Главная » 3 Как собирать » Дворец-призрак - домик османских принцесс. Когда в Турции не все дома: Роковое путешествие султана

Дворец-призрак - домик османских принцесс. Когда в Турции не все дома: Роковое путешествие султана

В 1876 году в результате демонстрации, проведенной студентами, поменялось правительство, а затем был свергнут султан Абдулазиз.

Студенческие движения на протяжении всей истории были пусковым механизмом многих событий. События, которые привели к свержению султана Абдулазиза с престола, были начаты студенческими демонстрациями.

Студенты медресе на улице

Султан Абдулазиз взошел на престол Османского халифата в 1861 году в возрасте 31 год. Брат султана Абдуль Азиза султан Абдуль Маджид в 1839 году провозгласив указ о Танзимате (основные законы Турции) , продолжил политику вестернизации Османского халифата, начатую его отцом. Однако появившиеся в 1854 году внешние долги стали представлять большую опасность для государства.

Приход Султана Абдуль Азиза к власти в 1861 году был связан с большими надеждами народа, особенно люди хотели, чтобы он спас страну от внешних долгов. Султан Абдуль Азиза принялся поднимать экономику страны. Тем не менее, внешние долги государства неуклонно росли. В 1875 году правительство объявило о своем банкротстве.

Воспользовавшись ухудшением состояния экономики, Хусейн Авни Паша, Мутарджим Рушди Паша, Мидхат Паша, Хайрулла афанди, Ахмет Паша Кайсери и Сулейман Паша сформировали против султана Абдуль Азиза хунту.

Первой задачей хунты стало свержение великого визиря Махмуд Недим Паши. Для этого, в первую очередь, нужно было тайно спровоцировать учащихся медресе.

Студенты Румелии имели зуб на великого визиря по причине событий, произошедших в Герцеговине и Болгарии, которые из-за невмешательства государства привели к гибели тысяч мусульман. Западные государства, чтобы поддержать немусульманское меньшинство Османского халифата, приняли меры, направленные на уязвление гордости мусульман. Мидхат Паша раздал и те деньги студентам, которые он взял у менялы тогдашнего визиря Мурада V Христаки афанди.

10 мая 1876 года студенты медресе Фатих, Сулеймание и Баязид, оставив учёбу, вышли на площадь. Они собрались на площадях Фатих и Баязид с лозунгами: «В то время, как права и независимость государства нарушены врагами, не к лицу патриотизму и религиозному объединению заниматься уроками. Мусульмане везде подвержены оскорблениям и мучениям со стороны христиан. Религиозный долг каждого из нас - устранить власти, которые стали причиной этого». Помимо студентов, в демонстрации участвовали некоторые улемы и простой народ. На площади высказывались лозунги и слова против великого визиря и шейх-уль-Ислам. Демонстранты выступали напротив здания шейх-уль-ислама, начальника генштаба, Бабыали (Блистательный порт), а также в Бебеке, на вилле великого визиря у берега моря.

Студенты ночевали на улице

Во время этих событий султан Абдуль Азиза был в своем поместье в Аязаге. Как только султан получил известия о случившемся, он тут же вернулся в дворец Йылдыз. Однако демонстранты дошли и до дворца. Студенты хотели, чтобы шейх-уль-ислам и великий визирь ушли в отставку. Султан, отправив старшего адъютанта, сообщил, что примет требования студентов.

Но несмотря на это студенты не разошлись, а провели ночь на улице. В то же время великий визирь, поменяв шейх-уль-ислама, попытался остаться на своем посту. Тем не менее, на следующий день количество демонстрантов намного возросло. В то время, как Махмуд Недим Паша был в своей резиденции в Бабыали, явился старший адъютант Хафиз Мехмет Бей и потребовал печать великого визиря.

Потеряв пост великого визиря, Махмуд Недим Паша был охвачен страхом. Он не стал садиться на свою повозку, а покинув Бабыали, попытался пройти пешком. Однако недалеко от посольства Ирана он увидел приближающихся студентов- демонстрантов и через нижнюю улицу ударился в бега.

Султан Абдуль Азиза назначил Мутерджим Рушди Пашу на пост великого визиря, на пост главнокомандующего - Хусейн Авни Пашу, министра иностранных дел - Мидхата Пашу, на пост шейх-уль-ислама - Хайруллу афанди. Назначив путчистов на ключевые посты государства, султан Абдулазиз своими руками подписал себе смертный приговор.

Вначале свергли, потом убили

Великий визирь Мутерджим Рушди Паша, министр юстиции Мидхат Паша, шейх-уль-ислам Хайрулла афанди, министр военно-морского флота Ахмет Паша Кайсери, командующий военной академии Сулейман Паша сформировали военную хунту против султана Абдулазиза и после того, как заняли важные посты в государстве, свергнув великого визиря, продолжали свою деятельность для свержения султана.

30 мая 1876 года султан Абдуль Азиза был свергнут в результате переворота. Вместо него взошел на престол султан Мурад V. После того, как султан Абдулазиз был свергнут с престола, ему было нанесено такое оскорбление, с которым доселе не сталкивался ни один султан. Это оскорбление и унижение было направлено не только против султана, но и против матери и жены правителя.

Утром 4-го июня 1876 года прибывшие во дворец Ферие, где султана Абдуль Азиза держали под стражей в своей комнате, нашли его лежащим на земле с перерезанными запястьями в луже крови. С большей долей вероятности можно сказать, что султана Абдуль Азиза убил главнокомандующий Хусейн Авни Паша. Тело покойного султана доставили в полицейский участок, где держали в течение нескольких часов. Врачи, которые пришли, чтобы исследовать тело покойного, не стали проводить точную экспертизу, а только взглянув на разрезанные запястья, сделали заключение, что смерть наступила в результате самоубийства. Затем тело султана поспешно похоронили в гробнице Султана Махмуда в Чаалоглу.

Поступок черкеса Хасана

Основную ответственность за смерть султана Абдуль Азиза была возложена на главнокомандующего Хусейн Авни Паша. О подозрительной смерти султана Абдуль Азиза на улицах Стамбула ходили тысячи слухов, что наносило вред общественному сознанию. В этой среде произошла месть черкеса Хасана.

Черкес Хасан бей, являясь братом третьей жены Султана Абдуль Азиза , не смог простить обиду смерти султана и своей сестры. 16 июня 1876 года он, взяв оружие, совершил налет на совет министров и убил Хусейна Авни Пашу. Раненый черкес Хасан был пойман и повешен на площади Беязид.

Подробности Создано: 23.06.2018 20:27 Обновлено: 21.07.2018 22:13

Турецкий сериал "Султан моего сердца" - это романтическая история о русской девушке, которая попадает во дворец османского султана для того, чтобы научить его детей европейскому укладу жизни. Но вместо этого, между учительницей и восточным красавцем вспыхивает пламя и зарождаются настоящие чувства, страсть...

Как утверждают источники, телесериал "Султан моего сердца / Kalbimin Sultani" начал транслироваться на турецких телеэкранах в июне 2018 года и состоит из 8 серий. На Первом канале этот сериал появится осенью 2018 года и будет иметь 24 серии.

Телесериал снят в жанре исторической драмы и рассказывает телезрителю очередную красивую сказку о любви. На этот раз в центре внимания оказались противоположные личности с разным воспитанием, менталитетом, взглядами на жизнь и верой.



Он могущественный правитель великой Империи, который привык подчинять и властвовать. Она - юная девушка, которая больше всего на свете любит свободу.

Непростые события столкнули этих двоих личностей и заставили девушку оказаться во дворце османского султана. Ей предстоит исполнить несколько задач, чтобы сохранить жизнь отцу и себе. Во первых, шпионить за султаном, во вторых, учить его детей и справится с его гаремом, в третьих, не потерять голову от восточного красавца.



Сможет ли девушка достичь всех поставленных целей, поможет ли отцу и сохранит любовь к султану? Ответы на все эти вопросы вы найдете, просмотрев увлекательный сериал до последней серии.

Телесериал обещает быть зрелищный, интересным и ярким. Прекрасно подобранный состав актеров, завораживающая сюжетная линия, непредсказуемый финал - все это подарит вам море удовольствия и позитивное настроение.



Краткий сюжет

Сериал поведает нам о событиях 1820-х годов, которые происходили в Турции. Анна - красивая, умная и интеллигентная девушка, дочь русского посла в Стамбуле. Махмуд II - османский султан, который увлечен европейскими ценностями и их укладом жизни.



Их судьбы переплелись в день их случайного знакомства, ведь девушка сразу понравилась султану. Он сделал ей заманчивое предложение - остаться в его дворце и заняться обучением его детей.

Анна категорически отказывается, но после того, как недоброжелатели пытаются навредить ее отцу, она соглашается. А все потому, что девушка едет туда с важной миссией - шпионить за Махмудом II, чтобы спасти отца.



Но все поворачивается в совсем другую сторону, ведь между Анной и Махмудом появляются взаимные чувства...

Актеры и роли

Анна (актриса Александра Никифорова)

Она - красивая двадцатилетняя девушка. Анна приглашена во дворец, чтобы учить детей Махмуда французскому языку. Она любящий, добрый, культурный, заботливый и остроумный человек. Когда она взволнована много говорит и делает забавные вещи. Во дворце эти черты отличают ее от других женщин в глазах Махмуда II. Ее естественная красота заставляет взглянуть на нее иначе, чем на других женщин.



Султан Махмуд II (актер Али Эрсан Дуру )

Он - веселый и общительный человек. Будучи новаторским человеком, он решает изучить французский и научить западному языку своих детей. Для этого он приглашает в свой дворец русскую учительницу Анну. Совместные уроки сблизили их и породили сильные чувства.



Эсма Султан (актриса Emel Colgecen)

Она - сестра Султана Мустафы, была замужем за капитаном Хюсейном Пашей в возрасте 14 лет. Эсма Султан остается овдовевшей в возрасте 25 лет, когда ее муж, который на 22 года старше ее, умирает. Она состоит в партнерских отношениях с недоброжелателями и пытается навредить султану.



Намик-паша (актер Tansel Ongel)

Он - друг детства Султана Махмуда и его доверенное лицо. Махмуд посылает Намика в Европу, для того, что бы он выучил административные, финансовые и военные структуры европейских государств, и поделился знаниями в Стамбуле.



Дмитрий (актер Дмитрий Щербина)

Он - российский посол в Османской Империи. Султан Махмуд против него с момента его прихода на трон. Именно Дмитрий шантажирует Анну, чтобы она шпионила за Махмудом в обмен на жизнь отца.



Аркадий (актер Андрей Руденский)

Он - отец Анны и заметная фигура, которая играет большую роль в русском посольстве в Стамбуле.



Хошяр Султан (актриса Beste Kokdemir)

Она - вторая любимая жена Султана Махмуда. Хозяр Султан - самая красивая женщина в гареме, очень щедрая и сострадательная. Благодаря своей доброте, она заняла свое почетное место в сердце Махмуда. Хозяр безумно влюблена в мужа и теряет равновесие с приходом в их дом Анны.



Халет Эфенди (актер Тюнер Салман)

Он - государственный деятель и безжалостный человек. Халет не прощает своих противников, особенно тех, которые касаются его интересов. Он принимает некоторые меры предосторожности, потому что считает, что великие нововведения, которые султан Махмуд хочет выполнить, нанесут ущерб его интересам. Эсма Султан хочет стать его партнером.



Amber Aga (актер Bulent Seyran)

Он - веселый, жизнерадостный, очень убедительный и интуитивный человек. Амбер знает, что самое ценное в гареме - это информация, и он ее очень хорошо использует. Он был привезен в Стамбул как раб.



Салиха Султан (актриса Аслахан Мальбора)

Она - дочь султана, красивая, но слишком высокомерная девушка. Ей нравится напоминать всем о своей благородной семье при каждой возможности. Салиха не стесняется использовать свою сестру Гюльфидан Султан для своих интересов.


Асубкан Султан (актриса Acelya Devrim Yilhan)

Она - первая жена Махмуда и мать Салиха. После того, как Хошяр родила мужу сына, Асубкан стала негласно второй нелюбимой женой.



Гюльфидан Султан (актриса Гамзе Доганоглу)

Она - молодая девушка, которая попала в семью, потому что потеряла свою жизнь в молодом возрасте. В отличие от своей сестры Салихи, она добродушная, мечтательная и очень любит своих братьев. Гюльфидан хочет пойти по стопам своего отца.

бдул-Азиз стал турецким султаном в июне 1861 г., после безвременной кончины своего старшего брата . И хотя ему в ту пору шел уже 32-й год, он оказался совершенно не подготовлен к исполнению обязанностей правителя Османской империи, поскольку не имел для этого даже минимально необходимого образования. Детство будущего султана протекало в дворцовой тиши среди женщин и гаремных ага. Грамоте его обучал бывший шейх уль-ислам, который дал Абдул-Азизу только скудные познания в области религии и традиционных мусульманских наук. В связи с этим султан не мог и не хотел глубоко вникать в государственные проблемы.

Физически сильный, обладавший крепким здоровьем, он посвящал все свое время удовольствиям и различным видам спорта - был прекрасным стрелком, наездником, охотником и борцом. Турецкий историк Коджатюрк писал об Абдул-Азизе: "Его умственный уровень был невысоким, культура - весьма ограниченной, ум - недалекий. Он питал мало склонности к искусству, наукам, умственной деятельности. Много места занимали у него наслаждения и распутство с женщинами двора". Вместе с тем взрывной характер Абдул-Азиза, его надменность, вспыльчивость, упрямство, подозрительность и недоверчивость очень мешали работе с ним членов кабинета. В начале правления, следуя примеру двух своих предшественников, он объявил о продолжении курса реформ. И в самом деле, была предпринята попытка установить контроль над расходами двора и наладить надлежащее использование ресурсов государства. Но вскоре султан отложил подобные начинания. Отправив на пенсию бесчисленных наложниц покойного брата, он собрал свой собственный гарем, настолько большой, что для его обслуживания понадобилось 3 тысячи евнухов. То и дело при дворе устраивались роскошные празднества и ставились расточительные спектакли, так что траты на дворцовые нужды и личные прихоти султана составляли в иные годы до 15% всего бюджета. Многие увлечения Абдул-Азиза казались настолько экстравагантными, что возникали сомнения в его здравомыслии: он обожал потешные бои с участием большого количества солдат; поедал огромное количество яиц и был настолько поглощен своими любимыми боевыми петухами, что надевал ордена и украшения на тех из них, кто побеждал, и отправлял в ссылку тех, кто проигрывал.

Консерватор по убеждениям, Абдул-Азиз правил, не считаясь ни с чьим мнением, как абсолютный деспот. (В последние годы его царствования дело дошло до того, что министры, как в старину, должны были падать перед султаном ниц и целовать ноги его сына.) Он не желал что-либо менять в государственном устройстве Османской империи и не соглашался ни на какие либеральные реформы, хотя и не был вовсе чужд западным влияниям. Так, Абдул-Азиз много внимания уделял созданию в Турции современного военного флота - закупал в Англии крейсера и другие военные суда, а также вооружение для них, на что в основном и расходовались займы, полученные у английских банкиров. В годы его правления Турция укрепила свой статус морской державы и заняла второе место по числу судов на Средиземном море. (Однако обучение флотского персонала по-прежнему находилось на крайне низком уровне, вследствие чего реальная сила турецкого флота была намного ниже той, что можно было предполагать, основываясь на его численности.) Другой дорогостоящей страстью султана стало строительство железных дорог. Средства для него также давали внешние займы. В результате такой политики государственный долг Османской империи рос при Абдул-Азизе, как снежный ком, и вскоре достиг астрономической суммы в 200 млн фунтов стерлингов. Обслуживание этого долга и выплата процентов по нему поглощали более половины всех средств бюджета.

Неумеренные траты Абдул-Азиза и его упорное нежелание продолжать политику реформ, начатую его отцом Махмудом II, вызывали сильное недовольство у молодых представителей турецкой правящей элиты, усвоивших за годы танзимата прогрессивные западные идеи и мечтавших о введении в Турции конституции. Поначалу молодые реформаторы (в дальнейшем их стали называть "новыми османами") находили поддержку лишь у узкой прослойки просвещенного населения. Однако неутешительные итоги царствования Абдул-Азиза привели к тому, что число их сторонников значительно увеличилось. В 1873 г. в Анатолии разразилась сильная засуха, следствием которой стал страшный голод, приведший к распространению нищеты и недовольства. Вслед за неурожайным летом последовала зима настолько холодная, что в пригородах Стамбула появились волки, нападавшие на случайных прохожих. Катастрофически сократилось поголовье крупного рогатого скота и овец, люди тысячами гибли от голода. Умерших было так много, что их не успевали хоронить, и трупы валялись прямо на улицах. Налоговые поступления в казну практически прекратились, и в октябре 1875 г. турецкое правительство объявило через газеты, что из-за большого дефицита бюджета кредиторы Порты будут впредь получать наличными только половину той процентной ставки, которая им полагалась. За финансовым кризисом последовало обострение межнациональных отношений. В 1875 г. вспыхнуло восстание в Герцеговине, быстро распространившееся на Боснию. На помощь повстанцам двинулись вооруженные отряды из Сербии. И христиане, и мусульмане действовали в этой войне со страшной беспощадностью. И с той, и с другой стороны обычным явлением были массовые убийства мирного населения. Правительства всех европейских стран выразили обеспокоенность по поводу балканских событий, да и в самой Турции все больше людей приходили к пониманию того, что управлять страной по-старому, так, как ею правил Абдул-Азиз, дальше нельзя.

В этих условиях активизировались сторонники конституционных реформ, во главе которых встал видный государственный деятель Ахмад Мидхат-паша. Обстановка всеобщего недовольства султаном, царившая в столице, благоприятствовала осуществлению планов заговорщиков. "Новые османы" не могли собственными силами добиться введения конституции, но сумели ловко использовать в своих интересах студентов стамбульских медресе - софтов. Те давно находились в оппозиции к Абдул-Азизу и ежедневно митинговали в мечетях. Чтобы подогреть их недовольство, агенты Мидхат-паши распустили слух о том, что султан намерен просить русского царя о присылке ему 30-тысячного войска для охраны своей особы и трона. То была явная ложь (поскольку отношения с Россией день ото дня становились все хуже), но софты ей поверили. 9 мая 1876 г. около 6 тысяч студентов, вооруженных на деньги Мидхат-паши, оставили занятия в медресе трех главных мечетей Стамбула и собрались на массовую демонстрацию перед зданием Блистательной Порты. Поначалу они потребовали отставки великого визиря Махмуда Недима и главного муфтия. Абдул-Азиз удовлетворил их желание и назначил новым визирем Рюштю-пашу, а председателем Государственного совета сделал Мидхат-пашу.

Однако эта уступка не положила конца возмущению. Избавившись от ближайших сподвижников султана, "новые османы" выступили против него самого. На рассвете 30 мая 1876 г. дворец Долмабахче окружили курсанты стамбульской военной школы. Затем члены кабинета были созваны Мидхат-пашой в военное министерство, где новый великий муфтий зачитал фетву о низложении Абдул-Азиза. Основанием для этого послужили "умственное расстройство, уклонение от решения политических вопросов, использование доходов государства на личные цели и поведение, в целом опасное для государства и общества". Этот документ не вызвал никаких возражений. Министры безропотно принесли присягу племяннику и наследнику Абдул-Азиза , который был заранее вызван из своих апартаментов. Султан также не оказал никакого сопротивления: подписал акт отречения и согласился на заключение в старом дворце Тширагане за Босфором. Спустя несколько дней он покончил жизнь самоубийством (вскрыл себе вены с помощью небольших ножниц, которые попросил для того, чтобы остричь бороду).

Ни про одну из принцесс не ходит столько слухов и сплетен, как про Эсму Султан. Начнем с того, что их было три. Первая родилась у султана Ахмеда III. Она стала переходящим кубком в руках своего брата. Впервые он выдал её замуж, когда девочке едва сравнялось 5 лет. За своего главнокамандующего. А когда тот умер через шесть лет, он опять подобрал ей партию, чтоб не засиделась. В этот раз в 11 лет её мужем стал знаменитый великий визирь Ибрагим Паша, начавший карьеру в роли кулинара в императорской хельвахане. Возможно потому, много лет спустя станут так популярны его чаепития с халвой в годы тюльпанового возрождения. Когда брат Эсмы султан Ахмед выдал восставшим янычарам Ибрагима, они не пощадили и его семью... Жила эта несчастная женщина в начале восемнадцатого века.
Вторая, и самая знаменитая принцесса Эсма родилась у одной из жен сластолюбца Абдул-Хамида I в 1778 году. Она была сестрой сразу трех императоров: Селима III, Мустафы IV и Махмуда II. В 14 лет брат Селим выдал её замуж за своего хорошего друга адмирала Хюсейна пашу. А уже в 24 года она осталась вдовой и больше никогда не выходила замуж. Она тесно сошлась с подргой Селима Накшидиль - Марией Эймой де Богарне и его приемным сыном Махмудом. Эсму баловали не смотря на её выходки все три султана. Она была очень богата, владела дворцами на Диван йолу- прежней Месе, Чамлыдже, Мачке и дачей на Кучукчешме. Именно она получила знаменитый особняк на Босфоре в качестве свадебного подарка. Архитектор, построивший его изначально, неизвестен. А вот первым реставратором был Саркиз Бальян.

Эсма отличалась вольными нравами, сама выбирала себе любовников, гуляла, переодетая, по городу, была очень красива. После смерти мамы Махмуда II стала его главной советчицей и наперстницей. Говорят, он не раз сокрушался, что она - не мужчина. А по другим цитатам ясно, что её в качестве возможной претендентки на престол рассматривали даже янычары, пока их всех не уничтожил падишах Махмуд.
После смерти Эсмы в 1848 году особняк на Босфоре достался сестренке Абдулхамида II Джемиле, а позже в нем поселилась принцесса Фатма, дочь султана Мурада V.
Здание ветшало, перестало быть привлекательным и в 1952 году его купил Саффет Баштырмак. Он устроил на первом этаже угольный склад, а на втором столярную мастерскую. Такая смесь и стала причиной пожара, уничтожившего здание почти полностью в 1975 году. И тем не менее после такого пожара его рискнула купить сеть отелей Мармара. Здание укрепили металлическим скелетом. Изнутри он полностью стеклянный, чтобы видны были старые стены, видевшие причудливые вечеринки Эсмы, во время которых она любила поразвлечься с переодетыми в женское платье греческими юнашами...
Сейчас здание сдают на свадьбы и музыкальные представления.. Здесь проходят концерты знаменитого Стамбульского джазового фестиваля.

Цветок Аллаха

Но когда зима кончалась, к удовольствию султана, наступал весенний праздник, который со временем превратился в фестиваль тюльпанов. Ахмед очень любил цветы - розы, гвоздики (они, как говорили, напоминали его усы), лилии и жасмин. Но в конце концов именно тюльпаны стали предметом его обожания, превзойдя все остальные цветы. По-турецки «тюльпан» звучит как «ляле», и в это вкладывается священный смысл из-за созвучия со словом «Аллах». Отсюда правление Ахмеда III среди потомков известно как ляле деври, или «эпоха тюльпанов».

Тюльпан был диким цветком азиатских степей, устилавшим дороги турок на протяжении веков их миграции на Запад. В XVI веке Бусбек, посол австрийского императора, будучи заядлым ботаником, первым привез тюльпаны на Запад, взяв с собой во Фландрию их луковицы. Европейское название цветка произошло от прозвища, которое дали ему турки: «тулбенд», или «тюрбан», - на фарси. Вскоре после того, как тюльпан был ввезен европейскими купцами и в больших количествах стал разводиться в Голландии, стали известны уже около двенадцати сотен его сортов.

Именно Мехмед IV, отец Ахмеда, был первым, кто вновь вернул тюльпан в Турцию, разбив цветник с несколькими сортами тюльпана в садах сераля. Но первым, кто начал импортировать тюльпаны в больших количествах не только из Голландии, но и из Персии, был сам Ахмед. Разведение тюльпанов в его садах тщательно планировалось, на каждой делянке высаживалась лишь одна разновидность этого цветка.

Праздник весны Ахмеда, праздник тюльпана, проводившегося в садах большого сераля, на время даже затмил своим значением традиционные религиозные праздники мусульман. Он проводился всегда в апреле на протяжении двух вечеров, предпочтительно при свете полной луны. Над частью своих садов султан возвел крышу наподобие оранжереи. Здесь, расположенные на полках, стояли бесчисленные вазы с тщательно отобранными по цвету и форме цветами, с поставленными между ними большими лампами и емкостями из стекла, заполненными разноцветными жидкостями, так что тюльпаны светились как бы идущим изнутри собственным светом. На ветвях деревьев, объединяя оранжерею с вольерой, были развешаны клетки с канарейками и редкими певчими птицами. Султан сидел в центре на троне под шатром имперского павильона, принимая выражения почтения. На следующий вечер развлечения устраивались для дам из гарема, которых султан принимал один, развлекая их музыкой и поэзией, песнями и танцами своих рабов, тогда как черепахи бродили по садам со свечами на панцирях, чтобы освещать тюльпаны. Иногда устраивался «поиск сокровищ» - подобно поиску пасхальных яиц в Европе, - с окрашенными в разные цвета конфетами и безделушками, спрятанными среди цветов, которые женщины гарема искали, перебегая туда-сюда на цыпочках. Ибрагим-паша сам обожал больше всего сорт тюльпанов под названием «голубой жемчуг», предлагая солидное вознаграждение тому, кто смог бы акклиматизировать его, и накрывал эти цветы белой вуалью, чтобы предохранить от солнечных лучей в жаркую погоду.

Тюльпан не только стал заметным мотивом в декоре изразцов и плитки и в других видах декоративного искусства османов - с сопровождающим этот цветок культом весны он стал источником вдохновения для турецких поэтов в то время, когда они начали освобождаться от влияния персидской поэзии, чтобы создать свою собственную, новую музу. Ведущим поэтом времен правления Ахмеда III с его нарядностью и роскошью, галантным обхождением был Недим - «добрый приятель», певец удовольствий с беспечной философией: «Давайте все смеяться и играть, давайте наслаждаться прелестями жизни».

Как образ, тюльпан просуществовал в турецкой поэзии вплоть до республиканской эры XX столетия. «Победа, - писал современный поэт Яхья Кемаль, - это хрупкая красота с лицом розы и поцелуем тюльпана».

Эпоха тюльпанов была больше чем просто мода. По своей сути она знаменовала собой рождение в Османской империи современной эры. В этом образе выразилось начало вхождения страны в мировой процесс, новый этап просвещения, отражавший дух рационального поиска ответов и либеральной реформы. Империя обратилась к Западу, находившемуся в новой фазе научного прогресса, экономического процветания и военной мощи, чтобы найти светский противовес традиционным религиозным ценностям исламского Востока. Тюльпан, таким образом, стал символом расцветавшего под влиянием западной цивилизации турецкого Ренессанса.

Представители Османской династии

1. Осман Гази (1299–1326)

2. Орхан Гази (1326–1362) Отец - Осман Гази, мать - Мал-хатун

3. Мурад I (1326–1369) Отец - Орхан Гази, мать - Нилюфер-хатун

4. Баязид Йылдырым (1389–1402) Отец - Мурад I, мать - Гюльчичек-хатун

5. Мехмед Челеби (1413–1421) Отец - Баязид Йылдырым, мать - Девлет Шаххатун

6. Мурад II (1421–1451) Отец - Мехмед Челеби, мать - Эмине-хатун

7. Мехмед Фатих (1451–1481) Отец - Мурад II, мать - Хюм-хатун

8. Баязид (1481–1512) Отец - Мехмед Фатих, мать - Гюльбахар-хатун

9. Селим Явуз (1512–1520) Отец - Баязид, мать - Айше

10. Сулейман Кануни (1520–1566) Отец - Селим Явуз, мать - Хафза-султан (1520–1534)

11. Селим II (1566–1574) Отец - Сулейман Кануни, мать - Хюррем-султан

12. Мурад III (1574–1595) Отец - Селим II, мать - Нурбану-султан (1574–1583)

13. Мехмед III (1595–1603) Отец - Мурад III, мать - Сафие-султан (1595–1603)

14. Ахмед I (1603–1617) Отец - Мехмед III, мать - Хандан-султан (1603–1605)

15. Мустафа I (1617–1623) Отец - Мехмед III, мать - неизвестна.

16. Осман II (1618–1622) Отец - Ахмед I, мать - Махфирус-султан

17. Мурад IV (1623–1640) Отец - Ахмед I, мать - Кесем-султан (1623–1651)

18. Ибрагим (1640–1648) Отец - Ахмед I, мать - Кесем-султан (1623–1651)

19. Мехмед IV (1648–1687) Отец - Ибрагим, мать - Турхан-султан (1651–1683)

20. Сулейман II (1687–1691) Отец - Ибрагим, мать - Дилашуб (1687–1689)

21. Ахмед II (1691–1695) Отец - Ибрагим, мать - Хатидже Муаззез

22. Мустафа II (1695–1703) Отец - Мехмед IV, мать - Гюльнуш (1695–1715)

23. Ахмед III (1703–1730) Отец - Мехмед IV, мать - Гюльнуш (1695–1715)

24. Махмуд I (1730–1754) Отец - Мустафа II, мать - Салиха Себкати Вали де-султан

25. Осман III (1754–1757) Отец - Мустафа II, мать - Шех-сювар Валидесултан

26. Мустафа III (1757–1774) Отец - Ахмед III, мать - Михришах

27. Абдул-Хамид I (1774–1789) Отец - Ахмед III, мать - Рабиа

28. Селим III (1789–1807) Отец Мустафа III, мать - Михришах

29. Мустафа IV (1807–1808) Отец - Абдул-Хамид I, мать - Айше Синепервер

30. Махмуд II (1808–1839) Отец - Абдул-Хамид I, мать - Накшидил

31. Абдул-Меджид (1839–1861) Отец - Махмуд II, мать - Безми Алем

32. Абдул-Азиз (1861–1876) Отец - Махмуд II, мать - Пертевниял

33. Мурад V (1876) Отец - Абдул-Меджид, мать - Шевкевза

34. Абдул-Хамид II (1876–1909) Отец - Абдул-Меджид, мать - Тиримюжган

СТЕПАН МАЗУР ЦВЕТОК РОМАШКИ …Сразу после разгрома бандеровской боевки в одном из схронов села Дорожева, что недалеко от Дрогобыча, когда был убит сам «районный проводник» ОУН Цяпка, Василий попросил у генерал-майора Александра Николаевича Сабурова разрешения

Из книги Ближнее море автора Андреева Юлия

Дивный цветок Вот говорят, в Сибири мужики рукастые, не то что у нас. Там все широко и на полную катушку – власть далеко, степь широка, лес глух.У художника-иконописца Андрея Буянова было славное детство. И все благодаря отцу.А был он, по словам самого Андрея, детиной



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта