Главная » 3 Как собирать » Двенадцать блок краткое. § Двенадцать в сокращении

Двенадцать блок краткое. § Двенадцать в сокращении

Действие происходит в революционном Петрограде зимой 1917/18 г. Петроград, однако, выступает и как конкретный город, и как средоточие Вселенной, место космических катаклизмов.

Первая из двенадцати глав поэмы описывает холодные, заснеженные улицы Петрограда, терзаемого войнами и революциями. Люди пробираются по скользким дорожкам, рассматривая лозунги, кляня большевиков. На стихийных митингах кто-то - «должно быть, писатель - вития» - говорит о преданной России. Среди прохожих - «невеселый товарищ поп», буржуй, барыня в каракуле, запуганные старухи. Доносятся обрывочные крики с каких-то соседних собраний. Темнеет, ветер усиливается. Состояние самого поэта или кого-то из прохожих описывается как «злоба», «грустная злоба», «черная злоба, святая злоба».

Вторая глава: по ночному городу идет отряд из двенадцати человек. Холод сопровождается ощущением полной свободы; люди готовы на все, чтобы защитить мир новый от старого - «пальнем-ка пулей в Святую Русь - в кондовую, в избяную, в толстозадую». По дороге бойцы обсуждают своего приятеля - Ваньку, сошедшегося с «богатой» девкой Катькой, ругают его «буржуем»: вместо того чтобы защищать революцию, Ванька проводит время в кабаках.

Глава третья - лихая песня, исполняемая, очевидно, отрядом из двенадцати. Песня о том, как после войны, в рваных пальтишках и с австрийскими ружьями, «ребята» служат в Красной гвардии. Последний куплет песни - обещание мирового пожара, в котором сгинут все «буржуи». Благословение на пожар и спрашивается, однако, у Бога.

Четвертая глава описывает того самого Ваньку: с Катькой на лихаче они несутся по Петрограду. Красивый солдат обнимает свою подругу, что-то говорит ей; та, довольная, весело смеется.

Следующая глава - слова Ваньки, обращенные к Катьке. Он напоминает ей ее прошлое - проститутки, перешедшей от офицеров и юнкеров к солдатам. Разгульная жизнь Катьки отразилась на ее красивом теле - шрамами и царапинами от ножевых ударов покинутых любовников. В довольно грубых выражениях («Аль, не вспомнила, холера?») солдат напоминает гулящей барышне об убийстве какого-то офицера, к которому та явно имела отношение. Теперь солдат требует своего - «попляши!», «поблуди!», «спать с собою положи!», «согреши!»

Шестая глава: лихач, везущий любовников, сталкивается с отрядом двенадцати. Вооруженные люди нападают на сани, стреляют по сидящим там, грозя Ваньке расправой за присвоение «чужой девочки». Лихач извозчик, однако, вывозит Ваньку из-под выстрелов; Катька с простреленной головой остается лежать на снегу.

Отряд из двенадцати человек идет дальше, столь же бодро, как перед стычкой с извозчиком, «революцьонным шагом». Лишь убийца - Петруха - грустит по Катьке, бывшей когда-то его любовницей. Товарищи осуждают его - «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой». Петруха, действительно повеселевший, готов идти дальше. Настроение в отряде самое боевое: «Запирайте етажи, нынче будут грабежи. Отмыкайте погреба - гуляет нынче голытьба!»

Восьмая глава - путаные мысли Петрухи, сильно печалящегося о застреленной подруге; он молится за упокоение души ее; тоску свою он собирается разогнать новыми убийствами - «ты лети, буржуй, воробышком! Выпью кровушку за зазнобушку, за чернобровушку…».

Глава девятая - романс, посвященный гибели старого мира. Вместо городового на перекрестке стоит мерзнущий буржуй, за ним - очень хорошо сочетающийся с этой сгорбленной фигурой - паршивый пес.

Двенадцать идут дальше - сквозь вьюжную ночь. Петька поминает Господа, удивляясь силе пурги. Товарищи пеняют ему за бессозна­тельность, напоминают, что Петька уже замаран Катькиной кровью, - это значит, что от Бога помощи не будет.

Так, «без имени святого», двенадцать человек под красным флагом твердо идут дальше, готовые в любой момент ответить врагу на удар. Их шествие становится вечным - «и вьюга пылит им в очи дни и ночи напролет…».

Глава двенадцатая, последняя. За отрядом увязывается шелудивый пес - старый мир. Бойцы грозят ему штыками, пытаясь отогнать от себя. Впереди, во тьме, они видят кого-то; пытаясь разобраться, люди начинают стрелять. Фигура тем не менее не исчезает, она упрямо идет впереди. «Так идут державным шагом - позади - голодный пес, впереди - с кровавым флагом […] Исус Христос».

Пересказал

Поэма «12» Блока была написана в январе 1918 года. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «12» для проверки знания сюжета. Произведение стало откликом писателя на события Октябрьской революции. Поэма А. Блока «Двенадцать» является одним из самых ярких произведений русской литературы эпохи символизма.

Основные персонажи поэмы

Главные герои:

  • Отряд из двенадцати – красногвардейцы.
  • Ванька – бывший красногвардеец, ставший солдатом.
  • Катька – гулящая девка, была убита Петрухой во время перестрелки.
  • Петруха – один из отряда двенадцати, любил Катьку, но убил ее.

Блок «12» поэма очень краткое содержание

Темный зимний вечер люди идут по своим делам, но снежок притрусил лед и много народа падает. Сильный ветер сбивает их с ног, и они падают. На всех зданиях улиц развешаны агитационные плакаты, которые пропагандируют новую власть. Люди негодуют и жалуются на то, что теперь большевики их по миру пустят. Старушка не понимает, на что столько много ткани потратили на плакаты, когда можно было сделать очень много портянок для ребят, которые не могут себе позволить купить одежду.

На улицах города очень холодно, да еще и этот сильный ветер заставляет всех кутаться в свои фуфайки. Буржуй, который стоит на перекрестке прячется от ветра, засовывая свой нос в воротник. Здесь же представлен поп, который выходил к народу с крестом на своем сытом брюхе. Даже барыня жалуется другой о том, что теперь неизвестно как они заживут. Останутся ли они зажиточными или им придется отказаться от всего. Проходят собрания, на которых решают, что делать и какой налог теперь будут брать с народа. Каждый возмущается и недоволен новой властью и не знает, что их ждет впереди. Все клянут большевиков, даже бродяга, который пытается спрятаться от холода и просит хлеба, не уверен как он будет выживать. В городе в воздухе витает злость и злоба людей, которым все это не нравится.

Во второй части пишется о том, что идут двенадцать солдат и обсуждают все что происходит. Обсуждают своего товарища по оружию и говорят, что он теперь встречается с богатой девушкой Катей. Им очень не нравится, что теперь он себя прировнял к буржуям, и ведет себя высокомерно. Им интересно, чем же они занимаются. В их разговоре присутствуют нотки зависти, и каждый из них наверно хотел бы оказаться на месте Ивана. Место того чтоб защищать Русь он проводит время в кабаках вместе с Катей.

В третьей главе все те же двенадцать солдат поют песню о том, что они служат в красной армии. В песни поется о том, что буржуи все сгинут и пусть они в старых пальтишках у них все получится, и они искоренят буржуев.

В четвертом куплете описывается Иван, который несется с Катериной на повозке. Судя по описанию, Катя не совсем красивая девушка и Иван ее заговаривает речами, а она улыбается в ответ. Она не знает того что Ивану она совсем не нравится и он с ней из-за денег.

В пятой Ванька говорит Кате о том, что ее жизнь полна разврата. Она проститутка и прошла путь от юнкеров до солдат. Он отмечает, что на ней много шрамов, которые оставили бывшие любовники. Ванька заставляет Катю танцевать и грешить с ним.

Повозка Катьки и Ваньки встречаются с отрядом из двенадцати, и они открывают стрельбу. Ваньке удается сбежать, а Катерина остается лежать на снегу с простреленной головой.

Седьмая и восьмая главы посвящены тому, что Петруха, который застрелил Катерину, очень любил ее и у них были отношения. Остальные солдаты подбадривают его и говорят, что им предстоит еще много приключений и не стоит вешать нос. Петруха молится об упокое Катькиной души и резко настроение его меняется. Он веселеет и говорит о том, что их ждут большие дела. Он продолжает убивать людей. Он режет ножом и стреляет буржуев.

В девятой главе пропадает городовой с улиц города и на перекрестке замерзший, и голодный стоит буржуй. Рядом с ним такой сгорбленный и голодный стоит бездомный пес. Старая власть сброшена, и она вовсю орудует на улицах Петрограда. Бездомный пес представлен в роли старой власти, которую согнали как паршивого пса.

Отряд двенадцати идут дальше, разыгралась такая вьюга, что дальше четырех шагов ничего не видно. Петька просит помощи у Бога, но товарищи его одергивают, говоря, что руки он измарал в крови, поэтому помощи от Господа не стоит ждать.

В одиннадцатой главе двенадцать солдат идут сквозь вьюгу под красным флагом и готовы ответить врагу в любой момент. Неизвестно сколько они идут их шествию не видно ни конца, ни края.

Завершающая двенадцатая глава в ней говорится о том, что за солдатами увязался пес. Его связывают со старым миром и пытаются прогнать, но он все равно идет за ними след в след. Как бы солдаты не пытались его прогнать, он все равно от них не отстает. Впереди солдатам кажется, что кто-то есть, и они начинают стрелять. Но они еще не знают, что впереди них идет Исус Христос.

Это интересно: «Мы встречались с тобой на закате» Александра Блока – стихотворение, наполненное нежными романтическими образами. Изучают его в 11 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, ознакомившись с кратким по плану.

Короткий пересказ «Двенадцать» Блока

Действие происходит в революционном Петрограде зимой 1917/18 г. Петроград, однако, выступает и как конкретный город, и как средоточие Вселенной, место космических катаклизмов.

Первая из двенадцати глав поэмы описывает холодные, заснеженные улицы Петрограда, терзаемого войнами и революциями. Люди пробираются по скользким дорожкам, рассматривая лозунги, кляня большевиков. На стихийных митингах кто-то - «должно быть, писатель - вития» - говорит о проданной России. Среди прохожих - «невеселый товарищ поп», буржуй, барыня в каракуле, запуганные старухи. Доносятся обрывочные крики с каких-то соседних собраний. Темнеет, ветер усиливается. Состояние - поэта? кого-то из прохожих? - описывается как «злоба», «грустная злоба», «черная злоба, святая злоба».

Вторая глава: по ночному городу идет отряд из двенадцати человек. Холод сопровождается ощущением полной свободы; люди готовы на все, чтобы защитить мир новый от старого - «пальнем-ка пулей в Святую Русь - в кондовую, в избяную, в толстозадую». По дороге бойцы обсуждают своего приятеля - Ваньку, сошедшегося с «богатой» девкой Катькой, ругают его «буржуем»: вместо того чтобы защищать революцию, Ванька проводит время в кабаках.

Глава третья - лихая песня, исполняемая, очевидно, отрядом из двенадцати. Песня о том, как после войны, в рваных пальтишках и с австрийскими ружьями, «ребята» служат в Красной гвардии. Последний куплет песни - обещание мирового пожара, в котором сгинут все «буржуи». Благословение на пожар испрашивается, однако, у Бога.

Четвертая глава описывает того самого Ваньку: с Катькой на лихаче они несутся по Петрограду. Красивый солдат обнимает свою подругу, что-то говорит ей; та, довольная, весело смеется.

Следующая глава - слова Ваньки, обращенные к Катьке. Он напоминает ей ее прошлое - проститутки, перешедшей от офицеров и юнкеров к солдатам. Разгульная жизнь Катьки отразилась на ее красивом теле - шрамами и царапинами от ножевых ударов покинутых любовников. В довольно грубых выражениях («Аль, не вспомнила, холера?») солдат напоминает гулящей барышне об убийстве какого-то офицера, к которому та явно имела отношение. Теперь солдат требует своего - «попляши!», «поблуди!», «спать с собою положи!», «согреши!»

Шестая глава: лихач, везущий любовников, сталкивается с отрядом двенадцати. Вооруженные люди нападают на сани, стреляют по сидящим там, грозя Ваньке расправой за присвоение «чужой девочки». Лихач извозчик, однако, вывозит Ваньку из-под выстрелов; Катька с простреленной головой остается лежать на снегу. Отряд из двенадцати человек идет дальше, столь же бодро, как перед стычкой с извозчиком, «революцьонным шагом». Лишь убийца - Петруха - грустит по Катьке, бывшей когда-то его любовницей. Товарищи осуждают его - «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой». Петруха, действительно повеселевший, готов идти дальше. Настроение в отряде самое боевое: «Запирайте етажи, нынче будут грабежи. Отмыкайте погреба - гуляет нынче голытьба!»

Восьмая глава - путаные мысли Петрухи, сильно печалящегося о застреленной подруге; он молится за упокоение души ее; тоску свою он собирается разогнать новыми убийствами - «ты лети, буржуй, воробышком! Выпью кровушку за зазнобушку, за чернобровушку…». Глава девятая - романс, посвященный гибели старого мира. Вместо городового на перекрестке стоит мерзнущий буржуй, за ним - очень хорошо сочетающийся с этой сгорбленной фигурой - паршивый пес. Двенадцать идут дальше - сквозь вьюжную ночь. Петька поминает Господа, удивляясь силе пурги. Товарищи пеняют ему за бессознательность, напоминают, что Петька уже замаран Катькиной кровью, - это значит, что от Бога помощи не будет. Так, «без имени святого», двенадцать человек под красным флагом твердо идут дальше, готовые в любой момент ответить врагу на удар. Их шествие становится вечным - «и вьюга пылит им в очи дни и ночи напролет…».

Глава двенадцатая, последняя. За отрядом увязывается шелудивый пес - старый мир. Бойцы грозят ему штыками, пытаясь отогнать от себя. Впереди, во тьме, они видят кого-то; пытаясь разобраться, люди начинают стрелять. Фигура тем не менее не исчезает, она упрямо идет впереди. «Так идут державным шагом - позади - голодный пес, впереди - с кровавым флагом […] Исус Христос».

Читайте также: Тема Родины занимает важное место в творчестве русских поэтов, и Блок не стал в их ряду исключением. Однако написанное им стихотворение “Россия” достаточно нетипично. Краткий по плану поможет ученикам понять, в чем эта нетипичность заключается. Разбор может быть использован и в качестве основного, и как дополнительный материал при объяснении темы на уроке литературы.

Содержание кратко «12» по главам с цитатами

«Черный вечер. Белый снег. Ветер ». Метель и гололедица, прохожие «не стоят на ногах », перемещаться очень тяжело. Между зданиями протянут канат с плакатом: «Вся власть Учредительному Собранию !».

Проходящая мимо старушка «убивается – плачет ». Она не понимает, зачем нужно было «такой огромный лоскут » пускать на плакат, ведь из него можно было бы сделать портянки стольким «раздетым, разутым » ребятам. Старушка возмущается, что «большевики загонят в гроб ».

На улице встречается и «буржуй», который от холода прячет нос в воротник, и писатель, скандирующий о том, что погибла Россия. Мимо сугроба, «сторонкой », проходит «невеселый товарищ поп», а раньше ходил брюхом вперед и оно «крестом сияло » на народ. Барыня, жалуясь другой о том, что ей пришлось много плакать, поскальзывается и падает.

«Ветер веселый

И зол, и рад.

Крутит подолы,

Прохожих косит ».

Ветер «рвет, мнет и носит » плакат. Издалека доносятся слова проституток, которые именно в этом здании обсудили и постановили, сколько с кого брать за время и за ночь.

Поздний вечер, на улице пусто, только «один бродяга сутулится » и ветер свищет.

«Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек» с винтовками. Автор отмечает, что им «на спину б надо бубновый туз » – знак, отличающий ссыльных каторжан.

В это время в кабаке с Катькой сидит «сукин сын, буржуй » Ванька, который раньше был тоже революционером, но теперь стал солдатом.

Шагая вперед, двенадцать человек держат революционный шаг, помнят, что «не дремлет враг ».

«Товарищ, винтовку держи, не трусь!

Пальнем ка пулей в Святую Русь [ тесть, в «старую» Русь]

В кондовую,

В избяную,

В толстозадую!

Эх, эх, без креста

Отряд из двенадцати исполняет песню. В ней идет речь о том, как «наши ребята » пошли служить в Красную гвардию. «Служить – буйну голову сложить !».

В рваных «пальтишках » и с австрийскими ружьями они готовы «на горе всем буржуям » раздуть «мировой пожар в крови », заручаясь помощью у высших сил: «Господи, благослови !».

Метель. Ванька с Катькой спешат, едут «на оглобельках » экипажа «лихача ». Ванька в солдатской шинели, с черными усами, плечист. Он обнимает Катю, «заговаривает », называя ее «толстоморденькой ».

Ванька напоминает Кате о ее прошлом. У нее на шее не зажил еще шрам от ножа, свежа и «царапина » под грудью. Напоминает ей, как она ходила в кружевном белье и «блудила с офицерами ». Один из тех офицеров «не ушел от ножа » – она его убила.

«Гетры серые носила,

Шоколад Миньон жрала,

С юнкерьем гулять ходила –

С солдатьем теперь пошла?».

И просит ее «согрешить » с ним – «будет легче для души ».

Экипаж, на котором едут Ванька с Катькой, сталкивается с двенадцатью. Красноармейцы налетают на Ваньку. Начинают стрелять, крича: «будешь знать, как с девочкой чужой гулять ». Ваньке и лихачу удается сбежать. Катька же умирает в перестрелке – ее убил Петруха. Девушку так и бросают: «лежи ты, падаль, на снегу ».

Двенадцать продвигаются дальше. Только у убийцы, Петрухи, «не видать совсем лица ». Он жалеет о смерти Катьки, так как он ее любил – «ночки черные, хмельные с этой девкой проводил ». Товарищи говорят ему, чтобы он перестал «выворачивать душу наизнанку», он же не «баба », и держал над собой контроль: «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой !».

Он опять веселеет – двенадцать идут «позабавиться ».

«Запирайте етажи,

Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба –

Гуляет нынче голытьба

Красноармеец убивает «буржуя » ножичком «за зазнобушку, чернобровушку …» и молится за упокой ее души. Но после кровавой сцены убийце «скучно ».

На перекрестке стоит «голодный и безмолвный буржуй », упрятав в воротник нос, возле него – «паршивый пес » с поджатым хвостом.

«И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним [буржуем], поджавши хвост ».

Разыгралась вьюга – за четыре шага ничего не видно. Товарищи спрашивают у Петьки, который постоянно обращается к Богу: от чего же спасал его «золотой иконостас »? Они называют Петьку «бессознательным », ведь у него уже все равно «руки в крови », а значит, Бог не поможет. И напоминают, что нужно держать революционный шаг – «близок враг неугомонный ».

«…И идут без имени святого

Все двенадцать – вдаль.

Ко всему готовы,

Ничего не жаль …»

В глаза ветром «бьется красный флаг ». Все ожидают, что скоро «проснется лютый враг ». Вьюга «пылит им в очи », но рабочий народ движется вперед.

Двенадцать замечают, что впереди кто-то машет красным флагом. Они обращаются к идущему, но никто не отвечает.

За двенадцатью ковыляет «нищий пес голодный ». Идущие пытаются прогнать штыком то ли пса, то ли «старый мир ». Но «волк голодный », «пес безродный » скалит зубы и не отстает.

Революционеры приказывают идущему впереди с красным флагом выйти, не прятаться за сугроб, иначе они будут стрелять. Раздаются выстрелы. Но «только вьюга долгим смехом заливается в снегах».

Двенадцать продолжают идти «державным шагом». Позади них – голодный пес.

«Впереди – с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим»

«В белом венчике из роз –

Впереди – Исус Христос»

Заключение

В поэме «Двенадцать» Блок противопоставляет отряд из двенадцати красногвардейцев другим, встречающимся на улицах города персонажам – старушке, буржую, барыне, товарищу попу и остальным. Они являются частью «старого мира». Отряд из двенадцати – представители «нового мира», за которыми плетется, скаля зубы, «старый мир» в образе пса. Фигура Христа в поэме неоднозначна – даже сам Блок не мог до конца объяснить сложную символику этого образа.

Пересказ «12» будет интересен школьникам и студентам при подготовке к проверочным работам, а также всем, кто любит творчество Блока и русскую литературу XIX века.

Это интересно: «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» – стихотворение, которое высоко оценивали современники Блока, а сегодня его знают все старшеклассники. В школе оно изучается в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким по плану.

Видео краткое содержание поэмы Двенадцать Блока

События поэмы 12 Блока разворачиваются в революционном Петербурге зимой 1917–1918 гг. При этом сам город в произведении является олицетворением всей России.

Черный вечер,

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер —

На всем божьем свете!

На улице холодно и скользко. На протянутом от здания к зданию канате висит плакат: «Вся власть Учредительному Собранию!» Старушка плачет, никак не поймет, зачем столько материи израсходовали, — из нее можно сшить что-нибудь полезное, жалуется на то, что большевики «загонят в гроб».

Ветер хлесткий!

Не отстает и мороз!

И буржуй на перекрестке

В воротник упрятал нос.

Некто с длинными волосами обзывает кого-то предателями, сетует: «Погибла Россия!», вероятно, это писатель.

А вон и долгополый —

Сторонкой — за сугроб…

Что нынче невеселый,

Товарищ поп?

Помнишь, как бывало

Брюхом шел вперед,

И крестом сияло

Брюхо на народ?..

Барыня в каракуле рассказывает, как они «плакали, плакали», и, поскользнувшись, падает. Слышны слова проституток о том, что у них было собрание, на котором постановили: «на время — десять, на ночь — двадцать пять… И меньше — ни с кого не брать…». По пустой улице, ссутулившись, идет одинокий бродяга.

Злоба, грустная злоба

Кипит в груди…

Черная злоба, святая злоба…

Товарищ! Гляди в оба!

2

Гуляет ветер, порхает снег.

Идут двенадцать человек.

Винтовок черные ремни

Кругом — огни, огни, огни…

В зубах цигарка, примят картуз,

На спину б надо бубновый туз!

Свобода, свобода,

Эх, эх, без креста!

ти двенадцать говорят о Ваньке с Катькой, сидящих в кабаке, бранят Ваньку, вспоминают: «Был Ванька наш, а стал солдат».

Революцьонный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

Товарищ, винтовку держи, не трусь!

Пальнем-ка пулей в Святую Русь —

В кондовую,

В избяную,

В толстозадую!

«Ребята» пошли служить в Красной гвардии:

Эх ты, горе-горькое,

Сладкое житье!

Рваное пальтишко,

Австрийское ружье!

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови —

Господи, благослови!

В пролетке мчат Ванька с Катькой. Ванька в солдатской шинели, «крутит черный ус», «Катьку-дуру обнимает, заговаривает…».

У Катьки под грудью не зажил шрам от ножа, раньше она «в кружевном белье ходила», «с офицерами блудила»,

Гетры серые носила,

Шоколад «Миньон» жрала,

С юнкерьем гулять ходила —

С солдатьем теперь пошла!

Двенадцать нападают на Ваньку с Катькой, стреляют. Ванька убегает, Катька остается с простреленной головой лежать на снегу.

Революцьонный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

Ох, товарищи, родные,

Эту девку я любил…

Остальные предлагают ему держать «над собой контроль»: «Не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой». Петруха «замедляет торопливые шаги», «он головку вскидывает, он опять повеселел».

Эх, эх!

Позабавиться не грех!

Запирайте етажи,

Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба —

Гуляет нынче голытьба!

Ох ты, горе-горькое!

Скука скучная,

Смертная!

Ужь я времячко

Проведу, проведу…

Ужь я темячко

Почешу, почешу…

Ужь я семячки

Полущу, полущу…

Ужь я ножичком

Полосну, полосну!..

Ты лети, буржуй, воробышком!

Выпью кровушку

За зазнобушку,

Чернобровушку…

Успокой, Господи, душу рабы Твоея…

Скучно!

Городовых больше нет, «гуляй, ребйта, без вина», буржуй на перекрестке «в воротник упрятал нос», рядом «жмется шерстью жесткой поджавший хвост паршивый пес».

Стоит буроюуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост.

Поднимается вьюГа, за четыре шага ничего не видно. Петруха поминает Бога. Над ним смеются:

От чего тебя упас

Золотой иконостас?

Добавляют, что негоже поминать Бога, когда руки в Катькиной крови.

…И идут без имени святого

Все двенадцать — вдаль.

Ко всему готовы,

Ничего не жаль…

Двенадцать идут сквозь вьюгу. Замечая кого-нибудь за сугробом или домом, велят сдаться, стреляют. «И только эхо откликается в домах».

Так идут державным шагом —

Позади — голодный пес,

Впереди — с кровавым флагом

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз —

Впереди — Исус Христос.

Действие происходит в революционном Петрограде зимой 1917/18 г. Петроград, однако, выступает и как конкретный город, и как средоточие Вселенной, место космических катаклизмов.

Первая из двенадцати глав поэмы описывает холодные, заснеженные улицы Петрограда, терзаемого войнами и революциями. Люди пробираются по скользким дорожкам, рассматривая лозунги, кляня большевиков. На стихийных митингах кто-то - «должно быть, писатель - вития» - говорит о проданной России. Среди прохожих - «невеселый товарищ поп», буржуй, барыня в каракуле, запуганные старухи. Доносятся обрывочные крики с каких-то соседних собраний. Темнеет, ветер усиливается. Состояние - поэта? кого-то из прохожих? - описывается как «злоба», «грустная злоба», «черная злоба, святая злоба».

Вторая глава: по ночному городу идет отряд из двенадцати человек. Холод сопровождается ощущением полной свободы; люди готовы на все, чтобы защитить мир новый от старого - « пальнем-ка пулей в Святую Русь - в кондовую, в избяную, в толстозадую». По дороге бойцы обсуждают своего приятеля - Ваньку, сошедшегося с «богатой» девкой Катькой, ругают его «буржуем»: вместо того чтобы защищать революцию, Ванька проводит время в кабаках.

Глава третья - лихая песня, исполняемая, очевидно, отрядом из двенадцати. Песня о том, как после войны, в рваных пальтишках и с австрийскими ружьями, «ребята» служат в Красной гвардии. Последний куплет песни - обещание мирового пожара, в котором сгинут все «буржуи». Благословение на пожар испрашивается, однако, у Бога.

Четвертая глава описывает того самого Ваньку: с Катькой на лихаче они несутся по Петрограду. Красивый солдат обнимает свою подругу, что-то говорит ей; та, довольная, весело смеется.

Следующая глава - слова Ваньки, обращенные к Катьке. Он напоминает ей ее прошлое - проститутки, перешедшей от офицеров и юнкеров к солдатам. Разгульная жизнь Катьки отразилась на ее красивом теле - шрамами и царапинами от ножевых ударов покинутых любовников. В довольно грубых выражениях («Аль, не вспомнила, холера?») солдат напоминает гулящей барышне об убийстве какого-то офице-

ра, к которому та явно имела отношение. Теперь солдат требует своего - «попляши!», «поблуди!», «спать с собою положи!», «согреши!»

Шестая глава: лихач, везущий любовников, сталкивается с отрядом двенадцати. Вооруженные люди нападают на сани, стреляют по сидящим там, грозя Ваньке расправой за присвоение «чужой девочки». Лихач извозчик, однако, вывозит Ваньку из-под выстрелов; Катька с простреленной головой остается лежать на снегу.

Отряд из двенадцати человек идет дальше, столь же бодро, как перед стычкой с извозчиком, «революцьонным шагом». Лишь убийца - Петруха - грустит по Катьке, бывшей когда-то его любовницей. Товарищи осуждают его - «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой». Петруха, действительно повеселевший, готов идти дальше. Настроение в отряде самое боевое: «Запирайте етажи, нынче будут грабежи. Отмыкайте погреба - гуляет нынче голытьба!»

Восьмая глава - путаные мысли Петрухи, сильно печалящегося о застреленной подруге; он молится за упокоение души ее; тоску свою он собирается разогнать новыми убийствами - «ты лети, буржуй, воробышком! Выпью кровушку за зазнобушку, за чернобровушку…».

Глава девятая - романс, посвященный гибели старого мира. Вместо городового на перекрестке стоит мерзнущий буржуй, за ним - очень хорошо сочетающийся с этой сгорбленной фигурой - паршивый пес.

Двенадцать идут дальше - сквозь вьюжную ночь. Петька поминает Господа, удивляясь силе пурги. Товарищи пеняют ему за бессознательность, напоминают, что Петька уже замаран Катькиной кровью, - это значит, что от Бога помощи не будет.

Так, «без имени святого», двенадцать человек под красным флагом твердо идут дальше, готовые в любой момент ответить врагу на удар. Их шествие становится вечным - «и вьюга пылит им в очи дни и ночи напролет…».

Глава двенадцатая, последняя. За отрядом увязывается шелудивый пес - старый мир. Бойцы грозят ему штыками, пытаясь отогнать от себя. Впереди, во тьме, они видят кого-то; пытаясь разобраться, люди начинают стрелять. Фигура тем не менее не исчезает, она упрямо идет впереди. «Так идут державным шагом - позади - голодный пес, впереди - с кровавым флагом […] Исус Христос».

"Двенадцать" (поэма А. Блока) - краткое содержание


Черный вечер,

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер,ветер -

На всем божьем свете!


На улице холодно и скользко, прохожие скользят. На канате, протянутом от здания к зданию, протянут плакат: «Вся власть Учредительному Собранию!» Старушка не понимает, для чего столько материи использовано зря - из нее можно было сшить ребятишкам что-нибудь полезное. Сетует на то, что «большевики загонят в гроб».

Ветер хлесткий,

Не отстает и мороз!

И буржуй на перекрестке В воротник упрятал нос.


Некто с длинными волосами ругает кого-то «предателями», говорит, что «погибла Россия», вероятно, это писатель.

А вон и долгополый -

Сторонкой, за сугроб...

Что нынче невеселый,

Товарищ поп?

Помнишь, как, бывало,

Брюхом шел вперед,

И крестом сияло Брюхо на народ?..


Барыня в каракуле говорит другой, что они «плакали, плакали», поскользнулась и упала. Ветер доносит слова проституток о том, что и у них было собрание, на котором они постановили: «на время - десять, на ночь - двадцать пять... И меньше - ни с кого не брать...» По пустой улице, ссутулившись, идет бродяга.
Злоба, грустная злоба Кипит в груди...

Черная злоба, святая злоба...

Товарищ, гляди в оба!

Гуляет ветер, порхает снег.

Идут двенадцать человек.

Винтовок черные ремни,

Кругом - огни, огни, огни...

В зубах цыгарка, примят картуз,

На спину б надо бубновый туз!

Свобода,свобода,

Эх, эх, без креста!


Двенадцать человек разговаривают о том, что Ванька с Катькой сидят в кабаке, ругают Ваньку «буржуем», вспоминают, что раньше он «был наш, а стал солдат».

Револьюционный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнем-ка пулей в Святую Русь -

В кондовую,

В избяную,

В толстозадую! .

«Ребята» пошли служить в красной гвардии -

Эх, ты, горе-горькое,

Сладкое житье,

Рваное пальтишко,

Австрийское ружье!

Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови,

Господи, благослови!


4

Мчится лихач, в пролетке - Ванька с Катькой, Ванька в солдатской шинели, «крутит черный ус».

У Катьки под грудью не зажил шрам от ножа, раньше она «в кружевном белье ходила», «с офицерами блудила».

Гетры серые носила,

Шоколад «Миньон» жрала,

С юнкерьем гулять ходила -

С солдатьем теперь пошла!


6

Двенадцать нападают на Ваньку и Катьку, стреляют за то, что Ванька гулял с «девочкой чужой». Ванька убегает, Катька остается лежать на снегу.

Револьюционный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

Двенадцать идут дальше, все по-прежнему, только у Петрухи, который убил Катьку, бывшую свою девушку, «не видать совсем лица». Остальные его утешают, Петруха отвечает: «Эту девку я любил». Остальные уговаривают его держать «над собой контроль», напоминают, что «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой». Петруха «замедляет торопливые шаги», «он головку вскидывает, он опять повеселел».

Позабавиться не грех!

Запирайте етажи, .

Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба -

Гуляет нынче голытьба!

Ох ты, гбре-горькое!

Скука скучная,

Смертная!

Ужь я времячко Проведу, проведу...

Ужь я темячко Почешу, почешу...

Ужь я семячки.

Полущу, полущу...

Ужь я ножичком.

Полосну, полосну!..

Ты лети, буржуй, воробышком!

Выпью кровушку за зазнобушку, Чернобровушку...

Упокой, господи, душу рабы твоея...

Скучно!

Городовых больше нет, не слышно шума, буржуй на перекрестке «в воротник упрятал нос», рядом «жмется шерстью жесткой поджавший хвост паршивый пес».

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост.


Разыгрывается вьюга, так что за четыре шага ничего не видно. Петруха по этому поводу поминает бога. Остальные поднимают его на смех, говорят:

От чего тебя упас Золотой иконостас?

Добавляют, что негоже поминать бога, когда руки в Катькиной крови.

Шаг держать револьюционный!

Близок враг неугомонный!

Вперед, вперед, вперед,

Рабочий народ!

И идут без имени святого Все двенадцать - вдаль.

Ко всему готовы,

Ничего не жаль. . .


Двенадцать идут сквозь вьюгу, замечая кого-нибудь за сугробом или домом, кричат остановиться, угрожают начать стрельбу. Стреляют. «И только эхо откликается в домах».

Так идут державным шагом -

Позади - голодный пес,

Впереди - с кровавым флагом И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз -

Впереди - Исус Христос.


Идейно-художественное своеобразие поэмы

Поэма была написана в 1918 году, сразу после революционных событий. В поэме отразились как реальные события, которым Блок был свидетель (суровая зима 1918 года, костры на улицах, красноармейцы, патрулировавшие улицы, разговорная речь тех времен), так и взгляды самого поэта на историю, сущность цивилизации и культуры. Понять суть взглядов Блока, а стало быть, и содержание поэмы «Двенадцать» вне контекста всего творчества поэта, невозможно. Восприятие Блоком революции весьма своеобразно, и это восприятие в первую очередь связано с философскими и эстетическими взглядами самого Блока, которые формировались в 10-е гг. XX века. На раннем этапе своего творчества Блок, как и,многие символисты, испытал влияние философии Владимира Соловьева с его идеей «вечной женственности» («Стихи о Прекрасной Даме»). Однако после 1905 года в творчестве Блока наступает перелом. Окружающая действительность находится в трагическом противоречии с идеальными воззрениями писателя. Вхождение Блока в реальный мир, его сошествие на «грешную землю» порождают трагизм мироощущения (через «Незнакомку» и «Балаганчик» поэт приходит к картинам «Страшного мира»). Поэту ненавистна пошлая, бессмысленная, бездуховная жизнь подавляющего большинства людей, «обывателя» (см. анализ стихотворений «Незнакомка» и «Фабрика»), постепенно катастрофичность мировоззрения складывается в определенную теорию, которая трактует цивилизацию и историю в духе ницшеанства. Фридрих Ницше с его идеей цикличности развития цивилизации был чрезвычайно популярен в среде символистов (работы Вяч. Иванова, статьи Блока). Трактуя историю, Ницше утверждал, что все развитие человечества складывается из противодействия двух сил - «дионисиевского» (необузданная энергия, первобытная сила, энергия, существующая вне конкретной формы, наиболее ярко представленная в «духе музыки») и «аполлонического» (то, что называется искусством - строгие формы, каноны, - наиболее ярко - в скульптуре). В момент возникновения культуры «дионисиевское» преобладает, дает мощный толчок развитию. Постепенно оно начинает выражаться в конкретных формах - возникают общественные институты, многочисленные запреты - мораль, законы (так же, как в литературе и искусстве возникают определенные жанры, школы и проч.) - другими словами, возникает то, что принято называть цивилизацией. Таким образом в культуру вносится «аполлоническое» начало, которое постепенно - с развитием цивилизации - начинает преобладать. Дионисиевского же, напротив, становится все меньше. И чем больше «аподлонического» и меньше «дионисиевского», тем ближе культура к упадку. Когда «аполлоническое» окончательно берет верх, наступает эпоха разложения, декаданса. «Старые боги» умирают, культура (цивилизация) изживает себя. По мнению Ницше, культура развивается циклически, а это значит, что на смену обветшалой, выродившейся культуре должны прийти дикие орды, которые разрушат цивилизацию, уничтожат все моральные и нравственные принципы, ею созданные и навязанные людям, но вместе с тем дадут новый толчок развитию культуры, так как принесут с собой новый потенциал «дионисиевского» (так в свое время была сметена варварами Римская империя, государство эллинов и другие древние цивилизации). Подобный взгляд на историю и цивилизацию разделял Блок, о чем писал в своих статьях: «Интеллигенция и революция», «Искусство и революция», «Крушение гуманизма». Именно как разрушительную стихию, «дионисиевское» начало, пришедшее на смену обветшалой культуре, Блок и воспринял революцию. Именно эту тему развивают две последние поэмы Блока - «Двенадцать» и «Скифы». Отсюда характернейшие черты, которые сознательно подчеркиваются Блоком в сущности революции:

А) Разрушительная стихия (образ ветра, мятущиеся представители «старого мира», анархический характер поступков и идеологии «двенадцати»);

Б) Антихристианская направленность (рефрен «Эх, эх, без креста!», ортодоксальное христианство воспринимаются Блоком так же как часть цивилизации, то есть выродившееся «аполлоническое начало», перекличка с ницшеанской идеей «смерти старых богов»). В этом отношении интересно окончание поэмы. «Двенадцать человек» идут «без имени святого», совершая преступления (с точки зрения морали старого мира), но впереди идет Иисус Христос. По существу, если исходить из логики повествования, это не Христос, а Антихрист. Но у Блока была своя логика. Для него разрушение выродившейсй цивилизации - благословенное действо, ключом к пониманию образа Христа может служить фраза «Мировой пожар в крови, Господи* благослови!»;

В) Аморализм (убийство Катьки, враждебность героев ортодоксальной морали: отрывок «Ужь я темячко почешу, почешу...», мотив оружия: «винтовок черные ремни», стрельба и т. д.);

Г) Гибель старой культуры, цивилизации, всего «старого мира» (символический образ «паршивого пса», «буржуя», «дамы в каракуле» и т. д.).

Имея в виду свою поэму «Двенадцать», Блок в революционную и последовавшую за ней эпоху (17 - 18 гг.) призывал «слушать музыку революции», подразумевая под «музыкой» ницшеанскую идею «музыкальной дионисиевской стихии» (работа Ницше «Происхождение трагедии из духа музыки»). Эта же идея развивается в поэме «Скифы». В качестве «обновляющего начала» представлены азиатские орды, которые призваны разрушить старую, выродившуюся культуру. Блок воспринял революцию как вселенский разрушительный пожар, который должен был принести за собой желанное обновление. Не случайно, что Блок после 18 года не написал ничего существенного до самой своей смерти в 1921 г. Разочарование, последовавшее от того, что революция не явилась тем, что в ней увидел Блок, и, по выражению самого Блока, от «социалистического строительства» (об этом он пишет в своих дневниках) было этому причиной.

Ниже в блоке Похожие темы вы можете найти ссылки на краткие содержания других подобных произведений.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта