Главная » 3 Как собирать » Какие чувства испытывает автор напиши. Наталья зайцева, п

Какие чувства испытывает автор напиши. Наталья зайцева, п

Что такое Субъект? Значение и толкование слова subjekt, определение термина

1) Субъект - - элемент системы познания - сознание человека, познающего мир, познаваемая часть которого для субъекта является объектом. Объект существует независимо от субъекта, но не может существовать при отсутствии субъекта, так как они оба являются необходимыми элементами системы познания "субъект-объектной системы" и друг без друга существовать не могут.

2) Субъект - одно из классических понятий философской мысли, применяемое в гносеологии с эпохи Аристотеля и означающее субстанциональное начало мира. Позже понятие субъекта начинает противопоставляться объекту как миру, который познается субъектом. Противопоставление объекта и субъекта характерно для западной философской мысли.

3) Субъект - - человек как носитель предметно-практической деятельности и познания. Различаются индивидуальный и групповой (коллективный) субъект.

4) Субъект - - элемент простого атрибутивного суждения, обозначающий предмет (объект) суждения, или то, о чем идет речь в суждении.

5) Субъект - (от лат. subjectus - лежащий в основе) - 1) индивид, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности; 2) человек, консолидированная группа лиц (напр., научное сообщество), общество, культура или даже человечество в целом, противопоставляемые познаваемым или преобразуемым объектам; 3) человек как носитель к.-л. свойств; личность; 4) в юридическом смысле - носитель прав и обязанностей, физическое или юридическое лицо; 5) предмет суждения, логическое подлежащее. Аристотелем и позднее в Средние века слово «С.» употреблялось в значении субстанции. В современном эпистемологическом смысле оно начало использоваться в 17 в.

6) Субъект - - активно проявляющий себя и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа, наделенные способностью порождать смыслы, вносить коррективы в собственные действия, вырабатывать программы, ставить цели и разрабатывать пути по их реализации; центр инициативы в социальных процессах, генератор собирательного, созидательного, структурообразующего действия.

7) Субъект - (от лат. subjectus - лежащий в основе) - понятие, употреблявшееся уже Аристотелем, а также и в средние века в смысле субстанции. Только с 17 в. оно начинает использоваться в современном смысле, т.е. как обозначение психолого-теоретико-познавательного Я, противопоставляемого чему-то другому - не-Я, предмету, объекту, или как обозначение объективированного Я, т.е. индивида, которому противостоит, противопоставляется объект и который направляет на этот объект свое познание или действие, - в этом отношении он выступает как " субъект познания", "субъект действия"; см. Познание, Предложение, Субъективный - касающийся субъекта (Я), имеющий значение только для субъекта, основанный на субъекте, зависящий от субъекта, связанный с субъектом; см. Внутрисубъективное, Транссубъективный.

Субъект

Элемент системы познания - сознание человека, познающего мир, познаваемая часть которого для субъекта является объектом. Объект существует независимо от субъекта, но не может существовать при отсутствии субъекта, так как они оба являются необходимыми элементами системы познания "субъект-объектной системы" и друг без друга существовать не могут.

одно из классических понятий философской мысли, применяемое в гносеологии с эпохи Аристотеля и означающее субстанциональное начало мира. Позже понятие субъекта начинает противопоставляться объекту как миру, который познается субъектом. Противопоставление объекта и субъекта характерно для западной философской мысли.

Человек как носитель предметно-практической деятельности и познания. Различаются индивидуальный и групповой (коллективный) субъект.

Элемент простого атрибутивного суждения, обозначающий предмет (объект) суждения, или то, о чем идет речь в суждении.

(от лат. subjectus - лежащий в основе) - 1) индивид, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности; 2) человек, консолидированная группа лиц (напр., научное сообщество), общество, культура или даже человечество в целом, противопоставляемые познаваемым или преобразуемым объектам; 3) человек как носитель к.-л. свойств; личность; 4) в юридическом смысле - носитель прав и обязанностей, физическое или юридическое лицо; 5) предмет суждения, логическое подлежащее. Аристотелем и позднее в Средние века слово «С.» употреблялось в значении субстанции. В современном эпистемологическом смысле оно начало использоваться в 17 в.

Активно проявляющий себя и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа, наделенные способностью порождать смыслы, вносить коррективы в собственные действия, вырабатывать программы, ставить цели и разрабатывать пути по их реализации; центр инициативы в социальных процессах, генератор собирательного, созидательного, структурообразующего действия.

(от лат. subjectus - лежащий в основе) - понятие, употреблявшееся уже Аристотелем, а также и в средние века в смысле субстанции. Только с 17 в. оно начинает использоваться в современном смысле, т.е. как обозначение психолого-теоретико-познавательного Я, противопоставляемого чему-то другому - не-Я, предмету, объекту, или как обозначение объективированного Я, т.е. индивида, которому противостоит, противопоставляется объект и который направляет на этот объект свое познание или действие, - в этом отношении он выступает как " субъект познания", "субъект действия"; см. Познание, Предложение, Субъективный - касающийся субъекта (Я), имеющий значение только для субъекта, основанный на субъекте, зависящий от субъекта, связанный с субъектом; см. Внутрисубъективное, Транссубъективный.

Если рассматривать процесс научного познания в целом как системное образование, то в качестве его элементов в первую очередь следует выделить субъект и объект познания.

Субъект познания - это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания.

В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом). В случае, когда субъектом познания является индивид, то его самосознание (переживание собственного “Я”) определяется всем миром культуры, созданной на протяжении человеческой истории. Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена при условии активной роли субъекта в познавательном процессе.

Объект познания - это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность.

Объект не тождественен объективной реальности, материи. Объектом познания могут быть как материальные образования (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность). Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) также могут стать объектом познания. Таким образом, объектами становятся существующие независимо от человека вещи, явления, процессы, которые осваиваются либо в ходе практической деятельности, либо в ходе познания. В этой связи ясно, что понятия объекта и предмета отличаются друг от друга. Предмет есть лишь одна сторона объекта, на которую направлено внимание какой-либо науки.

Помимо объекта в научном познании часто выделяют предмет - часть объекта, которая специально вычленяется познавательными средствами. Например, объектом всех гуманитарных наук являетсячеловек, но познавательные средства психологии направлены на духовный мир человека, археологии - на его происхождение,культурологии- накультуру, этнографии - на нравы и обычаи человечества. Соответственно в качестве предмета этих наук выступают духовный мир, происхождение, культура и т.д.

Понятие предмета по своему объему шире понятия объекта. Со времени возникновения философии проблема отношения субъекта к объекту, как отношения познающего к познаваемому, всегда находилась в центре внимания философов. Объяснение причин и характера этого отношения претерпело сложную эволюцию, пройдя путь от крайнего противопоставления субъективной достоверности, самосознания субъекта и мира объективной реальности (Декарт), до выявления сложной диалектической взаимосвязи субъекта и объекта в ходе познавательной деятельности. Сам субъект и его деятельность могут быть правильно поняты лишь с учетом конкретных социально-культурных и исторических условий, с учетом опосредованности отношений субъекта с другими субъектами. Научное познание предполагает не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и сознательное отношение субъекта к самому себе (рефлексия).

От понятий «субъект» и «объект» образованы термины «субъективный» и «объективный».

Субъективно все, что связано с субъектом, лицом, т.е. его воля, желания, стремления, предпочтения, чувства и эмоции и т.п. Таким образом, субъективность есть характеристика внутреннего мира человека или то личностное воздействие, которое сознание оказывает на наши взаимоотношения с миром. Субъективное отношение к чему-либо есть, как правило, вопрос вкуса и у разных людей может быть различным. Субъективность больше относят к мнениям, чем знаниям, хотя и личное знание является субъективным уже в силу того, что принадлежит сознанию человека, а не окружающему миру.

Объективно все то, что не зависит от сознания, воли, желаний. Например, объективными фактами или их отображениями являются вращение Земли вокруг Солнца, впадение Волги в Каспийское море, утверждения «Сократ - это человек», «Ф.М.Достоевский - русский писатель» и т.д.; они не зависят от наших личных желаний: Земля не прекратит своего вращения, Волга не повернет вспять, а Сократ не станет русским писателем.

Конечно, совершенно «очищенным» от человека знание быть не может. На познание оказывают влияние социальные отношения, культура, эпоха.

Наталья ЗАЙЦЕВА,
п. Жуково,
Смоленская область

Анализ стихотворения А.А. Фета «Воздушный город»

Урок в 10-м классе

Важным моментом в работе над стихотворением является эмоциональный настрой учеников на восприятие произведения. Чтобы понять замысел автора, разобраться в его чувствах, ученик должен сам испытать нечто подобное, проникнуться авторской мыслью. Поэтому работу над стихотворением А.А. Фета начинаем с обращения к чувствам ребят.

Любите ли вы наблюдать за плывущими облаками? Какие чувства вы при этом испытываете? Что представляете?

Мне нравится наблюдать за облаками. Порой они принимают причудливые формы: можно увидеть очертания какого-нибудь животного, забавную мордочку, а иногда целую композицию. Но стоит только отвести взгляд, как картина меняется или исчезает, словно кто-то повернул калейдоскоп.

Когда смотришь на бегущие облака, даже если не видишь чего-то необычного в них, испытываешь необыкновенное успокоение и умиротворение. Я могу подолгу лежать и смотреть в небо, следить за бегущими облаками.

У меня иногда не возникает каких-то конкретных мыслей, но на душе становится спокойнее, приятнее, забываешь о неприятностях, а иногда даже засыпаешь.

Когда я смотрю на облака, я мечтаю о прекрасной жизни, о счастье, о чём-то необычном, иногда это мечты о самом заветном. И мне всегда кажется, что мои мечты исполнятся.

А меня посещает почему-то безотчётная грусть, и возникает чувство внутреннего недовольства.

Лирический герой стихотворения Фета тоже любил наблюдать за облаками. Посмотрим, что он представлял и какие чувства испытывал.

(Учитель или подготовленный ученик читает стихотворение Фета.)

Какие картины возникают перед вами?

Лирический герой наблюдает за облаками и видит город, образ которого уже не раз вставал перед ним. Видимо, эта картина стала мечтой героя. Этот белый город медленно уплывает на север, а герой остаётся на “уснувшей земле”.

Какие чувства испытывает лирический герой и с чем это связано?

Когда лирический герой повествует о городе, созданном причудливыми облаками, он, мне кажется, испытывает радость от того, что является свидетелем такого чудесного явления, такой метаморфозы. Радуется он и тому, что только ему доступно такое видение. А заканчивается стихотворение грустной нотой. Герой словно обманулся в своих ожиданиях: этот город, поманивший его за собой, сам уплывает, а герой остаётся на грешной земле, словно привязанный, один, лишённый возможности уйти вслед за своей мечтой.

Что вы можете сказать о лирическом герое, его мыслях?

Мне кажется, что лирический герой - романтик. Когда уснула вся земля, он выходит полюбоваться облаками. Словно песня, звучит его рассказ об увиденной картине. Может быть, поэтому он называет её “причудливым хором облаков”. Хор - это хорошо организованная группа. Используемый в первой строфе ассонанс (звуки [о] и [а]) передают мелодию этого хора.

Какую роль играет эпитет “причудливый”? Почему так назван хор?

Наверное, потому, что картины, возникающие в воображении лирического героя и созданные игрой облаков, необыкновенны, сказочны, чудесны.

Посмотрим в словаре Ожегова значение слова “причудливый”.

В каком значении, по вашему мнению, использует автор это слово?

Конечно же, это слово употреблено в первом значении. Облака создали замысловатую фигуру, в данном случае - образ города.

Эта картина воздушного города не только замысловата, доступна лишь одному лирическому герою, но и капризна: она в любой момент может растаять, рассыпаться, что и происходит в конце стихотворения. Облака не рассыпаются, но уплывают, оставив героя ни с чем.

Что нового для понимания характера лирического героя даёт вторая строфа?

Мне кажется, что этот воздушный город - это город мечты героя. Вспомним фразеологизм “воздушные замки”. Он обозначает что-то несбыточное, недоступное. Воздушный город стал недоступен герою, хотя образ его превращается в навязчивую мечту. Герой называет город “знакомым, родным”, - значит, не раз уже рисовал себе картину этого города. И повтор словосочетания “мой город” усиливает ощущение того, что этот город - мечта именно героя, только его. Отсюда и логическое ударение на местоимении “мой”.

Обратите внимание на цветовое оформление строфы. Как цвет помогает нам понять настроение и мысли героя?

Мечта героя окрашена светлыми тонами: “белый город”, “розовое небо”. Она чиста. И вдруг - “тёмная земля”. Мне кажется, здесь не просто цветовой контраст “белый–тёмная”, а ещё и антитеза: идеальная, чистая мечта героя и грешная земля, на которой нет места его белому городу.

Если сравнить первую и вторую строфы, то можно найти ещё одну антитезу, показывающую, что лирический герой неуютно чувствует себя на земле. Земля уснула. Мне кажется, что эта метафора говорит об отсутствии жизни, важной для лирического героя, а облака плывут, они полны жизни, а вместе с ними живёт и герой. Его мысли, стремления не связаны с грешной землёй, а устремлены к небу, в микрокосмос.

Лирический герой - романтик. Для него, как и для романтиков, характерен разрыв между мечтой и действительностью. Ассонанс (звуки [о] и [а]) передаёт тихую, задушевную, немного грустную мелодию неба, которая прерывается с исчезновением облаков.

Очень грустно звучит последняя строфа. Исчезают облака, пропадает воздушный город - рушится мечта героя, он остаётся один на “тёмной, уснувшей земле”.

Как синтаксис помогает раскрыть основную мысль этой строфы?

С помощью инверсии выделяются слова “воздушный” и “плывёт”. Мечта героя “воздушна”, то есть хрупка, способна рассыпаться, уплывает на север. А дальше отточие. Я его понимаю как знак крушения мечты героя. А ещё в нём можно заметить цепь уплывающих облаков. Антитеза “манит” - “не даёт” подчёркивает трагедию героя, а в неопределённом местоимении “кто-то” заключена какая-то угроза счастью героя.

Как вы можете объяснить знак тире в последней строфе и определить принадлежность слова “да” к части речи?

По моему мнению, “да” - это не противительный союз, а усилительная частица, синонимичная “а вот”. Знак тире здесь - это знак бессоюзного предложения, в котором вторая часть по смыслу противопоставляется первой.

А мне кажется, что этот знак символизирует разрыв героя с мечтой.

Можно ли сказать, что это стихотворение относится к пейзажной лирике?

Конечно, к чисто пейзажной лирике его отнести нельзя, потому что это большей частью философское стихотворение. Пейзаж - это только повод к размышлению о жизни, о мечте и действительности.

Заключительное слово учителя. Особенности лирики Фета таковы, что его пейзажная лирика переходит в философскую. Надо быть очень внимательным к слову, образам, чтобы понять стихи поэта. Их нельзя читать между делом, в них надо вдумываться, чтобы проникнуться чувством автора.

И эмоции у человека? Именно этому вопросу мы и решили посвятить сегодняшнюю статью. Ведь без этих составляющих мы были бы не людьми, а машинами, которые не живут, а просто существуют.

Какие бывают органы чувств?

Как известно, всю информацию об окружающем мире человек узнает через собственные К ним относятся следующие:

  • глаза;
  • язык;
  • кожа.

Благодаря этим органам люди ощущают и видят окружающие их предметы, а также слышат звуки и чувствуют вкус. Следует отметить, что это далеко не полный список. Хотя именно его принято называть основным. Так какие бывают чувства и ощущения у человека, у которого функционируют не только вышепредставленные, но и другие органы? Рассмотрим ответ на поставленный вопрос более подробно.

Глаза

Ощущения зрения, а точнее цвета и света, наиболее многочисленны и многообразны. Благодаря представленному органу люди получают около 70% информации об окружающей среде. Учеными было установлено, что число зрительных ощущений (различных качеств) взрослого человека, в среднем, достигает 35 тысяч. Следует также отметить, что именно зрение играет существенную роль при восприятии пространства. Что же касается ощущения цвета, то оно полностью зависит от длины световой волны, которая раздражает сетчатку глаза, а интенсивность - от ее амплитуды или так называемого размаха.

Уши

Слух (тоны и шумы) дает человеку примерно 20 тысяч различных состояний сознания. Такое ощущение вызывается воздушными волнами, которые идут от звучащего тела. Его качество полностью зависит от величины волны, сила - от амплитуды, а тембр (или звуковая окраска) - от формы.

Нос

Ощущения обоняния довольно разнообразны, и их очень сложно классифицировать. Они возникают при раздражении верхней части полости носа, а также слизистой оболочки нёба. Этот эффект происходит за счет растворения мельчайших пахучих веществ.

Язык

Благодаря этому органу человек может различать разные вкусы, а именно сладкий, соленый, кислый и горький.

Кожа

Осязательные ощущения распадаются на чувства давления, боли, температуры и проч. Они возникают во время раздражения расположенных в тканях нервных окончаний, которые имеют особое строение.

Какие бывают чувства у человека? Помимо всех вышеперечисленных, у людей имеются и такие чувства, как:

  • Статические (положение тела в пространстве и ощущение его равновесия). Такое чувство возникает во время раздражения нервных окончаний, которые расположены в полукружных каналах уха.
  • Мышечные, суставные и сухожильные. Они очень сложно наблюдаемые, однако носят характер внутреннего давления, напряжения и даже скольжения.
  • Органические или соматические. К таким чувствам можно отнести голод, тошноту, ощущения дыхания, и проч.

Какие бывают чувства и эмоции?

Эмоции и внутренние чувства человека отражают его отношение к какому-либо событию или ситуации в жизни. Причем два названных состояния довольно сильно отличаются друг от друга. Так, эмоции представляют собой непосредственную реакцию на что-либо. Происходит это на животном уровне. Что же касается чувств, то это продукт мышления, накопленного опыта, переживаний и т. д.

Какие чувства бывают у человека? Ответить однозначно на поставленный вопрос довольно сложно. Ведь чувств и эмоций у людей очень много. Они дают человеку информацию о потребностях, а также обратную связь на происходящее. Благодаря этому люди могут понять, что они делают правильно, а в чем ошибаются. После осознания возникших чувств человек дает себе право на любую эмоцию, и тем самым он начинает понимать, что происходит в реальности.

Перечень основных эмоций и чувств

Какие бывают чувства и эмоции у человека? Перечислить их все просто невозможно. В связи с этим мы решили назвать только некоторые. Причем все они делятся на три разные группы.

Положительные:

  • удовольствие;
  • ликование;
  • радость;
  • гордость;
  • восторг;
  • доверие;
  • уверенность;
  • восхищение;
  • симпатия;
  • любовь (или привязанность);
  • любовь (половое влечение к партнеру);
  • уважение;
  • благодарность (или признательность);
  • умиление;
  • самодовольство;
  • нежность;
  • злорадство;
  • блаженство;
  • чувство удовлетворенной мести;
  • чувство удовлетворенности собой;
  • чувство облегчения;
  • предвкушение;
  • чувство безопасности.

Отрицательные:

Нейтральные:

  • удивление;
  • любопытство;
  • изумление;
  • спокойно-созерцательное настроение;
  • безразличие.

Теперь вам известно, какие бывают чувства у человека. Кто-то в большей степени, кто-то в меньшей, но каждый из нас хоть раз в жизни испытывал их на себе. Негативные эмоции, которые игнорируются и не осознаются нами, не исчезают просто так. Ведь тело и душа едины, и если последняя долго страдает, то тело берет на себя какую-то часть ее тяжелой ноши. И совсем не зря говорят, что все болезни от нервов. Влияние негативных эмоций на благополучие и здоровье человека уже давно является научным фактом. Что же касается положительных чувств, то польза от них понятна всем. Ведь, переживая радость, счастье и прочие эмоции, человек буквально закрепляет в своей памяти желаемые виды поведения (чувства успеха, благополучия, доверия к миру, окружающим людям и т. д.).

Нейтральные чувства также помогают людям выражать свое отношение к увиденному, услышанному и проч. Кстати, такие эмоции могут выступать неким трамплином к дальнейшим положительным или отрицательным проявлениям.

Таким образом, анализируя свое поведение и отношение к происходящим событиям, человек может становиться лучше, хуже или оставаться прежним. Именно эти свойства отличают людей от животных.

Чтобы разобраться с тем, какие бывают чувства, нужно понять по каким критериям их можно оценить. Критерии – еще одно основание для классификации.

Критерии служат для того, чтобы переживания можно было измерить, охарактеризовать и назвать словом, то есть определить.

Выделяют три критерия чувств:

  1. валентность (тон);
  2. интенсивность (сила);
  3. стеничность (активность или пассивность).

Таблица чувств №1 позволяет охарактеризовать любое сложное переживание:

Например, человек может испытывать положительное сильное стеническое переживание. Это может быть любовь. Если интенсивность ощущений слабая, это просто симпатия.

Таблица чувств, характеризуя переживания, не позволяет назвать их словом. Название можно только предположить. У человека не всегда достаточно знаний и опыта, чтобы определиться как правильно назвать испытываемое душевное волнение. Это не удивительно, так как их очень много. Однако некоторые люди не могут назвать даже десяти чувств, а ведь столько, в среднем, испытывает человек ежедневно.

Третье основание для классификации социально обусловленных переживаний – в зависимости от базовой эмоции.

Американский психолог Пол Экман выделил семь базовых эмоций:

  • радость;
  • печаль;
  • гнев;
  • страх;
  • удивление;
  • отвращение;
  • презрение.

Таблица чувств №2 предполагает поиск названия испытываемого душевного переживания, отталкиваясь от первых четырех базовых эмоций:

БАЗОВАЯ ЭМОЦИЯ ПРОИЗВОДНЫЕ
Страх Беспокойство, замешательство, паника, нервозность, недоверие, неопределенность, неуверенность, опасение, смущение, тревога, сомнение и другие.
Грусть Апатия, отчаяние, вина, обида, озабоченность, печаль, подавленность, разбитость, стыд, скука, тоска, угнетенность, усталость и другие.
Злость Агрессия, ярость, брезгливость, бешенство, гнев, зависть, ненависть, недовольство, омерзение, нетерпимость, отвращение, презрение, пренебрежение, ревность, досада, циничность и другие.
Радость Бодрость, блаженство, восторг, достоинство, доверие, любопытство, облегчение, оживление, оптимизм, покой, счастье, умиротворенность, уверенность, удовлетворение, любовь, нежность, сочувствие, эйфория, экстаз и другие.

Вторая таблица чувств дополняет первую. Воспользовавшись ими двумя, можно понять, что за сила овладела разумом и сердцем, как ее описать и назвать. А это первый верный шаг к осознанности.

Список моральных, интеллектуальных, эстетических чувств

На вопрос: «какие бывают чувства», каждый человек может дать свой ответ. Кто-то чаще испытывает сильные и глубокие переживания, а у кого-то они легкие и непродолжительные. Способность чувствовать зависит от темперамента, характера, принципов, приоритетов и жизненного опыта личности.

Чаще всего чувства классифицируют в зависимости от сферы, в которой находится объект переживаний:

  • Моральные

Это симпатия и антипатия, уважение и презрение, привязанность и отчужденность, любовь и ненависть, а также чувства благодарности, коллективизма, дружбы и совести. Они возникают по отношению к действиям других людей или собственным.

Обусловлены нравственными нормами, принятыми в обществе и усвоенными личностью в процессе социализации, а также его взглядами, убеждениями, мировоззрением. Если чужие или свои поступки соответствуют моральным нормам, возникает удовлетворение, если нет – негодование.

  • Интеллектуальные

У человека есть и такие переживания, которые возникают в процессе умственной деятельности или в связи с ее результатом: радость, удовлетворение от процесса и результата работы, открытия, изобретения. Это также и вдохновение, и горечь от неудач.

  • Эстетические

Душевные волнения возникают при восприятии или создании чего-либо красивого. Невероятные ощущения человек испытывает, когда видит красоты Земли или мощь природных явлений.

Человек ощущает чувство прекрасного глядя на маленького ребенка или на взрослого гармонично сложенного человека. Прекрасные произведения искусства и другие творения рук человека способны вызвать восторг и душевный подъем.

Так как эта классификация не раскрывает всю палитру чувств, их принято классифицировать еще по нескольким основаниям.

Чем отличаются чувства от эмоций

Все люди испытывают душевные переживания и волнения, но не все умеют их называть и выражать в словах. А ведь именно знание того, какие бывают чувства, помогает не только правильно определять, но и контролировать, управлять ими.

Чувства – комплекс переживаний, связанных с людьми, предметами или событиями. Они выражают субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам.

Люди в быту и некоторые психологи употребляют слова «чувства» и «эмоции» как слова-синонимы. Другие говорят что чувства – вид эмоций, а именно высшие эмоции. Третьи разделяют эти понятия: эмоции относят к классу психических состояний, а чувства к психическим свойствам.

Да, между ними есть прямая взаимосвязь, ведь они являются переживаниями человека. Без душевных волнений индивид бы не жил, а существовал. Они наполняют жизнь смыслом, делают ее разнообразной.

Но все же между чувствами и эмоциями есть существенные отличия:

  • Эмоции – врожденные и инстинктивные реакции организма на изменения окружающей среды, чувства – социальные, развитые в процессе воспитания и обучения переживания. Чувствовать человек учится, выражать эмоции все умеют с момента рождения.
  • Эмоции сложно контролировать усилием воли, чувствами легче управлять, несмотря на их сложность и неоднозначность. Их большая часть возникает у человека в сознании, эмоции часто не осознаются, так как связаны с необходимостью удовлетворить инстинктивную потребность.
  • Чувство меняется, развивается и угасает, варьируется по силе, по-разному проявляется, может перерасти в свою противоположность, эмоция – определенная реакция. Например, если человек испытывает ненависть к другому лицу, не исключено что это переживание перерастет в любовь, а эмоция страха всегда страх, независимо от объекта (она может быть и беспричинной). Страх либо есть, либо его нет.
  • Эмоции не имеют предметной соотнесенности, чувства – имеют. Они переживаются по отношению к чему-то или кому-то по-разному. Например, любовь к ребенку не то же самое, что любовь к супругу. А к примеру, недоумение всегда выражается одинаково вне зависимости от того что конкретно его вызывает.
  • Чувства – более сильный мотиватор, чем эмоции. Они побуждают, вдохновляют, толкают на совершение поступков в отношении объекта, на который они направлены. Эмоции лишь рождают действия в виде ответных реакций.
  • Эмоции – непродолжительные и поверхностные, хоть и яркие проявления, а чувства всегда сложные и сильные душевные волнения.

Бывает сложно определить, когда сочетание эмоций породит чувство, и какое высшее переживание выражается в той или иной череде эмоциональных проявлений. Это близкие, сопутствующие друг другу явления, но все же их нужно различать. Личность в ответе за свои высшие эмоции и за те поступки, которые они повлекут за собой.

Как управлять своими чувствами

Когда сильные переживания и волнения овладевают человеком, даже если они позитивные, психологический баланс нарушается.

Для психологического здоровья и благополучия нужно уметь в меру как радоваться позитивным чувствам, так и огорчаться от негативных.

Чтобы справиться с чрезмерными, мешающими адекватно реагировать и разумно поступать сантиментам, нужно:

  1. Охарактеризовать душевные ощущения: определить валентность, интенсивность, стеничность (Таблица чувств №1).
  2. Определить базовую эмоцию. Выбрать на что в большей мере похоже переживание: на страх, грусть, злость или радость (Таблица чувств №2).
  3. Определиться с названием и постараться разобраться в переживаниях самостоятельно.

Иногда душевные порывы настолько овладевают человеком, что он в прямом смысле не может ни спать, ни есть. Длительные сильные переживания являются стрессом для организма. Не зря природой задумано, что даже яркий период влюбленности, когда кровь перенасыщена адреналином, окситоцином и дофамином, длится недолго, перерастая в спокойную и основательную любовь.

У каждого человека должна быть собственная таблица чувств, если он хочет быть осознанной личностью.

Вечный спор между разумом и сердцем это вопрос об умении регулировать эмоциональные, чувственные порывы посредством разума.

Испытывая глубокие и сильные переживания, человек проживает жизнь в полной мере. Ограничивать свою чувствительность неразумно, а порой просто невозможно. Все дело в том, какие переживания выбирает человек: позитивные или негативные, глубокие или поверхностные, настоящие или поддельные.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта