Впервые ЕГЭ появился во Франции в середине шестидесятых годов. После признания бывших французских колоний независимыми государствами, Францию заполонили потоки афро-иммигрантов, которые в поисках работы и лучшей жизни стремились в Европу. Уровень образования в бывших колониях было настолько низким, что иммигранты практически не умели читать и считать. Именно наплыв в страну малограмотных слоев населения Франция была вынуждена максимально упростить систему экзаменов. Была введена тестовая система проверки знаний, которая подразумевала частичное или полное угадывание правильного ответа при полном отсутствии знания предмета.
Через три года в результате широкой волны протестов среди коренного населения Франции правительство признало несостоятельность системы тестирования, и ЕГЭ был отменен.
Следующим полигоном для опробования системы ЕГЭ стала Америка. И вот, через несколько лет США, переняв опыт у французов, ввели вместо обычных экзаменов, единый государственный экзамен в виде теста. Тестовая система обучения показалась правительству США более рентабельной и разумной, несмотря на то, что было очевидно, что она полностью останавливала развитие логики и творческого мышления у молодого поколения и направлена была только на механическое заучивание правильных ответов. Не все американцы оказали поддержку такой системе образования. В частности, президент Кеннеди открыто выступал против обезличенного тестирования, однако сделать ничего не смог.
В это же самое время система образования СССР долгое время сохраняло приоритетное развитие разносторонней личности ребенка, развитие умения самостоятельно мыслить, творчески подходить к решению задач и безупречно владеть устной речью. Такое направление долгие годы считалось верным и изменению не подвергалось.
Однако с распадом Советского Союза стали рассматриваться пути усовершенствования системы обучения, выискиваться новые варианты обучения и проверки знаний. В результате долгих поисков Министерство образования России остановилось на ЕГЭ в форме тестирования.
К этому времени ЕГЭ уже успели проверить на собственной системе и отказаться от него большинство стран. В США единый экзамен все еще существует. Но он не является обязательным для всех. Все желающие могут сдать ЕГЭ, но только заплатив за эту процедуру. При этом сертификат о сдаче ЕГЭ учитывается при поступлении в высшие учебные заведения, но не заменяет обязательную сдачу экзаменов в традиционной устной форме.
Население России недоумевает. Кому выгодно было вводить систему тестирования, от которой отказались все другие страны? Советская система образования действительно нуждалась в пересмотре и коррективах. Однако в большей степени это касалось некоторых предметов и тем, выбранных для изучения коммунистами. Основная цель любого образования – вырастить разносторонне развитую личность, способную мыслить логически, творчески, включая смекалку и фантазию. Сможем ли мы сохранить наш великий и могучий русский язык, если дети будут механически ставить галочки на правильных ответах, если перестанут рассказывать материал устно, будут лишены возможности диалога с учителем на экзамене? Остается только надеяться, что личный опыт в школах и здравый разум чиновников все же приведут нас к тому же выводу, который уже сделали многие страны мира: тестирование – проверка знаний, но не проверка личности. Надо готовить людей не к лотерее, а к честной и открытой жизни.
Как предложения позволят повысить эффективность ЕГЭ, что надо проверять знание или понимание процессов.
ЕГЭ появился в 1966-1967 годах во Франции, когда Франция перестала быть колониальной державой. Отдельные государства, входившее в нее, получили независимость. А молодежь этих стран, получивших независимость, захотела учиться в метрополии, то есть непосредственно во Франции. И тогда французы придумали вот этот удаленный тестовый экзамен, которые проводили на тех бывших колониальных территориях.
И тот, кто этот экзамен удачно сдал, мог уже приехать поступать в вузы Франции. И вот 1966-1967 годы французы понапринимали по этому тестовому экзамену во все свои лучшие вузы таких вот выпускников. К началу 1968 года они поняли, что попали в сложнейшую ситуацию. И начались отчисления. Потому что те, кто пришел и поступил по результатам этого экзамена, они просто не в состоянии были учиться.
Это вызвало волну студенческих волнений: вот эти отчисленные студенты вышли на улицы Парижа. Начались погромы. Все это закончилось тем, что в ноябре 1968 года все правительство генерала де Голля ушло в отставку. Но в 1971 году Общественная палата Франции, очень озабоченная всей этой ситуацией, приняла решение, что больше никаких тестовых удаленных единых экзаменов не должно быть. Иначе, как определила Общественная палата, еще год-два и от высшего образования Франции не останется камня на камне.
Но зато это очень быстро восприняли другие люди, которые поехали делать реформу образования в США. В 1968 году туда поехала целая бригада под руководством профессора Андре Кинга из Великобритании, и они повезли эту французскую систему. В результате Америка была заражена этой заразой, и к 1990-м годам это привело к тому, что практически вся система образования в США рухнула. Там долго не могли понять, что у них происходит, но вот в 2009 году Обама, придя на президентский пост, стал прислушиваться к мнению наиболее известных людей, к числу которых он отнес Билла Гейтса. Билл Гейтс не просто самый богатый человек в мире, но он еще к тому же один из умнейших. Так вот, Билл Гейтс ему сказал: или мы кончаем с этой системой тестирования или будем страной идиотов! А судя по возрасту, Билл Гейтс учился при этой системе. Учился. Поэтому он на себе испытал, он знал, о чем говорит.
Внедрение ЕГЭ в России осуществляла специальная группа, которая работала с середины 1990-х годов. Cначала под руководством господина Сороса, а потом еще приезжала специальная бригада. Некоторые из этой бригады стали неофициальными советниками при министерстве образования России. Они очень быстро скоординировались на базе Высшей школы экономики, которая была создана в 1992 году на специальный гранд Всемирного банка. И вот эта бригада советников начала внедрять эту штуку, понимая прекрасно, какой будет результат.
А вот Обама в январе 2009 года обратился к конгрессу США с просьбой немедленно отменить все виды тестирования, особенно итоговое тестирование по окончании школы. И даже попросил 5 млрд долларов у конгресса на то, чтобы вернуть прежнюю классическую систему аттестации экзаменов.
Анатолий Вассерман пытался вносил предложение для повышения эффективности ЕГЭ, он предложил поручить составлять тесты специалистам по составлению вопросов для интеллектуальных игр. В таких играх уже давно определили, как задавать вопросы, чтобы проверять не знания, а понимание материала, как выявлять утечку материалов.
Попробуем принять во внимание тот факт, что важнее понимание процессов происходящих в природе и обществе, тогда зачем нужно запоминание дат и фактов, гораздо важнее почему это происходит, что можно прогнозировать на основании имеющейся информации, Подобный подход важен при изучении обществоведения и истории, сегодня мы просто учим факты, история показывает, что государства часто подтасовывают факты, искажают информацию, которая предоставляется гражданам. Посмотрите на ситуацию на Украине, вспомните переписывание истории в советский период. Все это говорит о том, что понимание многократно важнее запоминания, не забывайте - сведения без анализа не самая рациональная трата времении. Кстати это относится не только к общественным наукам, но и к естественным в той же степени. Преподавание математики во всем мире сводится к формальному изложению материала, когда не дается информация, где можно применить знания, каковы пределы формального использования формул, например, применяя некоторые формулы в той же геометрии можно получить величину угла, которого не существует в природе(угол, образованный отрезками, прямыми или векторами, которые никогда не пересекаются в пространстве.) И подобные задачи предлагаются в учебниках и пособиях.
ЕГЭ - единый государственный экзамен, проводимый в России в средних учебных заведениях: школах, лицеях, гимназиях. Он является обязательным для всех выпускников. Поэтому многих школьников интересует то, сколько действителен результат ЕГЭ.
Впервые ЕГЭ стали проводить в начале 2000 годов, когда экзамен был организован в нескольких республиках, а также в 2 областях. В 2006 году мероприятие проводилось с 900 000 учениками в 80 регионах страны. Сейчас ЕГЭ школьники сдают в каждом регионе.
Обязательно надо проходить экзамен по русскому языку и математике, а остальные предметы являются дополнительными. После окончания выдается сертификат, служащий подтверждением сдачи экзаменов. Многим выпускникам интересно, сколько действительны результаты ЕГЭ. В 2012 году время действия документа было 1,5 года.
С 2013 года произошли изменения. Сколько действителен результат ЕГЭ сейчас? Этот срок равен 4 годам. Получается, что в течение этого времени выпускник может предоставлять документ в качестве подтверждения прохождения экзамена.
Введенные нормы законодательства устанавливают, сколько времени действительны результаты ЕГЭ. Также прописаны нормы, которые должны применять вузы для приема абитуриентов, желающих получать образование по бакалавриату и специалитету.
Ознакомившись с этими правилами, можно узнать, сколько лет действительны результаты ЕГЭ. Этот срок составляет 4 года. Это намного облегчает зачисление абитуриентов, поскольку поступление в учебное заведение можно на немного отложить, и повторная аттестация не требуется.
Отдельную категорию составляют призывники. Сколько действителен результат ЕГЭ для них? Период службы равен 1 году. А так как сертификат действует 4 года, то после возврата со службы можно воспользоваться документом для поступления на учебу.
Особую категорию представляют контрактники. Они могут служить 2 или 3 года. Если выпускник не был зачислен в армию после окончания школы, то после службы появляется вопрос о том, сколько действительны результаты ЕГЭ. Будет ли такой документ законным? Срок действия сертификата для военнослужащих продлевается на 1 год, следующий за годом возвращения из армии.
Из-за изменений не всем понятно, сколько действителен результат ЕГЭ, выданный до 2011 года. С 2009 года до поступления новых правил выпускники получали свидетельство, куда были внесены результаты прохождения итоговой аттестации. Документ действовал 2 года, в течение которых его можно было предоставлять в вузы.
Сейчас действуют новые нормы, и поэтому сертификат имеет законную силу в течение 4 лет. Например, выданный сертификат в 2015 году в 2020 уже будет недействительным. Изменить срок позволит только выход нового закона.
У некоторых выпускников есть 2 сертификата ЕГЭ. Для поступления можно выбрать любой документ, все зависит от желания. Такая ситуация складывается в том случае, если не получилось поступить, и в следующем году экзамен был пересдан.
Сертификат о результатах можно использовать в случае успешной сдачи обязательных предметов. Остальные дисциплины будут вписаны в документ в том случае, если был получен балл выше минимума.
С 2014 года абитуриентам не надо предоставлять сертификаты в бумажном виде, поскольку результаты есть в электронном варианте. Участнику будет выдана информация для доступа к Федеральному сайту ЕГЭ. Там он сможет легко найти свои данные. В вузах результаты тоже могут проверить через электронные системы. Абитуриенту нужно лишь сдать стандартный перечень документов.
Министерством образования было утверждено, что с 2017 года будут действовать новые нормы сдачи ЕГЭ. Увеличивается количество попыток для повторной сдачи экзаменов по основным дисциплинам - до 3 раз в год. Из экзаменов по многим предметам будут удалены вопросы, для которых требуется однозначный ответ. Историю надо будет сдавать не в тестах, а в форме сочинения.
У вузов есть право увеличения проходных баллов для поступления, но показатели не могут быть меньше утвержденного в регионе минимума. Благодаря таким изменениям, по мнению психологов, снижается психологическое давление на выпускников.
Основные этапы и цели Единого Государственного Экзамена в стране.
2.
2001-2003 постановления Правительства РФ:
«Об организации эксперимента но введению единого государственного экзамена» от 16 февраля 2001 года. «Об участии образовательных учреждений среднего профессионального образования в эксперименте по введению единого государственного экзамена» от 5 апреля 2002 года.
В 2003 году эксперимент охватил 47 субъектов РФ.
3.
2004-2006
Была поставлена задача: на протяжении трёх лет решить главную проблему ЕГЭ - уменьшение нагрузки на выпускников за счет полного совмещения выпускных и верительных экзаменов. Для этого было значительно увеличено количество вузов, принимавших абитуриентов по результатам ЕГЭ.
В 2006 ЕГЭ уже сдавали около 950 тысяч школьников в 79 регионах России.
4.
2007-2009
До 2009 года действовала система "+1", когда ни один выпускник не оставался без аттестата из за неудачной сдачи ЕГЭ. На тот момент ещё был официальный перевод баллов ЕГЭ в оценки ().
В 2007 был принят ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании». С 2009 года экзамен стал обязательным и единым для всех выпускников страны.
Официальные цели ЕГЭ:
уничтожить коррупцию в школах и вузах и обеспечить эффективную проверку знаний выпускников.
Кроме того, госэкзамен должен был сделать высшее образование по-настоящему доступным для детей из регионов.
Доводы в пользу ЕГЭ:
1. ЕГЭ помогает избежать коррупции и блата при поступлении в вузы.
2. ЕГЭ оценивает знания и способности ученика более объективно, чем традиционные виды экзаменов.
3. ЕГЭ стимулирует подготовку учеников к экзамену, в том числе и самостоятельную.
4. ЕГЭ позволяет сравнивать качество образования в разных школах и регионах.
5. ЕГЭ позволяет выпускникам поступать в вузы, находящиеся на значительном расстоянии от места их проживания, не тратясь на дорогу, а всего лишь отправив сведения о сдаче ЕГЭ по почте. Облегчается подача документов сразу в несколько вузов, без необходимости сдавать в каждом из них экзамены.
6. ЕГЭ позволяет выявлять достойных абитуриентов в провинции, которые ранее не имели возможности сдавать вступительные экзамены в крупных городах.
7. Проверка результата частично компьютеризирована, что позволяет сэкономить время и деньги, так как не надо тратиться на услуги наёмных проверяющих.
8. Повышение требований на ЕГЭ, как утверждается, ведёт к повышению качества образования, квалификации учителей и качества учебной литературы.
9. ЕГЭ похож на системы выпускных экзаменов в развитых странах (США, Израиль и другие), что со временем может привести к признанию российских школьных аттестатов в других странах.
10. ЕГЭ оценивается по более широкой шкале баллов (100), нежели стандартные экзамены (фактически 4), что делает возможным выявлять лучших из лучших.
11. Заявления о «страдании логического и мыслительного навыка в целом, а также творческого и рационального начала» не имеют под собой никакого основания, поскольку все предметы имеют часть С, которая (в случаях с русским, историей, обществознанием некоторыми другими предметами) требует именно аргументированного доказательства своей позиции
Доводы против ЕГЭ:
1. В результате перехода от полноценного экзамена к тестам исключается развитие способности к доказательству и формированию правильного ответа, страдают логические и мыслительные навыки в целом, а также творческое и рациональное начало.
2. Контрольно-измерительные материалы непривычны для российской системы образования.
3. В ЕГЭ по обществознанию содержатся некорректно поставленные задания и спорные варианты ответов.
4. ЕГЭ не помогает полностью избежать коррупции.
5. Нельзя одним контрольно-измерительным материалом качественно проверить уровень подготовленности слабо и хорошо подготовленных выпускников школ.
6. Не учитывается специализация школы: ученики как школ с гуманитарным, так и с естественно-научным уклоном сдают один и тот же вариант обязательного выпускного экзамена.
7. ЕГЭ приводит к новому виду репетиторства, связанного с повышением уровня знаний в спецификациях ЕГЭ.
8. При компьютеризированной проверке частей А и В возможны ошибки распознавания ответов ученика, которые засчитываются как неправильные ответы.
9. ЕГЭ по неязыковым предметам нельзя сдавать на языках народов РФ кроме русского.
«ЕГЭ - это зеркало, отражающее уровень подготовки абитуриентов. Можно, конечно, его расколотить, потому что с утра не побрился и физиономия у тебя опухла. Но лучше пойти побриться, и к зеркалу отношение будет гораздо лучше.
Глубинная причина общественного неприятия ЕГЭ - не в методике, а в его социальном эффекте. Интересы значительных групп - а именно населения крупнейших городов страны - оказались ущемлены. Жители Москвы, Питера, Екатеринбурга, Новосибирска, Нижнего Новгорода после краха СССР в течение 15 лет имели возможность почти монопольно пользоваться важным социальным благом - бесплатным высшим образованием для своих детей в лучших вузах. Они просто оказались к ним ближе и имели средние доходы, позволявшие платить за курсы подготовки к вузовским экзаменам. Жители же других регионов, малых городов, сел оказались вне системы подготовки в лучшие вузы - и по своему месту проживания, и по своим доходам, в 2-3 раза более низким, чем у живущих в мегаполисах.
Но ведущие вузы в свое время строились для всей страны, и при советской власти 75% московских студентов были иногородними. В начале же 2000-х, когда ЕГЭ только задумали, в Москве осталось лишь 25% студентов из других регионов, в Питере - треть. Сейчас у нас в «Вышке», например, их уже почти 60%. Например, если раньше в ВШЭ или МГУ на бюджет можно было поступить с 70-75 баллами (наши экзамены, «пересчитанные» в ЕГЭ), то сегодня - с 80-85. В нормальный хороший московский вуз пять лет назад мог поступить москвич, который имел «четверку» (по ЕГЭ это 55-70 баллов) по профильному предмету, сегодня граница проходного сместилась вверх - это не меньше 62-65 баллов. Ситуация поменялась, и интересы людей, которые не могут платить за обучение детей в лучших вузах, но могут тратиться, скажем, на вузовских репетиторов, оказались против ЕГЭ. Они 15 лет строили счастье своих детей на отрешении от возможности развиваться остальному населению страны. Не москвичи это устроили, но они привыкли к этим обстоятельствам, и восстановление справедливости не вызывает у них поддержки».
Лекция 17. Единый государственный экзамен, его компоненты, технология проведения, шкалирование и интерпретация результатов.
1.Цели и задачи эксперимента по введению ЕГЭ.
2.Контрольно-измерительные материалы (КИМы).
3.Технология разработки КИМов, организации и проведения ЕГЭ.
4.Шкалирование результатов ЕГЭ и использование их в управлении качеством образования.
5.ЕГЭ и Общероссийская система оценки качества образования.
1. Цели и задачи эксперимента по введению Единого государственного экзамена.
1. Цели эксперимента по введению Единого государственного экзамена . Эксперимент по введению ЕГЭ, начатый в 2001 г., Открывает новую страницу в развитии отечественной системы образования и имеет инновационный характер не только по замыслу, но и по форме проведения, по масштабам и отсутствию жесткой регламентации со стороны органов власти. Впервые в истории отечественного образования предпринята попытка не директивным, а экспериментальным путем определить целесообразность фундаментальной перестройки деятельности учебных заведений и системы управления качеством образования.
Эксперимент имеет две цели: повышение доступности высшего образования и качества среднего школьного образования, реализация которых достигается одновременно за счет совмещения в одной процедуре школьного выпускного экзамена и вступительного экзамена в высшие учебные заведения . По результатам ЕГЭ выпускники школ получают две оценки, одна из которых выставляется в школьной пятибалльной шкале, а другая - в стобалльной шкале для предоставления приемным комиссиям вузов и ссузов.
Задачи, решаемые с помощью ЕГЭ. К числу основных задач, решаемых в ЕГЭ, относятся:
Объективизация оценки качества образования на основе создания механизма внешнего оценивания и использования педагогических измерений;
Повышение доступности профессионального образования, в первую очередь для молодежи из малообеспеченных семей и из отдаленных от вузовских центров мест проживания;
Объективизация требований к" общеобразовательной подготовке абитуриентов учебных заведений в системе профессионального образования;
Снижение психологической нагрузки на выпускников общеобразовательных учреждений за счет уменьшения числа экзаменов; - развитие преемственности общего и профессионального образования, обеспечивающей готовность выпускников» школ продолжить образование;
Совершенствование системы.государственного контроля и управления качеством образования на основе независимой оценки качества подготовки выпускников.
Решение последней задачи, в частности, позволяет говорить о существенном вкладе ЕГЭ в становление и развитие Общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО), создание которой происходит сейчас в России. Выполняя свои основные задачи, ЕГЭ является важным структурным элементом ОСОКО и одним из центральных звеньев в развитии и совершенствовании системы управления качеством образования.
Решение перечисленных задач обеспечивается выполнением работ по ряду направлений, к которым относятся: формирование нормативно-правовой базы эксперимента; создание КИМ; разработка технологии проведения ЕГЭ; обеспечение информационной безопасности процедур, материалов и результатов экзамена; формирование информационных систем сопровождения эксперимента и использования его данных в образовании; подготовка специалистов для кадрового обеспечения эксперимента; мониторинг ЕГЭ; анализ и интерпретация данных мониторинга в целях повышения качества образования.
Схемы участия регионов в ЕГЭ и развитие эксперимента. После принятия решения об участии в ЕГЭ регион на добровольной основе выбирает одну из возможных схем проведения экзамена, которая может отличаться от других количеством и составом предметов, добровольностью или обязательностью аттестации выпускников школ в форме ЕГЭ долей компьютерного тестирования и другими специфическими особенностями, обусловленными финансовыми возможностями региона, его материальной базой, уровнем развития коммуникаций, числом вузов, их готовностью к участию в эксперименте и т.д.
В соответствии с основной линией на отсутствие жесткой директивности со стороны федеральных органов управления образованием в ЕГЭ сохраняется максимально возможная вариативность схем проведения, которые нередко меняют сами регионы в процессе развития эксперимента.
Несмотря на существующую нормативную базу, определяющую перечень обязательных предметов при итоговой аттестации выпускников школ, многие регионы в рамках работ по совершенствованию схемы проведения ЕГЭ отказываются от обязательных предметов и предоставляют выпускникам право самостоятельного выбора числа экзаменов и самого участия в ЕГЭ. Показательно, что по мере расширения сферы действия принципов вариативности и добровольности число участников эксперимента неуклонно растет вместе с проявлением позитивного отношения общества к эксперименту.
Анализ данных мониторинга ЕГЭ убедительно свидетельствует о резком увеличении числа регионов, участвующих в эксперименте, и повышении доверия к ЕГЭ со стороны органов управления образованием, профессионального сообщества вузов и школ, учащихся и их родителей. В частности число регионов - участников эксперимента - изменилось с 6 в 2001 г. до 78 в 2005 г.,- а количество выпускников этих регионов, сдававших в 2005 г. экзамены в форме ЕГЭ по математике и русскому языку, превысило 50 % . Значительно расширился список вузов и ссузов, принимающих абитуриентов по результатам ЕГЭ. В 2005 г. в эксперименте приняли участие 1543 вуза (включая филиалы) и 1765 ссузов, тогда как в 2001 г. в нем участвовали лишь 16 вузов. Резко увеличилось общее количество предметов, выносимых на ЕГЭ в регионах. Согласно данным мониторинга и региональной статистики, за годы эксперимента существенно возросло число выпускников из сельских районов, поступивших в вузы по результатам ЕГЭ. В целом тенденции эксперимента говорят о том, что связываемые с ЕГЭ надежды на расширение доступности высшего образования для жителей сельских и отдаленных районов России полностью оправдываются. Это находит свое подтверждение в данных мониторинга ЕГЭ.
Участие учителей в проведении ЕГЭ. Учителя нередко выступают организаторами проведения ЕГЭ в школах, однако они работают только с теми выпускниками, которые не являлись ранее их учениками. В этом случае педагоги принимают участие в подготовке к проведению экзамена, организуют саму процедуру тестирования, обеспечивают сбор и отправку материалов экзамена.
При подготовке к тестированию учителя получают все необходимые материалы, включающие комплекты КИМ с запасными материалами на случай опечатки, списки выпускников, формы протоколов проведения тестирования, в которых отмечаются все отклонения от требований стандартизации» и руководство по проведению тестирования, включающее описание всех требований к проведению ЕГЭ.
После завершения экзамена организаторы собирают материалы: использованные и неиспользованные тесты, заполненный протокол проведения тестирования и прилагают списки учащихся. Эти материалы передаются в специальные центры для проверки и дальнейшей обработки, получившие в системе ЕГЭ название региональные центры обработки информации (РЦОИ). Задания с выбором ответов подвергаются автоматизированной проверке на местах или в Москве, а для проверки заданий с развернутыми ответами приглашаются эксперты, работа которых организуется по месту проведения экзамена в условиях полной информационной безопасности и независимости экспертных суждений.
2. Контрольные измерительные материалы
Структура КИМ. В структуре КИМ выделяют три части (А, В, С), имеющие различное число заданий в зависимости от предмета. Например, заданий по биологии и истории может быть 50, а по русскому языку- 40,
В части А по всем предметам содержатся только задания с выбором ответов. Задания части В значительно варьируют по форме и предполагают возможность краткого регламентированного ответа, установления соответствия между элементами двух множеств и правильной последовательности различных процессов, явлений, объектов. Часть С предназначается для свободного конструирования ответа. Например, при тестировании по русскому языку дается задание написать небольшую письменную работу (сочинение), по математике - дать развёрнутые решения заданий и т.д.
Содержание КИМ. Результаты ЕГЭ используются при итоговой аттестации учащихся и отборе абитуриентов. Содержание КИМ предназначено для получения персонифицированной информации о достижении выпускниками школ базового и повышенного уровней подготовки по предметам. Поскольку при аттестации требуется проверить освоение- выпускниками большинства элементов предметной подготовки, а время экзамена ограничено, для повышения репрезентативности охвата содержания образования приходится варьировать спецификации КИМ ЕГЭ незначительно внутри одного года и более существенно по годам. Благодаря специальному планированию, осуществляемому предметными комиссиями по разработке КИМ, за 2-3 года удается охватить все необходимые содержательные элементы. Из-за вариации спецификаций КИМ снижается сопоставимость результатов выпускников, но расширяются возможности использования результатов ЕГЭ на федеральном и региональном уровнях в мониторинге качества образования. Таким образом, на основе анализа результатов по отдельным годам ЕГЭ удается получить обоснованную информацию о тенденциях в изменении общеобразовательной подготовки выпускников школ России.
В целом содержание КИМ отбирается на основе спецификаций, которые ежегодно обновляются в Интернете и включают обобщенные планы экзаменационных работ со ссылками на соответствующие позиции кодификаторов (пронумерованных перечней содержательных элементов по предметам). В содержании КИМ отображаются только предметные знания и умения, которым обучают в школе, хотя это противоречит современным воззрениям на приоритеты в обучении, принятым во многих, странах. Вследствие этого российские учащиеся показывают невысокие результаты в международных сравнительных исследованиях качества образования. Они не умеют выполнять задания, требующие приме нения знаний в ситуациях, имитирующих жизненные, или междисциплинарных умений.
Анализ результатов выполнения КИМ в контексте содержательной интерпретации дает важную информацию для совершенствования требований ГОС и повышения качества образования. Согласно результатам анализа, проведенного предметными комиссиями по разработке КИМ и опубликованного в 2006 г. в аналитическом докладе , задания базового уровня трудности выполняют в основном выпускники, получившие по ЕГЭ хорошие и отличные оценки. Процент учащихся этой группы, справившихся со всеми заданиями базового уровня, несколько выше по математике и русскому языку (более 90 %) и ниже по остальным предметам (не более 85 %). Около половины выпускников, получивших по результатам ЕГЭ «два» и «три», не осваивают и половины планируемого к изучению материала. Этот результат помогает выявить проблемы, связанные с завышенными требованиями ГОС и излишним объемом содержания школьного образования.
3. Технология разработки контрольно-измерительных
материалов, организации и проведения
Единого государственного экзамена
Структуры, участвующие в организации и проведении ЕГЭ. К числу структур, осуществляющих организационно-управленческую и научно-методическую поддержку при реализации технологии ЕГЭ, относятся федеральные и региональные органы управления образованием, Федеральный центр тестирования (ФЦТ), Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ), компания «КРОК», региональные центры обработки информации и различные организации (вузы и другие образовательные структуры), выполняющие на конкурсной основе исследовательские проекты для формирования научно-методических основ технологии проведения ЕГЭ и совершенствования КИМ.
Технология разработки КИМ. Технологический ежегодный цикл разработки КИМ по предмету начинается с пересмотра кодификатора элементов содержания, подлежащих проверке, а также с создания спецификации и демонстрационного варианта КИМ. Обычно по 13 Предметам, заявленным в ЕГЭ, ежегодно разрабатывается не менее 10 тысяч новых заданий. Помимо целевого заказа на задания для пополнения банка ЕГЭ объявляется конкурс, в котором принимают участие все желающие авторы тестовых заданий из различных регионов России. Материалы, представленные на конкурс, проходят экспертизу, по результатам которой осуществляется отбор и покупка тестовых заданий для банка ЕГЭ. Специалисты ФИЛИ, используя банк, формируют варианты КИМ. Затем проводится экспертиза качества содержания вариантов, анализ их параллельности и соответствие заданий требованиям тестовой формы. После коррекции, основанной на результатах экспертизы, КИМ передаются на апробацию, проводимую на репрезентативных выборках учащихся: школ России. Обработка данных апробации и их анализ позволяют выполнить очередную коррекцию, после завершения которой получаются эквивалентные варианты КИМ с комплектами сопроводительной документации для проведения ЕГЭ, созданные в условиях высокого уровня информационной "безопасности и хранящиеся в специальных помещениях до начала ЕГЭ.
После проведения экзамена и обработки данных специалисты ФИПИ готовят аналитический отчет, содержащий рекомендации по совершенствованию КИМ, которые учитываются при выполнении очередного ежегодного технологического цикла.
Технология проведения ЕГЭ. При проведении ЕГЭ основной технологией является бланочная, предполагающая выдачу заданий выпускникам на бумаге. Реализация бланочной технологии зависит от организации, занимающейся ее осуществлением. Так, ФЦТ все материалы печатает в Москве, а затем перед началом экзамена передает пакеты с КИМ и бланками ответов в регионы, КРОК поддерживает технологию, при которой бланки ответов распечатываются по месту применения в регионах.
При использовании, компьютерного тестирования, в ЕГЭ технология носит смешанный характер, поскольку задания части С с развернутыми ответами выполняются на бумажных бланках. Единая технология проведения ЕГЭ пока еще не сложилась. Каждый из вариантов проведения эксперимента имеет свои достоинства и недостатки, выявить которые в полной мере можно лишь по его окончанию.
4. Шкалирование результатов Единого государственного
экзамена и использование их в управлении
качеством образования
Виды используемых шкал в ЕГЭ. В соответствии с заявленными целями и решаемыми задачами по данным ЕГЭ выставляются две оценки - в сто- и пятибалльной школьной шкале. Первую получают специалисты ФЦТ путем шкалирования первичных данных ЕГЭ, преобразования их в стандартную шкалу логитов на основе современной теории тестов. Вторая, школьная, выбирается специалистами группы по шкалированию, организуемой Рособрнадзором во время экзаменов и состоящей из тестологов, представителей предметных комиссий ФИПИ и сотрудников ФЦТ. Для выбора границ интервалов стобалльной шкалы и установления их соответствия оценкам четырехбалльной шкалы результаты ЕГЭ по каждому предмету и всем регионам подвергаются многоаспектному анализу, включающему проблемы содержательной: валидности школьных баллов и сопоставимости оценок по предмету в ЕГЭ разных лет.
Сопоставимость результатов ЕГЭ разных лет. Для обеспечения содержательной сопоставимости результатов тестирования многие страны, в которых есть национальные экзамены в форме тестов или другие виды массового тестирования, вводят стандартизованные уровневые шкалы (см. раздел 13.5), позволяющие проследить связь между содержанием тестов по годам. Важное преимущество уровневых шкал заключается в расширении возможности интерпретации результатов экзаменов, поскольку тестовый балл можно дополнять содержательным описанием подготовки вьь пускников школ в терминах, освоенных и не освоенных тематических элементов предмета.
Для введения содержательной интерпретации в практику ЕГЭ необходимо, прежде всего, провести цикл работ по совершенствованию структуры ГОС на основе идей уровневой дифференциации и содержательно описать различные уровни общеобразовательной подготовки по всем школьным предметам. Затем на репрезентативной выборке выпускников школ России следует построить устойчивую шкалу стандартных тестовых баллов и выделить диапазоны шкалы путем соотнесения их с содержанием заданий, выполненных на каждом уровне.
В терминах теории педагогических измерений сопоставимость означает возможность переноса результатов тестирования различных лет на единую шкалу. Сопоставимость обеспечивает выпускнику возможность однократной сдачи ЕГЭ и использования своих результатов при неудачном поступлении в вуз в последующие годы, а управленцам - возможность проведения сравнительных исследований качества образования.
Традиционный подход к решению проблемы сопоставимости основан на определении норм так называемого якорного теста для составления таблиц эквивалентности баллов по разным тестам. В качестве якорного выбирается тест, который стандартизуется на национальной репрезентативной выборке испытуемых, тщательно сформированной из генеральной совокупности в масштабах всей страны.
На основе якорного теста определяются репрезентативные общенациональные нормы по различным предметам. Данные, собранные на национальной выборке по якорному тесту, служат для построения шкалы единых показателей. Каждый новый тест, разрабатываемый в последующие годы, калибруется относительно якорного теста, в результате чего можно установить, какой результат испытуемого в последующие годы эквивалентен показателю в якорном тесте.
Для построения таблиц перевода в общем случае на одной и той же выборке испытуемых обычно используют метод равных перцентилей, согласно которому показатели считаются эквивалентными, если они имеют равные перцентилей и получены на нормальной группе сравнения по параллельным вариантам тестов. К недостаткам метода можно отнести высокую стоимость, неизбежную коррекцию и совершенствование содержания тестов, изменение содержания образования и приоритетов в учебных дог стяжениях, а к достоинствам - стабильность и высокую точность, поскольку результаты по всем последующим версиям тестов сравниваются с одним якорным тестом.
В связи с появлением теории IRT стали использовать более эффективные технологии, обеспечивающие сопоставимость результатов тестирования по различным годам. Эта технология основана на включении в тесты различных лет групп якорных (общих) заданий, связывающих цепочкой результаты по более поздним и более ранним версиям теста. Отсчет ведется от шкалы, построенной на эталонной группе сравнения. Тем самым каждый вариант очередной версии теста благодаря блоку общих заданий связывается с предыдущим и последующим вариантами батареи тестов.
Для пользователей тестов обычно разрабатываются необходимые разъяснительные материалы, обеспечивающие перевод сырых баллов в производные показатели, сопоставимые с результатами эталонной шкалы. Дополнительные меры по повышению сопоставимости результатов тестирования обеспечиваются специальной теорией выравнивания тестов. Аналогичные современные методы планируется использовать в ЕГЭ.
5. Единый государственный экзамен и Общероссийская система оценки качества образования
Что понимают под Общероссийской системой оценки качества образования . Под Общероссийской системой оценки качества образования понимается совокупность организационных и функциональных структур, которая обеспечивает основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений граждан, а также выявление факторов, влияющих на образовательные результаты .
Основная цель создания ОСОКО заключается в повышении объективности и обоснованности информационной основы системы управления качеством образования в России, а также обеспечении всех участников образовательного процесса и общества в целом достоверной информацией о качестве образования в стране.
В соответствии с поставленной целью к основным задачам ОСОКО можно отнести:
Оценку качества учебных достижений обучаемых и выпускников учебных заведений на различных образовательных ступенях;
Разработку научно-методического обеспечения процедур и инструментария для оценки качества образования;
Создание структур, обеспечивающих качество инструментария и технологий педагогических измерений (центров сертификации);
Создание центров статистической обработки и анализа данных о качестве образования, организацию системы подготовки и переподготовки педагогических кадров и т.д.
Процесс создания ОСОКО в России пока не завершен, поэтому число основных задач по мере ее становления может меняться.
Построение ОСОКО предполагает широкое использование существующих организационных структур, механизмов и процедур: ЕГЭ, центров сертификации, аттестации и аккредитации, центров качества образования и мониторинга, работающих на единой научно-методической основе в рамках стратегии развития общероссийской системы оценки качества образования.
ЕГЭ в ОСОКО. ЕГЭ является неотъемлемым структурным элементом ОСОКО и обеспечивает объективную информацию о реальном состоянии качества школьного образования. Данные ЕГЭ позволяют получить оценки состояния образовательных достижений выпускников школ, выявить тенденции и динамику изменения системы среднего образования, сформировать совокупность основных факторов, влияющих на качество образования в различных регионах, и оценить меру их влияния.
ЕГЭ не является единственным информационным источником ОСОКО. Несомненно, что помимо собранной в процессе экзамена информации о предметных знаниях и умениях выпускников школ необходимы дополнительные данные, характеризующие состояние качества образования на различных ступенях (оценки умений применять знания, собранные с помощью портфолио и других средств аутентичного оценивания; оценки междисциплинарных, общеучебных и коммуникативных умений; данные об уровне воспитанности обучаемых и результативности воспитательных воздействий; результаты участия учащихся в олимпиадах и творческих конкурсах и т.д.).
Важным требованием, обеспечивающим корректность использования данных ЕГЭ в ОСОКО, является учет различных факторов при интерпретации результатов экзамена, лежащих зачастую за пределами влияния школы, но существенно влияющих на качество образования.