Главная » 3 Как собирать » Крупные городские агломерации россии. Самые большие агломерации земли

Крупные городские агломерации россии. Самые большие агломерации земли

В связи с ростом индустриального развития городов в 20 века население мира постепенно переместилось в города.

Так под конец 20 веке горожан на планете стало почти 50%, в то время, как в начале века численность городского населения составляла ничтожных 13% от населения Земли.

На данный момент горожан на планете более 50% и все стремятся к жизни в мегаполисе.

В этой статье я хочу рассмотреть 10 самых крупных в Мире агломераций, которые приютили в своих границах более 230-ти миллионов жителей.

Самым крупным городом-агломерацией является Токио с населением 37.7 миллионов жителей, что равно населению Польши.

Общая территория занимаемая агломерацией Токио 8677 км? и плотность населения 4340 человек на км?. Агломерация Токио является столь большой, потому что объединяет в себе 2 крупных города Токио и Йокогама и ряд других более мелких населенных пунктов.

Второе место в этом списке принадлежит столице Мексики -Мехико.

Количество жителей агломерации Мехико достигает 23,6 миллиона человек, которые уживаются на площади 7346 км?. При этом плотность населения составляет 3212 человек на км?. Городская агломерация Мехико расположена выше всех остальных над уровнем моря из тех, кто находится в этом списке.

Третья по количеству жителей агломерация — это город Нью-Йорк, в котором живет 23,3 миллиона человек на площади 11 264 км?. Плотность населения составляет 2 070 жителей на км?. Город является самым крупным финансовым центром мира.

На четвертом месте находится агломерация города Сеул — столица Южной Кореи. Население сотавляет 22.7 миллионов жителей. Общая площадь занимаемая агломерацией составляет 1943 км? и плотность населения 11 680 человек на км?.

Пятое место в этом списке принадлежит городу-агломерации Мумбаи (до 1995 года Бомбей). Количество жителей в агломерации составляет 21,9 миллионов. Территория — 2 350 км? и плотность населения 9 320 жителей на км?. Сам город и вся агломерация очень быстро развиваются.

Шестой в нашем списке оказалась городская агломерация Сан-Паулу (Бразилия). Количество жителей живущих в рамках этой административной единицы составляет 20,8 миллионов жителей. Площадь агломерации составляет 7944 км? и плотность населения 2620 жителей на км?.

Филиппинская столица Манила занимает седьмое местов списке городских агломераций и насчитывает 20,7 миллионов жителей. Площадь агломерации составляет 4863 км? и плотность населения 4256 человек на км?.

Столица Индонезии Джакарта находится на 8 месте в этом списке с численностью населения 19,2 миллиона жителей. Площадь городской агломерации Джакарты составляет 7 297 км? и плотность населения 2631 человек на км?.

Девятое место среди самых крупных в Мире городских агломераций занимает столица Дели. Численность населения в этой агломерации составляет 18,9 миллонов человек при площади 1425км?. Плотность населения — 13 265 жителей на км?, что выводит эту агломерацию на первое место по плотности населения.

Храм Лотоса в Дели

Агломерация

Население, млн. чел.

Страна

Республика Корея

Сан-Паулу

Бразилия

Осака – Киото – Кобе

Джакарта

Индонезия

Лос-Анджелес

Калькутта

Филиппины

Буэнос-Айрес

Аргентина

Рейнско-Рурская

Германия

Рио-де-Жанейро

Бразилия

Великобритания

Пакистан

Бангладеш

Примечательно, что в начале XX в. крупнейшей агломе­рацией на Земле являлся Лондон (насчитывавший 4,5 млн. жителей), который сегодня занимает 20-е место. Соответствен­но, за сто лет население Лондона выросло примерно в 2,5 ра­за. А первой агломерацией с населением свыше 10 млн. чело­век в 1940-х гг. стал Нью-Йорк, который в настоящее время находится на 7-м месте. За XX в. население этого города выросло примерно в 10 раз. Население сегодняшнего лидера Токио выросло за 100 лет примерно в 30 раз. Но население большинства современных крупнейших городских агломера­ций за последние 100 лет выросло в 100 раз и более (Мехи­ко, Сеул, Сан-Паулу и т. д.). Именно такие сверхвысокие темпы роста городов в крупных развивающихся странах (около 5% ежегодного прироста населения в среднем за 100 лет) и сфор­мировали современный список крупнейших агломераций мира, почти 2/3 из которых находятся в развивающихся странах.

С течением времени пригородные поселения в рамках аг­ломераций начинают развиваться быстрее, чем центральный город, в том числе за счет переезда части жителей из цент­рального города в пригороды . Этот процесс получил название субурбанизации (от латинского слова suburb – приго­род). При этом «выталкивают» жителей из центральных го­родов сложная экологическая ситуация, рост преступности, высокая стоимость недвижимости, высокие налоги и другие условия, которые в пригородных поселениях оказываются значительно лучше.

Необходимым условием субурбанизации является разви­тие транспорта для обеспечения перевозок между местом жительства и местом работы, так как большинство пересе­ляющихся продолжает работать в главном городе. Именно поэтому первые признаки субурбанизации появились в раз­витых странах после развития в них пригородного железно­дорожного сообщения. Но интенсивная субурбанизация на­чалась только с массовой автомобилизацией населения , по­скольку только личный автомобиль обеспечивает достаточно высокую степень свободы относительного размещения места жительства и места работы.

Первоначально переселяются в пригороды наиболее обес­печенные слои населения, элита общества. Этим они создают для остальных слоев населения образец поведения, не реа­лизуемый по материальным причинам. Но по мере роста благосостояния общества в переселение вовлекаются все бо­лее широкие массы населения. Интенсивная субурбанизация связана с переселением многочисленного в развитых странах «среднего» класса. Вслед за переселением жителей начинает­ся перемещение в пригороды промышленности и других сфер занятости. Перемещение торговли и сферы обслуживания непосредственно связано с переселением жителей и идет практически одновременно с ним. В некоторой степени пере­мещаются в пригороды и управленческие функции. Тем не менее, перемещение в пригороды рабочих мест происходит все-таки в меньшей степени, чем переселение жителей.

В настоящее время большинство развитых стран уже прошли стадию субурбанизации. В итоге основная часть го­родского населения в этих странах живет в пригородах. А кризис главных городов, который являлся одной из причин субурбанизации, в ее результате еще больше усилился. Глав­ные города лишились значительной части налоговой базы, в них сократилось количество рабочих мест и, соответствен­но, выросла безработица, увеличилась концентрация марги­нальных слоев населения с низкими доходами и т. д. Поэтому если в первые десятилетия после второй мировой войны боль­шинство развитых государств осуществляло государствен­ные программы, направленные, на деконцентрацию населе­ния и хозяйства, подстегивая субурбанизацию, то в после­дние десятилетия государственные и местные программы направлены на возрождение городских центров. Хотя в ос­новном не как мест проживания, а как мест концентрации различных прогрессивных видов деятельности.

Но и городские агломерации являются не конечной фор­мой развития городского расселения. В некоторых районах, особенно привлекательных для городского развития, сосед­ние агломерации разрастаются и сливаются своими перифе­рийными частями. Иногда более мелкие агломерации попа­дают в зону влияния более крупной агломерации, становясь агломерациями второго порядка. Образовавшиеся системы из 3 – 5 агломераций называют урбанизированными районами . В России подобные районы сформировались вокруг Московс­кой агломерации, вдоль Волги, вдоль восточных склонов Уральских гор, в Кузнецком угольном бассейне.

В отдельных случаях, как правило, вдоль важнейших транспортных полимагистралей, количество слившихся аг­ломераций может составлять десятки. Такие крупнейшие на данный момент формы городского расселения получили на­звание урбанизированных зон или мегалополисов (мегаполисов) – обе последние дефиниции в принципе однозначны. Мегалополис (от греч. megas – большой; в родительном падеже – megalu – больщой и polis – город, гигантское скопление городов)– первоначально имя собственное первой такой городс­кой структуры, которая была описана в 1950-х гг. французс­ким урбанистом Ж. Готманом на северо-востоке США. Впоследствии подобные образования сформировались и в других регионах Земли. Характеристики крупнейших магаполисов Земли представлены в табл.. 2.3.4.

Стремительно меняется облик мира: села и поселки уступают место городам, последние, в свою очередь, сращиваются в единое целое и становятся агломерациями. Это процесс демографический и экономический, который развивается планомерно и поэтапно, его невозможно остановить. Прогресс сам диктует человечеству условия его наибольшего ускорения. Весь ХХ век является периодом массовой индустриализации. Результатом стало развитие производств различного направления и связанный с этим рост городского населения, которое обеспечивает любое промышленное предприятие основным ресурсом - рабочими.

История появления

Агломерация городская - это процесс разрастания территории населенного пункта за счет его застройки и поглощения прилегающих поселений. Урбанизация прошла достаточно стремительно, в течение 80-95 лет. Если сравнивать данные переписи на начало и конец ХХ века, то они наглядно показывают соотношение сельского и городского населения. В процентном отношении это выглядит следующим образом: в 1903 году 13 % - жители городов, к 1995 году эта цифра составляет 50 %. Тенденция сохранилась и на сегодняшний день, но первые крупнейшие городские агломерации появились еще в древнем мире. В качестве примера можно привести Афины, Александрию и, конечно, великий Рим. Гораздо позднее, в XVII веке, первые агломерации возникли на территории Европы - это Париж и Лондон, который занимал значительную площадь на Британских островах. В XIX веке образование крупных городских поселений началось в Северной Америке. Сам термин "агломерация" впервые вводится географом французом М. Руже. По его определению, агломерация городская - это выход несельскохозяйственных видов деятельности за административные рамки поселения и вовлечение в него окружающих населенных пунктов. Существующие на сегодняшний день определения достаточно разнообразны по изложению, но обобщающим принципом является процесс расширения, роста города. При этом во внимание принимается множество критериев.

Определение

Н. В. Петров характеризует агломерацию как скопление городов и прочих населенных пунктов по территориальному принципу, при этом в процессе развития они срастаются, происходит усиление всех видов взаимосвязей (трудовых, культурных, хозяйственных и т. д.). При этом скопления должны быть компактными и обладать четкими административными границами - как внутренними, так и наружными. Перцик Е. Н. дает несколько иное определение: агломерация городская - это особая форма урбанизации, которая подразумевает скопление территориально близких населенных пунктов, которые взаимосвязаны экономически и имеют общую транспортную сеть, инженерную инфраструктуру, производственные и культурные отношения, общую социальную и техническую базу. В своих работах он подчеркивает, что данный тип объединения является наиболее продуктивной средой для научно-технической деятельности, развития прогрессивных технологий и производств. Соответственно, именно здесь группируются наиболее квалифицированные работники, для удобства которых развивается сфера услуг и создаются условия для полноценного отдыха. Крупнейшие города и городские агломерации имеют подвижные территориальные границы, это касается не только фактического расположения отдельных пунктов, но и временных отрезков, потраченных на перемещение человека или груза от ядра к периферии.

Критерии определения агломерации

Среди современных городов много достаточно развитых, с населением свыше 2-3 миллионов человек. Определить, насколько данный населенный пункт можно отнести к категории агломерации, можно, используя определенные критерии оценки. Однако и здесь мнения аналитиков расходятся: некоторые предлагают ориентироваться на группу факторов, другим достаточно наличия одного признака, который четко выражен и документально подтвержден. Основные показатели, в соответствии с которыми города можно отнести к агломерации:

  1. на 1 м 2 .
  2. Численность (от 100 тысяч человек, верхний предел неограничен).
  3. Скорость застройки и ее непрерывность (не более 20 км между основным городом и его спутниками).
  4. Количество поглощенных населенных пунктов (спутников).
  5. Интенсивность поездок различного назначения между ядром и периферией (на работу, учебу или для проведения досуга, так называемые маятниковые миграции).
  6. Наличие единой инфраструктуры (инженерные коммуникации, связь).
  7. Общая логистическая сеть.
  8. Доля населения, занятого работами несельскохозяйственного характера.

Типы городских агломераций

При всем разнообразии структуры взаимодействия и условий сосуществования городов и их спутников, существует лаконичная система определения вида населенного пункта. Различают два основных типа: моноцентрические и полицентрические агломерации. Наибольшее количество существующих и образовывающихся слияний относят к первой категории. Моноциклические агломерации формируются по принципу доминирования одного основного города. Существует ядро, которое при росте включает в состав своей территории другие поселения и формирует направленность их дальнейшего развития в симбиозе со своими потенциальными возможностями. Крупнейшие городские агломерации (подавляющее большинство) созданы именно по монотипу. Примером может служить московская или нью-йоркская. Полицентрические агломерации являются скорее исключением, они объединяют несколько городов, каждый из которых является самостоятельным ядром и поглощает близлежащие населенные пункты. Например, в Германии это полностью застроенный крупными субъектами, каждый из которых имеет несколько спутников, при этом они не зависят друг от друга и объединяются в одно целое только по территориальному признаку.

Структура

Наиболее крупные городские агломерации мира образовались в городах, история которых насчитывает от 100 до 1000 лет. Это сложилось исторически, любые производственные комплексы, торговые сети, культурные центры проще усовершенствовать, чем создать новые на пустом месте. Исключением являются только американские города, которые изначально планировались в качестве агломераций для более высоких темпов развития экономики.

Итак, сделаем краткие выводы. Агломерация городская - это структурированный населенный пункт, который (приблизительно, четких границ не существует) можно разделить на следующие участки:

  1. Центр города, его историческая часть, которая представляет собой культурное наследие данного региона. Его посещаемость наибольший пик имеет в дневное время, часто существуют ограничения по въезду на данную территорию личного транспорта.
  2. Кольцо, окружающее центральную часть, деловой центр. Эта площадь застроена очень плотно офисными зданиями, кроме того, существует разветвленная система предприятий питания (рестораны, бары, кафе), сфера услуг представлена также достаточно широко (салоны красоты, тренажерные и спортивные залы, модные ателье и т. д.). Здесь хорошо развита торговая сеть, особенно дорогие магазины с эксклюзивными товарами, присутствуют административные государственные учреждения.
  3. Жилая зона, которая относится к старым постройкам. В процессе агломерации она часто превращается в деловые связано с высокой стоимостью земли под жилыми домами. Из-за постоянного спроса на нее, строения, которые не относятся к памятникам архитектуры или истории, сносятся или модернизируются под офисные и иные помещения.
  4. Многоэтажная массовая застройка. Отдаленные (спальные) районы, производственные и промышленные зоны. Этот сектор имеет, как правило, большую социальную направленность (школы, крупные торговые точки, поликлиники, библиотеки и т. д.).
  5. Пригородные территории, парки, скверы, поселки-спутники. В зависимости от размера агломерации данная территория развивается и обустраивается.

Этапы развития

Все городские агломерации мира проходят основные процессы формирования. Многие населенные пункты останавливаются в своем развитии (на каком-либо этапе), некоторые только начинают свой путь к высокоразвитой и комфортной для проживания людей структуре. Принято разделять следующие этапы:

  1. Индустриальная агломерация. Связь между ядром и периферией базируется на производственном факторе. привязаны к конкретному предприятию, не существует общего рынка недвижимости и земли.
  2. Трансформационный этап. Характеризуется повышением уровня маятниковой миграции, соответственно формируется общий трудовой рынок, центром которого является крупный город. Ядро агломерации начинает активно формировать сектор услуг и досуга.
  3. Динамичная агломерация. Данный этап предусматривает модернизацию и перенос производственных мощностей на периферийные участки. Параллельно развивается логистическая система, что позволяет произвести более быстрое сращивание ядра и городов спутников. Появляются единые рынки труда, недвижимости, возводится общая инфраструктура.
  4. Постиндустриальная агломерация. Завершающий этап, который характеризуется окончанием всех процессов взаимодействия. Существующие связи (ядро-периферия) упрочняются и расширяются. Начинается работа над повышением статуса агломерации для привлечения большего числа ресурсов и расширения направлений деятельности.

Особенности российских агломераций

Для повышения темпов экономического роста и развития наукоемкого производства наша страна должна иметь четко сформулированные и просчитанные планы на ближайшую и дальнюю перспективы. Исторически сложилась ситуация, при которой городские агломерации России строились исключительно по индустриальному типу. При этого было достаточно, но при вынужденном переходе на трансформационный этап (формирование рыночной экономики) возник целый ряд проблем, которые пришлось устранять в течение 90-х годов. Дальнейшее развитие городских агломераций требует централизованного вмешательства государства. Именно поэтому данная тема часто обсуждается экспертами и высшими органами государственной власти. Необходимо полное восстановление, модернизация и перемещение производственных баз, что повлечет за собой динамичные агломерационные процессы. Без участия государства как финансирующего и управляющего органа данный этап недоступен многим городам. Экономические преимущества функционирующих агломераций неоспоримы, поэтому происходит процесс стимулирования объединений территориально связанных городов и населенных пунктов. Крупнейшая городская агломерация мира может быть создана в России уже в ближайшее время. Для этого есть все необходимые ресурсы, осталось грамотно использовать главный - административный.

Крупнейшие городские агломерации России

Фактически на сегодняшний день четкой статистики нет. По агломераций в РФ можно выделить 22 наиболее крупные, которые стабильно развиваются. В нашей стране преобладает моноцентрический тип формирования. Городские агломерации России в большинстве случаев находятся на индустриальном этапе развития, но их обеспеченность человеческими ресурсами достаточна для дальнейшего роста. По численности и этапу формирования они располагаются в следующей последовательности (первые 10):

  1. Московская.
  2. Санкт-Петербургская.
  3. Ростовская.
  4. Самарско-Тольяттинская.
  5. Нижегородская.
  6. Новосибирская.
  7. Екатеринбургская.
  8. Казанская.
  9. Челябинская.
  10. Волгоградская.

Число городских агломераций в РФ растет вследствие создания новых объединений, в которые не обязательно входят города-миллионники: слияние происходит за счет ресурсного показателя или промышленных интересов.

Мировые агломерации

Удивительные цифры и факты можно получить, изучая данную тему. Некоторые мировые агломерации имеют площади и численность населения, сопоставимые с аналогичными показателями целой страны. Общее количество таких субъектов подсчитать достаточно сложно, ведь каждый эксперт применяет определенную (выбранную им) группу признаков или же один из них. Но при рассмотрении десятки крупнейших можно рассчитывать на единодушие специалистов. Итак:

  1. Крупнейшая городская агломерация мира - Токио-Иокогама. Численность населения - 37,5 миллионов человек (Япония).
  2. Джакарта (Индонезия).
  3. Дели (Индия).
  4. Сеул-Инчхон (Республика Корея).
  5. Манила (Филиппины).
  6. Шанхай (КНР).
  7. Карачи (Пакистан).
  8. Нью-Йорк (США).
  9. Сан-Паулу (Бразилия).

Проблемы городских агломераций

При всех положительных моментах развития экономики, культуры, производства и науки, существует достаточно большое количество недостатков, которыми характеризуются мегаполисы. Во-первых, большая протяженность коммуникаций и постоянно возрастающая нагрузка (при активной застройке) приводит к проблемам в ЖКХ, соответственно, понижается уровень комфорта горожан. Во-вторых, транспортно-логистические схемы не всегда обеспечивают должный уровень скорости перевозок грузов и людей. В-третьих, высокий уровень загрязнения окружающей среды (воздух, вода, почва). В-четвертых, агломерации привлекают большую часть работоспособного населения из малых городов, которые не являются их спутниками. В-пятых, сложность административного управления большими территориями. Данные проблемы известны каждому городскому жителю, а для их устранения необходима длительная и трудоемкая работа всех городских структур.

Введение

1 Понятие городской агломерации

1.1 Иерархия городских систем

1.4 Проблемы больших городов

2 Крупнейшие городские агломерации мира

2.1 Зарубежная Европа

2.2 Зарубежная Азия

2.3 США и Латинская Америка

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Город - одно из величайших и самых сложных творений человека. Облик городов – каменная летопись человечества – хранит память о важнейших событиях мировой истории. Города – главная арена политических, экономических, социальных процессов, совершающихся в современном мире, место сосредоточения наибольших ценностей, созданных трудом человека.

Как и почему растут города? Как раскрыть загадочную тайну пространственной концентрации городов в разных точках земного шара? Какова их внутренняя структура? Эти вопросы волнуют всех людей и составляют профессиональную задачу географического изучения городов.

Целью курсовой работы является рассмотрение крупнейших городских агломераций, путей их формирования и развития.

Задачи данной работы состоят:

· в выявлении особенностей структуры и формирования крупнейших городских агломераций;

· в рассмотрении иерархии городских систем;

· в определении проблем городов.

Городские агломерации – развивающаяся форма расселения и территориальной организации хозяйства. Сосредоточивая в себе огромный научно-технический, производственный и социально-культурный потенциал, они являются основными базами ускорения научно-технического прогресса и оказывают большое влияние на окружающие их обширные территории, поэтому их изучение на сегодняшний день особенно актуально.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы и включает в себя одну таблицу. Она написана на 28 страницах. Первая глава включает в себя четыре подглавы, вторая – три. Для написания данной работы использовалось восемь различных источников литературы.


1. Понятие городской агломерации

В исторической эволюции форм расселения на смену традиционным типам населенных мест - городским и сельским поселениям, развивающимся относительно автономно, - все более приходят новые «групповые» формы высококонцентрированного расселения, образующиеся при сближенном размещении поселений и формировании между ними интенсивных связей. Таковы городские агломерации – быстро развивающиеся во всём мире скопления населенных мест, состоящие нередко из десятка, а иногда из сотен населенных пунктов, включая и сельские поселения, тесно связанные друг с другом. Единой терминологией для обозначения этих скоплений населения не существует. Наряду с термином «городская агломерация» употребляют термины «локальные системы расселения», «районы больших городов», «групповые системы расселения», «созвездие городов».

Наиболее распространенный термин «городская агломерация» не вполне удачен . В технологии промышленного производства агломерация означает «образование крупных кусков (окускование) из мелкой руды и пылеватых материалов путем спекания». В экономической литературе термином «агломерация» характеризуется территориальное совмещение, концентрация в одном месте промышленных предприятий.

Термин «агломерация» применительно к расселению был введен французским географом М. Руже , согласно которому агломерация возникает тогда, когда концентрация городских видов деятельности выходит за пределы административных границ и распространяется на соседние населенные пункты.

В отечественной литературе понятие городской агломерации использовалось, и достаточно широко, уже в 10-х 20-х гг., хотя и под разными именами: это и «хозяйственный округ города» А.А. Крубера, и «аггломерация» М.Г. Диканского, и «экономический город» В.П. Семенова-Тян-Шанского.

Существует и множество определений слову «агломерация».

По Н.В. Петрову городскими агломерациями называются компактные скопления территориально сосредоточенных городов и других населенных мест, которые в процессе своего роста сближаются (иногда срастаются) и между которыми усиливаются многообразные хозяйственные, трудовые и культурно-бытовые взаимосвязи .

Е.Н. Перцик дает другое определение: городская агломерация – система территориально сближенных и экономически взаимосвязанных населенных мест, объединенных устойчивыми трудовыми, культурно-бытовыми и производственными связями, общей социальной и технической инфраструктурой, - качественно новая форма расселения, она возникает как приемник города в его компактной (автономной, точечной) форме, особый продукт современной урбанизации . А крупные городские агломерации – это важнейшие ареалы, в которых концентрируются прогрессивные отрасли промышленности, административно-хозяйственные, научные и проективно-конструкторские организации, уникальные учреждения культуры и искусства, наиболее квалифицированные кадры.

Границы городской агломерации подвижны во времени благодаря изменению важнейшего параметра агломерации – дальность ежедневных передвижений от места жительства к местам приложения труда: в рамках пространственной самоорганизации этих передвижений их дальность растёт пропорционально увеличению скорости средств транспорта, а затраты времени увеличиваются незначительно.

Для развития городских агломераций характерны: наращивание гигантских городских скоплений, включающих безостановочно растущие и расползающиеся ядра, вовлекающие в свою орбиту все новые территории, концентрация в них больших масс населения; быстрое развитие пригородов и постепенное (хотя и не везде явно прослеживаемое) перераспределение населения между городами-центрами и пригородными зонами; привлечение сельского населения к несельскохозяйственному труду, в особенности в городской местности; маятниковые миграции и систематические передвижения людей в пределах агломераций на работу, к местам учебы, культурно-бытового обслуживания и отдыха, приобретающие беспрецедентный масштаб.

Е.Н. Перцик предлагает различные критерии городских агломераций: плотность городского населения и непрерывность застройки; наличие большого города-центра (как правило, с населением не менее 100 тыс. человек); интенсивность и дальность трудовых и культурно-бытовых поездок; удельный вес несельскохозяйственных рабочих; доля работающих вне места жительства; количество городских поселений-спутников и интенсивность их связей с городом-центром; число телефонных разговоров с центром; производственные связи; связи по социально-бытовой и технической инфраструктуре (единые инженерные системы водоснабжения, энергоснабжения, канализации, транспорта и пр.) . В ряде случаев принимают в качестве критерия комбинацию признаков, в других – ориентируется на один из них (например, выделяют границы агломерации по 1,5- или 2-часовым изохронам трудовых передвижений от города-центра).

1.1 Иерархия городских систем

Города растут и развиваются. В некоторых случаях из ранее небольших городов образуются мегагорода, население которых часто выше 8 млн. человек.

Эволюция форм расселения под воздействием процессов развития и концентрации производства приводит к сближению и срастанию агломераций, формированию мегалополисов – урбанизированных зон надагломерационного уровня, включающих обширные территории (город à агломерация à урбанизированная зона à урбанизированный район à мегалополис).

Итак, выделяют пять основных иерархически соподчиненных форм урбанизированного расселения (по Ю.Л. Пивоварову) :

1. Компактный город (в его традиционной форме) – основной элемент расселения на начальных этапах урбанизации страны или района. Согласно «Словарю общегеографических терминов», под городом понимают: «совокупность обителей, инкорпоративных (т.е. зарегистрированных в качестве учетной единицы) и управляемых мэром или ольдерменом». Под городом в Дании понимают населенный пункт, насчитывающий свыше 250 жителей, в Японии – 30 тыс., в России от 5 до 12 тыс. жителей.

2. Агломерация – (от лат. agglomero – присоединяю, накапливаю) элементарная форма развитого группового расселения. Она представляет скопление вокруг центра (большого города) близко расположенных городских и сельских поселений, объединенных интенсивными и устойчивыми связями. Агломерация рассматривается нами для районов с большим потенциалом развития в качестве этапной формы в переходе от автономного города к более сложным формам расселения.

3. Урбанизированный (метрополитенский) район – основной структурный элемент расселения в перспективе. Под ним подразумевается сравнительно обширный ареал, ядро которого составляют обычно несколько агломераций с их окружением, объединенные общими функциональными и морфологическими признаками. Эта социально-пространственная форма расселения основана на комплексной планировке обширных территорий, на специализации и четком выделении функциональных зон. Включает в себя собственно агломерацию и территории обширного столичного региона.

4. Урбанизированная зона – наиболее крупное звено (объединяющее несколько элементов) в перспективной пространственной структуре расселения страны. Это территория с высокой плотностью городских поселений и большим удельным весом городского населения. Урбанизированная зона выделяется интенсивностью развития городских поселений (а не их количеством).

5. Мегалополис (от греч. megalu – большой, polis – город) – наиболее крупная форма расселения. Это обширные урбанизированные зоны полосовидной конфигурации, которые образуются в результате фактического сращивания многих соседних агломераций разного ранга. Обычно такие урбанизированные полосы протягиваются вдоль важнейших транспортных магистралей и полимагистралей, или своего рода экономических осей.

1.2 Пространственная структура городских агломераций

В городских агломерациях при существенных особенностях их планировочной структуры и административного деления могут быть выделены принципиально различающиеся зоны, что позволяет рассматривать эти зоны как типичные и функционально закономерные образования .

1. Историческое ядро города – очень небольшая по размерам территория, в которой сосредоточены наиболее выдающиеся в архитектурно-историческом отношении сооружения, административный культурный и деловой центры агломерации. Таковы исторический центр Москвы в пределах Садового кольца; центральное ядро Лондона, включающее Сити, Вестминстер и Вест-Энд; южная часть графства Нью-Йорк, занимающего территорию о-ва Манхаттан. Для исторических центров европейских столиц характерны очень плотная застройка, складывавшаяся в течение многих веков; унаследованная от исторического прошлого радиально-кольцевая или близкая к ней планировка; постепенное вытеснение жилой застройки зданиями правительственного или делового значения; широкое развитие торговых учреждений, отелей, музеев и т.д. Дневное население резко превышает ночное.

2. Центральная зона города включает помимо исторического ядра ближайшую к нему интенсивно застроенную территорию, сформировавшуюся в европейских столицах в основном до середины XIX в. и позднее охваченную кольцом железных дорог, вокзалов, промышленных территорий. В следующие десятилетия эта зона существенно трансформировалась, но в значительной мере еще сохраняет старую планировку, здесь много ценных сооружений. По мере роста и территориального расширения административных, деловых, культурных, научных, торговых функций столиц эта зона все более перестраивается, подвергается перепланировке, приобретает функции центра. К центральным районам столиц могут быть отнесены: центральная планировочная Зона Москвы, департамент Париж в черте старых крепостных стен, центральная зона Петербурга до Обводного канала, включая Васильевский остров, Петроградскую сторону. Для центральных зон в целом характерно значительное превышение численности дневного населения над ночным, постепенное снижение численности постоянного населения.

3. Внешняя зона города в Москве и Петербурге административно включена в город, в Париже выделена в так называемый «первый городской пояс», в Лондоне к периферийной зоне города может быть отнесен внешний пояс «старых пригородов». В настоящее время основная часть населения столичных городов сосредоточена в периферийных зонах и по мере того, как вся территория этих зон заполняется сплошной застройкой, их население растет, но затем обнаруживает объективную тенденцию к снижению и экспансии за пределы городской черты.

4. Большой город (или ядро агломерации, урбанизированная зона агломерации, город с первым внутренним поясом пригородной зоны). Примером может быть Петербург с поселениями, подчиненными городу, Парижская «агломерация в широких границах», «Большой Лондон» с первым внутренним метрополитенским поясом, Большой Нью-Йорк – урбанизированный ареал Нью-Йорк.

5. Пригородная зона образует вместе с городом более широкое образование, которое можно рассматривать как агломерацию. Таковы Московская и Петербургская агломерации, Лондонский метрополитенский район. Важно различать территории агломераций, охватывающие столичные города и их пригородные зоны, «ядра агломераций», включающие столичные города и внутренние кольца пригородных зон. Условно эти « ядра» агломераций можно было бы назвать «Большой город» (Большая Москва, Большой Лондон, Большой Нью-Йорк). Для всех агломераций в целом характерны: последовательное смещение населения от внутренних колец агломерации к внешним; сильное развитие маятниковых миграций, постепенно затухающих по мере удаления к периферии агломерации и особенно интенсивных в ее ядре, развитие городов-спутников во внешних кольцах.

6. Внешняя зона столичного региона. Под столичным регионом следует понимать зону, на которую распространяется непосредственное и интенсивное влияние столицы и необходимы связанные с ней целенаправленные градостроительные мероприятия; однако здесь перестает действовать важнейший градостроительный параметр, конструирующий агломерацию, - ежедневные маятниковые трудовые передвижения. Внешняя зона становится ареной крупных мероприятий по развитию систем городов – «контрмагнитов», способствующих разгрузке агломерации, по созданию рекреационных зон, сельскохозяйственных баз и т.п. К столичным регионам могут быть отнесены: к Московскому региону – Москва и Московская область; Лондонскому – юго-восток Англии; Нью-Йорскому региону – район ассоциации районной планировки Нью-Йорка.

1.3 Пути формирования агломерации

Формирование агломерации «от города». По достижению определенного «порога» (на что сильно влияет размер города, его народохозяйственный профиль, локальные и региональные природные условия) динамично развивающийся крупный город ощущает все большую потребность в новых ресурсах развития – территорий, источниках водоснабжения, инфраструктуре. Однако в пределах городской черты они оказываются исчерпанными или близкими к исчерпанию . Дальнейшее сплошное (периметральное) расширение городской территории сопряжено с негативными последствиями.

Поэтому центр тяжести развития объективно перемещается в окружающий город район. Возникают поселения-спутники (чаще всего на основе существующих небольших населенных пунктов) различного профиля. По существу, это частички большого города, который, становясь центром агломерации, создает систему дополнений и партнеров. С одной стороны, все то, что не помещается в городе, «выплескивается» за его пределы. С другой – многое из того, что стремится к нему извне, оседает на подступах. Таким образом, агломерация формируется двумя встречными потоками.

В одних случаях объекты, составляющие градообразующую базу спутников (промышленные предприятия, испытательные полигоны, научно-исследовательские лаборатории, конструкторские бюро, сортировочные станции, склады и т.д.) как бы отпочковываются от сложившегося народохозяйственного комплекса города. В других – они возникают в ответ на потребности города и страны, создаются усилиями разных отраслей хозяйства, будучи привлечены благоприятными условиями развития в окружающем город районе.

Развитие агломерации «от района». Характерно для ресурсных зон, в местах развития добывающей промышленности, где при разработке крупных месторождений обычно возникает группа поселков сходной специализации. С течением времени один из них, расположенный удобнее других по отношению к ареалу расселения и имеющий лучшие условия для развития, притягивает к себе объекты неместного значения. Он становится организационно-хозяйственным и культурным центром, в нем развивается наука и конструкторско-проектное дело, сосредоточиваются предприятия стройиндустрии и транспортной организации. Все это определяет его приоритетный рост и постепенное возвышение в территориальной группе поселений, которые со временем приобретают по отношению к нему роль спутников.

Так возникает город, который берет на себя функции центра агломерации. У его спутников под влиянием основной «профессии» преобладает замкнутый трудовой баланс: жители поселка работают в основном на расположенном здесь же, в поселке предприятии. Поэтому трудовые связи с городом-центром в образованиях рассматриваемого типа слабее, чем в агломерациях, развивающихся «от города» . По мере дальнейшего роста и усиления многофункциональности города-центра различия между агломерациями описанных двух категорий ослабевают, хотя остается существенная разница в характере использованной территории.

1.4 Проблемы больших городов

Повсеместный и неудержимый рост больших городов и агломераций заставляет задуматься над внутренними закономерностями и причинами этого явления, выявить недостатки такой формы расселения и оценить ее подлинные достоинства.

Важнейшие недостатки больших городов и в известной степени больших городских агломераций хорошо известны:

1. Необычайное усложнение транспортных проблем. Насыщенность больших городов автомобильным транспортом увеличивается, тогда как скорость движения его движения снижается обратно пропорционально.

2. Происходит удорожание инженерного оборудования;

3. Загрязнение окружающей среды, в первую очередь воздуха. По данным химических исследований, шлейф загрязняющего и теплового воздействия крупных городов прослеживается на расстоянии до 50 км, охватывая площадь в 800-1000 км 2 . При этом наиболее активное воздействие проявляется на площади, превышающей площадь самого города в 1,5-2 раза. Такие города, как Лос-Анджелес, Мехико, не случайно получили прозвище «смогополисов». Не случайно родился и шуточный совет горожанам: «Пусть каждый дышит меньше и в только случае крайней необходимости».


Всё в этом мире имеет свойство изменяться. Причем иногда эти изменения происходят очень стремительно. Еще столетие назад большинство жителей планеты проживали в селах. Сегодня же города становятся локомотивами научно-технического прогресса, центрами экономической, политической и культурной жизни. Города увеличиваются в своих размерах, разрастаются и в конце концов сливаются друг с другом, формируя крупные агломерации.

Значение слова «агломерация»

Этот термин на сегодняшний день используется в трех научных дисциплинах - биологии, геологии и урбанистике. Однако считается, что первоначально он появился в лоне геологической науки.

В геологическом деле агломерация - это термическая обработка руды и рудного концентрата.

Позже этот термин перекочевал в социальную географию, урбанистику и демографию. Здесь, по аналогии, агломерация - это слияние городских поселений в единое целое. Во второй половине ХХ века урбанисты начали активно использовать это слово для обозначения общих мировых тенденций, спровоцированных процессами глобальной урбанизации.

Городская агломерация

Города увеличиваются, обрастают новыми заводами и предприятиями, привлекают к себе все большее количество новых жителей. Как результат - на окраинах строятся всё новые и новые жилые кварталы, спальные районы… Незаметно для себя и для своих жителей город начинает «поглощать» некогда самостоятельные села и поселки, расположенные рядом. Так рождается процесс соединения.

Агломерация - это компактное слияние нескольких городов, которые отныне становятся единым целым, одной органичной системой со своими внутренними устойчивыми связями.

Чтобы более живо представить себе, что такое агломерация, вообразите, что вы поднимаетесь на самолете высоко в небо в ясную безоблачную ночь. Посмотрев вниз, вы увидите на земной поверхности, в некоторых её участках, плотные и яркие световые сгустки, обозначающие места компактной городской застройки. Именно по этим пятнам света и можно определить крупнейшие городские агломерации.

Все агломерации делятся на два типа:

  • моноцентрические (те, которые сформировались вокруг одного крупного ядра);
  • полицентрические (сформировавшиеся из нескольких центров).

Исторический аспект

Процесс формирования городских агломераций очень интересный и порой неожиданный. К примеру, город Васильков, основанный в 988 году, когда-то был таким же важным городом Киевской Руси, как и Киев. Сегодня же он является всего лишь частью крупной Киевской агломерации.

Самые первые агломерации, как ни странно, появились еще в древнем мире. Это были Рим, Александрия и Афины. В 17-м веке к числу городских агломераций присоединился Лондон и Париж. Правда, это были крохотные (по современным меркам) агломерации, насчитывающие всего 700 тысяч жителей.

В начале ХХ века кварталы зданий, тянущиеся вдаль на много километров, казались совершенной дикостью. Сегодня же это воспринимается весьма прозаично. Более того, дети из крупных мегаполисов могут годами не видеть леса, широкого поля и обычной деревни. Всё это - реалии нашего века.

К 1970 году в США уже существовало 16 крупных агломераций, в которых было сконцентрировано около 40% населения страны. Однако агломерации продолжают расти и в наши дни! И если раньше сливались друг с другом отдельные города, то сегодня уже срастаются целые городские агломерации. Ученые уже даже придумали название и для этого феномена - конурбации.

Формирование российских агломераций

Все агломерации России - детища ХХ столетия. Раньше условий для их формирования просто не было. Неким исключением здесь можно считать лишь Санкт-Петербург, агломерация которого начала формироваться несколько ранее.

На рубеже 19-20-го веков, в эпоху индустриального бума, возле крупных городов России стали возникать заводы и фабрики. Поселки, закономерно возникающие рядом, стали основой для будущих городов-спутников. Так, вокруг Москвы уже в начале ХХ века «родились» Мытищи, Люберцы, Кусково, Орехово-Зуево и другие.

Крупнейшие агломерации в России

По современным российским нормативам, агломерация - это группа населенных пунктов с населением в её центральном городе (ядре) не менее 100 тысяч жителей. При этом на расстоянии в 1,5-часовой транспортной доступности от него должно находиться еще как минимум два города или поселка.

В России доминируют моноцентрические агломерации с одним центральным городом-ядром. Такой центр, как правило, намного превосходит свое окружение как по размерам, так и по уровню экономического развития. Для российских агломераций не чужды общемировые характеристики и тенденции: высокая плотность населения, высокая степень индустриализации, а также обилие научных и учебных комплексов.

На сегодняшний день в России насчитывается 22 агломерации-миллионера (то есть в каждой из них живет свыше одного миллиона человек). Самая крупная российская агломерация, само собой разумеется, - Московская с населением около 16 миллионов человек. За ней следует Санкт-Петербургская (приблизительно 5,5 миллиона), Ростовская (около 2,5 миллиона), Самарско-Тольяттинская (2,3 миллиона), Екатеринбургская и Нижегородская (по 2 миллиона жителей в каждой агломерации).



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта