот - ше[сс]от.
Голландский - голла[нс]кий.
Гласные ударные и безударные. Редукция безударных гласных
По особенностям произношения, длительности и силе звучания гласные звуки делятся на ударные и безударные.
Ударные гласные имеют в русском языке значительно бо́льшую длительность и силу звучания, чем безударные. Ударные гласные характеризуются более четким произношением, чем безударные.
Ударные гласные образуют в речи ударные слоги , безударные гласные - безударные слоги .
В безударной позиции гласные произносятся менее четко и звучат с меньшей длительностью (т.е. редуцируются).
Гласные [и], [ы], [у] без ударения в целом сохраняют свое звучание.
Пила - [п’ила́].
Дымок - [дымо́к].
Рука - [рука́].
Гласные [о], [э], [а] без ударения меняют качество своего звучания.
После твердых согласных безударные [о] и [а] совпадают в кратком гласном звуке, близком, но не тождественном [а] (в школьном курсе фонетики для этого звука не существует особого значка, используется символ [а]).
Глава - [глава́].
Слова - [слава́].
После мягких согласных безударные [э] и [а] совпадают в кратком гласном звуке, близком, но не тождественном [и] (в школьном курсе фонетики для этого звука не существует особого значка, используется символ [и]).
Дела - [д’ила́].
Пятак - [п’ита́к].
Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я в русской графике
Буквы е , ё, ю, я играют двойную роль в русской графике.
Буквы е , ё, ю, я обозначают сразу два звука, если стоят в начале слова, либо после разделительных Ъ и Ь, либо после гласного звука: [й’э], [й’о], [й’у], [й’а].
Есть - [й’э́с"т"] (буква е обозначает два звука в начале слова).
Прольет - [прал"й"о́т] (буква ё обозначает два звука после Ь).
Уют - [уй’у́т] (буква ю обозначает два звука после гласного).
Буквы е, ё, ю, я , стоящие после мягких согласных, обозначают только гласные звуки [э], [о], [у], [а] и мягкость предыдущего согласного.
Лес - [л’э́с].
Мёд - [м’о́т].
Люк - [л’у́к].
Ряд - [р’а́т].
Достаточно изменить слово так, чтобы после непонятного согласного стояла гласная. У. Выделите первый звук в слове каменный. Спасибо Вам за отзыв. Если наш проект вам понравился и вы готовы помочь или принять участие в нём, перешлите информацию о проекте знакомым и коллегам.
Научимся проверять парные согласные в корне при помощи гласной буквы. Выполним много занимательных заданий. Согласные - это звуки речи, противоположные гласным, и в сочетании с которыми образуют слова. Во время их образования происходит сужение голосового тракта. Согласные звуки, которые образуются при участии голоса и шума называют звонкими.
Абсолютно все парные согласные отличаются присутствием голоса (звонкие звуки) или же его отсутствием (глухие звуки). Звуки, - непарные глухие. Ш’], - длинные шипящие звуки, парные согласно глухости-звонкости. Друзья из Шишкиного Леса вспомнили немало: Согласных больше чем гласных. Согласные нельзя спеть. Они произносятся с шумом и голосом: Б, Ж, З. Или только с шумом: П, Т, Ф. Согласные бывают звонкие глухие парные непарные.
Звонкому «Ж» парным будет глухой «Ш». Например: жар - шар. - Я понял, – сказал Зубок. Глухой звук это то же что и звонкий, но сказанный тихо, без голоса. Нет, не надо учить все слова наизусть, - успокоила Василиса. Ученики придумали такие слова: муха, царь, луна, рыцарь. И тогда мы поймём точно - какую букву нужно писать.
Давайте вместе найдём в русской азбуке этих одиночек. Он этого не заметил, потому что смотрел на луну. И тут вошёл его верный рыцарь. И спугнул муху. Молодцы! То ли звонкий, то ли потише,Кот - кота, год - года.Различим без труда.И в конец букву верно напишем. У. Найдите на полотне буквы, обозначающие эти звуки. Давайте поиграем в игру «Живая буква». Найдите в тетради и обведите эти буквы, а я обведу их в вагончике.
У. Каким же был волк в сказке «Три поросенка»? Из пластилина слепите эту пару согласных. 81. Слова с сочетаниями согласных ск, ст, зг, зд. В этих сочетаниях первый согласный обычно является непроверямым. Существуют парные согласные по глухости - звонкости: Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, 3-С. Согласная стоит в слабой позиции в том случае, когда она находится в конце слова или перед глухой согласной.
Включение в урок. Актуализация знаний. Сегодня мы на уроке проведём исследование по проблеме “Правописание согласных в корне слова”. Но для изучения возьмём определённые слова на тему “Во саду ли, в огороде…”.
Дети, а что ещё интересного вы заметили с точки зрения букв парных согласных звуков, где они располагаются? Правильно. И мы это знаем из уроков по ОБЖ. Если не мыть фрукты, то можно заболеть, оказаться в больнице. Задание: надо изменить данные на слайде слова так, чтобы парный согласный в слове нужно было проверять. В середине слова, перед глухими согласными, как мы и предполагали в начале урока. – Давайте подберём к ним слова, следуя нашему правилу.
Вы должны дополнить рассказ, записанный на слайде, словами из темы нашего урока “Во саду ли, в огороде…”. При этом выделяются пары звуков по звонкости и глухости, всегда звонкие (термин «сонорные» не вводится) и всегда глухие. Учитель обращает внимание учащихся на то, что звуки б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с образуют пары звуков из которых один звонкий, другой глухой. Аналогично учащиеся приходят и к выводу о том, что согласные х, ц, ч -непарные глухие.
Ученик I класса, оперируя фонетическими знаниями, объясняет написание слов с парными согласными следующим образом: «В слове флаг на конце слышу парный согласный звук,- значит, слово надо проверить. Каждый согласный имеет признаки, отличающие его от остальных согласных звуков.
51. Объясните по таблице, как можно проверить написание парных согласных. Буквы, которые в словах пишутся по правилам, называются орфограммами. 52. Объясните, нужно ли проверять и как проверить правописание пропущенных в словах орфограмм. У нас есть много людей, которые помогут Вам здесь Кроме того, мой последний вопрос был решен менее чем за 10 минут:D Во всяком случае, Вы можете просто войти и попробовать добавить свой вопрос.
Звуки речи, состоящие или из одного шума, или из голоса и шума, который образуется в полости рта, где выдыхаемая из легких струя воздуха встречает различные преграды. Подберите подходящие по смыслу имена существительные во множественном числе, в родительном падеже. Они относятся друг к другу по глухости-звонкости и по твердости-мягкости. Согласные звуки, которые образуются только при помощи шума, называются глухими.
Ведущая Василиса попросила повторить всё, что выучили ученики про согласные. Хоть и парные эти согласные, Но они всё равно очень разные. Но только теми, в которых парный согласный требует проверки, и написать их правильно, используя наше правило. Обозначение на письме какого согласного надо проверять в этих словах? У них буквы парных согласных звуков стоят в конце слова. – А какой частью речи являются слова-отгадки?