Главная » 3 Как собирать » Дунайская военная флотилия - дунайская военная флотилия - история - каталог файлов - любимый измаил. Дунайская военная флотилия

Дунайская военная флотилия - дунайская военная флотилия - история - каталог файлов - любимый измаил. Дунайская военная флотилия

В 18 19 вв. неоднократно создавалась и участвовала в войнах с Турцией. Существовала в 1917 18 и в июне 1940 ноябре 1941, участвовала в боях на Дунае, на Черном и Азовском м. Воссоздана в апреле 1944 из кораблей Азовской флотилии, участвовала в… …

ДУНАЙСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ, формирование в составе ВМФ, в 18 19 вв. неоднократно создавалась и участвовала в войнах с Турцией. Существовала в 1917 18 и в июне 1940 ноябре 1941, участвовала в боях на Дунае, на Чёрном и Азовском морях. Воссоздана в … Русская история

В России в XVIII XIX вв. неоднократно создавалась и участвовала в войнах с Турцией. Действовала в 1917 18, в июне 1940 ноябре 1941 (участвовала в боях на Дунае, на Чёрном и Азовском морях), в апреле 1944 ноябре 1960 (участвовала в Ясско… … Энциклопедический словарь

Дунайская военная флотилия - ДУНÁЙСКАЯ ВОÉННАЯ ФЛОТИ́ЛИЯ, впервые в сов. ВМФ созд. в нояб. 1917. В марте 1918 корабли флотилии были захвачены австро герм. интервентами. Вновь созд. в июне 1940. К нач. войны Д. в. ф. включала дивизион мониторов (5 единиц), дивизион… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

В 18 19 вв. создавалась на период боевых действий во время войн с Турцией. Впервые создана в 1771 П. А. Румянцевым во время русско турецкой войны 1768 1774 под названием Лиманской гребной флотилии. В 1774 расформирована. Во время русско… … Большая советская энциклопедия

Впервые создана в 1771, во время рус. тур. войны 1768 74, участвовала и во всех последующих рус. тур. войнах. Корабли Д. в. ф. поддерживали войска А. В. Суворова под Кинбурном (1787), участвовали под команд. ген. майора О. М. де Рибаса в штурме… … Советская историческая энциклопедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Азовская. Азовская военная флотилия (Азовская военно морская флотилия) … Википедия

Существовала в апреле июне 1918, марте 1920 июне 1921, вела боевые действия против германских оккупантов, флотилии генерала П. Н. Врангеля. Вновь созданная в Великую Отечественную войну, в июле 1941 апреле 1944 действовала на Азовском и Чёрном … Энциклопедический словарь

Существовала в апреле июне 1918, марте 1920 июне 1921, вела боевые действия против германских оккупантов, флотилии генерала Врангеля. Вновь создана в Великую Отечественную войну; в июле 1941 апреле 1944 действовала на Азовском и Черном морях. На… … Большой Энциклопедический словарь

АЗОВСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ, формирование советского военно морского флота, существовала во время Гражданской войны, в апреле июне 1918, марте 1920 июне 1921, базировалась на Таганрог и Мариуполь, вела боевые действия на Азовском море. Вновь… … Русская история

В 14 главе своей книги Ледокол, названной «До самого Берлина» Виктор Суворов(в миру Владимир Богданович Резун) пробует использовать Дунайскую военную флотилию как критерий усиления наступательной мощи Красной армии, предлагая посмотреть была ли она оборонительной.
Попробуем сделать тоже самое, и тоже использовать Дунайскую военную флотилию(ДВФ) как критерий -критерий достоверности утверждений самого В. Суворова.

Начнем по порядку, то есть с самого начала.

А начинает Владимир Богданович с утверждения, что

« Дунайская военная флотилия включала в свой состав около семидесяти боевых речных кораблей и катеров».

В. Суворов сильно преувеличивает количество боевых кораблей флотилии.

В «Записке по плану действий войск Одесского военного округа по прикрытию госграницы», согласно директиве народного комиссара обороны № 503874 от 6 мая 1941г состав боевых кораблей флотилии дается в 33 еденицы, из которых 5 составляют мониторы, 22 бронекатера, 5 катерные тральщики и 1 минный заградитель.

Другие военные корабли, находившиеся на Дунае, и оперативно подчиняющиеся флотилии в разной степени -дивизион глиссеров и переданный флотилии в начале войны 4-й черноморский отряд пограничных судов, включавший до 30 различных малотоннажных судов планом прикрытия не рассматривались из за не возможности их применения как тактической силы в боевых действиях (они использовались только в охранных целях и как вспомогательные суда). Но Владимир Богданович их рассматривает и подсчитывает, из чего его выводы естественно расходятся с выводами плана прикрытия где прямо сказано что ДВФ уступает противостоящей ей румынской флотилии « как в количественном, так и особенно в качественном отношении» и следовательно как наступательное средство никак использоваться не может. Какое уж тут наступление при количественном и качественном превосходстве противника. Но Владимир Богданович рвется в наступление и поэтому для начала обеспечивает себе численное превосходство.

Продолжаем:

«В случае оборонительной войны вся Дунайская флотилия с первого момента войны попадала в ловушку: отходить из дельты Дуная некуда — позади Черное море».

При этом Владимир Богданович просто напросто забывает о том, как Дунайская флотилия собственно и оказалась на Дунае.. А попала она туда, совершив в 1940г. переход с Днепра на Дунай тем же самым Черным морем. И в 1941г, после отвода частей 14 стрелкового корпуса от Дуная флотилия перешла в Одессу, тоже Черным морем естественно..

При этом необходимая подготовка к морскому переходу речных кораблей, не приспособленных изначально к плаванию по морю в 1940г. была проведена в плановом порядке в течение месяца, а в 1941г. и вовсе в течении двух дней.

«В оборонительной войне Дунайская военная флотилия не только не могла по характеру своего базирования решать оборонительные задачи, но оборонительных задач и не могло тут возникнуть!»

Тут лучше всего обратится к документам как раз и определяющим характер задач Дунайской флотилии.

В Записке по плану действий войск Одесского военного округа по прикрытию госграницы согласно директиве народного комиссара обороны № 503874 от 6 мая 1941г. задачей ДВФ, входящей по плану в район прикрытия№6 является:

«совместно с частями 14 СК -9-й КД, 25-й и 51-й СД и 25 и 79-м погранотрядами.

1) во взаимодействии с сухопутными войсками РП № 6 воспретить свободное плавание каких-либо судов противника по р. Дунай;
2) не допустить форсирования пр-ком р. Дунай на участке устье р. Прут, устья Килийского рукава;
3) при проникновении пр-ка на сев. берег р. Дунай оказать содействие сухопутным войскам в уничтожении прорвавшегося пр-ка.»

Значит оборонительные задачи у флотилии по мнению командования ОдВО все таки были..

Идем по тексту:

«Дельта Дуная - это сотни озер, это непроходимые болота и камыши на сотни квадратных километров. Не будет же противник нападать на Советский Союз через дельту Дуная!»

Нападать на внутренние районы Советского Союза с Дунайского плацдарма противник конечно не собирался.

Но на Дунае находился стратегически важный крупный речной порт Измаил, через который до войны велась активная торговля со всеми при Дунайскими государствами. Через Измаильский порт снабжался весь советский берег Дуная. Измаильский порт, являвшийся ее основной базой ДВФ успешно удерживала до самого ухода советских войск с Дуная.

«существовал только один вариант действий Дунайской флотилии - в ходе всеобщего наступления войск Красной Армии вести боевые действия вверх по течению реки».

Вот как раз такого варианта у Дунайской флотилии и не было.

При подготовке вышеупомянутого плана прикрытия ОдВО флагартом Дунайской флотилии Н. К. Подколзиным были подготовлены и расчеты на бой мониторов флотилии с мониторами вероятного противника. И расчеты эти были неутешительными. Существовала лишь чисто теоретическая возможность пробить нашими 100-мм снарядами броню румынских мониторов - «при стрельбе с очень короткой дистанции и при встрече снаряда с броней под прямым углом».

ДВФ было не до наступательных действий. 5 мониторов, являвшиеся основной ударной силой флотилии были не в состоянии выдержать бой с семью румынскими мониторами.

Во время боевых действий на Дунае, при возникновении такой ситуации 27 июня и 14 июля 1941г. при выходах румынских мониторов на советские участки Дуная бой с ними велся с дальних дистанций с помощью береговой артиллерии и авиации. А советские мониторы держались на закрытых позициях и ввод их в бой предусматривался только в самом крайнем случае, если все остальные способы воспрепятствования прорыву противника будут исчерпаны.

«В оборонительной войне Дунайская флотилия никому не нужна и обречена на немедленное уничтожение на своих открытых стоянках у простреливаемого противником берега»

Ложность этих утверждений В. Суворова доказала сама война.

Владимир Богданович заблуждался относительно открытых стоянок. Открытым для обстрела с румынского берега являлось только место постоянного базирования флотилии - Измаильский порт.

Еще до начала войны, по окончании больших отрядных учений ЧФ, в связи с напряженностью обстановкипроводившиеся в 41г. необычно рано, флотилии было приказано оставаться в оперативной готовности №2, которая предусматривала, в частности, рассредоточение кораблей по плану оперативного развертывания.

Три монитора, часть бронекатеров и тральщиков поднялись к устью Прута, в район Рени. Ренийская группа кораблей рассматривалась командованием как передовой отряд флотилии — она сразу же вступила бы в соприкосновение с речным противником, появись он со стороны Галаца.

Два других монитора, включая флагманский «Ударный», с основной частью бронекатеров и тральщиков были укрыты в Кислицкой протоке, а управление этой группой взял на себя непосредственно командующий флотилией. Остальные бронекатера ушли к дунайскому устью, в район Килии Ноу и Вилкова. В Измаиле, то есть на открытых стоянках, не осталось к 21 июня ни одного корабля.

Закрытые же стоянки в протоках были настолько надежны что ими пользовались до самого окончания боевых действий.

Владимир Богданович сетует на то, что

« маневрировать флотилии негде.»

Почти месяц, пока велись бои на Дунае, до 19 июля 41г. флотилия продолжала маневрировать -как впрочем и противостоявшая ей румынская речная дивизия. Корабли через каждые 5-6 часов а иногда и чаще меняли места якорных стоянок в протоках, иногда на очень коротких участках. Так Ренийская группа 16 дней успешно маневрировала и на вовсе вроде для этого неподходящем 2-х километровом участке Прута.

Непосредственно в Дунай корабли тоже выходили - для высадки десантов, минных постановок и ежедневного патрулирования. Причем румыны имевшие численное превосходство поступали также само - это обьяснялось спецификой боевых действий на Дунайском театре, где с обоих сторон активно применялась дальнобойная артиллерия.

«А вот в наступательной войне Дунайская флотилия была для Германии смертельно опасна: стоило ей подняться на 130 км вверх по течению, и стратегический мост у Черновады окажется под обстрелом ее пушек, а это означало, что подача нефти из Плоешти в порт Констанца нарушена. Еще двести километров вверх по течению - и вся германская военная машина остановится просто потому, что германские танки, самолеты, боевые корабли больше не будут получать топлива...»

Смертельная опасность Дунайской флотилии не то что для Германии, а даже для Румынии могла возникнуть только в воображении поверхностно знакомого с особенностями применения Дунайских флотилий обоих формирований Владимира Богдановича.

Дело в том что речная флотилия даже включающая в свой состав 7 таких мощных и хорошо бронированных мониторов(имевших австрийское происхождение и доставшихся румынам в наследство от бывшей австро-венгерской империи) как румынская не в состоянии была вести изолированные наступательные действия в отрыве от поддерживающих ее наземных войск..

Корабли же ДВФ не выдерживали схваток с румынской полевой и даже противотанковой артиллерией как это произошло при налете на Периправу и при прорыве Ренийской группы кораблей под командованием капитан-лейтенанта Кринова.

Прорваться на 130 км вверх, идя против течения, и даже не вступая в бой с береговыми батареями и успешно уклонившись от их огня корабли не могли даже теоретически.

При самых оптимистичных прогнозах у мониторов не способных развить против течения скорость выше 7 узлов(при максимальной 9) на преодоление этого расстояния ушло бы не менее 10 часов. За это время румыны давно бы успели выставить минное заграждение любой необходимой плотности(как это неоднократно делали во время боев на Дунае советские бронекатера, выполнявшие роль импровизированных минных заградителей).

А протралить минное заграждение находясь в виду контролируемого противником берега катерные тральщики имевшиеся в распоряжении флотилии просто не смогли бы, так как не только они но и бронекатера и мониторы как показал опыт войны легко уничтожались румынской и немецкой полевой артиллерией если корабли не имели возможности проскочить мимо вражеских позиций. Таким образом 11.08.41г. был выведен из строя монитор «Жемчужин», который прорвавшись через заградительный огонь противника вернулся и вступил в бой с его полевой артиллерией.

Ну а еще 200 км. вверх по течению -это уже из области чистой фантастики. Причем мы даже не рассматриваем возможность ударов штурмовой авиации, от которых были потеряны еще 2 монитора ДВФ. Практика показывает что советские мониторы были легко уязвимы даже для 37-мм снарядов. Во время прорыва флотилии с Дуная в Черное море 19 июля 1941г тремя 37-мм снарядами была выведена из строя левая машина монитора «Ростовцев». С бронекатера ми дело обстояло еще хуже. Только во время боевых действий на Дунае огнем румынской противотанковой артиллерии было уничтожено 3 и повреждено еще 2 бронекатера, хотя участие в боях они принимали редко.

«Интересная деталь: в составе Дунайской военной флотилии было несколько подвижных береговых батарей, вооруженных пушками калибром 130 и 152 мм. Если советское командование и вправду решило, что кто-то будет нападать на СССР через дельту Дуная, то надо немедленно береговые батареи врыть в землю, а при первой возможности построить для них железобетонные капониры. Но никто капониров не строил, пушки были подвижными и оставались подвижными»

Да, батареи никто в землю не врывал и капониров никто не строил. Потому что эти батареи не были береговыми. Владимир Богданович как всегда не потрудился детально изучить предмет о котором пишет. В результате он банально путает подвижные батареи с береговыми батареями имеющими механизированную тягу. Дунайская флотилия имела и те и другие.

Всего в ее распоряжении было 4 подвижных батареи, но.. 2 из них имели на вооружении 45-мм орудия и являлись противокатерными. Еще 2 имели на вооружении обычные 3-х дюймовки, для агрессии несколько слабовато.

Крупнокалиберные береговые батареи -724-я, 725-я как и созданная уже во время войны 726-я имели мех. тягу, но они не являлись подвижными и имели и капониры и орудийные дворики.

«Была только одна возможность использовать их мобильность и только одно направление, куда они могли двигаться: в наступательных операциях подвижные батареи сопровождают флотилию, двигаясь берегом и поддерживая боевые корабли огнем.»

Крупнокалиберные батареи не имеющие укрепленных позиций и предназначенные исключительно для сопровождения огнем наступающих кораблей существовали исключительно в воображении Владимира Богдановича. Но подвижность орудий стационарных батарей могла использоваться и в других целях, кроме безудержного движения вперед.

Мех тяга кроме простой транспортировки орудий использовалась также в случаях необходимости быстрого ухода с позиции засеченной противником,(как это было сделано 724-й батареей) и для тактики кочующих орудий), то есть делающих несколько выстрелов с последующей сменой позиции(применялись для имитации наличия несуществующих огневых позиций.

«Слово "война" означало для советских командиров не оборону, а наступление. Получив сообщение о начале войны, советские командиры завершают последние приготовления к проведению десантной операции.»

Да, к десанту на румынский берег готовились еще до войны, но слово «наступление» оставим целиком на совести Владимира Богдановича. Десант на территорию противника преследовал как это не парадоксально звучит..чисто оборонительные цели.

Дело в том что р умынский мыс Сатул-ноу находился всего в полукилометре от Измаила. В хорошую погоду на нем без бинокля можно было разглядеть здание румынской пограничной комендатуры. Румыны без труда фиксировали все, что происходило в Измаильском порту, главной базе Дунайской флотилии. В случае войны такой удобный сектор наблюдения превращался в не менее удобный сектор обстрела. Измаильский порт был доступен для обстрела не только из орудий и минометов, н даже из стрелкового оружия.

В случае начала боевых действий для сохранения базы флотилии становилось необходимым высадить на правый берег десант, занять там достаточно обширный плацдарм, обязательно включающий район напротив Измаила. Тогда Измаильский порт и сам город были бы избавлены по крайней мере от обстрела с близкой дистанции. А флотилия могла бы развертывать дальнейшие боевые действия.

Поэтому сразу после перебазирования на Дунай командование флотилии, сделав соответствующие штабные расчеты обратилось к командованию 14 стрелкового корпуса, в оперативном подчинении которого находилось с предложением об организации в случае начала боевых действий десанта с целью воспрещения обстрела Измаила с противоположного берега, предлагая для этого включить соответствующий пункт в план первоочередных действий на случай войны, готовившийся для представления в штаб округа.

Предварительные расчеты показали, что для захвата плацдарма потребовалось бы немного войск. На сопредельном участке правого берега за грядой холмов начинались тянувшиеся до Сулинского рукава плавни, способные служить естественной защитой плацдарма, и для занятия минимально необходимых позиций могло хватить нескольких батальонов.

Сейчас бы такие действия назвали операцией по принуждению к миру, но Владимир Богданович предпочитает видеть в них признаки грядущей агрессии. Впрочем давайте посмотрим а как расценило предложения флотилии то самое пресловутое советское командование, для которого слово война по Резуну означало не оборону а наступление...

Вот решение по этому вопросу командира 14 СК генерал-майора Егорова:

«— Насколько важно это для флотилии, могу понять. Только где прикажете взять эти батальоны, откуда снять? К тому же поставленная корпусу задача по обороне советской территории не предусматривает действий за ее пределами.»

А вот мнения уже более высокого начальства:

Начальник штаба округа генерал-майор М.В. Захаров:

«Все правильно, но об этом речи быть пока не может.»

Командующий ОдВО генерал-полковник Я.Т. Черевиченко согласился с мнением своего начальника штаба, добавив что «.. если с началом войны флотилия окажется в состоянии предпринять такие действия собственными силами, возражать, очевидно, никто не будет.»

Вот так командование Одесского военного округа готовилось к «наступательным» действиям на вражеской территории.

Впрочем позиция занятая командованием ОдВО может интересовать кого угодно, только не Владимра Богдановича, обратившегося теперь к фактам по подготовке операции:

впервые создана в 1771, во время рус.-тур. войны 1768-74, участвовала и во всех последующих рус.-тур. войнах. Корабли Д. в. ф. поддерживали войска А. В. Суворова под Кинбурном (1787), участвовали под команд. ген.-майора О. М. де Рибаса в штурме крепостей Очакова (1788) и Измаила (1790), блокировали вражеские порты, переправляли войска через Дунай. После окончания рус.-тур. войны 1877--78 часть кораблей в 1879 вошла в состав Черноморского флота, часть была передана Болгарии.

Д. в. ф. советского ВМФ создана в 1940. К нач. Вел. Отечеств. войны в составе Д. в. ф. (командующий - контр-адм. Н. О. Абрамов) были 5 мониторов, 22 бронекатера, 37 катеров-тральщиков и сторожевых катеров, ок. 10 кораблей др. типов, отд. зенитный артдивизион, 6 батарей береговой артиллерии, эскадрилья истребителей, стрелк. и пулеметные роты. С нач. воен. действий в июне 1941 Д. в. ф. высаживала тактич. десанты на вражеский берег и до 19 июля упорно обороняла сов. базы на Дунае, а затем в связи с отходом сов. войск прорвалась из Дуная в Черное м., оказывала содействие войскам Юж. фронта на Юж. Буге и Днепре. В окт. совершила переход морем в Керчь и обеспечивала переправу 51-й армии и населения из Керчи на Таманский п-ов. В кон. нояб. 1941 расформирована. Корабли переданы в состав Азовской воен. флотилии и Керченской воен.-мор. базы.

В апр. 1944 в связи с выходом Сов. Армии в бассейн р. Дуная Д. в. ф. была воссоздана. Командующим был назначен контр-адм. С. Г. Горшков (с кон. 1944 - контр-адм. Г. Н. Холостяков). Корабли флотилии были перевезены с Азовского м. в р-н Одессы по ж. д. Д. в. ф. участвовала в Ясско-Кишиневской, Белградской, Будапештской и Венской операциях, а также в боях за освобождение Чехословакии. В 1944-45 Д. в. ф. высадила 20 десантов (св. 27 т. ч.), ее корабли перевезли и переправили через Дунай ок. 900 тыс. солдат и офицеров сов. и болг. армий и Нар.-освободит. армии Югославии. Тральщики Д. в. ф. уничтожили ок. 600 мин. За боевые заслуги Д. в. ф. награждена орденами Красного Знамени, Нахимова и Ушакова.

Лит.: Вьюненко Н. П., Мордвинов Р. Н., Военные флотилии в Великой Отечественной войне, М., 1957; Локтионов И. И., Дунайская флотилия в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.), М., 1962.

  • - военное соединение. Начала формироваться в июне 1918 в Нижнем Новгороде из речных судов. В конце авг. в нее включены 3 миноносца. К тому времени в ней имелось 18 судов, а также авиаотряд...

    Уральская историческая энциклопедия

  • - 1) Флотилия, созданная в 1888 на р. Аму-Дарье для снабжения рус. гарнизонов и различных перевозок в связи со строительством Закаспийской воен. ж. д. до Чарджуя и Самарканда. Базировалась на Чарджуй...
  • - 1) Создана в 1900 из вооруж. коммерч. пароходов и барж; во время рус.-япон. войны в 1905 участвовала в перевозке войск и грузов в Маньчжурию. В 1910 в составе А. в. ф. было 28 боевых кораблей...

    Советская историческая энциклопедия

  • - формирование советского военно-морского флота, существовала во время Гражданской войны, в апреле-июне 1918, марте 1920 - июне 1921, базировалась на Таганрог и Мариуполь, вела боевые действия на Азовском море. Вновь...

    Русская энциклопедия

  • - формирование в составе военно-морского флота. Создана в 1900 для обороны границы по рекам Амур и Уссури. Во время Гражданской войны корабли захвачены японскими интервентами. Воссоздана в 1920...

    Русская энциклопедия

  • - формирование советского ВМФ в июне 1918 - июле 1919 и октябре 1941 - июне 1944. Во время Гражданской войны участвовала в боях с белогвардейцами на Волге и Каме...

    Русская энциклопедия

  • - 1) Флотилия, созданная во время гражд...

    Советская историческая энциклопедия

  • - 1) Создана в 1853 в помощь сухопутным рус. войскам на Аральском м. и на pp. Сыр-Дарье и Аму-Дарье при завоевании царизмом Ср. Азии. Гл. базой А. в. ф. был Аральск, позднее - Казалинск...

    Советская историческая энциклопедия

  • - первая сов. речная воен. флотилия, созданная в период гражд. войны по предложению В. И. Ленина в апр. 1918 в Нижнем Новгороде под руководством Н. Г. Маркина из речных судов и группы боевых кораблей,...

    Советская историческая энциклопедия

  • - речная военная флотилия на Дальнем Востоке. В 1900 была создана временная флотилия на р. Амуре из вооруженных частных пароходов и барж, осуществлявшая воинские перевозки во время русско-японской войны 1904 - 05...
  • - см. в ст. Северный...

    Большая Советская энциклопедия

  • - в 18-19 вв. создавалась на период боевых действий во время войн с Турцией. Впервые создана в 1771 П. А. Румянцевым во время русско-турецкой войны 1768-1774 под названием Лиманской гребной флотилии...

    Большая Советская энциклопедия

  • - существовала в апреле - июне 1918, марте 1920 - июне 1921, вела боевые действия против германских оккупантов, флотилии генерала Врангеля. Вновь создана в Великую Отечественную войну...
  • - официально создана в 1906 для обороны границы России по рр. Амур и Уссури. Во время Гражданской войны была захвачена японскими интервентами, в 1920 воссоздана...

    Большой энциклопедический словарь

  • - создана в России в марте 1920, в апреле преобразована в Морские силы Северного м. Вновь сформирована в составе Северного флота в августе 1941 для защиты коммуникаций в Белом м., восточной части Баренцева м. и в...

    Большой энциклопедический словарь

  • - в 18-19 вв. неоднократно создавалась и участвовала в войнах с Турцией...

    Большой энциклопедический словарь

"ДУНАЙСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ" в книгах

Дунайская флотилия как критерий достоверности Виктора Суворова

Из книги Десанты 1941 года автора Юновидов Анатолий Сергеевич

Дунайская флотилия как критерий достоверности Виктора Суворова В 14-й главе своей книги «Ледокол», названной «До самого Берлина», Виктор Суворов (в миру Владимир Богданович Резун) пробует использовать Дунайскую военную флотилию как критерий усиления наступательной мощи

ДУНАЙСКАЯ ФЛОТИЛИЯ

Из книги Тысячелетняя битва за Царьград автора Широкорад Александр Борисович

ДУНАЙСКАЯ ФЛОТИЛИЯ Осенью 1770 г. армия Румянцева подошла к Дунаю. Для борьбы с сильной неприятельской речной флотилией, обеспечения переправы сухопутных войск и действия против прибрежных турецких крепостей было решено создать Дунайскую флотилию.Весной 1771 г. на Дунае

Азовская военная флотилия

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АЗ) автора БСЭ

Беломорская военная флотилия

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЕ) автора БСЭ

Амурская военная флотилия

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АМ) автора БСЭ

Волжская военная флотилия

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВО) автора БСЭ

РАЗДЕЛ I. ВОСЬМАЯ РУССКАЯ ДУНАЙСКАЯ ФЛОТИЛИЯ. 1940-1941 гг. ПРОЛОГ Ночь на 22 июня выдалась светлой и теплой. На обоих берегах пограничной реки стояла тишина. Увы, она была обманчивой.В 4 ч. 45 мин. с полуострова Сату-Ноу румынская артиллерия открыла ураганный огонь по порту и

Чехословацкая Дунайская флотилия - условное название речных сил Чехословакии на Дунае и его притоках, подразделения которых были созданы после распада Австро-Венгерской империи . Исторически почти все время входили в состав инженерных частей армии.

История (1918-1939)

Первым чехословацким военно-морским формированием, еще до создания государства Чехословакия - стал Морской отдел, образованный во Владивостоке солдатами чехословацкого корпуса в мае 1918 года. Отделу были приданы русские пароходы «Надежный» и «Смельчак». В начале 1920 года были привлечены два новых судна - «Стрелок», использовавшийся в качестве тральщика, и «Доброволец». Корабли ходили под красно-белым флагом. 3 сентября 1920 года последние солдаты чехословацкого корпуса покинули Владивосток на американском военном транспорте «Хеффрон» (USAT Heffron); 3 корабля были возвращены русским, а один передан японцам, сам же Морской отдел был распущен по возвращении солдат на родину.

Датой рождения чехословацких ВМС можно считать ноябрь 1918 года, когда в только что образованном Министерстве народной обороны было создано самостоятельное Командование морских сил. Ему подчинили Морской батальон , в который вошли моряки бывшего австро-венгерского флота ; две роты были сформированы в 1918 году и приняли участие в боях с венграми в Словакии, еще две роты были созданы в следующем году. Так же были созданы две батареи 90-мм зенитных орудий «Шкода» у устья рек Ипель и Грон .

В 1919 году были сформированы Отряд чехословацкого военного флота на Лабе (с базой в Литомержице) и Отряд чехословацкого военного флота на Дунае (с базой в Братиславе).

В начале 1920 года КМС переформировали в 34-й (корабельный) отдел Министерства народной обороны. На этот момент в наличии на Лабе имелись двенадцать различных катеров, доставшихся от Австро-Венгерской империи . В том же году их перевезли железной дорогой в Словакию, поэтому литомержицкое подразделение стало просто кадровым. Береговые батареи лишили морского статуса - они вошли в состав нового полка зенитной артиллерии. 1 февраля 1922 года Лабская флотилия прекратила своё существование, её личный состав перевели в 1-й инженерный полк в Терезине. Офицеры и мичманы, служившие ещё на Дальнем Востоке, были переведены на Дунай. Там к этой же дате создали отдельный Водный батальон. Он входил в состав инженерных войск, но расценивался как самостоятельное подразделение для действий на реке. Его усилили мостовой ротой из братиславского 4-го инженерного полка . Итак, это подразделение состояло теперь из штаба, корабельной, минной, мостовой и запасной рот. В 1924 году его переименовали в Мостовой батальон.

В 1934 году в Братиславе был создан 6-й инженерный полк, в который из МБ передали часть штаба, корабельную и минную роты. Они вошли в состав Речного батальона (в полку был ещё строительно-электротехнический батальон). Мостовую роту МБ (вместе с приданными ей катерами) разделили между остальными инженерными полками, прежде всего - передали братиславскому 4-му. Статус-кво оставался вплоть до падения Республики Чехословакия в марте 1939 года. Тогда боевые суда унаследовала Словацкая республика , но она собственных военно-морских сил не создавала, а уже через месяц передала корабли Германии .

По условиям мирных договоров Чехословакия не получала корабли бывшей австро-венгерской флотилии : не было большой заинтересованности правительства в развитии и содержании флотилии.

Основные силы речных сил составили катера различного назначения - сторожевые, минные, буксирные. Суда для чехословацкой флотилии строили на верфи в Усти-над-Лабем , заводах «Шкода» (Комарно) и «Прага» (Прага-Либна). Самым крупным кораблем и флагманом флотилии стала канонерская лодка (монитор) «Президент Масарик », разработанная и построенная по примеру бывших австро-венгерских лодок типа «Вельс», имевшая более 200 т водоизмещения и вооруженная четырьмя 66-мм орудиями и восемью пулеметами. До 1939 года заложили еще только два более менее больших судна - 60-тонные минные заградители OMm 35 и OMm 36, из которых успели достроить только первый.

Видео по теме

История (1946-1959)

В конце 1946 года в Братиславе был сформирован 14-й отдельный инженерный батальон в составе корабельной и минной рот, на вооружении которых были шесть катеров. Через четыре года его включили в 52-й понтонный полк, в структуре которого сформировали отдельную корабельную роту с взводом боевых судов и взводом речного минирования. И, наконец, в 1957 году речные силы были переформированы в роту речной охраны.

В 1947-51 году в строй вступили 6 катеров различного назначения и 3 минных баржи, а также несколько весельных лодок и катамаранов. Таким был состав послевоенной флотилии Чехословакии.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта