Главная » 3 Как собирать » Как будет правильно: профессоры или профессора? Кто такой доцент, профессор, кандидат наук.

Как будет правильно: профессоры или профессора? Кто такой доцент, профессор, кандидат наук.

Профессор - это преподаватель высокого уровня компетентности, который является экспертом в определённой области науки или искусства. В большинстве «англоязычных» стран профессор - это титул, предназначенный для учёного, занимающего руководящую должность (как правило, для заведующего кафедрой, лабораторией, отделом, отделением и т. п.), или персональная должность, которая представляется (за заслуги в науке) специально определённому человеку. Однако, в США и Канаде титул профессора даётся и довольно большой группе преподавателей в колледжах (где обучаются два или четыре года) и университетах. В США должности (званию) доцента соответствует титул «ассистент-профессор».

В Российской Федерации должность «профессор» и учёное звание «профессор» не идентичны и порядок их получения (присвоения) существенно отличается.

Профессор в различных странах является термином с различными словами-приставками к нему, которое обозначает должности в учебных заведениях или почетные звания. Должность «профессор» можно рассматривать как звание, которое присваиваются при назначении на эту должность. В большинстве стран на европейском материке, таких как Франция, Польша, Испания, Италия, Нидерланды и скандинавские страны, а также в странах Содружества наций , в частности, в Великобритании использование титула (звания) «профессор» предназначено, как правило, для заведующего кафедрой (отделом, лабораторией). Однако, должность профессора может быть создана и для конкретного человека, например, профессор психологии (Affiliate Professor of Psychology) Университета Тилбурга (Тилбург , Нидерланды Кеннет Дж. Герген (Джерджен) (американский психолог; англ. Kenneth J. Gergen ).

Университеты во многих странах могут присваивать звание «почетный профессор» известным художникам, спортсменам, иностранным чиновникам, у которых нет научной или педагогической подготовки, необходимой для получения титула (звания) «профессор». При этом университеты и не предполагают, что такие «профессора» будут выполнять какую-либо научную работу.

Для каждой страны определение термина «профессор» имеет свои особенности. В англоязычных странах термин "профессор" синонимичен термину "преподаватель" (например, "профессор колледжа", профессор русского языка", "профессор археологии"). Это иногда не позволяет избежать смешения понятий "звание профессор" и "преподавательская должность профессор", особенно при международном общении. В англоязычных странах в связи с этим пользуются понятиями "full professor" (звание) и "professor" (должность, род занятий и др.).

Российская Федерация

Учёное звание профессора по кафедре присваиваются научно-педагогическим работникам, обладающим высоким педагогическим мастерством, имеющим научные достижения, ведущим педагогическую работу в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, а также на кафедрах государственных академий наук по аттестационным документам, представленным учёными советами этих учреждений . Учёное звание профессора может быть присвоено гражданам иностранных государств, приглашенным на педагогическую и научную работу в соответствующие учреждения Российской Федерации, при соблюдении установленных в Российской Федерации требований .

Присвоение учёного звания профессора по кафедре и выдача соответствующего аттестата осуществлялось Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). В 2011 году эта функция перешла к Министерству образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) . Учёное звание профессора по специальности присваивается Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации .

Учёное звание профессора по кафедре может быть присвоено, в виде исключения, кандидатам наук, замещающим по трудовому договору должности профессора, заведующего кафедрой, декана факультета, руководителя филиала или института, проректора, ректора высшего учебного заведения или учреждения повышения квалификации, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, имеющим учёную степень кандидата наук и замещающим должности профессора, начальника кафедры, начальника факультета и пр. В медицине подобная практика практически отсутствует.

Учёное звание «профессор» присваивается пожизненно (существует порядок лишения звания). Обладатель его остается профессором при переходе на любую должность, увольнении, выходе на пенсию. Не следует путать звание профессора с должностью профессора, назначение на которую не обязательно связана с присуждением соответствующего звания.

Существует должность научно-педагогического работника и военнослужащего в военных учебных заведениях - «профессор кафедры» высшего учебного заведения , существуют также административные должности высшего учебного заведения, которые могут быть по должностному штату (административному подчинению) выше должности «профессор кафедры», этих должностей много (например, заведущий кафедрой, декан, проректор, ректор и т.д.). Лицам, занимающим эти должности при соблюдении определённых требований может быть присуждено учёное звание профессора в соответствии с Законом об образовании Российской федерации . При увольнении, выходе на пенсию, после перехода (перевода) на должность, которая не носит названия «профессор кафедры», научно-педагогического работника и военнослужащего-преподавателя, находившегося на должности «профессора кафедры», этим званием (профессором) не называют (так как учёным званием «профессор» данный научно-педагогический работник не обладал). Следует отметить, что на должность профессора кафедры решением учёного совета высшего учебного заведения и/или приказом ректора (начальника военного высшего учебного заведения) может быть назначен научно-педагогический работник (преподаватель-военнослужащий), не обладающий учёной степенью (кандидата, доктора наук).

Лица, не имеющие учёной степени кандидата наук, которым присвоено учёное звание доцента по кафедре, кроме деятелей искусств, специалистов физической культуры и спорта, не могут быть представлены к присвоению учёного звания профессора по кафедре без защиты диссертации на соискание учёной степени доктора наук .

Таким образом, учёное звание «профессор» по кафедре или по специальности присваивается научно-педагогическому работнику (как правило, доктору наук) соответственно Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки или Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации . Специальные требования для присвоения учёного звания профессора по кафедре установлены для работников искусств, а также для специалистов физической культуры и спорта .

Одинаковое название должности и учёного звания словом «профессор» создает ложное впечатление их идентичности. Получение учёного звания «профессор» в Российской Федерации предполагает наличие у обладателя этого звания (формально) больших педагогических (определенный стаж педагогической работы, учебно-методические работы и учебные пособия) и научных заслуг (публикации в научных журналах, определенное число защит кандидатских диссертаций под его руководством, научное консультирование соискателей степени доктора наук), чем у носителей аналогичного звания (например, «полный профессор», full professor в США и «профессор доктор», Prof. Dr. в Германии) в других странах. Принципиальное отличие учёного звания (именно учёного звания, а не должности) «профессор» в Российской Федерации от этого звания в других странах состоит в том, что в Российской Федерации - это только учёное звание (на его получение может претендовать преподаватель или научный сотрудник, как правило, доктора наук, занимающие должности соответственно профессора, начальника научного отдела и более высокие), присваиваемое органом Министерства образования и науки Российской Федерации. В других странах, за исключением титулов «заслуженный профессор», «почетный профессор», «профессор в отставке», профессор (с различными определениями к этому слову) - это и должность, и звание, присваиваемое учебными заведениями. В СССР и Российской Федерации звание «профессор» преподаватель (научный сотрудник) редко получал (получает) до 40 лет. Профессор кафедры, имеющий учёное звание «профессор», подписывается в документах учебного заведения с указанием должности, учёной степени и учёного звания (при этом слово «профессор» пишется два раза, с уточнением - должность это или звание).

Великобритания

Япония

В Японии существуют различные должности с титулом (словом) «профессор» (яп. 教授 ). При этом следует учитывать, что в японском языке сло́ва, которое произносится как «профессор» (professor) на Западе, нет. Поэтому можно говорить только о титулах, соответствующих должностям (званиям) со словом «профессор» в других странах. Самое высокое звание «Профессор» (講座教授 , Professor или Discipline Chair/Chair Professor) соответствует начальнику кафедры (отдела и т. п.). Затем следуют титулы адъюнкт-профессора (教授 , дзюнкё: дзю, Associate Professor или Reader Professor), главного (ведущего) лектора (副教授 , Principal Lecturer/Senior Lecturer/ Associate Professor), ассистент-профессора , читающего лекции (講師 , ко: си, Assistant Professor/(Full-time), лектора (助理教授 , Lecturer/Assistant Professor) и две должности (преподаватель , ассистент преподавателя ), которые в англоязычных странах называются без использования слова «профессор» (Associate Lecturer/Instructor, Teaching Assistant). Существует также должность «ассистент-профессор» для учёного, проводящего научные исследования (助教 , дзёкё:, Assistant Professor/Research Associate /Principal Investigator).

Названия основных должностей с титулом «профессор» сходны с таковыми в США. Например, ассистент-профессор (Assistent Professor) в университете Осаки; профессор (Professor) Масаюки Тадокоро, известный профессор Международной политики в университете Кэйо, Токио; профессор Синъити Уэ (Professor Shin-ichi Uye), профессор Кунихико Такэда, доктор философии (Professor Kunihiko Takeda, Ph.D.) - проректор (vice-chancellor) Института научных и технологических исследований университета Тюбу (Institute of Science and Technology Research at Chubu University).

Ряд профессорских должностей в системе образования может занять только преподаватель со степенью доктора, полученной в Японии (Japanese Doctorate, хакусиго: 博士号 ) или других странах.

Должность (звание) помощник профессора или адъюнкт-профессор (Associate Professor, дзюнкё: дзю 准教授 ) соответствует должности (учёному званию) доцента в Российской Федерации, а профессор (講座教授 , Professor) соответствует должности «профессор» в Российской федерации или должности (званию) «полный профессор» (full professor) в США.

Учёное звание профессор в Японии пишется с заглавной буквы (Professor). Профессором позволяет стать высшая учёная степень, как и в США, - доктор философии (Ph.D.) Эта степень, соответствующая кандидату наук в России, может быть получена в США и других странах. В Японии доктору философии соответствует степень Japanese Doctorate (博士号 , хакусиго:).

Испания, Португалия, Франция и Латинская Америка

В Германии существуют несколько профессорских должностей, отличающихся по рангу и заработной плате.

  • Ординарный профессор (нем. Professor ordinarius, ordentlicher Professor, o. Prof., Univ. Prof. ) - это профессор с должностью, представляющую определенную область знаний. В Германии принято называть эту должность в разговорном языке, как «C4» (или профессорство «C3»).
  • Экстраординарный профессор (außerordentlicher Professor", ao. Prof., außerplanmäßiger Professor, apl. Prof.) - профессор без должности, как правило, в смежной области или подчинённый профессора, занимающего должность (заведующего отделом, кафедрой и т. п.). Часто успешные начинающие исследователи сначала получают положение экстраординарного профессора, чтобы в последующем получить должность ординарного профессора в другом университете.
  • Самый высокий профессорский ранг - профессор (Prof.).

В дополнение к традиционным университетам существуют также учреждения высшего образования, чаще всего называемые университетами прикладной науки (нем. Fachhochschulen, FH ). С 2005 года формальные различия между этими учебными заведениями и «старыми» (традиционными) университетами отсутствуют. Профессор в университетах прикладной науки не прошёл процесс хабилитации или подготовку в системе младшей профессуры, поэтому он может претендовать на должность профессора после докторантуры и, по меньшей мере, через три года работы в промышленности. Он не имеет права участвовать в присуждении степени доктора наук.

  • Заслуженный профессор (нем. em Prof. ). Титул, как в США и Канаде, присуждается ординарным и экстраординарным профессорам, хотя, строго говоря, так называют профессора, заслужившего это звание в процессе своей деятельности. Хотя заслуженному профессору выплачивают пенсию вместо зарплаты, он может заниматься преподаванием и принимать экзамены, часто он имеет свой офис.
  • Младший профессор (нем. Jun.-Prof. ). Институт младших профессоров (младшей профессуры) введен в Германии в 2002 году. Это ограниченный шестью годами период, предоставляемый молодым преподавателям, не прошедшим хабилитацию. Предполагается, что это самый быстрый и лучший способ «омоложения» профессорско-преподавательского состава, связанный с присвоением звания ординарного профессора. Этот институт введен в качестве замены хабилитации, которая теперь рассматривается скорее как препона, чем проверка качества подготовки преподавателя. Этот новый подход активно обсуждается и критикуется, так как отсутствует необходимый опыт для его объективной оценки.

Недавние исследования показали, что и интерес к институту младшей профессуры, и готовность высших учебных заведений создавать данные должности (звания) значительно уменьшились (de:Juniorprofessur).

См. также

Примечания

ПРОФЕССОР происхождение, этимология

профессор

профе́ссор

уже в Уст. морск. 1720 г.; см. Смирнов 247. Через нем. Рrоfеssоr из лат. рrоfеssоr "публичный учитель": рrоfitеоr "открыто объявлять, заявлять (о предмете своих занятий, о своей специальности)".

+ ПРОФЕССОР - Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный

+ ПРОФЕССОР - Малый академический словарь русского языка

ПРОФЕССОР это

профессор

А, мн. профессора, м.

Ученое звание, присваиваемое наиболее квалифицированным преподавателям высших учебных заведений и научным сотрудникам научно-исследовательских учреждений, руководящим научно-исследовательской работой, а также лицо, носящее это звание.

Лиза снова пошла в университет, радостно встретилась с подругами, переписала у них конспекты лекций, которые успели прочитать профессора. Емельянова, Сестра.

В вузе также должность лица, имеющего это ученое звание.

Ему еще не было двадцати восьми лет, когда он был избран профессором Политехнического института. Каверин, Перед зеркалом.

+ ПРОФЕССОР - Сборный словарь иностранных слов русского языка

ПРОФЕССОР это

профессор

ПРОФЕССОР

(лат.). Читающий лекции по какому-либо предмету в высшем учебном заведении.

Vivat Academia!
Vivant professores!
Гаудеамус

«Гаудеамус» (лат. gaudeamus возрадуемся) - студенческая песня (гимн) на латинском языке, настоящее название «De brevitate vitae» (На скоротечность жизни). Появилась в XIII или XIV веке, либо в Гейдельбергском, либо в Парижском университете, напечатана в 1776, в гимне упоминается ученое звание - «PROFESSORES». В современном значении «профессор» (преподаватель) - эксперт в определенной отрасли науки и искусства, в разных странах понимание термина имеет свои особенности, в одних профессором называют и школьного учителя, в других – только преподавателя ВУЗа и академии (профессор по кафедре или по специальности).

В исследованиях мы подвергаем критике любое слово, т.к. «официальная» этимология – беспомощна, ничего не объясняет. Абсолютное большинство имен и терминов, сформировано в европейском иудеохристианском обществе, а по утверждению лингвистов они не связаны с ИДЕОЛОГИЕЙ (религией). Как же так, Бог – есть, а языка Бога – нет, возможно, ли такое общественно-культурное явление в действительности? Содержание терминов и имен в истолковании филологов Нового времени не соответствует базовой модели европейского общества?

Словами диспуты ведутся,
Из слов системы создаются,
Словам должны мы доверять,
В словах нельзя ни йоты изменять...
Гёте, «Фауст».

Руководствуясь мыслью поэта - мы ищем «систему слов», обнаружив её, мы, станем «доверять словам» - приблизимся к ИСТИНЕ. В иудаизме истина; верность Заповедям, переданным Моисеем человеку от Бога; в христианстве истина; это Свобода во Христе (ибо Закон; есть удел лишь рабов (очень спорная мысль)), освобождение от невежества через познания, принесённые Благой Вестью. Философия утверждает: «аналитическая истина имеет место тогда, когда приписываемое объекту свойство содержится в самом его понятии с необходимостью». Кто прав, можно ли в слове-понятии ПРОФЕССОР найти приписываемые ему СВОЙСТВА, кто из специалистов способен на это: лингвист, философ, историк, теолог, а может всё это надо совместить при анализе слова?

1) Средневековый университет и его деятели

Считают, что термин профессор (лат. professor - знаток, публично объявленный учителем) пришел из древнего Рима (так называли учителей риторских школ), в средневековых университетах Европы профессорами стали называть преподавателей-магистров (magistri) и докторов (doctores). Титул «профессор» встречается в текстах XIII вв., но чаще в средневековом университете использовали термины: бакалавр, магистр или доктор (академические степени), в 1240 г. для руководителя университета ввели титул РЕКТОР (лат. правитель, руководитель). Современный титул «профессор» подразумевает - учёное звание и должность преподавателя вуза (собственно учителя) или научного сотрудника научно-исследовательского учреждения. Исследователи считают, что как научная должность впервые это звание введено в Оксфордском университете с XVI века. Термин, очевидно, связан с выделением на факультете определенных КАФЕДР и имел смысл специализации на какой-то дисциплине (научном направлении), не каждый МАГИСТР-преподаватель был ПРОФЕССОРОМ, узким специалистом.

Первые университеты формировались на основе церковных школ и входили в систему духовного образования, в них готовили специалистов по философии, богословию, праву и медицине. Преподаватели объединялись по факультетам (лат. способность), то есть по группам людей, способных преподавать ту или иную, дисциплину, термин «facultas» был употреблён папой Гонорием III в 1219 г., в его послании Парижскому университету; преподавание в основном сводилось к чтению текстов и комментариям учителя.

Процесс получения разрешения на преподавание был сложен, кандидат должен был продемонстрировать прочные знания и приверженность университетскому духу, после этого ему официально выдавали лицензию. На холме Св. Женевьевы, лиценциат преклонял колени перед вице-канцлером университета, который торжественно провозглашал: «Я, властью данной мне апостолами Петром и Павлом, дарую тебе право учить, читать лекции, участвовать в диспутах, разрешать вопросы и заниматься прочей ученой и магистерской деятельностью в Парижском университете и в иных местах, во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь».

В 1213 г., канцлер (представлявший в университете власть Парижского епископа) издал распоряжение о том, что читать лекции по богословию и церковному праву в университете должен лишь тот, кто получил одобрение всей коллегии преподавателей (в указе они названы ПРОФЕССОРАМИ). В 1219 г. папа Гонорий III, подтверждая эти меру, предписал проводить кандидатам на должность преподавателя строгие экзамены под руководством декана соборной церкви. Слишком большое количество парижских учителей, среди которых требовалось выбрать достойных, вероятно, послужило причиной этого указа.

Источники отмечают, что в развитом средневековье появилась довольно крупная прослойка образованных людей (выпускников университетов), которые находили средства к существованию при дворах мелких и крупных монархов в качестве: учителей, поэтов, алхимиков, исследователей, врачей, богословов. Ученые степени магистра или доктора, выданные одним из университетов - признавались, а их носитель получал право на чтение лекций и проведения исследований в какой-либо области науки, однако реализовать это право было сложно, поскольку возникла проблема финансового обеспечения.
Самостоятельно существовать на плату от учеников, в условиях средневековых городов для учителей было невозможно, поэтому римские папы разрешили членам университета – духовным лицам – пользоваться бенефициями, т. е. продолжать получать часть доходов от той церкви, к которой они были приписаны. В пользу университета передавались «синекуры» – должности в церквях, выстроенных на частные пожертвования, служба в которых не была связана с обязанностями приходского священника; в монастырях заранее предусматривались места передаваемых университету, монах монастыря (университетский профессор) пользовался привилегией «штатного места».

Таким образом, преподавание в университете было тесно связано с получением определенных «кафедр» в монастырских или городских церквях; само понятие «кафедра» (греч. место, седалище), закрепилось в университетской терминологии, в качестве «единицы финансирования» - штатного места профессора. Буллой 1231 г. Парижскому университету было установлено, что на освобождавшиеся церковные должности (закрепленные за университетом) коллегия профессоров сама отбирала потенциальные кадры преподавателей.

2) Существующая этимология

А) Викисловарь

Корень: -профессор-. Значение: высшее учёное звание преподавателя высшего учебного заведения либо научного сотрудника исследовательской организации; должность заведующего кафедрой в высшем учебном заведении; лицо, обладающее званием профессора; знаток своего дела.

Этимология по Максу Фасмеру
Происходит от лат. professor «публичный учитель», из profiteri «открыто заявлять, прямо говорить, объявлять», далее из pro «вперёд, для, за, вместо» + fateri «признавать, выказывать», далее из праиндоевр. bha- «говорить». В русском - уже в Уст. морск. 1720 г.; заимств. через лат. Рrоfеssоr из лат.
Термин «professor» применяется практически во всех европейских языках, за исключением греческого - kathigitis.

Б) Onlain etymology dictionary (англ. перевод Гугл)

Профессор, конце 14 в., "тот, кто учит отрасль знания, «от L. профессор "Человек, который исповедует быть экспертом в некоторой искусства или науки, преподаватель высшего ранга, «агент существительное от profitieri "претендовать на, открыто заявляют" (см. исповедовать). В названии приставкой к названию, относится к 1706 году. Короткое «проф» форма записывается с 1838 года.

В) Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. - М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. 2004.
Профессор Заимств. в Петровскую эпоху из нем. яз., в котором Professor < лат. professor «учитель» - суф. производного от profiteor < profateor «преподаю». Исходное слово - fari «говорить, сообщать».

3) Обобщение и вывод

А) Очевидно, что этимология термина «профессор» точно не определена (существуют варианты истолкования).

Б) Слово фиксируется в средневековой письменности в XIII в.; если это слово имеет латинское происхождение, то оно должно быть упомянуто в латинских источниках Древнего Рима (до V в.), однако никто не приводит примеров его употребления в документах.

В) В литературе Древнего Рима термин отмечается только один раз, его применяет историк Гай Светоний Транквил (II в., секретарь имперской канцелярии) в работе «DE GRAMMATICIS».
«9. Librum etiam, cui est titulus Perialogos, edidit continentem querelas de iniuriis, quas PROFESSORES neglegentia aut ambitione parentum acciperent» (профессор в значении – учитель).

Отметим, что в этот период происходит распространение иудеохристианства, Светоний оставил одно из самых ранних упоминаний об Иисусе Христе и о христианах в светской литературе: «Иудеев, постоянно волнуемых Хрестом, он изгнал из Рима».

Термин «professors» мог быть вставлен в работу Светония поздними переписчиками: «Из обширного сочинения Светония «De viris illustribus», трактовавшего об учёных и художниках, сохранились в неполном виде книги «De illustribus grammaticis» и «De claris rhetoribus»; из сочинения «De vitis poetarum» («О жизни поэтов») уцелели значительно фальсифицированные и испорченные биографии Теренция, Горация, Лукана, Ювенала и Персия» (Википедия).

Деятельность первых «профессоров» была связана с богословием (теология, с XIII в., Парижский университет, кафедра теологии); систематическое изложение и истолкование религии. Университеты входили в систему духовного образования и контролировались Церковью.
Целесообразно рассмотреть термин в связи с лексикой сакрального иврита и библейскими образами.

4) Терминология иврита и библейский образ

Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита, прочитаем его наоборот (как в иврите) и выделим корни.

PROFESSOR = наоборот ROS + SEFOR + P. У нас моментально выявляются понятия иврита связанные с должностными обязанностями профессора.

* ROS = ивр. РОШ глава (первенствующее лицо), голова, руководитель, начальник.
Источник. См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878; http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_435.htm

* SEFOR = ивр. СОФЕР писатель, писец, секретарь, учитель Пятикнижия, переписчик свитков Торы; СЕФЭР книга, грамота, писание (книжник).
Источник. См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878; http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_333.htm

* P = ивр. ПЭ уста; образует с другими словами понятия: устно, наизусть, говорить, из уст в уста, говорить умно и множество других.
Источник. См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878; http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_376.htm

Таким образом, термин П+РОФЕС+СОР содержит понятия иврита – руководитель, начальник (учитель) + писатель (имеющий опубликованные труды) + наизусть (уста – устно). Книжник-руководитель, преподаватель; что соответствует действительности, функциональным обязанностям профессора.

5) Есть ли подтверждение в еврейской традиции?

Соферим, СОФЕР (ед. число), толкователи Торы, в иудаизме СОФЕРим сыграли важную роль в качестве исследователей и толкователей Торы, они стали продолжателями деятельности пророков. Предание считает последним пророком Малахи (Малахия – «посланник мой», ок. 400 г. до н.э.), современник Эзры и Нехемии, а они начинают ряд КНИЖНИКОВ, сведущих в законе людей, занявших место пророков.

В эпоху пророков иудаизм ещё не закрепился прочно в еврейском обществе, в эпоху СОФЕРИМ признание обязательности Торы было установлено. Религиозная жизнь поддерживалась не пророческим откровением, a интерпретацией Святого Писания, для комментариев требовалось ЗНАНИЕ и ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ деятельность. При «соферим» Тора перестала быть в исключительном обладании священнического сословия, после Эзры (его называют "опытным софером"), начинается деятельность СОФЕРИМ не принадлежавших обязательно к священническому сословию, изучение Торы стало их профессией.

Одни исследователи считают, что на библейском языке «Софер» это лицо, которое пишет книги (Иерем., 8, 8,), a также должностное лицо - архивариус (Вавилонский Талмуд придерживается этого смысла). Предполагают, что в период Вавилонского пленения в диаспоре имелись люди, занимавшиеся переписыванием священных книг с целью распространения; семьи писцов, соферов, упоминаются в I Хрон. 2:55. Другие - производят слово софер от сефер (книга), и "софер" означает, по их мнению, ученого, сведущего человека, исследователя и интерпретатора Святого Писания (в Иерусалимском Талмуде, Эзра назван сведущим не только в Торе, но и в учениях мудрецов (Иер. Шекалим, 48с)).

Христианские источники признают за СОФЕРИМ выдающуюся роль до начала 2-го века н.э., «книжники» упоминаются с первосвященниками (Матф., 2, 4; 16, 21; 20, 18; 21, 15; 27, 41; Марк, 8, 31; 10, 33; 11, 18 и 27; 14, 1, 53; 15, 1 и 31), и с фарисеями (Матф., 5, 20; 12, 38; 15, 1; 23, 2, 13; Марк, 2, 16; 7, 1 и 5; Деяния Апостолов, 23, 9). Судя по Евангелиям «соферим» занимали видное положение в эпоху первоначального христианства, пользовались большим влиянием в синедрионе и были ближайшими помощниками первосвященника.

Итак, СОФЕРИМ представляли собой группу еврейских интеллектуалов сделавших своей профессией изучение Святого Писания: проводили корректировку статей (внесли 18 изменений, занимали должности высших судей), интерпретировали его положения и вели общеобразовательную (просветительскую) деятельность. Их деятельность подобна (такая же) занятиям средневековых профессоров, и поэтому мы можем считать понятия – тождественными (таким же); они имеют одинаковое содержание, значение.

Судя по частым упоминаниям КНИЖНИКОВ в Евангелиях, термин получил распространение в иудеохристианской среде в I-II веке, в это же время появляется и термин P+ROFES+SOR+ES у Гая Светония Транквила.

Таким образом, термин профессор составлен из нескольких слов-понятий иврита и принадлежит еврейскому языку.

Многие люди путаются в должностях, степенях и званиях преподавателей и научных сотрудников, работающих в вузе. И это не удивительно...

Давайте разберёмся в этом.

Дело в том, что сотрудников вузов характеризуют сразу по четырём направлениям :

1. Академическая должность.

2. Административная должность.

3. Учёная степень.

4. Учёное звание.

Таблица 1

Список академических должностей

Полное название

Сокращенное название

Полное название

Сокращенное название

1. Аспирант

асп.

8. Научный сотрудник

нс

2. Ассистент

асс.

9. Преподаватель

преп.

3. Ведущий научный сотрудник

внс

10. Профессор

проф.

4. Главный научный сотрудник

гнс

11. Старший преподаватель

ст.преп.

докторант

12. Стажер

стажер

6. Доцент

доц.

13. Старший научный сотрудник

снс

7. Младший научный сотрудник

мнс

14. Студент

студ.

Должности перечислены в алфавитном порядке. Они дают разные права и обязанности на участие в учебном (академическом) процессе. Например, студент может учиться, но не может учить. Ассистент может учить, но не может самостоятельно разрабатывать собственный учебный курс и т.д.

Таблица 2

Список административных должностей

Полное название

Сокращенное название

Академик-секретарь

акад.-секр.

Аспирант

асп.

Ассистент

асс.

Ведущий научный сотрудник

внс

Ведущий специалист

вед.спец.

Вице-президент

вице-през.

Генеральный директор

ген.дир.

Генеральный конструктор

ген.констр.

Главный научный сотрудник

гнс

Главный редактор

гл.ред.

Главный специалист

гл.спец.

Декан

декан

Директор

дир.

Докторант

докторант

Доцент

доц.

Заведующий кафедрой

зав.каф.

Заведующий станцией

зав.станц.

Зам. академика-секретаря

зам.акад.-секр.

Зам. генерального директора

зам.ген.дир.

Зам. главного редактора

зам.гл.ред.

Зам. декана

зам.дек.

Зам. директора

зам.дир.

Зам. председателя

зам.пред.

Зам. руководителя

зам.рук.

Зам. руководителя (заведующего, начальника) группы

зам.рук.гр.

Зам. руководителя (заведующего, начальника) лаборатории

зам.рук.лаб.

Зам. руководителя (заведующего, начальника) отдела

зам.рук.отдела

Зам. руководителя (заведующего, начальника, председателя) отделения

зам.рук.отд.

Зам. руководителя (заведующего, начальника) сектора

зам.рук.сект.

Зам. руководителя (заведующего, начальника, председателя) центра (научного, учебного и т.п.)

зам.рук.центра

Консультант

конс.

Лаборант

лаб.

Младший научный сотрудник

мнс

Научный консультант

науч.конс.

Научный сотрудник

нс

Начальник управления

нач.упр.

Начальник экспедиции

нач.экспед.

Председатель.

пред.

Президент

през.

Преподаватель

преп.

Проректор

проректор

Профессор

проф.

Редактор

ред.

Ректор

ректор

Руководитель (заведующий, начальник) группы

рук.гр.

Руководитель (заведующий, начальник) лаборатории

рук.лаб.

Руководитель (заведующий, начальник) отдела

рук.отдела

Руководитель (заведующий, начальник, председатель) отделения

рук.отд.

Руководитель (заведующий, начальник) сектора

рук.сект.

Руководитель (заведующий, начальник, председатель) центра (научного, учебного и т.п.)

рук.центра

Советник

советник

Специалист (зоолог, программист, геолог, инженер и т.п.)

спец.

Старший специалист (геолог, зоолог, инженер и т.п.)

ст.спец.

Старший лаборант

ст.лаб.

Старший преподаватель

ст.преп.

Старший техник

ст.техн.

Стажер

стажер

Старший научный сотрудник

снс

Студент

студ.

Техник

техн.

Ученый секpетаpь

уч.секp.

Другие должности

др.

Должности перечислены в алфавитном порядке. Именно в соответствии с административными должностями сотрудники вуза получают зарплату, а точнее, должностной оклад. Чем выше должность - тем выше оклад. Эти должности имеют особое значение для отдела кадров и бухгалтерии. Они же выстраивают всех сотрудников в иерархию начальников и подчинённых.

Список учёных степеней

В России введены две ученые степени :

1. Кандидат наук - первична. Например, кандидат медицинских наук - канд.мед.наук - к.м.н.

2. Доктор наук - более высокая . Наприме, доктор биологический наук - докт.биол.наук - д.б.н.

Для того чтобы получить такую степень требуется создать специальный научный труд под названием "диссертация на соискание учёной степени кандидата таких-то наук" или "диссертация на соискание учёной степени доктора таких-то наук". Кроме того, эту диссертацию ещё требуется "защитить" в специально отведённом месте - Диссертационном совете. Специалисты в близкой научной области там решат, соответствует ли представленная диссертация желаемой степени. Так что учёную степень могут присудить, а могут и не присудить. Написание и защита диссертации - это непростая и нелёгкая работа, поэтому научная и организационная ценность кандидатов и докторов наук явно выше, чем у них же, но до защиты своей учёной степени.

Правда, нам угрожает появление ещё нескольких степеней, по образцу западных, но, естественно, на российский лад.

Бакалавр - по сути, это тот же наш выпускник техникума или студент-недоучка вуза с "незаконченным высшим", но защитивший свою дипломную работу, за что и получает "степень" бакалавра. Это низшая из возможных учёных степеней.

Магистр - в недавнем прошлом - это просто выпускник университета, защитивший дипломную выпускную работу, а не просто сдавший госэкзамены. Но теперь студенческая дипломная работа стала называться ВКР ("выпускная квалификационная работа") и перестала давать уровень магистра. Теперь 2 года придётся дополнительно (за дополнительные денежки) отсидеть в вузе и сделать, по-существу, вторую дипломную работу, теперь уже магистерскую. Лишь тогда можно будет именоваться "магистром". И будет эта работа называться "магистерская диссертация", подобно кандидатской или докторской. Магистерская степень - это академическая степень, отражающая соответствующий образовательный уровень выпускника, готовность к научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности. Степень магистра присуждается по результатам защиты магистерской диссертации.

"Доктор философии" или "пи-эйч-ди" (PhD) - популярная зарубежом степень, по научному весу - это нечто промежуточное между выпускной дипломной работой и классической советской кандидатской диссертацией. Правда, пессимисты опасаются, что со временем станут требовать гибрид более высокого уровня - нечто среднее между кандидатской и докторской диссертацией. Жизнь покажет, что же вылупится на самом деле из этого позолоченного яичка: курочка или крокодил...

Приблизительным аналогом учёной степени доктора наук в странах с «одноступенчатой» системой учёных степеней служит степень Doctor of Science (D.Sc.), в странах с «двухступенчатой» системой (например, в Германии) - хабитилированный (габилитированный) доктор. После прохождения процедуры хабилитации, т.е. защиты второй докторской диссертации (более весомой, чем первая), претенденту присваивается титул хабилитированного доктора (doctor habilitatus, Dr. habil.)

Есть ещё система учёных степеней за "профессиональную", а не научно-исследовательскую работу. Так, например, степени доктора права (DL), медицины (DM), делового администрирования (DBA) и т. д. во многих странах рассматриваются как составляющие систему профессионального, а не академического/исследовательского доктората, то есть предполагается, что обладатель такой степени занимается соответствующей практической деятельностью, а не наукой. Поскольку получение таких степеней не требует выполнения самостоятельного научного исследования, то поэтому профессиональный докторат обычно не считается учёной степенью. Отнесение той или иной степени к профессиональному или исследовательскому докторату зависит от страны и даже от конкретного университета. Так, например, в США и Канаде степень доктора медицины является профессиональной, а в Великобритании, Ирландии и многих странах Британского содружества - исследовательской.

Почётная степень
Есть ещё обходной путь для получения учёной степени без научного труда. Это так называемая "почётная степень" доктора наук (Honor Doctor или Honor degree или Doctor honoris causa). Она выдаётся вузами, академиями или Министерством образования без прохождения курса обучения и без учёта обязательных требований (по публикациям, защите и т. д.), но достигшим больших успехов в деле и получившим известность в какой-либо области знаний (деятели искусств, юриспруденция, религиозные деятели, бизнесмены, писатели и поэты, художники и т. п.). Такие люди привлекаются к преподавательской деятельности и читают лекции в лучших вузах многих стран мира. Почётный диплом доктора наук не выдаётся в медицине. Почётная степень может как присуждаться, так и сниматься.

Итак, учёная степень подтверждает научную квалификацию её обладателя и его способности к плодотворной научной деятельности.

Список учёных званий

В России согласно единому реестру ученых степеней и званий, утвержденному в 2002 г., предусмотрены следующие учёные звания:

1. Доцент по специальности согласно номенклатуре специальностей научных работников или по кафедре образовательного учреждения. Учёное звание доцента присваивается работникам научных организаций за научно-исследовательскую деятельность, а работникам высших учебных заведений - за научно-педагогическую деятельность.

2. Профессор по специальности или по кафедре. Ученое звание профессора присваивается работникам высших учебных заведений и научных организаций за научно-педагогическую деятельность и подготовку аспирантов.

3. Член-корреспондент (член-корр.) Академии наук.

4. Действительный член (академик) Академии наук.

Система учёных званий более запутанна, чем система учёных степеней . Так, различают звания по специальности и по кафедре . Кроме того, степени бывают как бы только научные (учёные), а звания - и научные, и педагогические (преподавательские). Учёные степени официально регистрирует только ВАК (Высшая Аттестационная Комиссия), а всяческие учёные звания - и ВАК, и Министерство образования, и Российская Академия наук.

Как же нам разграничить понятия «учёная степень» и «учёное звание», чтобы уменьшить часто наблюдаемую путаницу в этом отношении?

Говоря об учёных званиях, следует различать звание по должности или просто занимаемую должность от учёного звания , которое можно иметь, не занимая аналогичную должность. Так, можно занимать должность профессора или доцента, но не иметь такого же звания , подтверждаемого наличием аттестата. А можно, наоборот, обладать званием профессора или доцента, иметь соответствующий официальный аттестат, но работать не в должности профессора, а, к примеру, управдома, а то и вообще не работать. Так что профессора со званием профессоров могут работать, увы, вовсе не профессорами.

Дело ещё осложняется тем, что людям, работающим в должности профессора, но не имеющим такого же учёного звания, свойственно именовать себя именно профессорами, хотя в действительности они лишь занимают профессорскую должность . Любопытно, что военные в этом отношении более скромны: например, полковник, занимающий генеральскую должность , не называет себя генералом до тех пор, пока не получит генеральское звание .

Итак, звания «доцент» или «профессор» подкрепляеются официальными аттестатами . Чисто должностные наименования «доцент» или «профессор» , не связаны с официальным присвоением такого же учёного звания.

В то же время, чтобы занимать в вузе или в научно-исследовательском учреждении приличную должность, желательно (а иногда и обязательно) обладать учёной степенью . Наличие учёной степени, должности и положенной деятельности в этой должности дают право на получение учёного звания .

Ученые степени присуждаются в результате защиты диссертаций, а ученые звания присваиваются по результатам научно-педагогической деятельности.

О наличии учёной степени свидетельствует диплом кандидата или доктора наук, а о наличии учёного звания - аттестат доцента, профессора. Так что официальные подтверждающие документы для степени и звания называются по-разному.

Негосударственные степени и звания

И ещё об одной любопытной детали обязательно следует знать. В России появилось множество негосударственных учебных заведений: академий, университетов, институтов, при которых существуют иногда и собственные негосударственные диссертационные советы. Некоторые из них отваживаются на полное отделение от государства в лице Высшей аттестационной комиссии и начинают присуждать ученые степени не то что кандидата, а даже и доктора наук без участия ВАК , точно так же, как это принято за рубежом, но в совершенно иных условиях. После защиты таким «негосударственным» учёным тут же выдаются скрепленные печатями дипломы, именуемые в народе «корочками», бланки которых изготовить или купить не составляет особого труда. Вопрос об их юридической силе вызывает обоснованные сомнения...

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. № 74 в качестве документов о присуждении ученых степеней, предусмотренных государственной системой аттестации, имеют силу только дипломы, выданные Министерством образования Российской Федерации или иными уполномоченными государственными органами.

Академики и член-корры

Ныне в России научные академии со своими академиками и членами-корреспондентами образуют целую пирамиду.

На первом уровне , на вершине этой академической пирамиды находится созданная еще Петром Первым в 1724 г. Российская Академия наук (РАН) , в состав которой входят около тысячи членов-корреспондентов и действительных членов (академиков). Это святая святых отечественной науки.

На втором уровне академической пирамиды находятся государственные отраслевые академии , такие, как Академия медицинских наук (РАМН), Академия педагогических наук, Академия архитектуры и строительства, Академия сельскохозяйственных наук, Академия художеств и в какой-то мере Академия естественных наук (РАЕН). В их состав тоже входят действительные члены (академики) и члены-корреспонденты, но государственные академические «стипендии» у них в полтора, а то и в два раза ниже, чем в РАН, а в РАЕН вообще деньги вправе платить только сама Академия, без поддержки государства.

На третьем уровне уже возникло столько негосударственных , общественных академий , а в них « общественных » академиков и членов-корреспондентов, что сосчитать их нелегко. Но в этих « академиях » государственную академическую стипендию не платят вообще, а даже, наоборот, чтобы стать их участником, надо вносить вступительный взнос - как своеобразную плату за право носить звание члена-корреспондента или действительного члена такой негосударственной общественной Академии .

Похожие « общественные академии » довольно оперативно были организованны также и за рубежом нашими же бывшими соотечественниками. Они резво торгуют званиями, дипломами и сертификатами, зарабатывая деньги именно на этом, а не на науке. И в России растёт число «иностранных академиков », имеющих красивые «фантики », с записями на иностранном языке, как бы подтверждающие их мифический международный научный статус...

Продолжая тему, поднятую в статье "Профессия, специальность, специализация... Давайте разберемся! ", предлагаю коснуться ученых степеней и званий, а также связанных с ними должностей, чтобы лучше понимать эти привычные, на первый взгляд, понятия.

Ученая степень

Ученая степень - титул, который присваивается соискателю научным сообществом и удостоверяет его компетентность в определенной научной области. Большинство стран СНГ унаследовали систему ученых степеней от СССР (Украина - в их числе), поэтому на сегодняшний день представитель отечественной науки может стать:

  • кандидатом наук
  • доктором наук

Ученую степень соискателю присуждает уполномоченный государственный орган. В СССР он носил название ВАК (высшая аттестационная комиссия). Как правило, в странах СНГ название этого органа не изменилось. Решение о присуждении ученой степени кандидата или доктора наук ВАК принимает по результатам защиты диссертации (соответственно, кандидатской или докторской).

Защита диссертации проходит в ученом специализированном совете - сообществе уважаемых ученых, которые занимаются наукой определенной тематики, и могут дать компетентную оценку трудам соискателя. Как правило, ученые специализированные советы открываются в ВУЗах или научно-исследовательских институтах, чтобы работающие в них кадры могли защищаться "не выходя из дома". Если же в родном заведении совета по Вашей специальности не нашлось, Вы можете идти в соседнее.

Кандидат наук

Аспирантура представляет собой стартовый "инкубатор" по подготовке молодых научных кадров. Аспирантами дневной формы обучения становятся, как правило, сразу после окончания ВУЗа. Заочным аспирантом (или просто соискателем) можно стать без привязки к дате дипломирования, но наличие диплома о высшем образовании является практически обязательным условием для поступления в аспирантуру.

При успешном стечении обстоятельств, главным из которых является защита кандидатской диссертации, аспирант становится кандидатом наук. Хотя бывают исключения, и ученую степень присуждают без защиты диссертации, но можно себе представить, каким мощным в этом случае должен быть вклад ученого в науку.

Кандидат наук - самая распространенная ученая степень среди научно-педагогического состава ВУЗов и работников различных научно-исследовательских институтов. Как правило, кандидатская степень дает право на небольшую прибавку к зарплате (в Украине - порядка 15%), а также открывает перспективы для получения должности доцента (см. ниже) или аналогичной.

Доктор наук

Кандидат наук, который решил окончательно покорить научный пьедестал, становится докторантом. Для этого можно поступить в докторантуру, что, теоретически, позволит освободиться от некоторых должностных обязанностей (например, уменьшить преподавательскую нагрузку в ВУЗе). Но можно быть докторантом и "заочно" - просто писать докторскую диссертацию без каких-либо изменений в своей работе.

Считается, что степень доктора наук является наивысшим критерием компетентности и состоятельности ученого, поэтому и требования к подготовке докторской диссертации (и её защите) существенно выше, нежели к кандидатской. Хотя в формальном плане существенных различий между этими процессами нет.

Доктор наук - значительно менее распространенная ученая степень, так как далеко не все кандидаты наук хотят (стремятся, могут) стать докторами. В плане преференций, докторская степень позволяет ученому претендовать на должность профессора (с учетом некоторых других условий), а также рассчитывать на более высокую надбавку к зарплате.

Должности для кандидатов и докторов наук

Важно понимать, что ученая степень автоматически не связывается с должностью, которую занимает ученый. Обычно "расклад" по должностям, которые ученые занимают в ВУЗе (и на которые они претендуют), следующий.

Без должности

Аспирант может не иметь никакой должности и заниматься на кафедре только научной работой. Должность также не нужна заочнику или соискателю.

Ассистент

Ассистентом может быть аспирант или даже кандидат наук.

Старший преподаватель

На должности старшего преподавателя могут работать бывшие аспиранты (не ставшие кандидатами, но накопившие определенный опыт), или кандидаты наук. Эта должность считается в некотором роде "переходной", когда человека без ученой степени нужно просто поддержать морально, и повысить из ассистентов.

Доцент

На должности доцента работают, как правило, кандидаты наук. Иногда - доктора.

Профессор

Должности профессора удостаиваются, как правило, доктора наук. Кандидаты наук работают профессорами очень редко (эта должность - для очень уважаемых ученых).

Реальная картина по распределению должностей

Стоит сказать, что кандидат или доктор наук может претендовать на любую должность, но далеко не всегда эта должность имеется "в наличии". В реальности ситуация нередко складывается таким образом, что кандидаты долгое время работают ассистентами или старшими преподавателями, а доктора наук - доцентами, так как ВУЗ не выделяет новых штатных единиц на кафедрах. Процесс этот сильно бюрократизирован, и борьба за "место под солнцем" среди научно-педагогических работников - обычное дело.

Широко распространена практика, когда после защиты кандидатской диссертации молодому ученому автоматически "открывается" должность доцента. Обычно это - прерогатива учебного заведения. Но такая временная должность не является постоянной, и чтобы укрепиться в этой должности, молодому кандидату наук следует позаботиться о получении ученого звания "доцент".

Ученое звание

Ученые звания созвучны некоторым должностям из системы высшего образования, поэтому их часто путают или считают одним и тем же. Ученое звание присваивается человеку с определенной ученой степенью спустя некоторое время после защиты диссертации, если он выполнил ряд требований (например, опубликовал серию научных трудов, написал методические пособия, подготовил учебники и пр.).

Доцент

Ученое звание "доцент" - это не должность доцента. Ученого звания "доцент" удостаиваются, как правило, кандидаты наук. Данное звание дает право ученому на небо льшую прибавку к зарплате (в Украине она составляет 15...25%).

Профессор

Ученое звание "профессор" - это не должность профессора. Как правило, ученого звания "профессор" удостаиваются доктора наук. Соответственно, с получением звания "профессор" повышается и зарплата ученого.

Надеюсь, что эта информация хотя бы немного пролила свет на то, как устроена система государственной науки и образования. Безусловно, в этой системе есть еще много "промежуточных" понятий, должностей, титулов. По мере возможности, Dystlab будет стараться объяснять их в новых публикациях.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта