Главная » 3 Как собирать » Гены контролирующие развитие противоположных признаков называются. Контрольная работа по генетике

Гены контролирующие развитие противоположных признаков называются. Контрольная работа по генетике

«Средневековье» – термин для обозначения почти тысячелетнего периода между распадом римской империи (упадком античной культуры) и образованием на ее территории варварских государств (IV–V вв. н.э.) до возрождения античных традиций в культуре Европейских государств, в первую очередь Италии XIV–XVI вв.

Основные черты культуры средневековья, которые найдут свое воплощение в литературе – иерархичность, традиционность (каноничность), приоритет ценности перед знанием, строгая иерархичность форм жизни и сознания разных социальных слоев. Культура Средневековой Европы включает в себя субкультуры:

1) храма и монастыря;

2) замка и дворца;

3) села и хутора;

4) средневекового города.

В каждой из этих субкультур складывается специфическая литература.

Средневековая европейская литература – это литература, возникшая в Европе, в период формирования христианства как государственной религии, изменения социально-политической системы – вместо рабовладения складывается система феодальных отношений. Феодальная система отношений складывается примерно к VIII–IX вв. Несколько столетий в Европе царят смута и неустойчивость. До падения Римской империи в V в. сохранялась основа для продолжения античной традиции – культурной и литературной, но с течением времени христианские религиозные представления начинают опосредовать все остальные формы культуры.

К XI веку складываются литературы на национальных языках – романских и германских. Продолжает существование и латинская традиция – как наследие империи, появляются значительные произведения в жанре исповедальной прозы (например, Пьер Абеляр, «История моих бедствий» 1132-1136 гг.), экстатическая религиозная лирика, лирика вагантов, но с течением времени латинский язык перестает быть языком художественной литературы и окончательно закрепляется за научной традицией.

Средневековая литература характеризуется широтой жанрово-тематических границ – к ней относят и философские трактаты, и исторические сочинения. Признаком литературного произведения является не его предмет, тема, а его форма, отделанность слога.

Средневековая литература существует как литература сословная, внутри ее огромное место занимает литература религиозная, комплекс богослужебной литературы, выработанный столетиями (песнопения, проповеди, послания, жития, примеры, видения). Кроме того, светское произведение всегда могло быть истолковано в религиозном смысле. В религиозной литературе средневековья развиваются христианские идеалы, жития святых строятся как «подражания Христу».

Самая значительная часть средневековой литературы – рыцарская литература – включает в себя героический эпос, куртуазную (придворную) лирику, роман.

Эпос средневековья – первое крупное жанровое проявление литературы на новых языках, а также новая ступень жанра в сравнении с древним эпосом кельтов и скандинавов. Его историческая почва – эпоха становления государственности в Западной Европе и этнической консолидации, становления феодальных социальных отношений. Тематической основой являются предания о временах великого переселения народов (немецкая «Песнь о Нибелунгах»), о норманнских набегах (немецкая «Кудруна»), о во

инах Карла Великого, его предков и приемников («Песнь о Роланде» и весь корпус французских эпических «ста текстов»), о борьбе с арабским завоеванием (испанская «Песнь о моем Сиде»). Носителями, исполнителями эпоса были бродячие народные певцы (французские жонглеры, немецкие шпильманы, испанские хуглары), сохраняется связь с фольклорными началами, но сказочная тематика уступает место исторической, подчеркиваются ценности вассальной и патриотической преданности, религиозной стойкости. Эпос окончательно складывается в X–XIII вв., уже с XI в. начинает записываться, и несмотря на рыцарскую доминанту не утрачивает народно-героической основы.

В лирике, созданной поэтами-рыцарями (трубадурами на юге Франции, в Провансе с XI в., труверами на севере Франции, миннезингерами в Германии), сложилась идеология куртуазности (особые нормы социального поведения и духовного строя), первая относительно светская идеология средневековой Европы. Преимущественно это любовная лирика, изредка – дидактика, политика, сатира. Характерные черты ее – культ Прекрасной Дамы, построенный по образцу культа Богоматери, и этика беззаветного служения, построенная по образцу этики вассального служения. Куртуазная поэзия открыла любовь в качестве особого, самоценного состояния души, сделав важный шаг в постижении внутреннего мира человека.

В границах этой же куртуазной литературы возник и рыцарский роман. Его родина – Франция XII в., а самый значительный автор, он же и основатель жанра – Кретьен де Труа; в Германии – Вольфрам фон Эшенбах, Готфрид Страсбургский. Рыцарский роман соединял сюжетную увлекательность (действие чаще всего происходит в стране короля Артура) и постановку серьезных этических проблем (например, любовь и вассальный долг в романе «Тристан и Изольда»).


Рыцарский роман обнаружил в эпическом герое новую сторону – драматическую духовность.

Третий массив средневековой литературы – литература города. В ней силен элемент поучения и нравоучения, аллегоризм («Роман о розе» Гильома де Лорриса и Жана де Мёна); получают распространение жанры животного эпоса («Роман о лисе» XIII в., где персонажи: император – Лев, феодал – Волк, архиепископ – осёл), французский фаблио, немецкий шванк (небольшой стихотворный рассказ). Городские сатирические произведения тесно связаны с фольклорной сказкой, бытовым анекдотом, несут на себе влияние языческих традиций.

Значительное место в литературе города занимает средневековая драма. Средневековый театр развился из нескольких источников. Одним из них было церковное богослужение. Католическая церковь в течение многих веков беспощадно искореняла зрелища, которые возникали в народной среде, преследовала гистрионов-потешников, осуждала восходившие к языческим временам обрядовые игры. Вместе с тем, добиваясь максимальной выразительности и доходчивости богослужения, стремясь воздействовать на воображение и эмоции верующих, она сама стала прибегать к элементам театрализации. Отдельные отрывки евангельского текста перелагались в диалоги (тропы), завершавшиеся песнопениями хора. Сопровождавшие церковную службу ритуальные церемонии дополнялись пантомимическими сценами. Так сложились два основных цикла театрализованной церковной службы на латинском языке, которая получила наименование литургической драмы или литургического действа, – пасхальный и (несколько позднее) рождественский.

Выйдя за пределы церковной ограды, средневековый театр впитывает в себя и народные зрелищные традиции. Последние, несмотря на все усилия церковных властей, никогда не умирали. Они продолжали жить в народных обрядовых играх: их основными носителями оставались гистрионы-забавники и жонглеры – рассказчики и мимы. В течение XII–XIII вв. все эти элементы сливаются, и вступает в свою завершающую стадию процесс становления средневекового театра, который развивался из церковной традиции, обогащенной элементами искусства жонглеров.

В XIII в. полулитургическая драма продолжает существовать, но оттесняется новым сценическим жанром – мираклем (от французского слова miracle – «чудо») В его основе повествование о чудесах и превращениях. Он получает особенное распространение во Франции. Сюжеты мираклей заимствовались уже не в Священном писании, а представляли собой обработку легенд о деяниях святых и девы Марии. Одно из наиболее значительных произведений средневековой драматургии – миракль «Игра о святом Николае» (впервые представлен 5 декабря 1200 г.). Автор его – трувер из пикардийского города Арраса Жан Бодель (ок. 1165 – 1210 гг.).

Рост городской культуры способствует развитию таких жанров театрального искусства, как мистерия – многодневное действие, включающее сотни исполнителей (инсценировка всей священной истории, от сотворения мира до страшного суда), фарс (бытовая комическая пьеса), моралите (аллегорическая пьеса о столкновении страстей, пороков и добродетелей в душе человека).

В период формирования средневековая драма была связана с религиозным действием, богослужением, но потом отделилась от религиозной традиции и стала городским видом искусства. Она никак не связана с античной традицией, но является ближайшей предшественницей драматургии Шекспира, Лопе де Вега, Кальдерона. «Городская литература на исходе Средневековья все более насыщалась дидактикой и религиозно-покаянными мотивами, одновременно проявляя тенденцию к сближению с литературой придворной. Христианская назидательность становится приметой и в произведении светской тематики от фаблио и шванков до аллегорических поэм и наставлений по куртуазии. Не избежал этого и средневековый театр».

Уже во второй половине XIII в. в экономически развитых странах проявились гуманистические возрожденческие тенденции, что отразилось прежде всего в культуре (в том числе в литературе) города. Возрождение наиболее полно проявило свои характерные черты в литературах Западной Европы. Именно здесь гуманистические тенденции, развившиеся в недрах городской культуры Зрелого Средневековья, привели к качественному скачку и положили начало культуре Нового времени.

Контрольные вопросы и задания

Французский героический эпос: «Песнь о Роланде».

Рыцарская (куртуазная) поэзия.

Поэзия вагантов.

Роман «Тристан и Изольда».

Более подробно см.: Виппер, Ю. Б.Драматургия: [Литература Западной Европы Зрелого Средневековья] / Ю. Б. Виппер // История всемирной литературы: в 8 т. / АН СССР; Ин-т мировой лит. – М.: Наука, 1983 – 1994.- Т.2. – 1984. – С. 586 – 592; или feb-web.ru/feb/ivl/vl2/vl2-5862.htm.

Самарин, Р. М Пути развития городской литературы конца XIII – начала XIV в.: [Литература Западной Европы Зрелого Средневековья] / Р. М.Самарин, А. Д. Михайлов // История всемирной литературы: в 8 т. / АН СССР; Ин-т мировой лит. – М.: Наука, 1983 – 1994.- Т. 2. – 1984. – С. 583 – 586; или http://feb-web.ru/feb/ivl/vl2/vl2-5832.htm

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

Средневековая литература

Средневековая литература - период в истории европейской литературы, который начинается в поздней античности (IV-V века), а завершается в XV веке. Самыми ранними сочинениями, оказавшими наибольшее влияние на последующую средневековую литературу стали христианские Евангелия, религиозные гимны Амвросия Медиоланского (340-397), работы Августина Блаженного («Исповедь», 400 год; «О граде Божием», 410-428 годы), перевод Библии на латинский язык, осуществлённый Иеронимом (до 410 года) и другие труды Латинских Отцов Церкви и философов ранней схоластики.

Зарождение и развитие литературы Средневековья определяется тремя основными факторами: традициями народного творчества, культурным влиянием античного мира и христианством.

Своей кульминации средневековое искусство достигло в XII-XIII веках. В это время его важнейшими достижениями стала готическая архитектура (Собор Парижской Богоматери), рыцарская литература, героический эпос. Угасание средневековой культуры и переход её в качественно новую стадию - Возрождение (Ренессанс) - проходит в Италии в XIV веке, в других странах Западной Европы - в XV веке. Этот переход осуществлялся через так называемую словесность средневекового города, которая в эстетичном плане имеет полностью средневековый характер и переживает свой расцвет в XIV-XV и XVI веках.

На формирование средневековой литературы оказала влияние античная литература. В епископских школах раннего средневековья ученики, в частности, читали «образцовые» произведения античных авторов (басни Эзопа, сочинения Цицерона, Вергилия, Горация, Ювенала и др.), усваивали античную литературу и использовали ее в собственных сочинениях.

Литература средневековья основана на христианских идеалах и ценностях и стремится к эстетическому совершенству.

За последние годы в нашей стране опубликован целый ряд памятников средневековой литературы. Многие тексты, не раз уже изданные, впервые стали доступны широкому читателю: «Библиотека всемирной литературы», в которую вошли многие из наиболее известных художественных творений западноевропейского Средневековья, составив несколько объемистых томов, имеет весьма внушительный тираж. Песни вагантов, рыцарский роман, поэзия трубадуров и миннезингеров, ирландские сказания, исландские саги, песни «Старшей Эдды», «Беовульъф», «Песнь о нибелунгах», «Песнь о Роланде», «Песнь о Сиде», Данте, Чосер - таков охват серии.

Таким образом, отечественный читатель получил возможность ближе познакомиться с литературой эпохи, остававшейся до самого последнего времени для него «темной». Темной в двух отношениях: во-первых, потому, что было очень мало известно о ее культуре; во-вторых, потому «темной», что издавна повелось наклеивать ярлык «средневекового» на все отсталое и изображать средние века как «мрачную ночь», эпоху засилья мракобесия, умственной отсталости и т.д. Располагая многочисленными текстами первоклассных художественных творений этого периода, читающая публика сможет убедиться в исключительном разнообразии и богатстве средневековой культуры.

Медиевисты XIX века различали два вида средневековой литературы, «ученую» и «народную». К первому классу относились латинские тексты и придворная поэзия, ко второму - все остальные произведения, считавшиеся, в духе романтиков, первородным искусством.

В настоящее время средневековую литературу принято разделять на латинскую литературу и литературу на народных языках (романских и германских). Различия между ними фундаментальны. Долгое время ни латинские литературные формы не имели соответствий в народных языках, ни, наоборот, романо-германские формы - в латыни. Лишь в XII веке латинская традиция утрачивает замкнутость и «модернизируется», тогда, как народные языки обретают способность разрабатывать некоторые её аспекты. Но явление это долгое время остается маргинальным. Понятие «литература» в том смысле, в каком мы понимаем его сейчас, т.е. предполагающее письменный и в то же время выражено индивидуальный характер текста, по-настоящему применимо только к латинским текстам эпохи. В тех случаях, когда наблюдается совпадение какого-либо факта латинской литературы с фактом литературы романо-германской, они почти всегда отделены друг от друга значительным временным промежутком: романо-германское явление возникает гораздо позднее, чем его предполагаемый образец.

Народные языки заимствовали из школьной традиции известное количество приемов - но от случая к случаю, в силу второстепенных потребностей и возможностей. Единственным примером латинского жанра, усвоенного в первоначальном виде народным языком, служит животная басня, восходящая к Эзопу. Современная филология решительно отказалась от теорий 1920-1930х гг., согласно которым фаблио или пастурель восходят к латинским образцам.

Трудно сказать, как связано «каролингское возрождение» с появлением первых текстов на народном языке, однако связь между двумя этими явлениями безусловно имеется. Упадок X века, судя по всему, как-то соотносится с предысторией романской поэзии. «Возрождение XII века» совпадает с появлением новых поэтических форм, которым суждено вскоре потеснить все остальные: куртуазной лирики, романа, новеллы, нелитургических драматических «действ».

На всем протяжении многовекового развития средневековья особой популярностью пользовалась агиография - церковная литература, описывающая жития святых. К X в. сформировался канон этого литературного жанра: несокрушимый, твердый дух героя (мученика, миссионера, борца за христианскую веру), классический набор добродетелей, постоянные формулы восхваления. Жизнь святого предлагала высший нравственный урок, увлекала образцами праведной жизни. Для житийной литературы характерен мотив чуда, отвечавший народным представлениям о святости. Популярность житий привела к тому, что отрывки из них - «легенды» (например, известные легенды о святом Франциске Ассизском /1181/1182-1226 гг./, основавшем нищенствующий орден францисканцев) стали читать в церкви, а сами жития - собирать в обширнейшие сборники.

Склонность средневековья к иносказанию, аллегории выражал жанр видений. Согласно средневековым представлениям высший смысл открывается только откровением - видением. В жанре видений автору во сне открывалась судьба людей и мира. Видения часто рассказывали о реальных исторических лицах, что способствовало популярности жанра. Видения оказали значительное влияние на развитие позднейшей средневековой литературы, начиная со знаменитого французского «Романа о Розе» (XIII в.), в котором ярко выражен мотив видений («откровений во сне»), до «Божественной комедии» Данте.

К видениям примыкает жанр дидактико-аллегорической поэмы (о Страшном суде, грехопадении и т.д.).

Среди лирических жанров клерикальной литературы доминирующее положение занимали гимны, воспевающие святых покровителей монастырей, церковные праздники. Гимны имели собственный канон. Композиция гимна о святых, например, включала зачин, панегирик святому, описание его подвигов, молитву к нему с просьбой о заступничестве и т.д.

Литургия - главное христианское богослужение, известное со II века, носит строго канонический и символический характер. К эпохе раннего средневековья относится зарождение литургической драмы. Истоки ее - диалогические вставки в канонический текст литургии, так называемые тропы, возникли в конце IX-X вв. Первоначально эти диалоги сопровождались пантомимой, постепенно переходя в сценки, а затем и в небольшие пьесы на библейские сюжеты, разыгрывавшиеся священниками или певчими возле алтаря. Католическая церковь поддерживала литургическую драму с ее ярко выраженной дидактичностью. К концу XI в. литургическая драма потеряла связь с литургией. Помимо драматизации библейских эпизодов, она начала разыгрывать жития святых, использовать элементы собственно театра - декорации. Усиление развлекательности и зрелищности драмы, проникновение в нее мирского начала вынудило церковь вынести драматические представления за пределы храма - сначала на паперть, а затем и на городскую площадь. Литургическая драма стала основой для возникновения средневекового городского театра.

Клерикальная лирика берет свое начало с творчества вагантов (от латинского - «странствующий») (XI-XIII вв.). Их музыка была адресована духовной элите средневекового общества - образованной его части, умеющей ценить поэтическое творчество. Песни создавались на латыни. Создателями лирики вагантов были бродячие клирики, главным образом, недоучившиеся студенты, не нашедшие себе места в церковной иерархии. Ваганты были образованными людьми, лично независимыми, как бы «выпавшими» из социальной структуры средневекового общества, материально необеспеченными - эти особенности их положения способствовали выработке тематического и стилистического единства их лирики.

Как и вся латинская литература этого периода, лирика вагантов опирается на античные и христианские традиции. Поэтическое наследие вагантов широко и многообразно: это и стихи, воспевающие чувственную любовь, кабаки и вино, и произведения, обличающие грехи монахов и священников, пародии на литургические тексты, льстивые и даже нахальные, просительные стихи. Ваганты сочиняли и религиозные песнопения, дидактические и аллегорические поэмы, но эта тематика занимала незначительное место в их творчестве.

Антицерковная литература вагантов преследовалась католической церковью. К концу XIII в. вагантская поэзия сошла на нет из-за репрессий, наложенных церковью, и не выдержав конкуренции со стороны светских соперников - с новоязычной поэзией провансальских трубадуров и французских труверов.

Хотя средневековая культура обладала идейной, духовной и художественной целостностью, доминирование христианства не делало ее совершенно однородной. Одной из ее существенных черт являлось возникновение в ней светской культуры, отразившей культурное самосознание и духовные идеалы военно-аристократического сословия средневекового общества - рыцарства и возникшего в зрелом средневековье нового социального слоя - горожан.

Светская культура, будучи одним из компонентов западноевропейской средневековой культуры, оставалась христианской по своему характеру. Вместе с тем сам образ и стиль жизни рыцарства и горожан предопределили их сосредоточенность на земном, выработали особые воззрения, этические нормы, традиции, культурные ценности.

Прежде чем сформировалась собственно городская культура, светская духовность стала утверждаться в рыцарской культуре.

Создателем и носителем рыцарской культуры являлось военное сословие, зародившееся еще в VII-VIII вв., когда получили развитие условные формы феодального землевладения. Рыцарство, особый привилегированный слой средневекового общества, на протяжении веков выработало собственные традиции и своеобразные этические нормы, собственные воззрения на все жизненные отношения. Становлению идей, обычаев, морали рыцарства способствовали во многом Крестовые походы, его знакомство с восточной традицией.

Расцвет рыцарской культуры приходится на XII-XIII вв., что было обусловлено, во-первых, окончательным его оформлением в самостоятельное и могущественное сословие, во-вторых, приобщением рыцарства к образованию (в предшествующий период большая его часть была неграмотной).

Если в раннем средневековье рыцарские ценности имели в основном военно-героический характер, то к XII столетию формируется специфически рыцарские идеалы и рыцарская культура.

Традиция требовала от рыцаря следовать определенным «правилам чести», так называемому «кодексу рыцарской чести». Основа кодекса - идея верности долгу, кодекс регулировал правила ведения боя и т.д. К числу рыцарских достоинств относились благородное поведение в бою, поединке, щедрость, смелость. Традиция требовала от рыцаря знать правила придворного этикета, уметь вести себя в обществе, утонченно ухаживать за дамой, благородно относиться к женщине, защищать униженных и оскорбленных. В число «семи рыцарских добродетелей», наряду с верховой ездой, фехтованием, плаванием, игрой в шашки, умелым обращением с копьем, входило также поклонение и служение даме сердца, сочинение и пение стихов в ее честь.

Указанные идеалы составляли основу представления о специфически рыцарском поведении - куртуазии (от французского court - двор). КУРТУАЗНОСТЬ, куртуазия - средневековая концепция любви, согласно которой отношения между влюбленным и его Дамой подобны отношениям между вассалом и его господином. Важнейшее воздействие на сложение идеала куртуазной любви оказал римский поэт Овидий (1 в.), поэтический «трактат» которого - «Искусство любви» - стал своеобразной энциклопедией поведения рыцаря, влюбленного в Прекрасную Даму: он дрожит от любви, не спит, он бледен, может умереть от неразделенности своего чувства. Представления о подобной модели поведения усложнились за счет христианских представлений о культе Девы Марии - в этом случая Прекрасная Дама, которой служил рыцарь, становилась образом его духовной любви.

Таким образом, к XII в. рыцарские ценности подверглись систематизации и универсализации, им был придан широкий этический смысл. Эти новые ценности легли в основу светской, так называемой куртуазной литературы - рыцарской лирики и рыцарского романа. Возникла она в XII в. одновременно со средневековым героическим эпосом.

В конце XI в. в Провансе возникает лирическая рыцарская поэзия трубадуров (приблизительный перевод - «слагающие стихи»). Последующие два столетия были временем наивысшего расцвета поэзии трубадуров, ставшей первой светской лирикой средневековья и ознаменовавшей собой конец господства церковной поэзии. Тематика поэтического творчества трубадуров обширна - стихи посвящались рыцарским доблестям, но главная тема - куртуазная любовь (само понятие «куртуазность», культ прекрасной дамы как новый эстетический идеал, были впервые разработаны в поэзии трубадуров).

Лирика трубадуров вобрала в себя литературные элементы церковной латинской поэзии, фольклора, заметны в ней и арабские влияния. Трубадуры создали и новый образ автора - человека, служащего только Красоте.

Наиболее известным куртуазным поэтом был Бернард де Вентадорн (XII в.). Среди трубадуров - Бертран де Борн, Пейре Видаль, Гильом де Кабестань, Гильом IX, герцог Аквитанский, граф Пуатье. Стихи сочиняли и знатные женщины, самая известная из них - герцогиня Аквитанская Альенора.

В XIV в. в идеологии рыцарства начинает увеличиваться разрыв между мечтой, идеалом и действительностью. Рыцарская этика с ее принципами верности долгу, правителю, даме переживает глубокий кризис. В новых условиях сама «куртуазность» становится анахронизмом, да и сами рыцари в изменившихся исторических условиях все реже обращаются к поэзии.

Вопреки религиозным произведениям, прославляющим аскетизм, рыцарская литература воспевала земные радости, выражала надежду на торжество справедливости уже в этой, земной жизни. Рыцарская литература не отражала действительность, а воплощала лишь идеальные представления о рыцаре. Образ рыцарского романа - герой, стремящийся к славе, совершающий чудесные подвиги (рыцари в них нередко сражались с драконами, колдунами). В романе широко представлена сложная символика и аллегории, хотя реалистический элемент также присутствует в нем. Сюжет нередко содержит реальные сведения по истории, географии и т.п.

Рыцарские романы впервые появились во Франции. Пожалуй, самым знаменитым автором их стал Кретьен де Труа (XII в)., использующий в своих произведениях античную традицию и кельтский героический эпос.

Сказание о любви Тристана и Изольды (XII в.) стало сюжетом для многочисленных рыцарских романов, от которых главным образом до нас дошли лишь фрагменты. Роман был восстановлен французским ученым Ж. Бедье в начале XX в. Сюжет восходит к ирландским сказаниям. Рыцарь Тристан попадает в Ирландию в поисках невесты для своего родственника - короля Марка. В дочери короля Изольде Златовласой он узнает предназначенную Марку невесту. На корабле Тристан и Изольда случайно выпивают любовный напиток, приготовленный матерью Изольды и предназначенный для Изольды и ее мужа. Между Тристаном и Изольдой вспыхивает любовь. Верный своему долгу, Тристан уезжает в Бретань и там женится. В конце романа смертельно раненый герой просит о встрече с любимой, которая одна может его излечить. Он ждет корабль с белым парусом - корабль Изольды. Однако ревнивая жена сообщает Тристану, что плывет корабль с черным парусом. Тристан умирает. Прибывшая к нему Изольда умирает от отчаяния.

К XIV в. в связи с наступлением кризиса рыцарской идеологии куртуазный роман постепенно приходит в упадок, утрачивая связь с реальностью, все больше становясь объектом пародий.

В X-XI вв. в Западной Европе начинают расти старые города, и возникают новые. В городах зарождался новый образ жизни, новое видение мира, новый тип людей. На основе возникновения города оформляются новые социальные слои средневекового общества - горожане, цеховые ремесленники и купцы. С возникновением городов усложняется само ремесло, оно требует уже специальной подготовки. Постепенно крупным городам, как правило, удавалось свергнуть власть сеньора, в таких городах возникало городское самоуправление. Города были центрами торговли, в том числе внешней, что способствовало большей информированности горожан, расширению их кругозора. Формирование новых социальных слоев общества оказало огромное влияние на дальнейшее развитие средневековой культуры, нации, становление системы образования.

Вольнолюбивая направленность городской культуры, ее связи с народным творчеством наиболее ярко отразила городская литература. Хотя на раннем этапе развития городской культуры спрос на клерикальную литературу - жития святых, рассказы о чудесах и т.д. - был все еще велик, изменились сами эти произведения: возрос психологизм, усилились художественные элементы.

В городской вольнолюбивой, антицерковной литературе формируется самостоятельный пласт, пародирующий основные моменты церковного культа и вероучения. Сохранились многочисленные пародийные литургии: пародии на молитвы, псалмы, церковные гимны.

В пародийной литературе на народных языках главное место занимают светские пародии, осмеивающие рыцарскую героику. Создаются пародийные рыцарские романы, пародийные эпосы средневековья - животные, плутовские, дурацкие.

Одним из популярнейших жанров французской городской средневековой литературы XII-XIV вв. были фаблио (от французского - фабльо - побасенка). Фаблио - это короткие забавные истории в стихах, комические бытовые рассказы. Героем этих коротких рассказов чаще всего выступал простолюдин. Фаблио тесно связаны с народной культурой (народные обороты речи, обилие фольклорных мотивов). Фаблио развлекали, поучали, восхваляли горожан и крестьян, осуждали пороки богачей и священников. Нередко сюжетом фаблио были любовные истории. Фаблио отразили жизнелюбие горожан, их веру в торжество справедливости.

Тематически к фаблио примыкает шванк (от немецкого - шутка) - жанр немецкой городской средневековой литературы. Шванк, как и фаблио, небольшой юмористический рассказ в стихах, позже в прозе. Основой сюжета шванка часто служил фольклор. Шванк имел антиклерикальный характер, высмеивая пороки католической церкви. Анонимные авторы фаблио и шванков противопоставляли свои произведения элитарной рыцарской литературе. Жизнерадостность, грубоватость, сатирическое высмеивание рыцарей были своеобразным ответом духовной элите и ее утонченной культуре.

Городская литература XIV-XV вв. отразила рост социального самосознания горожан, которые все более становились субъектом духовной жизни.

В этот же период появляется новый жанр городской литературы - прозаическая новелла, в которой горожане предстают людьми независимыми, сметливыми, ищущими успеха, жизнелюбивыми.

«Роман о Тристане и Изольде»

«Роман о Тристане и Изольде» - одно из самых любимых произведений средневековой литературы в Европе на протяжении многих веков. Имена Тристана и Изольды стали синонимами истинно-любящих. Отдельные сцены из романа множество раз воспроизводились на стенах зал в виде фресок, на коврах, резных ларцах или кубках. Несмотря на огромный успех романа, текст его дошёл до нас в очень плохом состоянии. От большинства названных обработок его сохранились лишь отрывки.

В эти смутные века, когда книгопечатания еще не существовало, рукописи погибали в колоссальном количестве, ибо судьба их в тогдашних ненадежных книгохранилищах была подвержена случайностям войны, разграблений, пожаров и т.п. Погиб целиком и первый древнейший роман о Тристане и Изольде. Однако тут пришел на помощь научный анализ. Подобно тому, как палеонтолог по остаткам костяка какого-нибудь вымершего животного восстанавливает все его строение и свойства, так литературовед-филолог по отражениям погибшего произведения, по намекам на него и позднейшим его переделкам может иногда реставрировать его сюжетные очертания, его главнейшие образы и идеи, отчасти даже его стиль.

Такой работой над романом о Тристане и Изольде занялся видный французский ученый начала XX века Жозеф Бедье, сочетавший в себе большие знания с тонким художественным чутьем. В результате этого явился воссозданный им и предлагаемый читателю роман, представляющий одновременно и научно-познавательную и поэтическую ценность.

«Песнь о нибелунгах»

Наиболее известный герой скандинавских мифов - Сигурд (Зигфрид). О его подвигах рассказывается в поеме «Песнь о Нибелунгах» - самой значительной памятке немецкого средневекового эпоса. Сигурд прославился победой над драконом Фафниром.

Песнь о нибелунгах» была создана в самом начале XIII в., т.е. в период наивысшего подъема средневековой культуры, в период, когда полностью выявились наиболее показательные для нее черты. «Песнь о нибелунгах» - рыцарская эпопея, запечатлевшая, наряду с общей средневековой картиной мира, кардинальные ценности жизни аристократического общества Германии эпохи Штауфенов. Но поскольку в песни этой завершаются длительное развитие и сложные трансформации германского героического эпоса, то по ней можно проследить и важные черты эпического жанра вообще. Довольно значительный объем песни позволил ее создателю вместить в нее очень разнообразное содержание; панорама жизни средневекового общества с присущими ему особенностями.

Долгое время Сигурд воспитывался у сказочного кузнеца Регина брата дракона Фафнира. Регин выковал Сигурду волшебный меч и, уговорил Сигурда убить Фафнира, надеясь захватить его сокровища. Когда кровь Фафнира попала на язык Сигурда, ему стала понятной речь птиц, и от них он узнал о замысле Регина убить его. Сигурд убивает Регина, захватывает сокровище карликов Нибелунгов. Среди всего остального он нашел там золотой перстень, имеющий волшебную способность преумножать богатства. Но на золотые украшения карлик Андвари наложил проклятье: каждого, кто ним овладеет, ждет смерть. Перстень принес смерть и Сигурду.

Вывод

средневековье творчество литература культурный

Не стоит думать, что тема «Литература Средневековья» уводит нас в глубь веков и не имеет никакого отношения к современности. Такие понятия, как честь, верность, благородство, истинная любовь, актуальны во все времена. Возвышенное представление о любви, прославление рыцарских доблестей звучит, например, в балладах Владимира Высоцкого. Они были написаны поэтом для фильма «Стрелы Робин Гуда» в 1975 году, но их сочли слишком серьёзными, и в фильм они не вошли. Только после смерти Высоцкого, в 1983 году, на экраны России вышел фильм «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», где эти песни заняли достойное место. Итак, послушайте в завершение моего реферата «Балладу о Любви». Она ещё раз утвердит нас в мысли, что время рыцарей не прошло, что вечные ценности не стареют.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность библиотерапии. Значение произведений художественной литературы в библиотерапии. Методика использования художественной литературы. Рекомендации и требования по подбору литературы. Программа изучения произведений с библиотерапевтической целью.

    курсовая работа , добавлен 02.07.2011

    История зарождения английской литературы, влияние на ее развитие творчества Шекспира, Дефо, Байрона. Появление произведений, воспевающих дух войны, вассального служения и поклонения прекрасной даме. Особенности проявления критического реализма в Англии.

    шпаргалка , добавлен 16.01.2011

    Литература как один из способов освоения окружающего мира. Историческая миссия древнерусской литературы. Появление летописей и литературы. Письменность и просвещение, фольклористика, краткая характеристика памятников древнерусской литературы.

    реферат , добавлен 26.08.2009

    Этапы становления филиппинской литературы, влияние на данный процесс исторических событий и завоеваний этой территории. Анализ испано- и англоязычной литературы Филиппин, их яркие представители и специфичность. Главные мотивы произведений Ника Хоакина.

    реферат , добавлен 16.03.2010

    Ступени исторического развития литературы. Стадии развития литературного процесса и мировые художественные системы XIX–XX веков. Региональная, национальная специфика литературы и мировых литературных связей. Сравнительное изучение литературы разных эпох.

    реферат , добавлен 13.08.2009

    Стили и жанры русской литературы XVII в., ее специфические черты, отличные от современной литературы. Развитие и трансформация традиционных исторических и агиографических жанров литературы в первой половине XVII в. Процесс демократизации литературы.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2010

    Новый этап социально-экономического развития страны. Окончание Кавказской войны. Развитие литературы на Северо-Западном Кавказе. Представители украинской литературной традиции на Кубани. Национальное самосознание украинского населения Кубанской области.

    реферат , добавлен 23.11.2008

    Доминанты средневековой культуры. Христианство как основа менталитета человека Средневековья. Средневековый театр. Культурные и народные традиции в средневековой литературе. Театр У. Шекспира и традиции. Роль цвета в мировоззрении средневекового человека.

    дипломная работа , добавлен 19.02.2009

    Литература Приднестровья как неотъемлемая часть литературы не только в России, но и во многих странах СНГ. Основные представители литературы Приднестровья и их характеристика: Р. Кожухаров, Ю. Баранов, В. Кожушнян, О. Юзифович, П. Шпаков, Л. Литвиненко.

    доклад , добавлен 21.08.2012

    Возникновение древнерусской литературы. Периоды истории древней литературы. Героические страницы древнерусской литературы. Русская письменность и литература, образование школ. Летописание и исторические повести.

Литература средневековья кратко

Литература средневековья, кратко описанная, в эпоху с IV по XV век, обязана своему существованию трем источникам:
1. фольклору - к нему относились обрядовые и трудовые песни, сказки, эпосы;
2. античной литературе - особенно произведениям Вергилия и Овидия;
3. христианству - Священное писание, жития святых, религиозные песни и гимны.
Свое начало средневековье берет после распада Великой Римской империи, и поэтому долгое время письменная литература существовала на латинском языке. Этот язык был знаком немногим - наиболее образованным феодалам и представителям церкви.
Литература средневековья, кратко изложенная, делилась на следующие виды: религиозная, городская и рыцарская.
Религиозная литература занимала центральное место, поскольку влияние церкви было очень сильным. Городская включала в себя басни и театральные жанры, такие, как фарс (комическая пьеса), мистерия, миракль.
Самой многочисленной и интересной была рыцарская литература. Институт рыцарства, как и церковь, играл важную роль в Средние века. Этот вид включал в себя следующие жанры:

Героический эпос. В раннем средневековье он был представлен устными сказаниями скандинавов и кельтов. Где-то с XI века эпосы начинают записывать. В каждой европейской стране было свое сказание о героях. У германцев была «Песнь о Нибелунгах», рассказывающая о герое Зигфриде, который искупался в крови дракона и стал неуязвим. Во Франции была написана трагическая «Песнь о Роланде». Суровые скандинавы создали цикл песен о богах и героях «Старшая Эдда». Англия стала родиной легенд о справедливом короле Артуре.

Рыцарский роман. Его ярчайший представитель, получивший огромную популярность и известность - «Тристан и Изольда». Если эпосы были народным творчеством, то рыцарский роман уже имел авторство. «Тристана и Изольду» написал в XIII веке Готфрид Страсбургский.


Куртуазный роман и лирика. Слово «куртуазный» означало «галантный». После первых крестовых походов рыцари привезли с Востока новые правила поведения, в первую очередь - с дамами. Появляются поэты-певцы - трубадуры и миннезингеры. Основная тема их поэзии - любовь.
В течение длительного времени в средневековой литературе существовало только несколько жанров. Постепенно, с общим развитием культуры Средних веков, их становилось все больше. В эпоху Возрождения литература средневековья достигла своей кульминации.

Контрольная работа по генетике 1 вариант

1. Совокупность внешних и внутренних признаков организма это:

1. фенотип 2.генотип 3.генофонд 4. кариотип

2. Совокупность генов гаплоидного набора хромосом это:

1. генотип 2. Генофонд 3. Геном 4. ген

3. Гены, контролирующие развитие противоположных признаков, называются:

1. гетерозиготными 2. Аллельными 3. Гомозиготными 4.моногибридными

4. ПОЛ человека определяется: 1)до оплодотворения яйцеклетки 2)после оплодотворения

3)в момент оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом 4)иным способом

5.В семье здоровых родителей родился мальчик, больной гемофилией. Каковы генотипы родителей (ген гемофилии h): 1) мать X H X h ; отец X h Y 2) мать X H X h ; отец X H Y 3) мать Х Н Х Н ; отец X H Y 4) мать X h X h ; отец X H Y

6. Профилактическим методом предупреждения наследственных заболеваний в будущей семье является : 1)исследование генетического аппарата одного из родителей

2)генеалогическое исследование родителей 3)близнецовый метод

4)отмена лекарств во время беременности

7. Гомозиготными называются организмы, которые:

1)образуют один сорт гамет 2)при скрещивании друг с другом дают расщепления

3)несут только доминантные гены 4)несут только рецессивные гены

8. Сцепленными с полом называются признаки, для которых определяющие их гены расположены в 1. Аутосомах 2. половых хромосомах 3. неполовых хромосомах

9. Генотип - это совокупность: 1)всех генов популяции 2)всех генов организма

3)генов, расположенных на половых хромосомах 4)генов всех видов, образующих биоценоз

Генетические задачи:

    Скрестили пестрых петуха и курицу. Получили пестрых, черных и белых цыплят. Какой признак доминирует? Как наследуется окраска оперения у этой породы кур?

2. У морских свинок ген черной окраски шерсти А доминирует над а, обуславливающим белую окраску. Короткошерстность определяется доминантным геном В, а длинношерстность - его рецессивным аллелем в. Гомозиготное черное длинношерстное животное было скрещено с гомозиготным белым короткошерстным. Какое потомство получится от скрещивания данных свинок

    Одна из форм шизофрении наследуется как рецессивный признак, сцепленный с Х хромосомой. У здоровых родителей родился ребёнок с шизофренией. Определить вероятность рождения у них здорового ребенка.

Контрольная работа по генетике 2 вариант.

1. Какую часто информации, в среднем, получает ребёнок от своей бабушки?

1) 100 % 2) 75 % 3) 50 % 4) 25 %

2. У кареглазого мужчины и голубоглазой женщины родились 2 кареглазые девочки и 1 голубоглазый мальчик. Ген карих глаз (А) доминирует. Каковы генотипы родителей?

1)Отец Аа, мать Аа 2) Отец аа, мать Аа 3) АА и АА 4) аа и аа 3. Чистой линией называется потомство:

1)не дающее расщепления 2)полученное только от гетерозиготных родителей

3)пара особей, отличающихся одним признаком 4)особи одного вида

4. Организм с генотипом ААВВСс образует гаметы:

1)ABC и ABB 2) ААВВСС и ААВВСс 3)ABC и АВс 4) А, В, С, с

5. Девочки, родившиеся от отца-дальтоника и здоровой (не носительницы) матери, будут нести ген дальтонизма с вероятностью : 1)25% 3) 50% 2)75% 4) 100%

6. Доминантный аллель - это:

1)пара одинаковых по проявлению генов 2)один из двух аллельных генов

3)ген, подавляющий действие другого аллельного гена 4)подавляемый ген

7. Участок молекулы ДНК, несущий информацию об одной молекуле белка - это:

1)ген 2)фен 3)геном 4)генотип

8. Дигомозигота имеет генотип: 1. АаВв 2. ААВВ 3. ААВв 4. АаВВ

9. Т. Морган является первооткрывателем явления:

1)независимого расщепления; 2)чистоты гамет;

3)единообразия гибридов первого поколения; 4)сцепленного наследования признаков.

Генетические задачи:

    При разведении телят крупного рогатого скота (коров породы шортгорн) было установлено, что красная окраска не полностью доминирует над белой, а гетерозиготы имеют чалую окраску. От красного быка и нескольких чалых коров родилось 24 теленка. Как выглядели (скорее всего!) эти телята?

2 . У голубоглазой близорукой женщины от брака с кареглазым мужчиной с нормальным зрением родилась кареглазая близорукая девочка и голубоглазый с нормальным зрением мальчик. Ген близорукости доминантен по отношению к гену нормального зрения, а ген кареглазости доминирует над голубоглазостью, родители были гетерозиготны по доминантным признакам. Какова вероятность появления этих детей?

3…Женщина, имеющая гипоплазию (истончение) эмали зубов, выходит замуж за мужчину, у которого такой же дефект. От этого брака рождается мальчик, не страдающий данной болезнью. Какова была вероятность появления в этой семье здорового мальчика, в отличие от своих родителей не страдающего гипоплазией эмали? Какова вероятность появления в этой семье здоровой девочки? Известно, что ген, ответственный за развитие гипоплазии эмали, - доминантный ген, локализованный в Х-хромосоме; ген, контролирующий отсутствие рассматриваемого заболевания, - рецессивный ген Х-хромосомы.

Разделы: Биология

Класс: 9

“Быть хорошо рождённым – право каждого человека!” Л. Н. Толстой

Цель урока : изучить сущность хромосомного определения пола, механизм наследования генов, сцепленных с полом, конкретизировать знания об особенностях половых хромосом, аутосом. Задачи:

  • образовательная: рассмотреть статистические данные, механизм определения пола и закономерности наследования генов, сцепленных с полом; раскрыть причины возникновения сцепленных с полом генетических болезней.
  • развивающая:
  • продолжить формирование умений и навыков использования генетических понятий и символов, решать генетические задачи, анализировать, делать выводы;
  • воспитательная:
  • половое воспитание – формировать представления о различиях мужского и женского организмов.

Тип урока: комбинированный с использованием информационных технологий.

Методы проведения: беседа, объяснение, проблемные, частично – поисковые.

Ход урока

1. Организационная часть:

приветствие; подготовка аудитории к уроку; наличие учащихся.

Обратить внимание!

Соблюдать тактичность изложения материала, т. к. в классе могут быть учащиеся с наследственными заболеваниями. При объяснении усилить оптимистические прогнозы о возможных способах лечения и устранения наследственных заболеваний.

2. Проверка знаний учащихся.

А) Индивидуальная работа с карточками – 2 учащихся

Терминологическая разминка.

  1. Генетика изучает закономерности….
  2. Основоположником генетики является….
  3. Объектом своих исследований Мендель выбрал….
  4. Тип опыления у гороха….
  5. Женская и мужская особь обозначается….
  6. Родители и гибридное потомство обозначается…
  7. Совокупность генов организма…
  8. Гетерозигота обозначается…
  9. Совокупность всех признаков организма….
  10. Гомозиготы обозначаются…
  11. Ген, контролирующий преобладающий признак…
  12. Ген, контролирующий подавляемый признак…
  13. Аллельные гены….
  14. Противоположные признаки называются…
  15. Явление, при котором часть гибридовF2 несет доминантный признак, а часть-рецессивный….
  16. Каждый ген аллельной пары называется…
  17. Растения, в потомстве которых, при самоопылении, не наблюдается расщепление признаков называется…
  18. Проявление промежуточных признаков у F1 при скрещивании чистых линий наблюдается при…..

19*. В каком случае рецессивный ген может проявиться у гибрида?

20*. Сколько аллелей имеет ген, определяющий развитие окраски семян у гороха? Какие?

КАРТОЧКА “НАЙДИТЕ ПАРУ”

1. Генетика 1.получили от родителей
2.ген 2.совокупность внешних и внутренних признаков
3.моногибридное скрещивание 3.F 100-цветы все равно белые
4.рецессивный признак 4.противоположность наследственности
5.доминантный признак 5.основной метод Менделя
6.гибриды 6.учитывается один признак
7.гибридологический метод 7.желтые и зеленые семена
8.чистые линии 8.преобладает всегда у гибридов
9.изменчивость 9.основоположник Мендель
10.генотип 10.сочетаются признаки
11.фенотип 11.молекула ДНК
12.наследственность 12.исчезает в F1
13.альтернативные признаки 13.совокупность всех генов организма

Б) Фронтальная работа с классом “Разговор двух друзей – генетиков”.

-“Привет, друг. Я увидел твое древо. Да, но ты пробанд! А сколько у тебя сибсов и просибсов. Это просто удивительно как ты знаешь свою наследственность”.

– “Я тоже смотрел твое древо и был удивлен, что у твоих предков был случай инцеста”.

Рядом стоящие друзья ничего из разговора не поняли. Помогите им. Переведите разговор на понятный всем язык.

Задание №2. Рассмотрите графическое изображение родословной человека и ответьте на некоторые вопросы. (Слайд 2)

    Сколько поколений людей представлено на родословной?

    Сколько детей было у бабушки и дедушки пробанда со стороны матери?

    Какой пол пробанда?

    Имеется ли изучаемый признак у пробанда?

    Сколько еще членов родословной имеют такой же признак, который есть у пробанда?

    Рецессивным или доминантным является изучаемый признак?

    Назовите хромосому, в которой находится аллель, отвечающая за формирование изучаемого признака: 1) аутосома, 2)Y-хромосома, 3) Х-хромосома.

    Каков генотип пробанда: АА, Х А Х а, Х а Y, ХY А

3. Сообщение темы и цели урока

.

Актуализация и личностно – значимая роль учебной информации урока. Начало романа Льва Толстого “ Анна Каренина ” запоминается многим необычным умозаключением: “ Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по – своему ”. Великий писатель, конечно, имел в виду атмосферу семьи, другими словами – социальную сторону семьи. Ну, а если взглянуть на несколько поколений с генетической точки зрения, то можно увидеть, что каждая семья по-своему одновременно и счастлива, и несчастлива.

Физкультминутка.

Так как мы часто похожи на одного из родителей больше, чем на другого (хотя при этом рост, волосы и телосложение можем перенять от обоих), можно сделать вывод, что унаследованный нами ген был сильнее другого, эквивалентного ему. Например, о темных волосах говорят, что они “ доминируют”. С древнейших времен человечество волновала проблема взаимоотношения полов, морфологические и физиологические отличия мужчин и женщин, приблизительно равное соотношение по количеству особей мужского и женского пола.

Давайте попробуем ответить на следующие проблемные вопросы и мы:

  • Можно ли предсказать или предопределить рождение ребенка определенного пола?
  • От чего зависит пол новорожденного младенца?
  • Почему у одной и той же пары родителей рождаются дети разного пола?

Учебная информация: Пол можно рассматривать как один из признаковорганизма. Наследование признаков организма, как правило, определяется генами, локализованными в хромосомах. Если сравнить хромосомный набор особей разного пола, то он будет отличаться по одной паре хромосом, которые назвали половыми, поэтому механизм определения пола имеет хромосомный характер.

Хромосомное определение пола. Особенности кариотипов самцов и самок.

Еще Г.Мендель обратил внимание на то, что соотношение 1:1 по половой принадлежности напоминает расщепление, которое получается при анализирующем скрещивании. Впервые подробно генетику пола изучил Т.Морган в опытах с дрозофилой. Ему удалось установить, что самцы и самки мухи дрозофилы отличаются по хромосомному набору. И у тех, и у других в клетках тела присутствовало по 8 хромосом, 6 из которых были одинаковы у самцов и самок, их назвали аутосомами, а одна пара различалась у особей мужского и женского пола назвали половыми хромосомами. У самокдве одинаковые половые хромосомы – ХХ, у самцов разные половые хромосомы– Х и Y.

В данном случае женский пол является гомогаметным, то есть все яйцеклетки несут Х-хромосому, а мужской гетерогаметным, то есть образует два типа гамет– 50% с Х– хромосомой, 50% с Y– хромосомой. У человека в кариотипе 44 аутосомы и 2 половые хромосомы: хромосомный набор мужчины – 44А+ ХY, женщины – 44А + ХХ. Если образуется зигота, несущая ХХ, то из нее будет формироваться женский организм, а если в зиготе ХY – то мужской. Женский организм имеет две одинаковые половые хромосомы (ХХ), поэтому является – гомогаметным , а мужской, образующий два типа – гетерогаметным. (Слайд 3).

Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследование признаков, гены которых локализованы в Х и У хромосомах, называют наследованием, сцепленным с полом.

Наследственные болезни человека.

Наследственные болезни человека – это болезни, связанные с нарушением генетического аппарата человека. Среди наследственных заболеваний выделяют хромосомные и генные болезни. Хромосомные болезни вызываются изменением числа и формы хромосом. К ним относятся синдромы Дауна (47 хромосом, трисомия 21 хромосомы 21,21,21), Шерешевского-Тернера (женщина с 45 хромосомами, ХО), Клайнфельтера (мужчина с 47 хромосомами, ХХУ). Одной из причин этого является употребление алкоголя, наркотиков, табакокурение, влияние загрязнений окружающей среды. Генные болезни обусловлены изменениями, возникающими внутри гена. К таким заболеваниям относятся фенилкетонурия, серповидноклеточная анемия, гемофилия А и гемофилия В, дальтонизм, недоразвитие потовых желез и другие. Гены (аллели), определяющие эти заболевания, локализованы в Х – хромосоме.

Наследование дальтонизма. Задача . В поле зрения тети Лизы опять попали молодые соседи. С некоторых пор ее стал интересовать вопрос, почему они не покупают машину? Успокоилась она только тогда, когда узнала, что состоятельный сосед – дальтоник. “Ой, как жалко, значит и детки всю жизнь будут на городском транспорте ездить.” Надо ли жалеть соседских детей?

(Объяснение решения задачи учителем).

Рассмотрим в качестве примера наследование дальтонизма. (Слайды 5,6,7).

Было установлено, что дальтонизм обусловлен рецессивным аллелем (Х d), нормальное цветоощущение – доминантным аллелем (Х D), поэтому женщины, гетерозиготные по этому гену (Х D X d), обладали нормальным зрением. Ученые утверждают, что наследственные болезни возникли вместе с человеком и сопровождали его на протяжении всей его эволюции. Великий врач древности Гиппократ писал: “Семя производит все тело. Здоровое тело производит здоровые части тела, больное – больные. Раз, как правило, у лысого рождается лысый, у голубоглазого – голубоглазый, у косого – косой, ничего не помешает рождению длинноголовых у длинноголовых” . Изучение наследственных болезней человека показало, что при родственном браке, по сравнению с неродственным, значительно возрастает вероятность появления уродств, мертворождений, ранней смертности в потомстве. Так как в родственных браках рецессивные гены чаще переходят в гомозиготное состояние, в результате развиваются те или иные аномалии. Ярким примером этого является наследование гемофилии в царских домах Европы. Английская королевская фамилия – пример типичной “ родословной” со сцепленной с полом болезнью, болезни, когда вредные гены расположены в половой хромосоме. Императрица Александра Федоровна, до бракосочетания Алекс– Виктория-Елена – Бригитта – Луиза – Беатриса принцесса Гессенская и Рейнская – дочь Великого герцога Людвига IY Гессенского и Рейнского и Аликс, дочери британской королевы Виктории. Она внучатая племянница императрицы Марии Александровны, жены Александра II, сестра Великой княгини Елизаветы Федоровны. Родилась 25 мая (6 июня по старому стилю) 1872 года. В возрасте 12 лет она впервые побывала в России на свадьбе сестры, где познакомилась с 16-м цесаревичем Николаем. Государь Александр III возражал против брака своего сына с немецкой принцессой. Одной их причин было то, что трон в государстве Российском наследуется по мужской линии, а было известно, что родственники принцессы по мужской линии редко доживали до преклонного возраста. Однако Николай решительно заявил, что ни на ком другом жениться не желает. Уже на смертном одре Александр III благословил брак Николая и Алисы. Свадьба состоялась месяц спустя после смерти Александра, 14 ноября 1894 года. Вскоре после свадьбы – 3 ноября 1895 года царица родила своего первого ребенка. Это была девочка, ее назвали Ольга. Затем подряд родились еще три дочери: 29 мая 1897 года – Татьяна, 14 июня 1899 – Мария, 5 июня 1901 г.– Анастасия. Но нужен был наследник престола. Наконец, 30 июля 1904 года у царицы родился мальчик. Его назвали Алексеем. После рождения наследника выяснилось, что мальчик болен гемофилией. Это страшная неизлечимая болезнь стала трагедией семьи. Обычно с таким заболеванием редко доживают до зрелого возраста, так как любой ушиб и даже мелкое кровоизлияние может стать причиной смерти. Болезнь царевича была объявлена государственной тайной, знали о которой только члены семьи и приближенные слуги. Несчастный мальчик обладал прекрасными природными качествами: сильным и быстрым умом, находчивость, добрым и сострадательным сердцем, очаровательной у царей простотой; красоте духовной соответствовала и телесная. Алексей Николаевич быстро схватывал нить даже самого серьезного разговора, а в нужных случаях так же быстро находил подходящую шутку для ответа.Английская королева Виктория была гетерозиготной по гену гемофилии. У нее родились сын – гемофилик и две гетерозиготные дочери, передавшие ген гемофилии в царствующие семьи России и Испании. Некоторые их внуки и правнуки, в том числе русский царевич Алексей, были больные гемофилией. Британская же линия наследования потеряла этот болезненный ген. Об этом можно судить на основании того, что сын королевы Виктории Эдуард YII был здоров.

Беседа: Каковы пути профилактики наследственных болезней:

  1. Запрет на близкородственные браки.
  2. Запрет на употребление алкоголя и наркотиков.

Борьба за чистоту окружающей среды.

Медикогенетическая и дородовая диагностика.

Когда к врачу – генетику с вопросом о возможности рождения у них здорового младенца обращается супружеская пара, у которой уже есть больной ребенок, приходится подробно анализировать родословную этой по линиям жены и мужа. Так как большинство из нас не имеют понятия о вредных генах, которые мы носим в себе. После рождения ребенка с наследственной болезнью, мы узнаем по крайней мере об одном из таких генов. Если пораженным болезнью оказывается кто-нибудь из наших близких родственников, мы обязаны побеспокоится о специальном обследовании. Прежде всего, составляют и изучают родословные семей обоих супругов и постараются установить, какие именно наследственные болезни в них встречались. И только на основе всех полученных данных врач рассчитывает, сколь велик риск появления на свет малыша, отягощенного патологической наследственностью. Каждая женщина волнуется во время беременности, всем сердцем надеясь, что ее ребенок будет нормальным и здоровым. Ее тревогу в бошей или меньшей мере разделяет ее муж. Мы все успокаиваем себя тем, что как известно, примерно 96 из каждых 100 детей появляются на свет без серьезных врожденных дефектов. Но 3-4 % детей рождаются нездоровыми – вот здесь– то и кроется причина наших тревог во время беременности.

Основные способы дородовой диагностики патологии ребенка:

  1. Пункция околоплодных вод (амниоцентоз)– старейший из всех методов. Через стенку брюшины с помощью тонкой иглы, прокалыва плодный пузырь, отбирают из матки 10-20 мл.околоплодных вод на 15-17 неделе беременности. Исследование осуществляется под местным наркозом и при непрерывном ультразвуковом контроле, чтобы не повредить ребенка и плаценту. В околоплодной жидкости плавают клетки ребенка. Их отфильтровывают, размножают в лаборатории и исследуют на хромосомные дефекты. (Слайд 8).
  2. Биопсия ворсинок хориона – на 6-11 неделе беременности, отбирают немного пушистой, имеющей форму коралла ткани, в которой лежит крошечный эмбрион в первые недели жизни до образования плаценты. Защищающие и питающие ворсинки этой ткани содержат такие же клетки, что и ребенок.
  3. Пункция пуповины
  4. : для этого исследования у плода берут немного крови из пуповины, чтобы определить некоторые врожденные болезни. Основная цель постановки раннего пренатального диагноза – успешное лечение плода еще в матке.

Существуют современные методы предимплантационной диагностики эмбриона, которая позволяет исключить генетические патологии на 100 %, дающие возможность иметь здоровых детей родителям с патологией.

Заключение

Современные люди не всегда знают своих двоюродных братьев и сестер не поддерживают с ними связи. Разумеется это важно не только с биологической (генетической) точки зрения, но и социальной. Чем больше люди будут поддерживать и ощущать родственные отношения, тем добрее они станут, тем более социально значимыми себя ощутят. Ведь в родословной каждого человека окажутся люди, которыми можно гордиться. Так давайте гордиться своей наследственностью и беречь ее!

4. Подведение итогов урока:

Выскажите свое мнение:

    Какой тип хромосом играет решающую роль в определении пола у людей?

    Каким образом половые различия в хромосомных наборах самцов и самок поддерживаются при размножении?

    Только ли хромосомами определяется пол организма?

    Просто ли поменять пол? 5. Стоит ли это делать?

Мужчина больной гемофилией женится на здоровой женщине, отец которой страдал гемофилией. Какова вероятность рождения в этом браке больных детей.

Ответ: вероятность рождения больного ребенка 50%.

5. Домашнее задание. Параграф 39, ответить на вопросы.

1 уровень (на оценку “хорошо ”)

2 уровень (на оценку “отлично ”)

1. Гетерозиготную серую самку дрозофилы скрестили с серым самцом. Определите численное соотношение расщепления гибридов по генотипу и фенотипу (по полу и окраске тела) (самцы гетерогаметные, признак сцеплен с полом). 1. Серебристую курицу из породы белый виандот (доминантный признак сцепленный с полом) скрестили с золотистым (коричневым) петухом породы леггорн. Сколько и каких курочек должно быть среди тысячи цыплят, полученных на ферме?
2. От родителей, имевших по фенотипу нормальное цветовое зрение, родилось несколько детей с нормальным зрением и один мальчик-дальтоник. Чем это объяснить? Каковы генотипы родителей и детей? 2. Каковы вероятные генотипы и фенотипы детей от брака женщины-дальтоника со здоровым по цветовому зрению мужчиной?

Мужчина больной гемофилией, женится на здоровой женщине, и у них рождаются нормальные дети. Существует ли вероятность заболевания у внуков, при условии, что все дети вступили в брак со здоровыми людьми?



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта